Кратко пифагор и пифагорейцы: Философия Пифагора и пифагорейцев: учение, основные идеи кратко

3.9. Философия пифагорейцев

ПИФАГОРЕЙЦЫ — последователи Пифагора

(2-я половина VI — начало V вв. до н.э.), древнегреческого философа и математика, основавшего в греческом городе Кротоне религиозный союз

Характерные черты пифагорейской школы

  • Возникла она как некое братство или религиозный орден, подчиненный строгим правилам общежития и поведения.

  • Учение воспринималось как тайна, знать которую позволялось лишь адеп­там и разглашение которой строжайше запрещалось.

  • Пифагорейский союз представлял собой реакционную партийную органи­зацию аристократии.

Основные положения философии пифагорейцев

  • Истинное мировоззрение, по Пифагору, покоится на трех основах: морали, религии и знании. Мораль Пифагора — это мораль аристократа. Задачи науки подчинены интересам религии.

  • Первопричина всего сущего — число. Все в природе измеряется, подчиняет­ся числу, в числе — сущность всех вещей; познать мир, его строение, его закономерность — это значит познать управляющие им числа.

  • Учение о противоположностях оформляется в систему метафизически по­нятых противоположностей (предел и беспредельное, нечет и чет. единое и множество, правое и левое, мужское и женское, покоящееся и движущееся, прямое и кривое, свет и тьма, хорошее и дурное, четырехугольное и разно­стороннее). Основное философское значение имеет противоположность пре­дельного и беспредельного, определяющая все другие противоположности.

3.10. Философия элеатов

ЭЛЕАТЫ — представители элейской философской школы, существовавшей в VI—V вв. до н.э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии.

Представители: Ксенофан, Парменид, Зенон и Мелисс

Основные положения философии элеатов

  • Все философские мировоззрения, с точки зрения Парменида, покоятся на одной из трех основных предпосылок: 1)

    только бытие есть, небытия нет, 2) не только бытие, но и небытие существует и 3) бытие и небытие тождественны!. федельной общности (бытие, небытие, движе­ние).

  • Единое бытие понимается элеатами как непрерывное, нераздельное, оди­наково присутствующее в каждом мельчайшем элементе действительности, исключающее количественную множественность вещей и их движение (апо­рии Зенона о невозможности движения). Множественность и движение не могут быть мыслимы без противоречия, и поэтому они не суть бытие.

  • В познании элеаты разграничивают истину, основанную на рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях. Последние знакомят нас лишь с видимостью вещей, но не дают знания их истинной сущности. Только разум может постичь истину о мире, исходя из тождества мышления и бытия.

  • В понятии бытия, как его осмыслили элеаты, содержится три момента: 1) бытие есть, а небытия нет; 2) бытие одно, неделимо; 3) бытие познавае­мо, а небытие (видимость) непознаваемо: его нет для разума, а значит, оно не существует.

Первую философскую концепцию бытия выдвинули досократики. для которых бытие совпада­ет с материальным, неразумным и совершенным Космосом. Одни из них рассматривали бытие как неизменное, единое, неподвижное, самотождественнос (Парменид), другие — как непре­рывно становящееся (Гераклит). Бытие противопоставляется небытию. Различается бытие «по ис­тине* и бытие -»по мнению», идеальная сущность.

Пифагор и философия пифагорейцев

Считается, что Пифагор впервые назвал себя не просто мыслителем, а философом, создав термин, который с греческого можно перевести как «любитель мудрости». Его знают как философа, математика, мистика, политического деятеля и основателя религиозно-политического течения – пифагореизма. Имя мыслителя переводится как «убеждающий речью», и он в полной мере оправдал это, собрав множество преданных учеников и основав собственную школу. Философия Пифагора многогранна и представляет большой интерес.

Биография

Современной науке неизвестна точная дата, когда родился Пифагор. По мнению историков, наиболее вероятным можно считать 580 год до нашей эры. Местом рождения стала Греция, остров Самос. Известны имена его родителей: отца звали Мнесархом, и он занимался обработкой золота, а мать – Партенией, или Пифиадой. Есть мнение, что у философа было еще два младших брата, которых звали Тиррен и Эвност, чья биография не была задокументирована.

Существует легенда, которая гласит, что родители будущего мыслителя во время свадебного путешествия отправились в Дельфах, где им повстречался местный оракул. Тот сообщил им, что вскоре у пары родится сын, которому предречено стать мудрецом. Пророчество быстро сбылось, и сына нарекли Пифагором в честь Пифии – жрицы бога Аполлона. Чтобы способствовать осуществлению пророчества, отец мальчика окружил его заботой и помог получить лучшее образование, а также создал алтарь богу Солнца.

С раннего детства, Пифагор заинтересовался наукой и проявлял уникальные способности. Обучал его музыке, живописи, риторике, чтению и письму – Гермодамант. Когда мальчику исполнилось 18 лет, его следующим наставником был Ферекид Сиросский, от которого будущий философ получил знания по медицине, физике, космологии и другим наукам.

Прожив несколько лет на Лесбосе, Пифагор отбыл в город Милет, чтобы брать уроки у Фалеса, который был основателем первой греческой школы, где преподавали философию. Затем, Пифагор продолжил образование в Египте, приобщаясь к тайнам жрецов и сам становясь одним из них.

Начало Персидской войны остановила путь развития и образования философа, потому что он был пленен и провел время плена в Вавилоне. Там он познакомился с персидскими магами, приобщившими его к мистическим ритуалам, астрономии и арифметике. В этот же период он изучает взгляд восточных народов на медицину и врачевание. Персы считали, что перечисленные науки имеют магическое происхождение, и это мнение перенял и Пифагор, основав на нем философские и математические теории.

Узнав про ученого пленника, спустя 12 лет после начала войны, персидский хан освободил Пифагора. Тогда мудрец вернулся в родной город, чтобы учить современников наукам. Он давал уроки на открытом воздухе, и присутствовать на них мог каждый желающий. Но ученики получали испытательный срок, который продолжался до пяти лет. Во время этого срока им запрещалось задавать вопросы во время занятий. Многие видные политики, историки, астрономы и ученые того времени были воспитанниками Пифагора. Современные математики до сих пор пользуются открытиями философа: теоремой Пифагора и таблицей умножения, которая изначально именовалась таблицей Пифагора.

В это же время, на шестом десятке лет, он встречает будущую супругу – Феану. Позже она родила ему сына и дочь. По некоторым источникам, жена Пифагора была дочерью его друга, мыслителя Бронтина.

Во время демократического восстания в Кротоне, где находилась школа Пифагора, философ уехал в город Метапонт. Как он погиб, неизвестно. По одной из версий, его убил тот, кому он отказал в проведении оккультического обряда. По другой версии, его убили во время стычек с мятежниками. Считается, что смерть настигла его в возрасте около 90 лет.

Пифагорейский союз

Известность Пифагор получил, проживая в Кротоне. В этот город он попал, желая сбежать от тирании правителя Поликарпа. Здесь он основал Пифагорейский союз, который стал не только философской школой, но и политической и религиозной организацией, которая стремилась влиять на нравственные взгляды современников мыслителя.

Умея привлекать к себе внимание за счет харизмы и незаурядных личных качеств, Пифагор быстро набрал учеников. Он был талантливым политическим оратором и проповедовал высокие нравственные идеи и жизненные принципы.

Будучи мистиком, Пифагор придумал специальные таинства для посвящения новых членов в пифагорейское братство. Пройдя жесткий отбор, новые последователи получали право слушать Пифагора издалека, не задавая никаких вопросов и видя его только через занавес. Их развитие осуществлялось через прослушивание очищающей музыки и аскетическую жизнь. Новички принимали обет молчания, чтобы получить возможность больше думать.

Пифагорейцы придерживались следующих жизненных принципов, которые Пифагор провозглашал как основу нравственности:

  • избегание хитростей;
  • отсечение невежества от души и болезней – от тела;
  • отказ от роскошества;
  • пресечение любых ссор.

Добиваться в жизни следовало только трех вещей:

  • прекрасного и славного;
  • полезного;
  • приносящего наслаждение, но наслаждение праведное, а не пошлое.

Пифагор требовал от последователей соблюдения общечеловеческих ценностей, поощряемых и в наши дни различными конфессиями. Был список дел, которые ученики философа должны были делать по утрам:

  • чтение стихов;
  • выполнение мнемонических упражнений;
  • встреча восхода солнца у моря;
  • купания и прогулки;
  • воздаяние почестей божествам.

В Пифагорейском союзе можно было выучиться психологии и медицине. Там были выработаны методики для развития ума, наблюдательности и памяти. Пифагор считал важным способствовать не только физическому, но и духовному развитию людей. Он выработал понятие «калокагатии», которое означает идеал гармоничного человека, в котором сочетаются прекрасное, или эстетическое, и этическое начала.

Философия Пифагора

Школа пифагорейцев, основанная мыслителем в 6-4 веке до нашей эры, стала главным его наследием. В ней заключены основные постулаты философии Пифагора. Главная идея его философии – в том, что вселенная является «великолепным порядком», или космосом. Весь мир, по мнению пифагорейцев, представляет собой, подчиняющееся закону гармонии и законам чисел, целым. Это целое – упорядоченное.

Сложность в изучении философии Пифагора заключается в том, что мыслитель не вел записи и проводил лекции устно. Большинство данных дошло до наших дней благодаря его последователям.

Пифагорейская философия базируется на двух столпах:

  • мистические учения и религия;
  • научные знания.

Учение также выделяет категорию двух противоположностей:

  • беспредельного;
  • предельного.

Первое не может быть единым началом всех вещей, иначе второе не могло бы существовать вовсе. Был составлен список, в который вошли все существующие на планете и в космосе противоположности:

  • беспредельное и предельное;
  • правое и левое;
  • спокойствие и движения;
  • светлый цвет и темный;
  • один и множество;
  • четные и нечетные цифры;
  • мужское и женское;
  • прямое и кривое;
  • квадратное – в форме вытянутого прямоугольника;
  • добро и зло.

На стыке перечисленных противоположностей, рождается мировая гармония. Закон, которому подчиняется мироздание, гласит, что измерить и осознать цельность единого со множеством можно только посредством чисел. Числа являют начало всем мерам. В числах сосредоточена звуковая гармония, подчиняющаяся математическим законам.

В философии Пифагора содержатся не только рассуждения о мудрости, но и перечисление жизненных принципов, которые должно иметь каждому человеку. Развивая эту философию, последователи мыслителя занимались математической наукой. Они признали, что все, что в мире существует, имеет математическое начало, выраженное цифрой. Проводится аналогия между нею и материальными вещами. Причем некоторые числа характеризовали качества ума или души человека, другие определяли справедливость.

Пифагор также считал, что его последователи должны вести правильный образ жизни. Нельзя было употреблять продукты животного происхождения, особенно такие внутренности, как сердце – ведь в нем заключена жизнь живого существа. В список запрещенной пищи попали и бобы, потому что легенда гласила, что они созданы при помощи крови Диониса-Загрея. Алкогольные напитки, невежественное поведение и бранные слова тоже были исключены. Так пифагорейцы очищали душу и тело. Описанные принципы не распространялись на тех учеников, которые ставили перед собой целью только изучить точные науки. Принципам следовал лишь круг избранных, «просвещенных» учеников.

Пифагорейское учение о числах

Нумерология является важной частью философии Пифагора и его последователей. Познание природы и смысла чисел мудрец связывал с познанием сути явлений и предметов. Каждая категория бытия получила числовое свойство, в том числе такие явления, как смерть, болезнь, переживание страданий и прочие.

Пифагор первый разделил все числа на четные и нечетные. Он считал, что квадрат любого числа символизирует мирские равенство и справедливость. Смерти он «отдал» число восемь, а девять – постоянству. Женский пол приравнивался им к четным числам, а мужской – к нечетным. Цифра пять принималась за символ брачных уз. С помощью магии чисел он учил определять совместимость влюбленных друг с другом, заглядывать в их будущее.

Зная истинное значение чисел, люди могут влиять на все общество и окружающую действительность. При этом в основе всего – геометрические представления о числах. Так, число «один» является точкой, если к ней добавить еще одну, то между ними можно провести прямую, в то время как три точки могут стать плоскостью. Диагонали правильного пятиугольника образуют пифагорейскую звезду, которая стала символом школы Пифагора.

Такая звезда является символом жизни, потому что очень распространена в живой природе – например, форму звездчатого пятиугольника имеют цветы незабудок и яблонь. Но такой пятиугольник никогда не встречается в явлениях неживой природы. Он защищает живое от окаменения и кристаллизации.

Не только математические построения, но и всю действительность пифагорейцы сводили к числам. Математической окраской, по их мнению, обладали любые политические, социальные, физические и религиозные явления. Можно сказать, что Пифагор философию свел к математике, потому что на ней базируется введенная им система мировоззрения. Все, что можно познать в мире, познается через числа. Соединение с божественным началом возможно только через математические догмы.

Гармония в пифагорейской философии

Представления Пифагора о гармонии находятся в неразрывной связи с учением о числах. Гармонию он видит в делении всего сущего на четное и нечетное. Первое является неограниченным, а второе –ограниченным. Деление начинается с числа «два», а «три» символизирует примирение противоположностей.

Отдельные предметы несовершенны, совершенными они становятся только в единстве со своими противоположностями. Смысл гармонии – в примирении противоположностей, сглаживании несовершенств. Она проявляется в сочетании тонов, которые тоже представлены числами. В соответствии с этим утверждением, Пифагор вывел, что разница в тонах соответствует пропорциям, которые имеет длина струн музыкальных инструментов. Благодаря числам достигается гармония тонов и рождается прекрасная музыка.

Пифагорейское учение о вселенной

Пифагор стал первым, кто ввел слово «космос» в употребление, чтобы обозначить мироздание. Последнему, по мнению философа, были свойственны упорядоченность и симметрия, из которых проистекала красота. Он учил последователей тому, что познать красоту Вселенной дано лишь тем, кто держит в порядке свой собственный макрокосмос, являясь гармоничным человеком и ведя правильную жизнь.

Как и многие другие ионийские мудрецы, пифагорейцы ставили перед собой задачу объяснить, как произошло и устроено мироздание. Поскольку математика была наукой, тщательно ими изучавшейся, они подошли к разгадке этого вопроса ближе, чем их современники.

По мнению Пифагора и его учеников, центр вселенной представляет собой огонь, или монаду, которая равна единице. Этот огонь является первым и важнейшим небесным телом. Благодаря ему, родились другие небесные тела, порядок между которыми поддерживает эта центральная огненная сила. Планеты, находясь в беспредельном пространстве, притягиваются к монаде и таким образом обретают пределы.

Пифагорейцы считали, что вокруг этого огня движутся десять небесных тел в направлении от запада к востоку. Те тела, что находятся ближе к огню, именуются планетами, а расположенные в отдалении – неподвижными звездами. Луна, Земля и Солнце по этой системе отдалены от центра дальше всего.

Ученики школы Пифагора знали, что Земля ежедневно совершает круг. Они считали, что, когда Солнце и Земля оказывались по одну сторону центрального огня, в нашем мире наступал день. Когда же Солнце и Земля были противоположны друг другу, миром правила ночь. В зависимости от пути Солнца на Земле начинаются те или иные времена года.

Пифагор учил, что не только Земля окружена воздухом, но и другие небесные тела. А это означало, что на них также есть флора и фауна.

Гармония сфер

Особняком стоит теория Пифагора о гармонии сфер. Под ней философ подразумевал музыкальное звучание, присущее небесным телам, и музыкально-математические закономерности в космическом устройстве.

Пифагор говорил, что все небесные тела закреплены за невидимыми сферами и вращаются так же, как они. У каждого небесного тела есть своя сфера, первые семь сфер соответствуют семи планетам, а восьмая – неподвижным звездам. При вращении сферы производят прекрасную гармоничную музыку, которая и получила название «гармония сфер».

Пифагорейцы считали, что человеческое ухо невосприимчиво к этой музыке, потому что слышит ее с рождения и слишком привыкло к ней.

Через гармонию сфер объяснялась числовая природа мира. Пифагор утверждал, что душа человека, как и космос, гармонична, поэтому умение слышать музыку небесных сфер может стать лечебным для духа. Последователи мыслителя – например, Платон – усложнили это учение. Благодаря им, теория пережила античный мир и вошла в средневековые и западноевропейские учения об эстетике музыки.

Многие поэты и даже астрологи до нового времени верили в гармонию сфер и посвящали ей свои труды.

Пифагорейское учение о переселении душ

Философия Пифагора говорит, что душа заключена в телесную оболочку за совершенные грехи. Но, пока не разлучится с ним, душа любит тело и способна получать мирские впечатления лишь благодаря ему.

При смерти она освобождается из этой тюрьмы и открывает жизнь бестелесную, отправившись в лучший мир.

Лучший мир доступен только душам, которые установили при телесной жизни в себе достоинство и гармонию. Если человек прожил нечистую и негармоничную жизнь, его душа вернется обратно на землю и будет странствовать по телам зверей и людей, пока не достигнет гармонии.

Подобно восточным теориям, пифагорейская считает, что земная жизнь дана душе, чтобы та очистилась и подготовилась для другой жизни. Чтобы это произошло, человек при жизни должен соблюдать заповеди и принципы, заключающиеся в рекомендациях касательно правильного питания и нравственной жизни. Существовали также правила по захоронению умерших и те, которые регламентировали вид одежды для молитв.

Очищенная душа попадала в царство Аполлона, куда не было дороги негармоничному, нечистому и беспорядочному. Сокращению странствий души можно было способствовать путем проведения таинственных обрядов после смерти человека.

Сам Пифагор утверждал, что может узнать душу умершего в новом теле, если он знал его при жизни.

Философия Пифагора неоднозначна и полна мистики, но многие его открытия до сих пор остаются актуальными и признаются современными учеными верными.

Пифагор и пифагорейцы | Encyclopedia.com

Пифагор (ок. ок. 530 гг. до н. э.), греческий философ и математик, был одним из самых влиятельных и творческих мыслителей досократовского периода. Уроженец острова Самос у западного побережья Малой Азии, он, как сообщается, много путешествовал, но это невозможно проверить. Примерно в возрасте 40 лет он бежал с Самоса, чтобы избежать тирании Поликрата, и переселился в Кротон на юге Италии, где прожил 20 лет. Именно здесь он основал свое знаменитое общество. Его последние годы прошли в Метапонте, дальше на север от Кротона, где он умер в неизвестную дату. Пифагорейское общество просуществовало более века и окончательно исчезло в четвертом веке до нашей эры.

Сам Пифагор, видимо, ничего не писал, предпочитая устно передавать свои учения членам школы. Более того, члены общества якобы поклялись хранить в тайне свои доктрины, которые, если бы они были правдой, еще больше воспрепятствовали бы развитию письменной традиции. В результате большая часть знаний о пифагорейцах пришла косвенно через более поздних классических писателей. Кроме того, Пифагор пользовался таким уважением среди членов школы, что они регулярно приписывали ему свои идеи. Таким образом, несмотря на некоторое развитие традиции, трудно провести различие между учениями разных пифагорейцев. Даже Аристотель обычно ссылается на «пифагорейцев» как на общую группу, а не на самого Пифагора. Среди более поздних членов школы были Филолай, Еврит, Лисий, Ксенофил, Фантон, Эхекрат, Диокл, Полимнаст, Тимей из Локры и Архит из Тарента, друг Платона. Подлинность фрагментов, приписываемых Филолаю, ставится под сомнение.

Основные принципы. Пифагорейское общество было квазирелигиозным сообществом, посвященным очищению души и ее освобождению от «колеса рождения». Акцент на общественной жизни как на пути к самосовершенствованию, наряду с учением о переселении душ, возможно, происходил из более ранней орфической религиозной традиции. Члены общества были связаны многочисленными диетическими и другими практическими запретами на очищение души в соответствии с их верой в метемпсихоз. Помимо этих религиозных и аскетических аспектов, они также активно участвовали в политической жизни, что в конечном итоге привело к изгнанию общества из Кротона. Но прежде всего они придавали значение открытию и взращиванию знаний, отводя самое высокое место математике. Они считали преданность науке самой благородной формой очищения.

В отличие от гомеровской традиции, в которой душа является просто тенью человека, пифагорейцы считали, что душа — это человек и заключена в теле, тем самым вводя дихотомию душа-тело, которая позже стала столь заметной в мысли Платона. Это трудно согласовать с учением, также приписываемым пифагорейцам, что душа есть гармония или созвучие четырех элементов, составляющих тело. Они также рассматривали добродетель как гармоничную математическую пропорцию в человеческом действии.

Пифагорейская система основывалась на двойственности первоначал: ограниченном, как источнике определенности, и неограниченном, как источнике делимости. Вся Вселенная была гармонией этих двух принципов. Аристотель сообщает ( Meta. 986a 23–27), что некоторые члены школы расширили основную двойственность до таблицы десяти противоположностей: (1) ограниченное и неограниченное, (2) нечетное и четное, (3) единое и множество, (4) правое и левое, (5) мужское и женское, (6) неподвижное и движущееся, (7) прямое и изогнутое, (8) свет и тьма, (9)) хорошие и плохие, (10) квадратные и продолговатые.

Математические учения. Первым продуктом ограниченного и неограниченного было число один, которое, в свою очередь, является принципом всех количественных чисел. По свидетельству Аристотеля, пифагорейцы отождествляли число с физической вселенной. Этот последний момент трудно увидеть, и он был предметом многочисленных дискуссий.

Число и Вселенная. Теория, кажется, была основана на отождествлении или, по крайней мере, ассоциации арифметических чисел, геометрических объектов и физических тел. Аристотель предполагает ( Мета. 985b 31–986a 3), что открытие Пифагором того, что музыкальная гармония выражается в терминах отношений небольших целых чисел, побудило его сделать вывод, что все другие явления во Вселенной также имеют математическую природу. Более того, пифагорейцы обычно представляли числа, ставя камешек или точку для каждой единицы числа. Таким образом, число один стало точкой; два, линия; три, плоский треугольник; и четыре, тетраэдр. Возможно, из-за того, что первые четыре числа завершаются сплошной фигурой, которую можно отождествить с вытянутым телом, эти числа, расположенные в плоской треугольной конфигурации, стали священной фигурой, «тетрактисом», и суммой первых четырех чисел, то есть 10 было священным числом. Таким образом, пифагорейцы могли сказать, что вещи суть числа: числа были геометризированы, а геометрические сущности воплощены. Хотя эта теория может показаться странной и трудной для современного ума, она воплощает в себе надежду и идеал вечного повторения, то есть сведения физической вселенной к математической структуре. Многие из основоположников современной физической науки, особенно И. Кеплер и Г. Галилей, руководствовались тем же идеалом.

Типы чисел. Пифагорейцы характеризовались еще несколькими математическими учениями. Их различие между треугольными, квадратными и продолговатыми числами было основано на их практике представления числа соответствующей группой точек. Треугольные числа (3, 6, 10, 15 и т. д.) представляли собой суммы непрерывных рядов натуральных чисел, начинающихся с единицы и расположенных в виде треугольника. «Тетрактис» был, конечно, главным треугольным числовым узором. Квадратные числа (4, 9, 16, 25 и т. д.) представляли собой суммы нечетных чисел, начинающихся с единицы и расположенных в виде квадрата. Такие числа имеют рациональный квадратный корень. Продолговатые числа (2, 6, 12, 20 и т. д.) представляли собой ряды четных чисел, начинающиеся с двойки и расположенные в прямоугольнике. Каждое последующее дополнение к двум последним геометрическим узорам называлось «гномон».

Теорема Пифагора. Использование длин 3, 4 и 5 для построения прямоугольного треугольника восходит к самым ранним временам. Пифагору принадлежит заслуга универсализации этого соотношения в знаменитой теореме, до сих пор носящей его имя: квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов его сторон. Но это открытие было смешанным благословением для пифагорейцев. Ибо применение этой теоремы приводит во многих случаях к раскрытию несоизмеримых величин, то есть гипотенуза и стороны треугольника так связаны, что никакая единица измерения, сколь бы мала она ни была, не может делиться на них без дробного остатка. Фактически это было открытием иррациональных чисел, скандалом для пифагорейской космологии. Ибо если числа иррациональны,

значит так обстоят дела. Сообщается, что Гиппас из Метапонта утонул в море за то, что раскрыл это смущение. Решение этой проблемы несоизмеримости ускользнуло от пифагорейцев и пришлось ждать теории пропорций, разработанной Евдоксом в Академии. По-видимому, пифагорейцы знали только три из пяти правильных многогранников: куб, тетраэдр и додекаэдр. Открытие октаэдра и икосаэдра, наряду с использованием пяти правильных тел в качестве космологических принципов, было более поздним развитием Платона.

Астрономические виды. Пифагорейская астрономическая теория была одновременно гениальной и весьма влиятельной. Вселенная в целом окружена «безграничным дыханием», которое вдыхает вселенная подобно огромному животному. При вдохе это дыхание играет роль пустого пространства, разделяющего небесные тела. В центре вселенной находится центральный огонь, который по-разному называют очагом мира, сторожевой башней Зевса и матерью богов, которого мы никогда не видим, потому что он всегда на другой стороне земли. Небесными телами от центрального огня наружу являются противоземля (антихтон), земля, луна, солнце, Венера, Меркурий, Марс, Юпитер, Сатурн и неподвижные звезды. Противоземля, также никогда не видимая с нашей стороны земли, была, согласно Аристотелю, установлена ​​либо для того, чтобы привести небесные тела к священному числу 10, либо для того, чтобы объяснить, почему лунных затмений больше, чем солнечных. Небесные тела видны как отверстия в огненных колесах, которые вращаются в методическом темпе, создавая музыкальную гармонию небес, которую не замечают, потому что ее всегда слышно. Небесные тела периодически возвращаются к своей первоначальной ориентации в интервале времени, называемом пифагорейским Великим годом. Другими примечательными элементами теории были доктрина о сферичности Земли и различие между суточным движением небес на запад и более медленным движением планет на восток. Эти астрономические взгляды очень заметны в 9 платоновских0003 Тимей. Очевидно, что ранние пифагорейцы не ввели гелиоцентрическую гипотезу — честь, которую следует отдать Аристарху Самосскому (ок. 281 г. до н. э.).

Неопифагорейство. Первый век до н.э. увидел неопифагорейское возрождение, которое продолжалось во втором веке христианской эры. Упор в этом движении делался на религиозные и аскетические традиции старой школы, но не упускались из виду и интеллектуальные занятия. В результате получилось довольно эклектичное сочетание пифагорейства со стоическими, аристотелевскими и особенно платоническими элементами. Главными фигурами неопифагорейцев были Нигидий Фигул, Плутарх Херонейский, Аполлоний Тианский, Никомах Герасский, Нумений Апамейский и Филострат Лемносский.

См. также: греческая философия; наука (в древности).

Библиография: w. к. Гатри, История греческой философии (Кембридж, Англия, 1962–), т. 1. j. Бернет, Ранняя греческая философия (4-е изд., Лондон, 1930). Дж. е. ворон, Пифагорейцы и элеаты (Кембридж, Англия, 1948). е. л. minar, Ранняя пифагорейская политика на практике и в теории (Балтимор, Мэриленд, 1942). т. л. пустошь, История греческой математики, 2 т. (Оксфорд, 1921) 1: 65–117, 141–169; Аристарх Самосский: Древний Коперник (Оксфорд, 1913).

[р. Дж. blackwell]

Теодор Эберт, Пифагор и пифагорейцы. Краткая история

Теодор Эберт

Кан пытается отдать должное вкладу Пифагора и его последователей в греческую науку. Таким образом, он преуменьшает значение столь выдающегося религиозного деятеля в новаторском исследовании Беркерта «Знания и наука». Он считает трансформацию пифагорейских идей, которая, возможно, претерпела в Академии Платона, ключевой для развития пифагорейства в поздней античности, а также в спекуляциях эпохи Возрождения, например. грамм. Кеплер. Книга предлагает хороший обзор истории пифагорейства от его основателя до наших дней.

Цитировать Простой текст БибТекс Форматированный текст Зотеро EndNote Менеджер ссылок РефВоркс

Опции Отметить как дубликат Найдите его в Scholar Запросить удаление из индекса Лист регистраций изменений

Править

Почему Эвенус назван философом в Федоне 61c? Теодор Эберт — 2001 — Classical Quarterly 51 (2): 423-434.

Пифагор и ранние пифагорейцы. Леонид Жмуд — 2012 — Издательство Оксфордского университета.

ПИФАГОРЕЦЫ Ч. Х. Кан: Пифагор и пифагорейцы: краткая история . Индианаполис: издательство Hackett Publishing Company, 2001. Стр. xi + 195. Бумага. ISBN: 0-87220-575-4 (0-87220-576-2 хбк). [ОБЗОР] Джорджия Мачемер — 2003 — Классическое обозрение 53 (1):43.

Чарльз Х. Кан, Пифагор и пифагорейцы. Краткая история. [ОБЗОР] Ричард Маккирахан — 2002 —

Обзор философии 22:283-286.

Численный поворот философии: почему интерес пифагорейцев к числам действительно потрясающий. Кэтрин Роуэтт — 2013 — В Дирке Оббинке и Дэвиде Сайдере (ред.), Доктрина и доксография: Исследования Гераклита и Пифагора . Де Грюйтер. стр. 3-32.

Чарльз Х. Кан, Пифагор и пифагорейцы. Краткая история в обзоре Ричарда Маккирахана — 2002 — Обзор философии 22 (4): 283-286.

Жизнь Пифагора Ямвлиха, или Пифагорическая жизнь, сопровождаемая фрагментами этических сочинений некоторых пифагорейцев на дорическом диалекте и собранием пифагорейских высказываний Стобея и других. Томас Ямвлих и Тейлор — 1986

Пифагор и ранние пифагорейцы. [ОБЗОР] Reviel Netz — 2013 — Isis 104 (3): 606-607.

Пифагор: его жизнь, учение и влияние. Кристоф Ридвег — 2005 — Издательство Корнельского университета.

Пифагорейцы и элеаты.J. Э. Рэйвен — 1948 — Издательство Кембриджского университета.

Пифагорейцы и ессеи: структурные параллели. Джастин Тейлор — 2004 — Питерс.

Die Briefe des Pythagoras Und der Pythagoreer.Alfons Staedele, Alfons Städele & Pythagoras — 1980

Жизнь Пифагора. Кеннет Сильван Ямвлих и Гатри — 1919 — Platonist Press.

Conclusiones secundum Pythagoram et Hymnos Orphei: раннее современное восприятие древнегреческой мудрости. Георгиос Стейрис — 2014 — В К. Марицки — Гаджански (ред.), Античность и современный мир, Ученые, исследователи и толкователи, Труды Сербского общества по античности . Сербское общество древних исследований. стр. 372-382.

[Ямблиоу Халкидеос Тес Койлес Сириас Логой Дуо].

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *