Кратко культура первобытного общества: Культура первобытного общества

Культура первобытного общества

Первобытная история человечества длилась сотни тысяч лет и делится она на:

  • Каменный век ( $2$ млн. – $4$ тыс. лет до н.э.): палеолит, мезолит и неолит.
  • Бронзовый век (конец $2$ – начало $1$-го тыс. до н.э.) Ремесло отделяется от земледелия, появляются первые классовые государства.
  • Железный век (середина $1$-го тыс. до н.э.) Формируется неравномерное развитие мировой кульутры.

Замечание 1

Первые памятники искусства начали появляться в период позднего палеолита. К ним относятся живопись на скалах, пещерах, гравированные рисунки на камнях, изображающие животных, иногда человека. Позднее начинают появляться статуэтки с изображением женщины, символизирующие плодородие. Это важнейшие компоненты материальной культуры.

В эпоху палеолита возникают первые формы культуры. Ее первыми проявлениями стали каменные орудия. В эпоху мезолита начинают развиваться сюжетные композиции, на которых изображается человек.

В эпоху неолита первобытные люди обучились обжигать глину, что в дальнейшем привело к развитию расписной керамики.

Культура первобытного общества

Культура первобытного общества несла в себе функции:

  • Идеологическую: так как творчество в первобытном обществе не представляло личных мотивов, и цель художника была целью всего коллектива.
  • Образовательную: художественное творчество включало в себя мировоззрение всего общества.
  • Коммуникативную и мемориальную: искусство осуществляло связь поколений, передавая вековые коллективные знания, предметы искусства становились реликвиями рода.
  • Магическую и религиозную: искусство первобытного общества неотделимо от религии, поэтому большую часть изображений использовали в проведении ритуалов и магических обрядов.
  • Эстетическую: искусство способствовало развитию первобытных людей, наполняя их новыми идеями и представлениями о красоте.

Духовная культура первобытного общества

Элементы духовной культуры:

  • Праэлементы морали
  • Мифологическое мировоззрение
  • Первые формы религии
  • Ритуалы, обряды

В первобытной культуре воедино слиты мифология и магия, наряду с зачатками научных представлений.

В момент, когда первобытный человек в полной мере начинает владеть отличительными и ключевыми качествами: мышлением, волей и языком, начинают складываться первые формы религии:

  • тотемизм,
  • магия,
  • анимизм,
  • фетишизм.

Магия стоит в начале любой религии, это вера в сверхъестественное, вера в неординарные способности человека, который может повлиять на природу, животных и окружающих.

Тотемизм характеризует веру в родство человека, племени, рода с тотемом, который представляется в виде животного или растения.

Фетишизм

характеризуется верой в сверхъестественные свойства предметов окружающего мира, которые назывались фетишами, амулетами, оберегами.

Анимизм характеризуется верой и представлением о наличии души, духов, которые влияют на жизнь человека, племени, общества.

В процессе усложнения религии и религиозные представлений начинает складываться мифологическое мышление. Первые мифы были представлены в качестве религиозных обрядов, в которых изображались сцены жизни далеких предков, со временем, через передачу информации последующим поколениям, начали складываться мифы – сказания о жизни тотемистических предков.

Позднее в миф стали входить вместе с историями о жизни тотемистических предков так же и жизнь, подвиги героев, которые своими деяниями создали новый обычай, как правило, несущий благо.

Замечание 2

Культура первобытного общества сформировала и заложила ту культурную базу и те предпосылки, которые позволили развиться всей последующей культуре человечества.

характеристика, особенности, этапы и процесс развития, периоды

Культура первобытного общества формировалась постепенно, по мере того как наши прародители осваивали территории, приобретали новые навыки, коммуникации. В те времена отсутствовала письменность или связанная разговорная речь, поэтому накопленные знания передавались из поколения в поколение на основе опыта.

Особенности первобытной культуры

Для человека того времени крайне важны были традиции, обычаи, которых все беспрекословно придерживались, единственной надеждой на выживание в суровые времена была сплоченность, единение. Создавались всевозможные запреты и ограничения, чтобы не было соблазна мыслить в противовес общине, а непослушание жестоко наказывалось.

Эпоха первобытной культуры имеет обширные временные рамки, доказательством служат находки археологов, которые позволяют выделить основные этапы развития общества.

ПериодЭтапы развития
Каменный век (40 тыс. лет – 4 тыс. лет до н. э.)Оседлый образ жизни, собирательство, использование примитивных каменных орудий, наскальная живопись. Происходит освоение земли и первые возделывания культур, развивается скотоводство
Бронзовый век (3-2 тыс. лет до н. э.)Развивается земледелие, появляются ремесленные работы, в обществе зарождаются первые классовые государства
Железный век (первое тысячелетие до н. э.)Зарождается культура в обществе

Развитие первобытной культуры в обществе происходило медленно. Для человека того периода были важны традиции и обряды, которые передавались от поколения к поколению, любые изменения вносили смуту, страх.

Важнейшая особенность культуры в первобытном обществе – это полное погружение сознания в материальную жизнь. Человек зациклен на предметах быта, событиях, происходящих вокруг него, переживаниях, мышление подключается только в результате взаимодействия индивидов. Духовность и культура находятся в зародышевом состоянии, т. к. у общества просто не хватает знаний для их развития.

Основной особенностью первобытной культуры общества является полное единение человека и природы. Первобытные люди стараются отождествить себя со всем, что видят вокруг, с чем им ежедневно приходится взаимодействовать:

  • растения;
  • деревья;
  • трава;
  • животные.

На основании этого создаются художественные образы, мифологические толкования происхождения необъяснимых фактов, явлений.

Неумение человека писать сильно тормозило развитие культуры. Невозможность записывать и использовать накопленную информацию значительно замедляла социальный и культурный рост общества. Все, чему учился человек, было заимствовано в окружающей среде. Например, охота и собирательство заимствовано у животных.

Процесс развития культуры общества

Основным толчком в развитии культуры общества явился язык. Речь открыла новые границы, способность свободно самовыражаться, доносить до собеседника свои идеи, мысли. С этого момента окружающий мир, предметы начинают приобретать свои названия, у человека формируется общая картина культуры древнего мира.

Первобытный человек жил общиной. И внутри сообщества создавались культурные табу, которые позволяли держать контроль над любой ситуацией, и им все беспрекословно подчинялись.

Запреты были на убийства кровных родственников и половые связи. С помощью запретов распределялась пища в группе. В обществе появляется вожак, который на основе тех же табу является неприкосновенным.

Первобытным людям свойственен фетишизм, вера в то, что неодушевленные вещи обладают сверхъестественными силами. Пережитки культуры фетишизма встречаются и сейчас в виде веры в сверхъестественные свойства амулетов, оберегов, талисманов.

Самой распространенной формой религии в первобытном обществе была вера в существование души и духов, которые вызывали те или иные природные явления. Важную роль в культуре играло поклонение животным или растениям, тотемное животное нельзя было убивать.

До освоения речи основным каналом коммуникации являлся труд. Передача опыта, знаний велась при помощи жестов и примеров, слова были не нужны. Если действие верное, то его запоминали, считали образцовым, неэффективные переставали использовать.

Многие действия в результате недостаточного развития человека были совершенно бесполезными, но для общества они были своего рода магическим ритуалом, которому все обязаны были подчиняться. Вся жизнь первобытного человека по факту крутилась вокруг выполнения ежедневных обрядов.

Основные этапы антропогенеза — эволюция от дриопитека к неоантропу. Об этом можно почитать по ссылке.

Еще одним средством единения первобытного общества послужило искусство. Ученые не могут прийти к единому мнению о причинах его возникновения. Одна из гипотез – искусство было своего рода общением, при помощи рисунков человек выражал свою мысль или обучал какому-то ремеслу.

Наскальные изображения давали возможность передавать информацию будущим поколениям. Помимо живописи, в первобытном обществе берут начало:

  • ритуальные танцы;
  • музыка;
  • театральные действия;
  • скульптура.

Архитектуру как вид искусства зародили землевладельцы. После долгих перестроек и освоения новых территорий стали появляться хозяйственные постройки, жилье. Позже это привело к строительству храмов, дворцов, укрепительных сооружений.

Физическая культура в первобытном обществе зародилась в тот момент, когда человек начал обеспечивать себе условия для существования.

Основным источником пропитания были дикие животные, древним племенам пришлось заниматься охотой, а для этого необходима хорошая физическая подготовка, устойчивость к внешним факторам, травмам. Мир вокруг был жесток, и поэтому человеку приходилось приспосабливаться, бороться за выживание.

Развитие физической культуры активно происходило в тот момент, когда человек стал делать оружие, следить за удачными действиями на охоте, отвергать неудачные.

Физическое культурное развитие совместно с магическими обрядами, которые, как казалось, помогали человеку выигрывать схватку со зверем, привели к развитию наскальной живописи. Первобытные люди изображали процесс охоты, животных, людей, все, что было важно в их жизни.

Один из этапов, который позволил шагнуть вперед, – изобретение лука. Это улучшило качество охоты, дало возможность делать запасы мяса, что способствовало переходу на оседлый образ жизни. После того как первобытный человек начинает осваивать земледелие, животноводство, наступает период применения других физических навыков, умений.

У народов, занимавшихся земледелием, уже не было необходимости быстро бегать, метко стрелять. В этом деле первостепенными становятся навыки езды верхом, охота на лошадях. Землевладельцам приходится развивать мышечную массу, чтобы с легкостью поднимать тяжелые переноски, вспахивать поля, танцевать обрядные танцы для богов плодородия.

Пристальное внимание уделялось подготовке подрастающего поколения, посвящению с длительной воинской подготовкой. Прохождение обряда требовало от юноши много сил и выдержки, ведь он переходил в разряд взрослых мужчин, должен был показать способности. Обряды посвящения в разных первобытных сообществах:

  • прыжки в высоту;
  • прыжки с вышки;
  • испытания на выносливость.

Со временем воинская подготовка приобрела состязательный характер, юношам приходилось доказывать свою силу путем победы над своими соплеменниками.

Для развития первобытного общества важным фактором был переход от присваивающего хозяйства к производящему (земледелие, животноводство), умение добывать огонь, изготавливать оружие.

В первобытном обществе люди обладали мифологическим мышлением, все происходящее вокруг они считали результатом действия неведомых сил, которые объяснить невозможно. Окружающая реальность была неизвестна, таила много загадок, она пугала человека, единственный способ выживания виделся в полном единение с природой. Благодаря мифам в дальнейшем возникло искусство, религия, культура в целом.

Была ли статья полезна Вам? Сохраняйте ее в закладки и делитесь с друзьями в социальных сетях.

Также рекомендуем посмотреть подобранные видео по нашей теме.

Первобытная культура. История древнего мира.

Краткий обзор первобытного искусства.

Источники:

  • https://www.mudriyfilosof.ru/2012/10/blog-post_8-3.html
  • https://www.grandars.ru/college/sociologiya/kultura-pervobytnogo-obshchestva.html
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Первобытное_общество

первобытная культура | Британика

Тараско Индийские ремесла

Посмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Элман Роджерс Сервис Зигмунд Фрейд Сэр Эдвард Бернетт Тайлор Сэр Джеймс Джордж Фрейзер Карлтон С. Кун
Похожие темы:
феодализм кочевничество народное общество крестьянин садоводческое общество

См. весь связанный контент →

первобытная культура , в лексиконе ранних антропологов, любое из многочисленных обществ, характеризующихся чертами, которые могут включать отсутствие письменности, относительную изоляцию, небольшую численность населения, относительно простые социальные институты и технологии, а также в целом низкая скорость социокультурных изменений. В некоторых из этих культур история и верования передаются через устную традицию и могут быть прерогативой человека или группы, специально обученных для этой цели.

Культура обсуждается в ряде других статей. Для обзора концепции человеческой культуры см. культура; городская культура. Для обсуждения доисторических обществ, см. Анатолия: Древняя Анатолия; Ближний Восток, древний; Тихоокеанские острова, история: доисторические времена и распространение культуры; Каменный век; разделы истории различных других региональных статей. Для межкультурного обсуждения систем родства, основных средств социальной организации в большинстве неиндустриальных обществ, используйте такие ключевые слова, как семья; родство; и так далее. Для рассмотрения религиозных систем, институтов и практик, связанных с бесписьменными культурами во всем мире, см. поклонение природе; пантеизм; политеизм; шаманизм; тотемизм. Для обсуждения непромышленных технологий см. сельское хозяйство, история; технология, история; ручной инструмент.

Для описания экономических систем, характерных для бесписьменных обществ, см. экономическая система: Историческое развитие экономических систем.

Так велики различия в образах жизни, в прошлом и настоящем, что сравнивать их трудно. Любую простую классификацию человеческих обществ и культур можно рассматривать только как произвольную. Тем не менее с современной городской точки зрения существует очевидное различие между первобытным и цивилизованным: между простым и сложным обществом; между крошечными и огромными социальными агломерациями; между рассеянным и плотным населением; и, прежде всего, между догосударственными обществами и обществами, имевшими развитые государства. В целом цивилизация предполагает возникновение правовых институтов и приобретение государством законной монополии на силу. Эти события сделали возможными города и империи классических времен и рост плотности населения. Таким образом, «цивилизованный» почти синоним «городскому».

Разновидности негородских или примитивных обществ могут быть дополнительно классифицированы. Один из способов — методы, которые они используют для добычи пищи. Те, кто занимается охотой и собирательством, ведут себя как общества совершенно иначе, чем пастухи и верховые воины-хищники, скотоводы, которые, в свою очередь, живут совершенно иначе, чем различные виды земледельцев. Эти различия не столь резки, ибо, конечно, есть общества, сочетающие собирательство с одним земледелием, другие — с земледелием и скотоводством; а в некоторых случаях класс пастухов может жить в одном обществе с классом или кастой земледельцев. Можно построить континуум обществ, начиная от крошечных, простых групп охотников-собирателей в бедных условиях и заканчивая крупными плотными популяциями ирригационных земледельцев, то есть от полностью кочевых до полностью оседлых. Степень приближения общества к оседлому образу жизни заслуживает внимания в любой классификации, поскольку оседлый образ жизни сопровождается многими другими культурными чертами и институтами.

На протяжении 99 % времени существования Homo sapiens на Земле, или примерно до 8000 лет назад, все народы собирали дикую пищу. Между ними были большие различия; некоторые специализировались на охоте на крупную дичь, рыбной ловле и сборе моллюсков, в то время как другие почти полностью зависели от сбора дикорастущих растений. Однако в целом они, вероятно, имели много общих черт социальной и политической организации, а также религий и других идеологий (по форме, но не по конкретному содержанию). Охотничье-собирательские общества пришли в упадок с ростом земледельческих обществ, которые либо изгнали их со своих территорий, либо ассимилировали, либо преобразовали.

Позднее возвышение национальных государств, особенно после промышленной революции в Европе, привело к почти полному истреблению охотничье-собирательских обществ. Сегодня оставшиеся обитают в пустынях, горах, джунглях или арктических пустошах. Некоторые из них были изучены и описаны антропологами: центральные и северные австралийцы, бушмены Калахари на юге Африки, пигмеи в лесах Центральной Африки, пигмеи на Андаманских островах в Индийском океане, индейцы она и яган на юге Африки. Южная Америка, индейцы-землекопы Невады, индейцы лесов северной Канады, эскимосы Канады, Аляски и Гренландии.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Все эти народы населяют районы, представляющие почти все экстремальные климатические и экологические условия, но у них есть одна общая черта: их маргинальность или относительная изоляция от современных экономических систем. Их методы и формы добывания пищи сильно различаются. Эскимосы, например, полностью зависят от охоты и рыболовства; Африканские сан (бушмены), австралийские аборигены и индейцы Невады в основном зависят от сбора семян, орехов и клубней.

Значение кочевого образа жизни для изучающего первобытные культуры можно понять, сравнивая Она и Ямана (Яган) Огненной Земли. Она населяет внутренние леса и сильно зависит от охоты на гуанако (маленький верблюд Нового Света). Ямана — рыбаки, использующие каноэ, и собиратели моллюсков. Тем не менее, несмотря на их совершенно различную экологическую адаптацию, культуры двух индийских обществ настолько похожи, что антропологи условно объединяют их с соседними чоно и алакалуфами в Чили в один «ареал огненной культуры».

Все они кочевники, хотя она — «пешие индейцы», а остальные — «индейцы-каноэ»; все они относительно редко разбросаны по ландшафту и бедны материальной культурой, и у них есть сходные социальные, политические, церемониальные и идеологические обычаи и институты.

Все кочевники, упомянутые до сих пор, имеют общие важные характеристики. Первая и наиболее очевидная состоит в том, что их кочевой образ жизни сильно ограничивает объем их «багажа» или материальной культуры. Луки и стрелы (за исключением Австралии, где вместо них используется уникальный бумеранг) и, возможно, простое копье-дротик, а в некоторых районах метательные палки или дубинки являются обычным охотничьим и боевым оружием. В более теплых зонах укрытие представляет собой простой навес или небольшой улей из палочек, веток и листьев. В арктических зонах есть палатки из шкуры оленя и знаменитые эскимосские иглу, а в более постоянных или посещаемых местах — каменные хижины.

Лагеря маленькие и непостоянные. Нуклеарная семья любит разбивать лагерь рядом с родственными семьями, когда это возможно. Обычно эта группа образует расширенную семью по отцовской линии, состоящую из братьев со своими собственными нуклеарными семьями и, возможно, нескольких зависимых старейшин. Но размер лагеря зависит от сезона: во времена легко собираемой растительной пищи большие группы могут собираться вместе для церемоний, таких как обряды полового созревания. В других случаях составные семьи могут широко рассредоточиться из-за нехватки еды и воды. Родственники по отцовской линии и их семьи, рассеянные или нет, обычно считают себя группой с правами на определенную территорию и могут отличаться от соседей также по территориальному признаку. Браки часто заключаются между территориальными группами, так что смежные группы имеют тенденцию быть связанными или, по крайней мере, некоторые члены разных групп связаны между собой. Но это единственный организующий принцип, выходящий за пределы территориальной полосы. Каждую группу можно рассматривать как часть более крупного общества, состоящего как из дальних, так и из близких родственников — «племени» в одном из первоначальных значений этого слова.

Социальная организация выглядит так, как будто она выстроена изнутри, так сказать. Семейные статусы и роли, брачные союзы и системы «социальной дистанции», основанные на семейных отношениях, являются костями и соединительными тканями общества. Все это составляющие самой семьи, как бы расширенно или метафорически ни истолковывалось; это как если бы эти общества были просто результатом роста отдельных семей. Но это только видимость; такие общества также растут путем приращения. Но поскольку союзы и объединение различных групп обычно осуществляются посредством браков по расчету, поэтому сохраняется семейный вид целого.

Почти все статусные позиции основываются на одних и тех же критериях возраста, пола и родственной дистанции. Единственный достигнутый статус — это статус магического целителя, шамана. Опять же, за исключением шамана, единственное разделение труда в этих обществах основано на возрасте и поле — точно так же, как и в отдельной ячейке семьи. Среди взрослых охота на крупную дичь ограничивается мужчинами, тогда как сбор растительной пищи или мелких животных, птичьих яиц и т. д. является обязанностью женщин. Такое разделение труда, очевидно, связано с относительной способностью мужчин уходить далеко от лагеря, а женщины слишком обременены материнством, чтобы выслеживать животных, куда бы они ни повели. Но разделение задач обычно является более жестким и ограничивающим, чем диктуют физические и жизненные различия между мужчинами и женщинами, поскольку они будут различаться у разных людей и от общества к обществу — и, если уж на то пошло, изо дня в день. Домашние обязанности строго определены как женские и выполняются только женщинами, даже если они кажутся исключительно утомительными, о чем свидетельствуют следующие замечания Льюиса Гаррарда, который путешествовал с индейским лагерем шайеннов в 1846 году:0003

После двухчасовой поездки мы остановились, и вожди, привязав лошадей, собрались в круг, чтобы выкурить трубку и поговорить, позволив своим скво распаковать животных, разбить хижины, развести костры, расправить одежды и когда все было готово, эти «владыки творения» разошлись по своим домам, чтобы дождаться, пока их терпеливые и выносливые супруги приготовят немного еды. Меня разозлило, нет, даже разозлило, когда я увидел, что ленивые, заросшие мужчины не делают ничего, чтобы помочь своим женам; и когда молодые женщины сняли с себя браслеты и украшения, чтобы рубить дрова, чаша моего гнева переполнилась, и в порыве искреннего негодования я объявил их негалантными и даже дикими в истинном смысле этого слова. слово.

( Wah-To-Yah and the Taos Trail ; University of Oklahoma Press, Норман, Оклахома, 1966)

Статус в семье зависит от возраста, пола, родства по крови или возможности выйти замуж. Считается, что мужчины превосходят женщин в большинстве видов деятельности; старейшины почитаются как хранилища как светской, так и духовной мудрости; а люди, такие как двоюродные братья и сестры, которые могут иметь одинаковую генеалогическую дистанцию, часто делятся на «брачные» и «небрачные» группы с вытекающими из этого различиями в их межличностном поведении. Но во всех других отношениях охотничье-собирательские общества глубоко эгалитарны, особенно в межгрупповых отношениях.

Вне семьи нет системы принудительной власти. Некоторые люди благодаря своей мудрости, физическим способностям и т. д. могут подняться до руководящих должностей в каком-то особом начинании, например, в отряде набегов или на охоте. Но это временные и переменные должности, а не посты или должности в иерархической структуре. Общественный порядок поддерживается за счет правильного поведения — этикета, ритуалов и церемоний. Церемонии объединяют разрозненных членов общества, чтобы отпраздновать рождение, половое созревание, брак и смерть. Такие церемонии имеют эффект минимизации социальных опасностей (или их восприятия), а также приспосабливают людей друг к другу в контролируемых эмоциональных условиях. (Вполне возможно, что «семья, которая молится вместе, остается вместе».)

Обряды перехода при рождении, браке и смерти универсальны в человеческом обществе, хотя празднование половой зрелости менее распространено в современном мире, за исключением таких пережитков, как еврейская бар-мицва. Однако в большинстве охотничье-собирательских обществ мужские ритуалы полового созревания отнимают больше социального времени и привлекают больше людей, чем три других ритуальных случая. Их может хватить на месяц, если позволят запасы продовольствия. Почти повсеместно обряды полового созревания включают в себя период обучения взрослым обязанностям, ритуалы, изображающие изъятие мальчиков из-под опеки матерей и сигнализирующие об изменении социальных отношений между мальчиками и девочками одного поколения, а также физические испытания, включая шрамирование или другие знаки. это будет постоянно демонстрировать успешный переход к зрелости.

Первобытная культура — Энциклопедия Нового Света

Индейцы Айовы в Лондоне в 1844 году

Термин примитивная культура использовался в более старых антропологических текстах и ​​дискуссиях семнадцатого, восемнадцатого и девятнадцатого веков европейскими исследователями и антропологами для описания коренных народов , особенно в Северной, Южной Америке, Карибском бассейне, Африке и Океании. Хотя этот термин больше не используется из-за присущего ему расистского и этноцентрического подтекста, антропологи, тем не менее, признают эти группы людей в своей категоризации различных форм человеческих обществ. Разница в том, что существует большее уважение и признательность ко всем формам, независимо от того, насколько они могут отличаться от собственных.

Некоторые считают, что «примитивные» общества были ближе к идеалу, поскольку они были менее коррумпированы правительствами и социальными институтами. Хотя в этом есть некоторые достоинства, такие как их большая гармония с окружающей средой, на самом деле человеческое общество в целом продвигалось к идеалу, а не от него. Развитие внешних аспектов жизни, таких как инструменты и технологии, умственное развитие, такое как письмо и художественные приемы, а также более глубокое духовное или религиозное понимание — все это поддерживает более здоровую, безопасную и приносящую больше удовлетворения жизнь. Проблема человеческого эгоизма, приводящая к неспособности людей признать важность потребностей других и всего общества, не возникла по мере развития общества; оно присутствовало у самых примитивных и остается присутствующим. Преодоление человеческого эгоизма является настоящим вызовом в создании идеальной культуры.

Содержание

  • 1 Этимология и определение
  • 2 Ранняя антропологическая мысль
  • 3 Типы первобытных культур
    • 3.1 Кочевники
    • 3.2 Охотники-собиратели
    • 3.3 Садоводы
    • 3.4 Скотоводы
  • 4 Религия
  • 5 Социальная структура
  • 6 Примечания
  • 7 Каталожные номера
  • 8 кредитов

Этимология и определение

Слово «культура» от латинского корня colere (населять, возделывать или чтить) обычно относится к образцам человеческой деятельности и символическим структурам, которые придают такой деятельности значимость. Однако термин Первобытная культура также включает в себя идеи общества. Общество и культура — схожие понятия, но их масштабы различны. Общество — это взаимозависимое сообщество, а культура — это атрибут сообщества — сложная паутина изменяющихся паттернов, связывающих людей друг с другом.

Ранние европейские антропологи считали, что культуры, с которыми они столкнулись, путешествуя по другим континентам, сохранились в неизменном состоянии со времен «каменного века», палеолита или неолита. В результате они назвали их «примитивными», от латинского primitīvus означает «первый в своем роде», имея в виду как деятельность, так и сообщество этих народов, с которыми они столкнулись.

Общие характеристики таких обществ включают отсутствие письменности, относительно простую социальную структуру и институты, минимум технологий, изоляцию от других обществ и медленный темп культурных изменений — иными словами, общество, которое оставалось в этой форме более длительный период времени, в то время как другие общества претерпели значительные изменения. Вообще говоря, в культурах, классифицируемых как «примитивные», нет ни городов, ни формализованной правовой системы, ни правительства, контролирующего жизнь членов общества.

Ранняя антропологическая мысль

Ранний контакт первых европейских исследователей с коренными племенами людей вызвал серьезный интерес ученых и широкой общественности к другим обществам и культурам. Ранние антропологи и социологи использовали термин «первобытная культура» для описания новых обществ, в которых часто отсутствовали основные признаки экономического развития или современности, такие как отсутствие письменности или передовых технологий. Часто эти общества также имели ограниченное и изолированное население.

Эдвард Бернетт Тайлор.

Некоторые из этих ученых и академиков считали, что эти типы обществ существенно уступают европейским. Эдвард Бернет Тайлор был одним из этих ученых; в своей работе Первобытная культура: исследования развития мифологии, философии, религии, искусства и обычаев (1871 г.) он приводил доводы в пользу типа культурной эволюции, включающей три конкретных этапа культурного развития:

  • Дикость: Охватывает культуры, основанные на охоте и собирательстве
  • Варварство: включая культуры, основанные на кочевом скотоводстве и земледелии
  • Цивилизация: то есть культуры, основанные на письменности и городской жизни.

Хотя Тайлор был этноцентричным, он не обязательно был расистом в своем мышлении. Однако его и подобные убеждения часто служили оправданием для завоевания туземных обществ по всему миру и обращения их в христианство.

Негативное отношение к первобытным культурам, хотя и часто преобладало, не было единственным мнением о таких группах. Другие ранние социологи и писатели изображали первобытные культуры как благородных — благородных дикарей — и считали, что их отсутствие технологий и менее интегрированная экономика делают их идеальными примерами правильного человеческого образа жизни. Эта утопическая точка зрения считала появление государства и гражданского общества причиной утраты человеком свободы и выражением своей изначальной природы. Среди этих мыслителей был Жан-Жак Руссо, который чаще всего ассоциируется с идеей благородного дикаря, основанной на его Рассуждения о неравенстве [1] и Карл Поланьи, чей Великая трансформация восхвалял экономическую организацию первобытных обществ как менее разрушительную, чем рыночная экономика. [2]

Как положительные, так и отрицательные точки зрения основывались в первую очередь на предположении, что современные коренные народы или их культуры сопоставимы с самыми ранними людьми или их культурами. Современная антропологическая мысль включает в себя эволюционную модель человеческого общества, применимую как к человечеству в целом, так и к конкретным обществам. Однако от представлений о варварстве и благородных дикарях по большей части отказались. Романтическое представление о предыдущих культурах до сих пор иногда выражается в литературе и популярной культуре, но по мере того, как возникло более глубокое понимание и принятие всех человеческих образов жизни, культуры, которые когда-то считались примитивными, часто воспринимаются с уважением. Термин «примитивная культура» все еще может использоваться для обозначения древних обществ из далекого прошлого, о которых сохранились лишь ограниченные археологические свидетельства.

Следует отметить, что современные туземные общества даже в момент первого контакта с европейскими «развитыми» культурами не были в том же состоянии, что и доисторические культуры. Хотя это может показаться так, на самом деле большинство из них не были полностью изолированы, а скорее находились в контакте со многими другими группами, коренными или колониальными.

Типы первобытных культур

Как давно ушедшие доисторические культуры, так и те местные культуры, которые все еще жили в так называемых «примитивных» обществах, существовали в различных формах. Простой и очевидный способ классифицировать разнообразие первобытных культур — по типам потребляемой пищи и способам ее получения. Таким образом, те общества, которые постоянно перемещаются вслед за своими источниками пищи, классифицируются как кочевые, а те, чей источник пищи стабилен в одном месте, по крайней мере, в течение большей части времени, являются оседлыми. Кроме того, общества могут выращивать сельскохозяйственные культуры и развивать некоторые формы сельского хозяйства, или они могут одомашнивать животных и использовать их в пищу и для других целей, или они могут просто охотиться и собирать продукты, которые естественным образом доступны в дикой природе. Эти различия в источниках пищи влияют на многие важные аспекты жизни сообщества, от плотности и размера населения, которое может поддерживаться, до характера используемых жилищ и так далее.

Кочевники

Основная статья: Кочевники

Иллюстрация эфталитов

Кочевники — это сообщества людей, которые перемещаются из одного места в другое, а не оседают на одном месте. Кочевой образ жизни отличается от миграции, которая предполагает крупное и постоянное перемещение из одного места в другое. Кочевники, с другой стороны, перемещаются периодически или циклически в зависимости от климата или моделей миграции животных, обычно возвращаясь в свое первоначальное место в разное время.

Многие культуры традиционно были кочевыми. Некоторые важные примеры включают евразийских аварцев, которые бродили по большей части Евразии из-за войны и окружающей среды, неспособной обеспечить стабильное постоянное общество; эфталиты, у которых не было формализованной письменности, жили в Центральной Азии небольшими группами и практиковали полиандрию; У Ху, которые состояли из различных некитайских степных племен в период от династии Хань (206 гг. до н. э. — 22 гг. н. э. ) до северных династий, и равнинных индейцев Северной Америки, которые часто жили банды и бродили по обширной пустыне американского континента.

Охотники-собиратели

Основная статья: Охотники-собиратели

Бушмены Африки

Охотники-собиратели занимаются собирательством, зависящим от естественной доступности пищи. Следовательно, они относительно мобильны и передвигаются по мере истощения запасов пищи. Этот кочевой образ жизни, при котором все имущество должно быть с собой, заставил охотников-собирателей полагаться на материалы, доступные в дикой природе, для строительства простых убежищ. В таких обществах редко было сложное строительство постоянного жилья или развитие городов. Их мобильный образ жизни обычно означал, что не было возможности хранить излишки пищи, и, таким образом, общество оставалось на уровне прожиточного минимума. [3]

Характер доступных продуктов питания привел к тому, что общества охотников-собирателей разработали различные специализации. Некоторые охотились на крупную дичь или ловили животных, в то время как другие ловили рыбу в озерах, реках или вдоль побережья. Более старый термин, встречающийся в скандинавских странах, — «охотник-ловец», а не «собиратель», что означает использование сложных систем ловушек с отверстиями в земле для ловли лосей, северных оленей и т. д. Лишь ограниченное число людей могло собраться вместе без быстрого истощения местных запасов продовольствия, в результате чего в обществах охотников-собирателей плотность населения была очень низкой. Кочевые общества охотников-собирателей обычно имели неиерархическую социальную структуру, в отличие от садоводческих, скотоводческих и промышленных обществ более высокого порядка. Группа обычно состояла из небольшого числа семейных единиц, часто связанных между собой, образующих банду или клан. Как правило, мужчины отвечают за охоту, а женщины за собирательство.

Бушмены и пигмеи Африки и инну восточного Квебека и Лабрадора, Канада, являются некоторыми примерами современных обществ охотников и собирателей.

Садоводы

См. История сельского хозяйства Статья

Руины Интиуатаны с сельскохозяйственными террасами внизу в Писаке, Перу

Садоводческие общества фактически выросли из групп охотников-собирателей, которые создали устойчивый запас пищи и ресурсов, что позволило им создать оседлые сообщества. Сначала они выращивали различные культуры в небольших масштабах вокруг своих жилищ или на специализированных участках, которые время от времени посещали во время миграций из одного района в другой. Основное различие между садоводческими обществами и некоторыми из древнейших цивилизаций в истории, которые развивали сельское хозяйство (такими как шумеры и египтяне), заключается в том, что садоводческие общества часто представляли собой небольшие группы, непосредственно перешедшие от статуса охотников-собирателей, и не создавали больших городов и иерархий.

В Мезоамерике, начиная примерно с архаического периода мезоамериканской хронологии (8000-2000 г. до н.э. г.), многие микрогруппы охотников-собирателей в этом регионе начали выращивать дикорастущие растения. Выращивание этих растений, вероятно, началось с создания известных мест отступления или продуктов голодания рядом с сезонными лагерями, на которые группа могла положиться, когда охота была плохой или когда была засуха. Создав эти известные области растительной пищи, группе было легче оказаться в нужном месте в нужное время, чтобы собрать их. В конце концов, натуральное хозяйство, основанное на выращивании растений, дополненном охотой на мелкую дичь, стало гораздо более надежным, эффективным и давало больший урожай. По мере того, как культивирование стало более целенаправленным, многие виды растений стали одомашненными. Эти растения больше не могли воспроизводиться сами по себе, и многие из их физических признаков были изменены людьми-фермерами. Самым известным из них и наиболее важным для сельского хозяйства Мезоамерики является кукуруза. Кукуруза долго хранится, ее можно перемолоть в муку, и она легко превращается в излишки впрок. Кукуруза стала жизненно важной для выживания народов Мезоамерики, и это отражено в их происхождении, мифах, произведениях искусства и ритуалах.

До контакта с Северной Америкой полуоседлые садоводческие общины Восточных лесов выращивали кукурузу, кабачки и подсолнухи, а также занимались охотой и собирательством.

Скотоводы

Саамская семья, 1900

Общества, основанные на кочевом скотоводстве, использовали форму сельского хозяйства, при которой домашний скот (например, крупный рогатый скот, овцы, козы и верблюды) отгонялся в разные места в поисках свежих пастбищ. Это было и до сих пор широко практикуется в регионах с небольшим количеством пахотных земель. Раннее использование домашних животных для получения первичных продуктов из туш (мяса), по-видимому, расширилось и теперь включает использование возобновляемых «вторичных» продуктов (молоко и связанные с ним молочные продукты, шерсть и другой волос животных, шкуры и, следовательно, кожа, навоз в качестве топлива и удобрений, тяга и верховая езда/вьючный транспорт). [4] Многие из этих новшеств впервые появились на Ближнем Востоке в четвертом тысячелетии г. до н.э. и вскоре после этого распространился на Европу и остальную Азию. Исторически сложилось так, что кочевой образ жизни пастухов привел к культурам, основанным на воинах, грозным врагам оседлых людей.

Саамы-оленеводы в России, бахтиары в Иране, бедуины и фулани в Африке — все это примеры современных скотоводческих обществ.

Религия

Религия в первобытных культурах часто основывалась на природе, поскольку мир природы играл такую ​​важную роль в повседневной жизни. Анимизм был одной из распространенных религиозных структур примитивных культур. Именно Эдвард Бернетт Тайлор ввел термин «анимизм» для обозначения любой веры в мистические, сверхъестественные или неэмпирические духовные существа. Он предложил анимистическую мысль как отправную точку религиозного развития человека. [5] Таким образом, так называемые «примитивные» культуры (такие как охотники-собиратели, поддерживающие эти верования) просто выражали редуцированную форму религиозности, совместимую с их предположительно низким уровнем технологического и духовного развития. В этой эволюционной модели эти общества полагались на анимизм для объяснения возникновения определенных событий и процессов. Краеугольным камнем анимистической мысли является утверждение существования неких метафизических сущностей (таких, как души или духи), которые рассматриваются как источник жизни (или жизненная сила) людей, животных, растений и даже неживотных. живые предметы и явления. Для анимистических культур существование этих сущностей (с их соответствующими оперативными и волевыми качествами) дает объяснение бесчисленным изменениям, наблюдаемым как в мире природы, так и в мире людей.

Различные шаманы

Шаманизм был еще одним развитием примитивных культур. Шаманизм — это ряд традиционных верований и практик, связанных с общением с миром духов. Практикующий шаманизм известен как шаман, и такому человеку приписывают способность диагностировать, лечить, а иногда и причинять человеческие страдания путем установления особых отношений с духами или получения контроля над ними. Также считалось, что они обладают способностью управлять погодой, гаданиями, толкованием снов, астральной проекцией и путешествиями в верхний и нижний миры. Шаманизм основан на предпосылке, что видимый мир пронизан невидимыми силами или духами, влияющими на жизнь живых.

В отличие от анимизма, который практиковали все и почти все члены общества, шаманизм требовал специальных знаний или способностей. Шаман действует как посредник между своими собратьями-людьми и духовным царством, выполняя роль священника, но с некоторыми важными отличиями. Шаманы обычно узнавали свою роль в обществе через ученичество, в которое они вступали на основе «призвания», личного опыта, благодаря которому они обретали духовную силу. [6]

Социальная структура

Большинство примитивных культур состояли из одного из трех различных типов социальной структуры: группы, клана или племени.

Банда

Группа — простейшая форма человеческого общества. Обычно он состоял из небольшой группы родственников, часто не намного большей, чем большая семья. Группы, как правило, имеют очень неформальное руководство; к старшим участникам группы обычно обращались за руководством и советом, но нет писаных законов и правоохранительных органов, подобных тем, которые можно увидеть в более сложных обществах. Они могут быть не постоянными. На самом деле группа может прекратить свое существование, если из нее уйдет лишь небольшая группа. Таможня группы существует и соблюдается; они почти всегда передаются устно. Формальные социальные институты немногочисленны или вообще отсутствуют.

Клан

Клан — это группа людей, объединенных родством и происхождением, которое определяется предполагаемым происхождением от общего предка. Даже если фактические образцы родословной неизвестны, члены клана, тем не менее, признали члена-основателя или «вершинного предка». Поскольку узы родства могли носить чисто символический характер, некоторые кланы имели общего «предполагаемого» предка, что является символом единства клана. Когда этот предок не человек, это называется тотемом. Вообще говоря, родство отличается от биологических отношений, поскольку оно также включает в себя усыновление, брак и фиктивные генеалогические связи.

Племя

Племя состоит из группы взаимосвязанных семей или сообществ, разделяющих общую культуру и диалект. Часто племя состоит из этнической группы, члены которой идентифицируют себя друг с другом, как правило, на основе предполагаемой общей генеалогии или происхождения, а также обычно объединены общими культурными, поведенческими, языковыми или религиозными практиками. [7] По разным причинам термин «племя» впал в немилость во второй половине двадцатого века. Таким образом, оно было заменено обозначением «этническая группа», которое определяет группу людей общего происхождения и языка, общей культурной истории и идентифицируемой территории.

Примечания

  1. ↑ Лео Дамрош, Жан-Жак Руссо: Беспокойный гений (Mariner Books, 2007, ISBN 0618872027).
  2. ↑ Дж. Рон Стэнфилд, Экономическая мысль Карла Поланьи: жизнь и средства к существованию (Macmillan, 1986, ISBN 0333396294).
  3. ↑ Кэтрин Пантер-Брик, Роберт Х. Лейтон и Питер Роули-Конуи (редакторы), Охотники-собиратели: междисциплинарная перспектива (Cambridge University Press, 2003, ISBN 0521776724).
  4. ↑ Эндрю Шерратт, «Плуг и скотоводство: аспекты революции вторичных продуктов», Образец прошлого: исследования в честь Дэвида Кларка (Cambridge University Press, 1981, ISBN 978-0521227636).
  5. ↑ Эдвард Б. Тайлор, Первобытная культура: исследования развития мифологии, философии, религии, языка, искусства и обычаев (Gordon Press, 1976, ISBN 087968464X).
  6. ↑ Джозеф Кэмпбелл, Маски Бога: первобытная мифология (Нью-Йорк и Лондон: Penguin Books, 1976, ISBN 0140194436).
  7. ↑ Энтони Д. Смит, Этническое происхождение наций (Оксфорд: Blackwell Publishing, 1988, ISBN 0631161694).

Ссылки

Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов

  • Кэмпбелл, Джозеф. Маски Бога: первобытная мифология. Нью-Йорк и Лондон: Penguin Books, 1976. ISBN 0140194436.
  • Дамрош, Лео. Жан-Жак Руссо: Неугомонный гений . Книги моряков, 2007. ISBN 0618872027.
  • Даймонд, Стэнли. В поисках примитива . Издатели транзакций, 1987. ISBN 087855582X.
  • Фарб, Питер. Восхождение человека к цивилизации на примере индейцев Северной Америки от первобытных времен до прихода индустриального государства . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: EP Dutton, 1968.
  • .
  • Купер, Адам. Новое изобретение первобытного общества. Трансформации мифа . Taylor & Francis Ltd., 2005. ISBN 0415357616.
  • Пантер-Брик, Кэтрин, Роберт Х. Лейтон и Питер Роули-Конви (ред.). Охотники-собиратели: междисциплинарная перспектива . Издательство Кембриджского университета, 2003. ISBN 0521776724.
  • Шеррат, Эндрю. «Плуг и скотоводство: аспекты революции вторичных продуктов». Образец прошлого: Исследования в честь Дэвида Кларка . Издательство Кембриджского университета, 1981. ISBN 978-0521227636.
  • Смит, Энтони Д. Этническое происхождение наций . Оксфорд: издательство Blackwell Publishing, 1988. ISBN 0631161694.
  • .
  • Стэнфилд, Дж. Рон. Экономическая мысль Карла Поланьи: жизнь и средства к существованию . Макмиллан, 1986. ISBN 0333396294.
  • Тайлор, Эдвард Б. Первобытная культура: исследования развития мифологии, философии, религии, языка, искусства и обычаев . Gordon Press, 1976 (первоначально опубликовано в 1871 г.). ISBN 087968464X.

Кредиты

Энциклопедия Нового Света авторов и редакторов переписали и дополнили Википедия статья в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства. Упоминание должно осуществляться в соответствии с условиями этой лицензии, которая может ссылаться как на авторов New World Encyclopedia , так и на самоотверженных добровольных участников Фонда Викимедиа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *