«Свои люди — сочтемся!» :: краткое содержание (пересказ) по действиям :: Островский А.Н. :: Сочиняшка.Ру
Действие первое.
Олимпиада Самсонова Большова — дочь купца Самсона Силыча Большова, достигшая возраста, когда ее уже пора выдавать замуж. Среди остальных она была известна, как Липочка. Каждый день она сидит у окна с книгой, но не читает, а погружается в воспоминания о танцах. Ее радуют воспоминая о бале, проходившего полтора года назад. Но огорчает то, что сейчас она начала все забывать. Ее стремления повторить прежние движения оказываются бесполезными.
Аграфена Кондратьевна — мама Липочки. При входе в комнату, начинает упрекать дочь за ранние танцы. Когда Аграфена просит дочь позавтракать, та убеждает, что попила чай с ватрушками. Так между ними развязывается ссора, где девушка винит мать в том, что она до сих пор не вышла замуж, ибо все ее подружки уже давно замужем.
Липа устраивает истерику, сильно плачет и утверждает, что не успокоится до того момента, пока ей не найдут жениха.
В комнату заходит Сысой Псоич Рисположенский, ранее был чиновником по судебным делам, уволенный за частое нахождение в нетрезвом положении. Нам ним хотели провести судебный процесс, однако мольбы о прощении вынудили генерала отменить суд и отправить пьяницу в отставку. При прибытии он не обиделся на шутку свахи насчет его отчества и попросил налить ему рюмку.
Появляется Большов. Он испытывает проблемы с денежными средствами и не знает, как вернуть задолженности. Посоветовавшись с бывшим чиновником о выходе из тяжелого положения, он решается объявить себя банкротом.
Действие второе.
Подхалюзин уже долгое время тайно влюблен в Липочку. В его голове промелькнула мысль жениться на ней. Он в курсе, что она интеллигентная и достаточно умная женщина, и ей необходим достойный муж, каким он считал себя. Для этого он приберег небольшой капитал, подумывая рассказать обо всем ее отцу, чтобы просить разрешения устроить свадьбу.
Приказчик, будучи в отличном настроении, послал слугу добыть рябиновую настойку. После этого, его навещает Сысой и рассказывает о сумме, которую вручит ему Большов за проделанную работу. Лазарь, поймав удобный момент, предлагает сумму, превышающую в два раза, тот охотно соглашается.
Ключница Фоминишна и Устинья ведут беседу, касающуюся Олимпиады, а точнее насчет того, как сложно найти ей подходящего суженого. Когда они разошлись и последняя села отдохнуть, к ней подошел Подхалюзин и начал расспрашивать, почему она часто стала навещать этот дом.
В контору приходит Большов, все испугались, посчитав его за пьяного. Лазарь заводит беседу о женитьбе, но не напрямую, а тонко намекает. Якобы Липа является «самой красивой в мире; та, о которой можно только мечтать». Услышав это, ее отец предложил ему стать зятем, но приказчик нарочно отказался, твердя, что недостоин ее любви. В ответ Большов заявил, что это он решает, за кого его дочь должна выходить замуж. Ему казалось выгодным то, что он пропишет имущество не на приказчика, а на зятя и объявляет о свадьбе.
Действие третье.
Липа одета в свадебное платье. Она очень рада, что наконец выходит замуж и ждет жениха. Ее мать, в очередной раз, восхищается красотой своей дочери. Отец был довольно равнодушен. Аграфену несколько огорчило то, что ее муж безразличен в день замужестве дочери, в день, когда он скоро расстанется с дочерью.
Казалось бы, вот-вот начнется свадьба, но сваха приносит неприятные вести: жених не готов, капризничает и все еще не решается свататься. Окружающие начинают волноваться, а Большов старается всех успокоить. Когда Липе это надоело, и она собралась уйти переодеться, отец останавливает ее и твердит, что прямо сейчас приведет ей другого жениха.
Тут же прибывают Подхалюзин, Сысой и ключница. Присутствующие почему-то завели разговор о цепи недавно произошедших банкротств. Самсон прерывает всех, напоминает им о свадьбе своей единственной дочки, назначая Лазаря снова женихом.
Все гости в недоумении. Сама же невестка недовольна больше всех. Она не хотела стать супругой Лазаря, потому что считала его необразованным и недостойным ее. Липа жаловалась отцу, что никогда не сталкивалась с тем, когда хозяин выдает дочурку за своего же работника. Подзалюхин огорчен, он представлял все это не так. Большов заставляет их держаться за руки и сесть рядом, а гостям подойди к столу.
Аграфена и ключница считают сватовство Липочки с приказчиком позором их семьи, обвиняя в этом ее отца. Тот уверяет, что в роли отца подобрал для нее наилучшего мужа. Липа начинает плакать и просить помощи у матери, чтобы та уговорила отца передумать. В ответ на это Подхалюзин обещает своей будущей теще, что он станет лучшим зятем для нее и лучшим женихом для ее дочери.
Оставшись наедине со своей невестой, приказчик спрашивает у нее — почему он ей так не понравился? Олимпиада назвала его необразованным, и повторила, что мечтает только о благородном женихе. Лазарь понимает, что ее не заставишь полюбить его. Но объясняет, что благородному жениху понадобится неплохое наследство, а ее отец уже полностью разорен.
Липа не верит в банкротство папы. Подхалюзин, желая это доказать, достает документы, подтверждающие, что все имущество Большовых теперь принадлежит ему, и показывает ей. При этом добавляя, что теперь у него денег очень много. Липочка взглянув на все бумаги и, убедившись во всем, задумывается о будущем. В то время, когда тот обещает купить ей все, что она только пожелает.
Олимпиада внимательно следит за его речью. Ее огорчило то, что он не может разговаривать по-французски. Лазарь, сев на колени, клянется в вечной любви, утверждая, что она единственная из женщин, которая способна сделать его счастливым. Она просит своего жениха поскорее увезти ее подальше от этого дома, утверждая, что ей надоел родительский дом и выходки родителей.
Молодожены решают быстро провести свадьбу и уехать в собственный дом, где начнут жить по своему усмотрению. Приказчик собирает всех присутствующих вокруг себя и объявляет, что Липочка согласна сыграть свадьбу. Самсон обещает отдать ему все оставшееся у него богатство в обмен на то, что зять будет кормить их с женой. Лазарь отвечает: «Свои люди — сочтемся». Все принимаются пить вино, на отказ Сысого выпить, ему льют вино за шиворот. Присутствующие радуются, смеются и не задумываются о том, что ждет их впереди.
Действие четвертое.
Молодожены приезжают в свой новый дом, где все устроено по-современному. Дом был роскошным. Лазарь с большим удовольствием слушает, как разговаривает жена на французском, хоть она и говорит плохо, ведь он видит в ней идеальную жену. Он дает ей слово купить шикарную повозку и коней для прогулок в Сокольники.
Дом Подхалюзиных посещает сваха, чтобы взять свое заслуженное вознаграждение. Вместо большой суммы денег, она получает лишь ее десятую часть, а вместо дорогой шубы — потрепанное платье. Устинья со злостью покидает дом, дав обещание, что опозорит молодых на всю деревню.
Липа выглядывает в окно и наблюдает, как ее родители вместе идут к их дому. Она узнает, что ее отец погряз в долгах и не может выплатить кредиты. Однако Олимпиада не желает давать своему отцу денег, так как ей придется снова ходить в недорогих платьях. Большов не может свободно ходить по улице — его сопровождает солдат, люди тыкают на него пальцем, все знакомые и приятели, знавшего его долгое время как хорошего купца, просто отвернулись от него. Ни Липу, ни ее мужа совсем не волнует судьба родителей.
Самсон очень зол на себя и свои проделанные действия. Он просил не помощи, а то, что по праву принадлежит ему. Большов обвиняет себя в том, что ранее не прогнал Лазаря, когда начал подозревать, что он не чистый, а наоборот, назначил его приказчиком, отдал имущество и единственную любимую дочь.
Он недоволен тем, что собственными руками довел себя до такого состояния. Самсон понимает, что всего этого уже не вернуть, и готов прыгнуть в Москву-реку.
Он сравнивает зятя с Иудой, предавшего Христа за деньги. Также, как и приказчик предал свою совесть. Он в последний раз просит, даже умоляет, свою дочь и зятя дать им денег, в противном случае его вышлют в Сибирь. Но те напрочь отказываются помочь, предлагая лишь несколько копеек. Отец и мать Липы разочаровываются в ней, начинают оскорблять молодоженов, утверждая, что придет время, когда деньги погубят их. Когда мать начинает проклинать дочь, Большов уводит ее, чтобы поговорить наедине. На прощание он говорит дочке, чтобы та продолжала развлекаться, но хоть иногда вспоминала о родителях.
Лазарь удивлен происходящему, ему стало жаль родителей Липы, что вот-вот готов согласиться поехать и расплатиться со всеми долгами. Но в дом прибегает Рисположенский, как и сваха, за своими обещанными деньгами. Ему не то чтобы десятую часть, но и вообще не заплатили. Сысой злится и обещает рассказать всем о его махинациях и о том, как он тестя обокрал. Подхалюзин с издевкой отвечает, что все ему верят, и остальным это лишь приснилось.
Краткие содержания произведений Островского А.Н.
Александр Островский. — Свои люди – сочтемся читать онлайн
12 3 4 5 6 7 …20
Александр Николаевич Островский.
Свои люди – сочтемся
Большов Самсон Силыч, Купец
Аграфена Кондратьевна, его жена
Липочка
Подхалюзин, Приказчик
Устинья Наумовна, Сваха
Фоминишна, Ключница
Рисположенский Сысой Псоич, стряпчий
Тишка, мальчик
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Гостиная в доме Большова.
ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ
Липочка (сидит у окна с книгой). Какое приятное занятие эти танцы! Ведь уж как хорошо! Что может быть восхитительнее? Приедешь в Собранье али к кому на свадьбу, сидишь, натурально,- вся в цветах, разодета, как игрушка али картинка журнальная,- вдруг подлетает кавалер: «Удостойте счастия, сударыня!» Ну, видишь: если человек с понятием али армейской какой – возьмешь да и прищуришься, отвечаешь: «Извольте, с удовольствием!» Ах! (с жаром) оча-ро-ва-тель-но! Это просто уму непостижимо! (Вздыхает.) Больше всего не люблю я танцевать с студентами да с приказными. То ли дело отличаться с военными! Ах, прелесть! восхищение! И усы, и эполеты, и мундир, а у иных даже шпоры с колокольчиками. Одно убийственно, что сабли нет! И для чего они ее отвязывают? Странно, ей-богу! Сами не понимают, как блеснуть очаровательнее! Ведь посмотрели бы на шпоры, как они звенят, особливо, если улан али полковник какой разрисовывает – чудо! Любоваться – мило-дорого! Ну, а прицепи-ко он еще саблю: просто ничего не увидишь любопытнее, одного грома лучше музыки наслушаешься. Уж какое же есть сравнение: военный или штатский? Военный – уж это сейчас видно: и ловкость, и все, а штатский что? Так какой-то неодушевленный! (Молчание.) Удивляюсь, отчего это многие дамы, поджавши ножки, сидят? Формально нет никакой трудности выучиться! Вот уж я на что совестилась учителя, а в двадцать уроков все решительно поняла. Отчего это не учиться танцевать! Это одно толькое суеверие! Вот маменька, бывало, сердится, что учитель все за коленки хватает. Все это от необразования! Что за важность! Он танцмейстер, а не кто-нибудь другой. (Задумывается.) Воображаю я себе: вдруг за меня посватается военный, вдруг у нас парадный сговор: горят везде свечки, ходят официанты в белых перчатках; я, натурально, в тюлевом либо в газовом платье, тут вдруг заиграют вальс. А ну как я перед ним оконфужусь! Ах, страм какой! Куда тогда деваться-то? Что он подумает? Вот, скажет, дура необразованная! Да нет, как это можно! Однако я вот уж полтора года не танцевала! Попробую-ко теперь на досуге.
(Дурно вальсируя.) Раз… два… три… раз… два… три…
ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ
Липочка и Аграфена Кондратьевна.
Аграфена Кондратьевна (входя). Так, так, бесстыдница! Как будто сердце чувствовало: ни свет ни заря, не поемши хлеба божьего, да уж и за пляску тотчас!
Липочка Как, маменька, я и чай пила, и ватрушку скушала. Посмотрите-ка, хорошо? Раз, два, три… раз… два…
Аграфена Кондратьевна (преследуя ее). Так что ж, что ты скушала? Нужно мне очень смотреть, как ты греховодничаешь!… Говорю тебе, не вертись!…
Липочка Что за грех такой! Нынче все этим развлекаются.- Раз… два…
Аграфена Кондратьевна Лучше об стол лбом стучи, да ногами не озорничай! (Бегает за ней.) — Да что ж ты, с чего ж ты взяла не слушаться!
Липочка. Как не слушаться, кто вам сказал! Не мешайте, дайте кончить, как надобно! Раз… два… три…
Аграфена Кондратьевна. Долго ль же мне бегать-то за тобой на старости лет! Ух, замучила, варварка! Слышишь, перестань! Отцу пожалуюсь!
Липочка. Сейчас, сейчас, маменька! Последний кружок! Вас на то и бог создал, чтоб жаловаться. Сами-то вы не очень для меня значительны! Раз, два…
Аграфена Кондратьевна. Как! ты еще пляшешь, да еще ругаешься! Сию минуту брось! Тебе ж будет хуже: поймаю за юбку, весь хвост оторву.
Липочка. Ну, да рвите на здоровье! Вам же зашивать придется! Вот и будет! (Садится.) Фу… фу… как упаточилась, словно воз везла! Ух! Дайте, маменька, платочка пот обтереть.
Аграфена Кондратьевна. Постой, уж я сама оботру! Ишь, уморилась! А ведь и то сказать, будто неволили. Коли уж матери не почитаешь, так стен-то бы посовестилась! Отец, голубчик, через великую силу ноги двигает, а ты тут скачешь, как юла какая!
Липочка Подите вы с своими советами! Что ж мне делать, по-вашему! Самой, что ли, хворать прикажете? Вот другой манер, кабы я была докторша! Ух! Что это у вас за отвратительные понятия! Ах! какие вы, маменька, ей-богу! Право, мне иногда краснеть приходится от ваших глупостей!
Аграфена Кондратьевна Каково детище-то ненаглядное! Прошу подумать, как она мать-то честит! Ах ты, болтушка бестолковая! Да разве можно такими речами поносить родителей? Да неужто я затем тебя на свет родила, учила да берегла пуще соломинки?
Липочка. Не вы учили – посторонние; полноте, пожалуйста; вы и сами-то, признаться сказать, ничему не воспитаны. Ну, что ж? Родили вы – я была тогда что? Ребенок, дитя без понятия, не смыслила обращения. А выросла да посмотрела на светский тон, так и вижу, что я гораздо других образованнее. Что ж мне, потакать вашим глупостям! Как же! Есть оказия.
Аграфена Кондратьевна. Уймись, эй, уймись, бесстыдница! Выведешь ты меня из терпения, прямо к отцу пойду, так в ноги и брякнусь, житья, скажу, нет от дочери, Самсонушко!
Липочка. Да, вам житья нет! Воображаю.- А мне есть от вас житье? Зачем вы отказали жениху? Чем не бесподобная партия? Чем не капидон? Что вы нашли в нем легковерного?
Аграфена Кондратьевна. А то и легковерного, что зубоскал! Приехал, ломался, ломался, вертелся, вертелся. Эка невидаль!
Липочка. Да, много вы знаете! Известно, он благородный человек, так и действует по-деликатному. В ихнем кругу всегда так делают. — Да как еще вы смеете порочить таких людей, которых вы и понятия не знаете? Он ведь не купчишка какой-нибудь. (Шепчет в сторону.) Душка, милашка!
Аграфена Кондратьевна. Да, хорош душка! Скажите, пожалуйста! Жалко, что не отдали тебя за шута за горохового. Ведь ишь ты, блажь-то какая в тебе; ведь это ты назло матери под нос-то шепчешь.
Липочка. Видимый резон, что не хотите моего счастия. Вам с тятенькой только кляузы строить да тиранничать.
Читать дальше
12 3 4 5 6 7 …20
Платон, «Кольцо Гигеса»
Философия 302: ЭтикаПлатон, «Кольцо Гигеса»
Резюме: Главкон утверждает, что все люди эгоистичны и эгоистичны; единственная причина, по которой люди не всегда делают несправедливым является страх быть пойманным и причиненным.
1. Согласно отчету Главкона, что больше всего
люди поступают справедливо? Объясните, считаете ли вы, что объяснение Главкона
психологически правильно.
2. Если бы человек мог быть уверен не только в том, что действие, приводящее к личной выгоде, не будет обнаружено, но также что, если бы это действие было обнаружено, никаких карательных последствий не было бы следовать, то была ли бы у этого человека причина поступать нравственно?
3. Правда ли, что иногда наши личные интересы служили, не действуя в наших личных интересах? Построить пример иллюстрирующие эту точку зрения и пытающиеся разрешить парадоксальное выражение вопроса.
4. Довольно часто людям приятно, когда они могут помочь другие. Проанализируйте, достаточно ли этого факта для доказательства того, что мотив для помощи другим в конечном счете один из удовольствия или собственный интерес.
5. Согласно Главкону, как практика возникает справедливость? По мнению, которое он выражает, есть ли какая-либо причина прежде чем жить в обществе, чтобы поступать правильно? Есть ли практика этики имеет смысл только в контексте жизни в обществе?
1.![]() |
Главкон говорит, что если посмотреть на то, что люди есть на самом деле, тогда ты увидишь, что они считают желательным поступать неправильно и страдать неправильно нежелательно. Поскольку мы не хотим страдать неправильно, мы идем на компромисс с другими и заключают договор (общественный договор) не причинять друг другу вреда. Эти соглашения являются зарождением справедливости в обществе.
Генетические данные не подтверждают эту теорию.
2. Если лицо могло быть уверено не только в том, что действие, повлекшее за собой личная выгода не будет обнаружена, но и то, что если это действия были обнаружены, никаких карательных последствий не последовало бы, тогда будет ли у этого человека причина поступать нравственно? |
Главкон считает, что люди вершат правосудие, чтобы
чтобы избежать вреда, который мог бы быть нанесен им, если бы они не подчинялись законам
Общество. Таким образом, в наших интересах подчиняться закону, потому что мы
бояться последствий, если нас поймают на неподчинении закону.
Аккаунт Главкона соответствует кластеру этические теории, такие как психологический и этический эгоизм, психологический и этический гедонизм, и этический релятивизм. По сути, он считает, что все люди эгоистичны, своекорыстный и эгоистичный.
3. Это верно, что иногда нашим личным интересам служит бездействие наш личный интерес? Постройте пример, иллюстрирующий это рассмотреть и попытаться разрешить парадоксальное выражение вопрос. |
- Если я этический эгоист, то в моих интересах не рассказывать
другие. То есть ., не в моих интересах рассказывать другим, что я действую
из корысти.
(Многие люди избегают или пытаются свести счеты с эгоистичные люди; жадность порождает жадность.)
- Следовательно, разумный эгоист не может выступать за то, чтобы эгоизм повсеместно принято именно потому, что это было бы действием, не его собственный интерес.
- Сказать, что действие правильно, значит сказать, что оно правильно для любого в этом положении. Но эгоист не может хотеть, чтобы другие поступали так же, как он. потому что это не в его интересах.
- Следовательно, этический эгоизм не может быть этической теорией, потому что любая теория должна быть универсализируемой, иначе это не теория.
4. Довольно
часто люди радуются, когда могут помочь другим. Анализировать
является ли этот факт достаточным для доказательства того, что мотив
помогая другим в конечном счете из удовольствия или личного интереса.![]() |
Мы можем различать «эгоизм» и «неэгоистичность», глядя на объект желания в действие отдельного человека.
Если я хочу что-то для себя, действие эгоистично. Если я хочу что-то для кого-то другого, то даже если это доставляет мне удовольствие, акт не эгоистичный.
Ведь как Рейчел пишет, не является ли бескорыстным именно тот, кто извлекает удовлетворение от помощи другим? Эгоистичным человеком будет тот, кто помогает неохотно.
Другие исключения из корыстных действий включают:
- Иногда люди обычно делают то, что они делают, а не что делать. Для пример …
- Действия, которые означают достижение цели —поступление в колледж по порядку получить хорошую работу, работать, чтобы получать зарплату, ходить к дантисту, упражнения и так далее.
- Действия, являющиеся результатом обязательства или обязанности —удержание
обещания, учеба, хорошее здоровье и так далее.
5. По Главкону, как происходит отправление правосудия возникать? По мнению, которое он выражает, есть ли какая-либо причина прежде чем жить в обществе, чтобы поступать правильно? Есть ли практика этики имеет смысл только в контексте жизни в общество? |
Главкон считает, что люди вершат правосудие, чтобы чтобы избежать вреда, который мог бы быть нанесен им, если бы они не подчинялись законам Общество.
Главкон предлагает мысленный эксперимент: миф о волшебное кольцо Гигеса. Обратите внимание, как его учетная запись связана с рекламой. народное заблуждение.
Если бы у кого-нибудь было кольцо, делающее его невидимым, то
этот человек был бы дураком, если бы не использовал его в личных целях. Ли
справедливым или несправедливым, с таким кольцом этот человек мог сделать почти
все, что он хотел, не опасаясь быть пойманным. И несправедливые, и
просто человек воспользовался бы его магическими способностями, потому что было бы глупо не
делать то, что лично ему платит гораздо лучше.
Согласно выводам Главкона, этика или общественный договор возможен только в обществах.
Важно отметить, что в этом эссе из Республики , Платон использует отчет Главкона как вызов, который Сократ должен преодолеть.
Рекомендуемые источники
Социальный
Контракт: Интернет-энциклопедия философии. Краткий обзор истории теории общественного договора.
Дилемма заключенных: Стэнфордская философская энциклопедия. Выдающееся резюме различных характеристик философских и математических аспектов дилеммы.
Открытие
Страницы эгоистичного гена: мир Ричарда Докинза: эволюция, наука и разум. Короткий отрывок из книги Ричарда Докина «Эгоистичный ген», знакомящий с биологией эгоизма и альтруизма.
Что такое этика? — Марккула Центр прикладной этики
Этика основана на хорошо обоснованных стандартах правильного и неправильного, которые предписывают, что люди должны делать, обычно с точки зрения прав, обязанностей, пользы для общества, справедливости или определенных добродетелей.
Несколько лет назад социолог Рэймонд Баумхарт спросил деловых людей: «Что для вас значит этика?» Среди их ответов были следующие:
«Этика связана с тем, что мои чувства говорят мне, правильно или неправильно».
«Этика связана с моими религиозными убеждениями.»
«Этично делать то, что требует закон.»
«Этика состоит из стандартов поведения, которые принимает наше общество.»
«Я не знаю, что означает это слово. »
Эти ответы могут быть типичными для нас. Значение слова «этика» трудно определить, и взгляды многих людей на этику шатки.
Как и первый респондент Баумхарта, многие люди склонны отождествлять этику со своими чувствами. Но быть этичным явно не значит следовать своим чувствам. Человек, следующий своим чувствам, может уклоняться от того, чтобы поступать правильно. На самом деле чувства часто отклоняются от этических норм.
Не следует отождествлять этику с религией. Большинство религий, конечно же, отстаивают высокие этические стандарты. Тем не менее, если бы этика ограничивалась религией, тогда этика применялась бы только к религиозным людям. Но этика применима как к поведению атеиста, так и к поведению набожного религиозного человека. Религия может установить высокие этические стандарты и может обеспечить сильную мотивацию этического поведения. Этика, однако, не может быть ограничена религией и не тождественна религии.
Быть этичным — это не то же самое, что следовать закону. Закон часто включает этические нормы, которые подписываются большинством граждан. Но законы, как и чувства, могут отклоняться от этического. Наши собственные законы о рабстве, существовавшие до Гражданской войны, и старые законы об апартеиде в современной Южной Африке являются гротескно очевидными примерами законов, отклоняющихся от этических норм.
Наконец, быть этичным — это не то же самое, что делать «все, что принято обществом». В любом обществе большинство людей принимают стандарты, которые на самом деле являются этическими. Но стандарты поведения в обществе могут отклоняться от этических норм. Все общество может стать этически коррумпированным. Нацистская Германия — хороший пример морально испорченного общества.
Более того, если быть этичным означает делать «все, что принимает общество», то, чтобы выяснить, что является этичным, нужно выяснить, что принимает общество. Например, чтобы решить, что мне следует думать об абортах, мне пришлось бы провести опрос американского общества, а затем привести свои убеждения в соответствие с тем, что принимает общество. Но никто никогда не пытается решить этический вопрос путем проведения опроса. Кроме того, отсутствие общественного консенсуса по многим вопросам делает невозможным приравнивание этики к тому, что принимает общество. Некоторые люди соглашаются на аборт, но многие другие этого не делают. Если бы быть этичным означало делать то, что принимает общество, нужно было бы найти согласие по вопросам, которых на самом деле не существует.
Что же такое этика? Этика — это две вещи. Во-первых, этика относится к хорошо обоснованным стандартам правильного и неправильного, которые предписывают, что люди должны делать, обычно с точки зрения прав, обязанностей, пользы для общества, справедливости или конкретных добродетелей. Этика, например, относится к тем стандартам, которые налагают разумные обязательства воздерживаться от изнасилования, воровства, убийства, нападения, клеветы и мошенничества. Этические стандарты также включают те, которые предписывают такие добродетели, как честность, сострадание и лояльность.