Русский космизм | Михаил Васильевич Ломоносов
Михаил Васильевич Ломоносов
Михаи́л (Миха́йло) Васи́льевич Ломоно́сов (8 [19] ноября 1711, деревня Мишанинская, Россия — 4 [15] апреля 1765, Санкт-Петербург, Российская империя) — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики; заложил основы науки о стекле. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, утвердил основания современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера. Действительный член Академии наук и художеств (адъюнкт физического класса с 1742, профессор химии с 1745).
Михаил Васильевич Ломоносов сумел объять в своём творчестве все главные области знаний, фундаментальные, основополагающие их проблемы, и настолько глубоко проникнуть в самую сущность непонятых в его время явлений, настолько идти впереди своего времени, что и сейчас лишёнными даже малого преувеличения звучат слова В. И. Вернадского, сказанные более чем сто лет назад о М. В. Ломоносове, как о предстающем «нашим современником по тем задачам и целям, которые он ставил научному исследованию».
Об энциклопедизме М. В. Ломоносова с определённостью говорит и сам перечень трудов его, это отмечают как представители естествознания, так и гуманитарии. Это признавали учёные его века, сейчас факт многогранности его таланта очевиден, наследие учёного достаточно хорошо изучено, в большинстве своём — понято и классифицировано, но ещё А. С. Пушкин так его характеризует:
« Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник: первый углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка его, даёт законы и образцы классического красноречия, с несчастным Рихманом предугадывает открытие Франклина, учреждает фабрику сам сооружает махины, дарит художественные мозаические произведения, и наконец открывает нам истинные источники нашего поэтического языка[46] »
А сам учёный, словно подтверждая цельность своей натуры и понимание глубины взаимосвязи всех направлений и областей знания, весьма лаконично излагает свои мысли на этот счёт:
Нет сомнения, что науки наукам много весьма взаимно способствуют, как и физика химии, физике математика, нравоучительная наука и история стихотворству.
Некоторые современные исследователи относят творческое мировоззрение М.В. Ломоносова к направлению философии, которое впоследствии было названо «русским космизмом». Русский космизм возник в области соприкосновения русской православной культуры с её теоретическим представлением о единстве микрокосма и макрокосма и западно-европейского прикладного научного знания. Первые самобытные черты этого мировоззрения прослеживаются уже в творчестве М.В. Ломоносова. Окончательно, как целостное самобытное явление (характеризующееся несомненной полнотой всех отмеченных черт), русский космизм проявился в форме активного христианства Н.Ф. Фёдорова. С эпохи Ломоносова можно датировать время начала развития идейных корней русского космизма, если уподобить это явление культуры дереву, корни которого – в эпохах русского Просвещения и романтизма, ствол – учение Н.Ф. Фёдорова, ветви – теории его учеников (В.С. Соловьёва, К.Э. Циолковского) и их последователей (включая современных). Философское наследие М.В. Ломоносова опережает западноевропейскую и русскую мысль более чем на полвека (соответственно, в развитии идей цельности знания и единства не только наук, но и науки и религии).
Также, как у В.Ф. Одоевского и Н.Ф. Фёдорова, у М.В. Ломоносова религия понимается как область целей, а наука – как область средств развития культуры. Творчество космистов XIX в. ближе к идеям М.В. Ломоносова, нежели к идеям немецких романтиков, и, таким образом, русский космизм, в своей основе – самобытное явление русской мысли.Издания
- Ломоносов М. Краткое руководство к красноречию. — Кн. 1: В коей содержится Риторика… — СПб.: Имп. Акад. наук, 1748. — 327 с.
- Ломоносов М. Риторика. — СПб.: 1748.
- Ломоносов М. Российская грамматика. — СПб.: Имп. Акад. наук, 1755. — 214 с.
- Ломоносов М. Собрание разных сочинений в стихах и прозе. — СПб.: Имп. Акад. наук, 1751.
- Ломоносов М. Собрание разных сочинений в стихах и прозе. — 2-е изд. с прибавл. — М.: Имп. Моск. ун-т, 1757—1759.
- Ломоносов М. Собрание разных сочинений в стихах и прозе. — СПб.: Имп. Акад наук, 1768.
- Ломоносов М. Краткое начертание римских и российских прав. — М, 1777.
- Ломоносов М. Краткий российский летописец с родословием. -СПб, 1760
- Ломоносов Михаил Васильевич «Письмо И. И. Шувалову от 1.11.1761 года» // Беседы в Обществе любителей Российской словесности. Вып. 3. — М. 1871. С. 72-86. (Формат pdf).
- Ломоносов М. В. Сочинения: [В 8 т.]. — СПб.; М.; Л., 1891—1948.
- Ломоносов М. В. Первые основания металлургии или рудных дел. — СПб, 1763.
- Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений Михайла Васильевича Ломоносова, с приобщением жизни сочинителя и с прибавлением многих его нигде ещё не напечатанных творений — СПб, 1803—1804.
- Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений: В 10 т. — М., Л.: Изд-во АН СССР, 1950—1959. Т. 11. М., Л.: Наука, 1983.
- Ломоносов М. В. Избранные философские произведения — М.: Госполитиздат, 1950
- Ломоносов М. В. Избранная проза. М.: Советская Россия, 1986.
- Ломоносов М. В. Избранные произведения. Л.: Советский писатель, 1986.
- Михайло Ломоносов, Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава I, М. В. Ломоносов, Полное Собрание Сочинений, т.6, Издательство Академии Наук СССР, Москва, Ленинград, 1952
- Ломоносов М. В. Древняя российская история от начала российского народа до кончины Великого Князя Ярослава Первого или до 1054 года. — СПб, 1766.
- Ломоносов М. В. О воспитании и образовании [Текст] : [Сборник] / М. В. Ломоносов; сост. Т. С. Буторина; АПН СССР. — М.: Педагогика, 1991. — 339, [4] с.
- Ломоносов М. В. Российская грамматика Михаила Ломоносова [Текст] / М. В. Ломоносов. — 5-м тиснением. — СПб. : Акад. наук, 1788. — 214 с.
- Ломоносов М. В. О сохранении русского народа / Сост., отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2011. — 848 с., ISBN 978-5-902725-88-6
Научные издания.
Публикации документов- Материалы для биографии Ломоносова. Собраны экстраординарным академиком Билярским. Санкт-Петербург. В типографии Императорской Академии Наук. 1865
- История Императорской Академии Наук в Петербурге Петра Пекарского. Том первый. Издание отделения русского языка и словестности Императорской Академии Наук. Санкт-Петербург. Типография Императорской Академии Наук. 1870
- История Императорской Академии Наук в Петербурге Петра Пекарского. Том второй. Издание отделения русского языка и словестности Императорской Академии Наук. Санкт-Петербург. Типография Императорской Академии Наук. 1873
- Шевырёв С. П. История Императорского Московского университета, написанная к столетнему юбилею. 1775—1785. — Репринтное издание. — М.: Издательство Московского университета. 1998 ISBN 5-211-03884-3
- Любимов Н. Жизнь и труды Ломоносова. Часть первая. Москва. Университетская типография (Катков и К°), на Страстном бульваре. 1872
- Записки Якоба Штелина. Об изящных искусствах в России. В 2-х томах. — Том I. М.: Искусство. 1990 — О живописи в России; О мозаике; Академия трёх знатнейших художеств; Об архитектуре; Искусство фейерверков; О медальерном искусстве; Письма Якоба Штелина. ISBN 5-210-00122-9 (т. I) (рус.) ISBN 5-210-00147-4
- Будилович А. С. Ломоносов как натуралист и филолог. СПб. 1869
- Русская Виртуальная Библиотека. Михаил Васильевич Ломоносов.
- Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова. М.; Л.: Наука, 1961.
- Ломоносов в воспоминаниях и характеристиках современников. Л.: Изд-во АН СССР, 1962.
- Ломоносов: Краткий энциклопедический словарь / Рос. акад. наук; Музей М. В. Ломоносова; Ред.-сост. Э. П. Карпеев. — СПб.: Наука, 1999.
- Ломоносов: сборник статей и материалов. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1940—1961. Т. I—V; М.; Л.: Наука, 1965—1991. — Т. VI—IX.
- Рукописи Ломоносова в Академии наук СССР: Научное описание / АН СССР; Сост. Л. Б. Модзалевский; Под ред. Г. А. Князева. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937. — 404 с — (Акад. наук СССР. Труды Архива; Вып. 3).
- Биографии великих химиков. Редактор К. Хайниг. М.: Мир. 1981 — Перевод немецкого издания: Biographien bedeutender. Eine Sammlung von Biographien. Von eine autorenkollektiv, herausgegeben von dr. Karl Heinig. 4 auflage. Volk und Wissen Volkseigenen Verlag. Berlin. 1977
- Меншуткин Б. Н. Жизнеописание Михаила Васильевича Ломоносова. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1947
- Меншуткин Б. Н. М. В. Ломоносов. М.; Л.: ГИЗ, 1925
- Кудрявцев Б. Б. Михаил Васильевич Ломоносов. 1711-1765: Его жизнь и деятельность. — Изд. 2-е. — М.: Гостехиздат, 1950. — 112 с. — (Люди русской науки). (1-е изд. — 1949)
- Кудрявцев Б. Б. М. В. Ломоносов. — М.: Учпедгиз, 1955. — 128 с. — (Классики физики).
- Павлова Г. Е., Федоров А. С. Михаил Васильевич Ломоносов. М.: Наука, 1986
- Серман И. З. Неизданный конспект М.
- Сидоров Н. И. Из истории мозаических составов М. В. Ломоносова // Известия Академии наук СССР. VII серия. Отделение физико-математических наук, 1930, № 7, C. 679—706
- Павлов А. П. Значение Ломоносова в истории почвоведения. — Почвоведение, 1912.
- Качалов Н. Н. Стекло. М.: Издательство АН СССР. 1959
- Каталог художественных произведений с изображениями Михаила Васильевича Ломоносова из собрания Московского университета // Сост. Е. В. Зименко, Г. А. Широкова. Под. ред. А. П. Лободанова. — М.: Издательство МГУ, 2011. — 88 с.; ил.
- 275 лет Санкт-Петербургскому государственному университету. Летопись 1724—1999. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999 ISBN 5-288-02146-5
- Кусов В. С. Неоконченные работы М. В. Ломоносова по картографированию России // Вестник Моск. ун-та. География, 1989. № 1. С. 37—44.
- Главное здание Академии Наук в Санкт-Петербурге (историческая справка). К 250-летию Российской Академии наук. Санкт-Петербург: Европейский Дом. 1999 ISBN 5-8015-0024-3
- М. В. Ломоносов и елизаветинское время / Авт.-сост. Н. Ю. Гусева. — СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2011. — 596 с., ил., 1500 экз., ISBN 978-5-93572-417-7
- Абрамзон Т. «Ломоносовский текст» русской культуры: Избранные страницы. — М.: ОГИ, 2011. — 240 с., 100 экз., ISBN 978-5-94282-652-9
Художественная литература. Беллетризированная биографика. Публицистика
- Лебедев Е. М. В. Ломоносов. Ростов-на-Дону, 1997. — (Жизнь замечательных людей).
- Ломоносов и российская культура. Северодвинск, 1996.
- Морозов А. А. Михаил Васильевич Ломоносов. М.: Молодая гвардия. 1965
- Морозов А. А. Юность Ломоносова. Архангельск, 1953
- Морозов А. А. М. В. Ломоносов: Путь к зрелости. Л.: Издательствово АН СССР, 1961
- Морозов А. А. Родина Ломоносова. Архангельск: Сев.-Зап.кн. изд-во, 1975
- Павлов А. П. Ломоносов как геолог. М.: 1912.
- Михайло Ломоносов: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нём / Сост. Г. Е. Павлова, А. С. Орлов. М.: Современник, 1989.
- М. В. Ломоносов. 1711−1765. Архангельск, 1961.
- Слово о Ломоносове. Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во,1986.
- Шумилов Н. А. Род Ломоносовых: Поколенная роспись. Архангельск: Правда Севера, 2000.
- Чудинов И. А. Богатырь науки и искусства (молодым о М. В. Ломоносове): Учеб. пособие. Архангельск: МИУ, 2001.
- Тюличев Д. В. Прижизненные издания литературных произведений и некоторых научных трудов М. В. Ломоносова // Ломоносов: Сб. статей и материалов». Т. VIII. Л.: 1983. (Формат pdf).
- Лихоткин Г. А. Ломоносов в Петербурге. — Л.: Лениздат. 1981
- Шторм Г. П. Ломоносов, 1933. — 144 с. (Жизнь замечательных людей)
- Шубинский В. И. Ломоносов: Всероссийский человек. — М.: Молодая гвардия, 2010. — 471 с. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 978-5-235-03323-8
- Баландин Р. Михаил Ломоносов. М.: Вече, 2011. 352 с.,ил., Серия «Великие исторические персоны», 3000 экз., ISBN 978-5-9533-5333-5
- Смагина Г. И. Княгиня и ученый: Е. Р. Дашкова и М. В. Ломоносов (к 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова). СПб.: Росток, 2011. — 416 с., ил., 1000 экз., ISBN 978-5-94668-097-4
Детская и юношеская литература
- Фурманн П. Cын рыбaкa. Михаил Васильевич Ломоносов. Повесть для детей. — СПб: Типография А. Дмитриева. 1851
- Фриче В. М. К свету знания. (Михаил Васильевич Ломоносов). Исторический рассказ. // Серия: Книги для детей. — М.: Денница. 1920
- Андреев-Кривич С. А. Крестьянский сын Михайло Ломоносов. Повесть. // Школьная библиотека — М.: Детская литература, 1960
- Лиры и трубы. Русская поэзия XVIII века. Сборник. // Серия: Школьная библиотека. — М.: Детская литература. 1973
- Ломоносов М. В. Избранное. // Серия: Школьная библиотека — М.: Детская литература. 1978
- Ломоносов М. В. Стихотворения. // Серия: Школьная библиотека. — М.: Советская Россия. 1981
- Тредиаковский В. К., Кантемир А. Д., Ломоносов М. В. и другие. Русские поэты XYIII — XIX веков. Антология. // Библиотека мировой лититературы для детей. Т. 6 — М.: Детская литература. 1985
- Воскобойников В. М. Когда Михайло Ломоносов был маленьким. Повесть. // Жизнь замечательных детей. Книга первая. — М.: Оникс, 2007
- Нечипоренко Ю. Помощник царям: жизнь и творения Михаила Ломоносова. М.: Издательство Московского Университета, 2011. 128 с.,ил., 3000 экз., ISBN 978-5-211-05974-0.
Периодика
- Crease, Robert (November 2011). «Mikhail Who?». Physics World.
- Shiltsev, Vladimir (November 2011). «Nov. 19, 1711: Birth of Mikhail Lomonosov, Russia’s first modern scientist». APS News 20 (10).
- Shiltsev, Vladimir (February 2012). «Mikhail Lomonosov and the dawn of Russian science». Physics Today 65 (2).
Ссылки
- Трехсотлетие рождения Михаила Васильевича Ломоносова
- УФН: к 300-летию рождения М. В. Ломоносова
- Михаил Васильевич Ломоносов — РНБ
- Ломоносов Михаил Васильевич — БСЭ
- Ломоносово.ру Ломоносов Михаил Васильевич — жизнь, научная деятельность, творчество, историческая родина, туризм на родину Ломоносова, 300-летний юбилей М. В. Ломоносова
- Электронная научная библиотека «Ломоносов» // Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ). — Сочинения Ломоносова и работы о нём.
- Былое России: Потомки Михаила Васильевича Ломоносова
- Ломоносов Михаил // Русские поэты
- Михаил Васильевич Ломоносов, великий русский ученый, поэт и просветитель:
- А. Портнов Родственная душа
- М. В. Ломоносов — основатель Московского Университета. По мат. книги Б. Н. Меншуткина «Жизнеописание Михаила Васильевича Ломоносова». Изд. АН СССР, Москва-Ленинград, 1947
- Ломоносов, Михаил Васильевич — Биография. Библиография. Высказывания
- Ермилов Н. Е. История сооружения памятника Ломоносову в Архангельске // Исторический вестник, 1889. — Т, 36. — № 4. — С. 174—180.
Сочинения
- Ломоносов, Михаил Васильевич в библиотеке Максима Мошкова
- Древняя российская история от начала российского народа до кончины Великого князя Ярослава Первого, или До 1054 года, сочиненная Михайлом Ломоносовым // Ломоносов М. В. Полн. собр. соч. Т.6. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1952.
- Ломоносов, Михаил // Стихия: классическая русская / советская поэзия.
- Поэзия Московского Университета от Ломоносова и до…
- Ломоносов, Михаил Васильевич в Электронной библиотеке «ImWerden»
М.В. Ломоносов | План-конспект урока по литературе (6 класс) на тему:
Рыжова Ю. И.
266-056-043
Тема. М.В. Ломоносов — гениальный ученый,теоретик литературы, поэт,гражданин. 6 класс.
Цель:
- формировать у учащихся представления о неповторимой, уникальной личности М.В.Ломоносова, о человеке определённой эпохи, системы взглядов, обусловленных исторически; познакомить с основными жанрами поэтического творчества М.В.Ломоносова;
- развивать навыки работы с учебником, составления планов прочитанного, формировать умение выделять главное в сообщении учителя и учащихся;
- воспитывать интерес к личности и творчеству М.В.Ломоносова.
Оборудование: мультимедийные презентации, мультфильм.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Пересказ статьи учебника, посвященной Ломоносову.
III. Изучение нового материала.
- Сообщение темы, цели, плана урока.
- Работа с учебником.
2.1. Чтение вслух вступительной статьи учебника к разделу «Из русской литературы XVIII века», заполнение таблицы.
Первая половина XVIII века | |
События в общественной жизни | События в литературной жизни |
3.Слово учителя «Годы учения М.В.Ломоносова. (Приложение 1)
По хочу урока обучающиеся заполняют Урок №12 в рабочей тетради.
В самом начале 1730 г. на трон возведена Анна Иоановна, племянница Петра Великого. Новая императрица родилась в Курляндии, с воцарением её на престоле безмерно усилилось немецкое влияние. Это одно из самых мрачных реакционных десятилетий вошло в историю России под названием «бироновой» эпохи.
По прибытии в Москву в 1731 г. Ломоносов оказался в трудном положении, но всё же решил подать прошение в Славяно-греко-латинскую академию (или Спасские школы). Но и там возникли препятствия. Ещё в 1723 г. указом Синода предписывалось крепостных и крестьянских детей от учения «отрешить». Тогда он решил объявить себя сыном холмогорского дворянина. Позже в академии узнали о действительном его происхождении, но к тому времени успехи Ломоносова в учёбе были поразительны. За первый год обучения он закончил три класса и овладел латынью настолько, что свободно мог писать на этом языке стихи. На втором году обучения он изучил греческий язык и свободно читал в оригинале труды античных авторов. Одновременно занимался отечественной и классической историей, географией, тщательно проштудировал теорию стихосложения, овладел основами ораторского искусства, познал законы грамматики.
В 1724 г. по распоряжению Петра Первого в Петербурге была учреждена по образцу многих европейских стран Академия наук.
Ломоносов прибыл в Петербург 1 января 1736 г. Он посещал лекции по экспериментальной физике, с большим прилежанием занимался математикой, философией, иностранными языками. В Петербурге же зародилась и новая страсть – интерес к поэзии, к технике стихосложения.
В конце января 1736 г. вышел в свет трактат «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» известного поэта и переводчика В.К.Тредиаковского. Ломоносов предлагает свою систему русского стихосложения.
Его редкая работоспособность была замечена в Петербургской академии. Ломоносова посылают за границу для специализации в области химии, металлургии и горнорудного дела, чтобы потом самостоятельно развивать отечественное производство, передавать полученные знания, новейшие достижения. Питомцев академии отправили сначала в Марбургский университет (Германия), богатый научными традициями.
Когда Ломоносов ехал в Марбург, его обманным путём завербовали в гвардию прусского короля Фридриха Вильгельма I, и он оказался в крепости.
Пришлось продумывать план побега. Случай, к счастью, представился. Однажды, далеко за полночь, когда караульные крепко спали, Ломоносов незамеченным пролез в окно, переплыл ров и скрылся в поле. Однако радость освобождения не надолго рассеяла заботы: надо было связаться с Петербургской Академией наук, разрешить недоразумения, возникшие в результате самовольного ухода из Фрейберга, заручиться деньгами и разрешением на возвращение в любезную отчизну. Наконец всё благополучно состоялось, и Ломоносов морским путём отправился на родину, с которой находился в разлуке больше четырёх лет.
4. Обращение к иллюстративному ряду. (Приложение 1. Слайд 5,6)
— Л.С.Митропольский. Портрет М.В.Ломоносова (1787).
Леонтий Семёнович Митропольский (1759-1819) – живописец-портретист, один из талантливых воспитанников Петербургской Академии художеств третьей четверти XIX века. Обучался в классе портретной живописи под руководством Д.Г.Левицкого.
— Сообщение «искусствоведа» о скульптурном портрете М.В.Ломоносова (автор Ф.И.Шубин).
В русской скульптуре XVIII в. творчество Федота Ивановича Шубина (1740-1805), земляка Ломоносова, занимает особое место. Закончив академию с золотой медалью, Шубин уезжает за границу, где учится скульптурному мастерству.
Человек предстаёт у него во всём многообразии своего жизненного и духовного облика. Таковы мастерски исполненные бюсты государственных деятелей, военачальников, чиновников русской знати.
Шубин относился к Ломоносову с особым уважением. Скульптор создал образ, лишённый всякой официальности и парадности; в его облике видны живой ум, энергия, сила чувств.
Бюст Ломоносова был создан в 1793 году для Камероновой галереи Царского Села, где размещались бюсты античных героев.
5. Просмотр мультфильма о М.В.Ломоносове. (Приложение 2)
IV. Подведение итогов урока.
- Викторина по творчеству М.В. Ломоносова с самопроверкой. (Приложение №3)
V. Домашнее задание.
1.Составить рассказ о жизни и творчестве М.В. Ломоносова на основе материалов учебника и урока.
Идея для рассказы
Где: Театр Олега Табакова
Что: Константин Богомоловский производство The Seagull от Anton Chehov
. Март 2014
На сцене четыре яруса длинных скамеек, которые служат продолжением зоны отдыха в доме. Три ступеньки отделяют сцену от дома, еще три ступеньки отделяют сценическую зону любительского театра (сценическую сцену) от реальной, МХАТа. Фон то и дело превращается в экран. На этом экране изредка мелькают лаконичные титры на манер «Лето. Вечер. Усадьба Сориных. Любительский летний театр». Все именно так, как хотел Треплев — «без декораций» и «пустое пространство», — хотя и вовсе не лишенное смысла.
Камера, экран, титры — все это давно стало визитной карточкой спектаклей российского режиссера Константина Богомолова. Но для каждой постановки этот набор дополнительных выразительных средств перетасовывается, представляя новое сочетание элементов. На этот раз экран ставится не у сцены и не над ней, а позади актеров. На полупустой сцене, с сценическим оформлением, в котором в первом действии не было ничего, кроме унылых, заляпанных стен, помоста и нескольких скамеек, в центре внимания оказывались актеры. Экран не отвлекает, он просто выхватывает несколько крупных планов для зрителей на задних рядах и играет с восприятием зрителей на передних рядах. Начальные сцены противостоят всем неписаным законам театра, где актеры играют спиной к зрителю. Таким образом, режиссер легко разрушает (и интерпретирует) одну из самых распространенных театральных условностей, тем самым показывая, что театр не обязательно должен быть фронтальным. Многие вещи, если смотреть на них «сзади», когда вид сзади обращен вперед, позволяют получить лучшее и более точное понимание, чем когда-либо может предложить фронтальная сторона. Экран, исполняющий роль озера – волшебного озера – отражает персонажей как гладкий, но мутный водоем. Экран также способствует созданию интимного настроения семейной драмы на всеобщем обозрении. Он сужает пространство, акцентируя внимание зрителей на том или ином лице под разными углами. Было бы неполным опытом смотреть эту постановку Чайка , игнорируя экран, как тогда, само восприятие будет ошибочным.
Сцена из спектакля Чайка , постановка Константина Богомолова в Театре Олега Табакова, Москва, 2014. Фото: Театр Олега Табакова.
Последний ряд скамеек, как это часто бывает летом или в кинотеатрах, — места для поцелуев. Именно там Маша (Дарья Мороз) и Медведенко (Данила Стеклов) ждут начала постановки пьесы Константина Треплева среди пыли, запустения и развалин имения Сориных. Маша пытается смахнуть пылинки этого мусора со своего черного платья. Маша носит черное, потому что она, как она настаивает, «в трауре по моей жизни». Платье становится ей. Это тоже становится произведением, несколько скорбным по тону; это в минорной тональности. Отчаянно влюбленная и в отчаянии от того, что ее любовь отвергнута, она ставит свой собственный маленький «спектакль». И, услышав приближающиеся голоса Треплева (Игорь Хрипунов) и Сорина (Сергей Сосновский), намеренно целует Медведенко.
Сцена из спектакля Чайка , постановка Константина Богомолова в Театре Олега Табакова, Москва, 2014. Фото: Театр Олега Табакова.
«Небо светится красным. Луна начинает всходить», — Нина Заречная (Светлана Колпакова) читает вслух мелькающие на экране титры и поднимается на сцену. Она рослая, румяная, энергичная, крепкая деревенская девушка — «прямо как эта идиотская луна в этих идиотских небесах». Другой надзаголовок, написанный черным по белому, сообщает нам: «Дерево», как бы напоминая зрителям, что «в пьесе почти нет действия», «только чтение». Читает аудитория. Зрители смеются, разговаривают. И артисты на сцене тоже разговаривают, как и люди в зале, без театральной жестикуляции тихими, низкими голосами (микрофоны на авансцене и над сценой это позволяют). Они говорят по-человечески, а не как актеры, но не отказываясь от тщательно отработанных речевых приемов.
Сцена из спектакля Чайка , постановка Константина Богомолова в Театре Олега Табакова, Москва, 2014. Фото: Театр Олега Табакова.
Тем временем в зоне отдыха на сцене начинает собираться публика, и в конце концов входит она , которая не может и не будет «членом публики» — Аркадина (Марина Зудина). Спектакль начнется еще до того, как Заречная выйдет на сцену. Аркадина будет играть и читать, а чтобы ответить ей, ее сыну придется самому подняться на сцену, что является единственным способом привлечь ее внимание. Самое ее имя вызывает последние новости в газетах, а он всего лишь Треплев, мистер Брейкерс. Пока он не возьмется за оружие, его никто не заметит. Не сумев подобрать нужных слов, он спускается с помоста и, в конце концов, убегает со сцены МХТ в дом, после того как его премьера так внезапно и преждевременно заканчивается и становится катастрофическим провалом.
Аркадина в Чайка , постановка Константина Богомолова в Театре Олега Табакова, Москва, 2014. Фото: Театр Олега Табакова.
Нина Заречная стоит на перроне, как ребенок на стуле. Заученный еще ей, непонятный — текст о людях и куропатках она читает четко, уверенно и задушевно, и те, кто в «месте для зрителей», тоже не остаются без дела. Треплев, как режиссер, жестами показывает ей, что ей делать руками, и побуждает говорить быстрее; Аркадина комментирует и действует даже за кулисами; страдая от скуки, Тригорин (Игорь Миркурбанов) смотрит то в пол, то в потолок, то на часы; а Дорн (Олег Табаков) неоднократно отвлекается на ревнивую Полину Андреевну (Ольга Барнет). Позже, после безвременного окончания спектакля, кто-то поет на другом берегу озера, а на этом берегу герои остаются скучающими и продолжают разговаривать. Они говорят даже не о провале пьесы, а о собственных заботах друг друга, не слушая собеседника. И так на протяжении всего спектакля. Те, у кого ничего и никого нет, слушают тех, кого хотели бы назвать своими — Маша слушает Треплева, а Заречная слушает Тригорина. А другие присматривают за «своими», Аркадина за Тригориным, Полина Андреевна за Дорном, а Шамраев (Павел Ильин) за Полиной Андреевной. Но Аркадине не удастся посмотреть достаточно остро…
Заголовки сообщают нам, что это «Три дня спустя»; скамейки развернуты лицом к зрителям. В первом ряду на двух отдельных скамьях сидят писатель и Заречная, которую Тригорин считает потенциальным «сюжетом, сюжетом или идеей для рассказа». Эти двое собираются встретиться, лучше рассмотреть друг друга и начать роман. Наряд Тригорина великолепен, состоит из книги, ручки, портсигара и пепельницы. Он мрачен, он угрюм, ему «все это надоело». Он немного хамоват. Сгоревший мужчина. Уставший мужчина. Устал от всех и всего, а особенно от разговоров. Девушка, Нина, совсем рядом, поэтому он должен поговорить с ней. Ну, это может привести к какой-нибудь полезной теме, или сюжету, или детали. Она ждет его слов, жадно цепляясь за его губы, и он тоже постепенно начинает хвататься и за свои фразы, и за ее, за свои и за ее слова, потому что надо писать. Раньше он хотел писать, а теперь должен. Их разговор начинается как интервью. Без энтузиазма, напуская на себя торжественную манеру и изображая серьезность, он рассказывает ей о себе, о своем месте и роли в искусстве. Сидя вполоборота к ней, почти не глядя в ее сторону, он вдруг начинает замечать, как она слушает его. Давно уже никто не слушал его так — совершенно искренно, добродушно и не суживая глаз ни скептически, ни расчетливо. И что-то пробуждается, вырывается наружу через свободную и непринужденную манеру писателя, приехавшего в деревню для каких-то «земельных работ», наслаждаясь нежным солнцем. Эта свободная и непринужденная манера должна была проверить ее: «Кто вы, леди?» Он правильно видит ее насквозь — ее поклонение, ее иллюзии, ее восторг, ее желание, не столько, чтобы быть интересной, сколько достаточно, чтобы заинтересовать его. И он видит себя в неприукрашенной наготе — профессионально измотанным от того, что наделал слишком много «экспресс-путешествий», лишенным всех качеств, которые он сейчас видит в ней — такой наивной, такой бесстрастной. И она становится смелее, она приближается к нему. Представившись, она слишком долго держала его за руку (он в этот момент молчал вместо того, чтобы говорить сам, ему казалось, что говорят о нем самом). Теперь она накрывает его руку своей, затем берет его руку и кладет себе на колено. Он прекрасно все это осознает, он все прекрасно понимает. И смотрит он не в ее сияющие глаза, которые в его присутствии становятся чуть лукавыми, а на ее тело.
Сцена из спектакля Чайка , постановка Константина Богомолова в Театре Олега Табакова, Москва, 2014. Фото: Театр Олега Табакова.
Тригорин-Миркурбанов в основном молчит, хотя и многословен на бумаге. Он не удосуживается соблазнить Нину. Как рыба в том озере, она жаждет попасть в его руки. Рыболовные снасти не нужны. Тригорин предупреждает Заречную: «Я фальшивка, фальшивая насквозь». И она думает, что он «слишком много работает», и обращается к нему с открытым сердцем. И вдруг он тоже начинает открывать свое сердце, обнажая самое сокровенное и сокровенное. О его написании. О вещах, о которых незадолго до этого говорил молодой борющийся писатель Треплев, — «одно и то же снова и снова», которое засасывает, — той карусели, тех повторениях и размышлениях, в которые превращается жизнь. «Маски карнавальной вечеринки, циркулирующие по кругу», исходящие от читателей, поклонников и критиков и воздействующие на них. Это действительно захватило Тригорина. Он жалуется на то, что не умеет писать лучше Тургенева, и на то, что время диктует, что ему писать. Диктант времени движется слишком быстро. Он не в том темпе, он отстает в своем писании «о людях, их страданиях, их будущем» (здесь Миркурбанов поднимает глаза к небу). Время пейзажистов истекло. Литературе нужен гражданин Тригорин. «Все в порядке, я пишу это прямо сейчас, я, — кивает, успокаивающе машет рукой — он делает то, что должен, — я это пишу, я». Она целует его, и он продолжает писать, все записывая. Опять же, взяв пейзаж за отправную точку, он начинает писать с этого озера. Тригорин не обольститель, а обольститель, поддавшийся дразнящей перспективе новой страницы, нового вдохновения, привлеченный не столько новизной (поклонницы принадлежат ушедшей эпохе, с которой он покончил), сколько предвкушение новизны. Этот чеховский «но вдруг» поворот — то, что пленяет его, потому что он думал, что потерял его навсегда.
Сцена из спектакля Чайка , постановка Константина Богомолова в Театре Олега Табакова, Москва, 2014. Фото: Театр Олега Табакова.
«Я Агамемнон, что ли?», он не принесет себя в жертву, но примет жертву другого. Жертвоприношение происходит от воли тех, кто их совершает. И у него «нет своей воли». Заречная сделает ему подарок своей жизни, но он примет лишь несколько строк из своей книги « дней и ночей ».
День отъезда. Повторяющиеся арпеджио тревожной музыки Фаустаса Латенаса отсчитывают минуты последней сцены между Тригориным и Заречной. Говоря снизу, Нина обращается к Тригорину из гостиной дома. Он на сцене, на пьедестале. В ее глазах он идеал — в отличие от Аркадины, не питающей иллюзий по поводу Тригорина. Внезапно голос Тригорина на экране берет на себя инициативу, выражая его мысли, его сомнения. Актер на сцене стоит на месте; он молчит на фоне слов. Он воспроизводит свои мысли – он на взводе, он глубоко взволнован, его жесты точны и точны. Рядом с ним очень умная женщина по имени Зудина — хорошая актриса, играющая Аркадину, — которая делает ему нелепо лживые комплименты, угощает его самыми сладкими похвалами, которых он терпеть не может, намеренно делает свои слова фальшивыми и плоскими, так как она слишком хорошо знает он чувствителен к этому. Слова Аркадины в похвалу Тригорину — этой одаренной, умной единственной надежде России — в этой постановке приобретают прямо противоположный смысл. Они заставляют его улыбаться. Горько. Аркадина напоминает Тригорину того робкого новичка, того юного писателя, полного надежд и иллюзий, которым он когда-то был, — самого молодого себя, которого он с тех пор предал.
Сцена из спектакля Чайка , постановка Константина Богомолова в Театре Олега Табакова, Москва, 2014. Фото: Театр Олега Табакова.
«Меня одолевают сладкие и чудные сны… Отпусти меня…» — говорит Тригорин. «Мечты кипят; в душе томится тоскою, томится множество мыслей тяжелых». Аркадина его понимает, Заречная его влечет. Так что ему как-то придется оседлать двоих. И никто не будет мешать ему писать, но то, о чем он мечтал написать, никогда не будет написано. Последуют книжные издания, умные и очаровательные рецензии и ощущение гнилости.
В этой постановке актеры ссорятся и выясняют отношения тихо, даже сдержанно, раня тем самым еще глубже. Они сидят рядом друг с другом, иногда закрывая глаза, иногда пряча глаза, потому что слишком хорошо видят друг друга. Аркадина нападает на все его болячки, убеждая при этом, что их союз удобен и нерасторжим, и доводит его и себя чуть ли не до слез и до правды. Ее плач поначалу театральный, и Тригорин вытирает ее слезы своим платком. Однако позже, когда эта сцена плавно переходит в сцену отъезда, слезы актрисы сменяются слезами женщины. Проходит какое-то время, и от счастливых слез, которые пролила Заречная, остаются только слезы. Но озеро не переливается.
Сцена из спектакля Чайка , постановка Константина Богомолова в Театре Олега Табакова, Москва, 2014. Фото: Театр Олега Табакова.
Те же скамейки. На них сидят одни и те же люди. Не рядом друг с другом. Не глядя друг на друга. Не прощаясь друг с другом. Он должен уйти, оставив ее; она должна уйти, чтобы следовать за ним. Она надеется, что «их души сольются в попытке создать единое произведение искусства», и он сообщает ей свой московский адрес. Он пробует несколько эпитетов из своей записной книжки, произнося их вслух – о глазах, улыбке и чистоте. Как они звучат? Не плоский случайно? Его читательница принимает их. Чехов заканчивает эту сцену «продолжительным поцелуем», а в постановке Богомолова актеры даже не смотрят друг другу в глаза. И все же эта короткая сцена, пожалуй, самая чувственная в спектакле — всего несколько моментов из того, что Борис Пастернак называл «восемь строк о свойствах страсти».
«Солнце еще не подошло к тебе, а ты уже улыбаешься», — говорит Треплев о Тригорине. Солнце уйдет (Тригорин скроется за кулисами), а эта улыбка останется. Стоя одна на сцене, Заречная будет продолжать улыбаться в камеру, которая проецирует на экран крупный план ее улыбки – улыбки лучистой, чистой, сияющей и светящейся предвкушением счастья. Сцена, на которой еще недавно звучала декламация о «людях, львах, орлах», теперь резонирует с песней о «желтом льве с огненной гривой» и «золотом небесном орле». На заднике, словно иллюстрируя лирику, появляются слова «ярка незабвенная звезда». Заречная исчезнет во мраке крыльев, но улыбка ее останется, сияя на экране то и дело сияя, напоминая улыбку Чеширского кота. Кто-то в зале разразится смехом, но тут же прекратит смех в ужасе. Один момент отделяет самую чувственную сцену спектакля от самой ужасающей. В Le notti di Cabiria , героиня Джульетты Мазины, потеряв все, что у нее было, в самом конце фильма улыбнулась такой улыбкой, что Ватикан удостоил ее специальной награды – ведь в этой улыбке была надежда, лучик света пронизывающий мрак. Улыбка Заречной-Колпаковой настолько ужасна, что с ней приходит понимание, что промежуток между действиями — это на самом деле пропасть, которой Нине не избежать. Пока зрители «едят, пьют, ходят, ходят в пальто», Заречная вот-вот потеряет все — себя, ребенка и любимого мужчину. Она мечтала о золотом городе, как о небе, усыпанном бриллиантами, но вместо этого судьба уготовила ей другое — сначала остановиться в гостинице «Славянский базар», а потом ехать третьим классом в одном вагоне с крестьянами. к Ельцу. «Ради такого счастья — быть писателем или актрисой — я бы смирилась с неприязнью семьи, с бедностью и разочарованием…», но вместо романтических представлений о преодолении невзгод и суровых невзгод приходит лишенное горя романтических атрибутов. И вдруг на этой полупустой сцене возникает то, что Заречной не удалось сыграть, но удалось вообразить как реальность собственной жизни, — то, что характеризуется холодом, пустотой и страхом. Витражи на стенах, тусклое стекло — это озеро теперь покрыто коричневатой грязью. Это больше не магия; его заклинание полностью исчезнет во время этого перерыва. «Чайка летит над своим отражением. В спокойной воде. Все еще как перед боем. Беда близка…»
Эмилия Деменцова — театральный критик, главный сценарист кинокомпании «Спутник». Кандидат наук Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, член Международной ассоциации театральных критиков, Союза журналистов России, Молодежного совета Союза театральных деятелей России. Деменцова работает автором и ведущей программы «Театральный кружок» на радио «Журналист». Она выступала в качестве культурного обозревателя для The Hollywood Reporter , Комсомольская правда , Театрон , Театральный мир и МИР 24 и другие. Стипендиат Оксфордского Российского Фонда. Получила премию Международного пресс-клуба «Вызов – XXI век» за серию театральных рецензий, которые она написала.
European Stages, vol. 8, нет. 1 (осень 2016 г.)
Редколлегия:
Марвин Карлсон, старший редактор, основатель
Krystyna illakowicz, соредактор
Dominika Laster, соредактор
Kalina Stefanova, соредактор
Редакционный персонал:
Cory Tamler, Manageding Editor
Mailurakshi Sen, Editortiate Assister . :
Джошуа Абрамс
Кристофер Бальме
Мария Дельгадо
Аллен Кухарски
Брайс Лиз
Дженнифер Паркер-Старбак
Магда Романьска
Лоуренс Сенелик
Даниэле Вианелло
Филлис Затлин
Содержание:
- 70-й Авиньонский фестиваль: эксперимент в совместной жизни, Филиппа Веле
- Берлинский Theatertreffen 2016: Половина фестиваля лучше, чем ничего? Марвин Карлсон
- Introduction au Kunstenfestivaldesarts de Bruxelles 2016 от Мануэля Гарсиа Мартинеса
- Фестиваль Fidena, 2016, Рой Кифт
- Фестиваль Ноордерзон в Гронингене, автор Мануэль Гарсия Мартинес
- Отзыв Самоубийство Стива Эрнеста
- Испания: беглые хиты и эфемерные памятные вещи Марии М. Дельгадо
- Чайка : идея для рассказа Эмилии Деменцовой
- Билли Эллиот Мюзикл в Венгерской государственной опере Джеймса Уилсона
- Хор сирот : Театральный сеанс польского театра КТО, Краков, Якоб Юнтунен
- Театр привлекательнее, чем когда-либо: беседа с Доротой Масловской, Кристина Липинска Иллакович
www.europeanstages.org
Мартин Э. Сегал Театральный центр:
Фрэнк Хеншкер, исполнительный директор
Марвин Карлсон, Директор публикаций
Rebeccaer, управляющий директор
9555555059505.© 2016 by Martin E. Segal Theater Center
The Graduate Center CUNY Graduate Center
365 Fifth Avenue
New York NY 10016
Фарфор российского качества из Ломоносова и Гжели
Идет загрузка… Пожалуйста, подождите…
Магазин Наш магазин
- Матрешки — Матрешка
- Лак Коробки
- Рождество
- Коллекция Фаберже
- Античный
- ювелирные украшения
- Русские ножи
- Шахматы
- русские сувениры
- Яйца страсти
- Хохлома
- Жостово
- Береста сибирская
- Куклы
- Шапки, шали, шарфы
- Книги
- Хрусталь и стекло
- Картины дикой природы на коряге
- Тотемное искусство Северо-Западного побережья
- Родные корзины
- Китовый ус и моржовая кость
- Резьба по слоновой кости
- Ископаемая слоновая кость
- Скримшоу
- Артефакты
- Ножи
- Книги
- ювелирные украшения
- Бронза и мыльный камень
- Резьба по кости и рогам
- Ножи
- Роберт Бисселл Изобразительное искусство
- Чаши и украшения Роберта Катлера
- Коробки Стивена Рэппа
- Фимо Творения
- Книги
- Аллен Дизайн Часы
- Резьба по драгоценным камням
- Сувениры
- Украшенные драгоценностями эмалированные коробки
- Деды Морозы Аниты
- Веселые рождественские аксессуары
- Шахматы
- Рождество
- Ремесла и подарки
- Матрешки
- Русские куклы
Наш информационный бюллетень
Ломоносовский фарфор Информация
Ломоносовский Фарфоровый Завод расположен на берегу реки Невы в Санкт-Петербурге, Россия, где он был основан в 1744 году. Это был первый фарфоровый завод в России и один из первых в Европе. Богатая эпоха конца 18-го и начала 19-го веков обеспечила готовый рынок для производства фабричными фигурками и посудой из дацитового фарфора. Европейская знать заказывала роскошные предметы для подарков и для своих поместий, и фабрика росла вместе со спросом на ее продукцию.
В течение первых 100 лет существования фабрика принадлежала правящему дому Романовых, и многие Романовы принимали непосредственное участие в деятельности фабрики, работая над совершенствованием производства и созданием спроса на продукцию.
Именно Петр Великий вдохновил основать первый в России фарфоровый завод, однако сделать это было не так просто, и Петр умер, не успев осуществить свою мечту. Именно его дочь, императрица Елизавета, руководила основанием фабрики в Санкт-Петербурге в 1744 г.
С середины 19 века до революции 1917 года завод именовался Императорским фарфоровым заводом. После Октябрьской революции завод был национализирован и переименован в Государственный фарфоровый завод. Наконец, в 1925 году он получил свое нынешнее название Ломоносов в честь Михаила Ломоносова, основателя Российской академии наук. До распада Советского Союза в 1991 году завод именовался Ленинградским фарфоровым заводом имени М.В. Ломоносова.
В 1993 году завод был в очередной раз реорганизован в частное акционерное общество и теперь официально называется «Ломоносовский фарфоровый завод».
В 1994 году фабрике исполнилось 250 лет. В 2004 году фабрика отремонтировала общественную часть здания, в том числе музей исторической продукции фабрики.
Сегодня ломоносовский фарфор остается востребованным. Самый популярный узор посуды Ломоносова называется «Кобальтовая сетка».
Этот образец более 50 лет является эксклюзивным для Ломоносовского фарфорового завода. Узор искусно расписан вручную с использованием синего кобальта (из минерального кобальта) и 22-каратного золота. Узор представляет собой сочетание пересекающихся линий кобальтово-синего цвета с перевернутыми слезоточивыми каплями кобальтово-синего цвета и золотыми акцентами. Из-за вставок из настоящего 22-каратного золота ломоносовский фарфор рекомендуется стирать вручную в теплой воде с мягким моющим средством.
Ломоносовский завод имеет единственный в России цех по производству костяного фарфора. Эта литейная машина была разработана специалистами завода.
Фотографии взяты из книги Ломоносовский фарфоровый завод: Санкт-Петербург 1744-1994 Галины Агарковой и Наталии Петровой.
Российско-американская компания импортирует ломоносовский фарфор напрямую с завода в Санкт-Петербурге. Мы продаем только фарфор первого экспортного качества и предлагаем широкий ассортимент изделий самых популярных моделей.