Краткий пересказ житие сергия радонежского о победе над мамаем: «Житие Сергия Радонежского» краткое содержание рассказа Бунина – читать пересказ онлайн

Содержание

«Житие Сергия Радонежского» краткое содержание рассказа Бунина – читать пересказ онлайн

25 мин.

Епифаний Премудрый

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 709.

Обновлено 19 Декабря, 2022

О произведении

Произведение «Житие Сергия Радонежского» Епифания Премудрого — памятник древнерусской литературы, посвящённый известному церковному и общественно-политическому деятелю Руси второй половины XIV века Сергию Радонежскому.

Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы в 4 классе рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Житие Сергия Радонежского» по главам. Пересказ избранных отдельных глав поможет составить представление обо всём произведении.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Место и время действия

События произведения происходят во второй половине XIV столетия на Руси.

Главные герои

  • Сергий Радонежский — святой старец, преданно служивший Господу и прославившийся чудесами исцеления и помощью людям в трудные минуты.

Краткое содержание

Вступление

Автор благородит Бога за святого старца Сергия Радонежского, который дарует утешение всем верующим. Автор признаётся, что однажды его одолело «непреодолимое желание хотя бы как-то начать писать, пусть немногое из многого, о жизни Преподобного старца», и он написал «Житие Сергия Радонежского».

Начало жития Сергия

Родителями Сергия были люди благородные и добродетельные: отец Кирилл и мать Мария. Однажды беременная Мария пошла в церковь, где при звуках Херувимской песни её ребёнок «начал громко верещать в утробе». Мария поняла, что её чадо будет особенным, и «носила младенца в утробе, как некое бесценное сокровище, как драгоценный камень, как чудесный жемчуг и как сосуд избранный».

Когда же ребёнок появился на свет, он даже в младенческом возрасте строго соблюдал посты и отказывался от материнского молока по средам и пятницам.

Мальчика нарекли Варфоломеем, у него было ещё два брата: старший Стефан и младший Пётр. Варфоломей «учился медленно и плохо» и молил Господа научить и вразумить его.

О том, как Варфоломею было даровано познание грамоты от Бога, а не от людей

Родители Варфоломея очень печалились тому, что их сын не мог освоить грамоту. Однажды мальчик повстречал «некоего черноризца, незнакомого ему старца, святого и чудного». Варфоломей рассказал старцу, что «желает более всего знать грамоту», но не может её одолеть. Старец благословил мальчика, и с той поры он очень хорошо учился.

Об отрочестве

Когда Варфоломей немного подрос, он стал строго соблюдать посты, а по ночам много молился — «так вселилась в него благодать Святого Духа». Мать пыталась убедить его жить, как обычные дети, но Варфоломей был очень настойчивым в своём служении Господу.

О переселении родителей святого

Отец святого, Кирилл, был богатым знатным боярином и проживал с семьёй в Ростовской области. Но из-за частых набегов татар на Русь быстро обнищал и перебрался в Радонеж.

Братья Варфоломея, Стефан и Пётр, женились, а юноша «всей душой стремился к иноческой жизни». Узнав об этом, родители попросили сына присматривать за ними до самой смерти, а после благословили его на монашескую жизнь. Так и случилось.

О пострижении Варфоломея, которое стало началом иноческой жизни святого

Прежде чем принять монашество, Варфоломей внимательно «изучил весь монастырский устав — и монашеский порядок, и все прочее, что требуется монахам». Затем духовный старец Митрофан постриг юношу, дав ему новое имя — Сергий. К тому времени святому исполнилось двадцать три года — «он был молод телом, но духовным разумом он был стар и совершенен, по Божественной благодати».

О прогнании бесов молитвами святого

Однажды в церкви, где Сергий собирался петь заутреню, появился «сам диавол со множеством воинов бесовских». Но Сергий не испугался: вооружившись Крестом Христовым, он принялся читать молитвы — и «диавол со своими бесами сделался невидим, и все бесследно исчезли и пропали». Но спустя время бесы появились вновь, и лишь благодаря усердным молитвам Сергия они смогли исчезнуть.

О начале игуменства святого

В обители Святой Троицы Сергий усердно молился Господу, но дьявол не давал ему покоя и «внезапным коварным нападением старался отвратить мысли Сергия от молитвы и добродетельных трудов». Однако Сергий каждый раз неизменно разгонял «все его враждебные привидения».

В самом начале настоятельства Сергия в обители было двенадцать человек братии. Так продолжалось несколько лет, но со временем «число братии стало всё более возрастать и превысило двенадцать

».

Об Иване, сыне Стефана

Однажды к Сергию пришёл его старший брат Стефан со своим сыном Иваном. Стефан попросил игумена постричь сына в иноки. Сергий согласился и постриг племянника, который получил имя Фёдор. «Феодор же с младых ногтей был воспитан во всяком благочестии и чистоте и в посте», и старцы дивились его искреннему желанию с юности служить Господу.

Об изобилии всего нужного

Поначалу, «когда обитель начинала устраиваться, в ней многого не хватало», и монахи были лишены самого необходимого. Обитель находилась в безлюдном месте — к ней не было даже дороги, и долгое время люди добирались к ней почти наугад. Но со временем эти места полюбились христианам, и в обители регулярно стали появляться посетители, которые приносили все «нужное для жизни братии».

О бедности одежды Сергия и о некоем крестьянине

Сергий носил очень скромную одежду, и его риза была «

ветхой, не раз перешитой, неотстиранной, испачканной, пропитанной многими его потами, иногда с заплатами». Слава о Сергии распространялась очень быстро, и многие люди хотели взглянуть на блаженного.

Однажды в обитель пришёл крестьянин, который давно хотел взглянуть на Сергия. Увидев игумена в лохмотьях, он презрительно засмеялся. Однако Сергий со смирением принял такое отношение.

Вскоре в обители появился князь со своей дружиной и при виде Сергия низко поклонился ему до земли. И понял тогда крестьянин, что обратил он внимание на внешность, но не суть человека. Игумен Сергия простил крестьянина, «благословил, утешил назидательной, душеполезной беседой и отпустил восвояси».

Об изведении источника

Обитель была основана в пустынном месте, и монахам каждый день приходилось далеко идти за водой. Они потихоньку роптали на Сергия, основавшего обитель в столь неудачном месте. Тогда Сергий спустился в овраг, нашёл небольшую канавку с водой и принялся усердно молиться над ней. Усердно помолившись, игумен «

осенил крестным знамением место, где стояла дождевая вода, и вдруг из-под земли забил полноводный источник, который бьёт и поныне».

О воскрешении отрока молитвой святого

Однажды к Сергию принесли больного маленького мальчика в надежде, что тот силой своей молитвы излечит ребёнка от недуга. Но, пока крестьянин молил святого помочь, «мальчик от жестокого приступа болезни изнемог и испустил дух».

Видя страшное горе отца, Сергий принялся усердно молиться над телом умершего ребёнка, и «вдруг неожиданно дитя ожило и зашевелилось, душа его вернулась в тело». Так игумен силой молитвы оживил ребёнка.

О бесноватом вельможе

Игумену удалось излечить и знатного вельможу, которого «денно и нощно был жестоко мучим бесом, так что даже разрывал железные цепи

». Родные вельможи, узнав об игумене, привезли к нему одержимого бесом. Благодаря молитвам Преподобного к вельможе «вернулся разум, и он начал осмысленно разговаривать».

О введении общежития

Некоторое время спустя к Сергию из далёкого Константинополя прибыли «греки, посланцы Патриарха к святому». Отец Сергий был очень удивлён, что Патриарх знает о нём, и поначалу подумал, что это какая-то ошибка. В послании же было написано следующее.

Послание Патриарха Филофея

В своём послании к отцу Сергию Патриарх благословляет его службу Господу и указывает лишь на один недостаток — отсутствие общежития. Святой прислушался к совету Патриарха Филофея, и вскоре в обители было оборудовано общежитие. Отец Сергий «повелел братии твёрдо следовать заповедям святых отцов: не иметь никакой собственности и не называть ничего своим, но всё считать общим».

Общежитие принесло большую пользу — отныне все «странники и нищие, особенно болящие» могли найти здесь приют и верный кусок хлеба.

Об основании монастыря на реке Киржач

Спустя некоторое время «в обители вновь случилось смятение»: монахи, побуждаемые дьяволом, решили свергнуть игуменство Сергия. Тогда святой покинул монастырь и отправился на поиски пустынного места. Вскоре он отыскал его на берегу реки Киржач. Получив благословение Митрополита Алексия, он приступил к строительству церкви.

Вскоре монахи поняли, как были неправы, и попросили отца Сергия вернуться назад. Он согласился, и «все единодушно ликовали и прославляли Бога за возвращение своего духовного отца».

О епископе Стефане

Однажды епископ Стефан, проезжая мимо обители отца Сергия, захотел навестить святого, но не успевал по времени сделать это. Он лишь прочёл «положенную молитву и поклонился святому Сергию — на ту сторону, где находилась обитель блаженного». Однако Преподобный увидел «

духовными очами» то, что сделал епископ Стефан, и к большому удивлению своей братии встал посреди трапезы и поклонился в ответ.

Начало Симоновского монастыря

Племянник отца Сергия, отрок Фёдор, «проводил добродетельную жизнь, пребывая в полном послушании у святого и изнуряя своё тело строгим воздержанием, так что многие дивились ему». Видя усердие Фёдора в служении Господу, отец Сергий доверил ему строительство монастыря в месте Симоново, расположенном неподалёку от Москвы-реки. Получив благословение от архиерея, Фёдор воздвиг «церковь во имя Пречистой Владычицы нашей Богородицы, честного Её Рождества».

О видении ангела, служащего с блаженным Сергием

Однажды, во время литургии, возле святого Сергия был замечен странного вида священнослужитель — он был одет в блистающие ризы и весь сиял необычайным светом. Никто не знал этого священнослужителя, и тогда «иноки воистину уразумели, что святому Сергию сослужил Ангел Божий».

О победе над Мамаем и о монастыре на Дубенке

Когда стало известно, что «ордынский князь Мамай собрал огромное войско — всю орду безбожных татар — и пошёл на Русскую землю», великий князь Дмитрий обратился к отцу Сергию за помощью. Святой благословил князя и вооружил его молитвой. На поле боя князь увидел несметное полчище татар и засомневался в победе. Но в этот миг подоспел гонец от отца Сергия, который уверил князя в блестящей победе. Одушевлённый такими словами, князь Дмитрий со своей дружиной ринулся в бой, и «поганые татары потерпели поражение и были окончательно разбиты».

О том, как святого хотели возвести на митрополию

Когда Митрополит Алексий почувствовал скорую кончину, он призвал к себе Преподобного Сергия и попросил его возглавить митрополию. Однако отец Сергий отказался от столь высокой чести, поскольку с юности «не был златоносцем» и старость хотел бы прожить в нищете. В своём решении отец Сергий был непреклонен, и на архиерейский престол взошёл другой человек.

О посещении Богоматерью святого

Однажды Преподобный совершал молитву перед иконой Богоматери и вскоре «увидел Пречистую с двумя апостолами, Петром и Иоанном, от которых также исходило неизречённое сияние». Божья матерь прикоснулась к отцу Сергию и сказала, что его молитва об учениках и обители услышана, и отныне обитель Преподобного «будет иметь изобилие во всём».

О епископе, пришедшем увидеть святого

Спустя некоторое время к отцу Сергию из Константинополя приехал епископ, который был давно наслышан о чудесном старце. Он не верил в то, что Преподобный — «истинно Божий человек», и при его виде внезапно ослеп. Тогда отец Сергий сказал, что недуг уйдёт в тот миг, когда епископ обретёт твёрдую веру. Так и случилось. Епископ вернулся домой, «славя Бога и Его святого угодника Сергия».

О человеке, исцелившемся по молитвам святого Сергия

Неподалёку от обители Преподобного жил человек, которого сразила страшная болезнь, и «в продолжение двадцати дней он не мог ни есть, ни спать». Святой Сергий окропил больного водой, прочёл молитву — и он исцелился. Человек отправился домой, «всем сердцем благодаря Бога, творящего дивные и неизречённые чудеса через Своего угодника».

О лихоимце

Неподалёку от обители жил «человек, отличавшийся сильной алчностью». Он совершил дурной поступок: отнял у соседа-сироты свинью и заколол, не заплатив денег. Обиженный попросил отца Сергия заступиться за него, и тот, призвав обидчика, наказал ему вернуть деньги за свинью. Скупец не выполнил этого требования и по возвращении домой увидел свиную тушу, в которой копошились черви. Он очень испугался божьего гнева и вернул деньги соседу.

О преставлении святого

Отец Сергий прожил 78 лет «в совершенном воздержании и трудах и сподобился за свои подвиги неисповедимых и несказанных чудотворений». Когда же он скончался, «от тела святого разлилось сильное, несказанное благоухание». Лишившись своего учителя, братия впала в глубокую скорбь. При кончине Преподобного произошло немало чудес, которые происходят и поныне: «члены расслабленных укрепляются, от бесов люди освобождаются, слепые прозревают, горбатые выпрямляются».

Об обретении мощей святого Сергия

Спустя тридцать лет после преставления отца Сергия одному из христиан было видение, в котором Преподобный попросил достать его мощи из земли. При большом скоплении людей был открыт гроб с мощами отца Сергия, и «все вокруг исполнилось благоухания и тонкого аромата, и все увидели чудное и умиления достойное зрелище: не только честное тело святого сохранилось целым и светлым, но и одежда, в которой он был погребён, оказалась целой». Целебные мощи святого были положены в раку, где они находятся и по сей день.

О преставлении преподобного игумена Никона

Спустя время скончался ученик святого Сергия, Преподобный Никон. Перед смертью он «призвал братию и дал инокам полезное наставление, чтобы держались они отеческих преданий со всевозможным усердием, непреложно, и любовь ко всем имели бы нелицемерную». Последнее своё пристанище он нашёл рядом с блаженным отцом.

О том, как видели святого Сергия среди братии во время пения

Однажды, уже после смерти преподобного, инок видел старца в подобии живого человека на всенощном бдении — «Преподобный стоял на своём месте и пел вместе со всеми». Это известие очень обрадовало братию.

О явлении митрополита Алексия вместе со святым Сергием

Со временем обитель Преподобного стала расширяться, так как братия значительно увеличилась. Однажды «ученик Настоятеля Никона рубил дерево для постройки келлии» и поранил себе лицо остриём топора. Несчастный истекал кровью и так ослаб, что не мог позвать на помощь. Неожиданно появился «светоносный старец», а следом за ним — ещё один человек. Больной мысленно получил от них благословение и исцелился. Позже он узнал, что его посетили отец Сергий и митрополит Алексий.

О некоем тверском вельможе Захарии

Однажды у знатного вельможи по имени Захария разболелись внутренности — «живот его день ото дня увеличивался, так что вельможе угрожала смерть». Имея большую веру в святого Сергия, он стал «вкушать хлеб с трапезы из обители Преподобного». Благодаря молитвам святого он полностью исцелился. Вельможа дал обет прийти в обитель и воздать благодарность за исцеление, но так и не сдержал своё слово.

Чудо второе о том же

Спустя время у того же вельможи Захарии сильно разболелись зубы, да так, что «от боли он не мог ни есть, ни спать много дней». Ночью, когда все спали, к нему явился отец Сергий, который отнёс больного в свою обитель и излечил там. Вельможа тут же сам отправился в обитель Преподобного и в знак благодарности сделал большое пожертвование братии.

О воине, избавленном от поганых

Однажды произошло «нашествие безбожных татар» во главе с ханом Махметом. В сражении с татарами полегло много православных. Один из сильных русских воинов чуть было не лишился головы, но в самую последнюю минуту вспомнил о святом Сергии и принялся усердно молиться. При первых же словах молитвы «конь его пустился вскачь, словно обрёл крылья, так что поганые потеряли его из виду».

Чудо о слепом

Однажды в обитель преподобного привели слепого странника, который на протяжении семи лет незрячим путешествовал по свету. В этот день был праздник — Сошествие Святого Духа. Святой Сергий снизошёл с небес к слепому, провёл его к раке, и страдалец тут же прозрел.

О бесноватом юноше

В обители жил юноша, мучимый нечистым духом. Его крепко связывали, но он неизменно разрывал путы, убегал к обрывам и часто разбивался. Возле гроба Преподобного он корёжился в мучениях, и ничто не помогало ему одолеть беса. Братия усердно молилась за него, и спустя время Господь «отогнал нечистого духа, по молитвам святого Сергия, и исцелился юноша, разум вернулся к нему, словно он никогда не болел».

О пресвитере и мужах, бывших в латинских землях

Когда Митрополит Исидор отправился на Собор к римскому папе, он взял с собой пресвитера Симеона. Однако тот не пожелал подчиняться латинской власти, «и потому претерпел от Исидора за православную веру великие скорби и муки в темницах, в оковах и цепях». Симеону удалось сбежать вместе с тверским послом Фомой, и по дороге домой они не раз оказывались на волосок от опасности. Но каждый раз их выручало заступничество святого Сергия, которому они неустанно молились.

Чудо об инокине Мариамии

Однажды в обитель пришла монахиня Мариамия, чьи руки «иссохшие от болезни, были загнуты в локтях за спину и ногтями прижаты к рёбрам». Благодаря молитвам святому руки её стали совершенно здоровыми. Это чудо произошло на виду у большого числа людей, так что все этому удивлялись.

Чудо о чудесном зачатии и о рождении великого князя Василия Ивановича всея Руси самодержца

Великий князь Иван Васильевич страстно мечтал о наследнике, но рождались у него одни дочери. Тогда его жена, княгиня Софья, отправилась пешком из Москвы в обитель святого Сергия. По дороге она встретила «благолепного священноинока с младенцем на руках» — им оказался святой Сергий. Он отдал княгине младенца и тут же исчез. Софья поняла, что это было видение. Добравшись до монастыря, она усердно молилась Преподобному о своём желании. Спустя положенное время княгиня благополучно «зачала во чреве дарованного Богом наследника русского престола».

Чудо преподобного Сергия Чудотворца о преславной победе над Литвой у города Опочки

Однажды литовский король отправил хорошо вооружённое войско «к городу Опочке, что неподалёку от Пскова, желая разорить его». Жители города мужественно сражались с врагами, но вскоре у них закончились запасы камней, которые они сбрасывали на головы супостатов. Тогда ночью к одной женщине явился святой Сергий и сказал, что «множество камней лежит в земле у городской церкви за алтарём». Она рассказала об этом горожанам, и с помощью этих камней они смогли одолеть противника.

О явлении Преподобного Сергия в городе Казани

В те времена, когда Казанью владели «поганые басурманы», в городе неожиданно появился старец, который осенял городские стены крестами и кропил святой водой. Иноверцы поняли, что пришёл конец их власти, и «вскоре здесь просияет вера христианская». Так вскоре и случилось: великий князь Иоанн Васильевич пошёл войной на Казань и присоединил город к Русской земле.

О чудесах Преподобного чудотворца Сергия, бывших в его обители во время осады

В обители жил «некий старец, по имени Иринарх, служивший пономарём». Однажды к нему явился отец Сергий, предупредил о скором нападении врагов и посоветовал не бояться супостатов. Иринарх обошёл всю обитель и окропил её святой водой. На следующую ночь на обитель напали ратники, но братии удалось отбить нападение «по молитвам чудотворца».

О явлении Преподобного Сергия чудотворца литовским воинам

Когда враги стали одолевать братию, «Бог навёл страх на врагов, по молитвам Преподобного Сергия чудотворца» — литовские воины вдруг увидели, как из ворот монастыря вышло несметное полчище воинов. Враги испугались этого видения, а братия, почувствовав божью помощь, смогла одолеть супостатов.

Об умножении хлебов на Троицком подворье — в монастыре святого богоявления в Москве

Во время вражеской осады народ начал страдать от голода. Тогда стали все усердно прославлять святого Сергия, и вскоре на Троицком подворье случилось чудо: монах заметил, «как из стены через дыру сыплется рожь». Этим хлебом люди питались до тех пор, пока держалась осада.

И что в итоге?

Сергий Радонежский — прожив достойную жизнь, скончался, и после смерти являлся людям в трудную минуту, чтобы помочь.

Заключение

Произведение «Житие Сергия Радонежского» носит повествовательный характер. Благодаря ему на протяжении многих веков православные христиане узнавали интересные факты из жизни почитаемого святого, свершаемые им чудеса.

После ознакомления с кратким пересказом «Житие Сергия Радонежского» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Тест по произведению

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Давид Милосердов

    9/10

  • Dan Non

    10/10

Рейтинг пересказа

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 709.


А какую оценку поставите вы?

Краткое содержание Житие Сергия Радонежского за 2 минуты пересказ сюжета

Краткие содержания за 2 минуты

  • Краткие содержания
  • Разные авторы
  • Житие Сергия Радонежского

Произведение повествует о жизненном пути преподобного Сергия Радонежского, который родился во время правления князя Твери Дмитрия в семье глубоко верующих людей.

Во время беременности мать Сергия часто посещает церковь и во время проведения одной из церковных служб из утробы матери слышится троекратный крик еще не родившегося ребенка. Этот случай сильно пугает беременную женщину и изумляет окружающих прихожан церкви.

Будущая мать, молясь весь период беременности Сергием и строго соблюдая посты, решает после рождения ребенка посвятить его божественному началу. При появлении на свет мальчика называют Варфоломеем и при крещении рассказывают священнику о крике из утробы матери, после чего священник предсказывает мальчику служение Святой Троице.

Подрастая, Варфоломей начинает обучение грамоте, однако значительно отстает в этом занятии от своих братьев, переживая и расстраиваясь из-за этого.

Однажды, отправившись на поиск лошадей по заданию отца, Варфоломей встречает старого священнослужителя, который, узнав о проблеме мальчика в учении, дарит ему кусочек просфоры, обещая тем самым исправить его пробелы в грамоте. Мальчик отправляется со старцем в часовню, где священник поет молитвы, а Варфоломея просит прочитать псалом. Неожиданно мальчик выполняет просьбу старца, прочтя текст без ошибок и погрешностей. После чего, заглянув в дом Варфоломея, старец объявляет родителям мальчика о его дальнейшей судьбе в качестве великого человека и по отношению к богу, и по отношению к людям.

Немного повзрослев, Варфоломей с увлечением читает книги по священному писанию, не желая общаться с ровесниками, часто посещает церковь, усердно молясь и соблюдая все посты.

Вскоре семья переезжает в радонежские земли, где поселяется неподалеку от церкви Рождества. Старшие братья Варфоломея женятся и обзаводятся своими семьями, а юноша просит у родителей благословения на монашескую жизнь, но отец с матерью завещают сыну исполнить свою мечту после их смерти. Спустя время, приняв монашество, родители Варфоломея покидают грешную землю, и сын, предав их тела земле, чтит их память православной молитвой, раздав милостыню нищим.

Полученное наследство Варфоломей отдает Петру, своему младшему брату, а старшим братом Стефаном, который остался вдовцом, отправляются в пустошь, где создают небольшую церковь, освященную киевским митрополитом Феонгостом именем Святой Троицы. Через некоторое время Стефан отправляется в Богоявленский монастырь, не выдержав сурового быта в глухомани, в котором приобретает ранг игумена и становится княжеским духовником.

Варфоломей же с помощью приглашенного старца Митрофана в возрасте двадцати лет принимает монашеский постриг, в котором именуется Сергием. После причастия новоявленного монаха церковь наполняется необычайными благоуханиями.

Дальнейшая жизнь Сергия проходит в постоянных церковных службах и молитвах, а также в борьбе с дьявольской силой, пытающихся навести на монаха страх. В один момент, проводя утреннюю службу, церковные стены расходятся и в проеме появляется образ дьявола, приказывающего Сергию покинуть пустошь. Но монах смог справиться с бесовской силой с помощью креста и молитвенника.  

В пустошь Сергия нередко наведываются другие монахи и некоторые из них высказывают желание жить совместно с Сергием, но он не разрешает им остаться с ним, так как считает жизнь в пустоше достаточно тяжелой и непростой. Однако несколько монахов все же настаивают на своем выборе и поселяются в соседних с Сергием кельях, ежедневно занимаясь служению богу.

Вскоре число монахов в пустоше Сергия достигло двенадцати, но Сергий отказывался принимать игуменство. Он самостоятельно изготавливает церковные свечи, делает просфоры и варит кутью. В один из дней монастырь Святой Троицы посещает старший брат Стефан вместе с сыном Иваном, которого он хочет определить в монахи, и Сергий проводит обряд пострига племяннику, нарекая его Федором.  

Отдельные из монахов, живущих в пустоше, не желают следовать наставлениям Сергия и выказывают недовольство. Тогда Сергий принимает решение оставить монастырь и перебирает к реке Киржач, где строит маленькую церквушку и монашескую келью при ней. Спустя время многие монахи следуют за своим учителем, а другие просят митрополита вернуть Сергия в монастырь Святой Троицы.

В одну из служб в монастыре монахи замечают рядом с Сергием человека в блестящей одежде, проводящего литургию с преподобным. Оказалось, что Сергию помогает в службе божий ангел.

За полгода до своей кончины Сергий передает права игумена своему ученику Никону и в конце сентября умирает, распространяя вокруг своего белого как снег лица великолепный аромат. По его наказу Сергия упокоевают как преподобного в церкви с правой стороны.

Произведение показывает жизнь человека, искренне преданного своему призванию.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Житие Сергия Радонежского. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание В дурном обществе Короленко

    Герой рассказа провел все свое детство в не большом городе Княжье-Вено Юго-Западного края. Вася – это имя героя, он был сыном судьи. Рос мальчик, как беспризорник.

  • Краткое содержание Гари Обещание на рассвете

    Повесть-автобиография. Гари это псевдоним. На самом деле писателя зовут Роман Касев. А Гари – от слова «гореть». Гари родился в г. Вильно (бывшая Российская империя) в канун Первой Мировой Войны

  • Андреев

    Творчество Леонида Николаевича Андреева вызывало острый и противоречивый интерес. Автор впервые опубликовался в конце 1890-х годов, а уже к середине первой половины XX века достигает апогея славы, став одним из ряда модных писателей своего времени.

  • Краткое содержание Железников Троп

    В книге рассказывается про собаку по кличке Троп и мальчике. Троп жил в доме у одной старушки. В солнечный день старушка вышла крыльцо со своим маленьким внуком. Бабушка держала его на руках, поскольку он был еще маленьким

  • Краткое содержание эпилога в романе Преступление и наказание Достоевского (финал, конец)

    Через полтора года после совершения преступления Раскольников оказался в Сибири. Судебное расследование по его делу прошло без особых затруднений. Все удивлялись, что он даже не воспользовался украденным

Jordanville Journal: Преподобный Бенедикт Нурсийский и преподобный Сергий Радонежский: сравнение житий

Это доклад конференции, сделанный в октябре прошлого года по случаю Свято-Сергиевского совещания в Свято-Троицкой православной семинарии. Поскольку сегодня (технически завтра, но литургически это уже день его памяти) праздник св. Бенедикта Нурсийского, публикую эти заметки. Когда-нибудь они могут быть опубликованы, и в этом случае я перенесу эту статью в автономный режим, но до тех пор я надеюсь, что вы найдете ее поучительной.

Сегодня мы отмечаем 700-летие со дня рождения преподобного Сергия. Тема этой конференции заставила меня задуматься: кого монахи Сергиевского времени считали бы своими праотцами-монашествующими? Если бы они встретились вместе, то, может быть, говорили бы об отцах Киево-Печерских, Отцах-пустынниках или о каких-либо других великих отцах Востока. Я думаю, они восхваляли бы подвиги отца Запада, св. Бенедикта Нурсийского, биография которого была им доступна в славянском переводе. Родился этот святой в Италии V века, за девятьсот лет до того, как преподобный Сергий благословил князя Димитрия на битву с ханом Мамаем на Куликовом поле. Родители знатного происхождения отправили его в Рим для получения гуманитарного образования, но Бенедикт видел греховные подвиги однокашников и бросил все, чтобы служить Богу в пустыне. Там он жил отшельником, боролся с бесовскими искушениями и приобрел множество последователей. Он основал более дюжины монастырей в Италии, в том числе знаменитый монастырь Монте-Кассино, который стоит и по сей день. Он обладал даром прозорливости и чудотворения и мог предсказать день своей кончины.

Как видно из этого краткого описания, святой Бенедикт и преподобный Сергий вели очень похожую жизнь. В этой статье я хотел бы сравнить двух святых на основе записей, оставленных их агиографами. Жизнь св. Бенедикта является частью диалогов св. Григория Великого, Папы Римского. Св. Григорий написал свои «Диалоги» в VI веке, чтобы показать, что святые Италии были столь же благодатны, как и подвижники Востока. Таким образом, он построил свои рассказы по образцу жизни аскетов, таких как святой Антоний Великий. «Диалоги» были настолько популярны, что были переведены на многие языки, включая греческий и славянский. В Православной Церкви святитель Григорий известен как «Двоеслов» и ему приписывается сочинение Литургии Преждеосвященных Даров. Житие преподобного Сергия впервые записано Епифанием Премудрым и переработано Пахомием Сербом; он следует византийской агиографической традиции. Хотя Епифаний и Григорий использовали общие приемы агиографии, они писали, когда их сюжеты были еще в памяти живых, и использовали свидетельства своих учеников. Таким образом, когда мы читаем жития Бенедикта и Сергия в тандеме, проступают отдельные личности обоих святых. В дополнение к агиографии упомяну также знаменитый монашеский устав, который святой Бенедикт ввел в своем монастыре. По словам св. Григория, «всякий, кто желает узнать больше о его жизни и характере, может узнать в его Уставе, каким именно он был в бытность игуменом, ибо его жизнь не могла отличаться от его учения». Это правило действует и сегодня в сотнях монашеских общин по всему миру, в том числе в бенедиктинских монашеских домах нашей Русской Зарубежной Церкви.

Я сравню двух святых по четырем параметрам. Сначала я рассмотрю реакцию каждого святого на искушения. Во-вторых, я сравню, как каждый святой руководит своей монашеской общиной. В-третьих, я рассмотрю, как каждый святой взаимодействовал со светскими властями. Наконец, я расскажу о мистическом опыте каждого святого и о том, как этот опыт интерпретируется в восточном и западном богословии.

Когда Венедикт и Сергий обратились к монашеской жизни, они последовали примеру отцов-пустынников и ушли в пустыню. В Италии и на севере России не было пустыни; Вместо этого Бенедикт поселился в пещере, а Сергий в глухом лесу. Ни один из мужчин не был полностью одинок. У Бенедикта был посетитель, монах Роман, который облачил его в монашеское облачение и накормил хлебом из соседнего монастыря. Сергий (или, как его тогда называли, Варфоломей) нашел свое лесное жилище со своим старшим братом Стефаном, но Стефан не смог привыкнуть к жизни в пустыне и вскоре вернулся в свой монастырь в Москве. Позже пришел монах по имени Митрофан и постриг юного Варфоломея в ангельскую жизнь и стал его духовным отцом. Несмотря на эту случайную компанию, Сергий и Бенедикт были в основном одни и боролись в одиночку как с демонами, так и со своими собственными страстями. У каждого святого был свой «боевой стиль».

Святой Бенедикт практиковал обычные аскетические практики молитвы, поста и бдений. Однако, столкнувшись с сильным искушением, он почти готов был разрушить собственное тело, чтобы победить страсти. Однажды бес явился ему в образе женщины, которую святой видел в Риме. Воспылав страстью, он боролся с ней, бросаясь в шиповник и катаясь по колючкам и крапиве. Святитель Григорий пишет: «Вскоре боль, обжигающая все его тело, погасила огонь зла в его сердце». По мере духовной зрелости преподобный Венедикт придерживался срединного пути и вносил в свои монастыри дух умеренности, не требуя «ничего сурового и тягостного» и допуская уступки юным, слабым и старым. Тем не менее, он был человеком своего времени и не гнушался применения физической силы в случае необходимости. Когда святитель уже основал много монастырей, один из его настоятелей сказал ему, что у него проблемы с монахом, который всегда оставляет общие молитвы. Святитель несколько раз порицал своенравного монаха, но безуспешно. Тогда святой Венедикт увидел своими духовными очами маленького черного беса, уводящего монаха от молитвы. Святой победил демона, ударив монаха своим посохом. Исправленный монах больше никогда не оставлял своих молитв. Бенедикт бил своего монаха не из жестокости, а для того, чтобы разбудить его. Правило св. Бенедикта также предписывает телесные наказания во многих случаях. Похоже, святой верил, что Царство Божие буквально берется силой.

Преподобный Сергий сталкивался с подобными искушениями, но не прибегал к таким крайним мерам. Восхваляя его, мы поем на малой вечерне: «О преподобный отче, великим воздержанием, чистыми мольбами и потом подвижнического труда угасил еси горящие угли тела…» множество нападений демонов и диких зверей. Полчища демонов, изображенных в агиографии литовцами, набросились на него и угрожали ему множеством жестоких слов. На бесовские атаки святитель отвечал молитвой и крестным знамением. Демон пускал стрелы плотских искушений, но святой ограждался от них молитвой. Дикие звери тоже бродили по лесу, выли, рычали и окружали святого, даже обнюхивали его! Во всех этих искушениях Сергий оставался невозмутимым. Он даже дружил с одним из зверей, голодным медведем. Этот медведь почти каждый день приходил в скит святого, и святой давал ему поесть свой хлеб. Сергий даже голодал, чтобы медведь не ушел с пустым желудком. В то время как святой Венедикт насильственно умерщвлял страсти, преподобный Сергий «усыплял» молитвой, постом и физическим трудом. Вместо того, чтобы стоять в кишащем комарами болоте или жить на столбе, он позволил суровым стихиям своего окружения стать источником своего подвига. Его кормление медведя также символизирует иное отношение к страстям. Вместо того, чтобы, как это делал святой Венедикт, стараться подавить страсти, преподобный Сергий преобразил страсти и подчинил их потребностям своего духа, подобно тому, как он приручил дикого медведя.

Святые Сергий и Бенедикт тоже по-разному ведут свои монашеские общины. Вообще говоря, святой Бенедикт был институциональным лидером, который сосредоточился на обеспечении законности и порядка, а преподобный Сергий был лидером-преобразователем, который руководил как личным примером, так и личной харизмой. Надо остерегаться упрощений: святой Бенедикт был очень харизматичен, и преподобный Сергий ввел строгий устав для своего монастыря. Мы все же можем сказать, что у каждого святого была определенная склонность.

Первый опыт святого Бенедикта в качестве лидера пришел, когда группа монахов умоляла его покинуть скит и стать их настоятелем. Он уступил, но ввел строгую политику, которая раздражала монахов, которые к тому времени привыкли к расхлябанности. Они пожалели, что выбрали Бенедикта своим аббатом, и решили убить его отравленной флягой с вином. За обедом они поставили испорченную фляжку перед своим (будущим бывшим) настоятелем, но когда святой перекрестил ее, фляга разбилась, как от удара камня. Затем Бенедикт упрекнул своих потенциальных убийц и оставил их в покое.

Затем Святой Бенедикт основал двенадцать монастырей, в каждом из которых было двенадцать монахов и один аббат. Он также построил для себя монастырь на горе, ранее использовавшейся для языческого поклонения. Там он создал духовные правила, которые впоследствии были систематизированы в Правило св. Бенедикта. В Уставе Бенедикт обращается к своим монахам как к доброму отцу:

«Слушай, сын мой, наставления господина твоего и приклони ухо сердца твоего. С готовностью прими и исполни совет своего любящего отца, чтобы трудом послушания вернуться к Тому, от Кого ты ушел из-за лени непослушания».
Правило Бенедикта резюмировано в девизе Ora et Labora (Молитва и работа). Монастырский график был разделен между работой, молитвой и духовным изучением. Настоятель обеспечивал всем необходимым, и монахи не могли владеть никаким имуществом, в том числе и личными вещами. Например, св. Бенедикт однажды в ясновидении увидел монаха, который взял несколько платков у монахинь, которых он посещал. Тогда святой упрекнул монаха, который к тому времени забыл, что у него даже есть при себе запрещенные предметы. В агиографии св. Бенедикта много подобных сцен, в которых святой ясновидяще видит монаха, нарушающего правило. Затем святой упрекает заблудшего брата и дает ему покаяние. Таким образом, харизматический дар святого используется для строгого соблюдения порядка монастыря.

Преподобный Сергий тоже ясновидяще видел чужие проступки и однажды упрекнул гонца за то, что тот тайно съел часть еды, которую он доставлял в монастырь. Однако по большей части Сергий предпочитал руководить своим личным примером. Когда вокруг отшельника стали жить сотоварищи и образовать братию, преподобный Сергий стал служить им, и в агиографии он описывается как «раб, купленный ими». Он рубил дрова, молол муку, готовил еду и трудился с силами многих людей ради своего братства. Хотя в его праве было стать руководителем общины, он попросил своего старого духовника Митрофана стать их игуменом. Только после смерти Митрофана Сергий согласился взять на себя роль игумена. Даже будучи игуменом, Сергий никогда не переставал трудиться. Во время голода, когда в монастыре почти не оставалось хлеба, святитель отговаривал братию от подаяния, а полагался на Бога в пропитании. Он сам пошел к одному из других монахов, по имени Даниил, и предложил построить ему прихожую для его кельи в обмен на чашу заплесневелого хлеба. Он работал с утра до ночи и отказывался даже отведать ни крошки своей зарплаты, пока не закончил. Сергий был непревзойденным служителем-лидером, настолько, что по крайней мере один паломник, увидев его, отказался поверить, что этот бедный монах, стоящий перед ними в лохмотьях, и есть великий игумен Сергий! Тем не менее, преподобный Сергий, как мы уже упоминали, ввел в своем монастыре общежительный устав, по некоторому наущению митрополита Московского Алексия и самого Вселенского Патриарха Филофея Коккина. Это правило было основано на строгом подчинении аббату, общей молитве и ручном труде — что-то очень похожее на дух Ora et Labora, который мы находим в правиле св. Бенедикта! Более того, по бенедиктинским меркам преподобный Сергий был бы очень хорошим настоятелем. Во второй главе читаем:

«…когда кто-либо получает имя игумена, он должен управлять своими учениками двояким учением. То есть он должен показывать им все доброе и святое своими делами даже больше, чем своими словами, излагая заповеди Господни в своих словах для разумных среди своих учеников, а божьи заповеди являя своими действиями для тех, которые более тверды. сердца и более грубые умы».
Самое существенное отличие преподобных отцов заключалось в том, как они взаимодействовали со светской властью. Во многом это было обусловлено историческим контекстом каждого святого. Святой Бенедикт родился через четыре года после падения Западной Римской империи. Всю свою жизнь он находился под властью варваров, которые заявляли о верности императору в Константинополе, но на самом деле правили сами по себе. Римские институты и образ жизни сохранялись, но остготские короли Италии были арианами, враждебными православной вере. Святой Бенедикт несколько раз противостоял остготским лидерам и побеждал их своей духовной силой. Однажды Тотила, их король, попытался обмануть святого человека, замаскировав его меченосца в его королевских одеждах. Святой, как и ожидалось, увидел эту уловку насквозь. Пришел благоговейный царь и пал ниц перед святым. Бенедикт упрекнул его за жестокое обращение и предсказал его возможное поражение. Бенедикт не упомянул православного императора, который победит Тотилу — Юстиниана — и, похоже, вообще был равнодушен к политике. Свое идеальное общество он видел как бы в стенах монастыря. Монастырь, по словам Бенедикта, «должен быть устроен так, чтобы все необходимое, как-то вода, мельница, сад и различные мастерские, находились внутри ограды, чтобы монахам не было нужды выходить за ее пределы, ибо это совсем не полезно для их душ».

Преподобный Сергий, введший в своем монастыре студитский общежительный устав, согласился бы со святым Бенедиктом. С другой стороны, преподобный Сергий также имел большое участие в становлении Московской Руси. В отличие от Бенедикта, его правители были православными христианами. Хотя вторгшиеся татары заставляли русских князей подчиняться им, татарский хан предоставил князьям заниматься своими внутренними делами. Благодаря тому, что князья и лидеры Церкви могли работать относительно свободно, они в конце концов стали достаточно сильными, чтобы сбросить татарское иго, хотя на это ушли столетия.

Сергий известен тем, что в 1380 году благословил князя Димитрия Московского на борьбу с ханом Мамаем. Святитель использовал свой духовный авторитет и в других целях, чтобы принести пользу Москве. Сначала, в 1365 году, Сергий выступал агентом митрополита Московского Алексея в Нижнем Новгороде. Тамошний князь Борис сопротивлялся власти московского князя и был дружен с литовцами. Сергий наложил на город интердикт, что было обычным явлением на средневековом Западе. Это означало, что все церкви в городе были закрыты. В результате Борис был вынужден подчиниться и уступил. Сергий также служил послом и заключил мир между Олегом Рязанским и князем Димитрием, которые были заклятыми врагами. Кроткими словами святого человека убедили Олега помириться с Москвой и даже женить сына на дочери Димитрия. Именно потому, что этот святой человек был так высоко почитаем, ему были доверены такие дипломатические миссии. Однако Сергий не был политиком. По большей части он оставался в своем монастыре и полагался на Бога, а не на сынов человеческих. Тем не менее благодаря своей репутации Свято-Троицкий монастырь приобрел множество светских покровителей и стал местом паломничества и погребения русских царей.

Святые Бенедикт и Сергий, возможно, имели разные представления о монашеской жизни, но как святые они были озарены одним и тем же Святым Духом. Оба они связаны с мистическим опытом, связанным с устрашающим видением божественного света.

Бенедикт получил видение во время молитвы посреди ночи. По словам св. Григория, он «увидел поток света, сиявшего сверху, более яркого, чем солнце, и вместе с ним рассеялись все следы тьмы». Тогда святой увидел весь мир, окутанный единым лучом света, и душу знакомого ему епископа, возносимую на небо. Бенедикт взывал к своему гостю, дьякону Сервандусу, подошедшему как раз вовремя, чтобы увидеть последнее видение. Св. Григорий, объясняя видение, говорит: «Все творение должно казаться малым душе, которая видит Творца. Как только он увидит немного Его света, он найдет все творения поистине маленькими». Видение света святым Бенедиктом представляло теологическую проблему для западных богословов, которые приравнивали видение Бога к видению божественной сущности. Сам св. Григорий учил в своих «Словах на Иезекииля», что ни один смертный человек никогда не мог видеть Бога в Самом Себе: «…каким бы усилием ни напрягался ум человеческий… будучи помещен в смертную плоть, [он] не в состоянии увидеть славу Бога как он есть. Но все, что светит в уме, есть подобие, а не само». Святой Августин думал, что Бога можно увидеть в этой жизни, но для этого требовалось своего рода экстатическое состояние, в котором разум практически отделен от тела. Основываясь на этом учении, латинский богослов Фома Аквинский писал, что святой Бенедикт не мог видеть Бога, потому что он не был в полном экстазе, но достаточно осознавал свое окружение, чтобы быть в состоянии позвать Серванда. Это было не видение Самого Бога, а «свет, исходящий от Бога».

Преподобному Сергию тоже были видения божественного света. Во время молитвы глубокой ночью святой услышал голос, воззвавший его имя. Удивленный, он выглянул в окно и увидел, что «великий свет явился с неба и прогнал всю тьму ночную, и ночь озарилась этим светом, превосходившим своей яркостью свет дневной». Тогда святой увидел в видении стаю многих красивых птиц, и голос с неба сказал ему: «Как ты видел этих птиц, так и стадо учеников Твоих умножится, и после тебя не уменьшится». если они решат пойти по вашим стопам».

Сергию было второе видение света, сопровождавшее посещение Богородицей. Закончив свое молитвенное правило перед иконой Богородицы, святитель сказал своему ученику Михею: «Чадо Мое, будь воздержан и бодр, ибо щас будет нам чудный и страшный визит». Тотчас же озарился светом то место, где они стояли, и явилась им Богородица рядом с апостолами Петром и Иоанном. Богородица обратилась к преподобному Сергию и заверила его, что его обитель всегда будет под Ее покровительством.

В православном богословии эти видения света, переживаемые обоими святыми, не являются подобием или подобием божественного света, но были предвкушением славы Божией, в которой ныне обитают оба святых. Ортодоксальные богословы согласились бы с Фомой Аквинским в том, что святой Бенедикт не видел божественной сущности — и на самом деле мы верим, что ни одно творение не может, — но подтвердили бы, что он действительно видел Бога через Его энергии. Св. Григорий Палама, защищавший учение о нетварном свете и о различии между сущностью и энергиями, был современником преподобного Сергия, но мы не уверены, знал ли он об исихастских спорах, но знаем, что он участвовал в тех же спорах. аскетическая традиция исихастов, корни которой восходят к древнейшим отцам и, собственно, к самому Священному Писанию, — те самые корни, из которых черпал свое вдохновение св. Бенедикт. Что касается св. Бенедикта, св. Григорий упоминает его в своем труде в защиту исихазма «Триады» как пример того, кто испытал нетварный свет.

Несмотря на некоторые различия в аскетической практике, монашеском управлении и взаимодействии с внешним миром, свв. Бенедикт и Сергий были вдохновлены одним и тем же евангелием и жили одной верой. Вот почему его ставили в пример монахи времени преподобного Сергия, и почему и мы должны смотреть на него как на пример, подобный преподобному Сергию. Тропарь его закончу сию бумагу:

Подвигами твоими, Бенедикт, богоносный, имя твое оправдал еси. Ибо был ты сыном благословения, и сделался образцом и правилом для всех, которые подражают твоей жизни и вопиют: Слава Укрепившему тебя; слава Венчавшему тебя; слава Совершающему через тебя исцеления всем.

| Православная церковь Святого Филиппа

404

Не найдено

Страница, которую вы ищете, не найдена.

https://www.st-philip.net/files/resources/st-philip-library-by-author-5-11-18.pdf




Календарь 90 005

Ежедневные чтения

Деяния Апостолов 15:5-12

Иоанна 10:17-28

5-я пятница после Пасхи; Священномученик Патрик, епископ Прусский, и его товарищи мученики Акакий, Менандр и Полиэн; праведный отец наш Мемнон Чудотворец; Феотима и мученики Кириака

Писание с возможностью поиска


Библия с возможностью поиска (версия короля Иакова), включая «второканонические/апрокрифические» книги
          http://quod.lib.umich.edu/k/kjv/

Подкасты

Почему мы ходим в церковь?: Поклонение и образ Божий
Играть сейчас

Проповедь: Отец Ной в воскресенье блудного сына (28. 03.21)
Играть сейчас

Окончание литургии Слово: о. Виталис Воскресенье блудного сына
Играть сейчас

Проповедь: Отец Джеймс Тайер
Играть сейчас

Проповедь: Sdn Luke Carpenter (03-08-20)
Играть сейчас

Проповедь: о. Ной Бушелл (03-01-20)
Играть сейчас

Проповедь: Дн Дэвид Хаятт
Играть сейчас



Подкасты

Почему мы ходим в церковь?: Поклонение и образ Божий
12 апреля 2023 г., 14:47

Gohl и Rdr Ник Muzekari обсуждают важность посещения Церкви, участия в богослужении Церкви, как места, где мы встречаемся со Христом и находим истинную цель нашей человеческой жизни…



Проповедь: о. Ной в Неделю блудного сына (28.03.21)
12 марта 2021 г., 14:25

Мы блудные дети, которые заблудились и должны вернуться к Отцу. Мы должны видеть себя старшим братом…



Окончание литургии Слово: о.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *