Тест Детство (7 класс) с ответами на знание текста повести Толстого
Последний раз тест пройден 29 минут назад.
Для учителя
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Вопрос 1 из 14
В каком году было впервые издано произведение Льва Толстого «Детство»?
1846;
1847;
1850;
1852.
Правильный ответ
Неправильный ответ
Пояснение к правильному ответу
Первая часть трилогии Л. Н. Толстого —
«Детство» — была написана в 1852 году и в том же году опубликована в 9-м выпуске журнала «Современник»
.В вопросе ошибка?
Вопрос 2 из 14
К какому литературному жанру относится произведение Л. Толстого «Детство»?
Историческая повесть;
Автобиографическая повесть;
Сентиментальная повесть;
Роман-мемуары.
Правильный ответ
Неправильный ответ
Пояснение к правильному ответу
Произведение «Детство» написано в жанре автобиографической повести, поскольку писатель вложил в нее собственные детские впечатления, передал атмосферу родного дома и той среды, в которой он рос.
В вопросе ошибка?
Вопрос 3 из 14
Какой является основная идея произведения «Детство»?
Основа характера человека закладывается в детстве;
Человек всегда должен стремиться к идеалу;
Самое важное в жизни человека – это свобода;
Без хорошего образования человек не сможет ничего добиться в жизни.
Правильный ответ
Неправильный ответ
Пояснение к правильному ответу
Своим произведением Лев Николаевич хотел показать, насколько важное значение в жизни каждого человека играет период детства, когда происходит формирование личности, закладываются важные нравственные основы и жизненные принципы.
В вопросе ошибка?
Вопрос 4 из 14
От чьего лица ведется повествование в произведении «Детство»?
От лица Николеньки Иртеньева;
От лица Володи Иртеньева;
От лица Натальи Савишны;
От лица Сонечки Валахиной.
Неправильный ответ
Пояснение к правильному ответу
Повествование ведется от лица мальчика Николеньки Иртеньева, юного дворянина.
В вопросе ошибка?
Вопрос 5 из 14
Сколько лет было Николеньке Иртеньеву в начале произведения?
Шесть;
Девять;
Десять;
Двенадцать.
Правильный ответ
Неправильный ответ
Пояснение к правильному ответу
«…12-го августа 18…, ровно в третий день после дня моего рождения, в который мне минуло десять лет…»
В вопросе ошибка?
-
Вопрос 6 из 14
Почему маленькому Николеньке пришлось уехать из деревни в Москву?
Семья Иртеньевых переезжала в Москву, так как отца перевели туда по службе;
Отец решил забрать его с собой в столицу учиться;
Николенька поехал туда с матерью, чтобы познакомиться с высшим обществом;
Николенька заболел, а хорошие врачи были только в столице.
Правильный ответ
Неправильный ответ
Пояснение к правильному ответу
«…Поздоровавшись, папа сказал, что будет нам в деревне баклуши бить, что мы перестали быть маленькими и что пора нам серьезно учиться.
— Вы уже знаете, я думаю, что я нынче в ночь еду в Москву и беру вас с собою…» Вопрос 7 из 14
После какого события на охоте Николенька переживал?
Николеньку взволновала сцена убийства животного;
Мальчик упустил зайца;
Николенька увидел дикого медведя;
Мальчику впервые доверили личную лошадь.
Правильный ответ
Неправильный ответ
Пояснение к правильному ответу
«. ..не успел я этого сделать, как уже стал раскаиваться: заяц присел, сделал прыжок, и больше я его не видал. Но каков был мой стыд, когда вслед за гончими, которые в голос вывели на опушку, из-за кустов показался Турка! Он видел мою ошибку (которая состояла в том, что я не выдержал) и, презрительно взглянув на меня, сказал только: «Эх, барин!» Но надо знать, как это было сказано! ..»
В вопросе ошибка?
Вопрос 8 из 14
О ком из героев произведения идет речь в цитате: «имел неуловимый характер рыцарства, предприимчивости, самоуверенности, любезности и разгула»?
О Николае Иртеньеве;
О Владимире Иртеньеве;
Об отце Николая Иртеньева;
О Карле Ивановиче.
Правильный ответ
Неправильный ответ
Пояснение к правильному ответу
«. ..Глава X. ЧТО ЗА ЧЕЛОВЕК БЫЛ МОЙ ОТЕЦ?
Он был человек прошлого века и имел общий молодежи того века неуловимый характер рыцарства, предприимчивости, самоуверенности, любезности и разгула…»В вопросе ошибка?
Вопрос 9 из 14
Что поразило Николеньку, когда он тайно с другими детьми пробрался в комнату юродивого Гриши?
Искренность молитв странника;
Странный интерьер комнаты Гриши;
То, что странник якобы общался с соловьем в клетке;
То, что Гриша наедине с собой не выглядел безумным.
Правильный ответ
Неправильный ответ
Пояснение к правильному ответу
«…Гриша молча стоял перед иконами, потом с трудом опустился на колени и стал молиться…»
«…впечатление, которое он произвел на меня, и чувство, которое возбудил, никогда не умрут в моей памяти. ..»В вопросе ошибка?
Вопрос 10 из 14
О ком из героинь произведения Иртеньев вспоминал, что вся ее жизнь «была любовь и самопожертвование»?
О матери;
О сестре Любочке;
О Сонечке;
О Наталье Савишне.
Правильный ответ
Неправильный ответ
Пояснение к правильному ответу
«…помню я и Наталью Савишну, ее любовь и ласки; но теперь только умею ценить их, — тогда же мне и в голову не приходило, какое редкое, чудесное создание была эта старушка. Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе: вся жизнь ее была любовь и самопожертвование..»
В вопросе ошибка?
Вопрос 11 из 14
В честь какого события Николенька написал свои первые стихи?
В честь бабушкиных именин;
В честь рождения императора;
Чтобы признаться Соне в чувствах;
В день поступления в университет.
Правильный ответ
Неправильный ответ
Пояснение к правильному ответу
«…Когда нам объявили, что скоро будут именины бабушки и что нам должно приготовить к этому дню подарки, мне пришло в голову написать ей стихи на этот случай…»
В вопросе ошибка?
Вопрос 12 из 14
О каком из событий Николай Иртеньев вспоминает: «Я сам не мог узнать себя: откуда взялись у меня смелость, уверенность и даже дерзость»?
О первой охоте;
О танце с Сонечкой;
О первом публичном выступлении в институте;
О споре со взрослыми на именинах бабушки.
Правильный ответ
Неправильный ответ
Пояснение к правильному ответу
«. ..Когда кадриль кончилась, Сонечка сказала мне «merci» с таким милым выражением, как будто я действительно заслужил ее благодарность. Я был в восторге, не помнил себя от радости и сам не мог узнать себя: откуда взялись у меня смелость, уверенность и даже дерзость?..»
В вопросе ошибка?
Вопрос 13 из 14
От чего умерла мать Николая Иртеньева?
С ней случился несчастный случай на реке;
Женщина не вынесла трагедии – смерти своего брата;
Мать Николая случайно ранили на охоте;
Женщина была тяжело больна.
Правильный ответ
Неправильный ответ
Пояснение к правильному ответу
«…Не верь тому, что я писала тебе о моей болезни; никто не подозревает, до какой степени она серьезна. Я одна знаю, что мне больше не вставать с постели.
«…Тут уж боль подступила ей под самое сердце, по глазам видно было, что ужасно мучилась бедняжка… Maman скончалась в ужасных страданиях…»В вопросе ошибка?
Вопрос 14 из 14
После какого эпизода из жизни Николая Иртеньева закончилась его «счастливая пора детства»?
После смерти матери;
После разлуки с Сонечкой;
После расставания с семьей и переезда в другой город;
После первой дуэли.
Правильный ответ
Неправильный ответ
Пояснение к правильному ответу
«…Со смертью матери окончилась моя счастливая пора детства и началась новая эпоха — эпоха отрочества…»
В вопросе ошибка?
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Pivniuk Rostislav
13/14
Данил Ким
12/14
Алексей Спасский
14/14
Артём Тонконогов
13/14
Артём Елееев
10/14
Ай-Хаан Ооржак
9/14
Оксана Краюхина
7/14
Анна Пархоменко
12/14
Алишер Азбергенов
14/14
蒂莫菲 瓦西里耶夫
14/14
Лев Николаевич Толстой написал много прекрасных произведений, одним из которых является первая часть его трилогии – повесть «Детство». Писатель очень хотел отобразить жизнь человека в разные периоды его жизни, а именно: в детстве, отрочестве и юности. После того, как учащиеся прочитают произведение Толстого «Детство» тест (7 класс) с ответами может помочь понять, насколько твёрдо ученики усвоили эту тему и нет ли необходимости поработать над произведением ещё раз.
Вопросы, подобранные в тесте по повести «Детство» могут пригодиться ученикам в будущем при подготовке к выпускному экзамену по литературе. А знания текста и дополнительная литература являются хорошим способом для учащихся по результатам работ провести самоконтроль и определить уровень своих знаний. Также, подобные виды проверочных работ помогают учителю контролировать эффективность своей работы, намечать пути её улучшения и воспитывают у ребят умение анализировать художественное произведение, развивают эстетический вкус и любовь к литературе.
Рейтинг теста
3.9
Средняя оценка: 3.9
Всего получено оценок: 24954.
А какую оценку получите вы? Чтобы узнать — пройдите тест.
Краткое содержание После бала, Толстой читать или смотреть видео
Главная>Краткие содержания>Произведения Толстого
После бала, ТолстойБыстрый переход:
Очень краткое содержание (в двух словах)
Краткое содержание (подробно)
Видео краткого содержания (для тех, кто предпочитает слушать)
Очень краткое содержание (в двух словах)Главный герой Иван Васильевич решил рассказать историю, случившуюся с ним в молодости. Он был влюблён в Вареньку Б. Однажды он посетил бал у губернского предводителя, где много с ней танцевал. На этом балу был и её отец, полковник Пётр Владиславич. Он красиво станцевал с дочкой мазурку, и весь бал ими восторгался. Полковник производил на всех очень приятное впечатление. Ночью Ивану Васильевичу не спалось, и под утро он пошёл прогуляться. На улице он встретил солдат, которые вели дезертира и били его по очереди. Тот, кто бил его слабо, то тут же получал от командира по лицу. Этим командиром оказался отец Вареньки, полковник. После этого его любовь к Вареньке прошла, а от военной службы он отказался.
Краткое содержание (подробно)Когда разговор зашел о том, что нужно для личного совершенствования, Иван Васильевич решил рассказать историю, которая произошла с ним в юности и кардинально изменила его жизнь. Собеседники считали, что для совершенствования стоило изменить условия, в которых люди живут, а Иван Васильевич был убежден, что всё дело в случае. Так и его жизнь переменилась после одного случая.
Был он тогда молод и красив, учился в провинциальном университете. Влюбился в одну восемнадцатилетнюю девушку – Вареньку Б. Как он говорил, она и в пятьдесят замечательная красавица, а тогда была просто загляденье: высокая, грациозная и самое главное, держалась величественно. Также Варенька всегда улыбалась, как и улыбались и её прелестные глаза. Как говорил Иван Васильевич, он был не раз влюблен, но так сильно, как в неё, больше никогда.
Будучи молодым и беспечным студентом, он любил посещать балы и любые увеселительные мероприятия. Однажды, в последний день масленицы, он был приглашен на бал у губернского предводителя. Там была и Варенька. Он, словно опьяненный любовью, весь вечер танцевал только с ней. Там же был и ее отец, полковник Пётр Владиславич. Это был статный и красивый старик с белыми бакенбардами и подвитыми усами. Его просили станцевать с дочкой один тур мазурки. Весь зал любовался этой красивой парой, а Иван Васильевич даже проникся каким-то восторженно-нежным чувством к Варенькиному отцу.
Когда он вернулся домой, его брат, прилежный студент уже спал. Иван Васильевич всё не мог уснуть и решил прогуляться по городу. Уже светало, и рассеивался утренний туман. Он был счастлив от осознания того, что она танцевала весь вечер с ним, радостно смотрела на него, а уезжая, отдала свою перчатку. Ноги сами незаметно привели его к дому Вареньки. Там на поле виднелись какие-то люди в черном и доносилась заунывная дробь барабана.
Подойдя поближе, он увидел, что это солдаты. Как сказал один кузнец, они прогоняли татарина-дезертира. Рядом шествовал высокий и статный полковник и следил, чтобы исправно били наказуемого. Если кто-то из солдат слабо опускал палку на раскрасневшуюся спину татарина, то он бил его по лицу своей замшевой перчаткой. Этим полковником оказался отец Вареньки, Пётр Владиславич. Заметив Ивана Васильевича в толпе, полковник сделал вид, будто его не знает.
После этого утра Иван Васильевич никак не мог понять хорошо ли то, что он видел, или дурно, но любовь к Вареньке быстро сошла на нет. Он думал, возможно, это нормально, раз это делалось с такой уверенностью. Может, он чего-то не понимал в этой жизни, но он так этого и не узнал. На военную или на какую-либо другую службу рассказчик поступать отказался.
Объяснение трудных слов из текста
Провинциальный — находящийся в провинции, не в центре.
Грациозный — обладающий изящной, утончённой формой.
Масленица — праздник проводов зимы, с гуляньями и поеданием блинов.
Губернский предводитель — выборный глава дворян в губернии.
Мазурка — польский парный народный танец.
Прогонять — проводить сквозь строй провинившегося солдата, при этом другие солдаты бьют его палками.
Дезертир — солдат, совершивший побег с военной службы.
см. также:
Краткие содержания других произведений
Характеристики главных героев произведения После бала, Толстой
Сочинения по произведению После бала, Толстой
Краткая биография Льва Толстого
Литературные учебные пособия и резюме
Благодарим вас за изучение этого краткого изложения сюжета «Толстой: биография» А. Н. Уилсона. Современная альтернатива SparkNotes и CliffsNotes, SuperSummary предлагает высококачественные учебные пособия, которые содержат подробные резюме глав и анализ основных тем, персонажей, цитат и тем эссе.
In Толстой: Биография (1988), британский писатель и биограф А.Н. Уилсон рассказывает о жизни великого русского писателя и активиста, уделяя особое внимание тому, что Уилсон считает источником творчества Толстого: поразительной самосознательности и желанию переосмыслить себя как бесконечную череду разных персонажей. Уилсона Tolstoy выиграл приз Whitbread в 1988 году за биографию и был назван «лучшей жизнеописанием Толстого на английском языке, по крайней мере, со времен новаторской «Жизни Толстого» Эйлмера Мод, написанной из первых рук, и лучшим критическим взвешиванием со времен « Толстого или Достоевского» Джорджа Штайнера. Эссе на контрасте » ( Киркус Отзывы ).
Уилсон начинает свой рассказ с момента 25 марта 1850 года, когда молодой дворянин, двадцати двух лет от роду, пьяный, развратный и без призвания, сел писать свое первое художественное произведение. Названная «История вчерашнего дня», она была в значительной степени производной от A Сентиментальное путешествие английского писателя Лоуренса Стерна. Молодой человек не удосужился его закончить. Момент — и произведение — не имели бы никакого значения, если бы не начало писательской карьеры Льва Толстого.
Толстой уже был заядлым дневниководом. Уилсон прослеживает развитие художественной литературы Толстого по его дневникам. Если в своих дневниках Толстой записывал свои разочарования и раскаяние, то в своих произведениях он воображал, как он мог бы поступить иначе в прошлом и как он мог бы быть другим в будущем.
Рано осиротев, Толстой воспитывался в непостоянной череде теток, большинство из которых были эксцентричными. Уилсон подчеркивает, что в молодости он играл роли в поисках личности, которая могла бы ему подойти. В Казани он был прилежным студентом-юристом, в Петербурге — модником. В Москве он играл в азартные игры, посещал публичные дома и много пил. В своих родовых поместьях он играл деревенского джентльмена-фермера. Все это время его дневники фиксируют кипящую самокритику, отчаянное желание взять под контроль свою жизнь и стать лучше.
Уилсон вводит идею о том, что Толстой обладал особым даром: потрясающей эмоциональной чувствительностью или «чувствительностью». Уилсон сравнивает это с абсолютным слухом, неспособностью выносить фальшь. В этой чувствительности Уилсон прослеживает хаос ранней жизни писателя: его сексуальную ненасытность, насилие, отсутствие дисциплины, а также его вину и раскаяние по поводу всего этого. Короче говоря: «история этой чувствительности — беспорядок». Его впечатлительность заставляла Толстого чувствовать себя одиноким, исключительным: «Я должен раз навсегда приучить себя к мысли, что я — существо исключительное, опережающее свое время и по темпераменту вздорное, нелюдимое и вечно недовольное». написал. «Я никогда не встречал ни одного человека, который был бы нравственно так же хорош, как я, который всегда в любой ситуации тянулся бы, как и я, к добру. Который, как и я, всегда готов пожертвовать всем ради этого идеала. Именно поэтому я не нахожу общества, в котором чувствую себя как дома».
Уилсон утверждает, что первая законченная работа Толстого «Детство» была попыткой автора изобрести детские воспоминания, которые он хотел бы иметь, вместо пустых переживаний, обнаруженных в его дневниках. Уилсон опирается на свой собственный опыт писателя, чтобы проследить, как Толстой превращает свой опыт (и тоску по другому опыту) в искусство.
Толстой сделал предложение Софии Берс, когда ему было тридцать четыре года, а ей восемнадцать. «Он нашел ее странной и очаровательной. Она нашла его чудовищным и пугающим. Между ними было сильное сексуальное влечение». Он потребовал, чтобы свадьба состоялась в течение недели, потому что его желание невесты было очень сильным. Однако перед свадьбой он настоял на том, чтобы он и София читали дневники друг друга, чтобы между ними не было секретов. Дневник Толстого содержал подробные сведения о его сексуальной истории: посещения публичных домов, нападения на крестьянок и гомосексуальное любопытство. София так и не поправилась. Уилсон называет их брак «одним из самых тщательно задокументированных и одним из самых несчастных браков в истории». София родила семерых детей за семь лет, а затем еще шестерых до конца их брака (выжили только восемь детей). Толстой был эгоистичен, отстаивая свое право на тело жены: однажды, вскоре после родов, у нее случилось почти смертельное кровотечение. Однако Уилсон не возлагает вину за несчастье пары только на Льва: «Оба Толстых были вспыльчивыми, самовлюбленными, капризными и экстравагантно властными». Толстые продолжали читать дневники друг друга на протяжении всего брака.
Уилсон утверждает, что романы Толстого развились из неразрешимых конфликтов писателя: с Богом, женщинами и Россией. Он указывает, что проза Толстого менее буквально автобиографична, чем предполагали многие предыдущие биографы, но он также прослеживает многочисленные связи между жизнью и творчеством Толстого. По словам Уилсона, такие разные персонажи, как Пьер Безухов, Николай Ростов и Анна Каренина, дают Толстому возможность исследовать свои внутренние конфликты.
К тому времени, когда он закончил свои шедевры Война и мир и Анна Каренина Уилсон предполагает, что Толстой «проглотил» всю свою жизнь: «часть его самого перестала существовать».
Таким образом, Уилсон объясняет драматический отказ Толстого от художественной литературы в пользу религии и активизма. Уилсон мало симпатизирует этому периоду жизни Толстого: «Без художественной литературы, — говорит он, — автор начал «делать из себя вымышленного персонажа». Уилсон приберег свои самые резкие слова для обращения Толстого в религию: «Религия Толстого — это, в конечном счете, самая тщательная критика христианства, какая только существует. Он показывает, что это не работает».
Помимо христианской веры, Толстой проповедовал ненасилие, вегетарианство и половое воздержание. Уилсон изображает его «тратящим впустую время в дурацких попытках быть похожим на крестьян». Однажды Толстой увольняет своего свинопаса (за то, что он был пьян), берет на себя заботу о свиньях и лечит их окорока так плохо, что они гниют.
Все более одержимый идеей отречения, Толстой навсегда покинул дом и жену в возрасте восьмидесяти двух лет, уехав на рассвете с несколькими рублями. На провинциальном вокзале всего в 150 км от своего дома Толстой умер. Его последние слова были обращены к сыну Сергею: «Я люблю Правду. . . очень много . . . Я люблю Истину».
Краткое содержание книги
Книга I
Нас знакомят с большими семьями через повозку званого вечера в доме Анны Павловны, именины у Ростовых и описание уединенного существования Болконских в их загородной усадьбе. Князь Андрей и Пьер обсуждают свое будущее и то, что они ищут в жизни, оба молодых человека идеализируют «человека судьбы», который вскоре должен вторгнуться в Россию. Старый граф Безухов умирает, оставив Пьера богатым, титулованным и самым завидным холостяком Петербурга.
Книга II
Николай Ростов и князь Андрей получают первый боевой опыт в битве при Шенграбене. Каждый из них обнаруживает неэффективность индивидуума в массовой ситуации. Николай соглашается быть «винтиком в машине», а Андрей отказывается быть частью управляющих сил, предпочитая вместо этого воевать на фронте.
Книга III
Пьер женится на Эллен; Анатоль безуспешно ухаживает за Марией. Андрей посещает военный совет накануне Аустерлица и желает быть героем.
Он ранен во время боя. По сравнению с бескрайним небом, символизирующим смерть, Наполеон кажется Андрею мелким и ничтожным.
Книга IV
Николай с Денисовым в отпуске дома и игнорирует свою возлюбленную Соню. Пьер ранит Долохова на дуэли из-за предполагаемой неверности Эллен. Лиза Болконская умирает, родив сына, оставив у Андрея глубокое чувство непреодолимой вины. Долохов влюбляется в Соню и мстит за ее отказ от него, обдирая Николая во время карточной игры. «Напряженность» — лейтмотив этого раздела, показанный случаями любви и ненависти, жизни и смерти.
Книга V
Разлучившись с женой, Пьер посвящает себя «добру», примкнув к каменщикам и неумелым реформированием своих поместий. Он и пенсионер Андрей обсуждают смысл жизни и смерти, и Андрей озаряется новой надеждой. Значение их обмена указывает на контраст между Пьером и Андреем. Тем временем Николай вернулся в свой голодающий полк, а Денисов предстанет перед военным трибуналом за кражу еды для своих людей. Николай просит у царя помилования Денисова и становится свидетелем встречи Наполеона и Александра, встречи старого и нового порядков правления. Его прошение отклонено, Николай решает, что государю виднее, и подчиняется «высшей власти».
Книга VI
Это описание «реальной жизни», в отличие от политики, где «внутренний человек» важнее, чем «внешний человек». Андрей вовлекается в кружок реформаторов Сперанского, но когда он влюбляется в Наташу, эта деятельность ему приедается. Пьер разочаровывается в каменной кладке, а княгиня Марья становится еще более несчастной из-за своего отца. Финансовые проблемы Ростовых нарастают, и Андрей уезжает в Швейцарию.
Книга VII
С охотой на волков, катанием на санях, празднованием Рождества и семейной гармонией Ростовы наслаждаются последним периодом своей «молодости». Неугомонность Наташи возрастает в отсутствие Андрея, семья находится на грани банкротства, и есть предчувствие тяжелых времен, когда дети вступят во взрослую жизнь.
Книга VIII
Наташа встречает Анатоля во время оперы и чуть не похищается им. Во время ее почти нервного срыва Пьер становится ее утешителем, и подразумевается их любовь.
Книга IX
Начинается борьба не на жизнь, а на смерть против Франции, когда Наполеон изображается как ищущий славы дурак. Андрей отворачивается от своего прошлого и посвящает себя солдатам своего полка, которые его обожают. Николай воздерживается от убийства француза и награжден за храбрость за то, что взял в плен. Наташа медленно выздоравливает, чему помогает религиозная вера. Петя идет в армию из-за юношеского патриотизма, который разделяет и Пьер. Русские массово реагируют на национальную угрозу, и Пьер чувствует в себе «высшую миссию», связанную с его любовью, кометой, Наполеоном и самой войной.
Книга X
Французы, проникающие в Россию, идут навстречу своей гибели в «неудержимом приливе» судьбы. Старый князь умирает, и Марья переезжает со своим хозяйством в Москву, но война все ближе. Несмотря на национальные потрясения, петербургские салоны остались прежними. У Марьи и Николая романтическая первая встреча, а Пьер навещает Андрея, отмеченного смертью, накануне Бородино. Битва описывается как смертельный поединок, в котором русские побеждают морально, если не физически. Это знаменует собой поворотный момент от поражения к победе для России.
Книга XI
Толстой рассматривает массовую деятельность как совокупность «бесконечно малых единиц деятельности» и дает краткий обзор прошлых и будущих событий. Брожение и сожжение Москвы — это великое дело, спасающее Россию, и обсуждаются поминутные подробности этого события, в том числе ставка Растопчина на славу в последнюю минуту за счет дела, которое он якобы продвигает. Ростовы покидают Москву, в их караване находится смертельно раненый князь Андрей. Он воссоединяется с Наташей, которая его кормит. Так близко к смерти Андрей понимает качество божественной любви. Истина является результатом противостояния жизни и смерти. Пьер вынашивает план убийства Наполеона, но другие инциденты показывают, что ему суждено потерпеть неудачу.
Книга XII
Николай и Марья снова встречаются в провинции, и Марья едет к своему брату. Она и Наташа с ним, когда он умирает. Пьер чуть не казнен французами, обвиняющими его в поджогах. Он переживает «перерождение» в тюрьме через Каратаева, почти мифическую фигуру, символизирующую единство любви и ненависти, жизни и смерти.
Книга XIII
Конец войны не за горами, поскольку французы отступают все быстрее и быстрее. Их отступление — «плод» «бессознательной деятельности», а не воли Наполеона. Пьер открывает для себя интенсивную свободу в тюрьме.
Книга XIV
В этот период партизанской борьбы Денисов, Долохов и Петя погибают. Внезапная атака под предводительством Денисова и Долохова освобождает Пьера и других заключенных. В воспоминаниях мы узнаем, как погиб Каратаев, и что Пьер страдал и преодолел во время марша смерти. Смерть и разложение являются частью процессов жизни и роста.
Книга XV
Наташа и Марья возвращаются из траура к активной жизни: Марья – своими домашними обязанностями, Наташа – любовью, чтобы утешить свою скорбящую мать. Поскольку военная история закончилась, карьера Кутузова заканчивается. Новая эра начинает открываться с выходом России на международное лидерство. Толстой обожествляет Кутузова. Пьер и Наташа снова встречаются.
Первый эпилог
Толстой подробно описывает «счастливый конец» жизней своих вымышленных персонажей в сценах домашнего счастья Николая и Марьи Ростовых, Наташи и Пьера Безуховых. Цикл жизни начинается заново, когда Николинка, сын Андрея, достигает совершеннолетия и желает быть похожим на Пьера и на своего отца.
Второй эпилог
Это философская экзегеза, в которой Толстой показывает, что «свобода воли» — это просто конструкция, которую историки используют для объяснения движений наций и людей.