«На дне» краткое содержание пьесы Максима Горького
- Об авторе
- Недавние публикации
Максим Горький
Максим Горький (Пешков) — русский писатель, прозаик, драматург. Один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей.
Максим Горький недавно публиковал (посмотреть все)
Появившееся в 1902 году произведение было новаторским по жанру. В этой социально-философской драме нет традиционного сюжета, действие развивается в диалогах персонажей. Место событий – ночлежка для «бывших» людей, оказавшихся «на дне» жизни.
Максим Горький определил основной вопрос пьесы так: «что лучше, истина или сострадание? Что нужнее?». Проблематика драмы многообразна: место человека и его роль в жизни, вера в человека, правомерность существования утешительной лжи, возможность изменить собственную жизнь.
- I
Главные герои пьесы
- I.I Другие персонажи
- II
Краткое содержание
- II.
I
Акт первый - II.II Акт второй
- II.III Акт третий
- II.IV Акт четвертый
- II.
- III Вывод
Главные герои пьесы
Костылев Михаил, 54-х лет, хозяин ночлежного дома.
Василиса – супруга Костылева, 26-ти лет, любовница Пепла.
Наташа – сестра Василисы, 20-ти лет. Мечтает о прекрасном будущем. Из-за побоев сестры попадает в больницу, выйдя из нее, исчезает.
Лука – странник, 60-ти лет, проповедует утешительную ложь.
Васька Пепел – вор, 28-ми лет, в нем пробуждается стремление изменить свою жизнь.
Клещ Андрей Митрич – «рабочий человек», слесарь 40-ка лет, надеется вернуться к прежней жизни.
Бубнов – картузник, 45-ти лет. Убежден, что все люди на земле – лишние.
Барон – бывший аристократ 33-х лет, сожитель Насти, уверен, что у него «все в прошлом».
Сатин – постоялец, около 40 лет, считает, что человек должен быть духовно свободен.
Актер – пьяница, бывший актер, не видя возможности перемен, заканчивает жизнь самоубийством.
Другие персонажи
Медведев Абрам – полицейский 50-ти лет, дядя Василисы и Наташи. Убежден – «человек должен вести себя смирно».
Анна – жена Клеща, 30-ти лет, добросердечная и спокойная, умерла в ночлежке.
Алешка – сапожник, 20 лет.
Татарин, Кривой Зоб – грузчики.
Настя, девица легкого поведения, 24-х лет, мечтает о настоящей любви.
Квашня – женщина лет 40-ка, торгует пельменями.
Краткое содержание
Акт первый
Действие происходит утром ранней весны в подвале ночлежки, похожей на пещеру.
Сидя возле одной из стен, Клещ подбирает ключи к старым замкам. В центре у большого грязного стола «хозяйничает» Квашня, Барон ест хлеб, Настя читает истрепанную книжку. За нестиранной занавеской на кровати в углу кашляет Анна. На печи ворочается Актер. Расположившись на нарах, собирается шить кепку Бубнов.
Обращаясь к Барону, Квашня утверждает, что, побывав замужем, больше никогда не расстанется со своей свободой. Клещ поддразнивает женщину словами о том, что она врет и рада будет идти замуж за Медведева, сделавшего ей предложение. Квашня же в ответ говорит, что он довел жену до полусмерти.
Барон, выхватывая у Насти книжку, и, прочитав название – «Роковая любовь», – хохочет.
Анна просит перестать кричать и ссориться, дать ей спокойно умереть.
Сатин, Бубнов, Актер и Клещ ведут неспешный разговор. Сатин говорит, что прежде был культурным человеком. Бубнов припоминает, что его профессия – скорняк и когда-то он имел «собственное заведение». Актер думает, что главное в жизни не образование, а талант.
Появляется Костылев, разыскивает жену. Стучит в дверь комнаты Пепла (комната отгорожена тонкими досками в углу ночлежки), собираясь поговорить, но Пепел прогоняет его. Костылев уходит.
Из дальнейшего разговора обитателей подвала становится ясно: у Пепла роман с женой хозяина ночлежки Василисой.
Сатин просит деньги у Пепла, тот дает, и Сатин рассуждает о деньгах и работе. Он считает, жизнь хороша, когда труд – удовольствие, а если работа это обязанность, то жизнь превращается в рабство.
Актер и Сатин уходят.
Появляется Наташа, с ней – новый постоялец, Лука. Пепел заигрывает с Наташей, но та не принимает ухаживаний.
Входит выпивший Алешка, он не может понять, чем он хуже других, почему его везде гонят.
Пепел, обращаясь к Клещу, говорит, что тот «зря скрипит». Клещ говорит, что вырвется отсюда, не хочет жить, как все здесь – «без чести и совести». Пепел же считает, что люди в ночлежке не хуже Клеща. Пепел с Бароном уходят.
Появляется Василиса, она выгоняет пьяного Алешку, ругает постояльцев за грязь.
Потом интересуется, заходила ли Наташа и говорила ли с Василием. Уходит.
В сенях слышен шум и крики: Василиса бьет Наташу. Медведев, Квашня и Бубнов бегут разнимать сестер.
Акт второй
Действие пьесы происходит в той же обстановке. Несколько постояльцев заняты игрой в карты, за ними наблюдают Актер и Клещ. Медведев с Бубновым играют в шашки. Лука сидит возле кровати Анны.
Беседуя с Лукой, Анна жалуется на свою жизнь. Старец успокаивает ее, обещая рай и отдых после смерти.
Актер собирается «продекламировать куплеты» Луке, но обнаруживает, что забыл стихи. Он сокрушается о том, что для него все кончено – он «пропил душу». Лука отвечает, что не все в жизни Актера потеряно: есть бесплатные лечебницы для пьяниц, только не помнит, в каком городе. Он уговаривает Актера потерпеть и воздержаться от пьянства. «Человек – все может… лишь бы захотел»,- считает Лука.
Заходит угрюмый Пепел. Он обращается к Медведеву, спрашивая, сильно ли избила Василиса сестру.
Тот отказывается говорить, замечая, что это не его, вора, дело. Пепел в ответ угрожает рассказать следователю о том, что «Мишка Костылев с женой» его на воровство подбил и краденое купил.
Лука пробует вмешаться в их разговор, но Пепел спрашивает, зачем Лука врет, говоря всем, что везде хорошо. Лука же убеждает Василия, что вместо поисков правды ему нужно идти в «золотую сторону», Сибирь, именно там он сможет найти свой путь.
Входит Василиса. Она говорит с Пеплом, и тот признается, что Василиса надоела ему – в ней «души нет». Василиса предлагает Пеплу жениться на сестре в обмен на убийство своего надоевшего мужа.
Входит Костылев, между ним и Василием вспыхивает ссора, но драку предотвращает Лука. Он советует Пеплу не иметь дело с Василисой, а уходить прочь из ночлежки с той, которая вору по душе – с Наташей.
Странник, заглянув за полог, где лежит Анна, обнаруживает, что она умерла.
Постепенно все жители ночлежки собираются у кровати Анны.
Акт третий
Действие – на «пустыре», захламленном и заросшем бурьяном дворе ночлежки.
Настя рассказывает слушателям историю своей любви. Бубнов и Барон посмеиваются над ее рассказом, не веря, а девушка страстно доказывает, что она пережила настоящую любовь. Она плачет. Лука успокаивает ее, говорит, что раз сама она верит, то любовь такая была, а сожитель ее смеется, потому что в его жизни не было ничего настоящего.
Обитатели «дна» рассуждают о правде и лжи.
Наташа говорит, что и она выдумывает и ждет кого-то «особенного» или чего-то «небывалого». Хотя, чего ждать – она не понимает, «всем плохо жить».
Бубнов считает, что люди часто обманывают, чтобы «душу подкрасить», сам он не видит смысла врать, ему лучше «валить всю правду, как она есть! Чего стесняться?»
Клещ людей ненавидит и правда ему ни к чему. Сказав об этом, он убегает.
Появляется Пепел, включается в разговор. Спрашивает Луку, зачем тот обманывает, говоря, что везде хорошо. Лука отвечает, что «не всегда правдой душу вылечишь», поэтому человека стоит пожалеть. Говорит, что скоро покинет ночлежку.
Пепел зовет Наташу уйти вместе с ним, признается в любви, обещает бросить воровство. Он чувствует, что надо изменить жизнь, «так жить, чтобы самому себя можно мне было уважать». Наташа в раздумье, но все-таки решается поверить ему.
Подходят Костылев с женой. Василиса (она слышала беседу Пепла и Наташи) старается столкнуть Пепла и мужа, но Лука успокаивает Василия.
Костылев разговаривает с Лукой, говорит, что человек должен жить по правилам, а все хорошие люди имеют паспорт. Лука открыто говорит, что думает: Костылеву никогда не измениться, ведь он как непригодная для урожая земля – ни на что не годен.
Хозяева ночлежки прогоняют Луку, и он обещает уйти ночью.
Бубнов говорит Луке, что «вовремя уйти всегда лучше» и рассказывает свою историю.
Сатин и Актер, о чем-то споря, заходят в подвал. Сатин говорит, что никуда Актер не уйдет и требует сказать, чего Лука наобещал Актеру. Странник спрашивает, каким образом мог оказаться в ночлежке Сатин. Тот с неохотой рассказывает, что попал в тюрьму из-за сестры: «убил подлеца в запальчивости и раздражении», а после тюрьмы все дороги закрыты.
Входит угрюмый Клещ – он вынужден был продать все инструменты, чтобы похоронить Анну и не понимает, как жить дальше.
Из квартиры Костылевых слышен крик Наташи: «Бьют! Убивают!». Актер и Сатин выходят, чтобы разобраться, что происходит. Звучат отдельные голоса, по репликам понятно, что постояльцы пытаются разнять Василису и Наташу.
Появляются Квашня и Настя, помогают идти Наташе – она избита и ноги ее обварены кипятком. За ними идут Костылев, Василиса, обитатели ночлежки. Появившийся Пепел видит Наташу и бьет с размаху Костылева. Тот падает. Василиса кричит, что убили мужа, указывает на Пепла. Василий же говорит, что сама Костылева подговаривала его убить мужа.
Наташа в истерике обвиняет сестру и Пепла в сговоре и, почти теряя сознание, просит забрать ее саму в тюрьму.
Акт четвертый
Ранняя весна. Ночь. Подвал ночлежки. За столом Клещ, Настя, Сатин, Барон. На печи – Актер. В углу, где была комната Пепла (теперь перегородки сломаны), лежит Татарин.
Обитатели подвала вспоминают о Луке, который исчез во время суматохи вокруг Наташи и Костылева. Настя считает, что он все понимал и все видел. Своих же собеседников называл «ржавчиной». Клещ соглашается – старик хороший, жалостливый. Татарин считает, что Лука жил по закону «Не обижай человека».
Для Сатина «старикан» «как мякиш для беззубых», к тому же Лука смутил умы обитателей ночлежки.
Барон называет Луку шарлатаном.
Настя, которой стали противны, и жизнь, и люди, хочет уйти «на край света». Барон, предлагая девушке взять с собой Актера, издевается над его мечтой вылечиться.
Клещ замечает, что странник Лука «поманил куда-то, а сам дорогу не сказал». По его мнению, он «очень против правды восставал. Верно – и без нее – дышать нечем».
Сатин в возбуждении приказывает «молчать о старике» – тот, в отличие от всех, понимал, что «правда – это человек», а обманывал из жалости к людям. Странник влиял на его отношение к миру как «кислота на старую и грязную монету».
Разговор об убийстве Костылева. Попав в больницу после издевательств сестры и выйдя из нее, Наташа исчезла. Все считают, что Василиса выкрутится, а Пепел попадет если не на каторгу, то в тюрьму – точно.
Сатин рассуждает о том, что человека нужно уважать, а «не унижать его жалостью». Барон признается, что живет, как во сне, не видя и не понимая смысла жизни.
Актер, вдруг слезает с печки и выбегает из подвала.
Входят Медведев с Бубновым, за ними – другие обитатели ночлежки. Кто-то устраивается на ночлег, несколько человек поют. Распахивается дверь. Барон кричит с порога – на пустыре повесился Актер.
Сатин произносит: «Эх, испортил песню, дур-рак!»
Вывод
Пьеса «На дне» Горького живет и находит своих читателей и зрителей больше века, привлекая неоднозначностью поставленных вопросов, побуждая вновь и вновь задумываться, что есть в жизни человека вера, любовь и каковы возможности человека. Давая только общее представление о пьесе, краткий пересказ «На дне» предполагает дальнейшую работу читателя с полным текстом драмы.
анализ пьесы Горького, сюжет и постановки произведения
«На дне» – это одно из наиболее известных произведений Максима Горького. Эта пьеса была написана в период с конца 1901 по 1902 год. При этом историей создания «На дне» интересуются многие люди. Это произведение изображает группу обитателей ночлежного дома и поднимает остросоциальные проблемы. Именно поэтому данное произведение не теряет актуальности и в настоящее время.
Содержание
История создания пьесы «На дне»
Горький задумал пьесу еще за год до создания. Однажды в беседе со Станиславским писатель упомянул, что размышляет о написании пьесы, посвященной постояльцам ночлежки, опустившимся на самое дно. В период с 1900 по 1901 год автор выполнил несколько набросков. В это время Максим Горький увлекался пьесами Чехова. Он интересовался их театральными постановками и актерской игрой. Это сыграло важную роль в том, чтобы попробовать себя в новом жанре.
Название
Во время работы Горький неоднократно изменял название своего произведения. В рукописных вариантах существовали версии «Ночлежка», «Без солнца», «Дно». Итоговое название «На дне» в первый раз появилось на афишах перед премьерой в Москве.
Жанр произведения
Горький создал уникальный жанр пьесы-диспута. В основе произведения лежит конфликт. Персонажи находятся в темном подвале. При этом его динамика обеспечивается столкновением противоположных точек зрения. Произведение Горького считается социально-философской драмой.
Основная идея
Перед написанием произведения в России случился кризис. Он сопровождался прекращением работы заводов и фабрик, ростом безработицы, голодом и нищетой.
Основной задачей пьесы Горький считал подъем уровня культуры всех классов населения. Постановка произведения создала в обществе значительный резонанс. Он объяснялся гениальностью писателя и актуальностью поднятых им проблем.
Сюжет драмы
В основе сюжета пьесы лежат отношения героев, которые развиваются на фоне обстановки всеобщей ненависти, царящей в ночлежке. Это считается внешней канвой произведения. Параллельно автор занимается исследованием падения человека на самое дно.
Пьеса начинается и завершается сюжетной линией отношений двух героев – вора Пепла и Василисы, жены обладателя ночлежки. Вор влюблен в Наташу – младшую сестру своей любовницы. При этом Василиса испытывает ревность и все время избивает сестру. К тому же она мечтает избавиться от мужа и пытается подтолкнуть любовника к убийству.
В результате Пепел в разгаре ссоры расправляется с Костылевым. В конце пьесы от постояльцев ночлежки звучит фраза, что Ваське придется отправляться на каторгу, тогда как Василиса выкрутится.
Персонажи
В пьесе Горького описывается жизнь одной из ночлежек Москвы. Главными персонажами произведения являются постояльцы и хозяева заведения. Также там фигурируют лица, которые имеют отношение к жизни заведения. Среди них стоит выделить полицейского, продавщицу пельменей, грузчиков.
Шулер, каторжник Сатин и странник Лука считаются источниками соперничающих мыслей. Они говорят о необходимости сострадать людям, рассуждают о лжи во спасение и важности правды как доказательства человеческого величия.
Остальные персонажи считаются фоном для сражения идей. К тому же они помогают показать и понять глубину падения, до которой может опуститься человек.
Театральные постановки
За время существования пьесы Горького «На дне» было сделано немало театральных постановок. Однако вначале произведение подвергалось жесткой цензуре.
Первые постановки
Изначально театральная цензура наложила на произведение Горького строгий запрет.
Однако спустя некоторое время писатель сумел добиться постановки в Московском художественном театре. При этом театральные цензоры сильно изменили текст, чтобы сделать драму менее революционно ориентированной. Первая постановка состоялась 18 декабря 1902 года в Московском художественном театре. Станиславский отмечал, что пьеса имела удивительный успех.
Постановки во время СССР
В СССР пьеса была поставлена много раз. Впервые это произошло в Петрограде в 1917 году. Спектакль был сыгран в Театре Союза драматических актеров. Годом позже пьесу поставили в Народном театре драмы в Петрозаводске. В 1919 году спектакль с успехом прошел в Московском Дмитровском театре.
14 октября 1919 года состоялась постановка, приуроченная пятидесятилетию Максима Горького. Спектакль был поставлен в театре Госдрамы, который затем переименовали в Ленинградский театр драмы имени Пушкина. На премьере присутствовал и Горький. При этом вступительную речь произнес Калинин.
За рубежом
Пьеса много раз ставилась за границей.
Впервые спектакль был поставлен в 1903 году в Берлине. Премьера состоялась под названием «Ночлежка». Затем прошло много постановок в Лондоне, Нью-Йорке, Кракове.
В 1955 году пьесу поставили совместно 2 театра – норвежский и мурманский. Актеры играли на родных языках одновременно. Гастроли прошли весьма успешно. Спектакль увидели жители Норвегии, Мурманска, Москвы, Санкт-Петербурга.
Экранизация
В 1921 году пьеса Горького была экранизирована в Японии под названием «Rojo no Reikon», что переводится как «Духи на дороге». В 1936 году вышел французский фильм «Les bas-fonds». В 1947 году на суд публики была представлена китайская картина «Yè Diǎn», что в переводе означает «Ночлежка».
Заключение
Анализ произведения Горького «На дне» позволяет понять, что в нем поднимаются очень важные социальные проблемы и рассматриваются общечеловеческие ценности.
Именно поэтому пьеса не теряет актуальности и в настоящее время.
Нижние глубины | Резюме и публикация
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
- Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
- Britannica Beyond
Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Содержание
- Введение
Краткие факты
- Связанный контент
Краткое содержание произведения М.
Горького «На дне» ❤️ Акт 1
Подвал как пещера. Везде на стенах – лежаки. Посреди ночлежки большой стол, две лавки, табуретка, все — некрашеное и грязное. Квашня держит самовар, Барон жует черный хлеб, Настя читает растрепанную книгу. На кровати Анна кашляет. Бубнов на доске срезает шляпу. Квашня уверяет, что она свободная женщина и никогда не выйдет замуж. Барон издевается над ней, Клещи присоединяются к нему. Квашня говорит, что сам Клещ «пошел на жену до полусмерти». Ссора начинается. Анна просит не ругаться матом и позволить ей спокойно умереть. Квашня жалеет ее. Сатин просыпается, спрашивает, кто его вчера бил. Бубнов отвечает, что его вчера обыграли во время карточной игры. Обитатели ночлежки начинают спорить, кого убирать в комнате. Актер слезает с печки и говорит, что ему вредно дышать пылью, так как его «организм отравлен алкоголем». Сатин некстати
бормочет слова: «органон, сикамбры, макробиотика, трансцендентальный».
Ему нравятся непонятные, редкие слова, ведь в детстве он служил на телеграфе, читал много книг и был образованным человеком. Помнит актер и свое прошлое: он играл могильщика в «Гамлете». Артист выводит Анну подышать, в дверях сталкивается с Костылевым, который, напевая себе под нос «божественное», подозрительно осматривает ночлежку — ищет жену. Костылев напоминает Клещу, что он занимает слишком много места, хочет поднять ему плату за проживание, упрекает, что Анна зачахла от его подлости. Актер возвращается, Костылев говорит ему, что на том свете его добрые дела будут засчитаны. При этом Костылев отказывается прощать актеру половину долга. Костылев стучится в дверь Васьки Пепла, Пепел из-за двери просит, Костылев принес ему деньги за проданные часы, узнав, что не принес, Костылева его прогоняла. У Пепла был роман с Василисой. Сатин советует убить Костылева и жениться на Василисе. Пепел откидывается назад. Пепел дает актеру
кредиты — деньги достаются легко, он вор.
Сатин: «Многие люди легко получают деньги, но не многие с ними легко расстаются… Работать? Заставь меня работать так, как мне нравится – я, может быть, и буду работать… Когда работа в удовольствие, жизнь хороша! труд — долг, жизнь — рабство! Актер и Сатин идут пить. Пепел говорит Клещу, что он «напрасно пищит». Клещ уверяет, что он рабочий человек, и сбежит из ночлежки, как только умрет его жена. Он недоволен людьми без чести и без совести. Пепел возражает, что честь и совесть нужны тем, у кого власть и сила. Бубнов говорит, что совести у него нет, потому что он небогат. Наташа приводит нового гостя – Луку. Наташа напоминает Клеща о необходимости позаботиться об умирающей Анне. Пепел заявляет, что не боится умереть и предполагает, что Наташа ударит его ножом в сердце — тогда он умрет от радости, «из-за чистой руки». Пепел явно симпатизирует Наташе, хотя обитатель ночлежки предупреждает его, что этим он навлечет на себя гнев Василисы. Люк что-то напевает, Эш прерывает его. Обитатели ночлежки в разговорах постоянно говорят, что они все равны.

Акт 2
Та же ситуация. Сатин, Барон, Кривой Зоб и Татарин играют в карты. Клещ и Актер наблюдают за игрой. Бубнов играет в шашки с Медведевым. Лука сидит на табурете возле кровати Анны. Бубнов и Кривой Зоб поют тюремную песню. Анна жалуется Луке на свою жизнь: «Побои… обиды… ничего, кроме… я не видела… не помню, когда была сыта… всю жизнь в лохмотьях хожу». Она боится, что ей придется страдать на том свете. Лука утешает ее, уговаривает пострадать. Во время разговора игроки в карты жульничают. Татарин возмущается. Кривой Зоб: «Если они честно начнут жить, то через три дня умрут с голоду». Актер пытается читать Луке стихи, но ничего не может вспомнить, кается, что выпил душу. Лука советует ему лечиться от пьянства в больнице, а пока воздержаться. Люк: «Человек все может… Лишь бы захотел…» Анна просит Луку поговорить с ней. Он утешает женщину, уверяя, что отдых не за горами, что Господь простит ее и она попадет в рай.
Анна все еще надеется вылечиться и немного пожить. Лука говорит, что в этой жизни ее ничего, кроме мучений, не ждет. Приходит Эш, спрашивает Медведева, сильно ли Василиса била Наташу, угрожает забрать девушку и сообщить полиции, что Костывлев с женой скупают краденое. В ярости Медведев уходит. Лука уговаривает Пепла уехать в Сибирь. Пепел отказывается, так как ждет, когда его отправят в Сибирь на казенный счет, как это сделал в свое время его отец. Эш спрашивает Люка, существует ли бог. Лука: «Если веришь, есть, не веришь», нет… Во что веришь, то и есть… «Входит Василиса «по делу» в Пепел. Ясень говорит Василисе, что ей с ним скучно, потому что у нее «нет души». Василиса отвечает, что насильно любить нельзя, спасибо за правду, и предлагает сравняться с Наташей. Просит Эша освободить ее от мужа. Пепел: «Это ты придумал ловко: мужа, затщать, в гроб, любовника — в каторгу, а себя…» Василиса обещает дать ему денег, выдать за него сестру и устроить их отъезд. Появляется Костылев – кричит, топает ногами, упрекает Василиса: «Масло в лампады забыли налить… У, ты! Нищий! .
. Свинья! ..» Пепел бросается на Костылева. На печке Люк шевелится, и Пепел отпускает Костылева. Пепел догадывается, что Лука слышал его разговор с Василисой. Лука советует Пепле быстрее избавиться от Василисы, взять Наташу и уйти с ней, если он ей очень нравится. Анна умирает. Появляется Артист, читая стихотворение: «Господа, если дорога в святой мир пути не знает, – Почитай безумца, который принесет Человечеству мечту о золоте! «Актер сообщает Наташе, что собирается лечиться от пьянства в светлой и чистой больнице». Он сокрушается, что в ночлежке никто не знает его настоящего имени: «Вы понимаете, как обидно потерять имя? Даже у собак есть клички… Нет имени – нет человека… «Наташа ждет Пепла, замечает, что Анна умерла, появляются Лука, Татарин, Кривой Зоб и Клещ, который смотрит на жену через плечо других. Наташа ужасается, что никто, даже муж, не жалеет Анну, лепта признается, что у него нет денег на похороны, и люди обещают дать ему взаймы. Наташа говорит, что бна боится мертвых, а Лука советует ей бояться живых.
Появляется пьяный актер, спрашивает Люка, где находится город, в котором находится бесплатная клиника для алкоголиков Сатин: «Фата Моргана! Старик соврал тебе: ничего нет! Нет ни городов, ни людей… ничего!
Акт 3
Пастух за костылевской ночлежкой. На бревне сидят Наташа и Настя, на бревне Люк и Барон. Клещ лежит на куче ветвей. Настя рассказывает выдуманную историю о своем романе со студентом. Другие уличают ее во лжи, кроме Луки, который жалеет Настю: «Если ты веришь, у тебя была настоящая любовь… значит — была». Наташа говорит, что ложь приятнее правды, признается, что сама любит помечтать и ждет чего-то необычного. Наташа говорит, что всем плохо жить, а клещ возмущается: «Если бы всем жить плохо, то не было бы так обидно». Бубнов и Барон утверждают, что люди лгут из желания «подкрасить душу». Лука советует Барону приласкать Настю, говорит, что надо быть добрым: «Христос — он всех пожалел и нам так сказал». Рассказывает историю из своей жизни о том, как он поднимал разбойников, а потом давал им хлеба.
Если бы он их тогда не пожалел, они бы его убили и попали в тюрьму или в Сибирь, где их вряд ли могли научить хорошему. Клещ вопит, что правды нет, работы нет и силы нет. Он не понимает, в чем виноват, твердит, что всех ненавидит и проклинает свою жизнь. Появляется Пепел. Он не любит клеща за злость и гордыню: «Если люди ценят труд… то лошадь лучше любого человека… Возит и – молчит!» Лука рассказывает притчу о праведной земле. Один бедняк собирался отправиться на поиски праведной земли. Несмотря на то, что жил он очень плохо, он не падал духом, терпел и мечтал отказаться от этой жизни и уйти в праведную землю. Он жил в Сибири. Там он познакомился со ссыльным ученым и попросил его показать на карте праведную землю, которой, естественно, на карте не было. Человек не верит, он сердится: он столько страдал – и все напрасно. Бьет ученого, а потом уходит и вешается. Лука собирается ехать на Украину, где открыли новую веру. Пепел зовет Наташу уйти с ним, обещает бросить воровство, начать работать.
Он не раскаивается, потому что не верит в совесть, а чувствует, что надо жить иначе. Его никогда не вызывали ни в какой другой жизни, если только он не был вором. Он просит Наташу остаться с ним и поверить ему. Наташа отвечает, что он ей не нравится и что он плохо обращался с ее сестрой. Эш говорит, что в жизни ему было не за что ухватиться: «Василиса жадна до денег», которые ей нужно развратить. Наташа, по его словам, сможет его удержать. Лука советует Наташе выйти за пределы Пепла, потому что ей больше некуда идти, и почаще напоминать ему, что он хороший человек. Наташа соглашается, но только до первого избиения, а потом обещает забить. Появляется Василиса и «благословляет» молодых: «Не бойся, Наталья! Он не будет тебя бить… Он не может ни бить, ни любить… Я знаю! Больше слов он вошел в самовар… «Вошедший Костылев посылает Наташу поставить самовар. Пепел говорит Наташе, что она больше не слушается Костылева, Василиса подбадривает Пепла, противопоставляя его мужу, но Лука успокаивает Пепла».
Костылев говорит Луке, что человек должен быть на одном месте жить, «и не путаться понапрасну по земле». По его мнению, человек должен работать, чтобы получать от этого пользу. Человеку не нужна всякая истина, он должен уметь молчать, жить праведно, никого не тревожить, никого не осуждать, Лука отвечает загадкой: «Говорю — есть земля непригодная для посева… и есть плодородная земля… что посеешь, то и родит. «Василиса прогоняет Луку, подозревая, что он беглец. Вошедший Бубнов рассказывает свою историю: его жена встретилась с барином, Бубнова хотели отравить, он рассердился и избил жену, а барин рассердился и избил Бубнова. Семинар был записан на жену, Бубнов сильно пил и в итоге остался ни с чем. Появляется Актер. Он хвастается, что сегодня не пил, а работал и зарабатывал деньги на дорогу. Сатин читает вслух стихи Пушкина: «Скажи мне, чародей, любимец богов, что будет в жизни со мной?» Потом рассказывает о себе: в молодости хорошо танцевал, играл на сцене, смешивал людей, но, защищая честь сестры, убил человека, попал в тюрьму, что его полностью изменило.
Появляется Клещ, опечаленный тем, что пришлось продать все инструменты: нужны были деньги на похороны Анны. Теперь это не может работать. Сатин советует ему ничего не делать: «Люди не стыдятся того, что ты хуже собаки… Подумай — ты не будешь работать, я не буду… даже сотни… тысячи, и все! — вы понимаете? Все перестают работать! Никто ничего не хочет делать — что тогда будет? «Клещ отвечает, что тогда все умрут с голоду». Слышны крики Наташи, поднимается суматоха, Квашню и Настю ведут к Наташе, которую избили и обварили кипятком ноги. «Медведев, которого Костылев просил арестовать Василису-вора, появляется Ясень, Костылев наносит удар и убивает его, Василиса торжествующим голосом кричит, что Пепел убил ее мужа и вызывает полицию, Пепел хочет убить ее, но его удерживают. Сатин призван быть свидетелем — защищать Пепел. что Ясень и Василиса сговорились и убрали мешавших им людей, ее и Костылева, и проклинают ее сестру и Ясеня. Пока Эшес пытается ее успокоить, появляется полиция. Не буду… даже сотни… тысячи, и все! — вы понимаете? Все перестают работать! Никто ничего не хочет делать — что тогда будет? «Клещ отвечает, что тогда все умрут с голоду».
Слышны крики Наташи, поднимается суматоха, Квашню и Настю ведут к Наташе, которую избили и обварили кипятком ноги. «Медведев, которого Костылев просил арестовать Василису-вора, появляется Ясень, Костылев наносит удар и убивает его, Василиса торжествующим голосом кричит, что Пепел убил ее мужа и вызывает полицию, Пепел хочет убить ее, но его удерживают. Сатин призван быть свидетелем — защищать Пепел. что Ясень и Василиса сговорились и убрали мешавших им людей, ее и Костылева, и проклинают ее сестру и Ясеня. Пока Эшес пытается ее успокоить, появляется полиция. Не буду… даже сотни… тысячи, и все! — вы понимаете? Все перестают работать! Никто ничего не хочет делать — что тогда будет? «Клещ отвечает, что тогда все умрут с голоду». Слышны крики Наташи, поднимается суматоха, Квашню и Настю ведут к Наташе, которую избили и обварили кипятком ноги. «Медведев, которого Костылев просил арестовать Василису-вора, появляется Ясень, Костылев наносит удар и убивает его, Василиса торжествующим голосом кричит, что Пепел убил ее мужа и вызывает полицию, Пепел хочет убить ее, но его удерживают.
Сатин призван быть свидетелем — защищать Пепел. что Ясень и Василиса сговорились и убрали мешавших им людей, ее и Костылева, и проклинают ее сестру и Ясеня. Пока Эшес пытается ее успокоить, появляется полиция. — вы понимаете? Все перестают работать! Никто ничего не хочет делать — что тогда будет? «Клещ отвечает, что тогда все умрут с голоду». Слышны крики Наташи, поднимается суматоха, Квашню и Настю ведут к Наташе, которую избили и обварили кипятком ноги. «Медведев, которого Костылев просил арестовать Василису-вора, появляется Ясень, Костылев наносит удар и убивает его, Василиса торжествующим голосом кричит, что Пепел убил ее мужа и вызывает полицию, Пепел хочет убить ее, но его удерживают. Сатин призван быть свидетелем — защищать Пепел. что Ясень и Василиса сговорились и убрали мешавших им людей, ее и Костылева, и проклинают ее сестру и Ясеня. Пока Эшес пытается ее успокоить, появляется полиция. — вы понимаете? Все перестают работать! Никто ничего не хочет делать — что тогда будет? «Клещ отвечает, что тогда все умрут с голоду».
Слышны крики Наташи, поднимается суматоха, Квашню и Настю ведут к Наташе, которую избили и обварили кипятком ноги. «Медведев, которого Костылев просил арестовать Василису-вора, появляется Ясень, Костылев наносит удар и убивает его, Василиса торжествующим голосом кричит, что Пепел убил ее мужа и вызывает полицию, Пепел хочет убить ее, но его удерживают. Сатин призван быть свидетелем — защищать Пепел. что Ясень и Василиса сговорились и убрали мешавших им людей, ее и Костылева, и проклинают ее сестру и Ясеня. Пока Эшес пытается ее успокоить, появляется полиция. что тогда все умрут с голоду. Слышны крики Наташи, поднимается суматоха, Квашня и Настя ведут Наташу, которую Василиса избила и выварила ноги кипятком. Прибегнул Медведев, которого Костылев попросил арестовать Ваську-вора. Появляется пепел, Костылев наносит удар и убивает его. Василиса торжествующим голосом кричит, что Пепел убил ее мужа и вызывает полицию. Пепел хочет убить ее, но они держат его. Сатин призван быть свидетелем – защищать Прах.
Неожиданно Наташа заявляет, что Ясень и Василиса сговорились и убрали мешавших им, ее и Костылеву людей, и проклинает свою сестру и Ясеня. Пока Пепел пытается ее успокоить, появляется полиция. что тогда все умрут с голоду. Слышны крики Наташи, поднимается суматоха, Квашня и Настя ведут Наташу, которую Василиса избила и выварила ноги кипятком. Прибегнул Медведев, которого Костылев попросил арестовать Ваську-вора. Появляется пепел, Костылев наносит удар и убивает его. Василиса торжествующим голосом кричит, что Пепел убил ее мужа и вызывает полицию. Эш тоже хочет убить ее, но его удерживают. Сатин призван быть свидетелем – защищать Прах. Неожиданно Наташа заявляет, что Ясень и Василиса сговорились и убрали мешавших им, ее и Костылеву людей, и проклинает свою сестру и Ясеня. Пока Пепел пытается ее успокоить, появляется полиция. Появляется пепел, Костылев наносит удар и убивает его. Василиса торжествующим голосом кричит, что Пепел убил ее мужа и вызывает полицию. Эш тоже хочет убить ее, но его удерживают.
Сатин призван быть свидетелем – защищать Прах. Неожиданно Наташа заявляет, что Ясень и Василиса сговорились и убрали мешавших им, ее и Костылеву людей, и проклинает свою сестру и Ясеня. Пока Пепел пытается ее успокоить, появляется полиция. Появляется пепел, Костылев наносит удар и убивает его. Василиса торжествующим голосом кричит, что Пепел убил ее мужа и вызывает полицию. Эш тоже хочет убить ее, но его удерживают. Сатин призван быть свидетелем – защищать Прах. Неожиданно Наташа заявляет, что Ясень и Василиса сговорились и убрали мешавших им, ее и Костылеву людей, и проклинает свою сестру и Ясеня. Пока Пепел пытается ее успокоить, появляется полиция.
Акт 4
Ситуация первого акта. В углу стонет татарин, за столом Клещи чинят гармошку, Сатин, Барон и Настя сидят рядышком, Артист кашляет на печке. Все обсуждают внезапное исчезновение Люка во время суматохи. Татарин говорит, что старик был добрым человеком, «закон в сердце имел», и людей не обижал. Настя собирается ехать на край света, ее сожитель Барон подшучивает над ней, а Сатин советует взять с собой актера, которому стало известно, что «в полуверсте от края света есть клиника для органонов».
Клещ помнит, что Луке не нравилась правда. Сатин возразил, что старик не шарлатан и знает свою правду: «Человек есть правда! Он понял это… ты не… Он врал… но это из жалости к тебе… Есть ложь утешительная, ложь примирительная… Кто слаб душой, и кто живет чужими соками – ложь нужна… какая-то она поддерживает, другие прикрываются ею. А кто себе хозяин… кто независим и не ест чужого — к чему это ложь? Ложь — религия рабов и господ… Правда — бог свободного человека! «Сатин говорит, что Люк подействовал на него, как кислота на старую грязную монету, и предлагает выпить за его здоровье. Барон помнит свое происхождение. Настя издевается над ним, говорит, что ничего этого не было. Настя говорит, что Наташу лечили в больнице, но она ушла оттуда и пропала. Участники обсуждают, чем закончится процесс Аспа и Василисы. Настя утверждает, что Василиса обернется, а Пепла отправят на каторгу, уходит сам, добавляет, что хорошо бы всем обитателям ночлежки отправить на каторгу, говорит, что барон живет за ее счет, хотя он хвастается своим высоким происхождением, на фоне всего этого Сатин продолжает свои рассуждения о человеке: Человек свободен… он платит за все сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум… Все в человеке, все это для человека! Есть только человек, а все остальное дело его рук и его мозга! Человек! Это здорово! Звучит… гордо! Человек! Уважать человека надо! Не жалейте, не унижайте его жалостью… Работать? За что? Быть сытым? Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы их накормили… Дело не в этом! Человек выше! Человек выше сытости! «Появляются Бубнов и Медведев, оба подвыпившие: Медведев одет в блузу Квашни, которая отвела его к соседям по комнате, Бубнов угощает обитателей ночлежки и отдает все свои деньги Сатину, потому что чувствует его расположение».

I
Акт первый
