Краткий пересказ горе от ума 2 и 3 действие: Грибоедов «Горе от ума» краткое содержание по действиям – читать пересказ комедии онлайн

Историческое содержание комедии «Горя от ума» (Горе от ума Грибоедов)

Замысел «Горя от ума», по-видимому, возникает у Грибоедова в 1816 г. Непосредственно к работе над комедией драматург приступил позднее. Два акта написаны им во время пребывания на Кавказе в 1821 -1822 гг. В Петербурге осенью 1824 г. работа была закончена, но и в 1825 г., вплоть до своего возвращения из отпуска, писатель вносил в текст комедии отдельные поправки.

«Горе от ума» — одно из самых злободневных произведений русской драматургии, блестящий пример тесной связи литературы и общественной жизни, образец умения писателя в художественно совершенной форме откликнуться на актуальные явления современности. Вместе с тем проблемы, поставленные в «Горе от ума», продолжали волновать русскую общественную мысль и русскую литературу много лет спустя после появления пьесы. На первом плане в «Горе от ума» — барская Москва. Но в разговорах, репликах персонажей возникает и облик столичного министерского Петербурга, и саратовская глушь, где живет тетка Софьи, и «необозримые равнины», «все та же глушь и степь» широких просторов России, которые представляются воображению Чацкого.

В комедии выступают люди самого различного общественного положения: от Фамусова и Хлестовой, представителей московского барства, до крепостных слуг. А в обличительных речах Чацкого звучит голос всей передовой России.

Содержание «Горя от ума» раскрывает прежде всего столкновение двух больших эпох русской жизни — «века нынешнего» и «века минувшего». В сознании передовых людей того времени историческим рубежом между ними была Отечественная война 1812 г.- пожар Москвы, разгром Наполеона, возвращение армии из заграничных походов. Отзвуки этих событий наполняют и «Горе от ума». В комедии показано, что столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим» было выражением борьбы двух политических лагерей, сложившихся в русском обществе после Отечественной войны,- лагеря феодальной реакции, защитников крепостного строя в лице Фамусова, Скалозуба и других, и лагеря передовой дворянской молодежи, облик которой воплощен Грибоедовым в Чацком.

Столкновение прогрессивных сил с феодально-крепостнической реакцией являлось фактом не только русской, но и западноевропейской действительности того времени. Фамусовским обществом Чацкий воспринимался в свете всего европейского освободительного движения. Для графини-бабушки он — окаянный вольтерьянец, для княгини Тугоуховской — якобинец. Фамусов с ужасом называет его карбонарием.

«Век минувший» является идеалом барского, фамусовского общества. «И награжденья брать и весело пожить» — в этих словах Молчалина, как и в фамусовском восхищении екатерининским вельможей и богачом Максимом Петровичем, выражен весь идеал фамусовского общества, его грубо эгоистическая философия жизни. В противовес ей Грибоедов в стихотворении «Прости, Отечество», восклицает: «Не наслажденье жизни цель…».

Фамусовское общество имеет свою идеологию, устоявшийся быт, свои, конечно, крепостнические, и все же проникнутые искренним убеждением в превосходстве взгляды. Уверенность, что иного образа жизни, иных жизненных стремлений, кроме богатства, высокого положения в обществе, власти и влияния, быть не может у всякого здравомыслящего человека. Оно искренно не понимает, как, вместо того чтобы получить очередной чин или награду, человек отправляется в деревню читать книги или увлекается химией. «Завиральные идеи» Чацкого облегчают распространение сплетни о его сумасшествии. Историческое содержание комедии существенно дополняется образом Молчалина. Создавая характер Молчалина, Грибоедов показал растлевающее влияние чиновничьей морали на развитие и поведение человека, зависимого от фамусовского общества. Молчалин стал нарицательным обозначением пошлости и Лакейства. Совершая подлый поступок, он даже не понимает, что это подлость. Он искренне уверен, что в маленьких, чинах «не должно сметь — Свое суждение иметь»

Молчалин вырос в символ рабского молчания, к которому стремились приучить Россию сначала Аракчеев («Ведь нынче любят бессловесных»,- говорит Чацкий), а затем Николай I, неукоснительно проводивший в своей политике принцип «повиноваться, а не рассуждать и мнения свои держать при себе». Именно в его время скалозубовщина и молчалинство расцвели пышным цветом.

Характерен для барской Москвы того времени и никчемный Репетилов. Образ Репетилова в сопоставлении с образом Чацкого свидетельствует о глубоком понимании писателем того различия, которое существовало между действительно передовыми, свободомыслящими людьми русского общества его времени и той накипью московского клубного либерализма и политического приспособленчества, ярким воплощением которой являются Репетилов и другие участники «секретнейшего союза».

Новые исторические веяния почувствовал Грибоедов в личности русской девушки. Его Софья также переживает свое «горе от ума». В ее поведении и настроениях ощущается противоречие между трезвым умом и сентиментальными переживаниями. Она всегда искренна. «Что мне молва? Кто хочет, так и судит»,- говорит она. Софья не чужда духовных интересов, не увлекается светской суетой как княжны Тугоуховские. Чтение ею книг Фамусов называет «прихотью». Действительно, тогда это было новостью для дворянской девушки. Софья в ужасе от того, что отец прочит ей в женихи Скалозуба, который «слова умного не выговорил сроду». Однако ей чужда и неприятна беспощадно логичная, острая мысль Чацкого. Софья слишком полна «чувствительности». Она воспитывалась в век Карамзина и Жуковского. Ее идеал — робкий, мечтательный юноша, образ которого рисовала сентиментально-романтическая литература конца XVIII — начала XIX в. Отсюда идеализация ею Молчалина.

Образом Софьи Грибоедов показал, как незаурядная девушка порабощена фамусовщиной, губящей все живое. Образ барской Москвы дан в комедии во всей своей конкретно-исторической полноте и рельефности.

«Горе от ума»: пересказ по действиям

Предлагаем вам познакомиться с комедией в стихах «Горе от ума». Пересказ этой пьесы Грибоедова представлен в статье. В произведении описывается светское общество периода крепостничества. Жизнь в России в 1810-1820 годы показана в комедии «Горе от ума».

Пересказ произведения начинается тем, что служанка Лиза, работающая у Фамусовых, просыпается с жалобами на плохой сон. Причина в том, что Софья, ее хозяйка, ждала прибытия в гости своего друга Молчалина. Задача Лизы заключалась в том, чтобы сохранить в тайне от других эту встречу. Этими событиями и начинается пересказ 1 действия («Горе от ума»).

Лиза переводит часы

Лиза стучится в комнату к Софье. Оттуда доносятся звуки фортепиано и флейты. Лиза сообщает хозяйке о том, что уже утро, и нужно прощаться с Молчалиным, иначе их увидит отец. Служанка переводит часы для того, чтобы влюбленные скорее простились.

Отец Софьи, Фамусов, застает служанку за этим занятием. В ходе разговора он явно с ней заигрывает. Голос Софьи прерывает их беседу. Девушка зовет Лизу. Отец Софьи спешно удаляется.

Разговор о Чацком и его приезд

Лиза вспоминает историю былой любви Софьи и Чацкого Александра Андреевича. Он отличался и незаурядным умом, и веселостью. Но теперь все прошло. Софья говорит, что это нельзя было назвать любовью. Между ней и Чацким была лишь детская дружба, ведь они росли вместе.

Приездом Александра Чацкого продолжается пересказ. «Горе от ума», по действиям изложенное нами, — произведение, главным героем которой является именно Чацкий. Он обрадован встрече со своей возлюбленной, но удивлен, что встречен так холодно. Софья говорит, что рада его приезду. Александр Андреевич принимается вспоминать былое. Девушка говорит, что их взаимоотношения были ребячеством. Александр Чацкий спрашивает, не влюблена ли она в кого-нибудь другого, так как она смущена. Однако Софья отвечает, что смущена от взглядов и вопросов Александра.

Чацкий в разговоре с Фамусовым восхищается его дочерью. Он говорит, что никогда и нигде не встречал подобных этой девушке. Фамусов опасается, что Александр захочет посвататься к Софье. После того как Чацкий уходит, он размышляет о том, кто же из двух мужчин занимает сердце его дочери.

История Максима Петровича

Продолжим пересказ 2 действия. «Горе от ума» — пьеса, представляющая целую галерею развращенных нравов. Один из таких людей — Максим Петрович. Этот человек служил при дворе и был весьма богат. А все из-за того, что он умел «подслужиться». Во время приема у Екатерины II Максим Петрович оступился и упал. Екатерина засмеялась. Увидев, что он вызвал ее улыбку, Максим Петрович решил еще дважды повторить падение, доставив удовольствие императрице. Умение обернуть этот казус во благо себе сыграло ему на руку — он был в почете. Фамусов считает умение «прислуживать» очень важным для того, чтобы добиться высокого положения.

Александр Чацкий из произведения «Горе от ума», пересказ по главам которого мы составляем, произносит свой монолог, где сравнивает два века — «нынешний» и «минувший». Герой считает, что поколение Фамусова привыкло судить человека по деньгам и чинам. Чацкий называет этот век веком «страха» и «покорности». Даже перед государем Чацкий не стал бы шутом. Он хочет служить не «лицам», а «делу».

Следующая цитата

Вот то-то, все вы гордецы! Спросили бы, как делали отцы? Учились бы, на старших глядя: Мы, например, или покойник дядя, Максим Петрович: он не то на серебре, На золоте едал; сто человек к услугам; Весь в орденах; езжал-то вечно цугом; Век при дворе, да при каком дворе! Тогда не то, что ныне, При государыне служил Екатерине. А в те поры все важны! в сорок пуд. Раскланяйся — тупеем не кивнут. Вельможа в случае — тем паче, Не как другой, и пил и ел иначе. А дядя! что твой князь? что граф? Сурьезный взгляд, надменный нрав. Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб: На куртаге ему случилось обступиться; Упал, да так, что чуть затылка не пришиб; Старик заохал, голос хрипкий; Был высочайшею пожалован улыбкой; Изволили смеяться; как же он? Привстал, оправился, хотел отдать поклон, Упал вдруго́рядь — уж нарочно, — А хохот пуще, он и в третий так же точно. А? как по вашему? по нашему — смышлен. Упал он больно, встал здорово. Зато, бывало, в вист кто чаще приглашен? Кто слышит при дворе приветливое слово? Максим Петрович! Кто пред всеми знал почет? Максим Петрович! Шутка! В чины выводит кто и пенсии дает? Максим Петрович! Да! Вы, нынешние, — ну-тка! (Действие 2,Явление 1) Вкус, батюшка, отменная манера; На все свои законы есть: Вот, например, у нас уж исстари ведется, Что по отцу и сыну честь; Будь плохинький, да если наберется Душ тысячки две родовых — Тот и жених. Другой хоть прытче будь, надутый всяким чванством, Пускай себе разумником слыви, А в се́мью не включат. На нас не подиви. Ведь только здесь еще и дорожат дворянством. Да это ли одно? возьмите вы хлеб-соль: Кто хочет к нам пожаловать, — изволь; Дверь отперта для званных и незванных, Особенно из иностранных; Хоть честный человек, хоть нет, Для нас равнехонько, про всех готов обед. Возьмите вы от головы до пяток, На всех московских есть особый отпечаток. Извольте посмотреть на нашу молодежь, На юношей — сынков и вну́чат, Журим мы их, а если разберешь, — В пятнадцать лет учителей научат! А наши старички?? — Как их возьмет задор, Засудят об делах, что слово — приговор, — Ведь столбовые всё, в ус никого не дуют; И об правительстве иной раз так толкуют, Что если б кто подслушал их. беда! Не то, чтоб новизны вводили, — никогда, Спаси нас боже! Нет. А придерутся К тому, к сему, а чаще ни к чему, Поспорят, пошумят, и. разойдутся. Прямые канцлеры в отставке — по уму! Я вам скажу, знать время не приспело, Но что без них не обойдется дело. — А дамы? — сунься кто, попробуй, овладей; Судьи́ всему, везде, над ними нет судей; За картами когда восстанут общим бунтом, Дай бог терпение, ведь сам я был женат. Скомандовать велите перед фрунтом! Присутствовать пошлите их в Сенат! Ирина Власьевна! Лукерья Алексевна! Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна! А дочек кто видал, всяк голову повесь, Его величество король был прусский здесь; Дивился не путем московским от девицам, Их благонравью, а не лицам, И точно, можно ли воспитаннее быть! Умеют же себя принарядить Тафтицей, бархатцем и дымкой, Словечка в простоте не скажут, всё с ужимкой; Французские романсы вам поют И верхние выводят нотки, К военным людям так и льнут, А потому, что патриотки. Решительно скажу: едва Другая сыщется столица как Москва. (Действие 2, Явление 5).

Приезд Скалозуба, его разговор с Фамусовым

В гости к Фамусову тем временем приезжает Скалозуб. Хозяин дома очень рад встрече с этим полковником. Он остерегает Александра Чацкого от высказывания своих вольных мыслей при этом человеке.

Разговор Скалозуба и Фамусова заходит о двоюродном брате полковника. Благодаря Скалозубу он получил большие преимущества по службе. Но внезапно, перед самым получением высокого чина, он оставил службу и отправился в деревню. Здесь он принялся читать книги и вести размеренную жизнь. Со злой насмешкой отзывается об этом Скалозуб. Он считает, что такой образ жизни для «фамусовского общества» неприемлем.

Хозяин дома восхищается Скалозубом из-за того, что тот давно уже стал полковником, хотя служит не так долго. Скалозуб мечтает о чине генерала, который хочет «достать», а не заслужить. Фамусов спрашивает у него, не намерен ли тот жениться.

Чацкий вступает в разговор. Фамусов осуждает нежелание Александра служить и его свободомыслие. Чацкий говорит, что судить его не Фамусову. По мнению Александра, в его обществе нет ни одного образца для подражания. Фамусовское поколение высказывает устаревшие суждения и презирает свободу. Чацкому чужды их нравы. Он не намерен склонять голову перед этим обществом. Чацкий возмущен тем, что все опасаются тех, кто занимается искусством или науками, а не добычей чинов. В фамусовском обществе мундир прикрывает отсутствие ума и нравственности.

Отрицательные качества личности

Брюзгливость.

Дворянин, хозяин дома, ведет себя по-мещански. Без толку сердится и часто находится в настроении, когда всем недоволен. Торопится, брюзжит и журит придворных. Удивительно, что мужчина сам знает о таком свойстве. Но это доставляет ему только массу удовольствия. Создается впечатление, что брань – это его обычное состояние.

Грубость.

В обращении с теми, кто ему служит, хозяин дома не стесняется в выражениях. Такая грубость была присуща всем дворянам консервативной части общества. Грубость и власть в данном случае синонимы. Для Фамусова слуги – ослы, чурбаны, ленивые тетери. Грубость пропадает, когда Фамусов находится в окружении людей его круга или выше статусом. Здесь сама уравновешенность и скромность.

Громкие интонации.

Громогласность хозяина пугает жильцов. Его слышно везде. Голос сравнивают с трубами. Барин не пытается говорить тихо. Его позиция: я хозяин и имею право на крик.

Сумасбродство.

Отец может творить такие дела, что его называют полоумным. Фамусов – истинный представитель властвующей части. Выбирать выражения, менять поведения не в его правилах.

Льстивость.

Павел Афанасьевич льстит и готов угождать тем, от кого возможна выгода. Несколько сцен его разговора с полковником Скалозубом дают наглядный пример такого поведения: меняется в позе, речи и манере говорить.

Ложное предпринимательство.

Во времена Фамусова, это качество называлось по-другому, — делец. Любые средства хороши для достижения своих целей. Сделает все, что поможет ему достичь нужного чина и награды.

Софья выдает себя

Далее любопытную сцену описал Грибоедов, а мы составили ее пересказ. «Горе от ума» по действиям продожается появлением Софьи. Она очень напугана тем, что Молчалин, упав с лошади, разбился. Девушка падает в обморок. Пока служанка приводит ее в чувства, Александр видит в окно здорового Молчалина. Он понимает, что Софья зря за него переживала. Очнувшись, девушка спрашивает о Молчалине. Александр холодно отвечает, что с ним все хорошо. Софья обвиняет Чацкого в равнодушии. Тот наконец-то понимает, кто покорил сердце его возлюбленной.

Молчалин упрекает дочь Фамусова в том, что она выражает чувства чересчур откровенно. Девушка отвечает, что чужое мнение ее не волнует. Молчалин же труслив, поэтому опасается слухов. Служанка советует девушке пококетничать с Александром Чацким для того, чтобы отвести подозрение от ее возлюбленного.

Молчалин наедине с Лизой заигрывает с ней. Он предлагает подарки, делает ей комплименты.

Бал у Фамусовых

Балом, проходящим вечером у Фамусовых, продолжается краткий пересказ. «Горе от ума» — пьеса, в которой этот эпизод является ключевой сценой. Слуги готовятся к прибытию гостей. Вот они приезжают. Среди собравшихся — князь Тугоуховский со своей супругой и 6 дочерьми, бабушка и внучка Хрюмины, картежник Загорецкий, мастер услужить, а также тетка Софьи Хлестова. Это все видные люди в Москве.

Молчалин хвалит гладкую шерстку собаки Хлестовой для того, чтобы заслужить ее расположение. Это отмечает Чацкий, который смеется над его услужливостью. Софья размышляет о злости и гордости Александра. В разговоре с господином N девушка невзначай высказывается, что Александр Чацкий «не в своем уме».

Другие герои

Кузьма Петрович, наряду с Максимом Петровичем, отожествляет идеал Фамусова. «Он и сам был богат и на такой же был женат, и знатного рода» — столичный туз, перед которым приклонялась вся Москва.

К веку минувшему также относятся все друзья Репетилова из его подобия тайного общества, что хотело бы стать передовым. К представителям века минувшего также относятся:

  • Отец Молчанина, посоветовавший сыну угождать всем и всегда;
  • Барон фон Клоц и его продажные секретари;
  • Прасковья Федоровна, тетя Сони, любившая собирать сплетни и передавать их дальше;
  • Мадам Розье и танцор Гильоме, которые были любимы лишь благодаря своим иностранным фамилиям и происхождению, так как большинство столичных штучек презирало всю отечественную культуру и восхищалась зарубежной;
  • Князь Григорий и Воркулов Евдоким — любители Англии и итальянской музыки;
  • Хворовы, Скачковы, Нестор Валранский и Дрянские.

Представителей «века нынешнего» в пьесе гораздо меньше. Единомышленник Чацкого и внесценический персонаж — двоюродный брат Скалозуба, который ушел со службы, чтобы наслаждаться деревней и чтением литературы. Также таковым является профессор Педагогического института и племянник княгини Тугоуховский Федор, изучающий химию и ботанику. И основная доля этой категории — это вся молодежь, которую представляет Чацкий в своих отрывках из своих монологов «А судьи кто?», «Пускай теперь один из нас». По его мнению, именно они — люди, за которыми будущее великой страны.

Таким образом, вспомнив список внесценических персонажей «Горе от ума», можно подытожить, что Грибоедову удалось отобразить в своем произведение всю многогранность московского общества. Он выставил на всеобщее обозрение все их недостатки и мнимые достоинства, которыми они так гордятся.

Слух о сумасшествии Чацкого, разговор с французом

Среди гостей распространяется весть о его сумасшествии. Все пятятся от Чацкого при его появлении. Александр говорит, что горе переполняет его душу, ему неуютно среди собравшихся. Чацкий недоволен Москвой. Встреча с французом в соседней комнате возмутила его. Собираясь в Россию, этот человек боялся, что окажется в стране варваров, поэтому не хотел ехать. Но он был встречен тепло, не увидел русских лиц и не услышал даже русской речи. Ему показалось, что он на родине. Александр осуждает моду на все иностранное в России. Ему не нравится то, что все подражают французам и преклоняются перед Францией. Пока Александр заканчивал речь, гости постепенно разошлись от него. Они или ушли к карточным столам, или закружились в вальсе.

Такова сцена бала у Фамусова (ее краткий пересказ). «Горе от ума» по действиям представляет нам печальную картину нравов фамусовского общества. Чацкий просто обречен на одиночество среди этих людей.

Персонажи комедии

В произведении Александра Грибоедова «Горе от ума» есть два типа персонажей:

  • главные герои;
  • второстепенные герои;
  • внесценические персонажи.

Последние — герои, которые ни разу не вышли на сцену, но их имена то и дело упоминались по мере развития сюжета пьесы. Грибоедов безусловно был новатором. Он возложил на этих немых героев задачу дополнить таблицу и помочь раскрыть всю абсурдность «барской» России.

Удивительно, что второстепенные герои, в отличие от них, появляются на сцене, но при этом не играют практически никакой роли в развитии сюжета. Но и они, как и все другие персонажи, отлично характеризуют фамусовское общество, даже несмотря на свои эпизодические роли.

Среди них особенно смогли выделиться Загорецкий и Репетилов. Именно образ первого доказывает читателю, что все дворянство по натуре своей глубоко безнравственно. Хлестова охарактеризовала его как лгуна, картежника и вора, но мастера прислужить. Именно за это умение его всегда рады видеть. Горич же утверждает, что он ко всему прочему еще и стукач, и предостерегает Чацкого говорить о чем-либо серьезном при нем.

Репетилов — своеобразное высмеивание Александра Чацкого. Он наоборот, судит людей, которые искажают главные идеи дворянского мира. И такой персонаж будет вечен, ведь подражатели всегда появлялись на сломе двух эпох. Такие люди, как он, претендуют на звание передовых и прогрессивных. Но в действительности они просто прибежали туда, где шум.

Наиболее интересна в комедии роль Лизы. С самого начала понятно, что она умна, умеет посочувствовать и хорошо разбирается в людях. Лиза — тот самый персонаж, пересекаясь с которым, каждый герой, сбросив маску, показывает свое истинное лицо. Ее образ — двигатель всего сюжета.

Роль внесценических персонажей «Горе от ума» — отобразить полную картину жизни столицы того времени. Этот тип героев не только смог расширить рамки комедии, но и дополнил характеристику основных действующих лиц, помог их лучше понять. И именно за счет введения большого количества персонажей в пьесе Грибоедову удалось высмеять весь город и его жителей. Даже сам автор охарактеризовал свое произведение следующим образом: «Портреты и только портреты входят в состав комедии и трагедии». Используя цитаты и упоминания о них, автор один за другим ввел в комедию этих персонажей.

Разговор Молчалина с Лизой

Чацкий при появлении Софьи прячется за колонну. Он слышит разговор Молчалина с Лизой. Выясняется, что этот человек не собирается жениться на Софье. Кроме того, он не испытывает к девушке никаких чувств. Ему намного милее служанка Лиза. Молчалин угождает Софье из-за того, что это дочь Фамусова, а он служит у него. Этот разговор случайно слышит Софья. Молчалин просит у нее прощения на коленях. Однако девушка отталкивает его и велит покинуть дом, в противном случае отец узнает обо всем.

Появляется Александр Чацкий. Он упрекает Софью в том, что он предала их чувства ради Молчалина. Девушка говорит, что и помыслить не могла, что этот человек такой подлец.

Появление Фамусова

Появлением Фамусова вместе с толпой слуг продолжается краткий пересказ. «Горе от ума» по действиям мы описываем кратко, поэтому скажем об этом эпизоде лишь несколько слов. Он удивлен, увидев дочь с Александром, так как она называла его безумным. Теперь Александр понимает, кто распространил слух о его сумасшествии.

Отец Софьи негодует. Он ругает своих слуг за то, что они недосмотрели за его дочерью. Фамусов отправляет Лизу «за птицами ходить», а свою дочь грозится отправить к тетке в Саратов.

Заключительный монолог

Заключительным монологом Чацкого завершается краткий пересказ. «Горе от ума» — вот характеристика главного героя. В своем заключительном монологе Александр говорит о том, что надежды его разрушены. Он ехал к Софье, мечтая о счастье с этой девушкой. Он винит ее в том, что Софья дала ему надежду. Для нее это была просто детская влюбленность, а Чацкий 3 года жил этими чувствами. Но о разрыве он не сожалеет. Ему не место в фамусовском обществе. Герой намерен навсегда покинуть Москву. После его отъезда Фамусов озабочен лишь тем, что скажет княгиня Марья Алексевна.

На этом заканчивается «Горе от ума» (пересказ). Пьеса является сатирой на московское аристократическое общество. Сразу же после публикации разошлось на цитаты произведение «Горе от ума». Пересказ сюжета, к сожалению, не дает представления о художественных достоинствах пьесы. Рекомендуем познакомиться с ней в оригинале.

Фамусов — типичный представитель своего общества

Но, как было сказано раньше, к службе Фамусов не горит, а больше боится скопления бумаг. Развивая дальше тему «Фамусов: цитатная характеристика», надо отметить, что жизнь этого государственного чиновника заполнена не чем иным, как посещением разных приемов, званых обедов и ужинов, крестин и именин. Да и на службе Фамусов окружает себя родственниками, чтобы помочь им подняться по карьерной лестнице и не столь важно, специалист он в этой области или нет, главное, чтобы потом «порадеть родному человечку» и вовремя представить его к ордену.

Пять этапов скорби-Понимание модели Kubler-Ross

депрессия

. Обследование модели Kubler-Ross

4

IStockphoto.com/peopleimages

444 Фон модели горя

На протяжении всей жизни мы переживаем множество случаев горя. Дети могут горевать о разводе, жена может горевать о смерти мужа, подросток может горевать об окончании отношений, или вы могли горевать о потере домашнего животного.

В 1969 году Элизабет Кюблер-Росс описала пять распространенных стадий горя, обычно называемых DABDA. Они включают в себя:

  • Отказ

  • ANGER

  • Переговоры

  • Depression

  • Принятие

A Swiss Psychistrist, Kespist-Ross Meledefice. О смерти и умирании . Модель Кюблер-Росс была основана на ее работе с неизлечимо больными пациентами и с тех пор является предметом споров и критики. Главным образом потому, что люди, изучавшие ее модель, ошибочно полагали, что это особый порядок, в котором люди горюют, и что все люди проходят все стадии.

Кюблер-Росс теперь отмечает, что эти стадии не являются линейными, и некоторые люди могут не испытывать ни одну из них. Другие могут пройти только несколько стадий, а не все пять. Сейчас стало более очевидным, что эти пять стадий горя чаще всего наблюдаются у скорбящего населения.

Итак, что такое пять стадий?

Отрицание

Отрицание – этап, который изначально может помочь вам пережить утрату. Вы можете подумать, что жизнь не имеет смысла, не имеет смысла и слишком подавляющая. Вы начинаете отрицать новости и, по сути, онемеете.

На этой стадии часто возникает вопрос, как жизнь будет продолжаться в этом другом состоянии — вы находитесь в состоянии шока, потому что жизнь, какой вы когда-то ее знали, изменилась в одно мгновение. Если бы вам поставили диагноз смертельной болезни, вы могли бы поверить, что новость неверна — где-то в лаборатории должна была произойти ошибка; они перепутали ваш анализ крови с чужим. Если вы получаете известие о смерти близкого человека, возможно, вы цепляетесь за ложную надежду, что опознали не того человека. На стадии отрицания вы живете не в «фактической реальности», а в «предпочтительной» реальности.

Интересно, что именно отрицание и шок помогают справиться с горем и пережить его. Отрицание помогает справиться с чувством горя. Вместо того, чтобы полностью захлестнуть себя горем, мы отрицаем его, не принимаем и подавляем его полное влияние на нас. Думайте об этом как о естественном защитном механизме вашего тела, говорящем: «Эй, я не могу справиться сразу».

Как только отрицание и шок начинают исчезать, начинается процесс исцеления. В этот момент те чувства, которые вы когда-то подавляли, выходят на поверхность.

Как только вы снова начинаете жить в «настоящей» реальности, может начать появляться гнев. Это обычная стадия, когда вы думаете: «Почему я?» и «Жизнь несправедлива!» Вы можете попытаться обвинить других в причине своего горя, а также можете перенаправить свой гнев на близких друзей и семью. Вы находите непостижимым, как что-то подобное могло случиться с вами. Если вы сильны в вере, вы можете начать сомневаться в своей вере в Бога: Где Бог? Почему он не защитил меня?

Исследователи и специалисты в области психического здоровья согласны с тем, что этот гнев является необходимой стадией горя. И поощрять гнев. Важно по-настоящему чувствовать гнев. Даже если может показаться, что вы находитесь в бесконечном цикле гнева, он рассеется — и чем больше вы по-настоящему чувствуете гнев, тем быстрее он рассеется и тем быстрее вы исцелитесь. Нездорово подавлять чувство гнева — это естественная реакция — и, возможно, даже необходимая.

(Однако не рекомендуется подавлять гнев, но и не позволять ему контролировать вас. Важно обратиться за помощью к обученному консультанту или терапевту, если вы боретесь с обработкой своего гнева. )

В повседневной жизни нам обычно говорят: контролировать свой гнев по отношению к ситуациям и другим. Когда вы переживаете горе, вы можете чувствовать себя оторванным от реальности, что у вас больше нет заземления. Твоя жизнь разрушена, и нет ничего прочного, за что можно было бы держаться. Думайте о гневе как о силе, связывающей вас с реальностью. Вы можете чувствовать себя покинутым или покинутым во время горя. Что никого нет. Ты один в этом мире. Направление гнева на что-то или кого-то — это то, что может вернуть вас к реальности и снова соединить вас с людьми. Это «вещь». Это то, за что нужно ухватиться, естественный шаг в исцелении.

Торг

Когда случается что-то плохое, вы когда-нибудь заключали сделку с Богом? «Пожалуйста, Боже, если ты исцелишь моего мужа, я буду стараться быть лучшей женой, какой только смогу, и никогда больше не жаловаться». Это торг.

В каком-то смысле этот этап — ложная надежда. Вы можете ошибочно заставить себя поверить, что сможете избежать горя с помощью переговоров такого типа. Если вы измените это, я изменю это. Вы так отчаянно хотите вернуть свою жизнь к тому состоянию, в котором она была до горя, вы готовы кардинально изменить свою жизнь, пытаясь вернуться к нормальной жизни.

Чувство вины — обычный помощник в переговорах. Это когда вы можете испытать, казалось бы, бесконечную череду «а что, если»: Что, если бы я вышел из дома на 5 минут раньше? Аварии бы не случилось. Что, если бы я убедил его пойти к врачу шесть месяцев назад, как я сначала подумал? Рак можно было бы обнаружить раньше, и его можно было бы спасти.

Депрессия

Депрессия обычно связана с горем. Это может быть реакцией на пустоту, которую мы чувствуем, когда живем в реальности и понимаем, что человек или ситуация ушли или закончились. На этом этапе вы можете уйти от жизни, чувствовать оцепенение, жить в тумане и не хотеть вставать с постели. Мир может показаться вам слишком большим и подавляющим. Вы можете не хотеть быть рядом с другими или чувствовать желание говорить, и вы можете чувствовать себя безнадежно. Вы даже можете испытывать суицидальные мысли, думая: «Какой смысл продолжать?»

Принятие

Последней стадией горя, определенной Кюблер-Росс, является принятие. Не в том смысле, что «все в порядке, мой муж умер», а скорее «мой муж умер, но со мной все будет в порядке».

На этом этапе ваши эмоции могут начать стабилизироваться. Вы снова входите в реальность. Вы соглашаетесь с тем фактом, что «новая» реальность состоит в том, что ваш партнер никогда не вернется или что вы поддадитесь своей болезни. Это не «хорошо», но от этого можно двигаться вперед.

Определенно пора приспосабливаться и приспосабливаться. Бывают хорошие дни, бывают плохие дни, а потом снова хорошие дни. На этом этапе это не означает, что у вас никогда не будет другого плохого дня, когда вы неудержимо грустите. Но хороших дней, как правило, больше, чем плохих.

На этом этапе вы можете выйти из тумана, снова начать общаться с друзьями и, возможно, даже завести новые отношения с течением времени. Вы понимаете, что любимого человека невозможно заменить, но вы движетесь, растете и развиваетесь в своей новой реальности.

Симптомы горя

Симптомы вашего горя могут проявляться физически, социально, умственно, эмоционально или духовно. Некоторые из наиболее распространенных симптомов скорби представлены ниже:

  1. плач

  2. головные боли

  3. СЛУЧАЯ СДЕЛАЯ

  4. Вопрос. Цель жизни

  5. 9002 Вопрос. Ваша духовная поля. в Боге)

  6. Чувство отстраненности

  7. Isolation from friends and family

  8. Abnormal behavior

  9. Worry

  10. Anxiety

  11. Frustration

  12. Guilt

  13. Fatigue

  14. Anger

  15. Loss аппетита

  16. Боли и боли

  17. Стресс

Лечение горя

Консультирование, наряду с лекарствами, когда это необходимо, были наиболее распространенными методами лечения горя. Первоначально ваш врач может прописать вам лекарства, которые помогут вам функционировать более полноценно. Это могут быть седативные средства, антидепрессанты или успокаивающие препараты, которые помогут вам пережить день. Кроме того, ваш врач может прописать лекарства, которые помогут вам уснуть.

Однако использование лекарств для лечения горя вызывает споры. Некоторые поставщики считают, что это может маскировать чувства, которые возникают, когда человек проходит через процесс горя, и потенциально задерживает выздоровление. Но вы и ваш лечащий врач можете определить оптимальный для вас план лечения.

Консультирование — более надежный подход к горю. Группы поддержки, группы поддержки или индивидуальные консультации могут помочь вам справиться с неразрешенным горем. Это полезная альтернатива лечению, когда вы обнаружите, что событие горя создает препятствия в вашей повседневной жизни, и у вас возникают проблемы с функционированием.

Эта поддержка никоим образом не «излечивает» вас от потери, а скорее дает вам стратегии преодоления, которые помогут вам справиться с вашим горем эффективным способом. Модель Кюблера-Росса — проверенное и верное руководство, но нет правильного или неправильного способа справиться со своим горем. Личный опыт может меняться по мере того, как люди перемещаются между стадиями горя.

Если вам или близкому человеку трудно справиться с горем, обратитесь за помощью к специалисту в области здравоохранения или психиатру. Немедленно позвоните врачу, если у вас возникают мысли о самоубийстве, чувство отчужденности в течение более двух недель, вы испытываете внезапное изменение поведения или считаете, что страдаете депрессией.

Примечания: эта статья была первоначально опубликована 22 марта 2016 г. и последний раз обновлялась 7 июня 2022 г.

Сцена 2

 

Резюме

Джульетта с нетерпением ждет наступления ночи, чтобы отпраздновать свою брачную ночь с Ромео. Приходит няня и в своем горе вводит Джульетту в заблуждение, заставляя думать, что Ромео убит. Когда Медсестра в конце концов сообщает, что мертв Тибальт, страхи Джульетты лишь немного ослабевают. Услышав, что Ромео изгнан, Джульетта охвачена горем. Кормилица сообщает Джульетте, что Ромео прячется в келье брата Лоуренса, и Джульетта посылает Кормилицу с кольцом, предлагая Ромео прийти и «попрощаться в последний раз».

Анализ

В мирных садах Капулетти Джульетта предвкушает «любовные обряды» своей свадьбы с Ромео. Нетерпение Джульетты в ожидании прибытия медсестры перекликается с ее возбужденным ожиданием во втором акте, сцена 5, когда ей пришлось ждать новостей о свадебных приготовлениях. В атмосфере витает сильное ощущение надвигающейся гибели. Хотя Джульетта и не подозревает об ожидающих ее трагических известиях, монолог Джульетты, фантазирующей о своей брачной ночи, вышивает трагические образы в ткани ее души.0195 эпиталамион , или свадебная песня.

Светлые и темные образы снова играют важную роль в создании настроения, предвещая действие и предоставляя судьбе средство, с помощью которого она навещает персонажей пьесы. Джульетта манит тьму, потому что она была убежищем для пары: «Если любовь слепа, / Она лучше всего согласуется с ночью».

Она и Ромео встретились под покровом ночи; они согласились пожениться, так как были окутаны тьмой и были вынуждены расстаться с рассветом; они заключают свой брак ночью; и в конце концов они умирают вместе под покровом ночи. Их близость к тьме иллюстрирует их отделение от временного, враждующего мира.

Хотя внешний свет («яркое солнце») стал их врагом, влюбленные часто давали свет друг другу. Глаза Джульетты были подобны звездам во втором акте, сцене 2, в первом акте, сцене 5, она «учит факелы ярко гореть!», а Джульетта была солнцем Ромео в сцене на балконе. Здесь Ромео превращает день в ночь. Джульетта умоляет судьбу «разрезать Ромео звездочками», чтобы «весь мир был влюблен в ночь». Эти звезды олицетворяют как вневременное качество любви пары, так и их судьбу как «звездного креста влюбленных», которые по-настоящему соединится только в смерти.

Отчет медсестры превращает Джульетту из встревоженной молодой невесты в осиротевшую вдову. Даже когда Джульетта понимает, что Ромео не умер, его изгнание равносильно смерти в ее глазах: «Я на брачное ложе / И смерть, а не Ромео, возьмет мою девственность».

Ассоциация между Джульеттой и смертью как ее женихом еще раз объединяет темы любви и смерти и подчеркивает, что ее юная жизнь постоянно омрачена смертью.

Джульетта чувствует себя противоречивой, потому что ее любовь к Ромео противоречит ее любви и чувству долга перед Тибальтом, ее двоюродным братом. Джульетта выражает свои противоречивые чувства к Ромео, используя оксюморонный язык: «Прекрасный тиран, дьявол ангельский».

Медсестра, напротив, прямо выражает свои чувства. Как член семьи Капулетти, она оплакивает потерю Тибальта как члена семьи. Кормилица хвалит Тибальта и винит в случившемся Ромео.

На самом деле, проклятие Кормилицы «Позор пришёл к Ромео» действует как катализатор для Джульетты, помогая прояснить её чувства. Первоначальный шок Джульетты по поводу смерти Тибальта уступает место ее сильным чувствам любви к Ромео и заметным изменениям в ее характере. Отныне верность Джульетты прочно основывается на ее любви к Ромео и больше не основывается на семейных отношениях.

Теперь она в первую очередь жена, а во вторую дочь, кузина, Капулетти.

Неспособность Кормилицы понять силу любви Джульетты к Ромео свидетельствует о значительном развитии ее отношений с Джульеттой, которая становится молодой женщиной со своими собственными мнениями и эмоциями. Она больше не полагается на свою медсестру как на материнское руководство. Разлад между Кормилицей и Джульеттой предвещает окончательный разрыв в их отношениях, который происходит в Акте III, Сцене 5, когда Кормилица предает Джульетту, советуя ей забыть Ромео и выйти замуж за Париса.

Глоссарий

возчик водитель.

Как Фаэтон. . . немедленно Фаэтону, сыну Аполлона, было позволено управлять колесницей солнца в течение дня. Его безрассудная езда чуть не подожгла землю, и Зевс, царь богов, поразил его молнией.

закрыть и не видеть.

гражданская ночь трезвая, серьезная ночь.

проиграть победный матч.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *