Алеша Попович былины краткое содержание
Ростовский богатырь Алеша Попович путешествует со своим слугой Екимом. В чистом поле им встречается перекресток на котором стоит каменный указатель. На котором высечено, куда ведет каждая дорога. Первая ведет к Тугарину, вторая на Вудянину, третья ведет в Киев к князю Владимиру.
Прибыв в Киев, Алеша попадает на пир который идет в тереме князя. Князь Владимир радушно встречает молодого боготыря, приглашает к столу отведя почетное место за ним. В это же время на пир является Тугарин, его приносят тридцать богатырей. А сам он садиться рядом с женой Князя и кладет свою голову ей на грудь. Такое поведение вызывает негодование Алеши и он решает извести негодяя.
Принявшись за угощение, сначала вино а затем за печеного лебедя. Алеша начинает всячески подначивать Тугарина. Заметив, что Тугарин ест и пьет быстро и жадно. Алеша замечает, что так ела жадная собака его отца, которая сдохла подавившись костью. Тугарину он обещает туже самую участь.
Большинство жителей предсказывают победу Тугарина, но князь напротив ожидает победы молодого богатыря. Алеша не спешит на поле, где его ожидает Тугарин, а сначала посылает туда своего слугу. Еким вернувшись рассказывает, что Тугарин летает по полю на бумажных крыльях, вокруг него же пляшут — огненные змеи. Алеша идет в церковь, где в молитве просит дождя, для того, чтобы намочил крылья Тугарина. После того, как это происходит. Алеша выходит на бой. Тугарин начинает угрожать богатырю, сжечь его огнем и затем задушить дымом.
В ответ Алеша, хитростью заставляет Тугарина на мгновение отвернуться, воспользовавшись мгновением, он отрубает голову сопернику. Алеша решает посмеяться над Княжной, женой Владимира.
Он накалывает голову Тугарина на копье, а сам пересаживается на его коня. Княгиня выражает надежду, что это едет Тугарин победивший Алешу.Подъехавший к княжескому терему Алеша бросает голову Тугарина к ногам княжны, предлагая ей забрать голову Алеши. Князь старается задобрить богатыря, суля всяческие почести, но тот грубо отказывается и оскорбляет и князя и княжну.
Во время очередного пира, который устроил князь Киевский. На пир были приглашены гости из разных сословий: князья, богатыри, казаки, крестьяне, бурлаки. Когда присутствующие наелись и напились, то начали хвастаться кто чем богат: кто «казной золотой», кто «быстрым конем», а не очень разумные; «красной женой» или «родной сестрой».
Только два брата Петровича-Збродовича, не принимали участи в дискусии. Это заметил князь и спросил у них, тогда они похвалились своей любимой, младшей сестрой: Оленушке Петровне. И тем, что она заперта в тереме в задней горницы и не видит посторонних людей.
Тогда Алеша Попович заявил, что живет с Оленушкой: «Как муж с женой». Братья были раздосадованы таким заявлением богатыря, но Алеша наоборот предлагает подтвердить свое заявление. Для этого он предлагает бросить снежком в окно дальней горницы. Проделав это братья видят, как из окна Оленушка опускает кусок белого полотна.
Братья решают, что Оленушка опозорила их и облачив ее в черное везут в поле, дабы там обезглавить. Сестра узнав об этом, заявляет братьям, что их жены давно живут также с боготырями. Жена старшего с Добрвней, а младшего с — Переметушкой. Братья не верят ей, но внезапно появляется Попович. Он отбирает Олену у братьев и подтверждает ее слова, касательно неверности их жен. После чего он берет Оленушку в жены.
Былина про Алешу Поповича слушать
Средний рейтинг
Еще нет оценок
You should залогинеться to submit a review.
Былина «Алёша Попович и Тугарин Змеевич» Читательский дневник, краткое содержание
Название: «Алёша Попович и Тугарин Змеевич»
Жанр: Былина
Тема произведения: ум и смекалка защитников родных земель.
Число страниц: 5
Главные герои и их характеристики:- Алёша Попович – богатырь, сын попа соборного, молодой, смелый, честный, находчивый и хитрый.
- Тугарин Змеевич – злой, огромный, сильный, есть конь у него крылатый.
Былина — сказка о молодом богатыре Алёше Поповиче, который отправился на службу в Киев к князю Владимиру. Там на пиру повстречался ему Тугарин Змеевич, не понравился он Алёше, вызвались они на бой, хитростью победил Алёша и убил Тугарина.
Сюжет — краткое содержание:- Алёша Попович вместе со своим товарищем Якимом Ивановичем отправились в город Киев, к князю Владимиру, по пути попался им камень указательный.
- На пиру у князя повстречал Алёша Тугарина Змеевича, тот за столом вёл себя отвратительно. Алёша обозвал его болваном и дураком.
- Алёша вызвал Тугарина на бой, никто в окружении князя не верил в победу богатыря.
- Ночью перед боем Алёша молился о сильном дожде и граде. Так и случилось, намочил дождь крылья коня Тугарина, упали они на землю.
- Хитростью Алёша Попович победил Тугарина, отрубил ему голову и отвёз князю. С тех пор стал Алёша служить в князя Владимира.
Мне больше всего запомнился эпизод, когда во время пира за столом Алёша честно и без лишней скромности говорит князю Владимиру про Тугарина Змеевича, что это за болван к нему пришёл. Алёша не заискивает перед человеком высокого звания, перед князем, а говорит прямо, что думает.
План произведения для пересказа:- Алёша Попович на пути в Киев.
- Пир у князя Владимира.
- Вызов на бой.
- Молитва Алёши о дожде.
- Тугарин и его крылатый конь.
- Смекалка Алёши и победа над Тугариным.
Не всегда врага можно победить только силой, иногда помогают ум, хитрость и смекалка.
Чему учит эта книга:Былина учит нас тому, что даже если с виду враг намного сильнее, это не значит, что его невозможно победить. Учит нас не бояться, а полагаться на свой ум и смекалку. А ещё учит нас тому, что в гостях следует вести себя прилично и аккуратно.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:Мне понравился главный герой былины, Алёша Попович. Он совсем ещё юный, но при этом честный. Он не стесняется знаменитого князя, обо всём говорит ему прямо. Алёша, наверное, сам по себе такой всегда, ведь даже в былине про Добрыню Никитича, он рассказал князю, о том, что видел Добрыню со Змеем Горынычем.
Новые слова и выражения:Гридни – княжеские дружинники в Древней Руси.
Коврига – большой круглый печёный хлеб.
Брага – слабоалкогольный напиток.
Зычный – громкий, резкий.
Пословицы к произведению:Догадка и смекалка не хуже разума.
Смекалка и ум к победе ведут.
Плохи дела – где сила без ума.
Другие читательские дневники здесь
Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. 5 лет я посвятила этому ресурсу и продолжаю его развивать дальше. Все материалы бесплатны, вы можете не опасаясь вирусов скачивать презентации, они тоже бесплатны. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Поддержите проект, чтобы он продолжил дальше существовать и развиваться. Страница для сбора здесь
Вводная информация при чтении «Истории России»
«Былина»
Эта статья относится к «Истории России»
Былина, древнерусская форма эпической поэзии или песни, упоминается в «Истории России » Орландо Файджеса, в котором автор отмечает ее идеологическое значение.
Слово «былина» (множественное число: былины) происходит от русского слова «был», что переводится как «то, что случилось». Былины начали печатать и популяризировать в 17 веке, хотя они существовали с 10 века как форма устного стиха, возможно, созданная придворными менестрелями или крестьянскими певцами. Киев, столица Киевской Руси (восточнославянское государство по типу содружества, основанное в 9 в.10 века) обычно считается местом возникновения былины, хотя ученые также называют другие возможные места происхождения, в том числе Галицко-Волынское и Ростово-Суздальское княжества.
В традициях устного стихосложения былины созданы для того, чтобы быть запоминающимися. Созданные с фиксированным количеством сильных ударений в строке, они, как полагают, традиционно исполнялись рассказчиком, иногда произносились, а иногда пелись и сопровождались гуслями, инструментом, похожим на арфу.
Былины рассказывают истории о национальной идентичности, поисках, защите от вторжений, магии и верности князю Владимиру Киевскому, реальной исторической личности, которую современные русские и украинцы считают своей, среди прочего. Сказки в былинах могут быть основаны на исторических фактах, но также опираться на мифологических персонажей и существ, а их герои (богатыри) совершают невероятные подвиги в драматических условиях, таких как эпические сражения и подводные царства.
Некоторые ранние былины носят преимущественно мифологический характер, опираясь на элементы восточнославянской мифологии, с богами, убийством драконов и т.п. Цикл былин, именуемый серией «Киевские», вращается вокруг двора князя Владимира, который поручает богатырям бороться с несправедливостью и защищать землю и народ. Одним из самых известных богатырей является великий богатырь Илья Муромец; другими богатырями, связанными с этим циклом, являются змееборец Добрына Никитич и юный обманщик Алеша Попович. Для серии «Новгород» характерен Садко, преуспевающий купец и мастер гуслей. В 1896 Садко стал героем оперы Римского-Корсакова.
Былина вымерла как литературная форма со времени распространения грамотности, но ее продолжают изучать и сохранять как культурно-исторический источник; и хотя фольклорный, его квазиисторический характер означает, что он открыт для использования в пропагандистских целях.
Ретушированный вариант картины Ильи Репина 1876 года «Герой Садко в подводном царстве» (Государственный Русский музей), через Google Arts & Culture
Рубрика Музыка и искусство
Статья Аманды Эллисон
Эта статья относится к Повести о России . Он будет опубликован в выпуске BookBrowse Recommends от 21 сентября 2022 года.
Этот обзор доступен для нечленов в течение ограниченного времени. Чтобы получить полный доступ, станьте участником сегодня.
Преимущества членства
- Отзывы
- Статьи «По ту сторону книги»
- Бесплатные книги для чтения и рецензирования (только для США)
- Поиск книг по периоду времени, обстановке и теме
- Подсказки для чтения книг и авторов
- Дискуссии книжного клуба
- и многое другое!
- Всего 45 долларов за 12 месяцев или 15 долларов на 3 месяца.
- Подробнее о членстве!
КОРНИ И КРЫЛЬЯ с Борисом Бурдой: Владимир Великий — князь киевский, крестивший Русь (Часть I. Языческая) | Huxleў
КРАСНОЕ СОЛНЦЕ
Писать о персонаже, который на протяжении веков был героем фольклора, к тому же практически детской сказки. Лично я достаточно хорошо знал о нем уже в дошкольном возрасте – хочу ли я узнать о нем что-то новое? Я уже все знаю об этой личности.
Причем известно в основном хорошее и очень хорошее. Мы живем в довольно холодной местности, а не в тропиках — что плохого у нас может быть связано с прозвищем «Красное Солнышко»? Явно не изнуряющей засухой – скорее благодатным теплом.
Князь Владимир – мультипликационный персонажМестом действия, на котором разворачивается действие, связанное с этим персонажем, обычно являются роскошные покои, чаще всего богатый стол, за которым он угощает богатырей, выполняющих его приказы, — прежде всего Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича.
Повинуясь его приказам, герои с легкостью уничтожают различных противников – как вражеских королей, вроде Калины и Идолища Поганого, так и чудовищ, вроде Змея Горыныча и Соловья-Разбойника. Вот и показан Владимир в былинах как мудрый предводитель великих воинов – что лучше?
Есть у него и неприятные черты – сам не борется, только приказывает богатырям, несправедливо сажает в тюрьму Илью и Добрыню… Но в решительный момент все улаживается, богатыри спасают столицу Киев-град от очередного недруга, а Владимир оказывается снова стать великим правителем.
Виктор Васнецов. Герои. 1881-1898ГЕРОЙ ЛЕГЕНД
Ну, с былинами понятно: сказка – она и есть сказка. Но есть у нас и какой-то легендарный образ исторического князя Владимира. В первую очередь потому, что данных о нем мало и они недостоверны. Даже даты рождения и смерти известны с возможной погрешностью в две цифры года.
Сама историческая роль крестителя страны очень способствует созданию легенд. К тому же легенды об обстоятельствах перемены веры обычно не очень удобно опровергать — победившая вера может сильно разозлиться, особенно во время создания о ней документов.
Кто из читателей «Повести временных лет» пару сотен лет назад заметил бы, что вера германцев, по этой легенде, одна, а вера греков другая? И, кстати, до раскола православия и католицизма было около полувека — очевидно, те сведения, которые мы знаем сейчас, были придуманы позже.
Да и сам образ князя Владимира, по тем же историческим источникам, весьма противоречив — либо стоит задаться вопросом, насколько изменился человек, либо задаться вопросом, тот же ли это человек… Понятно, что такой образ просто не вписывается в эпопею, а что было на самом деле?
Повесть временных лет. Преподобный Нестор Летописец. Источник: lavra.comМАЛУША? МАЛК? МАЛ?
В самом рождении князя Владимира есть загадка, парадокс и курьёз. С отцом великого князя все в относительном порядке – он, как и следовало ожидать, тоже великий князь, да еще такой же колоритный, как Святослав. А вот с матерью все гораздо интереснее.
Сохранилось ее летописное название – Малуша. Она была, по-видимому, служанкой княгини Ольги – то ли экономкой, то ли раздатчицей милостыни (другие историки толкуют слово «благотворительность» просто как «фаворитка» или «душка»). Не самое дно общества, но точно никто не знает.
Конечно, никаких официальных отношений между наследником престола и служанкой его матери не было. Ольга категорически не одобряла ее поведения и даже, узнав о ее беременности, наказала ее ссылкой в село Будутин (возможно, Будятичи на Волыни).
В этом селе родился и вырос внебрачный сын князя Владимира. Важную роль в его воспитании сыграл его дядя, брат Малуши, с именем Добрыня, хорошо известным нам по былинам. Никто не сомневается, что часть его биографии является первоисточником былин о Добрыне Никитиче.
Непонятно другое — если брат Никитич, то почему ее отцом считается Малк Любечанин? А откуда этот Малк – из Любеча под Черниговом или Любека ганзейского, как пишет Татищев? Не говоря уже о гипотезе, что ее отцом является древлянский князь Мал, наказанный Ольгой за убийство Игоря… Вряд ли.
Но если Владимир внебрачный сын, то почему он унаследовал престол? Все согласны с тем, что в языческие времена законность рождения не была так важна, как в христианском мире. То есть Владимир сам установил порядок, при котором он бы не вступил на престол? Получается интересно…
КНЯЗЬ НОВГОРОДСКИЙ
Когда ребенок немного подрос, отец увез его в Киев, где он находился при дворе под надзором дяди – то есть сам Святослав не отвергал его и в какой-то степени узнал его. Но, отправляясь в поход, он оставил себе на престоле, что и понятно, старшего сына от законной жены – Ярополка.
Олег оставил младшего сына Святослава управлять древлянами. И ни Ярополк, ни Олег не хотели идти в очень важное Новгородское княжество. Недовольные новгородцы даже говорили, что если так, то они найдут себе князя, но им предложили Владимира, и они согласились.
Так Владимир стал князем, причем в очень нежном возрасте – ему было лет 12-14. Конечно, дядя Добрыня действительно справлялся, но он набирался опыта. Вскоре Святослав погиб в битве с печенегами, но долгое время его сыновья мирно уживались друг с другом.
Баланс был нарушен в 975 году, когда сын Ярополкова, воевода Свенельд Лют, и князь Олег не поделили охотничьих угодий под Киевом, а князь Олег убил Люта. Свенельд жаждал мести, активно подталкивал Ярополка к нападению на Олега и в конце концов добился своего — брат воевал против брата.
Ярополк выиграл битву, в которой погиб Олег, и захватил его владения. Услышав об этом, Владимир поступил не так рыцарски — он испугался, что старший брат доберется до него, и бежал за море в Швецию. Ярополк захватил бесхозный Новгород и стал княжить один.
В.П. Верещагин. Великий князь Ярополк. 1896КОНТР АТАКА
Казалось, вопрос о престолонаследии после Святослава был полностью закрыт – старший сын получил все, младший и незаконный ничего не получил, а апеллировать было не к кому и некуда это приговор истории. Но все оказалось не так просто и закончилось совершенно иначе.
Владимир в Швеции не собирался сидеть тихо, как мышь под метлой — он набрал немалое войско из местных викингов, готовых ради богатой добычи и на больший риск. Вряд ли он обладал большими средствами — ему явно верили, что он окупится после победы.
Выяснилось, что должности Ярополка в Новгороде совершенно не существовало — его посадника без особого труда изгнали из города. Это будет только первый из пяти конфликтов между Новгородом и Киевом за власть над Русью в домонгольские времена – Новгород побеждал все пять раз.
Конечно, это было не только противостояние между ними — волей-неволей в него были вовлечены и другие города. Например, древнейший город Беларуси Полоцк, расположенный примерно на полпути между Новгородом и Киевом — пока его не пройдешь, все равно не воевать.
Вступая в клуб друзей Huxleў, вы поддерживаете философию, науку и искусство
Вступи в клуб друзей
ЛЮБОВЬ КНЯЗЕЙ …
Князь Рогволод правил в то время Полоцком. У него была дочь по имени Рогнеда. Впрочем, вполне возможно, что его звали Рагнвальд, а ее — Рагнхильд. Это обычные норманнские имена, и их нормандское происхождение вполне вероятно. У историков нет единого мнения по этому поводу.
Летописи сообщают, что Владимир сватался к Рогнеде, но она отказала ему в оскорбительной форме, сказав: «Я не хочу разуваться с Робичича (сына раба), я хочу разувать Ярополка» (на в брачную ночь жене пришлось разуться с мужа). Она не отвергала сватовства Ярополка и считалась его невестой.
Столь оскорбительный намек на низкий социальный статус его матери Малуши явно не прибавил Владимиру симпатии к Полоцку, особенно если учесть, что тот уже решил воевать с Ярополком — при первой же возможности захватил город и взял в плен Рогволода и Рогнеду.
«Повесть временных лет» пишет, что Владимир приказал убить Рогволода и его сыновей. В ряде других источников все было еще хуже – Владимир по совету Добрыни изнасиловал Рогнеду на глазах у ее отца и братьев, а уже потом приказал убить их, и женился на Рогнеде, язычнице кан…
А. П. Лосенко. Владимир и Рогнеда. 1770ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬК
После взятия Полоцка положение Ярополка резко ухудшилось. Но еще хуже было то, что его доверенное лицо со скандинавским именем Блуд («кровавый», вот что это значит) решило, что Ярополк не выдерживает и нужно менять хозяина.
Для начала он стал внушать князю, что киевляне в тайном сговоре с Владимиром и выдадут его своему сводному брату – тот выслушал его и отправился в крепость Родня. И тут Блуд стал пугать Ярополка, что в крепости голод и все равно не устоять – пришлось смириться.
Ярополк согласился и отправился на переговоры в Киев, уже занятый Владимиром. Блад заранее предупредил Владимира, и тот принял меры. Когда Ярополк вошел в свой дворец, Блуд закрыл за собой двери, и два варяга «подняли его под пазухой с мечами» — таков был конец войны.
Жену Ярополка, гречанку, Владимир тоже взял в наложницы, а когда у нее родился сын, то либо усыновил его, либо просто относился к нему, как к своему (это не обязательно означает добро). История его запомнила – это тот самый Святополк Окаянный, братоубийца.
Б. А. Чориков. Убийство Ярополка.КНЯЗЬ-ЯЗЫК
Татищев говорит, что Владимир убил Блуда — мол, зачем мне убийца князя, если я сам князь? Кажется, это сказка – Блуд потом сражался вместе с князем Владимиром против польского короля Болеслава Храброго, насмехался над его полнотой, потерпел поражение и был убит.
Поскольку Ярополк довольно симпатизировал христианству, неудивительно, что свое княжение Владимир начал с усиления язычества. Он воздвиг великолепный храм главным языческим богам, а в «Повести временных лет» есть даже то, что при нем приносились человеческие жертвы.
Язычество предоставило ему ряд возможностей, которые не дало бы ему христианство – например, многоженство. Летописи приписывают ему до 800 жен — пишут об известных в истории сыновьях: «от Чехина», «от грека», «от болгарки»: в этом вопросе он был интернационалистом…
Часто драться не в упрек князю-язычнику. Владимир воевал с поляками, покорял ятвягов и радимичей, облагал данью вятичей и хазар, отбивал набеги печенегов. Посмотрите на карту его походов — она похожа на хищного паука, распускающего во все стороны щупальца…
Карта походов князя Владимира. Источник: poznaemvmeste.ruПОИСК
Но расцвет язычества в княжестве как-то не устраивал Владимира. Другие страны выбрали другие пути, Европа стала христианской, монотеизм вытеснил политеизм — заметим, что все религии, о которых пойдет речь далее, были монотеистическими.
Как на самом деле шли мысли Владимира — ему виднее. В летописи все было представлено как диалог Владимира с проповедниками разных религий (точнее, с представителями разных народов), которые предлагали присоединиться к их выбору.
Сначала булгары-мусульмане предложили свою религию Владимиру. Женолюбивый Владимир долго слушал о многоженстве, но обрезание, отказ от свинины и, главное, трезвость категорически отверг знаменитую фразу «Руся радостная: нам без нее нельзя».
Потом пришли из Рима (почему-то немцы — в смысле тупые, не по-нашему говорят). Но и они были отвергнуты – якобы из-за отсутствия строгости в соблюдении поста им было сказано: «Идите, откуда пришли, ибо отцы наши не приняли». Отцы вообще придерживались старой веры — и что?
Ничего не обломались и хазары-евреи. Владимир легко заставил их признаться, что они за свои грехи рассеяны по разным странам, и просил их: «Если бы Бог возлюбил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или вы хотите того же для нас?
Только тогда появился греческий философ. Владимир долго беседовал с ним, практически выслушав от него Священное Писание в коротком, на полстраницы, пересказе, преподнес ему щедрые дары и отпустил — уже склоняясь на его сторону, но желая все прояснить до конец.
Радзивилловская летопись, л. 49в., XV век. Беседа князя Владимира с греческим философом о христианской вере.Владимир донес свои мысли до боярского двора, и они решили посмотреть на все своими глазами.