Глава 8
Резюме
Четверо юных посетителей виллы Лебедева охотятся за деньгами. Один из них, Бурдовский («сын Павлищева»), утверждает, что он внебрачный сын покойного Николая Андреевича, богатого помещика, бывшего опекуном Мышкина после смерти отца князя. Павлищев. Бурдовский, утверждает, потратил на Мышкина огромные суммы, а Бурдовский ничего не получил, даже признания отца. Теперь, когда Мышкин разбогател, Бурдовский утверждает, что у Мышкина есть моральное обязательство поделиться деньгами; в конце концов, рассуждает он, Мышкин получил любовь и образование, в которых Павлищев отказывал своему настоящему сыну.
Все это дело уже очень сатирически описано в еженедельной комической газете, которая издается. Лизавета Прокофьевна требует прочесть ее, несмотря на протесты Мышкина, и передает ее Коле. Заголовки над статьей взывают к реформам, справедливости и прогрессу, и пока Коля продолжает читать, издевательски вырисовываются такие подробности, как приезд Мышкина из Швейцарии в плаще и гетрах, плюс оскорбления характера Павлищева, врожденный идиотизм Мышкина и внимание уделялось Мышкину с момента его наследования.
Коля договаривает, передает бумагу Мышкину и, плача, убегает. Остальные гости, кроме двух молодых людей, так же смущены и рассержены, как и Коля. мадам Епанчин бормочет, генерал Епанчин ругается, а Мышкин настаивает на том, что вся статья не соответствует действительности. Друг Коли, Ипполит, заявляет, что ничего не знает о статье и не одобряет ее. Даже племянник Лебедева признает, что, может быть, его и не следовало публиковать, но Бурдовский настаивает на том, что он имеет право: право просить денег и право обнародовать факты по своему делу. Лебедев плачет, что Бурдовский не имеет права, особенно после той доброты и терпения, которые уже оказал ему князь.
Затем племянник Лебедева взывает к совести Мышкина, требуя, чтобы Мышкин признал естественные, если не законные, претензии Бурдовского на состояние Мышкина. Бурдовский не просит, говорит; действительно, он требует права быть выслушанным и требует денег! Мышкин все еще не может согласиться; в статье, говорит, нет ни слова не клеветнического.
Затем Ипполит раскрывает, что статью написал боксер и что она, как и боксер, глупа, но что Мышкин должен признать их право требовать удовлетворения Бурдовского.
Мышкин заставляет их замолчать, говоря, что он все объяснит. Ему уже сообщили об иске Бурдовского; Агент Бурдовского, Чебаров, посетил его, и Мышкин признается, что он мгновенно невзлюбил этого человека; он казался негодяем, как будто пользовался простотой Бурдовского. Кричат Бурдовский, племянник Лебедева и Ипполит, но Мышкин продолжает; надо сказать правду.
Мышкин подозревает мошенничество, говорит он, ибо вполне понимает, как его использовали с тех пор, как он обрел состояние. Затем он обвиняет в том, что память г-на Павлищева оклеветана: он был одним из самых добродетельных людей в мире. Во-вторых, Мышкин признается в своем удивлении, что кто-то может так публично выдать тайну незаконнорожденного ребенка и тем самым опозорить имя его матери; тот, кто это сделает, должен быть беспомощно прост, говорит Мышкин и уподобляет Бурдовского самому себе.
Что касается финансового урегулирования, Мышкин решил дать «сыну Павлищева» 10 000 рублей, щедрую оценку суммы, которую Павлищев потратил на образование князя и медицинские счета. Однако эта сумма не является деньгами совести, подчеркивает Мышкин, поскольку Бурдовский не является сыном Павлищева. Мышкин заставил Ганю заняться поиском фактов по этому делу и имеет доказательства того, что Бурдовский был орудием недобросовестных и жадных людей.
Мышкин говорил так долго и так горячо, что, кончив, тотчас же жалеет о сказанном; какое право он имеет обнаруживать свою великую жалость к Бурдовскому, свое сочувствие к простаку? Какое право он имеет предполагать, что оба человека страдают одной и той же болезнью?
Анализ
Наглые молодые пришельцы не пофигисты, как Лебедев уже сказал Лизавете Прокофьевне. Нигилисты, как правило, были умны и начитаны, группа молодых мятежников девятнадцатого века, протестовавших против религии, классической философии и авторитета. Они верили в научный рационализм, и злейшим врагом человека было его невежество.
Ранее Лебедев говорил именно о таком типе; железные дороги Европы, сказал он, символизируют такие умы. В один из очень редких моментов кажущейся искренности он сказал, что эти молодые рационалисты — бич человечества. Напротив, эти злоумышленники на вилле — люди дела, потому что они гонятся за одним: деньгами. Они кричат о прогрессе, реформах и справедливости, но их настоящая цель — наследство Мышкина.
Болезнь Мышкина, его доброта и доброта его опекуна г. Павлищева высмеиваются в одном из старейших исков — иске внебрачного сына на его первородство. Напечатана дикая пародия, Мышкин выставлен в смешном виде; молодые повстанцы пытались унизить принца, нападая на его характер и предполагая, что его состояние не принадлежит ему по праву. Сцена напоминает «Алису в стране чудес», ибо все ценности переворачиваются с ног на голову на фоне самодовольных угроз.
Пошаговые отпоры Мышкина незваным гостям — свежая сторона характера князя. Это облегчение знать, что его не всегда можно обмануть.
Глава 8
Резюме
Дуня и Соня целый день ждали Родю, опасаясь, что он может лишить его жизни. Дуня сдается и идет в комнату Роди ждать его. Когда он приходит к Соне, она очень рада его видеть. Он тут же говорит ей: «Я пришел за твоими крестами — это ты послала меня на перекрестки». Пока она идет за крестами, он решает, что не пойдет к Порфирию, потому что он ему надоел.
Соня возвращается с крестами, крестит его и вешает ему на грудь кипарисовый крестик. Затем он говорит Соне: «Тогда это символ того, что я несу свой крест». По горячей просьбе Сони он «несколько раз крестится», и Соня берет свою шаль, чтобы сопровождать его, но он говорит ей, что должен идти один. Она незаметно следует за ним, но остается на расстоянии в тени.
Пока он исповедуется, он не понимает горя Сони, ведь он делает то, о чем она просила. Но он помнит ее совет пойти на перекресток, и когда он становится на колени и целует землю, все, кто его окружает, разражаются хохотом. Некоторые думали, что он пьян; другие считали его сумасшедшим. Он уже готов отказаться от этой затеи, но тут видит Соню в тени на расстоянии. «В эту минуту Раскольников понял в своем сердце раз и навсегда, что Соня будет с ним навеки и пойдет за ним на край земли».
Он входит в полицейский участок и спрашивает Заметова, которого нет, и он должен выслушать какой-то бред от Ильи Петровича.
Внезапно Раскольников слышит, что Свидригайлов застрелился. Не сознавшись, он поворачивается к выходу и однажды на ступеньках видит стоящую вдалеке Соню. Он поворачивается, идет назад и говорит чиновнику: «Это я убил топором старуху ростовщицу и сестру ее Лизавету и ограбил их».
Анализ
Последний визит Раскольникова к Соне показывает его намерения «взять свой крест» и начать свое возвращение в человечество. Взяв на себя кипарисовый крест, он крестится ради Сони, что есть шаг к искуплению. Это деревянный крест, а не медный, оставив последний на другой день.
В своих страданиях он также видит, что страдает Соня. Когда он идет исповедоваться, он вспоминает ее слова: «Поклонись людям, поцелуй землю и скажи вслух: я убийца». Как только он начинает это делать, он тотчас же вызывает смех; раньше его гордость мешала ему стать объектом насмешек людей, и до сих пор он боится быть осмеянным, потому что он все еще твердо верит в обоснованность своей теории.
В отделении он ненавидит признаваться высокомерному Илье Петровичу, но, когда Заметов ушел, а Илья болтает глупо, известие о том, что Свидригайлов застрелился, заставляет его покинуть участок, не сделав признательных показаний.
