Краткий конспект по биографии ломоносова: Ломоносов биография кратко для детей – самые главные и интересные факты из жизни Михаила Васильевича

Конспект урока по литературе для 9 класса на тему: Биография М. В. Ломоносова

Введение

Конспект урока будет удобен на уроке литературы для 9 класса в сентябре, здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной деятельности, приветствие, актуализация опорных знаний, открытие нового. познакомить учащихся с фактами биографии Ломоносова; обобщить и углубить знания о филологической деятельности М.В.Ломоносова, показать Ломоносова как реформатора русского языка, стихосложения, системы жанров, развивать умения выразительного чтения одической поэзии, формировать активную гражданскую позицию учащихся, физкультминутка, закрепление, вопросы и задания, обобщение, итог, домашнее задание.

Конспект урока по литературе для 9 класса на тему: Биография М. В. Ломоносова

Цель: познакомить с биографией Ломоносова.

Задачи: познакомить учащихся с фактами биографии Ломоносова;

обобщить и углубить знания о филологической деятельности М. В.Ломоносова, показать Ломоносова как реформатора русского языка, стихосложения, системы жанров, развивать умения выразительного чтения одической поэзии, формировать активную гражданскую позицию учащихся.

Ход урока:

I.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: —  Учебник на столе у вас?

А ручки и тетрадки?

Тогда урок начнём сейчас,

Раз всё у вас в порядке.

Будьте внимательны,

Послушны, наблюдательны.

Чтобы литературные тайны познавать,

Нужно всё серьёзно изучать.

— отчёт  дежурного;

— проверка  готовности  класса  к  уроку:

Я  рада  новой  встрече  с  вами,

Приятно  ваше  общество, друзья!

Ответы  ваши  вы  готовьте  сами,

Их  с  интересом  буду  слушать  я.

Мы  сегодня  снова  будем  читать,

Выводы  делать  и  рассуждать.

А  чтобы  урок  пошёл  каждому  впрок

Активно  включайся  в  работу, дружок!

Вот книжки на столе,

А вот тетрадки

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у ребят

Урок очень важный

А почему он важный –

Скажет каждый!

Добрый день, мои друзья,

Встрече с вами рада я.

Сели ровно, все достали,

Вспоминаем все, что знали,

Оставляем все заботы

И включаемся в работу.

II. Актуализация знаний учащихся.

Повторение

В это же время не остывает интерес и к большим высоким формам литературы. После трагедий А. П. Сумарокова в последней четверти XVIII века к этому жанру обращаются Я. Б. Княжнин («Росслав», «Вадим Новгородский») и другие драматурги, например Н. П. Нико- лев («Сорена и Замир»).

Во второй половине XVIII века жанровая система классицизма начинает сковывать творческую мысль писателей, и они пытаются ее разрушить и реформировать. Героическая поэма, характерная для Кантемира («Петри- ада»), Ломоносова («Петр Великий»), Сумарокова («Димитриада»), теперь отходит на второй план. Последняя попытка в этом жанре — «Россияда» М. М. Хераскова — не увенчалась успехом. С тех пор излюбленными для русских авторов становятся жанры «ироикомической» поэмы, шутливой поэмы и комической оперы, в которых иронически перелицовывался жанр героической поэмы («Игрок ломбера», «Елисей, или Раздраженный Вакх» В.

И. Майкова; «Душенька» И. Ф. Богдановича).

Те же тенденции исчерпанности классицизма как литературного направления заметны и в творчестве крупнейшего поэта XVIII века Г. Р. Державина, обновившего принципы классицизма и предварившего возникновение романтизма.

В конце XVIII века в литературе возникает новое литературное направление — сентиментализм. Он оказал сильное влияние на А. Н. Радищева, крупнейшего русского мыслителя и гневного писателя, чувство которого было возмущено народными бедами, угнетенным положением крестьян и простого русского человека вообще. Основное его сочинение — «Путешествие из Петербурга в Москву» — написано в любимом сентименталистами жанре «путешествия» и вызвано душевным потрясением от увиденных им картин несправедливости и беззакония. Эта «чувствительность», сердечная озабоченность чрезвычайно близка сентименталистам.

Основоположником сентиментализма и крупнейшим писателем этого направления был Н. М. Карамзин — поэт, прозаик, публицист, журналист, «последний летописец и первый наш историк», по словам Пушкина, и реформатор русского литературного языка. Многие стихотворения, баллады и повести принесли ему всероссийскую известность. Наибольшие его заслуги связаны с такими произведениями, как «Письма русского путешественника», повесть «Бедная Лиза», «История государства Российского», а также с преобразованием литературного языка. Карамзин наметил и осуществил реформу, благодаря которой устранялся разрыв между устным, разговорным и письменным, книжным языком русского общества. Карамзин хотел, чтобы русский литературный язык столь же ясно и точно выражал новые понятия и представления, сложившиеся в XVIII веке, как и язык французский, на котором говорило русское образованное общество.

Ближайшим соратником Карамзина стал И. И. Дмитриев, автор популярных историко-патриотических сочинений, песен, романсов, сатирических сказок и басен («Ермак», «Освобождение Москвы», «Стонет сизый голубочек…», «Чужой толк», «Модная жена» и др.). Принципы сентиментализма талантливо воплотил в своих песнях в народном духе Ю. А. Нелединский-Мелецкий, которому принадлежат несколько песен (например, «Выйду я на реченьку. ..»), сохранившихся в песенном репертуаре до наших дней.

Русская литература XVIII века в своем стремительном развитии обеспечила будущие великие достижения искусства слова, последовавшие в XIX столетии. Она почти догнала ведущие европейские литературы и смогла «…в просвещении стать с веком наравне».

III. Работа по новой теме.

Обращаясь к босоногому крестьянскому мальчишке- школьнику, Некрасов ободрял его ставшими впоследствии крылатыми словами:

Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и Божьей воле Стал разумен и велик.

Славная биография Ломоносова ныне хорошо известна каждому школьнику. Закончив обучение в Славяно- греко-латинской академии, а затем в Германии, Ломоносов 8 июня 1741 года прибыл в Петербург. Здесь началась его блестящая академическая и писательская деятельность. По словам Пушкина, «соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, художник и стихотворец, он все испытал и все проник». В 1745 году он становится профессором химии. Научные открытия следуют одно за другим. Диапазон исследований ученого необычайно велик: химия и физика, навигация и мореплавание, астрономия и история, право и филология. Нет, пожалуй, ни одной области знания, куда бы не проник светлый ум Ломоносова. Горячий патриот России, Ломоносов выступал за расцвет русской науки. По его инициативе был открыт Московский университет. Впрочем, он сам был, по глубокому и в ерному замечанию Пушкина, «первым нашим университетом».

Разнообразие начинаний, дерзость ума, необъятные замыслы, обширность и глубина знаний ставят Ломоносова рядом с титанами Возрождения, такими, как Микеланджело и Леонардо да Винчи. Действительно, Ломоносову присущ поистине энциклопедический размах. «Этот знаменитый ученый,— писал Герцен,— был типом русского человека как по своему энциклопедизму, так и по остроте своего понимания».

Целью жизни Ломоносова до самого последнего дня было «утверждение наук в отечестве», которое он считал залогом процветания своей Родины.

Тем же пафосом просвещения проникнута его филологическая и поэтическая деятельность. Ученый стремился постичь тайны языка и тайны стихотворства. Еще в 1736 году он приобрел трактат теоретика русского стиха В. К. Тредиа- ковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов», который его чрезвычайно заинтересовал.

В Германии Ломоносов написал возражение Тредиа- ковскому и отослал в Петербург вместе с одой «На взятие Хотина» в качестве отчета о своих занятиях. В «Письме о правилах российского стихотворства» Ломоносов смело распространил тонический принцип на все русское стихосложение (Тредиаковский считал, что можно пользоваться только двустопными стихами, главным образом хореическими). Ломоносов признавал и двустопные, и трехстопные стихи. Он блестяще вскрыл выразительные возможности ямба.

Заботой о свободе выражения отмечена и реформа Ломоносова в области литературного языка. В 1757 году ученый написал предисловие к собранию сочинений «О пользе книг церковных в российском языке», в котором изложил знаменитую теорию «трех штилей». Он разделил слова по стилистической окраске на несколько родов. К первому он отнес лексику церковнославянского и русского языка, ко второму — знакомые по книгам и понятные церковнославянские слова, но редкие в разговорном языке, к третьему — слова живой речи, которых нет в церковных книгах. Отдельную группу составили простонародные слова, которые только ограниченно могли употребляться в сочинениях. В зависимости от количественного смешения слов трех родов создается тот или иной стиль: «высокий» — церковнославянские слова и русские, «средний» — русские слова с небольшой примесью церковнославянских слов, «низкий» — русские слова разговорного языка с добавлением слов простонародных и малого числа церковнославянских.

Каждому стилю соответствуют свои жанры: «высокие» — героические поэмы, оды, трагедии, похвальные надписи; «средние» — драмы, сатиры, эклоги, идиллии, послания, дружеские письма, элегии; «низкие» — комедии, эпиграммы, песни, басни. Такое четкое разграничение, теоретически очень простое, на практике приводило к обособлению «высоких» жанров, что затем сказалось на развитии литературы.

Реформы Ломоносова в сферах литературного языка и стихосложения соответствовали культурным потребностям нации. Для выражения значительного национального содержания были необходимы новые литературные формы, и Ломоносов своими реформами открывал перед поэзией широкие художественные горизонты.

Россия в XVIII веке стала догонять ведущие европейские страны. Петр I мощной державной рукой двинул страну по пути европейской цивилизации. Петровские реформы разбудили нацию, всколыхнули ее внутренние силы. Это было время, когда, по словам Пушкина, «Россия молодая/В бореньях силы напрягая,/ Мужала с гением Петра». Поэтому Петр I стал для Ломоносова образцом идеального просвещенного монарха.

В полном согласии с веком Просвещения Ломоносов считал главной преобразовательной силой человеческий разум, мысль, мышление, которым все подвластно. Разум воплощен прежде всего в Боге, который наделяет им просвещенных людей, в особенности монархов, поскольку от них зависит сделать подданных счастливыми, и, наконец, всякого человека, отличая его тем от неживой природы и животного царства.

 

Физминутка

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

Повторим теперь на «бис»!

— А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.

IV. Закрепление

«Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния» (1743). В этой философской оде Ломоносов задумывается о могуществе Божественного разума: «Скажите ж, коль велик Творец?»

Величие Божественного разума проявилось прежде всего в том, что Бог внес порядок, или, как тогда говорили, «чин», в устройство Вселенной, подчинив ее вполне ясным и твердым законам, устранив хаос и беспорядок: после дня с неумолимостью наступает ночь, после ночи встает солнце и настает утро. Этот закон устройства природной жизни ясен, тверд и прост.

Каждому явлению, предмету и живому существу отведено свое место. Человек в сравнении со Вселенной — малая и, казалось бы, незаметная «песчинка», однако Бог передал человеку часть своей привилегии и наделил человека разумом, который превратил «песчинку» в могучее существо. Он сделал это с тем, чтобы человек исследовал законы Вселенной и обратил их себе на пользу. Таким образом, в основе человеческого существа лежит мыслительная деятельность, побуждающая исследовать мир, постигать его законы и проникать в тайные, неизведанные глубины его строения. Мысль дает человеку возможность воображать и изучать эти законы, строить гипотезы и пытаться найти истину:

Но где ж, натура, твой закон?
С полночных стран встает заря!

Непосредственно эти строки относятся к установлению причины северного сияния, которую в ту пору отгадывал Ломоносов, но в целом они характеризуют отношение ученого к тайнам природы, которые предстоит открыть человечеству.

Из стихотворения ясно, что разум человека, способный объять Вселенную и отыскать ее законы — «уставы», представляет ее бесконечной, вечно живой, никуда не исчезающей. В этом состоит величие Бога и сотворенной Им Вселенной. Но столь же величествен и разум человека, направленный на изучение законов мира.

Вместе с тем восхищение величием Бога, Вселенной не свободно от «пиитического ужаса» перед природой: Ломоносов никогда не забывает, что могущество разума дано «ничтожной пыли», «песчинке» бытия, которая в отличие от Вселенной смертна. Испытывая восторг перед разумом человека, он одновременно чувствует священный трепет. Он поет гимн разумному человеку при ясном сознании скоротечности существования. Эти два чувства рождают «парение мысли». Поэт стремится постичь внутреннюю гармонию природы и преклоняется перед ее мощью.

В самых обычных явлениях Ломоносов замечает действие скрытых стихийных сил. Жажда познания сочетается с поэтическим чувством природы. Поэт оказывается лицом к лицу с космосом, со всей необозримой и бесконечной Вселенной. Научные представления того времени были бессильны объяснить многие физические и иные явления, и поэт призывает на помощь фантазию, которая не была произвольным вымыслом, а основывалась на научном предвидении. Так рождается у Ломоносова живописное изображение космоса. Главная идея этой картины — неисчерпаемость космической жизни, существование в ней множественности миров:

Открылась бездна, звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.

Испытывая восторг и священный ужас, Ломоносов в духе века Просвещения изображает человека не бессильным, подавленным и сникшим созерцателем, а деятелем, которому дороги не только теоретические, но и практические результаты его умственных трудов. Когда Ломоносов писал: «Теряюсь, мысльми утомлен!», он имел в виду не растерянность человека, а недостаточность знаний для объяснения всемогущества природы и сложность задач, стоящих перед ученым. Он «мысльми утомлен», потому что твердо верит в познаваемость мира, но еще не может познать его законы.

Предмет забот и поэтического поклонения Ломоносова — мудрая, могущественная, счастливая, процветающая и пребывающая в мире Россия. Поскольку просвещенная Россия олицетворялась Ломоносовым в просвещенной императрице-самодержице, то, представляя живописный портрет страны, поэт изображает ее в виде величественной и дородной женщины с атрибутами царской власти — порфирой, скипетром и венцом.

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Вот как начинает Ломоносов свою знаменитую оду:

Царей и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!

Царствование Елизаветы прославляется, оно предстает величественным, богатым и прекрасным («цветы пестреют», «класы на полях желтеют», «сокровищ полны корабли»). Заслугу императрицы поэт видит в том, что она «войне поставила конец» и печется о «россов счастье». Казалось бы, изображена вполне идиллическая картина благоденствия русской нации. Однако это лишь непременное условие, подступ к основной мысли. Россия процветает, но она могла бы быть еще краше, еще просвещеннее, если бы государыня осуществила преобразования в духе Петровых дел. Похвалы Ломоносова относятся не столько к настоящему, сколько к будущему.

Похвальная ода под пером Ломоносова перестала быть «должностным жанром», т. е. жанром только хвалебным, только славословным. Не заслуги Елизаветы волнуют Ломоносова, а настоящее и будущее России. Одический поэт выступает от лица всей нации и сознает себя выразителем общегосударственной точки зрения. Поэзия становится в его понимании великой национальной силой, равной по своему значению и могуществу верховной власти.

V. Подведение итогов урока.

— Какие задачи ставили перед собой в начале урока?

— Выполнили эти задачи?

Работа с “Одой на день восшествия на всероссийский престол ея величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года.

Ода написана после того, Елисавета Петровна утвердила новый устав Академии Наук. С этим уставом Ломоносов связывал надежды на успешное развитие наук в России.

— Какова ведущая тема оды “На день восшествия…”? Как с ней связаны другие, свободно развивающиеся темы?

— Попробуйте охарактеризовать образ императрицы, созданный в оде.

— Какое отношение выразил Ломоносов к Петру? Какие художественные приёмы, свойственные классицизму, использованы в обрисовке Петра? Как они воздействуют на восприятие читателя?

— Как изображена в оде Россия? Что привлекает внимание поэта? Какие эпитеты и сравнения использует он, чтобы воссоздать образ Родины?

— Что, по мнению автора, необходимо для процветания и благоденствия Родины?

Вывод: Мечтая о преобразовании жизни Родины, Ломоносов выступал за “утверждение наук в Отечестве”, которое одухотворит человека, наполнит высокими помыслами и благородными порывами. Таким пафосом проникнута филологическая деятельность учёного, стремившегося проникнуть и в тайны языка, и в загадки стихосложения.

 

 

Домашнее задание – повторить тему, С.58, вопрос № 1-5. Выразительное чтение.

 

 

Русский феномен — Михаил Васильевич Ломоносов

Великий учёный Михаил Васильевич Ломоносов – человек-оркестр от мира науки. Он удивительным образом сочетал в себе качества и таланты, которые позволили стать поистине легендарным русским естествоиспытателем, энциклопедистом, химиком, астрономом и филологом, основоположником научного мореплавания и производства стекла. За годы жизни и уже после вокруг его фигуры сложилось множество мифов, впечатляющих, мотивирующих и вдохновляющих нас до сих пор, а имя стало образом просвещения и образования в России. 

Но что правда в биографии учёного, а что вымысел? Выясняем вместе с Валерием Шубинским – известным поэтом, переводчиком, критиком и историком литературы.

Правда ли, что гений добирался до Москвы пешком?

Отчасти. Если кратко, то он добирался до Москвы из своей деревни с рыбным обозом: часть пути проехал на телеге, а часть прошёл пешком.

Три главных мифа

О Михаиле Васильевиче ходит м

ножество мифов. В рамках этого вопроса развенчаем три из них:

  • «Открыл закон сохранения массы» – миф. Кстати, он и не претендовал на данное открытие.
  • «Основал Московский университет» – миф. Больше сил и времени он отдал Петербуржскому университету.
  • «Ломоносов – сын Петра I» – снова неправда. В тех краях, где родился гений, последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский побывал за 10 лет до появления своего «сына» на свет.  

Был ли учёный грамотным?

Будучи юнцом 12-13 лет, он писал бумаги за односельчан – на многих сохранившихся документах даже стоит его подпись. Также он прочёл все книги, которые только смог достать. Любимая книга – книга по арифметике. В попытках получить образование будущий учёный даже попал в старообрядческую школу. Правда, разочаровался и отправился в Москву. 

Какие планы имели родители на сына? Они хотели его женить?

Стоит начать с того, что родители М. В. были людьми небедными для своего времени – государственными (не крепостными) крестьянами. Но рассчитывать на поступление в большинство учебных заведений не могли из-за принадлежности к сословию. Безусловно, при Петре появились социальные лифты. Например, можно было стать мелким государственным служащим. Однако отец будущего светила науки надеялся, что сын продолжит его дело.  

Действительно ли он соврал при поступлении в Славяно-греко-латинскую академию?

Дважды и по-разному:

  • В первый раз – о возрасте. В заведение принимают в 12-15 лет, а ему было 20.
  • Во второй раз – о профессии отца. Экспедиции, отправляющейся в киргизские степи, нужен был священник. Наш герой выдвинул свою кандидатуру, сказав, что является сыном священника. Обман раскрылся, но на это закрыли глаза. 

Учёный был угрюмым и конфликтным?

Это правда. Характер можно описать так: эмоциональный, властный, страстный, безумно убеждённый в правоте. Стоит заметить, что он не ругался при дворе. А вот в академии конфликты для него были обыденным делом. И тут важно понимать: тому способствовала атмосфера заведения. 

Каким он был студентом, если судить по воспоминаниям современников?

Хорошо учился, даже стал любимчиком немецкого учёного Христиана фон Вольфа. Интересный факт: Ломоносов и двое его товарищей, учась в Германии, получали что-то типа стипендии из России. Они вели полноценную студенческую жизнь, в которой не обошлось без долгов, которые пришлось выплачивать академии наук.

Любовные романы русского гения в Германии – были?

О личной жизни учёного ничего не известно. Личную жизнь в то время старались не выставлять напоказ.

Существует мнение, что у истоков российского высшего образования стоит именно он. Правда?

Во многом – да. Он не просто учил студентов, но и занимался исследовательской деятельностью, писал учебники, добивался возможности получения образования представителями низших сословий.

А какие отношение у него были с Екатериной? Какой же на самом деле была жизнь Михаила Васильевича Ломоносова? Был ли хорошим хозяином? Ответы на эти и другие вопросы – в видео!

В дополнение к теме

Детство и юность Ломоносова

Будущее светило науки и гордость истории России Ломоносов Михаил Васильевич родился 19 ноября в 1711 году. Произошло это событие в с. Мишенское. 1911 год знаменит переименованием села в Ломоносово в честь празднования 200 лет со дня, когда родился великий русский ученый.

Отца Михаила звали Василий Дорофеевич. Точно известно, что он был весьма зажиточным крестьянином и промышлял рыбным делом. Семья его жила в достатке. Помогали также добывать капитал несколько судов, которыми владел Василий Дорофеевич. Мать ученого, Елена Ивановна, была дочерью дьякона – церковного священнослужителя. Будучи очень образованной, она смогла привить своему сыну интерес к науке. К сожалению, биография Елены Васильевны заканчивается очень рано, когда Мише было всего девять лет. Василий Дорофеевич в скором времени перестал быть вдовцом. Его следующей женой стала Феодора Ускова. Брак длился недолго в связи со скорой кончиной Феодоры Михайловны. С третьей супругой отца, Ириной Корельской, у юного покорителя Москвы отношения не заладились. Если кратко, характер у нее был вздорный. Она была весьма злой и завистливой женщиной. Часто в доме случались ссоры.

Юный Миша был не только любознательным, но и трудолюбивым. Уже в 10 лет он начал помогать отцу на судне и с рыбным промыслом. В ходе сложных и опасных работ на воде Ломоносов закалился духовно и физически. Опираясь на детские воспоминания о тяжелом, но интересном труде, Михаил Васильевич интересовался биологией, жизнью подводных организмов и уделял много внимания изучению Севера.

Из-за огромного количества работы и отсутствия школ в селе Ломоносов должного образования в детстве не получил. Но все равно продолжал с недетскими силами грызть гранит науки, несмотря на частые гневные высказывания со стороны недовольных излишней любовью к знаниям отца и мачехи. Михаил читал все, что попадалось по руку, будь то псалтирь, славянская грамматика или арифметика. Ходил заниматься в местную церковь, изучал там богословие. К 14 годам Ломоносов свободно говорил на русском языке и владел искусством грамотно писать. Наука и дальнейшие достижения в ее развитии были для него всем.

Характеристика в отношении отца Ломоносовым преподносилась неоднозначно. Василий Дорофеевич был человеком невысокого образования и достаточно темным. Не поддерживал рвение сына к учебе. Но, несмотря на это, относился к нему очень хорошо и доброжелательно. Из добрых побуждений папа хотел поскорее прекратить излишнее рвение к книгам своего наследника. Считал нужным пораньше найти ему законную супругу. Разумеется, такое нарушение планов рвущемуся до знаний Мише не понравилось. Ему пришлось симулировать болезнь, чтобы перенести женитьбу. Затем, не оповестив родных о своих решениях, Ломоносов ночью убежал из дома. Поход с рыбным обозом пешком в Москву начался в 1730 году. Михаилу Васильевичу Ломоносову было 20 лет. Повезло, что весь путь не пришлось преодолевать на своих двоих, и юный путешественник за три недели на караване с грузом рыбы добрался до цели.

Славяно-греко-латинская академия из-за крестьянского происхождения Ломоносова не могла его принять на учебу. Ломоносову пришлось солгать о своем происхождении и выдать его за дворянское, подделав при этом документы. Многие историки считают версию о фальшивых документах вымыслом, но именно она чаще всего подтверждается российскими биографами Ломоносова.

Гуманитарное образование Михаил Васильевич получил именно в Москве, но для изучения естественных наук он решил продолжить обучение в Киево-Могилянской академии. Время его пребывания там был очень недолгим, и в краткий срок Ломоносов снова перебирается в Москву.

Рвение и любовь к чтению не покинули юное дарование, и все предметы давались Мише без трудностей. Высокие показатели успеваемости не заставили себя долго ждать, и его вместе с несколькими учениками принимают в университет при Академии наук в столице. Все это время Михаил Васильевич Ломоносов не уставал усердно учиться. Постигал основы химии, истории, физики, философии и многого другого. Известно, что он увлекался поэзией и писал собственные произведения, хоть они и не издавались в широком тираже.

Проект MUSE — Инженер революционной России: Юрий Васильевич Ломоносов (1876-1952) и железные дороги (обзор) Железные дороги

  • Джонатан Куперсмит (биография)

  • Инженер революционной России: Юрий Васильевич Ломоносов (1876-1952) и железных дорог . Энтони Хейвуд. Олдершот, Хантс и Берлингтон, штат Вермонт: Ашгейт, 2011. Стр. ххв+400. $144,95.

    Энтони Хейвуд написал образец биографии, превосходно показывающий его десятилетия изучения хорошо задокументированной жизни Юрия Владимировича Ломоносова (1876–1952), одного из ведущих российских инженеров-железнодорожников первой половины ХХ века. век. Профессор, сторонник научных (что также может означать непрактичных или нереалистичных) испытаний эффективности, старший менеджер, иногда революционер и сторонник тепловозов, Ломоносов отбрасывал огромную тень на Россию и Советский Союз до конца 19-го века.20-х годов, когда он предпочел ссылку за границу вероятному тюремному заключению и покинул свою страну.

    Железные дороги были одной из наиболее важных с экономической точки зрения технологий в поздний царский и ранний советский период, и Хейвуд умело описывает основные технические, финансовые, организационные и политические проблемы, с которыми [End Page 707] сталкивались железные дороги при заправке и заправке в рамках государственной индустриализации России. Как и в любой хорошей биографии, читатель уйдет с сильным чувством контекста, а также человека. Искусно эксплицированы и проанализированы факторы, ограничивающие выбор Ломоносова с детства до ссылки, например, выбор школы, карьеры, университета и фирмы.

    Помещая Ломоносова в его специфическую среду, которая варьировалась от царских железнодорожных станций до временной правительственной делегации за границей, от советского министерства до изгнания в Британию и Канаду, Хейвуд рассудительно и убедительно оценивает влияние и вклад Ломоносова на основных этапах его жизнь. В целом можно сделать вывод, что он был важен, но не так значителен, как предполагалось ранее. Одной из основных причин, демонстрирующих важность личности, было то, что Ломоносов часто оказывался злейшим врагом самого себя, умудряясь постоянно враждовать с вышестоящими и нижестоящими, хотя, по-видимому, и не с любовницами.

    Жизнь Ломоносова после захвата власти большевиками в 1917 году иллюстрирует дилемму, с которой столкнулись русские инженеры. Большевики с энтузиазмом приветствовали масштабные инженерные проекты по преобразованию России, иногда связывая с ними утопические надежды, в то время как царский режим относился к таким проектам с подозрением. Однако большевики также считали инженеров политически неблагонадежными «буржуазными специалистами», особенно после смерти Ленина. Правые антибольшевистские белые не были привлекательным выбором для образованного инженера, который хотел восстановить свою страну. Ломоносов поставил себя в неустойчивое положение, будучи проправительственным, но антикоммунистом. Результат сделал его подозрительным для всех и никого не обрадовал. Действительно, его попытка продемонстрировать свою лояльность правительству в изгнании привела к тому, что он отказался от лучшего предложения, которое он когда-либо получал, относительно прибыльной работы на Западе, что нанесло ему финансовый ущерб.

    Предлагая глубокое прочтение русского инженера и его времени, эта книга поднимает более широкий вопрос об аудитории.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *