Главная Большая часть населения России сейчас имеет весьма неясные представления о деяниях, возвеличивших М. В. Ломоносова. Стремительно и неуклонно сокращается круг людей, интересующихся XVIII веком, и буквально по пальцам можно пересчитать ученых, которые более или менее детально знакомы с историей Академии Наук в XVIII веке. Одновременно множится племя спекулянтов от истории, преуспевающих на привычном ныне стремлении оскорбления святынь России. И самое отвратительное во всем этом — это стяжательство, приумножение собственного благополучия, такой грязной ценой. О Ломоносове написаны тысячи книг. Но многочисленные авторы, с одной стороны, стремясь из лучших побуждений предать Ломоносову нетипичные, несвойственные, нехарактерные для него черты, сознательно лукавя, опуская сознательно те или иные стороны событий, создали его образ, оказавшийся исключительно уязвимым для критики. С другой стороны, умолчание, казалось бы, умаляющих Ломоносова жизненных фактов в науке, деятельности, быту, семье, это умолчание — добровольное ли, по незнанию ли, так же послужило в последствии, так называемым открывателям истин, только для одной цели — умелого, изощренного оболгания этого имени. Такого рода факты, хорошо известные исследователям, в допустимых этикой рамках, должны быть открыто обсуждены, дабы снять для недоброжелательного пера привлекательный покров чего-то порочащего. История, в конце концов, приходит к объективным оценкам, и, дай бог, чтобы эти оценки были изложены приязненным словом, а не вылились в оскорбительный для России анекдот. Автор не является профессиональным историком, но длительные занятия историей физики XVIII века и накопленная информация вынуждают его в таких условиях объективно высказаться об этой гигантской личности. В статье сделана попытка, отталкиваясь от мнений современников, высказанных о Ломоносове непосредственно до и после его кончины, проследить эволюцию отношения к этой личности вплоть до нынешнего времени. Изложение следует точно становленным фактам, преследуя цель представить реальное развитие событий, показать, почему же Ломоносов стал Великим в глазах русского народа и доказать, что это величие неистребимо, оно прошло через века, в века и уйдет.Легенды, сложившиеся о нем, достаточно близки к былой реальности. Легенды испытаны временем и не отторгнуты им. Они эффективны и полезны в просвещении, в воспитании нравственности и патриотизма русского народа. Если в начале XX века уместно было призывать к классовому подходу применительно к национальной гордости великороссов, то разумно вспомнить, как и кем, она ранее взращивалась и укреплялась. И на первое место мы должны поставить фигуру Ломоносова. Наследие Ломоносова огромно и разносторонне. Отдельные грани наследия (наука, поэтика, стилистика, труды по истории) неоднократно были предметом резкого, порою с полярными оценками, критического анализа. В чем же он БЕССПОРНО велик? В том, что сумел переломить русское национальное самосознание с векового чувства собственной неполноценности к обоснованной гордости великого народа. Скачать полную версию книги >> (в формате PDF) |
Путь Ломоносова | 07.10.2022, ИноСМИ
https://inosmi.ru/20170916/240302152.html
Путь Ломоносова
Путь Ломоносова
Путь Ломоносова
Кто-то не рождается в знатной семье, но приходит в этот мир с благородной душой. Путь, в который Ломоносов отправился ради образования и науки, является важным… | 16.09.2017, ИноСМИ
2017-09-16T16:16
2017-09-16T16:16
2022-10-07T15:28
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn1.inosmi.ru/images/sharing/article/240302152.jpg?2403056591665145706
россия
ИноСМИ
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2017
ИноСМИ
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Новости
ru-RU
https://inosmi. ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
ИноСМИ
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
ИноСМИ
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
ИноСМИ
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
общество, история, россия, михаил ломоносов
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Кто-то не рождается в знатной семье, но приходит в этот мир с благородной душой. Путь, в который Ломоносов отправился ради образования и науки, является важным продолжением цели Петра I превратить Россию в современное общество. С точки зрения традиций российской культуры это один из лучших примеров того, как человек через образование меняет свою судьбу и судьбу своего общества.
Самих Гювен (Samih Güven)
Повесть «Степь» принесла Чехову настоящее признание. В этой повести описывается поездка двух купцов. С ними в бричке находится ребенок, который едет в город учиться. Чтобы мотивировать его, герои повести говорят о пользе учения и ставят в пример Ломоносова.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), тайно покинув свой дом, пешком отправился в Москву учиться и стал важным ученым мирового масштаба. Его путь также можно рассматривать как часть усилий по преобразованию России в современное общество. Потому что с точки зрения традиций российской культуры это один из лучших примеров того, как человек через образование меняет свою судьбу и судьбу своего общества. Сегодня имя Ломоносова носит лучший российский вуз: Московский государственный университет.
Ломоносов родился в деревне Денисовка, которая впоследствии была названа в его честь. Его отец — рыбак. С десяти лет мальчик отправляется с отцом на промысел. Но Ломоносов не хочет быть торговцем. У него большой интерес и жажда к учебе, науке.
Соседи обучают Ломоносова грамоте. Все свободное время он занят книгами. Помощник священника тоже помогает ему с образованием. И большей частью Ломоносов читает религиозные книги.
Отец женится в третий раз, но у Ломоносова не складываются отношения с мачехой. Когда это соединяется с жаждой обучения и знаний, Ломоносов в 19 лет бежит из дома. Конечно, путешествие предопределила не мачеха. Она лишь повлияла на выбор времени.
Это путешествие, в которое Ломоносов отправляется пешком из деревни, представляет собой большой путь, начатый им во имя науки и образования. Как любой путь, он тернист, но почетен в силу вклада, внесенного в развитие страны и народа.
Ломоносов, время от времени идя пешком, в конечном счете прибывает в Москву. Здесь его жизнь полна лишений. По большей части он питается только черным хлебом и квасом. После трех лет обучения в Москве Ломоносова отправляют в киевскую академию. Но через некоторое время он снова возвращается в Москву и демонстрирует большие успехи, осваивая 12-летнюю программу за пять лет. В 1736 году Ломоносова зачисляют в Петербургский академический университет. Здесь Ломоносов тоже преуспевает, и его на два года отправляют в Марбургский университет, где он становится одним из студентов Христиана Вольфа (Christian Wolff), ведущего представителя немецкого Просвещения XVIII века. Наряду с такими областями, как философия, химия, металлургия, он также проявляет большой интерес к литературе.
После возвращения в свою страну Ломоносов вносит важный вклад в отечественную науку. Под его руководством создается множество факультетов и лабораторий. Одна из тем, над которыми он размышляет больше всего, — образовательная политика. Кроме того, он занимается исследованиями в области языка и грамматики.
Кто-то не рождается в знатной семье, но приходит в этот мир с благородной душой. На мой взгляд, Ломоносов и есть такой пример. Путь, в который он отправился ради образования и науки, является важным продолжением цели Петра Великого превратить Россию в современное общество.
Юный Михаил Ломоносов
Полимат русского просвещения
18 июля 2020 г.
Юные эрудиты
В этом и без того весьма избирательном эшелоне эрудитов существует еще более эксклюзивное сообщество: те, кто на мгновение воплощает душу своей страны . Скрепляемые и прославляемые воздвигнутыми статуями, печатными деньгами и эпонимами зданий, они определяют персонажей, обычно попадающих в меняющийся ландшафт. Для Соединенных Штатов это был Бенджамин Франклин во время их основания; для России это было Михаил Ломоносов во время своего просветления.
Наш пятнадцатый главный герой серии «Мастера многих», Ломоносов, возглавил культурную и научную революцию, помогая позиционировать Россию как центр Просвещения 18 века. Человек легендарной мистики, он вполне заслуживает своего места среди этой группы эрудитов. Продолжая фокусироваться на своей нише, мы исследуем его ранние годы. Чтобы раскрыть их определяющие привычки, выбор и опыт, мы снова спросим: каким он был в свои двадцать?
— Влиятельный государственный деятель, основавший Московский университет и служивший своей стране в качестве государственного секретаря
— Знаменитый химик, создавший лабораторию Российской Академии, доказавший закон сохранения массы в реакциях и открывший первую мозаичную фабрику
— Величайший лингвист-просветитель 18-го века, опубликовавший общепринятые правила грамматики и популярные стихи, пьесы и исторические труды
— Опытный геолог, каталогизировавший более 3000 минералов, продемонстрировавший происхождение почвы и объяснивший образование айсбергов
Михаил Васильевич Ломоносов родился в морозном мире. Его детство прошло в глухой сибирской деревне (Мишанинская, позже названная в его честь Ломоносово), его личная жизнь отражала его окружение. Сын неграмотного крестьянина-рыбака, он, тем не менее, испытал худшие потрясения в отделении матриархата: его мать умерла, когда ему было девять лет. Ситуация усугублялась тем, что его первая мачеха также умерла через несколько лет после этого. Пресловутая вишенка на торте, его вторая мачеха превратила его дом в сущий ад; ненасытный читатель с раннего возраста, и она бессердечно ругала его за это. Позже он заметил, что он:
Был вынужден читать и учиться, когда это возможно, в уединенных и пустынных местах, терпеть холод и голод
В то время как его милый отец помогал ему разбираться в торговле, Ломоносов искал более академического влияния и наставника, что привело его в деревню диакон, Сабельников С.Н. Дьякон подарил ему две книги («Грамматика» Смотрицкого и «Арифметика» Магнитского), которые Ломоносов с любовью вспоминает как врата своей учености.
Легенда о Ломоносове начинается в 1730 году. Ясно, что его образовательная любознательность намного превышала ресурсы его окружения, и он решил отправиться на поиски более академической атмосферы. Находясь в обширном мегаполисе Москве, он мужественно совершил предательское ~ 1200 километров в неделю изолированного путешествия на собачьих упряжках.
Славяно-греко-латинская академия / Академия — Москва, РоссияПоселившись в Москве, -летний Ломоносов лет добивался классического образования не иначе как в первом высшем учебном заведении города: Славянском — Греко-латинская академия [далее именуемая «Академия»]. Уже зайдя слишком далеко в своих начинаниях, он отказывается позволить бюрократии помешать его приему и поэтому обращается с ложными полномочиями, ложно утверждая, что он сын холмогорского дворянина.
Он провел следующие два года, двадцать два года, и двадцать три года, , постоянно работая в суматохе. Средний студент начал гораздо раньше по возрасту, поэтому, чтобы догнать свое поколение, ему пришлось сократить трехлетнее обучение примерно до восемнадцати месяцев. Эта потребность наверстать упущенное вызвала соревновательную мотивацию. Примечательно, что он был заметно опустошен материально:
Я жил на три копейки в день: полкопейки на хлеб и полкопейки на квас; остальное было на бумагу, обувь и другие предметы первой необходимости
В следующем, 1734 году, двадцать три года лет Ломоносов был приглашен в сестринскую Киево-Могилянскую Академию по программе обмена. Активно путешествуя за границу, он публикует свое самое первое художественное сочинение, короткое стихотворение под названием « стихов на чашку ». Кроме того, он мысленно выбирает благочестивый путь с целью стать священником и присоединиться к традиционной религиозной экспедиции в Оренбург; любопытно, что он начинает рассказывать своим академическим коллегам, что его отец на самом деле был священником. Неудовлетворенный предложениями STEM в этой академии, он рано возвращается в Славяно-греко-латинскую академию.
В 1735 году его изменчивые, противоречивые предыстории наконец настигли его, и двадцать четыре года -летний Ломоносов оказался в глубокой академической беде — ему грозило неминуемое отчисление. Не менее деморализующую его отвергла Оренбургская экспедиция. К счастью, в последнюю минуту произошло чудо, и его академическая успеваемость была сохранена: государственная Академия наук официально запросила трех студентов, доказавших превосходство в латыни, математике и естественных науках, для специального задания в ближайшем будущем. Из вариантов и благодарен за спасательный круг, он полностью принимает свою академическую сторону.
В следующем году, двадцать пять лет Ломоносов, наконец, заканчивает Академию, завершая учебную программу, которая обычно занимает одиннадцать или двенадцать лет за рекордные пять лет . По ежегодной традиции Академия отправила своих 12 лучших студентов в Санкт-Петербург со стипендиями. В первые несколько месяцев после его прибытия из Санкт-Петербурга и Академии наук поступил смешанный запрос; они искали трех молодых студентов для обучения за границей в Германии, чтобы вернуть последние академические знания в области химии и горных наук.
Санкт-Петербургский государственный университетТаким образом, в январе 1937 года двадцатишестилетний -летний Ломоносов отправился учиться в Марбургский университет имени Филлипса в центральной Германии у выдающегося ученого Кристиана Вольфа. Он оставался под его опекой в течение двух лет, что оказало большое влияние как в философском плане, так и в качестве точки доступа для общения во все более высоких научных кругах. Ломоносов жил с некой Катариной Зильх, вдовой пивовара; И хотя он активно «пытался сбежать от любви», вскоре он влюбился в скромную и красивую дочь своей хозяйки, Элизабет Кристин Зилч. В том же году трагически сгорела его альма-матер, Академия, пока он был за границей.
Phillips-University MarburgНаконец, закончив свое академическое образование и получив звездное рекомендательное письмо от известного Вольфа, он решил усовершенствовать свое прикладное образование в течение следующих двух лет. Желая расширить свой репертуар в области минералогии, металлургии и горного дела, двадцативосьмилетний -летний Ломоносов приземлился в лаборатории Берграта Иоганна Фридриха Хенкеля во Фрайберге, Саксония. Полностью приняв свой внутренний универсал, он самостоятельно изучает немецкую литературу и публикует два дополнительных стихотворения: Ода и Письмо о правилах русского стихосложения. Завершив бурный год на позитивной ноте, он и Элизабет рожают дочь Катарину-Элизабет в конце ноября. Вскоре после этого Ломносов и его возлюбленная официально поженились.
В 1741 году, когда ему исполнилось тридцать , Ломоносов наконец отправился домой. Россия, по-королевски вооруженная передовыми знаниями и известными рекомендациями, тепло приветствовала его возвращение, назначив его адъюнктом Российской академии наук по физическому факультету. В частном порядке он почти завершил свою первую крупную научную публикацию: Первые принципы металлургии или горного дела.
Оригинальная мозаика ЛомоносоваНездоровое и контрпродуктивное предубеждение приписывать нашим героям безошибочность вне зависимости от поколения. Отказ от субъективных ярлыков и суждений необходим для полноценного, всеобъемлющего анализа; поэтому здесь мы будем активно искать то, что скрывается за завесой, и разбираться с причудами, слухами и противоречиями, стоящими за Михаилом Ломоносовым.
Во-первых, стоит обратить внимание на его характерную вспыльчивость. Часто изолированный и раздраженный, есть несколько зарегистрированных случаев, когда раздраженный Ломоносов агрессивно пренебрежительно относился к коллегам. Наиболее известен тот факт, что его обвинили, судили и поместили под домашний арест в 1743 году после того, как он устно набросился на нескольких человек в Академии наук; его освободили через восемь месяцев только после того, как он извинился перед всеми причастными. Его эмоционально тяжелое и физически черствое детство разумно подпитывало его потребность проявлять себя до конца своей жизни; логически следует, что он, возможно, никогда не терял этой свирепости и временами отвечал подавляющим и непропорциональным гневом. Взрывное поведение агрессивных личностей неприятно, но не редкость — вполне объяснимый недостаток.
Возможно, более тревожным из-за потенциального пятна на его репутации является его привычка откровенно лгать. Это особенно прискорбно, потому что один из его самых смелых моментов переосмысливается как предзнаменование: его большая ложь о том, что он благороден, чтобы поступить в Академию. Бесспорно, бесстрашный двадцатилетний парень, пересекающий сибирскую тундру в поисках лучшего образования и подавший необходимую ложь, достоин восхищения. Его последующая ложь утверждает, что его отец был священником, и его чуть не исключили? Это подчеркивает тревожное отсутствие суждений и намекает на чувство высокомерия.
Кем был Михаил Ломоносов в свои 20 лет? Блестящий, любознательный, универсальный исследователь жизни с уникальным и мужественным чувством настойчивости.
Был ли он успешен в свои 20 лет? Вне академической успеваемости, не совсем.