Часть вторая | |
Предисловие | Предисловие |
«Сорочинская ярмарка» | «Ночь перед Рождеством» |
«Вечер накануне Ивана Купала» | «Страшная месть» |
«Майская ночь, или Утопленница» | «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка» |
«Пропавшая грамота» | «Заколдованное место» |
«Жизнь и творчество Н.В. Гоголя» План-конспект урока по литературе 9 класс | План-конспект урока по литературе (9 класс) на тему:
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №19»
Тема урока:
«Жизнь и творчество Н. В. Гоголя»
9 класс
Подготовила: учитель русского языка и
литературы Дашицыренова Э.П.
Цель урока:
1 Подчеркнуть место творчества Н. В. Гоголя в русской мировой литературе;
2 Организовать деятельность обучающихся для обобщения по творчеству Гоголя;
3 Воспитывать интерес к творческим и жизненным этапам писателя.
Оборудование: мультимедиа, компьютер, слайды, портрет Н.В. Гоголя, наглядность.
Методы: беседа, выступления.
Ход урока:
1 Орг.момент.
— Здравствуйте, ребята!.
1-слайд. Высказывание: «Знаю, что моё имя после меня будет счастливее меня» Н.В.Гоголь».
— Сегодня у нас урок по творчеству Н. В. Гоголя. На этом уроке мы прикоснемся к творчеству великого писателя, поговорим о его жизни, вспомним, чтобы уже никогда не забыть. Посмотрите, пожалуйста, на портрет, вглядитесь в черты Н.В. Гоголя. Вам интересен этот человек, который так пристально смотрит на нас? Как вы думаете, какова цель нашего урока? Да, познакомиться с жизнью и творчеством Н.В. Гоголя. Понять мир писателя, через его жизнь.
— На доске висит план, по которому мы с вами будем сегодня работать.
План
1 Впечатления детства
2 Годы ученья
3 В Петербурге
4 На пути к славе
5 Труды мои будут вдохновенны
6 Последние годы
1 Впечатления детства
2- слайд.
Родители писателя
— В воспитании будущего писателя определенную роль сыграл отец, Василий Афанасьевич,
страстный поклонник искусства, любитель театра, автор стихов и остроумных комедий. Гоголь,
Василий Афанасьевич (1777-1825) — талантливый рассказчик и писатель.
— Мать Гоголя, Мария Ивановна, по преданию, она была первой красавицей на Полтавщине.
Замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет. Про свою семейную жизнь Мария
Ивановна сообщает: «Жизнь моя была самая спокойная; характер у меня и у мужа был веселый.
Мы были окружены добрыми соседями. Но иногда на меня находили мрачные мысли. Я предчувствовала несчастья, верила снам». Мария Ивановна отличалась сильно повышенной впечатлительностью, религиозностью и суеверностью. Кроме Николая у Василия и Марии Гоголей было пятеро детей — сын Иван (1810 — 1819), дочери Мария (1811 — 1844), Анна (1821 -1893), Елизавета (1823 — 1864), Ольга (1825 — 1907).
3- слайд.
Для каждого человека это место, в первую очередь, связано с именем Гоголя. Здесь он родился. Ребята, давайте расскажем про детские годы великого писателя.
Предоставим слово: 1сообщение
20 марта 1809 года в местечке Большие Сорочинцы Миргородского повета Полтавской губернии в домике надворного советника Трохимовского родился Н. В. Гоголь.Это был третий ребенок Василия Афанасьевича и Марии Ивановны. Два первые – мальчики –умерли. Родители беспокоились за судьбу младенца. Мария Ивановна ездила в соседнюю Диканьку молиться иконе Николая-чудотворца, которая исцеляла больных, даровала жизнь обреченным. Гоголи дали слово, что если опять родится мальчик, и будет жить, то его в честь
святого нарекут Николаем.
Так и случилось. Доктор Трохимовский искупал новорожденного и сказал: «Славный будет сын». Он, конечно, имел в виду его жизнь и здоровье, но получилось, что слова те обрели иной смысл, и сын Марии Ивановны и Василия Афанасьевича стал славным сыном России.
Следующий расскажет: 2сообщение
Шести недель Гоголь был перевезен из Сорочинец в Васильевку.
Здесь – с папенькой и маменькой, с бабушками и нянюшками – прожил он девять лет.
Характер у писателя был смесь материнского и отцовского. От отца он принял веселость, от матери – дар предчувствовать. Отец любил писать стихи.
Гоголь научился говорить в три года. Свои чувства рано научился доверять бумаге. Мать называла его стихи каракулями.
Когда встал вопрос об обучении сыновей, Василий Афанасьевич призадумался. Нанять им хорошего учителя он не мог и решился отдать их в Полтаву.
4- слайд
2 Годы ученья. — Какое образование получил Николай Васильевич Гоголь?
Послушаем: 3сообщение
В 1818 году Василий Афанасьевич Гоголь привез своих сыновей в Полтаву.
Полтавское поветовое училище почти не оставило добрых воспоминаний у Гоголя. Но «тарабарская грамота» катехизиса, о которой он пишет в письме к матери, была познана именно здесь. Ни с кем из школьных товарищей Гоголь не сошелся. Братья поступили в училище 3 августа 1818 года. Но проучились в нем вместе всего лишь год. Иван тяжело заболел и умер. Василий Афанасьевич не решился оставлять Никошу одного в Полтаве. Тот вернулся в Васильевку.
5- слайд. Нежинская гимназия высших наук.
Нам расскажет: 4сообщение
Нежин-город юности Гоголя. Здесь он прожил семь лет. В мае 1821 года его привез сюда отец для сдачи экзаменов в Нежинскую гимназию высших наук.
Особых успехов в учебе у него не было. Все это сильно ущемляло Гоголя в глазах товарищей и в его собственных глазах – первые годы в гимназии. Здесь он учится играть на скрипке, занимается живописью, участвует в спектаклях, исполняя комические роли. Думая о своем будущем, останавливается на юстиции, мечтая «пресекать неправосудие». Пока не раскрылись его
таланты, он избегал общества, жил одиноко и все просил у папеньки о возвращении. Но минул год – он обжился. На первых порах в пансионе Гоголь – мишень для насмешек, изгой. Его не принимают в игры, в умственные собеседования.
6- слайд. Продолжит: 5
В 1824 году в гимназии разрешили театр. Гоголя приняли в труппу и предложили роль. Это у него хорошо получалось. Особенно ему удавалась роль Простаковой из комедии Фонвизина «Недоросль».
Здесь, в гимназии он начинает писать. Сначала это были стихи, потом комедии, Здесь же написано его первое напечатанное произведение – поэма «Ганц Кюхельгартен», которая вышла потом под псевдонимом «В. Алов».
В 1825 году умирает отец Гоголя – Василий Афанасьевич. Этот год в судьбе Гоголя оказался переломным и принес ему много горя, сразу отделив его от детства и перенеся в холодное мужество.
В июне 1828 года Гоголь окончил Нежинскую гимназию. Он стремился в Прожив вторую половину дома, 13 декабря 1828 года писатель выехал в Петербург.
3 В Петербурге
7- слайд.
— Ребята, какими сведениями вы обладаете о жизни Гоголя в Петербурге?
— А вот о жизни в Петербурге расскажет нам: 6
Петербург неласково встретил юного Гоголя. В короткое время развеялись радужные надежды, связанные с государственной службой. Голенищев-Кутузов, к которому обратился Гоголь за помощью, отделался от него одним обещанием. Будущий писатель познал всю горечь лишений, нужду, голод и холод. Об отъезде в Васильевку, несмотря на житейские невзгоды,
Гоголь и не помышлял. Он упорно, но безуспешно пытался устроиться на службу. Только через год Гоголю удалось устроиться на службу в Департамент государственного хозяйства и публичных зданий.
Суровая школа жизни открыла Гоголю глаза на многое. Действительность отрезвила Гоголя. В холодном Петербурге он мечтает об иной «счастливой жизни», и в его воображении возникают яркие картины жизни народной, навеянные преданиями далекой Украины. В сознании Гоголя зарождается замысел веселой книги «Вечера на хуторе близ Диканьки».
8- слайд.
Постепенно у Гоголя завязываются связи в писательском мире. Он сближается с Дельвигом, с Жуковским, Пушкиным, дружба с которым имела большое значение для развития общественных взглядов и литературного таланта молодого Гоголя. Так 19 мая 1831 года произошла знаменательная встреча Пушкина с Гоголем. Пушкин ввел его в свой круг, где бывали Крылов,
Вяземский, Одоевский, художник Брюллов, дал ему сюжеты для «Ревизора» и «Мертвых душ». «Когда я творил, — свидетельствовал Гоголь, — я видел перед собой только Пушкина… Мне дорого было его вечное и непреложное слово».
4 На пути к славе
9- слайд.
Гоголь часто встречался с Пушкиным в Царском Селе. Дружба с Пушкиным оказала огромное влияние на формирование мировоззрения Гоголя.
Литературную известность и всеобщее признание Гоголю принесли повести «Сорочинская ярмарка», «Майская ночь», «Вечера на хуторе близ Диканьки», и др. Исполнилась заветная мечта Гоголя – он нашел свое истинное призвание в жизни.
5 «Труды мои будут вдохновенны»
10- слайд. «Мои светлые минуты моей жизни были минуты, в которые я творил». Н. В. Гоголь
«Труды мои будут вдохновенны»,- писал Гоголь с гордой надеждой.
Его надежды оправдались. Он подарил миру свои бессмертные творения.
— Вот посмотрите, его книги, ознакомьтесь с его произведениями.
11, 12,13,14,15 — слайд.
Создатель светлых и радостных «Вечеров на хуторе близ Диканьки», исполинского могучего лирического порыва, героико-патриотического «Тараса Бульбы», автор «Ревизора» и «Мертвых душ», Гоголь по праву завоевал в двадцатом веке мировую славу. Его произведения переведены сегодня на все языки, их любят, читают во всех частях света, во всех уголках земного шара.
6 Последние годы жизни
А сейчас давайте вспомним, как прошли последние годы жизни писателя.
Предсмертная болезнь, сожжение рукописей и кончина Гоголя произошли быстро и содержали в себе много таинственного.
Окончательно сломленный духовно и физически, Гоголь тяжело заболевает. Он отказывается от пищи, медицинской помощи. Однажды ночью, когда у обессилевшего от голода и болезни писателя потускнело сознание, он сжег почти все рукописи. В огне погиб и второй том «Мертвых душ». Опомнившись, Гоголь с ужасом понял весь трагизм свершившегося. Надорванный болезнью организм не выдержал последнего потрясения. 21 февраля 1852 года утром Гоголь умер в своей последней квартире в доме Талызина в Москве.
— Прочитайте сведения о жизни и творчестве Гоголя в учебнике.
7 Рефлексия
— Мы с вами поговорили и прочитали о Н.В. Гоголе – великом писателе, узнали о его жизни и творчестве.
— Подводя итог уроку, в заключение хочу сказать следующее:
«Задумываясь о Гоголе, снова и снова задумываешься о значении для нас классических традиций. Ныне проблема классики остра, как никогда, ибо классика – это проникновение в судьбы человечества и назначение человека. Общими словами о сооружении моста между временем классиков и нашим, ибо каждое время обладает своим представлением о человеке и человечестве. Следовательно, у него своя мука и свое наслаждение в шествии по этому пути.
Переиначивая несколько подпись Гоголя под письмом Пушкину, скажем, что Гоголь «вечно наш».
Поскольку, думая о нем, ставим перед собой задачу воспринять и понять его как единственного, занятого собою так же, как занят он всеми нами. Он вечно наш — Гоголь!
— Перед вами лежат листочки, запишите ответы и сдайте мне их.
Закончите предложения:
Сегодня на уроке я узнал(а)……….
Сегодня на уроке я увидел……….
Мне показалось интересным………..
Меня удивило…………….
— Запишите домашнее задание:
— Чтение глав 1- 6 поэмы «Мертвые души».
— Дать характеристику на героев поэмы.
НЕКОТОРЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ О БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСТВЕ ЛЬЮИСА КЭРОЛА И НИКОЛАЯ ГОГОЛЯ | Форум изучения современного языка
Фильтр поиска панели навигации Forum for Modern Language StudiesЭтот выпускИскусство и гуманитарные наукиКнигиЖурналыOxford Academic Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Forum for Modern Language StudiesЭтот выпускИскусство и гуманитарные наукиКнигиЖурналыOxford Academic Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Статья журнала
Получить доступ
ЭДМУНД ЛИТТЛ
ЭДМУНД ЛИТТЛ
Ищите другие работы этого автора на:
Оксфордский академический
Google Scholar
Форум современных языковых исследований , том XI, выпуск 1, январь 1975 г.
Опубликовано:
01 января 1975 г.
Фильтр поиска панели навигации Forum for Modern Language StudiesЭтот выпускИскусство и гуманитарные наукиКнигиЖурналыOxford Academic Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Forum for Modern Language StudiesЭтот выпускИскусство и гуманитарные наукиКнигиЖурналыOxford Academic Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Предварительный просмотр первой страницы статьи PDF
Закрыть
Этот контент доступен только в формате PDF.
© Оксфорд Юниверсити Пресс
Раздел выпуска:
Статьи
В настоящее время у вас нет доступа к этой статье.
Скачать все слайды
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- Находясь на сайте общества, используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Стоимость подписки и заказ этого журнала
Варианты покупки книг и журналов в Oxford Academic
Кратковременный доступ
Чтобы приобрести краткосрочный доступ, пожалуйста, войдите в свой личный аккаунт выше.
У вас еще нет личного кабинета? регистр
НЕКОТОРЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ О БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСТВЕ ЛЬЮИСА КЭРОЛА И НИКОЛАЯ ГОГОЛЯ — Круглосуточный доступ
ЕВРО €41,00
32 фунта стерлингов
52 доллара США.
Реклама
Цитаты
Альтметрика
Дополнительная информация о метриках
Оповещения по электронной почте
Оповещение об активности статьи
Предварительные уведомления о статьях
Оповещение о новой проблеме
Получайте эксклюзивные предложения и обновления от Oxford Academic
Ссылки на статьи по телефону
Последний
Самые читаемые
Самые цитируемые
Тексты в передаче
Постсекулярное паломничество в Lebbeik Малека Беннаби: pèlerinage de pauvres и Pèlerinage d’un artiste amoureux
Абделькебира ХатибиМесто и пространство в опосредованных переводах
Об исследовании раннего современного опосредованного перевода: проблемы и перспективы
Существенность опосредованных переводов
Реклама
о единстве наследия писателя
Аннотация: Направление деятельности Николая Гоголя как писателя-сатирика, единое для всех жанров и периодов его творчества, – следовать, в критическом осмыслении действительности, современные законы Российской империи и устои Церкви, государственные решения, играющие ключевую роль в православной власти, – анализируются впервые.
Литература
Белых А. А. Мог ли Пушкин вернуть долги? [Мог ли Пушкин вернуть долги?]. Экономическая политика , 2019, № 3, с. 178–191. (на рус.)
Боплан Г. Описание Украины. Соч. Боплана [Описание Украины. Соч. Боплан]. Перевод с французского. СПб.: В типографии Карла Края, 1832. 178 с. (на рус.)
Булгаков К.Я. Из писем Константина Яковлевича Булгакова к брату его Александру Яковлевичу [Из писем Константина Яковлевича Булгакова к брату Александру Яковлевичу]. Русский Архив [Русский Архив], 1903, № 6, стр. 167–219. (на рус.)
Варнава (Беляев), еп. Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики . Опыт изложения православной аскезы] . В 4 тт. Нижний Новгород: Издание Братства во имя святого благоверного князя Александра Невского, 19.98, том. 4, 416 с.
Виноградов И. А. …И по ту, и по эту сторону Диканьки […По обе стороны этой Диканьки]. Гоголь Н. В. Полн. собр. соч. и писем: V 17 т. [Полное собрание сочинений и писем: В 17 тт]. Москва, Киев, 2009, вып. 1, стр. 504–541.
Виноградов И. А. Гоголь – историк и наблюдатель быта. (К истории и психологии «общества потребления») [Гоголь — историк и жизненаблюдатель. (К истории и психологии «общества потребления»). Н. В. Гоголь и его творческое наследие. Десятые Гоголевские чтения [Н. В. Гоголь и его творческое наследие. Десятые Гоголевские чтения. Москва, Festpartner Publ., 2010. С. 120–127.
Виноградов И. А. Гоголь о поэзии и школе. (К авторскому определению жанра «Мертвых душ») [Гоголь о поэзии и схоластике. (К авторскому определению жанра «Мертвые души»). Творчество Н. В. Гоголя и европейская культура. Пятнадцатые Гоголевские чтения [Творчество Н. В. Гоголя и европейская культура. Пятнадцатые гоголевские чтения. Москва, Новосибирск: Новосиб. изд. дом, 2016. С. 226–233. (а) (In Russ.)
Виноградов И. А. Летопись жизни и творчества Н. В. Гоголия (1809–1852). Научное издание . Летопись жизни и творчества Н. В. Гоголя (1809–1852). Научное издание]. В 7 тт. Москва: ИМЛИ РАН, 2017–2018, т. 2, с. 1–7. (In Russ.)
Виноградов И. А. Страсти по Гоголиу. О духовном наследии писателии. Научно-популярное издание [Увлечение Гоголем. О духовном наследии писателя. Научно-популярное издание] . Москва: Вече, 2018. 320 с. (а) (In Russ.)
Виноградов И. А. «Огорченные люди» в творчестве Н. В. Гоголя . Проблемы исторической поэтики // Проблемы исторической поэтики. 16, № 4, стр. 29–114. (б) (In Russ.)
Виноградов И. А. Славянофил-государственник. Гоголь в движениях эпохи [Славянофил-государственный деятель. Гоголь в движениях эпохи. Два века русской классики // Два века русской классики. 1, № 2, стр. 38–63. (а) (In Russ.)
Виноградов И. А. Образ монарха-наставника в творчестве Н. В. Гоголя [Образ монарха-наставника в творчестве Н. В. Гоголя]. Проблемы исторической поэтики , 2019, т. 1, с. 17, № 2, стр. 111–134. (б) (In Russ.)
Виноградов И. А. Князь В. Ф. Одоевский, Н. В. Гоголь и «Журнал Министерства внутренних дел»: К постановке проблемы [Князь В. Ф. Одоевский, Н. В. Гоголь и «Журнал МВД» : К постановке задачи]. Литература и философия: От романтизма к ХХ веку. К 150-летию со дня смерти В. Ф. Одоевского . К 150-летию со дня смерти В. Ф. Одоевского. Москва : Водолей, 2019. С. 58–70. (с) (на русск.)
Виноградов И. А. «На поприще полемическом»: Гоголь – журналист и публицист [«В поле полемики»: Гоголь – журналист и публицист] . Очерки истории русской публицистики первой трети XIX века . Москва: ИМЛИ РАН, 2020.
Вяземский П. А., кн. «Ревизор». Комедия. Сочинение Н. Гоголя. Санкт-Петербург. 1836 [Государственный инспектор. Комедия. Композиция Н. Гоголя. Санкт-Петербург. 1836]. Современник [Современник], литературный журнал Александра Пушкина, 1836, вып. 2, стр. 285–309. (In Russ.)
Гиляровский В. А. По следам Гоголя [По следам Гоголя]. Соч.: В 4 т . [Сочинения: В 4 т.]. Москва : Правда, 1967, т. 1, с. 2, стр. 390–414. (на рус.)
Говоруха-Отрок Ю. N. Чему нас учит Гоголь? [Чему учит нас Гоголь?]. Говоруха-Отрок Ю. № Во что веровали русские писатели? Литературная критика и религиозно-философская публицистика [Во что верили русские писатели? Литературоведение и религиозно-философская публицистика, издание подготовлено А. П. Дмитриевым и Е. В. Ивановой. СПб: Росток, 2012, т. 1, с. 1, стр. 760–768.
Гоголь Н. В. Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала. Малороссийская повесть (из народного предания), рассказанная дьячком Покровской церкви [Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купалы. Малороссийская повесть (из народного предания), рассказанная писарем Покровской церкви. Отечественные записки, 1830, часть 41, февраль, № 118б, стр. 238–264. (In Russ.)
Гоголь Н. В. Полн. собр. соч.: В 14 т. [Полное собрание сочинений. В 14 т.]. Л.: Изд-во АН СССР, 1940.
Гоголь Н. В. Полн. собр. соч. и писем: В 17 т. (15 кн.) [Полное собрание сочинений и писем. В 17 тт. (15 книг)], составление, подготовка текстов и комментариев И. А. Виноградова, В. А. Воропаева. Москва; Киев: Изд-во Московской Патриархии, 2009.–2010, т. 2, с. 1–17. (In Russ.)
Гоголь-Яновский В.А. Простак, или Хитрость женщины, перехитренная солдататом. Комедия в одном действии. Сочинение Василии Афанасьевича Гоголя (отца Николая Васильевича) [Простак, или Хитрость женщины, перехитрившей солдата. Комедия в одном действии. Творчество Василия Афанасьевича Гоголя (отца Николая Васильевича). Основа [Основа], 1862, № 2, отд. 2, стр. 19–43.
Гузаиров Т. Т. В поисках идеального правительства: Жуковский при дворе Николая I [В поисках идеального правителя: Жуковский при дворе Николая]. Тыняновский сборник. Выпуск 13: XII–XIII–XIV Тыняновские чтения. Исследования. Материалы [Тыняновский сборник. Выпуск 13: XII–XIII–XIV Тыняновские чтения. Исследовать. Материалы] . Москва: Водолей. , 2009б, стр. 53–61.
Десницкий В. А. Задачи изучения жизни и творчества Гоголя . Н. В. Гоголь. Материалы и исследования [Н. В. Гоголь. Материалы и исследования. Москва, Ленинград, Изд-во АН СССР, 1936, вып. 2, стр. 1–105. (In Russ.)
Ильин И. А. Гоголь – великий русский сатирик, романтик, философ жизни [Гоголь – великий русский сатирик, романтик, философ жизни]. Ильин И. А. Собрание сочинений: в 10 томах [Собрание сочинений: В 10 тт]. Москва: Русская книга, 1997, т. 1, с. 6, кн. 3, составление и комментарии Ю. Т. Лисицы, стр. 240–276. (на русск.)
Иофанов Д. М. Н. В. Гоголь. Детские и юношеские годы [Н. В. Гоголь. Дети и подростки] . Киев: Изд-во АН УССР, 1951, 432 с.
Кюхельбекер В. Смерть Байрона [Смерть Байрона]. Мнемозина, собрание сочинений в стихах и прозе, издаваемая Князем В. Ф. Одоевским и В. Кюхельбекером 0025 . Москва, В типографии Императорского Московского театра, 1824 г., ч. 3, стр. 192–199.
Котляревский Н. А. Николай Васильевич Гоголь. 1829–1842 гг. Очерк из истории русской повести и драмы [Николай Васильевич Гоголь. 1829–1842 гг. Очерк истории русского романа и драмы. 2-е издание, исправленное. СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1908. 580 с. (на рус.)
Лермонтов М.Ю. Соч.: В 6 т. Т. 5 . [ Сочинения: в 6 тт. Том. 5 ]. Москва, Ленинград, Изд-во АН СССР, 759 с.
О прежних правах, волях и преимуществах малороссов . Отечественные записки , 1830, часть 42, июнь, № 122, стр. 345–356. (In Russ.)
Пушкин А. С. История Петра. Подготовительные тексты [История Петра. Подготовительные тексты Пушкин.]. Пушкин. Полн. собр. соч.: в 16 т. [Полное собрание сочинений: в 16 тт]. Москва, Ленинград, Изд-во АН СССР, 1938, вып. 10, стр. 1–291. (In Russ. )
Пушкин А. С. История Петра I. Подготовительный текст . Пушкин А. С . Собр. соч.: в 10 т. р. [Собрание сочинений: в 10 тт.]. Москва, Государственное издательство художественной литературы, 1962, вып. 8, стр. 7–362. (на рус.)
Розенкампф Г. А., барон. Обозрение Кормчей книги в историческом виде. Соч. Барона Розенкампфа [Обзор книг Кормча в исторической форме. Соч. барон Розенкампф]. Москва, В типографии Университета, 1829, 318 с. (на рус.)
Столпянский П. Заметки на полях Гоголя. (Историко-библиографические примечания) [Записки о полях Гоголя. (Историко-библиографические заметки). Ежегодник Императорских театров, 1910, вып. VI, стр. 63–72. (на русск.)
Тихонравов Н. Примечания редактора и варианты [Примечания редактора и опции]. Гоголь Н. В. Соч. Н. В. Гоголия. 10-е изд. [Произведения Н. В. Гоголя. 10-е издание], текст сверяется с собственными рукописями автора и первоначальными редакциями его произведений Н. Тихонравова. Москва, 1889, вып. 5, стр. 541–682.
Шевырев С. Похождение Чичикова, или Мертвые души. Поэма N. Гоголия. Москва. В Университетской типографии 1842. В восьмерку, 475 стр. Стация первая [Приключения Чичикова, или Мертвые души. Поэма Н. Гоголя. Москва. В университетской типографии 1842. В 8, 475 стр. Статья первая]. Москвитянин , 1842, № 7, стр. 207–228. (In Russ.)
Шевырев С. Критический перечень произведений Русской словесности за 1842 год . Москвитянин , 1843, № 1, стр. 273–298.
Шевырев С. П. Лекции о русской литературе, читанные в Париже в 1862 году [Лекции по русской литературе, прочитанные в Париже в 1862 г.]. СПб, 1884. 280 с.
Уваров С. С. Замечания французских газет касательно распоряжения Русского Правительства о частных пансионах . Журнал Министерства народного просвещения [Журнал Министерства народного просвещения], 1834, № 4, стр. 138–145.