Краткая характеристика периодов итальянского возрождения: Общая характеристика итальянского Возрождения. Периодизация.

Содержание

Общая характеристика итальянского Возрождения. Периодизация.

Искусство Возрождения.

В развитии мировой художественной культуры ВОЗРОЖДЕНИЕ является эпохой исключительного значения. Термин «Возрождение» впервые употребил известный живописец, архитектор и историк искусства эпохи Возрождения Джордже Вазари (1512-1574) в своей книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (XVI в.).

Основными чертами культуры Возрождения являются:

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ, ГУМАНИЗМ, модификация средневековой христианской традиции, особое отношение к античности – возрождение античных памятников искусства и античной философии, новое отношение к миру.

С определением основных черт связана и хронология эпохи итальянского Возрождения (РЕНЕССАНСА). Периоды истории итальянской культуры принято обозначать названиями столетий:

дученто — (XIII в.) – ПРОТОРЕНЕССАНС,

ТРЕЧЕНТО (XIV в.) – продолжение Проторенессанса,

КВАТРОЧЕНТО (XV в. ) – Ранний Ренессанс,

ЧИНКВЕЧЕНТО (XVI в.) – Высокий Ренессанс.

При этом хронологические рамки столетия не вполне совпадают с определенными периодами культурного развития: Проторенессанс датируется концом XIII в., Ранний Ренессанс заканчивается в 90-х гг. XV в.; а Высокий Ренессанс изживает себя уже к 30-м гг. XVI в.; лишь в Венеции к этому периоду чаще применяют термин «поздний Ренессанс».

Изобразительное искусство воплощало ренессансное представление об идеале, мечту о прекрасном, гармоничном человеке, веру во всемогущество разума. Утверждалась «богоподобность» реального человека.

Иным стал принцип изображения. Для средневековых икон и фресок этим принципом была условность: лица, фигуры, здания исполнялись плоскостно, ни объем, ни истинные пропорции фигур, ни глубинные пространства не передавались; использовалась обратная перспектива: более удаленные части и объекты были больше тех, что ближе. Изображение не соответствовало тому, что человек видит в реальности.

Для художников Возрождения, влюбленных в человека и земной мир, изобразительным принципом стало подражание природе, жизнеподобие: картина строилась как «окно в мир», как нечто реально увиденное. Произведения создавались уже не только для храмов, но и для заказчиков (королей, купцов, ремесленников). Творчество стало персональным, художники пользовались известностью, о них писали книги:

«Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари (1550),

«Книга о художниках» Кареля ван Мандера (1604),

Альберти пишет «Книгу о живописи» и «Десять книг об архитектуре», Леонардо — «Трактат о живописи» и др.,

Дюрер — «Четыре трактата о пропорциях»,

Гиберти — «Комментарии»,

Пьеро делла Франческа — «О живописной перспективе», «О правильных телах,

Виньола — «Правила пяти архитектурных ордеров»,

Палладио- «Четыре книги по архитектуре».

Складывается система жанров:

— религиозно-мифологический;

— исторический;

— бытовой;

— пейзажный;

— портрет.

Появляется новый вид искусства — гравюра и важную роль обретает рисунок.

Возрождение в Италии.

Проторенессанс (конец XIII-XIV вв., дученто, треченто).

Черты нового, истинный перелом, особенно ярко проявились в творчестве ДЖОТТО ДИ БОНДОНЕ (1266/76 — 1337 гг.) — фрески в капелле дель Арена в Падуе. Джотто совершенно иначе истолковывает события Священного писания. Он изображает жизнь реальных земных людей (фрески «Поцелуй Иуды», «Оплакивание Христа»). В 1334 г. на Джотто было возложено руководство строительством Флорентийского Собора Санта Мария дель Фьоре (завершен в XV в.). По его проекту построена знаменитая кампанила (колокольня) собора. Он же выполнил рельефы для стен. Джотто опередил свое время, и многое в его творчестве осталось недоступно современникам.

СИМОНЕ МАРТИНИ (около 1286 — 1344) – выдающийся сиенский мастер. Канонические сюжеты у С. Мартини проникнуты светским духом и ощущением земной красоты «Благовещение» – очень тонкое и изысканное цветовое решение.

Раннее Возрождение (XV в., кватроченто)

В ее начале стоят три величайших художника Флоренции:

архитектор ФИЛИППО БРУНЕЛЕСКИ (1377 -1446)

скульптор ДОНАТЕЛЛО (1386 — 1466)

живописец МАЗАЧЧО (1401 — 1428)

Брунелески строит в 1419 г. «Дом детского приюта» (Оспедале дельи Инноченти) — сооружение нового стиля. Новые архитектурные принципы, на основе античных, воплотил архитектор: расчленение пространств на завершенные зоны, упорядоченность построения, использование ордерной системы, способность служить украшением окружающей среды. Славу Брунелески принесло создание грандиозного купола собора Санта Мария дель Фьоре. Диаметр купола 42 м. Брунелески применил новую конструкцию: он сделал купол их 2-х оболочек, скрепленных ребрами. Новым явлением в архитектуре стал городской дворец – палаццо.

Скульптура

Начало расцвета Возрождения в скульптуре связано с творчеством ДОНАТЕЛЛО (Донато ди Никколо би Бетто Барди), (1386 — 1466). Скульптура — «Юный Давид», «Памятник кондотьеру Гаттаметале в Падуе» (предводителю наемных войск к Эразмо ди Карми, по прозванию Гаттамелате.

Живопись

МАЗАЧЧО (Томмазо ди Джованни ди Симоне Гвиди) 1401 -1428. В живописи Мазаччо принадлежит роль преобразователя, хоть он и прожил всего 27 лет. Главное произведение Мазаччо — росписи капеллы Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине, «Грехопадение» и «Изгнание из рая». В этой фреске многое в живописи сделано впервые: анатомически правильно изображены обнаженные тела; с помощью светотени моделирован их объем; фигуры представлены в естественном, свободном движении; выразительные, живые позы. Мазаччо довел до конца завоевание живописью трехмерного пространства. Знание перспективы, теории пропорций, строения человеческого тела и его движений, умение передать объем на плоскости, а в движениях тела выразить движения души — все это становится условием творчества и потребностью художников.

ПЬЕРО ДЕЛЛА ФРАНЧЕСКА (1416 — 1492). Это был ученый художник. Работал по теории Альберти и математически вымерял перспективу. Он сам создал трактат — «О живописи» и «О правильных телах». Фрески и картины Пьеро делла Франческа обладают удивительным воздействием. В них царит закономерность и уравновешенность, торжественный ритм и монументальные формы, а его образы полны достоинства, благородства и возвышенного спокойствия.

Портрет в эпоху Возрождения был излюбленным жанром. Главными в изображении были не внутренний мир изображаемого, не душевное состояние, а типичные качества человека Возрождения — уверенность в себе, чувство собственного достоинства, самоутверждение, цельность и значительность.

САНДРО БОТТИЧЕЛЛИ (Алессандро ди Мариано Филипепи) — (1444 -1510). Творчество Боттичелли отвечает всем характерным чертам раннего Возрождения. Именно в это время в большей мере идут разработки в области линейной и воздушной перспективы, светотени, пропорциональности, симметрии, общей композиции, колорита, рельефности изображения. Наряду с отчетливостью линий и рисунка, так чтимых художниками раннего Ренессанса, в творчестве Боттичелли присутствует, как ни у кого другого, глубочайший психологизм. Об этом безоговорочно свидетельствуют картины «Весна» (1477-1478 г.) и «Рождение Венеры», около 1485, Флоренция.

Высокое Возрождение (примерно 1490-е до 1530 гг., чинквеченто)

Хронологические рамки Проторенессанса — примерно 1,5 столетия (конец ХIII-ХIV вв.), Раннего Возрождения — примерно 1 столетие (ХVв.), то период Высокого Возрождения — менее 4-х десятков лет. Его конец связан с 2 событиями:

1. Разгромом и разграблением Рима в 1527 г. войсками Карла V Габсбурга, императора Германии и короля Испании.

2. Падением последней Флорентийской республики в 1530 г. (несмотря на то, что творчество Микеланджело продолжалось до 1564 г.), а в Венеции до конца ХV1 в. творили великие мастера: Тициан (1477 или 1485/90 – 1576), Веронезе (1528 – 1588), Тинторетто (1519 –1594).

В искусстве Высокого Возрождения центральное место безоговорочно занял Человек! Среди художников чинквеченто (XVI век) Средней и Северной Италии отчетливо возвышаются три вершины:

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ — (1452-1519)

МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРОТТИ — (1475-1564)

РАФАЭЛЬ (Рафаэло Санти) — (1483-1520)

Леонардо да Винчи — самая необыкновенная фигура в истории мировой культуры. Это был Homo universale (человек универсальный): умел все и был во всем гениален, к тому же красив, силен, элегантен, обходителен, красноречив. В сфере искусства Леонардо был живописцем, скульптором, рисовальщиком, музыкантом, архитектором, сочинял басни, сонеты, написал «Книгу о живописи». В Эрмитаже находятся две картины Леонардо да Винчи: «Мадонна с цветком» (Мадонна Бенуа), 1478 и «Мадонна с младенцем» (Мадонна Литта), 1470-1490. Особенности искусства мастеров кватроченто — интерес к психологическим решениям и пространственному построению, стремление к лаконичности и обобщению. Художники ХV века овладели ПЕРСПЕКТИВОЙ. Леонардо овладел пространством. Фреска «Тайная вечеря» — удивляет интеллектуальной силой художника, тем как продумана и разработана композиция произведения. Новое, не традиционное решение темы дает Леонардо да Винчи: он впервые изображает конфликт, сам процесс драматического события.

Самое знаменитое произведение художника и во всей мировой живописи, пожалуй, «Портрет Моны Лизы», супруги богатого флорентийца Франческо дель Джокондо. С «Джокондой» связано зарождение психологического портрета.

Микеланджело Буонарроти превыше всех искусств ставил скульптуру, но волею судьбы стал и живописцем и архитектором был также рисовальщиком, поэтом, инженером. Прожил долгую (89 лет) и трагическую жизнь, боролся за независимость Флоренции, видел унижение Родины, разгром Рима. Человек свободолюбивый, дерзновенный, он вынужден был служить папам. Микеланджело в одной единственной фигуре был «способен воплотить все добро и все зло человечества». Он стремился показать человека таким, каким он должен быть. Таков его «Давид». Гигантская фигура олицетворяет безграничную мощь свободного человека. В 1505 г. папа Юлий II призвал Микеланджело в Рим, для создания своей гробницы. 40 лет жизни Микеланджело отдал этой работе, выполнив 3 статуи. Роспись потолка Сикстинской капеллы также возложил Юлий II на Микеланджело. На потолке капеллы Микеланджело создал мир титанов. Фреска «Страшный суд» (1508 — 1512) в Ватикане — роспись потолка и алтарной стены Сикстинской капеллы.

Роспись потолка свыше 500 кв.м и включает 343 фигуры. Микеланджело изобразил картины сотворения мира и жизни первых людей на земле, эпизоды из Библии. На потолке капеллы он создал мир титанов. Его Бог — вдохновенный творец, создающий Вселенную и человека. Его люди могучи и прекрасны телом и духом; пророки и сивиллы отважны в своем прозрении будущего, обнаженные юноши раскрывают в многообразных проявлениях красоту и пластику человеческого тела. Этот жизнеутверждающий пафос сменяется трагической безысходностью, когда Микеланджело работает над фреской «Страшный суд». Площадь «Страшного суда 13,7 х 12,2 м. Суд, изображенный на фреске, действительно страшен: праведники, обступившие Христа, гневны, они требуют возмездия, и Христос властным жестом руки низвергает грешников в ад. В этом сюжете можно видеть крушение ренессансной гордыни — и шире — образ всечеловеческой катастрофы.

Микеланджело – архитектор создал во Флоренции капеллу Медичи (1520-1525), усыпальницу членов семьи Медичи, выполнил два надгробия — Лоренцо («Утро» и «Вечер») и Джулиано («День» и «Ночь”), интерьер библиотеки Лауренциана (первая публичная библиотека в Европе). В Риме разработал проект перестройки Капитолия и увенчал грандиозным куполом собор св .Петра, главную святыню христианского мира. Собор св. Петра строили около 150 лет (арх. Д.Браманте, Рафаэль, Бальдассаре Перуцци, Антонио да Сангалло Младши). Над собором Микеланджело работал до конца жизни.

Рафаэль — гений иного склада. Он не был новатором. Его искусство синтез достижений предшествующих художников. У Рафаэля человек совершенен, мир в гармонии. Образ Мадонны особенно близок искусству Рафаэля: «Мадонна Конестабиле», «Мадонна в зелени», «Мадонна дель Грандука», «Мадонна с щегленком», «Мадонна садовница», «Мадонна Альба», «Мадонна в кресле», «Сикстинская Мадонна»(1513 -1514). 37 лет прожил Рафаэль. Ему была поручена огромная работа — роспись 4-х станц (комнат) в Ватикане (папский дворец): Главные фрески станц — «Диспуты» (апофеоз теологии), «Афинская школа» (апофеоз философии) и «Парнас» (апофеоз искусства) и «Мудрость, Мера и Сила» (олицетворение главных добродетелей правосудия). Ватиканские фрески Рафаэля, вместе с Тайной вечерей Леонардо да Винчи и Сикстинским потолком Микеланджело — вершина монументальной живописи Возрождения. Рафаэль был прекрасным рисовальщиком, великолепным портретистом, архитектором, археологом, мечтал восстановить Рим в его прежнем величии. В Эрмитаже было выполнено точное повторение росписей лоджии двора Сан Дамазо (Ватиканский дворец) — Лоджии Рафаэля.

Возрождение в Венеции

Возрождение в Венеции началось позднее, было дольше, своеобразнее. Венецию называли «царицей Адриатики», «владычицей морей». Она была торгово-олигархической республикой. К ней стекались огромные богатства. Венеция поражала великолепием, пышностью, праздничностью, красотой. Два главных творения Венеции — Собор Сан Марко и Палаццо дожей. Крупнейшие художники венецианского Возрождения: Джованни Беллини (1430 -1516), «Мадонна со святыми»и Джорджоне (Джорджо Барбарелли да Кастельфранко) — (1477/78 — 1510). Джованни Беллини был учителем великих мастеров Джорджоне и Тициана. Одна из ранних работ Джорджоне «Юдифь» (ок.1502). В 1508 – 1510 г. Джорджоне создал «Спящую Венеру» – самый прекрасный идеальный женский образ в искусстве Высокого Возрождения.

Тициан (Тициан Вечелио) — (1477 или 1485/90 — 1576) — знаменует собой полный расцвет, зенит венецианского Ренессанса. Он один из создателей монументальной алтарной картины, пейзажа как самостоятельно жанра, различных типов портрета. Тициан принадлежит к величайшим колористам мировой живописи, оказавшим сильное воздействие на ее развитие в XVII столетии. Влияние большой мастерской Тициана сказалось на всем венецианском искусстве. Идеалы Тициана земные, полнокровные, жизнерадостные, величавые, торжествующие. Он вдохновенно воспевал радостную красоту женщины в своих «Венерах», «Данаях». Им создана галерея портретных образов — императоры, короли, папы, прекрасные женщины, гуманисты, воины. В картинах, созданных Тицианом в последние годы его жизни, звучит уже подлинный трагизм — «Святой Себастьян»(1570-е гг.).

Самым ярким певцом праздничной, нарядной и богатой Венеции был Паоло Веронезе (Паоло Кальяри) — (1528 — 1588).

Последним великим живописцем этой эпохи был Тинторетто (Якопо Робусти 1519 — 1594).

Архитектура итальянского Возрождения (Ренессанса): Эпохи Ренессанса

Архитектура эпохи Возрождения (Ренессанса) — это тот период европейской архитектуры, и итальянской архитектуры в частности, который начал развиваться с XV столетия во Флоренции.
Среди политических и культурных факторов, повлиявших на это новое направление в искусстве и архитектуре, было установление олигархического режима, синьории, и развитие гуманизма с его характерным интересом к античности, который проявился в подробном изучении форм древнеримской философии и архитектуры. Период этот длился почти два столетия и его принято разделять на Раннее и Позднее (Высокое) Возрождение, выделяя их различные стилистические особенности.

Содержание

  • 1 Исторический контекст эпохи Возрождения в Италии
  • 2 Особенности архитектуры Возрождения (Ренессанса)
  • 3 Архитектура раннего Возрождения
    • 3. 1 Филиппо Брунеллески
    • 3.2 Леон Баттиста Альберти
  • 4 Архитектура позднего Возрождения
    • 4.1 От Браманте до Микеланжело
    • 4.2 Андреа Палладио

Исторический контекст эпохи Возрождения в Италии

Возрождение было исключительно итальянским явлением, поэтому необходимо понимать специфику исторического контекста развития политической, экономической и культурной жизни полуострова.

В начале XV века Италия была разделена на пять крупных государств — Королевство Неаполя, Папское государство, Республика Тоскана, Венецианская Республика и герцогство Милана. Эти государства, в свою очередь, были окружены многочисленными герцогствами и малыми республиками, такими как герцогство Урбино, герцогство Мантуи, Республика Сиена и др.
В пятнадцатом веке Флоренция укрепила свою экономическую мощь с помощью динамичной и инновационной производственной организации промышленной, торговой и банковской отраслей. Подъем буржуазии привел к смене вкусов и тенденций, которые воплотились в строительстве внушительных величественных вилл, дворцов и церквей, сменивших средневековую башенную архитектуру. Именно поэтому Флоренция стала символом ухода от готики и обращения к новому языку искусства, созданному такими гениями как Филиппо Брунеллески в архитектуре, Масаччо в живописи и Донателло в скульптуре, при постоянном меценатстве таких семей как Медичи, Гонзаго, Эстенсе.

В литературе становление Ренессанса способствовало обращению к классическим текстам такими литераторами как Франческо Петрарка и его последователями флорентийского происхождения. Гуманисты, в отличии от средневековых монахов, которые сосредоточивали свое внимание исключительно на теологических аспектах, обращались к интерпретации и критическому анализу античных трудов.

В XV столетии развитие стиля Ренессанса в архитектуре смещается в Рим. В этот раз, в отличии от своего флорентийского периода, Ренессанс приобрел совершенно другой контекст, найдя плодотворную почву в проектах реорганизации папского центра.

 

Особенности архитектуры Возрождения (Ренессанса)

 

 

Несмотря на то, что термин Возрождение (Ренессанс) начал широко использоваться лишь в XIX веке, упоминать о возрождении начал еще Джоржио Вазари (1511-1574), основоположник современного искусствознания, в своих «Жизнеописаниях«, описывая новый культурный взгляд, возникший в 1400-х годах, который перейдет в следующее столетие в более усовершенствованном своем варианте.

В целом можно сказать, что основой Ренессанса, эпохи возрождения в архитектуре и искусстве, стала переоценка человека как личности, наделенной творческой и интеллектуальной силой. Такое новое отношение было в основе течения Гуманизма, которое привело к пересмотру самой роли человека во вселенной. В результате изменилось отношение и к художнику, получившему в этот период роль индивидуального творца. В средние века  архитектор, по сути, считался руководителем строительных работ. Предшествующий строительству проект не рассматривался как что-то отдельное или, по крайней мере, не отличался от этапа реализации.

Архитектура, как и искусство, с этих пор рассматривается не как «ремесленническая» деятельность, а как продукт, полученный в результате «интеллектуальных» размышлений. В следствие этого живопись, скульптура и архитектура итальянского Возрождения становятся в начале этого периода отдельными жанрами. То, что их объединяет — это постоянный поиск гармонии и равновесия между различными элементами.

Изучение древнего классицизма привело к возрождению двух ключевых понятий древней художественной культуры — перспективы и пропорций. Перспектива — это метод представления, который изображает на плоской поверхности, с помощью ряда геометрических правил и математических вычислений, трехмерные объекты, имеющие высоту, ширину и глубину. Вопрос пропорций был весьма деликатным. В классическую эпоху художники применяли в скульптуре и архитектуре пропорции, предполагавшие выбор точных математических соотношений. Математическая точность в древности ассоциировалась с воссозданием образа совершенного человека и строительством гармоничных сооружений. Моделью художников и скульпторов эпохи Возрождения был, так называемый, «витрувианский человек». Витрувий, римский архитектор I века до н.э., в своем трактате De Architectura утверждал, что совершенный человек может находиться стоя и с распростертыми объятиями в кругу и в квадрате одновременно. Одной из самых известных графических интерпретаций идеального человека предложил в 1490 году Леонардо да Винчи.

 

Архитектура раннего Возрождения

Филиппо Брунеллески

 

Главным событием, ознаменовавшем переломный момент в архитектуре, принято считать строительство купола Санта-Марии-дель-Фьоре во Флоренции. Проект собора, выполненный Арнольфо ди Камбио, предусматривал строительство величественной церкви. Даже Джотто, своей знаменитой колокольней, внес вклад в создание образа символа Флоренции. Строительство купола, однако, оказалось серьезной проблемой — несмотря на то, что основная часть строительства собора уже была завершена в начале XV века, купола на нем все еще не было. Проблему решил Филиппо Брунеллески (1377-1446), спроектировав в 1420-м году купол по инновационному самоподдерживающемуся принципу строительства. Решение было найдено им благодаря изучению древнеримской архитектуры и натурного моделирования. Он изобрел механизмы, позволяющие поднимать на большую высоту целые секции купола, практически без использования лесов. В итоге получился двухслойный восьмигранный купол, весом 37 тонн, диаметром 42 метра и выстотой 91м от пола, покрытый темно-красной черепицей, связанный крепкими белыми ребрами. Купол Брунеллески в последствии станет образцом для строительства многих известных зданий архитектуры Возрождения в Италии и в Европе.

Если Базилику Санта-Мария дель Фьоре все-же нельзя считать полноценным примером архитектуры возрождения, так как основная ее часть была построена, учитывая каноны средневековой архитектуры, то в строительстве лоджии Приюта невинных — Ospedale degli innocenti — (1419) во Флоренции Брунеллески воплотил все характеристики нового стиля, и ее по праву можно считать первым примером архитектуры Возрождения. Это великолепная лоджия, длиной 70 метров из девяти арок, опирающихся на колонны. Легкость конструкции определяется инновационным приемом Брунеллески — опорой арок непосредственно на капители колонн. Он создает характерный для последующего Ренессанса образ свободно стоящих колонн и «летящих» арок. Благодаря этой лоджии Брунеллески создал форму раскрытого, обращенного к зрителю здания. Образ легкой воздушной аркады прекрасно отразил дух Возрождения и догмы его архитектуры — единство цельности и ясная расчлененность пространства.

Леон Баттиста Альберти

 

Леон Баттиста Альберти (1404-1472), также как и Брунеллески, считается одним из отцов стиля Возрождение в архитектуре. Сын флорентийца, родился в Генуе, но обучался в Риме. Во Флоренции он познакомился с творчеством Филиппо Брунеллески. Альберти является примером интеллектуала эпохи Возрождения — литератор, теоретик искусства и архитектор. Он определил в архитектуре ценность проекта как идейного процесса и, в отличие от Брунеллески, не придает большого значения управленческому процессу и экспериментам, направленным на решение технических проблем. Своими трактатами он определил теоретические основы особенностей архитектуры эпохи Возрождения.
В его трактате «De re aedificatoria» 1452 г. говорится, что математические и философские исследования лежат в основе решения архитектурных проблем и, прежде всего, что гармония является результатом «согласия сторон». Среди знаменитых работ Альберти стоит упомянуть фасад церкви Санта-Мария Новелла 1450 года, с инкрустацией цветным мрамором геометрического мотива, которая следует модульности, основанной на квадрате, и церковь Сант-Андреа в Мантуе, фасад которой вписан в квадрат, отмеченный четырьмя большими коринфскими пилястрами, разделяющими его, опять-таки, в соответствии с модульной логикой квадрата.

Архитектура позднего Возрождения

В XVI веке продолжается и совершенствуется стиль Возрождение, начатый в XV веке. В архитектуре периода Возрождения стремление восстановить классические ценности, определившееся в прошлом веке, было теперь обогащено собственным к нему подходом великих творцов того времени.

От Браманте до Микеланжело

 

В Риме папа Юлий II, избранный в 1513 году, открыл сезон великих созданий архитектуры Возрождения в Италии. Одним из событий, наиболее характерных для этого периода, несомненно, был конкурс на строительство Собора Святого Петра в Риме. Главная церковь Ватикана имела огромное символическое значение, и участвовать в ее строительстве было амбициозной целью многих великих архитекторов того времени. В конкурсе участвовали такие известные имена, как Рафаэль и Микеланджело, Сангалло, Перуцци и Браманте.

В начале XVI века базилика Святого Петра в Ватикане, времен Константина, имела размеры, не соответствующие ее значимости, все более укреплявшегося в течении столетий. По указу Папы Юлия II прежняя базилика была снесена и на ее месте архитектору Донато Браманте (1444-1514) было доверено возвести  масштабный собор внушительных размеров. По плану Браманте новый собор был выполнен в форме греческого креста, увенчанного большим куполом на пересечении четырех частей. Но работа Браманте осталась незавершенной. Вместо его плана были выдвинуты новые решения архитекторов, оставивших свой след в строительстве знаменитого собора.
Проект Рафаэля предлагал возвращение к продольному плану церкви. Позднее, Антониу да Сангалло Младший подготовил проект, который предусматривал создание гибрида между зданием с центральным планом и зданием с продольным планом, добавив к первоначальному проекту Браманте вход в передний корпус, суженный с обеих сторон двумя башнями. Наконец, Микеланджело, художник, скульптор и архитектор, занялся в 1546 году завершением строительства здания Святого Петра, вернувшись к проекту Браманте, но упростив и одновременно усилив его план. Он остановился на форме с двумя перекрывающимися и вращающимися квадратами, а так же спроектировал величественный купол. Создавая купол, один из самых известных символов архитектуры итальянского Возрождения, Микеланжело ориентировался на грандиозный проект купола Брунеллески для Санта-Мария дель Фьоре.

Андреа Палладио

 

1500-е годы также являются веком трактатов, посвященных новым архитектурным принципам и методикам их применения. Знаминитыми авторами таких трактатов были Виньола, Серлио и Андреа Палладио. Архитектор Палладио (1508-1580) работал в основном в Виченце и Венеции. В своих архитектурных работах он также с определенным вниманием применял принципы архитектуры итальянского возрождения, преуспев, однако, в достижении своего собственного, очень оригинального стиля. Его можно узнать в базилике города Виченцы и в некоторых церквях, построенных в Венеции, таких как Реденторе (Redentore) и Сан Джоржио (San Giorgio Maggiore). Виллы Палладио, расположенные в венецианской сельской местности, стали одними из самых популярных зданий эпохи Возрождения и последующего Барокко. Ротонда в Виченце, середины 1500-х годов, объединяет главные характеристики архитектуры XVI века. Это идеально симметричное здание, фасады которого напоминают фасады древнеримских храмов, увенчанных куполом. Ротонда открывается взгляду со всех сторон, гармонично вливаясь в окружающую природу.

Итальянское Возрождение: Краткий справочник

Для широкой публики Итальянское Возрождение является вершиной истории искусства. Спустя более 500 лет он по-прежнему является предметом громких выставок и рекордных аукционных цен по всему миру. Многие люди считают этот период золотым стандартом художественных и культурных достижений. Но что такое итальянский Ренессанс и почему он такой особенный?

Сандро Боттичелли, Primavera , 1481-1482, Галерея Уффици, Флоренция, Италия.

Где и Когда

Ренессанс начался в Италии, а именно в интеллектуальном центре Флоренции. Затем он распространился по Западной Европе в различных формах. После более ранних предшественников итальянское Возрождение началось в 15 веке и достигло своего апогея в первой половине 16 века.

Ключевые художники и произведения искусства

  • Сандро Боттичелли – Рождение Венеры и Primavera
  • Микеланджело Буонарроти – Давид и Сикстинский потолок
  • Рафаэль Санцио – Афинская школа
  • Тициан – Венера Урбинская
  • Леонардо да Винчи – Мона Лиза и Тайная вечеря
Рафаэль Санцио, Афинская школа , 1509-1511, Станца делла Сеньятура, Музеи Ватикана, Ватикан. Викисклад (общественное достояние).

Идеал эпохи Возрождения: гуманизм

Итальянское Возрождение представляло собой не только художественный стиль, но и философию, литературу, религию, науку, политику и многое другое. В основе всего этого был гуманизм, философия, прославляющая человеческий интеллект и творчество. Такой образ мышления резко контрастировал со средневековой философией, которая сосредоточивалась на божественном и сводила к минимуму человеческую деятельность. Гуманизм позволил мыслителям эпохи Возрождения достичь новых высот интеллектуальных и художественных достижений. Это способствовало широкому изучению и научным исследованиям. С тех пор наследие гуманизма сильно повлияло на евроамериканский мир.

Микеланджело Буонарроти, Давид , 1501-1504, Галерея Академии, Флоренция, Италия. Фото Phi Requiem/Flickr.

Возрождение классицизма

Благодаря гуманизму итальянцы эпохи Возрождения вновь начали ценить свое классическое греческое и римское наследие во всех его проявлениях. Слово «Ренессанс» означает возрождение – в данном случае возрождение античной традиции. В то время как итальянское Возрождение все еще было глубоко религиозной эпохой, люди привыкли к идее, что языческое классическое прошлое может сосуществовать с христианством. По мере того как их соотечественники обращались к классическому прошлому, итальянские художники внимательно изучали классические статуи, раскопанные в Риме. Классический миф и история стали популярными предметами для художников эпохи Возрождения, как это можно увидеть в 9 работах Рафаэля. 0006 Афинская школа .

Если вам нравятся древнегреческие и римские произведения искусства, искусство итальянского Возрождения может показаться вам очень знакомым. Это потому, что художники эпохи Возрождения часто включали позы и композиции из классических произведений искусства в свои произведения. Интеллектуалы эпохи Возрождения считали, что древние уже создали идеальные решения всех проблем, поэтому цитирование классических мастеров было популярной стратегией.

Такие визуальные и литературные цитаты могли быть весьма изощренными, и некоторые из них были понятны только образованным людям. Этот сложный символизм и предмет помогли поднять статус художников от простых ремесленников до уважаемых интеллектуалов.

Тициан, Венера Урбинская , 1538, Галерея Уффици, Флоренция, Италия.

Возвращение к натурализму

По мере того, как итальянское общество эпохи Возрождения становилось все более склонным к науке, художники стремились изображать мир с большим натурализмом. Натуралистическое искусство представляет свои предметы таким образом, который точно отражает их реальный внешний вид. В лучшем случае он может создать убедительную иллюзию реальности. Натурализм был главной целью итальянского искусства эпохи Возрождения, как это было в классической Греции и Риме. Высокая степень натурализма, наблюдаемая в шедеврах Высокого Возрождения, несомненно, является величайшей отличительной чертой периода.

В произведениях искусства эпохи Возрождения впервые со времен античности представлены анатомически точные человеческие фигуры. Художники изучали анатомию, делая наброски с обнаженных моделей. Некоторые дошли до того, что тайно препарировали трупы, чтобы лучше понять анатомию. Обладая этими знаниями, художники эпохи Возрождения могли изображать фигуры в сложных, динамичных и технически сложных позах, таких как контрапоста . Подобно древним, они любили изображать обнаженную мужскую фигуру во всех деталях ее мускулатуры. Художники создавали правдоподобные трехмерные формы, человеческие и другие, моделируя их в светлых и темных тонах. Этот метод, иногда называемый chiaroscuro имитирует то, как свет играет с массами в реальном мире. Скульптуры, подобные Давиду Микеланджело, также стали менее фронтальными в своих позах и более трехмерными в их моделировании.

Однако не только формы стали более реалистичными. Художники преследовали эмоциональную, а также эстетическую правду, с красноречиво выразительными результатами, которые, вероятно, объясняют неизменную популярность итальянского искусства эпохи Возрождения на протяжении веков.

Линейная перспектива

Концепция линейной или одноточечной перспективы Филиппо Брунеллески позволила художникам передать натуралистическое ощущение трехмерного пространства во всех своих композициях. Линейная перспектива включает в себя создание серии диагональных линий (ортогоналей), которые встречаются в одной точке схода на горизонте. Эта идея воспроизводит реальный способ, которым параллельные линии, кажется, встречаются, когда они удаляются вдаль. Результатом этих сходящихся ортогоналей является двухмерное изображение, создающее иллюзию трехмерного пространства. Неясно, использовали ли классические художники подобную стратегию, или линейная перспектива действительно была нововведением эпохи Возрождения.

Этапы итальянского Возрождения

Джотто ди Бондоне, Фрески капеллы Скровеньи, ок. 1305 г., Падуя, Италия. Викисклад (общественное достояние).

Проторенессанс

В эпоху Проторенессанса такие художники, как Дуччо, Чимабуэ и Джотто, начали отходить от средневековых плоских или «декоративных» фигур на золотом фоне, постепенно добавляя объема, глубины и эмоциональности своим картинам. Эта доренессансная фаза имела место в 13-м и 14-м веках, когда остальная Европа все еще находилась в средневековье. Картины проторенессанса могут показаться современным зрителям наивными.

Донателло, Кающаяся Мария Магдалина , ок. 1455 г., Museo dell’Opera del Duomo, Флоренция, Италия. Фото Джорджа М. Гроутаса с Викисклада.
Подробнее об этом произведении читайте здесь.

Раннее Возрождение

Собственно Возрождение началось в 15 веке. В этот период получили развитие техники линейной перспективы. Среди художников раннего Возрождения были Донателло, Мазаччо и Фра Филиппо Липпи. Искусство раннего Возрождения передает привлекательное, правдоподобное чувство натурализма, но, возможно, ему не хватает динамизма шедевров позднего Возрождения.

Леонардо да Винчи, Дева в скалах , ок. 1491-1508, Национальная галерея, Лондон, Великобритания.

Высокое Возрождение

Всемирно известное трио Леонардо, Микеланджело и Рафаэля творило в эпоху Высокого Возрождения. В первой половине XVI века создаются произведения искусства, воплощающие идеалы Возрождения на высочайшем уровне. Картины и скульптуры Высокого Возрождения представляют собой красиво смоделированные человеческие тела в сложных позах, драматические и эмоциональные композиции, глубоко натуралистические изображения пространства и интеллектуально сложные сюжеты.

Пармиджанино, Мадонна с длинной шеей , 15:30-1533, Галерея Уффици, Флоренция, Италия.

Маньеризм

В середине 16 века маньеризм совпал по времени с Высоким Возрождением; однако дело пошло в другом направлении. Вместо того чтобы стремиться к строгому натурализму, маньеристы демонстрировали свое мастерство, намеренно преувеличивая и искажая свои образы. Резко удлиненная Мадонна с длинной шеей Пармиджанино в учебнике по маньеризму.

«>

Библиография

1.

  • Кларк, Майкл, Оксфордский краткий словарь художественных терминов , Оксфорд и Нью-Йорк: Oxford University Press, 2010.

2.

  • Дэвис, Пенелопа Дж. Э. и др. , История искусства Янсона, Западная традиция , 7-е изд. Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Pearson Education, Inc., 2007, с. 437-467, 503-553.

3.

  • Харрис, Бет и Стивен Цукер, «Как распознать искусство итальянского Возрождения», в Smarthistory , 2 февраля 2017 г.

Что это было возрождением?

 

Итальянское Возрождение — один из самых захватывающих и влиятельных периодов в истории человечества. С 14 по 17 века его революционные идеи охватывали все аспекты жизни общества, включая искусство, литературу, поэзию, математику, науку и многое другое. Широко известно, что слово «Ренессанс» — это французский термин, означающий «возрождение». Но что именно было возрождением итальянского Ренессанса? Проще говоря, Ренессанс был возрождением классической античности из Древней Греции и Рима, и все началось в Италии. Углубимся в историю, чтобы подробнее разобраться в том, что было возрождено в этот знаменательный период истории.

 

Итальянское Возрождение было возрождением древних текстов

«Метаморфозы Овидия в пятнадцати книгах», древний текст, переизданный в 1717 году, изображение предоставлено аукционным домом Скиннера

 

Одним из плацдармов для итальянского Возрождения было открытие древних классических текстов в Византии путешествующими европейцами во время крестовых походов 11-13 веков. Они привезли эти классические тексты домой, и когда ученые перевели их на итальянский язык, это открыло их идеи для богатой сложности древней культуры, ее сложных концепций и ценностей. Среди популярных древних писателей были Вергилий, Овидий и Плиний Младший. В частности, два писателя сыграли важную роль в возрождении классических текстов; это были Данте Алигьери и Франческо Петрарка.

 

Данте и Петрарка

Портрет Данте Алигьери, флорентийская школа, 16 век, изображение предоставлено Sotheby’s

 

Данте был одним из ведущих поэтов и писателей 14-го века, и его самым глубоким текстом была Божественная комедия, 1308-1320, богато сложная повествовательная поэма, вдохновленная мятежным творчеством древнеримской литературы. Подобно древним, он объединил аспекты мифологии и христианства в одно целое. Даже сегодня это великое произведение по-прежнему считается одним из лучших литературных произведений всех времен. Петрарка, напротив, был в первую очередь ученым и активно поощрял изучение классических текстов, а не идеи Средневековья. Развивая свои идеи, Петрарка считается родоначальником школы мысли под названием гуманизм, которая, как и классическая философия, подчеркивала важность естественных «человеческих» качеств, таких как рациональность и рассуждение.

 

Итальянское Возрождение было возрождением античного искусства

Группа Лаокоона, 40–50 гг. до н. э., изображение предоставлено Музеем Ватикана, Рим

 

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

Искусство итальянского Возрождения возродило идеи древнегреческого и римского искусства, особенно акцент на натурализме и анатомии человека. Различные древние источники, которые были заново открыты в эпоху Возрождения, включают греческую и римскую скульптуру, живопись, декоративно-прикладное искусство и архитектуру. В отличие от стилизованного и глубоко религиозного искусства Средневековья, более раннее греческое и римское искусство делало упор на реализм и понимание человеческого тела, и именно это дало толчок невероятному реализму итальянского Возрождения. Гуманизм Петрарки также побудил художников сосредоточиться на изучении природы и реального мира.

 

Итальянское Возрождение было возрождением общества после так называемых темных веков

Рафаэль, Афинская школа, 1509-11, изображение предоставлено Вашингтонским университетом

 

На самом деле, мы могли бы заполнить целую книгу различными нитями греческой и римской жизни, возродившимися во времена итальянского Возрождения. Это привело к полному возрождению и возрождению всего итальянского общества, а не только литературы и искусства. Так называемые Темные века Европы — между античностью и Ренессансом — имеют плохую репутацию как ужасное время, омраченное нищетой, трагедиями и болезнями. Напротив, великие мыслители и деятели итальянского Возрождения оглядывались назад, в дни былой славы Европы, когда процветали все аспекты общества (это может быть немного идеализировано).

 

От науки и математики до политики и философии, итальянское Возрождение полностью перестроило общество снизу вверх, не только возродив римские времена, но продвинувшись от них к чему-то еще более продвинутому и невероятному.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *