Эпоха романовых: где и когда она началась?

Династия Романовых и Церковь — Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 13 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

400-летний юбилей приобретения царственности родом Романовых всколыхнул патриотические чувства и заставил вернуться к спорам, которые, казалось, давно стали достоянием академической истории. Кем были Романовы по отношению к Русской Церкви — благодетелями или же разрушителями? Чего больше принес Церкви Синодальный период — разумные реформы или необоснованные унижения?

Символы царской власти: шапка Мономаха и держава

Московское царство

Ранние Романовы — прежде всего рачительные хозяева. Все они — от Михаила Федоровича до царевны Софьи — были богобоязненны, «мнихолюбивы» и обожали паломнические поездки по древним обителям. Но «хозяйственная жилка» время от времени брала верх над благочестием.

Церковь обладала в ту пору полной автономией от государственного аппарата и владела обширными землями. Церковные владения давали колоссальные доходы, а у царской казны потребность в деньгах не иссякала. Их требовалось крайне много — после великого разорения смутных лет, в условиях многочисленных войн с Польшей, Швецией, Турцией и Крымским ханством. Поэтому с середины XVI столетия начинается настоящее «перетягивание каната» между монархами и главами Церкви.

На этой почве появился Монастырский приказ. Так называлось государственное учреждение, властно вмешивавшееся в финансовые, кадровые и судебные вопросы, которые раньше были исключительно внутрицерковным делом.

При государе Алексее Михайловиче Патриарх Никон, ненадолго превратившийся в могучую политическую фигуру, оказался в опале, а потом и в ссылке.

При государе Федоре Алексеевиче патриарх Иоаким едва отбил проект полной перестройки Церкви на основаниях, никак не соответствовавших давно устоявшемуся ее быту.

Но при всем самовластии, при всем желании ограничить богатство и независимость Церкви, первые монархи из рода Романовых оставались добрыми христианами. Они воспитаны были на старинном укладе жизни, какой царил в боярских вотчинах, на богомольности, на почтении к высшему духовенству. Они мыслили себя первейшими защитниками Церкви и Православия. А потому царствование первых четырех Романовых явилось довольно благополучным временем для Церкви.

Совсем другая эпоха настала, когда исчезло Московское царство и на его месте возникла Российская империя. «Петербургская держава» по духу оказалась намного секулярнее Допетровской Руси. Она гораздо больше власти давала государственному аппарату и гораздо меньше автономии — Церкви.

  

Михаил Федорович (1613 — 1645)

 

Патриарх Филарет (1619-1633)

 

Алексей Михайлович (1645-1676)

Тяготы Синодальной эпохи

Тяжелее всего Русской Церкви приходилось в XVIII веке. Это черный период ее истории.

Среди российских монархов того времени были и ни во что не верующие люди, и те, кто воспитывался в протестантской среде, а потому не очень понимал, например, зачем нужно монашество, и те, кто, при личной преданности Православию, не видел нужды церемониться с духовенством.

Наша знать, двор и верхушка дворянства стремительно набирались западной культуры. Вместе с нею приобреталось скептическое отношение к Церкви и взгляд на православную догматику как на «варварство», примитивизм. К давлению на Церковь сверху добавлялось давление снизу: не утихала ожесточенная борьба со старообрядчеством, возникали всё новые тяжелые секты. Простонародье с головой уходило в безобразные выдумки какого-нибудь самозваного «духовного учителя» и принималось травить местных священников.

А бороться с грубыми домыслами мрачных сектантов и утонченной критикой вельможных атеистов силой живой полемики было до крайности трудно: духовное просвещение стояло близ точки замерзания. Русская духовная школа, да и Академия первой половины XVIII века встали на фундамент провинциального малороссийского образования. Это значит, что учебный процесс там основывался, главным образом, на знании латыни и западной схоластики. Притом последняя в богословии самой Европы уже уходила в прошлое.

Допетровская Русь создала и собственную духовную школу, и собственную Академию, где учащиеся приобретали универсальное славяно-греко-латинское образование. При Петре I и его ближайших преемниках обучение нашего духовенства сделало шаг назад. По словам протоиерея Георгия Флоровского, «…от славянского языка почти что отвыкали в этой латинской школе — ведь даже тексты Писания на уроках чаще приводились на латыни. Грамматика, риторика и пиитика изучались латинские <…> российская риторика присовокупляется к ним <…> поздно. И не трудно понять потому, что и родители с таким недоверием отсылали детей “в эту проклятую семинарию на муку”, а дети предпочитали попасть хоть в острог, лишь бы избыть этой ученой службы. Ибо создавалось гнетущее впечатление, что в этой нововводной школе меняют если еще и не веру, то национальность…».

Весьма долго наши государи прикладывали ничтожно мало усилий для защиты Церкви. А вот обижали ее часто.

При Петре I Русская Церковь стала частью государственной машины. С 1721 года она лишилась духовного главы — Патриарха. Церковным организмом теперь правил Синод — фактически «коллегия по делам веры», госучреждение. Надзирал за его деятельностью обер-прокурор (светский чиновник). Порой он назначался из персон, бесконечно далеких не только от православия, а и от любой разновидности христианства. Пять лет обер-прокурором числился крупный и весьма энергичный масон Иван Иванович Мелиссино (1763–1768). Потом еще шесть лет обер-прокурором состоял Петр Петрович Чебышев — не только масон, но еще и открытый проповедник безбожия (1768–1774). Позднее, при Александре I, в обер-прокуроры был поставлен князь Александр Николаевич Голицын, по отзывам современников, — «веселый эротоман» и сторонник идеи «универсального христианства».

Церкви навязали «Духовный регламент» с «прибавлениями», построенный в очень значительной степени на опыте протестантизма и мало связанный с живой церковной практикой Православия. Как пишет тот же отец Георгий Флоровский, «в “Регламенте” много желчи. Это книга злая и злобная. В ней слишком много брезгливости и презрения… и чувствуется в нем болезненная страсть разорвать с прошлым — и не только отвалить от старого берега, но еще и сломать самый берег за собою, чтобы и другой кто не надумал вернуться». Крушащим молотом прошелся «Духовный регламент» по Русской Церкви. Не разбирая пользы и вреда, он обрушивался на всё, что устоялось, словно задачей его было привести Церковь в состояние руины, а потом на ее месте построить новую Церковь. Но если по части разрушения «Духовный регламент» оказался эффективен, то созидательные его функции получили самое незначительное применение.

Более века русское иночество находилось в состоянии упадка.

Петр I запретил учреждать новые монастыри, строить скиты, постригать во инокини женщин моложе 50 лет, ограничил количество монахов произвольными штатами.

При Анне Иоанновне издевательство над русским монашеством продолжалось. Обители «вычищались» от «лишних» иноков, дабы у правительства появились новые работники на рудниках и новые солдаты.

По закону запрещалось постригать во иночество кого-либо, кроме вдовых священников.

Словами историка Церкви протоиерея Владислава Цыпина, «…в результате этих гонений число монашествующих сократилось почти вдвое: в 1724 г. в монастырях насчитывалось 25.207 монахов и монахинь вместе с послушниками и послушницами, а в конце бироновщины в них осталось лишь 14.282 насельника… В 1740 г., после смерти царицы Анны, Синод докладывал регентше (Анне Лео-польдовне. — Д.В.), что одни монастыри стоят совсем пустые, а в других остались только дряхлые старики и некому совершать богослужение, что множество настоятелей взято под стражу и управление монастырское в плачевном состоянии, что вся жизнь монастырей в крайнем расстройстве». Процесс сокращения иночества несколько затормозился, но остановить его не удавалось. К началу 1760-х по всем обителям числилось уже около 11 000 монашествующих.

Главнейшее доверенное лицо Петра I по церковным делам, Феофан Прокопович, устраивал гонения на своих противников.

В годы правления Анны Иоанновны он провел несколько «архиерейских процессов». Те, кто ему не угодил, лишались сана, подвергались побоям, пыткам, ссылке и тюремному заключению. Церковь стонала от его дикого, необузданного деспотизма. Но два монарших покровителя Феофана Прокоповича — Петр I и царица Анна — вечно вставали на сторону этого тирана.

Екатерина II отобрала у храмов и монастырей землю. Без малого 600 обителей предполагалось упразднить, и, действительно, в итоге екатерининской реформы множество обителей просто исчезли, оставшись без источников пропитания.

На заре XVIII века в России было 1200 обителей. Их число сокращалось стремительно. К середине 1760-х у нас осталось 536 обителей. Из них содержание от государства получали 226, а прочим 310 позволялось влачить существование на пожертвования. К началу XIX века общее число монастырей уменьшилось приблизительно до 450.

Можно констатировать: XVIII век — время, когда правящая династия усвоила в отношении Церкви чудовищную бесцеремонность как норму, как нечто само собой разумеющееся.

В XIX столетии дела русского духовенства несколько выправились, но случались времена, когда оно, волей очередного государя, оказывалась на дне тяжелого унижения. Так, «просвещенный» император Александр II, творец «великих реформ», закрыл около двух тысяч приходов, и общее число русских дьяконов уменьшил на треть.

Чья вина в том, что наша иерархия и наше монашество перестали видеть в государях своих защитников и покровителей? — Нескольких венценосных особ, совершенно не желавших для себя такой роли.

В свою очередь, и сама монархия более не имела в духовенстве столь прочной опоры, каковой оно служило для нее в допетровские времена. Не это ли роковым образом сказалось на судьбе царствующего дома в 1917 году?

Петр I Великий (1721-1725)

Екатерина II Великая (1762-1796)

 

«Светлые полосы»

Столь многие примеры утеснения Церкви со стороны Романовых могут создать впечатление какой-то жуткой, растянутой на три столетия катастрофы. Будто государи Романовы беспрерывно проводили одну линию в политике: подавлять церковный организм, отбирать у него ресурсы для самостоятельного существования, лишать его всякой обороны от идейных нападок извне.

Впечатление это будет совершенно ложным.Да, Московский дом Рюриковичей проявлял к Русской Церкви больше заботы и почтения, нежели династия Романовых. Но это — если рассматривать нашу историю громадными периодами. Если сравнивать три столетия господства Рюриковичей на московском престоле и три столетия царствования Романовых. Оставив в стороне столь крупный масштаб, вникнув в подробности, нетрудно разглядеть: очень многое зависело от личности монарха. Не от умонастроения всего царственного рода, не от каких-то семейных традиций, а от конкретной личности. Персональная религиозность государя и его политические устремления порой оказывались решающим земным фактором для судеб Православия в нашей стране. А среди Романовых были и государи благочестивые, были и те, кто стал для Церкви истинным благодетелем. Время от времени разорение духовенства сменялось большими пожертвованиями со стороны монаршей особы, прессинг — милостью, а религиозная индифферентность правителя — горячей верой. Всё было неровно, чересполосно при этой династии…

При Михаиле Федоровиче Церковь процветала. Его отец, сам большой боярин из рода Романовых, под именем Филарета полтора десятилетия занимал патриаршую кафедру. Он очень многое сделал для восстановления разрушенных Смутою храмов, ублаготворения разоренных монастырей, вывода всего церковного тела из состояния хаоса.

Алексей Михайлович одной рукою укрощал Патриарха Никона, а другой нескудно жертвовал на нужды Церкви. С детства и до самой смерти он вел себя как в высшей степени благочестивый человек.

Императрица Елизавета Петровна, набожная женщина, из христианских побуждений отказалась от смертной казни. Она, что называется, «ослабила гайки», до предела закрученные ее отцом и Анной Иоанновной. Церковь вздохнула чуть свободнее…

При Николае I из церковного управления был вычищен масонский дух, так много испортивший во второй половине XVIII — начале XIX столетия. Тогда же правительство позволило монастырям приобретать большие участки ненаселенной земли. Николай Павлович — первый русский монарх после Петра I, в царствование которого возобновился устойчивый рост монашества.

Александр I (1801-1825)

 

Николай I (1825-1855)

 

Николай II (1868-1917)

Церковное возрождение

В годы правления императора Александра III началось настоящее возрождение Православия. Все тринадцать лет своего царствования он покровительствовал Церкви и сделал для ее блага исключительно много. Архиепископ Херсонский Никанор (Бровкович) высказался о религиозном чувстве Александровской поры с большой теплотой: «Это что-то новое, новое веяние, какое-то возрождение русского духа, религиозного духа. Надолго ли, не знаю… Чувствовалось, что это новое веяние — нового царствования…»

Обнищавшее донельзя православное духовенство получило от правительства вспомоществование, несколько поправившее его дела. Одна за другой выходили «народные книжки», разъяснявшие простым людям христианский этический идеал. Архиереи начали обсуждать церковные проблемы на «окружных соборах». А соборов, надо отметить, не случалось с времен Петра I… Церковь, тяжело переживавшая эпоху нигилизма, воинствующего атеизма, которые бушевали у нас в 60-х и 70-х годах XIX века, наконец-то ощутила сочувствие власти на своей стороне, готовность власти помочь, защитить.

При том же Александре III велось обширное церковное строительство. На него щедро выделяла средства казна.

В какой-то степени православное возрождение продолжалось и при следующем монархе — Николае II. Правда, это глубинное движение наталкивалось и на мощное противодействие революционных сил, и на буйный оккультизм интеллигенции, и даже на то, что в самóм царствующем доме, среди близких родственников императора, стало модным заигрывать с восточной эзотерикой. Но все же оно не остановилось, и если при Александре III в судьбе Церкви наступил март, началось таяние снегов, пошел ледоход, то последнее царствование — апрель для русского Православия, солнышко пригревало, трава полезла из отмерзающей земли…

Жаль, мая не дал Бог.

При Николае II появилось около 300 новых монастырей.

Церковь подступилась к императору с ходатайством о возобновлении патриаршества. Николай II отнесся к этому положительно и позволил открыть «Предсоборное совещание». Ему вменялось в обязанность подготовить большой Поместный собор Русской церкви, где вопрос о возвращении патриаршества решился бы окончательно. Работа предсоборного органа дважды прерывалась, и, в конце концов, накрепко «заперла» ее Первая мировая война. Лишь после свержения Николая II с престола, в 1917-м, Поместный собор все-таки начал свои труды и, среди прочего, восстановил древний патриарший сан. Положа руку на сердце, разве произошло бы это без громадной подготовительной работы, которая совершалась по воле императора?

В начале XVIII века установилась норма: если Церковь считала кого-либо достойным канонизации, то окончательное решение принимал Синод, а утверждал его император. И за всё столетие только две персоны удостоились причисления к лику святых. .. Николай II унаследовал трон в 1894 году. На протяжении почти целого века — до начала его правления — Церковь смогла провести канонизацию еще трижды.

А за двадцать лет царствования этого благожелательного к Православию государя появилось семь новых святых!

Среди них есть личности, о святости которых говорили очень давно, однако «административная проблема» до крайности затрудняла канонизацию. Так, например, в 1908 году восстановилось древнее почитание святой Анны Кашинской, супруги святого Михаила Тверского, пострадавшего за свой народ в Орде. В 1913 году был канонизирован Патриарх Гермоген, принявший от польских захватчиков и русских изменников мучения за веру.

Порой, при сомнениях и колебаниях Синода, воля монарха ускоряла, а то и прямо решала дело. В 1903 году удостоился прославления великий чудотворец Серафим Саровский. Государь проявил горячее желание завершить долгий процесс его канонизации положительно. Более того, он лично присутствовал на церковных торжествах, связанных с причислением Серафима Саровского к лику святых. В дневнике императора сохранилась памятная запись о тех днях: «Впечатление было потрясающее, видеть, как народ и в особенности больные, калеки и несчастные относились к крестному ходу. Очень торжественная минута была, когда началось прославление и затем прикладывание к мощам. Ушли из собора после этого, простояв три часа за всенощной».

С большим почтением относился Николай II к знаменитому духовному пастырю Иоанну Кронштадтскому, канонизированному позднее, в 1990 году. Памятником этому почтительному чувству стали слова царя, прозвучавшие вскоре после кончины Иоанна Кронштадтского: «Неисповедимому Промыслу Божию было угодно, чтобы угас великий светильник Церкви Христовой и молитвенник земли Русской, всенародно чтимый пастырь и праведник…»

А сам святой Иоанн за несколько лет до смерти сказал о Николае II: «Царь у нас праведной и благочестивой жизни. Богом послан ему тяжёлый крест страданий как своему избраннику и любимому чаду». Пророческие слова. Последнему государю российскому еще предстояло принять вместе с семьей горчайший крест; Николай II нес его достойно, как добрый христианин, вплоть до последнего срока…

Слишком краткой была золотая пора Русской Церкви. Она подготовила фундаментальный поворот к восстановлению веры в правах главной составляющей всей духовной жизни народа. У монархии и Церкви появилась перспектива доброго соработничества, как это было в допетровскую эпоху. Но… ресурсов для такого поворота оказалось заготовлено недостаточно. Требовалось переломить страшное духовное закоснение нашего образованного класса, обернуть вспять безбожие, постепенно распространяющееся вниз, в народную толщу, и сделать это в условиях двух гибельно тяжелых войн. И у нашей Церкви, у русского Православия, едва-едва начавших оживать от казенного окостенения при двух последних государях, просто не хватило сил. Если бы не Первая мировая, возможно, хватило бы.

Во всяком случае, между Романовыми и Церковью на закате времени, отпущенного династии, возникли принципиально новые отношения. Идеал христианского государя начал возвращаться в политическую реальность. Между монархией и духовенством открылся доброжелательный диалог. Правящие особы повернулись к Православию и показали свою преданность ему.

Остается лишь сожалеть, что этот христианский ренессанс в России был убит чудовищем революции. И… надеяться, что ныне, после семидесятилетней паузы, он все-таки набрал ход и более не остановится.

Династия Романовых — экскурсии в Москве от 600 ₽

Экскурсии и билеты

Тематическая

На автобусе

Кто первым проклял род Романовых? Откуда Павел I мог знать о своей смерти? Погрузитесь в историю царской династии.

Подробнее

Необычная

На автобусе

Трехчасовая прогулка по центру Москвы — познакомьтесь с историей семьи Романовых.

Подробнее

Пешеходная

1-часовая аудиоэкскурсия по Оружейной палате в приложении WeGoTrip со входным билетом.

Подробнее

Автобусно-пешеходная

Знакомство с Москвой за 1 день — Тверская улица, Воробьевы горы, Московский кремль и Храм Христа Спасителя.

Подробнее

Пешеходная

Прогулка по царской резиденции: теремный дворец, церковь Вознесения и остатки крепостной стены. Мы выясним, как здесь жили цари.

Подробнее

Авторская

Пешеходная

Прогулка по Измайловскому острову, который хранит в себе память о царе Михаиле Федоровиче Романове.

Подробнее

Пешеходная

Неспешным шагом мы отправимся на прогулку, где я расскажу об удивительных переплетениях судеб, о том как в одном районе уживались древнейший мужской монастырь, бандитский притон, квартал «красных фонарей» и главное отделение милиции Москвы.

Подробнее

Авторская

Пешеходная

Гуляем по старинной Китай – Городской улице Варварка. По одну сторону Варварки древняя Русь, а по другую – Русь торговая. Позади – Красная Площадь. Слева – Средние торговые ряды и Гостиный Двор. Справа – Старый Английский Двор, Палаты Бояр Романовых и монастыри. Названия-то какие…

Подробнее

Пешеходная

Одно из древнейших мест Москвы, которое объединяет в себе всё: древность, богатство, роскошь, уникальность и невероятную красоту…

Подробнее

Тематическая

Пешеходная

На экскурсии мы будем искать следы пребывания Екатерины Второй в Москве.

Подробнее

Пешеходная

Ансамбль Новодевичьего монастыря и Новодевичьего кладбища – уникальное место. Оно хранит память о множестве исторических событий, которые имели место в жизни нашей многострадальной Родины…

Подробнее

Отзывы туристов

Даша Н.

Романовы: история и мистика Великой династии

нам все понравилось! видна заинтересованность экскурсовода Ирины, отвечала на вопросы, рассказывала куда заглянуть лично мне три часа экскурсии оказалось много, устала под конец, но это не отменяет эмоций от экскурсии!

21 день назад

Арина Э.

Романовы: рок и мистика царской династии

Большое спасибо за интереснейшую экскурсию!Получила большое количество новой информации о Романовых.К сожалению в зимнее время ,начало экскурсии в 16ч. не комфортно так как уже через полчаса из окон автобуса ни чего не видно,а в целом великолепно.Спасибо большое!

около 1 месяца назад

Варварка: необычный Китай-город

Очень небольшая, легкая экскурсия. Гуляя в очередной раз в центре, решили воспользоваться услугами гида, но так, чтобы не долго и познавательно. Получили всё, что хотели. Катарина интересно, без сухих фактов дала нам информацию. Очень позитивный человек! Взглянули на Варварку совершенно другими глазами. Часть исторических мест, при обычном транзите через эту улицу, просто были незаметны.

4 месяца назад

Валентина М.

Волхонка Екатерины II: по следам великой императрицы

Спасибо Анастасии за экскурсию! У нас был формат экскурсии-девичника: мы пришли на экскурсию только своей компанией с подружками, поэтому атмосфера была очень комфортная. И тема, и маршрут оказались очень подходящими для такой прогулки. Поговорили про фаворитов императрицы и женскую дружбу 🙂 Посмотрели на красивые здания, посидели в уединенной зеленой беседке прямо в центре Москвы — отлично провели выходной день и получили новые впечатления!

7 месяцев назад

Елена К.

Романовы: история и мистика Великой династии

Экскурсия нам очень понравилась. Ирина очень интересно рассказывала, с удовольствием отвечала на вопросы в процессе. Впечатлил Новоуспенский монастырь и дворец в Лефортово, который, я надеюсь, в скором времени отреставрируют. Я получила много интересной и познавательной информации. Надеюсь еще не раз воспользоваться вашим сервисом. Большое спасибо!

7 месяцев назад

Кристина

Романовы: рок и мистика царской династии

Побывала на Вашей экскурсии «Династия Романовых: мистика и страсти на троне» Меня всегда интересовала эта тема. Здесь же, на экскурсии, она мне открылась по новому. Спасибо гиду, за огромное количество очень интересной информации.

11 месяцев назад

Андрей

Романовы: рок и мистика царской династии

Вчера с женой и нашими друзьями посетили вашу экскурсию По Романовым. Прекрасный рассказ, великолепные знания, свой стиль ведения экскурсии. Все это оставило приятные впечатления и на меня, и на супругу и на наших друзей. Спасибо гиду Михаилу Борисовичу.

12 месяцев назад

Виктор

Романовы: рок и мистика царской династии

С семьей и двумя сыновьями подростками, посетили Вашу экскурсию «Династия Романовых: мистика и страсти на троне». Сказать что было интересно, ничего не сказать. Как показатель: нынешних подростков сложно заинтересовать и заставить слушать материал, но на данной экскурсии, гид сумел взять их внимание. Всю экскурсию слушали внимательно и с интересом, дома смогли ответить на мои вопросы по данной теме, а это уже отличный результат. Спасибо большое!

около 1 года назад

Фотографии с экскурсий

Автобусно-пешеходная экскурсия по Москве, связанная с пребыванием в столице семьи Романовых, пополнит ваши знания об истории императорского дома, столичной эпохи царской династии и знаменательных событиях, происходивших в её окружении.

Памятные места дома Романовых в Москве

На экскурсии вы познакомитесь с древними фамильными палатами в Зарядье, узнаете кремлёвские тайны, сопровождавшие жизнь семьи в главном царском обиталище, а также посетите Измайлово, любимую загородную резиденцию династии, и другие памятные места.

  • Палаты бояр Романовых в Зарядье. Старинная усадьба некогда принадлежала Никите Романовичу Захарьину-Юрьеву, внуку основателя рода. В XV веке это было большое подворье, отмеченное на карте Москвы. Сегодня от огромного поместья сохранились лишь трёхэтажные палаты. В этом доме родился и первый представитель царской династии — Михаил. При переезде семьи в Кремль имение стало называться «старым государевым домом», а при Александре II здесь был основан музей. На экскурсии в родовое поместье Романовых и сегодня можно увидеть на стенах парчовую обивку XIX века с царскими вензелями. Также сохранился флюгер-грифон на деревянной крыше последнего этажа, личная эмблема Никиты Романова, послужившая основой для фамильного герба императорской семьи. На флюгере до сей поры остались следы от пуль, выпущенных по нему в 1917 году. Особый колорит дому придаёт внутренняя планировка с толстыми стенами, крутыми лестницами и низкими сводчатыми потолками, погружающая в историю московского средневековья. В здании сохранился белокаменный подвальный этаж. А несколько лет назад на северном фасаде палат восстановлен лепной герб-грифон, утраченный в советское время.
  • Романовы в Кремле. После восхождения на престол первого из Романовых, на территории Кремля был построен для проживания царской семьи каменный Теремной дворец, в его архитектуре впервые на Руси была применена анфиладная планировка. Сегодня Теремной дворец можно посетить на экскурсии в Большой Кремлёвский, в состав которого он ныне входит. Также у западной стены Кремля расположен Потешный дворец, строившийся двумя десятилетиями позже Теремного. Здание возводилось для проживания тестя царя Алексея Михайловича и сегодня является единственными сохранившимися в Кремле боярскими хоромами. При реставрации дворца была обнаружена уникальная белокаменная резьба с изображениями цветов, животных и рыцарей.
  • Измайлово. Село Измайлово было романовской вотчиной и принадлежало Никите Захарьину-Юрьеву. Усадьба расцвела при царствовании Алексея Михайловича, когда были разбиты бескрайние сады и возведены исторические постройки. На экскурсии в Измайловскую усадьбу Романовых сегодня можно увидеть отреставрированные архитектурные памятники: царский дворец, въездные ворота, фонтан, Мостовую башню, Покровский собор.

Также вы можете посетить с прогулкой императорские резиденции Коломенское и Царицыно, усыпальницу императоров в Новоспасском монастыре и другие достопримечательности, связанные с Москвой и Романовыми. Экскурсию можно купить у нас на сайте онлайн. Добро пожаловать в число наших постоянных клиентов!

Расписание ближайших экскурсий по местам Романовых

21 февраля

10:00

Оружейная палата: билет и аудиоэкскурсия по сокровищам российских государей

1990 ₽

22 февраля

09:00

Варварка: необычный Китай-город

1500 ₽

22 февраля

11:00

Новодевичье: история страны от средневекового периода до наших дней

1100 ₽

22 февраля

11:00

На царскую дачу в Коломенское

600 ₽

23 февраля

16:00

Романовы: рок и мистика царской династии

1000 ₽

Похожие категории

Тематические экскурсии

213 экскурсий

Киноэкскурсии

12 экскурсий

Про космос

15 экскурсий

По шахтам

1 экскурсия

Хитровка

16 экскурсий

Замоскворечье

17 экскурсий

По кладбищам

7 экскурсий

Мистика

48 экскурсий

Тверской бульвар

7 экскурсий

Поварская улица

3 экскурсии

Зеленое кольцо москвы

2 экскурсии

Булгаков

27 экскурсий

Зарегистрируйтесь и получите скидку 5% на любую экскурсию

Вход на сайт

Регистрация на сайте

Восстановить пароль

Факт или вымысел: династия Романовых

Опубликовано Джули Нельсон

Факты или вымысел Я рекомендую художественную и научно-популярную книгу на одну и ту же тему. В этом месяце вы можете выбрать откровенный рассказ известного историка о четырех дочерях Романовых, увлекательный исторический роман о великой княгине Ольге, старшей дочери царя Николая, или и то, и другое! В любом случае вы погрузитесь в последние, катастрофические годы династии Романовых.

Это были четыре очаровательные, умные сестры, каждая со своим характером, талантами и слабостями. Однако в глазах всего мира они всегда были группой: четыре великие княгини России. Они покорили мир с момента своего рождения, и до сих пор завораживает трагическая история четырех прекрасных обреченных сестер. Хелен Раппапорт запечатлела настоящих сестер, их надежды и мечты, страхи и слабости в своей невероятно читаемой книге «Сестры Романовы ».

Ольга, старшая, была чувствительна и склонна к меланхолии. Она также была добросердечной и импульсивной и влюблялась в неподходящих солдат. Вторая сестра, Татьяна, была замкнутой и альтруистичной. Прирожденная медсестра, она вела домашнее хозяйство, когда ее хронически больная мать не могла этого сделать. Средняя сестра Мария была скромной, пухленькой и хорошенькой. Как самую «типично русскую» ее любили все, кто ее знал. Дерзкая, неугомонная Анастасия была развязной шутихой, которая приносила смех и озорство императорской семье.

Просто воспитанные девочки очаровательно не испорчены своими любящими родителями. Конечно, в императорском дворе было много смеха и веселья, но грусть была их постоянным спутником. Постоянно беспокоила гемофилия младшего брата Алексея, как и хроническое, инвалидизирующее заболевание матери. Прежде всего, были растущие вызовы автократическому правлению их отца, которое держало девочек в изоляции и в конечном итоге привело к их гибели.

Великая Княгиня Ольга знает, как старшая из четырех дочерей, что ее долг перед Императорской Россией — выйти замуж за представителя другой царской семьи. Хотя она и ее сестры очень любимы, семья вращается вокруг ее младшего брата Алексея, наследника короны, если он сможет пережить свою гемофилию. Когда защищенная Ольга входит в российское общество, она не может не испытывать романтических чувств к красивым молодым солдатам, которые встречаются на ее пути. Втайне она мечтает, что ее родители уступят и позволят ей выйти замуж за того, за кого она пожелает.

Когда Россия вступает в войну, брачные планы отходят на второй план, поскольку Ольга и ее сестры начинают ухаживать и помогать в военных действиях. Наивная и невинная Ольга, ставшая старше и знакомая с большим количеством людей, начинает узнавать неприятные вещи о своей семье.

Какое влияние оказывает на ее мать грубый и загадочный отец Григорий Распутин? Почему ее отец не замечает страданий русского народа? И почему толпа перестала аплодировать, когда она и ее сестры проезжали мимо? Становится ясно, что власть ее родителей над Россией быстро рушится, и она и ее семья находятся в серьезной опасности.

Основанный на обширных исследованиях, включая настоящие дневники великой княгини Ольги, Последняя великая княгиня представляет собой захватывающий портрет молодой женщины, достигшей совершеннолетия во времена великих потрясений.

Посмотреть полный список

 

Джули Нельсон

Постоянный читатель, выбор книг, бесстыдный пропагандист хороших чтений — это лишь некоторые из вещей, которые я делаю как специалист по разработке коллекций. Я люблю делиться скрытыми жемчужинами в нашей коллекции документальной литературы!

Опубликовано в Книги, Фильмы и Музыка и помечено книжные рекомендации, книжные рекомендации, Факт или Вымысел, Художественная литература, Великая княгиня Ольга Николаевна, историческая фантастика, Затерянные в стеках, новая художественная литература, документальная литература, документальная литература, сестры Романовы, Романовы, Россия, подбор персонала.