Краткая биография франца шуберта: Франц Шуберт биография, краткое содержание и самое важное, интересные факты о композиторе

Содержание

Франц Шуберт — краткая биография

Шуберт Франц (1797—1828), австрийский композитор.

Родился 31 января 1797 г. в Лихтентале близ Вены в семье школьного учителя. Отец и старшие братья обучили Франца игре на скрипке и фортепиано.

Благодаря красивому голосу с 1808 по 1812 г. он был певчим Венской придворной капеллы, одновременно обучаясь в конвикте (хоровое училище-интернат). Здесь наставником Шуберта по композиции был до 1816 г. А. Сальери.

С 1814 г. Шуберт учительствовал в школе отца, правда, не чувствуя особой склонности к этому. В 1818 г. он оставил преподавание и всецело занялся творчеством. Уже за время своей недолгой работы в школе Шуберт создал около 250 песен, среди которых шедевр мировой вокальной лирики «Лесной царь» (1814 г.; на стихи И. В. Гёте).

Вокруг композитора объединились единомышленники, поклонники и пропагандисты его творчества. Именно благодаря их усилиям к Шуберту пришли слава и признание. Сам же он отличался жизненной непрактичностью.

Основой творчества Шуберта стала песня. Всего им написано более 600 произведений этого жанра. Среди них вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» (1823 г.; на стихи В. Мюллера) -— простая и трогательная история любви скромного подмастерья и дочери хозяина мельницы. Это один из первых вокальных циклов в истории музыки.

В 1823 г. Шуберт стал почётным членом Штирийского и Линцкого музыкальных союзов. В 1827 г. им был написан ещё один вокальный цикл на стихи Мюллера — «Зимний путь». Уже посмертно, в 1829 г., вышел последний вокальный сборник композитора — «Лебединая песня».

Кроме вокальных сочинений Шуберт много писал для фортепиано: 23 сонаты (из них 6 незавершённых), фантазия «Скиталец» (1822 г.), «Экспромты», «Музыкальные моменты» и др. В период с 1814 по 1828 г. написаны 7 месс и «Немецкий реквием» (1818 г.) — основные сочинения Шуберта для солистов, хора и оркестра.

Для камерного ансамбля композитор создал 16 струнных квартетов, 2 струнных и 2 фортепианных трио и др. Он писал также оперы («Альфонсо и Эстрелла», 1822 г.; «Фьера-брас», 1823 г.).

Умер 19 ноября 1828 г. в Вене.

P.S. Посетитель по имении Елена Л добавила короткий, емкий, замечательный комментарий. Привожу полностью и подписываюсь под каждым словом. Елена, спасибо большое!
Здравствуйте! По поводу Шуберта: как же не напомнить читателяи о его шедевре “Третья песня Эллен”, более известном широкому слушателю, как “Аве Мария”? И обязательно сказать, что эту бессмертную музыку написал мальчик 30 лет от роду…

Произведение Франца Шуберта «Третья песня Эллен» часто неточно называют «Ave Maria Шуберта», хотя в действительности текст, на который написана эта музыка, взят из немецкого перевода поэмы Вальтера Скотта о кельтской Владычице Озера («Дева Озера», 1810 год) и включает только первые два слова молитвы. Впоследствии Ave Maria целиком стали петь на музыку этой песни Шуберта, хотя композитор и не имел этого в виду.

Близкие темы:

Популярно:

Комментарии:

Краткая биография Франца Шуберта для школьников 1-11 класса. Кратко и только самое главное

­Главная>Биографии известных людей

Краткая биография Франца Шуберта

Шуберт Франц Петер — выдающийся австрийский композитор; основоположник раннего романтизма; создатель девяти известных симфоний. Родился 31 января 1797 года в Вене в семье обычного учителя. Поначалу в семье было четырнадцать детей, но девять из них умерли в раннем возрасте. За свою недолгую жизнь Шуберт написал около 600 песенных композиций, многие из которых актуальны по сей день. В создании собственного стиля он опирался преимущественно на работы Моцарта, Глюка, Гайдна и Бетховена.

С детства мальчик получил домашнее музыкальное образование. В церкви он учился игре на органе и вокалу. Фредерик был одним из лучших певцов хора придворной капеллы. Сам Сальери взял его к себе в ученики, восторгаясь его красивым голосом и музыкальным даром. Примерно в 13 лет он стал писать свою первую симфонию. Первые самостоятельные работы были написаны им в 1814 году.

Из хора к тому моменту он был уже отчислен, так как у мальчика ломался голос. Поэтому юный Фредерик поступил в учительскую семинарию, последовав по стопам отца. Все свое свободное время он посвящал сочинению музыки. Песенная музыка композитора была своего рода продолжением стиля Бетховена. 1815-й год считается самым плодотворным в его карьере. В этот период он написал более сотни песен, шесть опер, множество симфоний и музыку для церкви.

Одна из лучших его песен на стихи Гете была написана в конце этого же года — «Король Эрл». За кантату «Прометей» (1816) композитор получил свой первый гонорар, так как писалась она на заказ. Неудачно складывалась личная жизнь Шуберта. Повстречав дочь мануфактурщика Терезу Гром, которая ничем примечательным не выделялась, но очень любила музыку, юный Фредерик решил на ней жениться. Однако его доходы не позволяли обзавестись семьей, и мать Терезы выступила против этого брака.

В 1816 году композитор представил публике произведение, которое принесло ему долгожданную популярность — «Лесной царь». В дальнейшем одна за другой появлялись его знаменитые симфонии. Постепенно композитор приобретал мировую известность. В 1820-х гг. у него начались проблемы со здоровьем. Некоторое время он работал в имении графа И. Эстерхази, преподавая музыку его дочерям. Последние годы своей жизни композитор провел в Вене.

Он умер 19 ноября 1828 года, после продолжительной борьбы с брюшным тифом. У композитора две могилы. Изначально он в соответствии с последней волей был похоронен рядом с боготворимым им Бетховеном на Верингском кладбище (ныне Парк Шуберта), а в 1888 г. прах обоих композиторов был перезахоронен на Венском центральном кладбище.

см. также:
Все краткие биографии известных и знаменитых людей

Краткие биографии писателей и поэтов

Краткие биографии художников

­

Франц Шуберт — Краткая Биография и Произведения

Франц Петер Шуберт (1797—1828) — великий австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке.

Родился в предместье Вены, в Лихтентале, Сын учителя. С одиннадцати лет пел в императорском хоре. Выдающиеся способности Шуберта были замечены крупнейшими венскими музыкантами и композиторами. У Сальери он обучался композиции и игре на фортепиано. Но отец предназначил Шуберту карьеру учителя и поэтому, как только Францу исполнилось 17 лет, сделал его своим помощником. Так как профессия учителя освобождала от военной службы, а Францу вовсе не хотелось служить в королевской армии, он уступил требованиям отца. В эти годы он пишет такие замечательные песни, как «Форель», «Гретхен за прялкой», «Лесной царь». Только за 1815 год появилось более 140 песен.

Когда Шуберт окончательно решил посвятить себя музыке, отец выгнал его из дому. Он не был допущен даже к умирающей матери. Однако Шуберт остался верен своему решению и продолжал заниматься исключительно композиторским трудом. Будучи человеком болезненно скромным, он поддерживал отношения лишь с небольшим кругом своих друзей, которые всячески стремились пропагандировать произведения одаренного композитора. В Вене были известны так называемые «шубертиады» — вечера, на которых Шуберт и друзья композитора исполняли его произведения. Признание пришло к Шуберту лишь в 20-х годах. В 1828 году, за несколько месяцев до смерти, состоялся его авторский концерт, который прошел с большим успехом.

За короткую жизнь композитор создал огромное количество произведений в разных жанрах. Музыке Шуберта свойственна удивительная душевная открытость и искренность. В песнях и других произведениях композитор раскрывает необъятный внутренний мир человека, передает самые сокровенные мысли и чувства. Его считают создателем романтической песни и баллады.

Произведения Шуберта


«Неоконченная симфония» № 8 (1822)
музыка к зингшпилю «Розамунда» (1823)
«Немецкий реквием» (1826)
произведения для фортепиано
трио, квартеты, квинтеты, сонаты для фортепиано, скрипки
вокальные циклы:
«Прекрасная мельничиха» (1823)
«Зимний путь» (1827)
песни:
«Форель» (1817)
«Лесной царь» (1817)
«Девушка и смерть» (1817)
«Вечерняя серенада» (1828)

На момент публикации все ссылки были в рабочем состоянии, если Вы по каким-то причинам не можете ознакомиться с краткой биографией Франца Шуберта, просьба сообщить об этом администрации сайта.

Франк Шуберт краткая биография для детей самое главное

Австрийский композитор и музыкант родился в 1797 году в городе Вена. Отец и брат имели музыкальное образование, именно они давали мальчику уроки игры на музыкальных инструментах. Когда ему было 6 лет, отец отдает его в приходскую школу. Там открылся его талант к пению, и в возрасте 11 лет его взяли в придворную капеллу.

Его педагогом был известный австрийский дирижёр Антонио Сальери. Он много занимался с Шубертом, в результате чего будущий композитор великолепно знал музыкальную теорию. В юности начинает писать первые симфонии и пьесы. В возрасте 16 лет его голос начинает меняться, и он уходит из хора.

Шуберта заметил один известный певец И.М. Фогль и исполнил несколько его песен, которые становятся очень популярными в Австрии. Композитор решает переложить произведение «Лесного царя» Гёте, в результате чего имя музыканта начинают узнавать. У Шуберта появляется много друзей, которые долгое время помогали ему, в следствие плохого финансового положения.

В 1818 году решает сменить сферу деятельности и отправляется в летнюю резиденцию графа Эстерхази в Желиз. Там преподавал музыку в местной школе, но через год возвращается обратно на Родину. Здесь он пишет несколько собраний сочинений, которые с успехом разошлись по всей стране. Его музыку полюбили, а песни исполняли известные музыканты и певцы.

1823 год стал переломным в жизни композитора. Его пьесы не были востребованы, он писал новые, но это всё равно не приносило успеха. В этом же году опять возвращается в Желиз и работает там преподавателем, так как денег у Шуберта совсем не осталось.

Он умер в 32 года от кишечной инфекции. Но слава о его таланте разнеслась по всему миру, а музыкальные произведения не утратили былой популярности. Его пьесы до сих пор играют на концертах, исполняют музыку и перекладывают её на разные инструменты.  

4, 5, 6, 7 класс

Биография Шуберта и творчество для детей

Франц Петер Шуберт (31 января 1797 – 19 ноября 1828) был среди первых последователей Романтизма и композитором, который более, чем кто-либо другой, привел музыкальное искусство (романсы) до художественной зрелости. Во время его короткой, но продуктивной карьеры он создал шедевры почти в каждом жанре, все отличались богатой гармонией, несдержанным отношением к классическим нормам и, казалось бы, бесконечным даром к мелодиям. Шуберт начал свое раннее музыкальное обучение, учась вместе со своими братьями и отцом. Пройдя прослушивание, он поступил в школу Конвикт, которая обучила молодых вокалистов со временем петь в часовне Императорского двора. Шуберт начал изучать музыкальные произведения и написал песню, обратившую внимание директора института, Антонио Сальери, который вместе со школьным профессором по гармонии, провозгласили молодого Шуберта гением.

В 1813 году, после того, как у Шуберта сломался голос, он уехал жить к отцу, который побудил его идти по своим стопам и стать школьным учителем. Шуберт беспрекословно подчинился и с трудом работал в этой должности в течении дня в то время, как ночью он очень много сочинял произведений. Он написал более 100 песен, а также множество симфонических, оперных и камерных музыкальных партитур прежде, чем ему исполнилось 20 лет.

В конце концов, Шуберт оставил свое место преподавателя, чтобы полностью посвятить себя музыкальному делу. Летом 1818 года молодой композитор работал частным учителем музыки в аристократической семье Эстерхази. Когда он осенью ушел с этой должности, Шуберт жил несколько богемным образом жизни, сочиняя и проводя время с группой друзей, которые играли роль его личной группы поддержки.

В 1820 году Шуберту сделали заказ два оперных театра, театр Картнертор и театр Ан дер Вин, на сочинение пары опер. Он написал Братья-близнецы и Волшебная арфа, которые обе были приняты без восторга. Шуберт не смог заключить контракт с издателем, т.к. никто не хотел идти на риск с относительно неизвестным композитором, который писал (гармонично) нетрадиционную музыку. Шуберт, наряду с поддержкой своих творческих друзей, представил свою работу группе примерно из 100 подписчиков. Однако эти усилия были финансово неоправданными, и Шуберт изо всех сил пытался себя поддерживать. Его работа привлекла мало внимания, и современные композиторы отвергли его музыку, как самонадеянную и незрелую.

В 1823 году Шуберт был избран в Музыкальное общество в Граце, как почетный член. Хотя это не принесло финансовой награды и было несущественным назначением, Шуберт наслаждался своим небольшим признанием и проявил свою благодарность, сочинив свою знаменитую Неоконченную симфонию. Пять лет спустя музыка Шуберта была представлена на концерте в Музыкальном обществе в Вене. Его работа была признана с большим энтузиазмом и критическим одобрением. Это признание было единственным разом в жизни композитора, когда он пользовался таким успехом. Казалось, это дало Шуберту новое чувство оптимизма, и, несмотря на болезнь, композитор продолжал творить с невероятной скоростью. Он начал организовывать схему повышения своей художественной популярности, продолжая оценивать свою работу и прогресс, как музыкант, возможно, даже планируя изучать гармонию в частном порядке.

Здоровье Шуберта не улучшилось, и вскоре он оказался на пороге смерти. Во время последних моментов композитора он поручил своему брату Фердинанду обеспечить, чтобы его похоронили рядом с могилой Людвига ван Бетховена. Шуберт почитал легендарного композитора и был благодарен ему, поскольку Бетховен похвалил его работу, услышав подборку песен. Шуберт также высоко оценил работу как Франца-Иосифа Гайдна, так и Вольфганга Амадея Моцарта. Франц Шуберт умер от сифилиса.

Несмотря на свою короткую жизнь, Шуберт создал множество симфоний, опер, сочинений, камерных музыкальных произведений и фортепианных сонат, большинство из которых считаются стандартным репертуаром. Он известен прежде всего тем, что сочинил сотни песен, в том числе Гретхен на спиннинговом колесе и Лесной царь. Он стал первооткрывателем цикла песен с такими произведениями, как Прекрасная мельничиха и Зимний пейзаж, и сильно повлиял на вокальное письмо Роберта Шумана и Густава Малера.

4 класс

Интересные факты и даты из жизни

Краткая биография Франца Шуберта | Краткие биографии

ФИО: Франц Петер Шуберт
Дата рождения: 31.01.1797
Место рождения: Вена
Знак зодиака: Водолей
Деятельность: Композитор
Дата смерти: 19.11.1828 (31 год)

Детство и юность

Последний день января 1797 года сделал известным на весь мир бедный квартал Вены Лихтенталь. 31 числа многочисленная семья учителя церковной школы Франца Теодора Флориана Шуберта и его жены Марии Элизабет Катарины, бывшей поварихи, пополнилась гениальным ребенком. Мальчика назвали Францем Петером. Он был двенадцатым из 14 детей, из которых девять умерли очень рано.

Родители — Франц Теодор Флориан Шуберт и Мария Элизабет Катарина

Семья не была хорошо обеспеченной, и отец мечтал видеть младшего из сыновей Франца чиновником или преподавателем. Он обучал сына латинскому языку и математике, а также игре на скрипке (музыку у Шубертов любили, но не считали серьезным занятием). А маленький Франц любил бывать в расположенной неподалеку мастерской музыкальных инструментов, где без посторонней помощи стал по слуху подбирать мелодии на фортепиано. Заметив это, старший брат стал помогать младшему, объясняя основы игры. А местный органист стал заниматься с ребенком пением, ознакомил с азами полифонии и научил играть на органе.

Франц обладал исключительным слухом и очень красивым голосом, был солистом церковного хора. Осенью 1808 г. он победил в отборочном конкурсе и стал певчим императорской капеллы, а заодно и пансионером престижной католической школы. Одним из его преподавателей был А. Сальери. Играя в школьном оркестре, Шуберт стал первой скрипкой и получил право дирижировать. Одновременно Франц сочинял музыку, но старался это не афишировать, опасаясь конфликта с отцом. Когда мальчику исполнилось 15 лет, умерла мать. В 16 лет у Франца начал ломаться голос, пение в капелле пришлось оставить. Обучаться в церковной школе к тому времени Франц тоже не хотел.

В юности

Краткая биография

  1. 1813 (ноябрь) – отец женится во второй раз, Франц получает итоговые низкие оценки по латыни и математике, отказывается от переэкзаменовки, уходит из церковной школы.
  2. 1813 (декабрь) – поступает учиться в школу святой Анны.
  3. 1814 – дирижирует на премьере собственной первой мессы соль-мажор.
  4. 1814 (июль) – после окончания школы становится шестым помощником учителя.
  5. 1814-1817 – сочиняет 5 симфоний (N1и N3 ре-мажор, N 4 до-минор «Трагическая», N2 и N5 си-бемоль-мажор), 7 сонат, 4 оперы, около 300 песен.
  6. 1816 – первый гонорар размером 100 флоринов, вдвое превышающий его годовую заработную плату.
  7. 1817 – служба учителем музыки у графа Эстергази.
  8. 1818 – поездка в Венгрию.
  9. 1819 – дает концерты в федеральной земле Верхняя Австрия, пишет комическую оперу «Близнецы».
  10. 1821 – начало публикаций произведений.
  11. 1822 – «Неоконченная» симфония си-минор.
  12. 1823 – избран почетным членом музыкальных обществ столиц федеральных земель Граца и Линца.
  13. 1823 – пишет оперу «Домашняя война или заговорщики».
  14. 1824 – вторая поездка к графу Эстергази.
  15. 1825 – «Большая» симфония до-мажор, путешествие в Тироль.
  16. 1825-1826 – «Аве Мария» в составе вокального цикла «Дева озера».
  17. 29 марта 1827 – был факелоносцем на похоронах Бетховена.
  18. 1827 – поездка в Грац.
  19. 1827-1828 – «Серенада» в последнем сборнике песен.
  20. 26 марта 1828 – первый публичный авторский концерт.
  21. 19 ноября 1828 – скончался от брюшного тифа, завещал похоронить себя рядом с Бетховеном, последний сборник друзья назвали «Лебединой песней».

Личная жизнь

Первой любовью Франца была его соседка шестнадцатилетняя Тереза Гроб. Она пела в церковном хоре и первая исполнила его мессу соль-мажор. Вторая месса композитора была тоже написана для Терезы. Девушка 3 года надеялась на брак с Шубертом, но из-за его материальной неустроенности родители были против. Через несколько лет Тереза была вынуждена выйти замуж за другого.

Тереза Гроб

Следующим серьезным увлечением молодого человека была 19-летняя графская дочка Каролина Эстергази, которую он обучал музицированию. Франц называл девушку своей музой. Увлечение со временем стало взаимным, что было замечено отцом Каролины. Возмущенный граф немедленно уволил Шуберта. Семью и детей Шуберт так и не успел завести.

Каролина Эстергази

У Шуберта было много друзей, ценивших его за хороший характер и талант. Понимая житейскую непрактичность творческого человека, всегда старались его поддержать. Уйдя из дома отца, Франц жил по очереди у товарищей. Поездки по стране совершал по приглашению единомышленников или поклонников. Музыкальные вечеринки – «шубертиады» были широко известны, находилось много желающих принять участие, на них не только слушали музыку, но и общались, шутили, танцевали. Одновременно находились аферисты, которые, пользуясь отсутствием денег у композитора, делали его жертвой своих махинаций, откупая за бесценок его сочинения.

Материальное положение Шуберта было тяжелым, он не имел постоянного источника существования. Концерты и немногочисленные публикации произведений не давали достаточного дохода. Длительная болезнь на протяжении 1822-1823 годов усугубила положение. Приходилось скитаться по меблированным комнатам, снимать которые помогали его брат и друзья. Часто он не имел денег для оплаты кредиторам. Только практически перед смертью мог купить собственное хорошее фортепиано.

Проживший немногим больше 30 лет гениальный композитор при жизни не получил заслуженного признания, также, как и большинство его предшественников. Триумфальный концерт 1828 года состоялся за несколько месяцев до смерти. Много сочинений Шуберта нашли слушателей только через несколько десятилетий благодаря стараниям друзей и других музыкантов. Так Ф. Лист 40 лет приводил в порядок записи пьес, занимался их аранжировкой, а Й. Брамс к концу 19-го столетия отредактировал полное собрание произведений Шуберта.

Значение творчества Шуберта для мировой культуры

Композитора заслуженно считают одним из родоначальников романтического направления в музыке. Его лирические песни первыми в музыкальной истории стали исполняться наряду с серьезными произведениями, а комические оперы – зингшпили являются предшественниками оперетт и мюзиклов. Шуберта знают и любят не только музыковеды-специалисты, но и широкий круг слушателей.

Его творческое наследие составляют:

  • Более 600 песен.
  • 9 симфоний.
  • 62 инструментальных ансамбля.
  • 22 сонаты.
  • 9 увертюр.
  • 50 фортепианных дуэтов.
  • 24 сборника танцев.
  • Более 100 произведений для хора.
  • 18 музыкальных произведений для сцены.
  • Фантазии, вариации, экспромты, музыкальные моменты.

Спустя два века произведения Шуберта считают за честь иметь в репертуаре самые именитые оркестры и солирующие музыканты. Бессмертные сочинения как в современной обработке, так и в классическом исполнении продолжают доставлять наслаждение ценителям музыки.


 

Другие биографии:

Франц Шуберт краткая биография — Kratkoe.com

Автор J.G. На чтение 2 мин Обновлено

Франц Шуберт краткая биография изложена в этой статье.

Франц Шуберт краткая биография

Франц Петер Шуберт — австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке, автор около 600 вокальных композиций, девяти симфоний, а также большого количества камерной и сольной фортепианной музыки.

Родился Шуберт 31 января 1797 в пригороде Вены в многодетной семье. С детства увлекался музыкой: он играл на скрипке, фортепиано. С шести лет он учился в приходской школе Лихтенталя. С семи лет он брал уроки игры на органе у капельмейстера Лихтентальской церкви.

В 1808-1812 Франц пел в императорской Придворной капелле под руководством выдающегося венского композитора и педагогаАнтонио Сальери, который, обратив внимание на талант мальчика, начал обучать его основам композиции. К семнадцати годам Шуберт уже был автором фортепианных пьес, вокальных миниатюр, струнных квартетов, симфонии и оперы «Замок дьявола».

Работая помощником учителя в школе своего отца (1814-18), Шуберт продолжал интенсивно сочинять.

Первую популярность композитор Шуберт ощутил в 1816 году после написания баллады «Лесной царь». Дальнейшее творчество Шуберта еще более раскрыло его мелодический талант. Особенно отмечены песни, симфонии Шуберта из сборников «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь».

«Серенада» Шуберта из сборника «Лебединая песня», а также песни «Приют», «У моря» обрели мировую известность. Некоторые произведения, например, неоконченная симфония Шуберта (си минор), большая симфония и прочие, являются продолжением музыки Бетховена.

Великий композитор написал около 600 композиций. Вальсы Шуберта составляют большую долю среди 400 танцев, написанных для игры на фортепиано в 4 руки. Не смотря на это, почти всю жизнь Франц Шуберт испытывал недостаток средств.

В 1823 году его избрали почётным членом Штирийского и Линцского музыкальных союзов.

В 1820-х годах у Шуберта начались проблемы со здоровьем. В декабре 1822 года он заболел, но после пребывания в больнице осенью 1823 года его здоровье улучшилось.

С 1826 по 1828 годы Шуберт жил в Вене, за исключением короткого пребывания в Граце.

26 марта 1828 года он дал свой единственный публичный концерт, который имел большой успех и принёс ему 800 гульденов. Между тем были напечатаны его многочисленные песни и фортепианные произведения.

Скончался Шуберт 19 ноября 1828 года на 32 году жизни от тифа после двухнедельной лихорадки.

Франц Шуберт — презентация онлайн

1. Франц Шуберт

900igr.net
Кравчук Ольга
2-А курс
ІППМ

2. Краткая биография Франца Шуберта

Франц Шуберт родился 31 января 1797 года в предместье
Вены. Отец его был школьный учитель — человек
трудолюбивый и добропорядочный, который и своих детей
стремился воспитать в соответствии со своими
представлениями о жизненной стезе. Старшие сыновья
пошли по стопам отца, тот же путь был пред уготован и
Шуберту. Но звучала в доме и музыка. В праздники здесь
собирался кружок музыкантов-любителей, сам отец учил
Франца игре на скрипке, а один из братьев — на клавире.
Теорию музыки Францу преподавал церковный регент, он же
учил мальчике и игре на органе.

3. Начало карьеры Франца Шуберта

В 1810м году Шуберт написал свое первое сочинение.
Страсть к музыке охватывала его все больше и больше и
постепенно вытеснила все остальные интересы. Его
угнетала необходимость изучать то, что было далеко от
музыки, и через пять лет, так и не закончив конвикта,
Шуберт ушел из него. Это привело к ухудшению отношений с
отцом, который все еще пытался наставить сына «на путь
истинный». Уступая ему, Франц поступил в учительскую
семинарию, а затем исполнял обязанности помощника
учителя в школе своего отца.

4. «По карьерной лестнице вверх!»

Шуберт вступает в самую интенсивную пору своего
творчества (1814-1817 годы), не слыша отцовских
предостережений. К концу этого периода он уже автор
пяти симфоний, семи сонат и трехсот песен, среди которых
есть такие как «Маргарита за прялкой», «Лесной царь»,
«Форель», «Скиталец» — их знают, их поют. Ему кажется, что
мир вот — вот распахнет ему дружественные объятья, и он
решается на крайний шаг — бросает службу. В ответ
возмущенный отец оставляет его без всяких средств к
существованию и по сути рвет с ним отношения.

5. «Одно из лучших…»

В 1822 году Шуберт пишет одно из лучших своих
произведений — седьмую «Неоконченную симфонию»,
а в следующем — шедевр вокальной лирики, цикл из
20 песен «Прекрасная мельничиха». Именно в этих
произведениях с исчерпывающей полнотой
выразилось новое направление в музыке романтизм.

6. Последние годы жизни Франца Шуберта

Последние годы жизни он много болел, бедствовал, но
творческая активность его не ослабевала. Даже наоборот музыка его становится все глубже, масштабнее и
выразительнее, идет ли речь о его фортепьянных сонатах,
струнных квартетах, восьмой симфонии или песнях.
И все — таки, пусть только однажды, он узнал, что такое
настоящий успех. В 1828 году его друзья организовали в Вене
концерт из его произведений, который превзошел все
ожидания. Шуберт снова полон дерзновенных планов, он
интенсивно работает над новыми произведениями.

7. Смерть Франца Шуберта

До смерти остается несколько месяцев Шуберт заболевает тифом. Ослабленный
годами нужды организм не может
сопротивляться, и 19 ноября 1828
года Франц Шуберт умирает. Имущество
его оценивается за гроши.
Похоронили Шуберта на
венском кладбище,
выгравировав на памятнике
надпись:
Смерть похоронила здесь
богатое сокровище,
Но еще более прекрасные
надежды…
Вся янформация взята с сайта
Все фото взяты с сайта
www.peoples.ru/art/music/classical/schubert
www.google.ru/images

Франц Шуберт (1797–1828) | Композитор

Франц Шуберт (1797–1828)

Биография

Франц Шуберт (1797–1828) был австрийским композитором-романтиком, и, хотя он умер в возрасте 31 года, он был плодовитым композитором, написав около 600 песен и девять симфоний.

Жизнь и музыка
В возрасте 10 лет молодой Шуберт получил место в капелле капеллы Императорского двора Вены и быстро завоевал репутацию подающего надежды композитора с партией поверхностных струнных квартетов.

После окончания школы часовни и годичного обязательного обучения Шуберт последовал за своим отцом в профессию учителя. Это был одновременно и пагубный шаг, и благословение, поскольку именно глубокое отвращение Шуберта к школьной среде, наконец, осветило его творческий гений.В том же году, когда он начал преподавать, — 1814, — он создал свой первый бесспорный шедевр «Gretchen am Spinnrade» («Гретхен за прялкой»).

В то время как Шуберт все еще изо всех сил пытался удержать свою штатную преподавательскую должность, он не только написал 145 песен, Вторую и третью симфонии, две сонаты и серию миниатюр для фортепиано соло, две массовые настройки и другие более короткие. хоровые произведения, четырехэтапные произведения и струнный квартет, а также различные другие проекты.Этот период интенсивной творческой деятельности остается одним из самых необъяснимых достижений в истории музыки.

Музыкальные вечера, известные как Schubertiads, стали повсеместным явлением, во время которых Шуберт мог петь некоторые из своих песен, аккомпанируя себе на фортепиано.

Имея небольшие деньги и не более чем своих «поклонниц», которые поддерживали его, Шуберт начал создавать, казалось бы, бесконечный поток шедевров, которые по большей части оставалось открывать для процветания, в том числе два великих цикла песен, Die Schone Mullerin и Winterreise, Восьмая («Неоконченная») и Девятая («Великая») симфонии, Октет для духовых, последние три струнных квартета, два фортепианных трио, Струнный квинтет, Фантазия «Странник» и последние шесть сонат для соло фортепиано.

Знаете ли вы?
Только в 1815 году Шуберт сочинил более 140 виртуозных мелодий, в том числе незабываемую «Erlkonig», хотя ему тогда было всего 18 лет.

Посмотреть больше

Биография, песни и альбомы Франца Шуберта

Франц Петер Шуберт был одним из первых романтиков и композитором, который больше, чем кто-либо другой, довел (солгал) художественную песню до артистической зрелости.За свою короткую, но плодотворную карьеру он создал шедевры почти во всех жанрах, для всех которых характерны богатая гармония, обширная трактовка классических форм и, казалось бы, бесконечный дар мелодии.

Свое раннее музыкальное образование Шуберт начал у своего отца и братьев. Пройдя прослушивание, Шуберт поступил в Stadtkonvikt, который обучал молодых вокалистов пению в часовне Императорского двора.Шуберт начал изучать композицию и написал песню, которая привлекла внимание директора учреждения Антонио Сальери, который вместе с преподавателем гармонии школы приветствовал молодого Шуберта как гения. В 1813 году, после того как голос Шуберта оборвался, он вернулся к своему отцу, который посоветовал ему пойти по его стопам и стать школьным учителем. Шуберт неохотно подчинялся и жалко работал в этом качестве днем, а ночью сочинял много. Он написал более 100 песен, а также множество партитур для симфонической, оперной и камерной музыки, прежде чем ему исполнилось 20 лет.

В конце концов Шуберт оставил преподавательскую должность, чтобы полностью посвятить себя музыке. Летом 1818 года молодой композитор работал частным учителем музыки в аристократической семье Эстерхази. Когда он покинул этот пост осенью, Шуберт вел несколько богемный образ жизни, сочиняя музыку и проводя время с группой друзей, которые выступали в качестве его личной системы поддержки. В 1820 году два оперных театра, Театр Картнертор и Театр-ан-дер-Вайн, наняли Шуберта на сочинение пары опер.Он написал Die Zwillingsbrüder и Zauberharfe, оба из которых были встречены без энтузиазма. Шуберту не удалось заключить контракт с издателем, так как никто не хотел рискнуть на относительно неизвестного композитора, который писал гармонично нетрадиционную музыку. Шуберт при поддержке своих друзей-художников опубликовал свою работу для коллекции примерно 100 подписчиков. Эти усилия, однако, были финансово неблагодарными, и Шуберт изо всех сил пытался поддержать себя. Его работы не привлекали особого внимания, и современные композиторы считали его музыку самонадеянной и незрелой.

В 1823 году Шуберт был избран почетным членом Musikverein в Граце. Хотя это не принесло финансового вознаграждения и было несущественным назначением, Шуберт наслаждался его легким признанием и, чтобы выразить свою благодарность, сочинил свою знаменитую Незаконченную симфонию. Пять лет спустя музыка Шуберта прозвучала на концерте в венском Musikverein. Его работа была встречена с большим энтузиазмом и одобрением критиков.Это был единственный раз в жизни композитора, когда он пользовался таким успехом. Это, казалось, вселило в Шуберта новое чувство оптимизма, и, несмотря на болезнь, композитор продолжал сочинять с невероятной скоростью. Он начал организовывать план повышения своей художественной популярности, продолжая оценивать свою работу и успехи как музыкант, возможно, даже планируя изучать гармонию в частном порядке. Здоровье Шуберта не улучшилось, и вскоре он оказался на пороге смерти. В последние минуты жизни композитора он поручил своему брату Фердинанду позаботиться о том, чтобы его похоронили рядом с могилой Людвига ван Бетховена.Шуберт уважал легендарного композитора и был ему благодарен, так как Бетховен похвалил его работу, услышав подборку песен. Шуберт также высоко оценил работы Франца Иосифа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта. Франц Шуберт умер от сифилиса.

Несмотря на свою короткую жизнь, Шуберт написал множество симфоний, опер, месс, камерных сочинений и сонат для фортепиано, большинство из которых считаются стандартным репертуаром.Он известен прежде всего тем, что написал сотни песен, в том числе Gretchen am Spinnrade и Erlkonig. Он стал пионером песенного цикла с такими произведениями, как Die Schöne Müllerin и Winterreise, и сильно повлиял на вокальное письмо Роберта Шумана и Густава Малера.

Биография Франца Шуберта — Жизнь австрийского композитора

Франц Шуберт
Композитор
Специальность Симфонии, литургическая музыка, оперы, музыкальное сопровождение, камерная, сольная фортепианная музыка
Родился Янв.31, 1797
Умер 19 ноября 1828 г.
Национальность Австрийский

Франц Шуберт был австрийским композитором. Несмотря на свою короткую жизнь, он написал сотни произведений, в частности романтические песни, известные как Lieder . Он также написал десять симфоний, опер и многое другое. Шуберт не был особенно известен при жизни, но вскоре после его смерти он стал признан одним из лучших композиторов эпохи раннего романтизма.Многие из его произведений остаются одними из самых популярных с начала 19 века.

Ранняя жизнь

Шуберт родился в Вене 31 января 1797 года. Его отец был школьным учителем, а мать была домашней прислугой. Он проявил свой музыкальный дар в раннем возрасте, и его музыкальные занятия поддерживала его семья. Его отец и старший брат научили его играть на скрипке, а также он обучался у органиста в своей местной церкви.

Он сдал экзамен, необходимый для поступления в хор Императорской придворной капеллы в 1808 году, а также поступил в Королевскую семинарию.Ему было тяжело находиться вдали от дома, но он был исключительно способным учеником. Он изучал музыку таких композиторов, как Бетховен, Моцарт и Гайдн. Когда его голос сорвался в возрасте 15 лет, он оставил хор и начал учиться у Антонио Салери.

Ранние музыкальные произведения

Среди первых крупных работ Шуберта была работа 1814 года « Gretchen am Spinnrade », основанная на «Фаусте » Гете. Он спродюсировал первую из своих десяти симфоний, а также свою дебютную мессу.Он также поставил несколько песен на музыку и к концу года стал помощником репетитора в школе, которой руководил его отец.

В этом качестве он контактировал с широким кругом людей, включая актеров, певцов и поэтов. С некоторыми из них он подружился и попросил их исполнить сочинения, которые он написал, на небольших частных концертах, проводимых либо в их собственных домах, либо в домах, принадлежащих богатым друзьям.

Музыкальный рост

В 1815 году Шуберт написал замечательную балладу Erlkönig , снова основанную на творчестве Гете.Эта работа объединила диссонанс, модуляцию и постоянно меняющийся аккомпанемент, чтобы произвести захватывающий эффект. Песня, повествующая о четырех главных героях, считается одной из лучших его ранних работ.

Он написал еще четыре симфонии, еще работая в школе своего отца. Также в этот период Шуберт сочинил большое количество танцев, особенно вальсов. Хотя он не был особенно известен при жизни, он был известен своими австрийскими вальсами Ländler .

В 1817 году Шуберт поселился в доме своего друга Франца фон Шобера. Здесь он сочинил несколько сонат для фортепиано, новая форма для него, так как у его отца не было фортепиано. Шуберт был готов поэкспериментировать с этими произведениями, особенно с точки зрения сопоставления ключевых слов.

К концу года он также издал около 50 песен. Летом он стал членом семьи графа Эстерхази. Зимы они проводили в загородном поместье, а летом — в Венгрии.Именно там Шуберт написал множество своих фортепианных дуэтов. К 1823 году его творчество можно было считать зрелым: две оперетты были исполнены публично, а его песни иногда исполнялись профессионально.

Спустя годы

В 1821 году, находясь в деревне с Шобером, Шуберт написал свою единственную крупную оперу « Альфонсо унд Эстрелла» . Вернувшись в Вену, его познакомил с произведениями Шекспира Эдвард Бауэрнфельд. В музыкальном плане он все еще был очень активен: в 1822 году он спродюсировал мессу ля-бемоль, затем начал работу над симфонией си минор.

По причинам, которые остаются неясными, только два из пяти его движений были завершены, а остальные три остались в виде эскиза. Сегодня это известно как его незаконченная симфония . К настоящему времени его здоровье ухудшилось, возможно, из-за того, что он заразился сифилисом.

В последние годы своей жизни Шуберт сконцентрировался на написании камерной музыки, а также на постановке так называемых «Шубертиад»: вечерних мероприятий, на которых исполнялись его песни. Его здоровье ненадолго улучшилось, но к 1826 году он снова заболел.Тем не менее, в этот период он написал несколько своих наиболее устойчивых произведений, в том числе его сонату для фортепиано в G и струнный квартет в G .

Когда Бетховен умер в 1827 году, Шуберт выступил в роли похоронного факелоносца. В следующем году он написал еще одну симфонию, фортепианный дуэт, мессу и несколько песен. В марте он посетил единственный крупный публичный концерт своей музыки, проведенный при его жизни. Он умер от брюшного тифа 19 ноября 1828 года.

Биография (Кларендон в мягкой обложке): Маккей, Элизабет Норман: 9780198166818: Amazon.com: Книги

`В высшей степени рекомендуемый отчет о превратностях того, что должно быть самой короткой и все же самой продуктивной из карьеры всех музыкантов. Она очень тщательно оценивала достоинства и недостатки более ранних исследований … есть масса увлекательной, часто незнакомой информации, которую нужно усвоить; это разумная, гуманная, отзывчивая и читаемая книга ». Peter Branscombe Austrian Studies 10

`читаемый и актуальный отчет о жизни композитора. Вероятно, самый большой вклад книги состоит в том, чтобы предложить неспециалисту, англоязычному читателю, свободный доступ к самым современным научным работам о нем…. вполне возможно, именно здесь большинство музыкантов и обычных читателей захотят начать свое исследование жизни Шуберта … Маккей оказал англоязычному музыкальному миру значительную услугу. Она предоставила легко читаемый рассказ о жизни Шуберта, который собирает в удобной для использования форме текущие свидетельства, знания и мнения о жизни Шуберта … Хорошо организованный указатель имен и предметов в книге сделает ее компактным и полезным справочным пособием для неспециалистов. так и специалист …Многие … извлекут пользу из книги Маккея и будут часто к ней обращаться ». Томас А. Денни, The Opera Quarterly

`представляет Шуберта, далекого от популярного представления о веселом, легкомысленном певце. Это важная книга, избавляющая от сентиментальной лжи ». Майкл Кеннеди, The Sunday Telegraph

«Ее книга глубоко и захватывающе подробно исследует почти все аспекты жизни Шуберта … Биография Маккея полна острых воспоминаний … на болезненных, последних этапах его жизни.К концу книги Шуберт перестал быть отстраненной фигурой … свежий взгляд на его влияние на эпоху романтизма и за ее пределами, а также долгожданная переоценка Шуберта за два столетия с момента его рождения ». Матиас Тарнопольский, Литературное обозрение

`замечательная, серьезная книга, которая избегает подробного музыкального анализа в пользу легкого для чтения рассказа о беспокойной жизни Шуберта ‘Экспресс

`, ее биография — умная, провокационная и тщательно исследованная попытка Чтобы понять фрагментарную мозаику жизни композитора »Ричард Вигмор, BBC Music Magazine, октябрь 1996 г.

« Элизабет Норман Маккей создала биографию удивительных масштабов.Детали и исследования, которые так очевидны на протяжении всей книги, переносят читателя в самое сердце мира Шуберта и жизни в Вене в первые годы XIX века. Маккей — сочувствующий биограф и очень сдержанно описывает свое падение в гедонизм. Его биография очень интересна ». Филиппа Бостон, Oxford Times

«Маккей дает замечательный отчет о« круге Билдунг », к которому Шуберт принадлежал в молодости». The Musical Times / ноябрь 1997

`кропотливая, ясная и трезвая биография, которая должна быть оценена как обычным читателем, так и специалистом…Большая сила биографии Маккея заключается в ее способности сочетать внушительное собрание тщательно исследованных фактов с их мягкой интерпретацией, рожденной очевидными долгими размышлениями и значительным интуитивным сочувствием ». Gramophone

`серьезный обзор его жизни, может быть рекомендован всем, кто интересуется композитором, независимо от того, хорошо он разбирается в музыке или нет … отличная книга, которая на 350 страницах также является шедевром сжатие. ‘ Daily Telegraph

`увлекательное чтение и книга, которая, вероятно, останется стандартной англоязычной жизнью Шуберта в обозримом будущем.Опера

Франц Шуберт (1797-1828) родился в Вене в семье иммигрантов. За свою короткую жизнь он написал поразительное количество музыки. Симфонии, камерная музыка, опера, церковная музыка и песни (их более 600) лились в изобилии. Его квинтет «Форель», его «Неоконченная» симфония, три последние фортепианные сонаты и, прежде всего, его песенные циклы «Die Schone Mullerin» и «Winterreise» стали повсеместно признаны принадлежащими к величайшим музыкальным произведениям. Кто был тот человек, который сочинил эту удивительную череду шедевров, многие из которых были либо полностью проигнорированы, либо расценены как неудачи при его жизни? В своей новой биографии Элизабет Норман Маккей рисует яркий портрет Шуберта и его мира.Она исследует его семейное прошлое, его образование и музыкальное воспитание, его дружбу, а также его прикосновения и флирт с репрессивными властями церкви и государства. Она обсуждает его опыт в искусстве, литературе и театре, а также его отношения с профессиональным и любительским музыкальным миром того времени. Маниакально-депрессивный темперамент Шуберта приобретал все большее значение в его жизни, и Маккей показывает, как отчасти это было причиной его социальных неадекватностей, профессиональной некомпетентности и идиосинкразии в его музыке.Она исследует неравномерный физический упадок Шуберта после того, как он заразился сифилисом, прослеживает его влияние на его музыку, его гедонизм и чувственность, а также исследует причину и обстоятельства его смерти в возрасте 31 года.

Об авторе


Элизабет Норман Маккей формально была преподавателем по фортепиано и приглашенным профессором Бирмингемской консерватории, а также является автором нескольких публикаций о Франце Шуберте и его музыке.

Франц Шуберт | Биография

Описанный Листом как «самый поэтичный из композиторов», Шуберт стал типичным композитором раннего романтического периода.Он много сочинял, сочинял музыку почти во всех основных жанрах, а его песни устанавливали стандарты, непревзойденные более века. У него была короткая блестящая жизнь, почти целиком проведенная в Вене. Его ранняя смерть в возрасте 31 года породила множество сентиментальных мифов. Образ беспечного богемы сохранился и в двадцатом веке. Правда была темнее и сложнее. При жизни Шуберт был известен своими песнями, партиями и более короткими пьесами для фортепиано.Открытие его более широких произведений началось в 1839 году, когда Роберт Шуман наткнулся на рукопись «Большой» симфонии до мажор, тогда еще не исполненной. В 1860-х годах состоялись премьеры следующих оркестровых шедевров, таких как «Неоконченная» симфония и струнный квинтет до мажор. Хотя камерные произведения, такие как квинтет «Форель», октет и фортепианное трио си-бемоль, излучают очарование и сердечность, соната ля минор, цикл песен Винтеррайза и струнный квартет «Смерть и девушка» ярко иллюстрируют склонность композитора к депрессии. и отчаяние.Шуберт остро осознавал свои необычные способности в детстве. Его старший брат Игнац обучал его игре на фортепиано, но Шуберт быстро превзошел его. Он прямо сказал ему, что намерен идти своим путем. Он пел в хоре собора Святого Стефана, где был звездным исполнителем. Там и дома он был погружен в музыку Гайдна, Моцарта и Бетховена. Его ранние симфонии, мессы и струнные квартеты были написаны еще подростком, в колледже, а затем в качестве упорного учителя в школе своего отца.Неизбежно они наполнены отголосками венских мастеров, которых он почитал. Особенными фаворитами были «Творение Гайдна», «Флёстры света» Моцарта и Симфония соль минор K550, а также Вторая и Седьмая симфонии Бетховена. Его очаровательная Пятая симфония 1816 года — явная дань уважения Моцарту. Эти ранние работы очаровательны и демонстрируют признаки индивидуальности. Но они по-прежнему дышат духом конца 18 века. Отказаться от них и обратиться к лучшим из его ранних песен — значит войти в странный новый мир. В инструментальной музыке Шуберт глубоко осознавал традиции.В песне, однако, у него было несколько серьезных прецедентов. Что он действительно имел, так это богатый стимул новой немецкой романтической поэзии и внушающая сила стремительно развивающегося фортепиано. В своем первом сеттинге Гете, «Gretchen am Spinnrade», сочиненном, когда ему было всего 17 лет, он создал одну из самых страстных песен в мире, ее вечный аккомпанемент одновременно пробуждает вращающееся колесо и отражает меняющиеся оттенки экстатического возбуждения Гретхен. Между 1815 и 1816 годами Шуберт написал более 250 песен.Среди них были шедевры, вдохновленные Гете, начиная от драйвового, гармонично смелого «Erlkönig» и «An schwager Kronos» до изысканного фолка, такого как «Heidenröslein». Затем, в 1817 году, он затронул новую ноту ужасающего величия, обратившись к мрачным неоклассическим стихам Шиллера и Майрхофера в «Freiwilliges Versinken» и «Gruppe aus dem Tartarus», удивительном видении душ, извивающихся в Аиде. В том же году он познакомился с баритоном Иоганном Михаэлем Фоглем. Первоначально певица относилась к 20-летнему композитору снисходительно.«В тебе что-то есть, — признал он, — но в тебе слишком мало комика, слишком мало шарлатана». Но вскоре Фогль стал исполнять песни Шуберта в сопровождении композитора в салонах Вены. Как и в случае с Моцартом, миф о вечной бедности Шуберта тяжело умирает. Он определенно никогда не был зажиточным, и у него никогда не было уверенности в постоянной должности. Часто ему приходилось полагаться на щедрость друзей. Но примерно с 1820 года его репутация как композитора песен и пьес для фортепиано быстро росла.К моменту смерти он вел переговоры с несколькими издателями, желавшими приобрести его произведения. Однако Шуберт знал, что слава и богатство возможны только через оперный театр. В 1818 году Фогль получил заказ от Придворной оперы на одноактную оперу Die Zwillingsbrüder. Опера должна была доминировать в творческой жизни Шуберта в течение следующих нескольких лет, но его отсутствие театрального чутья и оппортунизма оказались фатальными. Вместо этого Вена была опьянена Россини. Когда его большая опера «Фиерабрас» была отвергнута придворным театром в 1823 году, оперные надежды Шуберта рухнули.К настоящему времени он серьезно заболел сифилисом. В его письмах закрадывается нотка фатализма. В его музыке чувство тоски усиливается и темнеет: например, в песенном цикле Die schöne Müllerin, частично сочиненном в больнице. Или два струнных квартета 1824 года, сильно ностальгический квартет ля минор и демонический «Смерть и девушка». Но были периоды ремиссии. Летом 1825 года Шуберт совершил пешеходную экскурсию с Фоглем среди великолепных горных пейзажей Верхней Австрии.Здесь он начал «Великую» симфонию до мажор, соединив экстатическую энергию Седьмой Бетховена с лирикой под открытым небом, типично шубертианской. Первый великий цикл песен Шуберта Die schöne Müllerin прослеживает повествование от беззаботной невинности до трагического опыта. Но даже друзья Шуберта были шокированы неослабевающей мрачностью Winterreise, сочиненного в 1827 году. Пружинные ритмы и журчание воды из более раннего цикла уступили место тончайшим гармониям и образам холода и застоя.Шуберт с пугающей интенсивностью исследует ум, колеблющийся между нигилизмом и заблуждением. Он сам назвал их «ужасающими песнями». Однако не стоит читать их слишком автобиографически: фортепианное трио си-бемоль было написано в тот же период и полно парящих мелодий. Даже по меркам Шуберта его последний год, 1828 год, был годом феноменальной творческой энергии. Он произвел пронзительную фа-минорную фантазию для фортепианного дуэта, струнный квинтет до мажор, последние три фортепианные сонаты и последовательность постановок поэтов Реллштаба и Гейне, посмертно опубликованных в сборнике Шваненгесанг.Наряду с этими глубокими, часто вызывающими беспокойство шедеврами Шуберт все еще мог задействовать легкую веселость или изысканную формальность. Но через несколько недель после завершения этих работ он умер. Его эпитафия была написана драматургом Францем Грилпарцером: «Музыкальное искусство похоронило здесь богатство, но все же более справедливые надежды».

Франц Петер Шуберт | Encyclopedia.com

Франц Петер Шуберт (1797-1828), ранний австрийский композитор-романтик, наиболее известен своими песнями немецкого искусства для голоса и фортепиано.

Лидер Франца Шуберта приобрел большое значение в 19 веке в результате нескольких сопутствующих культурных и социологических событий в Германии, которые включали новое изобилие лирической поэзии, особенно в произведениях Гете, и эволюцию фортепиано в очень сложный механизм. Как композитор Шуберт обладал удивительным лирическим даром и временами сочинял по несколько песен за день.

В музыкальной истории Шуберт вместе с другими стоит у истоков романтического движения, предвосхищая субъективный подход к композиции более поздних композиторов, но ему не хватает силы Бетховена и изобретательного подхода к инструментальной музыке.Однако, несмотря на его более консервативные тенденции, вклад Шуберта включает введение циклической формы в его Wanderer Fantasy для фортепиано, использование длинных мелодий — вместо девизных тем — в его сонатах для фортепиано и камерной музыки, а также усиление акцента на роли фортепианных аккомпанементов в его исполнении. Многие из его крупномасштабных инструментальных произведений были неизвестны до середины XIX века. (Например, «Неоконченная симфония » впервые прозвучала публично до 1865 года, через 43 года после написания!) Более того, в отличие от многих других композиторов-романтиков, таких как Карл Мария фон Вебер, Гектор Берлиоз, Ференц Лист. , и Рихард Вагнер, Шуберт не занимался литературной карьерой; при этом он не был дирижером или виртуозным исполнителем.Следовательно, при жизни он не добился значительного общественного признания.

Детство и обучение

Шуберт родился в Вене 31 января 1797 года. Он был четвертым сыном Франца Теодора Шуберта, школьного учителя, и Элизабет Вьетц, находившихся на домашней службе в Вене. Франц обучался игре на скрипке у своего отца, старшего брата Игнаца и Майкла Хольцера, органиста приходской церкви Лихтенталя. В 1808 году на конкурсных экзаменах Франца приняли в хор Императорской придворной капеллы, а также в Stadtkonvikt (Королевскую семинарию), где он получил прекрасное образование и его таланты были поощрены директором.20-летний студент юридического факультета Джозеф Спаун, который основал оркестр среди этих студентов, на всю жизнь подружился с Шубертом.

В 1814 году гений Шуберта впервые проявился в Gretchen am Spinnrade, , вдохновленных его чтением Фауста Гете. Его первая месса, которая включала соло для молодой подруги Терезы Гроб, и его первая симфония появилась примерно в это время и показала влияние Франца Йозефа Гайдна. Шуберт моделировал свои ранние песни, особенно баллады, например, Hage’s Klage (1811), после авторства Иоганна Рудольфа Цумстега.Помимо Гретхен, Шуберт написал еще пять песен Гете в том году. Перед смертью он написал около 57 стихотворений поэта, временами превышая по своей музыке высокие достижения Гете в поэзии.

Ранний период, 1814-1820 годы

К концу 1814 года Шуберт был ассистентом в школе своего отца и начал знакомиться с многочисленными поэтами, юристами, певцами и актерами, которые вскоре стали основными исполнителями его творчества. работает на частных концертах у себя дома или у своих более состоятельных друзей.Спаун, теперь студент Венского университета, познакомил Шуберта со своими коллегами по школе, Иоганном Майрхофером и Францем фон Шобером, последний дилетантом в области права, актерского мастерства, письма и издательства, которые, в свою очередь, познакомили Шуберта с известным певцом. Майкл Фогл.

В 1816 году Спаун отправил Гете на рассмотрение томик песен Шуберта. Все песни написаны на тексты Гете, а некоторые, Gretchen, Wandrers Nachtlied, Heidenröslein, и Erlkönig, входят в число самых знаменитых песен Шуберта.В конце концов Гете вернул альбом, но это не произвело на него впечатления. Среди других лирических поэтов 18-го века, чьи произведения Шуберт поставил, — Я. Г. фон Гердер, собиратель и переводчик народных песен, и Ф. Г. Клопшток. Стихи Фридриха фон Шиллера насчитывают 31 сеттинг. Однако никто не может сравниться с замечательным Гете-лидером. Даже непосвященный должен откликнуться на волнение Erlkönig, , где посредством смены фигур аккомпанемента, резкого диссонанса и эффектных модуляций Шуберт различает четырех персонажей баллады — рассказчика, отца, сына и Эрлкинга — и создает одного из них. шедевры романтической музыки.

Значение лидера Шуберта имеет тенденцию затмевать его столь же прекрасное хоровое письмо в его шести мессах. К сожалению, мы не можем сказать того же о его примерно 11 выполненных работах для сцены. Лирический дар Шуберта не распространялся на масштабные драматические произведения; его таланты наиболее эффективно проявились в более точных миниатюрах.

Еще будучи школьным учителем, Шуберт сочинил симфонии с № 2 по № 5, причем два внешних сочинения были выполнены в тональности си-бемоль, тональности, которую он, кажется, предпочитал.В это время он также написал множество восхитительных танцев, вальсов и Ländler , которыми он был известен при жизни. К 1817 году Шуберт был поселен в доме своего друга Шобера, где наличие превосходного инструмента могло вдохновить его на написание нескольких сонат для фортепиано. В отцовском доме не было пианино. Изучение сонат докажет, что Шуберт был довольно смелым в сопоставлении клавиш, особенно в разделах развития.

Помимо инструментальных сочинений 1817 года, из-под пера Шуберта еще текла лидер (50 в том году).Среди лучших — Gruppe aus dem Tartarus Шиллера; восхитительный Die Forelle, , который позже стал темой для вариационной части так называемого квинтета Trout Quintet; An die Musik, Гимн Шуберта на музыку, вдохновленный стихотворением Шобера; и Der Tod und das Mädchen на слова второстепенного поэта Клавдия. Эта последняя песня снова появляется как тема вариаций второй части струнного квартета Death and the Maiden. В июле 1817 года Шуберт был назначен в состав графа Эстерхази, который с женой и детьми проводил зимы в поместье к северу от Шенбрунна, а летом — в Желизе в Венгрии. Там Шуберт написал множество своих работ в четыре руки.

Средний период, 1820-1825 годы

Между 1820 и 1823 годами Шуберт достиг своей музыкальной зрелости. Две его оперетты и несколько его песен были исполнены публично; его партии на мужские голоса исполняли любительские и профессиональные квартеты; и некоторые из его работ начали публиковаться.Частные концерты в Зоннлейтнерах и других резиденциях среднего класса вскоре принесли Шуберту известность.

В сентябре 1821 года Шуберт и Шобер уехали из Вены в деревню с намерением написать Альфонсо унд Эстрелла, его единственную большую оперу. Вскоре после своего возвращения в город он встретил Эдварда Бауэрнфельда, который познакомил его с произведениями Шекспира. Осенью 1822 года, завершив мессу ля-бемоль, Шуберт начал работу над Симфонией си минор, которая стала известна как «Неоконченная ». Набросано три движения; два были завершены. Причины, по которым работа остается незавершенной, открыты для предположений.

Здоровье Шуберта ухудшилось, и в мае он провел время в Венской больнице общего профиля. Вскоре после этого, работая над третьим актом другой оперы, Fierabras, , он начал свой замечательный цикл песен Die schöne Müller на стихи Вильгельма Мюллера. Розамунде, пьеса, для которой Шуберт написал эпизодическую музыку (сегодня звучат только увертюра и балетная музыка), потерпела неудачу в 1823 году и положила конец его долгим усилиям по созданию успешной оперы.

Шуберт обратился к камерной музыке. В Sonnleithners он познакомился с Фердинандом Богнером, флейтистом, и графом Тройером, кларнетистом. Последний заказал октет Шуберта для деревянных духовых и струнных инструментов, который по стилю и количеству движений очень напоминает септет Бетховена, Opus 20. Квартеты ля минор и ре минор ( Death and the Maiden ) восходят к 1824 году, соль мажор — с 1826 года. В 1825 году Шуберт снова переехал, на этот раз к художнику Морицу Швинду. Там, вместе с Бауэрнфельдом и Спауном, они составляли основу Шубертиад, вечерами, на которых Фогль и другие пели песни Шуберта.Иллюстрации Швинда к этим вечерним музыкальным вечерам являются одними из лучших современных описаний, оставленных нам.

Последние годы, 1826-1828 гг.

В 1826 и 1827 годах, несмотря на рецидив болезни, Шуберт написал четыре шедевра, каждый из которых остался основным в репертуаре: струнный квартет соль соль, соната для фортепиано соль фортепиано Фортепианное трио си-бемоль (все 1826 г.) и второе фортепианное трио ми-бемоль (1827 г.). В последние годы его стиль значительно изменился. 26 марта 1827 года Бетховен умер, и Шуберт, который вместе с Хюттенбреннерами якобы посетил умирающего 18 марта, был одним из факелоносцев на похоронах.К концу того же года Шуберт завершил две свои серии фортепианных пьес, которые он сам назвал Impromptus, , что позволило нам не обращать внимания на Предложение Роберта Шумана о том, что D. 935 (Opus 142) задумано как соната.

В 1828 году, в последний год своей жизни, Шуберт написал несколько первоклассных произведений: великолепную фантазию фа минор для фортепианного дуэта, посвященную Эстерхази, симфонию до мажор, мессу ми-бемоль и девять песен на Людвига. Стихи Реллштаба, которые Шуберт, возможно, задумал как цикл.Семь из этих песен, шесть песен Генриха Гейне и одна постановка стихотворения Дж. Г. Зайдла появились как Schwanengesang (Лебединая песня), название, данное им издателем. 26 марта 1828 года Шуберт принял участие в единственном полномасштабном публичном концерте, посвященном исключительно его собственным произведениям.

11 ноября, страдая от тошноты и головной боли, он лег спать в доме своего брата Фердинанда. Через пять дней врачи диагностировали брюшной тиф. Один из двух врачей был специалистом по венерическим заболеваниям; таким образом, подозрение, что у Шуберта был сифилис, вполне обосновано.Он исправлял корректуру второго набора своего песенного цикла Die Winterreise , когда он пришел в бред и умер через 2 дня, 19 ноября 1828 года. Скудное поместье Шуберта и все его рукописи по умолчанию были оставлены его брату Фердинанду, который , к счастью для потомков, неустанно трудился над тем, чтобы заручиться помощью издателей, редакторов и дирижеров в их издании.

В 1830 году из фондов подписки были собраны деньги на памятник над могилой Шуберта. Драматург Франц Грилпарцер написал столь критикуемую эпитафию: «Музыкальное искусство похоронило здесь богатое достояние, но даже гораздо более справедливые надежды.«Ближайшие друзья Шуберта не знали о его достижении. В последние годы композитору был посвящен огромный научный материал. Однако никто не сделал так много для исправления этого рекорда, как великий ученый О. Э. Дойч, чьи инициалы теперь неразрывно связаны к каждой работе Шуберта в его каталоге

Дополнительная литература

О жизни Шуберта окончательными являются две работы под редакцией Отто Э. Дойча, Читатель Шуберта: Жизнь Франца Шуберта в письмах и документах (пер.1947), с комментариями, призванными сделать документы более четкими, и Schubert: Memoirs by His Friends (1958). Две книги Мориса Дж. Э. Брауна, Essays on Schubert (1954) и Schubert: A Critical Biography (1958), являются надежными. Марсель Брион, Повседневная жизнь в Вене Моцарта и Шуберта (пер. 1962), описывает среду, в которой жил и работал Шуберт.

Альфред Э. Эйнштейн, Шуберт: Музыкальный портрет (1951) и Джеральд Абрахам, изд., Музыка Шуберта (1947), предлагает ценную информацию о человеке и его музыке. Мартин Чусид, ред., Неоконченная симфония Шуберта (1968), критическое издание партитуры, рассматривает конкретную пьесу для стилистического анализа, предлагая историческое эссе, аналитические заметки и раздел о современных взглядах и комментариях. Ричард Капелл, Песни Шуберта (2-е изд., Редакция 1957 г.), заслуживает консультации. Эрнест Портер, «Техника песни Шуберта » (1960), легко читается.Особенно важен Отто Э. Дойч, Schubert Thematic Catalog (1950), список всех работ в хронологическом порядке. □

Новая «антибиография» композитора Франца Шуберта отменяет 150 лет искажений и тривиализации

БУФФАЛО, Нью-Йорк — На протяжении почти двух столетий жизнь и характер Франца Шуберта, одного из самых ярких, совершенных и популярных европейских композиторов-классиков, были по-разному зарисованы патокой и серой одним биографом за другим.

Возникший Шуберт представляет собой клубок противоречий. Этот невысокий, приземистый, пестрый гений мелодии, по разным сведениям, был очаровательным, депрессивным, веселым, болезненным, трудолюбивым, распутным, одиноким, окруженным друзьями, гетеросексуальным, гомосексуальным, асексуальным — короче говоря, история, кажется, произвела Франц Шуберт на любой вкус.

В новой биографии композитора, получившей признание критиков, Кристофер Гиббс, доцент кафедры музыки в Университете Буффало и ученый Шуберта с международной репутацией, представляет гораздо более сбалансированный и чуткий портрет этого человека и его карьеры, чем это было раньше. доступный.

Книга — «Жизнь Шуберта» (Cambridge University Press, 2000), краткое, исторически точное произведение, написанное в элегантном, легко читаемом стиле. В нем тщательно отбираются анекдоты и утверждения за два столетия, чтобы прийти к тому, что критик New York Times назвал «беспристрастным усилием, которое прямо устраняет искажения по обе стороны прохода с биографией».

Поскольку преобладающий посмертный образ Шуберта — сентиментальный и романтичный маленький «принц песни», Гиббс говорит, что его «портрет композитора более мрачный и эмоционально тревожный, чем многие ожидали или хотели.

«Проблемы, связанные с жизнью Шуберта, было трудно разрешить, — объясняет Гиббс, — потому что существует мало достоверных исторических документов, связанных с его жизнью, а также с физическими и психологическими обстоятельствами, в которых он работал».

В отличие от некоторых других великих композиторов — Бетховена, Брамса — Шуберт умер молодым, в возрасте 31 года, в 1828 году, прежде чем у него появилась большая часть публики за пределами Бидермейер Вены.

На момент своей смерти он был известен прежде всего тем, что переложил на музыку сотни самых красивых и ярких немецких стихотворений, тем самым подняв немецкую песню или солгал на непревзойденный художественный уровень.

Многие из лучших произведений Шуберта, не публиковавшиеся и никогда не исполнявшиеся, томились в сундуках и шкафах в течение многих лет после его смерти, о которых не знали даже семья и друзья.

В отличие от многих своих современников, Шуберт редко путешествовал и оставил после себя несколько писем, несколько страниц дневника, никаких эссе или критических статей, что усугубляло доказательственную трудность. В результате популярные представления о Шуберте как человеке и композиторе были построены спустя долгое время после его смерти из разрозненных воспоминаний друзей, которые отрицали или не принимали во внимание многие из его менее привлекательных качеств.

«После посмертного открытия его зрелых симфоний и сонат, опер, мессов — удивительный результат», — говорит Гиббс, репутация Шуберта как простой песни Мейстера была пересмотрена как бы по провозглашению.

«Это было приукрашено — без подтверждающих доказательств — в образ недооцененного« посланного небесами »гения классической музыки, чьи сотни композиций изливались« естественно », то есть без усилий», — говорит Гиббс, добавляя, что эти те, кто стремился узнать о нем больше, начали проецировать на композитора все больше и больше своих собственных предположений, «конструируя» Шуберта, имевшего мало общего с оригиналом.

Примером этого процесса, объясняет Гиббс, было необычайное влияние Венской оперетты 1916 года «Das Dreimäderlhaus», основанной на популярных представлениях о жизни и характере композитора, которые были изображены в романе-бестселлере 1912 года «Шваммерль». о Шуберте.

«И роман, и мюзикл способствовали распространенному, но искаженному восприятию Шуберта как простой, очаровательно задумчивой фигуры, которая, несмотря на потрясающие музыкальные способности, прожила свою короткую и довольно скучную жизнь в австрийских провинциях», — говорит Гиббс.«Оперетта была переведена на многие языки, часто выпускалась и стала основой для нескольких популярных фильмов.

« Этот романтизированный Шуберт жил в общественном воображении в течение 1940-х годов, — говорит Гиббс, — хотя музыканты и ученые давно знали, что существует для него было гораздо больше, чем позволяла романтическая версия.

«Ревизионистские экспертизы к тому времени уже давно назрели, и теперь у нас есть предположения об эксцессах, неврозах и возможном гомосексуализме Шуберта.

« Они, несомненно, содержат гораздо больше правды, чем прошлые сентиментальные образы, — пишет Гиббс, — тем не менее, некоторые Эти утверждения, которые угрожают стать новой ортодоксией, основываются на очень скудных исторических свидетельствах.«

« Тогда это была трудная задача — отсеять различные обвинения и рассказы «из первых рук» о его жизни и выяснить, какой информации можно доверять и какие предположения можно сделать из зачастую неточных материалов », — говорит Гиббс.

Среди сделанных им выводов — то, что Шуберт не был критически неизвестным или необъявленным при его жизни.Действительно, большая часть книги посвящена графику курса профессиональной карьеры Шуберта, когда он искал пути к славе в Вене Бетховена.Работы Шуберта были публично признаны, даже если в основном в Вене и вокруг нее, и по мере того, как стали известны его более зрелые работы, он, безусловно, стал бы более известным, популярным и одобренным критиками, факт, который он, возможно, почувствовал, когда приближался конец своей жизни.

Гиббс также утверждает, что утверждения о том, что музыка просто «непроизвольно льется» из-под пера композитора, сводят на нет ум и усердие Шуберта.

«Хотя его музыкальные способности были очевидны в раннем возрасте, — говорит Гиббс, — данные свидетельствуют о том, что он не полагался только на интуитивное музыкальное мастерство, но упорно трудился, чтобы отточить свои композиционные навыки, частично изучая работы других композиторов. особенно Бетховен, которым он глубоко восхищался.«

Хороший Шуберт или плохой Шуберт? Он не был невиновным, которого хотят видеть некоторые из его ярых поклонников, но он также не складывается как князь тьмы. — утверждает Гиббс, — утверждает Гиббс.

Он утверждает, что яркая и привлекательная сторона композитора, кажется, сосуществовала с болезненным, депрессивным аспектом, глубоким духовным чувством религиозная ортодоксия) и глубокое одиночество в сочетании с тягой к близости.Эти противоречия, по словам Гиббса, отражены в его музыке, что делает ее такой трогательной.

«Интересно видеть, как некоторые из его круга чувствовали, что Шуберт обладал« двойственной природой », обладал« чернокрылым демоном печали и меланхолии », был« гедонистом », который предавался« чувственной жизни »». — говорит Гиббс.

«Недавний биограф Элизабет Норман Маккей утверждает, что Шуберт был умеренно маниакально-депрессивным, но было ли это правдой, — говорит Гиббс, — резкие контрасты настроения обнаруживаются в его наиболее значительных письмах, которые часто сочетаются с жалобами на ». страдания »с оживленными разговорами о друзьях, музыкальной жизни и сочинительстве.»

В то время как в другом месте предполагалось, что Шуберт мог быть гомосексуалистом, Гиббс находит мало конкретных доказательств в поддержку своего утверждения, хотя он не отклоняет эту возможность.

» Это правда, что в жизни Шуберта отсутствуют близкие и прочные отношения с женщин «, — говорит Гиббс, но указывает, что он заболел основными симптомами сифилиса в начале 20-летнего возраста, и природа его болезни и его продолжающееся плохое здоровье сделали бы его неприемлемым для ухаживания и брака.

«Когда он не сочинял, он проводил большую часть времени в компании мужчин, но это не было необычным для молодых людей его эпохи», — говорит он.

«Биографические намеки на его чувственность и гедонизм — включая утверждения о его причастности к проституткам — соблазнительны, — говорит Гиббс, — но им не хватает конкретики. он курил опиум, это просто не может быть подтверждено историческими данными ».

В конце концов, любители Шуберта могут быть благодарны Гиббсу за то, что он вытащил запутанные мотки, из которых были сотканы сложные легенды композитора.Музыковеды могут никогда не прийти к согласованному и окончательному Шуберту, но портрет Гиббса проливает свет на многие ошибочные предположения, а также на их причины.

Редактировал «Кембриджский компаньон Шуберта» (Кембридж, 1997) и работал музыковедом в знаменитом «Шубертиаде» на 92-й улице Нью-Йорка Y, фестивале Шуберта в Карнеги-холле в 1997 году и фестивале бардовской музыки 2000 года в 2000 году. , автор знает о чем говорит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *