Краткая биография Николая Чернышевского для школьников 1-11 класса. Кратко и только самое главное
Главная>Биографии писателей и поэтов
Быстрый переход:
Очень краткая биография (в двух словах)
Краткая биография (подробно)
Видео краткой биографии (для тех, кто предпочитает слушать)
Очень краткая биография (в двух словах)Родился 24 июля 1828 года в Саратове. Отец — Гавриил Иванович Чернышевский (1793—1861), протоиерей. Мать — Евгения Егоровна Голубева (1803—1853). В 1846 году окончил Саратовскую духовную семинарию. В 1850 году окончил Петербургский университет. В 1853 году женился на Ольге Сократовне Васильевой. Имели 3 сыновей. В 1862 году был арестован, и в 1864 году отправлен в ссылку. В 1883 вернулся из ссылки в Астрахань. Умер 29 октября 1889 года в Саратове, в возрасте 61 года. Похоронен на Воскресенском кладбище в Саратове. Основное произведение: «Что делать?».
Краткая биография (подробно)Николай Гаврилович Чернышевский – русский писатель, публицист, литературный критик, а также революционер-демократ. Чернышевский родился 12 июля 1828 года в Саратове, в семье священника. С детства Николай так много читал, что получил кличку «библиофаг». Несколько лет будущий писатель учился в Саратовской духовной семинарии, а в 1846 году поступил на историко-филологическое отделение университета в Петербурге. На становление Чернышевского как писателя сильно повлияли французские философы Шарль Фурье и Анри де Сен-Симон.
С 1850 года писатель преподавал в Саратовской гимназии, где параллельно проповедовал революционные идеи. В 1853 году он познакомился со своей будущей супругой – Ольгой Васильевой. С 1854 года он был удостоен должности преподавателя во Втором кадетском корпусе, однако проработал там недолго. В 1853 году началась литературная карьера Чернышевского. Его заметки стали появляться в «Отечественных записках», а также в «Санкт-Петербургских ведомостях». С 1854 года печатался в «Современнике» и пытался использовать журнал в качестве трибуны революционной демократии. Многим литераторам это не нравилось.
С 1858 года Чернышевский был первым редактором журнала «Военный сборник». Вместе с Герценым и Огаревым он стоял у истоков народнического движения, а также участвовал в тайном революционном кружке «Земля и воля». С осени 1861 года за ним тайно наблюдала полиция. В июне 1862 он был арестован по подозрению в составлении провокационных прокламаций. Следствие по этому делу велось более года. За это время Чернышевский не только вёл упорную борьбу со следственной комиссией, но и работал над своим романом «Что делать» (1863), который позже был опубликован в «Современнике». В 1864 году писатель был приговорен к каторжным работам. В родной Саратов он смог попасть лишь в 1889 году. В том же году 29 октября, в возрасте 61 года, он умер от кровоизлияния в мозг. Был похоронен на Воскресенском кладбище Саратова.
Видео краткой биографии (для тех, кто предпочитает слушать)см. также:
Краткие биографии других писателей и поэтов
Краткое содержание Что делать, Чернышевский
Краткая биография Чернышевского
Николай Гаврилович Чернышевский
Николай Гаврилович Чернышевский — писатель и философ, литературный критик и ученый. Это революционер-демократ, который пользовался большим авторитетом в своей среде. Николай Чернышевский родился 24 июля 1828 года в Саратове. Его отец был протоиереем Александро-Невского кафедрального собора.
У Николая с детства была близорукость. Это ограничивало его в практической деятельности. Мальчик много читал. За это его прозвали библиофагом. До 14 лет Николай учился под руководством отца и гувернера-француза. В 1843 году Чернышевский стал студентом Саратовской духовной семинарии. Здесь юноша проучился только три года, поскольку был развитым не по годам. В 1846 году Николай поступил в Петербургский университет. Он выбрал философский факультет.
В студенческие годы Чернышевский интересовался трудами естествоиспытателей и социалистов-утопистов. Ему нравились работы Белинского и Герцена. Вскоре Чернышевский попробовал свои силы в творческой деятельности. Он написал первые произведения.
В 1850 году Николай Гаврилович окончил университет. Он возвратился в родной город и устроился учителем в гимназию. Он проповедовал революционные идеи.
В 1853 году Николай Чернышевский заключил брак с Ольгой Васильевой. После свадьбы молодожены переехали в Санкт-Петербург. В семье появилось трое сыновей. Это Александр, Виктор и Михаил. Жена Чернышевского была энергичной и жизнерадостной. Она помогала мужу в его литературной деятельности.
В 1854 году Чернышевский нашел новую работу. Он был учителем во Втором кадетском корпусе. Здесь Николай Гаврилович хорошо себя зарекомендовал. Но однажды случилось неприятное событие. Николай поссорился с офицером. Ему пришлось подать в отставку.
В 1853 году статьи Чернышевского появились в изданиях «Санкт-Петербургские ведомости» и «Отечественные записки». В 1855-1862 годах Николай Гаврилович руководил журналом «Современник». Он хотел превратить издание в трибуну революционной демократии.
В 1858 году Чернышевский работал в журнале «Военный сборник». Он был лидером школы философского материализма. В 1861 году деятельность революционера приобрела самый большой размах. Он был автором воззвания «Великорусс». Чернышевский находился под тайным надзором полиции. 7 июля 1862 года революционера арестовали. Николая Гавриловича поместили под стражу в Петропавловскую крепость. Его обвиняли в возбуждении вражды к правительству. В феврале 1864 года огласили приговор. Это 14 лет каторжных работ и поселение в Сибири навсегда. В тюрьме и в ссылке революционер провел больше 20 лет.
Главной работой Чернышевского считается роман «Что делать?». Произведение было написано в 1862-1863 годах во время пребывания под стражей. Роман прошел двойную цензуру. Произведение опубликовали в издании «Современник», но вскоре запретили. В рукописных копиях роман разошелся по всей Российской империи.
В 1883 году Николаю Гавриловичу разрешили возвратиться в Астрахань. В этом городе он жил на протяжении пяти с половиной лет. Москва и Петербург были для него закрыты. В 1889 году Чернышевский приехал в Саратов. В октябре революционер-демократ заболел малярией. 29 октября 1889 года Чернышевский умер. Причина смерти — кровоизлияние в мозг. Писателя похоронили на Воскресенском кладбище.
Николай Гаврилович Чернышевский | Encyclopedia.com
Гейл
просмотров обновлено 21 мая 2018
(1828–1889), русский радикальный журналист, писатель, литературный критик и мыслитель.
Николай Гаврилович Чернышевский был сыном православного священника. С 1842 по 1845 г. он посещал духовную семинарию в Саратове, а в 1850 г. окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Чернышевский был полиглотом; он знал восемь иностранных языков. Еще будучи студентом, Чернышевский поразил своих профессоров своими выдающимися познаниями в области литературы и языкознания, и они пророчили ему блестящую научную карьеру.
После двухлетнего преподавания в Саратове с 1851 по 1853 год Чернышевский вернулся в Петербург. Там Чернышевский начал писать для популярных журналов Отечественные записки ( Летопись Отечества ) и Современник ( Современник ). В 1859 году он стал главным редактором «Современник». Там он опубликовал свои Очерки гоголевского периода русской литературы ( Очерки гоголевского периода русской литературы ), «его первый и самый важный вклад в литературную критику», по словам Юджина Лэмперта (1965, стр. 110). Вскоре Чернышевский стал очень популярен среди радикально настроенной молодежи и был назван «пророком молодого поколения» (Ирина Паперно, 1988).
Однако Чернышевский не ограничивался только журналистской работой; он попытался продолжить свою академическую карьеру и подготовил диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855 г.). В диссертации представлено учение о превосходстве реальности над искусством. Он считал, что ничего не может быть прекраснее того, что существует на самом деле; как он писал: «Красота — это жизнь». По Чернышевскому, искусство должно быть «учебником жизни». Он отверг «искусство ради искусства». Однако Ученый совет Петербургского университета не разделил взглядов Чернышевского на искусство и не утвердил его диссертацию. По словам Т. Печерской, Чернышевский говорил, что его диссертация была его интерпретацией идей философа Людвига Фейербаха, но консервативный Ученый совет не мог его понять.
После неудачной попытки сделать академическую карьеру Чернышевский продолжил свою журналистскую деятельность и опубликовал множество очерков об искусстве, литературе, философии и радикальной социалистической мысли. Он был материалистом и следовал идеям немецких философов начала и середины девятнадцатого века. Чернышевский в своих очерках выдвигал радикальные идеи и с радикальной точки зрения критиковал освобождение крестьян правительством. Он считал, что освобождение крепостных без земли было недостаточным и издевательски жестоким по отношению к крестьянам. Фрэнсис Б. Рэндалл ( Н.Г. Чернышевский, 1967, предисловие) писал, что Чернышевский называл себя «социалистом», но брал свое учение «не от Маркса, а от французских радикалов десятилетий до революции 1848 года». Чернышевский верил в крестьянскую общину как зародыш будущего социалистического общества и призывал в своих публикациях к крестьянской революции. Опасаясь растущего влияния Чернышевского, в 1861 году правительство закрыло « Contemporary » и поставило его редактора под надзор тайной полиции. В июле 1862 г. Чернышевский был арестован и заключен в Петропавловскую крепость в Петербурге. За два года заключения с 1862 по 1864 год, когда Чернышевский ждал приговора, он написал свой самый известный роман Что делать? и несколько других произведений художественной литературы. В романе Что делать? Чернышевский описал жизнь людей нового типа, живших своим трудом и ведущих новую семейную жизнь, где просвещенная женщина была спутницей мужчины на всю жизнь. Роман популяризировал идеи женского равноправия и «кооперативного социализма»; он изображал будущее общество как общество равенства и счастья для всех. Этот роман был синтезом общественно-политических, философских и этических взглядов Чернышевского. Роман стал очень популярен среди радикально настроенной молодежи. Помимо содержащихся в нем идей, это произведение не было большим литературным достижением. Ламперт (указ. соч., стр. 224) утверждает, что Чернышевский «написал свой роман на довольно низком уровне воображения». Все его герои говорят одним голосом, как мужчины, так и женщины. Сам Чернышевский не питал иллюзий относительно своего литературного таланта. Он писал жене из Сибири: «У меня нет ни следа художественного таланта… и все достоинства [романа] состоят только в его правдивости» (Lampert, op. cit., p. 223).
Несмотря на отсутствие прямых доказательств участия Чернышевского в революционных организациях, он был приговорен к четырнадцати (позже сокращенным до семи) годам принудительных работ с последующей пожизненной ссылкой в Сибирь. По словам Ламперта, «правительство осознало степень влияния Чернышевского на молодое поколение, оно знало его взгляды и испугалось». Правительство считало идеи Чернышевского опасностью для существующего строя.
19 мая 1864 года на Чернышевском в центре Петербурга на Мытнинской площади был совершен обряд «гражданской казни». «После оглашения приговора его заставили стать на колени, над головой сломали меч, а затем цепью посадили его к позорному столбу», — писал Алексей Суворин (Ламперт, указ. соч., с. 130). Однако вместо ожидаемой властями реакции осуждения большая толпа замолчала. Потом кто-то из толпы бросил к ногам Чернышевского букет цветов.
Чернышевский провел в тюрьмах, каторжных работах и ссылке более двадцати пяти лет. В это время он продолжал писать художественную литературу, эссе и философские работы (самой известной из его философских работ была «Природа человеческого знания» ). Последние годы своей жизни он посвятил переводу « всемирной истории» Георга Вебера. Чернышевский отказывался просить у властей «императорской милости», даже когда они поощряли его к этому. Чернышевский считал, что он невиновен и поэтому не нуждается в прощении со стороны правительства. Сила духа Чернышевского принесла ему уважение даже среди его противников. Уважение к Чернышевскому и глубокое сочувствие его несчастью выразил русский писатель Федор Достоевский.
Чернышевский получил разрешение властей вернуться в родной город Саратов всего за четыре месяца до смерти. Правительственные преследования подогревали образ Чернышевского как «революционного святого». Его произведениям отказывали в публикации в России вплоть до первой русской революции 1905 года. Однако романы и очерки Чернышевского распространялись по стране нелегально, часто в рукописных экземплярах. Его роман Что делать? стал настольной книгой нескольких поколений российской радикальной молодежи. Этот роман считался классикой русской литературы в советское время. После краха социалистического строя люди потеряли интерес к просоциалистическим идеям и произведениям Чернышевского. Он умер 29 октября, 1989.
См. также: Достоевский Федор Михайлович; журналистика; социализм; что делать
библиография
Lampert, E. (1965). Сыновья против отцов. Исследования русского радикализма и революции. Оксфорд: Кларендон.
Паперно Ирина. (1988). Чернышевский и эпоха реализма: исследование семиотики поведения. Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.
Рэндалл, Фрэнсис Б. (1967). Н. Г. Чернышевский. Нью-Йорк: Туэйн.
Томпкинс, Стюарт Рэмзи. (1957). Русская интеллигенция: создатели революционного государства. Норман: Издательство Университета Оклахомы.
Виктория Хитерер. 090 Русский радикальный журналист Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889) был литературным критиком и социальным теоретиком. Его самая известная работа, роман Что делать?, стали классикой русского революционного движения.
Сын священника Николай Чернышевский родился 1 июля 1828 года в Саратове. Свою литературную карьеру он начал в 1855 году с магистерской диссертации по эстетике, которую защитил в Санкт-Петербургском университете. В этой работе Чернышевский подверг критике современную эстетическую теорию, которая считала искусство независимой трансцендентной сферой. Он доказывал, что искусство вообще и литература в частности могут оправдать свое существование только тем, что точно описывают, объясняют и оценивают действительное в понятных для всех терминах — будучи «учебником жизни». Эта утилитарная точка зрения оказала сильное влияние и позже приобрела квазиофициальный статус при коммунизме, служа для санкционирования государственного регулирования искусства.
С 1855 по 1862 год Чернышевский работал писателем и редактором радикального журнала « Современник». Его увлеченность эстетической теорией привела к серии литературных исследований. Затем он все больше увлекался внутренней и зарубежной сценой и написал множество эссе по философии, политике и экономике.
Для Чернышевского этика, как и искусство, должна основываться на философии утилитаризма. Он считал, что человеческое поведение мотивировано личным интересом. Он считал, что знание неизбежно приводит людей к выбору добра, а не зла, и приписывал человеческую порочность незнанию преимуществ избегания зла.
Экономические теории Чернышевского были социалистическими. Он ненавидел принцип laissez-faire, так как считал, что неограниченная конкуренция приносит в жертву слабого сильному и труд капиталу. Он считал, что свободное предпринимательство распределяет товары несправедливо и не стимулирует производство. «Трудовая теория» Чернышевского воплотила его экономическую мысль. Под тружеником он подразумевал и рабочего, и крестьянина; для него мужик (крестьянин) был человеком судьбы для России.
Теория труженика основывалась на убеждении Чернышевского в том, что благосостояние личности имеет первостепенное значение и что товары по праву принадлежат только тем, кто их произвел. Он выступал за экономическое равенство и ликвидацию непродуктивных социальных классов. Хотя Чернышевский неоднозначно относился к характеру контроля, который должен был достичь этих целей, он не призывал к централизованно планируемой, национализированной экономике. Вместо этого он представлял себе свободную совокупность сообществ, напоминающих фаланстеры (добровольные ассоциации, каждая из которых занимается как промышленностью, так и сельским хозяйством на кооперативной основе). Добровольные ассоциации должны были быть автономными единицами, демократически управляемыми и независимыми от центральной власти.
В 1862 году Чернышевский опубликовал в Contemporary серию открытых писем неназванному лицу, которым явно был не кто иной, как царь Александр II. Царь освободил крепостных в 1861 году, но Чернышевский указал, что, хотя эта реформа и повлияла на видимость отношений между хозяином и крепостным, реальных изменений не произошло. Он намекнул, что революция, пожалуй, единственный способ полностью отменить крепостное право.
Из-за своей критики правительства Чернышевский находился под пристальным наблюдением царской охранки, и в 1862 году его имя возглавило список политических подозреваемых. В том же году он был арестован и заключен в тюрьму. Находясь в тюрьме, он написал роман Что делать? (1863). В ней он отвергает такие понятия, как честь, совесть, долг и самопожертвование. Что делать? вскоре стал библией радикальной молодежи. Он призывал к свободе в личных отношениях и преданности обществу и содержал действенные аргументы в пользу женской эмансипации, социализма и, косвенно, революции. Ленин называл ее «одной из тех книг, воздействие которых сохраняется на всю жизнь».
В 1864 году Чернышевский был сослан в Сибирь. Подорванный здоровьем, он вернулся в цивилизацию в 1883 году. Умер в Саратове 29 октября., 1889.
Дополнительная литература
Чернышевский Избранные философские очерки (1953) содержит большой сборник статей. Его Что делать? Рассказы о новых людях (1961) с предисловием Э. Х. Карра важны как интеллектуальный документ и как прототип более поздних дидактических радикальных романов. Для общего исторического фона рекомендуется Томаш Г. Масарик, Дух России: исследования по истории, литературе и философии (2 тома, 1913; пер. 1919; 2-е изд. 1955) и Франко Вентури, Корни революции: история народнических и социалистических движений в России девятнадцатого века (1960).
Дополнительные источники
Paperno, Irina, Чернишевский и Эпоха реализма: исследование в семиотике поведения, Стэнфорд, Калифорния: издательство Стэнфордского университета, 1988.
Перейра, Н. Г. (Норман Г. О.) мысли и учения Н. Г. Чернышевского, Гаага: Мутон, 1975. □
Биографическая энциклопедия мира
Президентская библиотека ко дню рождения Николая Чернышевского
Публицист и писатель, философ-материалист и ученый, революционер-демократ и теоретик утопического социализма, «враг Российской империи номер один» по По жандармским документам Николай Чернышевский родился в Саратове 24 июля (12 по старому стилю) 1828 года.) в сборнике «Русские люди» к непростой судьбе самоотверженного идейного борца, его литературной и общественной деятельности. Портал учреждения предоставляет доступ к отдельным документальным и исследовательским материалам о Чернышевском; подробная информация о нем также доступна в разделе «В этот день».
Историк и публицист Юрий Стеклов рассказывает о семье Николая Чернышевского в своем монументальном труде «Николай Чернышевский: его жизнь и деятельность: 1828-1889» (1928).
Николай начал свое образование дома, под руководством отца. Юрий Стеклов пишет, что «в своей «Автобиографии» сам Чернышевский рассказывает о своей страсти к книгам. «Я, — говорит он, — стал библиофилом, книгоедом, очень рано» <...>
В 1843 году Чернышевский поступил в Саратовскую духовную семинарию. Через три года, не закончив курса обучения, он отлично сдал вступительные экзамены в Петербургский университет». К этому времени, по свидетельству современников, Чернышевский уже обладал поразительной эрудицией и умственным развитием.Он знал языки: латинский, греческий, древнееврейский, французский, немецкий, польский и английский.Он даже взялся за изучение персидского языка. ..», — отмечает Стеклов.
«В 1850 году Чернышевский окончил курс в Петербургском университете 11-м кандидатом на философском факультете, преобразованном впоследствии в историко-филологический, и остался при нем на учёбу. В университете он приобрел почти энциклопедические знания, между прочим, он так хорошо знал медицину, что давал советы больным и указывал им лекарства… <...>
Чернышевский не остался в Петербурге на университет для учебы: 4 февраля 1851 г. он был назначен старшим учителем словесности в Саратовскую гимназию…», — говорится в статье историка и археолога Флегонта Духовникова «Николай Гаврилович Чернышевский (1850–52)» (1910), опубликованной в декабрьском номере ежемесячного исторического издания «Русская старина».За годы учебы в университете Чернышевский помимо знаний приобрел революционно-демократические убеждения.
В 1853 году, женившись на дочери саратовского врача Ольге Васильевой, Чернышевский вернулся в Петербург и некоторое время работал учителем во Втором кадетском корпусе. Затем начинается его литературная деятельность. Сначала это были небольшие статьи и заметки в газете «Санкт-Петербургские ведомости» и журнале «Отечественные записки», рецензии и критические статьи. В 1854 году он стал сотрудничать с «Современником» и вскоре стал заведующим критико-библиографическим отделом, а затем, вместе с Николаем Некрасовым и Николаем Добролюбовым, и всего журнала. Диссертация Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности», основанная на идеях материализма Людвига Фейербаха, стала манифестом целого направления.
Литературно-критические статьи и рецензии Чернышевского, опубликованные в «Современнике», были посвящены творчеству Пушкина, Жуковского, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Льва Толстого и других. Художественной литературе он отводил подчиненную роль в обществе, подчеркивая прежде всего ее социально-нравственное значение. Писатель-гражданин, по Чернышевскому, должен прежде всего быть публицистом — просвещать, нести научные знания, пробуждать любознательность и стремление к высшим общественным интересам.
Вскоре Николай Чернышевский стал признанным и влиятельным лидером демократических и социалистических представителей общества. По словам историка Михаила Лемке в его работе Политические процессы М. И. Михайлова, Д. И. Писарева и Н. Г. Чернышевского: (по неопубликованным документам) (1907), «это был не такой ум и не такой человек, который бы сидел сложа руки и ничего не делал, а писал в «Современнике». Это был прежде всего пророк и вождь».
«7 июля 1862 года, около 2 ½ часов дня, в своей квартире в Петербурге, на Большой Московской улице, 4, Н. Г. Чернышевский был арестован», — говорит советский историк Анна Панкратова в предисловии к сборнику «Н. Г. Чернышевский: архивные документы» (1939 г.). Михаил Лемке поясняет суть обвинения: «В каком преступлении его обвиняло правительство Александра II? все, не один, а два.Первый-сочинение воззвания «К барским крестьянам»,второй-подготовка к возмущению.Был и третий-«незаконные отношения со ссыльным Герценом»,но он считался недоказан».
Николай Чернышевский почти два года провел в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости, продолжая работать. Здесь писатель создал свое самое известное литературное произведение — роман Что делать?, , опубликованный в «Современнике» в 1863 году. Сначала цензура не усматривала за любовной историей романа его идейного содержания, а позже, после публикация была запрещена, роман, вызвавший огромный общественный резонанс в стране, распространялся в рукописных экземплярах.
Следствие по делу Чернышевского длилось полтора года. В феврале 1864 года приговорен к 14 годам каторжных работ и последующей жизни в Сибири. Император Александр II частично помиловал осужденного и вдвое сократил срок каторжных работ. Чернышевский провел в тюрьмах и каторжных работах более двух десятков лет. В Сибири, на слободе в Вилюйске, он написал роман «Пролог», а также несколько рассказов и пьес.
В 1883 году Чернышевскому разрешили поселиться в Астрахани, а затем, благодаря стараниям сына Михаила, он вернулся в родной Саратов, но через несколько месяцев заболел малярией.