Краткая биография Аввакум
Биография
Биография писателя
Произведения
1 произведение
Сочинения
1 сочинение
Древнерусская литература
Биография вариант 1 вариант 2
Аввакум Петров (протопоп Аввакум), писатель, один из основателей русского старообрядчества, родился в 1620 г., в селе Григорово Нижегородского уезда в семье священника. Отец умер, когда Аввакуму исполнилось 16 лет. Мать оказала большое влияние на его нравственно-религиозное развитие. В 1638 г. Аввакум обзавелся женой и поселился в селе Лопащцы, где был рукоположен в диаконы, а в 1644 г. — в священники. Раздоры с местным «началием» привели к тому, что в 1647 г. он с женой и сыном ушел в Москву. Там Аввакум сблизился с членами «Кружка ревнителей благочестия», центральной фигурой которого был духовник царя Алексея Михайловича С.
Проповедями за чистоту нравов и благочестие, за приверженность старой вере восстановил против себя и прихожан, и местное начальство и по доносу был сослан в Якутск, откуда началось его беспрерывное странствие по острогам Сибири. Был не раз нещадно бит кнутом, содержался зимой в неотапливаемых подвалах и башнях. После 10 лет скитаний вернулся в Москву. В 1666 г. решением Церковного собора лишен сана и предан проклятию, а в 1667 г.
с тремя единомышленниками сослан в Пустозерск и посажен в «земляную тюрьму». Но и там выказывал непризнание новой, никонианской Церкви, отстаивал «древлее византийское благочестие». В тюрьме написал 80 посланий, писем и челобитных с разъяснениями причин смысл своего противостояния «никонианам». Еще сочинил автобиографическое «Житие» и «Книгу бесед», распространились по России рукописными копиями его сторонников.В апреле 1682 г. Аввакум и трое его союзников Лазарь, Епифаний и Федор (расстриги) решением очередного Церковного собора 1681—1682 гг., были заживо сожжены в срубе в Пустозерске 14 апреля 1682 г.
Аввакум Петрович (Протопоп Аввакум) родился 25 ноября 1620 года в нижегородских пределах в селе Григоровка за Кудмою рекою. Родом из бедной семьи приходского священника, Аввакум довольно рано приобретает известность у населения как изгнанник бесов. По наставлению матери, Аввакум в семнадцать лет женится на четырнадцатилетней обедневшей дочери кузнеца — Анастасии Марковне, которая позже ему стала верным другом во всех трудностях и помощницей в спасении.
В 1642 года Аввакум становится диаконом, а через два года был рукоположен в попы. В это время в характере Аввакума проявляется строгость к себе и ригоризм, который категорически не приемлет любые компромиссы и не учитывает другие принципы, хоть как-то отличные от исходного.
После того, как Аввакум два раза спасался бегством из Лопатин, он был назначен протопопом в Юрьевец-Подольский, из которого в 1651 году ему также пришлось спасаться бегством в Москву.
В столице Аввакум занимает, вероятно первое место среди приверженцев старины и становится первой жертвой преследования, которому подверглись противники патриарха Никона.
В сентябре 1653 года по приказу Никона Аввакума хотят расстричь, но царь заступается за мученика и Аввакума Петровича ссылают в Тобольск.
Своими проповедями за чистоту нравов и за непоколебимую приверженность старой веры, Аввакум настраивает против себя прихожан и начальство и его ссылают в Якутск, откуда начинается его тяжелое путешествие по суровой Сибири.
Проскитавшись десять лет, Аввакум Петрович возвращается в Москву где его на четырнадцать лет сажают в тюрьму, после чего сжигают в срубе в Пустозерске.
За свою жизнь Протопоп Аввакум Петрович создал сорок три сочинения, в том числе такие известные, как «Книга толкований», «Книга обличений», «Книга бесед» и «Житие». У старообрядцев Аввакум считается исповедником и священно-мучеником.
Житие протопопа Аввакума, им самим написанное
Протопоп Аввакум: краткая биография, семья, взгляды, сожжение
- 8 Мая, 2019
- Государство
- Олег Петров
Краткая биография протопопа Аввакума интересна всем, кто увлекается отечественной историей. Это священник, которого староверы возвели в ранг святого. Он был яркой и выдающейся личностью, не признавал никаких компромиссов. За его суровый характер и готовность всегда идти до конца его боготворили последователи и ненавидели противники. О его судьбе расскажем в этой статье.
Детство и юность
Рассказывать краткую биографию протопопа Аввакума начнем с того, что родился герой нашей статьи в 1620 году в селе Григорово, которое находится на территории современной Нижегородской области.
С раннего детства мама была для него образцом искренней веры. Позже она ушла в монастырь, приняв постриг под именем Марфа.
Будущего священника при рождении звали Аввакум Петров. Мать его воспитала в духовной чистоте и строгости.
Его отец был священником в небольшом приходе. Скончался, когда юноше исполнилось всего 15 лет. Аввакум позже рассказывал, что он часто злоупотреблял алкоголем, что и стало причиной его ранней смерти.
Уже в 22 года Аввакума Петрова рукоположили в диаконы.
Духовный путь
Уже через два года Аввакум получил церковный приход в селе Лопатинцы. Он был требователен к пастве и себе самому. Осуждал пороки прихожан, попрекая их даже за малые грехи.
Рассказывают историю о том, как однажды к нему на исповедь пришла блудница. Как требуют того церковные каноны, она в деталях описала свои грехи. Плоть его взбунтовалась, чтобы усмирить ее, он поднес к ладони три горящие свечи, чтобы боль победила греховные и низкие желания.
После этого прихожане еще больше зауважали своего священника, начав доверять ему самые сокровенные тайны.
Титул протоиерея
За следование церковным законам и праведные дела ему был присвоен титул протопопа или протоиерея. О суровом батюшке, который никому не дает спуска, рассказывали многие в округе. Верующие шли к нему за благословением и советом.
Даже в краткой биографии протопопа Аввакума следует отметить, что среди паствы он был известен как экзорцист. Часто к нему приводили сумасшедших и душевнобольных, в которых, как считали в то время, вселялся нечистый дух. Аввакум нередко оставлял их в своем доме на лечение.
Его благословение мечтали получить богачи и нищие. Известна история, когда воевода Василий Шереметев, плывя на корабле по Волге, пожелал встретиться со священником. Его специально привезли на корабль. После исповеди воевода попросил Аввакума благословить своего юного сына.
Матвея подвели к протопопу, но тот, оценив его внешний вид, отказался осенять юношу крестным знаменем. По его мнению, он имел «блудоносный» вид, так как брил бороду.
Возмущенный воевода приказал бросить Аввакума в реку. Тому чудом удалось выжить. Его спасли пришедшие на помощь рыбаки.
Протопоп всегда был противником любых развлечений. Если видел сельчан, которые без дела ходили по деревне, то приходил в настоящее неистовство. Как-то в их село приехали циркачи с музыкальными инструментами и дрессированными медведями. На веселящуюся публику Аввакум буквально бросился с кулаками. Разогнал даже медведей.
При этом протопоп всегда отличался принципиальным характером, не боясь заступаться за обездоленных и нищих. Однажды бедная вдова пожаловалась ему на вельможу, который посмел отнять у нее дочь. Священник заступился за женщину, за что был избит подручными богача до полусмерти.
Вскоре из Лопатиц Аввакума перевели в Юрьевце-Подольское. И здесь его крутой нрав был причиной постоянных конфликтов с прихожанами. Многие из них отказывались придерживаться наставлений священника, старых канонов, которые он проповедовал. Его неоднократно избивали, угрожая самому Аввакуму и его семье. В результате в 1651 году протопоп был вынужден бежать в Москву.
В столице
В Москве герой нашей статьи сошелся с будущим патриархом Никоном, который был духовником царя. Сам Аввакум активно принимал участие в книгоиздательстве, пропагандируя православие. Во время отъезда подменял протоиерея в Казанском соборе.
Как это часто бывает, дружба скоро сменилась враждой. Никон и Аввакум стали непримиримыми противниками. В основе конфликта лежали взгляды протопопа Аввакума. Он всегда придерживался веры старого образца. Никон, сменивший на посту патриарха Иосифа, начал проводить в церкви глобальные реформы, которые привели к ее расколу.
Все началось с того, что Никон отдал предпочтение греческим богослужебным книгам, которые в столицу привез Арсений Грек. Аввакум настаивал на том, что службу можно вести только на древнерусском языке, придерживаясь наследия предков. Он даже обратился с челобитною к царю, раскритиковав действующего патриарха.
Гонения
История протопопа Аввакума полна трагических страниц. У представителей светской власти он поддержки не нашел. В 1653 году был сослан в Андроников монастырь.
В очередной раз проявив характер, он отказался подчиниться. Тогда Никон приказал лишить его сана, расстричь, а затем сослать еще дальше — в Тобольск.
Даже оказавшись вдали от Москвы, он причинял много беспокойства церковным властям, продолжая и в Тобольске критику никонианства и агитацию за старообрядчество. Протопоп Аввакум в результате вновь оказался в остроге, когда ополчился на воеводу Пашкова. Затем его прикрепили к полку, который отправлялся через Амур и Байкал на восток.
Возвращение из немилости
В 1663 году в отношении государя к Аввакуму произошли разительные перемены. Его пригласили приехать в столицу. Причиной стало то, что в немилости на этот раз оказался Никон.
Царь предложил протопопу стать его духовником, но тот отказался, так как Алексей Михайлович не был старообрядцем.
При этом сам Аввакум нисколько не изменился, продолжая говорить окружающим все, что о них думает. В результате совсем скоро он из-за этого нажил себе новых врагов. Основной посыл протопопа был направлен на противодействие проводимым церковным реформам. Аввакум выступал за 8-конечный крест, крестился двумя пальцами, а не тремя, как стали делать многие после реформ Никона. В результате милость монарха оказалась недолгой: через год она сменилась гневом. Бунтаря, который категорически не желал подчиняться действующим порядкам, сослали в Архангельскую область.
В следующий раз в Москве он появился в 1666 году, во время суда над бывшим патриархом Никоном. От него ждали, что он наконец станет покорным, перенеся столько страданий, но этого не произошло. Убедившись в этом, церковный суд отлучил его от церкви. В ответ Аввакум наложил анафему на высшее руководство русского православия.
Следующий этап в краткой биографии протопопа Аввакума, который нужно отметить, — это целый год, проведенный им в монастыре под Калугой, фактически в заключении. Но и тут он не сломился.
Его отправили в Заполярье. 14 лет он прожил в срубе, наполовину утопленном в земле. Но и тогда не бросил проповедовать. Последователи протопопа Аввакума постоянно приезжали к нему, через верных людей он рассылал воззвания, которые расходились по всей стране. Эти воззвания были объединены в книгу, которую позже назвали первой художественной автобиографией. Так появилось «Житие протопопа Аввакума».
Памятник русской литературы
Датой написания этого произведения считается 1672 год. «Житие протопопа Аввакума» — это яркая автобиография проповедника, в которой он дает подробное описание своей жизни.
Благодаря этой книге можно составить полноценное впечатление о взглядах священника.
Семья
В своей жизни старообрядец был связан с двумя женщинами. Феодосия Морозова (известная больше как боярыня Морозова) стала его духовной ученицей. Все ее знают благодаря известной картине Сурикова.
Настасья Марковна была его супругой, родив 9 детей. Как и муж, она исповедовала старообрядчество. Обвенчались они в юности, когда девушке было 14, а Аввакуму — 17 лет. Были родом из одного села, из небогатых и неполных семей.
Супруги жили в соответствии с «Домостроем». Жена повсюду безропотно следовала за главой семьи, перенося все скитания. Известно, что трагедией закончилась ссылка в Сибирь. Не перенеся тягот, в дороге умерли двое их малолетних детей.
Сам проповедник считал супругу идеальной православной женщиной. Известно, что Настасья Марковна стала образцом для подражания для многих жен декабристов.
Гибель
После смерти Алексея Михайловича на престол взошел его сын Федор. Аввакум рассчитывал, что сможет перетянуть на свою сторону молодого и благочестивого царя. Поэтому написал письмо правителю. В нем рассказал, что видел сон, в котором Алексей Михайлович горит в аду за то, что принял никонианское учение.
Проповедник не рассчитал, что новый царь воспримет послание в штыки. Он его расценил как хулу на царя. Аввакума обвинили в церковном расколе.
В 1682 году состоялось сожжение протопопа Аввакума. Его казнили на глазах толпы. Вместе со сподвижниками Лазарем, Епифанием и Федором привязали к углам сруба, а затем забросали сухими ветками и берестой. В конце все подожгли.
Зная о предстоящей казни, протопоп раздал все свое небогатое имущество и книги. Отправляясь на эшафот, надел белую рубаху. Интересно, что он считал огонь очищающим от всякой скверны. Поэтому сам не раз призывал грешников к самосожжению.
Священника казнили в пятницу Страстной седмицы. Его дела и поступки до сих пор вдохновляют многих последователей.
Похожие статьи
Государство
Михаил Саакашвили: биография, национальность, родители, личная жизнь
Государство
Адмирал Кузнецов: биография, награды, память.
Николай Герасимович КузнецовГосударство
Дональд Трамп: биография президента США, личная жизнь, достижения
Государство
Уинстон Черчилль: биография, годы жизни, личная жизнь и интересные факты
Государство
Михаил Сергеевич Горбачев: биография, личная жизнь и деятельность
Государство
Григорий Распутин: биография и интересные факты из жизни
Сочинения протоиерея Аввакума — История русской литературы
В рубрику ::: XVII век, 2-я половина
Тогда как для средневековой литературы характерно относительное единство художественной системы и художественного вкуса, своеобразный «стиль эпохи». , в семнадцатом веке это единство разрушается. Индивидуальное начало все сильнее ощущается в искусстве. Литература превращается в арену противоречивых идей, а писатель становится личностью, со своей неповторимой творческой манерой. 54
Ярче всего индивидуальный элемент встречается в творчестве протоиерея Аввакума (1621-1682). Писателем этот известный вождь старообрядцев стал несколько поздно. До сорока пяти лет он редко брался за перо. Из всех его сочинений, которые до сих пор были обнаружены (около девяноста), едва ли десять относятся к этому раннему периоду. Все остальное, в том числе его знаменитое «Житие», первая в русской литературе объемная автобиография, написано в Пустозерске, городке в устье реки Печоры, в «студенистой, безлесной тундре». Сюда 12 декабря 1667 г. был привезен и заточен Аввакум, здесь он провел последние пятнадцать лет своей жизни и здесь же 14 апреля 1682 г. ».
Пустозерск Сборник. Конец жизни протоиерея Аввакума и начало жизни Епифания. Автографы. Конец 17 века. Институт русской словесности, Ленинград
В молодые годы Аввакум не собирался посвятить себя литературе. Он избрал другое поле, поле борьбы со злоупотреблениями церкви и государства, поле устной проповеди, прямого контакта с людьми. Одеяние священника (которое Аввакум получил в возрасте двадцати трех лет, когда еще жил в родных краях «в пределах Нижнего Новгорода»), а затем и протоиерея сделало возможным для него такой контакт. Люди заполнили его жизнь. «У меня было много духовных детей, пятьсот или шестьсот к тому времени. А я, бедный грешник, без отдыха подвизался в церквах, и в народных домах, и в разъездах, проповедуя по городам и селам, и в столице, и в земле сибирской».
Аввакум никогда не изменял своим убеждениям. По духу и темпераменту он был борцом, полемистом, обличителем, и эти качества он проявлял на протяжении всей своей жизни и труда. Его первое столкновение с церковными властями произошло в 1653 году, когда он служил в Казанском соборе в Кремле («Мне понравилось в Казанском соборе. Я читал там книги народу. Много народу приезжало»). Накануне Великого поста Никон, за год до этого поставленный патриархом, послал в Казанский собор, а затем и в другие московские храмы «записку», предписывающую людям креститься тремя перстами вместо обычных двух. Этот меморандум положил начало церковной реформе. Аввакум пренебрег приказом Никона и, естественно, уже не мог служить и проповедовать в Казанском соборе. Поэтому он собрал прихожан в амбаре. Его сторонники открыто говорили: «Бывают времена, когда конюшня лучше церкви». 5 Непокорный протоиерей был закован в Андроников монастырь в Москве. Это был первый опыт заключения Аввакума: «Меня бросили в темное место в землю, и я сидел там три дня, не ел и не пил; сидя прикованный во мраке, я кланялся, не зная, на восток или на запад. Ко мне никто не приходил, кроме мышей и тараканов, и сверчков стрекотали, и блох было много».
Вскоре после этого его с женой Настасьей Марковной и детьми отправили в Сибирь, сначала в Тобольск, потом в Даурию. Но ссылка в Сибирь (длившаяся одиннадцать лет) не сломила Аввакума, как не сломили его и все страшные страдания, выпавшие на его долю впоследствии.
Тем временем враг Аввакума Никон был вынужден оставить патриарший престол в 1658 году, потому что царь Алексей больше не мог или не хотел терпеть деспотическую опеку своего бывшего личного друга. Когда в 1664 году Аввакума вернули в Москву, царь искал с ним примирения: ему нужна была поддержка этого человека, которого народ уже признал своим покровителем. Но из этой попытки ничего не вышло. Аввакум надеялся, что устранение Никона будет означать возврат к «старой вере», но царь и боярские старшины не собирались отказываться от церковной реформы, ибо она была существенным звеном необратимого процесса европеизации России. Царь вскоре понял, что Аввакум представляет для него опасность, и непокорный протоиерей снова был лишен свободы. Затем последовали новые ссылки, монастырские заточения, лишение сана и отлучение от церкви Церковным Собором 1666-1667 годов и, наконец, заточение в Пустозерске.
Именно здесь проповедник стал блестящим писателем. В Пустозерске у него не было прихода. Он не мог проповедовать своим «духовным чадам», и ему ничего не оставалось, как взяться за перо. Идеи, зародившиеся у него еще в юности и которые он стремился внушить людям в «пределах Нижнего Новгорода», в Казанском соборе, в московском амбаре и в Даурии, теперь он стойко отстаивал в своих сочинениях.
В Пустозерске Аввакум жил с тремя другими ссыльными предводителями старообрядчества — Епифанием, монахом Соловецкого монастыря, Лазарем, священником из города Романова, и Феодором Ивановым, диаконом Благовещенского собора в Москве. Вместе они сгорели заживо. Все они были писателями. Аввакум был очень близок со своим духовником Епифанием. Первое время пустозерские заключенные жили сравнительно свободно и имели возможность общаться друг с другом. Они быстро установили контакт со своими последователями в Москве и других городах. Стрельцы, сочувствовавшие этим страдальцам за «старообрядчество», охотно помогали им. «А я велел им сделать потайное отверстие в рукояти стрелецкой секиры», — писал протоиерей Аввакум боярской жене Феодосии Морозовой в 1669 году., «и своими бедными руками вложил грамоту в секиру… и поклонился ему низко и просил отнести ее, охраняемый Господом, к сыну моему (сын его сидел в заточении на реке Мезень — А.П.) и старец Епифаний сделал тайник в топоре». Епифаний, который мог повернуть руку ко всему, также сделал множество деревянных крестов с потайными отделениями, в которых он прятал «письма», посланные «в мир».
Эти крамольные писания были отправлены в Мезень, где жила семья Аввакума, а оттуда пошли дальше. Аввакум даже успел установить связь с Соловецким монастырем, который отказался принять «нововведения» Никона и был осажден царскими войсками в 1668 г. В 1669 г.В 1670 г. он писал в Мезень, где жил его преданный ученик Феодор Юродивый с семьей Аввакума: «Пусть Феодор спрячет эти грамоты и пойдет в Соловецкий монастырь, тайно войдёт в него и доставит грамоты».
Стремясь пресечь деятельность «большой четверки», власти прибегли к карательным мерам. На Мезень и в Пустозерск был отправлен крупный офицер Иван Елагин. На Мезени он повесил Феодора, а в Пустозерске в апреле 1670 г. «наказал» Епифания, Лазаря и диакона Феодора: им отсекли языки и отрубили правые руки. Аввакума пощадили. «И я не вытерпел и хотел умереть с голоду, — писал Аввакум, — и не ел дней восемь и более, но братия велела мне есть».
После этого условия его содержания резко ухудшились. Охранники, писал Аввакум, «обложили наши ямы бревенчатыми рамами и засыпали их землей… оставив нам по маленькому отверстию, через которое можно доставать пищу и дрова». С горькой иронией Аввакум описал свою «большую комнату»: «И у меня, и у старца (Епифания) есть большая комната… где мы едим и пьем, и… испражняемся, да на лопату, а потом в окно! Я думаю, что у царя Алексея, сына Михаила, нет такой просторной палаты».
Но невыносимые условия этой «ямной тюрьмы» не ослабили тяги пустозерских ссыльных к писательству, тем более что спрос на их произведения был огромен. Слова Аввакума и его последователей имели для старообрядцев большой нравственный авторитет. Они были окружены ореолом мученичества за веру. Их работы копировались и распространялись тайно. «Большая четверка» упорно трудилась, сочиняя все новые и новые произведения.
В Пустозерске Аввакум написал большое количество прошений, писем и посланий, а также такие объемные произведения, как «Книга бесед» (1669 г. -1675), который содержит десять рассуждений на разные догматические темы; Толковая книга (1673-1676), содержащая толкование Аввакумом псалмов и других ветхозаветных текстов; и «Книга доносов, или Вечные Евангелия» (1679 г.), содержащая богословскую полемику Аввакума с диаконом Феодором, его созаключенным. В Пустозерске Аввакум написал и свою монументальную автобиографию «Прекрасное житие» (1672 г.), которую он несколько раз перерабатывал. 5
По происхождению и по мировоззрению Аввакум принадлежал к простонародью, низшим слоям общества. И его проповеди, и его литературное творчество были полны демократического духа. Его долгий и горький опыт убедил Аввакума, что жизнь простого народа в России тяжела. «И без порки человеку трудно идти», — пишет он в «Житии», вспоминая свое вынужденное путешествие в Даурию. «Но малейшая отговорка, и он получает удар палкой: «Стой на месте, парень, умри на работе!» Идея равенства — одна из излюбленных идей Аввакума: «Одно небо и одна земля, и хлеб принадлежит всем, и вода тоже». Он видел в русских людях своих братьев и сестер «по духу», не признавая никаких сословных различий. «Ты лучше нас тем, что ты боярыня?» — спрашивает он Феодосию Морозову. «Господь распростер небо для всех нас, и луна и солнце светят одинаково для всех и каждого, и земля, и воды, и все, что произрастает по велению Господню, не служит вам ни больше, ни мне меньше. ».
Здесь, конечно, Аввакум цитирует букву и дух Евангелия. Но по отношению к русской жизни XVII века идея равенства приобретает светскую, бунтарскую окраску. Для Аввакума христиане — это простой народ, а церковных пастырей и светских правителей он обвиняет в никонианстве, говоря, что они превратились в волков, пожирающих свои «несчастные жертвы». «Не только за перемену священных книг, — пишет Аввакум, — но и за мирскую истину… подобает положить душу свою».
Идеология Аввакума полна демократического духа. Тот же демократический дух пронизывает его эстетику, определяя языковые стандарты, изобразительные средства и точку зрения писателя в целом. Аввакум постоянно держит перед собой читателя, когда пишет. То ли крестьянин, то ли ремесленник, с которым Аввакум имел дело в молодые годы. Он духовный сын Аввакума, нерадивый и прилежный, грешный и праведный, слабый и сильный одновременно. Он «истинный сын своего народа», как и сам протоиерей. Такому читателю будет трудно разобраться в хитросплетениях церковнославянского языка. Говорить с ним надо просто, и Аввакум делает просторечие своим стилевым принципом: «Читатели и слушатели, не пренебрегайте нашим народным словом, ибо я люблю свой родной русский язык… Я не буду заниматься риторикой и не умалю своего русского языка». язык.»
Надо сказать, что во всех своих работах, в частности в Житии, Аввакум проявляет исключительное мастерство стилиста. Он необычайно свободно и гибко владеет «родным русским языком». Одной из причин этого является то, что Аввакум чувствует, что он говорит, а не пишет («Да зачем так много говорить?», «Да хватит болтать!», «Рассказать тебе еще одну историю, мой друг?»). Он разговаривает со своей аудиторией, продолжая проповедническое дело в своей далекой «ямной тюрьме». Свою манеру изложения он называет «болтанием» и «рычанием».
Стиль Аввакума очень эмоционален. Иногда он ласково обращается к своему читателю-слушателю: «батюшка», «милый», «бедняжка», «милый мой», «Алексей милый», «милый Симеон», а иногда упрекает его, как упрекает диакона Феодора, своему оппоненту по богословским вопросам: «Ты настоящий дурак, Феодор!» Печальным пафосом перекликаются его слова к боярской жене Феодосии Морозовой, умиравшей от голода в тюрьме в Боровске: «Ты еще дышишь, мой свет? Ты еще дышишь, милый друг, или тебя сожгли или задушили? не знаю и не слышу; Я не знаю, живы ли вы или они положили вам конец! Чадо Церкви, милое чадо Феодосия Прокопьевна! Скажи мне, старый грешник, одно слово: ты жив?» Но и юмора он не чурается — он высмеивает и своих врагов, называя их «несчастными», «беднягами» и «дураками», и самого себя, даже когда описывает самые трагические эпизоды своей жизни.
Вспоминая в Житии, как его лишили сана, «остригли», Аввакум пишет об этом с юмором: «Они рвали мне волосы, как собакам, не оставив ничего, кроме клока, как у поляков, на лбу!» Вот что он рассказывает о своих страданиях в Даурии: «Пять недель мы ехали в санях по голому льду. Мне дали (губернатор Афанасий Пашков) две клячи для перевозки детей и нашего бедного скарба, и мы с женой пошли пешком, спотыкаясь по льду. Это дикая страна, и туземцы дикари; мы не смели отставать от лошадей, но и не могли удержаться с ними, голодные и уставшие. Бедная жена плелась и все падала, так было скользко! Однажды она упала, и какой-то бедный усталый парень споткнулся о нее и упал; двое из них кричали о помощи и не могли встать. — Простите меня, госпожа! — воскликнул мужчина. «Зачем ты сбил меня с ног, мужик?» — воскликнула жена. Я подошел, и бедная женщина упрекнула меня, говоря: «Доколе нам терпеть эту муку, протоиерей?» А я сказал: «До самой смерти!» Тогда она вздохнула и ответила: «Хорошо, пойдем в путь». потом». Этот эпизод дает хорошее представление о характере юмора Аввакума. С одной стороны, это «укрепляющий смех» в самые трудные минуты, исцеляющий смех, помогающий достойно переносить невзгоды. Наоборот, от самомнения и ложной гордыни спасает мягкое самонасмешка. 58
Это важно как с точки зрения Аввакума, так и его читателя, потому что главный герой Аввакума — он сам. Впервые в древнерусской литературе автор так много пишет о своих невзгодах, о том, как он «скорбит», «рыдает», «вздыхает», «плачет». Это первый случай, когда русский писатель осмеливается сравнивать себя с первыми христианскими писателями — апостолами. «Может быть, мне и не следовало говорить о своей жизни, но я читал Деяния Апостолов и Послания Павла, — а ведь апостолы говорили о себе». Цитируя авторитет апостолов, Аввакум волей-неволей объявлял себя также апостолом. Он назвал свою Жизнь «книгой вечной жизни», и это не было оговоркой. Как апостол Аввакум мог написать о себе. Он был свободен в выборе тем и персонажей, волен использовать «народную речь» и обсуждать свои и чужие действия.
При написании жития Аввакум в какой-то мере соблюдал агиографический канон. Экспозиция, как того требовал канон, содержит рассказ о родителях и детстве агиографического героя. Там же описывается и первое знамение, полученное героем, «видение корабля»: «И тогда я увидел… корабль, украшенный не золотом, а многими цветами — красным, белым, синим, черным и серым — человеческим разум не может охватить, насколько оно было честным и здравым. И светлый юноша сидел на корме, управляя ею… И я воскликнул: «Чья это лодка?» И юноша ответил: «Это твоя лодка! Плывите на нем с женой и детьми, если хотите!» И я задрожал и подумал про себя: «Что это может значить? И куда мне плыть?» Море — это жизнь, а корабль — судьба человека. Это средневековые образы, и они проходят через всю жизнь. За каждым событием Аввакум видит скрытый, символический смысл, и это тоже сближает его с древнерусской агиографией. Житие заканчивается описанием казни 1670 г. в Пустозерске. Но затем следуют эпизоды из жизни Аввакума, не связанные с основным сюжетом и по композиции и сюжету напоминающие «чудеса», всегда приписываемые к древнерусскому житию.
Тем не менее Аввакум коренным образом реформирует агиографическую схему. Он впервые в русской литературе соединяет в одном лице автора и героя житийного повествования. С традиционной точки зрения это непозволительно, ибо превозносить себя есть греховная гордыня. Символика Жизни также индивидуальна. Аввакум придает символическое значение «преходящим» бытовым подробностям, которые средневековая агиография обычно игнорировала.
Говоря о своем первом заточении в 1653 году, он пишет: «Я не ел три дня и проголодался. После вечерни передо мной предстал кто-то. Я не знал, был ли это ангел или человек, и не знаю до сих пор; только он молился в темноте и, положив руку мне на плечо, подвел меня с цепью к скамье и усадил на нее. И ложку мне в руку дал, и хлеба немного, и щей дал поесть — так хорошо и вкусно! И он сказал мне: «Ешь и подкрепляйся». И потом он ушел. Дверь не открылась, а он ушел! Странно, если бы это был человек, а если бы это был ангел? Тогда это неудивительно, ибо ничто не преграждает ему путь». «Чудо от щей» есть «житейское чудо», как и рассказ о черной курице, кормившей детей Аввакума в Сибири: «Каждый день она несла по два яйца в пищу детям нашим, помогая нам в нужде нашей у Господней повеление, ибо Господь так определил».
Символическая интерпретация бытовых подробностей чрезвычайно важна в системе идейно-художественных принципов Жизни. Аввакум упорно боролся против реформы Никона не только потому, что Никон нарушил освященный веками православный обряд. Он также расценил реформу как нарушение русских обычаев, всего русского быта. Для Аввакума Православие было прочно связано с таким образом жизни. Если бы Православие было уничтожено, погибла бы и Россия. Вот почему он так нежно и живо описывает русскую жизнь, особенно семейную жизнь.
Житие Аввакума не только проповедь, но и исповедь. 59 Одной из самых поразительных черт этой работы является ее искренность. Это точка зрения не только писателя, но и страдальца, «живого трупа», сведшего счеты с жизнью и для которого смерть — блаженное избавление. «Что мне нужно, сидя в своей темнице, как в гробу? Может ли это быть смерть? Воистину, это так». Аввакум ненавидит ложь и притворство. Ни в его Жизни, ни в остальных его сочинениях нет ни одной фальшивой ноты. Он пишет только правду, ту правду, которую диктует ему его «разъяренная совесть».
Аввакум не изменяет своей искренности по отношению к читателю, человеку, к которому он обращается. В этом отношении его жена, боярыня Морозова и сам царь были для него все одинаковы. «А царя Алексея прикажу призвать на суд пред Христом», — писал Аввакум. «Пусть его бичуют медными плетями». 60 Когда умер царь Алексей и престол перешел к его сыну Феодору, Аввакум послал новому правителю челобитную, в которой просил: «Помилуй меня, не имеющего убежища и отлучившегося от Бога и от людей за грехи мои, помилуй меня, сын Алексея, прекрасное чадо церкви!» Но и в этом прошении Аввакум не преминул упрекнуть покойного царя — в письме к сыну, только что потерявшему отца! «Бог будет судьей между мной и царем Алексеем. Ибо я слышал от Спасителя, что он сидит в муках».
Чтобы судить об Аввакуме как о борце, бунтовщике, следует вспомнить его связь с актом протеста московских старообрядцев во время традиционного обряда водосвятия в 1681 году. Когда собралось большое скопление народа в Кремле старообрядцы «бессовестно и украдкой сбрасывали с колокольни Ивана Великого богохульные свитки, позорящие царское достоинство» 61 , и мазали дегтем церковные ризы и царские гробницы в Соборе Великого Предположение. Среди «украденных свитков» были сочинения пустозерских заключенных. Аввакум, умевший не только писать, но и рисовать, также изображал на бересте «их величества царей и высокопоставленных церковных деятелей» с «ругательными надписями» и «категорически запретными» словами. Именно такие карикатуры старообрядцы раздавали во время шествия царя к проруби Москвы-реки во время церемонии. 9но и «за сильное поругание царского дома».
« Барокко в русской литературе конца XVII века ||| Сатирическая литература XVII века »
Статья о протоиере+аввакуме из The Free Dictionary
Протоиерей+аввакум | Статья про протоиерея+аввакума в The Free DictionaryПротоиерей+аввакум | Статья про протоиерея+аввакума из The Free Dictionary
Слово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.