Кр содержание горе от ума по действиям: Грибоедов «Горе от ума» краткое содержание по действиям – читать пересказ комедии онлайн

Содержание

краткое содержание известной комедии Грибоедова :: SYL.ru

Тенденции шарфов на осень-зиму 2023: актуальные модели и способы их стилизации

Конский хвост и другие эффектные SOS-прически, когда нет времени мыть голову

Покупаем без раздумий: тренды 2023 года, которые долго не выйдут из моды

Снова актуально спустя сто лет: идеи современного макияжа, вдохновленного 1920-м

Серебристый тон век и зеленый лайнер: смелые примеры макияжа на сезон вечеринок

Как сделать вкуснее банальную тушеную говядину: простые ингредиенты для этого

Больше драмы: делаем трендовый макияж глаз на вечеринку в стиле Тима Бертона

Самые красивые тренды весны 2023: как выглядят модные новинки

От герпеса и гриппа, кашля и ринита: тимьян, он же — богородская трава

Соблюдаем технику безопасности: как сделать красивые кудряшки с помощью сита

Автор

Тем, кто хочет насладиться прекрасным авторским стилем и неповторимым чувством юмора, стоит прочесть оригинал произведения «Горе от ума». Краткое содержание ни в коей мере не передает всех тонкостей. Эта комедия не только прославила имя известного посла в русской литературе, но и моментально разлетелась на крылатые фразы и выражения. Однако если времени на прочтение нет, придется довольствоваться сжатым пересказом.

«Горе от ума»: краткое содержание по действиям

Главные персонажи: Чацкий, Софья, Фамусов, Молчалин, Лиза. События происходят в усадьбе Фамусова и длятся не более суток, что обусловлено соблюдением правила единства трех начал: времени, места и действия.

Действие первое

Горничная Лиза усердно старается разбудить свою барышню Софью, которая всю ночь провела в объятьях любимого, слушала признания в любви. Фамусов, отец, удивляется тому, что дочка так долго спит, поэтому служанка вынуждена перевести часы вперед. Софья влюблена в Молчалина, они проводят вместе все время: «Счастливые часов не наблюдают», но больше всех этой встречи боится именно Лиза, так как ей достанется от барина.

Фамусов же, войдя в комнату Лизы, удивляется присутствию в ней своего подчиненного в столь ранний час. Для того чтобы сгладить обстановку, Софья начинает рассказывать о своем ужасном сне. В то время слуга докладывает о приезде Чацкого, который когда-то уехал, оставив в этих краях любящее сердце. Чацкий, как никто другой, рад увидеть Софью, но она встречает его холодом, так как давно уже к нему равнодушна, а сердце свое отдала Молчалину. Фамусов пытается разговорить Чацкого, но тот думает только о Софье, не понимая причины ее поведения.

«Горе от ума»: краткое содержание. Действие второе

Фамусов все время ругается со своими слугами, каждый из них делает все не так, как надо, а Чацкий достает его вопросами о Софье. На вопрос Фамусова о военной или гражданской (чиновничьей) службе, которая также заключается в подчинении, Чацкий говорит известную реплику о том, что служить бы он рад, но прислуживаться тошно.

«Горе от ума»: краткое содержание. Действие третье

Чацкий решителен. Для того чтобы получить для себя ответ на вопрос о поведении Софьи, он идет именно к ней. В самом начале Софья не хочет говорить, кто же ею любим, но в конце она все же называет фамилию Молчалина. Чацкий понимает, как ничтожен этот человек на самом деле, но пелена на глазах влюбленной барышни не дает ей возможность это увидеть. В самом конце разговора Софья прямо заявляет Чацкому, что он «герой не ее романа». Познакомившись с Молчалиным ближе, когда он приходит в комнату к Софье, Чацкий понимает, что это тип подлизывающихся подчиненных, которые добиваются всего благодаря аккуратности и умеренности. Чацкий по своей привычке начинает вступать в спор с Молчалиным, для того чтобы доказать низость подобного существования для Софьи, но девушка ничего не хочет понимать.

«Горе от ума»: краткое содержание. Действие четвертое

Мнение и взгляды Чацкого не понятны никому, он действительно начинает ощущать себя одним воином в поле. Фамусовское общество постоянно угнетает его, и Чацкий решает уехать. В это время Софья посылает свою горничную к Молчалину, где последний признается служанке в любви, говорит о главной героине очень низко и винит свое воспитание (угождать всем людям), а также обещает обманом жениться на Софье. Это признание слышат все, в том числе и обманутая девушка. Отец винит дочь в подобном поведении. Но больше всех Софью задело именно то, что ее позор видел сам Чацкий, только в этот момент девушка поняла, что потеряла. Чацкий уезжает, одержав духовную победу, а Фамусов думает о том, что же скажет Марья Алексеевна.

В заключение

Своеобразным отражением бездуховности жизни обывателей стала комедия «Горе от ума». Читать краткое содержание можно также при помощи крылатых фраз текста, которые в точности передают смысл всей комедии. Это говорит о безусловной гениальности автора.


Похожие статьи

  • Чацкий — побежденный или победитель в комедии «Горе от ума»?
  • Сочинение по «Горе от ума» Грибоедова: темы, образы
  • Жанр «Горе от ума». Комедия в стихах А. С. Грибоедова. Афоризмы из «Горе от ума»
  • Краткая биография Грибоедова Александра Сергеевича
  • Книга «Бродяги Дхармы»: краткое содержание и отзывы
  • Комедию «Горе от ума» кто написал?
  • Краткое содержание «Отелло» — трагедии Шекспира

Также читайте

Краткое содержание «Горе от ума».

Ранним утром служанка Лиза стучится в спальню к барышне. Софья откликается не сразу: она всю ночь беседовала со своим возлюбленным, секретарём отца Молчалиным, живущим в этом же доме.

Неслышно появившийся отец Софьи, Павел Афанасьевич Фамусов, заигрывает с Лизой, которой еле удаётся отбиться от барина. Испугавшись, что его могут услышать, Фамусов исчезает.

Выходя от Софьи, Молчалин в дверях сталкивается с Фамусовым, который интересуется, что делает здесь секретарь в столь ранний час? Фамусова, ставящего в пример собственное «монашеское поведение», кое-как успокаивают.

Оставшись с Лизой вдвоём, Софья мечтательно вспоминает о так быстро промелькнувшей ночи, когда они с Молчалиным «забылись музыкой, и время шло так плавно», а служанка еле сдерживает смех.

Лиза напоминает госпоже о прежней её сердечной склонности, Александре Андреевиче Чацком, который уже три года странствует в чужих краях. Софья же говорит, что её отношения с Чацким не выходили за пределы детской дружбы. Она сопоставляет Чацкого с Молчалиным и находит в последнем достоинства (чувствительность, робость, альтруизм), которых нет у Чацкого.

Неожиданно появляется сам Чацкий. Он засыпает Софью вопросами: что нового в Москве? как поживают их общие знакомые, кажущиеся Чацкому смешными и нелепыми? Без всякой задней мысли он нелестно отзывается о Молчалине, который, вероятно, сделал карьеру («ведь нынче любят бессловесных»).

Софью это задевает настолько, что она шепчет про себя: «Не человек, змея!»

Входит Фамусов, тоже не слишком обрадованный визитом Чацкого, и спрашивает, где Чацкий пропадал и чем занимался. Чацкий обещает обо всем рассказать вечером, поскольку он ещё и домой не успел заехать.

Во второй половине дня Чацкий снова появляется в доме Фамусова и расспрашивает Павла Афанасьевича о дочери. Фамусов настораживается, уж не метит ли Чацкий в женихи? А как бы отреагировал на это Фамусов? — в свою очередь осведомляется молодой человек. Фамусов уклоняется от прямого ответа, советуя гостю сначала привести в порядок дела и добиться успехов по службе.

«Служить бы рад, прислуживаться тошно», — заявляет Чацкий. Фамусов упрекает его в излишней «гордости» и ставит в пример покойного своего дядю, который добился чинов и богатства, раболепно прислуживая императрице.

Чацкого этот образец никак не устраивает.

Он находит, что «век покорности и страха» уходит в прошлое, а Фамусова эти «вольнодумные речи» возмущают, он и слушать не желает таких нападок на «золотой век».

Слуга докладывает о прибытии нового гостя, полковника Скалозуба, которого Фамусов всячески обхаживает, считая выгодным женихом. Скалозуб простодушно хвастается своими служебными успехами, которые достигнуты отнюдь не воинскими подвигами.

Фамусов произносит пространный панегирик московскому дворянству с его хлебосольством, консервативными старичками вельможами, властолюбивыми матронами и умеющими себя преподнести девицами. Он рекомендует Чацкого Скалозубу, причём фамусовские похвалы для Чацкого звучат почти как оскорбление. Не выдержав, Чацкий разражается монологом, в котором обрушивается на тех льстецов и крепостников, что восхищают хозяина дома, обличает их «слабодушие, рассудка нищету».

Мало что понявший из речей Чацкого Скалозуб соглашается с ним в оценке напыщенных гвардейцев. Армия, по мнению бравого служаки, ничуть не хуже «гвардионцев».

Вбегает Софья и бросается к окну с криком: «Ах, Боже мой, упал, убился!» Оказывается, это Молчалин «треснулся» с лошади (выражение Скалозуба).

Чацкий задумывается: почему так испугана Софья? Вскоре приходит Молчалин и успокаивает присутствующих — ничего страшного не произошло.

Софья старается оправдать свой неосторожный порыв, но лишь усиливает зародившиеся у Чацкого подозрения.

Оставшись наедине с Молчалиным, Софья тревожится о его здоровье, а тот обеспокоен её несдержанностью («Злые языки страшнее пистолета»).

После разговора с Софьей Чацкий приходит к выводу, что она не может любить столь ничтожного человека, но тем не менее бьётся над загадкой: кто же её возлюбленный?

Затевает Чацкий беседу и с Молчалиным и ещё более укрепляется в своём мнении: невозможно любить того, чьи достоинства сводятся к «умеренности и аккуратности», того, кто не решается иметь собственное мнение и преклоняется перед знатностью и властью.

На вечер к Фамусову продолжают съезжаться гости. Первыми прибывают супруги Горичевы, старые знакомые Чацкого, с которыми он беседует по-дружески, тепло вспоминая прошлое.

Появляются и другие лица (княгиня с шестью дочерями, князь Тугоуховский и др.) и ведут пустейшие разговоры. Графиня-внучка пытается уколоть Чацкого, но он легко и остроумно парирует её выпад.

Горич представляет Чацкому Загорецкого, прямо в глаза характеризуя последнего как «мошенника» и «плута», но тот делает вид, что нисколько не задет.

Приезжает Хлестова, старуха властная и не терпящая никаких возражений. Перед ней проходят Чацкий, Скалозуб и Молчалин. Благоволение Хлестова выражает лишь секретарю Фамусова, поскольку он хвалит её собачку. Обращаясь к Софье, Чацкий иронизирует по этому поводу. Софью саркастическая речь Чацкого бесит, и она решает отомстить за Молчалина. Переходя от одной группы гостей к другой, она исподволь намекает на то, что Чацкий, похоже, не в своём уме.

Слух этот тотчас разносится по всей гостиной, а Загорецкий добавляет новые подробности: «Схватили, в желтый дом, и на цепь посадили». Окончательный приговор выносит графиня-бабушка, глухая и почти выжившая из ума: Чацкий — басурман и вольтерьянец. В общем хоре возмущенных голосов достается и всем прочим вольнодумцам — профессорам, химикам, баснописцам…

Чацкий, потерянно бродящий в толпе чуждых ему по духу людей, сталкивается с Софьей и с негодованием обрушивается на московское дворянство, которое преклоняется перед ничтожеством только потому, что оно имело счастье родиться во Франции. Сам Чацкий убежден, что «умный» и «бодрый» русский народ и его обычаи во многом выше и лучше иностранных, но его никто не хочет слушать. Все кружатся в вальсе с величайшим усердием.

Гости уже начинают расходиться, когда опрометью вбегает ещё один старый знакомый Чацкого, Репетилов. Он кидается к Чацкому с распростёртыми объятиями, с места в карьер начинает каяться в различных прегрешениях и приглашает Чацкого посетить «секретнейший союз», состоящий из «решительных людей», которые безбоязненно рассуждают о «матерьях важных». Однако Чацкий, знающий цену Репетилову, кратко характеризует деятельность Репетилова и его друзей: «Шумите вы и только!»

Репетилов переключается на Скалозуба, рассказывая ему горестную историю своей женитьбы, но и тут не находит взаимопонимания. Лишь с одним Загорецким удаётся Репетилову вступить в разговор, да и то предметом их обсуждения становится сумасшествие Чацкого. Репетилов сначала не верит слуху, но остальные настойчиво убеждают его, что Чацкий — настоящий сумасшедший.

Задержавшийся в комнате швейцара Чацкий все это слышит и негодует на клеветников. Его беспокоит только одно — знает ли Софья о его «сумасшествии»? Ему и в голову прийти не может, что именно она распустила этот слух.

В вестибюле появляется Лиза, за ней плетётся заспанный Молчалин. Служанка напоминает Молчалину, что барышня ждёт его. Молчалин признается ей, что ухаживает за Софьей, дабы не потерять её приязни и тем самым укрепить своё положение, по-настоящему же ему нравится одна Лиза.

Это слышат тихо подошедшая Софья и прячущийся за колонной Чацкий. Разгневанная Софья выступает вперед: «Ужасный человек! себя я, стен стыжусь». Молчалин пытается отпереться от сказанного, но Софья глуха к его словам и требует, чтобы он сегодня же покинул дом своего благодетеля.

Чацкий тоже даёт волю чувствам и обличает коварство Софьи. На шум сбегается толпа слуг во главе с Фамусовым. Он грозится отослать дочь к тётке, в саратовскую глушь, а Лизу определить в птичницы.

Чацкий горько смеётся и над собственной слепотой, и над Софьей, и над всеми единомышленниками Фамусова, в обществе которых и впрямь трудно сохранить рассудок. Восклицая: «Пойду искать по свету, / Где оскорблённому есть чувству уголок!» — он навсегда покидает некогда столь дорогой ему дом.

Сам же Фамусов более всего озабочен тем, «что станет говорить / Княгиня Марья Алексевна!»

Вопрос 30.Отражение общественной и идейной жизни России 1840-1850-х гг. в романах И.С. Тургенева «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне» (с анализом одного из них на выбор: ведущие персонажи, особенности формы, смысл финала).

Иван Сергеевич Тургенев (1818—1883) — один из талантливейших писателей середины XIX в., чье творчество представляет собой новый период в развитии русского критического реализма. В 40-е гг. он был самым значительным представителем идейно-литературного течения, вдохновлявшегося идеалами либерально-дворянского просветительства. Но идейное и творческое развитие писателя началось значительно раньше. Еще в 1830-х годах, во время обучения в Петербургском университете (1834—1836) и пребывания в Берлине с целью продолжения образования и изучения философии Гегеля (1837—1841), Тургенев отдавался отвлеченным, философско-романтическим исканиям, в которые уходила передовая русская дворянско-разночинная молодежь, жившая в условиях глухой политической реакции царствования Николая I. В его философской романтике таился смутный внутренний протест против крепостнической реакции в России.

В 1850-1870 гг. Тургенев создает ряд романов и повестей, которые посвящает разработке актуальнейшей проблемы своего времени — осмыслению действительных сил и перспектив развития либерально-дворянской интеллигенции, претендовавшей в своей идейной борьбе с революционно-демократическим движением на общественно-прогрессивное значение. Писатель создал ряд замечательных литературных типов передовых русских

людей 1840—1870 гг., прочно вошедших в национальное самосознание последующих поколений, вплоть до нашего времени.

Реальная картина современной жизни в произведениях Тургенева овеяна глубоким гуманизмом, верой в творческие и нравственные силы родного народа, в прогрессивное развитие русского общества. Внимание Тургенева было постоянно приковано к новым явлениям жизни общества. Первым сделал он попытку воплотить идеал человека эпохи падения крепостного права — 60-х гг. — идеал активного деятеля, борца, убежденного демократа («Накануне»). Тургенев первый оценил значение и другого проявления социальных сдвигов, которые происходили в России в 60-х гг. XIX в., — изменения роли женщины в жизни общества и самого типа передовых женщин. Писатель заметил, что разрушению крепостнических дворянских гнезд и патриархальных крестьянских общин сопутствует стремление лучших людей России, в том числе и женщин, к расширению своего кругозора, увеличению арены своей деятельности. Окончательно отходит в прошлое идеал «теремной» женщины, помыслы которой ограничены кругом семьи. И именно в процессе приобщения женщины к разнородным интересам времени, включения ее в интеллектуальную, творческую жизнь поколения и даже в политическую борьбу открывается все богатство ее натуры, в полной мере обнаруживается то гуманное влияние, которое она может оказать на современников («Накануне», «Новь»).

Тургенев знал и любил своих читателей, его творчество отвечало на вопросы, которые их волновали, и ставило перед ними новые, важные социальные и нравственные проблемы.

Героям Тургенева присущи высокие нравственные черты. Они — мыслящие, тонко чувствующие личности, обреченные быть «собственностью» того или другого — большей частью ничтожного, тупого и пошлого — барина. Крестьяне, показанные Тургеневым во всем сложном богатстве их натур, выступающие как представители нации, ее исторического бытия и ее грядущих загадочных судеб, гораздо красноречивей утверждали моральную неоправданность, бесчеловечность и обреченность крепостничества, чем любые пламенные публицистические тирады или картины насилия.

«Дворянское Гнездо», задуманное в 1856 году, «вылилось» в роман в 1858 году. «Дворянское гнездо» имело самый большой успех. Страна переживала новые времена (умер Николай I, окончилась поражением России Крымская война). Перед обществом встал вопрос: Как жить? Что сейчас надо делать в России и кто сможет делать? Писатель понимал: в момент назревания важных социально-экономических перемен необходимо дать новую оценку главным деятелям русского общественного движения. Различные стороны всех этих проблем находят свое отражение в ряде произведений Тургенева, написанных в конце 50-х гг. И прежде всего в романе «Дворянское гнездо» (1859). Вопрос – что делать? – на страницах этого романа звучит не один раз. «…Что же вы намерены делать?» — спрашивает один из персонажей тургеневского романа, Паншин, у главного героя, Лаврецкого. «Пахать землю,— отвечает Лаврецкий,— и стараться как можно лучше ее пахать».

Незначительную с первого взгляда, но вполне определенную роль в романах Тургенева играет описание устройства, обстановки усадеб, бытовых деталей жизни героев. «Дворянские гнезда» — это в первую очередь родовые усадьбы: старинные дома, окруженные великолепными садами и аллеями с вековыми липами. Писатель показывает нам жизнь в конкретном реальном предметном окружении. Обстановка дома, его атмосфера имеет большое значение для формирования личности в раннем возрасте, когда человек интенсивно впитывает зрительные и звуковые образы, поэтому автор уделяет внимание описанию усадебной обстановки и быта, чтобы полнее охарактеризовать своих героев, выросших здесь. Герои романа образованные и просвещенные люди, они были в курсе основных общественных и культурных событий, благодаря выписываемым журналам, имели большие библиотеки, многие занимались хозяйственными преобразованиями и поэтому изучали агрономию и другие прикладные науки. Их дети получали образование и воспитание, ставшее традиционным для того времени и мало чем уступавшее городскому. Родители тратили немалые средства, нанимая учителей и гувернеров для обучения своих детей.

Главный герой романа, Федор Иванович Лаврецкий, начинает свою сознательную жизнь со светских развлечений, бесполезных заграничных поездок. Своего героя Тургенев наделил полудемократическим происхождением (его мать — крестьянка), физической силой, богатырством, вызывающим уважение к нему в народной среде, душевной целостностью и способностью к практической деятельности. Это — гуманный и скромный человек.

Тургенев проводит героя через сложнейшие испытания, в том числе через «испытание любовью». Писатель подробно изучает генеалогию Лаврецкого, прослеживает весь процесс формирования его личности. Он подробно рассказывает Биографию Лаврецкого (даже узнаем о жизни всех его ближайших предков): «Федор Иванович Лаврецкий происходил от древнего дворянского племени». В рассказе о нескольких поколениях Лаврецких отражена сложность русской жизни, русского исторического процесса.

Тургенев показывает, что на формирование его характера, на его мировоззрение, на его судьбу повлияло общество, окружающее героя. «Недобрую шутку», утверждает Тургенев, сыграли с Лаврецким его воспитатели и в юности. Лаврецкому трудно пришлось при столкновении с почти незнакомой ему суровой действительностью: в тяжелое испытание для него превратилось его женитьба на недостойной женщине, которая сумела жестоко обмануть и его доверчивость и его любовь.

У Лаврецкого есть одно чисто русское свойство: легкий, безобидный юмор пронизывает собою почти каждое его слово; он добродушно шутит с другими. Он никогда не впадает в трагизм. Он добродушно, с оттенком тихой грусти смеется над собою и над своими увлечениями и надеждами. «Лаврецкий отстаивал молодость и самостоятельность России… требовал прежде всего признания народной правды и смирения перед нею». Образ Лаврецкого имел и особый смысл для Тургенева: он подлинно автобиографический герой, но заключается это во внутреннем их сходстве. Лаврецкий, как и автор, пережил тяжелый кризис, укрепился в несчастье и научился без страха глядеть в глаза надвигающемуся времени. Ему помогает изгнать из души «скорбь о прошлом» «чувство родины».

Лаврецкий — мыслитель. Сознавая необходимость действия, он считает главной для себя заботой разработку смысла и направления этого действия. Автор сталкивает Лаврецкого с тремя людьми деятельного характера, с тремя носителями законченных, устоявшихся убеждений, с людьми, живущими в соответствии со своими убеждениями. Со всеми этими тремя персонажами его герой вступает в споры. Спор с Михалевичем, наиболее полно и прямо воплощающим образ тургеневского Дон-Кихота с его бесконечной добротой, убежденностью и непрактичностью, рисуется как обмен мнениями, бурный и ожесточенный характер которого определяется и противоположностью натур героев, и родством их умственных интересов.

Михалевичу Лаврецкий задает важный для них обоих вопрос: «Что делать?». Вопрос этот для них имеет не узкопрактическое значение, а соотносится с самими основами теоретического решения проблем истории, политики и философии. Подлинный Дон-Кихот — Михалевич считает этот вопрос решенным, и решенным не разумом, а чувством, интуицией и верой. Для него задача человека — не размышления о смысле деятельности и ее плодотворности, а активная, практическая работа по воплощению добытой интуицией истины. С помощью Михалевича Тургенев ввел Лаврецкого в период главной проверки его сил.

Принципиально иной характер, чем спор Лаврецкого с Михалевичем, носит его спор с Паншиным, также убежденным человеком «дела». Главные его черты — эгоизм, честолюбие и животная жажда благ жизни. Он до мозга костей петербургский чиновник, «исполнитель». Вместе с тем он готов проводить в жизнь самые решительные реформы, ломать и крушить. Идеалы его ограничиваются последними «видами» правительства, так как верность этим «видам» и безоглядность деятельности по их выполнению сулит ему личные выгоды. Характерно, что Паншин называет Лаврецкого отсталым консерватором. В этом споре Лаврецкий «отстаивал молодость и самостоятельность России, он заступался за новых людей, за их убеждения и желания». Интересы Родины бли для него превыше всего.

Неприятие лжи как характерная черта Лаврецкого выразилось в его отрицательном отношении к Паншину, в бескомпромиссном его нежелании в чем-либо согласиться с последним.

В своих взглядах Лаврецкий близок славянофильству. Это направление возникло в 20-е годы XIX века и отвергало крепостное право, власть над человеком государственной бюрократии. Славянофилы видели выход для России в народной русской душе и шире — в славянской жизни. Нравственный подвиг, по мнению Тургенева, состоит в самопожертвовании. Исполняя долг, человек обретает нравственную свободу. Эти идеи очень отчетливо прозвучали в романе «Дворянское гнездо». Славянофилы считали черты, воплотившиеся в характерах главных героев, выражением вечной и неизменной сущности русского характера. Но Тургенев, очевидно, не мог считать достаточными для жизни эти черты личности своего героя. «Как деятель, он — ноль», — вот что более всего беспокоило автора в Лаврецком. Катастрофа в финале романа приближается, как возмездие за жизнь отцов, дедов и прадедов. Герой в финале приветствует молодое поколение. Читатели 1860-х годов видели в грядущем поколении «новых людей», которые идут на смену героям из дворянства. Для Лаврецкого характерны интерес к народу, желание быть полезным ему, найти свое место в исторической жизни страны. Любовь, интерес и уважение Лаврецкого к народу роднит его с Лизой Калитиной, девушкой, поступки которой прямо и непосредственно следуют из ее убеждений.

Любя свою страну, простых людей, простой быт, Лиза встречает в Лаврецком единомышленника, человека, который уважает Россию и ее народ; однако Лиза видит и скептицизм, и неверие Лаврецкого, его равнодушие к религии. Она надеется обратить его к религии. Религиозность Лизы овеяна чувством трагизма жизни и неотделима от присущей ей высшей этической требовательности по отношению к самой себе. Оба героя очень разные, во многом близки друг другу. Лаврецкий – сын крестьянки, Лиза – воспитанница крестьянской няньки. Лаврецкий – патриот, он знает Россию и ее народ, знает их нужды. Во всем он прежде всего русский. И именно это его качество стало причиной их первого сближения.

Тургенев подробно описывает воспитание Лизы Калитиной: «Училась Лиза хорошо, то есть усидчиво; особенно блестящими способностями, большим умом ее бог не наградил; без труда ей ничего не давалось. Она хорошо играла на фортепиано; но один Лемм знал, чего ей это стоило. Читала она немного; у нее не было «своих слов», но были свои мысли, и шла она своей дорогой».

Писарев называл Лизу Калитину «одной из самых грациозных женских личностей, когда-либо созданных Тургеневым». Он считал, что писатель «показал в личности Лизы недостатки женского характера» и «фантастическое увлечение неправильно понятым долгом». Лиза необыкновенно цельная и гармоничная натура. Она живет в ладу с миром людей и природы, а когда теряет эту связь, то уходит служить Богу, не хочет идти ни на какие сделки с совестью, это противоречит ее нравственным принципам, а через них она никогда не переступит. И это очень роднит Лизу Калитину с Татьяной Лариной («Евгений Онегин»). Внутренняя красота Лизы заключена в полном и безусловном самопожертвовании, в остром ощущении невозможности «основать свое счастье на несчастии другого». «Счастье не в одних только наслаждениях любви, а в высшей гармонии духа» — в этих словах Ф. М. Достоевского находится ключ к пониманию образу Лизы Калитиной. Нравственный подвиг заключается в самопожертвовании. Исполняя долг, человек обретает нравственную свободу. Лиза — это одна из героинь русской литературы, поднявшаяся на самый высокий духовный уровень. Она была растворена в Боге и в любимом человеке, ей не были известны такие чувства, как зависть или злость. Лаврецкому и Лизе чуждо как варварство и невежество прежних времен, так и слепое преклонение перед Западом. Характеры честного Лаврецкого и скромной религиозной Лизы Калитиной подлинно национальны.

Расставшись с Лизой и аскетически посвятив себя работе на благо своих крестьян, Лаврецкий, забытый всеми и одинокий, «перестал думать о собственном счастье, о своекорыстных целях», и именно поэтому «сожалеть ему было о чем, стыдиться — нечего». В конце романа Тургенев приводит читателя к выводу – не вина, а беда Лаврецкого, что ему не удалось достигнуть счастья. Отсюда огромное сочувствие писателя к Лаврецкому, когда герой оказался не в силах переубедить Лизу, заставить понять ее заблуждения, порыв остановить Лизу – ни к чему не привел. Тургенев в лице Лизы осудил всех тех, кто, имея силы для подвига, не сумел, однако, совершить его. Лиза действительно могла воодушевить на подвиг Лаврецкого, но не сделала этого. Именно перед ее ложными представлениями о долге и счастье, якобы зависящими от бога, Лаврецкий и вынужден был отступить.

Герои романа сдержанны и немногословны, Лиза – одна из самых молчаливых героинь. Роман Лизы и Лаврецкого глубоко поэтичен, он сливается со всеобщей тишиной, гармонирует с умиротворенной атмосферой усадьбы. Общение с природой играет немаловажную роль в формировании этой умиротворенной атмосферы. В изображении переживаний Лизы и Лаврецкого в момент зарождения и развития их любви Тургенев часто использует мотив тишины, насыщая ею и окружающую их природу и их настроения: «ночь была тиха и светла», «все было тихо кругом», Лиза «тихонько подошла к столу…», «была безмолвная, ласковая ночь», «красноватый высокий камыш тихо шелестел вокруг них, впереди тихо сияла неподвижная вода, и разговор у них шел тихий». Так сливаются в одну «тихую» сюиту настроения людей и картины природы.

Но в это безмолвие вдруг врывается величественная симфония Лемма. Музыкой усиливается и оттеняется эмоциональность произведения. В романе звучит музыка Бетховена, Вебера, Доницетти, Штрауса, Алябьева. Музыку сочиняют сами герои, она отражает их душевное состояние в отдельные моменты, передает окружающую их бытовую атмосферу, дополняя красоту природы, усиливая лиризм и общий поэтический колорит романа.

В романе «Дворянское гнездо» скитание и поиски героев находят завершение в родовой усадьбе, где жизнь обретает гармонию. Возвращение в родной дом служит отправной точкой для начала новой полнокровной жизни, поэтому конец романа оставляет у читателя чувство уверенности в том, что это гнездо продолжит существование со всеми традициями и укладом.

Образ «дворянского гнезда» — обобщенный образ России, родины. В «Дворянском гнезде», в старинном доме, в котором жили поколения дворян и крестьян, обитает дух родины, России, от него веет «дымом отечества». «Гнездо» — это дом, символ семьи, где не прерывается связь поколений. В романе Дворянское гнездо» нарушена эта связь, что символизирует разрушение, отмирание родовых поместий под влиянием крепостного права. Но Тургенев надеется, что не все еще потеряно, и обращается в романе, прощаясь с прошлым, к новому поколению, в котором он видит будущее России.

Этот роман проникнут сознанием того, что «дворянские гнезда» вырождаются. Критически освещает Тургенев дворянские родословные Лаврецких и Калитиных, видя в них летопись крепостнического произвола, причудливую смесь «барства дикого» и аристократического преклонения перед Западной Европой. Он показывает Россию, люди которой ударяются во все тяжкие от полного курса на запад до буквально дремучего прозябания в своем имении.

Картины природы в «Дворянском гнезде» получают значительное развитие. По возвращении Лаврецкого в родные места «давно им невиданная русская картина навевала на его душу сладкие и в то же время скорбные чувства». В произведении такого трагического звучания, как роман «Дворянское гнездо», картины пейзажа играют роль оркестровки основного лирико-трагического мотива. Смена светлых и темных красок природы попеременно происходит в романе, в соответствии с переменами в судьбе Лизы и Лаврецкого. В тихую и светлую летнюю ночь прозвучал их единственный поцелуй. Но в целом атмосфера романа проникнута настроением увядания, исполнена поэзии заката.

Романы Тургенева 60—70-х гг. отличаются от предшествующих тем, что в них приобретала большое значение политическая проблематика.

Домашняя страница — ОЭСР

Домашняя страница — ОЭСР

загрузка…

ГЛОБАЛЬНОЕ НАЛОГОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ

Прирост доходов благодаря международной налоговой реформе, как ожидается, превысит предыдущую оценку

18 января 2023 г. | Выпуск новостей

учить больше

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ И КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ

Страны ОЭСР принимают знаковое соглашение о защите конфиденциальности

14 декабря 2022 г. | Выпуск новостей

Учить больше

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ 2022

Декларация ОЭСР: Построение равноправного общества посредством образования

8 декабря 2022 г. | Выпуск новостей

Учить больше

ОБЗОР ЭКОНОМИКИ ГРЕЦИИ 2023

Продолжение политических реформ укрепит устойчивое восстановление Греции

10 января 2023 г. | Выпуск новостей

Учить больше

ГЛОБАЛЬНОЕ НАЛОГОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ
Прирост доходов благодаря международной налоговой реформе, как ожидается, превысит предыдущую оценку

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ И КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ
Страны ОЭСР приняли знаковое соглашение о защите конфиденциальности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ 2022
Декларация ОЭСР: Построение равноправного общества посредством образования

ОБЗОР ЭКОНОМИКИ ГРЕЦИИ 2023
Продолжение политических реформ укрепит устойчивое восстановление Греции

СОХРАНЕНИЕ ТАЛАНТОВ В ЛЮБОМ ВОЗРАСТЕ: острая нехватка навыков и стареющая рабочая сила подчеркивают необходимость действий

ОБЗОР ОЭСР РЫБОЛОВСТВА 2022: Поддержка устойчивого рыболовства имеет ключевое значение.

Какие политики могут помочь?

ИНФЛЯЦИЯ: три новых аналитических обзора ОЭСР посвящены минимальной заработной плате, поддержке доходов и пенсиям

ИНОСТРАННАЯ ПОМОЩЬ: поддержка COVID-19 увеличила официальную помощь в целях развития до 185,9 млрд долларов США в 2021 году

СПРАВЕДЛИВОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ: Первые пять лет жизни — время больших возможностей и большого риска. Какие политики могут работать лучше всего?

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ: что это такое, почему она важна и как политика может ее поддерживать?

ТУРИЗМ: глобальные кризисы ставят под угрозу восстановление сектора – как политика может повысить его долгосрочную устойчивость?

УКРАИНА: Почему укрепление регионов и муниципалитетов будет иметь жизненно важное значение для послевоенного строительства Украины

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: Каковы риски на пути к чистому нулю? Узнайте больше: IEA World Energy Outlook 2022

Инфляция в странах ОЭСР снизилась до 10,3% в ноябре

Общая инфляция в годовом исчислении, измеряемая индексом потребительских цен (ИПЦ), снизилась на 0,4 п. п. до 10,3% в ноябре, при этом снижение инфляции цен на энергоносители привело к падению цен в 25 из 38 стран ОЭСР. Однако в Чили, Чешской Республике, Финляндии, Венгрии, Словацкой Республике и Швеции рост составил не менее 0,5 процентных пункта.

Достигнув пика в 40,7% в июне, инфляция цен на энергоносители снизилась на 4,2 п.п. до 23,9% в ноябре, что является самым низким показателем с сентября 2021 года, хотя в 14 из 38 стран ОЭСР она оставалась выше 30%. ИПЦ без учета продуктов питания и энергии снизился до 7,5% по сравнению с 7,6% в предыдущем месяце (и 3,9% в ноябре 2021 года).

Турция, Венгрия и Латвия зафиксировали самые высокие уровни инфляции в странах ОЭСР (84,4%, 23,1% и 21,7% соответственно), а самые низкие – в Швейцарии, Японии и Корее (3,0%, 3,8% и 5,0% соответственно).

> См. полное обновление индекса потребительских цен

 

Ознакомьтесь с последними данными ОЭСР

Будущее демократии

Как правительства могут построить доверие и укрепить демократию?

Что могут сделать правительства для борьбы с подрывом доверия к государственным учреждениям? Ознакомьтесь с работой ОЭСР в области государственного управления здесь.

Учить больше

КЛИМАТИЧЕСКИЙ МОНИТОР

Как страны могут продвигать свои климатические амбиции?

Превращение обязательств стран по достижению нулевого уровня выбросов к 2050 году в результаты потребуют всей нашей коллективной изобретательности, человеческого капитала и финансовых ресурсов. ОЭСР IPAC Climate Action Monitor 2022 исследует проблемы.

Учить больше

ПРОГНОЗ ЭКОНОМИКИ НОЯБРЬ 2022

Каковы последние перспективы мировой экономики?

Энергетический шок, вызванный агрессивной войной России, продолжает подпитывать инфляцию, подрывая доверие и покупательную способность домохозяйств – и увеличивая риски во всем мире.

Учить больше

Видео, подкасты, блоги

Как правительства могут решить проблему неблагополучия детей?

Поддержка людей из неблагополучных семей может помочь им подняться по социально-экономической лестнице и стать основой для более широкого экономического и социального процветания.

» СМОТРЕТЬ ВИДЕО ОЭСР

 

Понимание социальной мобильности и равных возможностей

Что такое социальная мобильность? Почему это важно? Ромина Боарини из ОЭСР делится своим мнением о социальной мобильности и о том, как ОЭСР поддерживает правительства.

» Посмотреть все ПОДКАСТЫ ОЭСР

 

Демократия: что поставлено на карту?

Хотя у современных демократий могут быть недостатки, они гарантируют свободы, которые мы считаем само собой разумеющимися. Эльза Пиличовски из ОЭСР рассматривает вызовы, стоящие сегодня перед демократиями.

» Читать все МНЕНИЯ

Больше событий

Green Talks LIVE — Перемещение мировой экономики к нулю

февраль 2023 | Вебинар

Глобальный форум по ответственному ведению бизнеса

февраль 2023 | Гибридное событие

Форум ОЭСР по должной осмотрительности в швейной и обувной промышленности

февраль 2023 | Гибридное событие

День открытых соревнований

февраль 2023 | Гибридное событие

Ресурсы для

парламентарии

 Мы поддерживаем тесные отношения с парламентариями через Глобальную парламентскую сеть, которая обеспечивает доступ к анализу ОЭСР и служит форумом для обмена мнениями между коллегами.

Глобальная парламентская сеть

Гражданское общество

В рамках наших конференций, консультаций и дискуссий в комитетах мы делимся мнениями гражданского общества. По мере развития общественного участия, гражданской активности, активности и мобилизации мы стремимся предоставить пространство для диалога и возможности для вклада гражданского общества.

Портал гражданского общества

Молодые люди

 

Узнать больше

Журналисты

Ознакомьтесь с нашими последними ответами на вопросы политики и откройте для себя аналитические данные ОЭСР…

Подписаться

Нейробиолог объясняет разницу между разумом и мозгом

Health CoachingClassesShop

Войти

Корзина

Ваша корзина пуста.

Наши онлайн-курсы и обучающие программы позволяют вам учиться у экспертов из любой точки мира.

Интегративное здоровье

Автор:

Кэролайн Лиф, доктор философии, бакалавр наук

8 марта 2021 г.

Кэролайн Лиф, доктор философии, бакалавр наук, коммуникативный патолог и когнитивный нейробиолог, специализирующаяся на когнитивной и метакогнитивной нейропсихологии.

8 марта 2021 г.

Наши редакторы самостоятельно выбрали продукты, перечисленные на этой странице. Если вы покупаете что-то, упомянутое в этой статье, мы можем получить небольшую комиссию.

У многих людей разум и мозг взаимозаменяемы. Они используют одно слово или другое, чтобы говорить об одном и том же: об органе в нашем черепе, который мы используем, чтобы думать.

Однако разум и мозг на самом деле являются двумя очень разными, но взаимосвязанными сущностями. Как нейробиолог, эта реальность лежит в основе моих жизненных исследований и работы: разум работает через мозг, но он отделен от мозга.

Реклама

Это объявление отображается с использованием стороннего контента, и мы не контролируем его функции доступности.

В чем разница между разумом и мозгом?

Так в чем же разница между разумом и мозгом? Что ж, разум отделен, но неотделим от мозга.

Разум использует мозг, а мозг реагирует на разум. Разум также изменяет мозг. Люди выбирают свои действия — их мозг не заставляет их что-либо делать. Да, без мозга не было бы сознательного опыта, но опыт нельзя свести к действиям мозга.

Разум — это энергия, и он генерирует энергию посредством размышлений, чувств и выбора. Это наша жизненность, без которой физический мозг и тело были бы бесполезны. Это означает, что мы — это наш разум, а разум в действии — это то, как мы генерируем энергию в мозгу.

Это основная часть деятельности, которую мы получаем с помощью технологии мозга. Когда мы генерируем эту энергию ума посредством размышлений, чувств и выбора, мы строим мысли, которые представляют собой физические структуры в нашем мозгу, состоящие из белков. Это построение мыслей создает структурные изменения в мозгу, называемые нейропластичность 1 .

В моих недавних клинических испытаниях мы увидели, как энергия в мозгу менялась, когда испытуемый думал, стимулируя нейропластичность. Мозг реагировал на поток сознания и бессознательную активность человека.

Разум — это поток бессознательной и сознательной активности, когда мы бодрствуем, и поток бессознательной активности, когда мы спим. Он характеризуется триадой мышления, чувства и выбора. Когда подумаешь, почувствуешь, а когда подумаешь и почувствуй, выберешь. Эти три аспекта всегда работают вместе.

Итак, как это влияет на нас?

Мозг является чрезвычайно сложным нейропластическим респондером. По сути, это означает, что каждый раз, когда ваш мозг стимулирует его, он реагирует различными способами, включая нейрохимические, генетические и электромагнитные изменения. Это, в свою очередь, приводит к росту и изменению структур мозга, формированию или связыванию новых физических мыслей.

Мозг никогда не бывает прежним, потому что он меняется с каждым опытом, который вы получаете, каждый момент каждого дня. Подводя итог: ваш разум — это то, как вы уникально воспринимаете жизнь. Он отвечает за то, как вы думаете, чувствуете и выбираете. И ваш физический мозг просто реагирует на эти уникальные переживания.

Знание того, что ваш разум и мозг разделены, дает вам возможность управлять своими мыслями и действиями. В конечном счете, это означает, что вы можете выбрать, что вы встроите в свой мозг, и как вы решите изменить то, что уже встроено.

Когда вы научитесь управлять своим разумом, вы сможете заставить чувства депрессии, стресса, гнева и беспокойства работать за ты, а не против тебя. Вы можете вернуть баланс в свой мозг и жизнь.

Объявление

Это объявление отображается с использованием стороннего контента, и мы не контролируем его функции доступности.

Кэролайн Лиф, доктор философии, бакалавр наук

Коммуникативный патолог и нейробиолог

Кэролайн Лиф, доктор философии, бакалавр наук, патолог коммуникации и когнитивный нейробиолог, специализирующаяся на когнитивной и метакогнитивной нейропсихологии. Она получила степень магистра и доктора философии. в области коммуникативной патологии, а также степень бакалавра логопедии Кейптаунского университета и Университета Претории в Южной Африке.

За годы своей клинической практики и работы с тысячами малообеспеченных учителей и студентов в своей родной стране, Южной Африке и США, она разработала теорию о том, как мы думаем, формируем память и учимся (называемую «Обработка геодезической информации»). теория). Процесс обучения превратился в инструмент для людей с черепно-мозговой травмой (ЧМТ), хронической травматической энцефалопатией (ХТЭ), нарушениями обучаемости (СДВГ, СДВГ), аутизмом, деменцией и проблемами психического здоровья, такими как тревога и депрессия.

Лиф является автором книг «Включи свой мозг», «Думай, учись, преуспевай», «Думай и ешь с умом» и «Убери свой умственный беспорядок». Она преподает на академических, медицинских и неврологических конференциях, в церквях и для различных аудиторий по всему миру. Д-р Лиф также участвует в глобальном движении ECHO, которое обучает врачей во всем мире связи между разумом, мозгом и телом, психическому здоровью и тому, как избежать врачебного выгорания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *