Короткий рассказ о алеше поповиче: Сообщение на тему алеша попович. Алеша Попович — один из богатырей земли русской

Сообщение на тему алеша попович. Алеша Попович — один из богатырей земли русской

Русский богатырь Алеша Попович является самым младшим в троице из него самого, Ильи Муромца и Добрыни Никитича. Он также был героем былин древних славян. По некоторым данным, Алеша упоминается более чем в пятидесяти былинах. Но основных, где он выступает в качестве главного героя, две. Кстати, относятся былины об Алеше Поповиче к киевскому циклу.

В былинах Алеша не описывается богатырем с необычайной силой. Скорее наоборот – он слаб, прихрамывает. Зато Бог одарил его смекалкой, хитростью, сообразительностью. Алеша Попович хорошо играл на гуслях. Он мог обмануть, мог хвастаться и делать что-то исподтишка. Шутки у него могли быть веселыми, а могли быть злыми. В целом Алеша Попович очень противоречивый персонаж: иногда коварный и наглый, иногда добрый и милосердный.

Биография богатыря Алеши Поповича

Богатырь Алеша Попович имеет интересную биографию. Родиной его был Ростов. Когда богатырь Алеша Попович рождался на свет, то гремел гром. Еще будучи младенцем, он просит у матери, чтобы его пеленали не пленками, а кольчугой. Совсем маленьким он просит благословения для того, чтобы идти гулять по свету. Алеша, оказывается, уже может управляться с конем и оружием (такое преувеличение очень характерно для былинного эпоса).

Женился Алеша Попович на Елене (Аленушке, Алене). Интересно, что их имена очень похожи. В былине «Алеша Попович и сестра Збродовичей» ему отрезают голову братья, потому что тот опозорил их сестру. Есть варианты былины, где герой все же остается жив.

Одной из самых популярных былин стала «Алеша Попович и Тугарин». В ней описывается, как Алеша побеждает злого богатыря Тугарина в бою в Киеве. Тугарин окружен змеями, дышащими огнем. Его конь имеет крылья. Согласно былине, Тугарин угрожает Алеше расправой в виде удушения дымом, сгорании в огне и другими и изощренными способами вплоть до проглатывания живьем. Поэтому перед боем Алеша Попович просит у Бога послать дождя, чтобы нейтрализовать все способности злодея. И Бог оказывается милостив. Когда богатырь побеждает Тугарина, то он разбрасывает его труп по полю.

Русские богатыри.

Видное место в нашем эпосе занимает богатырь Алеша Попович. К нему русский народ не относился с таким сочувствием, как к богатырям Илье Муромцу и Добрыне Никитичу. Былины часто изображают Алешу Поповича не в лучшем виде, нередко в них он называется «Алёшкой». И богатыри относятся к нему со снисхождением.

Так, когда стояли они на богатырской заставе и проглядели заезжего богатыря-врага, а на утро Илья Муромец предложил желающему ехать нагонять врага, Алёша вызвался первый. Он заявил, что «удалее всех». Богатыри стали отговаривать его от поездки: у него «глаза завидущие», у него «руки загребущие», они видели, что он хвастается своей удалью. И действительно, Алеша вернулся разбитый – он едет на коне, шатается. Хвастовство и самонадеянность поставили Алёшу в неловкое положение. В таком же положении очутился Алёша в былине о его неудавшейся попытке жениться на Настасье Микулишне.

Какую характеристику мы можем дать Алеше Поповичу?

Есть в характере Алёши хорошие черты. Это – смелость, удальство. В песнях его постоянно сопровождает эпитет «смелый». У него есть желание победить врага. Он благочестив. Богатырь Алеша побеждает в боях не столько силой и храбростью, сколько хитростью и обманом. Такими путями он два раза убил своего главного врага, змея Тугарина (как мифическое существо, змей, убитый Алёшей, потом оживает): один раз Алеша притворился, что не слышит издали, что говорит змей, а когда тот подошел близко, внезапно ударил его; другой раз он заставил змея оглянуться – какая такая сила несметная стоит за ним (по словам Алёши), а в это время отрубил ему голову.

Но Алёша – не прямой человек: он всегда склонен к обману. Ему ничего не стоило обмануть Добрыню, его жену, князя Владимира.

Алёша склонен и к господству над другими людьми, в нем есть и властолюбие: пользуясь умственной простотой своего названного братца Якима Ивановича, он обратил его почти в слугу своего – тот и шатры в поле раскидывает и коня на водопой водит.

Но тут Алёша раз чуть не попал в беду: позарившись на цветное платье убитого им Тугарина, он снял это платье с врага и одел на себя. А Яким Иванович принял его за змея, напустился на него и избил его.

В русском эпосе Алеша Попович – третий по значению русский богатырь. Силы ему природа меньше дала, чем Илье или Добрыне, но он отважен и храбр, а главное, смекалист, хитёр. Эти качества на Руси тоже ценились высоко. Особенно, когда с помощью этих качеств удавалось победить врага.

Отрицательные черты, которые были свойственны Алёше, не превратили его в негативный образ. Да Алёша порой беспечен, легкомыслен, но он жизнелюбив, безусловно, любит свою Родину, нетерпим к её недругам, самоотвержен.

План:

    Введение
  • 1 Описание
  • 2 Происхождение образа
  • Примечания
    Литература

Введение

А. П. Рябушкин . Алёша Попович

В. М. Васнецов . «Богатыри» (Сл.-напр.: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович)

Сильный богатырь Алёша Попович. Лубок.

Алёша Попо́вич — фольклорный собирательный образ богатыря в русском былинном эпосе. Алёша Попович как младший входит третьим по значению в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем.


1. Описание

Алёша Попович — сын ростовского попа Ле(в)онтия (редко Фёдора). По некоторым утверждениям Алёша Попович родом из Пирятина (Полтавская область). По историческим данным, он часто бывал на Пирятинских ярмарках, помогал людям и имел богатырскую силу. В один из своих приездов в Пирятин Тарас Шевченко написал думу об Алёше Поповиче. Алёшу Поповича отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость, указывается его хромота и т. п.), а мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и находчивость, сметливость, хитроумие, с другой. Иногда он хитрит и готов обмануть даже своего названного брата Добрыню Никитича, посягает на его права; он хвастлив, кичлив, излишне лукав и увёртлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему своё порицание и осуждение.

В целом образ Алёши Поповича отражает определённую противоречивость и двойственность.

Рождение Алёши Поповича было чудесным, напоминающим рождение Вольги: оно сопровождается громом; «Алёшенька Чудородыч млад», едва родившись, просит у матери благословенья погулять по белу свету, не пеленать его пеленами, но кольчугою; он уже может сидеть на коне и владеть им, действовать копьём и саблей и т. п. Хитрость и ловкость Алёши Поповича сродни «хитростям-мудростям» Вольги, а его шутки и проделки близки магическим превращениям Вольги. Женой Алёши Поповича в былинах о нём и сестре Збродовичей (Петровичей и т. п.) становится Елена (Петровна), она же Еленушка, Алёна, Алёнушка (Еленой зовется и жена Вольги). Это женское имя как бы подвёрстывается к имени Алёши Поповича (варианты Олёша, Валеша и Елешенька) — Елена и Алёнушка, и таким образом формируется «одноимённая» супружеская пара, подобная Волос-Велес — Волосыня или Елс — Елесиха.

«Матримониальная» неудача Алёши Поповича повторяется и в былинах о неудачном сватовстве Алёши Поповича к жене Добрыни Никитича Настасье Никулишне во время отсутствия её мужа (Алёша Попович распространяет ложный слух о гибели Добрыни) и в одном из вариантов былины об Алёше и сестре Збродовичей, где братья отсекли Алёше Поповичу голову за то, что он опозорил их сестру (в остальных вариантах этого сюжета Алёше Поповичу грозит опасность, как и сестре Збродовичей Настасье Збродичне, которой братья собираются отсечь голову).

Когда сестра должна вот-вот расстаться с жизнью, Алёша Попович просит не губить её и отдать её ему в жёны.

Одним из наиболее архаичных сюжетов, связанных с Алёшей Поповичем, считается его бой с Тугарином. Алёша Попович поражает Тугарина по дороге в Киев или в Киеве (известен вариант, в котором этот поединок происходит дважды). Тугарин грозит Алёше Поповичу задушить его дымом, засыпать искрами, спалить огнём-пламенем, застрелить головнями или проглотить живьём. Бой Алёши Поповича с Тугариным происходит нередко у воды (Сафаст-река). Одолев Тугарина, Алёша Попович рассёк его труп, разметал по чистому полю (аналогично действиям Индры в отношении поверженного Вритры). Сходным вариантом сюжета о бое Алёши Поповича с Тугарином является былина «Алёша убивает Скима-зверя», где противник Алёши Поповича многим напоминает Тугарина. Существует и еще одна версия, что когда Тугарин — воевода половецкого хана Котяна, ограбил Ростов, Алеша был послом ростовского князя к киевскому. Во время пира Тугарин похвалялся награбленной добычей в Ростове.

Алеша в гневе подошел к князю киевскому Мстиславу и со словами «негоже, князь, с врагами земли русской пировать» убил Тугарина.


2. Происхождение образа

Обыкновенно считается, что историческим прототипом Алёши Поповича послужил ростовский боярин Александр (Олеша) Попович. Согласно летописям, это был знаменитый «храбр» (отборный воин), служивший сначала Всеволоду Большое Гнездо, а затем его сыну Константину Всеволодовичу против его брата и претендента на владимирский стол Юрия Всеволодовича, причём Александр Попович сразил в поединках нескольких лучших воинов Юрия. Со смертью Константина и вокняжением Юрия (1218) он отъехал к киевскому великому князю Мстиславу Старому и вместе с ним погиб в битве при Калке в 1223 году.

Это отождествление некоторыми учёными однако ставится под сомнение: они полагают, что актуализация темы Александра Поповича в поздних летописных сводах может отражать знакомство с былинами об Алёше Поповиче. В. В. Иванов и В. Н. Топоров отмечают, характерные архаичные реликты в описаниях самого Алёши Поповича; по их мнению в персонаже просвечивают его некогда более тесные связи с хтонической стихией. С другой стороны, нет ничего необычного в том, что знаменитый воин, чем-то поразивший воображение современников, по мере развития эпоса оторвался от своей исторической почвы и заместил гораздо более древнего мифологического героя. Умел Играть на Гуслях

В былинах «Алёша Попович и Тугарин» и «Добрыня и змей» Алёша Попович имеет отчество Леонтьевич, а в былине «Алеша Попович и Тугарин» указано, что он «Сын попа Леонтия Ростовского». и тогда по рукописям Артынова, упомянутым у Титова в описании Ростовского уезда, родина Алёши Поповича — д. Селище (Ростовский район) Ярославской области.


Примечания

  1. Ростовский уезд Ярославской губернии. Титов А. А. — 1885 год

Литература

  • Добрыня Никитич и Алёша Попович. — М., Наука, 1974. — 448 с. (Литературные памятники). — (88 вариантов текстов былин с приложениями, иллюстрациями и картами).
  • В. В. Иванов , В. Н. Топоров . Мифологический словарь.

скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 11.07.11 07:03:13
Похожие рефераты:

РУССКАЯ МИФОЛОГИЯ

АЛЁША ПОПОВИЧ

мифологизированный образ богатыря в русском былинном эпосе.

Алёша Попович как младший входит третьим по значению в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем. А. П.- сын ростовского попа Ле(в)онтия (редко Фёдора).

Всех богатырей объединяет общее происхождение из Сев.-Вост. Руси (Муром, Рязань, Ростов), поездка в Киев, сопряжённая с поединком с чудовищем, богатырская служба в Киеве при дворе князя Владимира Красное Солнышко. Алешу Поповича отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость, указывается его хромота и т. п.), но мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и находчивость, сметливость, хитроумие, с другой. Иногда он хитрит и готов идти на обман даже своего названного брата Добрыни Никитича, посягает на его права; он хвастлив, кичлив, излишне лукав и увёртлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему своё порицание и осуждение.

В целом образ А. П. отражает определённую противоречивость и двойственность.

Одним из наиболее архаичных сюжетов, связанных с Алешей Поповичем, считается его бой с Тугарином. А. П. поражает Тугарина по пути в Киев или в Киеве (известен вариант, в котором этот поединок происходит дважды). Тугарин грозит А. П. задушить его дымом, засыпать искрами, спалить огнём-пламенем, застрелить головнями или проглотить живьём. Бой А. П. с Тугарином происходит нередко у воды (Сафаст-река). Одолев Тугарина, А. П. рассёк его труп, разметал «по чисту полю» (ср. действия Индры в отношении поверженного Вритры). Сходным вариантом сюжета о бое А. П. с Тугарином является былина «Алеша убивает Скима-зверя», где противник А. П. многим напоминает Тугарина.

Рождение Алёши Поповича было чудесным, напоминающим рождение Волха: оно сопровождается громом; «Алёшенька Чудородыч млад», едва родившись, просит у матери благословенья погулять по белу свету, не пеленать его пеленами, но кольчугою; он уже может сидеть на коне и владеть им, действовать копьём и саблей и т. п. Хитрость и ловкость А. П. сродни «хитростям-мудростям» Волха, а его шутки и проделки близки магическим превращениям Волха. Женой А. П. в былинах о нём и сестре Збродовичей (Петровичей и т. п.) становится Елена (Петровна), она же Еленушка, Олёна, Олёнушка (Еленой зовется и жена Волха).

Это женское имя как бы подвёрстывается к имени А. П. (варианты — Олеша, Валеша и Елешенька): Олёша-Олёнушка, Елешенька — Елена и Олёпушка, и таким образом формируется «одноимённая» супружеская пара, подобная Волос-Велес — Волосыня или Ёлс — Елёсиха. «Матримониальная» неудача А. П. повторяется и в былинах о неудачном сватовстве А. П. к жене Добрыни Никитича Настасье Никулишне во время отсутствия её мужа (А. П. распространяет ложный слух о гибели Добрыни) и в одном из вариантов былины об Алёше и сестре Збродовичей, где братья отсекли А. П. голову за то, что он опозорил их сестру (в остальных вариантах этого сюжета Алёше Поповичу грозит опасность, как и сестре Збродовичей Настасье Збродовичне, которой братья собираются отсечь голову). Когда сестра должна вот-вот расстаться с жизнью, А. П. просит не губить её и отдать её ему в жёны.

Принимавшееся ранее исследователями мнение о том, что историческим прототипом А. П. был некий Александр Попович, погибший в битве при Калке в 1224, как об этом сообщает летопись, ставится под серьёзное сомнение: актуализация темы Александра Поповича в поздних летописных сводах может отражать знакомство с былинами о А. П.

Характерны архаичные реликты в описаниях самого Алеши Поповича и всех трёх богатырей (см. Илья Муромец, Добрыня Никитич), в состав которых он входит: во всех этих персонажах просвечивают их некогда более тесные связи с хтонической стихией, и поэтому при глубокой реконструкции три былинных богатыря могут быть сопоставлены со сказочной триадой — Горыня, Дубыпя и Усыня.

Алеша Попович – младший из трех богатырей, основных героев русского эпоса. Имя Алеша в Древней Руси было уменьшительным от Александра. В летописях упоминается не сколько Александров Поповичей, живших в разное время. Один из них сражался с половцами и в 1100 году, другой был дружинником ростовского князя Константина Всеволодовича и в 1216 году участвовал в Липицкой битве против владимирского князя Юрия; третий – погиб в битве с татарами при Калке в 1223 году.

Вопрос о том, послужил ли какой-нибудь из этих героев прообразом Алеши Поповича или же произошел обратный процесс, и летописцы, составлявшие летописи через несколько веков после описываемых в них событий наделили реальных персонажей именем былинного богатыря, – остается открытым.

В былинах говорится, что Алеша родился в Ростове Великом и был сыном «ростовского попа».

В разных былинах образ Алеши Поповича поворачивается разными гранями. В более древних он прежде всего воин, отважный, хотя и несколько безрассудный – «напуском смелый». Позже Алеша нередко предстает легкомысленным хвастуном и «бабьим прелестником».

Центральная былина из цикла об Алеше Поповиче рассказывает о его победе над Тугарином Змеевичем. В своей основе эта былина одна из самых древних. В ней Алеша Попович еще не находится на службе у князя Владимира, а является независимым странствующим воином, разъезжающим по свету со своим товарищем-оруженосцем в поисках подвигов и приключений. В образе Тугарина слились воедино два персонажа: более древний, мифический – крылатый змей, и более поздний, исторический – половецкий хан Тугор-кан, убитый в Киеве в 1096 году.

О змеиной природе Тугарина говорит его отчество – Змеевич, а также способность летать по воздуху. Но в былине крылья не являются его неотъемлемой принадлежностью: он их «надевает», причем почти во всех вариантах былины указывается, что крылья – «бумажные».

Исторически достоверно упоминание о том, что слуги несут Тугарина «на золотой доске» – такой способ передвижения был характерен для степных владык.

Победил Алеша Тугарина и привез в Киев на княжий двор Тугаринову голову, бросил среди двора Владимирова. «Гой, еси, Алеша Попович млад! Ты мне свет дал, пожалуй ты живи в Киеве, служи мне, князю Владимиру!» – было к нему радостное слово князя стольнокиевского. Радость князя отразилась радостью по всему Киеву, разошлась от Киева по всей Руси…

Интересен образ княгини Апраксии, неверной жены князя Владимира. Прообразом ее можно считать Евпраксию Всеволодовну, сестру Владимира Мономаха. Евпраксия была выдана замуж за саксонского графа Штадена, вскоре овдовела и стала женой императора Священной Римской империи Генриха IV. Современники называли Евпраксию «бесстыдной, развратной женщиной». Впоследствии она бежала от мужа, обвинив его во многих злодеяниях, и вернулась в Киев. Народная молва могла приписать ей связь с Тугор-каном, хотя в действительности он был убит за год до ее возвращения в Киев.

Алёша Попович и Тугарин Змеевич

Сказка про богатыря Алешу Поповича, который силой был не большой богатырь, но дерзостью и хитростью взял. Случилось однажды ему Тугарина на бой вызвать…

В славном городе Ростове у ростовского попа соборного был один-единственный сын. Звали его Алёша, прозывали по отцу Поповичем.

Алёша Попович грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьём владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать. Силой Алёша не большой богатырь, зато дерзостью да хитростью взял.

Вот подрос Алёша Попович до шестнадцати лет, и скучно ему стало в отцовском доме. Стал он просить отца отпустить его в чистое поле, в широкое раздолье, по Руси привольной поездить, до синего моря добраться, в лесах поохотиться. Отпустил его отец, дал ему коня богатырского, саблю, копьё острое да лук со стрелами. Стал Алёша коня седлать, стал приговаривать:

— Служи мне верно, богатырский конь. Не оставь меня ни мёртвым, ни раненым серым волкам на растерзание, чёрным воронам на расклевание, врагам на поругание! Где б мы ни были, домой привези! Обрядил он своего коня по-княжески. Седло черкасское, подпруга шелковая, узда золочёная.

Позвал Алёша с собой любимого друга Екима Ивановича и поутру в субботу из дому выехал искать себе богатырской славы. Вот едут верные друзья плечо в плечо, стремя в стремя, по сторонам поглядывают. Никого в степи не видно-ни богатыря, с кем бы силой помериться, ни зверя, чтоб поохотиться. Раскинулась под солнцем русская степь без конца, без края, и шороха в ней не слыхать, в небе птицы не видать. Вдруг видит Алёша — лежит на кургане камень, а на камне что-то написано. Говорит Алёша Екиму Ивановичу:

— Ну-ка, Екимушка, прочитай, что на камне написано. Ты хорошо грамотный, а я грамоте не обучен и читать не могу. Соскочил Еким с коня, стал на камне надпись разбирать:

— Вот, Алёшенька, что на камне написано: правая дорога ведёт к Чернигову, левая дорога в Киев, к князю Владимиру, а прямо дорога — к синему морю, к тихим заводям.

— Куда же нам, Еким, путь держать?

— К синему морю ехать далеко, к Чернигову ехать незачем: там калачницы хорошие. Съешь один калач — другой захочется, съешь другой — на перину завалишься, не сыскать нам там богатырской славы. А поедем мы к князю Владимиру, может, он нас в свою дружину возьмёт.

— Ну, так завернём, Еким, на левый путь.

Завернули молодцы коней и поехали по дороге к Киеву. Доехали они до берега Сафат-реки, поставили белый шатёр. Алёша с коня соскочил, в шатёр вошёл, лёг на зелёную траву и заснул крепким сном. А Еким коней расседлал, напоил, прогулял, стреножил и в луга пустил, только тогда отдыхать пошёл.

Утром-светом проснулся Алёша, росой умылся, белым полотенцем вытерся, стал кудри расчёсывать. А Еким вскочил, за конями сходил, попоил их, овсом покормил заседлал и своего и Алёшиного. Снова молодцы в путь пустились. Едут-едут, вдруг видят — среди степи идёт старичок. Нищий странник — калика перехожая. На нём лапти из семи шелков сплетённые, на нём шуба соболиная, шапка греческая, а в руках дубинка дорожная. Увидал он молодцов, загородил им путь:

— Ой вы, молодцы удалые, вы не ездите за Сафат-реку. Стал там станам злой враг Тугарин, Змея сы.н. Вышиной он как высокий дуб, меж плечами косая сажень, между глаз можно стрелу положить. У него крылатый конь — как лютый зверь: из ноздрей пламя пышет, из ушей дым валит. Не езжайте туда, молодцы!

Екимушка на Алёшу поглядывает, а Алёша распалился, разгневался:

— Чтобы я да всякой нечисти дорогу уступил! Не могу я его взять силой, возьму хитростью. Братец мой, дорожный странничек, дай ты мне на время твоё платье, возьми мои богатырские доспехи, помоги мне с Тугарином справиться.

— Ладно, бери, да смотри, чтобы беды не было: он тебя в один глоток проглотить может.

— Ничего, как-нибудь справимся! Надел Алёша цветное платье и пошёл пешком к Сафат-реке. Идёт. на дубинку опирается, прихрамывает…

Увидел его Тугарин Змеевич, закричал так, что дрогнула земля, согнулись высокие дубы, воды из реки выплеснулись, Алёша еле жив стоит, ноги у него подкашиваются.

— Гей, — кричит Тугарин, — гей, странничек, не видал ли ты Алё-шу Поповича? Мне бы хотелось его найти, да копьём поколоть, да огнём пожечь.

А Алёша шляпу греческую на лицо натянул, закряхтел, застонал и отвечает стариковским голосом:

— Ох-ох-ох, не гневись на меня, Тугарин Змеевич! Я от старости оглох, ничего не слышу, что ты мне приказываешь. Подъезжай ко мне поближе, к убогому. Подъехал Тугарин к Алёше, наклонился с седла, хотел ему в ухо гаркнуть, а Алеша ловок, увёртлив был, — как хватит его дубинкой между глаз, — так Тугарин без памяти на землю пал.

Снял с него Алёша дорогое платье, самоцветами расшитое, не дешевое платье, ценой в сто тысяч, на себя надел. Самого Тугарина к седлу приторочил и поехал обратно к своим друзьям. А так Еким Иванович сам не свой, рвётся Алёше помочь, да нельзя в богатырское дело вмешиваться, Алёшиной славе мешать Вдруг видит Еким — скачет конь что лютый зверь, на нём в дорогом платье Тугарин сидит. Разгневался Еким, бросил наотмашь свою палицу в тридцать пудов прямо в грудь Алёше Поповичу. Свалился Алёша замертво. А Еким кинжал вытащил, бросился к упавшему, хочет добить Тугарина… И вдруг видит- перед ним Алёша лежит…

Грянулся наземь Еким Иванович, горько расплакался:

— Убил я, убил своего брата названого, дорогого Алёшу Поповича! Стали они с каликой Алёшу трясти, качать, влили ему в рот питья заморского, растирали травами лечебными. Открыл глаза Алёша, встал на ноги, на ногах стоит-шатается. Еким Иванович от радости сам не свой; Снял он с Алёши платье Тугарина, одел его в богатырские доспехи, отдал калике его добро. Посадил Алёшу на коня, сам рядом пошёл: Алёшу поддерживает.

Только у самого Киева Алёша в силу вошёл. Подъехали они к Киеву в воскресенье, к обеденной поре. Заехали на княжеский двор, соскочили с коней, привязали их к дубовым столбам и вошли в горницу. Князь Владимир их ласково встречает.

— Здравствуйте, гости милые, вы откуда ко мне приехали? Как зовут вас по имени, величают по отчеству?

— Я из города Ростова, сын соборного попа Леонтия. А зовут меня Алёшей Поповичем. Ехали мы чистой степью, повстречали Тугарина Змеевича, он теперь у меня в тороках висит.

Обрадовался Владимир-князь:

— Ну и богатырь ты, Алёшенька! Куда хочешь за стол садись: хочешь-рядом со мной, хочешь-против меня, хочешь-рядом с княгинею.

Алёша Попович не раздумывал, сел он рядом с княгинею. А Еким Иванович у печки стал.

Крикнул князь Владимир прислужников:

— Развяжите Тугарина Змеевича, принесите сюда в горницу!

Только Алёша взялся за хлеб, за соль — растворились двери гостиницы, внесли двенадцать конюхов на золотой доске Тугарина, посадили рядом с князем Владимиром. Прибежали стольники, принесли жареных гусей, лебедей, принесли ковши мёду сладкого. А Тугарин неучтиво себя ведёт, невежливо. Ухватил лебёдушку и с костями съел, по ковриге целой за щеку запихивает. Сгрёб пироги сдобные да в рот побросал, за один дух десять ковшей мёду в глотку льет. Не успели гости кусочка взять, а уже на столе только косточки.

Нахмурился Алёша Попович и говорит:

— У моего батюшки попа Леонтия была собака старая и жадная. Ухватила она большую кость да и подавилась. Я её за хвост схватил, под гору метнул — то же будет от меня Тугарину.

Потемнел Тугарин, как осенняя ночь, выхватил острый кинжал и метнул его в Алёшу Поповича. Тут бы Алёше и конец пришёл, да вскочил Еким Иванович, на лету кинжал перехватил.

— Братец мой, Алёша Попович, сам изволишь в него нож бросать или мне позволишь?

— И сам не брошу, и тебе не позволю: неучтиво у князя в горнице ссору вести. А переведаюсь я с ним завтра в чистом поле, и не быть Тугарину живому завтра к вечеру.

Зашумели гости, заспорили, стали заклад держать, всё за Тугарина ставят-и корабли, и товары, и деньги. За Алёшу ставят только княгиня Апраксия да Еким Иванович.

Встал Алёша из-за стола, поехал с Екимом в свой шатёр на Сафат-реке. Всю ночь Алёша не спит, на небо смотрит, подзывает тучу грозовую, чтоб смочила дождём Тугариновы крылья. Утром-светом прилетел Тугарин, над шатром вьётся, хочет сверху ударить. Да не зря Алёша не спал: налетела туча громовая, грозовая, пролилась дождём, смочила Тугаринову коню могучие крылья. Грянулся конь наземь, по земле поскакал. Алёша крепко в седле сидит, острой сабелькой помахивает.

Заревел Тугарин так, что лист с деревьев посыпался:

— Тут тебе, Алёшка, конец: захочу — огнём спалю, захочу — конём потопчу, захочу — копьём заколю!

Подъехал к нему Алёша поближе и говорит:

— Что же ты, Тугарин, обманываешь?! Бились мы с тобой об заклад, что один на один силой померяемся, а теперь за тобой стоит сила несметная!

Оглянулся Тугарин назад, хотел посмотреть, какая сила за ним стоит, а Алёше только того и надобно. Взмахнул острой саблей и отсек ему голову! Покатилась голова на землю, как пивной котёл, загудела земля-матушка! Соскочил Алёша, хотел взять голову, да не мог от земли на вершок поднять.

Крикнул Алёша Попович зычным голосом:

— Эй вы, верные товарищи, помогите голову Тугарина с земли поднять!

Подъехал Еким Иванович с товарищами, помог Алёше Поповичу голову Тугарина на богатырского коня взвалить. Как приехали они к Киеву, заехали на княжеский двор, бросили среди двора чудище.

Вышел князь Владимир с княгинею, приглашал Алешу за княжеский стол, говорил Алеше ласковые слова:

— Живи ты, Алёша, в Киеве, послужи мне, князю Владимиру. Я тебя, Алёша, пожалую.

Остался Алёша в Киеве дружинником; Так про молодого Алёшу старину поют, чтобы добрые люди слушали: Наш Алёша роду поповского, Он и храбр и умен, да нравом сварлив. Он не так силён, как напуском смел.

❤️ 167

🔥 127

😁 130

😢 82

👎 81

🥱 92

Добавлено на полку

Удалено с полки

Достигнут лимит

Ilya of Murom: легенда о Киеване Рус (Draft!)

#belarus, #creative witch, #fulbright Английский отдел, без категорий Виктор Васнецов, 1898  
[По порядку: Добрыня Никитич, Илья Мурамец, Алеша Попович]

На этой неделе приношу вам черновик поэмы, по которой я написал открытие детской иллюстрированной версии (на английском языке) народной сказки/легенды восточных славян и русских. Я взял эту книгу в Пушкинской библиотеке здесь, в Минске — место, которое мы будем часто посещать в ближайшие дни! Я сравнил детскую сказку с некоторыми более старыми версиями этой народной сказки/легенды, которые смог найти в Интернете, и собрал собственную версию. Для любого из моих белорусских друзей и коллег, , не стесняйтесь присылать мне сообщения с предложениями по доработке, особенно если есть важные культурные элементы, которые я упустил! Ура…

 

Илья Муромец: Легенда Киевской Руси

Много лет назад в деревне на берегу реки
под Муромом на востоке жил крестьянин по имени Иван
со своей женой Евфросинией. Они молились о ребенке в течение
лет много раз в день, пока их молитвы, наконец, не были удовлетворены,
и родился сын. Но маленький Илья не мог ходить по
, даже когда подрос, и тридцать лет
пробыл он, как младенец, в родительском доме.

Однажды, когда его родители усердно работали,
Илья услышал стук в дверь. Через экран
он увидел трех паломников, стоящих в ожидании. «Бесполезно приходить
, — сказал он, — потому что я не в том состоянии, чтобы принимать гостей».
«Немедленно вставай, — последовал ответ, — и ты обнаружишь, что
ты можешь делать все, что можешь вообразить, и даже больше».
И Илья почувствовал, как его ноги вдруг напряглись мышцами,
и в изумлении вскочил на ноги. «Проходите и садитесь»,
сказал он своим посетителям, затем бросился в подвал,
налил пива и угостил паломников,
которые немного откинулись, прежде чем отправиться в путь.

Его родители, возвращаясь домой, остановились как вкопанные –
их сын расчищал поле так быстро, что через час
у них было готово поле для посадки там, где раньше
был только лес. Вскоре трудолюбие Ильи дало им вдоволь
, чтобы прожить хорошую жизнь, и он получил маленького новорожденного жеребенка
в подарок за помощь другому бездетному безженному фермеру.
Вскормленный руками Ильи и купающийся в утренней росе,
жеребенок превратился в благородного коня, похожего на воина.

Своими руками Илья выковал копье из стали
и сделал сияющий доспех. «Благослови меня, Отец!
Благослови меня, Мать!» Илья сказал: «И извольте
послать меня в Киев преклонить колени перед Богом и князем Владимиром
Блистательным, ибо я могу помочь защитить эту землю».
Его родители были рады отправить своего сына-воина.
«Только обещай не проливать бессмысленно
кровь нашего народа», — улыбаясь, сказали его родители. Илья кивнул,
и его радостного отправили в путь на запад.

Три испытания стояли между Ильей и царским городом Киевом,
и первое из них встретил Илья, войдя в темный лес
, где разбили лагерь бандиты. Они увидели, как он приближается,
верхом на доблестном коне, и вырвались группами
, чтобы остановить его. Илья остановился только на
, чтобы прикрепить золотую стрелу к своему луку и направить ее к ним,
прорубив путь сквозь землю. Глаза их изумились,
разбойники упали на колени, крича: «Мы твои слуги!
Возьми у нас, что пожелаешь!» Но благородный Илья отказался,
сказав лишь: «Больше никаких атак, если хочешь жить!»

На подъезде к городу Чернигову ждал второй тест.
Татарские легионы осадили город, думая
сравнять с землей соборы и взять герцога в плен.
Преодолевая свой ужас, Илья взял свое копье и пронзил
врагов, косил их и вошел в город
навстречу герою. В соборах и на улицах ликовали и праздновали
год. Черниговские дворяне
благословили Илью и с радостью указали ему дорогу на Киев.

Между Ильей и городом знаменитого князя
лежало последнее испытание, ибо здесь Илье предстояло пройти по дороге
под охраной свирепого разбойника по имени Соловей –
воин, который побеждал людей, свистя их насмерть,
его мелодии вселяют странный ужас в самые сильные сердца.
Услышав звук приближения Ильи и его коня,
Соловей впервые испугался и издал дикий рев,
но все же они пришли. Так он стал свистеть и шипеть,
и от змеиных звуков лошадь Ильи под ним дрожала.
Но Илья просто приладил к своему луку
другую золотую стрелу и отправил ее в полет вверх по дереву, где она попала в Соловья,
пройдя ему через правый глаз и левое ухо. Разбойник
упал на землю, где Илья заковал его в кандалы
и заставил нестись за лошадью до дворца
, где их увидела дочь разбойника.
Ожидая, чтобы бросить могучий камень в голову похитителя,
она думала спрятаться, пока Илья не метнул свое копье,
без усилий пригвоздив ее к стене, пока он
проходил через опозоренный дворец, пробираясь к речной переправе.
Паром управлял людоедом, который отказал
в предоставлении ему прохода. Однако Илью это не остановило.
Зажав между руками древние дубы, он опрокинул их
и бросил через реку, сломав паром пополам
и бросив безжалостного людоеда на смерть в воде.

В Киеве, наконец, Илья оставил своего верного коня сразу за дворцом,
неверный разбойник Соловей еще в цепях подле коня,
и войдя, нашел князя Владимира пирующим со своими дружинами.
«Ах, благородный человек, твое лицо так же много говорит мне, как и твои доспехи
тебе есть что рассказать!» С этими словами ослепительный принц
обратил все взоры на Илью, который не заставил себя долго ждать.
«По благословению Бога и моих скромных родителей-крестьян,
я пришел служить вам, лучший из всех князей». И он
рассказал о своих приключениях со дня отъезда родителей
до приезда в Киев. — Вы не могли взять Соловья!
— воскликнул Принц. — Признайся, что ты лжешь мне в лицо!

Илья не хотел, и послал князь Владимир двух своих мужей,
храбрейших богатырей, Добрыню Никитича и Алешу Поповича,
, чтобы убедиться в этом самим. «Мой господин, — сказали герои по возвращении,
, — кажется, этот человек говорит правдивые слова. Ибо привязан стальными лентами
к благородному коню у ворот тот, кто похож на Соловья
Разбойника. Князь и все его общество вышли,
украдкой поглядывая на Илью удивленными глазами. «А можем ли мы услышать
страшную песню Соловья, — подал просьбу Князь, —
этого Соловья, чей свист вселяет страх в столько сердец?»

— Свисти вполсилы, — сказал Илья пленному разбойнику.
Но Соловей пронзительно пронзительно пронзил воздух, завыв так, будто
его легкие взорвались. Вся дружина Князя пала на землю —
один Илья остался стоять, и его сияющее стальное копье
быстро заглушило песню и остановило бьющееся сердце разбойника.
Так и случилось, что Илья присоединился к дружине князя Владимира,
и три богатыря вместо двух стояли вокруг этого ослепительного князя,
крепко держащего границы Руси-матушки в земле Киевской.

русские авторы-Илья Муромец и Соловей-Разбойник


французская версия

    В церкви Мурома, Илья повторил свою клятву отречься от насилия вплоть до приезда его в Киев. Затем он поспешил дальше. На полпути к месту назначения его конь внезапно остановился. и проделал копытом дыру в земле. Живая вода вздулся. Илья вырезал крест из растущего дуба у дороги и посадил в землю рядом с ямой. На кресте он вырезал слова: «Илья Муромец, сын крестьянина и богатыря Святой Руси, прошел Сюда’. Позже на этом месте построили часовню и животных подкреплялись водой из колодца.


А.Костерин.»Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Коробка. 1963   Холуй

    В три прыжка Ильин жеребец достиг Чернигов. Три царя осаждали город. Несмотря на его возмущения Илья не стал прибегать к вооруженному насилию. Однако, он вырвал из земли гигантский дуб, гораздо больше, чем тот, который он использовал, чтобы сделать крест, и с этим и с его лошадью, который все попирал, он победил три армии цари. Однако, так как у него не было подземелья, он поставил трех царей бесплатно. Он нашел жителей города в соборе Чернигов готовится к смерти. Молодой крестьянин-богатырь объяснил им, что случилось, и что они были свободны. В благодарность они просили Илью править их городом, но он дважды отказывался со словами: «Я не правитель и не желаю покоя здесь. Спешу в Киев служить Владимиру».0018 Он также отказался от их золота. Сказали ему черниговцы что кратчайшая дорога на Киев была перекрыта 30 лет. Между камнями росла трава. Три препятствия делали дорогу совершенно непроходимой: Брынские болота, которые всасывал в себя каждого прохожего; Соловей-разбойник (Соловей Разбойник), который подстерег так называемого Леванидова. креститься на Смородиной уже 30 лет, при этом лицемерно невыносимо свистит, как соловей; и наконец, у семи старых дубов стоял непроходимый дом дракона, жена, три большие дочери и шесть маленьких сыновей. Однако, ля не растерялся и пошел своей дорогой.
За тридцать верст до Киева пошел Илья Муромец. на Брынские болота. Он быстро построил мост через болото с вырванными из земли дубами и подошли к Смородине, который возник из ниоткуда, где стоял леванидовский крест. Это крест, на котором клялись владимирские богатыри. друг другу быть братьями по духу. Голос завизжал: «Кто смелый человек, который осмеливается проехать мимо моего гнезда? Илья выбрал маков и заткнул ими уши, чтобы не слышно рев, шипение и свист соловей
Илья не упал замертво от страшного грохота, как всякий другого богатыря, когда-либо встававшего на борьбу с этим «соловьем». Вместо этого он призвал свою напуганную лошадь неустрашимо продолжать движение. Чтобы увидеть это чудо выносливости, Соловей высунулся слишком далеко из своего гнезда. Илья забыл свое обещание мира и пустил стрелу в правый глаз дракона, чтобы тот выпал из своего гнезда. Герой поймал его, связал, посадил его вверх ногами на коне, и поехал дальше к дому Соловьев. Этот дом был длиной в семь верст и построен на семи старых дубах. На каждом шипе перил висела отрубленная голова рыцарь.
Группу увидели жена Соловья, три его дочери и шесть сыновей приближается. Дети думали, что их отец придет домой с другой жертвой, но их мать могла видеть более ясно. Чтобы спасти мужа, она отправила дочерей навстречу крестьянин, чтобы отвлечь его, но напрасно. Илья косил их и выгнал их. Соловей воззвал: «Дети, спросите у своих матери преподнести этому крестьянину волшебные дары и заключить соглашение с ним»
Мать, Акулина Дуденчевна, отправила потом своих шестерых сыновей в Илья со всем награбленным, что у нее было. Однако они изменились в воронов и напали на героя. Тогда Илья схватился за кнут и выбить их из воздуха. Наконец, мать и дочери сами отправились к Илье с волшебными дарами. Однако он был непреклонен и взял Соловья с собой в Киев. Он сделал семья обещает, что перестанет грабить и убивать. Когда он пришел в дом Божий, он попросил у священника прощения за нарушение своего обещания временно отказаться от насилия.
Из Карачарова Илья добрался до Киева в полтора часа, привязал своего коня и великана Соловья к пост перед королевскими конюшнями и вошел во дворец. Его приветствовал царь Владимир, Красное Солнышко, и когда спросил, он рассказал ему, кто он такой, откуда пришел и как был прикован к постели и парализован в течение 30 лет, но недавно вылечили тремя каликами.
Наконец он сказал, что решил служить Святой Руси в имя Христово на всю оставшуюся жизнь, не ища любая награда за это. Он рассказал, как он взял самый короткий дорогу из Карачарова в Киев, чтобы предложить царю свои услуги … Потом вечно подозрительному Алеше Поповичу надоело его рассказ и прервал: «Как вы сказали, что пришли сюда?» Он указал на суд, что непобедимый Соловей Разбонек срезал с кратчайшей дороги на север за 30 лет. Илья ответил: — То, что говорит этот богатырь, правда. Или, по крайней мере, правда, но Я победил Соловья и привел его сюда. Он связан вверх ногами до моей лошади. Он не был непобедимым» 9.0018 Все богатыри пошли на конюшню. Грабитель сжался. Владимир бросил вызов Соловью, чтобы доказать силу его ужасного голоса тогда и там. Соловей ответил: «Никто, кроме этого крестьянина, победил меня. Я буду слушать только его, — скомандовал тогда Илья. ему: «Соловей Разбонек, свисти, шипи и рычи половиной своего сил». Однако Соловей сначала потребовал еды и питья. гигантскую еду, он насвистывал, шипел и ревел, но ко всеобщему отчаяние, он сделал это изо всех сил. Илья приказал ему остановиться, а когда он продолжил свистеть, тут же убил его со стрелкой. Владимир поблагодарил Илью и сделал его первым в России богатырь. Едва царь кончил говорить, как Соловей неожиданно приехала жена с тремя дочерьми, шестью сыновей и телеги, полные краденых ценностей. Алеша Попович предложил Владимиру принять желание семьи и взять все это богатство в выкуп за тело отца. Илья проигнорил по предложению Алеши и по собственному усмотрению приказал семье воротиться со всем награбленным: «Акулина Дуденчевна, возьмите тело вашего мужа, похороните его достойно, и воспитай своих детей должным образом.» Семья улизнула. Вернулись богатыри во дворец и потешались над Алешей. Попович за недооценку нового богатыря.


А.Соцков.»Илья Муромец»
Коробка. 1972   Холуй


Как центральная фигура в русском эпическая традиция, Илья Муромец является предметом большего количества песен и имеет более полную эпическую биографию, чем любой другой богатырь. Его внешний вид датируется двенадцатым и тринадцатым веками. показывает, что к тому времени он был признанным героем Киевской эпос. С этого периода характеристика Ильи Муромца как эпический герой, несомненно, изменились. Например, даже хотя его часто называют «старым казаком», фольклористы считают, что это наименование появилось в шестнадцатом или семнадцатого века. Они также отмечают, что прилагательное «старый» указывает не на возраст, а на уважение, опыт и старшинство.
Значение Ильи Муромца в русском языке культура также показывает, что его реликвии долгое время считались лежать в киевском монастыре и фигурировал во многих сказках, ходивших в книжках восемнадцатого и девятнадцатого веков. Песня «Илья Муромец и Соловей-разбойник» записан 132 раза и является одним из самых популярных российских эпос. Певцы могут точнее назвать эту былину «The Первое путешествие Ильи Муромца», потому что в нем он уходит свою деревню Карачарово близ города Мурома, совершает свои первые подвиги, а за впервые приезжает в Киев, где его принимают богатырем на Двор князя Владимира.
Былина «Илья Муромец и Соловей». Разбойник» отражает переходный период в русском эпическая традиция, когда мифологические черты были смешаны с исторические особенности. Прославление героя, победившего чудовище уже не могло удовлетворить художественное чутье певцов. В результате борьба с чудовищем теряла героический характер. привлекательность, и только человек, воевавший с реальным историческим противником мог бы стать богатырем. Таким образом, мифологический Соловей приобретает частичные человеческие характеристики и тюркское отчество; враждебный силы под Черниговом смутно намекают на борьбу с историческим противники Киевской Руси.


Лаковые миниатюры
— Федоскино
— Палех
— Мстера
— Холуй
Жостово
Гжель

Русские игрушки
— Богородское
— Дымково
— Игрушка современного народного творчества
Ростовская эмаль
Хохлома
Вологодское кружево

Авторы

Илья Муромец и Святогор
Илья и Соловей-разбойник
Садко
Василий Буслаев
Сообщение создателя сайта


от г. Мурома,
Из села Карачарово,
Ехал дерзкий и толстый добрый юноша.
Посещал заутреню в Муроме,
г. Он хотел успеть к вечерне в столице Киев.
Он подъехал к знаменитому городу Чернигову.
Рядом с городом Чернигов
Была собрана огромная армия,
Огромная армия, черная, как черный ворон.
Никто не ходил там пешком,
Никто не проезжал там на хорошем коне,
Не пролетела ни птица, ни черный ворон,
Ни одно серое животное не прочесывало мимо.
Подъехал Илья к этому великому войску,
Он напал на эту великую армию,
Он растоптал его своим конем и проткнул копьем,
Он победил эту великую армию.
Подъехал к знаменитому городу Чернигову,
Черниговцы вышли
И открыл ворота в город Чернигов,
Они пригласили Илью стать воеводой в Чернигове.
Илья сказал им такие слова:
«Здравствуйте, мои черниговцы!
Я не стану воеводой в Чернигове.
Укажи мне прямую дорогу,
Прямая дорога в стольный город Киев.»
Говорили ему черниговцы:
«Здравствуй, наш удалой толстый добрый юноша,
Знаменитый святорусский богатырь!
Прямая дорога заполнена валежником,
Дорога засыпана и заросла травой,
По той прямой дороге
Никто не прошел пешком,
Никто не проезжал мимо на хорошем коне.
На том болоте, на этом черном болоте,
У той березы, у той кривой березы,
У того ручья, у Смородиной,
По тому кресту, по тому кресту Ливана
Соловей-разбойник сидит на сыром дубе,
Сидит Соловей-разбойник, сын Одихманты.
Соловей свистит, как соловей,*
Он кричит, злодей-разбойник, как дикий зверь,
И от свистка соловья,
И от крика дикого зверя
Все травы и луга запутались,
Все лазурные цветы теряют свои лепестки,
Все темные леса склоняются к земле,
И все люди там лежат мертвые.
Прямая дорога пятьсот верст,
А вот объездная дорога — это целая тысяча».


ля погонял своего богатырского доброго коня,
Он ехал по прямолинейной дороге.
Его богатырский добрый конь
Прыгал с горы на гору
И от холма до холма,
Он прыгал через небольшие ручьи и озера.
Ехал до ручья Смородина,
До того Болота, до того Черного Болота,
До той березы, до той кривой березы,
До того креста, до той знаменитой ливанской
крест.
Соловей свистнул, как соловей,
Злодей-разбойник кричал, как дикое животное
Чтоб все травы и луга запутались,
Лазурные цветы потеряли свои лепестки,
Все темные леса склонились к земле.
Его богатырский добрый конь споткнулся о какие-то корни.
Старый казак Илья Муромец
Взял свой шелковый хлыст в одну белую руку
И он бил своего коня по крепким ребрам.
Илья произнес такие слова:
«Ты еда для волков и мешок с травой!
Ты не хочешь идти или не можешь меня нести?
Собака, что ты спотыкаешься о какие-то корни?
Разве ты не слышал свист соловья?
Разве вы не слышали крик дикого зверя?
Разве ты не чувствовал ударов богатыря?»
Потом старый казак Илья Муромец
Взял свой тугой гибкий лук,
Взял в свои белые руки,
Он натянул шелковую нить,
Он положил на закаленную стрелу,
Потом выстрелил в Соловья-разбойника,
. Он выбил Соловью правый глаз и висок,
Он уронил Соловья на сырую землю,
Он привязал его к своему правому стальному стремени,
. Пронес его через знаменитое чистое поле,
Он пронес его мимо Соловьиного гнезда.
В соловьином гнезде…
Он приехал в знаменитый столичный город Киев
И вышел на широкий двор знаменитого князя.
Владимир-князь ушел из храма Божия,
г. Он ушел в свой белокаменный дворец
В его зал, в его столовую…
Владимир-князь тогда допросил юношу:
«Скажи, пожалуйста, откуда ты, толстый добрый юноша,
Как называют молодежь,
По какому отчеству чествуют удалого юношу?»
Говорил старый казак Илья Муромец:
«Я из славного города Мурома,
Из села Карачарово,
Я старый казак Илья Муромец,
Илья Муромец, сын Ивана!»
Владимир сказал ему такие слова:
«Здравствуй ты, старый казак Илья Муромец,
Ты давно из Мурома уехал
А какой дорогой ты ехал в столицу Киев?
Илья произнес такие слова:
«Здравствуй, наш славный Владимир столичный Киев!
Я был на утрене Христовой в Муроме
А я хотел успеть к вечерне в
столица Киев.
Тогда мое путешествие затянулось.
Я ехал по прямой дороге,
По прямой дороге я проехал мимо
г. Чернигов,
Я проехал мимо того Болота, мимо этого Черного Болота,
Мимо того знаменитого ручья Смородина,
Мимо той знаменитой кривой березы,
Я проехал мимо этого знаменитого ливанского креста».
Владимир сказал ему такие слова:
«Здравствуй ты, мой мужичок!
Крестьянин, ты лежишь перед глазами,
Крестьянин, ты издеваешься надо мной у меня на глазах!
С тех пор, как была собрана многочисленная армия
Рядом знаменитый город Чернигов,
Никто не прошел мимо пешком,
И никто не проезжал мимо на хорошем коне,
Ни один серый зверь там не рыскал,
Не пролетела ни птица, ни черный ворон.
По тому кресту, по тому ливанскому кресту
Сидит Соловей-разбойник, сын Одихманты.
Когда Соловей свистит, как соловей,
Когда злодей-разбойник кричит, как дикий зверь,
Тогда все травы и луга запутаются,
Лазурные цветы теряют лепестки,
Все темные леса склоняются к земле,
И все люди там лежат мертвые…»
Илья сказал ему такие слова: «
Владимир, князь столичный киевский!
Соловей-разбойник у тебя во дворе,
Правый глаз и висок выбиты,
И он привязан к стальному стремени…»
Потом Владимир, князь столичный киевский,
г. Быстро встал на свои шустрые ноги,
Закинул на одно плечо шубу из куницы,
Потом накинул на одно ухо соболиную шапку,
Он вышел на свой широкий двор
Посмотреть на Соловья-разбойника.
Владимир-князь тогда сказал такие слова:
«Свисти, Соловей, как соловей!
Кричи, собака, как дикий зверь!»
Соловей-разбойник, сын Одихманты, тогда говорил ему:
«Принц, я сегодня с тобой не обедала,
Ты не тот, кого я хочу слушать,
Я обедал со старым казаком Ильей Муромцем,
Я хочу его послушать.»
Владимир, князь столичный киевский, говорил:
«Здравствуй, старый казак Илья Муромец!
Заказать Соловей свистеть как соловей,
Прикажи ему кричать, как дикое животное.»
Соловей то свистнул, как соловей,
Грабитель кричал как дикое животное
Купола на дворцах витые,
И окна во дворцах были разбиты
Из соловьиного свистка,
И все люди там лежали мертвые.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *