Короткая историческая песня: Русские народные исторические песни

Содержание

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ — УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО — Короткий пересказ и изложение произведений литературы — краткое содержание книг — комментарий — сокращенное изложение школьных произведений — Краткое содержание произведений — биография авторов — краткий пересказ произведений

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

Исторические народные песни выражают чувства безымянных авторов в связи с какими-то историческими событиями, будь то война, поход, народное восстание, а также случаями из жизни царей, государственных деятелей, предводителей бунтов и восстаний.

В таких песнях изображена жизнь народа как носителя истории, ее творца. В них отражено стремление народа к свободе и независимости.

* * *

Из-за леса, леса темного

Не бела заря занимается,

Не красно солнце выкаталося,

Выезжал туто добрый молодец,

Добрый молодец Емельян-козак,

Емельян-козак, сын Иванович.

Под ним добрый конь — сив-бур-шахматный,

Сива гривушка до сырой земли,

Он идет — спотыкается.

Вострой сабелькой подпирается,

Горючими слезами заливается:

«Что ты, мой добрый конь, рано спотыкаешься,

Али чаешь над собой невзгодушку,

Невзгодушку, кроволитьице?»

Мы билися троя суточки,

Не пиваючи, не едаючи,

Со добра коня не слезаючи.

 

* * *

Как у нас было на Волге: не черным-то зачернелось,

Не черным-то зачернелось, не белым-то забелелось,

Не белым-то забелелось, не красным-то закраснелось,

Не красным-то закраснелось. Зачернелось на Волге,

Зачернелось на Волге Стеньки Разина собранье,

Забелелись на Волге Стеньки Разина вольны парусочки,

Закраснелись на Волге Стеньки вольного стружочки.

То не гром на Волге грянул, Стенька Разин слово молвил,

Стенька Разин слово молвил: вы, ребята, не робейте.

Вы гребите, не робейте, своей силы не жалейте.

Астрахань город пройдет в полуночи,

А черный (Казань) город на белой зорьке.

Увидали, усмотрели астраханские часовые,

Астраханские часовые со своей высокой башни,

Со своей высокой башни, воеводе доложили.

Астраханский воевода велел в колокол звонити,

Велел в колокол звонити да из пушек палити.

Что возговорит Стенька Разин: «Ой ты гой еси воевода,

Пушкарей ты не турбачь же, свово пороху не трать же,

Меня пушечка не возьмет, меня ядрышко не убьет».

 



Предыдущая

Страница

Следующая

Страница

Устное народное творчество (8 класс. Коровина, 1 часть, стр. 11, 13-15, 19-20)

Устное народное творчество (8 класс. Коровина, 1 часть, стр. 11, 13-15, 19-20)

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 8 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).


Хороводные и лирические песни (Стр. 11)

1. Подумайте, к каким видам (обрядовые, хороводные, лирические, исторические) относится каждая из этих песен.

         «Зацветала у лозы лоза» — лирическая песня

         «И туда – гора, и сюда – гора» — хороводная песня.

2. Как вы думаете, почему в хороводной песне «И туда – гора, и сюда – гора» звучит сочетание сольного пения с хоровым много­голосием?

         Солист как бы начинает повествование песни, а хор поддерживает рассказ. При сольном исполнении слышно и понятно каждое слово, а когда вступает многоголосый хор, то становится важным не содержание, а настроение. И, конечно, хор – это объединение людей, которое состоит из личностей (солистов).

3. Песня «И туда – гора, и сюда – гора» записана фольклористами в Белгородской области. Какие особенности южнорусского говора (прежде всего в лексике) вы услышали в этой песне?

         Мы услышали, что привычное нам народное слово «дЕвица» здесь заменено словом «дивчина», вместо слова «встретила» употреблено «встрела», также в этой песне мы видим диалектное слово «крыница»(криница), что в данном случае означает «колодец».

4. Как вы считаете, в каких песнях, хороводных или исторических, бо­лее чётко доносится до слушателя текст, слова песни? Почему?

         Я думаю, что текст четко донести до слушателя важно в исторической песне, потому что для исторического произведения важны события и необходимо, чтобы слушатель понял их. А в хороводных песнях важно настроение, действия и интонации.

Исторические песни Фонохрестоматия(Стр. 13-15)

1. «Там татары шли» – одна из нескольких песен, передающих фоль­клорный сюжет «тёща в полоне (плену) у зятя». Как вы думаете, по­чему этот драматический сюжет сохранила народная память?

         Драматический сюжет песни «Там татары шли» связан с татаро-монгольским нашествием на Русь, оно было очень длительным, не одно поколение русских людей сменилось за время этого трагического события. Много городов было разорено, много семей было разъединено и угнано в плен. Именно поэтому народная память сохранила эту песню. И мне кажется, что большое значение здесь имеет и сюжет повествования о материнской и дочерней любви, о нерушимых родственных связях: бабушка любит внука, хоть на половину тот и татарин.

         Один из вариантов этой песни является колыбельной, это тоже является причиной сохранения ее в народной памяти.

2. Как художественные средства песни (и словесные, и музыкальные) передают драматизм отношений двух народов, их кровную историче­скую связь?

         Драматизм песни передается повтором «они ковылу жгли», далее «семейку делили» (то, что поделить, казалось бы, нельзя). Результат дележа противопоставляется: брат сестру отпустил, а вот зять тещу в плен взял. И он ее не повез, а погнал, босую, голую по пожарищу. Мы видим совсем не родственные отношения, тем более потом зять не просит, а приказывает теще сразу три дела делать.

         Мы видим из песни, что два народа, несмотря на противостояние и борьбу с оружием в руках, имели и кровные узы. Дочь из песни была женой татарина и жила хорошо, ее называли «барыней». И дочь не забыла матери, как только она ее узнала, назвала «родимой мамушкой» и велела бросать работу.

         Музыкальные средства, передающие драматизм песни, заключаются в повторах первых слов строк, сменяющих друг друга сольном и хоровом пении, особые распевки окончаний слов.

3. Какие особенности жанра баллады вы можете отметить в песне «Там татары шли»?

         Баллада – это лиро-эпическое произведение на историческую, мифологическую или героическую тему. В древности баллады пелись.

         Песня «Там татары шли» имеет много общего с балладой. Это, прежде всего, историческая тема (татаро-монгольское нашествие). Текст имеет четкий сюжет и исполняется пением.

4. Сравните исполнение этих песен с исполнением народных песен хо­ром имени Пятницкого. В чём сходство и в чём различие? Как вы думаете, почему фольклорный коллектив исполняет прослушанные вами песни без музыкального сопровождения?

         Сходство в исполнении народных песен фольклорным коллективом и хором имени Пятницкого, я думаю, в сохранении традиций: сольное и многоголосое хоровое пение, русские национальные костюмы. Главное различие в исполнении народных песен этими коллективами заключается в том, что у хора песни исполняются в музыкальной аранжировке и в сопровождении оркестра народных инструментов, а фольклорный коллектив стремится к оригинальному (историческому) исполнению песни как в мелодии, так и в сохранении особого произношения слов. Фольклорный коллектив исполняет песню без музыкального сопровождения для сохранения исторической достоверности звучания.

Размышляем о прочитанном

1. Расскажите о народных песнях. Какие существуют группы народных песен? Что вам известно об обрядовом фольклоре? Какие народные песни вы знаете и какие из них вам нравятся?

         Народные песни бывают календарными и бытовыми и делятся на три жанра: обрядовые, лирические и исторические

         Обрядовые песни имеют тесную связь с обрядами, которые воплощают представления народа о природе и мире. Часто они входят в календарный цикл: колядки, масленичные, веснянки, заклички, летние и осенние обрядовые песни.

         Бытовые песни связаны с событиями жизни человека: свадьба, похороны, рекрутский набор.

         Обрядовый фольклор в настоящее время имеет эстетическую и историческую ценность. Он всегда был интересен писателям, художникам и композиторам, потому что в народной поэзии заключена душа русского народа, его мудрость и взгляд на исторические события, сильно выражена связь с природой.

         Я знаю русскую народную хороводную песню «Во поле береза стояла». А еще с детства слышал о колядках. Обряд колядования в деревнях и малых городах России жив до сих пор. Колядки связаны с Рождеством. Это короткие песенки, которые исполняются ряжеными людьми. Их поют по окном дома или прямо в доме. Хозяева угощают колядующих пряниками, печеньем, конфетами.

2. Каковы особенности лирических, исторических песен? Какие настро­ения передаёт каждая из них и какие чувства сообщает слушателям?

         В лирических песнях отражаются чувства и эмоции простых людей, описывается повседневная жизнь, внутренние переживания. Они могут быть светлыми и радостными, даже игривыми, удалыми, но много среди них печальных и тоскливых.

         Темы лирических песен отражают народную жизнь, это и солдатские, рекрутские песни, бурлацкие, ямщицкие, семейные, любовные, шутливые.

         В исторических песнях идет рассказ о реальных событиях и исторических лицах, в них отражается отношение народа к происходящему в стране. Как правило, историческая песня посвящена одному какому-то событию и погружает слушателя в мир прошлого. У исторических песен разное настроение, которое зависит от содержания. Если речь идет о славных сражениях и победах, то и песня звучит торжественно, радостно. А если речь идет о трагических моментах истории родной земли, то песня звучит протяжно, грустно, тоскливо. 

3. В чём сходство и различие народных исторических песен и былин?

         Исторические песни и былины схожи тем, что посвящены определённым событиям, память о которых осталась в народе на века. Но былины, я думаю, намного старше исторических песен, потому что события былин происходили так давно, что они превратились из реальных в сказочные. А исторические песни наполнены точными фактами и деталями. В достоверности содержания и объеме их различие.

         К схожести былин и исторических песен можно отнести манеру их исполнения речитативом, а также отсутствие рифмы, наличие повторов и постоянных эпитетов.

 4. Расскажите о своеобразии жанра частушек. Как они исполняются? Какие музыкальные инструменты сопровождают народные песни и частушки? Умеете ли вы исполнять частушки? Как в частушках отра­жается время?

         Частушка – это короткая рифмованная песенка юмористического, шутливого или сатирического характера. Появились частушки сравнительно недавно, во второй половине XIX века. Исполнение частушек должно быть ритмично, это делалось обычно в паре (две девушки или парень с девушкой), это своеобразный диалог, а иногда и спор, доходящий до словесного поединка. Частушки использовались в литературных произведениях, например, Маяковским, Горьким, Твардовским.

         У частушек, как и других народных песен, могло быть сопровождение игрой русских народных музыкальных инструментов: гармонь, балалайка, трещотки, сопилки.

         Как правило, частушки сочинялись на злобу дня, время их создания мы можем понять из употребляемой лексики: название событий, упоминание имен, а также по использованию архаизмов (слов, вышедших из активного употребления) и диалектизмов (слова, присущие определенной местности).

 5. Какую роль в народной песне играют повторы отдельных слов и це­лых строк? Приведите примеры таких повторов.

         Повтор слов и целых строк в народной песне придает распевность и выразительность исполнению, делает неспешным действие, как бы по лестнице поднимаясь к кульминации повествования. Например, «Уж ты, ночка, ты, но­ченька тёмная, Ты, тёмная ночка, осенняя!», «И сюда – гора, и туда – гора, Между теми горами крутыми Всходила заря. Между теми крутыми горами Всходила заря».

6. Какое отношение народа к Пугачёву передают исторические песни? Чего в них больше – уважения, жалости, сострадания, осуждения? Какие художественные выразительные средства помогают народным певцам сообщить эти чувства слушателям?

         Образ Пугачева в народных песнях окутан ореолом безмерного уважения и сострадания, к нему относятся как к заступнику обиженных и справедливому царю. Народ жалеет Пугачева, сочувствует его трагическому концу. Эти чувства выражаются в песне обращениями к герою «Емельян, ты, наш родный батюшка!» или сравнениями «Красное солнышко закатилось…», а народ себя после казни Пугачева считает осиротевшим: «Как остались мы, сироты горемычны».

 Обогащаем речь

1. Какие чувства привносят в народные песни слова: зелененьку, коно­пельку, ноченька, звёздочка, сердечный, родной, миленький?

         В словах: зелененьку, конопельку, ноченька, звёздочка, миленький используются уменьшительно-ласкательные суф­фиксы -еньк-, -к-, -очк-. Эти суффиксы придают словам значение нежности, в песню добавляют душевную теплоту к происходящему. Слова сердечный, родной нежность и любовь имеют в своем значении: сердечный – это самый близкий и милый сердцу, родной – одного роду-племени.

 2. Что подчёркивается в народной исторической песне словами: добрый молодец, походы удалые, житьё свободное, народный заступник, родный батюшка, красно солнышко?

         Все эти словосочетания роднят исторические песни с былинами и сказками, доказывают авторство народа этих песен, потому что большинство выражений относятся к постоянным эпитетам.

 3. Есть ли какая-то связь слова частушка со словами часто, частить?

         Слова: частушка, часто, частить – имеют общий корень -част-, они однокоренные и связаны по смыслу, ведь частушка стала называться именно так из-за особого исполнения: быстро, ритмично пелась одна частушка, и тут же сменялась другой.

 Творческое задание

2. Подготовьте собственный текст частушки на школьную тему или ис­полнение одной из частушек (напевное произнесение).

Петя гуглил Интернет –

На урок искал ответ.

А нашел их сотни три!

Теперь попробуй все прочти!

 О покорении Сибири Ермаком (19-20 стр.)

Размышляем о прочитанном

1. Какой из текстов преданий вам показался более интересным? Поче­му? Какими народ представляет себе Пугачёва и Ермака?

         Предание о Пугачеве для меня путаное и непонятное. Из него получается, что царь зачем-то стал Пугачевым, а потом вернулся на престол. А вот предание о Ермаке для меня было очень интересным, в нем много событий.

         Пугачев, по представлениям народа, царь-заступник, запросто разговаривающий с народом. А вот Ермак в предании представляется былинным богатырем, который служит Родине, укрепляет ее мощь. Предание о Ермаке выражает патриотические чувства народа.

2. Что в прочитанных преданиях можно считать отголосками реальных исторических событий, а что – народной фантазией?

         В предании о Пугачеве нет реальных событий, только отголоски. Народ жалел Пугачева, и, видимо, поэтому создал предание, где он оставался жив, а не был казнен. Никогда Екатерина II не считала Пугачева мужем, он никогда не был царем – все это фантазия народа.

         В сказании о Ермаке больше исторических фактов, потому что Ермак Тимофеевич в истории России остался как завоеватель Сибири.

Все исторические свидетельства о нем говорили, что это был очень умный, справедливый и смелый человек.

3. Уверены ли рассказчики, что говорят правду? Подтвердите свой от­вет цитатами из текста преданий.

         Рассказчик предания о Пугачеве уверен в правдивости повествования, поэтому рассказ заканчивается: «Всё это точно было!». Но можно такое утверждение принять и за сказочную концовку, типа, «и я там был, мед-пиво пил…», то есть только ради красного словца это и говорится.

         А вот концовка предания о Ермаке объясняет, почему это предание живет, и это звучит убедительно: «Вот и появились русские на сибирской земле и по­сейчас живут, а добра в ней всем хватит. Потому мы и про Ермака помним, и про его удалых казаков».

 Обогащаем речь

1. Подготовьте пересказ предания «О покорении Сибири Ермаком», включив характерную для этого предания лексику, например: мно­го в ней всякого добра таится, занемог, хвороба, доспехи, за­вёл разговор, богатства несметные, нехоженая землища лежит, одолел сибирского хана и т.

д.

         Узнал Иван-царь, что за Уралом есть земля под названием Сибирь, и много в ней всякого добра таится. Призадумался царь. Да так призадумался, что одолела его хвороба от мечты несбыточной. Не было рядом с ним человека, который смог бы помочь ему Сибирью завладеть. Слег не на шутку грозный царь.

         Тут слуга его, простой человек, выведал у него причину болезни да и подсказал, что нужно сделать. А нужно найти смелого казака Ермака Тимофеевича — уж он-то точно Сибирь завоюет.

         Отправились верные слуги царя на Дон искать Ермака, но так и вернулись ни с чем. Сказали, что всех птиц на Дону видели, всех баб сосчитали, а Ермака не нашли.

         Тогда опять слуга царя на помощь ему пришел, сказал он Ивану-царю, что сам Ермака найдет. Собрал его царь в дорогу, в доспехи одел, лучшего коня дал, а слуга, как вышел за ворота, все оставил и пошел по белу свету пешком. Долго он так ходил, встретил такого же странника, как сам, завел с ним разговор и узнал от него, что Ермак на Урале живет. Пошел слуга на Урал, нашел, где живет семья Ермака, и попросил передать казаку, что ждет его к себе сам Иван-царь.

         И вскорости явился Ермак перед царем, шапки не сняв, без поклона, спросив, зачем он понадобился. Царь сказал казаку, что любого другого за такое неуважение уж давно бы без головы оставил, а Ермаку Тимофеевичу предложил за милость царскую отплатить тем, что в Сибирь сходить. Туда, где нехоженая землица лежит, и сделать русскими эти земли с богатствами несметными.

         Вернулся Ермак на Урал к друзьям своим, передал им просьбу царя, и отправились они в сибирские земли. Там встретились с людьми из Кучумова царства, сразились с ними и одолели сибирского хана. Кучума в Москву хотели отвезти, но убили его по дороге казаки за поведение предательское.

         А царю Ермак велел передать, что теперь могут русские люди в Сибири жить и кучумовым людям от этого хорошо будет, потому что был у них раньше царь очень злой и жадный.

         С тех пор и живут русские люди в Сибири, потому и помнят Ермака Тимофеевича. Помнят того, кто сделал эти земли русскими, в которых богатства на всех хватит.

2.В чём сходство и различия преданий и народных сказок? Покажите это на примерах в процессе пересказа преданий. Объясните слова и введите их в свои рассказы о преданиях: в некоем месте, убогий, хомут, начал поносить брата, бить челом, полати, челобитная, посул, истец, мзда.

Предания и сказки имеют сходство:

  1. это жанры устного народного творчества – фольклора;
  2. у них один автор – народ;
  3. они вариативны, то есть существует по несколько вариантов на один и тот же сюжет;
  4. в преданиях, как и в сказках есть постоянные эпитеты, например, «слуги верные», «добрый конь».

Предания и сказки различаются:

  1. сказки – это вымысел, а предания в основе имеют реальные исторические события и лица;
  2. герои преданий – люди, герои сказок – звери, фантастические существа, звери, предметы, люди.

в некоем месте – в одном месте

убогий – скудный, нищий, бедный

хомут – часть упряжи лошади, которая крепится на шее

начал поносить брата – начал ругать брата

бить челом – просить

полати – деревянные настилы для лежания над русской печью

челобитная – прошение, написанное на бумаге

посул – обещание (в Древней Руси название вознаграждения за услугу, взятка)

истец – тот, кто обращается в суд за справедливым решением (ищет правды)

мзда – плата за труд

 Литература и другие виды искусства

1. Так ли вы представляли себе эпизод покорения Сибири, как его изо­бразил художник В. Суриков на картине «Покорение Сибири Ерма­ком»?

         Да, в предании идет речь о сражениях, и на картине как раз изображен момент битвы.

2. Найдите в альбомах или в ресурсах Интернета цветную репродукцию картины В.

И. Сурикова. «Покорение Сибири Ермаком». Подготовьте устное описание изображённого на картине. Расскажите о своём впе­чатлении от картины, чем оно создаётся? Охарактеризуйте образы Ермака и его сподвижников.

         На картине Василия Сурикова изображен решающий бой казаков с войском Кучума. Картина поражает динамикой происходящего и прославляет победу русских воинов. Мы видим переживания людей: казаки – несокрушимы, решительны и отважны, с ними Бог и Ермак, воины Кучума как бы в некоторой растерянности и ошарашены натиском противника.

         На переднем плане крупно мы видим казаков с пищалями, Ермака в шлеме, указывающего направление только вперед, на втором плане войско Кучума с луками и копьями.

         Преимущество казаков очевидно: они действуют сообща, каждый знает свои обязанности: один управляет лодкой, второй заряжает, третий стреляет. Образы казаков четко прорисованы, их лица полны решимости. Над русским войском подняты хоругви (Спас и Георгий Победоносец) – это говорит не только о том, что Бог с ними, но, наверное, и то, что они принесли с собой православную веру на сибирскую землю.

 Слушаем актёрское чтение

Предание «О покорении Сибири Ермаком»

         С преданиями вы давно знакомы. В седьмом классе вы слуша­ли предание «Пётр и плотник» в исполнении Анатолия Вологдина. В этом году вы прочитали два предания: «О Пугачёве» и «О покоре­нии Сибири Ермаком».

1. Какие впечатления оставила у вас увертюра Н. А. Римского-Корса­кова?

         Увертюра – это вступление к музыкальному произведению. Звучание увертюры Н.А. Римского-Корсакова в начале сказания как бы настраивает слушателя на неспешное серьезное слушание о важных для страны событиях.

2. Известно, что предания отражают события давно минувших лет. О каких событиях рассказывается в этом предании? Какие чувства проявились при прослушивании – торжественность, печаль? Что осо­бенно понравилось вам в исполнении Леонида Кулагина?

         В предании рассказывается о покорении Сибири Ермаком Тимофеевичем в 1582 году. Это реальные события из истории нашей страны. Основные чувства, которые возникают при прослушивании, это торжественность и гордость за свой народ.

         Мне понравилось, как меняются интонации в голосе Леонида Кулагина по ходу повествования: от обыденной до торжественной речи.

3. Какие фрагменты предания вы прочитали бы иначе? Почему?

         Вряд ли бы я смог прочитать так, как актер, но и представить лучшее чтение я не могу.

4. Какими представляются вам герои предания?

         Главный герой предания Ермак Тимофеевич в моем воображении похож на Илью Муромца, такой же сильный, мужественный защитник родной земли, умеющий объединять людей и вести их за собой. А вот Иван-царь здесь совсем не похож на Ивана Грозного, мне видится он маленьким, стареньким и беспомощным.

         В слуге, который пошел искать Ермака, мне кажется, народ воплотил собирательный образ простого сметливого русского мужика, которому не нужны богатства и власть, который готов служить не царю, а Родине.

Рекомендуем также ознакомиться:

  • Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 8 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Американская популярная песня: краткая история

Американцы поют с первых Европейцы и африканцы начали прибывать в Северную Америку в шестнадцатом веке. век. Рабочие песни, гимны, песни о любви, танцевальные мелодии, юмористические песни и т. пародии – такие песни представляют собой летопись американской истории, служа как исторические источники, так и как предметы исторического исследования.

В колониальный, революционный и федеральный периоды (1607-1820 гг.) Американские песни были тесно связаны с музыкальными традициями британцев. острова. Мелодии гимнов, баллады, театральные песни и застольные песни были импортированы. из Англии или на основе английских моделей. Основными исключениями были гимны немецкоязычных общин Пенсильвании, музыка сообщества афроамериканских рабов и песни Нового Орлеана, которые были тесно связаны с Французской Вест-Индией и Францией. Эти исключения кроме того, самые отчетливо американские песни были патриотическими, например «Янки Дудл» и «Звездное знамя» и даже это были адаптации английских оригиналов.

Первая уникальная американская популярная песенная традиция возникла благодаря менестрелю. шоу, начиная с 1840-х гг. Многие песни знакомы и сегодня, например, Индейка в соломе (Zip Coon) (ок. 1824 г.), Oh Сюзанна (1854 г.), «Дикси» (1859 г.), «Баффало Галс» (1844 г.) и «Старики дома» («Река Свани») (1851 г.) были изначально сочиненный для сцены менестреля и впервые исполненный на северной сцены белых певцов в блэкфейсе. Эти исполнители блэкфейса приняли и преувеличивал стили афроамериканских песен и движений в политически окрашенный процесс. После Гражданской войны афроамериканские исполнители смогли закрепиться в индустрии развлечений только благодаря в соответствии со все еще популярными и унизительными формами, которые возникли с белыми исполнителями в блэкфейсе.

афроамериканцев сами создавали шоу чернокожих менестрелей, способствуя такие песни, как «Carry Me Back to Old Virginny» (1878) и «O Дем «Золотые туфельки» (1879) в репертуар. Европейские песни, особенно сентиментальные песни, подобные тем, которые содержатся в ирландских мелодиях Мура (1808-1834) и арии из итальянских опер оставались важными в первые половине девятнадцатого века, к которым присоединились подобные песни, сочиненные в Америке, например «Джини со светло-каштановыми волосами» (1854), «Лорена» (1857 г.) и «Aura Lee» (1861 г.), записанная с новыми текстами в 1956 Элвис Пресли как «Люби меня нежно».

Американская песня во второй половине девятнадцатого века подверглась огромная коммерческая экспансия, которая продолжалась в двадцатом веке и действительно не утихает сегодня. Первоначально ноты и карманные песенники были основным средством распространения песен, поскольку многие американцы играли и пели музыку в своих домах. Индустрия музыкальных издательств становилась все более сосредоточены в знаменитой нью-йоркской «Tin Pan Alley». к 1880-м гг. Однако после этого песни стали покупать, проданы и сохранены на ряде новых носителей: звукозаписи и пианино в 1890 с; радио в 1920-х годах, звуковые дорожки фильмов в конец 1920-х, телевидение в 1950-х, кассеты в начале 1960-х, CD в ​​начале 1980-х, DVD в середине 1990-х и MP3 в конце 1990-х. Это коммерческое расширение означало, что было сочинено, исполнено больше песен, производится и потребляется в Соединенных Штатах, а также экспортируется и полученные от остального мира.

Расширение и коммерциализация расширили процесс, который начался с шоу менестрелей: песни, которые когда-то были доступны только этническим меньшинствам. или группы иммигрантов были проданы всей стране. Ирландские баллады как «Дэнни Бой» (1913), «Моя дикая ирландская роза» (1899 г.), и «Когда ирландские глаза улыбаются» (1913) стали популярными среди неирландцев. певцы и слушатели; как и итальянские песни, такие как O Sole Mio (1899 г.). Еврейские композиторы и исполнители также включали элементы из их культуры в американскую музыку, как, например, когда Софи Такер попеременно спела свою популярную «My Yiddish Momme» (1925) на английском и идише. Афроамериканские традиции породили череду отличительных песен стили: спиричуэлс, рэгтайм, блюз, а позже и ритм-н-блюз, все с энтузиазмом восприняты белыми американскими исполнителями и публикой.

Это был не просто вопрос кросс-маркетинга или торговых репертуаров. Авторы песен и исполнители из самых разных слоев общества слушали музыку друг друга, учились на ней, пародировали ее, создавали новые стили вне его, и пересекли вперед и назад между музыкальными жанрами. К 1970-м годам например, такой афроамериканский исполнитель, как Рэй Чарльз, глубоко укоренившийся в черной религиозной музыке блюз и ритм-энд-блюз легко могли возьмем песню в стиле кантри, например «You Are My Sunshine» (1940) или сентиментальную балладу вроде «Georgia on My Mind» (1930) и сделать их своими.

К 1950-м годам появились две разные, казалось бы, противоречащие друг другу вещи. быть правдой об американской популярной музыке. Во-первых, некоторые песни оставался знакомым на протяжении длительного периода времени и самым разным людям. Так называемая «стандартная» песня из Tin Pan Alley. дни славы (примерно с 1910 по 1954 год) можно записывать сотни раз в течение нескольких десятилетий и остаются известными сегодня. Св. Луи Блюз (1914), «Звездная пыль» (1929) и «Боже, благослови Америку». (1939) до сих пор с нами, в нескольких версиях. Одновременно с подъем рок-н-ролла в 1950-х и большой коммерческий успех афроамериканского ритм-энд-блюза и соула в следующем десятилетии, вкусы популярной песни все больше различались по возрасту, расе, этнической принадлежности, региона и пола. Возможно, лучшим признаком этого является распространение музыкальных категорий в музыкальных магазинах и на музыкальных премиях.

Эти кажущиеся противоположными тенденции вполне могут быть двумя сторонами одного и того же монета и часть давнего процесса в американской музыке. Как минимум За последние два столетия многое из динамичного в американской музыке возникло из непрерывного процесса выборки, сплавления и присвоения различные музыкальные произведения, составляющие американскую популярную песню. Коммерческая музыка промышленности, от живых развлечений до нот и записей, в то время как обслуживая основную аудиторию, также искали музыкальные стили и исполнители из мейнстрима. Маргинализованы такими факторами, как как география, раса и экономический класс, исполнители и стили, такие как «Хиллбилли» или кантри, дельта-блюз и хип-хоп пробивались на сцены и в звукозаписывающие кабины на протяжении всего История американской популярной песни.


Краткая история пения

Краткая история пения

ДОИСТОРИЧЕСКИЙ ВОКАЛИЗМ

В начале был голос. Голос — это звучащее дыхание, слышимый признак жизни.
—Там же.
Люди воспевали свои чувства задолго до того, как они были в состоянии высказать свои мысли. Но, конечно, мы не должны думать, что «пение» означает здесь то же самое, что и в современном концертном зале. Когда мы говорим, что речь возникла из песни, мы имеем в виду только то, что наш сравнительно монотонный разговорный язык и наша высокоразвитая вокальная музыка суть дифференциации примитивных высказываний, в которых последних больше, чем первых. Эти высказывания были сначала, как пение птиц, и рев многих животных, и ворчание младенцев, восклицательные, а не коммуникативные, т. е. исходили из внутреннего стремления индивида без всякой мысли о других существа. Наши далекие предки не имели ни малейшего представления о возможности передачи идей и чувств другому человеку.
—Отто Йесперсен, Язык, его природа, развитие и происхождение

Пение, воспроизведение музыкальных тонов вокалом, настолько важно для человека, что его истоки давно утеряны в древности и предшествуют развитию разговорной речи. Голос считается первоначальным музыкальным инструментом, и нет ни одной человеческой культуры, какой бы отдаленной или изолированной она ни была, которая не поет. Мало того, что пение является древним и универсальным, в первобытных культурах это важная функция, связанная не столько с развлечением или легкомыслием, сколько с вопросами, жизненно важными для человека, социальной группы или религии. Первобытный человек поет, чтобы призвать своих богов молитвами и заклинаниями, отмечать свои обряды перехода песнопениями и песнями и рассказывать о своей истории и героизме балладами и эпосами. Есть даже культуры, которые считают пение таким удивительным актом, что у них есть мифы о сотворении, говорящие о том, что они были спеты.

Вероятно, самое раннее пение было индивидуальным и импровизационным, простой имитацией звуков, слышимых в природе. Когда началось пение осмысленных, коммуникативных звуков, установить невозможно, но это, несомненно, был важный шаг в создании языка. Многие антропологи считают, что развитие опущенной гортани (важной для членораздельной речи, поскольку она фактически делает гибкий нижний язык передней стенкой глотки) было относительно недавним аспектом эволюции человека.

В человеческой гортани нет костей, поэтому археологические находки не предлагают прямых физических доказательств голосового аппарата доисторического человека. У нас нет исследований, которые соотносили бы вокальные характеристики с размером тела, не говоря уже об основных гендерных различиях, но существует общее мнение, что у крупных народов (например, у славян) часто рождаются певцы с низким голосом, в то время как у народов с маленьким телосложением (например, средиземноморцы) выпускать больше певцов с высоким голосом. Если в этом есть какая-то правда, то голос, принадлежавший владельцу доисторической кости челюсти, обнаруженной в 1909 в Гейдельберге, Германия, возможно, был замечательным — его размер вдвое больше современной челюсти.

Перенося идею связи размера тела с вокализмом в более поздние периоды, мы видим, что современный человек стал слишком большим, чтобы соответствовать доспехам средневековых рыцарей, а совсем недавно мы подозреваем возрастающую редкость мужского типа альтового голоса. Хотя заманчиво видеть взаимосвязь между такими вещами, у нас нет средств, чтобы подтвердить это фактами.

Основываясь на наших знаниях о пении современных первобытных народов, возможный сценарий музыкального развития начинался бы с простых мелодических рисунков, основанных на нескольких тонах. Затем может появиться соответствие высоты тона (несколько человек, поющих в унисон), с пением в параллельном движении (естественный результат того, что женщины или дети поют с мужчинами), фразами «звонок-ответ», дрон-басами и каноном в качестве последующих шагов. Все это могло привести к развитию чувства тонической и гаммовой структуры (примитивная музыка часто использует пентатонические гаммы) и развитию таких основных музыкальных приемов, как мелодические последовательности и каденциальные формулы.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ДРЕВНОСТЬ

Каждая из основных ранних культур, которые были источниками западной музыки, имела отличительные музыкальные характеристики, в некоторой степени связанные с их соответствующими языками. Эксперты признают, что разговорный язык культуры и его музыкальное выражение влияют друг на друга, но отношения очень сложны и недостаточно понятны. То, что современные французские исполнители на деревянных духовых инструментах производят характерный тембр, что размер 6/8 не существует в венгерской народной песне, и что западная классическая вокальная техника, разработанная в италоязычном регионе, являются примерами взаимосвязи.

Неизвестно, когда и где зародилась художественная музыка, в отличие от народной, но есть свидетельства того, что различные месопотамские культуры процветали с 3500 по 500 г. до н.э. уже считали музыку искусством, и в их сочинениях упоминаются как профессиональные музыканты, так и литургическая музыка. Это песня, Шумерский Гимн Сотворению , датированная до 800 г. до н.э., которая является старейшей из сохранившихся музыкальных нот.

Египетская музыкальная культура существовала к 4-му тысячелетию до нашей эры, и музыка занимала видное место в социальной и религиозной жизни Древнего царства. Египетские инструменты значительно изменились с началом эпохи Нового Царства (1700-1500 гг. до н.э.). Изменение, которое, возможно, отражало иностранное влияние, произошло от инструментов с тонким тембром к более громким, и, несомненно, последовали аналогичные изменения в певческом тоне, поскольку со временем инструментальные тембры культуры и вокальный тон всегда имеют тенденцию совпадать. Сохранилось множество рисунков, показывающих, что в Новом Царстве существовали большие хоры и оркестры.

В греческой культуре была высокоразвитая художественная музыка, в которой были признаки как народного музыкального происхождения, так и некоторого египетского влияния. Поэзия Сафо (600 г. до н. э.) и др. часто исполнялась на состязаниях с мелодиями и ритмами, основанными на поэтических размерах. Пение было связано со всеми формами литературы и с танцем. Ода, дифирамб (хоровая дань уважения Вакху и предшественнику трагедии) и драма — все они использовали певцов, которые двигались в ритме музыки. К 500 г. до н.э. было описано чревовещание, а в драме использовались как хоры, так и сольные голоса. Греческие философы придавали большое значение музыке и ее культурным целям. Были разработаны ШКАЛА ПИФАГОРА (см. Глоссарий) и комплексная теория музыки.

В иудейской культуре сохранились некоторые мелодии, которые могут восходить к 500 г. до н.э. Пелись Псалмы Давида и Песнь Соломона, и мы знаем о раннем присутствии профессиональных музыкантов. При пении псалмов использовались как респонсорский (солист, которому отвечает прихожане), так и антифонный (чередование прихожан групп) стили. После разрушения Второго Храма в 70 г. н.э. еврейская музыка стала исключительно вокальной. Как узнают рассеявшиеся и бродячие евреи, человеческий голос — легко переносимый инструмент, а коллективное пение служит для сплочения его участников как по форме, так и по назначению. Подобно египтянам, еврейские певцы могли делиться музыкальными направлениями и напоминаниями с помощью жестов (ХИРОНОМИЯ). Кантилляция, интонирование священных текстов с использованием древних мелодических формул, написанных с помощью символов, называемых 9.0018 таамим был важным музыкальным форматом. Еврейские молитвенные песнопения, основанные на древних мелодиях и часто сильно украшенные, оказали значительное влияние на христианское простое пение.

То немногое, что мы знаем о римской музыке, показывает, что она произошла от греков, но в основном инструментальная и военная по своей природе. Тем не менее Сенека (4 г. до н. э. — 64 г. н. э.) писал, что однажды поздно ночью его побеспокоили громкие звуки, исходящие от группы певцов, практикующих вокальные упражнения.

Пение было настолько важной частью раннехристианского богослужения, что его ритуал и музыка развивались вместе и стали почти неразделимы. Он заимствовал музыку из других религий и из существующих светских мелодий и постепенно развил форму литургического пения. Это был стиль, основанный на извилистых мелодиях ограниченного диапазона, выраженных в свободных, безразмерных ритмах. Они исполнялись соло или в унисон мужскими голосами без аккомпанемента. Разнообразные масштабные форматы, в которых они развивались, со временем превратились в сложную теоретическую систему так называемых церковных ладов.

По мере того, как христианская церковь организовывалась, она пыталась подавить секуляризм и светское пение, продвигая при этом как себя, так и свой избранный музыкальный стиль — плейшант. В результате осталось мало свидетельств светской музыкальной деятельности в первые века нашей эры, и нам легче проследить эволюцию пения, поскольку она отражается в развитии духовной музыки, особенно в латиноязычной Римской церкви.

ТРИНАДЦАТЬ ВЕКОВ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ

В четвертом веке нашей эры христианство стало официальной религией Римской империи, и Папа Сильвестр основал SCHOLA CANTORUM . Римско-католическая церковь будет контролировать развитие западной музыки в течение следующих тринадцати столетий, в течение которых музыка изменилась от простого унисонного пения до высокоразвитого полифонического хорового стиля Палестрины. Эта эпоха была отмечена повторяющимся образцом, продолжавшимся примерно три столетия, когда правящий Папа, заботясь о чистоте церковной музыки, отдавал приказы о стилистическом сокращении и налагал новые ограничения на творчество тех, кто был склонен разрабатывать музыку церкви. масса.

Развились три стиля распевной мелодии: слоговый (для духовенства и прихожан), невматический (несколько нот в слоге, для певчих) и мелизматический (витиеватый, для солистов). Метрика как в текстах пения, так и в мелодиях была редкостью, но встречалась уже в четвертом веке. Около 600 г. н.э. папа Григорий (отсюда и григорианские песнопения) реорганизовал Schola Cantorum . Его реформы стандартизировали литургический репертуар и изменили характер христианского служения с безудержного экстаза на сдержанное благоговение. К 800 году нашей эры репертуар снова пополнился вновь созданным материалом под названием TROPES. Манускрипты Plainchant сохранились с девятого века, когда появились первые известные примеры полифонии и началось ухудшение пения, которое продолжалось до тринадцатого века, поскольку его первоначальная простота постепенно стиралась из-за продолжающегося использования специализированных певцов. и их введение орнамента и виртуозных эффектов (см. ЮБИЛУС ). Примерно в десятом веке нотная запись начала предлагать изменение высоты звука путем размещения символов над или под горизонтальной линией, и началось медленное развитие многострочных нотоносцев.

В графике Средневековья певцы часто изображались с напряженными лицами, их нахмуренными бровями, выступающими венами и преувеличенным положением рта, предполагающим натужное, возможно, гнусавое качество — звонкое или тростниковое — как инструментальные цвета того времени. Чосер в четырнадцатом веке Canterbury Tales , описал пение того времени как «интонированное через нос». Вероятной нормой был прямой тон, а вибрато предназначалось для использования в качестве украшения, как и набор древних вокальных приемов: портаменти, повороты, трели и преднамеренное использование качеств различных вокальных регистров. Вероятно, использовался и йодль.

ПОДЪЕМ ПОЛИФОНИИ

Идея высоких и низких голосов возникла с появлением полифонии в девятом веке. По мере того как полифония усложнялась, требовались более образованные певцы, и одним из созданных устройств обучения (Гвидо Д’Ареццо, 11 век) была Гвидонианская рука, основа техники чтения с листа, СОЛЬМИЗАЦИЯ, используемая до сих пор. К одиннадцатому веку портаменти использовались для определенных согласных в пении, и началось пение дискантов. Это были разработки, выполненные против cantus firmus , протяжные ноты простой мелодии. Тех, кто выдерживал пролонгированные ноты, называли «холдерами» или тенорами, а тех, кто пел декантную партию «против» их, называли контратенорами. Контратеноры часто пели «высокую» партию, которую впоследствии назвали альтом , а позже тех, кто исполнял партию, переплетающуюся с альтами, стали называть — как и ожидалось — контральто. В конце концов эти части были окружены двумя внешними контрапунктическими голосами, соответствующим образом названными 9.0018 сопранус  (вверху) и бас  (внизу).

Organum — так называлась ранняя полифония (800–1250 гг. н. э.). В простом органуме использовались две голосовые партии, которые пели параллельно четверти или пятой части, и в конечном итоге эти два голоса были удвоены в октаве. Свободный органум (11-12 вв.) использовал расширенный гармонический словарь, допуская совершенные четверти, мажорные и минорные терции и мажорную секунду, в то время как квинты и полутона избегали. Параллельное, наклонное и противоположное движение и пересечение голосов все чаще использовались для получения приятных гармоний и избегания тритона, который считался «дьяволом в музыке». По мере развития полифонии (14-17 вв.) вводится ритмическая нотация. Четырнадцатый век 9В стиле 0018 ars nova (новое искусство) развивались более смелые гармонии, требовались более широкие вокальные диапазоны и использовались более интересные ритмы (хотя тактовые черты не вводились до конца шестнадцатого века). Хотя требовались все более высокие высокие голоса, Церковь не могла смириться с использованием женских голосов (запрещенных в 1 Коринфянам 14:34) и вместо этого обратилась к более широкому использованию мальчиков с неизменными голосами ( putti ). Но мальчики страдали тем недостатком, что у них была относительно короткая полезная карьера после длительного обучения, и следующим шагом было использование зрелых мужчин, поющих фальцетом. В пятнадцатом веке Трентский собор попытался восстановить чистоту литургии, запретив использование такого сложного материала, как тропы и ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ. Он также увидел важную новую деятельность в создании полифонических месс и MOTETS. Поскольку развивающийся контрапунктический стиль вызвал интерес к диапазону и тембровым различиям нижних мужских голосов, в употребление вошел последний термин основного типа голоса, баритон (греч. «весомый звук»).

Затем из Испании (где мавританские евнухи-охранники гарема были вероятными образцами) прибыли первые кастратов . Это были взрослые певцы, которым хирургическим путем удалили яички до полового созревания. (Юношеская кастрация стабилизировала младенческую гортань и привела к развитию необычно большой грудной клетки. В результате появились голоса как сопрано, так и альта.) Кастрат впервые присоединился к путти и фальцетистам (теперь называемым contraltini ) в Папском хоре в конце шестнадцатого века. век. Это было также, когда богатый полифонический хоровой стиль Ренессанса закончился — в то время как на самом пике — чтобы быть замененным революционно новым музыкальным стилем, сосредоточенным на сольном вокализме: монодии. Случайность, что ряд ведущих хоровых композиторов (Габриэли, Джезуальдо, Герреро, Хасслер, Ле Жен, ди Лассо, Меруло, Морли, Нанини, Палестрина и де Виктория) умерли в течение двадцати лет (1594-1614), помогает объяснить внезапность окончания эпохи великого полифонического хора.

Стиль nuove musiche   (новая музыка), положивший начало периоду барокко (1600–1750), был гомофонным и отличался мелодической линией, поддерживаемой вертикально задуманным гармоническим аккомпанементом. С нашей современной точки зрения, возможно, невозможно оценить, насколько замечательной была эта идея, но в то время, когда музыка была почти исключительно контрапунктической, а каждый голос воспринимался горизонтально и имел равное значение для окружающих, она должна была быть революционной.

Типичным примером гомофонного стиля является протестантский гимн или хорал, и, возможно, движение Реформации шестнадцатого века, которое использовало местный язык в богослужении и ожидало, что его прихожане будут петь во время богослужения, дало импульс использование новой, относительно простой омофонии.

ПОДЪЕМ ТЕАТРАЛЬНОЙ МУЗЫКИ

Хотя их целью было воссоздание древнегреческой драмы, ФЛОРЕНТИЙСКАЯ КАМЕРА   эффективно установил совершенно новый способ. Их оперы (произведения) были тем, что мы бы назвали классическими пьесами, исполнявшимися бесформенным речитативом, сосредоточенным на тексте. Но они изменили историю музыки, открыв новую площадку для музыкального творчества и перформанса — светский мир театра. Влияние, которое это оказало на пение, было революционным: можно было использовать женские голоса, драматическая выразительность вошла в сферу пения, нужно было научиться двигаться и действовать во время пения, а гулкая акустика церкви была заменена на менее благоприятный дизайн. театр. Кроме того, развивалось новое и конкурентоспособное направление — инструментальное сопровождение. Старый стиль без аккомпанемента с его относительной простотой исполнения скоро будет зарезервирован для использования «в церкви».0018 а капелла . Сопровождение и усиление этого времени художественного разъединения было бы фундаментальным переходом от модальности к тональности мажор-минор.


ГЛОССАРИЙ терминов, написанных в тексте с заглавной буквы.

ХИРОНОМИЯ или ХИРОНОМИЯ:
До эры нотной грамоты ансамблевое пение часто управлялось ведущим, который сигнализировал руками, чтобы показать высоту звука. Похожая идея, система жестов Curwin, активно используется и сегодня.
ФЛОРЕНТИЙСКИЙ КАМЕРА:
Группа художников-интеллектуалов и музыкантов, которые во Флоренции в конце шестнадцатого века часто встречались, чтобы обсудить древнегреческую драму и стиль ее исполнения.
ЮБИЛУС:
В раннем простом песнопении декоративная вокализация, исполнявшаяся на последней гласной слова alleluia . Он был настолько популярен среди литургических исполнителей, что его использование пережило даже реформы Папы Григория ок. 600.
МАССА:
Основная литургическая структура римско-католической священной службы и сопровождающая ее музыка. Месса развивалась на протяжении многих столетий, и две категории материала составили ее форму: обычная (предметы, обычно присутствующие в каждой мессе) и надлежащая (предметы, вставленные по случаю). Поющие элементы Обыкновенного: Kyrie , Gloria , Credo , Sanctus , Бенедикт и Агнус Деи . В надлежащем могут встречаться такие поемые разделы, как Introit , Gradual , Alleluia , Offertory  и Причастие  . Части мессы исполнялись на простом пении с самой ранней истории церкви, и в течение четырех столетий (с 1200 по 1600 год нашей эры) полифоническая месса была основным форматом серьезного музыкального сочинения.
МОТЕТ:
Хоровой гимн без сопровождения, предназначенный для исполнения на католической службе. Это была важная форма сочинения музыки, которая претерпела значительные изменения за время своего длительного активного использования (1250-1750 гг. н. э.).
ШКАЛА ПИФАГОРА:
Восьмитоновая диатоническая гамма, созданная греческим математиком Пифагором (ок. 550 г. до н. э.) путем переупорядочения тонов, полученных им из квинтового круга.
SCHOLA CANTORUM:
Школа подготовки папского хора в Риме. Он стал центром развития и распространения церковной музыки и отправлял певцов в другие церкви.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ:
Старейшая и наиболее важная форма ТРОПА, изначально встречавшаяся на alleluia   Мессы. В отличие от старых песнопений, в этом недавно созданном материале часто использовались расширенные вокальные диапазоны и формальные композиционные приемы, такие как мелодическая последовательность.
СОЛМИЗАЦИЯ:
Метод нотного чтения, при котором слоги (до, ре, ми и т. д.) связываются с высотой тона диатонической гаммы. Многие древние культуры разработали подобные системы до того, как эта система была создана для обучения монахов чтению с листа.
ТРОПЫ:
Текстовое дополнение к официальной католической литургии. Некоторые были адаптированы к ранее существовавшим мелизмам (отсюда contrafacta ), но другие были спеты на новые мелодии, свободно полученные из мелодии простого пения.

Перейти к следующему разделу

Вернуться к оглавлению


Copyright 1999, Джон Купман.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *