Конституции ссср 1924 особенности: Конституция СССР 1924 года – Музей Фелицына

Конституция СССР 1924 года – Музей Фелицына

Конституция СССР 1924 года — первый основной закон Союза Советских Социалистических Республик; был утверждён Вторым съездом Советов СССР в январе 1924 года.

Государственное устройство на базе советской власти и диктатуры пролетариата, закреплённое в Конституции 1924 года, отражало многонациональный характер Советского Союза.

Принятие Конституции способствовало признанию СССР иностранными державами.

По мере необходимости в текст Конституции вносились изменения и дополнения. В 1936 году была принята новая Конституция СССР.

История принятия

В декабре 1922 года Первый съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Договор подписали четыре республики: РСФСР, УССР, БССР и Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика (в состав которой входили Грузия, Армения, Азербайджан). Каждая из республик уже имела свою конституцию. Съезд принял решение о разработке общесоюзной конституции. 10 января 1923 года Президиум ЦИК СССР образовал 6 комиссий для подготовки будущей Конституции:

комиссию по созданию положений о СНК, СТО и наркоматах СССР;

бюджетную комиссию;

комиссию по разработке положения о Верховном Суде СССР и ОГПУ;

комиссию по утверждению государственного флага и герба СССР;

комиссию по выработке положения о ЦИК СССР и его членах;

комиссию по персональному составу наркоматов и коллегий.

26—27 июня проект Конституции был обсуждён, дополнен и одобрен Пленумом ЦК РКП (б). 6 июля II сессия ЦИК СССР одобрила проект Конституции СССР и приняла постановление «О введении в действие Конституции Союза Советских Социалистических Республик». 31 января 1924 года Конституция была единогласно принята Вторым съездом Советов

Структура Конституции 1924 года

Конституция СССР состояла из двух разделов:

Декларация об образовании СССР

Договор об образовании СССР.

Декларация об образовании СССР

Декларация об образовании СССР

В декларации были сформулированы принципы объединения (добровольность и равноправие), особый характер национальной политики Советского государства. Она не просто декларировала создание Союза. Она задавала ему цель, будучи пронизана царившим в то время чаяньем мировой революции. Цитаты из Декларации:

«Со времени образования советских республик государства мира раскололись на два лагеря: лагерь капитализма и лагерь социализма.»

«доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем»

«новое союзное государство … послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику».

Договор об образовании СССР

Договор в редакции Конституции 1924 года включал 11 глав:

Глава I. Предметы ведения верховных органов власти Союза Советских Социалистических Республик.

Глава II. О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве

Глава III. О Съезде советов СССР

Глава IV. О Центральном Исполнительном Комитете СССР

Глава V. О Президиуме ЦИК СССР

Глава VI. О Совете народных комиссаров СССР

Глава VII. О Верховном суде СССР

Глава VIII. О народных комиссариатах СССР

Глава IX. Об Объединенном государственном политическом управлении

Глава X. О союзных республиках

Глава XI. О гербе, флаге и столице СССР

Основные положения Конституции 1924 года

Первая союзная Конституция дала исчерпывающий перечень предметов ведения. По Конституции к исключительному ведению Союза были отнесены:

внешние отношения и торговля,

решение вопросов о войне и мире,

организация и руководство вооруженными силами,

общее руководство и планирование экономики и бюджета,

разработка основ законодательства (общесоюзная юстиция).

Утверждение и изменение основных начал Конституции находились в исключительной компетенции Съезда Советов СССР. За союзной республикой сохранялось право выхода из СССР, территория могла быть изменена только с её согласия. Устанавливалось единое союзное гражданство.

Верховным органом СССР объявлялся Съезд Советов СССР, избиравшийся от городских Советов и от губернских съездов Советов. При этом устанавливалась система непрямых выборов делегатов съезда.

В период между съездами верховным органом власти был Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, который состоял из Союзного совета (избираемого съездом из представителей республик пропорционально населению) и Совета национальностей (составленного из представителей союзных и автономных республик).

В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным органом был Президиум ЦИК СССР (избиравшийся на совместном заседании палат), который мог приостанавливать действие постановлений съездов советов союзных республик и отменять постановления СНК СССР, Наркоматов СССР, ЦИК и СНК союзных республик.

ЦИК СССР формировал высший исполнительный и распорядительный орган — Совет народных комиссаров СССР, в который входил председатель СНК, его заместители и десять наркомов.

Изменение статуса союзных республик в процессе образования СССР выразилось в том, что они стали частью федеративного союза и попадали в подчинение его органов власти и управления. Юрисдикция республиканских органов стала распространяться на те сферы и вопросы, которые не составляли исключительную компетенцию Союза. Интересы республик были представлены в структурах союзных органов (Президиум ЦИК СССР, Совет национальностей) их представителями.

По Конституции центр получал значительные полномочия для контролирования периферии. Конституция ставила целью создание новой политической культуры — «пролетарской по содержанию и национальной по форме», и представляла собой компромисс между коммунистическими планами всеобщего объединения и национальными традициями.

 

Конституция СССР 1936 г.​ Редкие экземпляры из библиотеки​ М.И. Калинина​

Из истории советской конституции

Октябрьская социалистическая революция установила в России тип власти, именовавшийся в политической истории страны диктатурой пролетариата. Политики и историки по-разному оценивают период социалистического строительства в нашей стране. Непреложен сам факт — соответствующий период был в истории России, а власть более 70 лет официально называлась у нас советской.

В первые дни и месяцы советской власти проводились мероприятия по созданию и упрочению ее основ. Они воплощены в ряде декретов, которые можно считать актами конституционного значения. На тот момент все они в совокупности составляли неписаную конституцию Российского государства — до появления единого официального текста.

Первая Конституция РСФСР была принята 10 июля 1918 г. 5-м Всероссийским съездом Советов. Она носила ярко выраженный классовый характер, закрепила установление «диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком».

Конституция РСФСР 1918 г. сыграла важную роль в конституционном строительстве других советских республик, возникавших в это же время. Отражая национальные особенности и условия, эти конституции в регулировании новых общественных отношений в целом все-таки брали Конституцию РСФСР за пример.

Конституции сыграли важную роль в истории республик, одновременно содержали предпосылки для последующего объединения республик в Союз ССР.

Конституция СССР 1924 г. разработана в связи с образованием СССР в декабре 1922 г. Её основой стали Декларация об образовании СССР и Договор об образовании Союза ССР 1922 г. Оба документа дорабатывались Конституционной комиссией ЦИК СССР (образована в январе 1923 г. во главе с М.И. Калининым), которая с февраля действовала под руководством комиссии ЦК РКП(б) во главе с И.В. Сталиным.

Государственное устройство на базе советской власти и диктатуры пролетариата, закреплённое в Конституции 1924 г., отражало многонациональный характер Советского Союза.

С 1924 по 1936 гг. этот документ регламентировал жизнь страны. На тот момент это был первый опыт создания такого государства, и за 12 лет стало понятно, какие изменения должны произойти в основном законе СССР.

Первоначально предполагалось внести дополнения и исправления в действующую Конституцию СССР, однако в процессе работы комиссия пришла к выводу о необходимости выработки новой Конституции, которая бы законодательно закрепила изменения в экономике, социальной структуре, национально-государственном строительстве (ликвидацию частного сектора в промышленности и сельском хозяйстве, создание колхозной системы и др.

).

Конституция СССР 1936 г. («сталинская») была одной из самых демократических конституций в мире, окончательно утвердила приоритет союзного законодательства над республиканским. Но многие конституционные нормы (политические права и свободы граждан, право на материальное обеспечение в старости) не реализовывались на практике в условиях господствовавшего в стране политического режима, массовых репрессий.

Конституция СССР 1977 г. («брежневская») принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г. Она сохранила существовавший порядок осуществления конституционного контроля и конкретно указала эту функцию в списке полномочий Президиума Верховного Совета СССР.

После распада СССР в новых исторических условиях Россия, как и другие союзные республики, провозгласила свою независимость («Декларация о государственном суверенитете РСФСР» от 12 июня 1990 г.). В Декларации закреплено новое название — Российская Федерация и заявлено о необходимости принятия новой Конституции России.

В 1993 г. Президент РФ созвал Конституционное совещание для разработки новой Конституции. Референдум по принятию новой Конституции был проведен 12 декабря 1993 г. одновременно с выборами законодательного органа России — Федерального Собрания.

 

Библиографический список литературы

Авакьян С.А. Конституционное право России : учебный курс : в 2 т. — Москва : Норма : Инфра-М, 2010.

Конституция // Большая Российская энциклопедия. — Москва, 2010. — Т. 15. — С. 114-120.

Макарцев А.А. Всенародное обсуждение проекта Конституции СССР 1936 года как этап легитимации сталинского законодательства // Вестник НГУ. Серия: Право. — 2006. — Т. 2, вып. 2. — С. 28 — 38.

Максимова О.Д. Разработка и всенародное обсуждение проекта Конституции СССР 1936 года // Пробелы в российском законодательстве. — 2014. — № 3. — С. 46 — 51.

Эбзеев Б.С. Введение в Конституцию России — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2013. — 559 с.

 

Первая Союзная Конституция.

Семнадцать моментов советской истории

 

Первоисточник: Вестник ЦИК, СНК и СТО Союза ССР, № 2 (1924), ст. 24.

Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, Социалистическая Советская Республика Украины, Социалистическая Советская Республика Белой России и Социалистическая Советская Республика Закавказья (включая Азербайджанскую Социалистическую Советскую Республику, Социалистическую Советскую Республику Грузию и Социалистическая Советская Республика Армения) – объединиться в одно федеративное государство – «Союз Социалистических Советских Республик». [Изменено 18 апреля 1925, «чтобы включить Социалистическую Республику Туркмения и Узбекскую Социалистическую Республику».]

Глава I. Полномочия Высших Органов Власти Союза

СТАТЬЯ 1. Союз Социалистических Советских Республик через свои высшие органы имеет следующие полномочия:

(а) представлять Союз в его международных отношениях ; заключить все дипломатические отношения; заключать договоры, политические и иные, с другими государствами;
(b) изменять внешние границы Союза, а также регулировать вопросы, касающиеся изменения границ между республиками-членами;
(c) Заключать договоры о приеме новых Республик в Союз;
(d) объявлять войну и заключать мир;
(e) Заключать внутренние и внешние займы Союза и санкционировать внутренние и внешние займы республик-членов;
f) ратифицировать международные договоры;
(g) Направлять торговлю с зарубежными странами и определять систему внутренней торговли;
(h) Устанавливать основы и генеральный план всего народного хозяйства Союза; определение отраслей промышленности и промышленных предприятий, представляющих федеральный интерес; заключать договоры концессии как федеральные, так и от имени республик-членов;

(i) Направлять транспорт и почтовые и телеграфные услуги;
(j) Организовывать и руководить вооруженными силами Союза;
(k) Утверждать бюджет федеративного государства, который включает бюджеты республик-членов; устанавливать пошлины и федеральные доходы, производя надбавки и сокращения для сбалансирования бюджетов республик-членов; устанавливать пошлины и дополнительные налоги для покрытия бюджетов республик-членов;
(l) установить единую систему денег и кредита;
(м) Устанавливать общие принципы эксплуатации и использования земли, а также недр, лесов и вод территорий Союза;
(о) Установить федеральное законодательство об эмиграции с территории одной из республик на территорию другой и создать фонд для такой эмиграции;
(o) Устанавливать принципы судебной организации и процедуры, а также гражданское и уголовное законодательство Союза;
(р) Установить основные законы о труде;
q) установить общие принципы государственного обучения;
(r) установить общие меры в отношении общественной гигиены;
(s) Установить стандартную систему мер и весов;
(т) организация федеральной статистики;
(u) Закрепить основное законодательство о федеральном гражданстве со ссылкой на права иностранцев;
(v) Осуществлять право амнистии на всех территориях Союза;
(w) Отменить акты съездов Советов и центральных исполнительных комитетов республик-членов, противоречащие настоящей Конституции;
(x) Для разрешения спорных вопросов между республиками-членами.

СТАТЬЯ 2. Утверждение и изменение основ настоящей Конституции принадлежат исключительно Съезду Советов Союза Социалистических Советских Республик.

Глава II. Суверенные права республик-членов

СТАТЬЯ 3. Суверенитет республик-членов ограничивается только в вопросах, указанных в настоящей Конституции, как относящихся к компетенции Союза. За пределами этих ограничений каждая республика-член осуществляет свои публичные полномочия независимо; СССР защищает права республик-членов.

СТАТЬЯ 4. Каждая из республик-членов сохраняет за собой право свободного выхода из союза.

СТАТЬЯ 5. Республики-члены вносят изменения в свои Конституции, чтобы привести их в соответствие с настоящей Конституцией.

СТАТЬЯ 6. Территория республик-членов не может быть изменена без их согласия; кроме того, любое ограничение, изменение или изъятие статьи 4 должно быть одобрено всеми республиками-членами Союза.

СТАТЬЯ 7. Для граждан республик-членов устанавливается только одно федеративное гражданство.

Глава III. Съезд Советов Союза

СТАТЬЯ 8. Высшим органом власти СССР является Съезд Советов, а в перерывах между съездом Советов — Центральный Исполнительный Комитет СССР в составе Федерального Совета и Совета Национальностей.

СТАТЬЯ 9. Съезд Советов СССР формируется из представителей городских Советов и Советов городского типа из расчета один депутат на 25 000 выборщиков, а также представителей съездов Советов сельской местности. районов из расчета один депутат на 125 000 жителей.

СТАТЬЯ 10. Делегаты съезда Советов СССР избираются на съездах Советов сельских и городских управ. В республиках, где нет сельского деления, делегаты избираются непосредственно на съезд Советов соответствующей республики.

СТАТЬЯ 11. Очередные сессии Съезда Советов СССР созываются Центральным Исполнительным Комитетом Союза один раз в год; внеочередные сессии могут быть созваны по решению ЦИК, или по требованию Союзного Совета, или Совета Национальностей, или по требованию двух республик-членов.

СТАТЬЯ 12. В случаях, когда чрезвычайные обстоятельства препятствуют созыву Съезда Советов СССР в установленный срок, ЦИК Союза вправе отложить заседание Съезда.

Глава IV. Центральный Исполнительный Комитет Союза

СТАТЬЯ 13. Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР состоит из Федерального Совета и Совета Национальностей.

СТАТЬЯ 14. Съезд Советов СССР избирает Союзный Совет из числа представителей республик-членов пропорционально населению каждой из них в общей сложности 371 член.

СТАТЬЯ 15. Совет Национальностей формируется из представителей республик-членов и присоединенных автономных республик РСФСР из расчета по пять представителей от каждой союзной республики и по одному представителю от каждой присоединенной автономной республики. Состав Совета Национальностей в полном составе утверждается Съездом СССР.

(Автономные республики Аджария, Абхазия и Осетинская автономная область направляют по представителю в Совет Национальностей. )

СТАТЬЯ 16. Федеральный Совет и Совет Национальностей рассматривают все декреты, кодексы и акты, представляемые им Президиумом ЦИК и СНК СССР, различными народными комиссиями. Союза, ЦИК республик-членов, а также те, которые обязаны своим происхождением Федеральному Совету и Совету Национальностей.

СТАТЬЯ 17. ЦИК Союза издает кодексы, постановления, акты и распоряжения; направляет работу законодательства и управления СССР и -определяет сферу деятельности Президиума ЦИК и Совета Народных Комиссаров СССР

СТАТЬЯ 18. Все указы и акты, определяющие общие правила политической и экономической жизни Союза ССР или вносящие коренные изменения в существующую практику государственных органов Союза ССР, должны быть в обязательном порядке представлены на рассмотрение и утверждение в ЦИК ССР. СССР

СТАТЬЯ 19. Все постановления, акты и распоряжения, изданные ЦИК, подлежат немедленному введению в действие на всей территории СССР

СТАТЬЯ 20. ЦИК СССР вправе приостанавливать или отменять постановления, акты и распоряжения Президиума ЦИК СССР, а также съездов Советов и ЦИК республик и всех других органов власти на территории СССР

СТАТЬЯ 21. Очередные заседания ЦИК СССР созываются Президиумом ЦИК СССР три раза в год. Внеочередные сессии созываются Президиумом ЦИК СССР по требованию Президиума Совета Федерации, Президиума советских национальностей, а также по требованию ЦИК одной из республик-членов.

СТАТЬЯ 22. Проекты законов, представленные на экспертизу в ЦИК СССР, не имеют силы закона до принятия Федеральным Советом и Советом Национальностей; они издаются от имени ЦИК СССР

СТАТЬЯ 23. В случае разногласий между Союзным Советом и Советом Национальностей вопрос передается в компромиссную комиссию, избранную ими обоими.

СТАТЬЯ 24. При недостижении согласия компромиссной комиссией вопрос передается на рассмотрение совместного заседания Федерального Совета и Совета Национальностей; а если ни Союзный Совет, ни Совет Национальностей не получат большинства, то вопрос может быть вынесен по требованию одного из этих органов на решение очередного или чрезвычайного Съезда СССР 9 .0003

СТАТЬЯ 25. Союзный Совет и Совет Национальностей избирают для подготовки своих заседаний и руководства своей работой свои Президиумы в составе семи членов каждый.

СТАТЬЯ 26. В период между сессиями ЦИК СССР высшим органом власти является Президиум Союза ССР, образуемый ЦИК в количестве 21 члена, включая Президиум Совета Федерации и Президиум Совета национальностей.

Для образования Президиума ЦИК и Совета Народных Комиссаров СССР в соответствии со статьями 26 и 37 настоящей Конституции созываются совместные заседания Федерального Совета и Совета Национальностей. На совместном заседании Федерального Совета и Совета Национальностей голосование проводится отдельно внутри каждой группы.

СТАТЬЯ 27. ЦИК избирает в соответствии с числом республик-членов 4 Председателей ЦИК СССР из числа членов Президиума ЦИК СССР

СТАТЬЯ 28. ЦИК СССР является ответственный перед Съездом Советов СССР

Глава V. Президиум ЦИК Союза

СТАТЬЯ 29. В период между сессиями ЦИК СССР высшим органом является Президиум ЦИК СССР законодательной, исполнительной и административной власти СССР

СТАТЬЯ 30. Президиум ЦИК СССР осуществляет надзор за соблюдением Конституции СССР и исполнением всех органов государственной власти всех постановлений Съезда Советов и ЦИК СССР.

СТАТЬЯ 31. Президиум ЦИК СССР вправе приостанавливать и отменять постановления Совета Народных Комиссаров и различных Советов Народных Советов Союза ССР, а также ЦИК и СНК (Советы Народных Комиссаров) республик-членов.

СТАТЬЯ 32. Президиум ЦИК СССР вправе приостанавливать действие актов съездов Советов республик-членов, внося впоследствии эти акты на рассмотрение и утверждение ЦИК СССР

СТАТЬЯ 33. Президиум ЦИК СССР издает постановления, акты и распоряжения; рассматривает и утверждает проекты постановлений и актов, депонированные СНК, различными органами власти СССР, ЦИК республик-членов, их Президиумами и другими органами власти.

СТАТЬЯ 34. Постановления и постановления ЦИК, ее Президиума и СНК СССР печатаются на общепринятых в республиках-членах языках: русском, украинском, белорусском, грузинском, армянском, тюрко-татарском.

СТАТЬЯ 35. Президиум ЦИК СССР решает вопросы взаимоотношений между ЦИК СССР и Народными Комиссарами СССР, с одной стороны, и ЦИК республик-членов и их Президиумами, с другой стороны .

СТАТЬЯ 36. Президиум ЦИК СССР подотчетен ЦИК СССР

Глава VI. Совет Народных Комиссаров Союза

СТАТЬЯ 37. Совет Народных Комиссаров (СНК) СССР является исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР и образуется ЦИК в следующем составе:

(а) Председателя Совета Народных Комиссаров СССР,
(б) Вице-президентов, (в) Народного уполномоченного по иностранным делам,
(d) Народный уполномоченный по военным и морским делам,
(e) Народный уполномоченный по внешней торговле, (f) Народный уполномоченный по путям сообщения,
(g) Народный уполномоченный почтово-телеграфной службы,
(h) Народный уполномоченный по инспекции рабочих и крестьян,
(i) Председатель Высшего совета народного хозяйства,
(j) Народный уполномоченный по труду,
(k) Народный уполномоченный по финансам
(l) Народный комиссар по снабжению.

СТАТЬЯ 38. Совет Народных Комиссаров СССР в пределах полномочий, предоставленных ему ЦИК СССР, и на основании правил, регулирующих СНК СССР, издает декреты и постановления, которые должны стать действует на всей территории СССР

СТАТЬЯ 39. СНК СССР рассматривает постановления и постановления, данные ему народными комиссиями, а также ЦИК республик-членов и их Президиумов.

СТАТЬЯ 40. СНК СССР всю свою работу несет ответственность перед ЦИК СССР и перед ее Президиумом.

СТАТЬЯ 4 1. Постановления и акты СНК СССР могут быть приостановлены и отменены ЦИК СССР и ее Президиумом.

СТАТЬЯ 42. Центральные исполнительные комитеты республик-членов и их Президиумы могут возражать на постановления и распоряжения СНК СССР в Президиум ЦИК СССР без приостановления исполнения этих распоряжений.

Глава VII. Верховный Суд Союза

СТАТЬЯ 43. В целях обеспечения революционной законности на территории СССР учреждается Верховный Суд под юрисдикцией ЦИК СССР, правомочный:

(а) Давать Верховные Суды республик — аутентичные толкования по вопросам федерального законодательства;
(б) Проверять по представлению Прокурора Верховного Суда СССР постановления, решения и приговоры Верховных Судов республик на предмет выявления нарушений федеральных законов или причинения вреда интересы других республик, а в случае их обнаружения обращаться в ЦИК СССР
в) выносить решения по запросу ЦИК СССР о конституционности законов, принятых республиками-членами;
(d) для разрешения юридических споров между республиками-членами;
(e) Рассмотреть обвинения, выдвинутые против высокопоставленных должностных лиц, против которых были выдвинуты обвинения в связи с выполнением ими своих обязанностей.

СТАТЬЯ 44. Верховный Суд осуществляет свои функции в следующем порядке:

а) в полном составе судей-членов Верховного Суда СССР;
(б) Или на заседании Гражданской судебной коллегии и Уголовной судебной коллегии Верховного Суда СССР;
(с) Либо на заседании Военной коллегии.

СТАТЬЯ 45. Верховный Суд СССР в полном составе состоит из 11 членов, 6 в том числе Председателя и Вице-Председателя, четырех Председателей Верховных Судов республик-членов и представителя Единой Политической Администрация Государства СССР, Президент и Вице-президент, а остальные пять членов назначаются Президиумом ЦИК СССР

СТАТЬЯ 46. Прокурор Верховного Суда СССР и его помощник назначаются Президиумом ЦИК СССР Прокурор Верховного Суда СССР возлагается на Прокурора Верховного Суда СССР; 1) давать решения по всем вопросам, отнесенным к ведению Верховного Суда СССР, 2) осуществлять судебное преследование по делам, переданным в Суд, 3) а в случаях отсутствия согласия между судьями Верховного суд СССР, передать эти спорные вопросы на рассмотрение Президиума ЦИК ССР 9. 0003

СТАТЬЯ 47. Право передавать на рассмотрение Верховного Суда СССР вопросы, указанные в статье 43, принадлежит исключительно ЦИК СССР, ее Президиуму, Прокурору Верховных Судов республик-членов, и в Единое политическое управление Государством СССР

СТАТЬЯ 48. Очередные заседания Верховного Суда СССР образуют специальные судебные палаты для рассмотрения:

представляют интерес для двух или более республик-членов;
(б) Личные обвинения против членов ЦИК и СНК СССР

Решение Верховного Суда СССР о рассмотрении дела может иметь место только после предоставления ЦИК специальных полномочий по каждому делу Союза или его Президиума.

Глава VIII. Народные Комиссары Союза

СТАТЬЯ 49. Для непосредственного руководства отдельными отраслями государственного управления, входящими в состав СНК Союза ССР, создаются 10 Народных Комиссаров, как указано в статье 37 настоящей Конституции, которые действовать по положению о Совнаркоме, утвержденному ЦИК Союза ССР

СТАТЬЯ 50. Народные Комиссары СССР подразделяются на следующие группы:

а) Народные Комиссары, занимающиеся строго федеральными делами СССР, носящими внешний характер; №
(б) Наркомы, занимающиеся делами чисто бытового характера.

СТАТЬЯ 51. К первой группе наркомов, занимающихся делами внешнего характера, относятся следующие наркомы:

(а) по иностранным делам
(б) по военным и морским делам
(c) Для внешней торговли
(d) Для путей сообщения
(e) Для почтово-телеграфной службы

) Совет народного хозяйства
(б) По припасам,
(в) По труду
(г) По финансам,
(д) По инспекции рабочих и крестьян.

СТАТЬЯ 53. Народные комиссары, занимающиеся делами чисто внешнего характера, имеют в различных союзных республиках своих делегатов, непосредственно подчиненных этим комиссарам.

СТАТЬЯ 54. Народные комиссары, в ведении которых находятся дела внутригосударственного значения, имеют в качестве исполнительных органов в различных республиках-членах народных комиссаров этих республик, имеющих такое же звание.

СТАТЬЯ 55. СНК СССР, включая отдельных наркомов, являются начальниками различных упомянутых ведомств.

СТАТЬЯ 56. При каждом Народном уполномоченном и под его председательством образуется коллегия, члены которой назначаются СНК СССР

СТАТЬЯ 57. Народный Уполномоченный имеет право лично принимать решения по всем вопросам, отнесенным к ведению его ведомства, по уведомлению Коллегии своего ведомства о своем поступке. В случае несогласия с каким-либо решением Народного Уполномоченного Коллегия или ее члены в отдельности могут передать спор на рассмотрение СНК СССР без приостановления действия Уполномоченного.

СТАТЬЯ 58. Приказы отдельных наркомов Союза могут быть отменены Президиумом ЦИК и СНК СССР

СТАТЬЯ 59. Распоряжения Народных Комиссаров СССР могут быть приостановлены ЦИК или Президиумами ЦИК республики-члена в случае явного несоответствия этих распоряжений Федеральной Конституции, федеральному законодательству или законодательству. республики-участника. Об этом приостановлении ЦИК или Президиумы ЦИК республик-членов немедленно сообщают в СНК СССР и соответствующему Уполномоченному Народного Совета СССР

СТАТЬЯ 60. Народные Комиссары СССР ответственны перед СНК, ЦИК СССР и ее Президиумом.

Глава IX. Единое политическое управление государства

СТАТЬЯ 61. В целях объединения революционных усилий республик-членов в их борьбе против политической и экономической контрреволюции, шпионажа и бандитизма создается под юрисдикцией КПК СССР, Единое политическое государственное управление (ОГПУ), Президент которого является членом-консультантом ЦК СССР

СТАТЬЯ 62. ГПУ СССР руководит деятельностью местных органов ГПУ через своих уполномоченных, находящихся в ведении СНК республик-членов, действующих на основании специального постановления, санкционированного через законодательные каналы.

СТАТЬЯ 63. Контроль за законностью актов ГПУ возложить на Прокурора Верховного Суда СССР в силу специального определения ЦИК СССР

Глава X. Член Республики

СТАТЬЯ 64. В пределах территории каждой республики-члена высшим органом власти является Съезд Советов республики, а в перерывах между съездами — ее Центральный исполнительный комитет.

Статья 65. Отношения между высшими органами власти республик-членов и высшими органами власти СССР устанавливаются настоящей Конституцией.

СТАТЬЯ 66. ЦИК республик-членов избирает из своего состава Президиумы, которые в перерывах между заседаниями ЦИК являются высшими органами власти.

СТАТЬЯ 67. ЦИК республик-членов образует свои исполнительные органы – Советы Народных Комиссаров в следующем составе:

(а) Председатель Совета Народных Комиссаров,
(б) Вице-президенты.
(c) Председатель Высшего совета национальной экономики,
(d) Народный уполномоченный по сельскому хозяйству, (e) Народный уполномоченный по финансам
(f) Народный уполномоченный по снабжению, (g ) Уполномоченный по делам труда
(h) Народный уполномоченный внутренних дел, (i) Народный уполномоченный юстиции,
(j) Народный уполномоченный по инспекции рабочих и крестьян,
(k) Уполномоченный Народный Просветитель, (м) Народный Уполномоченный по Здравоохранению
(м) Народный Уполномоченный по Социальной Предосторожности, а кроме того, и с правом совещательного или совещательного голоса, в соответствии с решением ЦИК республик-членов, делегатов Народных Комиссаров СССР по иностранным делам, по военным и морским делам, по внешней торговле, по путям сообщения, по почтово-телеграфной службе.

СТАТЬЯ 68. Высший совет народного хозяйства и комиссары снабжения, финансов, труда, инспекции рабочих и крестьян республик-членов, будучи подчиненными ЦИК и СНК республик-членов, будут выполнять постановления СНК СССР

СТАТЬЯ 69. Право амнистии, а также право помилования и реабилитации граждан, осужденных судебными и административными органами республик-членов, принадлежит ЦИК этих республик.

Глава XI. Герб, Флаг и Столица Союза

СТАТЬЯ 70. Знаком отличия Государства СССР являются серп и молот на земном шаре, окруженные солнечными лучами и обрамленные стеблями пшеницы, с надписью в шести языках, упомянутых в статье 34: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Над знаком отличия должна быть пятиконечная звезда.

СТАТЬЯ 71. Флаг Государства СССР из красного или алого полотнища с гербом Союза.

СТАТЬЯ 72. Столицей Союза ССР является г. Москва.

Источник: Милтон Х. Эндрю, Двенадцать ведущих конституций (Комптон, Калифорния: серия Американского университета, 1931), с. 327.

 

1977 Конституция СССР, Часть I

Статья 16. Экономика СССР представляет собой целостный хозяйственный комплекс, включающий все элементы общественного производства, распределения и обмена на его территории.

Управление экономикой осуществляется на основе государственных планов экономического и социального развития с учетом отраслевого и территориального принципов, а также путем сочетания централизованного руководства с самостоятельностью и инициативой руководства отдельных и объединенных предприятий и других организаций, для которых активны используются управленческий учет, прибыль, себестоимость и другие экономические рычаги и стимулы.

Статья 17. В СССР законом допускается индивидуальный труд в ремесленном, фермерском хозяйстве, в сфере обслуживания населения и другие виды деятельности, основанные исключительно на личном труде отдельных граждан и членов их семей. Государство устанавливает правила для такой работы, чтобы гарантировать, что она служит интересам общества.

Статья 18. В интересах настоящего и будущих поколений в СССР принимаются необходимые меры по охране и научному, рациональному использованию земли, ее минеральных и водных ресурсов, растительного и животного мира, сохранить чистоту воздуха и воды, обеспечить воспроизводство природных богатств, улучшить среду обитания человека.

Глава 3: СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И КУЛЬТУРА

Статья 19. Социальной основой СССР является нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции.

Государство способствует повышению социальной однородности общества, а именно ликвидации классовых различий и существенных различий между городом и деревней, между умственным и физическим трудом, всестороннему развитию и сближению всех наций и народностей СССР.

Статья 20. В соответствии с коммунистическим идеалом — «Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех» — государство преследует цель дать гражданам все больше и больше реальных возможностей приложения своей творческой энергии , способности и таланты, и всесторонне развивать свою личность.

Статья 21. Государство заботится об улучшении условий труда, безопасности и охраны труда, научной организации труда, сокращении и окончательной ликвидации всего тяжелого физического труда путем комплексной механизации и автоматизации производственных процессов во всех отраслях промышленности. экономика.

Ст. 22. В СССР последовательно осуществляется программа преобразования сельскохозяйственных работ в различные виды производственных работ, расширения сети учебных, культурных и медицинских учреждений, торговли, общественного питания, обслуживания и общественного питания. хозяйственные объекты в сельской местности, а хутора и села превратить в благоустроенные и благоустроенные поселки.

Статья 23. Государство проводит неуклонную политику повышения уровня заработной платы и реальных доходов населения за счет роста производительности труда.

В целях более полного удовлетворения социальных потребностей советских людей создаются фонды потребления. Государство при широком участии общественных организаций и трудовых коллективов обеспечивает приумножение и справедливое распределение этих средств.

Статья 24. В СССР действуют и расширяются государственные системы здравоохранения, социального обеспечения, торговли и общественного питания, жилищно-коммунального хозяйства и коммунального хозяйства.

Государство поощряет кооперативы и другие общественные организации к оказанию всех видов услуг населению. Он поощряет развитие массовой физической культуры и спорта.

Статья 25. В СССР существует единая система народного образования, которая постоянно совершенствуется, обеспечивает общеобразовательную и профессиональную подготовку граждан, служит коммунистическому воспитанию, умственному и физическому развитию молодежи, воспитывает ее для работы и общественной деятельности.

Статья 26. В соответствии с потребностями общества государство обеспечивает планомерное развитие науки и подготовку научных кадров, организует внедрение результатов научных исследований в экономику и другие сферы жизни.

Статья 27. Государство заботится об охране, приумножении и широком использовании духовных богатств общества для нравственного и эстетического воспитания советских людей, повышения их культурного уровня.

В СССР всемерно поощряется развитие профессионального, самодеятельного и народного творчества.

Глава 4: ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Статья 28. СССР неуклонно проводит ленинскую политику мира, выступает за укрепление безопасности народов и широкое международное сотрудничество.

Внешняя политика СССР направлена ​​на обеспечение международных условий, благоприятных для строительства коммунизма в СССР, защиту государственных интересов Советского Союза, укрепление позиций мирового социализма, поддержку борьбы народов за национальное освобождение и социальный прогресс, предотвращение агрессивных войн, достижение всеобщего и полного разоружения, последовательная реализация принципа мирного сосуществования государств с различным общественным строем.
В СССР запрещена военная пропаганда.

Статья 29. Отношения СССР с другими государствами строятся на соблюдении следующих принципов: суверенное равенство; взаимный отказ от применения или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод; равноправие народов и их право решать свою судьбу; сотрудничество между государствами; добросовестное выполнение обязательств, вытекающих из общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров, подписанных СССР.

Статья 30. СССР как часть мировой системы социализма и социалистического содружества развивает и укрепляет дружбу, сотрудничество и товарищескую взаимопомощь с другими социалистическими странами на основе принципа социалистического интернационализма и принимает активное участие в социалистической экономической интеграции и социалистическом международном разделении труда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *