Конспект урока по литературному чтению в 3 классе Былина «Вольга и Микула»
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
Педагогический институт
Кафедра начального образования
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе
Выполнил:
Оськина Елена Сергеевна
Владимир 2015 г
Тема: Былина «Вольга и Микула»
Цели:
— продолжить знакомство с былинами, особенностями ее построения;
— познакомить с былиной «Вольга и Микула»;
— расширить представление учащихся о русских богатырях Вольге Святославовиче и Микуле Селяниновиче;
— развивать внимательность при чтении художественных текстов, логику мышления, умение высказывать своё мнение о прочитанном;
— учить соотносить рисунки с текстом и передавать содержание текста по рисункам;
— формировать представление о таких нравственных понятиях как любовь к родине, трудолюбие, доброжелательное отношение к людям
— совершенствовать навык чтения;
— совершенствовать устную речь обучающихся через выразительное чтение.
Оборудование:
Л. А. Ефросинина, учебник «Литературное чтение» 3 класс 1 часть;
Л. А. Ефросинина, Рабочая тетрадь по литературному чтению № 1, 3 класс.
Презентация
Интерактивная доска
Ход урока
I.Организационный момент
— Здравствуйте, ребята. Начинаем урок литературного чтения.
II.Актуализация знаний.
— Какой раздел мы изучаем? (Мы изучаем устное народное творчество)
— Какие жанры устного народного творчества вы знаете? (Сказки (русские-народные и авторские), загадки, потешки, пословицы, поговорки, скороговорки, былины)
— Скажите, что такое былина? (Былина – это поэтическое произведение русского фольклора, написанное особым былинным стихом)
— Скажите, о чем повествуется в былинах? (В былинах повествуется о фантастических подвигах богатырей, которые бьются с врагами земли русской. Богатыри наделены необыкновенной силой, ловкостью, умом и бесстрашием)
— Ребята, былины с глубокой древности передавались из уст в уста, их создавал народ.
— Раньше былины не рассказывали, а напевали — «распевали». При этом часто сказители подыгрывали себе на струнных инструментах, например на гуслях. (посмотрите на слайде картина Виктора Михайловича Васнецова «Гусляры»)
— Картина «Гусляры» заставляет перенестись на многие столетия назад. На полотне изображена большая деревянная изба, на широкой лавке восседают трое певцов. Судя по их длинному белому одеянию, певцы – монахи. У каждого из них на коленях размещены гусли.
— С какими былинами вы уже познакомились? (Добрыня и Змея, Илья Муромец и Соловей – разбойник, Алёша Попович и Тугарин Змеёвич)
III. Викторина по прочитанным былинам
— Вы прочитаете отрывки из басен на доске, и должны узнать из какой былины взят отрывок. (Отрывки появляются на интерактивной доске)
1. Помнил Добрыня наказы матушки. Да уж очень жарко в тот день богатырю в поле было. Сбросил платье, в воду кинулся. ( Добрыня и Змея)
2. Говорил им ласковый Владимир – князь:
— Гой еси, вы, добры молодцы!
Скажитеся, как вас по имени зовут –
А по имени вам можно место дать,
По отчеству можно пожаловать. (Алеша Попович и Тугарин Змеёвич)
3. Повскакали тут с мест князь с княгинею и все богатыри, поспешили за Ильёй на княжеский двор. Подбежали к Бурушке – Косматушке. (Илья Муромец и Соловей — разбойник)
4. Ищет он Забаву Путятичну среди пленников, отыскать не может. В самой последней пещере запрятанную нашёл. (Добрыня и Змея)
— Вы правильно назвали все былины. Молодцы.
IV. Первичное чтение былины «Вольга и Микула»
— Сегодня мы познакомимся с новой былиной. Прочитайте её название: «Вольга и Микула».
— Открываем учебник на стр. 64. Посмотрите внимательно на название былины. Что необычного вы заметили? (
— Давайте с вами это проверим. Отложили учебники. Сядьте поудобней, и слушайте внимательно былину.
(В процессе чтения учитель уточняет значение слов)
Расти – матереть – взрослеть, становиться мужественным.
Хоробая (дружина) – храбрая.
Оратай, оратаюшко – пахарь; орать – пахать.
Крестьянствовати – заниматься крестьянским трудом, обрабатывать землю.
Помётывати (бороздки) – размечать .
Гужки (гужи) – кожаные или верёвочные петли, часть конской упряжи.
Сошка (соха) – примитивное (простейшее) сельскохозяйственное орудие для вспахивания земли (обычно деревянное).
Омёшики – металлические наконечники сохи .
Соловенькая (соловая)
кобылка – бледно–желтая, со светлой гривой и светлым хвостом.Нарекают – называют.
Нажну – от слова жать – собирать урожай.
Скирды – сложенные под открытым небом снопы хлеба.
V. Проверка первичного чтения
— Можно ли то, что мы прочитали, назвать былиной? (Да)
Почему? О ком сказывается в былине? (В былине сказывается о богатырях Вольге и
Микуле.)
— О чем она? (О великой и несравнимой силе богарыря – пахаря Микулы Селяновиче)
— А как вы представили себе Вольгу? Микулу?
— Откройте учебник на стр. 65. Рассмотрите иллюстрацию. Кого на ней узнали? (Тот, кто пашет – Микула, а воин – Вольга)
VI. Вторичное чтение с установкой и анализ произведения (дети читают)
— Давайте еще прочитаем эту былину, для того чтобы более точно представить образы Вольги и Микулы. Подготовьтесь к чтению. Начинаем читать.
Чтение с остановками.
Часть 1.
— Когда родился Вольга? (Когда воссияло солнце красное на том ли на небе на ясном, тогда родился молодой Вольга)
— Как красиво сказал автор про солнышко «воссияло»
— О чем мечтал
молодой Вольга? (Захотелося много мудрости: щукой – рыбою ходить в глубоких
морях, птицей-соколом летать, серым волком рыскать)
— Скажите, а что такое мудрость? (Мудрость — это глубокий ум,который человек получает в
течении жизни и применяет в жизни при возникновении трудных ситуаций.)
— А в каком смысле здесь написано? (Щукой – рыбою ходить в глубоких морях, птицей-соколом летать, серым волком рыскать – мудрость как мечта)
Часть 2.
— Кого встретил в чистом поле Вольга? (Оратая)
— Кто это был? (Микула)
-Что говорит о силе пахаря? ( Пашет, попахивает, пенья-корень вывёртывает, камни валит)
— Ребята, а говорят ли эти слова, что это богатырь? Из этого мы можем сделать вывод, что это был богатырь сильный.
Часть 3.
— Как обращаются друг к другу богатыри Вольга и Микула? (вежливо, ласково, Вольга Святославович, оратай — оратаюшко)
— Зачем позвал с собой Микулу Вольга? (В товарищи)
Часть 4.
— Что вспомнил Микула по дороге? (Вывернути сошку из земли).
— А ведь нельзя было оставлять сошку в земле. После работы ее надо было вытащить из земли.
— Смогли ли пять молодцов дружины Вольги вытащить сошку? (Нет. Они сошку да вокруг вертят, а не могут сошку из земли поднять, бросить сошку за ракитов куст)
— Это говорит о силе, могуществе и о характере настоящего пахаря. Ведь он заботится о инструментах, которыми работает.
Часть 5.
— Кого послал Вольга на помощь? (Дружинушку хоробую)
— Получилось ли у них вытащить из земли сошку? (Нет. (зачитыват))
Часть 6.
— Кому удалось сошку из земли повытряхнуть? (Микуле. )
— От куда появилась кобыла у Микулы? (Зачитывают)
— Как зовут Микулу?(Микула Селянинович)
VII. Работа с иллютрациями в учебнке
— Посмотрите на иллюстрацию на стр. 65. Какой эпизод их былины подходит к иллюстрации. (Выехал Вольга во чисто поле, услыхал он во чистом поле оратая: Как пашет в поле оратай, посвистывает, а бороздочки он да попахивает, а пенья-коренья вывёртывает, а большие-то ками в борозду валит.)
— Откроем стр. 67. Какой эпизод из былины изобразил художник на иллюстрации. (Приезжает дружинушка хоробая, пять молодцев да ведь могучих, ко той ли ко сошке кленовенькой; они сошку да вокруг вертят, а не могут сошку из земли поднять, из омёшиков земельку повытряхнуть, бросить сошку за ракитов куст!
)— Что изобразил художник на рисунке? Перечитайте. (Тут проговорил Вольга Святославович: «Ай же ты, оратай – оратаюшко! Как – то тебя да именем зовут, нарекают тебя да по отчеству?»)
— Посмотрите, какой эпизод изобразил художник Иван Яковлевич Билибин ?
— Молодцы!
VIII. Чтение по ролям
IX. Итог урока
— С какой былиной вы сегодня познакомились? (Мы сегодня познакомились с былиной «Вольга и Микула»)
— Как звали богатырей? (Вольга Святославович и Микула Селянинович)
— Что прославлял народ, рассказывая о Вольге и Микуле? (О Вольге, как защитнике Родины, а о Микуле, как пахаре)
— Кто из героев вам понравился? Почему?
— Спасибо за урок. Урок закончен.
Конспект урока по литературе «Былина «Вольга и Микула Селянинович». | План-конспект урока по литературе на тему:
Конспект урока по литературе «Былина «Вольга и Микула Селянинович»
Цели урока:
1. Сформировать у учеников представление о художественных особенностях былины.
2. Рассмотреть особенности построения сюжета и обрисовки героев в былине.
3. Дать понятие об эпическом герое.
4. Отрабатывать умение выявлять основные свойства характера героя, Составлять его характеристику (устно).
Проблемный вопрос урока: Какой теме посвящена былина? Кого можно назвать её подлинным героем?
Ход урока
1. Постановка целей урока:
— Сегодня нам предстоит:
1) проанализировать былину “Вольга и Микула Селянинович”;
2) определить тему былины;
3) выяснить, кто является её подлинным героем;
4) рассмотреть те средства, с помощью которых создаётся образ героя;
5) учимся давать характеристику героя и выразительно читать былину.
2. Актуализация опорных знаний (опрос по домашнему заданию).
1. Что такое былина?
2. Какие темы поднимались в былинах?
3. Кто является героем былин?
4. Кого называют богатырём?
3. Слово учителя.
— Исследователи русских былин разделили былинных богатырей на два типа: на “старших” и “младших” богатырей. “Старшие” богатыри – это воплощение стихий, титанических сил, которые уже получили очертания человеческого образа, но всё ещё остались силою мировою. Некоторые из этих богатырей ближе к людям, другие – дальше от людей, ближе к эпохе мифов.
Один из самых древних богатырей – Святогор, обитающий на святых горах, который хочет передать свою силу Илье Муромцу. Заметим, что Илья отказывается принять всю силу Святогора, принимает только полсилушки. Древнейшую былинную троицу дополняют Волх Всеславьевич и Михайло Потык.
Былинный образ Волха Всеславьевича не менее древний, чем образ Святогора. Волх – это волхв, умеющий “вражбу чинить”, то есть ворожить, мудрый кудесник, волшебник, родившийся от змея (что по древним языческим представлениям являлось признаком мудрости). О его рождении и подвигах рассказывается в былине “Волх Всеславьевич”. Волх – оборотень, обладающий способностью обвёртываться в сокола, волка, тура, муравья. Такая способность была присуща языческому божеству охоты.
Позже имя Волх превратилось в имя Вольга. Исследователи считают, что в былине о Вольге и Микуле воссозданы не просто образы князя и крестьянина, а двух языческих богов: бога охоты (Волх-Вольга) и бога земледелия (Микула). Микула носит отчество Селянинович – от слова “селянин”, то есть крестьянин, живущий в селе.
4. Анализ заглавия былины. Постановка проблемного вопроса.
— ? Обратите внимание на заглавие. Что необычно? (В заглавии имена двух героев.)
Прб? Кого можно назвать подлинным героем былины?
— Чтобы ответить на этот вопрос, перечитаем некоторые фрагменты былины и посмотрим, как построены её сюжет и композиция, так как именно в них – авторское отношение к героям.
5. Анализ сюжета и композиции былины.
1) О ком эта былина? Что отражается в её названии?
(О Вольге Святославовиче и богатыре Микуле Селяниновиче. Они – главные герои былины.)
2) О чём рассказывает былина? Какова её тема?
(В былине повествуется о встрече двух героев и их невольном состязании.)
3) Как разворачиваются события? (Как развивается сюжет?)
(Сюжет прост: молодой Вольга Святославович отправляется со своей дружиной “за получкою” (за данью) в подаренные ему города. В поле он встречает могучего пахаря и, узнав от него, что в тех городах “мужички да всё разбойнички”, зовёт богатыря с собой. Богатырь соглашается, но прежде просит убрать с борозды сошку – “бросить сошку за ракитов куст”. И оказывается, что это никому не под силу, кроме самого пахаря. Только после этого происходит настоящее знакомство Вольги с чудо-богатырём и определяется его имя: “Молодой Микула Селянинович”.)
— В ваших учебниках представлен вариант, который заканчивается тем, что Вольга, изумляясь мощи пахаря, спрашивает, как его зовут, и откуда он. Существует также много вариантов, в которых рассказывается, как Вольга с Микулой поехали в жалованные князю города. Стали они “по городу похаживать”. А горожане стали “поговаривать”: не Вольги с дружиной они боятся, а боятся того, что “третьёво дни” у них был и их побил (см. в тексте эпизод, где Микула рассказывает о своих злоключениях в названных городах).
Вольга назначает своим наместником Микулу.
Существуют также варианты. В которых Микула спасает от гибели Вольгу. Затем князь угощает Вольгу и отпускает от себя в Киев.
Смысл этой былины именно в таком окончании. В отдалённой губернии центральная власть не имеет реальной силы. Всё решает отношение местных жителей к тем решениям, которые принимаются в Киеве. Вольга видит это и предпочитает оставить наместником Микулу.
Былина о Вольге и Микуле – новгородская. Исследователи относят её возникновение к XIV-XV векам. Доказательством является смысл былины: Новгород признавал лишь те решения киевского князя, которые были любы новгородцам. Также Вс. Миллер считает доказательством происхождения былины картину пахоты. Именно в Новгородской. Псковской, Олонецкой губернии почва после расчистки леса была усеяна кореньями, которые нужно было вывёртывать и в борозду валить, и валунами, которые приходилось огибать при пахоте. Огромная соха чудесного богатыря Микулы могла сама выворачивать коренья.
Как видите, Вольга и Микула противопоставлены друг другу. Но по одному сюжету не определишь, в чём смысл этой былины, почему для изображения могучего богатыря Микулы Селяниновича понадобилось сопоставление его с Вольгой.
Попробуем проследить, как выстраивается сопоставление Вольги и Микулы композиционно (т. е. как располагаются части былины, как обрисованы образы героев).
4) С чего начинается былина?
(С зачина: читаем первое четверостишие, обращаем внимание на сопоставление “когда…солнце…тогда…Вольга…”)
5) Что мы дальше узнаём о Вольге? (Читаем следующую строфу.)
(Герой пытается проникнуть везде под видом рыб, птиц и зверей – подчёркивается его чудесное происхождение: от женщины и змея.)
— Это описание обычно для былины о Вольге – великом охотнике, маге и военном вожде, совершающем поход в чужую землю. В данной былине это описание подчёркивает противопоставление Вольги простому крестьянину Микуле.
— Итак, уже в начале былины Вольга противопоставлен Микуле.
6) Что служит завязкой действия? (Читаем третью строфу)
(Вольга собирает “дружинушку хоробрую” и отправляется за данью с подаренных ему городов. )
7) Как развивается действие?
(Вольга встречает в поле оратая-богатыря.)
8) Что же поражает Вольгу?
(Вольгу и его дружину полражает сила крестьянина и могущество его коня.)
9) Рассмотрим, как создаётся образ богатыря Микулы. (Читаем 4 строфу)
(1. Гипербола: три дня ехали, услышав голос Микулы.
2. Описание кобылы Микулы (читаем 5 строфу)
3. Постоянные эпитеты.)
-? Чем необычно это описание?
(В описании кобылы и орудий труда представлены наилучшие их качества: кобыла “соловая” (светло-жёлтая), “гужики у неё да шелковые”, “присошечек…серебряный”, “а рогачик-то…красна золота”)
4. Описание внешности Микулы (читаем 6 строфу)
(Используются сравнения: “кудри…что жемчуг”, “брови…чёрна соболя”, “глаза…ясна сокола”, “сапожки…зелён сафьян”. Он одет очень нарядно, по-праздничному.)
— Таким образом, описание Микулы выделяет его как главного героя, именно на нём сосредоточено главное внимание.
10) О характере героев многое можно сказать и из их диалога. (Читаем по ролям.)
(В словах Вольги отражается картина богатырского труда Микулы. В собственном рассказе Микулы также подтверждается непомерная сила (как он справился с мужиками). Именно поэтому Вольга предлагает Микуле сопровождать его.)
11) Как описывается дальнейший их путь? Что сопоставляется? (Читаем след. строфу)
(Сопоставляются кобыла Микулы и конь Вольги (зачитываем по тексту)).
12) Где действие достигает кульминации?
(Непредвиденное состязание в силе богатыря Микулы и “дружинушки хороброй”: попытка “повывернуть” сошку Микулы из земли и “бросить сошку за ракитов куст” повторяется трижды.)
— Прочитаем далее. Обратите внимание на приём градации (= нарастания).
-? Кто выходит победителем? (Микула.)
13) Прерванное движение возобновляется, и снова обнаруживается преимущество рабочей кобылы пахаря перед боевым конём Вольги. Прочитайте следующие две строфы.
Как понять слова Вольги во второй строфе?
(Он признаёт преимущество кобылы Микулы. )
14) Как мы убеждаемся в полной победе Микулы?
(Вольга спрашивает его имя.)
-? Как Микула называет себя?
(Он называет своё имя не прямо, а со ссылкой на людей: “мужичков”.)
-? Почему? Что значит это имя для “мужичков”?
(В их глазах имя Микулы значимо тогда, когда он совершает свой мирской труд крестьянина, являя чудесную богатырскую силу, на благо людей.)
— Таким образом, выделяется имя главного героя: оно оказывается в сильной позиции, завершая весь текст и перекликается с названием былины, подчёркивает приоритет Микулы Селяниновича как главного героя былины.
Получается, что обычный крестьянин Микула стоит выше князя Вольги.
15) Как вы думаете, благодаря каким своим качествам Микула заслужил такую любовь народа?
(1. Уважение к тяжёлому труду землепашца.
2. Истинный патриот родины, живущий её интересами.)
16) Зачем тогда введён образ Вольги?
(Через сопоставление с ним показать превосходство Микулы.)
— Микула – это эпический герой.
Эпический герой – герой былины, который действует в реальном историческом времени, обладает необыкновенной физической силой, воинской доблестью и мудростью.
6. Характеристика Микулы Селяниновича.
-? Основываясь на определении “эпического героя”, докажите, что Микула Селянинович является эпическим героем.
7. Итоги урока.
-? Какую характеристику вы могли бы дать русскому богатырю?
(Под запись: 1) человек недюжинной силы 2) идеал нравственности 3) истинный патриот родины, живущий её интересами.)
Домашнее задание: прочитать былину “Илья Муромец и Соловей-разбойник” или сделать иллюстрацию к былине “Вольга и Микула Селянинович”.
Скачать презентацию о героях земли русской. Русские былинные богатыри
Описание презентации для отдельных слайдов:
1 слайд
Описание слайда:
Презентация для старших дошкольников на тему: «Герои земли русской» Воспитатель: Песоцкая Л.Г. ГБОУ СШ № 555 «Белогорье» Санкт-Петербург Подробнее
2 слайда
Описание слайда:
Сильный, как вольный ветер, Могучий, как ураган. Он защищает землю от злых бусурманов! Он богат силой добра, Он защищает стольный град. Спасает нищих и детей, и стариков, и матерей!
3 слайда
Описание слайда:
Богатыри — герои русских былин, совершившие подвиги во имя Родины, человек огромной силы, мужества, упорства, наделенный незаурядным умом и сообразительностью. За именем каждого из былинных богатырей стоит конкретный человек, когда-то давно живший на Руси, и совершивший свои подвиги только в былинах, характеры их приукрашены народом. Сказочник ходил из села в село и рассказывал нараспев (как в песне) о богатырях-богатырях, об их подвигах. Он рассказал о том, как это было. О подвигах и победах богатырей, о том, как они побеждали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свое мужество, отвагу, смекалку, доброту. Так сложилась эпопея. В русском народе на протяжении многих веков из уст в уста, от деда к внуку передавались былины о могучих богатырях. В былинах отразилась жизнь русского народа, которая на Руси была очень тяжелой. Почти в каждой былине упоминается Киев, Русь, Русская земля, Родина, Россия — какие красивые и загадочные слова. Россия. Очень короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и осталось с нами навсегда.
4 слайда
Описание слайда:
Илья Муромец Илья Муромец — народнейший богатырь былин, могучий богатырь. Его родина – город Муром, село Карачарово. Крестьянский сын, больной Илья, «сидел на печи 30 лет и три года». Однажды к дому пришли странники, «пешеходные калики». Они исцелили Илью, наделив его богатырской силой. Отныне он герой, которому суждено служить городу Киеву и князю Владимиру. В былинах Илья Муромец стоял во главе дружины. Авторы былин подчеркивают в нем силу, мужество, надежность, справедливость, миролюбие. Это человек уверенной силы, опыта и житейской мудрости. Память об Илье, народная любовь к нему сохранились до наших дней. Ему поставлены памятники. Его именем названа военная техника и т. д.
5 слайдов
Описание слайда:
Добрыня Никитич Вдова Мамельфа Тимофеевна жила под Киевом. У нее был любимый сын, богатырь Добрынюшка. По всему Киеву слава была о Добрыне: был он статен и высок, и грамоте и грамоте обучен, и в бою смел, и на пиру был весел. Он и песню прибавит, и на гуслях сыграет, и умное слово скажет. А нрав у Добрыни спокойный, ласковый. Он никого не ругает, никого зря не обидит. Недаром его прозвали «тихим Добрынюшкой». Добрыня Никитич прославился тем, что победил в тяжелом бою Огненного Змея, освободив от полных множество людей, в том числе и племянницу князя Владимира Забаву Путятичну.
6 слайдов
Описание слайда:
Алеша Попович Алеша Попович — сын ростовского попа Леонтия, герой былин. Читать и писать Алеша не научился, за книги не садился, но научился с малых лет владеть копьем, стрелять из лука, укрощать богатырских коней. Сила у Алеши не великая богатырская, но взял он ее удалью и хитростью, лихой удалию, находчивостью и богатырским мужеством, вспыльчивостью и хвастовством. Алеша веселый, насмешливый и острый на язык. Он часто побеждает врагов не силой, а военной хитростью: притворяется глухим и заставляет врага подойти ближе, под каким-либо предлогом заставляет противника повернуться и т. д.
7 слайдов
Описание слайда:
Никита Кожемяка Богатырь Никита Кожемяка жил в городе Киеве в Кожевенной слободе. А прозвали его Кожемякой за то, что он месил и месил бычьи шкуры, чтобы из них можно было сшить одежду, обувь, военное снаряжение. Его сила была огромной. Когда печь начинает топить, дым стелется под тучами, выходит на Днепр мочить бычьи шкуры — проносит не один, а двенадцать раз. Никита совершил такой подвиг: освободил Русскую землю от Змея Горыныча.
8 слайдов
Описание слайда:
Микула Селянинович Микула Селянинович — любимый народный герой, богатырь-пахарь. Никто не может сравниться с ним ни по силе, ни по могуществу. Даже Святогор, самый сильный и старый из всех богатырей, не смог поднять мешок с земной тягой (силой), которую небрежно уронил Микула Селянинович. «Легче воевать, чем пахать, и пахарь сильнее воина», — учит былина о Волге и Микуле. Она возвышает земледельческий труд перед всяким трудом, и даже военным трудом: «накормить деревенских людей Русь»
9 слайдов
Описание слайда:
Физкультура «Русские богатыри» Дружно встали — раз, два, три- Мы теперь богатыри. Ладонь к глазам приложим, Ноги покрепче поставим. Повернувшись направо, Величественно осмотритесь вокруг. А слева тоже надо смотреть из-под ладоней. И справа и через левое плечо. Ноги расставим буквой Л, Именно в танце, руки на бедрах. Наклонился влево, вправо Получается здорово.
10 слайдов
Описание слайда:
Защитное оружие героя Железный колпак с острым концом, А впереди клюв навис над лицом (ШЛЕМ)
11 слайдов
Описание слайда:
12 слайдов
Описание слайда:
Для защиты сундука От ударов врага Ты это знаешь точно, Висит на левой руке богатыря, Тяжелый, блестящий, нарисованный. .. (ЩИТ)
Слайд 1
Богатыри земли русской Слава русской стороне! Слава русской старине! И я начну рассказывать об этом старом времени, Чтоб знали дети О делах родного края.Слайд 2
Богатыри – это герои русских былин, совершавшие подвиги во имя Родины, человек огромной силы, стойкости, отваги, наделенный незаурядным умом и изобретательностью. Виктор Васнецов «Богатыри на конях». 1896 г.Слайд 3
За именем каждого из былинных богатырей стоит конкретный человек, когда-то давно живший на Руси, и совершивший свои подвиги только в былинах, характеры их приукрашены народом. Сказочник ходил из села в село и рассказывал нараспев (как в песне) о богатырях-богатырях, об их подвигах. Он рассказал о том, как это было. О подвигах и победах богатырей, о том, как они побеждали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свое мужество, отвагу, смекалку, доброту. Константин Васильев «Русский витязь»Слайд 4
Сказочник так сказал: Я тебе о старом расскажу, Да о старом, об бывалом, Да о битвах, да о битвах, Да о подвигах богатырских!Слайд 5
Так сложилась эпопея. В русском народе на протяжении многих веков из уст в уста, от деда к внуку передавались былины о могучих богатырях. В былинах отразилась жизнь русского народа, которая на Руси была очень тяжелой. Почти в каждой былине упоминается Киев, Россия, Русская земля, Родина, Россия — какие красивые и загадочные слова. Россия. Очень короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и осталось с нами навсегда.Слайд 6
Андрей Рябушкин «Микула Селянинович», 1895 г.р. МИКУЛА СЕЛЬЯНИНОВИЧ Представитель земледельческой жизни, обладающий не количественной, как Святогор, а качественной силой, которую можно назвать выносливостью. О нем Былина говорит: Одной рукой он камень перевернет, А двумя руками быка повалит, Его зовут Микула Селянинович. Микула Селянинович помогал защищать свою землю от врагов, но сельскохозяйственного труда не бросал. Он сказал: «Кто тогда будет кормить Россию?» Встречается в 2 былинах: о Святогоре и о Волге Святославичах.Слайд 7
Георгий Юдин Микула Селянинович и Святогор. Константин Васильев «Встреча Волги и Микулы Селяниновичей»Слайд 8
Андрей Рябушкин «Волга Всеславиевич или Волх Всеславич», 1895 г. Основные былины о Волге повествуют о его чудесном рождении от змея, походе в Индию и противостоянии с Микулой Селяниновичем. Волга Святославович, оборотень и охотник, один из древнейших богатырей. ВОЛГА ВСЕСЛАВЬЕВИЧСлайд 9
Слайд 10
Самые известные былинные богатыри: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич. В. М. Васнецов «Богатыри».Слайд 11
— представитель всех русских богатырей и в глазах народа является представителем крестьянского сословия. Илью отличает огромная сила, которой нет у других младших героев, но сила эта не количественная, а качественная, а физической силе сопутствует моральная: спокойствие, сила духа, простота, отеческая заботливость, сдержанность, самодовольство, скромность, независимость характера. . ИЛЬЯ МУРОМЕЦ Н. Каразин Иллюстрация к былине «Илья Муромец» Илья просит благословения у родителей на службу князю Владимиру.Слайд 12
Слайд 13
Андрей Рябушкин «Алеша Попович», 1895 г. Алеша Попович тесно связан с Ильей Муромцем и с Добрыней Никитычем: он находится с ними в постоянном родстве. Кроме того, между Алешей и Добрыней есть поразительное сходство не в характерах, а в приключениях и некоторых других обстоятельствах их жизни; А именно, былины о Добрыне и Алеше змеиных боях почти полностью похожи друг на друга. АЛЕША ПОПОВИЧГерои земли русской
Герои земли русской
Слава российской стороне! Слава русской старине! И я начну рассказывать об этом старом времени, Чтоб знали дети О делах родного края.
Составитель: Васильева Л.В. ГБОУ Торжок (сельский) СКШИ для детей-сирот с ограниченными возможностями
богатыря — богатыри русских былин, совершившие подвиги во имя Родины, человек огромной силы, стойкости духа, отваги, наделенный незаурядным умом и смекалкой.
За именем каждого из былинных богатырей стоит конкретный человек, когда-то давно живший на Руси, и совершавший свои подвиги только в былинах, характеры их прикрашиваются народом.
Сказочник ходил из села в село и рассказывал нараспев (как в песне) о богатырях-богатырях, об их подвигах. Он рассказал о том, как это было. О подвигах и победах богатырей, о том, как они побеждали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свое мужество, отвагу, смекалку, доброту.
Георгий Юдин
Микула Селянинович и Святогор.
Константин Васильев
«Встреча Волги и Микулы Селяниновичей»
Так сказал рассказчик:
Я тебе о старом расскажу, Да о старом, о бывалом, Да о боях, да о боях, Да о подвигах!
Так сочинялась эпопея. В русском народе на протяжении многих веков из уст в уста, от деда к внуку передавались былины о могучих богатырях.
В былинах отражена жизнь русского народа, которая на Руси была очень тяжелой. Почти в каждой былине упоминается Киев, Русь, Русская земля, Родина, Россия — какие красивые и загадочные слова.
Россия. Очень короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и осталось с нами навсегда.
Константин Васильев «Волга Святославович»
Самые известные былинные герои:
Илья Муромец, Алеша Попович,
Никитич.
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
Представитель всех русских богатырей и в глазах народа представитель крестьянского сословия.
Илью отличает огромная сила, которой нет у других младших героев, но сила эта не количественная, а качественная, а физической силе сопутствует моральная: спокойствие, сила духа, простота, отеческая заботливость, сдержанность, самодовольство, скромность, самостоятельность персонаж.
Памятник Илье Муромцу в Муроме.
АЛЕША ПОПОВИЧ
Алеша Попович тесно связан с Ильей Муромцем и с Добрыней Никитычем: он находится с ними в постоянном родстве. Кроме того, между Алешей и Добрыней есть поразительное сходство не в характерах, а в приключениях и некоторых других обстоятельствах их жизни; А именно, былины о змееборстве Добрыне и Алеше почти полностью похожи друг на друга.
Андрей Рябушкин
«Алеша Попович», 1895
НИКИТИЧ
Он отличный лучник и боец, в речах интеллигентен, в жизни тих и спокоен.
Добрыня Никитич многие давно сравнивали с летописным Добрыней, дядей Владимира, и считали его представителем высшего русского общества, типом князя-воина.
Виктор Васнецов
«Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змием Горынычем» 1913-1918
Пословицы о мужестве и отваге русских богатырей
Мужество власти воеводы.
Кто посмел, тот сел на коня.
Русский не шутит ни с мечом, ни с булкой.
В России не все караси, есть ерши.
Смелый горох пригубит, а робкий и щей не увидит.
Завещание героев нам, их потомкам:
— Защити свою родину, позаботься о ней.
Защити слабых, бедных, стариков и детей.
Будь сильным, смелым, смелым, смелым.
Люби свой родной край, свой народ, свою страну и родину.
Виктор Васнецов «Богатырь» 1878.
И сильный
Могучие герои
В славной России!
Не прыгать на врагов
На нашей земле!
Не топчи их коней
Русская земля!
Не заслоняй их
Наше солнце красное!
Век стоит Россия —
Не шатается!
И будет стоять века
не сдвинется с места!
Русский писатель Алексей Толстой писал о героях:
«О Витязь! По твоим делам
Великие люди гордятся.
Ваше громкое имя
На века все пройдет. »
И нельзя забывать традиции древности. Слава русской старине! Слава российской стороне!
Зорина Татьяна
Презентация «Герои земли русской»
На утреннем кружке перед праздником 23 февраля мальчики поспорили, кто из них больше похож на богатырь и вообще кто такой богатырь … Предложила детям ознакомиться с картиной Виктора Михайловича Васнецова « богатырей » ;
Нашла в интернете и прочитала детям отрывки о былинных богатырях : «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» , «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» , «Алеша Попович и Тугарин Змей» … Посмотрел мультиков : «Сказка о мертвой принцессе и семи богатырях » , «Сказка о царе Салтане и о славном сыне его царе Гвидоне» … Подготовлено презентация .
Надеюсь, наш опыт кому-нибудь пригодится.
« Богатыри земли русской »
Задачи :
Воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину
Формировать представления детей о героическом прошлом русских людей Древней Руси , великие русские богатыри — защитники земли русской ;
Исправить названия элементов костюма русский богатырь (кольчуга, шлем, сапоги, бармица, названия оружия русский воин ;
Воспитывать интерес к истории России; воспитывать гордость за богатырскую силу России , уважение к русским воинам , стремление подражать им;
Научиться связно и последовательно отвечать на поставленные вопросы, описывать внешний вид героев , использовать в речи синонимы;
Приобщать детей к словесному искусству через развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Продолжать формировать у детей начальные представления о здоровом образе жизни;
Словарный труд : Русь, русичи, славяне, богатыри , былины; доспехи — одежда богатыри (кольчуга, щит, шлем, бармица) ; оружие герои (копье, меч, лук и стрелы, булава) ; аванпост.
Связанные публикации:
«Герои земли русской». Музыкальное развлечение в средней группе Герои земли русской. Цель: Воспитание нравственно-патриотических чувств, к Родине, к культурному наследию предков. Задачи: * Консолидация.
Конспект занятия «Герои земли русской» Тема «Герои земли русской» (путешествие в страну знаний) Цели: сформировать представление о героическом прошлом Древнерусского народа.
Ежегодно в нашем детском саду проходят выставки, посвященные Дню защитника Отечества. На этот раз я решил подойти к ней необычным образом.
«Богатыри земли русской» (театрально-театральное представление по мотивам былин) Цель: Познакомить детей с русским былином.