«ПЕСНЬ О РОЛАНДЕ» – ВЕРШИНА ФРАНЦУЗСКОГО ЭПОСА. | План-конспект урока по литературе (7 класс):
«ПЕСНЬ О РОЛАНДЕ» – ВЕРШИНА ФРАНЦУЗСКОГО ЭПОСА.
I. Изучение нового материала.
1. Слово учителя.
– «Песнь о Роланде» – одно из первых произведений на французском языке, записанное в Англии в XII веке и широко известное по всей Европе. Н. Томашевский заметил: «Из всех национальных эпосов феодального средневековья наиболее цветущим и разнообразным является эпос французский. Он дошел до нас в виде поэм, именуемых «жестами». «Песнь о Роланде» – самая знаменитая из поэм французского средневековья». Нас этот памятник письменности влечет тем, что с его помощью мы сможем рассмотреть главные свойства средневекового мышления и сознания; сможем увидеть условия появления новой культуры и литературы в частности.
2. Работа в тетради («Особенности эпохи формирования литературы средневековья. Эпос и его жанровые особенности»).
– Если бы мы перенеслись в XII век, мы смогли бы убедиться, что средневековая литература существовала в разных формах: 1) на латыни, хранительнице античности, велось богослужение, создавались новые произведения; 2) на фольклорной основе создавались национальные литературы западноевропейских народов, литература средневековья представляет доавторскую стадию литературного развития, и главным жанром был народно-героический эпос; 3) наряду с эпосом формируется жанровая система средневековой литературы, ее основу составляли религиозные поучения, описания жития святых, исторические хроники, философские и религиозные трактаты, описания животных, растений, минералов (прообраз научной литературы).
И если историки делят средневековье на три периода, то к каждому из них можно отнести следующие литературные памятники.
Таблица представлена на доске.
Раннее средневековье | Расцвет средневековья | Позднее средневековье |
Эпос (устная форма) Ирландские саги | Литература (устная и письменная формы) «Песнь о Нибелунгах», «Песнь о Роланде» | Лирика, рыцарские романы (письменная форма) «Тристан и Изольда» |
Учащиеся записывают данные таблицы в тетрадь.
– Как можно объяснить тот факт, что «Песнь о Роланде» доходит до нас в рукописях XII века, а мы относим это произведение к раннему средневековью?
Чтение статьи В. И. Коровина «Песнь о Роланде» и предисловия Н. Томашевского «Песнь о Роланде» в учебнике (с. 46–48) с последующим обсуждением.
Выполнения задания 1 из раздела «Размышляем о прочитанном» (с. 59).
Словарная работа.
– Что означает термин «эпос»?
Эпос – с древнегреческого «слово», «повествование»: 1) род литературы, выделяемый наряду с лирикой и драмой, повествование, в котором обязательно есть повествователь; 2) жанр (в более узком и специфическом смысле), героический эпос.
Народно-героический эпос возник на основе мифологических традиций и богатырской сказки.
Особенности эпоса: славное историческое прошлое какого-либо народа; реальное историческое событие, изображенное так, чтобы возвеличить события, время, героев; обычно борьба племен или народов; герой – воин, в котором воплощены лучшие черты народного характера; стиль величавый, торжественный, соответствующий величию народного характера.
– Почему в средневековье становится популярен этот жанр? (Соответствие времени, фону, стилю.)
3. Рассказ учителя о возникновении «Песни о Роланде».
– «Песнь о Роланде» – ярчайший памятник эпохи Каролингов, сформировавшийся в рыцарской среде, отражающий идею построения всемирной христианской империи и военного мессианства. Складывалась на протяжении IX–XII веков. Время возникновения поэмы, ее происхождение, возможное авторство – вопросы, которые до сих пор вызывают разногласия. Возможно, что до письменного варианта «Песнь о Роланде» существовала в устной форме. Жонглер-исполнитель не нуждался в рукописях, в IX–X веках сказание о Роланде охотно слушали и распевали! Небольшое по объему сказание не могло удовлетворить слушателей, поэтому возникали новые поэмы, содержащие ряд подробностей и дополнений. По свидетельству английского летописца Вильгельма Мальмсберийского, во времена нормандского вторжения 1066 года в Англию рыцари Вильгельма Завоевателя пели «кантилены Роланда», чтобы пример этого мужа воодушевил воинов.
Автор «Песни» неизвестен. Возможно, что это некий Турольд, нормандец по происхождению, живший в Англии во второй половине XII века, но о нем ничего не известно, авторство не доказано. «Песнь о Роланде» – один из множества существовавших вариантов поэмы. Наибольшую популярность этот эпос приобрел в эпоху крестовых походов. Но в XV веке с наступлением Возрождения «Песнь о Роланде» постепенно забыли. И лишь в начале XIX века, в эпоху романтизма, о ней вспомнили вновь. Франциск Мишель, нашедший рукопись, опубликовал ее, «Песнь» снова оказалась близкой народу, ее создавшему. С тех пор «Песнь о Роланде» стала настоящим национальным эпосом Франции.
4. Выразительное чтение поэмы.
5. Сопоставление исторической реальности и поэтического воплощения.
– «Песнь о Роланде» – образец героического эпоса, а задача эпоса – показать величие эпохи, событий, героев. Как же создается это величие? Чтобы это понять, мы должны четко увидеть историческую основу песни и поэтическое ее воплощение.
Историческая реальность | Поэтическое воплощение |
Какому событию посвящена «Песнь»? Описан поход Карла Великого 778 года в Испанию, вмешательство в междоусобную борьбу в Кордовском эмирате | Как говорится об этом событии 7 лет войны в Испании |
Кто был главным противником франков? Арьергард Карла был разбит в Ронсевальском ущелье басками-христианами | Как называет поэма врагов франков? Сарацины, нехристи, мавры. .. |
Кто в центре повествования? Карл Великий, родился в 742 году, король с 768 года, в 800–814 годах – император. В 778 году ему было 36 лет, всего прожил 72 года. Это значительный возраст для средних веков (средняя продолжительность жизни – 35–40 лет) | Каким предстает Карл в поэме? Седовлас, Марсилий думает, что ему 200 лет. Почему так думают о Карле? Карл – зрелый человек, мудрый правитель, он успешен, популярен, любим: «Наш Карл!» |
Каковы итоги похода в Испанию? Осада Сарагосы не увенчалась успехом, известие об очередном восстании саксов заставило Карла покинуть Испанию. Удалось захватить небольшую приграничную территорию, была образована Испанская марка | Как в поэме показывается поражение франков? Карл разгромил сарацинов, крестил мавров и вернулся в Ахен |
Как зовут главного героя битвы? Эйнхард среди знаменитых рыцарей Карла упоминает Хруодланда, префекта Бретонской марки, который был убит, «как и многие другие». Подробных сведений нет, идут споры о реальности этой личности | Почему герою поэмы не оставлено историческое имя? Возможно, Роланд – образ собирательный |
Исход событий. Военное поражение в Испании | Исход событий. Победа франков моральная, в ней торжество христианских идей и справедливости |
– Почему в «Песне о Роланде» происходит такая трансформация (изменение) исторической реальности?
6. Анализ особенностей сознания средневекового человека.
Рассказ учителя истории.
– Автора «Песни» сложно упрекнуть в незнании. Анналы Карла Великого оставили свидетельство об этих событиях. То, о чем пишет автор, для него цельно и логично. Мы видим в этой трансформации реальности проявление особенностей сознания средневекового человека.
Мы можем выделить следующие черты сознания средневекового человека:
коллективное мифологическое сознание;
полярность представлений о мире: добро – зло, свой – чужой, Бог – дьявол;
религиозность, следование традициям, соблюдение канонов, почитание авторитетов;
символизм сознания: каждый жест, слово, вещь наделяются особым значением, смыслом;
дуализм, сочетание элементов языческого и христианского сознания.
Рассказ учителя литературы. Беседа.
– Литературное произведение живет по своим законам и следует своим целям. С какой целью создавались эпические произведения средневековья? (Нарисовать идеал народного героя.)
– Для создания системы образов в «Песне о Роланде» используется принцип парности:
Царь Марсилий – король Карл;
Бланкандрин – Ганелон;
Балигант – Роланд;
Аэрольт – Оливье;
Халиф – Турпен;
Альда – Брамимонда.
– Как характеризуются мавры и франки? Почему так резко отличаются характеристики этих героев? (Высказывания учащихся.)
– Какие герои выражают не только христианскую, но и национальную идею? (Король, Роланд.)
– На что указывает парная система образов? (Высказывания учащихся.)
– Можем ли мы говорить о преобладании языческого или христианского в сознании средневекового человека? (Сосуществуют черты и христианского, и языческого сознания.)
Инсценировка фрагмента «Песни о Роланде».
– Как в этом фрагменте проявляются черты эпического произведения? (Эпический фон, эпические герои, эпический стиль. )
7. Работа над композицией произведения.
– На какие части можно поделить «Песнь о Роланде»? Сколько их будет? (Можно выделить три части. 1. Переговоры с маврами. 2. Битвы. 3. Возмездие.)
– Композиция строится по принципу симметрии.
Описание двух посольств. Мавры (Бланкандрин) – христиане (Ганелон) |
Описание двух сражений. Победное – гибельное |
Описание возмездия. Мусульманам – Ганелону |
II. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Какие условия повлияли на формирование сознания средневекового человека?
– Как в народном эпосе создается образ величия?
– В чем ценность изучения исторической литературы для современного человека?
Вывод. Изучение исторической литературы удовлетворяет не только познавательный интерес современного человека, но обогащает нас традициями наших предшественников, к нашему представлению о мире добавляется иное представление, мы становимся богаче в своем восприятии самих себя, начинаем понимать, кто мы и откуда.
Домашнее задание:
Индивидуальное задание: пересказ-диалог (2 учащихся) статьи В. П. Аникина «Мудрость народов», с. 62–63.
Конспект урока по литературе «Песнь о Роланде» (фрагменты). Французский средневековый героический эпос. 7 класс
Сачьян Наталья Сергеевна
Литература 7 класс
21.09.2018 № 6
Тема: «Песнь о Роланде (фрагменты). Французский средневековый героический эпос.
Цель
Образовательная: дать представление о средневековом французском военном эпосе; раскрыть особенности, образы героев (систему образов), композицию, художественное мастерство автора; помочь учащимся понять основы историко-литературного анализа, описать исторические события, о которых сочинена песнь, почувствовать и осознать героику эпохи и ее отражение в героическом эпосе франков «Песнь о Роланде», великие идеи средневекового эпоса.
Развивающая: развивать ассоциативное мышление, навыки внимательного чтения;
Воспитательная: воспитывать смелость, преданность.
Задача урока: дать представление о средневековом французском военном эпосе; раскрыть особенности, образы героев (систему образов), композицию, художественное мастерство автора.
Планируемые результаты освоения урока
Предметные: Осуществляют выразительное чтение, устное словесное рисование.
Метапредметные
Познавательные: осуществляют поиск примеров, иллюстрирующих признаки героического эпоса.
Регулятивные: принимают учебную задачу. Осуществляют решение учебной задачи под руководством учителя.
Коммуникативные: сотрудничают с учителем и сверстниками.
Личностные: Развивают моральное сознание и компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: учебник
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
На доске — изображение средневекового рыцаря в доспехах. Беседа
• Какие части доспехов рыцаря вам известны? (Шлем, забрало, меч, щит… )
• Почему рыцарь должен был выглядеть именно так? (Чтобы защитить себя во время военных действий)
• Удобно было рыцарю в таких доспехах? (Они были очень тяжелыми, следовательно, рыцарь должен быть сильным и выносливым.)
• От чего, кроме качеств самого рыцаря, зависел его успех в военных действиях? (От надежной оружия, сильного, послушного коня)
«Мозговой штурм»
— Какие качества характера должны определять настоящего рыцаря?
(Смелость, отвага, доблесть, преданность своему сюзерену, Прекрасной Даме, способность на самопожертвование…)
Названия рис можно записать вокруг изображения рыцаря.
3. Определение темы и постановка цели урока
Сегодня на уроке речь пойдет о настоящих рыцарей, достойных уважения воинов.
4. Изучение материала
Представление о рыцарскую доблесть и этикет получили свое отражение в героическом эпосе Средневековья, расцвет которого приходится на XII-XIII вв. Больше всего эпических поэм было создано во Франции. Долгое время они существовали в устной форме. Эти поэмы назывались жестами (от франц. «сhаn-sons dе geste», что значит «песни о деяниях» или «песни о подвигах») и исполнялись бродячими музыкантами-жонглерами под аккомпанемент музыкальных инструментов наподобие маленьких арф или скрипок. их можно было услышать на ярмарках возле городских стен, в монастырях, в замках и даже в королевских покоях.
«Песня о Роланде» — самая древняя и самая знаменитая достопримечательность французского эпоса.
Она стала известной в 1837 году, после опубликования рукописи Оксфордского, что датировался 1770 годом. Время возникновения поэмы точно не установлен (предположительно XI в.), автор произведения неизвестен.
Ученик-историк. В основу «Песни о Роланде» положены реальные исторические события. Речь идет о далекие события 778 года, когда Карл Великий вмешался в распри мусульманской Испании. Завоевав несколько городов, Карл осадил Сарагосу, однако через несколько недель вынужден был снять осаду и вернуться за Пиренеи в результате осложнений в собственной империи.
Баски при поддержке мавров напали в Ронсевальском ущелье на арьергард Карла и перебили франков, отступали. Среди других, по свидетельству Егінхара — историографа Карла Великого, в этом бою погиб «Хруотланд, маркграф Бретани», племянник короля.
Нападавшие убежали. Наказать их не удалось.
Ученик-литературовед. Этот исторический факт обрастал рассказам участников-очевидцев, которые потом стали материалом для создания эпических песен. Потом эти песни были объединены и обработаны одним талантливым автором. Возможно, это был образованный монах по имени Турольд: последние строки поэмы — «Потому что песни уже Турольдовій конец».
«Песня о Роланде» — это художественное произведение, поэтому исторические события, изображенные в нем, переосмыслены в связи с замыслом автора. Например, эпизодический подход Карла в Испанию превращается в семилетнюю войну с «неверными» (мусульманами), в которой Карл завоевывает почти всю Испанию, кроме Сарагосы. В Сарагосе правит противник Карла — вымышленный царь Марсілій. Убивают реального Роланда баски-христиане, а не мавры.
Такие изменения объясняются особенностью тематики средневекового героического эпоса: изображение борьбы против иностранцев и иноверцев за родину и христианскую веру.
Работа в тетради («Особенности эпохи формирования литературы средневековья. Эпос и его жанровые особенности»).
– Если бы мы перенеслись в XII век, мы смогли бы убедиться, что средневековая литература существовала в разных формах: 1) на латыни, хранительнице античности, велось богослужение, создавались новые произведения; 2) на фольклорной основе создавались национальные литературы западноевропейских народов, литература средневековья представляет доавторскую стадию литературного развития, и главным жанром был народно-героический эпос; 3) наряду с эпосом формируется жанровая система средневековой литературы, ее основу составляли религиозные поучения, описания жития святых, исторические хроники, философские и религиозные трактаты, описания животных, растений, минералов (прообраз научной литературы).
И если историки делят средневековье на три периода, то к каждому из них можно отнести следующие литературные памятники.
Таблица представлена на доске.
Эпос
(устная форма)
ß
Ирландские саги
Литература
(устная и письменная формы)
ß
«Песнь о Нибелунгах»,
«Песнь о Роланде»
Лирика,
рыцарские романы
(письменная форма)
ß
«Тристан и Изольда»
Учащиеся записывают данные таблицы в тетрадь.
– Как можно объяснить тот факт, что «Песнь о Роланде» доходит до нас в рукописях XII века, а мы относим это произведение к раннему средневековью?
Чтение статьи В. И. Коровина «Песнь о Роланде» и предисловия Н. Томашевского «Песнь о Роланде» в учебнике (с. 46–48) с последующим обсуждением.
Выполнения задания 1 из раздела «Размышляем о прочитанном» (с. 59).
Словарная работа.
– Что означает термин «эпос»?
Эпос – с древнегреческого «слово», «повествование»: 1) род литературы, выделяемый наряду с лирикой и драмой, повествование, в котором обязательно есть повествователь; 2) жанр (в более узком и специфическом смысле), героический эпос.
Народно-героический эпос возник на основе мифологических традиций и богатырской сказки.
Особенности эпоса: славное историческое прошлое какого-либо народа; реальное историческое событие, изображенное так, чтобы возвеличитьсобытия, время, героев; обычно борьба племен или народов; герой – воин, в котором воплощены лучшие черты народного характера; стиль величавый, торжественный, соответствующий величию народного характера.
– Почему в средневековье становится популярен этот жанр? (Соответствие времени, фону, стилю.)
Чтение «Песни о роланде»
Комментарий учителя
Поэма написана десятискладовим стихом и распределяется на строфы раВНОго размера, которые называются тирадами. Тирады пронумерованы.
— Какой совет дает царю Марсілію его подвергнут Бланкандрін? (Пообещать Карлу, что он со своим войском сам пойдет за ним во Францию, чтобы принять христианство; послать ему подарков; дать заложников — детей знатных семейств. )
Ваша мысль.
• Как вы относитесь к такому предложению героя?
• Чем можно объяснить такую идею?
• Почему Карл не отпускает ни Роланда, ни Оливера до Сарагосы? (Король понимает, что прием будет не из лучших, и не хочет рисковать жизнью молодых воинов.)
• Почему Ганелон не допускает участия в посольстве Роланда вместо себя? (Хоть Ганелонові очень не хочется ехать к Марсілія, однако он как рыцарь не может отказаться от выбора короля, что, впрочем, не мешает ему угрожать пасынку.)
• Как Ганелон решил отомстить Роланду? (Ганелон подсказывает Марсілію, как нужно поступить с противником, и направляет военные действия сарацин именно против Роланда и его отряда.)
Какому событию посвящена «Песнь»?
Описан поход Карла Великого 778 года в Испанию, вмешательство в междоусобную борьбу в Кордовском эмирате
Как говорится об
этом событии
в поэме?
7 лет войны в Испании
Кто был главным противником франков?
Арьергард Карла был разбит в Ронсевальском ущелье басками-христианами
Как называет поэма врагов франков?
Сарацины, нехристи, мавры. ..
Кто в центре повествования?
Карл Великий, родился в 742 году, король с 768 года, в 800–814 годах – император.
В 778 году ему было 36 лет, всего прожил 72 года. Это значительный возраст для средних веков (средняя продолжительность жизни – 35–40 лет)
Каким предстает Карл в поэме?
Седовлас, Марсилий думает, что ему 200 лет.
Почему так думают о Карле?
Карл – зрелый человек, мудрый правитель, он успешен, популярен, любим:
«Наш Карл!»
Каковы итоги похода в Испанию?
Осада Сарагосы не увенчалась успехом, известие об очередном восстании саксов заставило Карла покинуть Испанию. Удалось захватить небольшую приграничную территорию, была образована Испанская марка
Как в поэме показывается поражение франков?
Карл разгромил сарацинов, крестил мавров и вернулся в Ахен
Как зовут главного героя битвы?
Эйнхард среди знаменитых рыцарей Карла упоминает Хруодланда, префекта Бретонской марки, который был убит, «как и многие другие». Подробных сведений нет, идут споры о реальности этой личности
Почему герою поэмы не оставлено историческое имя?
Возможно, Роланд – образ собирательный
Исход событий.
Военное поражение в Испании
Исход событий.
Победа франков моральная, в ней торжество христианских идей и справедливости
– Почему в «Песне о Роланде» происходит такая трансформация (изменение) исторической реальности?
– Автора «Песни» сложно упрекнуть в незнании. Анналы Карла Великого оставили свидетельство об этих событиях. То, о чем пишет автор, для него цельно и логично. Мы видим в этой трансформации реальности проявление особенностей сознания средневекового человека.
Мы можем выделить следующие черты сознания средневекового человека:
· коллективное мифологическое сознание;
· полярность представлений о мире: добро – зло, свой – чужой, Бог – дьявол;
· религиозность, следование традициям, соблюдение канонов, почитание авторитетов;
· символизм сознания: каждый жест, слово, вещь наделяются особым значением, смыслом;
· дуализм, сочетание элементов языческого и христианского сознания.
Рассказ учителя литературы. Беседа.
– Литературное произведение живет по своим законам и следует своим целям. С какой целью создавались эпические произведения средневековья?(Нарисовать идеал народного героя.)
5. Рефлексия
1)Какую цель
ставили в начале урока? Достигли ли цели?
2)Какая тема урока?
3)Что нового вы узнали?
4)Какие затруднения испытали?
5)Расскажите по схеме:
Я знаю, запомнил, смог.
6)Чему научились на уроке?
6. Домашнее задание
подобрать по 2–3 пословицы на различные темы, объяснить их смысл.
Песня о Роланде: Краткое изложение книги
Армия Карла Великого сражается с мусульманами в Испании. Последним уцелевшим городом является Сарагоса, принадлежащая мусульманскому королю Марсилле. Напуганный мощью армии франков Карла Великого, Марсилла отправляет гонцов к Карлу Великому, обещая сокровища и обращение Марсиллы в христианство, если франки вернутся во Францию. Карл Великий и его люди устали сражаться и решают принять это мирное предложение. Теперь им нужно выбрать посыльного, чтобы вернуться ко двору Марсиллы. Смелый воин Роланд выдвигает своего отчима Ганелона. Ганелон в ярости; он опасается, что погибнет в руках кровожадных язычников, и подозревает, что это всего лишь намерения Роланда. Он давно ненавидит и завидует своему пасынку и, вернувшись обратно в Сарагосу с сарацинскими посланцами, находит возможность отомстить. Он рассказывает сарацинам, как они могут устроить засаду арьергарду армии Карла Великого, которую, несомненно, возглавит Роланд, когда франки проберутся обратно в Испанию через горные перевалы, и помогает сарацинам спланировать атаку.
Как и предсказывал предатель Ганелон, Роланд отважно вызвался возглавить арьергард. Мудрый и умеренный Оливье и свирепый архиепископ Терпин входят в число людей, которых Роланд выбирает себе на помощь. Согласно плану, язычники устраивают им засаду в Ронсевале; христиане поражены их огромным количеством. Видя, насколько сильно они превосходят численностью, Оливье просит Роланда подуть в его олифант, его рог, сделанный из бивня слона, чтобы позвать на помощь основные силы франкской армии. Роланд с гордостью отказывается это сделать, утверждая, что им не нужна помощь, что арьергард может легко сразиться с полчищами язычников. В то время как франки великолепно сражаются, они никак не могут продолжать сдерживать сарацин, и битва начинает явно поворачиваться против них. Почти все его люди мертвы, и Роланд знает, что Карлу Великому и его войскам уже слишком поздно их спасать, но он все равно дует на свой олифант, чтобы император мог увидеть, что случилось с его людьми, и отомстить за них. Роланд дует так сильно, что у него лопаются виски. Он умирает славной мученической смертью, и святые уносят его душу прямо в рай.
Когда Карл Великий и его люди достигают поля битвы, они находят только мертвые тела. Язычники бежали, но франки преследуют их, загоняя в реку Эбро, где все они тонут. Тем временем могущественный эмир Вавилона Балигант прибыл в Испанию, чтобы помочь своему вассалу Марсилле отразить франкскую угрозу. Балигант и его огромная мусульманская армия едут за Карлом Великим и его христианской армией, встречая их на поле битвы при Ронсевале, где христиане хоронят и оплакивают своих мертвых. Обе стороны храбро сражаются. Но когда Карл Великий убивает Балиганта, вся языческая армия разбегается и бежит. Теперь у Сарагосы не осталось защитников; Франки захватывают город. Вместе с Брамимондой, женой Марсиллы, Карл Великий и его люди едут обратно в Экс, свою столицу в милой Франции.
Некоторое время назад франки обнаружили предательство Ганелона и держат его в цепях, пока не наступит время суда над ним. Ганелон утверждает, что его действия были законной местью, открыто провозглашенной, а не изменой. В то время как совет баронов, который Карл Великий собрал, чтобы решить судьбу предателя, первоначально склонялся к этому утверждению, один человек, Тьерри, утверждает, что, поскольку Роланд служил Карлу Великому, когда Ганелон отомстил ему, действия Ганелона представляют собой предательство императора. . Друг Ганелона Пинабель вызывает Тьерри на суд боем; двое будут драться на дуэли, чтобы увидеть, кто прав. Благодаря божественному вмешательству Тьерри, более слабый человек, побеждает, убивая Пинабель. Франки убеждаются в подлости Ганелона и приговаривают его к мучительной смерти. Предатель разрывается на куски скачущими лошадьми, а тридцать его родственников повешены на всякий случай.
Песня Роланда Введение | Shmoop
Песня о Роланде Введение
Франция против Испании в смертельной схватке: Песня о Роланде похожа на чемпионат мира… но с мечами.
Первая строфа бросает нас прямо в середину. Карл Великий и его франкская армия (хорошие парни) уже завоевали большую часть Испании и теперь обсуждают, захватить ли еще один город, Сарагосу, которой правит король Марсиле (большой злодей из плохих парней), или просто бросить его и вернуться в Франция для круассанов с беконом и яйцом. Когда предатель Фрэнк назвал Ганелона союзником Марсила, чтобы убить Роланда и его арьергард, это на .
Как и многие средневековые бестселлеры, Песня о Роланде была написана Anonymous. Вы знаете этого чувака — он / она / они также ответственны за Beowulf , Nibelungenlied, и Sir Gawain and the Green Knight. Не помогает и то, что это стихотворение сохранилось в девяти разных рукописях, каждая со своим набором разочаровывающих вариаций.
Мы получаем дразнящий авторский намек в последней строке оксфордского манускрипта, самого старого (1140–1170 гг. н. э.) и самого длинного из роландовских манускриптов, который обычно переводится так: «Ci falt la geste que Turoldus Dect» или по-английски: «Здесь заканчивается история, которую рассказывает Турольдус» (291.4002).
Бинго? Не совсем. Проблема в том, что «упадок» — одно из тех скользких, похожих на рыбу слов, которые имеют множество возможных значений. Этот перевод идет со словом «рассказывает», но также может означать «расшифровывает» или «сочиняет». Так был ли Турольдус поэтом, который все изобрел? Писец, копирующий более раннюю, утерянную рукопись? Или какая-то поклонница записывает текст своей любимой песни? Никто не знает.
Так что же мы знаем об этой длинной кровавой поэме о добре и зле? (1) Песня Роланда возникла в средневековой устной традиции запоминания и исполнения песен; и (2) он основан на ядре реальной истории.
В старые средневековые времена, когда все было написано на латыни, чуваки, называемые жонглерами , были одними из немногих артистов, сочинявших и исполнявших песни на местном языке (то есть на разговорных языках, таких как ранние формы немецкого, французского и итальянского языков). ). Одни оставались круглогодично при царских дворах, другие путешествовали с места на место с нанизанными на спину арфами, но все они старались порадовать своих высокопоставленных слушателей сочной, душераздирающей, эпической поэзией. Мы говорим о расколотых костях, разбитых лицах и храбрых христианских рыцарях, торжествующих над злыми силами ислама.
Это среда, в которой выросла наша Песня о Роланде , от реальной истории, которая произошла в 778 году, до написанной в 12 веке поэмы, которую вы сейчас читаете. Трудно точно сказать, какая часть существующей поэмы была написана совместно поколениями жонглеров , а какая часть была добавлена более поздними писцами.
Но, по крайней мере, все начинали с одной и той же базовой истории. Король Карл или Карл Великий был настоящим чуваком из реальной жизни, который завоевал большую часть Европы и правил ею еще в 8-м и 9-м годах.н.э., включая современную Францию. Мы также знаем, что Роланд и архиепископ Турпин оба были франкскими дворянами, а арьергард действительно был уничтожен в 778 г., но баскскими повстанцами, а не испанскими язычниками.
Чтобы сделать историю Каролингов еще более захватывающей, были добавлены действительно хорошие вещи — олифант, ангелы и несокрушимый меч Роланда по имени Дюрандаль. К тому времени, когда была написана оксфордская рукопись, Роланд переродился в легендарного героя эпической традиции.
… и когда мы говорим эпический, мы имеем в виду эпический.
О чем «Песня о Роланде» и почему меня это должно волновать?
Это стихотворение. Это долго. Это из средневековья. Это три удара по Песне о Роланде еще до того, как вы прочтете первую строфу. Если вы любите старинную французскую поэзию или историю Каролингов, этот ребенок будет просто интересен. Остальным из нас может понадобиться небольшое руководство, чтобы указать на хорошие моменты.
Загадайте нам это: как Песня о Роланде нравится Унесённые ветром ? Оба рассказывают о красивых южных красавицах, переживших Гражданскую войну в США? Близко, но не сигара: они оба суперизвестные произведения исторической фантастики. В Song of Roland, , одном из первых произведений исторической фантастики в западной традиции, многие персонажи (а также основная сюжетная линия) взяты из истории Каролингов.
Но, как и бессмертная история любви Ретта и Скарлетт, трагическая история о смерти Роланда, предательстве Ганелона и кровавой мести Карла Великого — это скорее легенда, чем история. Поэт XII века, ответственный за оксфордскую версию поэмы, начал с нескольких фактов из VIII века, но расширил их, добавив то, что, как он знал, понравится его современной аудитории.
Итак, как и многие исторические произведения, Песня о Роланде рассказывает нам больше о XII веке и о его истории, чем о прошлом Каролингов. В столетие, когда крестовые походы были в самом разгаре, а Франция начинала определять себя как нацию, это означало, что любая популярная поэма будет касаться религии и войны, добра и зла и множества государственных дел. Song of Roland доставляет удовольствие.
И точно так же, как «Унесенные ветром» заставили каждую американку носить юбку с кринолином, Песня о Роланде отвечает за романтизацию раннего Средневековья. Это был первый раз, когда Средневековье считалось винтажным, а не просто «законченным»… но не последним.
То же самое произошло в 19 веке, когда поэты-романтики снова воскресили Средневековье, отряхнув пыль с короля Артура, Гвиневры и Мерлина. А Властелин колец ? Трехтомное обожествление англосаксов.
Ага: Фродо жив, и все благодаря Роланду.
Слишком много всего, чтобы уместиться в одном стихотворении — мы сказали, что оно длинное, не так ли? — но если есть что-то, что есть в этом стихотворении, так это энергия. Это даже в названии. Проверьте это: технически Song of Roland подпадает под жанр chanson de geste, , что по-французски означает «песня действий».
Поэзия имеет плохую репутацию за то, что она скучна — бессюжетная, трудная для понимания, наполненная длинными описаниями смысла жизни. Но в старые добрые времена (здесь речь идет о 1100 году н. э.), когда рыцари пронзали друг друга копьями, как коктейльные сосиски на зубочистках, стихи были другими.
Эти chansons de gestes полны энергии и энергии, такие же насыщенные событиями, как The Fast and the Furious . Герои делают вещей. Они воюют в зарубежных странах. Они предают свой народ. Они обращаются и плачут. Они воюют со Злом. Все это радикально отличается от того, как мы думаем о поэзии сегодня.
«Поэзия ничего не делает», — писал Оден в своем стихотворении о другом поэте «Памяти У. Б. Йейтса». Но не в мире Роланда. Это мускулистая, мощная, насыщенная действием поэзия. Это составляет все случается.
Песня о Роланде Ресурсы
Веб-сайты
У вас есть онлайн-версия текста?
Этот перевод Джона О’Хагана идет по архаичному пути, с некоторыми странными формами глаголов и еще более странным написанием. Карл Великий — это Карлеман, а Марсил — это Марсил или Марсилий, в зависимости от его положения в предложении. И если вам нравятся ваши короли, рифмующиеся с кольцами, это для вас: в полном рифмованном снаряжении и рвущемся вперед.
Поэма в прозе
Более современная прозаическая версия поэмы.
Тощий по истории
Сходите с ума от этой подробной предыстории Каролингской Европы и Карла Великого. Просмотрите множество первичных документов, таких как выдержки из биографии Эйнхарда Карла Великого.
Что произошло на самом деле
Получите низкокалорийную Песнь о Роланде в девятом разделе «Испанская экспедиция» биографии Эйнхарда Карла Великого. Эта более скудная версия — то, как это действительно пошло вниз.
Кино- и телепродукция
Вы не любите малоизвестные французские фильмы 70-х?
« La Chanson de Roland » Фрэнка Кассенти — это фильм 1978 года о группе средневековых исполнителей, выступающих со своим шоу «Роланд» в дороге, хотя он больше о правах крестьян и всеобщем страдании, чем о самой поэме.
Статьи и интервью
Предыстория в стиле лекций
Неброское вступление к поэме с интересным контекстом мести/измены Ганелона.
Мультяшный Роландс
Причудливое и ужасное пересказывание Роланда с синими и красными умпа-лумпа. Как это может быть лучше?
Факты и вымыслы
Интересная статья, исследующая пересечения истории и истории в «Песне о Роланде», с особым акцентом на средневековую и современную историю Испании.
Изображения
Сцена из фильма Фрэнка Кассенти 1978 года «Шансон Роланда»
Примечание: Если вы говорите по-французски, эта сцена может дать вам больше удовольствия.
Оксфордская рукопись
Это самая старая и самая известная из рукописей Роланда, на которой основаны все современные переводы. Просматривайте высококачественные изображения страниц рукописи во всем красно-зеленом великолепии средневекового почерка. Не пропустите огромную дыру в пергаменте на листе 36.
8 стадий «Песни о Роланде» на одной картинке
Эта иллюминация из средневекового французского манускрипта демонстрирует «непрерывное повествование» средневекового искусства. Другими словами, все рисуется в одном кадре, и никого не волнует последовательность или размер.
Витраж Роланд
Фотографии (разного качества и наклона) знаменитого окна Карла Великого в Шартрском соборе во Франции.
Ой! Олифант!
Это олифант Карла Великого, выставленный в сокровищнице Аахенского собора, Германия, датируемый ок.