Урок 11. Державин Г.Р. «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку», «Признание». Уроки литературы в 7 классе
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
ГАВРИИЛ РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН (1743 – 1816)
7 класс[1]
УРОК 11 Г. Р. ДЕРЖАВИН. «РЕКА ВРЕМЁН В СВОЁМ СТРЕМЛЕНЬИ…», «НА ПТИЧКУ», «ПРИЗНАНИЕ»
Основное содержание урока Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Признание» в актёрском исполнении. Утверждение необходимости свободы творчества. Размышления Державина о
смысле жизни, о судьбе.
Основные виды деятельности. Чтение и обсуждение статьи учебника «Гавриил Романович Державин». Устный рассказ о поэте. Восприятие и выразительное чтение стихотворений.
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.
I. Краткий рассказ о поэте
Рассказ учителя о Г. Р. Державине с включением сообщений учащихся «Детство Державина», «Державин на военной службе», «Державин в Тамбове» (см. фрагмент «Державин в Тамбове» из романа В. Ф. Ходасевича «Державин») и показом портретов писателя и памятников ему.
II. Чтение и обсуждение статьи учебника «Гавриил Романович Державин» (см. статью ниже):
Лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям Преображенский полк, прапорщик, статская служба, кабинет-секретарь, сенатор,
государственный казначей, юстиция.
Составление плана статьи:
ТАБЛИЦА Статья учебника «Гавриил Романович Державин»
Вопрос
Пункт плана
Какие события детства и юности поэта были самыми важными?
Казанская гимназия, 15 лет воинской службы, талант поэта
Какой государственной деятельностью занимался Державин?
Державин — губернатор, кабинет-секретарь, сенатор, государственный казначей,
министр юстиции
Что мешало служебной карьере Державина?
Решительность, непримиримость к злоупотреблениям, прямой и крутой нрав
Что осуждается в стихотворении «Властителям и судиям»?
Гражданская позиция Державина, осуждение власть имущих
Соединение высокой и низкой лексики, развитие реалистического языка
Обобщающая беседа:
Какие чувства вызывает у вас жизнь Державина: восхищение, недоумение, сочувствие, осуждение? Объясните свою позицию.
Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Проверьте себя».
III. Стихотворение «Признание» в актёрском исполнении
Прослушивание и рецензирование актёрского чтения стихотворения «Признание». Слушать
стихотворение в исполнении Е. Самойлова (01:48).
Ответы на вопросы раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
Аналитическая беседа:
— Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Проверьте себя».
— Как понять выражения ум и сердце человечье / Были гением моим, добродетельми казались / Мне они равны богам, мнил быть сердцем беспристрастным /
Им, царю, отчизне друг?
— В чём поэт видит свои заслуги перед Отечеством?
— Какие факты биографии поэта отразились в стихотворении?
— Ответ на вопрос 2 и выполнение задания 3 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».
IV. Утверждение необходимости свободы творчества Чтение и обсуждение стихотворения «На птичку»[2]:
Поймали птичку голосисту И ну сжимать ее рукой. Пищит бедняжка вместо свисту, А ей твердят: Пой, птичка, пой! (1792 или 1793)
— Найдите в словаре литературоведческих терминов понятие аллегория.
— В чём аллегорический смысл стихотворения Державина?
— Вспомните стихотворение А. С. Пушкина «Узник», басню
И. А. Крылова «Осёл и Соловей». Есть ли в них основания для сопоставления со стихотворением
«На птичку»? Обоснуйте свой ответ.
— Проанализируйте лексику стихотворения. К какому стилю можно отнести большинство его слов? Какой колорит эта лексика придаёт тексту?
— Как в стихотворении проявилась свободолюбивая натура поэта?
V. Групповая работа:
Группа 1. Выберите из стихотворения «Признание» слова высокой лексики.
Какова её роль в тексте?
Объясните современное значение устаревших слов.
Группа 2. Выберите из стихотворения «Признание» просторечные, разговорные слова и выражения.
Какую роль играет в стихотворении низкая лексика?
Группа 3. Выберите из стихотворения «На птичку» слова разговорного стиля.
Какой характер они придают стихотворению?
VI. Практическая работа. Заполнение цитатной таблицы «Высокая, устаревшая, просторечная, разговорная лексика в стихах Державина».
ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА «Высокая, устаревшая, просторечная, разговорная лексика в стихах Державина»
Высокая, устаревшая лексика («Признание»)
Просторечная, разговорная лексика («Признание»)
Просторечная, разговорная лексика («На птичку»)
Выводы
Обобщающая беседа:
Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».
*Как понять фразу «открывал дорогу развитию реалистического языка»?
VII. Размышления Державина о смысле жизни, о судьбе
Чтение и анализ стихотворения «Река времён в своём стремленьи…»:
Река времён в своём стремленьи[3] Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей. А если что и остаётся Чрез звуки лиры и трубы, То вечности жерлом пожрётся И общей не уйдёт судьбы. 6 июля 1816
— О чём это стихотворение? Как вы понимаете строки: «То вечности жерлом пожрётся / И общей не уйдёт судьбы»? О чём оно заставляет задуматься?
— Предположите, почему Державин написал его в конце жизни.
— * Найдите метафорические выражения и объясните их (река времён, топит в пропасти забвенья, звуки лиры и трубы, вечности жерлом пожрётся и др.).
Подберите к ним синонимы (например: река времён — течение времени, неумолимое время).
— Какое настроение преобладает в стихотворении: спокойного философского раздумья, грозного пророчества, вызова судьбе, пессимистического смирения
перед смертью? Свой ответ обоснуйте.
— *Найдите в словаре литературоведческих терминов, что такое акростих.
Сложите из первых букв каждого стиха выражение руина чти. Что такое руина? (В латинском, итальянском, английском и французском языках это слово означает «погибель, распад, разрушение».)
Как можно понять это выражение, если слово чти — древняя форма родительного падежа от слова честь? («Смысл двух читавшихся по вертикали слов понимался американским исследователем М. Халле как „погибель земной славы“, „тленность человеческих успехов“».)
— * Литературовед С. Е. Бирюков написал: «Силлабисты(1) тщательно вписывали свои имена в начало строк, авторизуя послания в будущее. Для них это был
своего рода религиозный акт, если учесть, что religio есть связь. Строки, таким образом, как бы перевязывались — акростих, эта вертикальная строка,
связывал небо с землёй и одновременно служил обручем стихотворного сосуда». Это была «попытка внести смысл даже в вертикальную бессмыслицу букв,
стройность, порядок — в хаос».
(Бирюков С. Е. Зевгма: Русская поэзия от маньеризма до постмодернизма. — М.: Наука, 1994. — С. 14—15.)
1. Силлабисты — поэты, использующие силлабическое стихосложение, то есть основанное
на одинаковом количестве слогов в каждой стихотворной строке. Силлабическое стихосложение использовалось в русской поэзии до М. В. Ломоносова и
Г. Р. Державина.
Как эти слова связать с акростихом Державина?
Итоговый вопрос:
В чём, по-вашему, проявились высокая гражданственность и поэтический талант Г. Р. Державина? Свой ответ обоснуйте.
Домашнее задание
Подготовить чтение наизусть одного из стихотворений Державина.
Написать текст «Похвального слова Державину — поэту и гражданину» и подготовиться к его произнесению.
Групповое задание.
Выполнить задания о Державине или о его стихотворении «Властителям и судиям» из практикума «Читаем, думаем, спорим…».
Индивидуальные задания.
Подготовить устный рассказ «Мой Пушкин» и сообщения о детстве и юности, портретах поэта и памятниках ему с использованием справочной литературы
и ресурсов Интернета (см. темы в следующем уроке).
Подготовить историческую справку о Полтавской битве.
Прочитать отрывок из романа Ю. Тынянова «Пушкин» и фрагменты литературоведческих статей о Пушкине (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»).
Следующие уроки: А. С. Пушкин. «Полтава» (отрывок) >>>
ГАВРИИЛ РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН
(1743 – 1816)
Слог у него так крупен, как ни у кого из наших поэтов. Разъяв анатомическим ножом,
увидишь, что это происходит от необыкновенного соединения самых высоких слов с
самыми низкими и простыми, на что бы никто не отважился, кроме Державина. Н. В. Гоголь
Гавриил Романович Державин родился в Казанской губернии в небогатой дворянской семье в 1743 году. Обучался он в казанской гимназии, закончить которую,
однако, не удалось. В 1762 году прибыл в Преображенский полк, через десять лет был произведен в прапорщики. Стихи писал уже давно. Но настоящая поэтическая
работа началась в Петербурге, когда в 1777 году он был переведен в статскую службу.
Держании был назначен правителем сначала Олонецкой, затем Тамбовской губернии. Решительность, с какой он преследовал злоупотребления, прямой и крутой нрав
часто мешали его служебной карьере. В 1791 году Екатерина II сделала его кабинет-секретарем, но вскоре перевела в сенаторы. Воцарившийся на престоле Павел I
в 1798 году призывает его на службу, назначая государственным казначеем, но быстро отказывается от его услуг. Так же поступил и Александр I, сделавший
Державина министром юстиции, но через год освободивший поэта от этой обязанности.
Выйдя в отставку, Державин всецело посвятил себя литературным трудам. Державин-гражданин увидел, а Державин-поэт предал позору продажность сильных мира сего,
открывших дорогу «злодейству и неправде», и призвал па их голову страшную кару:
Воскресни, Боже! Боже правых! И их молению внемли: Приди, суди, карай лукавых, И будь един царем земли! («Властителям и судиям»)
Новое содержание поэзии требовало новых форм выражения. Соединяя слова «высокие» и «низкие» не только в пределах одного произведения, но и ставя их часто
рядом, добиваясь при этом большой выразительности, поэт открывал дорогу развитию реалистического языка. Художественные открытия поэта обогатили русскую поэзию
и преобразовали ее. Вот почему его наследие не уходит из нашей жизни. В. И. Федоров
Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. — М.: Просвещение. (вернуться к уроку)
«ПРИЗНАНИЕ» Г. Р. Державин[4]
Не умел я притворяться, На святого походить, Важным саном надуваться И философа брать вид; Я любил чистосердечье, Думал нравиться лишь им, Ум и сердце человечье Были гением моим. Если я блистал восторгом, С струн моих огонь летел, Не собой блистал я — Богом; Вне себя я Бога пел. Если звуки посвящались Лиры моея царям, — Добродетельми казались Мне они равны богам. Если за победы громки Я венцы сплетал вождям, — Думал перелить в потомки Души их и их детям. Если где вельможам властным Смел я правду брякнуть в слух, — Мнил быть сердцем беспристрастным Им, царю, отчизне друг. Если ж я и суетою Сам был света обольщён, — Признаюся, красотою Быв пленённым, пел и жён. Словом: жёг любви коль пламень, Падал я, вставал в мой век. Брось, мудрец! на гроб мой камень, Если ты не человек.
1807
Источник: Г.Р. Державин. Стихотворения. Л.: Советский писатель, 1957. С. 342—343. (вернуться к уроку)
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Какие стороны державинского мастерства отразились а «Признании»?
2. Над чем заставляют задуматься стихотворение «Река времен в своем стремленьи…» и четверостишие «На птичку»?
3. Подготовьте небольшое сообщение о Г. Р. Державине и выразительное чтение одного из его стихотворений.
4. Против чего боролся Державин в жизни и в поэзии?
Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. — М.: Просвещение.
РАЗВИВАЙТЕ ДАР СЛОВА
1. Какие слова и словосочетания в произведениях Державина вы бы отнесли к устаревшим? Какие — к разговорным, какие — к просторечным? Что их сочетанием достигается?
2. Как вы понимаете строки:
«Я любил чистосердечье, Думал нравиться лишь им: Ум и сердце человечье Были гением моим.»;
«Падал я, вставал в мой век»?
3. Подготовьте «похвальное слово Державину — поэту и гражданину» или диалог о его жизни и творчестве.
Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В. П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. — М.: Просвещение.
1. Источник:Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. — М.: Просвещение, 2017. — 240 с. (вернуться)
2. «На птичку» — впервые — «Памятник отечественных муз», 1827, стр. 102.
Стихотворение написано, по-видимому, в 1792 или 1793 гг., а не в 1791 г., как предположил Грот (3. 482), ибо статс-секретарем Екатерины Державин стал
только 13 декабря 1791 г. и оставался в этой должности по конец 1793 г. (см. прим. к стих. «Храповицкому» на стр. 407). Державина в 1789 г. отстранили от должности и предали суду Сената. После настойчивых хлопот Державин добился оправдания. Помогли этому и стихи — он написал
хвалебную оду Екатерине «Изображение Фелицы». Екатерина решила приблизить к себе Державина, сделать из него придворного поэта. Так в 1791 г. он стал
секретарем императрицы. Но Державин не оправдал возлагавшихся на него надежд: похвальных стихов не писал, а службу пытался использовать для борьбы с
взяточниками-чиновниками, с произволом и беззаконием властей на местах. Свое положение при дворе он изобразил в стихотворении «На птичку». Комментарий Я. К. Грота: «Это четырестишие, напечатанное сперва в Памятнике отеч. Муз 1827 г. (стр. 102), а потом во всех посмертных изданиях Державина, написано конечно по тому поводу,
что когда он попал в должность секретаря Екатерины II (1791), то государыня часто выражала ему желание, «чтоб он писал вроде оды Фелице» … «он и дал ей в
том свое слово; но не мог оного сдержать по причине разных придворных каверз, коими его беспрестанно раздражали; не мог он так воспламенить своего духа, чтоб
поддерживать свой высокий прежний идеал, когда вблизи увидел подлинник человеческий с великими слабостями» (Записки Д., Р. Б., стр. 320 и 379). Разительное, хотя конечно случайное сходство с этими стихами представляет по идее басня Крылова «Кошка и Соловей», как показывают следующие два стиха из
середины ее: «Пропой, дружок, хотя немножко. — Но наш певец не пел, а только что пищал»». (вернуться)
3. Река времен в своем стремленьи… – написано 6 июля 1816 г. Стихотворение, которое Державин вывел на стоящей в его спальне грифельной доске за три дня до смерти. Написав восемь строк, поэт не успел его закончить. Впервые напечатано в «Сыне отечества», 1816, № 30, стр. 175. Во все посмертные издания поэта вошло под заглавием «Последние стихи Державина». Иногда – под заглавием «На тленность». В заметке к этим стихам в «Сыне отечества» сказано: «За три дни до кончины своей, глядя на висевшую в кабинете его известную историческую карту «Река времен», начал он стихотворение «На тленность» и успел написать первый куплет… Сии строки написаны им были не на бумаге, а ещё на аспидной доске (как он всегда писывал начерно)…» Автограф на грифельной доске хранится в Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде. В новгородском имении Званка на стене в кабинете Державина висела синхронистическая таблица-карта «Река Времен или Эмблематическое Изображение Всемирной Истории. ..», созданная Фридрихом Штрассом, переведенная Алексеем Варенцовым и изданная в Санкт-Петербурге в 1805 году. Струящиеся с небес «исторические потоки», подобно водопаду «Реки Времен», очень созвучны творчеству Державина, ибо на полях эмблематы есть струи и реки, моря и водопады, народы и их история. «Как трубный глас звучит угроза, нацарапанная Державиным на грифельной доске». (См. Осип Эмильевич Мандельштам, статья «Слово и культура», 1921.). Это восьмистишие представляет собой акростих, где по первым буквам строк читается: РУИНА ЧТИ… Предположительно, это начало оды, которая так и не была завершена в связи со смертью автора. Свидетельство о дне кончины Державина племянницы его второй жены, Дарьи Алексеевны, – Елизаветы Николаевны Львовой: «Там все еще дышало его присутствием:
еще горела свечка, которую он сам зажег; молитвенник был раскрыт на той странице, где остановилось его чтение; тут лежало еще платье, которое он недавно скинул.
Мы увидели аспидную доску, на которой он за два дня перед смертью – (6-го июля) начал оду о быстроте времени; первая строфа была ясно написана, и он сам читал
ее Семену Васильевичу. За нею следовали два стиха второй строфы, и которую смерть помешала ему кончить…» (вернуться)
4. «Признание» — это стихотворение как бы подводит итог поэтической деятельности
Державина. Так его расценивал и сам поэт: «Объяснение на все свои сочинения» (Об. Д., 722). Это и два следующих стихотворения написаны не позднее 1807 г.,
ибо они вошли в издание 1808 г., печатание которого началось в августе 1807 г. Первый том был отпечатан в декабре, а всё издание вышло в свет в феврале 1808 г.
(вернуться)
Жилой дом городской усадьбы Г. Р. Державина на набережной р. Фонтанки в Петербурге. Гравюра Менже. 1819 г.
Усадьба Г.Р.Державина Званка. Гравюра начала XIX века
JPG»>
Музей Г. Р. Державина и русской словесности, СПб. Столовая. На стене напротив – портрет Д. А. Державиной работы
художника В. Л. Боровиковского
Дарья Алексеевна Державина (1767–1842), урожденная Дьякова, была второй женой Г.Р.Державина, воспевшего ее
в своих стихах под именем Милены. См. подробнее о доме на Фонтанке: Дом Державина на Фонтанке. Ходасевич В.Ф. Фрагмент из книги «Державин».
вернуться в начало
Творчество Державина Г.Р. (конспект лекции) — Державин Г.Р.
1. Характеристика творчества Державина
2. Черты реализма в творчестве Державина
3. Изображение личности в творчестве Державина
4. Произведения Державина
1. Характеристика творчества Державина
Творчество Гаврилы Романовича Державина сыграло огромную роль в развитии русской литературы конца XVIII в. — начала XIX в., так как способствовало ее освобождению от отжившего к тому времени классицизма и формированию нового прогрессивного литературного направления реализма. Творчество Державина тесно связано с общеевропейскими и русскими передовыми идеями и течениями конца XVIII в. Державин сделал для развития русской литературы следующее:
✓ первым усвоил тенденции литературного направления романтизма, которое активно развивалось в то время в Европе, и постепенно подготовил развитие этого направления в русской литературе;
✓ ярко выразил тенденции развития европейской и русской культуры своего времени;
✓ ввел в русскую поэзию элементы романтизма, фольклора;
✓ разрушил тенденции классицизма в русской поэзии и литературе в целом, создав почву для развития романтизма, а затем и реализма.
Поэзия Державина имеет следующую идейную характеристику:
✓ принятие самодержавия и действующей власти, но при этом критика недостойных правителей;
✓ культ служения русскому обществу, и в этом заключается задача поэта;
✓ создание и проповедование высокого гражданского идеала вельможи и даже царя как слуги общества, принесшего себя в жертву ради блага общества, и этот идеал является критерием оценки реальных людей и их деятельности на благо государства и общества;
✓ гражданственность поэзии Державина, что дало начало гражданской поэзии Рылеева, Пушкина;
✓ черты патриотизма в поэзии и воспевания величия Отечества, составляющие одну из главных особенностей творчества Державина;
✓ проповедование идеи спокойной, приятной, радостной жизни, что не идет у Державина в разрез с его высокими гражданскими идеалами и патриотизмом.
2. Черты реализма в творчестве Державина
Творчество Державина, являясь предвестником реализма в русской литературе, имеет следующие черты этого направления:
✓ постановка реалистической задачи в поэзии, которая сводится к изображению индивидуальных черт, явлений, быта и окружающей действительности в ее реальном неподдельном характере;
✓ воплощение страны и времени в первую очередь в людях и обыденных явлениях, а не в идейных высотах, что характеризовало творчество Державина как тяготеющее к реализму в русской литературе;
✓ изображение конкретных явлений, людей и предметов, а не их анализ, что также говорит о чертах реализма в творчества поэта;
✓ открытие природы для русской поэзии и новых способов ее изображения: ярких, настоящих, реальных, а не условных картин природы;
✓ игнорирование жесткого деления литературы на жанры, что имело следующее выражение в произведениях Державина:
• название любого стихотворного произведения Державина одой;
• использование тех средств выразительности, которые близки автору, даже если они не соответствуют выбранному жанру;
• сочетание в одном стихотворении разных размеров;
• использование и экспериментирование с разными метрическими формами, строфами, размерами, иногда — использование вольного стиха;
✓ новаторство литературного языка и стиля, который у Державина имеет следующие особенности:
• разработка легкого короткого интимно-лирического стихотворения параллельно с крупными поэтическими формами;
• стремление к изяществу стиля и стиха, к улавливанию и выражению мимолетных, едва заметных настроений, картин живой природы, человека, мира, жизни;
• использование речевых оборотов, не свойственных предшественникам Державина, среди которых можно выделить:
— выражения разговорной речи, окрашенной явно демократически;
— связь речи с фольклором;
— отказ от использования свойственной тому времени салонной дворянской речи;
• использование низких и простых оборотов не только в сатире, но и в «высоких» жанрах, например в оде.
3. Изображение личности в творчестве Державина
Новаторская разработка темы личности в поэзии Державина также имела черты реализма Своеобразная, новая разработка темы личности в поэзии имела следующее значение для развития русской литературы:
✓ способствовала развитию литературы и ее отходу от традиций классицизма с его «безликим» героем, не имеющим своей индивидуальности;
✓ подготовила «рождение человека» в русской литературе и развитие традиций индивидуально-лирической медитации Жуковского, а также в перспективе психологической прозы XIX в.
Изображение личности у Державина имело следующие особенности:
✓ открытие национального определения человеческой личности, т. е. рассмотрение ее в национальном ключе, как принадлежащую к определенной нации (в данном случае нации русских), что олицетворяло собой первые попытки поднять литературу на уровень социального и исторического понимания личности, что впоследствии с успехом было реализовано А. С. Пушкиным. Такое понимание личности выражалось у Державина в следующем:
• образах русской природы;
• картинах русского быта;
• описании идеала человека;
• демократизме идеального героя;
• особенностях поэтической речи;
✓ изображение личности не только в масштабе крупных исторических событий государственной важности, но и в мелочах и деталях быта, т. е. в повседневной жизни;
✓ создание образа героя не в соответствии с конкретными жанровыми чертами, которыми должен обладать персонаж, исходя из установленного жанра произведения, а опора на то, что близко автору, и на то, что он хочет передать о себе через героя (будь то автобиография, или нет). Изображение реального персонажа и того, что ему дает автор, может не соответствовать изначально заданному жанру;
✓ неотделимость лирического героя от представлений о реальном авторе;
✓ создание образа реального человека, окруженного реальным бытом, имеющего свою индивидуальную биографию, свой характер и свою психологию, и описание его индивидуальных особенностей, и это является способом создания портрета живого настоящего человека.
4. Произведения Державина
Перу Державина принадлежит множество стихотворных и прозаических произведений и од. Творческое наследие Державина включает в себя следующие произведения:
✓ первые литературные опыты:
• прозаический перевод с немецкого (1773), явившийся его первой литературной работой и вышедший анонимно;
• сборник од «Оды переведенные и сочиненные при горе Читалагае», в который были включены как переводные, так и оригинальные произведения;
✓ первые значительные произведения (1779), в которых начинает формироваться его собственный индивидуальный литературный стиль, и к этим произведениям относятся:
• ода «Ключ», в которой проявились яркие образы природы и конкретная словесная речь;
• ода «На рождение порфирородного отрока»;
• ода «На смерть кн. Мещерского», в которой был открыт для читателя лиризм индивидуальной человеческой души;
✓ ода «Бог» (1780-1784), ставшая одним из знаменитых произведений Державина, и в ней он, развивая идеи поэзии раннего английского романтизма, выступает против атеизма французских материалистов;
✓ похвальная ода «К Фелице» (1782), принесшая автору известность и признание в широких кругах, в том числе при дворе, и содержащая в себе новую систему стихосложения, которая имела следующие особенности:
• похвала императрице;
• живая речь и простое подлинное лирическое изложение;
• насыщенность шутками, чертами быта, сатирическими образами, в том числе сатирой на придворных;
• изображение действительности во всем ее многообразии;
• переплетение высоких и низких, лирических и сатирических черт;
✓ множество од, насыщенных элементами сатиры, и од на гражданские темы, не имеющих той «высокой» напыщенности, которая была свойственна старому поэтическому стилю. Среди которых:
• «Ода на взятие Измаила» (1790), не содержащая сатиры и выполненная в величественных тонах, что также явило собой новую творческую победу Державина;
• ода «Вельможа» (1790-е гг.), содержащая в себе черты гражданско-сатирической оды с сатирой на пороки правящих кругов;
• ода «Водопад» (1790-е гг.), являющаяся крупнейшим произведением автора;
✓ «Евгения. Жизнь Званская», явившаяся одним из величайших шедевров автора и дающая реалистичные и в то же время проникнутые глубоким лиризмом картины мира, жизни, быта со всеми их подробностями.
Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. — М.: А-Приор, 2006
Гавриил Державин к записи Русская цивилизация: Россия как «Север» статья{KaraMurza2018GavriilDO,
title={Гавриил Державин о русской цивилизации: Россия как «Север»},
автор={Алексей А. Кара-Мурза},
journal={Российские философские исследования},
год = {2018},
объем = {56},
страницы = {88 — 98}
}
А. Кара-Мурза
Опубликовано 4 марта 2018 г.
История
Российские философские исследования
В статье рассматривается роль поэта и государственного деятеля Гавриила Романовича Державина (1743–1816) в развитии идеи «русского северянства», богатой концепции идентификации, сыгравшей большую роль в истории русской геополитической и философско-идеологической мысли с XVIII века до начала XIX века, отойдя на второй план лишь в середине XIX века с приходом «классической» русской оппозиции «западников» и «славянофилов».
Взгляд на Taylor & Francis
Лев Карсавин: русская религиозность и русская революция
АННОТАЦИЯ В статье исследуется уникальная роль русского интеллектуала и эмигранта Льва Платоновича Карсавина (1882–1952) в понимании «русского коммунизма» как явления глубоко религиозного в природе.…
Россия как «Север»: проблемы цивилизационной идентичности в философии Б.
Пастернака (к 130-летию со дня рождения)
А. Кара-Мурза
Искусство
Философский журнал
2020
В статье рассматривается генезис и эволюция культурно-цивилизационной самоидентификации крупнейшего поэта русского ХХ века Бориса Леонидовича Пастернака (1890 г.). ‒1960) .…
Цивилизационный водораздел Север-Юг в философско-литературном творчестве Осипа Мандельштама
А. Кара-Мурза
Искусство
2021
90 007
В статье рассматривается проблема культурно-цивилизационной самоидентификации в творчестве Осипа Эмильевича Мандельштама. Согласно семейной легенде, род Мандельштамов происходил от…
Мотивы «Севера» в философско-поэтическом творчестве юного Осипа Мандельштама
А. Кара-Мурза
Искусство
2 021
РЕЗЮМЕ Эта статья исследует проблему культурно-цивилизационной самоидентификации в раннем философско-поэтическом творчестве Осипа Эмильевича Мандельштама (1891–1938). Автор утверждает, что…
Полное собрание сочинений
Николай Васильевич Гоголь
Политология
1973
Кара-Мурза, Знамена русские о Неаполе (Москва: изд. «Независимая газета»,
2004
Подробнее о механизмах трансформации литературно-философских идей в России в «идеологию», в том числе репрессивную государственную, см. Кара-Мурза А.А.
Философский журнал
2012
Державин и 1812 год: о смысле и композиции «Гимна лироэпического на прогнание французов из Отечества», 9002 5
Сочинения Державина,
2012
Независимая газета
делает каламбур Использование слова «державный
воевода» означает титул военачальника.
На «Росс»
Древнерусские литературные памятники в исторических драмах Екатерины II,
Труды Отдела древнерусской литературы. об. XXVIII (Ленинград: Институт русской литературы АН СССР [Пушкинский дом],
1974
Кара-Мурза, Швейцарские странствия Николай Карамзин 1789–1790
гг.(Москва: Аквилон,
2016
Державин и Суворов: творческое взаимодействие автора и героя
Краткий отчет о Державине
В данной статье изложено краткое сообщение о Державине в литературе, о русском поэте и драматурге, государственном деятеле эпохи царствования Екатерины II.
Державин Рапорт
Державин Гавриил Романович родился 3 (14) июля 1743 года в дворянской семье в Казанской губернии.
Где учился Державин?
Начальное образование получил дома, в деревне Сокуру, в родовом поместье. А когда юноше исполнилось 16 лет, он поступает в гимназию.
В 1762 году Державин стал рядовым опричником Преображенского полка, а через 10 лет получил свой первый офицерский чин. Стоит отметить, что Гавриил Романович принимал участие в подавлении пугачевского бунта до 1775 года. В возрасте 34 лет он получил должность статского советника и в период 1784 — 1788 годов был тамбовским и олонецким губернатором.
Имел активную политическую позицию — Державин занимался улучшением экономики, способствовал становлению государственных учреждений. В 1791 году Гавриил Романович занял пост кабинет-секретаря Екатерины II, а через 2 года стал ее советником, правда, тайным.
Карьера чиновника, в общем-то, сложилась удачно: он успел побывать и председателем Торгово-коллегии, и министром юстиции. Но вождь занимался литературой. Гавриил Романович в 1803 году окончил службу и вышел в отставку, чтобы полностью посвятить себя литературе. Умер 8 (20) июля 1816 г. в своем имении.
Гавриил Державин как писатель
Несмотря на то, что он зарекомендовал себя как успешный чиновник, Державин является представителем русского классицизма. Первые пробы на литературном поприще были, когда он еще служил в армии. Но дебют Габриэля Романовича состоялся в 1774 году – тогда свет увидели его «Ода величию» и «Ода благородству». Через 2 года появился первый сборник стихов. Ода «Фелица», посвященная императрице, принесла ему известность как писателю. Другие известные произведения автора: «На смерть князя Мещерского», «Вельможа», «Бог», «Водопад», «Добрыня», «Осень во времена Очакова», «Снегирь», «Свобода».
Интересные факты о Державине
Стих « Гром победы, услышь! » (1791) стал первым неофициальным гимном России.
Он свободно говорил по-немецки . В 7 лет читал Геллерта, Галлера, Клопштока, Клейста, Гагедорна в оригинале.
Державин имел прямой, благородный и вспыльчивый характер . Его нетерпение было еще одним ярким моментом.
Однажды, когда он был на грани банкротства, Гавриил Романович начал играть в карты на деньги . И что примечательно, он ни разу не проиграл, каждая карточная игра заканчивалась набитыми деньгами карманами. Так Державин смог расплатиться с долгами. Но активист понимал, что судьба не всегда будет так благосклонна к нему за игровым столом, и вовремя пресекал свое увлечение азартными играми.
В 1178 году он женился на Екатерине Бастидонской, дочери камердинера Петра III. После смерти жены он решил воссоздать семью. Однако будущая невеста знала о его азартном прошлом и пригласила ревизоров, чтобы убедиться, что с финансами Державина все в порядке и ей не придется выплачивать его долги.
Дом Державина в Петербурге был местом встречи писателей. Они даже зарегистрировали свое общество под названием « Беседа любителей русского слова ».
У него не было детей. Вместе со второй женой Дьяковой Дарьей Алексеевной они взяли на воспитание детей Петра Лазарева, друга семьи. Также в их доме воспитывались племянницы его жены.
Надеемся, что отчет о Гаврииле Державине помог вам подготовиться к уроку.