Коммунизм кто основал: Что такое коммунизм | Коммунизм это тоталитарен

Содержание

Что основоположник коммунизма писал о Российской империи?

Информация о материале
Опубликовано: 29 мая 2018
Просмотров: 45378

5 мая 1818 г. в городе Трире родился Карл Генрих Маркс – крупнейший теоретик радикального социалистического учения и идеолог пролетарской революции. Как же так получилось, что мысли уроженца небольшого городка в Рейнской провинции, происходившего из еврейской религиозной среды (и по отцовской, и по материнской линии его предки были раввинами), оказали столь значительное влияние на судьбы всего человечества?

И почему именно Россия стала полигоном для кровавого эксперимента по реализации марксовой утопии построения коммунистического общества? Однозначного ответа на эти вопросы нет и быть не может. Понятно, что победа левых экстремистов (большевиков) объясняется не только качествами самой марксистской идеологии, но и состоянием русского общества в 1917 г.

Тем не менее в год 200-летнего юбилея классика революционного социализма будет небесполезно познакомиться с тем, что он писал о России, и рассказать, какое место наша страна занимала в его теоретических построениях.

Сразу нужно отметить, что Маркс меньше всего рассчитывал на то, что его идеи социальной революции вызовут такой живой интерес (не говоря о попытках практической реализации) у радикальной части подданных «отсталой» Российской империи. Ведь с точки зрения канонического марксизма установлению пролетарского социализма должна была предшествовать фаза высокоразвитого капитализма. Поэтому сами европейские революционеры ожидали его победы в более индустриализированных странах Запада (прежде всего Англии, Франции и Германии), нежели в России с ее преимущественно аграрной экономикой и доминирующим сельским социальным укладом. В этом смысле лишь неприкрытый теоретический оппортунизм позволял лидеру большевиков В. И. Ульянову (Ленину) и его соратникам «объяснить» исторический парадокс захвата и удержания власти российскими коммунистами, невозможный в рамках классической марксистской доктрины.

С точки зрения марксизма-ленинизма отсутствующие структурные условия в стране якобы возмещались наличием организованных в централизованную партию носителей социалистической идеи.

Для самого Маркса, как и для многих европейских революционных демократов, было характерно отношение к России как к государству «восточного варварства», откуда «реакционная азиатчина» в виде империи Романовых угрожает культурному и политическому развитию Запада. В 1848 г. – подобно многим другим «борцам за свободу и прогресс» – молодые коммунисты Маркс и Энгельс выступали за революционную войну с имперской Россией, представавшей в их глазах оплотом реакционных сил всей Европы. Но и позднее они очень воинственно высказывались против русской внешней политики, которую считали одним из основных препятствий на пути к социальному преобразованию мира. При этом они постоянно подчеркивали в ней «монголизм» и стремление к мировому господству в духе Чингисхана. Более того, в переписке Маркса и Энгельса неоднократно встречаются антирусские и антиславянские пассажи шовинистического и расистского толка.

Карикатура на тему русской угрозы. Германия, 1849 г.


 

Забавно, что некоторые высказывания Карла Маркса о России цензурировались в «стране победившего социализма» именно за их откровенно русофобский характер, ставивший в неловкое положение даже органы официальной коммунистической агитации и пропаганды в СССР. Лучше всего его крайне негативное отношение к российской государственности выражено в главе IV незавершенной работы «Разоблачения дипломатической истории XVIII века»: «Московия была воспитана и выросла в ужасной и гнусной школе монгольского рабства. Она усилилась только благодаря тому, что стала виртуозом в искусстве рабства». Эти слова были написаны в 1856–1857 гг. как явное эхо Крымской войны. Поражение, которое объединенная Европа нанесла Российской империи, вызвало всплеск энтузиазма у европейских левых, радовавшихся военной неудаче реакционного режима, который был виноват, по их мнению, в поражении революций 1848–1849 гг. Примечательно, что Маркс публиковал свои антирусские памфлеты в изданиях британского внешнеполитического авантюриста и правого публициста Д.

Уркварта, известного своими антидемократическими взглядами. Таким образом, основоположник «научного социализма» был готов сотрудничать даже с явным политическим антиподом, если речь заходила о борьбе с Россией во благо европейской демократии.

Неудивительно, что сочинение, в котором вождь мирового пролетариата крайне нелестно отзывался о России и многовековой политике ее правителей, не вошло ни в одно собрание сочинений Маркса на русском языке, хотя еще в 1950-е гг. перевод был подготовлен сотрудниками Института марксизма-ленинизма, действовавшего под разными названиями в Москве с 1921 по 1991 г. В итоге первая публикация произведения в СССР состоялась только в конце перестройки – в 1989 г. При этом на английском работа Маркса была издана еще в 1899 г. Понятно, что тезисы «Разоблачений…» слишком сильно противоречили советской версии образа основоположника коммунизма, которую продвигала тогда официальная партийная пропаганда.

Как только в пореформенной России XIX в. наметился серьезный интерес революционной интеллигенции к идеям Маркса, их автор изменил свой подход: теперь он заявлял о близости и неизбежности российской революции, пусть и в низших формах, соответствующих развитию «московитов».

Несмотря на подобную идеологическую гибкость, философ все же не допускал мысли, что революция в стране, являвшейся для него живым воплощением «восточной деспотии», может носить модельный характер для Западной Европы. Даже ожидая и приветствуя грядущий крах российской монархии, он был уверен, что судьба пролетарской революции решится на индустриально развитом Западе, а не в крестьянской России.

«Насилие – повивальная бабка всякого нового общества. Карл Маркс». Плакат. Кострома, Госиздат, б. г. ГЦМСИР


Таким образом, концепция построения социализма посредством установления пролетарской диктатуры была разработана Марксом для индустриальных стран с развитой капиталистической экономикой и не предназначалась таким европейским аутсайдерам, как имперская Россия. Следовательно, большевики ссылками на «научный фундамент марксизма» лишь пытались идеологически обосновать собственную авантюристическую политику, приведшую сначала к свержению демократически избранного Учредительного собрания, т.

е. государственному перевороту, а затем к братоубийственной Гражданской войне и последующей попытке с помощью массового террора построить социализм.

В предисловии к немецкому изданию первого тома «Капитала» (1867) Маркс писал, что на пути к социализму Россия (и все остальные страны) последует за Англией, а не наоборот: «Страна, промышленно более развитая, показывает менее развитой стране лишь картину ее собственного будущего». Но даже в этой книге, имеющей, как известно, наукообразный подзаголовок «Критика политической экономии», он не смог удержаться от русофобских ноток: «Если на европейском континенте влияние капиталистического производства, которое подрывает род людской… будет развиваться, как это было до сих пор, рука об руку с конкуренцией в отношении величины национальных армий, государственных долгов… и т. д., – то, пожалуй, в конце концов, станет действительно неизбежным омоложение Европы при помощи кнута и обязательного вливания калмыцкой крови…»

Интенсификация в конце 1860-х гг. контактов с русскими политэмигрантами различной идейной направленности вынудила Маркса освоить русский язык для прямого ознакомления с сочинениями Чернышевского, Герцена и других авторов, прежде всего народников. Уже к началу 1870 г. он был в состоянии свободно читать большие объемы текста по-русски. Полученная информация способствовала переосмыслению возможной роли России в будущем. Теперь он приходит «к глубокому убеждению, что в России неизбежна и близка грандиознейшая социальная революция… Это – добрые вести».

В 1870-е гг. Маркс, а затем и Энгельс неоднократно обращались к русскому вопросу, в основном в форме полемики с народниками о возможности построения социализма в России на основе крестьянской общины, минуя фазу капитализма. В это время Маркс начинает допускать возможность из русской общинной формы хозяйствования прыгнуть прямо в промышленный социализм, но опять-таки лишь при условии значительной поддержки со стороны победившей пролетарской революции в странах Западной Европы.

Разразившаяся Русско-турецкая война 1877–1878 гг. на короткое время возродила надежды Маркса на начало скорой революции вследствие неизбежного, на его взгляд, военного поражения Российской империи: «Россия, положение которой я изучил по русским оригинальным источникам, неофициальным и официальным… давно уже стоит на пороге переворота, и все необходимые для этого элементы уже созрели. Взрыв ускорен на многие годы благодаря ударам, нанесенным молодцами турками не только русской армии и русским финансам, но и лично командующей армией династии… Переворот начнется… с конституционных заигрываний, и буча выйдет отменная. И при благосклонности матери-природы мы еще доживем до этого торжества! <…> Революция начнется на этот раз на Востоке, бывшем до сих пор нетронутой цитаделью и резервной армией контрреволюции». Как известно, повторения Севастополя на Балканах тогда не случилось, и теоретику научного социализма пришлось искать новые аргументы для обоснования возможности победы пролетариата в крестьянской стране.

Почтовая марка в память 100-летия со дня выхода первого тома «Капитала» К. Маркса. СССР, 1967 г. ГЦМСИР


Важным источником, позволяющим судить о взглядах позднего Маркса на Россию, является его неотправленное «Письмо в редакцию “Отечественных записок”» (1877 или 1878), опубликованное лишь в 1886 г. в народнической прессе под давлением Ф. Энгельса. В нем Маркс попытался ответить на критику видного теоретика народничества Н. К. Михайловского, писавшего: «Уже из общего тона не трудно видеть, как должен с своей точки зрения относиться Маркс к попыткам русских людей найти для своего отечества путь развития, отличный от того, которым шла и идет Западная Европа; к попыткам, для которых, как это уже много раз доказывалось, вовсе нет надобности быть славянофилом или мистически веровать в особые высокие качества национального русского духа; надо только извлекать уроки из европейской истории».

В своем ответе Маркс фиксирует тенденцию преобразования Российской империи в «капиталистическую нацию» по западноевропейскому образцу, отмечая, что это невозможно без превращения значительной части крестьян в пролетариев со всеми вытекающими последствиями: в условиях капитализма Россия «будет подчинена его неумолимым законам, как и прочие нечестивые народы». При этом он подчеркивает значимость русского вопроса для своего творчества: «Чтобы иметь возможность со знанием дела судить об экономическом развитии России, я изучил русский язык и затем в течение долгих лет изучал официальные и другие издания, имеющие отношение к этому предмету. Я пришел к такому выводу. Если Россия будет продолжать идти по тому пути, по которому она следовала с 1861 г., то она упустит наилучший случай, который история когда-либо предоставляла какому-либо народу, и испытает все роковые злоключения капиталистического строя».

Следующий момент возрождения надежд Маркса и Энгельса на скорую революцию в России был связан с деятельностью террористов-народовольцев, совершивших 1 марта 1881 г. убийство императора Александра II. Это событие вновь на короткое время воодушевило коммунистических теоретиков, и они выражали уверенность в том, что «быть может, после длительной и жестокой борьбы» будет создана «российская Коммуна».

В это же время (февраль – март 1881) Маркс обменялся письмами с Верой Засулич, которая обратилась к классику социалистической мысли с прямым вопросом о судьбе крестьянского мира: «В последнее время мы часто слышим мнение, что сельская община является архаической формой, которую история, научный социализм – словом, все, что есть наиболее бесспорного, – обрекают на гибель. Люди, проповедующие это, называют себя Вашими подлинными учениками, “марксистами”…» Маркс очень серьезно подошел к этому обращению, написав целых четыре варианта ответа! При этом он был вынужден разочаровать известную террористку-народницу, указывая на неизбежное разложение общины в условиях капиталистического развития русской деревни: «…на этом пути, свойственном Западу, дело идет о превращении одного вида частной собственности в другой вид частной собственности. У русских крестьян, наоборот, дело шло бы о превращении их общинной собственности в частную собственность».

И, наконец, последним аутентичным свидетельством отношения Маркса к России можно считать строки из письма дочери Лауре, написанного незадолго до смерти (декабрь 1882): «Некоторые из недавно опубликованных русских изданий, отпечатанных на Святой Руси, а не за границей, свидетельствуют о быстром распространении моих теорий в этой стране. Нигде мой успех не мог бы быть для меня более приятен; он дает мне удовлетворение в том, что я наношу удар державе, которая наряду с Англией является подлинным оплотом старого общества».

Таким образом, на протяжении всей своей жизни, будучи социальным теоретиком и политическим деятелем, Карл Маркс сознательно боролся с русской государственностью, в которой видел лишь воплощение наиболее реакционных исторических сил, препятствующих построению «царства свободы и справедливости» на земле в духе его революционной доктрины. К. Марксу не довелось при жизни увидеть крах исторической России, но, как мы сегодня знаем, его идейные наследники, пытаясь на практике реализовать учение об обществе, свободном от эксплуатации человека человеком, воспользовавшись системным кризисом 1917 г., установили жесточайшую диктатуру, принесшую нашей стране неисчислимые человеческие, материальные и культурные потери.

Впоследствии горький опыт жизни в условиях «реального социализма» пришлось испытать миллионам людей по всему миру. Примечательно, что все опиравшиеся на концепцию Маркса левые режимы в Европе, Азии, Африке и Латинской Америке оказались более тираническими, чем те «несовершенные общества», на смену которым они пришли. Конечно, нельзя напрямую обвинять Маркса в чудовищных преступлениях, совершенных Лениным, Сталиным, Мао Цзэдуном или Пол Потом. Тем не менее очевидна структурная связь откровенно террористического характера всех социалистических режимов с марксовой идеей сознательного преобразования общества путем государственного насилия. В этом смысле идея основоположника «научного социализма» о построении нового общества является классическим примером того, что благими намерениями вымощена дорога в ад.

Олег Кильдюшов,

научный сотрудник Центра фундаментальной социологии НИУ «Высшая школа экономики»

Может ли быть «христианский коммунизм»?

Президент России Владимир Путин сравнил коммунизм с христианством, а мавзолей Владимира Ленина — с почитанием мощей святых. О том, что коммунистическое учение взяло от христианства на примере компартии СССР, рассказывает автор книги «На весах веры: От коммунистической религии к новым «святым» посткоммунистической России», доктор исторических наук, профессор СПбГУ Сергей Львович ФИРСОВ.

Коммунизм — это псевдорелигия

Сергей Фирсов

Мысль о том, что коммунизм это квазирелигиозная или псевдорелигиозная система, – не нова. Многие элементы, которые есть в развитых религиозных системах, мы можем наблюдать в том, что можно условно назвать «коммунистическая церковь», а лучше «коммунистическая лжецерковь».

Разумеется, что коммунисты вовсе не стремились создать церковь, более того, будучи атеистами, они заявляли, что они хотят убить религию, уничтожить у людей представление о том, «чего нет», — о Боге. Но, борясь с религией, они стали бороться с ее носителями – с истинной Церковью. На этом пути они совершили много злодеяний и кровавых преступлений. Борьба с идеей выродилась в вооруженную борьбу с Церковью путем насилия, зверств и убийств.

«Хомо советикус» — квазирелигиозный урод

Убить религиозное начало в человеке, полностью изменить сознание человека коммунисты не смогли, однако изуродовали они его очень сильно.

Для этого много делалось при Ленине и Сталине. По существу они создали нового человека – «хомо советикуса». Этот урод может считаться одним из позорнейших достижений советских коммунистов.

Коммунистическая религиозность

Процесс формирования коммунистической религиозности не был линейным:  в 1920-е годы акцентировалось внимание на одном, в 1930-е — на другом, в 1960-е — на третьем.   Главное оставалось неизменным — заставить человека поверить в то, что марксизм-ленинизм провозглашал истину, поверить в возможность построения коммунизма, в то, что это построение «научно» доказуемо.

Стремясь к этим целям, коммунисты содействовали созданию особого вида религиозности, той которую я называю «коммунистической религиозностью».

Ранний коммунизм

Давно известно, что история коммунистической религиозности может быть названа историей подмен, историй социально-психологических аберраций, искажений сознания. По сути, эта квазирелигиозность паразитировала на религиозности народа, извращая ее, заменяя христианское содержание на коммунистическое.

Коммунистическая религиозность состоит из таких элементов, как создание пантеона коммунистических «праведников», «мучеников», создание «сакральных» мест, содержит попытки изменить календарь и желание догматизировать марксистско-ленинско-сталинское учение.

Все это выродилось в стремление навязать человеку веру в государство как некую сакральную сущность. Чем больше времени проходило, тем меньше коммунистические идеологи требовали от советских людей веры в то, во что они все меньше верили сами: в победу коммунизма во всем мире. Но для советских людей было обязательным требованием демонстрировать эту веру.

Как в древнем Риме было необходимо, показывая свою лояльность государственной власти, преклонить колена перед статуей императора или бросить ладан на алтарь перед статуей беса — идолом, так и в коммунистической империи надо было преклонить колена перед «советским, самым лучшим, самым справедливым, самым гуманным государством», а то и прямо поклониться мертвому В. Ленину. О внутреннем состоянии человека беспокоились мало. Веру никто не проверял.

Это относится к позднему периоду развитого социализма, входившего в стадию упадка. В 1920–30-е годы только создавалась система, делались кирпичи, из которых строилась пирамида советской псевдорелигии. Процессы гонения на Христову Церковь, уничтожения ее обрядов, замещения их коммунистическими обрядами и процесс создания коммунистической религии проходили одновременно, так что правильно говорить об одном процессе.

Одновременно с убийствами духовенства, расстрелами крестных ходов, кощунственным процессом «освидетельствования мощей», коммунисты собирали митинги, мумифицировали мертвое тело Ленина. Известны примеры проведения красных «пасх» и «рождеств». Красный угол с иконами в доме заменили на «красный уголок» с портретами советских вождей.

Известно, что раскулачивание в деревнях всегда начинали с осквернения храма. Одновременно с разрушением храмов в стране строили клубы, а потом «дворцы», целью которых было заменить храмы.

Из коммунистов, убитых во время сопротивления народа распространению советской власти, постепенно формировался институт коммунистических «мучеников» и «праведников», как «вселенских» (Роза Люксембург, 26 бакинских коммисаров), так и «местно чтимых», (как И. Бабушкин).

Создавались сакральные места, будь то в Петрограде или в Москве. Главной «святыней» коммунистов был мавзолей Ленина в Москве, построенный в виде вавилонского зиккурата.

Ленин – идол коммунизма

Тема Ленина стоит особняком в создании коммунистического мифа. Ленин был коммунистическим «богом-сыном», заменяя собой Христа. Таким образом, он стал идолом в классическом понимании этого слова – существо, претендующее на роль бога.

Если Ленина не называли богом открыто, то формально наделили божественными функциями: бессмертием (вспомните лозунг «Ленин живее всех живых»), всемогуществом, вездесущием, необходимостью поклонения и т.д.

Ленин заменял Христа

О том, что Ленин заменял для коммунистов Иисуса Христа, мы можем сказать, имея в виду, что Маркс и Энгельс воспринимались как некий коллективный «бог-отец» коммунизма. Соответственно, кощунственная замена Святого Духа идеей коммунизма завершала строительство этой богомерзкой религии.

Маркс и Энгельс были своего рода представителями «ветхозаветной», «докоммунистической религиозности», а Ленин был провозвестником «нового завета» коммунизма.

И. Сталин интересен для нас тем, что он был живым Лениным: «Сталин – Ленин сегодня», — вещал лозунг 1930-х годов. Получалось, что Ленин не умирал, а «продолжался» в Сталине. Дальнейшие коммунистические вожди уже не могли претендовать на роль Ленина. Но долгие годы, до смерти Сталина, система действовала именно так, как мы ее описали.

Съезды партии были пародией на церковные соборы, коммунистические чиновники — члены ЦК, были пародией на епископат. Курс истории ВКПБ был «катехизисом», которым можно было проверять «правоверие» коммунистических коллег.

Существовали и подмены христианских таинств. Можно вспомнить мистерию наречения коммунистических имен, т.н. «звездин». Прием в пионерскую, комсомольскую организацию — это примеры социальной инициации, псевдорелигиозные в своей основе.

Церковные формы коммунисты брали для того, чтобы построить свои антицерковные, антирелигиозные формы. Вспомним, что даже историю падшего ангела — сатаны — коммунисты включили в свою схему. «Дьяволом» революции стал Троцкий — символ зла, деперсонифицированный персонаж. Удивительно, но в советских энциклопедиях не было статей о Троцком, были статьи только о троцкизме.

Мы можем рассматривать могильщика Сталина Хрущева – «коммунистическим Лютером», попытавшимся очистить «правильный» ленинизм от «неправильных наслоений». Восстанавливая первокоммунистическую чистоту, Хрущев нанес смертельный удар этой религии.

При Хрущеве возникли дворцы бракосочетания (в 1959 г.) и дворцы малютки. Смысл их создания очевиден – вытеснить таинство венчания на периферию жизни человека, заместить христианское действие своим, коммунистическим. Эта пародия на таинство весьма характерна. В дворцах малютки детям давали имена, часто не христианские, а придуманные «Владлен», «Октябрина», чтобы и с помощью такого приема оторвать людей от христианской Церкви.

Попытки изменить строй жизни лежали в основе коммунистического отношения к похоронам. В 1920-х годах никто иной, как Троцкий, популяризировал идею строительства крематориев. Смысл сжигания трупов был в том, чтобы дискредитировать христианские традиции похорон, хотя объяснялось это «гигиеной» и «экономией».

Коммунисты пытались эксплуатировать вечные принципы, изложенные в Святом писании. В 3-й редакции программы КПСС содержался «моральный кодекс строителя коммунизма». Некоторые фразы кодекса напоминают цитаты из Писания, и это не случайно. Из Евангелия нам известно, что сам дьявол пользовался цитатами из Ветхого Завета с пользой для себя. Только цель его, конечно, не в том, чтобы привести людей к Богу, а в том, чтобы на место Бога поставить себя.

Сама вера в коммунизм носила яркий религиозный характер, а проявления ее в виде классового фанатизма сродни религиозному фанатизму.

По-своему интересно наблюдать за разложением этой лжедуховности. Если до Второй Мировой войны можно было говорить о подобии веры в светлое будущее, то в 1960–х годах наступает период «веры без веры», когда от адептов коммунистической религии не требовалось ничего, кроме молчаливого согласия с провозглашенными принципами.

Советский союз — царство антихриста

В итоге получилась страшная картина, напоминающая царство антихриста, описанное в апокалипсисе. Такая система должна была быть, и была враждебно настроена к Церкви. Истинная религия и Церковь самим фактом своего существования демонстрировали ложность и абсурдность коммунистической идеи. Христиане были идейными врагами коммунистической религии, их жизнь доказывала бессмысленность того строительства нового человека, которое было затеяно коммунистами.

Основа коммунизма – поклонение государству

Когда я задумываюсь над вопросом, что же лежало в основе этой религиозности, какая главная идея имела место быть, то прихожу к мысли, что в основе было поклонение государству, идолопоклонство перед социалистической державой.

Внешнее подменяло внутреннее, вера в государство, как в некую метафизическую ценность, должна была утверждаться всеми способами. Сама постановка вопроса свидетельствовала о ложности принципов, которыми руководствовались коммунисты, ибо государство, безусловно, есть временный институт, который не может претендовать на истину или на вечное существование.

Коммунизм – трагедия России

Трагедия коммунистической религии заключалась в том, что естественное стремление людей к хорошей жизни на земле было использовано для того, чтобы их обмануть и уничтожить веру людей в Бога, в христианские идеалы, в Божественную справедливость, то есть в то, что делает человека существом не душевным, но духовным.

Это страшная подмена, которая стоила многим миллионам людей моральных мук, а также и мук в буквальном смысле – миллионы людей были зверски замучены в коммунистических концлагерях, — приводила к нравственным искажениям, извращению понятий о добре и зле.

Строительство коммунистической религиозности было тем опаснее, что шло оно по лекалу христианской Церкви.

Коммунизм сегодня

Сегодня соблазн коммунизма во многом связан с тем, что люди не всегда могут отделить красивые декларации от мотиваций коммунистических лидеров, вызвавших эти декларации к жизни.

Хотя некоторые западные писатели видели в использовании коммунистами христианских символов возврат к христианству, это не было возвращением ко Христу. Это было стремлением заместить Христа. Уничтожить основные положения христианства коммунистам было не под силу, а приватизировать или, лучше, уворовать, их, безусловно, было их целью.

Воспринимать коммунистические призывы нового, «хорошего» человека как призывы христианские – в корне не верно! Ибо дело не в воспитании хорошего человека, а в создании эффективного орудия социального строительства, существа, верного идеям, убежденного в своей правоте вплоть до фанатизма.

В основе этих идей, как уже было сказано, лежало поклонение «самому справедливому государству», «государствобесие», если угодно, такое настроение, когда Бог подменялся идолом. Не замечать этого — значит не замечать одной из главных трагедий русского духа в ХХ веке.

Неумение отделить цели от средств, которыми пользовалась коммунистическая религия, значит допустить оправдание существование советского государства как некоего идеала, значит встать на путь, ведущий к созданию новых культов, в основе которых поклонение силе, а не истинному Богу Иисусу Христу.

Это значит оправдание лозунга «цель оправдывает средства», когда ради идеи «справедливого»  государства можно убивать людей, не желающих идти в новый земной «рай». Это значит внутренне согласиться с преступлениями советского режима против человечества.

Положительное отношение к коммунизму сегодня таит в себе опасность возвращения его в будущем. Повторения ужасов советской власти Россия уже не выдержит.

AFP PHOTO / OXANA ONIPKO

В какой-то степени следствием поклонения государству можно считать возникновение в маргинальной церковной среде поклонение псевдосвятым: тирану Ивану Грозному, «мученику» Г. Распутину, и даже И. Сталину, и так далее.

Такие исторические деятели привлекают малоцерковных людей тем, что они олицетворяют образ государственника, а вовсе не тем, что они исполняли евангельские заповеди милосердия и любви, которые они отвергли. Вокруг этих главных лжесвятых мы видим целый сонм активно почитаемых в маргинальной среде лжеподвижников, будь то музыкант И. Тальков, маршал Г. Жуков и т.д. То есть почитание лжесвятых государственников имеет под собой не христианскую, а коммунистическую религиозность.

Таким образом, коммунистическая религия дает метастазы в современную жизнь русского общества, не позволяет трезво отделить собственно религиозность от нерелигиозного, имманентное от трансцендентного, Идеал от идеалов, Царство Небесное от царств земных.

Проблема сакрализации государства является наследством коммунистической лжерелигиозности, которая сегодня внешне разбита и в прежних формах не существует, но не до конца умерла, а продолжает отравлять жизнь современным людям, пытающимся соединить веру в честное государство и веру в Бога.


Читайте также:

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Каковы истоки коммунизма?

  • Проблемы глобальной эпохи
  • Регионы мира
  • Как устроен мир… а иногда и нет
  • Исторический контекст
  • Внешняя политика
  • COVID-19
  • Ресурсы для инструкторов
  • Амбассадорская программа
  • Новостная рассылка
  • О
  • СМО образование
  • Проблемы глобальной эпохи
  • Регионы мира
  • Как устроен мир. .. а иногда и нет
  • Исторический контекст
  • Внешняя политика
  • COVID-19
  • Ресурсы для инструкторов
  • Амбассадорская программа
  • Новостная рассылка
  • О
  • СМО образование

Назад к модулю

Мир в войне

Узнайте, как Маркс, Ленин и Сталин интерпретировали коммунизм, и погрузитесь в историю воплощения идеологии в политику.

Лидер российской коммунистической революции Владимир Ленин выступает с речью на Красной площади в Москве 25 мая 1919 года.

Источник: Keystone через Getty Images

Фейсбук Твиттер Поделиться в LinkedinСоздано с помощью SketchTool. Эл. адрес

Среди вирусных видеороликов TikTok о танцующих бабушках и дедушках и декадентских рецептах десертов еще одна популярная тема недавно набрала более полумиллиарда просмотров: #коммунизм.

Прокрутите бесконечные короткие видеоролики, связанные с хэштегом, и вы найдете биографические клипы о коммунистах-революционерах, дипфейки Иосифа Сталина, синхронизирующие губы с поп-хитами, и даже уроки макияжа на тему серпа и молота.

Это не просто мимолетная онлайн-тенденция. Многие молодые американцы рассматривают коммунизм как все более привлекательную альтернативу капитализму, который они считают ответственным за сохранение экономического неравенства, расовой иерархии и глобального климатического кризиса. Недавние опросы показывают, что почти 30 процентов поколения Z (в возрасте от шестнадцати до двадцати трех лет) положительно относятся к коммунизму, а поддержка капитализма среди миллениалов (в возрасте от двадцати четырех до тридцати девяти лет) продолжает резко падать.

Однако мнения разных поколений сильно разошлись. Только 6 процентов бэби-бумеров (в возрасте от 56 до 74 лет) и только 3 процента их предшественников, «молчаливого поколения» (в возрасте от 75 до 93 лет), положительно относятся к коммунизму. Вероятно, это восходит к опыту многих пожилых американцев во время холодной войны, когда бывший Советский Союз представлял реальную угрозу безопасности и процветанию США. Другие, кто жил непосредственно при коммунистических режимах в таких странах, как Камбоджа, Куба и Советский Союз, вспоминают болезненный опыт бедности, потерь, голода и политических репрессий. Для них коммунизм был неудачным экспериментом, а не перспективным решением.

Так как же лучше понять это разделение?

Одна из стратегий заключается в том, чтобы посмотреть на разницу между идеологией коммунизма и ее реализацией. Молодые люди часто сосредотачиваются на идеях, лежащих в основе коммунизма — политической и экономической системы, впервые представленной Карлом Марксом, которая призывает к ликвидации частной собственности и экономике, основанной на прибыли. Теоретически такая система обеспечит равенство и свободу от бедности. С другой стороны, старшее поколение склонно смотреть на историю того, как внедрялся коммунизм, что приводило — в самых крайних случаях — к гибели миллионов людей.

В этом уроке мы рассмотрим как коммунизм в теории, так и коммунизм на практике. Мы вернемся в прошлое, чтобы понять, как Карл Маркс защищал идеологию в ответ на ужасные условия труда в Западной Европе. И мы исследуем, как два человека — Владимир Ленин и Иосиф Сталин — превратили идеологию Маркса в действенную политику, часто с катастрофическими результатами.

Как Карл Маркс понимал коммунизм?

Вопреки распространенному заблуждению, коммунизм зародился не в России. Скорее, она впервые оформилась в столицах Западной Европы.

В середине 1800-х годов Западная Европа переживала бурные экономические и социальные изменения, вызванные периодом новаторских инноваций, называемым промышленной революцией. В таких городах, как Брюссель, Лондон, Париж и Вена, рост фабричного производства вызвал всплеск новых рабочих мест, а также беспрецедентный экономический рост.

Но не все выиграли в равной степени.

Хотя небольшая часть населения стала необычайно богатой, многие другие получали низкую заработную плату, много часов работали в небезопасных условиях и жили в переполненных и антисанитарных районах.

Сур, — Можем ли мы умолять и умолять вашу защиту и власть, Мы — Сур, как это может быть, живем в Вилдерниссе, насколько остальная часть Лондона знает что-либо о нас, или насколько богатые и знатные люди заботятся о нас. Мы живем в грязи и грязи.

Обращение в лондонской газете, 1849 г.

Фейсбук Твиттер Поделиться в LinkedinСоздано с помощью SketchTool. Эл. адрес

Одним из самых громких критиков этих условий был немецкий философ Карл Маркс.

Маркс был активным защитником среднего рабочего. Он и его давний соратник, коллега-философ Фридрих Энгельс, переезжали из города в город по всей Западной Европе и писали о потребности общества в радикальном переосмыслении своих политических и экономических систем. В своих самых известных текстах, Das Kapital и Коммунистический манифест , Маркс представил две сигнатурные теории. Во-первых, он утверждал, что рабочие страдают из-за того, что они зависят от высших классов, владеющих фабриками, сырьем и оборудованием, необходимыми для производства товаров, — систему, которую он назвал капитализмом. Во-вторых, он считал, что революция — единственный способ освободить рабочих от этой системы и что после многих лет гнета восстание рабочих неизбежно.

Но как произойдет революция? Согласно Марксу, та же фабричная система, которая подчинила себе рабочих из низшего класса, позволит им ее свергнуть. Каждый день массы людей собирались на фабриках по всей Европе, чтобы производить товары. Почему их нельзя было организовать и вывести на улицы для восстания? «Пролетарии всего мира, соединяйтесь!» Маркс писал. «Тебе нечего терять, кроме своих цепей».

На следующем этапе революции вновь обретший власть пролетариат , или рабочий класс, распространит право голоса на все население и упразднит частную собственность. Это привело бы к падению высших классов, которые процветали при капитализме. Затем центральная власть — скорее всего, правительство — вмешалась бы, чтобы создать новую плановую экономику, основанную на удовлетворении потребностей общества, а не на увеличении прибыли.

Для Маркса переход к этому будущему был более чем вероятным — он был неизбежен. В своих трудах он описывал будущее, в котором миру в конце концов не понадобятся ни экономические классы, ни деньги, ни даже нации.

Признавая зажигательный характер этих идей, власти Брюсселя, Кельна и Парижа выслали немецкого философа из своих городов. Тем временем в России имперские цензоры разрешили издание « Капитала », посчитав книгу слишком плотной, чтобы вызвать большой ажиотаж. К их удивлению, экземпляры книги разлетались с полок и позже вдохновили на первую в мире коммунистическую революцию.

Как Владимир Ленин реализовал коммунизм?

В начале двадцатого века многие россияне были в ярости от своего правительства. Крестьяне платили высокие налоги, фабричные рабочие работали в плохих условиях, страна пережила две непопулярные войны: русско-японскую войну (1904–05) и Первую мировую войну (1914–18).

В течение многих лет люди безуспешно пытались свергнуть правящую династию Романовых, правившую Россией три столетия. Среди этой суматохи группа женщин из рабочего класса вышла на улицы Петрограда (ныне Санкт-Петербург) 19 февраля.17 в знак протеста против нехватки продовольствия и высоких цен на хлеб. В течение следующих нескольких дней к протестам присоединились сотни тысяч человек, и, в конце концов, на их сторону перешли военачальники. К марту главный монарх России царь Николай II отрекся от престола.

Уход царя создал вакуум власти. Многие протестующие требовали демократии, но вместо этого возобладали авторитарные силы. В октябре большевики — политическая партия во главе с Владимиром Лениным — в результате переворота захватили власть в стране.

Ленин был революционером задолго до 1917 года. После того, как его исключили из колледжа за участие в студенческих протестах, он годами изучал труды таких интеллектуалов, как Маркс. И, подобно Марксу, Ленин переезжал из города в город по всей Европе, призывая к рабочей революции в радикальных публикациях.

Придя к власти, Ленин, не теряя времени, продвигал свое видение марксистской России. Но что это означало? В своих трудах Маркс в основном воздерживался от рекомендаций по конкретной политике, которую лидеры должны проводить для создания коммунистического общества. Ленин был первым, кто попытался воплотить труды Маркса в реальную политику. Однако правительство, возникшее в результате этих попыток, в конечном итоге не оказалось ни популярным, ни полностью марксистским. Вместо того чтобы принять марксово видение справедливого демократического общества, ленинское правительство подавляло инакомыслие посредством строгой цензуры в печатных станках, театрах и кинотеатрах. И даже когда россияне получили возможность проголосовать за законодательный орган, большевистская партия Ленина предпочла проигнорировать результаты; они получили менее 25 процентов голосов.

Избирательный участок в Петрограде во время выборов 1917 года.

Источник: Архив универсальной истории через Getty Images.

Фейсбук Твиттер Поделиться в LinkedinСоздано с помощью SketchTool. Эл. адрес

Кроме того, вдохновленные ленинскими марксистами усилия по отмене частной собственности на землю и превращению каждой фермы в государственную собственность дали неутешительные результаты. Нехватка продовольствия сохранялась, экономика пошатнулась, и русские протестовали. В ответ Ленин ввел НЭП в 1919 г.21, который снова сделал частную собственность законной. По Ленину, это представляло собой «тяжелое поражение и отступление» от марксистской политики. Вскоре он еще больше отошел от марксизма, открыв торговлю с такими капиталистическими странами, как Англия.

В 1924 году Ленин скончался, оставив Россию, которая недавно стала федерацией государств под названием Советский Союз, снова столкнуться с кризисом, связанным с тем, как реализовать видение Маркса.

Как Иосиф Сталин реализовал коммунизм?

После смерти Ленина различные советские лидеры боролись за его место; однако один выдающийся революционер выделялся как предполагаемый лидер: Лев Троцкий. Однако у Троцкого были соперники, в том числе Иосиф Сталин.

На бумаге Троцкий и Сталин не могли быть более разными. Хотя Троцкий был плодовитым писателем и известным оратором, Сталин заработал свою репутацию не своим интеллектуальным вкладом в революцию, а своей способностью собирать средства для большевиков посредством грабежей, похищений людей и даже пиратства на Черном море.

Когда пришло время выбирать преемника Ленина, между ними началась идеологическая война. Троцкий призывал Советский Союз поддерживать рабочие революции в других странах — марксистская точка зрения, направленная на то, чтобы направить мир на путь глобального коммунизма. Напротив, Сталин призывал отдавать приоритет коммунизму дома, сосредоточив внимание на внутренних проблемах.

Со временем Сталин выиграл войну с Троцким не только благодаря идеологическим достоинствам, но и благодаря мощным политическим альянсам. Когда Сталин пришел к власти, он отправил своего соперника в пожизненную ссылку, а позже посвятил три этажа своего разведывательного управления выслеживанию Троцкого, убитого в Мехико в 1940 году.

При Сталине жизнь в Советском Союзе была далекой. из марксового видения расширения прав и возможностей рабочих. Хотя Сталин использовал в своих речах язык Маркса и Ленина, его политика превыше всего ставила обеспечение того, чтобы Советский Союз мог конкурировать в мировой экономике.

В 1928 году Сталин отменил ленинский НЭП и запустил новую программу, направленную на увеличение промышленного производства страны на 250 процентов всего за пять лет. Однако в рамках этой новой программы фабричные рабочие изо всех сил пытались достичь нереалистичных производственных целей и им грозило заключение в ГУЛАГ (государственный исправительно-трудовой лагерь) за безделье или прогулы. Между тем, неудачная сельскохозяйственная политика привела к голоду, в результате которого погибло около шести миллионов человек.

Могильщик останавливается на месте массового захоронения неопознанных жертв голода на окраине Харькова, Украина, 19 марта.33.

Источник: Александр Винербергер/Архив Венской архиепископии через Консорциум изучения и образования Голодомора.

Фейсбук Твиттер Поделиться в LinkedinСоздано с помощью SketchTool. Эл. адрес

Кроме того, хотя Маркс призывал к демократии, Сталин не терпел даже подозрения в инакомыслии. В период с 1936 по 1938 год Сталин казнил около миллиона человек, в том числе более трети членов Коммунистической партии и почти 80 процентов своих высших военачальников.

Сталин умер в 1953 году, но его наследие сформировало Советский Союз на десятилетия. Его политика травмировала и убила миллионы людей, а также подтолкнула Советский Союз к конфликту с Соединенными Штатами.

В ходе холодной войны, как ее называли, Соединенные Штаты и Советский Союз никогда не сталкивались лицом к лицу. Тем не менее, он втянул несколько стран в опосредованные войны и поставил мир на грань ядерного уничтожения. Этот экзистенциальный конфликт закончился лишь в конце 1980-х – начале 19 века.90-е годы, когда Советский Союз распался после многих лет экономической стагнации и неудачных политических реформ. Первый в мире крупномасштабный эксперимент с коммунизмом завершился, и он провалился.

Как другие страны интерпретировали и внедряли коммунизм?

Думая о коммунизме, люди, как правило, сосредотачиваются на советских лидерах, таких как Ленин и Сталин. Они действительно были первыми, кто осмысленно реализовал идеологию. Но во всем мире политические лидеры в разных странах приняли свои интерпретации коммунизма.

Коммунизм сегодня

Нажмите на стрелку или проведите пальцем по экрану, чтобы совершить экскурсию.
Фейсбук Твиттер Поделиться в LinkedinСоздано с помощью SketchTool. Эл. адрес

В Китае лидер Коммунистической партии Мао Цзэдун адаптировал идеологию Маркса и Ленина, призывая к крестьянской революции в деревне, а не к революции, возглавляемой рабочими в городах. Эта революция привела к десятилетиям конфликтов и гибели миллионов людей. Однако китайская интерпретация и реализация коммунизма с тех пор превратились в экономическую модель, в которой элементы частного предпринимательства сочетаются с государственным контролем и влиянием на отрасли, и сегодня Китай является ведущей силой в мировой экономике, хотя и нанесшим значительный ущерб окружающей среде. и нарушения прав человека.

Другие страны видели столь же разные интерпретации коммунизма. Бывший лидер кубинских коммунистов Фидель Кастро — последователь ленинской идеологии — проводил политику конфискации всей иностранной собственности в стране, запрета частного бизнеса и ограничения свободы слова и политической деятельности, в то же время он ввел программы, предлагающие бесплатное здравоохранение и образование. . Хотя многое из этого остается в силе, преемники Кастро провели ограниченные реформы, пытаясь поддержать экономику страны, которая не справилась с задачей, несмотря на значительную поддержку со стороны Китая, России и Венесуэлы.

Китай, Куба и Советский Союз все идентифицируют (или идентифицируют) как коммунистические страны. Но их совершенно разный опыт выявляет разрыв между идеологией в теории и на практике. Как показывает история, идеологии могут предложить видение более справедливого будущего, но их реализация может нанести серьезный вред на этом пути.

Упомянутый модуль

Мир в войне

Коммунизм — HISTORY CRUNCH — Исторические статьи, биографии, инфографика, ресурсы и многое другое

Коммунизм — это экономическая и политическая система, основанная на принципах социализма, особенно на раннем развитии марксизма и идеях Карла Маркса, выраженных в «Коммунистическом манифесте». Подобно марксизму, коммунизм сосредоточен на идее создания общества, основанного на общественной собственности на средства производства и устранении любых форм социальных классов. Например, коммунизм обычно фокусируется на условиях рабочего класса и большом разрыве в доходах, существовавшем в капиталистических обществах, основанных на принципах невмешательства. Капитализм laissez-faire был господствующей экономической системой в Европе в XIX веке.XX в. и в целом основывалась на незначительном вмешательстве государства в экономику или на его полном отсутствии.

Карл Маркс

В то время некоторые утверждали, что капитализм laissez-faire выгоден для богатых и губителен для рабочего класса. Социализм развился как ответ на то, как некоторые относились к капитализму laissez-faire и его очевидным недостаткам. Как теория, коммунизм занимается исправлением этого дисбаланса и созданием общества, основанного на справедливом распределении доходов без классовых разделений. Как указывалось ранее, коммунизм возник из идей марксизма, но отличался от других социалистических идеологий, когда впервые возник в 20 веке.

Владимир Ленин

Первой страной в мире, принявшей коммунизм, была Россия во время событий, связанных с русской революцией 1917 года. В то время Россией правил царь Николай II, который, по мнению русских крестьян, не удовлетворял потребности страна. Россия была обществом, которое было резко разделено, и самые бедные русские изо дня в день боролись за выживание. Бедность была широко распространена, особенно среди русских крестьян, работавших на дворянство-помещиков. Все это в совокупности подготовило почву для революции против царя и его правления в России. В 1917 октября Владимир Ленин возглавил серию восстаний против царя Николая II. Ленин был лидером большевиков, коммунистической организации, стремившейся захватить власть в России. Ленин называл себя марксистом и продвигал идею создания России как первого в мире коммунистического государства. Вскоре царь Николай II и его семья были заключены в тюрьму, а Ленин и большевики пришли к власти в России. Россия превратилась в Советский Союз и оставалась коммунистическим государством до начала 19 века.90-е. Историю коммунизма в Советском Союзе важно понять, потому что она показывает связь между коммунизмом и политической системой диктатуры.

Диктатура — это политическая идеология, в которой лидер обладает всей властью в данном обществе и часто поддерживает власть посредством террора и насилия против своих граждан. На протяжении 20-го века в Советском Союзе доминировала череда диктаторов, которые использовали свою власть для создания коммунистического государства, а также защищали и централизовали власть в себе. Это важное различие, потому что, хотя коммунизм во многом похож на другие формы социализма, включение диктатора разделяет его политически. Например, в «Коммунистическом манифесте» Карл Маркс выступал за бесклассовое общество, основанное на общественной собственности. В то время как коммунистические общества, такие как Советский Союз, основаны на общественной собственности, природа диктатуры означает, что они по своей сути не являются бесклассовыми, поскольку диктатор и федеральное правительство контролируют центральную власть правительства. Таким образом, коммунистические страны часто называют командной экономикой.

Командная экономика – это экономика, в которой принятие экономических решений в стране осуществляется центральной властью. Например, центральная власть издает приказы об основных функциях экономики, в том числе: какие товары и услуги должны производиться; как должны производиться товары и услуги; кто должен получать произведенные товары и услуги? Коммунисты утверждают, что командная экономика полезна для общества, потому что она: обеспечивает сильные центральные средства производства для легкой координации, позволяет правительству осуществлять всестороннее экономическое планирование и избегает проблем, связанных с капитализмом, таких как: большой разрыв в доходах и плохие условия. для бедняков и рабочего класса. В качестве альтернативы противники принципов коммунизма утверждают, что командная экономика вредна для общества, потому что: крупномасштабное экономическое планирование затруднено, и правительство не обязательно может удовлетворить потребности всех своих людей, экономика зависит от одного источника для принятия решений, а свобода выбора для производителей и потребителей ограничена.

Серп и молот

Коммунизм в Советском Союзе также сыграл важную роль в холодной войне, которая велась между Соединенными Штатами и Советским Союзом с конца Второй мировой войны в 1945 году примерно до 1990 года. идеологический раздел между двумя странами, поскольку Советский Союз был основан на коммунизме, а Соединенные Штаты были основаны на капитализме и демократии.

Фидель Кастро

Хотя коммунизм возник в начале 20-го века с революцией в России, он все еще существует сегодня в нескольких регионах мира, в том числе на Кубе и в Северной Корее. Как и в Советском Союзе, история Кубы — это история диктатора, навязавшего стране коммунистические принципы. Диктатор Фидель Кастро принес коммунизм на Кубу в 1959 году в рамках кубинской революции. Он остается коммунистическим и сегодня, несмотря на то, что недавно умер Кастро. Кастро правил страной как диктатор, но провел несколько реформ, основанных на идее общественной собственности, включая всеобщее здравоохранение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *