Комментарии к законам ману: 2.5 В этом мире никогда не увидеть что-либо, сделанное при отсутствии желания [награды]; ведь всё, что [человек] делает, исполнено из желания. (II, 4)

Законы Ману | Русский след

Матсья (рыба) спасает саптариши и Ману от Всемирного потопа

Законы Ману или «Ману-смрити»  (санскр. मनुस्मृति, manusmṛti), также известна как Ману-самхита — памятник древнеиндийского права, древнеиндийский сборник религиозно-нравственных и правовых предписаний и традицией, написанный легендарным прародителем человечества — Ману (санскр. मनु). Ману — первый царь, правивший землёй и единственный человек, спасённый Вишну от всемирного потопа.

     «Ману-смрити» сложилась во II веке до н. э. — II веке н. э.
Самыми древними считаются II—VI главы (II — правила жизни в период обучения; III-IV — правила жизни семьянина-домохозяина; V — некоторые религиозные нормы; VI — правила жизни отшельника;)

Тексты Законов Ману созданы в северной Индии брахманами и мудрецом Махариши Бхригу (185 — 151 г.г. до н.э.) в период социальной нестабильности после распада империй Маурьев и Шунга, для защиты законов ведизма от неведических движений — от набирающего рост буддизма. К. П. Джаясвала указывает ещё более точную дату: 150—120 годы до н. э.
В 300 году до н. э. древнегреческий путешественник Мегасфен описывал, что люди в регионе Матхуры поклонялись Гераклу (которого принято отождествлять с Кришной).

«Ману-смрити» как кодекс правил.

                             Социальное устройство.
Из самых ранних произведений санскритской литературы известно, что говорившие на арийских наречиях народы в период первоначального заселения Северной Индии (приблизительно с 1500 по 1200 год до н. э.) уже «Ману-смрити» выделяет четыре «варны» (санскр. «цвет») — четыре главных сословия:
брахманов (священнослужителей),
кшатриев (воинов),
вайшьев (торговцев, ростовщиков, скотоводов и земледельцев)
шудры (слуги и разнорабочих) — к услужению «дваждырождённым».
Двиджа (рус. дваждырождённые) в индуизме называют членов трёх высших варн (брахманы, кшатрии и вайшьи).

    В Законе Ману существовало три запрета для четырёх варн (сословий) — запрет на совместную трапезу, совместную молитву и брак между разными кастами.  Сказание о скифских царях.

В «Ману-смрити» упоминаются лица, «презренные даже для отверженных» и указаны семь случаев, при которых человек становился рабом (даса):
— военнопленный (дхваджарта),
— за содержание (бхактадаса),
— рождённый в доме (грихаджа),
— купленный (крита),
— подаренный (датрирна),
— доставшийся по наследству (пайтрика)
— в силу наказания (дандадаса). Раб не имел никаких прав, заключенные им сделки считались недействительными. Дети рабыни считались собственностью хозяина.

    Оружие могли носить только кшатрии (воины).  Кшатрии должны были при любых обстоятельствах защищать брахманов, женщин, детей, стариков и коров, а также тех, кто не может сам себя защитить и просит о помощи.

Другие «дваждырождённые» могли браться за оружие только когда для них «наступает время бедствий». Войны были важным источником процветания государства.

Почитался царь — мужественный воин, который добывал силой то, чего он не имел. В ведическом санскрите слова — Сару, сарратья — sarru, sarи, sirratu, sarathya — рать, ратный, соратник, (sа – совместно, ratha- колесница, воитель, герой. От слова ведического санскрита «сарру»- sarru- происходит слово – «царь» в славянских языках, а в германских — кезарь и кайзер. В Риг-веде: саратхи — Sarathi — возница колесницы – «соратник». Первоначальное значение слова царь означало «саратник», воин.

   «ЗМ, VII, 101. То, что он не имеет, пусть старается [приобрести] силой (danda), приобретенное-охраняет заботливо, сохраненное — приумножает приращением, приумноженное — вручает достойным получать [дары]».

Знания, с помощью которых царь управлял государством «Данда-нити» — «справедливое правление» царя.

Царю переходила большая часть награбленного имущества, в частности земля, оружие, золото, серебро; остальное подлежало дележу среди солдат. Армия выполняла также функции охраны государственного порядка, для чего воинские отряды помещались среди «двух, трёх, пяти, а также сотен деревень».

Главной задачей царя являлась охрана его подданных, за что он имел право назначить им налог (бали), однако он должен был быть умерен в его сборах.
Царь осуществлял правосудие с помощью опытных брахманов, и являлся опекуном всех малолетних, больных, вдов.
Царю предписывалось почитать брахманов, знающих Веды — священное писание индуизма, и поступать по их совету. Царь назначал должностных лиц и контролировал их деятельность.

Для каждой деревни царь назначал старосту, для десяти, двадцати, ста и тысячи деревень он назначал управляющего.

Судебной инстанцией был суд, в который входили царь вместе с брахманами и опытными советниками либо назначенный царём брахман, «окружённый тремя судьями». Толковать нормы права в суде мог только брахман, в крайнем случае кшатрия или вайшья.

Существовало 18 поводов (пада) судебного разбирательства: неуплата долга, заклад, продажа чужого, участие в торговом или ином объединении, неотдача данного, неуплата жалования, нарушение соглашения, отмена купли-продажи, спор хозяина с пастухом, споры о границе (земельных участков), клевета и оскорбление действием, кража, убийство, насилие, прелюбодеяние, брачные отношения, раздел наследства, игра в кости и битье об заклад.

Большое внимание уделяется свидетельским показаниям в суде. Свидетель должен был являться равным по социальному статусу той стороне в процессе, относительно которой он дает показания. Только в случае тяжких преступлений (воровство, насилие и пр.) свидетели не проверялись слишком тщательно на предмет надёжности. При отсутствии надлежащих свидетелей разрешалось принимать свидетельства ребёнка, старика, ученика (в отношении учителя), родственника, раба и женщины.

 

Имущественные отношения.

В «Ману-смрити» говорится о сроках давности пользования, владения вещью, влекущих за собой превращение владения в собственность. Данный срок составлял 10 лет. Правило давности не распространялось на залог и вклад.

Существовало семь законных способов приобретения имущества: 1) путём передачи вещи по наследству, 2) получения её в дар, 3) покупки, 4) завоевания, 5) ростовщичества, 6) исполнения работы, и 7) милостыня. Первые три способа были доступны для всех варн, четвёртый — только для кшатриев (воинов), пятый и шестой — для вайшьев (торговцев, скотоводов и земледельцев), милостыня была привилегией брахманов.

Недействительными считались те сделки, которые были совершены путём обмана или насилия, пьяным или безумным человеком, находившимся в состоянии гнева, горя, а также рабом, стариком, ребёнком.

Наёмный труд был неприемлем для высших варн, так как услужение являлось «собачьим образом жизни», а брахману следовало его избегать. Наёмный работник, не выполнивший работу, подвергался штрафу. Даже в случае его болезни наёмная плата не выплачивалась, если работа была не полностью закончена.

Семейные отношения.

Брачно-семейным отношениям («дхарма жён и мужей») в Законах Ману посвящены в основном главы III и IX.

    В Законах Ману выделяется восемь форм брака, распространённых в Индии.
Первые четыре брака поощрялись брахманами:

брахму (вручение отцом «наделённой драгоценностями» дочери жениху),
дайву (вручение дочери жрецу, когда он исполняет обряд),
аршу (отец выдаёт дочь жениху после получения от него быка и коровы или двух пар)
праджапатью (вручение отцом дочери жениху после слов «Исполняйте вместе дхарму»).

Другие («дурные») виды брака:
— асура (покупка невесты),
— гандхарву (добровольный союз жениха и невесты без согласия родителей),
— ракшасу (похищение невесты)
— самый худший вид — пайшачу (насилие над девушкой в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или безумной). Брать в жёны несовершеннолетних не запрещалось. Многожёнство не поощрялось, но муж мог взять вторую жену, если первая была склонна к пьянству, злобна или расточительна.

Браки между различными варнами (сословиями) не поощрялись, но были возможными, если муж принадлежал к более высокой варне, чем жена. Однако их дети были неравны в своих правах на наследство, к примеру, сын шудрянки и «дваждырождённого» не имел права на наследство, кроме того, что давал ему отец.

Женщина согласно «Ману-смрити» должна была всю жизнь находиться под защитой мужчины (отца — в детстве, мужа — в молодости, сына — в старости). Главным её назначением считалось рождение и воспитание детей, особенно сыновей. Законным отцом ребёнка считался муж матери независимо от того, кто им был фактически. Продажа жены и детей считалась возможной, но являлась грехом, однако даже проданная жена не освобождалась от мужа.
В случае, если жена не рожала детей, муж мог взять новую жену через 8 лет, если рожала детей мертворожденными — через 10 лет, если рожала только девочек — через 11 лет. В случае грубости жены муж мог взять новую «немедленно».

Жёны, потерявшие мужей, не могли повторно выходить замуж, но в случае смерти бездетного мужа жена по требованию родственников должна была родить от его брата или другого близкого человека.

       Преступления и наказания

   Согласно Законам Ману великими грехами (махапатака) было убийство брахмана, пьянство, кража, прелюбодеяние с женой гуру (учителя), а также сообщество с таким грешником. Следствием этих преступлений было наказание вплоть до лишения всей собственности и изгнания из страны.

От наказания освобождался убийца, если он защищал себя при охране жертвенных даров и при защите женщин и брахманов. При этом не имело значения, был ли убит гуру, ребёнок, престарелый или даже брахман, весьма учёный в Ведах. Также грехом не являлось «убийство убийцы».

Наказание зависело от варны наказуемого. Например, за оскорбление словом или действием равного себе по положению или представителя низшей варны накладывался штраф, но за такое же преступление шудры в отношении «дваждырождённых» влекло за собой телесное наказание — отрезание языка, губ, рук, ноги, кастрацию.

Прелюбодеяние относилось к тяжким преступлениям. Согласно «Законам Ману» людей, которые домогались чужих жён, царь должен был изгнать, «подвергать наказанию, внушающему трепет», к прелюбодеянию относились «услужливость, заигрывание, прикосновение к украшениям и одеждам, а также совместное сидение на ложе». Все небрахманы, виновные в прелюбодеянии, подвергались смертной казни. Однако проституция жены с согласия мужа не наказывалась. Лишение чести девушки против её воли влекло за собой телесное наказание, отрезание пальцев в случае, если преступник был не равен по положению с потерпевшей. Равный по положению был обязан выплатить крупный штраф.

Неверная жена должна была подвергнуться затравливанию собаками, а её сожитель — сожжению на раскалённом железном ложе. За преступное сожительство со свободной женщиной также накладывалось наказание в зависимости от варны мужчины.
«Собирание кореньев, плодов от деревьев, дров для огня и травы для корма скота» не являлись преступлением.

Похищение «родовитых людей, особенно женщин, так же как и лучших драгоценных камней» наказывалось смертной казнью, воровство коров — отсечением ноги.
Царю предписывается использование следующих видов наказаний: заточение (ниродхана), заковывание в цепи (бандха) и различные виды телесных наказаний (вадха).

К брахманам смертная казнь не применялась, вместо неё использовались другие виды наказания, связанные с публичным позором.

Читайте также:

Тайны Стоунхенджа

Геродот о Гиперборее

Историко-правовая характеристика Законов Ману

Характеристика Законов Ману

1.            Общая характеристика источника:

Законы Ману – это памятник древнеиндийской литературы, древнеиндийский сборник предписаний благочестивому индийцу в исполнении им своего общественного, религиозного и морального долга, приписываемый традицией легендарному прародителю человечества — Ману. Является одной из девятнадцати дхарма-шастр, которые входят в литературу смрити.

Законы Ману представляют собой сборник религиозно-моральных наставлений, изложенных в стихотворной форме от имени легендарного прародителя человечества полубога Ману. и относящихся в своей окончательной редакции к середине II в. н.э.

Полное название — Manavadharmasastra (sastra — откровение; dharma — разум, идея, закон, право, нравственность, религия  пр.). Поэтому  часто  данный памятник именуется  “Откровения  царевича  Ману”. Из такого  названия  очевидно  прослеживается  глубинная  связь  права  и  религии,  особенно  характерная  для древнеиндийского общества. Законы  Ману  — это  памятник  сакрального  права.

А) История принятия документа

Первое  упоминание о законах Ману относится к  9-му  веку до н.э., но окончательная редакция относится к середине II в. н.э.; Старейшие дхармашастры — Гаутама, Баудхаяна, Апастамба, Васиштха, носившие название дхармасутр (сутра-нить). Написаны в форме стихотворной, или, по крайней мере, ритмизированная, форме изложения.

Б) Структура источника

Законы Ману написаны на санскрите, содержит 2685 стихов (шлок), которые разбиты на 12 глав:

I глава описывает представления о происхождении Вселенной, сословий (варн), человеческого общества;

Глава I Законов Ману излагает сведения о мироздании и его Творце (божественном Самосущем), о происхождении основных четырех сословий (варн) и главенствующей роли брахманов в охранении сокровищницы вселенского Закона, которому следуют и люди.

II — правила жизни в период обучения;

Глава II повествует о воспитании правоверного индуса путем приобщения к знанию Вед, в частности «того священного Закона, которому следуют люди, изучившие Веды, и который запечатлен в сердцах людей добродетельных, всегда чуждых ненависти и страстей» (II, 1). После изучения Вед человек считался приуготовленным для новой духовной жизни — «дваждырожденным» (двиджати). В этой же главе говорится о роли обычаев, обрядов и ритуалов, а также «запомненной священной мудрости» дхармашастр.

IIIIV — правила жизни семьянина-домохозяина;

Глава III содержит нормы и требования к семейной жизни, правильному браку (анулома), а также повествует о последствиях неправильных браков (пратилома) и требованиях к соответствующим обрядам.

V — некоторые религиозные нормы;

VI — правила жизни отшельника;

Главы IV, V и VI содержат сведения о способах сакрализации повседневной жизни: повседневные правила гигиены, распорядка дня, перечисление запретных поступков, описание ритуалов очищения и аскетических норм и образа жизни.

VII — наставления об обязанностях царя и управлении государством;

Глава VII рассказывает о дхарме царя, о роли наказания в правосудии, поддержании порядка и «защите всех творений»; в ней даются советы по делам административным, налоговым, военным и др.

VIII — наставления о судопроизводстве и юридической практике;

Глава VIII посвящена 18 поводам для обращения в суд (нарушение договорных отношений, преступные деяния: кража, насилие, клевета, оскорбление действием, игра в кости, прелюбодеяние, осквернение ложа духовного наставника-гуру, распитие хмельных напитков и др.), а также роли закона и правилам судопроизводства и вынесения решения о наказании, освобождению от наказания в случае необходимой обороны (защита от насилия ребенка, женщины и священника-брахмана).

IXX посвящены семейным отношениям, наказаниям за различные преступления, обязанностям членов варн;

Глава IX повествует о «вечном законе для мужа и жены» в их семейной жизни, о личных и имущественных правах и обязанностях членов семьи, о наследовании, о наказаниях и роли царя в наложении наказаний.

Глава Х содержит правила, общие для трех дваждырожденных варн; семь законных способов приобретения собственности, десять способов существования, дозволенных всем людям в бедственном положении; дхармы, общие всем четырем варнам.

XI — предписания о покаяниях и обетах во искупление совершённых грехов;

Глава XI посвящена регулированию образа жизни касты неприкасаемых (каста появляется вследствие заключения неправильных, смешанных, межварновых браков, нарушивших дхарму).

XII — описание посмертных воздаяний за дурные дела в настоящей жизни.

Глава XII дает предписания относительно культа, ритуалов и конкретных обязанностей их участников; говорит об ответственности человека за недостаточный контроль за своими мыслями, словами и своим телом.

Согласно толкованиям знатоков Вед, дхарма входит в состав риты (рты), основного справедливого закона, направляющего жизнь

Вселенной и всего, что в ней содержится. Дхармы имеют несколько разновидностей. Сакральные дхармы (учение, приношение жертв и раздача даров) входят в обязанности прежде всего брахманов.

Дхармы мирские включают уплату налогов (в шестую долю доходов), охрану всех живых существ (в том числе родственников, душевнобольных, неспособных к оплодотворению и др.). В обязанности кшатриев входит исполнение наказаний (X, 70). Однако существуют дхармы для всех четырех варн одновременно.

В шлоке 63 гл. X говорится: «Ненанесение вреда, правдивость, неприсвоение чужого, чистота и обуздание органов — основная дхарма для четырех варн, — объявил Ману». И рядом, в шлоке 58, дается перечень запретных поступков и чувств: «Подлость, грубость, жестокость, неисполнение предписанных обязанностей отличают в этом мире человека нечистого по происхождению». Таким образом, исполнение обязанностей и правильное поведение с точки зрения морали порождают правильные последствия и сохраняют гармонию человека с вселенским порядком, с правилами (рта) и долгом (карма).

Веды и связанную с ними литературу создали пришлые племена ариев (вначале «арья» означало «земледелец», затем — «благородный»).

Они же участвовали в распространенииучения о варнах и четырех степенях земного совершенства (стадиях прохождения земного пути):

1. Отрочество и юность, период обучения, приобретения знаний, воспитания, самодисциплины, самообладания, сдержанности.

2. Жизнь семьянина и мирянина.

3. Жизнь лесного отшельника. По другим версиям, более позднего происхождения, — жизнь государственного деятеля, обладающего известной уравновешенностью, объективностью и способностью посвятить себя общественной деятельности без корыстного желания извлечь из нее выгоду.

4. Последняя стадия — жизнь отшельника, отрешившегося от всякой мирской деятельности. Так примирялись две тенденции, часто живущие в человеке бок о бок, — приятие жизни во всей ее полноте и отрицание ее.

В) Тип систематизации

Консолида́ция (лат. consolidatio от consolido — укрепляю) — укрепление, вид систематизации нормативных правовых актов, который заключается в устранении их множественности путём создания крупных однородных блоков в структуре законодательства. Консолидация — это своеобразный вид правообразования, особенность которого заключается в том, что новый укрупнённый акт не меняет содержание правового регулирования, не вносит изменений и новелл в действующее законодательство.

Законы Ману, наряду с Законами Хаммурапи явились основными источниками Древнего Востока. с формой систематизации –кодификация.

Г) Отличительные черты

Нормы поведения одновременно наполнены религиозным, моральным и правовым содержанием. Прослеживается глубинная связь  права  и  религии,  особенно характерная  для древнеиндийского общества. Делается попытка систематизировать нормы права, при этом смешиваются частные правонарушения и преступления.

В законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. Указывается наследственно-профессиональный характер варн.

Основные правовые институты, суд и процесс в Древней Индии (по ЗМ): Право собственности. ЗМ различают право собственности и право владения, значительное внимание уделяется охране частной собственности. ЗМ указывают 7 возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение приношений (только для брахманов-жрецов) Обязательственное право. Обязательственное право состояло из договоров и деликтов. Брачно-семейное право. Характер семейных отношений — патриархальный. Большие семейные кланы, глава семьи обладал неограниченной властью. В Древней Индии в ходу было многоженство, брахман мог иметь 4 жены. Наследование. Имущество после смерти родителей либо делилось между сыновьями, либо отходило старшему сыну. Уголовное право. ЗМ называет 4 самых тяжких преступления: убийство брахмана, осквернение ложа гуру, кража золота брахмана, питье хмельных напитков. Тяжкие преступления: нанесение вреда живым существам, вкушение недозволенной пищи, воровство, прелюбодеяние. Наказания были публичными.

Характер наказания зависел от места в обществе Процессуальное право. Характер — обвинительно-состязательный, устный, единый по делам гражданским и уголовным. Начинался с подачи иска и показаний в суде истца и ответчика. Суд был публичным, лжесвидетельство тяжко каралось.

Законы Ману и Артхашастра — самые известные и самые комментируемые источники древнеиндийского законодательства и политического искусства, вполне сопоставимые по уровню развития, юридической, политической и социологической конструкций с образцами древнего ближневосточного и античного политического искусства.

Д) Все три три структурных единицы нормы права в Законах Ману присутствуют.

2. Лица

А) Социальное деление

В основе соц. деления Древней Индии лежала varnasrama  — кастовая система. Все население  делилось на четыре основные  группы: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшья (земледельцы) и шудры (неприкасаемые). Этнически шудры не были арийцами.

 Грубейшей  ошибкой  является   смешение  понятий “варна”  и “каста”. Этимологически  слово  “варна”  —  это  обозначение  цвета кожи. Существовало 3  варны.  Представители  всех трех  варн  назывались “дваждырожденными” — т.е.  к ним  применялся  обряд  “второго  рождения” — инициации.  Члены  этих  варн, очевидно, являлись потомками  индоевропейцев,  ранее  поработивших  Индостан  вместе  с  туземным  населением. Со  временем  деление  по цвету  кожи утратило  свое значение  в  связи  со  смешением  чистых  арийцев  и  местных  жителей.

 Примерно  со 2-го  века до Р.Х. и позже  распространилось кастовое  деление. “Jaty”  (в  переводе — “качество”)  — деление  общества  на  узкие  профессии. Количество  каст  не  подлежит  твердому  исчислению, т.к. слово “каста” по  большому  счету  просто  означало  профессию.

  Основным критерием, лежавшем в основе кастовой системы было знание Вед.

Брахманы изучали веды с 8 лет, совершеннолетие наступало в 16 лет.

Кшатрии  изучали веды с 11 лет, совершеннолетие —  с 22 лет.

Вайшия изучали веды с 12 лет, совершеннолетие —  с 24 лет.

 У женщин  совершеннолетие  наступало  с  момента  окончательного  полового  созревания — с  приобретением  способности  к  деторождению. Законы  Ману  устанавливали также и  верхнюю  границу  дееспособности (70 лет).

  Вторым критерием  принадлежности к определенной варне был факт рождения, но этот критерий бы подчинен первому.

  Брахманы должны были посвятить первые 30 лет жизни изучению Вед, затем 5 лет служению гиру и оставшуюся часть жизни  можно было посвятить самому себе.

  Согласно ведам, основными занятиями брахмана были:

1. молиться

2. изучать веды

3. получать подарки.

  Кроме варн было  другое, более точное деление, учитывавшее  положение  человека в зависимости от  родителей, т.к. со временем  появилось много детей  от смешанных браков. Например, муж — брахман, жена — вайшия и т. д. Всего таких групп было 24.

  Также необходимо заметить , что  юр. положение шудры правом не регулировалось, тогда как юр. положение раба вполне четко определено. Раб, как и в римском праве — вещь, говорящее орудие. Неприкасаемые  не  были  отдельной  варной,  они  вообще  находились  вне  варновой   системы. Неприкасаемым  было  запрещено  селиться  в местах  обитания  “дваждырожденных”,  проходить  через  поселок  арийцев  они  могли  только  ночью. Хранить  пищу  разрешалось  только  в разбитой посуде, одеваться — только в  лохмотья. По  своему  юридическому  статусу  они были приравнены  к собакам.

Б) Вещные права

Законы свидетельствуют о глубоком имущественном расслоении индийского общества.  Несмотря на сохранение общинных и патриархальных отношений в индийском обществе,  получила значительное развитие частная собственность. Объектами частной собственности были: рабы, скот, зерно, домашний инвентарь. Частная собственность  на землю не получила распространение в Древней Индии, но законы Ману свидетельствовали об  имущественной дифференциации в общине и появлении индивидуальных земельных владений.

  В 8 главе говорится о межевых спорах между различными деревнями, а также о спорах  между отдельными крестьянами.

  В гл.10, ст.115 перечисляются семь законных способов приобретения  имущества:

наследование, получение в качестве дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, получение приношений. Если первые три способа  были доступны для всех каст, то четвертый только для кшатриев, пятый и шестой для вайшьев, а седьмой  рассматривался как  исключительная привилегия  брахманов.

  Собственник, обнаруживший свою пропавшую вещь и доказавший свое право  собственности мог  истребовать ее от любого владельца. Но если собственник вещи не требовал ее от добросовестного владельца в течении 10 лет, то он лишался  права  получить эту вещь обратно. Суровое наказание за: незаконное присвоение чужого имущества, воровство, уничтожение или повреждение.

В) Обязательственное право

В законах регламентируются договоры: купли-продажи, займа, дарения, перевозки и др., а также общие положения о договоре:

–договор недействителен, если он заключен человеком в невменяемом или нетрезвом состоянии, страдающим от болезни, ребенком, стариком, а также не уполномоченным лицом (гл. 8, ст.163). Недействительны договоры, заключенные рабами. Если этот договор заключен в пользу хозяина раба, то от него не следовало отказываться

–предусматривается добровольное согласие сторон при заключении договора. Соглашение, заключенное с помощью обмана или насилия  недействительно.

–если должник не располагал имуществом,  необходимым для уплаты долга, то он обязан был отработать долг (гл.8, ст.177). У должника высшей варны было право “отдавать постепенно” (т.е. предоставлялась отсрочка).

Виды договоров:

  ДОГОВОР ЗАЙМА. Весьма детально разработан. Свидетельствует о расцвете ростовщичества. Но сохраняются элементы самоуправства, расправа кредитора над должником, который имел фактически неограниченную власть над должником. Допускались: хитрость, принуждение путем захвата, сила. Санкция самоуправства кредитора со стороны государства нашла отражение в параграфе, предписывающем царю штрафовать должника, жалующегося на кредитора, добивающегося уплаты долга по произволу.

  ДОГОВОР ЛИЧНОГО НАЙМА. Рабы и наемные работники упоминаются вместе и характеризуются одинаково в специальной главе артхашастр, касающейся рабов и работников. Наемный труд презирался; услужение характеризуется как собачий образ жизни.

  Условия личного найма были крайне тяжелы. Наемник, не выполнивший работу, подвергался штрафу. Нормы оплаты работника были установлены (1/10 урожая), но он, как правило, отказывался от личной свободы, становясь рабом за содержание.

  КУПЛИ-ПРОДАЖИ. Существовал ряд ограничений на возможность заниматься торговлей представителям высших варн. Существовали ограничения на торговлю людьми, которая была наиб. предосудительной и влекла за собой изгнание из касты.

  Договор купли-продажи был нестабилен и мог быть расторгнут в течение 10 дней после заключения сделки без всяких причин.

Г) Суд

Суд  в  древней  Индии  состоял  из  царского  суда  и суда  брахманов. Состав  царского  суда: царь, 2  брахмана (знатоки  законов). Стоит  отметить,  что  судопроизводство  было  официальной  и  обязательной  ежедневной  функцией  царя. Если  по  каким-то  причинам  царь  не  мог  отправлять правосудие,  то  тогда  работал  суд  брахманов,  состоявший  из  3-х  членов: специалистов  по Ригведе (логике),  Агорведе (этимологии)  и  Самоведе (ритуалу). Право  брахманского суда  регулируется  12-ой  главой  законов Ману.

  Вообще  в  индийском  обществе  господствовала не имущественная,  а  интеллектуальная  дифференциация.  Брахманами  были самые  лучшие  знатоки Вед. Таким  образом,  если  приговор  выносился  хотя бы  одним  таким  знатоком, то это  решение было  уже  невозможно  отменить  даже  если  за  это  высказалось бы  более 1 млн. чел.

  Судоговорение  было  неформальным,  расспрос  являлся  основным  методом  решения  судебных  вопросов. Четкого различия между гражданским и уголовным процессом нет. Судебные дела возбуждались заинтересованными лицами. Процесс носил состязательный характер. Стороны должны были убедить суд в своей правоте, представив для этого соответствующие доказательства. Дети, рабы, люди с дурной славой — не свидетели. Женщины могут свидетельствовать только против женщин; относительно “дваждырождённых” — только “дваждырождённые”. Если свидетели давали разные показания, то большинством голосов.

Д) Публичное право

По  преданию, когда  мир  не  имел царя,  люди  в  ужасе  разбежались  в  разные  стороны. Тогда  Брахма  назначил  людям  царя. Царь  обладал  совершенными  качествами,  он  был   подобен  богу,  но  собственно  богом  не являлся. Царь имел  абсолютное  право  суда,  сбора  налогов,  издания  нормативных  актов.

   В помощь  царю  назначалось  7-8  советников,  знающих  Веды  брахманов. Кандидаты  проходили  тщательную  проверку  на  благонадежность. В   царском  совете  царь  сначала  выслушивал  мнение  каждого  советника  в отдельности, затем — всех  вместе,  и  самостоятельно  выносил  решение.

Местная  власть так  же,  как  и  у  древних  германцев  и славян  строилась  по  военному  принципу: каждая  территориальная  единица  должна  была  предоставить определенное  количество ополченцев.

   Царь  назначал  старосту для 10 деревень,  затем — для  20, 100. 1000 деревень = город.

Налогами  облагались   некоторые  животные,  виды  деревьев  и  полезных  ископаемых,  а  также  определенный  вид  дохода. С  личности  налог  не  взимался.  Размер  налога колебался  от 15 до 16.

   Существовали т.н. литургии — общественно  полезные  работы,  как-то постройка  укреплений,  каналов, дорог  и пр. По  законам  Ману  царь  имел  право  на  1 день работы  населения  в  месяц.

   По  Артхашастре  царь  обязан  защищать  своих  подданных  и  поддерживать  мир. Он  не  имел  права  делать народу  того,  чего  не  сделал  бы  самому  себе.

Земельный  фонд  подразделялся  на  частную,  общинную  и  царскую  собственность. Отчуждение  земли  было  достаточно  свободным.

Е) Семейные отношения

Брачно-семейным отношениям («дхарма жён и мужей») в Законах Ману посвящены в основном главы III и IX.

В них выделяется восемь форм брака, которые были распространены в Индии. Первые четыре, поощряемые брахманами, включали брахму (вручение отцом «наделённой драгоценностями» дочери жениху),  дайву (вручение дочери жрецу, когда он исполняет обряд), аршу (отец выдаёт дочь жениху после получения от него быка и коровы или двух пар) и праджапатью (вручение отцом дочери жениху после слов «Исполняйте вместе дхарму»). Другие («дурные») виды включаютасуру (покупка невесты), гандхарву (добровольный союз жениха и невесты без согласия родителей), ракшасу (похищение невесты) и самый худший вид —пайшачу (насилие над девушкой в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или безумной). Брать в жёны несовершеннолетних не запрещалось. Многожёнство не поощрялось, но муж мог взять вторую жену, если первая была склонна к пьянству, злобна или расточительна.

Браки между различными варнами не поощрялись, но были возможными, если муж принадлежал к более высокой варне, чем жена. Однако их дети были неравны в своих правах на наследство, к примеру, сын шудрянки и дваждырождённого не имел права на наследство, кроме того, что давал ему отец.

Женщина согласно «Ману-смрити» должна была всю жизнь находиться под защитой мужчины (отца — в детстве, мужа — в молодости, сына — в старости). Главным её назначением считалось рождение и воспитание детей, особенно сыновей. Законным отцом ребёнка считался муж матери независимо от того, кто им был фактически. Продажа жены и детей считалась возможной, но являлась грехом, однако даже проданная жена не освобождалась от мужа. В случае, если жена не рожала детей, муж мог взять новую жену через 8 лет, если рожала детей мертворожденными — через 10 лет, если рожала только девочек — через 11 лет. В случае грубости жены муж мог взять новую «немедленно».

Жёны, потерявшие мужей, не могли повторно выходить замуж, но в случае смерти бездетного мужа жена по требованию родственников должна была родить от его брата или другого близкого человека

Ж) Наследственное право

Законы Ману — наиболее древний образец наследственного права.

В законах упоминается два способа наследования отцовского имущества: оно либо делилось поровну между сыновьями, либо его полностью забирал старщий брат, а остальные братья жили при нем, как при отце. Женщина могла наследовать наравне с мужчинами.(Сестры не принимали участие при дележе наследства, но они получали приданое.) При отсутствии детей к наследованию призывались родственники до 6-ой степени.

ВЫВОД:

Законы Ману являются представителями архаичного права. Ему присущи такие черты: носителями правовых знаний являлись брахманы, они в свою очередь являлись священнослужителями;

Главным источником являлся правовой обычай:

Законы не содержат общих принципов, абстрактных понятий, нет системы возложений, они являются описанием конкретных случаев, т.е. право является казуальным;

Юридически закрепляется неравенство перед законом;

испытывает влияние религиозных норм, т.е сокральность права.

Социальное расслоение в Древней Индии привело, однако, не к формированию классов (рабовладельцев и рабов), а к возникновению особых сословных групп — варн: брахманов (священнослужителей, жрецов), кшатриев (воинов, правителей), вайшиев (земледельцев, ремесленников) и шудр (слуг)

Также необходимо заметить , что юр. положение шудры правом не регулировалось, тогда как юр. положение раба вполне четко определено. Раб, как и в римском праве — вещь, говорящее орудие. Неприкасаемые не были отдельной варной, они вообще находились вне варновой системы. Неприкасаемым было запрещено селиться в местах обитания “дваждырожденных”, проходить через поселок арийцев они могли только ночью. Хранить пищу разрешалось только в разбитой посуде, одеваться — только в лохмотья. По своему юридическому статусу они были приравнены к собакам.

Законы Ману закрепляли рабство и др. формы эксплуатации.

Дхармашастры закрепляют четкие религиозно-правовые границы между брахманами, кшатриями, вайшиями и шудрами, основанные на многочисленных религиозно-ритуальных ограничениях, запретах, предписаниях. Шудры устраняются, например, от участия в жертвоприношениях, ритуалах — «самскарах», за исключением самскары брака. За каждой варной строго закрепляется наследственный круг занятий. Изучение священных книг— привилегия брахманов, кшатриев и вайшиев, которые получают название дважды рожденных (в отличие от шудр — единожды рожденных). Второе рождение и было связано с ритуалом особого посвящения в связи с началом изучения священных книг. Целые главы дхармашастр посвящены жесткой регламентации поведения людей, их общения друг с другом, с представителями так называемых неприкасаемых каст’, стоящих вне варн индийского общества, ритуалам «очищения» от «загрязнения» при таком общении и пр. Тяжесть наказания за совершение тех или иных преступлений определяется в дхармашастрах в строгом соответствии с принадлежностью к той или иной варне.

Еще интересные цитаты из Книги Законов Ману Дата – 28 апреля 2014 г.

(Первая часть статьи «30 важных цитат из Ману», опубликованная 27 апреля 2014 г. и номер сообщения 1006)

Если кто-то прокомментирует Ману Смрити, не прочитав все 2694 стиха и древние комментарии, он/она объявляет себя невеждой.

Если он верит некоторым комментариям зарубежных «ученых», то объявляет себя пешкой в ​​чужих руках или простачком.

Причина в том, что в индуизме много Смрити (Юридических книг), и Ману Смрити не единственная, за которой следуют они. Когда возникали какие-то сомнения, они всегда обращались или обращались ко многим юридическим книгам индусов. Никто не знает, когда изначально была написана Ману Смрити. Даже в Ману Смрити комментаторы по-разному интерпретируют стихи!!

Ману упоминается в Ригведе, старейшем писании в мире. Никто не знал, когда и кому Ману написал его или в каких географических регионах он использовался. Никто не знал, следовали ли они дословно законам Ману Смрити. Ни один древний иностранный путешественник ничего не сказал против Ману Смрити. Никто не знал, было ли это без какой-либо интерполяции. В нем есть противоречивые стихи, как и во всех старых писаниях, где мы полностью полагаемся на разные комментарии. Иностранцы никогда не упоминали в этой книге никаких вставок, потому что это соответствовало их мотивам.

Древние короли восхваляли его и относились к нему как к своему собственному, и они с гордостью говорили, что следуют законам Ману. (Читайте мою предыдущую публикацию об истории тамильского короля Ману Нити Чоза).

В тамильской литературе и надписях слова Ману Смрити (Ману Нити = Справедливость Ману) означали «строгие правила и равное правосудие». Позже она заслужила дурную славу, потому что иностранцы проецировали только десять или 15 стихов из 2674. Они никогда не сравнивали ее с какой-либо другой древней Книгой Законов. В древнем западном мире не было даже такого исчерпывающего свода законов, как у Ману. Если и были какие-то законы, то они были более дискриминационными, чем Ману. Древние законы Хаммурапи на Ближнем Востоке говорили о крови за кровь, око за око и т. д. Любое дело нужно изучать в соответствующем контексте. Я пишу это, потому что о Ману Смрити было написано много плохого, цитируя один или два стиха. Полуправда опаснее лжи!

Автор прочитал Законы Ману с комментариями только один раз. Это очень запутанно. Многие стихи имеют скорее теоретическую или гипотетическую ценность, чем практическую. Там было много вещей о смешанных браках и правилах, регулирующих их. Мы не знали, в какой период такие вещи происходили, если все они происходили. Это только один пример. То, что Ману «имеет в виду», важнее того, что он «сказал». Принимать буквальное значение нехорошо. Многие стихи являются лишь гипотезой! Я дал несколько иллюстраций ниже: —

Ману о цивилизации долины Инда!
31.Ту землю, созданную богами, которая лежит между двумя божественными реками САРАСВАТИ и ДРИШАДВАТИ, мудрецы называют БРАХМАВАРТА 2-17
(Брахмаварта = Земля Бога; ЭТОТ СТИХ О ЦИВИЛИЗАЦИИ ДОЛИНЫ ИНДА)

32.Таможня передана в регулярной последовательности (с незапамятных времен) среди четырех главных каст и смешанных рас этой страны называется поведением добродетельных людей 2-18

33. Равнины Куру, (страна) Матсьев, Панчалы и Сурасены, они действительно образуют землю брахмариши (брахманических мудрецов), которая стоит сразу после Брахмаварты 2-19.

Дравиды и Чоза
34. Но в результате упущения священных обрядов и их несоветования с брахманами следующие племена кшатриев постепенно опустились в этом мире до состояния шудр.
35. Паундраки, Чоза, Дравиды, Камбоджи, Яваны, Саки, Парады, Пахлавы, Кины, Криты и Дардары 10-44
(Интересно видеть, что Чоза не являются Дравидами ).
36. Все эти племена в этом мире, которые исключены из сообщества рожденных изо рта (брахманы), рук (кшатриев), бедер (вайшьи) и стоп Бога (шудры), называются дасью. говорят ли они на языке млехов или на языке арийцев (культурных).

Мои комментарии к пункту 36:–
Те, кто изучал тамильскую литературу Сангама, знают, что 2000 лет назад в Тамил Наду такого не было. Таким образом, этот стих должен быть написан где-то около 500 г. до н.э.

Здесь есть много интересных моментов:
(а). Шудры — арийцы (рожденные от стоп богов) и они не дасью.
(b). Дравидас и Чозас — два разных человека!!
(c). Но на самом деле Карикал Чоза (первый век до н. э.), величайший из тамильских царей Чоза, воздвиг большую орлиную форму Яга Кунда и совершал Яги в соответствии с древней тамильской литературой Сангам. Он следовал ведическому обряду, проводя гостей на семь футов. (Пожалуйста, прочтите мой пост «Яга Кунда в форме орла Карикал Чоза»).

(d). Все короли Чолза называли себя потомками Сиби из Северо-Западной Индии и Ману Нити Чоза (тот, кто следовал Книге Законов Ману). Они называли их своими прославленными предками!

(e). Еще одна странность в отношении языков: тамилы считали всех нетамильских иностранцев «млеччами»! В тамильской литературе Сангам они называли северных видящих арийцами. Но никакого расового подтекста нет. Нужно быть очень осторожным при чтении слов Арья и Дравида в Ману. Они не имеют расовой окраски и используются в значении культурный (арийец) и южанин (дравида).

На основании многих таких стихов мы должны пересмотреть дату свода законов. Мы не можем поместить Ману Смрити во 2-й век нашей эры. Настоящая книга была написана во 2 веке нашей эры, но она относится к очень древнему периоду. Текущая книга испорчена вставками. Все эти стихи против низших каст вставлены манипулятивными руками!

Величайший из современных тамильских поэтов Субраманья Бхарати даже дошел до того, что назвал это «заговором»!

37. Корнем религии являются вся Веда и традиции и обычаи тех, кто знает Веды и поведение добродетельных людей, и то, что приносит удовлетворение самому себе 2-7

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ИНДУСА
38. Дваждырожденные мужчины на всех четырех стадиях жизни должны постоянно и тщательно выполнять свой ДЕСЯТИ ПУНКТ ДОЛГ 6-91

39. ДЕСЯТИСТОРОННИЙ ЗАКОН
Довольство
Прощение
Самоконтроль
Не воровство
Очищение
Овладение сенсорными способностями
Мудрость
Правдивость
Воздержание от гнева
Учение (Знание Всевышнего)6-92

Очень интересно, что даже сегодня, когда президент или премьер-министр страны посещает другую страну, соблюдаются следующие меры предосторожности: заниматься спортом и купаться, он должен войти в гарем в полдень, чтобы поесть 7-216

42. Там он должен есть пищу, над которой были пропеты ведические стихи, рассеивающие яд, пищу, которая была тщательно проверена кухонными слугами, которые подобны его второму я, которых нельзя соблазнить и которые знают время для еды. .7-217

43. И он должен очищать все свои предметы водой, уничтожающей яд, и он всегда должен быть осторожен в ношении драгоценных камней, разрушающих яд 7-218

44. Хорошо проверенные женщины, чья одежда и украшения были тщательно очищенный должен внимательно приласкать его веерами, водой и благовониями 7-219

45. Точно так же он должен заботиться о своем транспортном средстве, постели, сидении и еде, а также об омовении, одевании и умащении своего тела и всех своих украшений.
(Вспомним, что случилось с г-жой Индрой Ганди и г-ном Радживом Ганди, двумя бывшими премьер-министрами Индии).

Четыре Опасных – «D»
46.Пьянство, Игра в кости (азартные игры), Девушки (женщины) и Смерть Животных (охота) – четыре худших порока, порожденные желанием 7-50

47.Весь мир хранится в порядке наказания, ибо невиновного трудно найти; через страх перед наказанием весь мир уступает наслаждениям (которыми он обязан) 7-22

48.Только наказание правит всеми сотворенными существами,
Только наказание защищает их,
Наказание наблюдает за ними, пока они спят
Мудрые заявляют, что наказание тождественно Закону

Нравится Загрузка. ..

Манусмрити с комментариями Медхатити

по Ganganatha Jha | 1920 | 1 381 940 слов | ISBN-10: 8120811550

Индуизм Дхармашастра

Купить сейчас!

Резюме : Это английский перевод Манусмрити, который представляет собой сборник санскритских стихов, касающихся «Дхармы», собирательного названия человеческих целей, их обязанностей и закона. Будут затронуты различные темы, но этот том серии включает 12 бесед (адхьяйя).

Комментарий к этому тексту Медхатити подробно объясняет различные темы и спорит с противниками текста. Он составляет свои собственные ответы на их утверждения, подкрепленные подлинными источниками, такими как ссылки на работы Панини.

Ману относится к автору, а Смрити относится к «книге законов». В этом томе представлен полный английский перевод Ману-смрити с комментариями (бхашья) Медхатити. Альтернативные названия:

Manusmṛti (मनुस्मृति),
Medhātithi Manubhāṣya (मेधातिथि मनुभाष् य)

Полный текст Манусмрити с комментариями к Медхатити на английском языке доступен здесь и является общедоступным (бесплатно для чтения онлайн). Конечно, я всегда рекомендую покупать книгу, чтобы получить последнее издание. Вы можете ознакомиться со всем содержанием этой книги, посетив страницы в указателе ниже:

+ Беседа I — Происхождение произведения — Сотворение мира — Краткое содержание книги.

. Раздел I — Вопрос мудрецов

. Раздел II — Ответ Ману

. Раздел III — Происхождение мира

. Раздел IV — Создание воды

. Раздел V — Рождение Брахмы

. Раздел VI – Значение термина «Нараяна»

. Раздел VII. Природа Брахмы

. [Другое объяснение стихов 3-11]

. Раздел VIII — Сотворение Неба и Земли

. Раздел IX — Сотворение мира от «Махат» и ниже

. Раздел X — Сотворение богов

. Раздел XI — Создание Вед

. Раздел XII — Создание времени

. Раздел XIII — Создание счастья

. Раздел XIV. Различие добродетели и порока

. Раздел XV — Создание грубых и тонких вещей

. Раздел XVI. Творение, зависящее от «Кармы»

. [Другое объяснение стихов 28-30]

. Раздел XVII. Создание брахманов и других каст

. Раздел XVIII — Сотворение мужчины и женщины

. Раздел XIX — Создание Ману

. Раздел XX – Создание Маричи и других мудрецов

. Раздел XXI — Создание полубожественных существ

. Раздел XXII — Создание облаков и др.

. Раздел XXIII — Создание птиц и животных

. Раздел XXIV. Создание насекомых, рептилий и неподвижных вещей

. Раздел XXV. Живородящие, яйцекладущие, потовые и растительные существа

. Раздел XXVI — Различные способы плодоношения

. Раздел XXVII — Кусты, заросли и травы. и т. д.

. Раздел XXVIII — Уход Брахмы

. Раздел XXIX — Великое Растворение

. Раздел XXX — Выход индивидуальной души

. Раздел XXXI — Трансмиграция индивидуальной души

. Раздел XXXII. Сотворение всего сущего бодрствованием и сном Брахмы

. Раздел XXXIII — Происхождение закона

. Раздел XXXIV – Советы для обучения у Бхригу

. Раздел XXXV — Начало Бхригу

. Раздел XXXVI — Манвантара и семь ману

. Раздел XXXVII — Меры времени

. Раздел XXXVIII — «День и ночь» «Питров»

. Раздел XXXIX — «День» и «Ночь» «Богов»

. Раздел XL — «День» Брахмы и «Юги»

. Раздел XLI. Юга — временной цикл — богов

. Раздел XLII — «День и ночь» Брахмы

. Раздел XLIII — Брахма создает Разум и применяет его к творению

. Раздел XLIV — Акаша, произведенная из «Ума» [Великий Принцип Разума]

. Раздел XLV — Ветер (ваю) после Акаши

. Раздел XLVI — Свет (джйоти) после ветра (ваю)

. Раздел XLVII — Вода (ап) после Света (джйоти): Земля (бхуми) после Воды

. Раздел XLVIII — Режим одного Ману

. Раздел XLIX — Манвантара

. Раздел L — Дхарма совершенной в Цикле Крита

. Секция LI — Добродетель теряет одну «ступню» в каждом последующем Цикле

. Раздел LII. Продолжительность человеческой жизни в каждом цикле

. Раздел LIII — Характеристики циклов

. Раздел LIV — Вариация «Добродетели» в четырех циклах

. Раздел LV — Распределение функций между несколькими кастами, часть 1: Брахмана

. Раздел LVI — Распределение функций между несколькими кастами, часть 2: кшатрии

. Раздел LVII — Распределение функций между несколькими кастами, часть 3: Вайшьи

. Раздел LVIII — Распределение функций между несколькими кастами, часть 4: Шудры

. Раздел LIX — Превосходство брахмана

. Раздел LX — Институты , которые должен изучать брахман

. Раздел LXI — Результаты изучения институтов

. Раздел LXII — Содержание трактата

+ Беседа II — Источники познания Дхармы

. Раздел I — Дхарма определена

. Раздел II — Эгоизм устарел

. Раздел III — Источники познания Дхармы

. Раздел IV — Конфликт властей

. Раздел V — Лица , имеющие право на совершение Дхармы

. Раздел VI – Соответствующие критериям страны

. Раздел VII — Подведение итогов

. Раздел VIII — Обязанности и Таинства

. Раздел IX – Таинство «джатакарма»

. Раздел X – «Церемония наречения именами» (намадхея)

. Раздел XI. Церемония «Первого выхода» (нишкрамана) и «Первого кормления» (аннапрашана)

. Раздел XII — Тонзура (чудакарма)

. Раздел XIII — Посвящение (упанаяна)

. Раздел XIV — Стрижка волос (keśānta)

. Раздел XV — Таинства для женщин

. Раздел XVI — Общие обязанности дваждырожденных мужчин

. Раздел XVII — Правила обучения

. Раздел XVIII. Контроль чувственных желаний

. Раздел XIX — Сумеречные молитвы

. Раздел ХХ — Несоблюдение праздников

. Раздел XXI — Продолжение обязанностей посвященного мальчика

. Раздел XXII — Специально подготовленные учащиеся

. Раздел XXIII — Правила приветствия

. Раздел XXIV — Степени уважения

. Раздел XXV – Значение Титула «Ачарья»

. Раздел XXVI — Наказание учеников

. Раздел XXVII — Невозмутимость при жестоком обращении

. Раздел XXVIII — Курс и метод обучения

. Раздел XXIX – Значение термина «дважды рожденный»

. Раздел XXX — Правила, которые должны соблюдать студенты-религиоведы

. Раздел XXXI — Получение знаний от низших

+ Беседа III — Обязанности домохозяина

. Раздел I — Период обучения

. Раздел II — Вход в дом

. Раздел III — Девочки, выходящие замуж

. Раздел IV. Восемь форм брака

. Раздел V — Обязанности супружеской жизни

. Раздел VI – Правила заключения брака

. Раздел VII — Обязанности домовладельца

. Раздел VIII — Шраддхи

. Раздел IX — Святители компании

. Раздел X — Способ приглашения

. Раздел XI. Происхождение ям и способ поклонения им

. Раздел XII – Суда, которые будут использоваться в Шраддхасе

. Раздел XIII — Порядок следования

. Раздел XIV — Способ кормления

. Раздел XV — Процедура после кормления

. Раздел XVI — Основы Шраддхи

. Раздел XVII — Просьба о благословении предков

. Раздел XVIII – Выбытие предложений

. Раздел XIX — Подпитка отношений

. Раздел XX — Внутренние подношения после Шраддхи

. Раздел XXI — Относительные достоинства материалов для подношения

. Раздел XXII — Время для Шраддхи

. Раздел XXIII — Награды за подношения Pitṛs

. Раздел XXIV – Рекомендуемые продукты питания

. Раздел XXV — Подведение итогов

+ Беседа IV — Обязанности домохозяина: средства к существованию

. Раздел I — Общие замечания

. Раздел II — Средства к существованию

. Раздел III — Наблюдения успешного студента

. Раздел IV – «Пять жертвоприношений»

. Раздел V. Агнихотра и Дарша-пурнамаса

. Раздел VI — Урожай-Жертва

. Раздел VII – Прием гостей

. Раздел VIII — Обязанности успешного студента: источники богатства

. Раздел IX – Личная гигиена

. Раздел X – Подарки, которые нельзя принимать

. Раздел XI — Ежедневные обязанности

. Раздел XII — Ведическое изучение

. Раздел XIII. Непригодные для учебы дни

. Раздел XIV – Прочие обязанности

. Раздел XV — Благотворительность

. Раздел XVI — Избегайте благочестивого тщеславия

. Раздел XVII — Накопление духовных заслуг

. Раздел XVIII — Отношения и связи

. Раздел XIX — Принятие подарков

. Раздел XX — Контроль речи

. Раздел XXI — Завершение этапа домохозяйства

. Раздел XXII — Подведение итогов

+ Рассуждение V — Источники зла

. Раздел I. Что укорачивает жизнь?

. Раздел II — Нежелательная пища

. Раздел III – Наказание за употребление запрещенной пищи

. Раздел IV — Убой животных в пищу

. Раздел V — Несвежие продукты

. Раздел VI — Разрешенное и запрещенное мясо

. Раздел VII — Нечистоты в связи со смертью

. Раздел VIII — Сапинда: отношения, имеющие отношение к «нечистоте»

. Раздел IX – Другие формы примесей

. Раздел X — Средства очистки

. Раздел XI. Нечистота в отношении лиц, не входящих в отношения с сапиндами

. Раздел XII — Средства очищения телесных существ (дехин)

. Раздел XIII — Очистка веществ

. Раздел XIV — Обязанности женщин

. Раздел XV — Заключение

+ Беседа VI — Обязанности Отшельника и Отшельника

. Раздел I — Вводный

. Раздел II – Порядок принятия

. Раздел III — Подробности жизни отшельника

. Раздел XIV. Отречение

. Раздел V — Порядок оплаты трех долгов

. Раздел VI — Процедура выхода в качестве странствующего нищего

. Раздел VII — Средства удаления греха (килбиша)

. Раздел VIII — Отрекшийся от Вед (vedasaṃnyāsika)

+ Беседа VII — Обязанности царя

. Раздел I – Важное положение короля (раджана)

. Раздел II – Наказание (данда)

. Раздел III — Помощники короля (сахайя)

. Раздел IV — Обязанности Короля

. Раздел V — Посол (дута)

. Раздел VI — Фортификация (дурга)

. Раздел VII — Домашние пошлины

. Раздел VIII — Обязанности в бою (санграма)

. Раздел IX — Искусство управления

. Раздел X — Внутреннее управление

. Раздел XI — Таможенные пошлины

. Раздел XII — Повседневная работа

. Раздел XIII — Война

. Раздел XIV — Объединение завоеванных территорий

. Раздел XV – Общие предписания

. Раздел XVI — Последующая рутина

+ Дискурс VIII — Право (гражданское и уголовное)

. Раздел I – Конституция Суда

. Раздел II — Восемнадцать глав споров, перечисленных

. Раздел III – Конституция Суда (продолжение)

. Раздел IV – Начало судебного разбирательства

. Раздел V – Защита интересов несовершеннолетних (bāla)

. Раздел VI — Невостребованное имущество

. Раздел VII — Утраченное и возвращенное имущество

. Раздел VIII — Сокровищница (нидхи)

. Раздел IX — Похищенное имущество

. Раздел X — Знание законов, обычаев и обычаев, необходимых королю

. Раздел XI — Общие правила судебного разбирательства

. Раздел XII — Неуплата долга

. Раздел XII (A) — Доказательства

. Раздел XII. Увещевание и допрос свидетелей

. Раздел XIV. С некоторыми свидетелями следует обращаться как с шудрой

. Раздел XV. Ложные показания, допустимые в особых случаях

. Раздел XVI — Воздержание от дачи показаний

. Раздел XVII — Последствия дачи показаний

. Раздел XVIII — Клятвы и испытания

. Раздел XIX — Влияние ложных доказательств на иск

. Раздел XX – Наказание за лжесвидетельство

. Раздел XXI — Телесные наказания

. Раздел XXII — Соображения относительно наказаний

. Раздел XXIII — Меры

. Раздел XXIV — Классы штрафа

. Раздел XXV – Процентные ставки

. Раздел XXVI — Залог (ādhi)

. Раздел XXVII — Ограничение процентов (kusīdavṛddhi)

. Раздел XXVIII — Поручительства (пратибху)

. Раздел XXIX — Контракты в случае их недействительности

. Раздел XXX. Королевские сборы и связанные с ними обязанности Короля

. Раздел XXXI — Погашение долгов

. Раздел XXXII — Депозиты (nikṣepa)

. Раздел XXXIII — Мошенническая продажа

. Раздел XXXIV – Совместные предприятия

. Раздел XXXV — Возобновление дарения

. Раздел XXXVI — Невыплата заработной платы

. Раздел XXXVII — Нарушение договора

. Раздел XXXVIII — Отказ от продажи

. Раздел XXXIX — Споры между Владельцем и Хранителем

. Раздел XL – Споры о границах

. Раздел XLI – Вербальное оскорбление (оскорбление и диффамация)

. Раздел XLII — Нападения

. Раздел XLIII — Кража (стея)

. Раздел XLIV – Ограбление (сахаса)

. Раздел XLV — Насилие (химса)

. Раздел XLVI — Прелюбодеяние

. Раздел XLVII — Обобщение разделов, касающихся уголовного права

. Раздел XLVIII – Законы о гражданских правонарушениях

. Раздел XLIX — Подведение итогов

+ Беседа IX — Обязанности короля (завершение)

. Раздел I — Муж и жена

. Раздел II – Обязанности по отношению к детям

. Раздел III. Кому принадлежит Ребенок?

. Раздел IV – Обязанности женщин во время бедствия (ни-йога)

. Раздел V — Отказ от Невесты

. Раздел VI – Обязанности мужа при выезде за границу

. Раздел VII — Непокорная жена: замена, развод

. Раздел VIII — Старшинство среди сожительниц

. Раздел IX. Женитьба девушек

. Раздел X — Неправомерность брачного взноса

. Раздел XI — Краткое изложение Закона о муже и жене

. Раздел XI (A) – Наследование: равный раздел между сыновьями

. Раздел XII. Вся собственность переходит к старшему брату

. Раздел XIII — Разделение братьев: Раздел: Выделение акций

. Раздел XIV — Доли незамужних сестер

. Раздел XV. Нераздел нечетного скота

. Раздел XVI. Подробные законы о разделе между сыновьями

. Раздел XVII — Имущество того, у кого нет потомства мужского пола: «Назначенная дочь»

. Раздел XVIII — Принятие

. Раздел XIX — Сыновья, не имеющие права на долю в родительском имуществе

. Раздел XX – Статус сына, рожденного по «разрешению»

. Раздел XXI — Доли сыновей, рожденных от матерей разных каст

. Раздел XXII. Относительный статус двенадцати родов сыновей

. Раздел XXIII. Определение двенадцати родов сыновей

. Раздел XXIV — Наследование

. Раздел XXV — Стридхана (собственность жены)

. Раздел XXVI – Лишение права наследования

. Раздел XXVII — Имущество братьев и их взаимные отношения

. Раздел XXVIII — Имущество сына, унаследованное матерью

. Раздел XXIX — Недвижимое имущество

. Раздел ХХХ – Азартные игры

. Раздел XXXI – Прочие наказания

. Раздел XXXII — Смертные грехи

. Раздел XXXIII — Распоряжение штрафом, полученным от злостных правонарушителей

. Раздел XXXIV. Наказание невиновных и оправдание виновных

. Раздел XXXV — Объединение и заселение Королевства

. Раздел XXXVI. Кто такие «Шипы» (kaṇṭaka)?

. Раздел XXXVII — Обнаружение преступников

. Раздел XXXVIII – Обращение с преступниками и их наказание

. Раздел XXXIX. Семь «членов» Царства (саптанга)

. Раздел XL — Личное поведение короля

. Раздел XLI – Обращение с брахманами

. Раздел XLII — Подведение итогов

. Раздел XLIII. Обязанности вайшьев и шудр

. Раздел XLIV — Заключение

+ Рассуждение X — Аномальные социальные условия

. Раздел I. Четыре касты и их чисто законные потомки

. Раздел II — Смешанные касты

. Раздел III. Статус смешанных каст

. Раздел IV — Занятия смешанных каст

. Раздел V. Жилище и одежда смешанных каст

. Раздел VI – Прочие функции смешанных каст

. Раздел VII. Люди нечистого происхождения: их характеристики

. Раздел VIII — Улучшение статуса каст

. Раздел VIII (б) — Функции каст

. Раздел IX. Изменения в функциях брахмана из-за ненормальных условий

. Раздел X — Занятие кшатриев в ненормальные времена

. Раздел XI. Функции вайшьев в аномальные времена

. Раздел XII — Функции шудры в ненормальные времена

. Раздел XIII. Брахманы во времена бедствий

. Раздел XIV – Источники дохода (vittāgama)

. Раздел XV — Резюме

+ Беседа XI — Искупление грехов

. Раздел I – «Снатаки» и их лечение

. Раздел II. Обязанности и привилегии брахмана в отношении жертвоприношений

. Раздел III — Искупление за пренебрежение огнем Агнихотры

. Раздел IV – Искупление: Общие законы (prāyaścitta)

. Раздел V – Физические последствия неискупленных преступлений, совершенных в прошлых жизнях

. Раздел VI – Правонарушения: их классификация

. Раздел VII – Специальное искупление за особые правонарушения: (a) За убийство брахмана

. Раздел VIII – Искупление распития вина (сура)

. Раздел IX. Искупление кражи золота (suvarṇa)

. Раздел X – Искупление за нарушение ложа наставника (gurutalpa)

. Раздел XI – Искупление «мелких правонарушений»: убийство коровы (гогна)

. Раздел XII — Искупление безнравственного религиозного ученика (avakīrṇa)

. Раздел XIII – Искупление преступлений, повлекших за собой утрату касты

. Раздел XIV. Искупление за убийство кшатрия, вайшьи или шудры

. Раздел XV — Искупление за убийство кошек и других животных

. Раздел XVI – Искупление за вырубку деревьев и другие правонарушения

. Раздел XVII — Искупление греха употребления запрещенной пищи

. Раздел XVIII — Искупление кражи (стея)

. Раздел XIX — Искупление противоправного полового акта

. Раздел XX – Искупление связи с Изгоями

. Раздел XXI – Искупление пренебрежения «Савитри»

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *