Комедия недоросль фонвизин краткое содержание: «Недоросль» краткое содержание по действиям комедии Фонвизина, читать пересказ произведения «Недоросль»

Содержание

краткое содержание для читательского дневника

Сегодня у нас «Недоросль»: краткое содержание, которое можно использовать для заполнения читательского дневника. Пересказ представлен в разных вариантах.

АвторГод написанияЖанр произведенияГлавные героиКратко, о чём?
Фонвизин Денис Иванович1781комедияПростаковы – муж, жена, сын-недоросль.

Софья – их воспитанница. Милон – ее жених. Стародум – дядя. Скотинин – брат хозяйки

О беззаконии в поместье, дурном характере женщины, невоспитанном молодом человеке повествует краткое содержание комедии для читательского дневника

Госпожа Простакова – недалекая крепостница. К окружающим относится жестоко. Мужа, слуг, крестьян бьет. Безумно любит только сына, который пользуется этим, не хочет учиться, много ест. Учителя также ограниченные люди.

Скотинин все время говорит о свиньях. Им очень хорошо живется в поместье брата хозяйки. Грубый, невежественный человек узнает, что Софья стала богатой наследницей, хочет на ней жениться. Его сестра тоже желает завладеть состоянием воспитанницы, выдать ее замуж за  Митрофана.

Появляется Стародум, обещает увезти племянницу в Москву. Мать показывает ему знания сыночка. Недоросль хочет не учиться, а жениться. Матушка дерется с братом. Слуги волокут Софью венчаться с Митрофанушкой. Приезжает Милон и спасает невесту.  Просит у Стародума ее руки, получает согласие.

За беспорядки в поместье Простакову лишают права управления. Усадьбу, деревни передают под стороннее покровительство. Милон, его невеста, дядя собираются уехать.  Недоросля отправляют на службу.

Мое мнение

Все беды крепостницы от ее невежества, грубости, жестокости. Таким же воспитан наследник.

ВАРИАНТ 2

Комедия «Недоросль» представлена здесь в очень кратком изложении. Краткое содержание комедии «Недоросль» подойдёт для заполнения читательского дневника в восьмых классах.

Сюжет разворачивается вокруг Софьи, которую желают взять в жёны несколько претендентов. Главный герой Митрофанушка не исключение. Хоть он и далёк от учения, но женить на богатой наследнице мама его не против. Однако обстоятельства складываются совершенно непредвиденным образом.

Справочная информация

Название: Недоросль.Автор: Михаил Михайлович Пришвин.

Жанр: комедия.

Год написания: 1782 год.

Главные герои: Митрофан — капризный шестнадцатилетний дворянин, Простакова — мать Митрофана, Простаков — отец Митрофана, Скотинин — брат Простаковой, Софья — дальняя родственница Простаковых, Стародум — дядя Софьи, Милон — офицер, Правдин — постоялец Простаковых.

В образе недоросля выступает Митрофан — сын Простаковых, которому маман наняла разных учителей, но сама же вмешивается в процесс обучения.

Постоянно снимает его с уроков, чтобы он отдохнул и поразвлёкся.

Она не считает, что в жизни читать и писать пригодится. Главное, чтобы умел пересчитывать деньги, и чтобы они всегда были.

В доме Простаковых также проживает дальняя богатая наследница Софья, которую Простакова приглядела для женитьбы своего бездарного сына, чтобы завладеть её богатствами.

Но у Софьи есть ещё пара претендентов на руку и сердце. Скотинин спит и видит, как овладеет наследными землями Софьи.

Сама же Софья благоволит своим сердцем к Милону. Он тоже желает видеть её в качестве своей супруги.

Но в деревню приезжает Стародум, который так же возжелал Софию для женитьбы. Он даже пытается увезти девушку в Москву.

Но Простакова делает отчаянную попытку силком увезти девушку в церковь, чтобы там обвенчать с недорослью Митрофаном.

Но возлюбленный Софьи Милон успевает её перехватить.

Однако Софья достаётся Стародуму, что его очень сильно порадовало. Пара уезжает.

Скотинин отбывает в своё поместье.

Простакова испытывает противоречивые чувства. С одной стороны, она огорчена. С другой, рада, что сынок при ней остаётся.

Сам же Митрофан начинает ругаться с матерью и в конце концов направляется в армию.

Моё мнение

В комедии Фонвизина «Недоросль» показан, что что человек, хоть и на короткое время построил некоторые планы к изменению жизни в лучшую обеспеченную сторону, но жизнь его будет однозначно скопирована с той, которой жили его предки.

Читайте также

М. Горький «На дне» — очень кратко
«На дне» М. Горького — очень краткое содержание для читательского дневника по школьной программе к уроку литературы. Кратчайшее…

 

Краткое содержание «Недоросль» Д.И.Фонвизин

Краткое содержание комедии «Недоросль» может передать только основную сюжетную линию, но не уникальные диалоги, которые ярко характеризуют каждого персонажа пьесы. Все фамилии действующих лиц комедии «говорящие» — в них заключены основные черты персонажей.

Краткое содержание. Недоросль. Первое действие.

Господин Стародум уехал по своим делам в Сибирь и несколько лет не подает вестей. Семья Простаковых, считая его погибшим, забирает его племянницу, а свою дальнюю родственницу Софью, в свой дом.

Зная, что в имении, которое должно достаться Софье от Стародума много свиней, на ней решает жениться брат Простаковой Тарас Скотинин, большой любитель этой живности.

Первое действие начинается со сцены, в котором Простакова яростно бранит дворового Тришку за слишком узкий кафтан, который он сшил ее сыну Митрофанушке. Вошедший муж на вопрос Простаковой о том, как сидит кафтан, замечает, что тот мешковат, за что и получает шквал оскорблений от жены. Только появившийся Скотинин отмечает, что костюм сшит «изрядно». Входит Софья с письмом в руках. Вся семья пугается, что в письме неудобные новости: никто из Простаковых-Скотининых читать не умеет. Письмо читает вошедший постоялец Правдин. Из текста становится ясно, что Стародум не только не умер, но и разбогател.

Простакова, боясь потерять богатство, которое Софья унаследует от Стародума, решает расстроить свадьбу со Скотининым и выдать девушку за своего сына Митрофанушку.

Краткое содержание. Недоросль. Второе действие.

Правдин, назначенный «выявлять невежд», встречается со своим другом Милоном, возглавляющим проходящий через деревню военный отряд. Милон жалуется, что родня увезла из его города девушку, которую он любил. Появляется Софья: это именно о ней рассказывал Милон.

Софья жалуется возлюбленному, что ее хотят силой выдать замуж за невежду Митрофанушку и заодно развеивает ревнивые представления о «достоинствах» своего будущего жениха.

Проходящий мимо Скотинин слышит разговор и набрасывается с кулаками на Митрофанушку, которого закрывает своим телом от дядиных тумаков няня — преданная Еремеевна.

Митрофанушка жалуется матери на произвол дяди. Та обещает разобраться со Скотининым и женить Митрофанушку.

Краткое содержание. Недоросль. Третье действие.

Никем, кроме Правдина, не замеченный, приезжает Стародум. Он рассказывает постояльцу о своей удачной карьере и о принятом решении уйти от царского двора и жить дома: его возмутило лицемерие и неправосудие царских приближенных.

Входит Софья. Стародум пытается сообщить ей о том, что завтра они уезжают, но их прерывает шум драки: Простакова дерется со Скотининым. Присутствующие разнимают брата с сестрой, и Стародум объявляет, что завтра увозит Софью, чтоб выдать ее замуж за достойного человека. Заметив уныние, возникшее на лице девушки, дядя обещает предоставить ей выбор и обязуется принять любого жениха. Софья и Милон облегченно вздыхают. Простакова начинает нахваливать достоинства Митрофанушки.

Краткое содержание. Недоросль. Четвертое действие.

Стародум выясняет, что Милон и есть тот избранник, в жены которому он прочил Софью. Попутно он убеждается в полном невежестве Митрофанушки и его учителя Вральмана.

Краткое содержание рассказа «Недоросль». Пятое действие.

Люди Простаковой пытаются похитить Софью, но ее спасает Милон. Правдин объявляет, что уполномочен взять под государственную опеку имение Простаковых. Учителя Митрофана требуют зарплату. Правдин решает отдать Митрофана в солдаты. Сын грубо отталкивает бросившуюся к нему мать, а Скотинин потихоньку уходит.

Справедливость восторжествовала!

описание, герои, разбор комедии. Фонвизин, Подлесок. Какова цель Правдина в имении Простаковых? Характеристики героя Подлесок правды

В комедии Фонвизина «Недоросль» положительных персонажей не так много, но все они несут определенную идею. Эту роль играет Правдин, правительственный чиновник, поселившийся у Простаковых, чтобы раскрыть крестьянам их жестокость. Он дорожит правами человека и убежден, что ничто не может оправдать произвол над крестьянами. Он рьяно выполняет свою задачу и обличает злодеяния четы Простаковых перед законом.

Нет сомнений, что имя этого персонажа красноречиво. Это значит, что герой стоит за правду, вершит правосудие. В нем преобладают такие качества, как человечность, верность своим принципам и стремление служить на благо своей страны. А также терпение и целеустремленность, которые приводят к счастливому концу.

С первых страниц знакомства с этим персонажем мы можем убедиться в его честности. Он отказывается читать письмо, адресованное не ему, и соглашается только после личной просьбы самой Софьи. Это говорит о том, что он хорошо образован и всегда следует собственным представлениям о морали. Также из его разговоров с Милоном становится понятно, что он не только честный чиновник, но и преданный друг. Он искренне радуется счастью Милона и Софьи и охотно помогает им, когда возникает необходимость.

Примечательно и его уважительное отношение к Стародуму. Стародум, будучи мудрым человеком, многое повидавшим на своем веку, легко узнает в Правдине высоконравственного и честного человека. Таким видит его Софья. С самого их знакомства она убеждается в глубокой образованности этого человека и находит приятным общение с ним.

В конце пьесы Правдин рассказывает о цели своего пребывания в доме Простаковых и объявляет, что теперь управление домом переходит в его руки. Несмотря на свою власть и положение, Правдин никогда не злоупотребляет своими полномочиями и всегда следует букве закона и собственным убеждениям.

Справедливость торжествует, а самодурство злой Простаковой и трусость ее мужа жестоко наказываются.

Правдин олицетворяет мощь государства, его способность защищать слабых и наказывать виновных. Фонвизин считает, что именно на таких честных и образованных людях строится будущее страны. Он ставит Правдина в пример всем госслужащим, считая, что таких Правдиных много, и они готовы с радостью постоять за правду.

Очерк о Правдине

Правдин — государственный чиновник, призванный разбираться в делах помещиков Простаковых. Он узнает о жадности и скупости Простаковой, а также о том, что она забирает у Софьи все, что у нее есть. Воспользовавшись помощью Стародумы и Милона, он отбирает имение у Простаковой, тем самым наказывая помещицу за все, что она сделала, высмеивая ее жадность и глупость.

Этот герой, как и все в этой комедии, носит характеризующую его фамилию. Правдин очень честный и искренний человек, он всегда поступает правильно и справедливо. С самого начала нашего знакомства с этим персонажем мы можем быть уверены, что он был очень воспитанным и честным — он не хотел читать письмо, адресованное не ему, а согласился только после того, как Софья лично попросила его.

Правдин служит в губернаторстве и контролирует указы всей губернии. Своей главной целью в жизни он считает остановить жестокость дворян по отношению к простым крепостным. В те времена помещики были очень жестоки по отношению к крестьянской бедноте. И особенно семья Простаковых. Так как крестьяне не могли постоять за себя, Правдин строго следил за порядком в своей губернии и, в частности, следил за Простаковыми.

Правдин имеет много общего со Стародумом. Они оба разделяют мнения друг друга и являются образованными, грамотными и начитанными людьми, оба героя не терпят жестокости и в первую очередь смотрят на качества человека, а не на его материальное положение и чин.

Правдин имеет в этой комедии положительную и светлую сторону, так как с помощью него автор показывает в этой комедии образ того, что не все потеряно и есть еще такие благородные люди, как Правдин.

Нельзя сказать, что герой вовлечен в комедийный любовный конфликт. Фонвизин отдает эту роль Милону, любовнику Софьи. И он не из тех, кто претендует на руку девушки. Правдин стоит в стороне в этом конфликте. Но, тем не менее, он играет важную роль в спектакле. Как представитель власти, именно он отбирает у Простаковых их имение, наказывая их за жадность и невежество.

Правдин никогда не берет взяток, так как считает, что это очень подло и низко. Но многие помещики его не понимают, так как привыкли всю жизнь лгать и поступать нечестно. Автор показывает, что если будут такие люди, как Правдин, то все не безнадежно и проблемы с жестокостью по отношению к крепостным улучшатся.

3 опции

Писатель А. Фонвизин наделил свое произведение «Недоросль» большим количеством отрицательных персонажей. Но в их число не входит образ Правдина, даже сама фамилия подчеркивает эту характерную черту. Для этого человека самое главное в жизни – правда. Он обычный чиновник, неравнодушный к правосудию, неустанно борющийся за права человека. Его беспокоит, по его мнению, потребительское и жестокое обращение с крестьянами. Он всячески пытается уличить Простаковых.

Изначально в произведении Правдин предстает перед читателем как честный человек. Это ясно видно по его решительному отказу читать чужое письмо, однако, по настоянию Софьи, он все же это делает. В образе этого героя также можно найти черты преданности и искренности по отношению к своему другу Майло. Он всегда готов протянуть руку помощи, если это в его силах.

Еще одной положительной чертой является уважительное отношение к пожилым людям, а именно к пожилому герою Стародуму. Мудрый старец, как и Софья, видит в чиновнике честного, высоконравственного человека. У них приятные мирные беседы с самой первой встречи.

Пьеса заканчивается тем, что раскрывает причину появления Правдина в доме Простаковых. Он заявляет о своих правах на управление всем домом и хозяйством графини. При этом его право абсолютно законно, без превышения его полномочий. И только личные убеждения движут чиновником.

По его мнению, взяточничество — очень подлое и жалкое деяние, которое он пресекает своим примером.

Правдин не находит сторонников своих убеждений, и поэтому большинство помещиков не понимают и не желают принимать его нравственных ценностей.

Положительному герою Правдину в конце концов удается преподать семье Простаковых урок возмущения. Это выглядит как демонстрация мощной государственной власти, способной восстановить справедливость между людьми с неравным статусом.

Герои, подобные Правдину, служат примером для государственных служащих и действительно могут формировать будущее страны. Для этого нужно просто неукоснительно соблюдать установленные законы.

Эссе 4

Этот персонаж является олицетворением честного и гуманного чиновника, образцом того, каким должен быть человек на государственной службе.

Сущность этого второстепенного персонажа (как и других героев комедии) выражена, в традициях времен его создания, в его фамилии. Если Простаковы и, в частности, Митрофанушка, олицетворяют пороки, присущие господствующему классу, то Правдин вводится в произведения как «карающий меч государства», тот, кто воздаст каждому по заслугам.

Одной из целей написания комедии, как следует из ее названия, является стремление автора осудить дворян, желающих жить в свое удовольствие, а не служить государству, как диктует закон и обычай. В связи с этим Правдин, наводя порядок, показан как идеальный помещик и чиновник. По крайней мере автор ничего не говорит о его недостатках.

Помимо неуклонного выполнения своего долга, Правдин показан как гуманный, вежливый и обходительный человек. Однако главным достоинством Правдина (помимо добросовестного выполнения своих обязанностей) является его приверженность образованию. В пьесе постоянно высмеиваются как глупые и невежественные помещики, так и бездарные и ленивые учителя Митрофанушки, благодаря которым он так и не стал достойным офицером или чиновником. Из-за этого автор подчеркивает стремление Правдина бороться с невежеством, в котором он видит корень зла. Чиновник не только выполняет свои прямые обязанности, назначая несовершеннолетнего на государственную службу, но и препятствует проявлению Простаковыми жестокости по отношению к крепостным, лишая их возможности распоряжаться имением.

Он разоблачает недостойных учителей Митрофанушки, воздавая им по заслугам.

В целом можно сделать вывод, что в образе Правдина автор изобразил власть как таковую. Не будучи, конечно, противником существующего строя, считая, что в радикальных переменах нет нужды, а для устранения недостатков достаточно образования и честных чиновников, Фонвизин создал образ одного из них. Правдина показывает путь решения проблем, стоящих перед обществом, образец для подражания, к которому призывает автор.

Несколько интересных сочинений

  • Состав Школьные годы прекрасны

    Лучшее время — детство. И почти все приятные воспоминания связаны со школой. Это самое беззаботное время. Вы уже выросли и начинаете думать, но жизненных проблем пока нет.

  • Состав семьи Кабановых в спектакле «Гроза Островский»

    В одном из провинциальных городков живет патриархальная купеческая семья. Купчиху Марфу Игнатьевну Кабанову звали Кабаниха, неприятное такое прозвище. У нее был очень сложный характер.

  • Сочинение о любви к животным

    Любовь к животным – это невероятное чувство, когда ты даришь свою заботу и ласку, а они в ответ дарят нам свое тепло и преданность. Это чувство любви к четвероногим друзьям помогает нам стать более чувственными и добрыми.

  • Тема искусства в повести Гоголя «Портрет»

    Тема искусства в повести Н.В. Гоголя «Портрет» играет главенствующую и связующую роль. В «Портрете» Гоголь ставит вопрос о том, что есть истинное искусство, а что только видимость искусства.

  • Мечты могут работать как во вред, так и во благо. Фантазии, которые никогда не сбудутся, с одной стороны, могут стать фактором движения человека, могут заставить его двигаться вперед, и особенно, если его окружение настойчиво повторяет

Меню артикулов:

«Недоросль» — пьеса в пяти действиях, написанная Денисом Ивановичем Фонвизиным. Культовое драматическое произведение 18 века и один из самых ярких образцов классицизма. Оно вошло в школьную программу, неоднократно ставилось на сцене, получило экранное воплощение, а его строки были разобраны на цитаты, которые сегодня живут независимо от первоисточника, становясь афоризмами русского языка.

Сюжет: краткое содержание пьесы «Недоросль»

Сюжет «Недоросль» хорошо известен всем со школьных лет, но мы все же вспомним краткое содержание пьесы, чтобы восстановить в памяти последовательность событий.


Действие происходит в деревне Простаков. Его владельцы — госпожа и господин Простаковы и их сын Митрофанушка — живут тихой жизнью провинциальных дворян. Также в поместье живет сирота Софьюшка, которую барыня приютила в своем доме, но, как выясняется, не из сострадания, а из-за наследства, которым она свободно распоряжается как самопровозглашенная опекунша. В ближайшее время Софью планируют выдать за брата Простаковой Тараса Скотинина.


Планы дамы рушатся, когда София получает письмо от своего дяди Стародум, который все еще считался мертвым. Страдум жив и здоров и ходит на свидание со своей племянницей, а также сообщает о состоянии в 10 тысяч дохода, которое он унаследовал от любимой родственницы. После такого известия Простакова начинает ухаживать за Софьей, на которую до сих пор мало жаловалась, ведь теперь она хочет выдать ее замуж за любимого Митрофана, а Скотинина оставить ни с чем.

К счастью, Стародум оказался благородным и честным человеком, пожелавшим добра своей племяннице. Тем более, что у Софьи уже был суженый — офицер Милон, только что остановившийся со своим полком в деревне Простаков. Стародуб знал Милона и дал молодым людям свое благословение.

В отчаянии Простакова пытается организовать похищение Софьи и насильно выдать ее замуж за своего сына. Однако и здесь коварная любовница терпит неудачу — Милон спасает возлюбленную в ночь похищения.

Простакову великодушно прощают и не отдают под суд, однако ее имение, давно вызывавшее подозрения, передается государственной опеке. Все уезжают, и даже Митрофанушка уходит от матери, потому что не любит ее, как, вообще, никого на свете не любит.

Характеристики героев: положительные и отрицательные персонажи

Как и в любом классическом произведении, персонажи в «Подлеске» четко разделены на положительных и отрицательных.

Отрицательные персонажи:

  • Госпожа Простакова — хозяйка села;
  • Г-н Простаков — ее муж;
  • Митрофанушка — сын Простаковых, низкорослый;
  • Тарас Скотинин — брат Простаковых.

Сладости:

  • Софья сирота, живет с Простаковыми;
  • Стародум ее дядя;
  • Милон — офицер, любовник Софьи;
  • Правдин — государственный чиновник, приехавший контролировать дела в деревне Простакова.

Второстепенные персонажи:

  • Цыфиркин — учитель арифметики;
  • Кутейкин — преподаватель, бывший семинарист;
  • Вральман — бывший кучер, выдает себя за учителя;
  • Еремовна — няня Митрофана.

Госпожа Простакова

Простакова — самый яркий отрицательный персонаж, да и вообще самый заметный персонаж пьесы. Она хозяйка села Простаковых и именно барыня, полностью подавив безвольного супруга, устанавливает барский порядок и принимает решения.

Однако она совершенно невежественна, лишена манер, часто грубит. Простакова, как и другие члены семьи, не умеет читать и презирает науку. Мать Митрофанушки занимается воспитанием Митрофанушки только потому, что так должно быть в обществе Нового Света, но она не понимает истинной ценности знаний.

Помимо невежества, Простакову отличают жестокость, коварство, лицемерие и зависть.

Единственное существо, которое она любит, это ее сын Митрофанушка. Однако слепая, нелепая любовь матери только портит ребенка, превращая его в копию самого себя в мужском платье.

Г-н Простаков

Фигуральный владелец имения Простаковых. На самом деле всем руководит его властная жена, которую он безумно боится и не смеет сказать ни слова. Простаков давно потерял собственное мнение и достоинство. Он даже не может сказать, хорош ли кафтан, сшитый портной Тришкой для Митрофана, или плох, потому что боится сказать что-то не то, что ожидает дама.

Митрофан

Сын Простаковых, низкорослый. В семье его ласково называют Митрофанушка. А, между тем, этому юноше пора вступать во взрослую жизнь, а он об этом совершенно не подозревает. Митрофан избалован материнской любовью, он капризен, жесток к слугам и учителям, напыщен, ленив. Несмотря на многолетнее обучение у учителей, юный джентльмен безнадежно глуп, не проявляет ни малейшего стремления к обучению и знаниям.

И самое ужасное, что Митрофанушка — жуткий эгоист, ему ничего не важно, кроме собственных интересов. В конце пьесы он легко уходит от матери, так безответно любившей его. Даже она для него пустое место.

Скотинин

Брат госпожи Простаковой. Самовлюбленный, ограниченный, невежественный, жестокий и жадный. Тарас Скотинин питает большую страсть к свиньям, остальное мало интересует этого недалёкого человека. Он не имеет представления о семейных узах, сердечной привязанности и любви. Описывая, как хорошо будет жить его будущая жена, Скотинин лишь говорит, что обеспечит ее самой лучшей зажигалкой. В его системе координат именно в этом заключается семейное счастье.

София

Положительный женский образ работы. Очень воспитанная, добрая, кроткая и отзывчивая девочка. Софья получила хорошее образование, у нее пытливый ум и тяга к знаниям. Даже в ядовитой атмосфере дома Простаковых девушка не становится похожей на хозяев, а продолжает вести тот образ жизни, который ей нравится — много читает, думает, со всеми приветлива и вежлива.

Стародум

Дядя и опекун Софьи. Стародум — голос автора в пьесе. Его выступления очень афористичны, он много говорит о жизни, добродетелях, разуме, законе, правительстве, современном обществе, браке, любви и других насущных проблемах. Стародум невероятно мудр и благороден. Несмотря на то, что он явно негативно относится к Простаковой и ей подобным, Стародум не позволяет себе опускаться до грубости и откровенной критики, а что касается легкого сарказма, то его недалекие «родственники» не могут его признать.

Милон

Любимый офицер Софии. Образ героя-защитника, идеального юноши, мужа. Он очень справедлив, не терпит подлости и лжи. Милон был храбр, и не только в бою, но и в своих выступлениях. Он лишен тщеславия и низменного благоразумия. Все «женихи» Софьи говорили только о ее состоянии, но Милон ни разу не обмолвился о том, что его суженая богата. Он искренне любил Софью еще до того, как она получила наследство, и поэтому в своем выборе молодой человек отнюдь не руководствовался размером годового дохода невесты.

«Учиться не хочу, но жениться хочу»: проблема воспитания в рассказе

Ключевой проблемой произведения является тема провинциального дворянского воспитания и образования. Главный герой Митрофанушка получает образование только потому, что это модно и «так заведено». На самом деле ни он, ни его невежественная мать не понимают истинной цели знания. Они должны делать человека умнее, лучше, служить ему на протяжении всей жизни и приносить пользу обществу. Знания зарабатываются тяжелым трудом, и их никогда нельзя насильно вбить в чью-то голову.

Домашнее воспитание Митрофана — пустышка, вымысел, провинциальный театр. Несколько лет несчастный ученик не овладевал ни чтением, ни письмом. Шуточное испытание, которое устраивает Правдин, Митрофан с ревом проваливает, но по глупости своей не может и этого понять. Слово дверь он называет прилагательным, потому что оно, мол, присоединено к проему, он путает науку с байками, которые ему в изобилии рассказывает Вральман, а Митрофанушка не может даже выговорить слово «география»… уж слишком хитро.

Чтобы показать гротескность образования Митрофана, Фонвизин вводит образ Вральмана, преподающего «по-французски и всем наукам». На самом деле Вральман (фамилия, которая говорит!) вовсе не учитель, а бывший кучер Стародум. Он легко обманывает несведущую Простакову и даже становится ее любимцем, поскольку исповедует собственный метод обучения — не заставлять ученика что-либо делать насильно. С таким рвением, как у Митрофана, учитель и ученик просто бездельничают.

Вместе с приобретением знаний и навыков идет образование. По большей части за это отвечает госпожа Простакова. Она методично навязывает свою гнилую мораль Митрофану, который (вот он прилежный!) прекрасно усваивает мамины советы. Так вот, решая проблему дележа, Простакова советует сыну ни с кем не делиться, а все забрать себе. Говоря о замужестве, мать говорит только о богатстве невесты, никогда не упоминая об эмоциональной привязанности и любви. Митрофан не знаком с такими понятиями, как отвага, отвага, доблесть несовершеннолетних. Несмотря на то, что он уже не младенец, о нем по-прежнему заботятся во всем. Мальчик не может даже постоять за себя во время перепалки с дядей, тут же начинает звать маму, а старая няня Еремеевна бросается на обидчика с кулаками.

Значение названия: две стороны медали

Название пьесы имеет прямое и переносное значение.

Прямое значение имени
Подростками в старину называли подростков, юношей, еще не достигших совершеннолетия и не поступивших на государственную службу.

Переносное значение имени
Подлеска также называли дураком, невеждой, недалеким и необразованным человеком, независимо от его возраста. С легкой руки Фонвизина именно этот негативный оттенок был придан этому слову в современном русском языке.

Каждый человек перерождается из малолетнего юноши во взрослого мужчину. Это взросление, закон природы. Однако не каждый превращается из темного недоростка-недоучки в образованного самодостаточного человека. Такая трансформация требует усилий и настойчивости.

Место в литературе : Русская литература XVIII века → Русская драматургия XVIII века → Творчество Дениса Ивановича Фонвизина → 1782 год → Пьеса «Подлесок».

Правдин — один из героев, встречающихся в произведении Фонвизина, приехавший в имение Простаковых и пробывший там три дня. Какова цель Правдина в имении Простаковых? На этот вопрос можно ответить, только ознакомившись с творчеством Фонвизина, что мы и сделали сегодня на уроке литературы. Так зачем Правдин пришел к Простаковым? Конечно, с целью контроля. Он пришел выявить злостных неучей, которыми оказалась семья Простаковых. Правдин не только сумел разобраться в их делах и обнаружил жестокость в обращении с крестьянами, но и пытался пресечь своеволие помещиков, злоупотреблявших своей властью. Правдин, разоблачив злодеяния Простаковых, лишает их имений и возможности распоряжаться крестьянами.

Краткое описание Правдина

Изучив творчество Фонвизина, мы узнаем, кто такой Правдин в комедии Подлесок. А это чиновник, которого призвали разобраться в делах семьи Простаковых. По сюжету можно дать следующую характеристику героя. Здесь видно, что это честный человек, он честный и благородный человек. Образ Правдина вызывает только положительные эмоции и более подробное описание Правдина в комедии я хотел бы дать в своем очерке. Так, в образе Правдина автор изобразил помещика, борющегося с нарушениями в своем же классе. Несмотря на свое положение, он со всеми вежлив, трудолюбив, принципиален. Герой противостоит злорадству, и здесь мы видим, что роль Правдина в комедии велика, ибо он истребляет зло и несправедливость. Жаль только, что в «Подлеске» образ Правдина всего лишь образ условный, а не реальный. Автор просто хотел показать настоящим чиновникам того времени, какими они должны быть и как должны выполнять свои функции.

У Стародумы есть единомышленник в комедии — Правдин. Это член губернаторства, чиновник и общественный деятель.

Правдин — лицо еще менее живое, чем Стародум, но важное для понимания идейного содержания комедии. Правдин исполняет обязанности неподкупного чиновника, избранного помогать губернатору следить за отношением помещиков к крепостным. «Именем правительства», — наказывает он Простакову, беря ее дом и села под государственную опеку. Но, конечно, в реальности такие случаи были крайне редки. Факты помещичьего произвола почти не могли дойти до правительства, ведь крепостным запрещалось жаловаться на своих господ под страхом ссылки в Сибирь. Чисто внешнее вмешательство Правдина в развязку комедии создавало видимость государственного вмешательства в дела деревни. Это придавало комедии политическое правдоподобие. В то же время традиционно счастливый конец комедии (порок наказан, добродетель торжествует) показывает не то, что на самом деле сделала власть, а то, что она должна была сделать.

В развязке комедии он играет решающую роль: убедившись в жестокости Простаковой, он берет под стражу ее имение. Такие случаи были редкостью в то время, но они были. Для пропаганды взглядов Фонвизина такая развязка комедии была очень важна. Она напомнила правительству, что вопрос об опеке над поместьями жестоких помещиков уже ставился в комиссии 1767 г. и что его надо провести.
Образы в комедии получились относительно бледными Милона и София . Объясняется это не только тем, что показ крепостной усадьбы отодвигал их на второй план, но и тем, что действительность не давала писателю материала для создания «положительного» героя из дворянской жизни. Это идеализированные представители той «новой породы» людей, которую, хотя и не особенно успешно, пытались создать некоторые педагогические учреждения и домашнее воспитание по идеям Локка и Руссо.

Образ Милона дан в комедии как идеал молодого благородного воина, честного и бесстрашного. Софья в комедии «Недоросль» изображена идеалом дворянки: она и образованна (читает французские книги), и умна (серьезный разговор у нее со Стародумом), и верна в любовном смысле, и добра- натуральный. Софья, в сущности, противостоит Митрофанушке как идеалу правильного воспитания. Она является как бы живой иллюстрацией педагогических взглядов Стародумы, так как именно он ее воспитал. Стародум говорит: «Я вышел на пенсию, я положил начало твоему воспитанию». И Софья в комедии «Недоросль», и Милон — представители «новой породы» людей. Их образы являются антитезой образу Митрофанушки.

Культурный уровень комедии подчеркивается их языком. Это книжный, литературный язык эпохи. Даже Софья в комедии «Недоросль» говорит такими сложными фразами: «Так, значит, надо, чтобы всякий порочный человек действительно был достоин презрения, когда он делает зло, зная, что делает». Как благовоспитанные люди, все положительные персонажи говорят с изысканной вежливостью: «Ты мне много одолжишь» (Софья), «Я рад, что познакомился с тобой» (Правдин) и т. д. Язык Стародумов характеризуется афоризмами. , т. е. краткие, сжатые изречения, с помощью которых Стародум как бы высекает свои мысли. Такой тонко книжный язык положительных персонажей еще больше подчеркивал грубость и некультурность речи Простаковой, Скотинина и Митрофанушки.

это что? Нововведения в литературе и искусстве. Чехов как новатор. В чем новаторство Тредиаковского как критика? Новаторство в литературе в России

Новаторство Фонвизина
Одно из самых успешных произведений Д.И. Фонвизина — комедия «Недоросль». Это небольшой рассказ о том, что происходит в семье русской дворянки Простаковой. «Недоросль» написана в XVIII веке — веке господствующего классицизма, от канонов которого отошел Фонвизин. Могу уверенно, без сомнения сказать, что Фонвизин — новатор. В чем заключалась инновация «русских от прарусских»? (так называл Фонвизин молодого А. С. Пушкина).
Классицизм имеет определенные ограничения и строгие правила, такие как застывшие персонажи; обязательная система ролей; одна идея; один конфликт; единство действия; говорящие фамилии; счастливый конец и др. Фонвизин, хотя и писал произведение в период расцвета классицизма, затронул несколько видов конфликтов. Например, любовный конфликт (Скотинин, Милон и Митрофан хотят Софью в жены), и этот конфликт не является основным, он служит фоном. Коснулся Фонвизин и социального конфликта — отношения Простаковой к крестьянам. Бессердечие, самодурство, деспотизм… Все это качества дворянки, представительницы элиты Российской империи. Автор показывает недопустимое развитие характеров в классицизме, ведь Митрофанушка не совсем остается «бабой», он отказывает «любимой матери», когда узнает, что она лишена прав на управление имением.

Несомненно, инновационная идея произведения — вина государства. Начиная с комедии «Недоросль», русская литература вступает в благородную борьбу с государственной властью, в борьбу за справедливость. Действительно, Фонвизин указывал на проблему власти, проблему законов и их реализации в обществе XVIII века. Если хорошенько подумать о комедии, то можно понять, что автор винит правительство в проблемах просвещения и крепостного права.
«Русская комедия началась задолго до Фонвизина, но только с Фонвизина. Его «Недоросль» и «Бригадир» наделали страшный шум, когда появились, и навсегда останутся в истории русской литературы, если не искусства, как одно из замечательнейших явлений. На самом деле эти комедии суть произведение сильного ума. Одаренный человек». Полностью согласен со словами Виссариона Григорьевича Белинского. Фонвизин не только талантливый, но и смелый писатель. Не каждый в то время мог указать властям на свои пороки и бездействие. государство есть идеал, нечто высокое и благородное, и в комедии «Недоросль» Фонвизин показал правду, за которую ему пришлось уйти в отставку.

Фонвизин – отец Великой русской комедии, разрушивший каноны классицизма.

Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1768). Реформы Тредиаковского были половинчатыми. Но с 1730 г. (предисловие к переводу романа «Катание на остров любви») по 1739 г. (канун выступления Ломоносова) Тредиаковский был единственным крупным представителем зарождавшейся русской критической мысли. В работах, написанных им в этот период времени, поднимались некоторые вопросы о будущих реформах и открытиях Ломоносова. В предисловии к роману Тредиаковский констатировал, что русский разговорный язык вполне мог бы стать литературным, и что «славяно-русский» (т. Однако язык самого Тредиаковского был еще очень неясен.

В «Речи о чистоте русского языка» (1735 г.) он снова вернулся к этой проблеме и призвал членов Российского собрания Академии наук: «Труд, господа, усердный труд побеждает все».

Еще не догадываясь о роли таланта, вдохновения в творчестве, Тредиаковский, как классик-рационалист, считает, что «из солидной грамматики и красной риторики нетрудно произвести пиитическое слово, услаждающее сердце и ум… «. Именно Ломоносов впоследствии создаст эти необходимые пособия для работы по «Русской грамматике» и «Риторике». В качестве возможных препятствий творчеству Тредиаковский называет лишь существующий «неправильный» (т. е. силлабический) состав стихов и неупорядоченность лексики. Словарный запас впоследствии будет упорядочен Ломоносовым в грамматике и в учении о «трех стилях», а что касается способа сочинения русской поэзии, то Тредиаковский тут же не без гордости заявил, что «путей нет», т. е. они существуют, и указал: «У меня тоже есть». Он сослался на свой «Новый и лаконичный метод сочинения русской поэзии» (1735 г.).

Здесь Тредиаковский впервые ввел понятия «тонический метр» и «стопа» как меру ритма и указал, что силлабическая система стихосложения, практикуемая до сих пор в России по польскому образцу, приводит к бессвязности и что Русские люди добиваются большей «сладости» в своих песнях, построенных по тоническому принципу. Но Тредиаковский схоластически отвергал трехсложные размеры — дактиль, амфибрах, анапест, а к ямбу относился с пренебрежением. Тредиаковский признал в выбранном им хорее только женскую рифму и отверг мужскую рифму, характерную для ямба. Однако он несколько раз менял свое мнение: сначала признавал рифму, хотя и с ограничениями, а потом и вовсе отказался от нее, потому что в народной поэзии рифмы нет; восставал против чередующегося сочетания женских и мужских рифм, а потом практиковал его сам.

Во втором, исправленном издании своего «Нового и краткого пути…», озаглавленного «Способ сложения русской поэзии» (1752 г.), Тредиаковский внес улучшения с учетом того, что сделал Ломоносов. Ряд его наблюдений является существенным дополнением к Ломоносову. Например, он правильно указывал, что «чистые ямбы» в русском языке необязательны и трудны, многие остановки в ямбах заменены пиррихиями, что рифма еще не делает стихов стихами, для этого нужно нечто большее, т. е. поэтическое мышление. Рифма бывает «богатая» и «полубогатая», то есть точная и неточная. Здесь Тредиаковский даже опередил свое время: вспомним, что даже в пушкинскую эпоху было совершенно невозможно допускать неточность рифмы; вся классическая поэзия 19ХХ века стремились соблюдать это правило. Рифма была «разбита» символистами, а затем на основе ассонансов и созвучий значительно обогащена и, можно сказать, воссоздана футуристами.

В «Рассуждении об оде вообще», приложенном к оде на взятие города Гданьска (1734), Тредиаковский впервые сформулировал некоторые черты одного из ведущих классицистических жанров (лирический беспорядок, «божий язык» и др.), так блестяще позднее развитые Державиным. «Ода, — писал Тредиаковский, — есть совокупление многих строф, состоящих из равных, а иногда и неравных стихов, которые всегда и непременно описывают благородное, важное, редко нежное и приятное дело, в речах очень поэтичных и пышных»1. Ода сродни псалмам, строфам по «высотности» речей эпической поэзии, но резко отличается от «всякой житейской песни», содержание которой «читай всегда любовь, или что-то подобное, легкомысленно.. .», и речь, которая «иногда сладкая, но всегда лестная, часто суетная и шутливая, часто крестьянская и детская.

Тредиаковскому не чужд исторический подход к решению вопроса о причинах возникновения и падения поэзии. Его беспокоила возможность существования русской поэзии, факт появления которой он уже возвестил в «Послании из русской поэзии к Аполлию» (1734). Статья Тредиаковского «О древней, средней и новой русской поэме» была первой попыткой создать историю русской литературы; при рассмотрении поэтических примеров дает характеристику деятельности Смотрицкого, Полоцкого, Медведева, Истомина, Магнитского, Буслаева, Кантемира и других русских поэтов. Русская поэзия, по его мнению, прошла три периода: «древний» — языческий, со стихийно естественным тоническим стихосложением, закрепившимся в фольклоре; затем «средний» — силлабический, под религиозно-христианским и — в области ритма — преимущественно польским влиянием, и, наконец, вступил в третий, «новый» период. Теперь она снова возвращается к натуральному тоническому стихосложению, уже осмысленно, сбрасывая с себя ярмо чужих влияний и осваивая правила творчества, как их понимал сам Тредиаковский. Тредиаковский с гордостью подчеркивал свою заслугу в этом преобразовании русской поэзии.

В «Письме к другу о нынешней полезности поэзии для граждан», «Рассуждениях о комедии вообще» и в предисловии к «Тилемахиде» Тредиаковский ставил античность выше современной европейской литературы. Первая была преимущественно поэзией свободных граждан и поэтому процветала, нынешняя уступает ей, потому что связана с монархическим правлением. В скрытой форме Тредиаковский критиковал влияние дворов Елизаветы и Екатерины II. Он ратовал за серьезную, возвышенную и свободную поэзию, прославлял Фенелона за то, что в своем «Телемахе» он показал, как «царская власть тогда только тверда, когда она укрепляется любовью подданных…».

Статьи Тредиаковского вызревали, еще в наивной форме, проблемы формы и содержания искусства, его специфики по сравнению с наукой. «Новый и краткий способ сочинять русскую поэзию» открывается следующим утверждением: «В поэзии вообще надо отметить две вещи. Первое: материя, или работа, которую пиит берется писать. Второе: стихосложение, то есть способ добавления поэзии.

Важно, что проблема содержания («материи») и формы была поставлена ​​Тредиаковским уже в 1735 г. Правда, форма понималась узко, сводилась к языку и стихосложению, а элементы формы, «правила эпической поэмы», попали в понятие содержания. Кроме того, если форма оказывалась национальной, то содержание декларировалось «на все языки в общем свете».

В других статьях Тредиаковский разбрасывал любопытные и более содержательные замечания по этой проблеме. В статье «Мнение о начале поэзии и поэзии вообще» Тредиаковский подчеркивал приоритет содержания над формой. Он развил аристотелевское положение о том, что поэты — прорицатели, а поэтическое творчество есть изобретение возможностей, т. е. «не такое изображение поступков, каковы они сами по себе, а то, какими они могут быть, или должны быть…»

В предисловии до Тилемахиды, Тредиаковский сравнивает поэзию («героическую поэму») с историей, наукой и другими видами искусства и находит в поэзии определенные преимущества. Она, как и другие формы познания, учит любить добродетель, но как бы история «прибита к одной точке», «чтобы, вдруг созерцаемая единым взглядом», «через то она глядела и поражала ум для всех». стареет незабвенно».

В чем новаторство Тредиаковского как критика?

Другие сочинения на тему:

  1. В статье «О современном состоянии словесных наук в России» Ломоносов подчеркивал значение писателей в обработке живого литературного языка. Неоконченная статья…
  2. В 1730 году вышла «Катание на остров любви» Василия Тредиаковского — первая книга, в которой была представлена ​​поэзия…
  3. Обычно поэзия тяготеет к гармонии и красоте, это естественно. Но время от времени появляются поэты, стремящиеся создать нарочито трудную…
  4. Выдающийся норвежский писатель 19 века, славный реформатор театра Генрик Ибсен в своих произведениях ставил вопросы, волновавшие его современников. Ибсен…
  5. Главными творцами теоретической системы русского классицизма были (если следовать хронологии) Тредиаковский, Ломоносов и Сумароков. Но ведь недаром вся первоначальная…
  6. Белинского «Настоящая критика» теоретически почти ничего не брала в отношении изучения биографии писателя, творческой истории произведения, идеи, набросков и. ..
  7. Формируя основные требования к знаниям и умениям учащихся по литературе, программа в первую очередь определяет для каждого класса усвоение определенного…
  8. Стихотворное переложение «Приключений Телемаха» Фенелона в 24 книгах. Древний размер пою стихом Отчелюбивый Сын, Кой, от естественных берегов поплыл, и…
  9. Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924). С Брюсовым случилось то, что часто случается с основателями любых направлений и систем: они первыми перерастают…
  10. «Берег» Юрия Бондарева по праву можно назвать романом вопросов. Оценивая достоинства и недостатки романа, нельзя сбрасывать со счетов и это…
  11. Новаторство Бехера еще ярче проявилось в жанре сонета. На этом примере особенно ясно видно, как Бехеру удалось обновить жанр, считавшийся…
  12. Произведения о литературе: В чем внутренняя противоречивость Раскольникова В мировой литературе Достоевскому выпала честь открыть неисчерпаемость и многомерность человеческого…
  13. Классицистическая критика была программой целого литературного движения на три четверти века. Верность первоначальным принципам Ломоносова она пронесла через десятилетия…
  14. Каждый выдающийся драматург 20 века был и теоретиком театра, пытавшимся разработать принципиально новые способы сценического воплощения жизни. Чехов…

Инновация в любой области есть новаторство, изобретение нового на базе старого, иногда сопровождающееся ломкой прежних традиций и устоев. Новаторство — это особый дар, способность изобретать и мыслить прогрессивно, если говорить о качестве человеческой личности.

Новаторство в искусстве

В искусстве новаторство — это всегда столкновение с критикой, непониманием, даже осуждением. Однако без скульпторов, живописцев, писателей-новаторов культура не развивалась бы.

Например, Джотто ди Бондоне был величайшим новатором своей эпохи. С древности фигуры на религиозных картинах и фресках обычно парили в воздухе. Но флорентиец Джотто первым твердо поставил их на землю. Он также изменил пространственную концепцию и отношения между картиной и художником, между картиной и зрителем. Естественно, это нововведение не сразу встретило горячий отклик, хотя Джотто ди Бондоне когда-то был признан великим мастером.

Новаторы подверглись критике

Художника-новатора Микеланджело Буонаротти чуть не обвинили в ереси за его новаторство. Ведь он изображал тела святых не просто обнаженными, а с обнаженными гениталиями. Спустя три десятилетия святых «одели» другие художники по приказу властей. И только в 1994 году изображениям вернули первоначальный вид. С тех пор прошли века.

Скульптор Жан-Батист Пигаль, художник Теодор Жерико (эпоха романтизма) и многие другие пострадали от критики своих новаций в искусстве.

Инновации в литературе в России

С латыни novator переводится как «обновитель». Новаторство – это обогащение ее обновлением, новыми открытиями и достижениями в литературе.

В русской литературе девятнадцатый век, его 50-60-е годы, был самым богатым на новаторские решения. Затем расцвели публицистика и литературная критика. В XIX веке русская литература стала законодательницей мод на мировом уровне. Его активно обсуждали за рубежом. 19ХХ век — век становления литературного языка в России, и во многом этому способствовал Александр Сергеевич Пушкин. (так называют в литературе XIX век) стали переосмысливать свое творчество. В поэзии появилось новое качество, поэты пытались воздействовать на умы людей в гражданских целях, чтобы улучшить родную страну.

Проша тоже не стояла на месте. Гоголь и Пушкин были основоположниками новых художественных типов. Это и гоголевский «маленький человек», и пушкинский «лишний человек», и другие.

Девятнадцатый век закончился предреволюционными настроениями. Конец века открывает новые имена — Лесков, Горький, Островский и Чехов.

Новаторство Антона Павловича Чехова как драматурга

Антон Павлович обновил драматургию. Он был против театральности и неестественности. В его пьесах люди и жизнь показывались такими, какие они есть. Он отказался от эффектов старого театра.

Например, совершенно новым для театра был спектакль «Вишневый сад». Это не была драма, но в спектакле не хватало кадров, внешней интриги и эффектного финала. Вся идея держалась на общем настроении, создаваемом совокупностью всех сцен. Чехов не придал пьесе никаких усложняющих элементов, он не создал главного героя — человека, вокруг которого развернется конфликт. Чехов дает зрителям и читателям представление о психологии героев. Лиризм, простота, паузы для усиления эффекта и описания пейзажа – все это способствует усилению эмоционального восприятия.

Станиславский говорил, что Чехов на сцене владеет внутренней и внешней правдой. Чехов вводит в свои пьесы недомолвки, недомолвки, а также простые диалоги — как в жизни.

Это было новшеством для русской сцены и литературы.

Инновация (от лат. novator — строящий заново, обновитель, изобретатель)

проявление нового в творческой деятельности людей, выражение творческих способностей человека в труде (см. Творчество).

Социализм открывает возможности для свободного проявления творческих способностей и талантов человека, для массовых инноваций. инициатива, массовое социалистическое соревнование» (1973, с. 15).

Труд Н. имеет большое социально-экономическое значение как неисчерпаемый источник роста производительности труда и ускорения научно-технического прогресса.

Н. служит одним из источников социалистического соревнования и, в частности, его высшей формы, движения за коммунистическое отношение к труду (см. Коллективы и ударники коммунистического труда), стимулирует рост культурно-технического уровня трудящихся, повышение квалификации.

Н. играет важную роль в укреплении связи науки с производством. Он предполагает активное использование теоретических и практических знаний, полученных как в этой, так и в смежных областях деятельности. Н. дает материал для освоения новых теоретических знаний и способствует развитию науки, техники и производства.

История зарождения и развития инновационного движения в промышленности СССР неразрывно связана с возникновением ударного труда (См. Ударный труд). В годы первых пятилеток возникли рационализаторские бригады, бригады технической самостоятельности, которые ставили своей целью развитие новых производств, позволяющих сократить ввоз промышленной продукции, ускорить техническое перевооружение предприятий (см. Изобретение, Рационализация производства). Важный этап в развитии Н. связан с именем А. Стаханова а. Стахановское движение (1935) означало организацию труда по-новому, рационализацию технологических процессов, правильное разделение труда в производстве, освобождение квалифицированных рабочих от подготовительных работ, лучшую организацию рабочего места. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 и в первые послевоенные годы большое значение имело движение новаторов скорости.

Социалистическая новация в современный период разворачивается в условиях научно-технической революции, которая оказывает огромное преобразующее воздействие на работника, развивая в нем черты творца. За новаторские инициативы 60-70-х гг. Коллективизм становится все более характерным, когда национализм находит свое выражение в патриотических мероприятиях коллективов предприятий и целых отраслей народного хозяйства, а также городов, областей и республик. Инициатива саратовских машиностроителей выпускать бездефектную продукцию (1963), инициатива рабочих Свердловска и Рыбинска по внедрению НОТ (1967 г.), рабочих Западно-Сибирского металлургического завода (1968 г.) по досрочному развитию проектных мощностей и многое другое получили широкое распространение. и рационализация являются мощными рычагами дальнейшего повышения эффективности общественного производства в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте, в сфере обслуживания.

Творческая инициатива трудящихся порождает все новые формы организации и развития инновационной деятельности: на предприятиях получили распространение советы рационализаторов, общественные конструкторско-технологические бюро, творческие объединенные коллективы и т. д. Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов, насчитывающее более 6,5 млн членов (1973), проводит большую работу по развитию инновационного движения. Много новаторов-рабочих наряду с учеными и инженерно-техническими. сотрудники активно участвуют в деятельности научно-технических обществ. Развитие науки и массового технического творчества трудящихся — важная задача хозяйственных органов, профсоюзных и комсомольских организаций. Организационная и идеологическая работа КПСС имеет решающее значение в развитии национализма. Партия постоянно побуждает массы к активной творческой деятельности, ведет борьбу за создание в коллективе атмосферы творчества, нетерпимости к консерватизму и застою. Это один из главных источников силы социалистического N.

Лит.: Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Новаторы. сб., М., 1972; Социалистическое соревнование в промышленности СССР, М., 1973.

Б. К. Злобин.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *