Освоение Сибири – кто открыл, начало 17 века кратко
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 187.
Обновлено 7 Декабря, 2020
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 187.
Обновлено 7 Декабря, 2020
Освоение Сибири стало одним из важнейших событий истории России Нового времени. Огромные и малонаселенные азиатские территории стали приносить в казну значительный доход от пушнины. По мере продвижения по Сибири в XVII веке русские первопроходцы добрались до границы с Китаем и смогли установить с ним дипломатические отношения. Из школьного курса 7 класса можно узнать, кто открыл Сибирь, а также как происходило продвижение на восток русских землепроходцев.
Начало освоения Сибири
Первыми из русских за Уралом побывали новгородцы в конце XII века и назвали открытые ими земли Югрой.
Рис. 1. Покорение Сибири Ермаком.После свержения ордынского ига и присоединения в 1489 году Вятки, русские отряды добрались на восток до Прикамья, основали пограничную крепость Чердынь, и в 1500 году князь Петр Ушатый совершил впервые поход на Сибирское ханство.
Следующим военным мероприятием стал поход атамана Ермака против хана Кучума с отрядом из нескольких сотен казаков в 1581–1585 годах. Они стали первыми из русских, кто смог закрепиться на новых землях на несколько лет, выиграть несколько сражений, отправить посольство в Москву к Ивану IV и даже получить оттуда подкрепление в 300 стрельцов.
Первый постоянный русский населенный пункт в Сибири, то есть Тюмень, основал в 1586 году воевода Иван Мясной. Спустя год был основан Тобольск, который стал вскоре административным центром Сибири и сохранял свой статус до начала XX века, пока не построили Транссибирскую магистраль.
Рис. 2. Сибирь в XVII веке.Освоение Сибири в XVII-XIX веках
По карте можно заметить, что продвижение русских отрядов на восток в конце XVI — середине XVII века шло в основном в северном направлении, то есть по землям, где было много пушнины. Так, например, основание Обдорска (Салехард) относится к 1595 году, а городов среднего Зауралья (Курган, Ялуторовск, Ишим) — ко второй половине XVII века.
Омск на границе со степью и Бийск на Алтае были основаны только в первой четверти XVIII века, а Якутск — в 1632 году. В 1647 году был основан Охотск на берегу моря, которое относится к Тихому океану. В 1661 году — Иркутск, а Нерчинск получил статус города только в 1689 году, когда там был подписан первый русско-китайский договор.Каменное строительство в Сибири началось в Тобольске в 1680-е, там появился единственный в регионе кремль из камня. В Тюмени каменное строительство началось с 1700 года, а в XVIII веке оно распространилось и на другие города.
В первой четверти XVIII века, при царе Петре I, в Сибири стали появляться заводы, например, сереброплавильный в Нерчинске. Первым губернатором Сибири стал Матвей Гагарин, он занимал этот пост с 1708 по 1719 год. Из русских императоров до Сибири первым добрался Александр II в 1837 году, а первый университет в азиатской части страны появился за год до его смерти — в 1880 году.
С освоением Сибири связано и открытие пролива между Азией и Америкой, а точнее, между Чукоткой и Аляской. Его совершила экспедиция Семена Дежнева и Федота Попова в 1648–1650 годах.
Рис. 3. Сибирь в XIX веке.Что мы узнали?
Освоение Сибири русскими людьми началось с конца XV столетия. Первым, кто смог надолго укрепиться на новых землях, стал Ермак — вследствие похода против хана Кучумы. За краткий промежуток времени в несколько десятилетий русские отряды прошли от Урала до Тихого океана, и в XVII веке добрались до границы с Китаем.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Пока никого нет. Будьте первым!
Оценка доклада
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 187.
А какая ваша оценка?
Освоение Сибири в 17 веке [Покорение, Колонизация] — дата, год, причины, ход, этапы, последствия, итоги, значение, вики — WikiWhat
Причины освоения Сибири в 17 веке
Поиск богатств
Возглавляли покорение Сибири отважные землепроходцы, мечтавшие увидеть неведомые страны и найти сказочные богатства. Обычно это были казаки и «гулящие люди», всегда готовые на рискованные и трудные предприятия. За их спиной стояли богатые купцы-промышленники, снаряжавшие далёкие экспедиции. По возвращении участники походов обязаны были отдавать им 2/3 добычи.
Поиск сырья
Частный интерес соединялся в освоении Сибири с государственным. Российскому государству остро необходимы были собственные месторождения драгоценных металлов, железа и меди. Их не без основания надеялись отыскать в Сибири. Кроме того, в Москве знали, что сибирские леса таят в себе огромные запасы «мягкого золота» — ценнейшего меха соболя. Правительство объявило продажу пушнины за рубеж своей монополией. Доходы от сделок с сибирской пушниной составляли в XVII в. около 1/4 всех доходов казны. Там, где появлялась московская власть, местные жители платили особый налог — ясак, в состав которого входила главным образом пушнина.
Походы русских в Сибирь
В начале XVII века русские появились на берегах могучего Енисея — самой полноводной реки Сибири. Коротким северным летом, в июле и августе, когда таяли речные и морские льды, поморы и казаки плавали на Енисей через устье реки в Карском море. Другие пути на Енисей вели по рекам — притокам Оби, а затем по волокам — сухопутным путям между реками. В бассейне Енисея жили охотники — эвенки, или тунгусы
В сороковых годах XVII века русские вышли на берега озера Байкал, со всех сторон окруженного горами. Огромное, самое глубокое озеро в мире (его глубина 1620 м) заполнено очень чистой водой. Недалеко от Байкала, на берегу вытекающей из него реки Ангары, в 1661 году был заложен Иркутск, ставший главным городом Восточной Сибири.
Дальнейший путь землепроходцев на восток шел по долинам рек — правых притоков Енисея. Через короткие волоки путешественники перетаскивали лодки в реки — притоки реки Лены и спускались в долину этой великой реки.
Чем дальше на восток, тем суровее природа Сибири. Между Енисеем и Леной, на Среднесибирском плоскогорье, основным деревом в тайге становится лиственница. Осенью она сбрасывает мягкие иголки, что помогает дереву пережить сильные морозы, которые не выдерживают ели и сосны. Летом в Сибири тепло, но так много комаров и мошки, что люди ждут первых морозов, которые погубят ненасытных кровососов.
Несмотря на великие трудности, землепроходцы продолжали путь на восток, на север.
Заселение Сибири
Вслед за промысловиками и сборщиками ясака в южные районы Сибири пришли и русские крестьяне. Благодаря их труду Сибирь уже в конце XVII в. питалась собственным хлебом. Знакомство с земледельческими навыками и бытом русского крестьянства способствовало развитию хозяйства местных народов. При этом и сами русские переселенцы многому научились у сибирских жителей. Общая численность русского населения Сибири к началу XVIII в. достигла 170 тыс. душ мужского пола.
Народы Сибири в 17 веке
Среди коренных народов Сибири самыми многочисленными были якуты и буряты. Они жили в соответствии с нормами развитого родового строя и занимались главным образом скотоводством. В бескрайних просторах северной Сибири обитали лесные народы — эвенки (тунгусы), чукчи, ительмены. Их основным занятием была охота и рыболовство. Общая численность народов Сибири в конце XVII в. составляла лишь около 70 тыс. душ мужского пола. Материал с сайта http://wikiwhat.ru
Загрузка…
Освоение Дальнего Востока
см. Освоение Дальнего Востока России
Экспедиция Дежнёва
В июне 1648 года по реке Колыме вышли в море семь больших лодок-кочей и повернули на восток. Поход возглавили Федот Попов и Семён Дежнёв. Пройдя Чукотское море, они повернули кочи на юг и в сентябре вошли в Берингов пролив, разделяющий Америку и Евразию. Бурное море разнесло в разные стороны лодки Попова и Дежнёва. Семён Дежнёв обогнул самый восточный мыс Азии, названный мысом Дежнёва, вышел из Северного Ледовитого океана в Тихий и поплыл вдоль берегов Берингова моря. Лодку Дежнёва прибило неподалёку от устья река Анадырь. Перезимовав, Дежнёв и оставшиеся участники экспедиции смогли выжить и вернуться домой. Лодку Попова отнесло к Камчатке, где он и его помощники погибли от холода.
Картинки (фото, рисунки)
Категории:
История Сибири Изменение территории России
Вопросы к этой статье:
Материал с сайта http://WikiWhat.ru
Выпуск 1 (74)
Агузаров Т.К., Грачева Ю.В. В., Чучаев А. И. Уголовно-правовые проблемы охраны власти (история и современность) . Москва: Проспект, 2016.
Боронин О. В. Двоеданничество в Сибири XVII — 60–е гг. XIX в. [Двойная дань в Сибири 17 — 60-е годы 19 века]. Барнаул: Азбука, 2002.
Бутанаев В.Я. История вхождения Хакасии (Хонгорай) в состав России . Абакан: Изд-во Хакасского гос. ун-та им. Изд-во Н. Ф. Катанова, 2007. (на рус. языке).
Федоров М. М. Правовое положение народов Восточной Сибири (XVII — начало XIX в.) Правовое положение народов Восточной Сибири (17 — начало 19 века). Якутск: Кн. изд-во, 1978.
I Имперская политика аккультурации и проблема колониализма (на примере кочевых и полукочевых народов Российской империи) . )]. Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2019.
Ходарковский М. Там, где встретились два Мира. Российское государство и калмыцкие кочевники, 1600–1771 гг. . Итака; Лондон: издательство Корнельского университета, 19.92. (на английском языке).
Конев А.Ю. Феномен «инородцев», ясака и дарообмена: народы Поволжья, Урала и Сибири в России конца XVI — начала XVIII вв. Золотоордынское обозрение [Золотоордынское обозрение], 2019, т. 1, с. 7, нет. 4, стр. 760–783. DOI: 10.22378/2313-6197.2019-7-4.760-783 (на рус.).
Никитин Н. И. Русская колонизация с древних времен до начала XX века (исторический обзор) . 0009-й век (исторический обзор)]. М.: Институт Российской истории РАН, 2010.
Перевалова Е. В. [Шерт, «медвежья клятва» и танец с саблями]. Уральский исторический вестник . 2013, № 1. 4 (41), стр. 120–131. (на рус.).
Покровский Н. Н. Сибирские материалы 17 –18 веков о «государском слове и деле» как источнике по истории общественного сознания. Источники по истории общественной мысли и культуры эпохи позднего феодализма [Источники по истории общественной мысли и культуры эпохи позднего феодализма]. Новосибирск: Наука, 1988. С. 24–61. (на рус.).
Шаблай П. С. Гражданство в Азиатской России: исторический смысл и политико-правовая концептуализация. Вестник Евразии [Acta Eurasica], 2008, №1. 3, стр. 99–122. (на рус.).
Шерстова Л. И. Восприятие русской власти аборигенами Сибири в XVII веке: евразийский (среднеазиатский) контекст. Сибирские исторические исследования . 2013, № 1. 1, стр. 8–17. (на рус. ).
Слугина В. А. Политическое вхождение народов Урала и Сибири в состав Российского государства в 16 – 17 вв.: новейшая российская историография. Актуальные проблемы исторических исследований: взгляд молодых ученых: сб. материалов Междунар. молодеж. науч. школа-конф. [Материалы Международной молодежной школы-конференции «Актуальные проблемы исторической науки: взгляд молодых ученых»]. Новосибирск: Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, 2020. С. 6–19.. DOI: 10.25205/978-5-4437-1110-2-6-19.
Слугина В.А., Конев А.Ю. «Жалованное слово» в приказах сибирским губернаторам: к вопросу о происхождении и эволюции формы. Актуальные проблемы отечественной истории, источниковедения и археографии: К 90-летию Н. Н. Покровского . Новосибирск: Институт истории СО РАН, 2020. С. 183–19.3. (на русск.).
Трепавлов В. В. «Белый царь»: образ монарха и представления о подданстве у народов России XV–XVIII вв. «Белый царь»: образ монарха и представления о гражданстве у народов России в 15 – 18 веках. Москва: Вост. горит изд., 2007. (на рус.).
Уманский А. П. Телеуты и русские в XVII–XVIII веках . Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, д. 1980. (на русс.).
Вершинин Е. В. Русская колонизация Северо-Западной Сибири в конце XVI–XVII вв. [Русская колонизация Северо-Западной Сибири в конце 16 – 17 вв.]. Екатеринбург: Демидовский институт, 2018.
Залкинд Е. М. Присоединение Бурятии к России . Улан-Удэ: бурят. кн. изд-во, 1958. (на рус.).
Зуев А. С., Слугина В. А. [«Послужи мне, государю твоему Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу». Русская присяга и шертская запись середины XVII века. Исторический архив [Исторический архив], 2011, №1. 2, стр. 183–189. (на рус.).
Проект MUSE — Сибирь: колония и граница
Окраины имперской России больше не являются неизведанной территорией. Особенно за последние два десятилетия или около того множество аналитических инструментов и концепций от «границы», «периферии» и «пограничья» до «(внутренних) колоний», «русификации» и самой «империи» применялись к понять исследование, завоевание и интеграцию регионов от степи и Средней Азии до Польши и Украины до Волго-Камского региона.
Сибирь не осталась без внимания в этом расследовании. Историки изучали коренные народы, которые первыми заселили его, и этнографы, которые, в свою очередь, исследовали их; внимательно изучил географов, нанесших его на карту; перечисленные попытки эксплуатировать его животные и минеральные ресурсы; каталогизировал отправленных туда ссыльных; и психоанализировали интеллектуалов, писавших о них. И все же Сибирь остается неуловимой. Причины этого с поразительной ясностью изложил Марк Бассин более 20 лет назад: его статус как символа и пространства всегда был неоднозначным. В 19В X веке, утверждал Бассен, Сибирь понималась и как «колония», и как «граница».
Как колония, она казалась отделенной от центра России Уральскими горами, фигурировавшими в русском воображении как «безлюдная пустыня из снега и льда». Он был одновременно пустым и «чужим», «азиатским» и по своему географическому положению, и по этническому составу жителей. Тунгусы, якуты, эскимосы и другие этнические группы чаще всего упоминались в трудах, подчеркивающих колониальный статус Сибири. Напротив, в качестве границы Сибирь кажется граничащей с сердцем России, что способствует многовековым контактам через Урал. Сибирская территория была «продолжением или продолжением зоны русской культуры и общества». Пограничные отчеты, как правило, подчеркивали присутствие русских, как пионеров, так и ссыльных. В таких отчетах также подчеркивались неиспользованные природные богатства Сибири и потенциал для «быстрого прогрессивного развития» в политическом смысле.Прямо или косвенно тем, кто писал впоследствии, приходилось сталкиваться с этой двусмысленностью. В книге Брюса Линкольна «Покорение континента » (1994) Сибирь представлена как идеальная граница вдоль линии, обозначенной Бассином, но « Арктические зеркала » Юрия Слезкина (1994) запутала ситуацию. Это была отдаленная территория, на которой коренные народы были особенно заметны; это тоже была колония, но с многовековыми контактами с русскими. 2 Год спустя Анатолий Ремнев еще раз подчеркнул различие между сибирскими «ипостасями»: одно «обособленность» ( отдельность ), а другое «целостность» ( интегральность ). Только вот обособленность Сибири привела к «романтическим» обещаниям богатства и свободы; ее смежность, напротив, пугала русских и тем, что она была неизвестна, и тем, что это была земля «каторги и ссылки». 3
Как видно из статей к настоящему выпуску Kritika, эта двусмысленность сохраняется. В «Изгнании, покровителе и помиловании» Даниэль Бир знакомит нас с Сибирью как с «экономической» и «исправительной» колонией. Регион начинается, по его мнению, как известная величина, уже исчерпавшая свой самый прибыльный природный ресурс — меха — и замусоренная метрополией человеческими отходами в виде изгнанников. В то же время обширные его части остались не нанесенными на карту; Пиво показывает нам, как был открыт новый морской путь от реки Енисей через Карское и Баренцево моря, открывающий новые возможности для эксплуатации природных ресурсов Сибири российскими предпринимателями. Попутно один сибирский ссыльный неожиданно превращался в самостоятельный ресурс, становился национальным героем за то, что помог
В «Эти неуловимых разведчиках» Льюис Сигельбаум отмечает, что с точки зрения государства переселение русских крестьян в Сибирь было формой колонизации. Эти «крестьяне-первопроходцы», как предупреждает нас Зигельбаум, были не Дэниелом Бунсом и Дэви Крокетсом, противостоящими коренным народам на неизведанной местности.