§ 7. Великие гуманисты Европы, ГДЗ учебник 7 кл. Юдовская
ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ ГДЗ по истории 7 класс Юдовская◄
§ 7. Великие гуманисты ЕвропыВопрос перед параграфом
Почему деятелей новой культуры называли гуманистами, а время, когда возникла и развивалась новая культура, – Возрождением? Как гуманисты относились к античной культуре, природе, человеку? Что нового внесла в общественную жизнь культура Возрождения?
Деятелей новой культуры называли гуманистами, потому в центре их мировоззрения, их внимания находился человек (по латыни «студиа хуманитатис» означает «познание человеческого»).
Эпоху называли Возрождением, потому что гуманисты за вдохновением и за идеалами обращались к эпохе Античности, тем самым возрождая ее после средневековья.
Античная культура служила для гуманистов образцом, а также источником знаний. Основной идеей ренессансных гуманистов было улучшение человеческой природы через изучение античной литературы.
В природе гуманисты видели божественное начало, саму природу нередко отождествляли с Богом.
Человек, наделённый разумом и бессмертной душой, обладающий добродетелью и безграничными творческими возможностями, свободный в своих поступках и помыслах, как считали гуманисты, поставлен в центр мироздания самой природой Человек для гуманистов был венцом божественного творения, поэтому обладал возможностями достичь счастья уже в земной жизни.
В общественную жизнь культура Возрождения привнесла понимание достоинства человеческой жизни, новые взгляды на устройство общества, новые подходы в обучение, изменила принципы искусства.
Вопросы к параграфу
Вопрос 1. Как вы понимаете слова: «Я ставлю тебя в центре мира»?
Эти слова можно понять так, что для гуманистов в центре мироздания находился не Бог, как считали средневековые схоласты, а человек, т.к. он обладает безграничными способностями, а также свободной волей.
Вопрос 2. Кого называли гуманистом в раннее Новое время? Можно ли считать гуманистом Джованни Морелли? Почему?
В раннее Новое время гуманистами называли образованных людей, которые изучали античную литературу, пытались переосмыслить положения средневековых схоластов об устройстве мира и о роли человека. Да, Джованни Морелли можно считать гуманистом, т.к. гуманисты не были выходцами из какого то определенного социального слоя, поэтому купец Дж. Морелли которые советует читать и размышлять над поучениями древних авторов безусловно является гуманистом.
Вопрос 3. Расскажите, чем прославили себя и свою эпоху Эразм Роттердамский, Т. Мор, Ф. Рабле?
Эразм Роттердамский – будучи выдающимся знатоком латыни, он комментировал сочинения древних писателей, показывая, как позднейшие невежественные толкования извратили их подлинный смысл; составил сборник греческих и латинских поговорок, давая возможность читателю проникнуть в мир подлинной античной культуры. Главное его произведение – Похвала глупости.
Томас Мор – политик и первый министр английского короля. Пытаясь разобраться в устройстве современного ему обществе, он написал книгу, которая получала название «Утопия». В первой части описывается современная автору Англия. С болью и состраданием рассказывает он о нищете, ужасных условиях жизни и бесправии английского крестьянства, несправедливых законах против бедняков. Источник всех несчастий Англии писатель видит в частной собственности. Во второй части книги он описал идеальное государство, продумав мельчайшие детали устройства жизни его граждан. Однако, как воплотить мечту в реальность, он не знал.
Франсуа Рабле – врач и один из самых образованных людей своего времени. В своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» возрождал старинные традиции народных представлений, высмеивал жестокость, тупость, уродство, ханжество власть имущих. Роман высмеивает многие человеческие пороки, не щадит современные автору государство и церковь. В романе Рабле высмеивает, с одной стороны, многочисленные притязания церкви, а с другой – невежество и лень монахов. Рабле красочно показывает все пороки католического духовенства, которые вызывали массовый протест во время Реформации.
Задания к параграфу
Вопрос 1. Как вы думаете, какие идеалы античной культуры были близки великим гуманистам Европы? Объясните свою точку зрения.
Идеалы античной культуры были близки гуманистом, потому что античные философы также ставили человека в центр своего мировоззрения.
Вопрос 2. Как вы считаете, какую цель мог преследовать Пётр I, давший распоряжение о переводе и печатании «Похвалы Глупости»?
Петр I, который стремился перестроить свое царство по европейскому образцу, должен был показать несостоятельность прежних традиционных ценностей, которые во многом и высмеивались в романе Эразма Роттердамского. Это произведение должно было распространить новые ценности об устройстве общества, государства, власти монарха, высмеять противников Петра в среде бояр, духовенства, которые держались за средневековые традиции.
Вопрос 3. Как вы думаете, что могло заинтересовать в книге Т. Мора его современников? Чем она интересна читателю сегодня?
Современников могли заинтересовать идеи устройства идеального общества. В Англии XVI в. было много социальных проблем, вызванных огораживанием, ростом числа бедняков. Т. Мор в своем романе как раз пытался найти решение этих проблем. Книга интересна тем, что многие проблемы, о которых писал Т. Мор, остаются актуальными и сегодня, например проблема бедности.
Вопрос 4. Начните работу над проектом «Возрождение человека». Подготовьте рассказ о судьбе одного из европейских гуманистов (Эразм Роттердамский, Т. Мор, Ф. Рабле, М. Монтень).
Эразм Роттердамский – http://www.hrono.info/biograf/bio_e/erazm_rot.php
Томас Мор – http://www.hrono.info/biograf/bio_m/mortomas.php
Франсуа Рабле http://www.hrono.info/biograf/bio_r/rable.php
Мишель де Монтень – http://www.hrono.info/biograf/bio_m/montenm.php
Вопросы к документу
Вопрос 1. Как вы думаете, почему рассказ, посвящённый Монтеню, озаглавлен «Противны мне и владычество и покорность»? Аргументируйте свою позицию.
Потому что Мишель де Монтень призывает человека к саморазвитию, к самосовершенствованию, а не к слепой покорности и не к стремлению властвовать над другими. Его идеал развитая личность
Вопрос 2. Найдите и назовите архитектурные детали, характерные для эпохи Античности.
Характерные архитектурные детали для эпохи античности: колонна, арка, купол, строгие геометрические формы, строгость и гармоничность форм.
Вопрос 3. Определите общие черты организации пространства, характерные для площади собора Святого Петра и Версальского дворца (см. иллюстрацию на с. 39).
Общими чертами организации пространства являются строгие геометрические формы, четкое разделение всех архитектурных элементов, соблюдение симметрии.
Вопрос 4. Как вы думаете, почему Рим называют Вечным городом? Свой ответ обоснуйте.
Рим называют Вечным городом, почти тысячу лет он не был захвачен, но даже после захвата и разграбления 476 г., он сохранил свое величие и вернул политическое, религиозное и культурное значение в качестве главного города Европы в эпоху средневековья – резиденции Папы Римского.
§ 7. Великие гуманисты Европы
◄§ 6. Повседневная жизнь
§ 8—9. Мир художественной культуры Возрождения►
Первые гуманисты эпохи Возрождения | Studia humana: VIKENT.RU
«Гуманизм — это особое явление в духовной жизни эпохи Возрождения. Смысл данного термина в эпоху Возрождения был принципиально иным, нежели в современную эпоху, где «гуманизм» близок к «гуманности» — «человеколюбию».
В XIV-XV веках было принято деление наук на «науки божественные» (studia divina) и «науки человеческие (гуманитарные)» (studia humana), причём к последним обычно относили грамматику, риторику, литературу и поэзию, историю и этику. Гуманистами называли образованных людей, особенно хорошо знавших именно эти науки.
Со второй половины XIV века особое значение придаётся классической (древнегреческой и римско-латинской) литературе. Греческие и латинские писатели стали считаться истинными учителями человечества, особенно высок был авторитет Вергилия (в «Божественной комедии» он служит Данте проводником по Аду и Чистилищу) и Цицерона. Симптоматичен в этом смысле тезис одного из гуманистов — Гермолая Варвара (1453- 1493): «Признаю только двух господ: Христа и литературу».
Первым гуманистом считается Петрарка (1304-1374). […]
В центре внимания гуманистов находится человек, но не как «сосуд греха» (что было характерно для Средневековья), а как самое совершенное творение Бога, созданное по «образу Божьему». Человек, как и Бог, является творцом, и в этом его высшее предназначение.
Программным в этом смысле можно считать трактат Джаноццо Манетти (1396-1459) «О достоинстве и превосходстве человека», открывший длительную дискуссию о «достоинствах человека». Одна из важнейших идей гуманистов состояла в том, что оценивать человека надо не по его знатности или богатству, не по заслугам его предков, а только по тому, чего достиг он сам. Высокая оценка личности, индивида неизбежно вела к индивидуализму.
К крупнейшим итальянским гуманистам относится Лоренцо Валло (1407-1457). Анализируя тексты, он доказал подложность так называемого «Константинова дара» — якобы завещания императора Константина (III век), оставившего Римскую империю в наследство римским епископам (папам). На этом «документе», в действительности появившемся только VIII веке, основывались претензии папства на светскую власть.
В своих философских воззрениях Лоренцо Валло был близок к эпикуреизму. В трактате «О наслаждении как истинном благе» он исходит из пантеистического тезиса о тождестве Природы и Бога. Божественная природа не может быть источником зла, но стремление к удовольствию лежит в природе человека, оно есть требование природы. Значит, никакие чувственные удовольствия не являются безнравственными. Лоренцо Валло был индивидуалистом: он считал, что интересы других людей надо учитывать лишь постольку, поскольку они связаны с личными удовольствиями.
Крупнейший представитель гуманизма Северного Возрождения — Дезидерий Эразм (1467-1536 гг.), прозванный по месту рождения Роттердамский. Он считал себя учеником Лоренцо Валло, был другом Томаса Мора и других гуманистов. Он хорошо знал древние языки и много занимался критическим анализом античных и библейских текстов. Его влияние и авторитет во всей Европе были исключительными. Особую известность получила его работа «Похвала Глупости», где высмеиваются различные пороки людей (в том числе духовенства), и прежде всего невежество.
Улучшение условий жизни людей он связывал с распространением образования. Эразм Роттердамский беспощадно критиковал схоластику и схоластов, — но своего философского учения не предложил.
Особое место в культуре и философии Северного Возрождения занимает французский философ Мишель Монтень (1533-1592). Знаменем борьбы со средневековым догматизмом стал для него скептицизм. Он считал, что философствовать — значит сомневаться. В этических воззрениях он был близок к эпикуреизму».
Гриненко Г.В., История философии, М., «Юрайт-Издат», 2007 г., с. 249-251.
Кого мы можем назвать гуманистом?
7 ноября 2018 г.Уильям Харвуд
Американский рационалист
Следующая статья изначально была опубликована в выпуске The American Rationalist за ноябрь/декабрь 2011 года.
Мел Гибсон утверждает, что папа не католик. Папа утверждает, что он католик.
Сторонники протестантской секты Яна Пейсли утверждают, что папа не христианин. Папа утверждает, что он христианин.
Покойный президент английского Британского общества медицинских гипнотизеров заявил, что христианские ученые не являются христианами. Христианские ученые утверждают, что они христиане.
Догматики «Чайной партии» утверждают, что любой, кто поддерживает желание Барака Обамы обеспечить всех американцев системой экономической безопасности, не является республиканцем. Лица, объявленные РИНО (республиканцами только по названию), непреклонны в том, что они республиканцы.
Противники готовности Кристофера Хитченса прибегнуть к войне, чтобы противостоять угнетателю, если это окажется необходимым, заявляют, что Хитченс не гуманист. Хитченс утверждает, что он гуманист.
Так кто прав?
Во-первых, позвольте мне выразить собственное мнение о том, что католик — это любой, кто считает себя католиком, включая Мела Гибсона. Я отвергаю гипотезу о том, что католик — это тот, кто соответствует определению католика, данному другим человеком.
Христианин — это всякий, кто считает себя христианином. Республиканцем считается любой, кто считает себя республиканцем.
А гуманист — это любой, кто считает себя гуманистом, при условии, что он или она использует это слово для обозначения того, кто верит, что высшие лица, принимающие решения на этой планете, — люди, а не какая-либо воображаемая метафизическая высшая форма жизни. Какой бы гуманистической или гуманной ни была его философия, человек, верящий в одного или нескольких богов-законодателей, не является гуманистом. Папа Бенедикт XVI заявил, что католическая церковь гуманистична. Это было бы так, как если бы сторонники принудительного рождения миллионов младенцев, которые умрут от голода, потому что их матери не могут их прокормить, называли бы себя «правом на жизнь». Католическая церковь столь же гуманистична, как гитлеровские нацисты.
Может ли гуманист поверить, что неверие в богов делает его гуманистом, а такие ценности, как вера в присущую другим людям доброту и уважение их права на несогласие, просто вишенка на торте? Да.
Может ли гуманист поверить, что ценности, равно как и неверие в богов, составляют гуманиста? Да.
Может ли гуманист поверить в невозможность доказать отсутствие Бога (в отличие от богов как класса)? Да. Но тем самым он или она обнаруживает либо неосведомленность о соответствующих доказательствах, либо неспособность распознать, когда вывод логически доказан.
Может ли гуманист поверить, что небытие Бога полностью доказано? Да.
Может ли гуманист поверить, что такой человек, как Иисус из Галилеи, никогда не жил? Да.
Может ли гуманист поверить, что существовал исторический Иисус, к биографии которого посмертно привиты христианские сказки? Да.
Может ли гуманист поверить, что религия — это неточная система убеждений, заслуживающая такого же уважения, как и любая другая система убеждений (например, что вегетарианство — более здоровый образ жизни, чем всеядность), о которой он или она знает, что она неверна? Да.
Может ли гуманист поверить, что религия настолько несовместима с человеческим разумом, что ее апологеты заслуживают не большего уважения, чем сторонники плоской Земли, астрологии, похищений инопланетянами или сайентологии? Да.
Может ли гуманист поверить, что делу гуманизма лучше всего служить скрупулезно вежливым даже с самым непреклонным и неизлечимым божеством? Да.
Может ли гуманист поверить, что столетие вежливости не сработало, и пора недвусмысленно заявить, что есть только четыре типа богопоклонников: необразованные, интеллектуально неполноценные, рационально неполноценные и кишечно неполноценные? Да.
Может ли гуманист поверить, что гуманистическое периодическое издание должно походить на информационный бюллетень шахматного клуба, не печатая ничего более глубокого, чем протокол последней встречи, и не пытаясь оспаривать законность религии? Очевидно, да, так как недавний редактор Humanitie (Шотландия) считал именно это.
Может ли гуманист поверить, что гуманистическое периодическое издание, которое не занимается оправданием гуманизма и демонстрацией лживости религии, — пустая трата прекрасного дерева? Готов поспорить на свою сладкую задницу.
Может ли гуманист быть республиканцем (или консерватором в Канаде или Великобритании)? Да, если он не знает, что эти партии являются дочерними предприятиями иллюзии бога.
Может ли гуманист поверить, что нет ничего аморального, если это не причиняет ненужного вреда несогласной жертве? Да.
Может ли гуманист культурно быть обусловлен верой в табу, в которые верит полис, потому что он не понимает, что некоторые из них могут иметь силу только в том случае, если придумавшая их каста жрецов действительно говорила от имени бога-законодателя? Да.
Может ли гуманист быть пацифистом, тем, кто считает, что все войны не могут быть оправданы, даже войны в целях самообороны? Да.
Может ли гуманист поверить, что пацифисты в таком определении представляют такую же большую угрозу выживанию человечества, как и самые фанатичные культисты богов? Да.
Итак, что в итоге? Оспаривают ли люди, называющие себя гуманистами, рационалистами, натуралистами, агностиками, атеистами, нетеистами или умниками, что эти определения взаимозаменяемы и что все они не верят в одно и то же? Тот, кто это делает, ломает голову. Гуманист — это нетеист, а нетеист, чьи ценности совпадают с ценностями гуманистов, — гуманист. (Это отпускает Иосифа Сталина.) Гуманист может быть морально развитым или морально отсталым, догматиком или прагматиком, ученым или просто воспитанным, чтобы верить в то, во что верили его или ее родители. Пока человек не считает себя прирученной скотиной законодателя на небе, он вправе называть себя гуманистом.
Американский рационалист
Гуманистическое определение и значение | Dictionary.com
- Лучшие определения
- Викторина
- Примеры
- Культура
Показывает уровень сложности слова.
[ hyoo-muh-nist или, часто, yoo- ]
/ ˈhyu mə nɪst или, часто, ˈyu- /
Сохранить это слово!
Показывает уровень сложности слова.
Определение гуманиста
существительное
человек, проявляющий большой интерес или заботящийся о человеческом благополучии, ценностях и достоинстве.
человек, посвященный или разбирающийся в гуманитарных науках.
изучающий человеческую природу или дела.
классик.
(иногда заглавная буква) — любой из ученых эпохи Возрождения, которые занимались и распространяли изучение и понимание культур Древнего Рима и Греции и подчеркивали светскую, индивидуалистическую и критическую мысль.
(иногда первая заглавная буква) человек, который придерживается формы философского или научного гуманизма.
прилагательное Также гуманистический [hyoo-muh-nis-tik, или, часто, yoo-] /ˌhyu məˈnɪs tɪk, или, часто, ˌyu-/
человеческих дел, природы, благосостояние или ценности: наши гуманистические принципы; гуманистический подход к социальной реформе.
(иногда первая заглавная буква) гуманитарных или классических наук или относящихся к ним, особенно гуманистов эпохи Возрождения: гуманитарные исследования; Гуманистическая идеология Петрарки.
или относящийся к философскому или научному гуманизму: гуманистическая философия, противоречащая религиозным убеждениям его родителей.
ВИКТОРИНА
ВЫ ПРОЙДЕТЕ ЭТИ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЛИ НАТЯНУТСЯ?
Плавно переходите к этим распространенным грамматическим ошибкам, которые ставят многих людей в тупик. Удачи!
Вопрос 1 из 7
Заполните пропуск: Я не могу понять, что _____ подарил мне этот подарок.
Происхождение гуманистов
1585–95; <Среднефранцузский, французский гуманист «ученый-классик, классик» См. человек, -ist
ДРУГИЕ СЛОВА ОТ СЛОВА гуманист
человеческий·и·тетически·ли, наречие·ти·гу·манист, сущ. ист, существительное
не·человеческий·м·истический, прилагательноепсевдо·человеческий·истический, прилагательноеква·си-человеческий·истический, прилагательное семантический·и·человеческий·истический , прилагательноене·гуманизм·истический, прилагательное
Слова рядом гуманист
гуманика, вирус иммунодефицита человека, человеческий интерес, история человеческого интереса, гуманизм, гуманист, гуманистическая психология, гуманитарный, гуманитаризм, гуманитарные науки, человечность
Dictionary. com Полный текст Основано на словаре Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc., 2022
Как использовать слово humanist в предложении
Я использовал слово dépaysement, когда, будучи гуманистом в стране инженеров, задавал непопулярные вопросы об эмоциональных эффектах. цифровых технологий.
Пандемия сделала нас чужими для самих себя. Узнаем ли мы что-нибудь, когда все закончится?|Шерри Теркл|16 марта 2021 г.|Time
В Шотландии, например, в 2019 году было больше гуманистических свадеб, чем христианских.
Может ли Уганда помочь Африке вырваться из тисков церкви на свадьбах?|Чару Кастури|14 декабря 2020 г.|Ози
Джованни Гаэтани, менеджер по привлечению членов лондонской организации Humanists International, которая финансирует проекты по поощрению гуманистических свадеб и похорон в Уганде и Литве, говорит, что популярность таких церемоний растет во всем мире.
Может ли Уганда помочь Африке вырваться из тисков церкви на свадьбах?|Чару Кастури|14 декабря 2020 г. |Ozy
Като Мукаса, юрист, который возглавляет AHCN и является председателем UHASSO, говорит, что опрос, проведенный в период с февраля 2018 года по февраль 2020 года, показывает, что в стране насчитывается более 3000 гуманистов.
Может ли Уганда помочь Африке вырваться из тисков церкви на свадьбах?|Чару Кастури|14 декабря 2020|Ози
У вас есть куча гуманистов, выдвигающих гипотезы, но они не знают точно, что возможно.
Рид Хастингс из Netflix об отказе от блестящих придурков, силе больших каникул и трате 15 миллиардов долларов на контент | Эбен Шапиро | 13 сентября 2020 г. | Время
«Вы почти увидели как гуманистическую, так и абсолютную демоническую сторону», — говорит она сейчас.
Ужасающее видео с камер наблюдения Вестгейта показывает кровавую баню в торговом центре|Нина Строхлич|15 сентября 2014|DAILY BEAST
«В базовом обучении должны быть гуманистические альтернативы церкви», – сказал он.
ВВС США: Поклянись Богом или убирайся|Дэйв Маджумдар|8 сентября 2014|DAILY BEAST
Когда-то гуманистическая идея оживляла самое ядро университета.
Действительно ли высшее образование может спасти наше человечество?|Джеймс Пулос|1 февраля 2014|DAILY BEAST
Вместо этого либералы подверглись нападкам за их «светскую гуманистическую» идеологию, а не за их философию управления.
Тед Круз и Дональд Трамп в интермедии на митинге «Огонь и сера»|Бен Джейкобс|12 августа 2013 г.|DAILY BEAST
Но если религиозные сионистские молодежные движения являются каким-либо признаком, эти ценности будут какими угодно, но только не универсальными или гуманистическими.
Расизм и религиозные сионистские молодежные движения: признать себя | Dr. Ассаф Давид|30 мая 2013|DAILY BEAST
Но если бы меня попросили описать себя одним словом, я бы назвал себя гуманистом.
Бог и мой ближний|Роберт Блэтчфорд
Гуманистическое средство состоит в том, чтобы устранить причины, которые ведут или толкают людей к преступлению, и таким образом предотвратить производство «грешников».
Бог и мой ближний|Роберт Блатчфорд
Антология литературы социального протеста с предисловием Джека Лондона, который называет ее «этой гуманистической священной книгой».
Книга Жизни: Том. Я разум и тело; Том. II Любовь и общество|Аптон Синклер
Или, цитируя известное гуманистическое кредо Протагора, как это любит делать Шиллер, «Человек есть мера всех вещей».
Поведение толпы|Эверетт Дин Мартин
Гуманистический метод должен быть распространен на весь предмет образования, даже на переоценку самого знания.
Поведение толпы|Эверетт Дин Мартин
Культурные определения для гуманиста
гуманист
В эпоху Возрождения ученый, изучавший языки и культуры Древней Греции и Рима; сегодня ученый-гуманитарий. Термин светский гуманист применяется к тому, кто концентрируется на человеческой деятельности и возможностях, обычно преуменьшая или отрицая важность Бога и жизни после смерти.