Российское экономическое чудо. 100 лет назад был провозглашен нэп
Сергей Глезеров
Наследие 14 июля 2021
Принято считать, что новую экономическую политику большевики объявили на Х съезде партии тотчас после кронштадтского мятежа марта 1921 года. На самом же деле атрибуты военного коммунизма они сохранили еще почти на полгода. Тот же съезд подтвердил запрет свободной торговли: ее разрешили лишь в рамках «местного хозяйственного оборота». А что мог крестьянин одной деревни продать владельцу соседней? Почти ничего, ибо производили они одно и то же…О парадоксах и значении нэпа мы говорим с исследователем отечественной истории ХХ века, профессором Российского государственного педагогического университета, доктором исторических наук Александром ДАВЫДОВЫМ.
РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
– Александр Юрьевич, разве замена продразверстки продналогом, провозглашенная Х съездом РКП(б), не означала перехода к нэпу?
– Нет, поскольку эта мера не затрагивала основы государственной монополии на распределение продуктов и товаров. К тому же денежный товарооборот не был восстановлен. Предполагалось, что сельчане, придя в государственные распределители, будут обменивать свои продукты на товары по неким эквивалентным таблицам. В них деньги заменялись счетными единицами: в одном месте ею становился пуд кожи, в другом – аршин ситца и так далее. Продналог фактически представлял собой уменьшенный формат продразверстки, при которой крестьян принуждали сдавать государству значительную часть урожая.
Поэтому, строго говоря, в марте 1921 года новая экономическая политика еще не была введена. Полагаю, тогда большевики на радикальную политическую перестройку идти не собирались. Они маневрировали, стремясь остаться при дорогом для них безденежном коммунизме – пусть и военном.
Фактически введение продналога было продолжением политики «льготничества», действовавшей во время Гражданской войны. О чем речь? Напомню, свободная торговля была ликвидирована, запрещалось любое передвижение по стране в целях приобретения продуктов.
В конечном счете число «льготников» неудержимо росло, в деревню устремлялись охотники за провизией. Маятник экономической политики двигался в сторону смягчения продовольственной диктатуры, которая в итоге трещала по швам.
Нелегальное мешочничество, небывало разросшееся из-за уменьшения числа заградотрядов после марта 1921 года, продемонстрировало, что без свободного денежного товарооборота не обойтись. В итоге в августе того же года был принят директивный «Наказ Совнаркома о проведении в жизнь основных начал новой экономической политики». Вот он-то и провозгласил переход к «денежной форме хозяйства».
В 1922 году отменили военно-коммунистическое аграрное законодательство, легализовали аренду земли и использование наемного труда в хозяйствах. Вовсю разворачивались рыночные связи. Запрос крестьян на товары заставил срочно изменять промышленные структуры. Были отменены трудовая повинность и прикрепление рабочих к предприятиям, восстановлено и мелкое частное предпринимательство…
По сути дела, и военный коммунизм, и выросший из него нэп представляли собой форму специфических отношений между большевистским государством и крестьянством – огромной массой мелких держателей земельных наделов и одновременно основной массой населения. И дело не только в разрешении рынка как такового. Нэп выступал средством восстановления разрушенной экономики России, поскольку он предоставил относительный простор самому большому и сильному сектору экономики страны – крестьянскому хозяйству.
– Но о возврате частной собственности речь не шла?
– Разумеется, массовой приватизации при нэпе не произошло. В собственность частникам вернули самые мелкие предприятия – с несколькими работниками. Средние и крупные промышленные производства оставались собственностью государства, при этом только немногие из средних сдавали в аренду. В частную собственность передавалась некоторая часть ветхого жилья, например, небольшие дома на окраинах Петрограда. Но самое главное: в государственной собственности оставалась земля.
Вместе с тем государство радикально изменило методы и принципы управления фабриками и заводами. Были созданы тресты: говоря современным языком – госкорпорации. Инициатором этой идеи, поддержанной Лениным, выступил известный до революции инженер Александр Нольде, при военном коммунизме заведовавший отделом Главного управления текстильной промышленности. Он обосновал необходимость объединения рентабельных государственных предприятий одной отрасли в крупные тресты. Убыточные производства при этом подлежали ликвидации.
Главное же состояло в том, что предприятия переводили на хозрасчет. В широких масштабах была введена система казенного предпринимательства, когда субъектом обычных рыночных отношений стало государство.
Обращаю внимание: нэп не предполагал свободную экономику. В нем сочеталось административное и рыночное регулирование. В России – впервые в истории! – был поставлен эксперимент по организации экономики, объединившей государственный контроль и рыночную самостоятельность хозяйствующих субъектов.
– Чем-то напоминает современный рыночный социализм в Китае, не так ли?
– Да, действительно. Недаром руководители КНР внимательно изучили советский опыт. Весьма характерны слова, сказанные фактическим руководителем Китая Дэн Сяопином в 1985 году: «Наиболее правильной моделью социализма была новая экономическая политика в СССР».
«Нэп: хлеба и зрелищ!». Открылась выставка к 100-летию новой экономической политики
К сожалению, советские лидеры 1920-х годов в отличие от своих восточных идеологических собратьев не очень дорожили опытом трестов и довольно скоро принялись обставлять хозрасчет всякими бюрократическими рогатками.
Власти Советской России не были готовы допустить либерализации политической жизни. Хотя по сравнению с военным коммунизмом нэп действительно выглядел значительным послаблением: противников режима не расстреливали, как во время Гражданской войны, а судили, сажали в тюрьмы или высылали. Смертные приговоры откладывались так надолго, что общество о них успевало забыть.
Более того, управление экономикой большевики даже доверяли деятелям старого режима. Леонид Юровский, в прошлом занимавший видный пост в Министерстве продовольствия Временного правительства, стал членом коллегии Наркомфина, бывшего банкира и члена ЦК партии кадетов Николая Кутлера ввели в состав правления Госбанка…
Ленин, будучи прагматиком, считал, что раз к коммунизму не получилось прорваться штурмом, то в условиях нэпа следовало максимально использовать знания и опыт интеллектуалов. В то же время власть поставила беспартийным специалистам условие: работайте, зарабатывайте, но в политику не лезьте.
Действовали классическим методом кнута и пряника. В качестве компенсации за утрату университетской автономии государство выделяло большие средства для материального поощрения ученых спецов и для закупок научного оборудования. Вовсе не случайно одновременно с высылкой неугодных интеллигентов за границу расширялся процесс организации исследовательских институтов, налаживались связи Академии наук с заграничными исследователями.
– А как осуществлялась политика нэпа на окраинах страны?
– Там был провозглашен, условно говоря, «национальный нэп». На Кавказе возвращали земли мусульманскому духовенству, за счет местных бюджетов восстанавливали и содержали суды шариата. Даже проявлялась терпимость в отношении мусульманских норм поведения в обществе.
Советское руководство твердо проводило линию на преодоление «фактического неравенства» между вновь образованными республиками и РСФСР. Недаром национальные окраины и финансировали лучше. Председатель Совнаркома СССР Алексей Рыков отмечал: «Колониальная политика, например, Великобритании заключается в развитии метрополии за счет колоний, а у нас – колоний за счет метрополии».
Однако большевиков ожидало разочарование. В Средней Азии ширилось движение басмачей, которые выступали против тех, кто нарушал национальные традиции, отменял религиозные школы и хиджабы. У горского населения Северного Кавказа никак не удавалось изъять оружие. Клим Ворошилов, побывавший в 1923 году в Горской республике на Кавказе (напомню, она существовала недолго, в нее входили Дагестан и горские округа Терской области), докладывал Сталину о полной бессмысленности в этом регионе лозунгов «расслоения» и «опоры на бедняцкие элементы». Сообщал о «неограниченном влиянии» мулл, о «первобытной темноте населения», об «убожестве» партийных мероприятий…
– Вернемся к экономике. Как вы считаете, какой же строй в результате был построен в СССР к концу 1920-х годов?
– Его можно назвать государственно-монополистическим капитализмом. В роли коллективного эксплуататора выступал огромный номенклатурный слой. Пролетариат в управлении предприятиями непосредственно не участвовал.
Вместе с тем правящий класс и коллегиальное большевистское руководство, в общем, неплохо справлялись с социальными задачами. В 1920-е годы им удалось организовать достаточно эффективную систему казенного предпринимательства. Уже после завершения процесса восстановления хозяйства, разрушенного в годы Гражданской войны, сохранялись высокие темпы прироста промышленного производства.
Что же касается деревни, то утверждения о ее отсталости далеко не всегда соответствуют реальности. В плодородных районах происходила – со многими противоречиями – модернизация аграрного производства. Возникали крупные высокопроизводительные семейные хозяйства с существенным товарно-денежным оборотом. Вместо трехполья вводили многополье, развивалась кооперация, появлялась оте-чественная и импортная техника.
Разумеется, сельская жизнь была полна противоречий, но перед деревней открывались перспективы. Во второй половине 1920-х годов в сельской местности начался переход на самоуправление. Тон задавали сходы: на них доминировали «крепкие мужики» (в том числе и из середняков), начинавшие претендовать на представительство в верховной власти.
Секретные сводки ОГПУ сообщали о постоянном нарастании «случаев агитации» (они исчислялись тысячами) за создание общероссийского крестьянского объединения, способного защищать интересы деревни перед властью.
Известны результаты опросов, проводившихся среди крестьян после посещения ими заводов: на вопрос о возможности перехода на фабрику они отвечали отрицательно и в целом были довольны своим положением. Забегая вперед: с 1930 года, когда началась сплошная коллективизация, главной мечтой сельских тружеников стало перебраться в город и освободиться от колхозной лямки.
Вообще, на мой взгляд, если бы нэп затянулся, то стал бы предпосылкой для складывания альтернативной политической комбинации. Он мог бы привести к полному уходу деревень (в перспективе – и армии, в значительной степени состоявшей из крестьян) из-под контроля большевиков. Вполне реальным было перерождение (в терминах того времени – «термидоризация») большевистской власти.
– Получается, что причина слома нэпа – прежде всего политическая?
– Да, именно так. Без деспотической сталинщины режим был бы обречен. Даже жившие при «позднем социализме» не понаслышке знают о том, как стремительно и непредсказуемо развиваются подобного рода процессы. Не исключено, что такой же распад монолитных элит, который мы наблюдали в 1970 – 1980-е годы, мог произойти и в 1930-е годы…
Другое дело, насколько был неизбежен слом нэпа. Здесь все зависело от исхода политического противостояния. Глава правительства Алексей Рыков, руководитель Коминтерна и главный идеолог Николай Бухарин, глава профсоюзов Михаил Томский настаивали на сохранении рыночных связей, заступались за крестьян. Им противостояла группа Сталина, к которой, в частности, принадлежали Вячеслав Молотов и Лазарь Каганович. Исход схватки мог быть любым.
Спустя многие десятилетия, вспоминая о сложившейся в 1928 году острейшей ситуации, Вячеслав Молотов признавался: «Достаточно было убить Сталина, еще двух-трех, и все могло рухнуть». Причины слома нэпа стоит от-нести не просто к разряду политических, они – субъективно-личностные: я имею в виду решающую роль Сталина. Победа последнего явилась результатом его умелых интриг и просчетов противников.
– Нередко можно услышать: индустриализация, начатая в 1929 году, стремительно вывела экономику СССР на уровень мировых держав. Значит, условно говоря, цель оправдала средства?..
– Существуют разные точки зрения. Например, московский историк Юрий Васильев убедительно доказывает, что к исходу 1930-х годов доля СССР в мировом производстве готовых изделий лишь незначительно превзошла показатель царской России. Однако не стоит спорить о цифрах, поскольку, на мой взгляд, достоверной статистики того времени не существует… К тому же после любого скачка требуются значительные ресурсы для устранения диспропорций.
На мой взгляд, объективной потребности в коллективизации, раскулачивании и форсированной индустриализации не было. Страна вполне могла бы эффективно развиваться и в условиях нэпа. Ведь именно тогда были построены такие гиганты, как будущий ЗИЛ, Ростовский завод сельскохозяйственного машиностроения, Сталинградский тракторный завод, Турксиб, шло к завершению сооружение Днепрогэса. Акцент делали на коренной реконструкции уже существовавших предприятий. Ленинградский Металлический завод, брянский машиностроительный завод «Красный профинтерн», завод «Русский дизель» стали выпускать современные паровые турбины и котлы, двигатели нового поколения.
На расположенных в Самаре и Ижевске заводах развернулось производство особо мощных станков. Появилась новая отрасль – автомобилестроение. Стало возникать отечественное тракторостроение. В спокойные 1920-е годы построили новых железных дорог столько же, сколько в «штурмовые» 1930-е. Не была забыта и легкая промышленность: возникли хлопчатобумажные предприятия в Тбилиси, Фергане…
Вообще первая пятилетка, успешно выполнявшаяся с октября 1928 года, поначалу представляла собой достаточно осмысленный экономический рывок, не предполагавший отказа от нэповских достижений. Однако с ноябрьского пленума ЦК ВКП(б) 1929 года команда Сталина принялась лихорадочно повышать объемы капиталовложений в тяжелую индустрию. Что обернулось крайней непропорциональностью промышленного развития, огромным убытком для крестьянских хозяйств. В погоне за отчетностью планы доводили до абсурда. По заявлению самого руководителя промышленности Серго Орджоникидзе, деньги расходовались без всяких смет, отчетность до крайности запутывалась.
Сплошную коллективизацию власти мотивировали необходимостью расширить закупки оборудования за границей, но, вопреки расчетам и надеждам, валюты от вывоза зерна в первую пятилетку получили в разы меньше, чем от продажи нефти, пиломатериалов, пушнины, продукции отечественных текстильных фабрик.
– Опять-таки сошлюсь на популярную точку зрения: если бы не форсированная индустриализация, страна не смогла бы противостоять Германии во Второй мировой войне…
– Здесь есть одно весьма существенное обстоятельство. Да, были построены многие десятки предприятий на востоке страны – известные Магнитогорский и Кузнецкий металлургические, Челябинский тракторный заводы. Они сыграли большую роль в перестройке жизни СССР в условиях Великой Отечественной войны. Но мощное оборонное строительство 1930-х годов, потребовавшее огромных затрат и жертв, на 80% осуществлялось в более развитых западных районах – прежде всего на Украине и в Ленинграде. Так было проще и быстрее.
Из двух вариантов индустриального рывка – назовем их «нэповским» и «сталинским» – именно последний был связан с неоправданными потерями, с растранжириванием народных сил. Правившие страной революционеры чересчур увлеклись темпами, рывками и штурмами.
Парадокс еще и в том, что, готовясь к войне с Германией, правительство разместило производство боеприпасов, броневой стали, моторов для танков, горючего в самой угрожаемой зоне. Последствия же оказались катастрофическими: в 1941 году свыше 80% всех предприятий оборонной индустрии, в том числе 94% авиационных заводов, оказались в сфере боевых действий или в прифронтовых районах. Из 32 тыс. предприятий удалось эвакуировать только десятую часть. Последствия объяснять нет надобности. На востоке СССР уже в ходе войны приходилось создавать военно-промышленный комплекс. На мой взгляд, все это тоже отзвук того, что был сломан нэп…
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
#СССР #история #экономика
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 127 (6965) от 14. 07.2021 под заголовком «Российское экономическое чудо».
Материалы рубрики
17 февраля, 14:30
«Колбаса» на Щемиловке. История здания на улице Бабушкина
17 февраля, 14:17
Горячий металл в темноте ночи. Для Виктора Саблина и его близких Путиловский стал родным домом
17 февраля, 13:59
Дуб с пушками. Доказательств его «петровского» происхождения не обнаружили
16 февраля, 20:00
В Севастополе работает исторический селфи-квест
15 февраля, 16:11
Уловки ушастых. История необычного поведения зайцев
Комментарии
Загрузка…
Новости партнеров
В Советской России ввели нэп, чтобы спасти страну от голода
Комсомольская правда
ОбществоИстория современностиЭкономика: НЭП
Игорь ЕМЕЛЬЯНОВ
24 апреля 2022 7:04
Почему сто лет назад Советская Россия перешла к новой экономической политике и чему нас может научить этот исторический урок?
Уже через несколько месяцев после перехода к нэпу рынки и магазины заполнились продуктами и товарами. Фото: Wikimedia Commons
В условиях бесконечных экономических санкций, которые обрушили на современную Россию страны Запада, вполне уместно посмотреть на наш собственный опыт. Конечно, с поправкой на современные реалии. Вспомнить, например, что в стране после Октябрьской революции три года были военный коммунизм, голод и холод. После введения нэпа в городах появились продукты и товары, крестьяне перестали восставать. Нэп спас страну? Его уроки актуальны?
«КП» обратилась за комментариями к историку Евгению Спицыну, советнику ректора МПГУ.
Евгений Спицын. Фото: Личный архив
Троцкий предупреждал
— Ленин придумал нэп сам?
— Этот вопрос сначала поднял Троцкий. Глава Реввоенсовета сказал, что ситуация такая: либо надо закручивать гайки и делать упор на новые трудовые армии, либо отказываться от политики военного коммунизма и восстанавливать позиции денежного обращения.
— Главу армии и флота поддержали?
— Тогда позицию Троцкого не поддержали. Был продолжен курс политики военного коммунизма. Но в начале 1921 года пришло понимание, что такая политика вызывает растущее недовольство среди большей части крестьянства.
— Начали бунтовать?
— Ленин тогда выразился так: наша политика превратилась в политику Кронштадта. Восстание в Кронштадте стало последней каплей. Ильич делает крутой поворот.
— Так что стало главным поводом в переходе к нэпу: восстание моряков, крестьянские бунты, голод в Поволжье?
— Все понемногу — количество переходило в качество. Кронштадт стал пусковым крючком — Ленин сам об этом писал.
— А с блокадой России со стороны Запада нэп связан?
— Причины были больше внутренние. Но в процессе осмысления внутренней экономической политики Ленин надеялся, что изменение экономического курса подвигнет страны Европы восстановить единство экономического пространства. Позволит через механизм концессий привлекать западных инвесторов в Россию. Создали концессионный комитет. Но потом Ленин пришел к мысли, что механизм концессий не сработал. Это была капля в море. Реальных крупных вложений в советскую экономику западные страны не дали.
Грабеж деревни
— Главной в нэпе стала замена продразверстки на продналог — но все равно крестьян грабили?
— Не было там грабежа крестьянства. Продразверстку впервые ввела еще кайзеровская Германия. Потом этому последовало царское правительство — уже в 1916-м была продразверстка. Большевики лишь продолжили этот курс. Надо было городское население и армию обеспечить продпайком. Чтобы не сдохли с голоду. Политика военного коммунизма и продразверстки эту задачу выполнила. Понятно, что эта политика не нравилась крестьянству.
— Сколько изымали?
— Все зависело от количества едоков и работающих. Крестьянам оставляли на пропитание и на посев. Большевики не идиоты были.
— В чем разница между продразверсткой и продналогом?
— Государство заранее, еще до посевной, четко определяло размер налога — и крестьянин уже сам решал, что и сколько ему сеять. Сколько зерна и сколько овощей. Если взять на круг, то с введением нэпа налоговое бремя на крестьянство сократилось в два раза.
— Нэп открыл двери для разных форм собственности?
— Государственно-капиталистическую экономику Ленин собирался строить еще в 1917-м. В его «Апрельских тезисах» написано: главная задача — не строительство социализма, а создание условий. Мы должны создать систему рабочего учета и контроля над общественным производством и потреблением. А когда большевики приходят к власти, они первые два пункта своей программы, с национализацией, не реализуют. Когда владельцы предприятий стали закрывать заводы, объявлять локауты, сотни фабрик закрылись, а тысячи рабочих оказались на улице, большевики создают ВЧК.
— И дальше?
— Хозяева заводов ничего не поняли и продолжили свои локауты. И в январе 1918-го пошла красногвардейская атака на капитал. Национализация предприятий и отраслей. Этого большевики не хотели делать, но их буржуазия заставила — своим саботажем.
Когда в апреле 1918-го было национализировано больше 700 предприятий и 10 отраслей, Ленин пишет «Очередные задачи советской власти». Что по линии формального обобществления мы зашли слишком далеко. Пора остановиться. Закрепиться на достигнутых позициях. И уделить особое внимание рабочему учету и контролю. И строительству госкапитализма. Ленин предложил буржуям частно-государственное партнерство.
— Ленин четко проработал эту новую экономическую политику?
— Он трижды менял свою концепцию нэпа! Сначала думал, что ограничатся введением продналога вместо продразверстки и восстановлением свободы товарооборота. И то только на территории отдельных губерний.
Кронштадтский мятеж в 1921-м стал последней каплей для отмены военного коммунизма и продразверстки. Фото: Wikimedia Commons
Кто выучил уроки
— Когда нэп закончился?
— Формально — с началом первой пятилетки, но и при Сталине элементы нэпа долго существовали. Сталинские артели громил уже Хрущев.
— Нэп остановил отток высококвалифицированных кадров за рубеж?
— Был отток вшивой интеллигенции, но не инженеров.
— Уроки нэпа могут быть актуальны сегодня?
— Все надо рассматривать исторически. Если тупо взять и попытаться внедрить в современную экономику — это как корове седло надеть. То, что пытался Горбачев сделать. Он активно пиарил историю нэпа. Но он и его соратники не понимали основ марксизма. Зато придумали термин «командно-административная система» и поднимали Бухарина с его «защитой крестьянства» на щит как альтернативу Сталину.
— А Бухарин стоял за развитие нэпа?
— Это все туфта. Нужен был объект, которым били бы по сталинской экономике. Сталин был куда больший рыночник, чем Бухарин и его присные. И у нас не было тех 50 — 100 лет «на развитие», которые были у Соединенных Штатов. Сталин понимал — либо мы пробежим этот срок за 10 лет, либо нас сомнут. А Бухарин этого не понимал.
— Но все-таки нэп спас страну?
— Нэп как любое многослойное явление сам себя потом отрицал. Когда вводилась нэповская экономика, она выполняла свои задачи. Через 8 лет нэп сам себя изжил. На его рельсах можно было быстро восстановить то, что было разрушено. Не за счет частной инициативы — за счет госрегулирования.
— Но деревня при продлении нэпа спокойно кормила бы всю страну?
— Знаете, какой был трудодень в доколхозной деревне? 19 часов! А в колхозной деревне — 10! В доколхозной деревне тот объем продукции, которую пожирал город, выдавали 55 миллионов крестьянских семей. А в колхозной деревне — 30 млн семей тот же объем выдавали. Либеральный историк Земсков написал книжку «Сталин и народ. Почему не было восстания». И подтвердил, что политику раскулачивания и коллективизации поддерживало 85 процентов советской деревни. Нэп свою задачу выполнил, а люди вздохнули впервые за многие десятилетия адского труда.
ТОЛЬКО ФАКТЫ
Новая экономическая политика (нэп) — принята декретом ВЦИК 21 марта 1921 г.
Нэп завершен — с началом первой пятилетки, осенью 1928 г.
Нэп и деньги — проведена денежная реформа, подавлена инфляция, введен золотой червонец (7,74 г золота), созданный Госбанк стал кредитовать производство.
Нэп и село — с крестьян стали брать налогов продуктами в два раза меньше, на 8 лет возобновилась Нижегородская ярмарка.
Нэп и промышленность — появился хозрасчет, тресты (421), концессии (117), бурный рост частного предпринимательства.
В ТЕМУ
«На лицах выражение счастья, все живут физиологией»: как Ленин дал народу передышку — новую экономическую политику
«Это есть неправильность, но нужно дать передышку, потому что народ переутомлен так, что иначе он не в состоянии работать», — в таких словах ровно 100 лет назад, 15 марта 1921 года Владимир Ленин на X съезде РКП(б) предложил ввести новую экономическую политику (НЭП) (подробности)
Читайте также
Возрастная категория сайта 18+
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте
www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской
Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности
принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не
подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было
форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: kp@kp.ru
Почему это может изменить правила игры в индийской системе образования
С 26 января во всех школах будет введена новая версия программы по истории.
Фото : iStock
Нью-Дели: Министр образования Союза Дхармендра Прадхан во вторник объявил, что новая «исправленная» версия истории Индии будет преподаваться во всех школах по всей стране с 26 января, что также является Васант Панчами. Учебная программа по истории станет частью новой Национальной политики в области образования (НЭП), предложенной правительством в 2020 году9.0003
Министр сделал это заявление, обращаясь к программе, организованной совместно Индийским советом исторических исследований (ICHR) и аффилированной с RSS организацией Akhil Bharatiya Itihas Sankalan Yojana, добавив, что новая учебная программа будет стимулировать изучение родного языка, а не ориентированного на английский язык. обучения.
«Студенты по всей стране будут обучаться исправленной версии истории Индии в соответствии с Национальной политикой в области образования с 26 января по случаю Васант Панчами. НЭП даст нам много возможностей. При НЭП приоритет отдавался родному языку. Давать образование, не отдавая приоритет родному языку, бессмысленно», — сказал Прадхан на мероприятии9.0003 Связанные новости
С 26 января студенты будут преподавать «исправленную» версию истории Индии в соответствии с Национальной политикой в области образования: Дхармендра Прадхан
Министр финансов Союза Нирмала Ситхараман настаивает на предоставлении MBBS на тамильском языке для медицинских колледжей штата Тамил Наду
Национальное образование Политика, представленная в 2020 году, была провозглашена коренным образом изменила правила игры в индийской системе образования. Вот как изменения новой политики могут быть полезны учащимся в ближайшие годы:
Бхагавад-гита и Веды могут быть частью учебного плана NCERT
28 декабря парламентская коллегия рекомендовала, чтобы индуистские писания, такие как четыре буквы и Бхагавад-гита, были частью новой учебной программы по истории в соответствии с Национальной политикой в области образования. Комитет также предложил, чтобы вклад многих «незамеченных борцов за свободу» со всех уголков страны, включая северо-восток, был включен в учебники NCERT с одинаковым вниманием.
UGC издает рекомендации по педагогическим подходам, чтобы избежать пробелов в процессе преподавания и обучения. равное представительство великих успешных женщин.
Нет структуры 10+2
НЭП, который будет реализован с 2023-24 учебного года, отменит структуру 10+2 в образовании K12 и вместо этого примет четырехступенчатую систему обучения: фундамент , подготовительные, средние и средние, эффективно создавая учебную структуру 5+4+3+4.
Впервые политика в области образования разработала учебную программу на базовом уровне. Реализация новой образовательной политики может отличаться от штата к штату и между институтами, но ключевые цели остаются прежними.
Высшее образование становится проще
В рамках НЭП 2020 механизм высшего образования станет более гибким и удобным, поскольку студенты смогут выбирать свой собственный академический путь, а не соответствовать установленному стандарту.
В соответствии с новой политикой учебные заведения также будут в большей степени сосредоточены на улучшении условий обучения студентов посредством обеспечения безопасности на территории кампуса, психического благополучия, рассмотрения жалоб и других услуг.
Экзамены для советов больше не являются самой большой проблемой
В соответствии с НЭП 2020 правительство осознает, что экзамены для советов директоров не являются концом света, а скорее направлены на поощрение целостного развития и проверку основных способностей и компетенций. Учащимся будет разрешено сдавать экзамены до двух раз в течение любого учебного года, один основной экзамен и один для улучшения, если это необходимо.
Учащиеся будут сдавать школьные экзамены в классах 3, 5 и 8, которые будут проводиться соответствующими властями.
Что такое новая политика в области образования
Что такое Новая политика в области образования | Национальная политика в области образования 2023 | Новая политика в области образования В Индии | Зарегистрироваться для НЭПа | Новая политика в области образования Эссе | Что такое НЭП | Национальная политика в области образования Эссе |
Старая образовательная политика недавно была изменена министром управления человеческими ресурсами. Это изменение было сделано под председательством главного врача ISRO К. Кастурирангана для улучшения образования. В этой статье сегодня мы поделимся с вами всей важной информацией, связанной с Национальная политика в области образования 2023 , такие как цель, характеристики, внесенные изменения и вся необходимая информация. Чтобы узнать больше о Национальной политике в области образования , внимательно прочитайте нашу статью
Содержание
Национальная политика в области образования Национальная политика в области образования была одобрена 29 июля 2020 года профсоюзным кабинетом Индии. Он заменил существующую образовательную политику Индии, которая была принята в 1986. Эта политика приносит большие положительные изменения в образование Индии. Это основа от начального образования до высшего образования, которое включает профессиональную подготовку как в городских, так и в сельских районах. Основная цель запуска Национальной политики в области образования — изменить образовательную политику Индии. В соответствии с этой новой национальной политикой в области образования никто не принуждается к изучению какого-либо конкретного языка. Теперь студенты могут выбирать язык в соответствии со своими интересами.
- Национальная политика в области образования сделает всеобщее образование от дошкольного до средней школы.
- Ранее использовалась схема 10 + 2, которая теперь изменилась на 5 + 3 + 3 + 4. месяц апрель-май. В разработке Государственной политики в области образования (SEP) штата Тамил Наду участвуют 13 членов, которую возглавляет бывший судья Высокого суда Дели судья Д. Муругесан. По государственной политике в области образования (SEP) проводится несколько встреч, даже сами заинтересованные стороны взаимодействуют с несколькими учителями и экспертами по конкретному предмету. Участники сказали: «Каждый эксперт подготовит свои отчеты о школах и колледжах, и в соответствии с потребностями детей и нового поколения будет основана наша схема».
По словам судьи Д. Муругасана, государственная политика в области образования будет отличаться от Национальной политики в области образования на 2020 год, инициированной центральным правительством. Государственная политика штата Тамил Наду в области образования будет направлена на повышение качества исследовательской работы в высших учебных заведениях и гарантирует, что все выпускники школ будут поступать в различные колледжи или профессиональные учреждения. Со следующей академической сессии будут предприняты новые инициативы, чтобы сделать систему образования более стимулирующей и менее токсичной. Небольшой намек на государственную политику в области образования (SEP) заключается в том, что школьники будут учиться разным вещам с помощью кинематографического режима и практического применения. Это сделает их обучение более увлекательным. Дети смогут легче учиться с помощью этих режимов. Министр по делам молодежи и развитию спорта штата Тамил Наду г-н Удхаянидхи Сталин попросил школы поддерживать и поощрять детей свято относиться к периоду физкультуры, а не тратить его на сплетни или отдавать его другим учителям-предметникам.
Национальная политика в области образования Обновление в УттаракхандеПрофсоюзный министр Дхармендра Прадхан и председатель совета директоров Уттаракханда представили Новую политику в области образования в Уттаракханде в воскресенье, 16 -го октября 2022 г. . НЭП будет реализован в высшей школе к учебной сессии 2022-2023 гг. Уттаракханд был первым штатом, который ввел НЭП в начальном образовании в Бал Ватикас.
Министр Союза Дхармендра Прадхан сказал, что в соответствии с новой образовательной политикой формальное образование детей в Бал Ватикас будет начинаться в возрасте трех лет, и к тому времени, когда они поступят в первый класс, им будет шесть лет. «Мы должны начать доказывать качество образования 40 миллионам детей в Уттаракханде от начала до возраста 21-22 лет в соответствии с новой политикой».
Некоторые изменения в системе высшего образованияТакже будет принята новая политика в области образования путем внесения изменений в систему высшего образования по всей Индии.
Были проведены различные обсуждения для внесения некоторых изменений в сектор высшего образования. Для внесения изменений в сектор образования требуется активное участие каждого соответствующего должностного лица. Это изменение произойдет после рассмотрения различных поправок, замечаний и предложений заинтересованных сторон.
Программа обучения ништха
Некоторые изменения в ПОШСписок изменений в ПОИ:-
- В ближайшее время будет разработана государственная политика в области образования.
- Валовой коэффициент зачисления с 26,3% увеличится до 50% к 2035 году.
- Курсы NCC будут предложены учащимся для выбора факультативных предметов.
- Студенты будут отобраны для сдачи экзамена на получение стипендии на основе их заслуг.
- Вскоре штат Мегхалая приступит к реализации своей образовательной политики.
- Выпускной будет состоять из 4-летней программы получения степени.
- В школах начнут устанавливать цифровые весы для взвешивания школьных сумок на плечах школьников.
The state-wise performance report are as follows:-
Первый исполнительный органState Date of Implementation Karnataka August 2021 Madhya Pradesh 26th August 2021 Uttar Pradesh 2022 Telangana 2020 Assam 1st April 2022 Была получена информация о том, что Мегхалая станет первым штатом, в котором произойдут изменения, касающиеся политики в области образования. Штат Мегхалая будет исполняющим органом 1 st . Около 2 000 000 000 000 000 000 000 000 000 студентов смогут получить рекомендации и консультации в сфере образования или области, в которой они проявляют большой интерес, чтобы продолжить свои карьерные устремления.
Целостное образованиеВ целях распространения ценностей целостного образования министр Союза г-н Рамеш Похриял Нишанк провел встречу на высоком уровне. Со следующего года комплексное дошкольное образование будет добавлено во все школы в качестве учебной программы для обучения учащихся. В связи с принятием комплексного дошкольного образования структура онлайн-обучения / класс будет усилена.
Национальная политика в области образования Обновление Западной БенгалииВ соответствии с видением #NEP2020 правительство утвердило #NewIndiaLiteracyProgram (NILP), направленную на обеспечение образования для всех, охватывающую все аспекты образования для неграмотных в возрасте 15 лет и старше. Давайте взглянем на некоторые из его основных особенностей. pic.twitter.com/dfZ3obIMHz
— Министерство образования (@EduMinOfIndia) 16 февраля 2022 г.состояние.
Члены Комитета ВБДля этого они также организовали встречу высокого уровня, состоящую из 10 членов, которые начнут обсуждение изменений в образовательной политике с учетом руководящих принципов UGC (Комиссия по университетским грантам). Вскоре они реализуют или сформулируют свою собственную государственную политику в области образования.
Список членов, присутствующих в комитете ВБ: –
- Профессор Чаркроворти Спивак
- Вице-советник Суранджан Дас 3 Профессор Бугута9
- Басута93 NIT Директор Анупам
- Нришинха Прасад Бхадури
В соответствии с пересмотром и формулировкой Государственной политики в области образования (SEP) Западной Бенгалии была поставлена цель увеличить общий коэффициент охвата (GEO) ) в высшем образовании. Это приведет к некоторому расширению или увеличению GEO в профессиональном образовании с 26,3 % до 50 % к 2035 г.
Включение курса NCCПосле пересмотра и формулирования Новой образовательной политики правительство Союза или центральное правительство собирается включить курс NCC в качестве факультативного предмета во всех соответствующих университетах.
НЭП Основные результатыЭто решение было принято во внимание после ознакомления с рекомендациями UGC. Студентам, выбравшим курс NCC, будут предоставлены кредитные сертификаты B и C.
Вот некоторые из основных результатов этой политики: –
- Родной язык или региональный язык будет использоваться в качестве средства обучения студентов.
- Родителям будут предоставлены консультации по уходу за детьми младшего возраста.
- Студентам будет предоставлено качественное образование.
- С внедрением современных технологий образование достигнет высшего уровня.
- После изучения предметов, основанных на анализе, учащиеся смогут критически и логически мыслить после участия в дискуссионной сессии, организованной администрацией школы.
- Детям с особыми потребностями будут предоставлены те же возможности, что и обычным учащимся.
- Продвижение по службе будет основано на тесте, основанном на заслугах.
- Физическим лицам будут предоставлены качественные возможности в сфере высшего образования.
- После создания Электронной библиотеки студенты смогут получить доступ к книгам в электронной форме онлайн .
- Благодаря созданию виртуальных лабораторий студенты, изучающие науки и технологии, получат экспериментальные знания на этапе бакалавриата.
Старая политика заменяется национальной политикой в области образования, чтобы вывести образование на национальный уровень. В рамках НЭПа учащимся будут предоставляться различные льготы. Эти изменения помогут детям расти в различных областях. Это отличная инициатива, предпринятая Министерством образования, чтобы улучшить качество образования для всех студентов Индии. Наряду с образованием больше внимания будет уделяться психическому здоровью учащихся и социальной работе.
- В соответствии с НЭП академический кредит банка будет предоставлен для использования фонда для образования.
- Процесс исследований и инноваций будет улучшен для достижения лучших результатов.
- Для студентов будет создана новая платформа для обмена идеями по улучшению их обучения.
Как мы все знаем, Национальная политика в области образования проделала большую работу по изменению и модернизации всех аспектов системы высшего образования, которые действительно нуждаются в видении для улучшения . Теперь НЭП намерен изменить фон вузов в текущем учебном году. Дискуссия о реализации национальной образовательной политики в вузе велась на разных площадках. После многих лет ремиссии и комментариев заинтересованных сторон было решено предъявить амбициозные ожидания высшим учебным заведениям.
- Пришло время подготовить высшее учебное заведение к тому, чтобы сделать индийское образование лучшим в мире.
- Для планирования сейчас предусмотрено исполнение и вовлечение всех желающих.
The details of this policy are as follows:-
Name of the article National Education Policy Launched by Government of India Launched on 2020 Beneficiaries The students of India Objective To universalize education and make India a Global knowledge superpower Benefits Учащиеся смогут выбрать язык по своему усмотрению Предыдущий шаблон 10+2 Changed pattern 5+3+3+4 Email ID dkchaturvedi@nicte-india.org Phone Number 011-20893267/ 011-20892155 Официальный веб -сайт www. ncte.gov.in/nep/
PM схема Yasasvi
Национальная политика образования ЦельAs All We All The All The All the Work as We All The All The All The Straining The Education Poliliation
As All We All All. , образование Индии работает только на национализированном уровне. И из-за этого студенты Индии не могут использовать свой талант на глобальном уровне. Помня об этом, правительство Индии изменило старую политику в области образования на Национальную политику в области образования. Основная цель этой политики — вывести образование, предоставляемое в Индии, на глобальный уровень. Основной целью этой схемы является универсализация образования посредством национальной образовательной политики. Правительство внесло несколько поправок в старую политику в области образования.
- Основная цель запуска Национальной политики в области образования состоит в том, чтобы внести позитивные изменения в образовательное общество Индии.
- Программа НЭПа поможет в оздоровлении детей для получения хорошего образования.
Как мы все знаем, пандемия covid-19 по-разному повлияла на жизнь учащихся. Недавно председатель ОГК заявил, что после нормализации ситуации с этой пандемией реализация НЭПа будет осуществляться более быстрыми темпами. Также председатель сообщил, что теперь минимальная квалификация для обучения ученика в различных школах будет составлять 4 года интегрированного бакалавриата. Кроме того, в ближайшее время нормы бронирования будут пересмотрены министром образования Рамешем Похариялом Нишанк. Вскоре будет завершена разработка лучшей системы образования для студентов, и она будет передана учащимся для построения лучшего будущего.
Первым штатом, который внедрит НЭП, будет МегхалаяУважаемый главный министр штата Мегхалая Конрад Конгкал Сангма сказал, что внедрение новой образовательной политики будет в первую очередь осуществляться штатом Мегхалая.
Что такое национальная политика в области образования?Поскольку он станет первым штатом в стране, который будет реализовывать пересмотренную Национальную политику в области образования . Главный министр также сообщил, что он вступит в силу после нормализации ситуации с COVID-19. С помощью новой системы образования правительство сможет привлечь более 2 миллионов студентов к потокам, в которых они совершенны и нужно некоторое руководство.
Национальная политика в области образования представляет собой новую систему образования в Индии, которая заменяет старую политику 1986 года. Основное внимание в рамках национальной политики в области образования уделяется начальному образованию, а также профессиональному обучению в сельских и городских районах. Основная цель запуска Национальной политики в области образования — внести позитивные изменения в систему образования с 2021 года. Национальная политика в области образования поможет обеспечить высококачественное образование для всех студентов Индии.
- Основное внимание будет уделяться родному языку и региональным языкам, предпочитаемым в различных штатах.
- Структура типа 10+2 будет заменена моделью 5+3+3+4, которая включает в себя базовую стадию, подготовительную стадию, среднюю стадию и вторичную стадию.
- Теперь для того, чтобы стать успешным учителем, требуется четырехлетнее образование бакалавра.
Национальная образовательная политика вносит ряд изменений в систему образования Индии. Это приводит к увеличению государственных расходов на образование с 3% до 6% ВВП. Такие изменения упомянуты ниже
ЯзыкиПосле публикации национальной политики в области образования правительство Индии заявило, что предпочтение будет отдаваться родному языку и региональным языкам. Эти языки будут использоваться до 5 класса. Предпочтение также будет отдаваться санскриту и иностранным языкам. Государство должно принимать решения о языках и их реализации.
Школьное образованиеКак упоминалось выше, предыдущая модель 10 + 2, которой следовала индийская система образования, теперь заменена моделью 5+3+3+4. Детали 5+3+3+4 следующие.
Подать заявку на получение стипендии
- Базовый этап — базовый этап включает в себя обучение в течение трех лет в школе или в Анганвади и в 1 и 2 классах начальной школы. У детей и именно этот этап приходится на возраст от 3 до 8 лет. Предпочтение отдается деятельностному обучению.
- Подготовительный этап – подготовительный этап включает обучение 3-5 классов с учащимися в возрасте от 18 до 11 лет. Этот этап включает в себя такие предметы, как устная речь, чтение, письмо, физкультура, языки, искусствознание и математика.
- Средняя ступень — . Эта ступень включает учащихся 11 и 14 лет, которые охватывают классы с 6 по 8. Предметами этой ступени являются математика, естествознание, социальные науки, искусство и гуманитарные науки
- Средняя ступень — вторая ступень включает в себя изучение классов с 9 по 12, в котором обучаются учащиеся в возрасте от 14 до 19 лет.
Классы 9 и 10 охватывают первую фазу, а классы 11 и 12 охватывают вторую фазу.
Школьники теперь должны присутствовать на экзамене только во 2-м, 5-м и 8-м классах. Экзамен по редизайну доски будет проводиться для 10-го и 12-го классов. Эта политика поможет уменьшить кровь учебных мероприятий с плеч студентов. Наряду с этим запись будет введена с 6-го класса для экспериментального обучения. Завтрак в середине дня будет включен для того, чтобы сосредоточить внимание на здоровье учащегося, особенно на психическом здоровье, и на работу консультантов и социальных работников.
Национальная политика в области образования Высшее образованиеВ соответствии с национальной политикой в области образования, каждый год студенту будет предоставляться 4-летняя междисциплинарная степень бакалавра с сертификатом. Степень М. Филла будет прекращена. Национальный совет по регулированию высшего образования будет регулировать высшее образование, которое включает преподавателей и исключает медицинское и юридическое образование.
Национальная политика в области образования Подготовка учителейНа национальное агентство по тестированию будет возложена ответственность за проведение вступительных экзаменов. Изменения в ИИТ будут внесены в отношении разнообразия обучения. Студентам будет предоставлено интернационализированное образование в Индии.
Чтобы стать успешным учителем, необходимо получить степень бакалавра в течение четырех лет. Этот процесс укрепит процесс найма и сделает его прозрачным. Основная цель внесения этого изменения — обеспечить, чтобы студентов обучали увлеченные, мотивированные, высококвалифицированные профессиональные и хорошо оснащенные учителя.
Национальная политика в области образования Основные измененияЕсть некоторые другие важные изменения, внесенные в систему образования Индии. Они приведены ниже: —
- Премьер-министр Индии возглавит Национальную комиссию по образованию
- Академический кредитный банк будет предоставлен для оказания помощи в образовании с использованием кредита
- Национальный исследовательский фонд улучшит исследования и инновации
- Предпочтение будет отдано репрезентативной группе в неблагоприятном положении путем создания специальной образовательной зоны
- Будет создана новая платформа для обмена идеями по улучшению обучения на платформе Национальной образовательной технологии.
Министерство образования занимается успешной реализацией национальной политики в школах. Было решено, что со следующего года к общему образованию также будет добавлено дошкольное образование. Это отличная инициатива, предпринятая министерством образования для укрепления онлайн-обучение началось в школе из-за Коронавируса. Министерство образования предложило направить предложения по холистическому образованию из всех штатов.
- Встреча на высоком уровне была также организована Министерством образования под председательством самого профсоюзного министра Рамеша Похрияла Нишанка.
- На встрече обсуждалась реализация государственной политики в области образования.
Как и все мы, национальная политика в области образования приняла слишком много новых решений, чтобы сделать систему образования лучше.
Национальная политика в области образования Преимущества и особенностиПо схеме вес ранца для детей 1-10 классов должен быть снижен на 10%. В соответствии с национальной политикой в области образования детям не запрещается провозить сумки для перевозки на колесах, поскольку это подвергает детей риску. Во всех школах будут установлены электронные весы. Так что вес этих школьных сумок у всех детей будет контролироваться. Школьные сумки должны иметь отрегулированные лямки для стола, которые могут соответствовать плечам детей.
Преимущества и особенности этой политики следующие:
- Министерство образования изменило предыдущую политику в области образования на Новую национальную политику в области образования.
- Теперь Министерство управления человеческими ресурсами станет министерством образования.
- Теперь образование будет универсальным в соответствии с национальной политикой в области образования, исключающей медицинские и юридические исследования.
- Раньше применялась схема 10 плюс два, но теперь в соответствии с новой политикой в области образования будет применяться схема 5 + 3 + 3 + 4.
- Раньше был поток Наука, Коммерция и Искусство, но теперь такого потока не будет.
- Учащийся может выбрать предмет по желанию, например, изучать физику или искусство.
- Учащиеся будут обучаться кодированию в соответствии с шестью стандартами
- Все школы будут оснащены цифровым оборудованием
- Все типы контента будут переведены на региональный язык наряду с этим будут развиваться виртуальные лаборатории.
- 6% ВВП будет направлено на реализацию НЭПа
- Студент сможет изучать санскрит и другие древние языки Индии, если захочет студент.
- Программное обеспечение с искусственным интеллектом также будет использоваться для облегчения обучения.
- Степень магистра философии в высшем образовании отменяется.
- Студента будут обучать трем языкам, которые определяет государство
- Национальная программа школьного обучения будет подготовлена Национальным советом по исследованиям и обучению в области образования
- Для реализации Национальной политики в области образования будет создано множество учреждений
- Особое внимание будет уделяться образованию детей, а также навыки.
Все заинтересованные заявители, которые хотят присоединиться к порталу Национальной политики в области образования, должны следовать процедуре, описанной ниже.
- Сначала посетите официальный сайт MYNEP2020
- Вы попадете на домашнюю страницу.
- На главной странице выберите опцию Регистрация .
- Перед вами появится регистрационная форма.
- Введите все данные, которые запрашиваются в форме, такие как Имя, Дата рождения, Номер Aadhar, Номер мобильного телефона, Идентификатор электронной почты, Адрес, Район, Город и PIN-код .
- После ввода всех данных нажмите Зарегистрировать вариант
- Благодаря этому вы можете легко зарегистрироваться на портале НЭП.
Люди, которые хотят войти в систему, должны будут следовать процедуре: —
- Чтобы войти, посетите Официальный сайт MYNEP2020
- домашняя страница
- На главной странице нажмите Войти вариант
- Страница входа появится на вашем экране.