Тайна смерти Михаила Лермонтова: Президентская библиотека представляет воспоминания очевидцев
Существует легенда, что акушерка, принимавшая роды у Марии Лермонтовой (урождённой Арсеньевой), предсказала, что её сына ждёт насильственная смерть. На 27-м году жизни известный русский поэт Михаил Лермонтов действительно погиб на дуэли от руки давнего приятеля Николая Мартынова. Смертельный поединок состоялся 27 (15 по старому стилю) июля 1841 года, но даже спустя 180 лет продолжаются споры, из-за чего произошла дуэль и что на самом деле случилось в момент её проведения. Президентская библиотека представляет издания, которые помогут пролить свет на некоторые вопросы, касающиеся одного из самых трагических событий XIX века.
За два дня до роковых событий – 25 июля 1841 года – Михаил Лермонтов и Николай Мартынов находились в компании молодых людей в одном из известных домов Пятигорска. Ничто не предвещало беды: гости общались, играла музыка. Вот что вспоминала об этом дне Эмилия Шан-Гирей – её слова приведены в книге Маргариты Николевой «М. Лермонтов: биографический очерк»: «К нам присоединился Лев Сергеевич Пушкин, который также отличался злоязычием, и принялись они вдвоём (Пушкин и Лермонтов. – Ред.) острить свой язык… Ничего злого особенно не говорили, но смешного много. Но вот увидели Мартынова, разговаривающего очень любезно с младшей сестрой моей Надеждой, стоя у рояля, на котором играл кн. Трубецкой. Не выдержал Лермонтов и начал острить на его счёт, называя его montagnard au grand poignard (фр. «горец с большим кинжалом». – Ред.)».
Николай Мартынов разозлился, высказал Михаилу Лермонтову своё недовольство и ушёл. С этого момента началась череда загадок – однозначного понимания, что дальше случилось между приятелями, как происходил вызов на дуэль, а также является ли именно этот случай в их отношениях роковым, нет.
Вечером 27 июля у подножия горы Машук началась дуэль. Секундантами выступили Алексей Столыпин, Сергей Трубецкой, Александр Васильчиков и Михаил Глебов.
«Мы отмерили с Глебовым 30 шагов; последний барьер поставили на десяти и, разведя противников на крайние дистанции, положили им сходиться каждому на 10 шагов по команде: „марш“. Зарядили пистолеты. Глебов подал Мартынову, я другой Лермонтову и скомандовали „сходись“. Лермонтов остался неподвижен и, взведя курок, поднял пистолет дулом вверх, заслонясь рукой и локтем по всем правилам опытного дуэлиста. В эту минуту, и в последний раз, я взглянул на него и никогда не забуду того спокойного, почти весёлого выражения, которое играло на лице поэта перед дулом пистолета, уже направленного на него. Мартынов быстрыми шагами подошёл к барьеру и начал прицеливаться. Столыпин крикнул: „Или стреляйте, или мы вас разведём!“ Мартынов выстрелил. Лермонтов упал, как подкошенный, не сделав никакого движения», – приводятся воспоминания очевидца Александра Васильчикова в книге «М. Лермонтов: биографический очерк».
Однако многие исследователи сходятся во мнении, что события складывались иначе – впоследствии на это будет указывать ряд нестыковок в показаниях Николая Мартынова и секундантов.
После смертельного выстрела разразилась страшная гроза, тело Михаила Лермонтова оставили на месте дуэли, где оно пролежало под проливным дождём несколько часов. Лишь ближе к полуночи за ним вернулись: слуги погрузили его в телегу и привезли домой.
По одной из главных версий дуэль между Михаилом Лермонтовым и Николаем Мартыновым стала логичным завершением их непростых взаимоотношений. Молодые люди познакомились задолго до поединка и тесно общались, несмотря на то, что были полными противоположностями. Поэт часто позволял себе высказывать в адрес приятеля колкости, глубоко обижавшие его.
Ещё одна версия – Николая Мартынова долго подстрекали на убийство. Недоброжелателей у поэта было много. Среди них – и тот самый князь Александр Васильчиков, секундант, называвший себя приятелем Лермонтова. Впоследствии он настаивал на версии, что виновником дуэли был сам поэт. Однако известно, что Александр Васильчиков, который тоже неоднократно подвергался насмешкам со стороны Лермонтова, искал возможности подстроить ссору своего обидчика с кем-нибудь.
«Сперва его выбор пал на офицера Лисаневича. Он пытался убедить Лисаневича, что Лермонтов над ним издевается, но тот отказался со словами: „У меня рука не подымется на такого человека“», – рассказывается в книге Ираклия Андроникова «Жизнь Лермонтова», представленной на портале Президентской библиотеки.
В советское время стала популярной версия, что избавиться от поэта хотели «поборники самодержавия», и конфликт стал хорошим поводом. Аргументируя эту точку зрения, исследователи приводят такие доказательства:
«„Высшие“ же сферы отнеслись к гибели поэта с чувством полного удовлетворения. Царь встретил известие о смерти его позорной фразой: „туда ему и дорога“, и сделал всё для облегчения участи убийцы поэта: он смягчил постановление суда, назначил только три месяца тюрьмы с зачётом предварительного заключения и значительно сократил срок церковного покаяния», – подчеркивается в книге «М. Лермонтов: биографический очерк».
Но и на этом версии о дуэли и гибели Лермонтова не заканчиваются. Так, есть мнения, что конфликт между молодыми людьми произошёл из-за женщины, а также, что в поэта стрелял вовсе не Николай Мартынов, а другой человек, затаившийся неподалёку.
Узнать больше о трагической смерти великого поэта можно в изданиях Президентской библиотеки, представленных в коллекции «М. Ю. Лермонтов (1814–1841)». Электронная подборка также содержит материалы, раскрывающие многогранность личности поэта, его роль в культурной жизни России. В собрание вошли книги и периодические издания, содержащие тексты произведений Михаила Лермонтова, исследования о его жизни и творчестве, а также открытки и фотографии, изображающие памятники поэту, места, связанные с его именем. Особый интерес представляют репродукции картин и рисунков самого Михаила Лермонтова, благодаря которым он предстает не только как поэт, прозаик, драматург, но и как художник.
Под Пятигорском 180 лет назад был убит Михаил Лермонтов
Обстоятельства смерти поэта и по сей день вызывают споры. Отчасти это происходит потому, что свидетели несчастной дуэли — четыре секунданта: М.П. Глебов, А.И. Васильчиков, А.А. Столыпин и С.В. Трубецкой, — оставили разные свидетельства, к тому же со временем меняя и свои собственные. До сих пор не ясно: сказал ли Лермонтов во время дуэли весьма обидные для Мартынова слова: «Я в этого дурака стрелять не буду»? И если сказал, то слышал ли их Мартынов? До сих остается под вопросом: стрелял ли Лермонтов в воздух, или он просто стоял, повернувшись к Мартынову боком и ожидая выстрела с его стороны?
Князь А. И. Васильчиков (между прочим, сын «второго лица» в России, председателя Государственного совета и главы Комитета министров) в своих воспоминаниях писал о том, что происходило в начале дуэли. По правилам противники должны были сходиться к барьеру. Первый выстрел, как вызванного на дуэль, был за Лермонтовым. Но…
«Лермонтов остался неподвижен и, взведя курок, поднял пистолет дулом вверх, заслонясь рукой и локтем по всем правилам опытного дуэлиста. <…> Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру и выстрелил. Лермонтов упал, как будто его скосило на месте, не сделав движения ни взад, ни вперед, не успев даже захватить больное место, как это делают обыкновенно люди раненые или ушибленные».
В медицинском освидетельствовании указывалось, что «пистолетная пуля, попав в правый бок ниже последнего ребра, при срастении ребра с хрящом, пробила правое и левое легкое». Характер этого ранения подтверждает слова Васильчикова, что Лермонтов стоял к Мартынову боком с поднятой рукой, то есть стрелять он не собирался, даже если и не выстрелил в воздух.
Лермонтов остался неподвижен и, взведя курок, поднял пистолет дулом вверх
Мартынов позже утверждал, что Лермонтов целил в него и что он сам, подойдя к барьеру, ждал его выстрела. Но это не подтверждается ни одним из секундантов.
Историк литературы П.А. Висковатый, расспрашивавший дожившего до преклонных лет князя А. И. Васильчикова, писал что возможной побудительной причиной выстрела Мартынова были слова, которые крикнул один из секундантов — А.А. Столыпин: «Стреляйте! Или я разведу вас!» На следствии Мартынов, пытаясь оправдать роковой выстрел, заявил: «Я вспылил, дуэлью и секундантами не шутят! И спустил курок». То есть его выстрел был сделан как бы в состоянии «аффекта».
Но пусть историки и биографы разбираются, как было на самом деле. Очевидно одно: дуэль эта с самого начала носила какой-то фарсовый характер. Причина была слишком ничтожна, чтобы бывшие приятели всерьез собирались бы убивать друг друга. Но странно, что при этом условия дуэли, оговоренные Мартыновым, были самые жестокие: до трех выстрелов из дальнобойных пистолетов с тяжелыми пулями и нарезными стволами. В то же время на месте дуэли почему-то не было ни доктора, ни коляски для перевозки раненого. Это могло означать, что секунданты были уверены: дуэль будет пустой формальностью и закончится примирением.
После того, как Лермонтов получил смертельную рану, все участники дуэли уехали в город. С истекавшим кровью поэтом под проливным дождем остался один Столыпин. Впрочем, Глебов утверждал, что это был не Столыпин, а он. Таким образом свидетели путались в своих показаниях. Впрочем, в этом нет ничего странного. Дуэли в России были запрещены, поэтому не только Мартынову, но и секундантам грозил военный суд.
Причина ссоры Лермонтова и Мартынова, повторяю, была ничтожна. Лермонтов постоянно подтрунивал над своим приятелем, майором в отставке, который когда-то мечтал дослужиться на Кавказе до звания генерала. Выйдя в отставку, Мартынов одевался, как «страшный горец с большим кинжалом», надеясь таким образом покорять сердца дам, лечившихся на водах. Вся эта карикатурная ситуация была описана Лермонтовым в повести «Княжна Мери», с той только существенной разницей, что не Грушницкий убил Печорина, а наоборот. Печорин повел себя в отношении залгавшегося Грушницкого все-таки жестоко. Лермонтов не только не собирался убивать Мартынова, но и сам, видимо, не собирался умирать. По дороге на дуэль не делал никаких предсмертных распоряжений, был весел, говорил о замысле двух исторических романов.
Вероятно, он все-таки думал, что дуэль с Мартыновым закончится тем же, что и его прежняя дуэль с французским посланником Проспером де Барантом — то есть ничем.
Судьба (или все-таки Мартынов?) распорядилась иначе.
В «Княжне Мери» во время дуэли с Печориным Грушницкий говорит слова, которые многое объясняют в том, что же случилось у подножия Машука в июле 1841 года. Когда Печорин долго медлит с выстрелом, ожидая, что его бывший приятель одумается и откажется от дуэли, Грушницкий в ярости кричит:
«- Стреляйте!.. Я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места».
На дуэли с Печориным Грушницкий говорит слова, объясняющие то, что случилось у подножия Машука
Вот, собственно, и все. Можно, конечно, строить самые экзотические версии убийства Лермонтова: от масонского заговора (на эту версию намекает режиссер и актер Николай Бурляев в фильме «Лермонтов» 1986 года) до загадочного стрелка, который прятался в кустах (об этом всерьез писали некоторые авторы в советское время). Но мне кажется, что причина была самой простой.
Мартынов сам пописывал стихи и поэмы, да еще и подражая своему приятелю. Мартынов был неудачником в карьере и самовлюбленным человеком. Успех «Героя нашего времени», вышедшего книгой в 1840 году, где Мартынов не мог не усмотреть себя в образе Грушницкого, привел его в ярость.
Им двоим на земле не было места. Скажу странную вещь: это хорошо, что Мартынов убил Лермонтова, а не наоборот. Поэты не должны пачкать руки невинной кровью. Вина же Мартынова была, увы, лишь в его бездарности…
Тайна смерти Михаила Лермонтова: Президентская библиотека представляет воспоминания очевидцев
Легенда гласит, что акушерка, родившая Марию Лермонтову (урожденную Арсеньеву), предсказала, что ее сын умрет насильственной смертью. В возрасте 27 лет известный русский поэт Михаил Лермонтов действительно погиб на дуэли от руки своего старого друга Николая Мартынова. Смертельный поединок состоялся 27 июля (15 по старому стилю) июля 1841 года, но даже спустя 180 лет споры о том, чем был вызван поединок и что на самом деле произошло в момент его проведения, продолжаются. В Президентской библиотеке представлены издания, которые помогут пролить свет на некоторые вопросы, связанные с одним из самых трагических событий XIX в.век.
За два дня до роковых событий — 25 июля 1841 года — Михаил Лермонтов и Николай Мартынов находились в компании молодых людей в одном из знаменитых домов Пятигорска. Ничего не предвещало беды: гости разговаривали, играла музыка. Вот что вспоминала об этом дне Эмилия Шан-Гирей — ее слова приведены в книге Маргариты Николевой «Михаил Лермонтов: биографический очерк »: «К нам присоединился Лев Сергеевич Пушкин, который тоже отличался злобностью, и двое из них (Пушкин и Лермонтов. — Ред. ) стали шутить… Злого они не сказали, но много смешного. Но тут увидели Мартынова, очень ласково разговаривавшего с моей младшей сестрой Надеждой, рояль, на котором играл князь Трубецкой. Лермонтов не удержался и стал над ним шутить, называя его montagnard au grand poignard (франц. «горец с большим кинжалом. — Ред.)».
Николай Мартынов рассердился, выразил неудовольствие Михаилу Лермонтову и ушел. С этого момента началась череда загадок. Нет однозначного понимания того, что произошло между друзьями, как произошел вызов на дуэль и стал ли именно этот случай роковым в их отношениях.
Вечером 27 июля состоялась дуэль у подножия горы Машук. Секундантами выступили Алексей Столыпин, Сергей Трубецкой, Александр Васильчиков и Михаил Глебов.
«Мы с Глебовым отмерили 30 шагов; последний барьер был установлен в десять и, разлучив противников на предельные расстояния, им было приказано приблизиться к каждому из них на 10 шагов по команде: «марш». Пистолеты были заряжены. Глебов отдал Мартынову, я отдал Лермонтову, и они приказали «сходиться». Лермонтов остался неподвижен и, взведя курок, поднял пистолет дулом вверх, прикрываясь рукой и локтем по всем правилам опытного дуэлянта. В эту минуту и в последний раз я взглянул на него и никогда не забуду того спокойного, почти веселого выражения, которое играло на лице поэта перед дулом уже наведенного на него ружья. Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру и стал прицеливаться. Столыпин кричал: «Или стреляйте, или мы вас разлучим!» Мартынов выстрелил. Лермонтов упал как подкошенный, не делая никакого движения», — рассказывает в книге 9 очевидец Александр Васильчиков.0005 Михаил Лермонтов: Биографический очерк .
Однако многие исследователи сходятся во мнении, что события развивались по-разному — в дальнейшем на это укажет ряд нестыковок в показаниях Николая Мартынова и секундантов.
После рокового выстрела разразилась страшная гроза, тело Михаила Лермонтова было оставлено на месте дуэли, где оно несколько часов пролежало под проливным дождем. Только ближе к полуночи за ним вернулись: слуги погрузили его в телегу и привезли домой.
По одной из основных версий, дуэль Михаила Лермонтова и Николая Мартынова стала логическим завершением их непростых отношений. Молодые люди познакомились задолго до боя и тесно общались, несмотря на то, что были полными противоположностями. Поэт часто позволял себе высказывать в адрес друга колкости, которые его глубоко обижали.
Другая версия — Николая Мартынова давно подстрекали к убийству. У поэта было много недоброжелателей. Среди них тот же князь Александр Васильчиков, секундант, называвший себя другом Лермонтова. Впоследствии он настаивал на версии, что виновником дуэли был сам поэт. Однако известно, что Александр Васильчиков, над которым также неоднократно высмеивался Лермонтов, искал случая поссорить своего обидчика с кем-либо.
«Сначала его выбор пал на офицера Лисаневича. Он пытался убедить Лисаневича, что Лермонтов издевается над ним, но тот отказался со словами: «На такого человека рука моя не поднимется», — говорится в книге Ираклия Андроникова «Жизнь Лермонтова », представленной на портале Президентской библиотеки.
В советское время стала популярной версия о том, что «поборники самодержавия» хотели избавиться от поэта и конфликт стал уважительной причиной. Аргументируя эту точку зрения, исследователи приводят следующие доказательства:
«Высшие» сферы отреагировали на смерть поэта с чувством полного удовлетворения. Весть о его смерти царь встретил позорной фразой: «есть ему дорога», и сделал все, чтобы облегчить участь убийцы поэта: смягчил приговор суда, назначив всего три месяца острога с досудебным заключения и значительно сократил срок церковного покаяния», — говорится в книге «Михаил Лермонтов: Биографический очерк ».
Но на этом версия дуэли и смерти Лермонтова не заканчивается. Есть мнения, что конфликт между молодыми людьми произошел из-за женщины, а также то, что поэта застрелил вовсе не Николай Мартынов, а другой человек, спрятавшийся рядом.0003
Подробнее о трагической гибели великого поэта можно узнать в изданиях Президентской библиотеки, представленных в сборнике Михаил Лермонтов (1814-1841). Содержит материалы, раскрывающие многогранность личности поэта, его роль в культурной жизни России. В коллекцию вошли книги и периодические издания, содержащие тексты произведений Михаила Лермонтова, исследования о его жизни и творчестве, а также открытки и фотографии с изображением памятников поэту, мест, связанных с его именем. Особый интерес представляют репродукции картин и рисунков самого Михаила Лермонтова, благодаря которым он предстает не только как поэт, прозаик, драматург, но и как художник.
Новозеландский «Михаил Лермонтов: затонувший корабль, ради которого стоит умереть»
Новозеландский «Михаил Лермонтов» раскрывает трагическую историю о дуэлях, смертях и поэтической несправедливости, но исследовать затонувший корабль — адски 72
ТекстДэвидсон и Х.Е. Sawyer
Фотография Кевина Дэвидсона
Эта история родом из Советской России, поэтому, естественно, это трагедия. И трагедия, рожденная из трагедии, причем.
Михаил Юрьевич Лермонтов был поэтом-романтиком. Он был убит на дуэли другим армейским офицером, который обиделся на одну из его шуток. И как будто этого было недостаточно, главный герой ждал два дня после оскорбления, чтобы помериться силами у подножия горы. Ни один из них не отступил, и Лермонтов был убит первым выстрелом. Это было в 1841 году. Ему было всего 27 лет.
К счастью для потомков, русской литературы и этой конкретной истории, Лермонтов уже написал свое авторское произведение «Смерть поэта». По иронии судьбы, это было написано не как пророчество, а как реакция разгневанного молодого человека на кончину своего товарища-рапсода Пушкина. Который был застрелен. На дуэли. Смерть Пушкина нельзя назвать «бессмысленной», потому что это была двадцать девятая дуэль Пушкина. Пушкин был фатальной статистикой, ожидающей своего часа. Бравада делает это с мужчиной. Бравада и водка. Бравада, водка и узаконенные дуэли. Спасибо звездам, что они изобрели Playstation.
Воскрешение
В 1972 году Михаил Лермонтов воскрес на верфи в Висмаре, ГДР. Благодаря его литературному наследию его имя было присвоено последнему из пяти кораблей-«поэтов» Балтийского морского пароходства Советского Союза. Завершая флот, он был в компании Ивана Франко,
Тараса Шевченко, Александра Пушкина и Шота Руставели. Пушкин — единственный выживший, теперь переименованный Марко Поло .
Первоначально лайнер, следовавший из Ленинграда в Нью-Йорк, Лермонтов был переоборудован в круизный в погоне за рублем. Эта смена ролей также могла быть в некоторой степени «вынужденной» из-за решения президента Рейгана в 1980 году запретить советским кораблям заходить в воды США: политическая реакция «око за око» в ответ на российское вторжение в Афганистан.
Какой бы ни была причина, Михаил Лермонтов был должным образом подготовлен, чтобы принять более 700 круизных комплектов с переоборудованием стоимостью 15 миллионов долларов США. В каютах теперь были отдельные ванные комнаты, места общего пользования были тщательно отремонтированы: здесь были Большой зал, бар «Нептун», ресторан «Ленинград», тренажерный зал, сауна и спа-центр. Внешность сверкала ярко-белым от носа до кормы под слоем свежей краски. Со звездой на носу и серпом и молотом на трубе она отплыла.
Экипаж говорил о счастливом корабле с семейной атмосферой. Пассажирские суда, совместимые с Лермонтов , сохраняют определенный стиль. Они напоминают о «золотом веке путешествий», сохраняя при этом интимную атмосферу, забытую современными гигантами.
Воскресенье, 16 февраля 1986 года, Лермонтов совершал круиз по Южному острову Новой Зеландии, 735 пассажиров и экипаж под командованием капитана Владислава Воробьева. Она вылетела из города Пиктон в залив Мальборо-Саунд под наблюдением местного лоцмана, капитана Дона Джемисона, который угостил преимущественно пожилых австралийских пассажиров обзорной экскурсией по живописному побережью, дополненной беглым комментарием по публичному обращению.
Корабль прижался к земле. Пассажиры и экипаж вспоминали, что судно временами находилось в пределах 100 футов (30 м), что «близко брито» для 20-тысячного судна.
Затем, на проходе мыса Джексон, с капитаном Воробьевым все еще внизу, Джемисон импульсивно срезал путь, бросив Лермонтов
, теперь развивающий скорость 15 узлов, между маяком и мысом, а не по окружному маршруту снаружи.Сразу после 17:30. корпус левого борта был разорван о риф. Пролом был всего 1,6 фута (0,5 м) в ширину, но протянулся примерно на 40 футов (12 м), пробив три водонепроницаемых отсека. Капитан вернулся на мостик, немедленно принял командование и приказал закрыть водонепроницаемые двери. Но ранение в живот было смертельным, и, оценив ущерб, Воробьев подсчитал, что на плаву они находились не более четырех часов.
Фото: Кевин ДэвидсонГруппа играла
Экипаж сообщил пассажирам, что обед будет отложен, но дегустация вин продолжится. Итак, оркестр продолжал играть, и паники не было, по крайней мере, до тех пор, пока стаканы не начали скатываться со стола.
Первоначально Лермонтов подал сигнал бедствия. Танкер Тарихико
Когда погода ухудшилась, Лермонтов продолжал доставлять воду с угрожающей скоростью. Радиосвязь между Веллингтоном, где координировались спасательные работы, и Порт-Гором, где разворачивалась драма и рушилась репутация, была ненадежной и запутанной.
Воробьев решил посадить свой корабль на мель, чтобы спасти его, но к 19:15. электрика вышла из строя, и двигатели утонули. Впоследствии бессильный, неспособный управлять, затонувший на носу и развивший крен, русский капитан знал, что у него нет шансов высадиться на берег, поэтому, следовательно, у него не было другого выбора, кроме как покинуть корабль и спасти всех на борту.
К счастью для осажденного круизного лайнера, усилия по спасению также координировала семья Бейкеров, которые физически пересекли страну со своей станции в Порт-Гор, чтобы своими глазами увидеть затруднительное положение.
Им сразу же стало ясно, что потеря Lermontov была вопросом «когда», а не «если», поэтому они собрали опытных местных шкиперов Мальборо Саундс, чтобы прийти ей на помощь.Когда лайнер болезненно накренился на 20 градусов на правый борт, экипаж начал вести пожилых пассажиров с верхней палубы вниз к ожидающим спасательным шлюпкам, из-за наклона веревочные лестницы были слишком короткими для тех, кто был достаточно проворным, чтобы ими воспользоваться.
Проигнорировав приказ отойти, капитан Ридман ввел в игру танкер Tarihiko , когда прибыл на место происшествия в 20:45, и принял пассажиров и команду на борт своего судна.
К 21:30 также прибыл автомобильный паром Arahura из Пиктона в Веллингтон, к которому присоединился патрульный катер ВМС HMNZS Taupo .
К настоящему времени
Незадолго до 22:30 корабль перестал бороться и пошел ко дну носом. Воздух вырвался наружу, переборки лопнули под напором, и очевидцы описывали громадный шум чего-то страшной боли, потом брожения; массивные пузыри и обломки, извергающиеся на поверхности. После этого ни звука.
Фото: Кевин ДэвидсонУайт Уош
Пассажиров доставили в Веллингтон для выздоровления. У некоторых были сломаны кости, у некоторых было переохлаждение. Их средний возраст был 70 лет, но все были спасены. Им очень повезло, учитывая, что часть ткани спасательных жилетов распалась на ощупь, а спасательные шлюпки были в плохом состоянии. Некоторые из них были совершенно непригодны для плавания. Некоторые были окрашены на месте и крепко приклеены.
Пилот Джеймисон был похищен. Экипаж был отправлен обратно в Россию, за исключением инженера-холодильника, который так и не выздоровел. Он был единственным погибшим в катастрофе. Его вдова и малолетний сын похоронили форму в символической могиле.
Естественно утром после ночи перед рассветом картинка открытка идеальна. Сотни шезлонгов качались вокруг бухты, и многие домохозяйства в Звуках должным образом приспособили их для своих собственных веранд.
Внизу на девственных обломках водолазы подняли корабельный сейф и откачали масло и топливо, чтобы свести на нет любую опасность для окружающей среды. Затем прибыли охотники за сувенирами. Столовые приборы, посуда, занавески и барные стулья поднялись на поверхность, и один бесстрашный ныряльщик ушел с главным трофеем: серпом и молотом, прикрепленными к воронке.
Хотя вода, возможно, закрылась над Лермонтов навсегда, вопросы все еще остаются. Немногие получили ответы на последующий запрос, который был воспринят как белизна.
Фото: Кевин ДэвидсонКонтршпионаж?
Капитан Джеймисон, ответственный во время фактического столкновения, заявил, что, по его мнению, просвет в канале был больше, чем на самом деле, и он срезал путь под влиянием момента. Он также утверждал, что был истощен из-за переутомления. Однако некоторые наблюдатели считали, что Джеймисон пошел на более рискованный путь, потому что хотел сделать себе имя.
Против Джеймисона не было предпринято никаких действий. В Новой Зеландии в то время просто не существовало законов, обеспечивающих обвинительный приговор. В конце концов, они написали Джеймисону резкое письмо, в котором предложили ему сдать свой билет хозяина, что он должным образом выполнил. Даже предъявление обвинения в создании опасности для корабля и экипажа было снято, поскольку максимальное наказание в размере 1000 долларов и два года тюрьмы не могли оправдать расходы на возвращение российского экипажа в Новую Зеландию для дачи показаний.
Русские провели собственное расследование и признали пилота виновным в его отсутствие. Поскольку Джеймисон был вне досягаемости, они сосредоточились на экипаже.
Штурман «Лермонтова » получил четыре года тюрьмы, а капитана Воробьева понизили в должности до должности капитана, пока он, наконец, не стал капитаном небольшого грузового корабля, курсирующего по африканскому побережью. Что касается Джеймисона, то в конце концов он снова подал заявку на получение своего хозяина, и его ему вернули.
Как будто все это дело не было достаточно сюрреалистичным, было предположение, что затопление было актом контрразведки; что советский круизный лайнер на самом деле шпионил. В 1984 году правительство Новой Зеландии разыграло «Атомкрафт»? Nien Danke!», запретив всем кораблям с ядерными двигателями или атомным вооружением заходить в их порты.
Это совсем не понравилось бряцающей оружием администрации США. Для сравнения: в марте 1983 года президент Рейган произнес печально известную речь «Империя зла».
Так совпало, что у ЦРУ была база разведки в Южном полушарии в Бленхейме, всего в двух шагах от Пиктона. А Лермонтов мог действовать как корабль-шпион. Сообщается, что на борту находились агенты КГБ, которые следили за экипажем.
Это, безусловно, хорошая теория заговора для дайверов, наслаждающихся ужином из портвейна и стильтона в компании романа Дирка Питта. Но, как сказал мне специалист «Лермонтов » Брент Макфадден, «преднамеренно потопить такой корабль было бы почти невозможно. У них достаточно проблем с потоплением кораблей в контролируемых условиях. Это местный лоцман, хвастающийся перед другими прибрежными шкиперами, пытаясь доказать, что он может пройти между маяком и мысом. Что он, конечно, и сделал. Он просто затонул с другой стороны».
Фото: Кевин ДэвидсонОдин из крупнейших
Brent прав. И 1500 с лишним погружений на место крушения за последние 25 лет, чтобы подтвердить это. Он управляет Go Dive из близлежащего Пиктона, и если вы думаете о погружении Lermontov , он теперь единственный «универсальный магазин». Из-за удаленности от Южного острова компания Go Dive добирается до места крушения, совершив двухчасовую поездку с ночевкой в лодже Лермонтов . Но, оказавшись там, это всего лишь пятиминутный спринт на лодке для дайвинга.
The Lodge — это передовая база, созданная для рекреационных и технических дайверов, с двойными комплектами, ребризерами и найтроксом. В доме 12 человек в четырех двухъярусных комнатах со всей едой и постельными принадлежностями. Здесь нет мобильного телефона или Интернета, но вы сможете посмотреть документальный фильм о кораблекрушении и подготовиться к двум или трем погружениям на следующий день. Go Dive может предложить поездки от 24 часов до пяти дней, а также обучение использованию сухого костюма, если вы, как и мы, заядлые дайверы Martini.
Рекомендуется сухой гидрокостюм, потому что, хотя затонувший корабль находится в очень спокойной воде, он может стать крутым. Там, в южном полушарии, температура воды может опускаться до 54 ℉ (12 ℃) в сентябре с относительно мягких 65 ℉ (18 ℃) в феврале. С другой стороны, видимость, как правило, лучше всего с сентября по ноябрь, когда она может достигать 80 футов (25 м) и более. Когда жарко с середины декабря по май, диапазон видимости составляет от 16 до 26 футов (5-8 м). Существует возможность изменения видимости при одном и том же погружении между носом и кормой, и видимость может меняться в течение дня, но Брент говорит, что в течение всего года внутренняя часть имеет хорошую прозрачность.
Фото: Кевин ДэвидсонМногоуровневое приключение
Лермонтов с двумя буями (в корме и рубке лоцмана) лежит по правому борту на морском дне на высоте 120 футов (36 м). Лайнер длиной 377 футов (115 м) является одним из крупнейших затонувших кораблей в мире, где можно понырять, и ваше многоуровневое приключение начинается на глубине 40 футов (12 м). После четверти века погружения вдоль корпуса процветает лес водорослей, обеспечивающий убежище для морских обитателей. Здесь обитают синие и красные моки, синяя и красная треска, терики, морские собачки, тройняшки, акулы-собаки, ковровые акулы, морской окунь, пятнистые, осьминоги, свинг и иногда королевская рыба.
Всего 12 палуб, но так как обломки корабля лежат на боку, вы должны «спуститься» по лестнице и пройти по коридору к следующей лестнице, чтобы снова «спуститься». Лучше всего взять гида. Погибло больше людей, ныряющих под обломки, чем одинокий моряк, погибший во время затопления.
Остатки люстры, упавшая мебель, барный стул, прикрученный под углом девяносто градусов, и набор сценических светильников в кинотеатре. Пивные банки лежали в куче, логотипы все еще можно было узнать.
Даже самые опытные дайверы будут создавать помехи, поэтому лучше перемещаться по интерьеру с минимальными ластами, зная, что пузырьки выхлопных газов, ударяющиеся о потолок, могут снизить видимость. Проходя по тропинке, вы видите груду книг, выпавших из библиотеки. Не поддавайтесь искушению изменить композицию; наступил распад, и даже легкое прикосновение испортит ясность.
Внешний вид тоже заслуживает внимания. Существует легкий доступ к надстройке через перила и тумбы. Круглые антенны радара создают красивый силуэт. Мачта висит в синеве. Обе опоры все еще присутствуют, одна частично засыпана песком; другой вообще крутой.
Поскольку затонувший корабль находится в спокойной воде и относительно недавний, можно рассмотреть все механизмы в деталях: ручки, переключатели и рычаги, все готово к работе. Машинное отделение естественно огромное. Вход осуществляется через световой люк. Напротив, рулевая рубка тесная, но все же можно заглянуть внутрь через отсутствующие окна по левому борту, чтобы увидеть рулевой механизм.