В помощь музыкальному руководителю — Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
«Не ручей! — Море должно быть ему имя…»
Бетховен
В один из вечеров 1829 года в Берлине состоялся необычайный концерт: известный немецкий композитор и пианист Мендельсон-Бартольди дирижировал впервые исполнявшейся грандиозной ораторией «Страсти по Матфею». Большинство публики никогда не слышало даже имени ее автора — Иоганна Себастьяна Баха.
Оратория была найдена Мендельсоном-Бартольди в Берлинской королевской библиотеке среди груды старых музыкальных рукописей, принадлежавших перу давно забытого немецкого органиста. Это был день второго рождения Бака спустя почти восемьдесят лет после его смерти.
Иоганн Себастьян Бах принадлежал к семье, которая в течение столетия поставляла для многочисленных городков тюрингской области органистов, городских и придворных музыкантов. Фамилия Бах по-немецки означает «ручей», «ручеек». Музыкальное искусство стало семейной традицией Бахов. Бахи — в полном смысле слова — были настоящими выходцами из народа. Жизнь их была полна лишений и нужды.
Иоганн Себастьян очень гордился своим происхождением из «музыкального рода Бахов». Прадед, дед Иоганна Себастьяна принадлежали к цеху музыкантов, а отец его занимал должность городского скрипача в Эрфурте. В начале семидесятых годов XVII столетия он переехал в Эйзенах, где 21 марта 1685 года родился Иоганн Себастьян.
С раннего детства он начинает свои первые музыкальные занятия с отцом, обучавшим его игре на скрипке. Кроме того, он поет в хоре.
В десять лет Иоганн Себастьян остался круглым сиротой: в 1694 году умерла мать, а в начале 1695 года скончался и отец. Иоганна Себастьяна взял на воспитание его старший брат — органист и школьный учитель. Иоганн Христофор обучал мальчика игре на органе и клавире, требуя бесконечных повторений однообразных упражнений. Но одаренный редкими способностями ученик стремился к новым познаниям, пытался сам научиться тому, чего не мог дать ему старший брат. По ночам при лунном свете он переписывал тетрадь с композициями выдающихся композиторов. Шесть месяцев длилась эта упорная и трудная работа, но все пошло прахом… Иоганн Христофор однажды застал Иоганна Себастьяна за этим занятием и отнял у него переписанные ноты. Это был тяжелый удар для мальчика. К тому же от ночной работы у него сильно испортилось зрение. Впоследствии, под конец жизни, это сказалось трагически.
В пятнадцать лет, опасаясь оказаться в тягость своему старшему брату, Иоганн Себастьян отправился в город Люнебург, где поступил в хор «избранных певчих» при местной церкви и учился в лицее. В библиотеке люнебургской школы Бах настойчиво и терпеливо изучал обширное собрание произведений крупнейших итальянских и немецких композиторов XVI и XVII веков. Бах обращался к музыкальным композициям прошлого, чтобы найти в них живые мысли, способные к новому развитию.
Верным другом, воспитателем в годы юности Иоганна Себастьяна стал глубокий и чуткий музыкант, органист церкви святого Иоанна в Люнебурге Георг Бём, один из самых знаменитых в большой плеяде немецких композиторов-органистов.
Искусством игры на скрипке юноша владел уже с ранних лет, но после знакомства с искусством Бёма его привлек орган — король инструментов, неисчерпаемое звуковое богатство которого окрыляло его творческую фантазию.» Мастерство восемнадцатилетнего органиста настолько поражало окружающих, что члены местной консистории назначили ему весьма солидное по тем временам вознаграждение.
В те времена исполнительство не отделялось от сочинительства. Должность органиста в небольшом тюрингском городке Арнштадте, в который переехал Бах, давала ему возможность испытать свои силы в композиции.
В условиях Германии XVIII века, обескровленной изнурительной Тридцати летней войной, немецкий композитор мог приложить свои силы, сочиняя только или итальянские оперы, или церковные произведения.
И вот, к немалому удивлению жителей Арнштадта, весной 1704 года Бах исполнил свою пасхальную кантату. Это произведение девятнадцатилетнего композитора с удивительной силой раскрыло характерные-черты творческого гения Баха.
Бах упорно и интенсивно накапливал свой творческий опыт. В октябре 1705 г. он предпринимает путешествие в Любек, где давал концерты на органе знаменитый немецкий композитор Дитрих Букстехуде, творческая манера которого уже во многом предвещала стиль самого Иоганна Себастьяна Баха.
В эти годы (1703-1708) Бах написал не менее 6 кантат, 2 сонаты и два каприччио для клавира, сонату для скрипки и клавира, трио для двух скрипок и клавира, ряд произведений для органа. В этих юношеских произведениях вырабатываются и утверждаются характерные черты стиля, могучее великолепие которого раскроется позднее — в творчестве зрелого художника Баха. Широко и. полно проявляется редкостное мелодическое дарование Баха, многообразие выразительных тем, проникнутых духом народной песенности.
Духовные кантаты Баха имели точное служебное назначение и исполнялись в строго определенных условиях. Многие кантаты Баха были написаны ко всем воскресеньям и праздникам церковного года. Им было создано пять таких годовых циклов. Кроме того, у него есть свадебные и траурные кантаты, а также кантаты к общественным городским событиям. К жанру кантат композитор обращался на протяжении многих лет и создал их предположительно около трехсот (до нас дошло около двухсот).
Кульминацией баховского творчества являются его оратории «Страсти по Иоанну» и «Страсти по Матфею». Обращаясь к евангельскому сюжету страданий и смерти Иисуса, Бах воплотил общечеловеческие скорби и страдания, философские размышления о смерти и жертве искупления, стойкости и преданности, несправедливости и предательстве, любви и раскаянии. «Религиозное облачение» произведений Баха не могло скрыть их народный и, по сути дела, антицерковный характер. «Отцы церкви» враждебно относились к хоровым сочинениям Баха, написанным для исполнения во время церковных служб. Гуманистическое содержание баховских кантат и ораторий разбивало схоластику церковной догмы, мертвую схему культового ритуала. Почти оперный стиль музыкально-драматического развития образов кантат и ораторий сделал невозможным полное их исполнение в церкви. Прошло много времени, пока эти произведения стали исполнять профессиональные музыканты.
Оставаясь на родной почве {национального народного искусства, Иоганн Себастьян Бах довел до высшего совершенства стиль свободной полифонии. «Он — апогей полифонии», — сказал о Бахе А. Серов. Полифония означает многоголосие. Основной закон полифонии — равноценность и равнозначность мелодических линий, или иначе — голосов. Это и гармоническое слияние воедино нескольких самостоятельных мелодий, идущих в нескольких голосах одновременно, вместе. Самая высшая и сложная форма в музыке полифонического склада — фуга. Слово «фуга» по латыни значит «бег».
Фуга — произведение, построенное на непрерывном развертывании музыкальной мысли, которая проводится в строгой последовательности всеми голосами. В творчестве Баха фуга — заняла центральное положение подобно сонате в творчестве Бетховена. «Хорошо темперированный клавир» (48 прелюдий и фуг) Иоганна Себастьяна Баха в наше время входит в обязательный педагогический репертуар музыкальных училищ и консерваторий. На музыке «Хорошо темперированного клавира» воспитывались крупнейшие музыканты — Бетховен, Шопен, Лист и многие другие.
Бах был прирожденным педагогом. Для него творчество и обучение означали одно и то же. Он жил и работал вместе со своими учениками. Названия очень многих величайших его произведений свидетельствуют о том, что он написал их непосредственно в процессе преподавания и с целью обучения молодого поколения музыкантов.
Бах сам обучал своих детей, а их у него было двадцать. Но только девять из них пережили отца. Многие из его детей были наделены редкой музыкальной одаренностью. Наибольшую известность завоевали его сыновья Филипп Эммануил — блестящий пианист и композитор и Иоганн Христиан — органист Миг ленского собора и капельмейстер придворной капеллы в Лондоне. Для детей школьного возраста Бах написал множество небольших произведений для клавира (фортепиано) песенного характера — «инвенций». Сам Иоганн Себастьян Бах считал, что его «Инвенции», предназначенные для детей, научат как нужно хорошо и правильно обращаться с тремя самостоятельными мелодиями.
Для самых маленьких написано Бахом множество менуэтов, сарабанд — старинных танцев и пьес, входящих в «Нотную тетрадь Анны Магдалины Бах».
Бах был первым, кто использовал клавир как солирующий инструмент, написав концерты для одного, двух и трех клавиров с оркестром.
Велико художественное значение произведений Баха для оркестровых инструментов, среди которых особое место занимает скрипка. Выдающиеся скрипачи-концертанты нашего времени покоряют сердца слушателей знаменитой «Чаконой».
Несравненными образцами произведений ранней симфонической музыки являются «Бранденбургские концерты» Баха, до сих пор не утратившие своей свежести и обаяния. Автографы бранденбургских концертов попали в руки ученика Баха Кирнбергера и впоследствии были переданы в одну из библиотек Берлина.
Далеко не все баховские сочинения разделяли «счастливую» участь бранденбургских концертов. Огромное число творений великого музыканта утеряно и о судьбе их ничего не известно.
Трудно перечислить все потери, но самый факт — горькое свидетельство непонимания творчества Баха, которое сопровождало его всю жизнь. Его превозносили как непревзойденного виртуоза, артиста, но композитора в нем не признавали. Сочинения Баха не печатались и не получали широкого распространения. Жанры церковной музыки, в которые композитор вынужден был облекать свои грандиозные замыслы, мешали постичь и почувствовать живой драматизм и напряжение внутренней жизни баховских образов. Кроме того, Бах, не удовлетворенный звучанием современных ему инструментов, расширял их технические возможности. Оттого они были в те времена очень трудны для исполнения.
Успехи, приходившиеся на долю Баха-артиста, не могли восполнить или уравновесить трагедию непонятого и одинокого гениального художника. Окружавшее равнодушие, стена мещанского недоброжелательства и отчужденности подтачивали мужество и стойкость, подрывали постепенно волю к сопротивлению.
Закончилась его жизнь трагически. Зрение Баха все ухудшалось, а после неудачной операции он совсем ослеп. Но композитор по- прежнему продолжал творить музыку. Вечером 28 июля 1750 г. , не успев продиктовать музыкальную фразу последнего творения, он умолк навсегда.
Более двухсот лет прошло с тех пор, как перестало биться сердце Иоганна Себастьяна Баха, вдохновенного певца немецкого народа. Ныне творчество Себастьяна Баха — национальная гордость народа Германии — является культурным достоянием всего прогрессивного человечества.
Отношение советских музыкантов к Иоганну Себастьяну Баху хорошо выразил Дмитрий Шостакович: «В творчестве Баха откристаллизовался безукоризненно цельный, чистый и оригинальный стиль самобытного немецкого музыканта, стоящего на вершинах художественной культуры своей эпохи и своего народа… И вот почему грандиозный массив музыкальной культуры, именуемый баховским наследием, обладает такой большой исторической стойкостью…»
Л. МЕЛЬНИКОВА
«Начальная школа» № 3, 1985 год
Иоганн Себастьян Бах: биография, некролог, причины смерти
Биография и эпизоды жизни Иоганна Себастьяна Баха. Когда родился и умер Иоганн Себастьян Бах. Цитаты композитора и музыканта и изображения.
Иоганн Себастьян Бах родился 21 марта 1685, умер 28 июля 1750
Годы жизни Иоганна Себастьяна Баха
Эпитафия
«Говорят, когда Орфей трогал струны своей лютни, На звуки её сбегались из леса звери. Но искусство Баха по праву считают выше, Потому что весь мир дивился ему». Из стихотворения поэта Киттель-Микрандера, посвященного БахуИоганн Себастьян Бах
Биография
Он был великим композитором, виртуозным музыкантом и талантливым педагогом, но до конца своей жизни Иоганн Бах считал, что его заслуга — лишь в трудолюбии, а его талант — принадлежит Богу.
Он родился в зажиточной семье, его отец отвечал за все музыкальные события города. Но родители маленького Иоганна умерли, когда он был еще ребенком, поэтому мальчика воспитывал его старший брат.
Иоганн учился в гимназии, занимался музыкой, а затем окончил вокальную школу. Сразу после школы юный музыкант получил придворную должность в Веймаре, и вскоре о прекрасном молодом исполнителе знал весь город.
У Баха не было недостатка в работе — сначала он работал органистом в церкви Святого Бонифация, затем перешел на должность органиста в Мюльхаузене, где его высоко ценили и платили высокое жалование. Но расцветом творчества Баха стал период, когда он вернулся в Веймар и занял место придворного органиста, а также отвечал за устроение дворцовых концертов.
Полную свободу в творчестве Баху дал князь Ангальт-Кетенский, который пригласил композитора работать у него капельмейстером. Когда Бах исполнил свои «Страсти по Иоанну» в одной из главных церквей Лейпцига, его назначили главным музыкальным директором всех церквей города.
Неизвестно, сколько еще великих произведений создал бы Иоганн Себастьян Бах, скольких еще гениальных учеников он бы подарил миру, если бы не болезнь, которая мучила его в последние годы жизни. В 1730-х годах у него начало падать зрение. Он продолжал писать, диктовал новые произведения своим ученикам под запись. Наконец, решился на операцию, затем на еще одну, но, увы, ни одно из хирургических вмешательств не смогло спасти зрение композитора.
Причина смерти
28 июля 1750 года Иоганн Себастьян Бах скончался, причиной смерти Баха стали осложнения после перенесенных им операций.
Похороны Баха прошли с огромными почестями. Сначала композитор был похоронен около церкви Святого Иоанна, но затем могила Баха затерялась, спустя годы были найдены его останки и перезахоронены.
Во время Второй мировой войны церковь была разрушена, сегодня прах Баха хранится в церкви Святого Фомы, где работал Бах.
За свою жизнь композитор написал более тысячи произведенийЛиния жизни
21 марта 1865 г. Дата рождения Иоганна Себастьяна Баха.
1700-1703 гг. Учеба в вокальной школе Св. Михаила в Люнебурге.
1703-1707 гг. Работа органистом в церкви Арнштадта.
17 октября 1707 г. Брак с Марией Барбарой.
1708 г. Придворный капельмейстер в Кетене.
1720 г. Смерть жены Баха, Марии.
3 декабря 1721 г. Брак с Анной Магдалиной Вильке.
1722 г. Написание Бахом первого тома «Хорошо темперированного клавира».
1723 г. Церковный музыкальный директор в Лейпциге.
1724 г. Написание Бахом «Страстей по Иоанну».
1727 г. Написание Бахом «Страстей по Матфею».
1729 г. Глава Музыкальной коллегии.
1744 г. Выход второго тома «Хорошо темперированного клавира».
28 июля 1750 г. Дата смерти Баха.
31 июля 1750 г. Похороны Баха.
Памятные места
1. Церковь Святого Фомы в Лейпциге, где сегодня находятся останки Баха.
2. Церковь Святого Николая в Лейпциге, где Бах впервые исполнил свою «Рождественскую ораторию».
3. Памятник Баху в Лейпциге.
4. Дом-музей Баха в Айзенахе, рядом с которым установлен памятник Баху.
5. Дом-музей Баха в Лейпциге.
6. Лейпцигская музыкальная школа Иоганна Себастьяна Баха, где композитор служил кантором хора.
Эпизоды жизни
- Предки и потомки Баха были музыкантами, кроме Фейта Баха, «основателя» династии. Он был булочником, держал мельницу, но очень любил музыку и играл на каком-то струнном инструменте. Но уже и дед, и отец, дед, братья, дети Иоганна Себастьяна Баха, а также его внук и правнук были музыкантами. В конце жизни Иоганн Бах говорил, что вся его музыка принадлежит Богу и все его способности ему же и предназначены.
- У Иоганна Себастьяна Баха была одна причуда. Он переодевался так, словно он бедный школьный учитель, приходил в сельскую церковь и просил разрешения поиграть на органе. Когда он начинал играть, все присутствующие бывали просто поражены. Некоторые даже в испуге выбегали из церкви, считая, что обычный человек так играть не может и наверняка за органом сидит сам дьявол.
- Иоганн Себастьян Бах отличался скромностью и не любил похвалу. Однажды он сыграл ученикам свою прелюдию. Когда один из них стал восхищаться произведением и игрой учителя, тот прервал его: «В этом нет ничего удивительного! Надо только знать, какие клавиши и когда нажимать, а все остальное сделает орган» .
Завет
«Мне пришлось много трудиться. Тот, кто будет так же трудолюбив, добьётся такого же успеха».
Иоганн Себастьян Бах
Соболезнования
«Бах не новый, не старый, он нечто гораздо большее — он вечный».
Роберт Шуман, немецкий композитор, музыкальный критик
«Не ручей! — Море должно быть ему имя».
Людвиг ван Бетховен, немецкий композитор, пианист
Ссылки
- Страница Иоганна Себастьяна Баха в «Википедии»
Где купить или заказать
🍴 Недорогие кафе для поминок
☦️ Гранитные мастерские Москвы и РФ
🌼 Уборка и уход за могилами
💎 Иконы, амулеты, экстрасенсы
Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Britannica Beyond
Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Страница не найдена
Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.
Поиск в Британике
Самый маленький из них
11 популярных или просто странных президентских питомцев
Родословная, детство и образование Иоганна Себастьяна Баха
Иоганн Себастьян Бах
21 марта я всегда отмечаю день рождения Иоганна Себастьяна Баха, слушая как можно больше его произведений. По сути, это передозировка Себа на целый день, и я просто не могу насытиться. Как вы могли уже заметить, лично я считаю И. С. Баха величайшим композитором в истории западной музыки. Он сочинил одну из самых прекрасных, духовных и впечатляющих музыкальных композиций на планете, а его отличительные и необычайно разнообразные музыкальные выражения будут и впредь служить непреходящим свидетельством человеческой оригинальности и творчества. Моя единственная проблема — попытаться выяснить, какой музыкой поделиться с вами сегодня; Бах бесконечен. Он был частью обширной саксонско-тюрингской семьи, которая произвела беспрецедентное и почти неисчислимое количество музыкантов. От скрипачей и городских музыкантов до органистов, от канторов, придворных музыкантов и капельмейстеров, члены семьи Бах широко заселили музыкальный ландшафт с 16 по 19 века.век. Отец Иоганна Себастьяна Иоганн Амброзиус Бах (1645-1695) родился в Эрфурте и впоследствии работал скрипачом. Он женился на своей первой жене Марии Элизабет Ламмерхирт 1 апреля 1668 года и перевез свою растущую семью в Айзенах в 1671 году.
По прибытии он работал придворным трубачом и директором городских музыкантов.Иоганн Себастьян Бах: Кантата BWV 140 , «Wachet auf, ruft uns die Stimme»
Генеалогическое древо Баха
Иоганн Амброзиус Бах
Мать Иоганна Себастьяна Мария Элизабет Лэммерхирт (1644–1694 гг.) была дочерью скорняка и члена городского совета в Эрфурте. Ее сестра стала матерью двоюродного брата Баха Й.Г. Вальтер и ее сводная сестра Хедвиг Ламмерхерт были второй женой дяди Амброзиуса Баха Иоганна Баха, который был органистом в Предигеркирхе в Эрфурте. Иоганн Себастьян родился последним из их восьми детей, и его день рождения 21 марта 1685 года был «тщательно записан Себастьяном в семейной генеалогии». Дата его рождения подтверждается датой крещения 23 марта в реестре церкви Святого Георгия. Его крестными отцами были Иоганн Георг Кох, чиновник лесного хозяйства, и Себастьян Нагель, гота Штадтфайфер. Дом, в настоящее время созданный как музей Баха и называемый «Баххаус» в Айзенахе, на самом деле не был бы местом его рождения, но его определенно стоит посетить.
Иоганн Себастьян Бах: Партита для фортепиано № 2 до минор, BWV 826
Церковь Св. Михаила, Ордруф
Мать Иоганна Себастьяна Элизабет Бах была похоронена 3 мая 1694 г. , Амброзиус женился на Барбаре Маргарете, урожденной Кеул. Она была дочерью бывшего мэра Арнштадта и в 35 лет уже дважды овдовела. К сожалению, всего через три месяца после своего второго брака Амброзиус Бах умер после продолжительной и тяжелой болезни 20 февраля 169 г.5. Потеряв обоих родителей в возрасте до десяти лет, Иоганн Себастьян и его брат Якоб были отправлены жить к своему старшему брату Иоганну Кристофу, органисту в Ордруфе. Иоганн Себастьян пробыл в Ордруфе пять лет, получив исключительно просвещенное образование по «религии, чтению, письму, арифметике, пению, истории и естествознанию».
Иоганн Себастьян Бах: Фантазия и фуга соль минор , BWV 542
Михаэлискирхе в Люнебурге
Музыкальное образование Иоганна Себастьяна до сих пор остается предметом догадок, но, вероятно, свои первые уроки игры на фортепиано он получил у Кристофа. Иоганну Себастьяну определенно показывали партитуры, которые его брат использовал на богослужениях в церкви Святого Михаила, и предполагается, что «Себастьян учился сочинению, копируя». Тем не менее, мы не знаем точно, когда Себастьян начал сочинять, но разумно предположить, что он делал это, живя в Ордруфе. «Самые ранние органные хоралы в рукописи Ноймейстера, а также такие произведения, как BWV 749, 750 и 756, представляют собой правдоподобные примеры произведений, написанных до и около 1700 года. Они характеризуются звуковым мастерством, соблюдением моделей, предоставленных Пахельбелем, и ощущением попытки порвать с музыкальными условностями, чтобы найти независимые ответы».
Иоганн Себастьян Бах: «Herr Jesu Christ, meins Lebens Licht», BWV 750
Церковь Баха, Арнштадт
Мы не уверены, что побудило Иоганна Кристофа приказать Иоганну Себастьяну выйти из дома. Однако мы знаем, что вместе со своим лучшим другом Георгом Эрдманном Себастьян решил прогуляться пешком до города Люнебург, расстояние которого составляет почти 400 миль. С рекомендательным письмом в кармане Себастьян поступил в хор богатого монастыря Михаэлис, который предоставлял бесплатные места бедным мальчикам с музыкальными способностями. А к 3 апреля 1700 года Себастьян пел в Михаэлискирхе на Страстной неделе и Пасхе. Члены хора получали бесплатное обучение в школе Михаэлиса, небольшую стипендию и долю в гонорарах за свадьбы и другие мероприятия. «В школе Баха изучали ортодоксальное лютеранство, логику, риторику, латинский и греческий языки, арифметику, историю, географию и немецкую поэзию». В музыкальных вопросах его привлекал органист Георг Бём (1661–17330), который был органистом Иоаннискирхе в Люнебурге.
Иоганн Себастьян Бах: Бранденбургский концерт № 1 фа мажор, BWV 1046
Дом Баха (Айзенах)
Утверждалось, что «органист Иоаннискирхе не был бы доступен для ученого Michaelisschule, так как два хора не были в хороших отношениях, и что знакомство Баха с музыкой Бема, должно быть, пришло позже».