Болингброк лорд: Сент-Джон, Генри, 1-й виконт Болингброк

Содержание

Лорд Болингброк | это… Что такое Лорд Болингброк?

Генри Сент-Джон, первый виконт Бо́лингброк (16 сентября 1678-12 декабря 1751) — английский государственный деятель и писатель.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Сочинения
  • 3 В культуре
  • 4 Перевод

Биография

Потомок одной из древнейших и богатейших фамилий Англии, родословная которых восходит ко временам, предшествовавшим завоеванию Англии норманнами, единственный сын баронета Сент-Джона, родился в Баттерси (в графстве Суррей). Уже во время своего студенчества в Оксфорде он проявил те черты своего характера, которые сделались типическими и роковыми для его политической и литературной деятельности, именно двойственность, блестящие умственные и физические способности, оригинальное мышление и страсть к деятельности наряду с легкомыслием и порочностью, которые признаны были беспримерными даже среди всеобщей распущенности тогдашнего высшего английского общества.

На политическое поприще, двери которого легко открылись для Болингброка благодаря его связям и талантам, он выступил уже в 1700 г. в качестве члена парламента и, несмотря на молодость свою, вскоре занял руководящее положение среди умеренных тори. На 26-м году жизни он вступил в кабинет, образовавшийся из средних групп обеих партий и начавший новую эпоху в истории Англии своими военными победами и внутренними успехами, а главное, окончательным соединением Англии с Шотландией.

Но союз между тори и вигами оказался недолговечным. Благодаря блестящим победам Мальборо, принадлежавшего к партии вигов, последние получили перевес в кабинете и начали мало-помалу вытеснять своих противников. После 4-летнего управления делами Болингброк и его товарищ Харли, набожный граф Оксфорд, должны были уступить свои места Уолполу и Ньюкаслу, однако беспощадность, с которою виги воспользовались своей победой, и в особенности их ненависть к изгнанной династии глубоко оскорбили королеву Анну, которая в глубине души была искренно привязана к своим родным и особенно к брату.

Этим воспользовался Болингброк и ловкими интригами сумел свергнуть министерство вигов и снова захватить власть в свои руки (1710). Влиянию Болингброка нужно приписать то, что мирные стремления взяли верх в английской политике, и война с Францией завершилась наконец Утрехтским миром.

Был момент, когда Болингброк являлся могущественнейшим человеком в Англии, но внезапная смерть Анны (10 августа 1714) сразу низвергла его с этой высоты. Его попытка доставить престол претенденту Якову Стюарту была подавлена в самом зародыше, и право на наследство признано за домом Ганноверским, что означало полную победу вигов и погибель Болингброка. Еще на своем пути в Англию Георг I объявил Болингброка лишенным всех его должностей, а собравшийся в марте 1715 г. парламент вигов обвинил его в государственной измене, конфисковал все его имения, и он спасся от смерти только поспешным бегством во Францию. Теперь Болингброк окончательно бросился в объятия Стюартов.

Чтобы снова поставить свою партию у кормила правления, он не отступил даже перед мыслью внести смуту в государство. Получив от Якова III титул и печать министра (над чем, впрочем, сам же и смеялся), он старался склонить к войне с Англией Людовика XIV и его внука, испанского короля Филиппа V, потом Карла XII и регентство, и не убоялся возжечь пламя восстания в Англии и Шотландии. Но опасность иноземного вторжения примирила враждующие партии: мелкие восстания были подавлены, и попытка Якова окончилась полным фиаско. Болингброк, заклейменный именем изменника, был изгнан и от двора претендента. С тех пор ему никогда уже больше не удавалось занять место в правительстве, хотя в 1723 г. он получил от Уолпола разрешение вернуться на родину и воспользовался этим.

Тем не менее, его политическая деятельность не окончилась. Болингброк выбрал только другое поприще, именно публицистику, и на этом поприще заслужил славу одного из самых выдающихся писателей. Имения были возвращены ему только через 2 года после его возвращения парламентским актом, тогда как двери верхней палаты так и остались для него закрытыми навсегда. Тем временем после смерти своей первой жены (1718) он обвенчался со вдовой маркиза де Вилет, племянницей мадам де Ментенон. Он жил с нею отчасти в Англии, отчасти во Франции и громил министерство в прессе, именно в газете «Kraftsman», имевшей необычайный успех. Его надежда после смерти Уолпола (1742) снова пристроиться к власти не осуществилась. Умер Болингброк после долголетней мучительной болезни в своем родовом имении в Баттерси.

Сочинения

Между сочинениями Болингброка, доставившими ему славу одного из величайших писателей Англии, особенной популярностью пользовалась его книга «Письма об изучении и пользе истории» («Letters on the study and use of history», 1738), где он первый поставил требование, чтобы история от созерцания мертвых перешла к созерцанию живых, осмеял пристрастие и идолопоклонство ученых ко всему, что носит на себе печать ветхости и педантизма, выставляя задачей историка борьбу за свободу, разоблачение лжи и лицемерия, на которых зиждется всякая иерархия. В другом своем сочинении, «Dissertation on parties», он доказывает, что истинная свобода нераздельна с борьбой и распрями; что в конституционных государствах неусыпный надзор народа и каждого отдельного лица за правительством и его мерами составляет существенную необходимость и что никакая форма правления, никакая организация не могут оградить от народных движений, и потому напрасно порицают за это свободные учреждения. «Даже теократия, судя по истории евреев, была не без своих волнений; даже Скинией Завета не поддерживалась религия в ее чистоте, а государство в надлежащем порядке». Полное собрание сочинений Болингброка, изданное Маллетом в 1754, было осуждено большим жюри в Вестминстере как опасное для религии, нравственности, государства и общественного спокойствия.

В культуре

  • Генри Болингброк — персонаж пьесы Скриба «Стакан воды». В советской экранизации эту роль играл Кирилл Лавров.

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Перевод

  • Письма об изучении и пользе истории. М.: Наука, 1978 (Памятники исторической мысли).

Болингброк Генри Сент-Джон



Болингброк Генри Сент-Джон

1678-1751

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Генри Сент-Джон Болингброк

Философ-деист

БОЛИНГБРОК (Bolingbroke) Генри Сент-Джон (10 октября 1678, Лондон— 12 декабря 1751, Бэттерси) — английский политический деятель, философ-деист. Один из лидеров тори в правление королевы Анны. В 1704—08 военный министр, в 1710—14 министр иностранных дел. В 1714 возглавлял кабинет. В 1715 был обвинен в подготовке заговора в пользу Стюартов и эмигрировал во Францию. Дружил с Вольтером, посвятившим ему трагедию «Брут». В 1723 вернулся на родину, но политическая карьера была для него закрыта. В 1725 стал вдохновителем создания журнала оппозиции «The Craftsman», а затем его постоянным автором. Основные положения политической философии Болингброка включают концепцию «свободной системы правления» «короля-пат-риота», «теорию международных отношений государств». В «Идее о короле-патриоте» (The Idea of a Patriot King, 1749) Болингброк видит государство как прочный национальный союз во главе с мудрым и справедливым королем. Единство должно цениться выше партийных привязанностей, дух нации должен пересиливать «дух партии» и единое государство должно обеспечивать «личную безопасность» и «общественное спокойствие» всех граждан, давая им «богатство, власть и славу».

В «Письмах об изучении и пользе истории» (1752, рус. пер. 1978), адресованных реальному лицу — лорду Корнбери, Болингброк излагает свое понимание истории не как исторического процесса, а гл. обр. как сферы духовной деятельности человека. Изучение истории должно иметь целью воспитание «в нас личной и общественной добродетели». Болингброк считает необходимым различать достоверность исторического факта, с одной стороны, и историческую истину (в философском плане) — с другой. Важен именно «философский урок», заложенный в историческом повествовании. История не должна копировать методы философии, у нее собственные методы анализа источников, но при этом историческое рассмотрение не должно ограничиваться частными профессиональными задачами, но должно включать и общефилософские задачи. «История — это философия, которая учит с помощью примеров, как вести себя в любых обстоятельствах частной и общественной жизни» («Письма», 1978, с. 25). Провозглашая себя деистом, Болингброк критически оценивал Священное Писание и деятельность Церкви, но не разделял атеистического мировоззрения, полагая, что для общества религия необходима.
Он был убежден в том, что «урок умеренности», которому учит история, является благом «на всех уровнях», от мировоззренческих принципов до политики и жизненных установок. На могиле философа, согласно его завещанию, были начертаны слова: «Здесь покоится человек, который был военным министром и государственным секретарем при королеве Анне и чем-то большим в последующие годы».

Теоретическое наследие Болингброка оценивается противоречиво, ведутся дискуссии о его роли в создании теории разделения властей и беспартийного правительства. Болингброк оказал влияние на литературу английского Просвещения; Дж. Свифт и А. Поп были его личными друзьями.

Т. П. Павлова

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А — Д, с. 295-296.


Дипломат и публицист

Болингброк, Генри Сен-Джон (1678 — 1751), лорд — английский государственный деятель, дипломат и публицист, происходил из старинного дворянского рода. В 1701 Б. был избран в парламент и примкнул к торийской партии. В 1702 началась война за Испанское наследство, и в 1704 Б. занял пост военного министра, на котором оставался до 1708. Блестящее красноречие Б. выдвинуло его в эти годы в качестве руководителя крайних тори и воинствующих церковников англиканской церкви. После двухлетнего перерыва в своей политической карьере Б. снова пришёл к власти в 1710 и до 1714 занимал пост государственного секретаря (министра иностранных дел) в кабинете Харли, ставшего вождём умеренных тори. Это был кульминационный период всей политической карьеры Б. Торийская партия была заинтересована в прекращении затянувшейся войны за Испанское наследство, т. к. продолжение войны против значительно уже ослабевшей Франции укрепляло политические позиции не только самой Англии, но также её союзников и соперников — Голландии, Германской империи и других. Это обстоятельство помогло Б. дипломатически оформить выход Англии из войны в ущерб интересам своих союзников. Тайные переговоры с Францией проведены были Б. весьма искусно, и, хотя империя отказалась подписать мирный договор, Голландия вынуждена была согласиться на заключение мира. Подписание Утрехтского мирного договора 1713 (см.), автором которого был Б., ознаменовало окончание одиннадцатилетней войны за Испанское наследство. Б. являлся также автором очень выгодного договора с Францией (см. Асиенто) об исключительном праве англичан торговать в Вест-Индии чёрными рабами, вывозимыми с африканского побережья.

Но крупная политическая акция, затеянная Б. в связи с вопросом об английском престолонаследии, закончилась для него катастрофой. Не будучи убеждённым якобитом (сторонником претендента на престол католика Якова Эдуарда, сына Якова II Стюарта), Б. связал свою судьбу с якобитами, т. к. считал, что неудача притязаний ганноверской династии на английский престол укрепит позицию крайних тори и воинствующих церковников. Поэтому он повёл сложную игру против премьера, лорда Оксфорда (Харли), не решавшегося на открытый разрыв со сторонниками ганноверской династии. В результате этой закулисной игры Оксфорд был лишён королевой Анной своего поста. Б. уже приступил к организации якобитского министерства, но смерть Днны через несколько дней после падения Оксфорда застигла Б. и якобитов врасплох. Появление в Англии Георга (ганноверского принца), ставленника вигов, отняло у Б. надежду на удачный исход задуманной им акции, и Б. бежал во Францию, т. к. опасался, что виги, придя к власти, не простят ему тайных переговоров с Францией, приведших к окончанию войны за Испанское наследство. Его судили заочно и приговорили к смерти за государственную измену.

В 1720 Б. вернулся в Англию, после того как с него было снято обвинение в государственной измене, но активной политической роли он уже не играл до конца своей жизни. Б. написал политические трактаты: Dissertation on Parties; A letter of the true use of Retirement; Letters on the study of History; Letters on the spirit of Patriotism и др. Эти трактаты являются образцовыми для того времени по стилю и крайне интересны для историка политической мысли. В трактатах Б. показал себя не только опытным политиком, прекрасно изучившим современные международные отношения, но и философом, защищающим чистый деизм и сенсуализм, крайне чуждый воинствующей протестантской церкви, дело которой он защищал, как политик. Не менее интересны эти трактаты и тем, что в них Б. выступает убеждённым стоиком, тогда как в общественной и личной жизни этот игрок — авантюрист по темпераменту, «современный Алкивиад», как называли его сограждане, — редко считался с обязательствами, налагаемыми стоической философией.

Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.


Болингброк, виконт (англ. Bolingbroke), (Генри Сент-Джон, 16.09.1678, Баттерси — 12.12.1751, там же) — британский государственный деятель и философ. Окончил Итон-колледж в Оксфорде, после чего путешествовал по Европе, изучая языки, историю и культуру разных стран. Вернувшись на родину (1700), занялся политикой. С 1701 года — депутат Палаты общин, поддерживал тори и лично спикера Палаты Р. Харли. Во время Войны за испанское наследство был военным министром (1704—1708), но покинул этот пост после увольнения Харли с должности государственного секретаря. В 1710 году они вместе вернулись в большую политику: Харли возглавил правительство, а Болингброк стал государственным секретарем (1710—1714). Сблизившись с Дж. Свифтом, Болингброк использовал его литературный дар в полемике с вигами и для агитации за скорейшее заключение мира с Францией. В 1712 году Болингброк начал сепаратные переговоры о мире в обход союзников — Нидерландов и Австрии. За успешное заключение Утрехтского мира 1713 года получил титул виконта. Вскоре после этого отношения между Болингброком и Харли испортились. Попытки Свифта примирить их оказались тщетными. В июле 1714 года Харли ушел в отставку; а после смерти королевы Анны Стюарт в августе был уволен и Болингброк, начавший подготовку к возведению на трон Претендента — Якова-Эдуарда Стюарта. В 1715 году, боясь наказания, Болингброк бежал в Париж и в 1716 году стал секретарем при дворе Претендента. В Лондоне Болингброк объявлен изменником, его владения конфискованы. Однако вскоре последовал конфликт и разрыв отношений с Претендентом. Болингброк предпринял попытку получить амнистию и вернуться на родину, но неудачно. Тогда он купил небольшое имение близ Орлеана, где провел несколько лет, занимаясь литературным трудом и философией. Его навещали многие французские знаменитости, в том числе Вольтер. В 1723 году Георг I даровал Болингброку прощение и разрешил вернуться в Великобританию, в 1725 году Болингброк получил назад и конфискованные у него ранее поместья. Болингброк купил виллу в Даули (близ Уэксбриджа), превратив ее в своего рода интеллектуальный клуб. Здесь бывали Свифт, А. Поуп, Дж. Гэй, Вольтер. Издавал еженедельник «Ремесленник» (Craftsman), где печатал свои эссе, в том числе «Рассуждение о партиях» (Dissertation on Parties). Осознав безнадежность попыток вернуться в политику, Болингброк в 1735 году уехал во Францию и прожил там до 1744 года, написав «Письма об изучении и пользе истории» (Letters on the Study and Use of History) с критикой христианства. Живя во Франции, время от времени посещал и Британию. В 1738 году некоторое время был советником Фредерика, принца Уэльского, находившегося в оппозиции к собственному отцу Георгу II; написал для него эссе «Идея о Короле-Патриоте» (On the Idea of a Patriot King). В 1744 году Болингброк окончательно вернулся в Англию. Последние годы жизни провел в родовом поместье Баттерси.

Болингброк был ярчайшим представителем раннего английского Просвещения, выразителем идей эмпиризма и сенсуализма. Идя за Локком, он утверждал, что мир познается через ощущения и последующую рефлексию. Посредством чувственного восприятия вырабатываются «простые идеи», которые становятся своеобразным сырьем для идей более сложных. Предметы воздействуют на чувства, так же как воля воздействует на части тела, хотя природа такого воздействия не поддается объяснению. Болингброк полагал, что у разума в познании сущего есть естественные пределы. Как многие современники, Болингброк был деистом. Он верил в существование трансцендентного и непостижимого человеческому разуму Бога-творца, создавшего совершенный мир. Божественная этика недоступна людям, нравственность которых ограничена, ибо они являются детьми природы. Человеческая мораль вытекает из законов природы, и хотя природа создана Богом, сама по себе она не отражает Божественной сути. Христианство, согласно Болингброку, изначально являлось простой, «естественной» религией, но заветы первоначального христианства были извращены ритуалами и заимствованиями из неоплатонизма и других философских школ. Болингброк отвергал молитву, идею непосредственного контакта с Богом, использование распятия и сомневался в бессмертии души.

С. В. Кондратьев.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 3. М., 2015.

Сочинения:

Письма об изучении и пользе истории. М., 1978; Works. 5 vols. London, 1754.

Литература:

Barrell R. A. Bolingbroke and France. Lanham, 1988; Kramnick I. Bolingbroke and his Circle: the Politics of Nostalgia in the Age of Walpole. Ithaca (NewYork), 1992; Varey S. Henry St. John, Viscount Bolingbroke. Boston, 1984; Просветительское движение в Англии. М., 1991.


Английский государственный деятель

Болингброк (Bolingbroke) Генри Сент-Джон (1678-1751), виконт (1712) — английский государственный деятель, философ, публицист. Первый английский теоретик истории как науки. Учился в колледже в Итоне. Почетный доктор Оксфордского университета (1702). Член парламента (1701), военный министр (1704-1708), государственный секретарь (1710-1714). Возглавлял кабинет министров (1714). В философии примыкал к идеям и концепциям Локка и Шефтсбери. Основные работы: «Письма об изучении и пользе истории» (1735, впервые опубликованы в 1752; в 18 в. в Англии вышло пять изданий этой работы, во Франции — также пять, четырежды «Письма…» издавались в 18 в. на немецком языке), «Рассуждение о партиях» (1733-1734), «Идея о Короле-Патриоте» (1749), «Философские труды» (собрание эссе и разноплановых интеллектуально-литературных опусов, написанных в 1727-1733, изданы в 1754) и др. (пятитомное собрание сочинений Б. было издано посмертно, в 1754).

В контексте разделяемых общефилософских парадигм Б. вполне в духе своего времени выступал как сторонник эмпиризма и сенсуализма, как приверженец системы Мальбранша, полагая, что то обстоятельство, что «природа по видимости или на самом деле как бы подсказывает нам даже сложные формы идей и отношений, равно как и идеи субстанции, не вызывает сомнений». Более того, по Б., даже «планы» и «способы» интеллектуальной рефлексии людей фундируются самой «природой». (Б. писал: «Я рассматриваю систематическое созерцание природы, под которой я понимаю всю систему божественного творения, поскольку она нам открыта, как универсальный источник всех наук, в том числе теологии и этики».) В противовес явной гносеологической и политической ангажированности интеллектуалов Нового времени Б. ориентировался на ценности античного философствования с элементами ренессансного мировосприятия. Тексты Б. предлагают читателю, скорее, проникнуться авторским видением мира, нежели принуждают его к согласию посредством изощренной аргументации. Творчество Б. было своеобычным возрождением традиций творчества древнегреческих рапсодов, содержащим при этом элементы свободомыслия и деизма. По мнению Б., «истинному христианству учил Господь. Теологическое же христианство — это религия, изобретенная людьми и своей претензией на непогрешимость первого сокрушившая его. Человеческие страсти, человеческие интересы, человеческие заблуждения — и не только тех или других докторов богословия, а всех экуменических церковных соборов — от Никейского до Тридентского, каждый из которых внес свою лепту в составление современной путанно-непоследовательной и разбухшей системы теологического христианства». В одном из писем к Свифту Б. подчеркивал: «Если под свободомыслящим человеком Вы понимаете человека, свободно пользующегося собственным разумом и доискивающегося до истины без пристрастия и без предубеждений, неизменно ей приверженного, Вы имеете в виду мудрого и честного человека, которым и я стремлюсь быть.

Способность различать правое и неправое, истину и ложь — способность, которую мы называем разумом и здравым смыслом, которая каждому даруется нашим щедрым Творцом, но которую большинство людей, пренебрегших ею, утеряло, является светом разума и должна руководить всеми его действиями. Отбросить это правило и направлять нашу мысль божественным откровением — столь же абсурдно, как лишить себя глаз, отправляясь в путь». Трактуя в качестве основания этики «универсальную благожелательность», Б. понимал под последней «себялюбие» («истинное себялюбие и социабельность — одно и то же… создатель учредил, что они совпадают»). По мнению Б., «все личные и общественные несчастья» проистекают из того, что «близкое, хотя и меньшее, благо будет определять поведение большинства людей в противовес гораздо большему, но более отдаленному — даже по нашим собственным меркам — благу». «Моментальные» и «могущественные» страсти несоизмеримо более эффективно обусловливают поведение человека нежели «медленный» и «холодный» разум — полагал Б. Философские взгляды и предположения Б. были призваны стимулировать реальную просветительскую значимость его моральных оценок, формулируемых в контексте достаточно оригинальных описаний исторического процесса. (Ряд фундаментальных идей Б. по вопросам методологии и философии истории — о задачах постижения и «пользе» истории, о способах изучения ее, о критериях различения в ней главного и второстепенного, о степени достоверности древнеримской и ветхозаветной историографии — оказали существенное влияние на творчество Вольтера и традиционно приписываются последнему. ) Главное для Б., в этом смысле, раскрытие потенциала исторического материала для нужд не только настоящего, но и будущего. Согласно Б., историческое познание — предпосылка и основа человеческого познания как такового: история у Б. суть философия, наставляющая людей верным правилам поведения в общественной и частной жизни. («Поскольку период чудес и откровений остался позади, у человека нет иного способа знать о грядущем, чем попытаться предвидеть его, исходя из истории прошлого и настоящего».) Б. отлучал от подлинной истории тех, для кого история — или забава, или способ сбора салонных анекдотов, или нудная профессия, или средство обретения ученой славы.

Традиционалистской «эрудитски-эмоциональной» трактовке истории Б. противопоставил рационально-экспериментальную методику ее постижения в духе высших образцов Просвещения. По Б., философское осмысление истории предполагает не столько конструирование абстрактной теории исторического процесса, сколько исследование реальной истории как процедур духовной деятельности людей в области политики, этики, права, сопряженное с рациональной критикой исторической традиции библейского типа. Б. отмечал, что «история с умыслом и систематически фальсифицировалась во все времена и что пристрастие и предубеждение — причины как произвольных, так и непроизвольных ошибок даже в лучших из историй».

По Б., в этой области «церковные власти во все времена показывали пример». Тем не менее, утверждал Б., это «не может и не должно служить основой для беспредельного скепсиса в отношении достоверности всей истории». Достаточно надежным эмпирическим основанием для истории нового времени Б. рассматривал «множество историй, исторических хроник и мемуаров, заполнивших библиотеки со времени возрождения наук и начала книгопечатания». Значительно опередила свое время мысль Б. о принципиальной изменчивости историко-научных интересов людей, вызываемых текучестью сопряженного «событийного ряда»: «…даже в зрелом возрасте наше желание знать, что произошло в прошлом, подчинено исключительно нашему желанию соотнести это с тем, что случилось в наши дни…». При этом, согласно мнению Б. , «объективно обусловленное сцепление» этого ряда приводит к тому, что, в частности, «новая история показывает причины в тех случаях, когда современный опыт видит одни только следствия».

Особый акцент Б. делает на ответственности в выборе аксиологических установок как самим историком, так и самим читателем. (Раздумывая о замысле очередного труда, Б. писал: «…не обращая внимания на суждения и практику даже ученого мира, я очень хочу изложить всем мои собственные».) Наделяя интеллектуальную элиту Англии привилегией свободомыслия (размышления современника о «божественной природе королевской власти» как источнике монархических прерогатив Б. обозначил как «тупое и рабское представление», как «один из величайших абсурдов, когда-либо изложенных на бумаге»). Б. считал возможным и оправданным доминирование религиозных максим в сознании народа, отстаивая, впрочем, мысль о желательности определенной их модернизации. Б. был убежден в здравости идеи «суда исторической справедливости» — пусть и в том облике, когда под идеей оценки ушедших правителей воздают должное вождям современным, выступающим «под реальными именами».

А.А. Грицанов

Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический справочник ХРОНОСа). 

Историки (биографический справочник).

Исторические лица Англии (биографический справочник)

Сочинения:

Works, v. 1-4. L., 1964.

Литература:

Просветительское движение в Англии, под ред. Н. М. Мещеряковой. М., 1991;

Культура эпохи просвещения. М., 1993, с. 97-100.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ


ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

Генри Сент-Джон, 1-й виконт Болингброк | Британский политик

Год рождения:
16 сентября 1678 г. возле Уилтшира Англия
Умер:
12 декабря 1751 г. (73 года) Баттерси Англия
Должность/Офис:
Палата лордов (1712-1715), Великобритания Палата общин (1701-1708), Великобритания
Политическая принадлежность:
якобит партия тори

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Генри Сент-Джон, 1-й виконт Болингброк (родился 16 сентября 1678 года, вероятно, Уилтшир, Англия — умер 12 декабря 1751 года, Баттерси, недалеко от Лондона), видный политик-тори во время правления английской королевы Анны. а позже крупный политический пропагандист в оппозиции к партии вигов во главе с сэром Робертом Уолполом.

Начало карьеры.

Возможно, он получил образование в академии несогласных, а не в Итоне и Оксфордском университете, как утверждалось. В 1698–1699 годах он путешествовал по Европе и в 1700 году женился на Фрэнсис Винчкомб. В 1701 году он вошел в парламент, где вскоре завоевал репутацию благодаря своему превосходному ораторскому искусству и поддержке партизанских мер тори, включая нападки на предыдущее министерство вигов и на протестантских диссентеров, самых верных союзников вигов. Его поведение вскоре привлекло к нему внимание правительства, и после того, как он был назначен военным секретарем (1704 г.), он временно обратился к умеренной политике Роберта Харли, одного из главных министров королевы Анны. В течение четырех лет он усердно работал, чтобы обеспечить герцога Мальборо войсками и снаряжением для войны за испанское наследство против Франции, а затем ушел в отставку вместе с Харли (февраль 1708 г.), когда они не смогли помешать вигам диктовать политику правительства. Не сумев получить место в парламенте 1708–1710 годов, он призвал Харли вступить в союз с партией тори как лучший способ победить вигов.

В 1710 году Сент-Джон стал государственным секретарем Севера в новом министерстве Харли, но вскоре он стал противником умеренности Харли и соперником его авторитета. Его попытки контролировать политику правительства и сместить Харлея (после 1711 года графа Оксфорда) не увенчались успехом. Оксфорд инициировал тайные мирные переговоры с Францией, но даже после того, как он узнал об этом и ворвался в дискуссии, Сент-Джон (после 1712 г. виконт Болингброк) не смог диктовать условия, которые были окончательно согласованы в договоре. Утрехта (1713 г.). В парламенте Болингброк не более успешно руководил восстанием тори против Оксфорда. Он переманил на свою сторону некоторых тори такими партизанскими мерами, как Закон о расколе (1714 г.), который был направлен на то, чтобы лишить несогласных их школ, но ему не удалось убедить большинство поддержать его лидерство и он не смог дать тори явное преимущество в борьбе за власть. оспариваемое правопреемство королевы Анны. В конце концов Оксфорд был уволен 27 июля 1714 года, но смерть королевы 1 августа разрушила надежды Болингброка заменить его.

Изгнание во Францию.

Уволен от должности Георгом I и опасаясь импичмента из-за своей роли в мирных переговорах с Францией и интриг с якобитами (сторонниками Джеймса Эдуарда, Старого Самозванца), Болингброк бежал во Францию ​​(март 1715 г. ) и стал Старым Государственный секретарь Претендента в июле. Это позволило британскому правительству принять против него закон о лишении его собственности и гражданских свобод. В результате политическое будущее Болингброка зависело от успешного восстания якобитов. Несмотря на тяжелую работу Болингброка, попытка восстания якобитов в 1715 году потерпела крах. Среди горьких обвинений Болингброк был уволен Старым Претендентом и сразу же попытался снискать расположение правительства вигов в Англии. В 1717 году он написал Письмо сэру Уильяму Уиндхэму (не публиковалось до 1753 г.) с целью защитить его действия с 1710 г. и убедить тори отказаться от дела якобитов. Неудивительно, что ему было трудно убедить людей забыть о его недавнем поведении.

Вынужденный остаться в изгнании, Болингброк искал другое применение своим талантам. Общаясь с аристократами и учеными, в том числе с Вольтером, он занялся библейскими, историческими и философскими исследованиями и написал несколько работ, в том числе Reflections on Exile 9. 0046 и Размышления о врожденных моральных принципах. Вскоре после смерти первой жены он женился на французской вдове, маркизе де Вилетте (1719).

Возвращение в Англию.

После многих лет петиций к британскому правительству и попыток помочь ему своим ограниченным влиянием при французском дворе Болингброк был помилован в 1723 году. Однако он не переселялся в Англию до 1725 года, когда закон позволил ему купить небольшой поместье в Доули, недалеко от Лондона; его достижение так и не было полностью отменено, и он не смог восстановить свое звание пэра или вернуть себе место в лордах. Он объяснил это исключение из парламентской жизни враждебностью сэра Роберта Уолпола. Хотя его собственные неудовлетворенные амбиции явно мотивировали его долгую кампанию против политического господства Уолпола, он также был обеспокоен тем, как Уолпол, казалось, монополизировал власть за счет чрезмерного использования взяточничества и коррупции. Хотя обвинения в таком поведении были преувеличены, в них было достаточно правды, чтобы создать сильную оппозицию Уолполу. В центре литературного кружка, в который входили Джонатан Свифт, Александр Поуп и Джон Гэй, Болингброк вел влиятельную пропагандистскую кампанию. Его основной вклад в The Craftsman, оппозиционный журнал, были «Заметки об истории Англии» (1730–1731) и «Диссертация о партиях» (1733–34), оба из которых стремились положить конец старым спорам вигов и тори и объединить разрозненные элементы оппозиции Уолполу в новую Партию страны, которая защитит независимость парламента от посягательств коррумпированного правительства.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Несмотря на отдельные успехи, Болингброку не удалось свергнуть Уолпола или создать единую оппозиционную партию. В 1735 году он удалился во Францию, где продолжил изучение философии и истории, сетуя на отсутствие патриотизма у своих соотечественников в борьбе против Уолпола. После короткого визита в Англию в 1738 году его надежды возродились, когда он узнал о новой оппозиционной партии, которая собиралась в Лестер-Хаусе вокруг сына Георга II Фредерика, принца Уэльского. Для этой группы он написал Идея короля-патриота. Это была его самая известная работа, но она не предлагала реального решения проблем победы над Уолполом или создания партии «патриотов». В любом случае принц Фредерик не дожил до того, чтобы стать королем, и окончательное поражение Уолпола в 1742 году не было спланировано Болингброком.

В последние годы Болингброку не хватало реального политического влияния, хотя он все еще предпринимал тщетные попытки создать патриотическое служение. Он был еще больше огорчен своим открытием в 1744 году, что Александр Поуп тайно напечатал 1500 экземпляров Идея короля-патриота для публикации. Когда в 1749 году Болингброк опубликовал исправленную версию этой работы, он подвергся ожесточенным нападкам за то, что воспользовался возможностью, чтобы раскрыть более раннее нарушение веры Поупом. Слабое здоровье Болингброка было еще больше подорвано его горем по поводу смерти жены (март 1750 г.).

Болингброк также был талантливым историком. Умный и начитанный, он также отличался красивой внешностью, изящными манерами и блестящей речью. Ясный и сильный в речи и в печати и властный темперамент, он пленил некоторые из лучших умов своего времени. С другой стороны, он был печально известным распутником и плохим менеджером людей, которые имели тенденцию терять самообладание в кризисных ситуациях, а его беспринципные амбиции предали его серьезным политическим ошибкам и снискали ему репутацию предателя. Хотя он умер заброшенной фигурой. , посмертная публикация его произведений в 1754 году вызвала серьезные споры. Его неортодоксальные религиозные взгляды были, наконец, обнародованы и осуждены со всех сторон. Современные ученые уделяют гораздо меньше внимания его философским работам, но он широко известен как один из лучших современных аналитиков политики господства вигов.

Гарри Т. Дикинсон

Болингброк, Генри Сент-Джон (1678–1751)

Генри Сент-Джон Болингброк, английский государственный деятель тори, оратор, литератор, друг остроумцев Августа, распутник и деист, родился в Баттерси, сын Сэр Генри Сент-Джон и леди Мэри Рич, дочь второго графа Уорика. После раннего обучения у бабушки по отцовской линии он получил образование в Итоне и, предположительно, в Крайст-Черч в Оксфорде, поскольку в 1702 году он стал почетным доктором Оксфорда. Он совершил обычную рассеянную большую поездку, 1698–1699, но он также овладел несколькими языками и изучил историю и обычаи стран, которые посетил. В 1701 году он стал М.П. для семейного городка Вуттон-Бассетт в Уилтшире. Его красноречие и блестящие способности вскоре сделали его лидером партии тори. С помощью Роберта Харли он стал военным секретарем в 1704 году, но ушел в отставку в знак протеста против увольнения Харли в 1708 году. Растущая непопулярность «виггской» войны за испанское наследство вернула Харли к власти в 1710 году, а Болингброк присоединился к новому министерству консерваторов в качестве государственного секретаря. Два года спустя он был назначен виконтом Болингброком и был одним из участников переговоров по Утрехтскому договору, подписанному в 1713 году. После вступления на престол Георга I в 1714 году Болингброк и другие министры-консерваторы были уволены с должности. В 1715 году он бежал во Францию, чтобы получить политическое убежище от предполагаемого якобитизма. В 1723 году он был помилован, и остаток своей жизни он провел, живя по-разному в Англии и во Франции.

Работы

Некоторые из политических сочинений Болингброка появлялись в периодическом издании тори the Craftsman между 1726 и 1736 годами; но большинство других, в том числе философских, были опубликованы посмертно в 1754 году Дэвидом Маллетом в издании из пяти томов кварто. Эта публикация вызвала знаменитую атаку доктора Джонсона на этот «мушкетон против религии и морали». Реакция Дэвида Хьюма менее известна, но более уместна:

Посмертные произведения лорда Болингброка наконец убедили весь мир в том, что он обязан своим характером главным образом тому, что он человек высокого качества, и преобладанию фракций. . Никогда еще не было так много томов, содержащих так мало Разнообразия и Наставлений и так много Высокомерия и Декламации. Духовенство все в ярости против него; но у них нет Разума. Если бы они никогда не подверглись нападению более сильного оружия, чем его, они могли бы навсегда сохранить свою власть.

политические и исторические работы

Вклады Болингброка в Craftsman показывают много энергичных политических статей, в том числе Замечания по истории Англии и Диссертация о партиях. Другими трактатами, политическими и историческими, являются «Об истинном использовании отставки и учебы», «О духе патриотизма» и «Письма об изучении и использовании истории» , последнее из которых прославило максиму: «История есть преподавание философии на примерах». Идея короля-патриота также прославился тем, что его использовали в образовании будущего Георга III. Мэтью Арнольд должен был сетовать на то, что исторические труды Болингброка были незаслуженно забыты. К сожалению, пренебрежение его философскими сочинениями заслуживает меньшего сожаления.

философские сочинения

Болингброк много говорил о противоположности между природой и искусством; то есть предполагаемое превосходство чистого естественного состояния над пороками гражданского общества. Эдмунд Берк, написавший свою Оправдание естественного общества (1756 г.) как подражание стилю Болингброка и как ироническое опровержение этой антитезы, риторически задавался в «Размышлениях о революции во Франции» (1790 г.): «Кто теперь читает Болингброка? Кто когда-либо читал его до конца? ?» Давний миф о большом долге Вольтера перед Болингброком был полностью опровергнут Н. Л. Торри. Аналогичное заявление о большом долге Александра Поупа было решительно оспорено Мейнардом Маком, который представил доказательства того, что Фрагменты или протоколы очерков были составлены позже, чем Очерк о человеке. Однако несомненно, что Поуп обсуждал многие вопросы со своим «Путеводителем, Философом и Другом». За единственным исключением Питера Аннета, Болингброк был последним из выдающейся группы английских деистов, начиная с лорда Герберта Черберийского; но он несколько разочаровывает студентов, изучающих историю идей. Обрывочный и бессистемный в своих выступлениях, он полон противоречий. Несмотря на недавние попытки, особенно со стороны Д. Г. Джеймса и У. Макмеррилла, отнестись к философии Болингброка более серьезно, чем это было принято, откровенность требует вывода, что, хотя его стиль более красноречив, чем у большинства других деистов, он внес мало или совсем ничего оригинального в философию Болингброка. Движение. Однако это не означает, что его можно обвинить в плагиате; поскольку его идеи были неотъемлемой частью атмосферы общественного мнения Августа.

Несмотря на частое использование имени Джона Локка (прием, используемый многими деистами), Болингброк был непримиримым, но на удивление непоследовательным рационалистом. В один момент он утверждает, что существование Божества может и должно быть доказано эмпирически, а в другой он утверждает, что только Правильный Разум может доказать существование Божества. Он написал «Размышления о врожденных моральных принципах» , чтобы доказать, что сострадание или доброжелательность основаны только на разуме. В отличие от многих деистов, он был метафизическим оптимистом, объясняя пороки вселенной и утверждая, что она для человека является лучшим из всех возможных миров, несмотря на страдания отдельных людей. Однако он не верил, что бессмертие и будущее состояние наград и наказаний могут быть доказаны разумом; и, хотя он принимал Бога как дух, он был материалистом в том, что касалось человека.

Он верил, что между душой и телом нет разделения и что в момент смерти человек уничтожается; даже в жизни нет связи между божественным духом и человеческой материей.

Концепция естественной религии Болингброка была по существу такой же, как и общие понятия лорда Герберта Черберийского. Тем не менее, при всей своей настойчивости на априорном разуме, он снова и снова сетовал на то, что разум подвержен ошибкам и должен быть исправлен путем возврата к первобытным религиям, особенно к религиям Китая и Египта. Как и все деисты, он презирал жречество и, несмотря на свой рационализм, метафизику. Его критика христианского откровения очень похожа на критику Мэтью Тиндала, и намек на то, что любое откровение, которое не является универсальным, не нужно.

В общем, Болингброк был скорее оратором, чем философом. Однако в его утверждении о том, что «нет оснований… изгонять красноречие из философии, есть большая доля правды, а истина и разум не враги ни чистоте, ни украшениям языка». Он считал Платона, Николя Мальбранша и Джорджа Беркли поэтами, а не философами, и его лучшая защита — красноречие, которым он восхищался.

См. также Аннет, Питер; Арнольд, Мэтью; Беркли, Джордж; Берк, Эдмунд; Деизм; Герберт Черберийский; Хьюм, Дэвид; Джонсон, Сэмюэл; Локк, Джон; Мальбранш, Николя; Платон; Папа, Александр; Тиндал, Мэтью; Вольтер, Франсуа-Мари Аруэ де.

Библиография

первичные работы

Сборник политических трактатов , 2-е изд. Лондон: Б. Франклин, 1748.

Письма об изучении и использовании истории. London: T. Cadell, 1770.

Работы лорда Болингброка , 4 тома. Нью-Йорк: AM Kelley, 1967.

Политические сочинения. Под редакцией Дэвида Армитиджа. Кембридж, Великобритания: Cambridge University Press, 1997.

второстепенные работы

Dickinson, HT Болингброк. Лондон: Констебль, 1970.

Харкнесс, сэр Дуглас. Болингброк: Человек и его карьера. Лондон: Staples Press, 1957.

Джеймс, Д. Г. Жизнь разума: Гоббс, Локк, Болингброк. Лондон: Лонгманс, Грин, 1949.

Крамник, Исаак. Болингброк и его окружение: политика ностальгии в эпоху Уолпола. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1968.

Мэнсфилд, Харви К., младший Государственная мудрость и партийное управление: исследование Берка и Болингброка. Чикаго: University of Chicago Press, 1965.

Макмеррилл, Уолтер. От государственного деятеля до философа: исследование деизма Болингброка. Нью-Йорк: Философская библиотека, 1949.

Надель, Джордж Х. «Новый свет на писем Болингброка по истории. » Журнал истории идей 23 (1962): 550–557.

Петри, сэр Чарльз. Болингброк. Лондон: Коллинз, 1937.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *