Когда произошло цусимское сражение: ЦУСИМСКОЕ СРАЖЕНИЕ 1905 • Большая российская энциклопедия

ЦУСИМСКОЕ СРАЖЕНИЕ 1905 • Большая российская энциклопедия

ЦУСИ́МСКОЕ СРАЖЕ́НИЕ 1905, про­изош­ло ме­ж­ду рос. эс­кад­рой и япон. фло­том 14–15(27–28) мая у о. Цу­си­ма в Ко­рей­ском прол. во вре­мя рус­ско-япон­ской вой­ны 1904–05. В Ц. с. со сто­ро­ны Рос­сии при­ня­ли уча­стие 2-я Ти­хо­оке­ан­ская эс­кад­ра и 1-й от­ряд 3-й Ти­хо­оке­ан­ской эс­кад­ры под об­щим ко­манд. ви­це-адм. З. П. Ро­же­ст­вен­ско­го (см. Ти­хо­оке­ан­ские эс­кад­ры 1904–05), при­быв­шие с Бал­тий­ско­го м. на Даль­ний Вос­ток для уси­ле­ния 1-й Ти­хо­оке­ан­ской эс­кад­ры. 14(27) мая рос. эс­кад­ра в со­ста­ве 8 эс­кад­рен­ных бро­не­нос­цев (из них 3 ус­та­рев­ших), 3 бро­не­нос­цев бе­ре­го­вой обо­ро­ны, 1 бро­не­нос­но­го крей­се­ра, 8 крей­се­ров, 1 вспо­мо­гат. крей­се­ра, 9 эс­кад­рен­ных ми­но­нос­цев (все­го 228 ору­дий, из них 54 ка­либ­ра 203–305 мм), 8 транс­пор­тов и др. ко­раб­лей во­шла в Цу­сим­ский прол. (Вост. про­ход), где встре­ти­лась с япон. фло­том. Об­ла­дая зна­чит. пре­иму­ще­ст­вом в бро­ни­ро­ва­нии (в сред­нем 61% про­тив 40% у рус­ских), ско­ро­сти хо­да (16–18 уз про­тив 12–14 уз боль­шин­ст­ва рос. ко­раб­лей) и мощ­но­сти арт. ог­ня (360 вы­стре­лов/мин про­тив 134), япон. флот (4 эс­кад­рен­ных бро­не­нос­ца, 8 бро­не­нос­ных крей­се­ров, 16 крей­се­ров, 6 ка­но­нер­ских ло­док и ко­раб­лей бе­ре­го­вой обо­ро­ны, 24 вспо­мо­гат. крей­се­ра, 63 эс­кад­рен­ных ми­но­нос­ца – все­го 910 ору­дий, из них 60 ка­либ­ра 203–305 мм; ко­манд. – адм. Х. То­го) имел за­да­чу раз­гро­мить рос. эс­кад­ру и не до­пус­тить её про­ры­ва во Вла­ди­во­сток. 14 мая в 7 ч с рос. ко­раб­лей был за­ме­чен япон. крей­сер, а в 9 ч 40 мин – от­ряд япон. крей­се­ров. Ро­же­ст­вен­ский пе­ре­стро­ил эс­кад­ру в бое­вой по­ря­док. В 13 ч 15 мин рос. эс­кад­ра, сле­дуя в строю 2 киль­ва­тер­ных ко­лонн, сбли­зи­лась с гл. си­ла­ми япон. фло­та, стре­мив­ши­ми­ся пе­ре­сечь ей курс. Ро­же­ст­вен­ский пе­ре­стро­ил эс­кад­ру в од­ну киль­ва­тер­ную ко­лон­ну. В 13 ч 49 мин рос. ко­раб­ли от­кры­ли огонь с дис­тан­ции 38 ка­бель­то­вых (св. 7 км). Япон. флот от­ве­тил че­рез 3 мин. При этом про­тив­ник со­сре­до­то­чил всю си­лу сво­его ог­ня на флаг­ман­ском ко­раб­ле – эс­кад­рен­ном бро­не­нос­це «Князь Су­во­ров» и сле­до­вав­шем за ним эс­кад­рен­ном бро­не­нос­це «Ос­ля­бя». Ис­поль­зуя по­дав­ляю­щее ог­не­вое пре­вос­ход­ст­во, япон­цы уже в 14 ч 25 мин вы­ве­ли из строя бро­не­но­сец «Князь Су­во­ров», а че­рез 15 мин по­то­пи­ли бро­не­но­сец «Ос­ля­бя». Ро­же­ст­вен­ский был ра­нен, цен­тра­ли­зов. управ­ле­ние эс­кад­рой по­те­ря­но. Толь­ко ок. 19 ч в ко­ман­до­ва­ние ею всту­пил контр-адм. Н. И. Не­бо­га­тов (ком. 1-го от­ря­да 3-й Ти­хо­оке­ан­ской эс­кад­ры). В днев­ном бою по­гиб­ли 4 эс­кад­рен­ных бро­не­нос­ца («Князь Су­во­ров», «Ос­ля­бя», «Им­пе­ра­тор Алек­сандр III», «Бо­ро­ди­но») и вспо­мо­гат. крей­сер «Урал», мн. рос. ко­раб­ли по­лу­чи­ли зна­чит. по­вре­ж­де­ния. С на­сту­п­ле­ни­ем тем­но­ты япон­цы бро­си­ли про­тив рос. эс­кад­ры ми­но­нос­цы, ко­то­рые вы­пус­ти­ли за ночь 75 тор­пед. К ут­ру 15(28) мая рос. эс­кад­ра пе­ре­ста­ла су­ще­ст­во­вать, хо­тя от­дель­ные её ко­раб­ли, рас­се­яв­шись по про­ли­ву, ещё ве­ли не­рав­ный бой с про­тив­ни­ком. Япон­цы в ноч­ном бою по­те­ря­ли 3 ми­но­нос­ца по­то­п­лен­ны­ми и св. 10 по­вре­ж­дён­ны­ми. Эс­кад­рен­ный ми­но­но­сец «Бе­до­вый», ку­да пе­ре­шёл ра­не­ный Ро­же­ст­вен­ский, был за­хва­чен япон­ца­ми 15 мая в 16 ч в рай­оне о. Да­же­лет. В Ц. с. рос. флот по­тер­пел со­кру­шит. по­ра­же­ние. В сра­же­нии по­гиб­ли (по­то­п­ле­ны про­тив­ни­ком) 6 эс­кад­рен­ных бро­не­нос­цев, 1 бро­не­но­сец бе­ре­го­вой обо­ро­ны, 3 крей­се­ра, 1 вспо­мо­гат. крей­сер и 3 эс­кад­рен­ных ми­но­нос­ца; по­лу­чи­ли тя­жё­лые по­вре­ж­де­ния и бы­ли за­то­п­ле­ны свои­ми эки­па­жа­ми 1 бро­не­нос­ный крей­сер, 1 крей­сер и 2 эс­кад­рен­ных ми­но­нос­ца; 2 эс­кад­рен­ных бро­не­нос­ца и 2 бро­не­нос­ца бе­ре­го­вой обо­ро­ны сда­лись в плен. Не­ко­то­рым ко­раб­лям уда­лось уй­ти в ней­траль­ные пор­ты, где они бы­ли ин­тер­ни­ро­ва­ны. Крей­сер «Изум­руд» ут­ром 15 мая смог вы­рвать­ся из ок­ру­же­ния и на­пра­вил­ся во Вла­ди­во­сток, но на под­хо­де к это­му пор­ту на­ско­чил но­чью на мель (в бух­те Св. Вла­ди­ми­ра) и был взо­рван эки­па­жем. Из всей эс­кад­ры во Вла­ди­во­сток про­рва­лись толь­ко крей­сер (фак­ти­че­ски ях­та) «Ал­маз» и эс­кад­рен­ные ми­но­нос­цы «Бра­вый» и «Гроз­ный». В Ц. с. по­гиб­ли 5045 рос. мо­ря­ков и св. 800 бы­ли ра­не­ны.

Раз­гром рос. эс­кад­ры в Ц. с. ока­зал ре­шаю­щее влия­ние на ис­ход вой­ны. Та­кой ре­зуль­тат явил­ся след­ст­ви­ем тех­нич. пре­вос­ход­ст­ва япон. фло­та. Сра­же­ние вы­яви­ло не­дос­та­точ­ную жи­ву­честь рос. эс­кад­рен­ных бро­не­нос­цев и сла­бость их арт. воо­ру­же­ния. Оно так­же по­ка­за­ло воз­рас­та­ние ро­ли тор­пед­но­го ору­жия при ве­де­нии бое­вых дей­ст­вий на мо­ре. В то же вре­мя в хо­де Ц. с. про­яви­лись ге­ро­изм и му­же­ст­во рос. мо­ря­ков.

Лит.: Рус­ско-япон­ская вой­на 1904–1905 гг.: Ра­бо­та Во­ен­но-ис­то­ри­че­ской ко­мис­сии по опи­са­нию рус­ско-япон­ской вой­ны. СПб., 1910. Т. 7; Мор­ской ат­лас. М., 1959. Т. 3. Ч. 1; Ис­то­рия рус­ско-япон­ской вой­ны 1904–1905 гг. / Под ред. И. И. Рос­ту­но­ва. М., 1977; Мор­ские сра­же­ния рус­ско­го фло­та: Вос­по­ми­на­ния, днев­ни­ки, пись­ма. М., 1994.

Цусимское морское сражение

Валерий Шиляев. Триптих Цусима. Левая часть. 2005 г.
Иллюстрация с сайта художника http://www.shilaev.ru/ 

Цусимское морское сражение (14—15 мая 1905 г.). Бой у о. Цусима военных кораблей 2-й и 3-й Тихоокеанских эскадр в составе 30 боевых кораблей с японским флотом (120 кораблей). Главной целью русского флота (командующие эскадрами адмиралы Рожественский и Небогатов) был прорыв во Владивосток. Японский флот (командующий — адмирал Того) имел задачу полного разгрома российского флота. Большая концентрация сил японского флота, его лучшая оснащенность и маневренность привели к военному успеху. Несмотря на мужество и героизм российских офицеров и матросов, прошедших перед этим 33 тысячи километров от Кронштадта до Цусимы и вступивших в бой с ходу, потери для них были катастрофическими: было потоплено 19 кораблей, 3 крейсера прорвались в нейтральные порты и были интернированы, 2 крейсера и 2 миноносца дошли до Владивостока. Из 14 тыс. человек личного состава эскадр погибло более 5 тыс.


Хроника боя

1905.05.27 (14 мая по ст.ст) Японское море. Русская 2-я Тихоокеанская эскадра адмирала З.Рожественского (11 броненосцев, 9 крейсеров, 9 эсминцев, 1 вспом.крейсер) встретилась с японским флотом адм. Х.Того (4 броненосца, 24 крейсера, 21 эсминец, 42 миноносца, 24 вспом. крейсера) в Цусимском проливе. 

7.14. С русской эскадры замечен японский крейсер.

 

9.40. Обнаружен отряд японских крейсеров. 

13.15. Русская эскадра встретилась с главными силами японского флота. 

13.49. Русские корабли открыли огонь с дистанции 38 кабельтовых (св.7км). 

13.52. Японский флот ответил сосредоточенным огнем по броненосцам «Князь Суворов» и «Ослябя». 

14.00. Русскими поврежден и выведен из боя японский крейсер «Асама». 

14.25. Получив тяжелые повреждения и потеряв управление, из строя вышел броненосец «Ослябя». 

14.30. Выведен из строя и лишился управления броненосец «Князь Суворов». 

14.40. Русский броненосец «Ослябя» перевернувшись, затонул. 

15.40. Получил тяжелые повреждения эскадренный броненосец «Император Александр III «.

 

16.20. На броненосце «Суворов» из артиллерии уцелело лишь 75-мм орудие в кормовом каземате, которое продолжает стрелять по врагу. Корабль представляет собой сплошной костер от носа до кормы. 

17.20. Потоплен русский вспомогательный крейсер «Урал». 

17.30. Миноносцем «Буйный» сняты с броненосца «Суворов» оставшиеся в живых офицеры штаба и раненый в голову адм. З.Рожественский.  

18.50. Потоплен броненосец «Император Александр III». 

19.00. Раненый вице-адм. З.Рожественский передал командование эскадрой контрадм. Н.Небогатову. 

19.10. Потоплен броненосец «Бородино». 

19.29. Атакован японскими миноносцами и потоплен четырьмя выпущенными в упор торпедами русский броненосец «Князь Суворов» 

19. 30. Потоплен транспорт «Камчатка». 

1905.05.28 (15 мая по ст. ст) Японское море. Ночью японские миноносцы начали торпедировать остатки русской 2 Тихоокеанской эскадры адмирала З.Рожественского.  

2.15 был потоплен броненосец «Наварин», русские потопили 3 японских миноносца и повредили 12. 

5.00. Южнее о.Цусима своей командой затоплен русский эсминец «Блестящий». 

5.23. Японским крейсером потоплен русский миноносец «Безупречный». 

8.00. Севернее о.Цусима затоплен броненосец «Адмирал Нахимов». 

10.05. Японской торпедой потоплен броненосец «Сисой Великий». 

10.38. Отряд кораблей адм.Небогатова (броненосцы «Император Николай I», «Орел», «Генерал-адмирал Апраксин», «Адмирал Сенявин»), окруженный японской эскадрой, капитулировал. Прорваться из японского окружения удалось лишь крейсеру «Изумруд». 

11.00. После боя с 2 японскими вспом.крейсерами и 1 эсминцем, затоплен экипажем крейсер «Светлана». 

11.30. Затоплен миноносец «Буйный». 

11.50. Затоплен миноносец «Быстрый». 12.43. У побережья Кореи встреченный 3 японскими эсминцами, затоплен своей командой миноносец «Громкий». 

14.00. Командой затоплен броненосец «Владимир Мономах» 

17.05. На миноносце «Бедовый» сдался в японский плен командующий русской эскадрой вице-адм.З.Рожественский.  

18.10. Японскими крейсерами «Якумо» и «Ивате» потоплен русский броненосец «Адмирал Ушаков» (ком.кап.1р. Миклухо-Маклай). В Цусимском сражении 27-28.05.1905 г. русские потеряли 10 тыс. чел., потери Японии — 3 миноносца и 1 тыс.чел. Из всей 2-й Тихоокеанской эскадры удалось спастись только нескольким кораблям. Крейсера «Аврора», «Олег» и «Жемчуг» прорвались в г.Манила (Филиппины;США), миноносец «Бодрый», транспорты «Свирь» и «Корея» в г.Шанхай (

Китай) где были интернированы, транспорт «Анадырь» ушел к о.Мадагаскар(фр). Во Владивосток прорвались лишь крейсера «Алмаз», «Изумруд» и миноносцы «Бравый» и «Грозный». 

(см.карту Цусимское сражение.)


Анализ хода сражения

Завершающим этапом похода 2-й Тихоокеанской эскадры на Дальний Восток явилось Цусимское сражение 14 мая 1905 года в Корейском проливе. К этому времени в состав русской эскадры входило восемь эскадренных броненосцев (из них три старых), три броненосца береговой обороны, броненосный крейсер, восемь крейсеров, пять вспомогательных крейсеров и девять эскадренных миноносцев.

Главные силы эскадры, состоявшие из 12 броненосных кораблей, были разделены на три отряда по четыре корабля в каждом. Крейсера были сведены в два отряда — крейсерский и разведывательный. Командующий эскадрой адмирал Рожественский держал свой флаг на броненосце «Суворов». Японский флот, которым командовал адмирал Того, насчитывал четыре эскадренных броненосца, шесть броненосцев береговой обороны, восемь броненосных крейсеров, 16 крейсеров, 24 вспомогательных крейсера и 63 эскадренных миноносца. Он был разделен на восемь боевых отрядов, из них первый и второй, состоявшие из эскадренных броненосцев и броненосных крейсеров, представляли главные силы. Первым отрядом командовал адмирал Того, вторым — адмирал Камимура.

Русская эскадра по количеству броненосных кораблей (эскадренных броненосцев и броненосных крейсеров) не уступала японской, однако в качественном отношении превосходство было на стороне неприятеля.

Главные силы японского флота имели значительно больше орудий крупного и среднего калибра; японская артиллерия почти в три раза превосходила русскую в скорострельности, а японские снаряды имели в пять раз больше взрывчатого вещества, чем русские фугасные снаряды. Таким образом, броненосные корабли японского флота обладали более высокими тактико-техническими данными, чем русские эскадренные броненосцы и броненосные крейсера. К этому надо добавить, что японцы имели многократное превосходство в крейсерах и особенно в миноносцах.

Большим преимуществом японского флота было и то, что он имел боевой опыт, русская же эскадра, не имея такового, после длительного и тяжелого перехода должна была сразу вступить в бой с противником. Японцы имели большой опыт в проведении боевых стрельб на дальних дистанциях, полученный в первый период войны. Они были хорошо натренированы в ведении сосредоточенного огня несколькими кораблями по одной цели на больших дистанциях. Русские же артиллеристы не имели проверенных опытом правил стрельбы на больших дистанциях и не обладали практикой проведения подобных стрельб. Опыт русской Порт-Артурской эскадры в этом отношении не изучался и даже игнорировался как руководителями главного морского штаба, так и командующим 2-й Тихоокеанской эскадрой.

К моменту прибытия русской эскадры на Дальний Восток главные силы японского флота в составе 1-го и 2-го боевых отрядов сосредоточились в Корейском порту Мозампо, а крейсера и миноносцы — у о. Цусима. В 20 милях к югу от Мозампо, между островами Гото — Квельпарт, японцы развернули дозор из крейсеров, который должен был своевременно обнаружить русскую эскадру при подходе к Корейскому проливу и обеспечить развертывание своих главных сил на пути ее движения. Таким образом, исходная позиция японского флота перед сражением была настолько благоприятной, что исключалась всякая возможность прохода русской эскадры через Корейский пролив без боя. Рожественский решил прорываться во Владивосток кратчайшим путем через Корейский пролив. Считая, что японский флот намного сильнее русской эскадры, он не стал составлять плана боя, а решил вести его в зависимости от действий неприятельского флота. Таким образом, командующий русской эскадрой отказался от активных действий, предоставив инициативу противнику. Повторилось буквально то же самое, что и в бою в Желтом море.

В ночь на 14 мая русская эскадра подошла-к Корейскому проливу и построилась в ночной походный ордер. Впереди по курсу были развернуты крейсера, за ними в двух кильватерных колоннах шли эскадренные броненосцы и между ними транспорты. Позади эскадры на расстоянии одной мили следовали два госпитальных судна. Во время движения через пролив Рожественский вопреки элементарным требованиям тактики отказался от ведения разведки и не произвел затемнения на кораблях, чем помог японцам обнаружить русскую эскадру и сосредоточить на ее пути свой флот. Первым в 2 часа 25 минут заметил русскую эскадру по огням и донес адмиралу Того вспомогательный крейсер «Синано- Мару», находившийся в дозоре между островами Гото-Квельпарт. Вскоре по интенсивной работе японских радиотелеграфных станций на русских кораблях поняли, что они обнаружены. Однако адмирал Рожественский отказался от всяких попыток помешать переговорам японских кораблей.

Получив донесение об обнаружении русских, адмирал Того выщел из Мозампо и развернул главные силы своего флота на пути движения русской эскадры. Тактический замысел командующего японским флотом состоял в том, чтобы главными силами охватить голову русской эскадры и сосредоточенным огнем по флагманским кораблям вывести их из строя и тем самым лишить эскадру управления, а затем ночными атаками миноносцев развить успех дневного боя и завершить разгром русской эскадру.

С наступлением утра 14 мая Рожественский перестроил свою эскадру сначала в строй кильватера, а затем двух кильватерных колонн, оставив транспорты позади эскадры под охраной крейсеров. Следуя в строю двух кильватерных колонн Корейским проливом, русская эскадра в 13 часов 30 минут справа по носу обнаружила главные силы японского флота, которые шли на пересечение ее курса.

Адмирал Того, стремясь охватить голову русской эскадры, не рассчитал свой маневр и прошел на расстоянии 70 каб. от головного русского корабля. В то же время Рожественский, полагая, что японцы стремятся атаковать левую колонну эскадры, состоявшую из старых кораблей, снова перестроил свой флот из двух кильватерных колонн в одну. Главные силы японского флота, маневрировавшие в составе двух боевых отрядов, выйдя на левый борт, начали последовательный поворот на 16 румбов, чтобы охватить голову русской эскадры. Этот поворот, производившийся на расстоянии 38 каб. от головного русского корабля и продолжавшийся 15 минут, ставил японские корабли в чрезвычайно невыгодное положение. Делая последовательный поворот на обратный рейс, японские корабли описывали циркуляцию почти на одном месте, и, если бы русская эскадра вовремя открыла огонь и сосредоточила его на точке поворота японского флота, последнему могли быть причинены серьезные потери. Однако этот благоприятный момент не был использован.

Головные корабли русской эскадры открыли огонь только в 13 часов 49 минут. Огонь оказался малоэффективным, так как из-за неправильного управления не был сосредоточен на тех японских кораблях, которые осуществляли разворот на месте. По мере поворота корабли противника открывали огонь, сосредоточивая его на флагманских кораблях «Суворов» и «Ослябя». По каждому из них одновременно вели огонь от четырех до шести японских броненосцев и крейсеров. Русские эскадренные броненосцы также пытались сосредоточивать свой огонь на одном из кораблей противника, но из-за отсутствия соответствующих правил и опыта подобных стрельб не могли добиться положительных результатов.

Превосходство японцев в артиллерии и слабость бронирования русских кораблей сказались сразу же. В 14 часов 23 минут броненосец «Ослябя», получив серьезные повреждения, вышел из строя и вскоре затонул. Около 14 часов 30 минут вышел из строя броненосец «Суворов». Имея серьезные повреждения и весь объятый пламенем, он еще в течение пяти часов отражал непрерывные атаки неприятельских крейсеров и миноносцев, но в 19 часов 30 минут тоже затонул.

После выхода из строя броненосцев «Ослябя» и «Суворов» боевой порядок русской эскадры нарушился, и она потеряла управление. Японцы воспользовались этим и, выйдя в голову русской эскадры, усилили свой огонь. Во главе русской эскадры оказался броненосец «Александр III», а после его гибели — «Бородино».

Стремясь прорваться во Владивосток, русская эскадра шла генеральным курсом 23 градуса. Японцы, имея большое преимущество в скорости хода, охватывали голову русской эскадры и сосредоточивали на ведущем корабле огонь почти всех своих броненосцев. Русские матросы и офицеры, оказавшись в тяжелом положении, не оставляли своих боевых постов и со свойственным им мужеством и стойкостью до последнего отбивали атаки противника.

В 15 часов 05 минут начался туман, и видимость настолько уменьшилась, что противники, разойдясь на контркурсах, потеряли друг друга. Около 15 часов 40 минут японцы вновь обнаружили русские корабли, шедшие на норд-ост, и возобновили с ними бой. Около 16 часов русская эскадра, уклоняясь от охвата, повернула на юг. Вскоре бой снова прекратился из-за тумана. На этот раз адмирал Того в течение полутора часов не мог найти русскую эскадру и в конце концов вынужден был использовать для ее поиска свои главные силы.

Хорошо организовав разведку перед боем. Того в ходе сражения пренебрегал ею, в результате чего дважды терял из видимости русскую эскадру. В дневной фазе Цусимского сражения японские миноносцы, державшиеся недалеко от своих главных сил, предприняли несколько торпедных атак против русских кораблей, поврежденных в артиллерийском бою. Эти атаки производились одновременно группой миноносцев (по четыре корабля в группе) с различных направлений. Торпеды выстреливались с дистанции от 4 до 9 каб. Из 30 торпед в цель попало только пять, причем три из них — в броненосец «Суворов».

В 17 часов 51 минуты главные силы японского флота, обнаружив русскую эскадру, которая в это время вела бой с японскими крейсерами, вновь атаковали ее. Японский командующий на этот раз отказался от маневра охвата головы и повел бой на параллельных курсах. К концу дневного сражения, продолжавшегося до 19 часов 12 минут, японцы потопили еще два русских броненосца — «Александр III» и «Бородино». С наступлением темноты адмирал Того прекратил артиллерийский бой и направился с главными силами к о. Оллындо (Дажелет), а миноносцам приказал атаковать русскую эскадру торпедами.

Около 20 часов до 60 японских миноносцев, разделенных на небольшие отряды, стали охватывать русскую эскадру. Их атаки начались в 20 часов 45 минут одновременно с трех направлений и носили неорганизованный характер. Из 75 торпед, выпущенных с дистанции от 1 до 3 каб., в цель попало только шесть. Отражая торпедные атаки, русские моряки уничтожили два японских миноносца и 12 повредили. Кроме того, в результате столкновений между своими кораблями японцы потеряли еще один миноносец, и шесть миноносцев были серьезно повреждены.

К утру 15 мая русская эскадра как организованная сила перестала существовать. В результате частых уклонений от атак японских миноносцев русские корабли рассредоточились по всему Корейскому проливу. Только отдельные корабли пытались самостоятельно прорваться во Владивосток. Встречая на своем пути превосходящие силы японцев, они смело вступали с ними в решительный бой и вели его до последнего снаряда. Геройски сражались с противником экипажи броненосца береговой обороны «Адмирал Ушаков» под командованием капитана 1 ранга Миклухо-Маклая и крейсера «Дмитрий Донской», которым командовал капитан II ранга Лебедев. Эти корабли погибли в неравном бою, но не спустили своих флагов перед врагом. Совершенно иначе поступил младший флагман русской эскадры адмирал Небогатов, без боя сдавшийся в плен японцам.

В Цусимском сражении русский флот потерял 8 броненосных кораблей, 4 крейсера, вспомогательный крейсер, 5 миноносцев и несколько транспортов. Четыре броненосных корабля и миноносец вместе с Рожественским (вследствие ранения он находился без сознания) и Небогатовым сдались в плен. Часть кораблей была интернирована в иностранных портах. И только крейсер «Алмаз» и два миноносца прорвались во Владивосток. Японцы потеряли в этом сражении 3 миноносца. Многие их корабли получили серьезные повреждения.

Поражение русской эскадры было обусловлено подавляющим превосходством противника в силах и неподготовленностью русского флота к сражению. Большая вина за поражение русской эскадры лежит на Рожественском, который как командующий допустил ряд серьезных ошибок. Он игнорировал опыт Порт-Артурской эскадры, отказался от разведки и вел эскадру вслепую, не имел плана боя, неправильно использовал свои крейсера и миноносцы, отказался от активных действий и не организовал управление силами в бою.

Японский флот, располагая достаточным временем и действуя в благоприятных условиях, хорошо подготовился к встрече с русской эскадрой. Японцы выбрали выгодную позицию для боя, благодаря чему своевременно обнаружили русскую эскадру и сосредоточили свои главные силы на пути ее следования. Однако и адмирал Того допустил серьезные ошибки. Он неправильно рассчитал свое маневрирование перед сражением, в результате чего не смог охватить голову русской эскадры при ее обнаружении. Совершив последовательный поворот в 38 каб. от русской эскадры. Того подставил свои корабли под ее удар, и только неумелые действия Рожественского спасли японский флот от серьезных последствий этого неправильного маневра. Того не организовал тактической разведки в ходе сражения, в результате чего Неоднократно терял контакт с русской эскадрой, неправильно использовал крейсера в сражении, прибегая к поиску русской эскадры главными силами.

Опыт Цусимского сражения еще раз подтвердил, что главным средством нанесения удара в бою являлась крупнокалиберная артиллерия, которая и решила исход сражения. Артиллерия среднего калибра в связи с ростом боевой дистанции не оправдала себя. Выявилась необходимость выработки новых, более совершенных способов управления артиллерийским огнем, а также возможность использования торпедного оружия с миноносцев в дневных и ночных условиях для развития успеха, достигнутого в артиллерийском бою. Увеличение пробивной способности бронебойных и разрушительного действия фугасных снарядов потребовало увеличения площади бронирования борта корабля и усиления горизонтальной брони. Боевой порядок флота — однокильватерная колонна с большим числом кораблей — не оправдал себя, так как затруднял использование оружия и управление силами в бою. Появление радио увеличило возможности связи и управление силами на расстоянии до 100 миль.

Использованы материалы книги: «Сто великих битв», М. «Вече», 2002


Литература

1. Быков П.Д- Сражение у о. Цусима // Русское военно-морское искусство. Сб. ст. / Отв. ред. Р.Н. Мордвинов. — М., 1951. С. 348—367.

2. История военно-морского искусства / Отв. ред. Н.А. Питерский. — М., 1953. — Т.З. — С. 66-67.

3. История русско-японской войны 1904—1905 гг. / Под ред. И.И. Ростунова. — М., 1977. С. 324-348.

4. Киличенков А. Ошибка Того и последний шанс адмирала Рожественского. [О тактике морского сражения при Цусиме, 1905]. // Морской сборник. — 1990. -№ 3.-С. 80-84.

5. Морской атлас. Описания к картам. — М., 1959. — Т.З, ч. 1. — С. 698-704.

6. Морской атлас / Отв. ред. Г.И. Левченко. — М., 1958. — Т.З, ч. 1. — Л. 34.

7. Русско-японская война 1904—1905 гг. Работа военно-исторической комиссии по описанию русско-японской войны. —T.I—9. —СПб., 1910.

8. Русско-японская война 1904—1905 гг. Работа военно-исторической комиссии по описанию действий флота в войну 1904—1905 гг. при Морском ген. Штабе. — КН.1-4, 6, 7. — СПб.-Пг., 1912-1917.

9. Смирнов М.И. Цусима. (Сражение в Корейском проливе 14—15 / V 1905.) — СПб., 1913.

10. Советская военная энциклопедия: В 8-й т. / Гл. ред. комис. Н.В. Огарков (пред.) и др. — М., 1980. — Т.8. — С. 437—438.

11. Строков А.А. История военного искусства. — СПб., 1995. — Т.5. — С. 138-140. 

Карты боевых действий русско-японской войны

1. Русско-японская война. Общий ход военных действий. 8.2.1904-5.9.1905

2.Чемульпинский морской бой. 9.2.1904

3.Сражение на р.Ялу. 1.5.1904

4.Боевые действия на подступах к Порт-Артуру. 25.5-8.7.1904

5.Сражение при Вафангоу. 14-15.6.1904

6.Морской бой в Корейском проливе. 14.8.1904

7.Первый штурм Порт-Артура. 19-24.8.1904

8.Бои на подступах к Ляояну. 24-26.8.1904

9.Ляоянское сражение. 30.8-3.9.1904

10.Сражение на р.Шахе. Наступление русских войск. 5-10.10.1904

11.Сражение на р.Шахе. Контрнаступление японских войск. 10-17.10.1904

12.Оборона Порт-Артура. 19.09.1904-2.1.1905

13. Сражение при Сандепу. 25-28.1.1905

14.Мукденское сражение. 19.2-10.3.1905

15.Цусимское сражение. Боевые действия 27.05.1905

16.Цусимское сражение. Боевые действия 28.05.1905

Далее читайте:

Война в контексте мировой политики.

Русско-японская война 1904 — 1905 годов (хронологическая таблица).

Оборона Порт-Артура (подробная хроника сражения и его анализ).

 

 

Битва при Цусимском проливе

В 1905 году японский адмирал, возомнивший себя реинкарнацией Горацио Нельсона, вел вековую битву против русского флота в Цусимском проливе

В ночь с 26 на 27 мая 1905 года

два боевых флота — один русский, другой японский — направились к Цусимскому проливу, восточному каналу Корейского пролива между этой страной и Японией.

Командующий русскими, вице-адмирал Зиновий Рожественский, отчаянно хотел избежать контакта и безопасно ввести свои корабли во Владивосток, главный военно-морской порт его страны в Тихом океане. Его японский коллега, адмирал Хейхатиро Того, был полон решимости найти, атаковать и уничтожить русский флот и тем самым положить конец русско-японской войне в пользу своей страны.

Heihachiro Togo

Надежды Рожественского избежать боя вскоре рухнули. Последовавшее столкновение — первое столкновение между флотами современных стальных линкоров — должно было стать таким же определяющим моментом в военно-морской, политической и дипломатической истории 20-го века, как битва при Трафальгаре столетием ранее. К тому времени, когда дым рассеялся, имперская Россия невольно уступила как свое военно-морское господство, так и значительное политическое влияние на Дальнем Востоке только что возродившейся и экспансионистской имперской Японии.

С февраля 1904 г. по сентябрь 1905 г. Русско-японская война была сосредоточена на соперничающих экспансионистских амбициях, вспыхивающих из-за того, какая нация будет доминировать в Маньчжурии и Корее. Россия отчаянно нуждалась в собственном тепловодном порту в Тихом океане, в то время как Япония хотела расширить сферу своего влияния к северу от своих родных островов.

Переговоры между двумя странами, которые предлагали контроль России над Маньчжурией и японскую гегемонию над Кореей, в конечном итоге провалились, вызвав первую крупную войну 20-го века. Военные действия начались, когда японцы предприняли внезапную атаку, попытались заблокировать, а затем осадили русскую базу в Порт-Артуре на Ляодунском полуострове. Последующие морские столкновения, все из которых были выиграны Японией, завершились 10 и 19 августа.04, Битва в Желтом море, стратегическая победа Японии, хотя тактически безрезультатная.

Российский Тихоокеанский флот был значительно ослаблен этой битвой и продолжающейся осадой Порт-Артура. Если бы он остался на войне, ему потребовалось бы подкрепление. Царь Николай II и его советники решили направить большую часть Балтийского флота (впоследствии названного Второй Тихоокеанской эскадрой) на Дальний Восток. Рожественский, назначенный командовать флотилией, был уважаемым ветераном русско-турецкой войны 1877–1878 годов и бывшим начальником имперского российского военно-морского штаба. Он также был известен вспыльчивым характером, который наводил ужас на подчиненных.

К сожалению, хаотичное семимесячное путешествие на Дальний Восток лишь высветило неэффективность России. Однажды туманной октябрьской ночью, проходя через Доггер-Бэнк в Северном море, эскадра прошла среди британских рыболовных судов, которые корректировщики ошибочно идентифицировали как японские торпедные катера. Русские открыли огонь, потопив один траулер, повредив четыре других, убив двух рыбаков, ранив полдюжины других и в процессе чуть не спровоцировав войну с Великобританией. Дальнейшее замешательство последовало, когда военные корабли открыли огонь друг по другу, что привело к новым жертвам и повреждениям.

Зиновий Рожественский

К моменту, когда следующей весной эскадрилья достигла Дальнего Востока, она была в плачевном состоянии и уж точно не боеспособной. Большинство из его 11 линкоров, восьми крейсеров, кораблей поддержки и вспомогательных кораблей прошли 18 000 морских миль через мыс Доброй Надежды и залив Камрань во французском Индокитае (современный Вьетнам) и нуждались в капитальном переоборудовании. Путешествие также оказалось тяжелым для членов экипажа, оставив их утомленными и деморализованными. Что еще более важно, только четыре русских линкора относились к новейшему типу «Бородино», основанному на удачной французской конструкции. И даже эти суда — «Бородино», «Князь Суваров», «Орел» и «Император Александр III» — не были готовы к бою в полную силу, так как укомплектованы новыми, плохо обученными экипажами. Остальные семь линкоров были старше и менее технически совершенны.

К несчастью для русских, их противники приведут в бой как более совершенные корабли, так и гораздо более компетентного командира.

Выйдя из самоизоляции в середине 19 века, Япония приступила к быстрой модернизации своих вооруженных сил. Частью этих усилий было развитие современного боевого флота на основе доктрин американского историка, морского офицера и стратега Альфреда Тайера Махана. Единственная цель принципов Мэхэна была предельно проста — господство на море посредством нейтрализации или уничтожения вражеского флота.

Япония приступила к созданию современного морского флота с нуля, опираясь в основном на современные суда, построенные либо на британских верфях, либо на месте по британским спецификациям. Корабли новой постройки были оснащены высокотехнологичными орудиями, боеприпасами, дальномерами, радиостанциями и другим оборудованием. Их экипажи, в основном обученные британцами, были дисциплинированными, компетентными и высоко мотивированными. К моменту выхода русской эскадры на Тихий океан Объединенный флот Императорского флота Японии насчитывал пять современных линкоров, 27 крейсеров, 21 эсминец и несколько десятков торпедных катеров.

Не менее важным для Японии был человек, который будет командовать флотом в бою против русских. В начале русско-японской войны адмирал Хейхачиро Того, которому исполнилось 56 лет, провел большую часть своего профессионального становления в британском Королевском флоте. Это время включало академическую работу, время в море на борту различных военных кораблей и работу инспектором при строительстве одного из трех линкоров, строящихся для Японии на британских верфях. В результате своего семилетнего пребывания в Великобритании Того приобрел большую часть культуры и профессионализма Королевского флота и в конечном итоге увидел, что следует за своим военно-морским героем, адмиралом 9.0003 Горацио Нельсон . Того командовал крейсером «Нанива» в битве на реке Ялу во время Первой китайско-японской войны 1894–1895 годов. Позже он служил комендантом Военно-морского училища в Токио, а в 1903 году был назначен главнокомандующим Объединенным флотом. В следующем году Того повел флот в сражения против русских в Порт-Артуре и Желтом море, в каждом из которых он продемонстрировал врожденное понимание современной морской войны.

Это был талант, который он вскоре раскроет перед своим русским коллегой.

Подойдя к Цусиме , Рожественский надеялся воспользоваться густым туманом, с которым столкнулись русские корабли, чтобы уклониться от японцев и незаметно проскользнуть в гавань Владивостока. Однако это оказалось тщетной надеждой. Патрульный японский вспомогательный крейсер «Синано Мару» увидел навигационные огни госпитального корабля «Орел» в тылу русской линии и впоследствии опознал в темноте профили русских военных кораблей. Капитан крейсера по рации сообщил о позиции противника Того, который отплыл на перехват русских. Это был первый случай оперативного использования беспроводных сигналов военными кораблями.

«Когда неприятельский флот впервые появился в южных морях, наши эскадры, повинуясь имперскому командованию, приняли стратегию ожидания его и нанесения удара по нему в наших родных водах», — позже писал Того. «Поэтому мы сосредоточили наши силы у Корейского пролива». Непрерывные радиосообщения из Синано-Мару направляли большой японский флот к русским, и при дневном свете туман рассеялся, обеспечив видимость в 5 миль. К полудню 27-го оба флота могли видеть друг друга.

При сближении с противником Того провел классический военно-морской маневр, известный как «пересечение Т», выстроив свои корабли в линию за кормой через фронт русского соединения на расстоянии 7500 ярдов. Это позволяло основному вооружению каждого японского корабля располагаться в авангарде русской линии, в то время как корабли Рожественского могли размещать только носовые орудия. Японская тактика в сочетании с их лучшими знаниями и техникой стрельбы дала артиллеристам Того возможность поражать свои цели более точно и на больших дистанциях, чем их противники. Когда стрельба вот-вот должна была начаться, Того послал сигнал, напоминающий Нельсон на Трафальгаре : «Судьба империи зависит от исхода этой битвы — пусть каждый сделает все возможное».

Поначалу Рожественский находился в невыгодном положении из-за построения своей флотилии кормой и необходимости защищать свои медленные и громоздкие корабли снабжения, но в конце концов Рожественский смог повернуть свою эскадру в боевую линию, параллельную японцам, что позволило большинству его кораблей орудия для стрельбы по врагу. К тому времени японцы сосредоточили свой огонь на российском флагмане «Князь Суворов», который неоднократно подвергался ударам и затонул после попытки отхода. Та же участь постигла броненосец «Ослябя». Рожественский, раненный осколком на борту «Князя Суворова», переведен на эсминец «Буйный» и передал командование эскадрой контр-адмиралу Николаю Небогатову на броненосец «Император Николай I».0009

Смена руководства мало что изменила в ходе битвы. Японские корабли были оснащены новейшими артиллерийскими дальномерами Barr & Stroud британского производства, которые имели большую дальность действия и обеспечивали более высокую скорострельность и гораздо лучшую точность, чем русские прицельные приспособления, которые в основном датировались 1880-ми годами. По мере того, как бушевал бой, русские линкоры «Бородино» и «Император Александр III» неоднократно получали удары и были серьезно повреждены, в результате чего они выпали из боевого порядка и в конечном итоге затонули.

«Казалось невозможным даже сосчитать количество снарядов, поразивших нас, — вспоминал капитан Владимир Семенов из «Князя Суварова». «Я не только никогда раньше не был свидетелем такого пожара, но и не мог себе представить ничего подобного. Снаряды, казалось, сыпались на нас непрестанно, один за другим… Стальные листы и надстройка на верхних палубах были разорваны на куски, осколки причинили много жертв. Железные лестницы смялись в кольца, а пушки буквально вылетели из своих креплений… Вдобавок к этому была необыкновенно высокая температура и жидкое пламя взрыва, которое, казалось, растекалось по всему. Я действительно видел, как стальная пластина загорелась от взрыва».

Основное сражение между русским и японским флотом в основном закончилось к закату, первый потерял четыре линкора, потопленных, а другие сильно повреждены. Серьезных потерь японцы не понесли. С наступлением темноты большая часть уцелевших русских боевых кораблей отчаянно двинулась к Владивостоку. Но Того еще не закончил с ними — он приказал своим многочисленным эсминцам и торпедным катерам продолжать атаку.

В те дни, когда еще не было радаров, ни один из флотов неизбежно не обладал сплоченностью или координацией, и ночные атаки быстро превратились в хаотичную серию стычек между кораблями. Несколько японских кораблей столкнулись друг с другом, а некоторые российские корабли добавили себе страданий, включив прожекторы, чтобы обнаружить нападавших. Это только помогло выявить их собственные позиции, что сделало их легкой мишенью для японских торпедных атак. К утру русские потеряли еще два линкора и два броненосных крейсера при потере всего трех японских торпедных катеров. Потери русских включали линкор «Наварин». Оставшись мертвым в воде в результате подрыва на мине, он был поражен четырьмя торпедами, перевернулся и затонул. Только трое из почти 700 человек экипажа дожили до того, чтобы рассказать об этом.

Линкор «Сиссой Великий», уже пылавший в результате перестрелки между боевыми флотами, получил попадание торпеды, повредившее его винты и руль направления. Попытка высадить затонувшее судно у острова Цусима была сорвана из-за прибытия двух японских крейсеров, что побудило русского капитана сдать свой корабль, который тут же затонул. Также жертвой японских торпед стал броненосный крейсер «Владимир Мономах», а японский эсминец столкнулся с броненосным крейсером «Адмирал Кахимов». Капитаны обоих подбитых боевых кораблей приказали затопить их после рассвета.

Тем временем Небогатов продолжил движение на север к Владивостоку с шестью оставшимися кораблями, но Того поймал их у восточного побережья Кореи у острова Такэсима. Понимая, что дальнейшие боевые действия бесполезны перед лицом уже превосходящих сил японцев, Небогатов сдался. Отказавшись от приказа, капитан крейсера «Изумруд» бежал со своим кораблем, хотя позже судно село на мель у берегов Сибири, и капитан приказал его затопить.

Из других рассеянных русских судов, не участвовавших в капитуляции, большинство было поймано и потоплено японцами. Однако трем кораблям все-таки удалось добраться до Владивостока, а еще несколько, в том числе крейсер «Аврора», были интернированы в нейтральных портах.

Сокрушительное поражение русских при Цусиме побудило правительство царя Николая II, справедливо опасавшееся революции на фоне непопулярности войны и растущих беспорядков в тылу, просить мира. Их экономика серьезно пострадала от конфликта, японцы сами были готовы прекратить боевые действия. Соответственно, Токио обратился за помощью к президенту США Теодору Рузвельту, которого попросили организовать мирную конференцию. Мероприятие проходило на Портсмутской военно-морской верфи в Киттери, штат Мэн, и завершилось 19 сентября.05 Портсмутский договор, положивший конец войне. Международное сообщество признало роль Рузвельта в заключении мира путем переговоров, и в 1906 году он был удостоен Нобелевской премии мира. реинкарнация Горацио Нельсона».

Как отмечается в секретной истории русско-японской войны Британского адмиралтейства, написанной в 1915 году выдающимся британским военно-морским историком и стратегом сэром Джулианом Корбеттом, Цусимское сражение сделало Японию одновременно крупной морской державой и передовой державой в Дальний Восток. Это также способствовало развитию экспансионистских устремлений Токио. «Так завершилась, пожалуй, самая решительная и полная морская победа в истории», — писал Корбетт. «Ни одно крупное японское подразделение не получило серьезных повреждений, затонуло только три торпедных катера. Сто семнадцать японских солдат и офицеров были убиты и 583 ранены. С российской стороны 12 крупных соединений, четыре эсминца и три вспомогательных корабля были потоплены или затоплены после выведения из строя, а четыре основных соединения и эсминец захвачены. Из всего пестрого, но внушительного отряда Рожественского до Владивостока дошли лишь одна вооруженная яхта и два эсминца. Потери были ужасные, в худших русских традициях: 4830 убитых, 5,907 пленных, 1862 интернированных… Ни в одной из наиболее успешных [Британии] войн мы не получали такого почти абсолютного господства на море, как то, которым сейчас обладает Япония».

Цусимская битва имела длительные последствия. Благодаря своей военно-морской доблести Япония считала себя одной из передовых наций мира и ведущей державой в Восточной Азии. Токио получил международное признание как обладающий шестым по мощи военно-морским флотом в мире. Успехи этого флота в русско-японской войне в сочетании с успехами японской армии на берегу укрепили среди японцев широко распространенную веру в превосходство своей страны. Такое восприятие, вероятно, способствовало несдержанному и жестокому поведению Японии в Китае в 19-м веке.30-х годов и, в конечном счете, до нападения на Перл-Харбор в 1941 году.

Столь же значительным было негативное влияние битвы на имперскую Россию. Потеряв свою военно-морскую мощь на Дальнем Востоке, он понес огромную потерю лица как в Азии, так и в Европе. Среди потенциальных противников особенно осмелели Австро-Венгрия и Германия. Более того, это поражение способствовало росту беспорядков на русском флоте, вылившихся в мятежи в Севастополе, Владивостоке и Кронштадте и 19-й дивизии.05 Потемкинское восстание. Они, в свою очередь, были фоновыми факторами революций 1917 года и последующей гражданской войны в России.

Как указывает израильский историк Ротем Коунер в своей книге 2006 года « Влияние русско-японской войны », Цусима обосновал доводы Махана о решающем значении линкора. Это подтвердило превосходство огневой мощи и скорости, повлияло на конструкцию военного корабля и послужило толчком к созданию дредноута HMS первого морского лорда адмирала Джона «Джеки» Фишера. С вводом в эксплуатацию в 1906, этот первый полностью крупнопушечный линкор сразу же сделал существующие боевые корабли устаревшими.

Необычайным примечанием к Цусиме является то, что два корабля, сражавшихся почти 125 лет назад, сохранились и открыты для публики. И флагман Того, линкор «Микаса» в Йокосуке, и российский крейсер «Аврора» в Санкт-Петербург являются кораблями-музеями. У «Авроры» есть еще одна и более символическая претензия на славу — или, возможно, дурную славу — как корабля, который в 1917 году выстрелил из полубака в пределах слышимости Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, сигнализируя о начале Октябрьской революции. MH

Алан Джордж — британский журналист, историк и бывший сотрудник пресс-службы Министерства обороны Великобритании, который плавал с оперативной группой, которая отбила Фолклендские острова у Аргентины в 1982 году. Для дальнейшего чтения он рекомендует «Большие действия флота» Эрика Гроува. ; «Цусимское сражение» капитана Владимира Семенова; и «Морские операции в русско-японской войне 1904–1905 гг.» Джулиана С. Корбетта.

Эта статья была опубликована в выпуске журнала 9 за январь 2022 г.0003 Военно-исторический журнал . Чтобы узнать больше, звоните по номеру и заходите к нам на Facebook.

Окончание Цусимской битвы, 1905 г. – важные события

Перейти к содержимому

Предыдущий Следующий

Поделись!


«Когда приходит гордость, приходит бесчестие, а со смирением приходит мудрость». —Притчи 11:2

Военная история Дальнего Востока не имела большого резонанса и изучения на Западе до ХХ века. Япония не была открыта для контактов с Западом до 1850-х годов, а Китай оставался легендарной, но закрытой страной для большинства американцев. Европейцы добились большего успеха в торговле с Востоком, чем США, но «военная история Востока» оставалась малоизвестной. В 1905 января интерес к битве при Цусимском проливе резко изменился, она вошла в список самых значительных сражений 20-го века и заняла свое место в ряду важнейших военных сражений в истории. Это морское сражение между Россией и Японией, безусловно, сыграло важную роль в стратегическом мышлении японцев тридцать шесть лет спустя при нападении на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года.


Адмирал Того Хейхачиро на мостике линкора0134
, когда началась Цусимская битва, 27 мая 1905 года

В ходе короткой войны 1894-95 годов Япония завоевала Корею и Ляодунский полуостров в Китае, включая Порт-Артур. Европейцы отреагировали быстро и вынудили японцев отказаться от своих территориальных завоеваний, что было оскорблением в «основанном на чести» обществе, особенно исходящим от европейцев, которые смотрели на японцев свысока как на неполноценную страну со странными культурными традициями и врожденной враждебностью к не- Японский. После того, как Япония уступила требованиям вернуть территорию Китаю, русские тут же вмешались и вымогали права на строительство Транссибирской железной дороги через Маньчжурию в Порт-Артур, что привело японцев в ярость. Когда с Китаем было заключено торговое соглашение «Открытых дверей», Япония увидела возможность получить доступ к сырью, столь изобилующему в Маньчжурии, без которого бедная ресурсами Япония не могла бы продолжать свой промышленный рост. Россия отказала в доступе и ввела войска для обеспечения собственного контроля.


Потерпевшие крушение русские корабли в Порт-Артуре после битвы при Порт-Артуре, произошедшей 8–9 февраля 1904 г. и ознаменовавшей начало русско-японской войны

Японии надоело русское двуличие; Адмирал Того Хейхатиро атаковал русский флот эсминцами и торпедными катерами в Порт-Артуре и Инчхоне, высадив армию в последнем месте, чтобы начать захват Маньчжурии. Русско-японская война разразилась не на шутку. Чтобы отомстить за потерю своей Тихоокеанской эскадры, царь Николай II отправил по всему миру пять дивизий российского Балтийского флота, в том числе одиннадцать из его тринадцати линкоров, под командованием адмирала Зиновия Рождественского, чтобы уничтожить выскочку-японцев. Кампания, безусловно, вошла в историю.


Маршал-Адмирал Tōgō Heihachirō (1848-1934)


Nicholas II, Царь России (1868-1918)


Admiral Zinovy ​​Rozhestvensky (1848-1909)

6669999999 года. Британские рыболовные суда у Доггер-Бэнк в Северном море и, думая, что это могут быть японские канонерские лодки, открыли огонь, потопив одно и убив несколько рыбаков; они даже по ошибке обстреляли некоторые из своих кораблей, но плохая артиллерийская стрельба ограничила человеческие жертвы. Русские дипломаты изо всех сил пытались помешать Англии объявить войну России! Из-за нехватки угля флоту потребовалось шесть месяцев, чтобы добраться до Цусимского пролива. Сообщается, что они также останавливались вдоль африканского побережья и собирали экзотических животных, чтобы забрать их в Россию. Японский флот поджидал в засаде, уступая по численности, но гораздо быстрее по тактике развертывания, а по техническим навыкам более современно и точно.


Инцидент в Доггер-банке произошел в ночь с 21 на 22 октября 1904 года.

В течение шести месяцев подготовки после начальных сражений адмирал Того постоянно тренировал свои экипажи, улучшал боеприпасы своих больших орудий и размещал свои четыре линкоры, восемь крейсеров, двадцать один эсминец и шестьдесят торпедных катеров вблизи Кореи, откуда они могли устремиться к наиболее выгодным направлениям атаки. Он также использовал новую сеть беспроводной связи, чтобы быть в курсе приближения врага. 27 мая пикетный корабль предупредил Того о том, что русский флот плывет во Владивосток, не рассчитывая на бой, недалеко от небольшого острова Цусима.


Mikasa — линкор до дредноута, построенный для Императорского флота Японии (IJN) в конце 1890-х годов и служивший флагманом вице-адмирала Того Хейхачиро на протяжении Русско-японской войны 1904–1905 годов, включая битву при Порт-Артур на второй день войны и битвы на Желтом море и Цусима

Того на своем флагманском корабле Mikasa вел линкоры через колонну русских кораблей (известную как «переправа Т»), где его большие корабли могли вести полный залп, а русские стреляли только из носовых орудий. Когда русский адмирал попытался маневрировать своими кораблями, чтобы дать ответный залп, более быстрые японские корабли бросились в сторону и нанесли удары по вражеским линкорам. Японский офицер вспоминал, что «после первых двадцати минут русские, казалось, разлетелись на куски, а их стрельба стала дикой и почти безвредной». Сам адмирал Рождественский был дважды ранен и приказал своему заместителю провести как можно больше кораблей через проливы в безопасное место. Только один крейсер и два эсминца дожили до входа во Владивосток. Цусимский пролив был самым решающим морским сражением флота со времен Трафальгара девяносто лет назад. Ценой около 1000 жертв, понесенных японцами, они уничтожили русский флот и стоили им более 10 000 жертв.


Адмирал Того навещает раненого адмирала Рождественского в японском госпитале после битвы


Переговоры по Портсмутскому договору, 5 сентября 1905 года, Портсмутская военно-морская верфь в Портсмуте, штат Нью-Гэмпшир. Слева направо: русские с дальней стороны стола — Коростовец, Набоков, Витте, Розен, Плансон; а японцы с ближней стороны стола — Адачи, Очиай, Комура, Такахира, Сато

Япония, однако, показала миру, что они являются тихоокеанской военно-морской державой, к которой следует относиться очень серьезно. Насколько серьезно это станет известно тридцать шесть лет спустя в Перл-Харборе.


Дополнительную информацию о битве можно найти в интернет-статьях или книгах, таких как 100 решающих сражений с древних времен до наших дней Пола К. Дэвиса.


Кредиты изображений: 1 Адмирал Тёгу на Mikasa (Wikipedia.org) 2 Port Arthur (Wikipedia.org) 3 Admiral tōgō heihachirō (wikipedia.orgehipediaReshipedEs.orhipedEs.orhipedEs.orhipedEs.orhipedEs.orhipedEs.orhipedEs.OrheS. (Wikipedia.org) 6 Инцидент с собакой (Wikipedia.org) 7  Микаса  (Wikipedia.org) 8 Того посещает Рожественский (Wikipedia.org) 9 Цусимская битва (Wikipedia.org) 10 Портсмутский договор (Wikipedia.org)


Поделись!

Поиск:

Последние сообщения

  • Смерть Льва Толстого, 1910 г. 22 ноября 2022 г.
  • Наследие Роберта Фэрли из Эдинбурга, 1572 г. 14 ноября 2022 г.
  • Крушение Эдмунд Фицджеральд , 1975 г. 8 ноября 2022 г.
  • Рождение Теодора Рузвельта, 1858 г. 24 октября 2022 г.
  • Победа при Йорктауне, 1781 г. 17 октября 2022 г.
  • Вождь Джозеф Сдается, 1877 г. 3 октября 2022 г.
  • Великое возрождение Ямайки, 1860 г. 29 сентября, 2022 г.
  • Родился Синдзо Абэ, премьер-министр Японии, 1954 г. 19 сентября 2022 г.
  • Герцог Мальборо побеждает при Мальплаке, 1709 г. 13 сентября 2022 г.
  • Болезнь преследует экспедицию в Нигер, 1841 г. 5 сентября 2022 г.

Архивы блогов

Архивы блогов Выберите месяц ноябрь 2022 (3) октябрь 2022 (3) сентябрь 2022 (4) август 2022 (5) июль 2022 (4) июнь 2022 (4) май 2022 (4) апрель 2022 (4) март 2022 (4) февраль 2022 ( 4) январь 2022 г. (4) декабрь 2021 г. (4) ноябрь 2021 г. (4) октябрь 2021 г. (5) сентябрь 2021 г. (1) август 2021 г. (5) июль 2021 г. (4) июнь 2021 г. (6) май 2021 г. (4) апрель 2021 г. ( 5) март 2021 г. (4) февраль 2021 г. (5) январь 2021 г. (4) декабрь 2020 г. (4) ноябрь 2020 г. (5) октябрь 2020 г. (4) сентябрь 2020 г. (4) август 2020 г. (8) июль 2020 г. (5) июнь 2020 г. ( 5) май 2020 г. (4) апрель 2020 г. (4) март 2020 г. (5) февраль 2020 г. (4) январь 2020 г. (4) декабрь 2019 г.(6) ноябрь 2019 г. (3) октябрь 2019 г. (4) сентябрь 2019 г. (5) август 2019 г. (4) июль 2019 г. (5) июнь 2019 г. (4) май 2019 г. (4) апрель 2019 г. (6) март 2019 г. (4) февраль 2019 г. (4) январь 2019 г. (4) декабрь 2018 г. (5) ноябрь 2018 г. (4) октябрь 2018 г. (6) сентябрь 2018 г. (4) август 2018 г. (4) июль 2018 г. (6) июнь 2018 г. (5) май 2018 г. (4) апрель 2018 г. (5) март 2018 г. (4) февраль 2018 г. (4) январь 2018 г. (5) декабрь 2017 г. (4) ноябрь 2017 г. (4) октябрь 2017 г. (5) сентябрь 2017 г. (4) август 2017 г. (4) июль 2017 г. (5) июнь 2017 г. (4) май 2017 г. (4) апрель 2017 г. (5) март 2017 г. (5) февраль 2017 г. (5) январь 2017 г. (5) декабрь 2016 г. (4) ноябрь 2016 г. (2) сентябрь 2016 г. (4) август 2016 г. (1) июнь 2016 г. (1) май 2016 г. (2) март 2016 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *