Когда правил алексей михайлович: Исторический парк «Россия – Моя история»

АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ • Большая российская энциклопедия

Авторы: И. Л. Андреев

АЛЕКСЕ́Й МИХА́ЙЛОВИЧ [9(19).3.1629, Мо­ск­ва – 29.1(8.2).1676, там же], рус. царь из ди­на­стии Ро­ма­но­вых, вен­чан на цар­ст­во 28.9(8.10).1645. Сын ца­ря Ми­хаи­ла Фё­до­ро­ви­ча; отец ца­рей Фё­до­ра Алек­сее­ви­ча, Ива­на V Алек­сее­ви­ча, ца­рев­ны Со­фьи Алек­се­ев­ны (от пер­во­го бра­ка с М. И. Ми­ло­слав­ской, про­ис­хо­див­шей из ро­да Ми­ло­слав­ских) и Пет­ра I (от 2-го бра­ка с Н. К. На­рыш­ки­ной).

Царь Алексей Михайлович. Фрагмент иконы «Владимирская Богоматерь» («Древо государства Московского») работы Симона Ушакова из церкви Троицы в Никитниках (Москва). 1668.

На фор­ми­ро­ва­ние ми­ро­воз­зре­ния А. М. по­влия­ли идеи ре­лиг.-нравств. со­вер­шен­ст­во­ва­ния лич­но­сти и об­ще­ст­ва, рас­про­стра­нив­шие­ся по­сле Смут­но­го вре­ме­ни. В кон. 1640-х гг. он сбли­зил­ся с «Круж­ком рев­ни­те­лей бла­го­чес­тия», вы­сту­пав­шим за ис­прав­ле­ние цер­ков­ных «не­уст­ройств» и ре­лиг. бла­го­чес­тие (глава кружка – ду­хов­ный отец А. М., про­то­поп Бла­го­ве­щен­ско­го со­бо­ра Сте­фан Во­ни­фать­ев). В пер­вые го­ды царст­во­ва­ния А. М. за­ви­сел от сво­его вос­пи­та­те­ля, боя­ри­на Б. И. Мо­ро­зо­ва, и поч­ти не вме­ши­вал­ся в управ­ле­ние го­су­дар­ством. Со­ля­ной бунт 1648, на­прав­лен­ный про­тив пра­ви­тель­ст­ва Мо­ро­зо­ва, за­ставил ца­ря из­ме­нить внутр. по­ли­ти­ку. А. М. уча­ст­во­вал в со­став­ле­нии и ут­вер­жде­нии Со­бор­но­го уло­же­ния 1649, ко­то­рое ко­ди­фи­ци­ро­ва­ло пра­во и ста­ло нор­ма­тив­ной ос­но­вой для даль­ней­ше­го уп­ро­че­ния кре­по­ст­нич. от­но­ше­ний и аб­со­лю­тиз­ма. В прав­ле­ние А. М. «уга­са­ла» дея­тель­ность Зем­ских со­бо­ров и па­да­ла роль Бо­яр­ской ду­мы. Од­но­вре­мен­но воз­рас­та­ло зна­че­ние при­каз­ной бю­ро­кра­тии. Его со­ци­аль­ная по­ли­ти­ка бы­ла на­прав­ле­на на кон­со­ли­да­цию дво­рян­ства и вы­дви­же­ние но­вых тре­бо­ва­ний к дво­рян­ской служ­бе, свя­зан­ных с уве­ли­че­ни­ем чис­ла пол­ков но­во­го строя. В эко­но­мич. по­ли­ти­ке при А. М. уп­рочи­лись эле­мен­ты про­тек­цио­низ­ма и меркан­ти­лиз­ма (Тор­го­вый ус­тав 1653, Но­во­тор­го­вый ус­тав 1667). В прав­ле­ние А. М. про­дол­жа­лось ак­тив­ное ос­вое­ние Си­би­ри, от­крыт про­лив ме­ж­ду Ев­ра­зией и Сев. Аме­ри­кой экс­пе­ди­ци­ей С. И. Деж­нё­ва (1648, од­на­ко его от­чёт об экс­пе­ди­ции стал из­вес­тен лишь в 18 в.), ос­но­ван ряд го­ро­дов, в т. ч. Ир­кутск (1652), Нер­чинск (1653), Верх­не­удинск (1666).

При А. М. на­чал­ся рас­кол в Рус. церк­ви. Под­дер­жи­вая цер­ков­ную ре­фор­му пат­ри­ар­ха Ни­ко­на, царь пре­сле­до­вал и су­гу­бо по­ли­тич. це­ли: сбли­же­ние Рус­ской и Гре­че­ской церк­вей, с точ­ки зрения А. М., бы­ло не­об­хо­ди­мой пред­посыл­кой рос­та ав­то­ри­те­та Рус. гос-ва сре­ди пра­во­слав­ных на­ро­дов (в пер­вую оче­редь на­се­ле­ния Ук­раи­ны и Бе­ло­рус­сии). В 1658 он ра­зо­рвал от­но­ше­ния с Ни­ко­ном из-за не­по­мер­но­го вла­сто­лю­бия и тео­кра­тич. при­тя­за­ний пат­ри­ар­ха. На цер­ков­ном со­бо­ре 1666 А.  М. вы­сту­пал од­ним из гл. об­ви­ни­те­лей пат­ри­ар­ха. Ре­ак­ци­ей на цер­ков­ную по­ли­ти­ку А. М. ста­ло Со­ло­вец­кое вос­ста­ние 1667–76, по­дав­лен­ное пра­ви­тельств. вой­ска­ми.

Наи­бо­лее зна­чит. внеш­не­по­ли­тич. ус­пе­хом А. М. ста­ло воз­вра­ще­ние ут­ра­чен­ных по Де­улин­ско­му пе­ре­ми­рию 1618 и По­ля­нов­ско­му ми­ру 1634 зе­мель и при­сое­ди­не­ние Ле­во­бе­реж­ной Ук­раи­ны по Ан­д­ру­сов­ско­му пе­ре­ми­рию 1667, за­вер­шив­ше­му рус.-польск. вой­ну 1654–1667 (см. в ст. Рус­ско-поль­ские вой­ны 17 в.), в ко­то­рой царь при­нял лич­ное уча­стие (напр., в оса­де и взя­тии Смо­лен­ска). Это на­шло от­ра­же­ние в из­ме­не­нии цар­ско­го ти­ту­ла, к ко­то­ро­му в сер. 1650-х гг. до­ба­ви­лись сло­ва «…Ма­лыя и Бе­лыя Ро­сии са­мо­дер­жец…». Вме­сте с тем его по­пыт­ка до­бить­ся вы­хо­да к Бал­тий­ско­му м. в 1656–58 за­кон­чи­лась не­удач­но (см. в ст. Рус­ско-швед­ские вой­ны).

Фор­му­ли­руя осн. прин­ци­пы гос. дея­тель­но­сти, А. М. тре­бо­вал от под­дан­ных стро­го­го вы­пол­не­ния сво­их обя­зан­но­стей, оп­ре­де­лён­ных «чи­ном» (со­ци­аль­ным ста­ту­сом че­ло­ве­ка), бес­пре­ко­слов­ной «служ­бы» сво­ему го­су­да­рю. Он пред­став­лял цар­скую власть как бо­го­ус­та­нов­лен­ную и пред­на­зна­чен­ную для то­го, что­бы пра­вить и су­дить «в прав­ду, всем рав­но». Че­ло­век глу­бо­ко ве­рую­щий, А. М. рев­но­ст­но вы­пол­нял ре­лиг. об­ря­ды. Со­вре­мен­ни­ки от­ме­ча­ли ров­ный нрав ца­ря, склон­ность к со­зер­ца­тель­но­сти, ино­гда – вспыль­чи­вость. Бла­го­ду­шие А. М. кон­ча­лось там, где за­тра­ги­ва­лись его пред­став­ле­ния о ро­ли го­су­да­ря и его вла­сти, чем, в ча­ст­но­сти, обу­слов­ле­но уч­ре­ж­де­ние Тай­ных дел при­ка­за (су­ще­ст­во­вал в 1655–76). Во вре­мя Мед­но­го бун­та 1662 А. М. при­ка­зал «би­ти и ру­би­ти до смер­ти» по­встан­цев. Он жес­то­ко по­да­вил Ра­зи­на вос­ста­ние 1670–71. Ши­ро­ко рас­про­стра­нён­ное в мас­со­вом ис­то­рич. соз­нании вос­при­ятие А. М. как «ти­шай­ше­го» ца­ря не­точ­но: Ти­шай­ший – это не ха­рак­те­ри­сти­ка А. М. со­вре­мен­ни­ка­ми, а эле­мент ти­ту­ла, по­лу­чив­ший ог­ра­ни­чен­ное хо­ж­де­ние в па­не­ги­рич. лит-ре и в цер­ков­ной прак­ти­ке.

На А. М. силь­ное воз­дей­ст­вие ока­зали поль­ско-укр.-бе­ло­рус. куль­тур­ные тра­ди­ции, ко­то­рые сфор­ми­ро­ва­ли у не­го свое­об­раз­ное вос­при­ятие ев­роп. куль­ту­ры. Ин­те­рес А. М. к но­во­му про­явил­ся в сфе­ре куль­ту­ры и бы­та: при нём в под­мос­ков­ных цар­ских ре­зи­ден­ци­ях по­строе­ны уни­каль­ный де­рев. дво­рец в Ко­ло­мен­ском, те­атр в Пре­об­ра­жен­ском (1672), сис­те­ма пру­дов и ка­на­лов с мель­ни­ца­ми в Из­май­ло­ве. Лит. на­сле­дие А. М. вклю­ча­ет ча­ст­ную и де­ло­вую пе­ре­пис­ку, ори­ги­наль­ные со­чи­не­ния, от­ли­чаю­щие­ся сю­жет­но­стью, ди­на­миз­мом по­ве­ст­во­ва­ния, бо­га­тые бы­то­вы­ми за­ри­сов­ка­ми. При его уча­стии соз­да­ны но­вая ре­дак­ция «Ска­за­ния об ус­пе­нии Бо­го­ро­ди­цы», а так­же про­дол­жаю­щий тра­ди­ции зап.-ев­роп. охот­ничь­их книг «Уряд­ник… со­коль­ни­чья пу­ти» – кни­га о пра­ви­лах со­ко­ли­ной охо­ты. А. М. – ав­тор «По­вес­ти о пре­став­ле­нии пат­ри­ар­ха Ио­си­фа», или «Ста­тей­но­го спи­ска» (1652), не­за­вер­шён­ных за­ме­ток о рус. -польск. вой­не 1654–67, «По­сла­ния на Со­лов­ки», об­ра­щён­но­го к мо­щам митр. Фи­лип­па (Ко­лы­че­ва) и соз­дан­но­го с опо­рой на тра­ди­ции разл. жан­ров (ора­тор­ской про­зы, «мо­ле­ния» и по­сла­ния).

Укрепление самодержавия. Царский двор при Алексее Михайловиче 7 класс онлайн-подготовка на Ростелеком Лицей

Характерные особенности правления царя

Царь Алексей Михайлович правил Россией с 1645 по 1676 год. Историки единодушны в том, что в это время происходит усиление самодержавной власти. Оно выразилось в том, что замирает деятельность Земских соборов, так как царь уже не нуждался в поддержке сословий для проведения своей политики, а также в том, что государь создает Приказ тайных дел — орган личного надзора царя за всей системой управления.

В это же время растет численность административного аппарата, в армии происходят существенные перемены — на смену дворянскому ополчению идут полки иноземного строя, что увеличило возможности царской власти как во внутренних делах, так и во внешней политике.

Рис. 1. Царь Алексей Михайлович (Источник)

Усиление царской власти несомненно, но характер этой власти, ее сущность, историки оценивают по-разному. Для одних, типологически, российское самодержавие — это разновидность европейского абсолютизма, для других, напротив, царская власть как при Иване Грозном, так и при Петре, типологически ближе к власти турецкого султана, главы Османской империи. Рассмотрим эту проблему более пристально.

В Османской империи власть турецкого султана не была стеснена никаким законом. Он посылал неудобному чиновнику шнурок, на котором тот должен был удавиться.

Не было и аристократии в европейском смысле слова, вчерашний ремесленник по воле султана становился великим визирем и наоборот, мог быть низвергнут султаном обратно вниз. Если султан умирал, то следующий претендент на престол — один из многочисленных сыновей от разных жён султана, всходил на престол и в эту же ночь умерщвлял всех своих братьев, оставляя только одного, на случай смерти государя. Его держали в клетке, и он там жил в довольно сносных условиях, но в полной изоляции от внешнего мира.

Такие порядки весьма далеки от московских обычаев XVII столетия. Поэтому полагаю, что Россия, как христианская страна, была ближе к христианской традиции Европы. Но другое дело, что в России были свои существенные особенности. Они состояли в том, что царская власть не была формально, в законе, ничем стеснена, не было никакого закона, который хоть как-то ограничил бы самодержавную власть. И такой характер царской власти нашел косвенное отражение в русских сказках.

Характеристика русского царя в сказках и библейских сказаниях

Не трудно заметить, что русские сказки живут в XVII веке, весь строй понятий, одежда царя, его бояр, окружающие их стрельцы, царские помещения, все это взято из XVII века. На рисунках Билибина мы видим, как представляли себе художники царский дворец из русских сказок. И действительно, он как бы списан с подлинного дворца Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенское.

Его не случайно именовали восьмым чудом света. Это был огромный комплекс, он был разобран в XVIII веке и восстановлен в недавнее время. В этих русских сказках царь может быть и грозным, но он никогда не проявлял нарочно свою жесткость. Мы помним, как в пушкинской «Сказке о царе Салтане», государь узнает от гонца о том, что его царица родила «неведому зверушку».

«В гневе начал он кудесить и гонца хотел повесить, но, смягчившись на сей раз, дал гонцу такой приказ: «Ждать царева возвращения и законного решения».

Законное решение в данном случае — это не следование букве закона, а ожидание царской милости. Государь может быть грозен, но он так же, как и господь, должен быть бесконечно милостив. Ибо люди XVII века верили, что «сердце царево в руце божьей».

Так сказка Пушкина и заканчивается: «и для радости такой, отпустил он всех домой». Ткачиха, повариха, все их злые козни, все было прощено. Таков характер царской власти в русских сказках.

Рис. 2. Вячеслав Шварц «Шествие патриарха на осляти» (Источник)

Таков он был и в XVII веке. Это можно увидеть через церковно-государственную церемонию — шествие на осляти. Это ежегодное шествие отмечает очень важный для христианской церкви праздник Вход Господень в Иерусалим. На иконах средневековой Руси мы часто видим изображение этого важного события. Оно отмечалось большим шествием за неделю до Пасхи, когда царь в окружении своего двора шел от лобного места к Успенскому собору. Под уздцы царь вел коня, который изображал ту самую ослицу, на которой в Иерусалим въехал Спаситель. А спасителя изображал патриарх.

Это показано на картине Шварца «Шествие на осляти Алексея Михайловича». Государя ведут под руки два боярина, на коне едет патриарх Никон, а справа вверху стоит стрелец, который знаменем готов дать сигнал. Что же это за сигнал?

Иностранцы, которые часто изображали церемонию и в своих описаниях, и в рисунках, запечатлели и вот этот очень важный момент. На рисунке германского посла Мейерберга (1661 год), бывшего в это время в Москве, можно увидеть, что все присутствующие на церемонии падают ниц.

Казалось бы, это очень похоже на двор восточного деспота. Но перед кем упали все присутствующие, вовсе не перед государем, они упали перед Спасителем, которого изображает патриарх, а сам государь, как тогда говорили: «Смиряя высоту свою царскую», пешком ведёт коня «в град спасения».

Таким образом, эта очень важная для русского средневековья церемония показывает, что государь вовсе не стремился к неограниченной беззаконной власти. Его власть была законной, она следовала божьим законам и вот в этом смысле самодержавие не могло считаться восточной деспотией, потому что над государем была высшая правда, которой он должен следовать.

Примечательно, что Петр I затем отменит эту церемонию, потому что он не хотел, чтобы у подданных возникала иллюзия, будто бы что-то или кто-то может быть выше царской власти.

Откуда взялось прозвище царя «Тишайший»

Итак, власть Алексея Михайловича определялась не столько его произволом, его желанием, сколько необходимостью следовать божьей правде, которая выше любого государя. Алексей Михайлович именно так и вел себя.

Не случайно за ним в исторической литературе закрепилось наименование «Тишайший», строго говоря этот титул был применим ещё и к его отцу — Михаилу Федоровичу, его сыну — Федору Алексеевичу, но для нас Тишайшим остаётся в первую очередь царь Алексей Михайлович.

Рис. 3. Царь Федор Алексеевич (Источник)

Слово «Тишайший», в данном случае понималось как противовес смуте и беспорядку и установление такого порядка, который предопределен высшей божьей правдой. Конечно, время Алексея Михайловича — это вовсе не тишина, мы знаем, что в его царствование случилось сначала 2 крупных восстания в самой столице: соляной бунт 1648 года и медный бунт 1662 года. Затем грозное восстание Степана Разина, когда разинцы вышли на Волгу в 1680 году, потрясло страну до основания. И наконец, раскол русской церкви установил в стране вовсе не тишину, а церковную смуту.

И тем не менее сам государь всем своим поведением, жизнью всего двора, он утверждал истину о высшей справедливой власти, как власти тихой и ему отчасти это удалось. Алексей Михайлович действительно не был кротким, во время медного бунта он закричал на восставших, велел их рубить, также вспомним о том, что царь Алексей велел уморить строптивую боярыню Морозову в темнице. Но по отношению к тем поданным, которые были верны присяге, государю, царь Алексей Михайлович вел себя иначе.

Ему случалось драть за бороду боярина, ответ которого ему не понравился, но уже на следующий день Алексей Михайлович посылал к нему гонца с извинением и с подарком. Или ещё один эпизод, описанный в письме самого государя. Алексей Михайлович боролся с опозданием придворных на службу и ввел такой обычай: тем придворным, которые не поспевали к установленному времени, предстояло проходить процедуру: их бросали в пруд и заставляли купаться, а потом Алексей Михайлович звал их к столу. И он заметил, что некоторые ловкие придворные, для того, чтобы выслужиться перед государем и снискать такую высокую честь, нарочно не поспевали на службу и проходили эту очистительную Иордань, как по образу церковного праздника, называл свое наказание государь.

Семья царя Алексея Михайловича

Все сказанное позволяет нам сделать вывод о том, что российское самодержавие XVII столетия было одной из разновидностей европейского абсолютизма. И в этом смысле последующая европеизация в начале XVIII века, при Петре Великом, будет закономерным результатом всего предшествующего развития страны.

Западное влияние в конце царствования Алексея Михайловича проникает в русскую придворную жизнь в связи со второй женитьбой государя на Наталье Нарышкиной.

Первая супруга Алексея Михайловича — Мария Милославская скончалась в 1669 году, многочисленные роды истощили ее организм, она родила 13 детей. Царь Алексей Михайлович очень горевал по своей любимой первой супруге и сочинил в ее честь церковное песнопение, однако к моменту смерти жены ему было всего 40 лет, и он задумал жениться снова. Состоялся настоящий парад невест, десятки красивых девушек были представлены ко дворцу, но царь уже склонялся выбрать вполне определенную невесту. Это была Наталья Кирилловна Нарышкина, которая воспитывалась в покоях жены «ближнего царю» стрелецкого полковника Артамона Сергеевича Матвеева.

Рис. 4. Н. К. Нарышкина (Источник)

Однако многие бояре страшились возвышения Матвеева и на самом заключительном этапе царских смотрин они сумели доставить во дворец ещё одну девушку — Авдотью Беляеву. Она, вероятно, была очень хороша собой, потому что государь стал колебаться, кого выбрать.

В этот решающий момент царских смотрин во дворце появились подметные письма. В них Артамон Матвеев обвинялся в колдовстве. Но государь не поверил и в конце концов склонился в пользу Нарышкиной.

Наталья Нарышкина провела свое детство вместе с отцом на западной границе, где Нарышкин служил стрелецким головой и здесь, в Смоленске ещё были очень сильны польские обычаи. Наталью Кирилловну воспитывали в более свободной манере и это сказалось уже в самом начале ее жизни во дворце.

Во время одной из пышных церемоний, когда весь двор выезжал из Кремля, царица позволила себе приоткрыть окно в царской карете, приподнять занавеску и иностранный посол сумел разглядеть красоту чернявой молодой царицы, которая предстала перед его взглядом вся в сверкании драгоценных камней.

За это патриарх ей сделал строгое внушение.

Конечно, сразу же после свадьбы царя с Нарышкиной началось возвышение Матвеева. Он был пожалован думным дворянином, потом окольничим и наконец получил боярство, то есть прошел один за другим думные чины, достигнув самого высшего.

Артамон Матвеев увлек царя Алексея Михайловича невиданным новшеством: впервые при русском дворе был устроен придворный театр. Из-за рубежа пригласили обученного мастера, который набрал в немецкой мещанской слободе отроков и взрослых людей и с их помощью устроил спектакль во дворце.

У традиционалистов эти придворные действа вызвали возмущение. Как может обыкновенная женщина изображать Богородицу? С точки зрения традиционалистов это несомненное кощунство, но Алексей Михайлович по благословению своего духовника решился на это невиданное дело. Между тем в 1672 году родился сын у Натальи Кирилловны, царевич Петр.

Так у государя появилось потомство от двух браков, что заложило бомбу замедленного действия под всю последующую придворную историю конца XVII столетия, она будет отмечена то скрытым, то явным противоборством двух придворных кланов: Милославских и Нарышкиных.

Но пока, формально, наследником престола был объявлен старший царевич, Федор Алексеевич, который через пару лет взойдет на российской престол. Но это уже тема другого урока.

 

Список литературы

  1. Вовина В. Г., Баранов П. А., Пашкова Т. И. и другие; под редакцией Тишкова В. А. История России. 7 класс. – ООО «Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ», 2017.
  2. Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М.; под редакцией Искендерова А. А. Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс. – Акционерное общество «Издательство «Просвещение», 2016.
  3. Андреев И. Л., Данилевский И. Н., Фёдоров И. Н. и другие. История России: XVI – конец XVII века. 7 класс. – ООО «ДРОФА», 2018.

 

Ссылки на интернет-ресурсы

  1. Интернет-портал «w.histrf.ru» (Источник)
  2. Интернет-портал «foma.ru» (Источник)
  3. Интернет-портал «histrf.ru» (Источник)
  4. Интернет-портал «histrf.ru» (Источник)
  5. Интернет-портал «obrazovaka. ru» (Источник)
  6. Интернет-портал «w.histrf.ru» (Источник)
  7. Интернет-портал «bigenc.ru» (Источник)
  8. Интернет-портал «xn--1-itb3afj.xn--p1acf» (Источник)

 

Домашнее задание

Написать рассказ, в котором доказать примерами, что при Алексее Михайловиче происходит усиление власти царя.

Алексей I (Россия) (1629–1676; годы правления 1645–1676)

АЛЕКСИЙ I (РОССИЯ) (1629–1676; годы правления 1645–1676), царь русский. Алексей Михайлович взошел на престол в возрасте шестнадцати лет в 1645 году. Его долгое и богатое событиями царствование было началом подъема могущества России и самыми ранними этапами европеизации ее культуры. Сначала он правил под влиянием своего бывшего воспитателя, боярина Бориса Морозова. Морозов пытался оплатить оборону южной границы и другие расходы изменением налоговой системы, введением нового налога на соль и другие повинности вместо прежнего общего налога с продаж и трактирной монополии. Он укрепил свою власть при дворе в январе 1648 года, когда Алексей женился на Марии Милославской, а Морозов — на ее сестре Анне. Налоговые меры привели к росту недовольства и, в конечном итоге, к восстанию в Москве в июне 1648 г., что привело к временному затмению Морозова. К городским волнениям добавилось дворянское недовольство, результатом которого стало Земельное собрание 1649 г., составивший первый систематический русский свод законов, напечатанный по приказу царя. Морозов смог вернуться к власти при поддержке боярина Ильи Милославского, тестя Алексея, и других боярских союзников. Недовольство в городах и пограничных крепостях привело к новой серии восстаний (Новгород и Псков, 1650).

Алексий также привел к власти в церкви группу священников-реформаторов во главе со своим капелланом Стефаном Вонифатьевым, которые выступали за более строгий нравственный кодекс (например, закрытие кабаков по воскресеньям), изменения в богослужении, чтобы слова более доступны, и проповедь. Назначение в 1652 г.

на патриарший престол Никона сделало возможным принятие программы и привело ко двору новую и сильную фигуру.

Внутренние заботы вскоре сменились войной с Польшей. В 1648 г. украинские казаки в Речи Посполитой во главе с гетманом Богданом Хмельницким восстали против государства и дворянства, в защиту православия от насильственного союза с Римом и за права казаков и крестьян. Они немедленно отправили посольство с просьбой о помощи к Алексею, но Россия не хотела променять зарождающуюся дружбу с Польшей на союз с казачьими и крестьянскими повстанцами. Городские восстания также осложнили ситуацию. Однако к началу 1653 г. Хмельницкий предложил перейти под «высокую руку» царя, и Алексей согласился на это. бороться с Польшей, созвав Земельное собрание для ратификации решения. В 1654 году Алексей заключил с казаками Переяславский договор, сделав их своего рода вассалом России.

Сначала война для России шла хорошо. В 1654–1655 годах Алексей завоевал Смоленск и почти все Великое княжество Литовское.

В то же время Швеция вступила в войну, захватив большую часть западной Польши. В 1656 году Алексей заключил перемирие с Польшей, по-видимому, опасаясь, что полный крах Польши нежелателен, и объявил войну Швеции, которая продолжалась безуспешно до 1661 года. Возрождение польских состояний после мира 1660 года со Швецией привело к противостоянию, истощив ресурсы России и в результате в медном восстании 1662 г. в Москве в ответ на фальсифицированную валюту. Мирные переговоры при Афанасии Лаврентьевиче Ордине-Нащокине завершились в 1667 г. Андрусовским договором.

По договору Россия вернула Литву, но получила Смоленск и его территорию, Казацкую Украину восточнее Днепра и город Киев на два года, которые Россия сохранила по истечении срока. Договор означал фундаментальный сдвиг власти от Польши к России, а также дал России южную границу намного ближе к Крыму и Османской империи. Эти державы и украинские гетманы с тех пор были главной заботой Алексея. Он полагался на Ордина-Нащокина в ведении иностранных дел, но неудачи последнего на Украине привели к возвышению Артамона Матвеева, с 1671 года главного фаворита царя.

Смерть Морозова в 1661 г. и Ильи Милославского, царицы Марии, и старшего сына Алексея (1669 г.) открыл политическое поле, но и поставил под угрозу преемственность. Алексей женился на Наталье Нарышкиной, дочери мушкетерского полковника, в 1671 году. Рождение Петра (впоследствии Петра Великого) в 1672 году обеспечило преемственность и усилило значение Матвеева, союзника Натальи, до конца царствования Алексея.

Патриарх Никон провел реформу в церкви, исправив богослужебные тексты в соответствии с греческими версиями. Эти изменения вызвали протесты его бывших союзников, главным образом протоиерея Аввакума Петровича, заявивших, что они неверны и вредны для веры. Аввакума и его последователей отправили в ссылку в Сибирь и на Крайний Север. Между тем отношения Никона с царем ухудшались, так как Никон также укреплял патриаршую власть в церкви. В 1658 году конфликт из-за старшинства заставил Никон оставить свои обязанности и удалиться в близлежащий Воскресенский монастырь. Поскольку он не отрекся от своего поста, следующие восемь лет у церкви не было главы.

Попытки решить спор не увенчались успехом, и одновременно распространилось сопротивление литургическим реформам Никона. На церковном соборе 1666–1667 годов Никон был официально низложен, а оппозиция богослужебным реформам объявлена ​​раскольнической. Церковная иерархия пришла в норму, но инакомыслие продолжало распространяться и углубляться. Избрание Иоакима (1674 г.) привело к патриаршеству сильного сторонника новой литургии, просвещения духовенства и патриаршей власти, что привело к столкновениям с Алексеем в последние годы его жизни.

Реформы в церкви вдохновили на приглашение в Москву украинских священнослужителей. Украинцы учились в Киевской академии (основанной в 1633 г.), которая преподавала европейскую учебную программу на латыни по иезуитским образцам, но с православной верой. Епифаний Славинецкий (умер в 1675 г.) делал новые переводы отцов церкви и литургии, читал проповеди на дворе и при дворе. В 1664 г. Симеон Полоцкий (1629–1680) был воспитателем сыновей Алексея и первым русским придворным поэтом, а также проповедником. Среди боярской элиты стали распространяться знания польского и некоторой латыни, а также интерес к религиозной культуре Киева, основанной на барочной проповеди. Иностранное сообщество Москвы («немецкое предместье»), в основном состоявшее из немецких, голландских, английских и шотландских купцов и наемных офицеров, вносило свой вклад и в другие западные элементы. Алексей основал первый в России театр при своем дворе в 1672 году, используя лютеранского пастора в качестве драматурга и мальчиков из немецкой школы в качестве актеров. Алексис приобрел западные картины, телескоп и другие новые вещи.

Алексей также начал реформу русской армии, заменив пехоту, вооруженную мушкетами и обученную на западный манер, на дворянскую кавалерию и необученных мушкетеров прежних времен. Эта армия позволила ему победить Польшу, но стоила она очень дорого, и после 1667 г. формирования нового типа были гораздо менее многочисленны. Россия поддерживала обширную торговлю с Англией и Голландией через Архангельск, хотя Алексей старался благоволить русским купцам. Он отменил привилегии английской Московской компании в 1649 году., используя казнь Карла I в качестве предлога, и установил умеренно протекционистские ставки пошлин. В то же время он дал голландцам привилегии открывать заводы по производству железа и боеприпасов. За эти годы аграрная база России чрезвычайно расширилась, несмотря на крепостное право, за счет колонизации южных степей и бассейна Волги. В царствование Алексея произошла дальнейшая консолидация российского государства и общества, важные культурные и религиозные изменения и подъем российской власти. Это заложило основу для далеко идущих изменений, произведенных его сыном Петром.

См. также Андрусово, Перемирие (1667) ; Аввакум Петрович ; Казаки ; Хмельницкий, Богдан ; Хмельницкое восстание ; Право: русский ; Михаил Романов (Россия) ; Никон, патриарх ; Староверы ; Петр I (Россия) ; Россия ; Россия, Архитектура ; Россия, ст ; Русская литература и язык ; Русско-польские войны ; Крепостное право в России ; София Алексеевна ; Украина.

Бушкович Павел. Религия и общество в России: XVI-XVII вв. Нью-Йорк и Оксфорд, 1992.

Фурманн, Джозеф Т. Царь Алексей, его царствование и его Россия. Галф Бриз, Флорида, 1981.

Лонгворт, Филип. Алексей Царь Всея Руси. Нью-Йорк, 1984.

Пол Бушкович

АЛЕКСИЙ МИХАЙЛОВИЧ — JewishEncyclopedia.com

Второй царь из династии Романовых; родился в Москве 29 марта 1629 г.; умер 9 февраля 1676 г. Он сменил своего отца, Михаила Федоровича, 26 июля 1645 г. Во время его правления в Москве и внутренних районах России проживало значительное число евреев. В сочинении о путешествиях, написанном в то время, но опубликованном позднее и носившем название Reise nach dem Norden (Лейпсик, 1706 г.), автор утверждает (стр. 234), что благодаря влиянию некоего Стефана фон Гадена, ординарного царского врача-еврея, число евреев в Москве значительно увеличилось. То же самое содержится в работе «Современное состояние России» (1658-66) Сэмюэля Коллинза, который также был придворным врачом царя.

Из указов Алексея Михайловича следует, что царь часто выдавал евреям паспорта с красными печатями ( государеви жалованныя грамоты ), без которых иностранцы не могли быть допущены во внутренние районы; и что они беспрепятственно ездили в Москву, торгуя сукном и украшениями, и даже получали от его двора поручения на добычу разных товаров. Так, в 1672 г. еврейским купцам Самуилу Яковлеву и его спутникам было поручено в Москве отправиться за границу и закупить венгерское вино. Вновь указом от 17 марта 1654 г. партии литовских евреев предписывалось следовать из Калуги в Нижний Новгород, а в качестве охраны они получали конвой из двадцати стрелков («Полное Собрание Законов» — Русское Уложение — I. No. 148).

Алексей Михайлович впоследствии изгнал евреев из вновь приобретенных литовских и польских городов; из Могилева в 1654 г.; Вильно, 1658 г.; и Киев в 1660 г. Но это можно приписать желанию правительства умиротворить христианских купцов этой территории. Вскоре после ужасной резни литовских евреев Хмельницким (1648–1649) пропаганда Шабтая Цеби, распространившаяся по югу и юго-западу Литовско-Польского королевства, вероятно, также обратила многих членов греческого Православная Церковь. Это побудило малороссийского монаха Иоанника Голятовского написать свою книгу «Мессия Праведный» (Мессия, Всеправедный), изобилующую всевозможными обвинениями в адрес евреев. Так в 1671 году патриарх Никон в письме к Алексею Михайловичу сетует на иноков среди обращенных иудеев Воскресенского монастыря, говоря, что они «снова стали взращивать старую иудейскую веру», а также деморализовать молодых монахов .

В труде английского посла Карлайла упоминается факт, что при Алексее Михайловиче из России были изгнаны католики и евреи. В указе от 19 марта 1655 г. говорится о литовско-еврейских военнопленных, которых должен был отправить в Калугу боярин князь Алексей Трубецкой. В них входило 108 семей, 3 вдовы и 21 одинокий мужчина; кроме того, из Брянска в Калугу князь Волконский должен был отправить 92 еврея («Регесты и надписи», № 957). По Андрусевскому договору, заключенному Алексеем Михайловичем с Иоанном Казимиром Польским в 1667 г., евреям, проживавшим тогда в городах и уездах, ставших русской территорией, было разрешено оставаться «на стороне русского царя» под властью России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *