Отмена местничества явилась важным шагом на пути реформ государственного управления, необходимость которых диктовалась складыванием в России абсолютной монархии. Служебно-родовое местничество имело глубокие корни. Оно складывалось в период централизации Русского государства, когда на службу к московскому великому князю шли князья присоединённых к Москве княжеств вместе со своими боярами и дворянами. В связи с этим при московском дворе складывался порядок, при котором при назначении на службу, даче поручений учитывалась знатность рода. К концу XVII в. в Русском государстве происходят существенные изменения, и появляется серьёзные причины для отмены местничества, которое становится тормозом в общественно-политическом развитии страны. Указ Фёдора Алексеевича «Об отмене местничества» предопределил развитие чиновничьей системы в XVIII в. Следующим существенным шагом будет «Табель о рангах» Петра I. И великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевич, всея Великий и Малыя, и Белыя России самодержец, изволил святейшему патриарху и властям, и своим государевым боярам говорить: «Ныне явно есть нам, великому государю, что в сем благом деле ко исполнению нашего доброго намерения способствует самое Божие смотрение, давшее и хотящее ко благополучному привести совершению, тем, что вся наша царская палата, то есть бояре, окольничие и думные люди, також стольники и стряпчие, дворяне и дети боярские, ради общего государственного добра советования, постановления и утверждения избранные благоразумным и согласным всех советом, познавше, что те дела местничества отеческого ничто ино, токмо гордость и любви отсечение, и нашим государским всяким делам повреждение приносят, вcи радостными сердцы нам. великому государю, донесли, чтобы ты, ее великий государь, указали то виновное всякия злобы дело и братоненавидение, разоряющее любовь, то есть местничество отечественное отставить и вечно искоренить, … и чтоб всем чинам у всяких дел по нашему государскому указу быти без мест. А для совершенного искоренения и вечного забвения, те все прошения о случаях и о местах записки изъявляем предати огню, чтоб та злоба и нелюбовь совершенно погибла и впредь непамятна была, и соблазна б и протыкания никто никакого не имел. А что еще есть в Разряде случаев и о местах записки, а у кого такие ж книги и записки и те присылали бы в Разряд. А мы, великий государь, по тому ж те книги повелим предати огню, чтоб то было в вечном забвении. И от сего времени повелеваем боярам нашим и окольничим, и думным, и ближним, и всяких чинов людям на Москве в приказех у росправных и в полках у ратных, и у посольских, и везде у всяких дел быть всем меж себя без мест, и впредь никому ни с кем никакими прежними случаи не считаться, и никого не укорять, и никому ни над кем мимошедшими находы не возноситься, также и в попереках никого ничем не укорять и не попрекать, и в укоризну прежних дел, где кто был по воли государской в нижнех чинех или за скудостию, или за иным каким случаем, и в нижних чинех было, того ему во обличение не ставить и никакими вымыслы никого ничем мимошедшими попереки не безчестить. Также буде и впредь, кто от скудости, или каким ни есть случаем объявится где и в нижних каких чинех, и того ему в укоризну не ставить же, и тем его не безчестить. А которых родов ныне за малыми леты в ротмистрах и в порутчиках не написано, и тех родов впредь писать по тому ж в ротмистры и в порутчики». Печатается по: Российское законодательство X — XX вв. Т.4. М., 1986. |
Уничтожение местничества. Когда появилось местничество и что это такое
В 15 веке появилось понятие местничества как закрепление места службы за представителями знатных семей, возникшее в период феодализма. Систему, которая позволила распределять назначения на должность с учетом знатности семьи и продвижения родни по службе, стали называть местничеством.
Термин получил распространение из-за появления традиции считаться чинами и местом за столом государя. Оно просуществовало с конца 15 века до января 1682 года. Было отменено решением . Значительную роль в появлении механизма распределения чинов сыграло польско-литовское законодательство.
Именно в нем активно развивалось понятие передачи наследственной власти, а также присвоение должности в соответствии со знатностью рода. Википедия подчеркивает, что иерархические элементы распределения места были прописаны так запутанно, что часто были причиной раздора между родственниками. Погасить скандал мог только царь при участии чиновника из разрядного приказа.
После потери удельных княжеств отправились в Москву, чтобы занять значимое положение при дворе. Следом за господами в столицу приехали бояре из различных мест.
Сложившиеся обстоятельства не устраивали московскую аристократию, которая всегда занимала исключительное положение возле великого князя. Уступать свои теплые места они не желали. Система ограждала их от претензий представителей более низкого сословия.
С появлением родовых счетов удалось установить паритет среди знати.
Соловьев (русский историк) отметил, что важной причиной появления местничества стала слабая привязанность русской знати к определенной территории в отличие от западноевропейских аристократов.
Принципы местничества
В конце 15 века сложились принципы формирования государственного аппарата. Большое влияние приобрело местничество в стране. Выбор человека зависел только от семейного положения. Учитывалась родовитость, знатность. Способности и талант не имели значения. Со временем уровень управления и контроля над государством потерял эффективность.
Однако от такого подхода была и польза. Он позволял примирить дворянство. Каждому строго предписывалось, какой чин он сможет получить, а о какой должности не стоит даже мечтать, если «на роду не написано». В этот период между представителями элиты царили междоусобицы и конфликты.
Чтобы понять, что такое местничество, следует обратить внимание на то, что аристократы были способны вступить в затяжную внутреннюю войну в любой момент.
Для получения высокой должности учитывались следующие критерии:
- Возраст. Приоритет при назначении получал старший брат либо сестра.
- Способность проявить себя на службе. Если в армии один из родственников проявлял себя с лучшей стороны, то он имел больше возможностей получить высокую должность при прочих равных условиях.
- Ведущая роль в назначении была за фамилией. Высокое положение одного из родственников давало возможность распределять лучшие места среди остальных членов семьи.
Система назначений на должность была специфической. Получение места зависело от предписанного разрядной книгой. Знатность рода позволяла занимать высокую должность в отличие от поместного дворянства, которое стало основой для становления централизованного управления государством.
В России эта сложная, запутанная система приводила к затяжным распрям. Разбирались тяжбы царем совместно с Боярской думой. Отсутствовала сплоченность для осуществления общего дела. Примером стало , когда московская боярская элита стала на путь предательства. Система постепенно проникла в купеческую среду и городовые чины. Впоследствии причины отмены местничества обосновывались наличием в госаппарате значительного количества глупых личностей.
Обратите внимание! Очевидным недостатком системы стали назначения неспособных и непригодных для военных и государственных должностей людей. Выбор делался в пользу знатности и положения отца и деда.
Механизм назначений позволял боярам занимать государственные должности в зависимости от значимости своей фамилии. Расцвет такого подхода к назначениям приходится на 15-16 века. Чем выше была должность предка, тем больше возможностей открывалось перед представителем рода. Окончательно порядок назначений сложился при князе Московском в 16 веке после того, как исчерпала себя удельная система. На места в иерархической лестнице чинов претендовали бояре с учетом послужного списка предков.
Полезное видео: что такое местничество?
Оценка системы в истории
Устоявшаяся система местничества неоднозначно толкуется в историческом процессе. Считается, что правила назначений в зависимости от родовитости ослабляли царя. В тоже время, приверженцы другого взгляда на исторический процесс убеждены, что оно было оружием в руках царя для разобщения аристократии. В период 15-17 веков аристократы были представлены:
- русскими князьями;
- татарскими царевичами;
- литовскими беглыми боярами.
Споры по поводу выгодных должностей, особенно при назначении воевод, влияли на боеспособность войск. Одним из первых, кто оценил опасность местнических тяжб, был Иван Грозный. По его повелению воинству сообщили о запрете оспаривания чина воеводы в период военных походов.
Местничество
Среди положительных сторон местничества историки выделяют:
- Возможность примирить представителей аристократии различных государств. Должность, которую занял каждый из них, переходила по наследству.
- Исключались споры и конфликты по национальному признаку, характеру и менталитету.
Большая часть историков дает негативную оценку местнических процессов в развитии . Принципраспределения должностей в зависимости от знатности фамилии привел к тому, что контролирующие должности заняли люди без способностей. Часто их глупость создавала неразрешимые проблемы.
Обратите внимание! Гарантия занять высокое положение независимо от своих талантов, не стимулировала к обучению и старательному отношению к управлению государством.
Отмена местничества
Середина 16 века стала периодом, когда Иван Грозный сделал ставку на развитие войска и дружины. Достигнув 18 лет, царь объявил о начале реформ. Перемены, которые были намечены в армии, касались каждого дворянина.
Теперь молодые дворяне служили там, где было целесообразно, без учета места, закрепленного за его родом. Результатом стала модернизация армии.
Это позволило быстрее поставить под ружье все войско,чем в предшествующий период. Армия эффективнее защищала границы, была расширена территория. На полное проведение реформы И.Грозного потребовалось более 100 лет. Вторая половина 17 века принесла понимание, что система местничества мешает развиваться государству, модернизироваться с учетом новых реалий. Однако полностью устранить проявления системы было сложно – мешала приверженность к традициям.
Когда правил царь Федор III былауспешная попытка поотмене местничества. Он взошел на престол 15-летним юношей в 1676 году после смерти своего брата. О нем остались воспоминания, как о болезненном, но обладавшем глубокими знаниями, умном человеке. Он изучал западную историю, интересовался культурой и политикой. Владел языками, среди которых латынь, польский.
Тяжелая болезнь не помешала Федору III полностью удерживать власть в собственных руках. Его правление ознаменовалось отменой местничества на армейской службе. Если говорить кратко, необходимость отмены существующих правил возникла после окончания Крымской кампании, которая завершилась подписанием Бахчисарайского мира (1681 год). Молодой царь отметил значительный прогресс противника. Созвав государственный аппарат и военный совет, он объявил, что система назначений на должность устарела и необходимо проводить ее модернизацию.
Это интересно! После уничтожения разрядных книг была проведена кодификация дворянских родов, которая отразилась в родословных книгах.
Поддержка князя Голицына сыграла ключевую роль в реформе. Совет проходил в январе 1682 года. Когда была провозглашена воля царя об устранении системы назначений на должность по родовитости, ее объявили «богомерзкой». Сразу же сожгли разрядные книги и предали их забвению. Однако столкновения между дворянами и боярами продолжались и при . Он постоянно напоминал знати о прекращении разрядных списков и грозил судом, а также казнями. Быстрого сплочения элиты не произошло. Все объясняетсявековыми устоями, которые крайне сложно побороть.
Полезное видео: Что такое «местничество» и почему он такое прилипчивое
Вывод
Местничество в Википедии определяется, как система, созданная для формирования аппарата управления государством. Этот период характеризуется историками по-разному. Но все едины в том, что изучение местничества в России – ключ к пониманию необходимости введения новых, прогрессивных форм правления, реформ Петра I.
Местничество — это специфическая система распределения должностей на Руси в Средние века. При получении служебного места брали во внимание знатность рода. Это породило монополизацию, которая давала способность получать высокие места только князьям и боярам, оставляя ни с чем поместных дворян являющихся опорой Русского государства и становлением централизованной системы в стране.
История появления местничества
Местничество — это система, позволяющая распределить должности в зависимости от знатности рода и служебного положения родственников. Появилась такая система ещё в начале XV века, но продержалась сравнительно недолго. 12 января 1682 года, местничество было отменено приговором Земского Собора .
Предпосылок к появлению местничества в Средние века было много. Основную роль сыграли перенятые элементы из польско-литовского законодательства. Именно там впервые стали активно развивать передачу власти по наследству или получение должности согласно знатности рода. Иерархия распределения должностных ролей запутана, из-за чего часто среди родственников вспыхивали скандалы, которые мог разрешить только царь с участием чиновников разрядного приказа.
Выделяют несколько критериев , оказывающих большое влияние на получение высокой должности.
- При распределении должностных мест учитывался возраст . Например, старший брат или сестра всегда имел приоритет при получении высокого служебного места.
- Положение на службе давало право иметь больший приоритет для продвижения по карьерной лестнице. Если человек проявил себя во время службы в армии или на работе, он получал незначительный перевес перед родственниками. Этот фактор учитывался, если члены семьи находятся в равном положении.
- Основную роль играла фамилия . В зависимости от занимаемой служебной ступени родственниками распределялись должности между остальными членами семьи.
Эта система была отменена 1682 году приговором Земского Собора по приказу Фёдора Александровича и причиной этому послужила борьба за укрепление вооружённых сил России.
Оценка местнической системы в истории
Большинство историков склоняются к негативному влиянию местничества на развитие Русского государства, так как служебные места распределялись по знатности. Таким образом, большая часть контролирующих мест в государстве занимали люди, которые не имели способностей или талантов при руководстве страны. В истории есть немало примеров, когда глупость людей высокого сословия приводила к большим проблемам. Местничество также позволяло практически гарантировать высокое место людям из знатного рода и поэтому многие не проявляли должного старания в достижении высокого положения и обучению контролю государством.
Даже несмотря на большие отрицательные качества такой системы, находятся и положительные стороны. Местничество в каком-то роде примиряло аристократов из разных государств . На рубеже XV-XVII века аристократия состояла из татарских царевичей, русских князей, появившихся при присоединении новых земель, и литовско-русских беглых бояр. Каждый из них благодаря системе знал должность, которую он займёт, и что перейдёт по наследству благодаря знатному имени семьи. Подобное распределение должностей исключало множество споров и конфликтов, которые могли бы возникнуть среди людей различных по характеру, национальности и менталитету.
Основные проблемы местничества
Первая проблема, которая привела к ограничению системы местничества, связана с военными реформами . Они были проведены при правлении Ивана Грозного. При системе местничества посты в армии занимали согласно родословной, что негативно сказывалось на боевой подготовке. Многие члены семьи, получившие пост по наследству, не представляли, как руководить армией и тем более воевать. Первые поправки в этой системе коснулись как раз распределения должностей в русской армии. Иван Грозный запретил использовать местничество и оставил эту систему только политической системе, но и тут были свои проблемы.
Бояре, призванные на службу согласно своей родословной линии, перестали поддерживать и развивать государство. Основное время уходило на семейные споры и выяснение положения перед царём. Как правило, местническая система определяла даже место за столом с русским государем , и многие отстаивали свою позицию по этому вопросу, доказывая своё более высокое положение. Споры приходилось решать царю и в какой-то момент таких «местнических споров» стали слишком много.
Подобные негативные стороны местнической системы приводили к тому, что она теряла свою весомость при распределении должностей. Такому повороту событий способствовал и русский государь, который постоянно вносил свои поправки. В какой-то момент местничество полностью утратило свою работоспособность, но официально оно было отменено только через 100 лет, 12 января 1682 года решением Земского Собора. Все книги, которые описывали системы местничества, были сожжены в том же году.
Использование системы местничества сегодня
Современные государства официально не используют и негативно относятся к использованию местничества, но есть и неофициальное распространение. В большинстве стран СНГ на неофициальном уровне происходит передача власти или служебных мест по наследству. Это нарушает не только имидж государств, но и приводит к ухудшению работы в различных сферах. Например, если отец был первоклассным хирургом, это не значит что его сын или дочь будут иметь такие же знания и талант. Передача служебного положения по родословной негативно сказывается на работе и успехе самого человека, ведь груз ответственности и ожиданий после родственника возрастает.
В России с подобной проблемой борются такими путями, как:
- привлечением молодых специалистов сразу после получения необходимого образования;
- контролем качества выполненной работы.
Бывает даже что фирмы или государственные организации принимают на работу только 1–2 человек с семьи.
Заключение
Изучая историю России обязательно нужно знать определение, когда было создано и причины отмены местничества. Википедия, различные литературные издания, видеоматериалы и мнения множества историков помогут шире разобраться в этом вопросе и, возможно, раскрыть свою точку зрения по этому вопросу.
Местничество это система распределения мест в государственной системе управления. Распределение мест происходило по принципу знатности рода.
Самые лучшие и ответственные места в государственном управлении получали люди из самых знатных и богатых семей. Учет велся с помощью разрядных книг.
История и суть местничества
Принципы местничества в русском государстве были в большей степени заимствованы из литовско-польского законодательства. Боярство становилось закрытой кастой.
Пробиться в ксту людям с «улицы» становилось практически невозможно. Общенациональные, государственные интересы притеснялись в угоду сословным. Такая система управления не имела права на жизнь, однако долго просуществовала в русском государстве.
Чем выше по статусу и должности были предки, тем более статусное могли занять чиновничье место потомки. Так же существовала конкуренция внутри рода. Более старшие, имели преимущества перед младшими. Ни кто не оценивал интеллектуальные, организаторские и иные способности личности. Всех интересовал лишь статус, родство и возраст. Поэтому система начинала съедать сама себя. Талантливым, образованным людям хода вперед не было.
За царским столом бояре располагались в соответствии со статусом. Кто ближе — тот знатнее. Часто внутри рода возникали конфликты и споры. Они решались лично царь, вместе с чиновниками из Разрядного приказа.
Интересные факты
- В период с 1559 года по 1584 история зафиксировала около пятидесяти случаев спорных моментов. Все зафиксированные споры происходили между военными чинами государства.
- Гражданских жалоб было значительно меньше. Всего три.
Как правило, того, кто жаловался, ставили рангом ниже, чем того на кого жаловались
Жалобщиков, как правило, старались развести по месту службы. Что бы ни мстили они друг другу и отношений не выясняли.
Отмена местничества
Местничество было отменено в 1682 году, во время правления . Решение было принято на Земском соборе.
Причины отмены местничества
Причина отмены местничества — война с Крымским ханством. Распри в армии, из-за неудовлетворенных амбиций больших людей, стали причиной не самой удачной войны. Да, была присоединена левобережная Украина, Киев. Но после войны, появилось чувство, что нужно что то менять.
На Земском соборе 1682 года князь Василий Васильевич Голицын, подал прошение об отмене местничества. Царь обратился к собору, и нашел поддержку в вопросе отмены. Дело было сделано. Местничество подвергалось забвению, а разрядные книги велено было сжечь.
Что такое местничество видео
Плюсы и минусы местничества
На первый взгляд, история местничество — архаизм, который мешал развитию русского государства, не давал выбиваться наверх талантливым, образованным людям чести и совести.
Но, большинство решений обусловлено историческим веянием времени. Местничество, было своего рода соглашением, между аристократической знатью. Знать того времени имела между собой много противоречий. Надо было как то учитывать интересы каждой группы. Иначе, страна бы утонула в бунтах и усобицах. Основные группы русской аристократии:
- Московская аристократия
- Региональная аристократия
- Беглые Польско-литовские князья
- Служивые татарские царевичи
У каждой группы были свои интересы и зоны влияния. Нужно было как то уравновешивать их по отношению друг к другу.
Итоги
Местничество — система распределения должностей в русском государстве по праву знатности рода. Сейчас подобная система — архаизм, но для своего времени, средневековья, работающий институт, который позволял решить ряд проблем внутри боярства.
Царствование Федора Алексеевича оказалось в целом спокойным. Правил он гуманно, ему удалось умерить чрезмерные аппетиты родственников по материнской линии – Милославских, на смену которым в управлении пришли люди достойные и опытные – бояре Языков и Лихачев, а позже князь В. В. Голицын. При Федоре самодержавие уже не нуждалось в поддержке общества, усилилась власть воевод на местах, в 1678–1679 гг. провели подворную перепись, и с тех пор подданные платили налоги с дворов, а не с земли (с «сохи») как раньше. В окружении царя обсуждали проекты преобразований, предвосхищавшие реформы Петра I. В январе 1682 г. отменили местничество – систему, при которой должности занимали люди в зависимости от знатности и заслуг их рода. Это приводило к распрям из-за «места», затрудняло управление. Федор указом предписал отменить местничество, а книги, в которых велся «местнический счет», сожгли при свидетелях в печах. Главным критерием продвижения по службе стали личные способности и выслуга лет. Москва при Федоре Алексеевиче уже давно жила другой, новой жизнью. При дворе все больше появлялось людей без традиционной бороды, одетых в новомодное польское платье. В жизнь и быт входили западные новинки. Во дворце и домах знати появлялись во множестве иностранные вещи – обои из тисненой кожи, мебель, посуда, кубки и украшения. По-новому начали работать и русские художники. На стенах стали (как тогда говорили) «ставить парсуны» – портреты, написанные с натуры. Иностранцы отмечали, что члены царской семьи понимали по-польски, одевались в польские одежды. Огромное влияние на образ жизни русских верхов оказывали приехавшие с Украины писатели, церковники, учителя – носители польской и смягченной православием украинской культуры барокко. Новое проступало в церковной и гражданской архитектуре («нарышкинское барокко»).
Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора
Идея местничества Из того же местнического счета открывается и идея местничества, строго консервативная и аристократическая. Позднейшие поколения родословных людей должны были размещаться на службе и за столом государя, как размещались первые поколения. Отношения
Из книги Курс русской истории (Лекции XXXIII-LXI) автора Ключевский Василий Осипович
Расстройство местничества Вторжение стольких новых людей в знатные правящие круги запутало местнические счеты. Местничество, как мы уже видели (лекция XXVII), выстраивало боярскую знать в замкнутую цепь лиц и фамилий, которая в местнических спорах развертывалась в сложную
Из книги Забытая история Московии. От основания Москвы до Раскола [= Другая история Московского царства. От основания Москвы до раскола] автора Кеслер Ярослав Аркадьевич
Царь Федор и отмена местничества В 1674 году умер старший сын царя, царевич Алексей. Право наследования переходит к его брату Федору. Алексею Михайловичу остается жить меньше года; приходит конец его славному царствованию. При нем на бедную, слабую средствами Русь
Из книги Катары автора Каратини Роже
7 СОБОР В МОНПЕЛЬЕ И ЛАТЕРАНСКИЙ СОБОР (январь 1215 г. — январь 1216 г.) На самом деле для «благородного графа» де Монфора победа, одержанная им над окситанскими войсками, оказалась пирровой, сделавшей его задачу еще более трудной. Ее единственным результатом было то, что она
Из книги В тени Великого Петра автора Богданов Андрей Петрович
Из книги Династия Романовых. Загадки. Версии. Проблемы автора Гримберг Фаина Ионтелевна
Федор Алексеевич (правил с 1675 по 1682) и «Время Софьи» (правила с 1682 по 1689) После смерти Алексея Михайловича остались в живых восемь его детей от первого брака и трое – от второго. Старшие царевны, Евдокия, Софья, Марфа, Екатерина, Марья, Федосья вместе со своими тремя
автора Истомин Сергей Витальевич
Из книги Несостоявшийся император Федор Алексеевич автора Богданов Андрей Петрович
Отмена местничества Чиновная реформа задумывалась в более широком идейном контексте, представление о котором ярко обрисовал Сильвестр Медведев. Согласно его «Созерцанию», 24 ноября 1681 г. Федор Алексеевич изволил «вчинать» рассмотрение дела о чинах своего царского
Из книги Инженеры Сталина: Жизнь между техникой и террором в 1930-е годы автора Шаттенберг Сюзанна
Из книги День народного единства: биография праздника автора Эскин Юрий Моисеевич
Местничества Пожарского Дмитрию Михайловичу, чья карьера сделала большой чиновный скачок, приходилось часто отстаивать свое право на высокие ступени в иерархии, поэтому уже давно было отмечено, что он – когда невольный участник, а когда и инициатор местничеств, которых
Из книги Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. автора Аксютин Юрий Васильевич
1682 Там же. С. 62-64.
Из книги Я познаю мир. История русских царей автора Истомин Сергей Витальевич
Федор Алексеевич Романов — царь и великий государь всея Руси Годы жизни 1661–1682 Годы правления 1676–1682 Отец — Алексей Михайлович Романов, царь и великий государь всея Руси. Мать — Мария Ильинична Милославская, первая жена царя Алексея Михайловича.Федор Алексеевич Романов
Из книги Родная старина автора Сиповский В. Д.
Уничтожение местничества Среди разных военных предприятий и сношений с другими государствами московское правительство не упускало из виду и внутренних дел. Особенное внимание было обращено на служебные беспорядки, на просвещение и на борьбу с расколом.Служебные
Из книги Родная старина автора Сиповский В. Д.
К рассказу «Уничтожение местничества» Голицын Василий Васильевич (1643–1714) – князь, государственный деятель. При Федоре Алексеевиче был возведен в бояре, возглавлял Владимирский судный и Пушкарский приказы. При царевне Софья (1682–1689) фактический глава правительства,
Из книги Наместники и наместничества в конце XVI – начале XVIII века автора Талина Галина Валерьевна
Глава V Попытки реформирования титульно-наместнической системы в условиях отмены местничества Тесная связь наместнических титулов, принципов их присвоения с правилами местничества; принципиальное изменение титульной иерархии в начале 80-х гг. XVII в. повышают внимание к
Из книги Великая Русская Смута. Причины возникновения и выход из государственного кризиса в XVI–XVII вв. автора Стрижова Ирина Михайловна
Расстройство местничества Вторжение стольких новых людей в знатные правящие круги запутало местнические счеты. Местничество выстраивало боярскую знать в замкнутую цепь лиц и фамилий, которая в местнических спорах развертывалась в сложную сеть должностных и
В Русском государстве главным совещательным органом при князе и царе была Боярская дума, которая существовала с конца 14 века вплоть до концы 17 века, когда была преобразован в Сенат. В ней было распространено так называемое местничество. Что это такое? Почему со временем цари стали сначала его ограничивать, а потом и вообще отменили? Разберёмся в этом.
Что такое местничество?Определение термина связано со словом место . Именно местом за княжеским столом считали своё положение бояре. И чем ближе к князю или царю находился боярин, тем более влиятельным он был в думе. Таким образом, местничество — это положение бояр в Боярской думе, которое определялось знатностью рода и передавалось по наследству. Это своеобразная система распределения должностей между членами думы, которая существовала в русском государстве с 14 века.
Из историиМестничество берёт начало с древности, когда князья окружали себя княжеским советом с совещательным голосом. В 14 веке Боярская дума стала официальным высшим органом власти с совещательными функциями. Последнее слово, конечно, всегда оставалось за князем, позже царём. В думе должности распределялись по знатности рода.
Борьбу с непокорным боярством яро вёл Иван Грозный(и опричнину –то он ввёл с этой целью). Он первым ограничил местничество, что привело к возможности попасть в думу людей из менее знатных родов, но одарённых и талантливых. Произошло это в 1550 году.
Местничество окончательно отменено на Земском Соборе в 1682 году, в правление Романова Фёдора Алексеевича.
Причины отмены местничества
Местничество превращало Боярскую думу в некоторую замкнутую группу, потому что в неё могли входить только представители определённых знатных родов.
Часто в думе происходили споры между боярами, стремившимися доказать знатность своего рода. Споры разрешал князь, а позже царь с членами Разрядного приказа. Хотя нужно отметить, что местничество и оберегало страну от этих боярских споров, которые порой доходили даже до серьёзных столкновений.
Не всегда знатность рода была одновременно и признаком ума, способностей человека. Это приводило в к тому, что в Боярской думе находились люди ограниченные, не способные к управлению государством.
Местничество тормозило привлечение в органы власти людей талантливых, умных, хороших организаторов и администраторов, что тормозило развитие страны в целом.
Переносное значение слова « местничество»
Как на самом деле работает местная оплата и откуда она взялась?
Большинство гражданских федеральных служащих увидят в 2023 году немного более высокую зарплату, но насколько больше, во многом зависит от того, где они работают.
Это связано с тем, что в большинстве лет правительство делит повышение заработной платы на федеральном уровне между повышением базовой заработной платы и повышением заработной платы на местном уровне.
Повышение базовой заработной платы — это сумма, которую получат все федеральные служащие, включенные в Общее расписание, независимо от того, где они работают. На 2023 год база…
ПОДРОБНЕЕ
В 2023 году зарплата большинства гражданских федеральных служащих будет немного выше, но насколько больше, во многом зависит от того, где они работают.
Это связано с тем, что в большинстве лет правительство делит повышение заработной платы на федеральном уровне между повышением базовой заработной платы и повышением заработной платы на местном уровне.
Повышение базовой заработной платы — это сумма, которую получат все федеральные служащие, включенные в Общее расписание, независимо от того, где они работают. На 2023 год повышение базовой заработной платы составляет 4,1%.
Повышение заработной платы на месте более сложное. Вдобавок к 4,1%, которые все получат в 2023 году, есть дополнительный прирост на 0,5%, что в целом составляет федеральное повышение заработной платы на 4,6%. Но местная часть этого процента является средней. Некоторые федеральные служащие могут увидеть немного более низкий процент повышения, в то время как другие могут увидеть немного более высокий.
Все зависит от того, где находится федеральный служащий. В настоящее время федеральное правительство определяет 54 различных области оплаты труда, каждая из которых имеет свой собственный независимо рассчитываемый процент повышения заработной платы для гражданских федеральных служащих.
С чего начиналась местная оплата
Федеральное правительство учредило местную оплату в 1990 году в рамках Закона о сопоставимости оплаты труда федеральных служащих (FEPCA). Первоначально FEPCA предназначалась для противодействия растущему разрыву в заработной плате между федеральным и нефедеральным секторами труда.
По данным Федерального совета по заработной плате, совета, состоящего из федеральных экспертов по заработной плате, общий средний разрыв в заработной плате в 2022 году между федеральными и нефедеральными должностями составил 24,09%.
FEPCA санкционирует финансирование, необходимое для сокращения разрыва в заработной плате между федеральными и нефедеральными выплатами до 5%, но с 1994, ни одна президентская администрация ни одной из партий полностью не приняла FEPCA.
Вместо этого президенты обычно издают так называемый «альтернативный план оплаты труда», который предусматривает повышение заработной платы на федеральном уровне ниже разрыва, рассчитанного Федеральным советом по заработной плате. Президент Джо Байден предложил повысить федеральную заработную плату на 4,6% к 2023 году, и этот план вступил в силу после того, как Конгресс отказался принять собственные меры в отношении заработной платы в 2023 году.
После почти 30 лет, когда президенты выпускали альтернативные планы оплаты труда, расчетная стоимость сокращения разрыва в оплате труда между федеральным и нефедеральным фондами до 5% выросла примерно до 19 долларов США. .2000000000. Эта стоимость является «значительным соображением», согласно последнему отчету платежного агента президента, группы из трех человек, состоящей из секретаря Министерства труда, директора Управления по вопросам управления и бюджета и директора Управления по управлению персоналом.
Как работает местная оплата
Распространенное заблуждение состоит в том, что правительство устанавливает местную оплату, сравнивая местные расходы на проживание, но на самом деле это не так. Вместо этого местная оплата рассчитывается путем сравнения заработной платы федеральных и нефедеральных служащих аналогичной профессии, проживающих в одном и том же географическом регионе.
Эта информация поступает из Бюро трудовой статистики (BLS). Бюро использует Национальное обследование компенсаций (NCS) для измерения различий в заработной плате.
BLS может измерять, например, разницу в заработной плате инженера, работающего в частной компании, и инженера, работающего в федеральном агентстве, в одном и том же городе.
Разница в заработной плате или разрыв в оплате труда между двумя сопоставимыми должностями помогает определить, какой должна быть корректировка заработной платы по местности для данного района.
Некоторые экономисты и аналитические центры, однако, утверждают, что разница в оплате труда является ложной репрезентативностью, поскольку она не учитывает стоимость пособий и при расчетах опирается только на заработную плату. Многие говорят, что, учитывая добавленную стоимость льгот, федеральным служащим на самом деле платят больше, чем нефедеральным служащим.
Платежный агент президента также сказал, что основная методология расчета оплаты за проживание «с самого начала не вызывала доверия», и это одна из причин, по которой администрация президента продолжает игнорировать FEPCA.
«Существующая методология сравнения заработной платы, используемая в местной программе оплаты труда, игнорирует тот факт, что нефедеральная заработная плата на местном рынке труда может сильно различаться между различными профессиональными группами», — сказал платежный агент. «В настоящее время выплаты за место на местном рынке труда могут привести к тому, что некоторые критически важные профессии будут значительно недоплачивать, а другим — переплачивать».
Как рассчитать фактическую надбавку, используя местную надбавку
Альтернативный план выплат предусматривает надбавку на 4,6% к 2023 году, но опять же, этот процент является средним. Наличие разных мест оплаты означает, что некоторые федералы будут видеть немного больше или меньше, в зависимости от того, частью какого района они являются. Принимая во внимание все различные районы оплаты труда, фактическое повышение на 2023 год колеблется от 4,35% до 5,15%.
Федеральная сеть новостей составила таблицу для всех сотрудников GS, чтобы узнать, каким будет повышение их заработной платы в 2023 году.
Но важно посмотреть, как именно вы доберетесь до этого конечного процента.
Чтобы рассчитать фактическую прибавку к зарплате, сначала добавьте процент базовой заработной платы, а затем процент заработной платы по месту жительства. Ниже описано, как это сделать:
- Умножьте ваш текущий базовый оклад на процент повышения базовой заработной платы за этот год
- Добавьте результат шага 1 к вашему текущему базовому окладу
- Умножьте результат, полученный на шаге 2, на процент повышения заработной платы в этом году для вашей местности.
- Добавьте результат шага 3 к вашему ответу шага 2 (округление)
Вот пример. Допустим, федеральный служащий с GS-7, ступень 1, живет в районе Вашингтона, округ Колумбия. В 2022 году их базовая зарплата составляла 38 503 доллара. Сотрудник находится в районе Вашингтон-Балтимор-Арлингтон, округ Колумбия-MD-VA-WV-PA, что на 2023 год означает повышение его заработной платы по месту жительства на 32,49.%. Какова их зарплата в 2023 году?
- Умножьте 38 503 доллара на 0,041, чтобы получить 1 579 долларов
- Добавьте 1579 долларов к 38 503 долларам, чтобы получить 40 082 доллара
- Умножьте 40 082 доллара на 0,3249, чтобы получить 13 023 доллара
- Добавьте $13 023 к $40 082, чтобы получить $53 105
Фактическая заработная плата сотрудника за 2023 год составляет 53 105 долларов США.
Если вы не хотите заниматься математикой, Управление кадров предлагает простой калькулятор заработной платы GS на своем веб-сайте. У агентства также есть диаграмма базовой заработной платы на 2022 год, а также таблица базовой заработной платы на 2023 год9.0003
Кто получает местную оплату?
Большинство федеральных служащих, включенных в общий график, ежегодно получают местную надбавку, размер которой определяется их физическим местонахождением.
В настоящее время существует 53 отдельных района оплаты труда, а также 54-й «Остальные части США». категория, в которую входят все сотрудники GS, не проживающие ни в одном из этих 53 регионов.
Платежный агент президента только что утвердил добавление четырех новых мест оплаты: Фресно, Калифорния; Рино, Невада; Рочестер, Нью-Йорк; и Спокан, штат Вашингтон.
Кроме того, платежный агент расширил зоны выплат в Ричмонде, Вирджинии, Бостоне, Детройте и Сиэтле, включив в них больше близлежащих округов.
Но ни одно из этих изменений не вступит в силу как минимум до 2024 года. Администрация президента должна сначала опубликовать положения о новых населенных пунктах, прежде чем они станут официальными.
И не все, кто работает на федеральное правительство, получают местную прибавку к зарплате. Вот список тех, кто не получает местную оплату:
- Работники, работающие по системе оплаты высшего уровня, научной и профессиональной
- Члены Высшей исполнительной службы
- Работники, получающие выплаты в соответствии с критическими полномочиями по оплате труда
- Руководители высшего звена во временных организациях
- Действующая ставка для сотрудников
- Работники исполнительного графика
- Любая должность с базовой оплатой выше 4-го уровня Executive Schedule
Лучше понять местную оплату: как она работает и что означает для вашей зарплаты
Когда федеральные служащие откроют свои первые зарплатные чеки в новом году, они заметят, что окончательное число в 2018 году будет выглядеть немного выше.
Это число обычно — хотя и не всегда — меняется каждый год. Большая часть этих изменений сводится к оплате за проживание.
В попытке помочь нашим читателям лучше понять движущиеся части их зарплаты, Федеральное радио новостей объясняет местные выплаты: что это такое, что это значит для вас, как это…
ПОДРОБНЕЕ
Когда федеральные служащие откроют свои первые зарплатные чеки в новом году, они заметят, что окончательное число в 2018 году будет выглядеть немного выше.
Это число обычно — хотя и не всегда — меняется каждый год. Большая часть этих изменений сводится к оплате за проживание.
В попытке помочь нашим читателям лучше понять, что стоит за их зарплатой, Федеральное новостное радио объясняет местную оплату: что это такое, что это значит для вас, как она появилась и чем она отличается по стране.
Это началось в 1990 году, когда Конгресс принял Закон о сопоставимости заработной платы федеральных служащих (FEPCA), изначально предназначенный для устранения наблюдаемого федеральными экономистами растущего разрыва в оплате труда между зарплатами нефедеральных и государственных служащих.
Закон технически разрешает полную сумму, необходимую для сокращения разрыва в оплате труда между федеральными и нефедеральными зарплатами в 47 широких «местных областях оплаты» до 5 процентов. Но предыдущие администрации и нынешняя не следовали графику корректировки оплаты за проживание, как это разрешает FEPCA.
В качестве примера посмотрите на последнее решение президента Дональда Трампа о повышении заработной платы в 2018 году.
«Согласно действующему законодательству, в дополнение к повсеместному увеличению основного общего расписания на 1,9 %, в январе 2018 года вступит в силу увеличение заработной платы в среднем на 26,16 % и стоимостью 26 миллиардов долларов, – написал Трамп в своем августе 2017 года. объявление о плате. «Повышение заработной платы такого масштаба не оправдано, и бюджеты федеральных агентств не могут покрыть такое увеличение, сохраняя при этом поддержку ключевых федеральных приоритетов, таких как те, которые способствуют обеспечению безопасности и безопасности американского народа».
Вместо этого президент санкционировал «альтернативный план оплаты труда», который в 2018 году предусматривал общее повышение заработной платы в среднем на 1,4 процента и корректировку заработной платы в среднем на 0,5 процента по месту жительства.
Но вообще, как это работает?
В соответствии с законодательством сотрудники General Schedule ежегодно получают двухкомпонентную корректировку заработной платы: базовую и местную.
Базовая заработная плата устанавливается по специальной формуле, установленной законом.
Однако корректировка заработной платы по месту жительства зависит от того, где вы работаете. Параметры, определяющие местные области оплаты труда, устанавливаются не законом, а Федеральным советом по заработной плате, группой, состоящей из экспертов по оплате труда и представителей федеральных профсоюзов служащих, в 1994 решил, что существующие городские статистические районы лучше всего подходят для определения местных платных районов.
Несмотря на распространенные заблуждения, стоимость жизни или конкретные уровни цен, такие как индекс потребительских цен, не являются факторами при установлении оплаты за проживание.
Вместо этого местное повышение заработной платы основано на сравнении данных Бюро статистики труда, которое использует Национальное обследование компенсаций для измерения нефедеральной компенсации на конкретном рынке труда и сравнения ее с федеральной оплатой для сотрудников GS, выполняющих аналогичную работу на тот же регион.
Например, бюро может сравнить информацию о средней зарплате инженера в частной компании или правительстве штата в Индианаполисе со средней зарплатой федерального инженера, работающего в том же городе.
Несоответствие или разрыв в оплате между этими двумя показателями помогает определить корректировку заработной платы по месту жительства для конкретной области в течение данного года.
Тем не менее, некоторые экономисты и даже двухпартийное Бюджетное управление Конгресса поставили этот разрыв в оплате труда под сомнение. Согласно исследованию CBO, опубликованному прошлой весной, правительство тратит на своих сотрудников на 17 процентов больше, чем частный сектор.
Платежный агент президента, орган, состоящий из секретаря Министерства труда, директора Управления по вопросам управления и бюджета и директора Управления по управлению персоналом, даже выразил «серьезные методологические проблемы» с моделью, используемой для расчета федеральной базовой и местной заработной платы.
Что это значит для меня?
Перво-наперво: объявление президента обычно демонстрирует среднюю корректировку заработной платы, которую вы увидите в течение определенного года. Однако местная оплата является решающим фактором, потому что это означает, что некоторые федеральные служащие будут зарабатывать больше, чем объявленный средний показатель, а другие — немного меньше.
Вот как можно рассчитать общую заработную плату, включая местную надбавку, за данный год.
Альтернативный план заработной платы президента отражает увеличение средней зарплаты на 90 169 на 90 170 за данный год, что означает, что некоторые федеральные служащие могут получить более высокую корректировку, чем объявленная цифра, в то время как другие могут столкнуться с более низкой общей корректировкой заработной платы.
Шаг 1: Увеличьте базовую ставку GS за предыдущий год на общее увеличение базовой заработной платы в этом году.
Шаг 2: Увеличьте базовую ставку GS в этом году (рассчитанную на шаге 1) на процент оплаты по месту проживания в этом году для данной области оплаты по месту жительства.
Сумма должна отражать вашу общую зарплату за год. Опять же, это число будет отражать увеличение базовой ставки оплаты за год и корректировку заработной платы за год.
Давайте рассмотрим пример.
Допустим, у вас GS 9, шаг 1, и вы живете в «Остальной части США». населенный пункт платной зоны (подробнее об этом ниже).
В 2017 году ваша базовая ставка GS равнялась 43 251 доллару США. Чтобы рассчитать базовую прибавку к 2018 году, увеличьте 43 251 долл. США (ваша базовая ставка за 2017 год) на общую прибавку к базовой заработной плате в 2018 году на 1,4%.
Затем увеличьте 43 857 долларов США (ваша заработная плата с поправкой на повышение базовой заработной платы в 2018 г. ) на процент заработной платы по месту жительства за 2018 г. В этом случае увеличение заработной платы по месту жительства в 2018 г. для «Остальной части США». составляет 15,37 процента.
Окончательная сумма равна 50 598 долл. США, что означает, что в целом ваша зарплата увеличилась на 1,67 процента в 2018 году.
Вот еще один пример. Допустим, вы являетесь GS-13, ступень 5 в зоне оплаты проживания в Вашингтоне/Балтиморе.
В прошлом году ваша базовая ставка равнялась 84 528 долларам. Увеличьте эту ставку на общую базовую ставку заработной платы в 2018 году, составляющую 1,4 процента. Затем увеличьте это число на ставку заработной платы в Вашингтоне, равную 28,22 процента. Ваша общая зарплата в 2018 году составит $109.,900.
Здесь вы найдете полный список всех местных зон оплаты за 2018 год и соответствующие им ставки.
Чтобы легко рассчитать корректировку заработной платы, вы можете найти калькулятор заработной платы GS Управления по управлению персоналом за 2018 год здесь.
Кто получает местную оплату?
Оплата за проживание в течение любого года зависит от того, где вы живете.
В настоящее время существует 46 местных платных зон. Все остальные сотрудники в США включены в «остальную часть США». зона оплаты. На Гавайях и на Аляске есть свои зоны выплат с отдельными таблицами выплат.
Платежный агент президента, тем не менее, одобрил добавление четырех других областей оплаты труда: Бирмингем, Алабама; Берлингтон, Вермонт; Сан-Антонио, Техас и Вирджиния-Бич/Норфолк, Вирджиния.
Однако он не станет официальным до тех пор, пока администрация не опубликует правила, устанавливающие новую местную зону оплаты. В последнее время процесс регулирования остановился. Федеральный совет по заработной плате впервые проголосовал в ноябре 2015 года за то, чтобы сделать Вирджиния-Бич и Берлингтон своими собственными зонами заработной платы. Платежный агент президента завершил эти дополнения в ноябре 2016 года, но сегодня они не были обнародованы.