Блаженный Августин Аврелий
Представитель западных «отцов церкви»
Аврелий Августин (Блаженный) — крупнейший средневековый философ, виднейший представитель западных «отцов церкви». Оказал большое влияние на всю западноевропейскую жизнь средневековья; родоначальник христианской философии истории («О граде Божьем»). Развил учение о предопределении. Автор произведений: «Против академиков», «О блаженной жизни», «О бессмертии души», «Об учителе», «О свободе воли», автобиография «Исповедь» и др.
Августин родился в 354 году в городе Тагасте (ныне Сук-Арас в Алжире) в небогатой семье. Отец его, член городского совета Патриций, был типичным представителем среднего слоя населения африканской провинции. Мать Августина была христианкой и прилагала немало усилий, чтобы приобщить к «истинной церкви» мужа и сына.
Начальный курс обучения Августин прошел в Тагасте и в расположенном неподалеку от него Мадавре. Затем он был отправлен в риторскую школу Карфагена, где провел три года.
Несмотря на старания матери, христианство вызывает в Августине атипатию. Сравнение текстов Священного Писания и образцов римской и греческой литературы и философии оказывается явно в пользу последних. Августин становится последователем учения манихеев — религиозного течения, исповедовавшего противоположность добра и зла, света и тьмы.
С 375 года и в течение восьми лет Августин преподает риторику, в Карфагене и грамматику в Тагасте. Первое его литературное произведение относится к этому периоду и посвящено эстетической проблематике — это написанный в 380-381 годах трактат «О прекрасном и соответствующем». Августин все больше начинает ощущать неудовлетворенность манихейством.
Его веру в манихейство подорвало и знакомство с кумиром манихеев епископом Фавстом, который оказался красноречивым проповедником, но совершенно неосведомленным в свободных науках и философии.В 384 году Августин получил должность учителя красноречия в риторской школе Милана. Там Августин посетил знаменитого епископа Амвросия, который находился под влиянием неоплатонизма. В Милане существовал кружок «платоников»; латинские переводы «Эннеад» вскоре попали в руки Августина. Из них он почерпнул представление о бестелесной, нематериальной духовности.
24 апреля 387 года он принял крещение.
После крещения Августин решает вернуться в Африку. Осенью 388 года он прибывает на родину, где распродает свое имущество и организует небольшую общину монастырского типа. Три года, прожитые в Тагасте, посвящены духовным занятиям. В 391 году епископ Гиппона (25 км от Тагасты) Валерий, посвящает Августина в сан священника.
В 396-м году Августин занимает епископскую кафедру в Гиппоне. На посту епископа Августин много сделал для укрепления католической религии в Африке.
В 410 году войска Алариха опустошили Рим. Бедствия Рима ставились в вину христианскому государству. Завоевание Рима варварами явилось важным поводом для написания трактата «О граде Божьем», над которым Августин работал с 413 по 426 год.
Основу августиновской философии составляет идея существования «двух градов» — божественного и земного. Религиозно-философская система Августина представляет собой соединение библейского мировоззрения с теми положениями неоплатонизма, которые приемлемы для христианского вероучения. Центральный пункт философской системы Августина — Бог. Бог- единственное в мире, что не зависит ни от кого и ни от чего, все остальное определяется божественной волей и зависит от нее.
Бог творит только добро, зло всецело лежит на совести человека, и повинна в этом его свободная воля. К добру человека направляет воля Бога, к греху человек влечется сам через свою свободную волю — в этом состоит понятие божественного предопределенияПрежде чем человек доходит до главных истин, он, по мнению Августина, должен пережить ситуацию тотального сомнения во всем и вся. Выход из этой ситуации Августин увязывает с формулой «Я сомневаюсь, следовательно, существую». Августин, будучи священником, оставил большое теологическое наследие. Августин стал для всего западного христианства авторитетнейшим «отцом церкви», одним из основоположников «схоластического метода» мышления, заложил фундамент новой философии и даже «создал христианскую философию в ее предельном латинском варианте». Скончался он 28 августа 430 года в Гиппоне, осажденном вандалами.
Использованы материалы сайта http://100top.ru/encyclopedia/
Вернуться на главную страницу Блаженного Августина
Аврелий | Краткий Философский Словарь | Онлайн словари по философии
АВРЕЛИЙ АВГУСТИН (Блаженный) (354—430) — крупнейший христианский мыслитель периода патристики (I—VIII вв. н. э.) и один из наиболее выдающихся «отцов церкви». В поисках истины обращался к трактатам Цицерона, ма нихейцев, неоплатоников, но обрел ее лишь в христианстве, к которому он пришел в 387 г. под влиянием проповедника и миланского епископа Амвросия. Позже и сам Августин был возведен в сан епископа. В своих произведениях подверг осуждению свои прежние, как он считал, ошибочные взгляды «языческого» философа (труд «Исповедь»). К главным работам Августина относятся также «О троице» (400—410), где систематизированы его теологические воззрения, и «О граде Божьем» (412—426). В последнем трактате содержатся историко-философские взгляды Августина. Борьба между светской (дьявольской) державой и царством Божьим, воплощенном в церкви, представлена им как борьба зла и добра. Способ изложения в трудах Августина несистематичен, содержит резкие переходы, бурную критику и эмоциональный пафос. Его творчество, не имея монолитного систематического характера, является как бы источником вдохновения для последующей христианской философии. При этом Августин так или иначе опирался на античную философскую традицию, почерпнутую в изложении неоплатоников, хотя христианской окрашенности своей философии сам он придавал огромное значение. Его мировоззрение было теоцентрич ным. Бог первичен и является высшей сущностью (summa essentia). Отсюда — превосходство души над телом, воли и чувств — над разумом. Бог не только единожды сотворил мир, но продолжает творить его, постоянно сохраняя. Бог является важнейшим предметом познания, познание же относительных, преходящих вещей бессмысленно (поэтому столь мало внимания уделяет Августин естественным наукам, искусству и культуре в целом). Направленность к Богу естественна для человека, и только через соединение с ним и испытание своей души человек обретает счастье. Это происходит в силу того, что душа человека близка Богу и бессмертна. В этой концепции прослеживается влияние Платона и неоплатонизма. Душа познает Бога, тело же препятствует ей. Превосходство души над телом требует заботы о душе и подавления чувственных желаний. У Августина, как и у Платона, существуют два мира; идеальный (в Боге) и реальный (в пространстве, возникший благодаря воплощению идеи в материю). Основой духовной жизни, по Августину, является воля, а не разум. Он исходит из того, что сущность вещи проявляется в ее активности. Активность души — в ее воле, разум же — пассивен, созерцателен. Таким образом, от идей рационализма и интеллектуализма Августин переходит к принципу волюнтаризма. Истину о Боге не может познать разум, но лишь вера, относящаяся скорее к воле. Подчеркивая роль чувств или сердца, Августин утверждал единство веры и познания, не возвышая разум, но лишь дополняя его. Философия Августина отвергает идею автономного положения науки, где разум являлся бы единственным средством и мерилом истины. Это понимание соответствовало духу христианства, и на этой основе могла строиться последующая фаза — схоластика. Социально-политическая доктрина Августина основана на идее неравенства, которую он отстаивает как вечный и неизменный принцип общественной жизни. Земная иерархия есть лишь отражение иерархии небесной, «монархом» которой является Бог. При этом в духовном плане все люди равны перед Богом. Августин выдвигает мысль о единстве человеческой и Божественной истории, текущих в противоположных, но взаимно неразделимых сферах, содержанием которых является бой двух царств — града Божьего и града земного. После прихода Иисуса Божий град усиливается все более, вмещая лучшую часть человечества, заслужившую у Бога спасение и милосердие; в земном же граде остаются эгоисты и стяжатели, забывшие Бога. При этом особое положение в истории занимает Церковь как зримый представитель царства Божьего на земле. Понимание общества у Августина является теократическим. Августин заложил основы новой христианской философии со всеми ее противоречиями (между Богом и миром, верой и знанием, конечным и бесконечным, добром и злом и д.). Он отбросил классический подход греков, основанный на интеллектуализме и объективизме, представил мир как продукт сверхъестественной силы и творение милости, а воле приписал первенство над разумом.
Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Britannica Beyond
Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Страница не найдена
Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.
Поиск в Британике
Бейсбол
Imma Let You Finish: 10 классических моментов в истории MTV
Как одна креветка использовала свои навыки выживания, чтобы стать самым продаваемым домашним животным и космонавтом
АВРЕЛИЯ АВГУСТИНА
АВРЕЛИЯ АВГУСТИНА(Гохберг, глава 28: Город Божий )
- 354 РОЖДЕНИЕ АВГУСТИНЫ В ФАГАСТЕ в Нумидии: родители Патриций и Моника
- 361-3 ЮЛИАН ОТступник, император Рима: убит 26 июня в Персии
- 370 Августина вынуждена вернуться из школы в Мадауре (из-за финансовых проблем семьи) в Тагасте ( Признания II. 3)
- 371 Первый визит Августина в Карфаген (371-375)
- 372 Смерть Патриция. Первая любовница Августина (17/18 лет)
- 373 Первое знакомство Цицерона с Гортензием . Рождение сына Адеодата г.
- 375 Возвращение в Тагасту из Карфагена. Он становится учителем.
- 376 Смерть друга. Августин возвращается в Карфаген (376–383).
- 383 ВИЗИТ В РИМ: Назначен профессором литературы.
- 384 (осень) Назначен профессором риторики в Милане.
- 385 (Весна) Моника приезжает в Милан
- 386 (конец августа) ОБРАЩЕНИЕ Августина.
- 387 (24 апреля) КРЕЩЕНИЕ Августина. Он и Моника готовятся вернуться в Африку. В Остии они разделяют видение (Книга 9 из Признаний ). Смерть Моники в Остии (ее тело сейчас хранится в церкви Сан-Августино в Риме).
- 388 Августина в Риме.
- 389? Августин наконец возвращается в Африку (сначала в Карфаген, затем в Фагасту)
- 390 Смерть Адеодата и Небридия
- 391 В ГИППО РЕГИУС: Августин основывает монашескую общину. Он становится ЖРЕЦОМ.
ХРИСТИАНСТВО СТАНОВИТСЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕЛИГИЕЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ - 395 Августин рукоположен в Епископа Гиппопотама Регийского в преемственность во епископа Валерия (служит 395–430).
- 400? ПРИЗНАНИЯ.
- 410 РАЗГРОМ РИМА остготами под предводительством Алариха, 18 августа.
- 417 История Паулюса Орозия посвящена его другу Августину (в работе утверждается, что мешок
Рима было вызвано не оскорблением христианами языческих богов, а в наказание за грехи.) - Августин Город Божий :
КНИГИ: |
|
|
---|---|---|
1-3: 413 | 11-13: 417 | 18: 425 |
4-5: 413 | 14-16: 418 | 19-22: 425 |
6-10 : 415 | 17: 420 | 19-22: 425 |
- 430 9 декабря в Нумидии Осада Гиппо Региуса
- СМЕРТЬ АВГУСТИНА, 28 августа (Его останки позже были перевезены в Павию.