«За нравственную силу»: Нобелевская премия Александра Солженицына
Прямой эфир
Человеческий интеллект VS искусственный: в КНР введут ограничения на ИИ
15:46
11 мин
День в истории
Импичмент президенту Эндрю Джонсону
15:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
16:00
4 мин
Прямой эфир
Северная Корея потребовала от США прекратить учения
16:04
9 мин
Прямой эфир
США продолжат давить на тех, кто не ввел санкции против России
16:14
11 мин
Новости
Главные темы часа
16:30
3 мин
Служебный вход
Подлежат ли списанию аттракционы с истекшим сроком годности?
16:33
24 мин
Узнать за 90 секунд
Петровская «потаённая лодка» – прабабушка русских субмарин
16:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
17:00
4 мин
Сенатор Клишас. Да, тот самый
В эфире
17:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
17:30
3 мин
Сенатор Клишас. Да, тот самый
В эфире
17:33
25 мин
День в истории
Адмирал Федор Ушаков
17:59
1 мин
Новости
Главные темы часа
18:00
4 мин
Кардиограмма дня
В эфире
18:04
54 мин
Узнать за 90 секунд
В моркови все прекрасно: и вкус, и цвет, и корнеплод, и ботва
18:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
19:00
4 мин
Кардиограмма дня
В эфире
19:04
54 мин
День в истории
Первый выпуск программы «Очевидное – невероятное»
19:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
20:00
4 мин
уЮтная гостиная
Донбасс, рок и вдохновение
20:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
20:30
3 мин
уЮтная гостиная
Творчество и свобода
20:33
25 мин
Узнать за 90 секунд
Огни большого города, или Когда в Москве включили свет
20:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
21:00
4 мин
Прямой эфир
В эфире
21:04
3 мин
Прямой эфир
В эфире
21:07
21 мин
Новости
Главные темы часа
21:30
3 мин
Служебный вход
Подлежат ли списанию аттракционы с истекшим сроком годности?
21:33
24 мин
День в истории
Импичмент президенту Эндрю Джонсону
21:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
22:00
4 мин
Профилактика с Геннадием Онищенко
Реабилитация участников СВО и динамика пандемии COVID-19
22:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
22:30
3 мин
Профилактика с Геннадием Онищенко
Модернизация здравоохранения, новое высшее образование, лечение энцефалита
22:33
24 мин
Узнать за 90 секунд
Картофелина на четверых и кирзовые чипсы: как выжить в океане
22:58
1 мин
Новости
Главные темы часа
23:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
23:30
3 мин
День в истории
Адмирал Федор Ушаков
23:59
1 мин
Солженицын Александр Исаевич | |
1918-2008 | БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ | Александр Исаевич СолженицынСтал знаменитым... с санкции ХрущеваСОЛЖЕНИЦЫН Александр Исаевич (р. 1918 г.). Русский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1970). Родился в Кисловодске. Воспитывался матерью (отец умер до его рождения), дочерью богатого крестьянина, владевшей французским и английским языками, работавшей машинисткой и стенографисткой. После окончания физико-математического факультета Ростовского университета работал учителем математики в школе. Участник Великой Отечественной войны, капитан артиллерии. В феврале 1945 г. был арестован, лишен звания и отправлен в Москву, в следственную тюрьму на Лубянке. Приговорен к восьми годам заключения с последующей ссылкой в Сибирь за антисоветскую агитацию и пропаганду: в руки НКВД попали письма Солженицына к другу с критикой Сталина. Был осужден на восемь лет лишения свободы. Около года Солженицын сидел на Лубянке, затем был переведен в Марфино, специализированную тюрьму под Москвой («шарашку»), где математики, физики, ученые других специальностей вели секретные научные исследования (это заведение писатель описал в романе «В круге первом»). Спустя четыре года Солженицына переводят в Казахстан в лагерь для политических заключенных, где у него обнаружили рак желудка и считали обреченным. Освободившись в марте 1953 г., Солженицын прошел успешную лучевую терапию в ташкентском госпитале и излечился (эти события нашли отражение в повести «Раковый корпус»). До 1956 г. он жил в ссылке в различных районах Сибири, преподавал, а в июне 1957 г., после реабилитации, поселился с женой (Н. Решетовской) в Рязани, где работал учителем математики в школе.В 1962 г. в журнале «Новый мир» А.Т. Твардовский (главный редактор журнала) с санкции Хрущева опубликовал повесть Солженицына «Один день Ивана Денисовича» — первое описание лагерей ГУЛАГа. Повесть вызвала сенсацию, а критика отметила появление талантливого и самобытного писателя. Через год, в том же журнале, Солженицын опубликовал несколько рассказов, в том числе — «Матренин двор». В 1967 г. Солженицын направил Съезду писателей СССР открытое письмо, в котором призвал покончить с цензурой. Писателя сразу же подвергли преследованиям и газетной травле, исключили из Союза писателей, а его произведения были запрещены, изъяты из библиотек и отправлены в спецхраны. А после того, как его романы «В круге первом» (1955-1958) и «Раковый корпус» (1963-1966) были изданы на Западе, положение Солженицына стало особенно тяжелым. В это время он получил убежище на даче Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской в Переделкино под Москвой.В 1970 г., узнав о присуждении ему Нобелевской премии по литературе («…за нравственную силу, почерпнутую в традициях великой русской литературы»), писатель заявил, что намерен получить награду «лично, в установленный день». Однако брежневское правительство сочло решение Нобелевского комитета «политически враждебным», и Солженицын, боясь, что после поездки он не сможет вернуться на родину, на церемонию награждения не поехал. Через год после получения премии Солженицын дал разрешение на публикацию своих произведений за рубежом. В «Архипелаге» Солженицын, используя собственные записи, которые он вел в лагерях и ссылке, и свидетельства заключенных, воссоздал трагедию народа в период сталинских репрессий. Писатель заявил, что Сталин не только в 1937 г. сводил счеты с номенклатурой, но все десятилетия коммунистического режима последовательно и беспощадно истреблял собственный народ.’ Первый том «Архипелага» увидел свет в декабре 1973 г., а в феврале 1974 г. Солженицын был арестован, обвинен в государственной измене, лишен советского гражданства и депортирован в ФРГ. Сначала он остановился у Генриха Бёлля.2 Два года Солженицын жил в Цюрихе, а затем переехал с семьей в США и поселился в штате Вермонт, где завершил третий том «Архипелага» и продолжил работу над циклом «Красное колесо». В сентябре 1990 г. «Комсомольская правда» опубликовала программную статью Солженицына «Как нам обустроить Россию». В том же году ему была вручена Ленинская премия за «Архипелаг ГУЛАГ». В 1990-е годы основные произведения Солженицына были изданы в России, в том числе мемуары «Бодался теленок с дубом» (1990). Значение личности Солженицына и его трудов для русской (и не только для русской) истории и литературы полностью признано. Все обвинения против него были официально сняты, гражданство восстановлено, и в 1994 г. Солженицын вернулся в Россию. Первая жена Солженицына — Наталья Решетовская (р. 1914 г.). С начала 70-х годов он женат вторым браком на Наталье Светловой (р. 1937 г.; фамилия первого мужа). Она стала его пресс-секретарем — редактирует, корректирует и набирает его рукописи, руководит фондом Солженицына. У них три сына — один родился в Москве (Игнат, р. 1972 г., пианист), двое в США. Примечания1) И. Бунич пишет: «За чтение «Архипелага» давали срок до семи лет лагерей и пяти лет ссылки вплоть до 1985 г. Это общеизвестно. Интересно другое: книга была впервые издана на Западе на средства… КГБ (даже без ведома автора). Взрыв общественного мнения в мире был страшным, как успех самой книги, мгновенно переведенной на все существующие языки. Название СССР исчезло и было заменено на «Архипелаг ГУЛАГ»… Циники говорят, что КГБ это сделало специально, чтобы обеспечить себя работой на долгие годы, чтобы всегда было кого и за что сажать» (Бунич И. Золото партии. СПб., 1992. С. 190). 2) Г. Бёлль (1917-1985) — немецкий писатель, лауреат Нобелевской премии (1972). Использованы материалы кн.: Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000 Вернуться на главную страницу Солженицына
|
| ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
| ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |
Нобелевская лекция Александра Солженицына
8 марта 2018 г.«Как говорит русская поговорка: «Не верь брату своему, верь своему кривому глазу». человеческое поведение в ней». насилие и так далее и тому подобное. Он считает литературу и искусство объединяющими силами. Они могут расширить наш ограниченный опыт, чтобы мы могли мыслить более универсально. В мире, в котором существуют разные шкалы ценностей, как мы можем уверенно полагаться на набор ценностей, чтобы судить о мире в целом? Для такой цели литература имеет решающее значение. Она может работать как связующая сила между разными народами и культурами. Читая литературные произведения из разных уголков мира, мы можем видеть схожие заботы, такие как свобода, правда, справедливость, человеческое достоинство, доброта и так далее.
Солженицын артикулирует соотношение между насилием и ложью. Он думает, что эти двое поддерживают друг друга. Поэтому важнейшая обязанность автора — не участвовать во лжи. Вот как он/она может противостоять насилию. С точки зрения экзистенциалистов, автор должен быть подлинным и избегать обмана себя и других.
«Одно слово правды перевесит весь мир. » Русская пословица
1 августа 2019
Совершенно прекрасно. Мастерское изложение сложной необходимости искусства и надежды для человечества. Понимание биографии Солженицына поможет вам лучше понять эту небольшую речь, которую он произнес в связи с получением Нобелевской премии.
8 сентября 2018 г.
Великолепный взгляд Солженицына на то, как искусство, особенно литература, может спасти мир от самого себя. Как с помощью письменного мира мы можем делиться друг с другом опытом и, таким образом, понимать его, не проходя болезненный процесс обучения. И, поступая так, мы можем сочувствовать и понимать друг друга, как сегодняшняя борьба одного человека была или будет борьбой его ближнего.
Но почему мир нужно спасать от самого себя? Почему человечество в опасности? Потому что у всех нас был разный опыт и, следовательно, разные ценности, разные культуры. И теперь, в мире, столь связанном, как наш сегодня, и с военной мощью, способной уничтожить всю человеческую расу, если мы того захотим, это несоответствие ценностей может быть фатальным.
Однако Солженицын не призывает к единому видению мира, к однородным системам ценностей, поскольку особенности каждой нации и каждого человека придают богатство человеческому опыту. Его точка зрения заключается в том, что индивидуальность следует понимать и уважать. Примером может служить его аргумент о том, что ООН пренебрегает свободой одних наций и охраняет свободу других, заставляя их принимать те же универсальные принципы (декларацию прав человека, которые хороши, но не в том случае, если они соблюдаются, согласно Солженицын). Поэтому его призыв к пониманию. Это призыв к росту. Это призыв учиться на ошибках и успехах друг друга и делать их своими.
Но единственный способ достичь этого — правдивая речь, поскольку ложь и насилие тесно переплетены, и только правдиво выражая свои мысли, мы можем по-настоящему понять себя и других.
«И если таких разных шкал ценностей в мире не много, то по крайней мере несколько; одна для оценки событий близких, другая — для событий далеких; стареющие общества обладают одной, молодые — другой; неуспешные люди — одной , успешные люди другое. Расходящиеся шкалы ценностей кричат в диссонансе, они ослепляют и ошеломляют нас, и чтобы не было больно, мы сторонимся всех других ценностей, как бы от безумия, как бы от иллюзии, и мы уверенно судим о всем мире по нашим собственным ценностям, и поэтому мы принимаем за большую, более болезненную и менее терпимую беду не то, что на самом деле больше, более болезненно и менее терпимо, а то, что ближе всего к нам. дальше, которое не грозит нынче вторгнуться в наш порог, со всеми его стонами, сдавленными криками, разрушенными жизнями, даже если оно сопряжено с миллионами жертв, — это мы считаем в целом совершенно пахотных и сносных пропорций».
«Я верю, что мировая литература в силах помочь человечеству в эти его смутные часы увидеть себя таким, какое оно есть на самом деле, несмотря на идеологическую обработку предвзятых людей и партий. Мировая литература в силах передать сжато опыта из одной страны в другую, чтобы мы перестали быть разделенными и ослепленными, чтобы различные шкалы ценностей могли согласоваться, и одна нация правильно и сжато усвоила истинную историю другой с такой силой узнавания и болезненного осознания, как она сама пережила то же самое и, таким образом, может быть избавлена от повторения тех же жестоких ошибок, и, может быть, при таких условиях мы, художники, сумеем вырастить в себе поле зрения, чтобы охватить ВЕСЬ МИР: в центре наблюдая, как всякий другого человека то, что лежит рядом, по краям начнем притягивать то, что происходит в остальном мире, и соотнесем, и будем наблюдать мир пр возможности».
«Нам скажут: что может литература против беспощадного натиска открытого насилия? Но не забудем, что насилие не живет одно и не способно жить одно: оно необходимо переплетается с ложью. Между ними лежит самая интимная, самая глубокая из естественных связей. Насилие находит свое единственное прибежище во лжи, ложь — свою единственную опору в насилии. Всякий человек, однажды провозгласивший насилие своим МЕТОДОМ, должен неумолимо избрать ложь своим ПРИНЦИПОМ. При своем рождении насилие действует открыто и даже с гордостью. Но как только оно становится сильным, твердым, как чувствует разреженность воздуха вокруг себя и не может продолжать свое существование, не опускаясь в туман лжи, облекая их в сладкие речи. не обязательно открыто душить горло, чаще требует от своих подданных только присяги на верность лжи, только соучастия во лжи».
«В русском языке очень любимы пословицы о правде. В них устойчиво, а иногда и ярко выражается немалый суровый национальный опыт:
ОДНО СЛОВО ПРАВДЫ ПЕРЕВЕШИТ ВЕСЬ МИР. »
Гёза
231 отзыв9 подписчиков
9 мая 2018 г. Эта речь так же хороша, как Мир раскололся на части , и это действительно о чем-то говорит. Он описывает экзистенциальную пропасть между людьми, живущими при репрессивных правительствах, и людьми в свободных странах. Между ними существует разрыв, и последняя группа очень часто не может понять, откуда берется первая. Как представитель первой группы, пересаженный в мир второй, Солженицын ссылается на искусство как на средство преодоления разрыва.
Это средство, с помощью которого можно войти в опыт другого человека.
Он также говорит о «мюнхенском духе» (склонность свободного мира умиротворять и терпеть несправедливое насилие в других местах при условии, что он оставляет Запад в покое), о том, как он доминировал в 20-м веке и о том, что насилие неизбежно требует лжи для поддержания своей позиция власти — обманывать людей относительно ее истинной природы и придавать себе легитимность.
Задача художника, прежде всего, оставаться честным перед лицом насилия и лжи.
«Пусть ложь придет в мир, пусть властвует над миром, но не через меня.»
Центр Солженицына выпустил видео, сделанное с отличным (английским) прочтением этого выступления, которое доступно для просмотра здесь: https://www.youtube.com/watch?v=8ITbF….
- история холодной войны политика
6 мая 2016 г.
Довольно наводит на размышления своими взглядами и заявлениями. Нужно перечитать. Довольно много нужно обдумать, вспомнить, переварить и усвоить. Думаю, я куплю еще Нобелевских лекций!
«то, что кажется нам более важным, более болезненным и более невыносимым, на самом деле не то, что является более важным, более болезненным и более невыносимым, а только то, что ближе к дому».
«искусство передает бремя чужого долгого жизненного опыта со всеми его невзгодами, красками и жизненной силой, воссоздавая во плоти то, что пережил другой, и позволяя приобрести его как когда-то свое. »
«Расплата за трусость будет еще более жестокой. Мужество и сила победить будут нашими, когда мы осмелимся пойти на жертвы.»
Их было больше, но их мало. В лекции исследуется важность искусства и литературы в мире, раздираемом различиями. Кстати, он двуязычный, поэтому я прочитал только 36 страниц. Остальное русское.
14 ноября 2016 г.
Я много раз читал эту лекцию и черпал из нее вдохновение с тех пор, как друг впервые порекомендовал ее мне. Моя способность понимать его растет между чтениями, освещая линии и углы, которые раньше были непрозрачны.
В конце концов, я достаточно вырос, чтобы присвоить ему 5 звезд, которых он, вероятно, заслуживает.
- best-of
1 марта 2018 г.
Искренний призыв к художникам и писателям всего мира взяться за оружие в битве за спасение наших душ, а также призыв к хиппи снова надеть свои штаны. 5 звезд.
«Молодые люди, будучи в том возрасте, когда у них нет никакого опыта, кроме полового, когда у них еще нет за плечами лет личных страданий и личной мудрости, с упоением повторяют наши опороченные русские уроки девятнадцатого века и думают, что открывают что-то новое, Они берут в качестве прекрасного примера китайскую хунвейбину низведение людей в ничтожество. Поверхностное непонимание вневременной сущности человечества, наивное самодовольство со стороны их неопытных сердец — Мы выгоним этих пламенных, жадных угнетателей, тех губернаторов и прочих (мы!), мы тогда сложим наши гранаты и автоматы, и станем справедливыми и сострадательными. О, конечно! которые могли бы опровергнуть молодых, многие НЕ СМЕЮТСЯ возражать против них, а, наоборот, льстят им, чтобы не казаться «консерваторами», опять-таки русское явление XIX века, то, что Достоевский vski назвали РАБСТВОМ ПОЛУПРОГРЕССИВНЫМ ПРОГРЕССИВНЫМ ИДЕЯМ». (стр. 24)
Роб
566 отзывов9 подписчиков
3 января 2018Главной идеей, которая с какой-то силой поразила меня из этой лекции, была уникальная роль искусства. Журналисты могут сообщить о десяти тысячах погибших во время наводнения в далекой стране, но это, как правило, будет иметь меньшее влияние на человека, чем смерть его собственного питомца. Чем дальше в пространстве, времени, языке или культуре, тем меньше документов и репортажей могут дать о себе знать объем импорта. Только гуманистические искусства в своих обличьях могут дать ощущение друг друга, а также радостей и потерь самых далеких. Гуманизирующие искусства — единственный способ преодолеть такой разрыв, и поэтому их необходимо защищать.
Роль искусства и гуманизма не нова для меня, и большая часть лекции была банальной, но разъяснение уникальной эмпатической силы искусства раньше не было столь убедительным. Солженицын четко обозначил слабости журналистики и документации по отношению к искусству так, как я никогда раньше не задумывался.
- biblio via-deadtree
H
13 отзывов
13 июня 2021 г.В котором Солженицын приводит веские аргументы в пользу истинности утверждения Достоевского о том, что «Красота спасет мир». Местами глубоко трогательно.
К сожалению, некоторые из его замечаний о том, какое влияние могут иметь молчаливые поколения — поколения, которые либо не могут, либо не хотят передавать уроки своего века, — на ход истории, особенно в глобализованном мире, вызывают беспокойство.
Эссе, которое должен прочитать каждый.
- книг-всем-рекомендуется прочитать
Матфей
184 рецензии15 подписчиков
30 октября 2017 г.«Литература передает сжатый и неопровержимый человеческий опыт еще одним бесценным способом: из поколения в поколение. Таким образом, она становится живой памятью нации. То, что ушло в историю, она таким образом согревает и сохраняет в форме, не поддающейся искажению и лжи. Так литература вместе с языком сохраняет и защищает душу нации».
1 января 2020 г.
В основном нормально. Немного разочаровывает. Это наполовину избитое обсуждение искусства/цели искусства/цели художника. Во второй половине есть несколько интересных моментов о культуре.
24 декабря 2022 г.
Краткое чтение, очень красноречивый перевод, в котором отражены общие темы и эмоции его предыдущих произведений. Мне понравилось первое быстрое чтение, и я вернусь за некоторыми заметками.
27 марта 2016 г.
Ничего себе. Еще одно удивительное чтение. Идет повсюду, всеми лучшими способами. Вдохновил меня и на дальнейшее чтение Достоевского. Какое понимание. Что за слова, хотя я понятия не имею, на каком языке он это написал… Я читал версию на NobelPrize.org… Наверное, единственное, что мне хотелось бы, чтобы он добавил, это «хорошее кино» к его Список произведений искусства и литературы, способных спасти мир, помогая нам увидеть других людей, которые изменят нашу жизнь. Он говорит много вещей, но одна вещь, которая запомнилась мне, это то, что он оплакивал то, что разрушила глобализация. Я думаю, что старшеклассники должны читать МНОГО нобелевских речей. Может поднять IQ нации и улучшить Western Civ.
27 декабря 2014 г.
Важное напоминание о том, что насилие и угнетение необходимы для выживания. Ложь. Это Искусство во многих его формах способно говорить правду и достигать аудитории, как ничто другое. Если вы изучаете этику, журналистику, письмо, искусство, музыку или любой другой вид искусства, вы должны прочитать это, а затем увидеть, что этот невероятный человек пережил на протяжении всей своей жизни. Удивительно
13 августа 2016 г.
Заставляет задуматься. В этой лекции Солженицын затрагивает природу искусства и художника, моральный релятивизм, авторитаризм и цензуру, глобализацию, светский прогрессизм — и это лишь некоторые из них.
- Нехудожественная литература ХХ века русский
25 февраля 2015 г.
До странного идеализма. Я, безусловно, верю в способность искусства вызывать социальные изменения, но Солженицын местами звучит почти утопично, например, когда он заявляет, что литература может разоблачить Ложь и разрушить систему насилия.
- русский
Дилан
115 отзывов1 подписчик
6 февраля 2008 г.Красиво… Не хочу спойлерить, но любой, кто может доказать, что мы наткнулись на искусство и теперь должны иметь с ним дело, является A-OK в моей книге.
Прочитано
22 марта 2010 г.вау… действительно вдохновляющая речь. человек, которым можно восхищаться..
8 февраля 2013 г.
Лекция полна надежд и стоит как нечто, что постоянно становится все более и более актуальным. ОДНО СЛОВО ПРАВДЫ ПЕРЕвешивает ВЕСЬ МИР.
Табиш
Автор 3 книги8 подписчиков
18 октября 2013 г.Книга, которую стоит перечитывать снова и снова!
Хуанита
42 отзыва3 подписчика
3 августа 2014 г.Заставляющая задуматься лекция на тему искусства и ответственности художника перед миром.
8 февраля 2016 г.
Короткая и красивая лекция. Это вдохновило меня, и я надеюсь, что скоро прочитаю другие его книги.
Глен
477 отзывов8 подписчиков
22 мая 2016 г.Отличное небольшое чтение… Сила произнесенного слова…
Благородный бой и Нобелевская премия
Было бы преуменьшением сказать, что у русского писателя Александра Исаевича Солженицына были сложные отношения с родиной. Несмотря на постоянные преследования во взрослой жизни, Солженицын остался верен своей культуре, языку и соотечественникам. Он открыл миру жестокую реальность советской системы как в своей художественной литературе, так и в мемуарах, за что получил Нобелевскую премию по литературе 1970 года. Мир аплодировал ему; СССР пытался его разорить.
Солженицын родился в бедственном положении. Его отец погиб в результате несчастного случая на охоте еще до его рождения, в результате чего его мать и тетя оставили заботиться о маленьком Александре. Во время Великой Отечественной войны он служил командиром Красной Армии и воевал на фронте. Будучи солдатом, Солженицын начал сомневаться в моральных устоях правительства при Иосифе Сталине, о чем он признавался в частных письмах другу. Хотя они писали в самых туманных выражениях, его письма были перехвачены, а Солженицын арестован 19 февраля.45 за антисоветскую пропаганду. Его приговорили к восьми годам лагерей.
За то, что Солженицын до войны изучал математику, на половину срока его отправили в «спецлагеря». Он считал, что именно это помогло ему выжить в этом опыте. Он тоже начал писать.
В конце приговора ему сообщили, что он не будет освобожден, а теперь сослан пожизненно в Кок-Терек на территории нынешнего Южного Казахстана. Вдобавок Солженицын вскоре серьезно заболел раком и попал на лечение в советскую онкологическую больницу. В ссылке ему разрешили преподавать математику и писать в свободное время. Беспокойство о том, что никто никогда не прочитает его работы, сильно тяготило Солженицына.
В 1956 году, во время так называемой хрущевской оттепели (период десталинизации при Никите Хрущеве), Солженицын был наконец освобожден и реабилитирован. Потенциально катастрофическим шагом он представил свою работу для официальной публикации. К счастью, «Один день Ивана Денисовича » был одобрен цензурой и сразу стал популярным как в СССР, так и за его пределами. По книге даже преподавали в советских классах.
Политический климат изменился на 1964, а неоднозначное сочинение Солженицына было воспринято как угроза. Солженицын тайно работал над своим великим произведением «Архипелаг ГУЛАГ ». На написание трехтомной повествовательной истории советской тюремной системы у него ушло почти десять лет, и машинописная рукопись была спрятана друзьями с большим личным риском.
КГБ и советское правительство продолжали преследовать Солженицына; они пытались дискредитировать и даже убить его. Солженицын был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1970, но принять награду в Стокгольме он не смог, опасаясь, что ему не разрешат вернуться в СССР. Примерно в это же время Солженицын написал личное письмо руководителям в Кремле о проблемах, с которыми СССР столкнется в ближайшие годы. Оно было опубликовано как Письмо советским руководителям . Даже когда он болезненно осознавал свою политическую непопулярность, Солженицын глубоко заботился о своей родине и действовал, чтобы спасти ее, несмотря на то, что подвергал себя опасности.
Архипелаг ГУЛАГ был наконец опубликован французским издательством в декабре 1973 года. Солженицын был арестован и депортирован всего шесть недель спустя.
Во время своего 16-летнего изгнания Солженицын продолжал протестовать против несправедливости, которую он видел в СССР (а также против разлагающей силы западной поп-музыки). После распада Советского Союза в 1989–1991 годах Солженицын восстановил свое российское гражданство, и ему было разрешено вернуться. Он умер в 2008 году в возрасте 89 лет, оставив после себя важное литературное наследие и вдохновляющий пример борьбы одного человека против угнетения.