От дома Талызина к Дому Гоголя
Виноградов И. А. (Москва), д. ф. н., ст. науч. сотр. ИМЛИ им. А. М. Горького РАН / 2011
Знаменательно, что в именно Москве, которую глубоко любил Гоголь, о которой сказал однажды, что «это та земля, откуда ближе к родине небесной» (XIV, 203–204), он умер, и здесь был погребен. Дом, где жил последние годы Гоголь, — так называемый дом Талызина (по имени бывшего владельца, одного из русских генералов, участников Отечественной войны 1812 года) стоит в самом центре столицы, неподалеку от пересечения Бульварного кольца и Нового Арбата (бывш. Калининского проспекта) — Никитский (бывш. Суворовский) бульвар, дом № 7а. На доме мемориальная доска — «Здесь в 1848–1852 гг. жил Н.В.Гоголь». Именно здесь у Гоголя бывали А.Н.Островский, М.
Вопрос о создании в Москве в доме № 7а по Никитскому бульвару музея Гоголя был поднят еще в 1959 году в связи со 150-летием со дня рождения Гоголя. В следующем, 1960 году, правительством РСФСР было принято решение о создании в доме Талызина гоголевского музея3. Однако, реальных шагов к исполнению этого решения сделано не было. В 1966 году вопрос о создании гоголевского музея возник вновь в связи с передачей здания в пользование городской библиотеке.
В 1974 году при поддержке Главного управления культуры Моссовета в здании только что открытой, после продолжительного ремонта помещения, библиотеки под гоголевский мемориал были отведены две комнаты, которые занимал писатель. В 1978 году вопрос о создании в доме Талызина полноценного гоголевского музея был поднят вновь по случаю нового открытия мемориальных комнат после реставрации. Он не раз поднимался также в 1984-м и 1989-м годах — в дни новых юбилеев Гоголя. Вопрос неоднократно ставился общественностью и на всем протяжении 1990-х годов. О необходимости музея говорили доктор исторических наук Н.М.Молева, академик Д.С.Лихачев, писатели О.В.Волков, И.П.Золотусский и другие. Существует официальная переписка по поводу создания музея между Министерством культуры РСФСР и Моссоветом. Около тридцати публикаций, отрывки из которых цитируется ниже, — это лишь часть литературы по вопросу.…После смерти Гоголя занимаемые им комнаты в доме графини Толстой были закрыты до самой смерти последней. Скончалась она в Москве в своем доме на Садовой 11 июля 1889 года (<Родионов И.> И. Р. Воспоминания В. А. Нащокиной о Пушкине и Гоголе // Новое Время. <Иллюстрированное приложение>. СПб., 1898. 14 (26) окт. № 8129. С. 7).
…Я застал этот дом еще в его первоначальном виде. Со стороны Никитского бульвара над нижним этажом, где проживал Н. В. Гоголь, был зимний сад со стеклянными оранжерейными окнами во всю стену второго этажа.
Уже по кончине В. А. Шереметева, владевшего этим домом после Талызина, зимний сад обращен в жилые комнаты и, таким образом, по наружному фасаду со стороны бульвара дом этот стал двухэтажным.
Лет 20 тому назад показывали мне и комнаты в нижнем этаже, где жил Н. В. Гоголь. Цел был тогда и исторический камин (Бочаров Н. Маска с Н. В. Гоголя и дом, где он скончался. (Историческая справка) // Русское Слово. 1902. 23 февр. (8 марта). № 53. С. 3).
Необходимость увековечения памяти Гоголя в России — именно на месте его последнего проживания ощущалась всегда. В 1909 году, в год празднования 100-летия со дня рождения Гоголя, почетный гражданин Москвы Калашников писал в редакцию «Московских Ведомостей»:
…Я покорнейше просил бы… поднять вопрос об увековечении памяти незабвенного Н. В. Гоголя… на Никитском бульваре… Здесь он… очищенный подвигами молитвы, родился для вечности… Поэтому все здесь и навсегда должно напоминать Русским людям о блаженной памяти почившего, с сей целию и было бы желательно выделить комнаты, в коих скончался Н. В. Гоголь, от прочих жилых помещений и устроить в них хоть маленький музей его имени, собрав в последний все напоминающее великого писателя и сделав музей сей открытым для народа, украсив его, наподобие часовни, и святыми иконами, дабы приходящие люди имели возможность почтить великого усопшего своей молитвой… (Калашников, почетный гражданин. Гоголевский музей. (Письмо к издателю «Московских Ведомостей») // Русский Архив. 1909. № 7. С. 541).
В том же 1909 году неподалеку от талызинского дома, на Арбатской площади, в начале Пречистенского бульвара, был торжественно воздвигнут памятник писателю работы скульптора Н. А.Андреева. В 1924 году этот памятник дал новое название бульвару — Гоголевский.
Вот Никитский бульвар, дом 7. Большой старинный дом с колоннами. На стене дощечка, гласящая, что «Здесь жил и умер Гоголь». В 50-х гг. здесь был зимний сад, которого сейчас нет. Теперь в этом доме Академия коммунистического воспитания им. Крупской. Сейчас здесь за колоннами, в окно можно видеть камин, в котором Гоголь «сжигал то, чему молился» (Черский П. Гоголь и Москва // Красная Газета. Вечерний выпуск. (Л.), 1927. 7 марта. № 62. С. 4).
Октябрь 1917 превратил старый особняк в коммунальное жилье. Имя Гоголя официально не забывалось. Только вместо создания музея дело ограничивалось упоминанием о том, что в бывшем кабинете писателя живет семья рабочего, которой знакомо имя Гоголя, не больше. Так отмечается на страницах «Огонька» в 1939 году очередной гоголевский юбилей (Молева Н.М. Последняя квартира // Молева Н.М. Московские были. Сто адресов русской истории и культуры. М., 1997. С.195–196).
Рядом с огромным Домом полярника на Никитском бульваре стоит небольшой двухэтажный дом. На стене — мемориальная доска4:
В этом доме жил и умер
Николай Васильевич
Гоголь.
1852.
…Но никакого музея в доме нет. От жильцов часто можно услышать:
— Мы живем в знаменитом доме. Каждый день кто-нибудь заходит. Только неудобно нам гостей принимать, дом давно надо ремонтировать.
Входим в дом. Направо — большая комната, заваленная всевозможным мусором.
Нас предупреждают:
— Не ходите туда, с потолка штукатурка падает. Опасно! (Минаев С. В доме, где жил Гоголь // Вечерняя Москва. 1946. 25 сент. № 225. С. 4).
В марте 1952 года исполняется сто лет со дня смерти писателя. Будет очень плохо, если дом, в котором жил Гоголь, останется в том же виде, в каком он находится сейчас. Здание не ремонтировалось несколько лет, фасад имеет неряшливый вид (Минаев С. Дом на Суворовском бульваре // Вечерняя Москва. 1951. 23 июля. № 171. С. 4).
На доме, в котором прошли последние годы Н. В. Гоголя, Московский Совет установил новую мемориальную доску с бронзовым барельефом великого писателя (работа скульптора Е.
А. Рудакова). На сером граните золотом выбиты слова:«В этом доме с 1848 по 1852 г. жил и умер
Николай Васильевич Гоголь»
(Дом, где жил Н. В. Гоголь // Вечерняя Москва. 1953. 21 окт. № 249. С. 3).
На заснеженном Суворовском бульваре то и дело перекликаются звучные голоса детей.
— Знаю, как тебя зовут, — Леночка! А мне папа санки купил… в Гуме!
И такое ликование было в этом «санки купил», что я оглянулся на пятилетнего бутуза и его собеседницу.
— А я… — с неменьшим азартом перебивает нового знакомого Леночка, и сама соображает, что бы такое противопоставить его словам. — А в нашем доме дедушка Гоголь жил! — И внезапно сорвавшись с места, девочка мчится от одной группы своих сверстников к другой, задорно выкрикивая: Гоголь! Гоголь! Гоголь!
Как раз против гранитного схода бульвара, по левой его стороне — дом № 7-а. На боковом фасаде большая мраморная доска с барельефным портретом писателя и с надписью: «В этом доме с 1848 по 1852 год жил и умер Николай Васильевич Гоголь»…
Вхожу в особняк и первая мысль — не ошибся ли я дверью. Передо мною не просторная передняя, известная по многим воспоминаниям, а тесноватое помещение, весьма некстати загроможденное пристройкой. Передо мной широкая деревянная лестница, ведущая на второй этаж. Это и «та самая» лестница и, в то же время — не та: аляповато сколоченные ступени с какими-то гладкими палками вместо перил. По обе стороны унылой лестницы два темных коридора. Весь этаж застроен тесными комнатушками, числом около 20. Нечего, конечно, и говорить о знаменитых гоголевских каминах. Все они разрушены, переоборудованы в печи (в доме печное отопление).
Дом неоднократно ремонтировался, однако жильцам в нем неуютно. Достаточно сказать, что на оба этажа здесь имеется одна лишь кухня и по этой причине по лестниц то и дело снуют хозяйки с дымящимися кастрюлями в руках.
Зато живущие здесь знают о многом, что связано с пребыванием в доме Николая Васильевича Гоголя, по-настоящему гордятся этим. Перебивая друг друга, они рассказывают о несуществующем ныне прекрасном внутреннем убранстве дома, о великолепной люстре, сверкавший некогда над лестницей (Бадмас С.
И. Здесь жил Гоголь. <1953–1954 гг.> // Российский государственный архив литературы и искусства. Ф. 634. Редакция «Литературной газеты». Оп. 3. Ед. хр. 299. Л. 61–63. Публикуется впервые).Конец войны, первые годы школы (1944–1955). У меня это прошло на Мерзляковском переулке. Мы жили в доме 16, а в садик при доме Толстых часто ходили играть. Перечисляю разновидности народного игрового искусства, народной игровой культуры. Они все имели место там, вблизи тени Гоголя. Отмерной, козёл, чеканочка, пристенок, расшибец, казаки-разбойники, салки, разрывные цепи, лапта разных видов, «штандер», землемеры, ножички, «Сиди, сиди, Яша» и другие песни-хороводы.
Я люблю и сейчас ходить в этот двор. Мой сын, будучи гнесинцем, посещал здесь гоголевскую библиотеку и очень любил её. «Вот здесь, сын, вокруг этого памятника Гоголю, кипела жизнь 60 лет назад» — можно было бы сказать ему.
Но это же бред! Памятник тогда был в другом месте. И все же Гоголь осенял наши детские радости — не горьким смехом своим, а одобрением русскому веселью. Не знаю, все ли перечисленные мною игры были с детства известны, доступны и привычны М. М. Бахтину. Однако знаю точно, что карнавал был ему ближе хоровода (Небольсин С. А. Дворик на Мерзляковском. 2011 г. Публикуется впервые).
В 1966 году дом, где жил Гоголь, был передан Городской библиотеке № 2. В начале 1974 года мемориальные комнаты Гоголя, входившие в состав библиотеки, открылись для обозрения.
В виду затянувшихся реставрационных работ Городская библиотека № 2 открылась в новом здании только семь лет спустя. Конец 1973 года и стал временем рождения нового мемориала. Комнаты писателя — кабинет и приемная открылись для обозрения уже в составе библиотеки (Молева Н. Второе рождение «гоголевских сред» // В мире книг. 1976. № 12. С.74).
С ноября 1975 года по инициативе писательницы Н.М.Молевой были возрождены «Гоголевские среды» с участием артистов Государственного академического Малого театра (Тресков В. Здесь он читал «Ревизора» // Неделя. 1984. № 13. С.18).
В 1978 году мемориальные комнаты Гоголя после краткой реставрации открылись вновь5. В поддержку инициативы создания музея от Московской писательской организации выступил О.В.Волков.
Торжественным и значительным представился мне день, когда после длительных хлопот и усилий Московского отделения Общества охраны памятников истории и культуры открылись для посетителей комнаты бывшего Талызинского дома… Сохранившаяся древняя московская усадьба — с двумя стильными особняками, с андреевским памятником Гоголя — как бы предначертана сделаться таким «гоголевским домом», которого так недостает Москве. И уж, конечно, городской библиотеке № 2, занимающей дом с мемориальными комнатами, надлежит присвоить имя Гоголевской, разместить ее просторнее (Волков О. Преемственность жизни // Наш современник. 1978. № 3. С.159–160).
В 1981 году заслуги работников городской библиотеки № 2 по созданию мемориала Гоголя были отмечены заместителем Председателя Совета Министров РСФСР В.И.Кочемасовым.
Этот мемориал (единственный пока, кстати, опыт такого рода) входит не в состав какого-либо объединения музеев, а является один из отделов обычной городской библиотеки… После того, как комнаты были открыты для обозрения и прошли первые «гоголевские среды», сюда от разных людей стали стекаться подарки — бесценные гоголевские реликвии (Кочемасов В. И., заместитель Председателя Совета Министров РСФСР. На благо общества // Лит. газета. 1981. 7 янв. № 2. С. 10).
Сегодня гоголевский музей стал своеобразной школой, в которой сотни и сотни людей вновь открывают для себя Гоголя… Адрес Гоголевского мемориала вам дадут в любой «горсправке». Он был включен в маршруты культурной программы Московской Олимпиады (Коханова Л., канд. филол. наук. Возвращение писателя // Смена. (М.), 1981. Апрель. № 7. С. 20).
В 1982 году, в преддверии празднования 175-летия со дня рождения Гоголя, инициатива создания музея Гоголя была поддержана академиком Д.С.Ли-хачевым.
…Поразительно, но у нас нет музея Н.В.Гоголя и очень неспешно продвигаются дела в Полтавской области, где создается гоголевский заповедник. Москва обладает и правами и возможностями для создания мемориального музея Н.В.Гоголя и надо приступать к его созданию. Возрождение этих памятников — дело чести двух республик: РСФСР и УССР (Лихачев Д.С., академик. Память истории священна // Огонек. 1982. Июль. № 29. С.19–20).
Гоголевский юбилей 1984 года с еще большей остротой выявил насущность создания музея.
…Кабинет Гоголя и его приемная по-прежнему являются служебными помещениями Городской библиотеки № 2 и не имеют музейного статуса. В результате указания министра культуры РСФСР Ю.С.Мелентьева, запретившему директору библиотеки М.П.Стацевич пополнять экспозиции комнат за счет дарений собирателей, личные вещи семьи писателя, рабочий столик его матери переданы музею в Васильевке. До настоящего времени продолжает использоваться в производственных целях комната, где Гоголь скончался. Мемориальный дом, имеющий в своей основе строение XVIII века, продолжает подвергаться механическим перегрузкам… библиотека насчитывает больше 20 тысяч читателей… Вопрос о создании Государственного гоголевского музея продолжает оставаться открытым… (Молева Н., кандидат искусствоведения. Право на подлинность // Лит. Россия. 1986. 30 мая. № 22. С. 17)6.
В преддверии 180-летия со дня рождения Гоголя статья о необходимости создания музея, писателя И. П.Золотусского, была напечатана в «Правде».
…В Москве до сих пор нет музея Гоголя… О том, что он должен быть, давно хлопочут писателя и Министерство культуры РСФСР. К чему сводятся их хлопоты? К тому, чтобы городскую библиотеку № 2 имени Н.В.Гоголя, занимающую в настоящее время дом № 7а по Суворовскому бульвару, перевести в соседний дом № 7, а в доме № 7а создать мемориально-литературный музей Гоголя. Сама история сохранила в неприкосновенности эти два здания, которые вместе составляют единый ансамбль русской усадьбы XVIII–XIX веков. Нетронутыми стоят ограждающие ее старинные решетки, въездные ворота времен Гоголя. Наконец в 1959 году сюда был перемещен знаменитый памятник Гоголю работы скульптора Н.Андреева. Он, кажется, еще более закрепил за усадьбой ее «гоголевское» предназначение.
Идея состоит в том, чтобы музей и библиотека имени Гоголя находились рядом, дополняя друг друга. Библиотека, и сейчас насчитывающая в своем гоголевском фонде несколько сотен томов (в нее входят и прижизненные издания писателя, и литература о нем), могла бы пополнить этот фонд и стать местом, где проводились бы ежегодные гоголевские чтения, семинары и встречи писателей, ученых, почитателей творчества Гоголя. Здесь мог бы обосноваться научно-методический центр по изучению его наследия (Золотусский И., писатель. О «Доме Гоголя» в Москве, или Избранные места из затянувшейся истории // Правда. 1988. 14 июня. № 166. С.3)7.
В 1990-е годы продолжались ходатайства общественности о создании музея Гоголя.
В одном из домов усадьбы, где Н.В.Гоголь сжег второй том «Мертвых душ», ныне находится… Всесоюзное объединение «Строймашэкспорт»… Как это ни выглядит странным, но факт — в Москве нет музея Н.В.Гоголя. Существуют только две небольшие комнаты в библиотеке, носящей имя писателя. И все. На всю Россию. Директор библиотеки имени Гоголя М.Стацевич показывает комнаты мемориала… Здесь Гоголь провел последние годы жизни… Более пяти тысяч человек посещают мемориальные комнаты ежегодно. А могло быть гораздо больше. Ясно давно: музей просто необходим (Набатчиков Д. О чем грустит Гоголь // Московская правда. 1990. 7 янв. № 5. С.2).
Уважаемый Борис Николаевич!.. Мы обращаемся к Вам с просьбой об оказании помощи в создании музея Гоголя в Москве. Вы не поверите, но в России нет ни одного музея Гоголя (в то время, как на Украине их два). Он единственный великий писатель, который не имеет посмертного пристанища в своем отечестве… Создание в сердце Москвы музея Гоголя и — на базе библиотеки — Гоголевского международного центра, где проводились бы выставки, встречи деятелей культуры, симпозиумы и конференции, посвященные жизни и творчеству создателя «Ревизора» и «Мертвых душ», имело бы всемирный отклик и стало бы законной данью памяти гения России (Лихачев Д., Аверинцев С., Астафьев В., Ахмадулина Б., Битов А., Иванов Вяч., Искандер Ф., Золотусский И., Максимов В. — Музей Гоголя в России должен быть обязательно, убеждает Б.Н.Ельцина группа писателей и призывает президента содействовать этому // Лит. газета. 1993. 10 марта. № 10. С.2).
Мемориальный комнаты писателя в библиотеке имени Гоголя — единственный знак нашей памяти во всей России… Самая святая для нас комната — где умирал Гоголь — используется для технических нужд библиотеки (Молева Н. А нужен ли нам Гоголь? // Лит. Россия. 1995. 20 янв. № 3. С.14).
В 1995 году, накануне Татьянина дня, был вновь открыт храм Святой мученицы Татианы при Московском университете. В 1852 году в этом храме отпевали Гоголя. А 14 февраля 1995 года настоятель храма мученицы Татианы священник Максим Козлов, выпускник филологического факультета МГУ, освятил Городскую библиотеку Н.В.Гоголя и находящиеся в ней мемориальные комнаты писателя. При этом событии присутствовали студенты, аспиранты и преподаватели университета, прихожане новооткрытого храма8.
Кто знает, соберется ли Москва с силами и совестью, чтобы открыть музей писателя… Кто знает… (Молева Н.М. Последняя квартира // Молева Н.М. Московские были. Сто адресов русской истории и культуры. М., 1997. С.195–196).
Уже давно имеют музеи (и не один и не два) Пушкин, Лермонтов, Толстой, Достоевский, Чехов, а в новое время их получили и, слава Богу, Пастернак, Цветаева и Высоцкий, и только Гоголь остается бездомным в своем отечестве. Ибо не только в Москве, но и во всей России нет ни одного музея Гоголя (Золотусский И. Заступитесь за Гоголя. Во всей России нет ни одного музея автора «Мертвых душ» // Кулиса НГ. Приложение к «Независимой газете». 1998. Февраль. № 3. С. 10).
Это факт национального позора, что в России нет музея Гоголя. Что касается Санкт-Петербурга и дома на Малой Морской, где написан «Ревизор», то о том, что там может быть музей, я и не мечтаю (<Беседа корреспондента Л. Ивановой с И. П. Золотусским>. Роман с Гоголем // Древо. Приложение к газете «Российские вести». 1999. 7 апр. № 4. С. 5).
В нашей библиотеке располагаются мемориальные комнаты писателя… Вообще это единственное сохранившееся в Москве помещение, которое связано с именем писателя напрямую. Поэтому мы им очень дорожим. Вместе с памятником (скульптор Н. Андреев), который перенесли сюда с Гоголевского бульвара, он составляет как бы единый завершенный мемориальный комплекс (<Баева О. Д., директор библиотеки>. Эти стены помнят писателя. Беседу вел Н. Царапкин // Библиотека. 1999. № 5. С. 78–79).
В этом году исполнилось 150 лет со дня смерти Николая Васильевича Гоголя. Близится еще один гоголевский юбилей — в 2009 году будет праздноваться 200 лет со дня рождения писателя, о котором Святейший Патриарх Алексий II в своем недавнем выступлении сказал: «Нашим современникам открывается подлинный лик Гоголя как великого духовного писателя России». Одной из главных задач в рамках подготовки к знаменательной дате является открытие в Москве Музея Гоголя (Виноградов И. А. В Москве должен быть музей Гоголя // Библиотечная газета. (М.), 2002. № 6. С. 6).
В 2005 г. решением Правительства Москвы Городская библиотека № 2 им. Н. В. Гоголя была преобразована в Центральную городскую библиотеку — мемориальный центр «Дом Гоголя». Немалую роль в этом сыграло письменное обращение участников Четвертых Гоголевских чтений к первому заместителю мэра Москвы Л. И. Швецовой в апреле 2004 г. (Викулова В. П., директор Библиотеки — мемориального центра «Дом Гоголя». <Предисловие> // Н. В. Гоголь и Русское Зарубежье: Пятые Гоголевские чтения: Сб. докл. / Комитет по культуре г. Москвы; Центр. гор. б-ка — мемор. центр «Дом Гоголя»; под общ. ред. В. П. Викуловой. М.: КДУ, 2006. С. 15).
Составил И. А. Виноградов.
Примечания
Молева Н.М. По Суворовскому бульвару // Вопросы истории. 1978. № 1. С.211.
Раздишевский В. На бульваре близ Арбатской площади // Лит. газета. 1992. 26 февр. № 9. С.6.
Молева Н. А нужен ли нам Гоголь? // Лит. Россия. 1995. 20 янв. № 3. С.14.
Мемориальная доска была установлена до революции. Текст на ней был написан в старой орфографии (см.: Ашукин Н. Облик Гоголя // Вечерняя Москва. 1927. 3 марта. № 51).
Помазнёва В. Свет в окнах Гоголя // Лит. газета. 1978. 15 марта. № 11. С.3.
См. также: Колодный Л. Мемориальный музей // Московская правда. 1986. 9 сент. № 206. С.3; Стрельницкая Н. Студия «Арабески» // Советская культура. 1987. 3 марта. № 27. С.6.
См. также: «Две комнаты в первом этаже — от входа направо, — которые занимал когда-то Гоголь, реставрированы и превращены в квартиру-музей. Это святое место нашего Отечества» (Золотусский И.П. По следам Гоголя. М., 1988. С.190).
Воропаев В., ст. преподаватель филол. факультета МГУ. Свет Христов просвещает всех. (Освящение дома, в котором жил и умер Николай Васильевич Гоголь) // Татьянин День. 1995. Март. № 2. С.9. См. также: Воропаев В. Свет Христов просвещает всех // Лит. Россия. 1995. 3 марта. № 9. С. 7.
Так умер или уснул. Пять мифов о Гоголе
— Лестницу… Давит. Не тревожьте меня, ради Бога! — такими были последние слова автора «Вия» и «Ревизора», самого мистического классика русской литературы — Николая Гоголя.
Он скончался в доме графа Александра Толстого утром 21 февраля 1852 года (по старому стилю). Даже после смерти писателя преследовала мистика, а в народе появилось множество вопросов, связанных и с его жизнью, и с его смертью.
В безумии уничтожил второй том «Мёртвых душ»
За несколько дней до своей смерти Гоголь сжёг второй том «Мёртвых душ». По распространённой версии, он сказал друзьям, что сделал это в беспамятстве и «из-за злых духов».
Есть и куда более прозаичная версия такого действия. Во втором томе, как уверяют исследователи, речь шла о том, как Чичиков занимается подделкой завещания. Сюжет был навеян делом калужского губернатора, по которому шло следствие в 1849 году.
Фото: © РИА Новости, Википедия
Гоголь тогда довольно тесно общался с фрейлиной императорского двора, а позже женой чиновника Министерства иностранных дел Александрой Смирновой-Россет. К моменту их знакомства муж Смирновой-Россет был калужским губернатором. В 1849 году предводитель уездного дворянства Иван Ершов подал жалобу на супруга гоголевской приятельницы. Якобы отец предводителя отписал своё имение незаконнорождённой дочери Софье, которая вышла замуж за родственника губернатора. В ходе расследования оказалось, что сам Смирнов никакого отношения к этому не имеет. Но его всё равно отстранили от должности.
О своих переживаниях Смирнова-Россет сообщала Гоголю. Исследователи не исключают, что именно это стало причиной, по которой второй том «Мёртвых душ» никто не увидел. К слову, изначально он задумывался как трилогия.
Это не единственное произведение, уничтоженное писателем. Просто история с «Мёртвыми душами» стала наиболее известна. На самом деле первым сожжённым произведением стала поэма «Ганц Кюхельгартен», написанная в 1827 году. К тому моменту студент академии Гоголь писал под псевдонимом В. Алов.
Поэму опубликовали, и на неё написали несколько язвительных отзывов. Такого Гоголь не смог простить: он выкупил вместе со своим слугой все доступные экземпляры, а после сжёг их в камине. Однако несколько копий издания всё же сохранилось, и сейчас эти экземпляры являются большой ценностью.
Гоголь не хотел жениться
Писатель не имел ничего против семейных уз и брака. Он даже пытался, как минимум один раз в жизни, сделать предложение. В начале 1840-х писатель познакомился с Анной Виельгорской и её семьёй в Петербурге. Они оценили талант писателя, а он не на шутку влюбился.
— Кажется, она единственная женщина, в которую влюблён Гоголь, — писал Владимир Соллогуб.
Фото: © РИА Новости, Википедия
Николай и Анна много общались, переписывались о литературе, «вопросах бытия», а порой и просто сплетничали.
— Я всё о вас думаю и провожаю мысленно по вашей дороге, стараясь вообразить себе, какая у вас теперь физиономия, куда вы смотрите, что думаете, — вот такие письма отправляла Гоголю Анна во время заграничных поездок.
По семейному преданию Виельгорских, писатель отважился сделать предложение Анне в конце 1840-х. Но для начала было необходимо поговорить с родственниками девушки. А они, всячески подчёркивая своё уважение к его таланту, согласия не дали.
Был колдуном
Ещё один распространённый миф — Николай Васильевич якобы был мистиком, общался с загробным миром и так далее. К сожалению, всё гораздо банальнее.
Психиатр Владимир Чиж утверждает, что у писателя были галлюцинации. Причём как слуховые, так и зрительные.
— Мы никогда не добудем бесспорных доказательств, но вся картина его болезни не вмещается в рамки периодической меланхолии, болезнь его очень сложна, и, по всей вероятности, одним из её симптомов были обманы чувств (галлюцинации), — отметил медик.
Современники также отмечали его резкие перемены настроения. К примеру, писатель мог обидеться на хозяина дома, так как ему якобы не долили чай. И молча уйти. А в дороге, напротив, резко оставлял все свои «перемены», по обыкновению был спокоен и весел.
Гоголь не умер, а заснул летаргическим сном
Фото: © РИА Новости, Википедия
Один из самых распространённых мифов — писатель был в летаргическом сне, когда его похоронили. А потом во время эксгумации обнаружили, что гроб был расцарапан изнутри.
Писатель, особенно в последние годы жизни, был подвержен обморочным состояниям. Он очень боялся, что его похоронят заживо.
О том, что дубовый гроб Гоголя якобы был в прекрасном состоянии во время эксгумации (через 79 лет после похорон), писал Владимир Лидин. Ему же принадлежит фраза о якобы расцарапанной изнутри обивке.
— Рассказы Лидина были неправдивы и противоречивы. Именно он утверждал, что дубовый гроб писателя хорошо сохранился, обивка гроба изнутри была изорвана и исцарапана, в гробу лежал скелет, неестественно скрученный, с повёрнутым набок черепом, — отметил в своей статье «Тайна смерти Гоголя» доцент Пермской медакадемии Михаил Давидов.
Историки и литераторы поставили под сомнение то, что за 79 лет внутренняя обивка гроба не сгнила. И непонятно, как определялась «скрученность» уже давно разложившегося тела. Кроме того, скульптор Николай Рамазанов, который снимал посмертную маску с Гоголя, обратил внимание на трупные изменения лица и начало процесса разложения тканей. К тому же снятие посмертной маски с живого человека невозможно в принципе, поэтому скульптор лично несколько раз проверил, точно ли мёртв писатель.
Череп пропал
Фото: © РИА Новости
Изначально Гоголя похоронили на кладбище Свято-Данилова монастыря в Москве. Однако в 1931 году было принято решение о его перезахоронении на Новодевичьем кладбище. Такое решение было принято в связи с постановлением властей города о закрытии монастыря.
Писатель Владимир Лидин, благодаря которому появился миф о летаргическом сне Гоголя, запустил и вторую легенду: якобы в могиле не обнаружили черепа.
— При начале вскрытия могилы на малой глубине, значительно выше склепа с замурованным гробом, был обнаружен череп, но археологи признали его принадлежавшим молодому человеку, — написал Лидин в своих воспоминаниях.
Легенда разрослась до такой степени, что последней её версией стала, что Гоголя в гробу не нашли вообще. Однако писатель Юрий Алёхин в середине 1980‑х годов проводил собственное расследование, во время которого поговорил с Лидиным. И последний сказал, что на самом деле череп был на месте, просто повёрнут набок. А эта версия объясняется тем, что гроб могли неаккуратно спустить в могилу. И никакой мистики.
Тезка Круг Жизни
Тезка Круг Жизни | ШмупМагазин не будет работать корректно в случае, если куки отключены.
Похоже, в вашем браузере отключен JavaScript. Для наилучшего взаимодействия с нашим сайтом обязательно включите Javascript в своем браузере.
Круг жизни
Помимо «Шинели» Николай Гоголь известен по роману Мертвые души (ознакомьтесь с полным текстом). Вместо того, чтобы углубляться, мы просто очень кратко расскажем вам, что действие происходит в России до освобождения крепостных в 1861 году. В то время помещики могли требовать крепостных, или «души», как собственность. Роман следует за одним недобросовестным парнем, который пытается скупить мертвые души — крепостных, которые умерли, но все еще находятся в реестре собственности помещиков — в запутанном плане, чтобы заработать много денег. Роман Гоголя играет с тем, как люди могут существовать после смерти (даже если это делается для безвкусных целей стяжательства).
Тезка также одержим рождением, смертью и возрождением. В романе рождения происходят не только в начале вашей жизни, когда вам присваивают имя, но могут повторяться на протяжении всей вашей жизни в важные моменты, когда ваша личность претерпевает резкую трансформацию. Когда Гоголь официально меняет свое имя на Нихил, он немного огорчен тем, что не с кем отпраздновать этот день с ним — в частности, с поляроидами и воздушными шарами, которые его семья привозит на дни рождения. Ашоке чувствует, что получил второй шанс в жизни, когда пережил разрушительное крушение поезда в 1961 год, а Ашима сравнивает жизнь в США с затянувшейся беременностью.
Мы также видим этот мотив «мертвой души» в том, как Гангули относятся к своим семьям в Индии. Из-за большого расстояния между ними их существование сводится к голосу по телефону или нескольким словам в письме, которое всегда приходит слишком поздно. Они не полностью, физически присутствуют со своими родственниками; вместо этого они подобны призракам, которые существуют, но только в памяти. Письма и фотографии приобретают особое значение, потому что они сохраняют существование любимого человека, даже когда он далеко — или мертв, как в случае с Ашоке.
Точно так же Гоголя преследует присутствие отца, особенно когда тот умирает. Присутствие Ашоке продолжает преследовать Гоголя из-за его имени, которое тесно связано с первым столкновением Ашоке со смертью и его возрождением в Америке.
Стрелка назад Назад Более Arrow ForwardПодробнее о тезке Навигация
Это продукт премиум-класса
Разблокировать эти функции
Устали от рекламы?
Присоединяйтесь сегодня и никогда больше их не увидите.
Начало работы
Пожалуйста, подождите…
Сожаление в память | Культура и память
В романе Джумпы Лахири « Тезка » Гоголь Гангули — противоречивый молодой человек, разрывающийся между ценностями своих индийских родителей и собственным желанием быть американцем. В своем замешательстве он по глупости отрезает себя от своей семьи и культуры, чтобы вести общеамериканскую жизнь. Затем скоропостижной смертью умирает отец Гоголя. Потрясенный и охваченный горем, он сильно сожалеет о том, что не ценил своего отца больше. Гоголь вспоминает особенно трогательное воспоминание об отце из давней семейной поездки. Отец сказал: «Сколько мне еще помнить об этом?»… «Постарайся помнить об этом всегда», — сказал он, как только Гоголь подошел к нему и медленно повел его обратно через волнорез, туда, где ждали его мать и Соня. «Помни, что мы с тобой совершили это путешествие, что вместе отправились туда, где уже некуда было идти» (187*). Это воспоминание отражает общие воспоминания между отцом и сыном, связь, которая превосходит даже смерть отца. Оглядываясь назад на это и другие воспоминания, Гоголь наконец достигает уровня принятия смерти своего отца. Книга завершается знаменательной сценой, где Гоголь берет книгу своего тезки, русского писателя Николая Гоголя, книгу, подаренную ему его отцом. Он будет помнить своего отца, уважая ценности, которые он передал своему сыну и семье, и при этом попытается искупить прошлые ошибки.
В Очень громко и невероятно близко Оскар Шелл — не по годам развитый девятилетний мальчик, потерявший отца во время терактов 11 сентября. Инцидент глубоко затронул его, его боль усилилась от сожаления. Оскар сожалеет о том, что не смог в тот роковой день взять трубку телефона, когда за несколько минут до его смерти позвонил отец. Понятно, что он боготворит своего отца: «Мне нравилось иметь папу, который был умнее «Нью-Йорк таймс», и мне нравилось, как моя щека чувствовала волосы на его груди сквозь футболку, и как от него всегда пахло бритьем. , даже в конце дня. Находясь рядом с ним, мой мозг успокоился. Мне не пришлось ничего изобретать» (12) Теперь, после его смерти, Оскар желает, чтобы все остальные тоже боготворили его отца – он волнуется, когда его мама встречает нового человека Рона и, кажется, пережила смерть отца, возмущен, когда у мистера Блэка не было карточки Томаса Шелла в его биологическом справочнике, в отчаянии, когда он умоляет Уильяма Блэка вспомнить каждую деталь о его отце в тот день, когда он купил голубую вазу. Но, в отличие от частного воспоминания и реализации Гоголя в Тезка, Воспоминания Оскара об отце приобретают большее значение, когда он отправляется на охоту за таинственным замком. Различные другие персонажи романа, такие как Эбби Блэк, которая сожалеет о своем распавшемся браке, мистер Блэк, который сожалеет о том, что не остался дома и больше ценил свою жену, пока она была жива, дедушка Шелл, который сожалеет о непрожитой жизни, и бабушка Оскара, которая сожалеет о том, что не имела мужество просить об уважении и любви от мужа признаться в своих сожалениях, у каждого из них есть свои теплые и горькие воспоминания, за которые нужно держаться.