Кочубей новосильцев чарторыйский строганов что объединяет: В.П . Кочубей ,Н.Н. Новосильцев .,А.А. Чарторыйский .,П.А.Строганов …Что объединяет эти имена ?

Россия в период правления Александра I

28 ноября 2022

В закладки

Обсудить

Жалоба

TG 4ЕГЭ

Пробные работы ЕГЭ по истории

Контрольная работа по истории. 2 варианта.

alexandr1.docx
alexandr1.pdf

Задание 1. Выберите один правильный ответ:

1. В.П. Кочубей, А.С. Строганов, А.А. Чарторыйский, Н.Н. Новосильцев. Что объединяет эти имена?

А) это герои Отечественной войны
Б) все они входили в кружок «молодых друзей» великого князя Александра Павловича – будущего императора
В) все они были единомышленниками Павла I
Г) русские полководцы

2. Кто был инициатором создания в России военных поселений

А) М.М. Сперанский
Б) А.Х. Бенкендорф
В) А.А. Аракчеев
Г) Александр I

3. Какое событие произошло раньше остальных?

А) учреждение министерств вместо петровских коллегий
Б) введение указа «О вольных хлебопашцах»
В) составление М.

М. Сперанским проекта отмены крепостного права
Г) вхождение России в состав Священного союза

4. Какой административный орган был создан в России в первой половине XIX века

А) комитет министров
Б) Государственный совет
В) Сенат
Г) Негласный комитет

5. Во главе русской армии в войне против Турции в 1811 г. был поставлен:

А) Раевский
Б) Тормасов
В) Кутузов
Г) Багратион

6. После начала войны русское командование приняло решение соединить силы 1-й и 2-й армии. Обе армии соединились у города

А) Смоленска
Б) Витебска
В) Орши
Г) Бобруйска

7. В реформаторском конституционном проекте Новосильцева предусматривалось:

А) введение республиканской формы правления
Б) создание двухпалатного парламента
В) отмена крепостного права
Г) сохранение самодержавия

8. Чем закончилась битва под Аустерлицем в 1805 г.?

А) русские войска разгромили турецкую армию

Б) русские войска разгромили шведов и заняли Финляндию
В) французы разгромили русско-австрийские войска
Г) Суворов нанес поражение французскому генералу Массене

9. После отступления из Москвы М.И. Кутузов занял позиции у деревни

А) Тушино
Б) Колпино
В) Тарутино
Г) Шевардино

10. На рассвете 12 июня 1812 года армия Наполеона вторглась в Россию, перейдя пограничную реку

А) Неман
Б) Висла
В) Припять
Г) Западная Двина

11. Соотнесите даты и события Отечественной войны 1812 г.

Даты События
1) 12 июня 1812 г. а) Бородинское сражение
2) 26 августа 1812 г. б) переправа через Березину
3) 1 сентября 1812 г. в) начало Отечественной войны
4) 14-16 ноября 1812 г. г) Совет в Филях

12. Автор проекта «Уставной грамоты Российской империи»:

А) А.С.Строганов

Б) Н.Н.Новосильцев
В) М.М.Сперанский
Г) А.А.Аракчеев.

Часть 2
Впишите пропущенные слова:

1. Обратная дорога для французов оказалась намного страшнее, чем дорога на Москву. Во время переправы через реку… в ноябре 1812 года французы потеряли более 30 тысяч человек. Назовите эту реку.

2. Полевые земляные укрепления в виде наконечника стрелы, вершиной тупого угла к противнику. Использовались П.И.Багратионом для укрепления левого фланга на Бородинском поле.

3. Запрет, установленный Наполеоном на экономические связи между странами Европейского континента и Англией

4. Наполеон, собираясь напасть на Россию, рассматривал три варианта развития событий. Он говорил: “Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я возьму ЕЁ за голову; заняв … , я поражу ее в самое сердце”. О каком городе говорил Наполеон?

5. О каком историческом деятеле идёт речь?
Военную службу начал в 15 лет. Воевал против турок, татар, поляков, французов. Был дважды, казалось, смертельно ранен. Имел почти все русские награды. Дипломат. В разные годы был послом России в Константинополе и Берлине. Сменил Барклая де Толли на посту главнокомандующего русской армии в войне с Наполеоном. В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) в его честь был учреждён орден трёх степеней.

Задание 3

Назовите итоги Отечественной войны 1812 г. (не менее трёх итогов).

Ответы

1. А
2. В
3. А
4. Б
5. Б
6. А
7. А
8. 1-в, 2-а, 3-г, 4-б
9. В
10. В
11. В
12. Г

1. Березина
2. Министерства
3. Континентальная блокада
4. Ценз
5. М.М.Сперанский

Trojden | Попытки реформ. Деятельность М. М. Сперанского: Сахаров А. Н.

Первые дни царствования. Весть о вступлении Александра I на престол облетела столицу. Аристократия ликовала: все вернется к «славным дням Екатерины» и жизнь снова потечет в череде балов, увеселений и прочих светских развлечений. Однако новый царь не оправдал подобных ожиданий.

Монарх сразу же решил обуздать амбиции и претензии аристократии. Непосредственные участники цареубийства лишились государственных должностей, а его главные действующие лица были высланы из столицы.

Одновременно вводились некоторые послабления в жизни и быту российских подданных, отменялись неоправданные ограничения и наказания. Были освобождены арестанты из Петропавловской крепости, ликвидирована Тайная канцелярия, возвращались ссыльные. Число лиц, лишенных своих прав, достигало почти 12 тыс., теперь все они получили прощение. Разрешался ввоз иностранной литературы, допускалось открытие частных типографий. Были восстановлены в полном объеме «Жалованная грамота дворянству» и «Жалованная грамота городам» от 1785 года. Были запрещены пытки.

Вокруг молодого Александра сложился кружок друзей-единомышленников, на заседаниях которого обсуждались самые острые вопросы международной и внутренней жизни, строились планы грандиозных преобразований в стране. В него входили европейски образованные молодые люди, исповедовавшие вольнолюбивые идеи, — князь В. П. Кочубей, граф Н. Н. Новосильцев, князь А. А. Чарторыйский, граф П. А. Строганов.

В. П. Кочубей

А. А. Чарторыйский

1802-создание министерств

1803-указ о вольных хлебопашцах

После государственного переворота все члены кружка получили высокие посты. Они продолжали регулярно собираться в покоях Александра I, обсуждая проекты реформ в России. В обществе эти собрания стали называть Негласным комитетом. По мысли императора, в основе реформ должны были лежать принципы свободы, прав личности и собственности, права человека на защиту закона. Единомышленники молодого царя даже пришли к пониманию того, что крепостное право необходимо ликвидировать как тормоз экономического развития страны. Однако очень скоро выяснилось, что многие эти планы были нереальны. На пути их реализации стояло дворянство, ревностно оберегавшее свои привилегии и заинтересованное в сохранении крепостнических отношений. Посягательство на это было опасно и для власти и для монарха. Поэтому результаты деятельности Негласного комитета оказались незначительными.

В 1802 году вместо устаревших петровских коллегий были созданы новые центральные органы государственного управления — министерства.

В 1803 году появился указ о вольных хлебопашцах. Согласно ему помещики могли освобождать крестьян от крепостной зависимости как поодиночке, так семьями и селениями, но с обязательным наделением их землей.

За это крестьяне обязывались уплачивать бывшему барину выкуп или исполнять различные повинности, иначе их возвращали в крепостное состояние.

Однако все попытки ограничить самодержавную власть царь отвергал. Со временем Александр все реже совещался со старыми друзьями. С конца 1803 года заседания Негласного комитета прекратились. М.М. Сперанский. Именно в эти времена в своих планах дальнейших преобразований царь решил опираться на новых людей, поскольку был уверен — Россия не оскудела талантливыми людьми, способными управителями и администраторами. Одним из них был Михаил Михайлович Сперанский (1772—1839). Он родился в семье бедного сельского священника.

П. А. Строганов

М. М. Сперанский

Окончил Петербургскую духовную семинарию. После окончания курса в 1792 году был оставлен в семинарии, где преподавал математику, физику и риторику.

Началу государственной карьеры Сперанского послужил случай. По рекомендации петербургского митрополита Гавриила скромный преподаватель семинарии стал домашним учителем в семье князя А. Б. Куракина и быстро завоевал расположение хозяина дома образованностью и ревностным отношением к делу.

В 1797 году князь Куракин занял влиятельный пост генерал-прокурора и назначил Сперанского заведующим своей канцелярией. Постепенно молодой человек стал заметной фигурой в Петербурге. Его отличали черты довольно редкие среди высшего чиновничества — разносторонние знания, чувство ответственности, прилежание.

Несколько раз Сперанскому приходилось докладывать Александру I текущие дела, и монарха радовали основательность суждений, смелость и твердость взглядов молодого чиновника. В 1803 году Сперанский получил звание статс-секретаря с правом личного доклада царю.

Петербургское высшее общество невзлюбило Сперанского. Он был для них чужаком, и это сразу же бросалось в глаза. Женился на англичанке, завел у себя в доме английские порядки, пренебрегал роскошью, ездил по городу в простой коляске, которую волокла неказистая лошадь. Редко надевал камзол, поражая чиновный олимп своим сюртуком английского фасона. В нем же считал возможным входить с докладом к государю. Вельможи презрительно именовали Сперанского «поповичем», намекая на незнатное происхождение.

Проекты реформ. По поручению Александра I Сперанский составил несколько законодательных проектов. Наибольшую известность приобрело его «Введение к Уложению государственных преобразований» (1809).

1809-создание М. М. Сперанским проекта политических реформ в стране

Российская империя в начале XIX века

По мысли Сперанского, самодержавной власти следует придать законодательное оформление в лице конституционной монархии: Нельзя основывать правление на законе, если одна державная власть будет и составлять закон и исполнять его. Предлагалось разделить функции законодательной, исполнительной и судебной властей. Предусматривалось, что законодательные органы будут организованы в волостную, окружную (или уездную), губернскую думы и в высшую — Государственную думу, своеобразный российский парламент. На четыре ступени разделялась и судебная власть: суды волостной, окружной, губернский и верховный, или Судебный сенат. Исполнительная власть также делилась на управления: волостное, окружное, губернское и государственное, или министерское.

В соответствии с проектом только государь был вправе вносить законопроекты на рассмотрение Думы. Однако ни один закон не получит силы без утверждения в Государственной думе. Она также должна была контролировать правильность расходования государственных средств. Ей предоставлялось право ходатайствовать о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих закон. Все высшие должностные лица государства, как и прежде, должны будут назначаться царем и отчитываться лишь перед ним. То же касалось и высшей судебной администрации.

Органом, призванным, по мысли Сперанского, объединить деятельность законодательной, исполнительной и судебной властей, станет Государственный совет, члены которого будут назначаться императором. Возглавит Государственный совет государь.

Сперанский считал, что все сословия в России должны получить гражданские права. Только суд вправе определить степень виновности человека и соответствующее наказание; любой человек может приобретать движимую и недвижимую собственность и распоряжаться ею по своему усмотрению; все повинности исполняются лишь в соответствии с законом.

Право участия в выборах должно принадлежать не всем. М. М. Сперанский считал: чем больше у человека имущества, тем выше его заинтересованность в защите прав собственности, тем больше он будет заботиться о доброкачественности законов и правильнее сможет о них судить. Из этого следовало предложение: лишенные имущества и капиталов исключаются из процесса выборов.

В условиях России это означало, что подавляющее большинство населения (около 95%) не будет участвовать в политической жизни страны.

Что касается крепостного права, то М. М. Сперанский считал, что оно отомрет постепенно, путем развития просвещения, промышленности и торговли.

Предложения М. М. Сперанского, при сохранении основ существовавшего строя, были нацелены на превращение России в правовое государство, где лишь закон, бесстрастный и универсальный, властвует в общественной жизни. Будучи приверженцем западноевропейских форм общественного устройства, Сперанский полагал, что их можно установить и в России.

Ознакомившись с предложенным М. М. Сперанским планом преобразований государственного управления, Александр I поблагодарил его, заметив, что для введения его в действие «необходимы разные переходные меры». В результате из всех проектов Сперанского был реализован один: 1 января 1810 года появился царский указ об учреждении Государственного совета.

Конституционные проекты Сперанского вызвали резкое противодействие верхов дворянства. Его объявили чуть ли не французским шпионом. Угроза войны с Наполеоном, а затем и ее начало резко усилили консервативные настроения в правящих кругах. Проекты Сперанского пугали своей решительностью и самого царя. В марте 1812 года Сперанского выслали в Нижний Новгород под надзор полиции, а оттуда — в Пермь.

Опала продолжалась несколько лет. В 1816 году царь назначил М. М. Сперанского губернатором Пензы, а в 1819-м — генерал-губернатором Сибири. В 1821 году он вернулся в Петербург и был назначен членом Государственного совета. К этому времени Сперанский отказался от своих конституционных проектов и стал ревностным сторонником неограниченной монархии.

1810 — учреждение Государственного совета

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. А. С. Пушкин так сказал о начале XIX в.: «Дней Александровых прекрасное начало!» Как вы считаете, на чем основано подобное суждение поэта?

2. Какие реформы были проведены в начале царствования Александра I?

3. В. П. Кочубей, Н. Н. Новосильцев, А. А. Чарторыйский, П. А. Строганов… Что объединяет эти имена?

4. Объясните, какие качества личности позволили М. М. Сперанскому, сыну приходского священника, стать ближайшим советником царя. Что привлекало в нем государя?

5. Охарактеризуйте проект реформ М. М. Сперанского в области государственного управления, выделите его главные идеи.

6. Почему проект М. М. Сперанского вызвал противодействие верхов дворянства?

ДОКУМЕНТЫ

ИЗ УКАЗА О ВОЛЬНЫХ ХЛЕБОПАШЦАХ:

Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретенных или родовых крестьян своих поодиночке или целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли или целую дачу, то, сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своем через губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения и представления нам <…>

Крестьяне и селения, от помещиков по таковым условиям с землею отпускаемые, если не пожелают войти в другие состояния, могут оставаться на собственных их землях земледельцами и сами по себе составляют особенное состояние свободных хлебопашцев.

1. Охарактеризуйте приведенный документ. Чем было обусловлено его принятие?

2. Кого стали называть «свободными хлебопашцами»? При каких условиях крестьяне переходили в этот разряд?

3. Найдите в тексте документа ответ на вопрос: кем, помещиками или крестьянами, решался вопрос об освобождении крестьян? Какое это имело значение?

ИСТОРИКИ О ЦАРСТВОВАНИИ АЛЕКСАНДРА I:

Н. И. Греч: Вступление на престол императора Александра было самое благодатное: он уничтожил Тайную канцелярию, восстановил права Сената, отменил строгую и, разумеется, нелепую и бестолковую цензуру <…> Но образ вступления на престол оставил в душе Александра невыносимую тяжесть, с которою он сошел в могилу <…> Александр был задачею для современников, едва ли будет он разгадан и потомством. Природа одарила его добрым сердцем, светлым умом, но не дала ему самостоятельности характера, и слабость эта, по странному противоречию, превращалась в упрямство. Он был добр, но притом злопамятен; не казнил людей, а преследовал их медленно со всеми наружными знаками благоволения и милости; о нем говорили, что он употреблял кнут на вате.

В. О. Ключевский: В чем заключалась причина безуспешности преобразовательных начинаний Александра I? В их внутренней непоследовательности <. ..> Император и его сотрудники решились вводить новые государственные учреждения раньше, чем будут созданы согласованные с ними гражданские отношения. Хотели ввести либеральную конституцию в обществе, половина которого находилась в рабстве, т.е. они надеялись добиться последствий раньше ликвидации причин, которые их производили.

1. Сравните эти оценки и суждения. Какие из них вы поддержали бы и почему?

2. В чем историки видят заслугу Александра I?

3. Как вы думаете, почему жизнь и дела Александра I вызывали столь разноречивые суждения?



Предыдущая

Страница

Следующая

Страница