Княжна болконская: Характеристика княжны Марьи Болконской, образ, описание

Содержание

Характеристика княжны Марьи Болконской, образ, описание

Княжна Марья и
Андрей Болконский.
Художник А. Николаев 

Княжна Марья Болконская (Мари) является одной из центральных героинь романа «Война и мир» Льва Толстого.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика княжны Марьи Болконской в романе «Война и мир»: описание внешности, личности и характера в цитатах.

Смотрите: 
— Все материалы о княжне Марье
— Все материалы по роману «Война и мир»

Характеристика княжны Марьи Болконской, образ, описание в романе «Война и мир»


Княжна Марья является богатой знатной дворянкой, девушкой на выданье:

«…Анатоль, которого хотят пристроить, женив его на богатой и знатной девице, и на вас пал выбор родителей.» (том 1 часть 1 глава XXII) 
«Возьмут за связи, за богатство. ..» (том 1 часть 3 глава IV)

Марья — дочь богатого влиятельного князя Николая Болконского:

«Отец очень богат и скуп…» (том 1 часть 1 глава I)

Она родилась в Кишиневе. Судя по всему, в то время ее отец Николай Болконский нес там службу:

«Няня-Савишна, с чулком в руках, тихим голосом рассказывала, сама не слыша и не понимая своих слов, сотни раз рассказанное о том, как покойница-княгиня в Кишиневе рожала княжну Марью, с крестьянскою бабой-молдаванкой, вместо бабушки.» (том 2 часть 1 глава VIII)

Марья является родной сестрой одного из главных героев роман, Андрея Болконского:

«У нее брат, вот чтó недавно женился на Lise Мейнен, адъютант Кутузова…» (том 1 часть 1 глава I)

О внешности княжны Марьи известно, что она является некрасивой девушкой:

«Зеркало отразило некрасивое, слабое тело и худое лицо.
» (том 1 часть 1 глава XXII) 
 
«…делало ее некрасивое, болезненное лицо еще более некрасивым…» (том 1 часть 1 глава XII) 
«Но нет, это невозможно, я слишком дурна», думала она.» (Марья о своей внешности, том 1 часть 3 глава III)
«…к злому старику и к богатой уродливой наследнице…» (том 1 часть 3 глава III)
«Она была так дурна, что ни одной из них не могла прийти мысль о соперничестве с нею…» (том 1 часть 3 глава III) 
«…а ей уродовать себя нечего — и так дурна.» (старик Болконский о Марье, том 1 часть 3 глава IV) 
«И кто ее возьмет из любви? Дурна, неловка. Возьмут за связи, за богатство.» (старик Болконский о Марье, том 1 часть 3 глава IV)
 
«Бедняга! Чертовски дурна!» (Анатоль Курагин о Марье, том 1 часть 3 глава IV)

При этом у некрасивой княжны Марьи прекрасные, большие и лучистые глаза:

«Глаза, всегда грустные, теперь особенно безнадежно смотрели на себя в зеркало. .. глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты…» (том 1 часть 1 глава XXII)  
«…в прекрасных глазах ее были и любовь и грусть…» (том 1 часть 1 глава XXIII) 
«…сквозь слезы любовный, теплый и кроткий взгляд ее прекрасных в ту минуту, больших лучистых глаз остановился на лице князя Андрея…» (том 1 часть 1 глава XXIII)
 
«Из больших глаз ее светились лучи доброго и робкого света. Глаза эти освещали все болезненное, худое лицо и делали его прекрасным…» (том 1 часть 1 глава XXV) 
«Княжна Марья… с заплаканными прекрасными глазами, все еще смотрела в дверь…» (том 1 часть 1 глава XXV)

У княжны Марьи тяжелая походка:

«. ..тяжело ступая, перешла к столу…» (том 1 часть 1 глава XXII) 
«…тяжелые ступни княжны Марьи …» (том 1 часть 1 глава XXIII)  
«Это были тяжелые шаги княжны Марьи…» (том 1 часть 1 глава XXV) 
«…она вошла своей тяжелой походкой, ступая на пятки…» (том 1 часть 3 глава IV) 
«…княжна Марья, своими тяжелыми мягкими шагами подбегая к невестке…» (том 2 часть 1 глава VIII)

Княжна Марья является неловкой, неграциозной девушкой:

«И кто ее возьмет из любви? Дурна, неловка. Возьмут за связи, за богатство…» (том 1 часть 3 глава IV) 
«…сказала неграциозная, неловкая княжна с такой невыразимой прелестью печали…» (том 2 часть 1 глава VII)

Марья Болконская получила домашнее образование. Ее отец сам обучал ее математике:

«Те же часы и станок, еще математика и мои уроки геометрии, — радостно отвечала княжна Марья. ..» (том 1 часть 1 глава XXIII) 
«Княжна Марья перестала уже брать у своего отца математические уроки…» (том 2 часть 2 глава VIII)

Княжна Марья является прелестной девушкой, несмотря на свою некрасивую внешность, по мнению губернаторши Воронежа:

«Право, какая девушка, прелесть! И она совсем не так дурна…» (том 4 часть 1 глава V)

Марья является очень чистой, невинной девушкой, по мнению ее подруги мадемуазель Бурьен:

«Но вы презираете меня, вы, столь чистая, должны презирать меня, вы никогда не поймете этого увлечения страсти…» (том 1 часть 3 глава V)

Княжна Марья — добрая девушка. Например, она не держит обиду на свою подругу мадемуазель Бурьен за то, что та флиртовала с Анатолем Курагиным, который приехал свататься к Марье. Более того, добрая Марья готова помочь Бурьен выйти замуж за Анатоля:

«Я всё сделаю, чтоб устроить ее брак с ним. Ежели он не богат, я дам ей средства, я попрошу отца, попрошу Андрея. Я так буду счастлива, когда она будет его женою…» (том 1 часть 3 глава V)

Княжна Марья является кроткой, спокойной девушкой:

«…в вашем взгляде, кротком, спокойном и проницательном, который я так любила…» (Жюли о Марье, том 1 часть 1 глава XXII) 
«…с кроткою и робкою княжной Марьей, несмотря на то, что он их почти не знал, чувствовал себя сразу старым другом…» (том 2 часть 2 глава XIV)

Марья Болконская — робкая девушка:

«Княжна робко потянула за легко и плавно отворяющуюся дверь …» (том 1 часть 1 глава XXII) 
«…сказала княжна, робко взглядывая и робко улыбаясь…» (том 1 часть 1 глава XXII)

Она является глубоко верующей девушкой:

«Она перекрестилась, поцеловала образок и подала его Андрею.
..» (том 1 часть 1 глава XXV)
 
«У княжны Марьи были две страсти и потому две радости: племянник Николушка и религия…» (том 2 часть 3 глава XXV) 
«Ах, мой друг, религия, и только одна религия, может нас уже не говорю утешить, но избавить от отчаяния; одна религия может объяснить нам то, чего без ее помощи не может понять человек…» (том 2 часть 3 глава XXV)
Старый князь Болконский и
княжна Марья.
Художник В. Серов

Княжна Марья прежде всего ценит в людях их душевные качества, их «прекрасное сердце»:

«…прекрасное сердце… это то качество, которое я более всего ценю в людях…» (Мари о себе, том 1 часть 1 глава XXII)

Марья терпит много обид от своего сурового отца, старого князя Николая Болконского, который отличается тяжелым характером. Несмотря на это княжна Марья любит и почитает отца:

«…все вспышки его беспричинного гнева большей частью обрушивались на княжну Марью. Он как будто старательно изыскивал все самые больные места ее, чтобы как можно жесточе нравственно мучить ее.» (том 2 часть 3 глава XXV) 
«Он беспрестанно больно оскорблял княжну Марью…» (том 2 часть 3 глава XXV)

Княжна Марья не любит порядок. Она содержит свой письменный стол в беспорядке:

«…села за свой письменный стол, уставленный миниатюрными портретами и заваленный тетрадями и книгами. Княжна была столь же беспорядочна, как отец ее порядочен…» (о порядке в доме, том 1 часть 1 глава XXII)

Она умеет играть на клавикорде (предшественнике фортепиано):

«Между двенадцатью и двумя часами, сообразно с заведенным порядком дня… княжна играла на клавикордах …» (том 1 часть 1 глава XXII) 
«. ..из-за затворенных дверей слышались по двадцати раз повторяемые трудные пассажи Дюссековой сонаты…» (том 1 часть 1 глава XXIII) 
«…слышался опять и опять повторяемый пассаж…» (о клавикордах, том 1 часть 1 глава XXIII)

Княжна Марья всю жизнь живет в деревне. Ей нравится деревенская жизнь:

«Я не желаю другой жизни, да и не могу желать, потому что не знаю никакой другой жизни…» (том часть глава )

Княжна Марья помогает «божьим людям» — юродивым и странникам, которые посещают ее в тайне от сурового старика Болконского:

«Это Машины божьи люди, — сказал князь Андрей. — Они приняли нас за отца. А это единственно, в чем она не повинуется ему: он велит гонять этих странников, а она принимает их.» (том 2 часть 2 глава XIII) 
«…этих презренных божьих людей, которые с сумками за плечами приходят ко мне с заднего крыльца, боясь попасться на глаза князю. ..» (том часть глава )«Утешительную мечту и надежду эту дали ей божьи люди – юродивые и странники, посещавшие ее тайно от князя…» (том 2 часть 3 глава XXVI)

У княжны Марьи есть лучшая подруга Жюли Карагина, с которой она много лет переписывается. Наконец, когда подруги снова встречаются лично в Москве, они оказываются чужими друг для друга. Их дружба, судя по всему, прекращается:

«…ближайшего с детства друга княжны; друг этот была та самая Жюли Карагина…» (том 1 часть 1 глава XXII)
«…Жюли, которая была в Москве и к которой княжна Марья писала пять лет сряду, оказалась совершенно чужою ей, когда княжна Марья вновь сошлась с нею лично.» (том 2 часть 5 глава II) 
«…Жюли, от присутствия которой ей не было никакой радости, была здесь и виделась с нею каждую неделю.» (том 2 часть 5 глава II)

Марья Болконская также с детства знает одного из главных героев романа Пьера Безухова. Она очень хорошо к нему относится и дорожит его мнением:

«…о Пьере, которого знала еще ребенком. Мне казалось, что у него было всегда прекрасное сердце, а это то качество, которое я более всего ценю в людях…» (том 1 часть 1 глава XXII) 
«И я бы желала именно Пьеру сказать всё. Он так добр и благороден. Мне бы легче стало. Он мне подал бы совет!» (том 2 часть 5 глава IV) 

Из-за тяжелого характера своего отца княжна Марья долго не может выйти замуж. Отец всячески пытается удержать дочь при себе. В результате Марья становится «старой невестой» и уже теряет надежду на замужество:

«Жизнь без княжны Марьи князю Николаю Андреевичу, несмотря на то, что он, казалось, мало дорожил ею, была немыслима. «И к чему ей выходить замуж? — думал он, — наверно, быть несчастною.» (том 1 часть 3 глава IV)
«Надежду на замужество княжна Марья совсем оставила. Она видела ту холодность и озлобление, с которыми князь Николай Андреич принимал и спроваживал от себя молодых людей, могущих быть женихами, иногда являвшихся в их дом.» (том 2 часть 5 глава II)
«Решительно, это общее бегство сделано, чтобы все старые невесты шли замуж. Catiche одна, княжна Болконская другая.» (о старых невестах, том 3 часть 2 глава XVII)

Только после смерти отца и брата княжна Марья наконец выходит замуж за Николая Ростова, у супругов рождаются дети. Выйдя замуж, княжна Марья Болконская становится графиней Марьей Ростовой (см. История любви Марьи Болконской и Николая Ростова):

«Осенью 1814-го года Николай женился на княжне Марье и с женой, матерью и Соней переехал на житье в Лысые Горы.» (эпилог часть 1 глава VII)

Это была цитатная характеристика и образ княжны Марьи Болконской (Мари) в романе «Война и мир» Толстого: описание внешности, характера и личности героини.

Смотрите: Все материалы по роману «Война и мир»

Марья Болконская (Война и мир) – образ княжны в романе

Лев Николаевич Толстой особое внимание уделяет Марье Болконской в «Войне и мире». Это любимый автором образ милосердной девушки с добрым и искренним сердцем.

У нас появилась новая характеристика Марьи Болконской.

Характер

Внутренние качества Марьи Болконской описываются Л. Н. Толстым с помощью приема контраста. Хотя внешность героини не отличается привлекательностью и красотой, душевные качества делают героиню приятной в общении девушкой, которая привлекает к себе внимание окружающих.

Несмотря на то что робкая и скромная княжна Мари чуждается общества, она умеет строить отношения с другими людьми. Героиня дружественно настроена относительно всех тех, кого встречает на своем пути.

Героине свойственно милосердие и сострадание. Княжна Марья никогда не обманывает других людей, она не способна и на предательство. Важным в ее жизни является помощь знакомым и незнакомым ей людям. Марья Болконская в тайне от своего отца принимает в доме «божьих людей», которым от всей души старается помочь. К религии девушка относится очень трепетно. Для Марьи Болконской именно религия, а также семья являются главными в жизни.

Отношение к семье

Образ Марьи Болконской в «Войне и мире» во многом характеризуется ее отношением к своей семье. Героиня всю жизнь провела в деревне рядом со своим строгим отцом. Несмотря на то что он «как будто старательно изыскивал все самые больные места ее, чтобы как можно жесточе нравственно мучить ее», она уважала, ценила своего отца и искренне его любила. Она не представляла жизни без него и была по-своему счастлива.

Сам отец понимал, что гнев его «беспричинный», он знал, что причиняет своей дочери очень много боли. Но это не значит, что он не любит княжну Марью. Маска строгости и жестокости скрывала настоящие чувства героя: он искренне любил свою дочь. Николай Болконский смог это показать лишь в финале своей жизни, когда прощается с Марьей.

Отец научил героиню трепетному отношению к собственной семье. Чтобы ни случилось, семейство всегда защищало друг друга. Княжна Марья смогла сохранить теплые отношения со своим братом Андреем. А когда он умирает, Марья Болконская берет на воспитание его сына – Николеньку. Для нее мальчик становится целым миром.

Любовь

Марья Болконская всю свою сознательную жизнь жила с отцом, ухаживала за ним и помогала ему. Семья для героини была всем в жизни. Поэтому она мечтала, чтобы у нее был муж, который бы ее любил, и дети, которым она бы отдавала всю себя. Внешне некрасивая, героиня не имела возможности выбирать себе жениха. И когда она встретила Анатоля Курагина, все ее мечты и желания воплотились в его образе. Он понравился ей, но, возможно, потому что она хотела кого-то полюбить.

Предательство Курагина не сломило ее характер, а, наоборот, показало всю душевную доброту героини. Она прощает и Анатоля Курагина, и мадемуазель Бурьен и даже хочет устроить их счастье вместе.

Встретившись с Николаем Ростовым, когда он фактически спас ее, она понимает, что именно в нем соединились все черты, которыми должен был владеть ее будущий муж. Еще одним сближающим фактором было то, что встреча героев произошла в трудное время для Отечества, которое играло большую роль в жизни и княжны Марьи, и Николая Ростова.

Брак с Николаем сделал княжну Марью по-настоящему счастливым человеком. Любовь между героями отличается своей чистотой и искренностью.

В эпилоге романа Л. Н. Толстого Марья предстает перед читателем как любящая жена и заботливая мать. То, о чем она мечтала, воплотилось в реальную жизнь.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Марья Болконская», рассмотрит характер героини, ее отношение к семейным ценностям.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Ирина-Львовна Фрол

    21/31

  • Яна Гулько

    21/31

  • Асыл Марат

    29/31

  • Марина Ставрогина

    31/31

  • Александр Матвеев

    24/31

  • Елена Наволокина

    27/31

  • Екатерина Славская

    13/31

  • Татьяна Габова

    21/31

  • Катя Иванова

    30/31

  • Михаил Палагин

    23/31

Княгиня Марья Болконская, Мудрец-Стоик? | Брайан Э.

Дентон

День 51 Года Войны и Мира

Y Нам будет трудно найти более добродетельный ответ на невзгоды в Войне и Мире , чем вы найдете у Марии в этой главе . Здесь она подвергается жестокому обращению со стороны двух самых важных людей в ее жизни. И все же она с достоинством и великодушием отвечает им обоим.

Речь идет, конечно, об ее отце, старом князе Болконском, и ее спутнице мадемуазель Бурьен. Ее отец первым обижает ее. Он вызывает ее в свой кабинет, чтобы поговорить о предложении руки и сердца. Учитывая то, что мы знаем о старом князе, неудивительно, что его быстрая раздражительность заставляет его оскорблять свою дочь. Это оскорбление доводит ее до слез.

Тем временем в оранжерее мадемуазель Бурьен и Анатоль переспали. Княжна Марья, оставив отца, встречается с ними в чувственных объятиях. Имейте в виду, что все это происходит всего за несколько часов до конца последней главы, в которой Мария убаюкивала себя мечтами о любовном браке с Анатолем. Так что не то чтобы застать его с лучшей подругой не жалко.

А что ответит княжна Марья?

Это из мстительности? Увеличивает ли она количество страданий в доме, набрасываясь на своего отца и мадемуазель Бурьен? Нет. Она уверяет отца, что он является центром ее жизни и что она по-прежнему предана ему. А потом на самом деле Мария утешает мадемуазель Бурьен. Она гладит ее по волосам и утешает. Она спокойно отказывается от предложения руки и сердца Анатоля. Она также говорит мадемуазель Бурьен, что сделает все, что в ее силах, чтобы устроить брак между ней и Анатолем, если этого желает мадемуазель Бурьен.

Как те, кто пытается встать на вашем пути, когда вы действуете по правильному разуму, не смогут отвратить вас от правильного действия, так и пусть они не отталкивают вас от вашего благожелательного чувства к ним, но будьте на своем будьте одинаково осторожны в обоих случаях, не только в вопросе твердого суждения и действия, но и в вопросе мягкости по отношению к тем, кто пытается помешать вам или иным образом побеспокоить вас. Ибо это и есть немощь, досадовать на них, равно как и уклоняться от своего образа действия и уступать из-за страха; ибо и те, и другие равно дезертируют со своего поста, и тот, кто делает это из страха, и тот, кто отчуждается от того, кто по природе родственен и друг.

Марк Аврелий, Медитации

Это пятьдесят первая часть ежедневных годичного чтения по главам и размышлений о произведении Льва Толстого «Война и мир». Для получения дополнительной информации об этом проекте, пожалуйста, прочитайте введение в серию здесь.

Мне также очень интересно узнать, что вы скажете о романе. Так что оставьте комментарий и дайте мне знать.

Если вам нравятся эти эссе и вы хотите меня поддержать, рассмотрите возможность приобретения моей электронной книги «Год войны и мира». У меня также есть Patreon, или вы можете сделать разовое пожертвование на мой счет PayPal по адресу [email protected]. Пожалуйста, используйте этот адрес электронной почты, если хотите связаться со мной.

Или вы можете подписаться на меня в Twitter.

Все о Марье Болконской война и мир. Композиция «Болконская Марья

Княгиня Мария Болконская — героиня романа Льва Толстого «Война и мир», дочь Николая Андреевича Болконского.

Дочь старого князя Болконского и сестра Андрея Болконского. Мария некрасивая, здоровая , и все ее лицо преображается прекрасными глазами: «…глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (будто из них порой пучками выходили лучи теплого света), были так хороши, что очень часто, несмотря безобразие всех лиц, эти глаза стали привлекательнее красоты».0005

Василий Курагин решает жениться на своем сыне Анатолии ведущем разгульный образ жизни, на Марии Болконской .

В ноябре месяце 1805 года князь Василий должен был ехать с ревизией в четыре губернии. Это назначение он устроил себе для того, чтобы быть одновременно в своих разваленных имениях, и взяв с собой (в расположение своего полка) сына Анатолия, вместе с ним заехать к князю Николаю Андреевичу Болконскому, чтобы жениться на его сын дочери этого богатого старика.

Во время визита Анатолий Курагин начал флиртовать с госпожой Бурьен, спутницей княгини. M-lle Bourienne влюбилась в богатого жениха.

Она [принцесса] подняла глаза и в двух шагах от себя увидела Анатоля, который обнимал француженку и что-то шептал ей. Анатоль со страшным выражением на своем красивом лице оглянулся на княжну Марью и не выпустил в первую секунду талии m-lle Bourienne, не видевшей ее.

В результате княгиня Мария Болконская решает пожертвовать собственным счастьем и собирается устроить брак m-lle Bourienne с Анатолием Курагиным. Из этой затеи ничего не вышло.

Принцесса Мария очень религиозна. Она часто принимает всевозможных паломников, или, как она их называет, «божьих людей», странников. У нее нет близких друзей, она живет под игом отца, которого любит, но невероятно боится. Старый князь Болконский имел скверный характер, Мария была им совершенно раздавлена ​​и совершенно не верила в свое личное счастье. Всю свою любовь она отдает отцу, брату Андрею и его сыну, пытаясь заменить маленькому Николеньке умершую мать.

Жизнь Марии изменилась с того момента, как она встретила Николая Ростова. Он «спас» ее от дворовых мужчин, не желавших освобождать княгиню из поместья, в котором умер ее отец. Именно Николай увидел все богатство и красоту ее души. Они женятся, Мария становится преданной женой, полностью разделяющей все взгляды мужа.

Еще один женский образ, который привлек мое внимание в книге Л.Н. Толстого «Война и мир», появляется княжна Марья. Эта героиня настолько красива внутренне, что ее внешность не имеет значения. Ее глаза излучают такой свет, что ее лицо теряет свое уродство.

Марья искренне верит в Бога, она верит, что только Он имеет право прощать и миловать. Она ругает себя за недобрые мысли, за непослушание отцу и старается видеть в других только хорошее. Она горда и благодарна, как и ее брат, но ее самолюбие не задевает, потому что доброта, неотъемлемая часть ее натуры, смягчает это порой неприятное чувство к окружающим.

На мой взгляд, образ Марьи Болконской – это образ ангела-хранителя. Она защищает всех, за кого чувствует хоть малейшую ответственность. Толстой считает, что такой человек, как княжна Марья, достоин гораздо большего, чем союз с Анатолием Курагиным, который так и не понял, какое сокровище он потерял; однако у него были совершенно другие моральные ценности.

Она живет наивным мировоззрением церковной легенды, вызывающим критическое отношение князя Андрея и не совпадающим со взглядами Пьера Безухого и самого Толстого. Во время наилучшего состояния своего здоровья и духа, то есть до кризиса предсмертных переживаний, князь Андрей не принимал всерьез религиозного учения Марии. Только из снисхождения к сестре он принимает во внимание ее религиозность. Взяв у нее крест в день отъезда в армию, Андрей в шутку замечает: «Если не оттянет шею на два пуда, то я вас обрадую». В своих тяжелых раздумьях на Бородинском поле Андрей сомневается в догматах церкви, исповедуемых княжной Марьей, чувствуя их неубедительность. «Отец тоже строил в Лысых Горах и думал, что это его место, его земля, его воздух, его люди, но пришел Наполеон и не знал о его существовании, как щенок с дороги, толкнул его и его Лысые Горы рухнули, и всю его жизнь. А княжна Марья говорит, что это испытание, посланное свыше. На что тест, когда его нет и не будет? Больше никогда! Он ушел! Так для кого это испытание? Что же касается отношения к героине самого Толстого, то следует учитывать само настроение образа Марьи, что ставит ее мистицизм в связь с тяжелыми обстоятельствами личной жизни, что в свою очередь придает типизации особую психологическую глубину. этого персонажа. Роман намекает на причины религиозности Марьи. Героиня могла стать таковой из-за тяжелых душевных мук, выпавших на ее долю и внушавших ей мысль о страдании и самопожертвовании. Марья была некрасива, переживала по этому поводу и мучилась.Из-за внешности ей приходилось терпеть унижения, самым страшным и обидным из них было то, которое она испытала во время сватовства Анатолия Курагина к ней, когда жених устроил свидание с ее спутницей Бюрьен ночью

Не случайно после этой сцены княгиня Марья сознательно ищет духовного исцеления в религиозных чувствах. «Мое призвание в другом, — думала про себя княжна Марья, — мое призвание в том, чтобы быть счастливым другим счастьем, счастьем любви и самопожертвования».

Еще одной причиной внутренних страданий Марьи, питавших ее мистические настроения, был деспотизм отца, стоивший ей слез и нравственного самобичевания. Она часто терпела обиды этого капризного, своенравного и злого по характеру человека. В результате в ней сформировался человек с идеалом христианской нравственности, любви и самопожертвования. При этом, в отличие от Пьера, видевшего деятельную добродетель в исцелении человечества от порока, Марья сознательно ограничивает себя только одним личным самосовершенствованием, через любовь к людям. Так можно понять слова автора: «Какое ей дело до справедливости или несправедливости других людей. Она должна была страдать и любить себя, и она сделала это.

В «Войне и мире» автор, восхищаясь мужеством и стойкостью русского народа, восхваляет русских женщин. Княгиня Марья, которая чувствует себя обиженной при одной мысли, что французы будут в ее поместье. Наташа, готовая уйти из дома в чем была, но все подводы отдать за раненых. Но автор восхищается не только женщиной. Отношение Толстого к женщине неоднозначно. В романе он подчеркивает, что внешняя красота не главное в человеке. Духовный мир и внутренняя красота значат гораздо больше.

Это романтичная и импульсивная Наташа Ростова, светская и порочная Елена и, конечно же, Марья Болконская, характеристики которой будут представлены более подробно.

Семья героини

Характеристика Марьи Болконской должна начинаться с описания ее ближайшего окружения, повлиявшего на формирование характера героини. Княгиня безвылазно жила в имении Болконских, которое располагалось в Лысых горах. Девочку воспитывал отец, князь Николай.

Был екатиринским дворянином, сосланным Павлом Первым, и с тех пор никуда не пропадал. Он был человеком суровым, деспотичным, педантичным. Князь часто оскорблял дочь, называя ее дурой или как-то указывал на ее некрасивый вид. В воспитании княгини он уделял большое внимание точным наукам.

Несмотря на свою чрезмерную строгость и презрение, он не мыслил своей жизни без княжны Марьи. Девушка никогда не думала, что отец поступил с ней несправедливо. Она восхищалась всем, что он делал, и находила все, что он делал правильно. Такая преданная любовь и поклонение были непонятны ее брату, князю Андрею.

В отличие от отца, принц был добр к сестре и жалел ее. Он знал о деспотическом характере их отца и не мог понять, как она живет в такой глуши и всем довольна. Андрей Николаевич восхищался самоотверженностью сестры, тем, как она заботилась о князе.

Княжна Марья любила своего брата так же сильно, как отца. Единственное, что ее огорчало, так это то, что князь Андрей был не так религиозен, как ей хотелось бы. Девушка любила всех окружающих: и «маленькую принцессу» Елизавету Болконскую, и ее спутницу-французку. И она не только любила всех близких людей, она всегда была готова их защитить.

Марья Болконская обладала, как и ее отец и брат, благоразумием и твердостью духа. Но в отличие от них она была более открытой и искренней к окружающим, в ее общении всегда было больше сердечности и теплоты.

Внешность княжны

В характеристике Марьи Болконской необходимо также дать описание ее внешности. Принцесса не была красавицей, у нее было худое, слабое тело. Походка ее всегда была тяжелой, потому что она имела привычку сначала наступать на пятки. Даже ее отец считал, что его дочь сможет выйти замуж только потому, что она богата и из знатного рода.

Когда Анатолий Курагин приехал к Болконским свататься, жена Андрея Болконского вместе с француженкой попыталась одеть княжну по последней моде. Но вышло совсем не так, как они ожидали: платье выглядело нелепо и совершенно не красило девушку. И это было не из-за того, что наряд был не того фасона или цвета, просто у принцессы была некрасивая фигура.

Мария Болконская никогда не питала иллюзий относительно своей внешности. А в других людях то, как они выглядели, для нее не имело значения. Гораздо больше она ценила душевные качества человека, чистоту и благородство его сердца. Именно поэтому ей нравился Пьер Безухов.

В характеристике Марьи Болконской следует отметить, что самым примечательным в ее внешности были глаза. Они были необыкновенно красивы, словно светились изнутри. И их озарила та душевная красота, которой обладала принцесса. И иногда эти сияющие глаза вызывали больше восхищения, чем красоты.

Внутренний мир героини

В краткой характеристике Марьи Болконской следует подчеркнуть, что она была очень самоотверженной, доброй и милосердной к людям. И это отличает ее от остальных героев романа. Ей были чужды светские развлечения, она не умела флиртовать и ценила людей не за их красоту или положение в обществе.

Больше всего она любила своего племянника и религию. Княгиня часто приглашала в дом богомольцев, богомольцев и юродивых. Иногда девушка думала, что ей суждено однажды покинуть их поместье и отправиться скитаться и молиться. Но сбыться этой мечте помешала земная: о семейном счастье и любви.

Княжна Марья была настолько неуверенной в себе, что считала себя недостойной любви. После неудачного знакомства с Анатолем девушка решила полностью посвятить свою жизнь отцу. Но полностью отказаться от мыслей о семье она не могла. И эта борьба — возвышенных и земных чувств — составляет основу характера героини. Княжна Марья была самым чистым, самым возвышенным существом в романе.

Сравнительная характеристика Наташи Ростовой и Марии Болконской

Трудно найти в этом романе более противоположных персонажей, чем Мария Болконская и Наташа Ростова. Но давайте попробуем их сравнить.

Мария Болконская Наташа Ростова
Ее воспитывал отец, который часто упрекал ее и был с ней строг. Я не ходил ни на какие балы, жил по расписанию, составленному отцом. Она была любимицей семьи, ею все восхищались и баловали. Она обладала веселым и бойким характером, любила танцевать и быть в центре внимания.
Ее описывали как уродливую девушку с худым и слабым телом. Но у нее были прекрасные глаза, которые излучали особый свет и делали ее образ еще более возвышенным. В начале романа ей было 13 лет, и она не отличалась красотой. Но никто этого не замечал, потому что она была шаловливым ребенком. Поэтому Наташа стала грациозной хорошенькой девушкой, отличавшейся от петербургских красавиц свежестью и неповторимым обаянием.
Княжна Марья была религиозной, доброй, терпеливой. Все ее действия отличались осмотрительностью. Наташа была очень эмоциональной, всегда показывала свои чувства, немного избалованная. Но в то же время она обладала чуткостью и сочувствием.
Я всегда мечтал о семейном счастье, но считал себя недостойным его. Он не соглашается выйти замуж за Анатоля. Находит счастье с Николаем Ростовым. В детстве была влюблена в Бориса Друбецкого. Потом она встретила князя Андрея, любовь которого потеряла, увлекшись Анатолием Курагиным. Позже она разочаровалась в нем. Стала женой Пьера Безухова.
В семье всегда царит гармония. Для Марьи на первом месте стоит духовное воспитание мужа и детей. Для Наташи Пьер стоит на первом месте. В доме все делается так, как он хочет. Наташа очень ревнива и обожает своего мужа.

Отношения с Анатолием Курагиным

В характеристике героя Марьи Болконской следует отметить, что именно предательство Анатоля раскрыло самоотверженность ее натуры. Конечно, этот светский юноша нравился принцессе — ведь она ни с кем не встречалась и не уезжала. Но Марья не переоценивала себя, она понимала, что вряд ли сможет заинтересовать такого человека.

Но даже после его флирта с француженкой принцесса поступила очень благородно: простила их и даже мечтала устроить им семейное счастье! Знакомство с Курагиным показало читателю все внутреннее духовное богатство, которым обладала княгиня Марья.

Семейная жизнь с Николаем Ростовым

В описании княгини Марьи Болконской необходимо рассказать о том, как сложилась ее дальнейшая жизнь с Ростовым. Для нее он стал воплощением мечты о любви и замужестве. Проявив себя настоящим рыцарем во время их первой встречи, он не мог не произвести впечатление на принцессу.

Марья Болконская и Николай Ростов женятся. Ростов любит свою жену, хотя особой нежности не проявляет. Он восхищается ее одухотворенностью и возвышенностью, понимая, что в этом отношении она превосходит его. Марья же заботится о любимом муже, стараясь сделать его более возвышенным. Точно так же она воспитывает своих детей, развивая в них религиозность и доброту.

Княгиня Марья Болконская — чистый добрый персонаж романа «Война и мир». Несмотря на то, что не все вокруг могли видеть ее прекрасную и возвышенную натуру, ей удалось создать семью и стать счастливой.

Не самая красивая, умная, робкая, уже немолодая, очень богатая — такова княгиня Мария Болконская в романе Льва Толстого «Война и мир», одна из трех главных женских героинь. Создается впечатление, что автор сделал все, чтобы жизнь своей героини была как можно труднее, полной разочарований, страданий, даже отчаяния.

Но в конце концов Марья счастлива. Она получает от судьбы все, о чем мечтала и на что уже не надеялась. История? Воспринимать историю царевны можно и так, если вы не имеете представления о творчестве Л. Н. Толстого. Это один из самых беспощадных — если не самый — по отношению к человеку и жизни русский писатель. Он говорит о больном сам и — только правду.

Еще одной основополагающей чертой творчества и философии автора является рационализм. Что-то пьянящее, выдуманное, фантастическое — это не про Льва Толстого. Поэтому история Марьи Болконской — это жизненная правда, урок, образец, надежда для тех, кто уже не надеется.

Эта история внешне очень проста. Княгиня Марья уже «старая»: в XIX веке 20 лет для девушки — критический возраст. Если до этого времени на нее не обращали внимания, выйти замуж очень проблематично. За ней несколько раз сватались, но ее отец — старый князь с необычайно острым умом, олимпийским презрением к людям и необузданным авторитетом — расстроил все сватовство. Он понимал, что женихам нужна не Марья, а ее богатство и знатность.

Между тем, семья, дети, семейный круг и заботы — предел мечтаний принцессы. Уже совсем отчаявшись в возможности счастья, княгиня молится Господу и говорит, что готова с благодарностью нести предназначенный ей крест, но — если будет воля Божия — примет брак с великой радостью и потому приготовит за это каждый день.

Счастье придет в виде Николая Ростова, который сначала спас ее от непокорных крестьян, а потом и от одиночества. Но перед этим Марья с достоинством, самоотвержением и смирением вынесет жестокие испытания безумия и презрения отца, его смерть, войну и смерть любимого брата, князя Андрея.

Характеристика героини

Марья Болконская скрытна, сдержана в выражении чувств, проста в обходах, однако и читатель, и другие герои романа чувствуют ее врожденное благородство, непростое происхождение. Это от отца.

Толстой постоянно говорит нам, что царевна некрасива. Даже шаги у нее тяжелые, не девичьи. И только глаза Марьи — лучистые и выразительные — преображают лицо девушки в минуты особого душевного подъема. Эти глаза поразили Николая Ростова, как будто заглянули ему в самое сердце.

Принцесса умна и знает о своей непривлекательной внешности. Долгие уединенные размышления, молитвы, книги помогают ей смириться с тем, кто она есть, и с одиноким служением отцу.

Смирение, послушание, одиночество не делают Марью злой или замкнутой, обиженной на весь мир. Во всяком занятии, состоянии и обязанностях девушка находит благо: в подчинении гнетущему отцу — христианскую добродетель почитания родителей; в одиночестве — возможность общаться с «божьими людьми» и с самим собой; на службе у родственников (брата, племянника) — вечный удел женщины быть хранительницей семьи и опорой мужчины.

Образ героини в произведении

( Антонина Шуранова в роли Марьи Болконской, х/ф «Война и мир», СССР 1967 )

Мария Болконская, как и Наташа Ростова, противопоставлена ​​в романе Елены Курагина — внешне и внутренне. Княжна, в отличие от Элен, некрасива, но чрезвычайно богата духовно: она отдается всякому чувству без остатка, ни на что не претендует, всегда думает прежде всего о других и лишь иногда о себе.

В то же время Марья не безответна, в ней есть стержень. Во время французской оккупации мадемуазель Бурьен предлагала не оставлять Богучарова, а отдаться на милость французам: они благоволили дворянам и еще более дамам. Но княгиня не может допустить и мысли, что она — сестра воинственного князя Андрея и дочь старика Болконского — попросит защиты у врага.

В конце романа мы видим Марью — счастливую жену и мать. Так получилось, что она сдержала свое слово перед Богом: она действительно всю предыдущую жизнь готовилась к семейному счастью — научилась без устали и капризов заботиться о близких, научилась любить даже тогда, когда любить было невыносимо, научилась отдавать. сама вся.

Это идеал женщины Толстого. Он знает, что на самом деле мало девушек, хоть отдаленно похожих на Марью Болконскую. И обязательно счастливы. Потому что их счастье не обязательно должно быть таким, каким его понимает большинство людей. Их счастье в том, чтобы быть рядом и жить чужой жизнью, какой бы трудной она ни была.

О женских персонажах в романах девятнадцатого века принято говорить как о «очаровательных». Мне кажется, это определение подходит Наташе Ростовой и княгине Марье, несмотря на всю его банальность. Какими разными на первый взгляд кажутся худенькая, ловкая, грациозная Наташа и неуклюжая, некрасивая, неинтересная Марья Болконская!

Княгиня Болконская — грустная, непривлекательная, рассеянная девушка, которая может рассчитывать на замужество только из-за своего богатства. Да и характеры обеих толстовских героинь совсем не похожи. Княжна Марья, воспитанная на примере своего гордого, высокомерного и недоверчивого отца, и сама вскоре становится такой. Его скрытность, сдержанность в выражении собственных чувств и врожденное благородство унаследовала дочь.

Княжна Марья безропотно подчиняется своему взбалмошному и деспотическому отцу не только из страха, но и из чувства долга перед дочерью, которая не имеет морального права судить своего отца. На первый взгляд она кажется робкой и забитой. Но в ее характере есть наследственная болтонианская гордость, врожденное самомнение, которое проявляется, например, в ее отказе от предложения Анатоля Курагина. Несмотря на стремление к тихому семейному счастью, которое эта некрасивая девушка глубоко скрывает в себе, она не желает становиться женой светского красавца ценой унижения и оскорбления своего достоинства.

С особой силой раскрывается твердость и сила характера этой скромной, застенчивой девушки во время Отечественной войны 1812 года. Когда компаньон-француз пообещал княжне Марии, попавшей в тяжелое положение, покровительство соотечественников, она остановилась общалась с ней и ушла от Богучарова, так как ее патриотическое чувство было оскорблено.

Принцесса боится отца, не смеет сделать шаг без его ведома, не повиноваться ему, даже когда он не прав. Марья, горячо любящая отца, не может, боясь вызвать взрыв гнева отца, даже приласкать или поцеловать его. Жизнь ее, еще молодой и интеллигентной девушки, очень тяжела.

У княжны Марьи есть все ее утешения — это письма от Юли Курагиной, которую Марья знает больше по ее письмам. В одиночестве княгиня сближается только со своей спутницей, мадемуазель Бурьен. Вынужденное затворничество, суровый характер отца и мечтательная натура самой Марьи делают ее набожной. Для княгини Болконской Бог становится всем в жизни: ее помощником, наставником, строгим судьей. Порой ей становится стыдно за свои земные поступки и помыслы, и она мечтает посвятить себя Богу, уехать куда-нибудь далеко-далеко, чтобы освободиться от всего греховного и чуждого.

Марья ждет любви и обычного женского счастья, но не признается в этом даже самой себе. Ее выдержка и терпение помогают ей во всех жизненных трудностях. У принцессы нет такого всепоглощающего чувства любви к одному человеку, поэтому она старается любить всех, по-прежнему много времени проводит в молитвах и житейских заботах.

Ее душа, как и Наташа, наделена автором богатым духовным миром, внутренней красотой. Марья Болконская полностью отдается каждому своему чувству, будь то радость или горе. Ее эмоциональные порывы часто бескорыстны и благородны. Она больше думает о других, родных и любимых, чем о себе. Для княжны Марьи Бог на протяжении всей жизни оставался идеалом, к которому стремилась ее душа. Ей хотелось нравственной чистоты, духовной жизни, где не было бы места обидам, гневу, зависти, несправедливости, где все было бы возвышенно и прекрасно. На мой взгляд, слово «женственность» во многом определяет человеческую сущность толстовской героини.

Говорят, что глаза — зеркало души, для Марьи они действительно являются отражением ее внутреннего мира. Семейная жизнь Марьи – это идеальный брак, крепкая семейная связь. Она посвящает себя мужу и детям, отдавая все свои душевные и физические силы воспитанию детей и созданию домашнего уюта. Я думаю, что Марья (теперь Ростова) счастлива в семейной жизни, довольна счастьем своих детей и любимого мужа. Толстой подчеркивает красоту своей героини в новом для нее качестве — любящей жены и нежной матери.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *