Краткая биография Мстислава Великого
Мстислав 1 Великий (Мстислав Владимирович) – великий князь киевский, сын древнерусского князя Владимира Мономаха.
Мстислав родился в 1076 году и умер в 1132.
Краткая биография Мстислава Великого
Мстислав был сыном Владимира Мономаха и английской принцессы Гиты Уэсской, в европейских странах он был известен под именем Гарольда – так Мстислава называли в честь его деда Гарольда 2 Годвинсона. При крещении принял имя Феодор.
Мстислав был старшим сыном и должен был занять трон и стать великим князем киевским после смерти своего отца, Владимира Мономаха, однако путь к трону великого князя был не таким простым – Русь раздирали междоусобные войны между князьями, поэтому до того, как взойти на престол Киева, Мстислав несколько раз менял княжества. Дольше всего он княжил в Новгороде.
После смерти Ярополка Изяславича, его брат Святополк должен был стать пожизненным князем в Киеве, однако он нарушил свое обещание. Взамен Святополка в Новгород был направлен Мстислав, который также дал обет вечного княжения новгородцам. В 1094 году Владимир Мономах, который тогда был князем в Чернигове, сталкивается с Святославичами, которые начинают предъявлять претензии на Чернигов, Смоленск и Новгород. После того, как эти территории были захвачены Святославичами, Мстислав отправляется на княжение в Ростов, однако проводит там всего год – с 1094 по 1095, после чего уходит в Смоленск.
Однако позднее Мстислав возвращается в Новгород и вместе с горожанами оказывает серьезное сопротивление князю Олегу Святославичу, который хотел захватить Ростов, муром и Рязань. Войско против Олега возглавлял Мстислав и его брат, вместе они смогли разгромить противника на реке Колокше.
В 1102 году великий князь киевский Святополк решает поставить на место Мстислава в Новгороде своего сына, однако новгородский народ сопротивляется и не принимает нового управителя – Мстислав остается в городе. При Мстиславе Новгород очень сильно расширил свои границы и достиг экономического и политического процветания.
Однако Мстислав, как и его предшественник, вынужден нарушить данным новгородцам обет, и покинуть город по приказу отца, который переводит его на княжение в Белгород. Место Мстислава занимает его сын Всеволод.
Великий князь киевский
Владимир Мономах умирает в 1125 году, и после его смерти Мстислав становится великим князем киевским. Удивительно, но несмотря на междоусобицы кандидатура Мстислава всех устраивает – его быстро и легко принимают и не пытаются занять его место. Однако, вопреки ожиданиям, первое время Мстислав владеет лишь Киевом и Киевским княжеством, остальные земли отказываются ему подчиняться.
Возможность изменить ситуацию предоставляется ему лишь в 1127 году, когда начинается борьба за власть в Чернигове, и Мстислав стремиться участвовать в этой борьбе. Мстислав выступает против Всеволода, собирает армию половцев и захватывает часть черниговских территорий. В этом же году Мстиславу подчиняется и Смоленск, куда он отправляет княжить собственного сына.
Завоевав власть на Руси, Мстислав обращается к внешней политике. Он совершает ряд походов на Полоцкое княжество и захватывает несколько полоцких городов. Спустя некоторое время, в 1128 году он снова собирает армию и возвращается к половцам, на этот раз для того, чтобы окончательно подчинить себе эти земли, уничтожить местных князей и посадить там на княжение Изяслава.
Однако не всегда военные походы Мстислава заканчивались удачно, он потерпел ряд неудач в Прибалтике, несколько раз пытался захватить Литву и даже доходил до столицы, но на обратном пути русские войска были разбиты.
Мстислав умер 14 апреля 1132 года, оставив престол своему брату Ярополку. После смерти Мстислава на Руси развернулась еще одна крупная междоусобная война.
Дети и семья
Мстислав женился в 1095 году на дочери шведского короля, которая родила ему детей, среди которых было четыре мальчика: Всеволод (князь Новгородский), Изяслав (князь Курский, Волынский и позднее великий князь Киевский), Ростислав (князь Смоленский), Святополк (князь Полоцкий, Псковский, новгородский, Владимиро-Волынский).
После смерти первой жены Мстислав женится второй раз, в этом браке появляется двое детей.
Итоги правления Мстислава Великого
Период правления Мстислава был удачным для Руси. Свое прозвище он получил за то, что ему удалось, хоть и на короткий срок, но прекратить междоусобицы, заставив князей снова подчиняться воле Киева и великого князя. При нем Русь совершила ряд успешных военных походов, расширила свои территории, в экономике наметился рост благодаря умелой налоговой политике – Мстислав взимал налогов ровно столько, сколько нужно, чтобы население не разорилось и не голодало. При нем было построено много церквей, города расширялись, достигло своего расцвета Новгородское княжество.
Русские земли
По смерти Мономаха на киевском столе сел старший сын его Мстислав; соперников ему быть не могло: Олег и Давыд Святославичи умерли еще при жизни Мономаха; в Чернигове сидел младший брат их, Ярослав, но этот незначительный князь не мог удержать старшинства и в собственном роде; еще менее мог спорить с Мстиславом Брячислав Святополкович, княживший неизвестно в каком городке в пинских волостях. Но и более сильные соперники не могли быть страшны Мстиславу при народном расположении к роду Мономахову, тем более что Мстислав походил во всем на знаменитого отца своего. Недаром летописец, начиная рассказ о княжении Мстислава, говорит, что этот князь еще в молодости победил дядю своего Олега: таким образом, в личных достоинствах Мономахова сына старались находить оправдание тому, что он отстранял старшее племя Святославово.
Кроме Мстислава, после Мономаха оставалось еще четверо сыновей: Ярополк, Вячеслав, Георгий, Андрей; Ярополк еще при отце получил стол переяславский и остался на нем при брате; Ярополк был на своем месте, потому что отличался храбростию, необходимою для переяславского князя, обязанного постоянно биться с степными варварами. Третий брат Вячеслава княжил сперва в Смоленске, а потом переведен был в Туров; Георгий издавна княжил в Ростовской области; Андрей — во Владимире на Волыни. В Новгороде сидел старший сын Мстислава — Всеволод; в Смоленске — третий сын его, Ростислав; где же был второй, Изяслав? Должно думать, что где-нибудь подле Киева: он также отличался храбростию и потому нужен был отцу для рати; скоро нашлась ему и волость и деятельность.
В Чернигове произошло важное явление: сын Олега, Всеволод напал врасплох на дядю своего Ярослава, согнал его с старшего стола, дружину его перебил и разграбил. В самом занятии киевского стола Мстиславом мимо Ярослава Святославича, который приходился ему дядею, Всеволод мог уже видеть пример и оправдание своего поступка: если Ярослав потерял старшинство в целом роде, то мог ли он сохранять его в своей линии? Как бы то ни было, Мстислав не хотел сначала терпеть такого нарушения старшинства дядей, тем более что, как видно, он обязался клятвенным договором поддерживать Ярослава в Чернигове.
Вместе с братом Ярополком Мстислав собрал войско, чтобы идти на Всеволода, тот не мог один противиться Мономаховичам и послал за половцами, а дядю Ярослава отпустил из неволи в Муром. Половцы явились на зов Всеволода в числе 7000 и стали за рекою Вырем у Ратимировой дубравы: но послы их, от правленные к Всеволоду, были перехвачены на реке Локне и приведены к Ярополку, потому что последний успел за хватить все течение реки Сейма, посадил по всем городам своих посадников, а в Курске — племянника Изяслава Мстиславича.Половцы, не получая вести из Чернигова, испугались и побежали назад; это известие очень замечательно: оно показывает, как варвары стали робки после задонских походов Мономаха, сыновей и воевод его. После бегства половцев Мстислав еще больше начал стеснять Всеволода: «Что взял? — говорил он ему, — навел половцев, что же, помогли они тебе?» Всеволод стал упрашивать Мстислава, подучивал его бояр, подкупал их дарами, чтоб просили за него, и таким образом провел все лето. Зимою пришел Ярослав из Мурома в Киев и стал также кланяться Мстиславу и упрашивать: «Ты мне крест целовал, пойди на Всеволода»; а Всеволод, с своей стороны, еще больше упрашивал. В это время в киевском Андреевском монастыре был игумном Григорий, которого очень любил Владимир Мономах, да и Мстислав и весь народ очень почитали его. Этот-то Григорий все не давал Мстиславу встать ратью на Всеволода за Ярослава; он говорил: «Лучше тебе нарушить клятву, чем пролить кровь христианскую».
Мстислав не знал, что ему делать? Митрополита тогда не было в Киеве, так он созвал собор из священников и передал дело на их решение; те отвечали: «На нас будет грех клятвопреступления». Мстислав послушался их, не исполнил своего обещания Ярославу и после раскаивался в том всю жизнь. На слова Григория и на приговор собора можно смотреть, как на выражение общего народного мнения: граждане не терпели княжеских усобиц и вообще войн, не приносивших непосредственной пользы, не имевших целью защиты края; но какая охота была киевлянам проливать свою кровь за нелюбимого Святославича? Со стороны же Мстислава, кроме решения духовенства, побуждением к миру со Всеволодом могла служить также и родственная связь с ним: за ним была дочь его. Как бы то ни было, племянник удержал за собою старший стол вопреки правам дяди, но эта удача была, как увидим, первою и последнею в нашей древней истории. Для Мономаховичей событие это не осталось, впрочем, без материальной выгоды: они удержали Курск и все Посемье, и это приобретение было для них очень важно, потому что затрудняло сообщение Святославичей с половцами. Ярослав должен был идти назад в Муром и остаться там навсегда; потомки его явились уже изгоями относительно племени Святославова, потеряли право на старшинство, должны были ограничиться одною Муромскою волостию, которая вследствие этого отделилась от Черниговской. Таким образом, и на востоке от Днепра образовалась отдельная княжеская волость, подобная Полоцкой и Галицкой на западе.
Покончивши с черниговскими, в том же 1127 году Мстислав послал войско на князей полоцких: есть известие, что они не переставали опустошать пограничные волости Мономаховичей. Мстислав послал войска четырьмя путями: братьев — Вячеслава из Турова, Андрея — из Владимира; сына Давыда Игоревича, Всеволодка, зятя Мономахова — из Городна и Вячеслава Ярославича — из Клецка; этим четверым князьям велел идти к Изяславлю; Всеволоду Ольговичу черниговскому велел идти с братьями на Стрежев к Борисову, туда же послал известного воеводу своего Ивана Войтишича с торками; свой полк отправил под начальством сына Изяслава к Лагожску а другого сына, Ростислава, с смольнянами — на Друцк.
В Полоцке сидел в это время тот самый Давыд Всеславич, которого прежде мы видели в союзе с Ярославичами против Глеба минского; за сыном его Брячиславом, княжившим, как видно, в Изяславле, была дочь Мстислава киевского. Минск, по всем вероятностям, отошел к Ярославичам еще при Мономахе, который отвел в неволю князя его Глеба; иначе Мстислав не направил бы войско свое мимо Минска на города дальнейшие; быть может, Всеславичи не могли забыть потери Минска, и это было главным поводом к войне.Мстислав всем отправленным князьям назначил сроком один день, в который они должны были напасть на указанные места. Но Изяслав Мстиславич опередил один всю братию и приблизился к Лагожску; зять его Брячислав, князь изяславский, вел в это время лагожскую дружину на помощь отцу своему Давыду, но, узнав на середине пути, что Изяслав у города, так перепугался, что не знал, что делать, куда идти, и пошел прямо в руки к шурину, к которому привел и Лагожскую дружину; лагожане, видя своих в руках у Изяслава, сдались ему; пробыв здесь два дня, Изяслав отправился к дядьям своим Вячеславу и Андрею, которые осаждали Изяславль. Жители этого города, видя, что князь их и лагожане взяты Изяславом и не терпят никакой беды, объявили Вячеславу, что сдадутся, если он поклянется не давать их на щит (на разграбление) воинам. Вячеслав согласился, и вечером Врагислав, тысяцкий князя Андрея, и Иванко, тысяцкий Вячеславов, послали в город своих отроков, но когда на рассвете остальные ратники узнали об этом, то бросились все в город и начали грабить: едва князья с своими дружинами успели уберечь имение дочери великого князя Мстислава, жены Брячиславовой, и то должны были биться с своими.
Между тем с другой стороны шел к Полоцку старший сын Мстислава, Всеволод, князь новгородский; тогда полочане выгнали от себя Давыда с сыновьями, взяли брата его Рогволода и послали просить Мстислава, чтоб он утвердил его у них князем; Мстислав согласился. Недаром, однако, современники не умели объяснить себе этой наследственной и непримиримой вражды полоцких князей к потомству Ярослава и прибегали к помощи предания о Рогволоде и Рогнеде: как при Мономахе, так и теперь при сыне его дело могло кончиться только изгнанием Изяславичей из волостей их.
Из внешних событий по-прежнему записана в летописи борьба с половцами и другими соседними варварами.
Половцы обрадовались смерти Мономаховой и немедленно явились в пределах Переяславского княжества. Мы видели, что русские князья во время счастливых походов своих в степи взяли у половцев часть подвластных им торков и печенегов; видели, что эти варвары после сами убежали от половцев в русские пределы и были поселены здесь. Разумеется, половцам хотелось возвратить их назад, и вот летописец говорит, что они именно являлись для того, чтобы перехватить русских торков. Но в Переяславле сидел Ярополк, достойный по храбрости сын Мономаха, привыкший под отцовским стягом громить варваров в степях их: узнавши о нападении и намерении половцев, Ярополк велел вогнать торков и все остальное народонаселение в города; половцы приехали, но ничего не могли сделать и, узнав, что Ярополк в Переяславле, пошли воевать Посулье (места по реке Суле). Ярополк, благоверного князя корень и благоверная отрасль, по выражению летописца, не дожидаясь помощи от братьев, с одними переяславцами пошел вслед за половцами, настиг их на правом берегу реки Удая, призвал имя божие и отца своего, ударил на поганых и одержал победу: помог ему бог и молитвы отца его, продолжает летописец.После этого нападения половцев мы встретили известие об них при описании черниговских и потом полоцких происшествий. Мстислав не забыл той борьбы, которую вел он, сидя на столе новгородском, именно борьбы с чудью, и в 1130 году послал на нее сыновей своих — Всеволода, Изяслава и Ростислава; летописец говорит подробно, в чем состоял поход: самих врагов перебили, хоромы пожгли, жен и детей привели домой. Но не так был счастлив чудский поход одного Всеволода новгородского в следующем году: сотворилась пакость великая, говорит летописец, перебили много добрых мужей новгородских в Клину: Клин — это русский перевод эстонского слова Waija, или Wagja, как называлась часть нынешнего Дерптского уезда в XIII веке. Что половцы были для Юго-Восточной Руси, то литва была для Западной, преимущественно для княжества Полоцкого. Присоединивши к волостям своего рода и это княжество, Мстислав должен был вступить в борьбу с его врагами; вот почему в последний год его княжения летописец упоминает о походе на Литву: Мстислав ходил с сыновьями своими, с Ольговичами и зятем Всеволодом городенским. Поход был удачен; Литву ожгли по обыкновению, но на возвратном пути киевские полки пошли отдельно от княжеской дружины; литовцы настигли их и побили много народу.
В 1132 году умер Мстислав; его княжение, бывшее совершенным подобием отцовского, утвердило в народе веру в достоинство племени Мономахова. Этот Мстислав Великий, говорит летописец, наследовал пот отца своего, Владимира Мономаха Великого. Владимир сам собою постоял на Дону и много пота утер за землю Русскую, а Мстислав мужей своих послал, загнал половцев за Дон, за Волгу и за Яик; и так избавил бог Русскую землю от поганых. Здесь также видим выражение главного современного интереса — борьбы с степными варварами. Народ мог надеяться, что долго будет спокоен от их нашествий, потому что Мстиславу наследовал по всем правам брат его Ярополк, благоверная отрасль, который был известен своею храбростию, своими счастливыми походами в степи. У Ярополка не было соперников: он был единственный князь, который мог сесть на старший стол по отчине и дедине; он крепко сидел в Киеве и потому еще, что люди киевские послали за ним. Но их надежды на Ярополка не сбылись: спокойствие Руси кончилось смертию Мстислава; с начала княжения Ярополкова начались усобицы, усобицы в самой семье знаменитого князя братолюбца; Святославичи воспользовались ими, и киевляне должны были терпеть на своем столе князя недоброго племени.
Усобица, начавшаяся по смерти Мстислава Великого, носит характер, отличный от прежних усобиц. Прежние усобицы проистекали главным образом от изгойства, оттого, что осиротелые при жизни дедов или старших дядей князья исключались не только из старшинства, не только не получали отцовских волостей, но даже часто и никаких. Этим исключением из старшинства лучше всяких поэтических преданий объясняется непримиримая вражда полоцких Изяславичей к потомкам Ярослава, объясняются движения Ростислава Владимировича, судьба и поведение сыновей его: борьбы с изгоями на востоке и на западе, с Вячеславичем, Игоревичами, Святославичами наполняют время княжения Изяславова, Всеволодова, Святополкова. Все эти борьбы благодаря последним распоряжениям князей-родичей на съездах прекратились; но теперь начинается новая борьба, борьба племянников, сыновей от старшего брата с младшими дядьми. Мы видели первый пример этой борьбы в Чернигове, где сын Олегов, Всеволод, согнал дядю своего Ярослава с старшего стола. Мстислав допустил такое нарушение права дядей, хотя раскаивался в этом во всю жизнь; по смерти его одно опасение подобного явления произвело сильную усобицу в собственном племени его.
Мстислав оставил княжение брату своему Ярополку, говорит летописец, ему же передал и детей своих с богом на руки: Ярополк был бездетен и тем удобнее мог заботиться о порученных ему сыновьях старшего брата
Святой покровитель мести
Автор Карл Сивер
Последнее обновление: 22 июля 2022 г., 18:16
Обычно мы не связываем религиозное благочестие с местью, хотя месть — это общая черта Ветхого Завета. Она, конечно, обычно не ассоциируется со святыми, что делает жизнь и деятельность святой Ольги Киевской несколько своеобразной.
Николая Бруни Святая великая княгиня ОльгаЭта представительница царского дома Киевской Руси в десятом веке почитается сегодня как святая в Восточной Православной Церкви, но она также является покровительницей мести. Так как же именно она приобрела свое необычное отличие быть благочестивой из-за своей мстительности?
Ольга Киевская
Ольга была потомком викингов и, как полагают, родилась в районе современного Пскова на северо-западе России где-то в первой четверти десятого века, скорее всего около 920.
Ко времени ее рождения викинги, или скандинавы, в течение полувека массово расселились по Восточной Европе, сначала отправляя отряды набегов по великим рекам этого региона, Днепру, Дону и Волге. , а затем, в конце концов, оседая и основывая города и поселки.
Одним из них был Киев на Днепре на территории современной Украины, город, который после своего основания в 880-х годах приобрел огромную власть над Восточной Европой. Со временем викинги здесь стали называться русами от финского слова Ruotsi, означающего швед.
Мы точно не знаем, как это произошло, но около 935 года Ольга вышла замуж за киевского правителя князя Игоря, управлявшего городом и его территориями с 912 года. Таким образом, Ольга Псковская стала Ольгой Псковской. Киев.
Царствование и убийство Игоря
Во время своего правления Игорь наблюдал за значительным расширением Киева. Он расширил свою власть на значительные части Восточной Европы, простираясь на север до Новгорода, на юг от современной Москвы и на юго-восток в сторону Черного и Каспийского морей.
В процессе она стала доминирующей державой в северо-восточной Европе. Записи несколько ограничены по времени, и нам приходится полагаться на свидетельства Первой летописи , летописной истории Киевской Руси от ее основания до конца XI века.
Кажется относительно ясным, что Игорь даже предпринял несколько нападений на Константинополь, столицу Византийской империи. Это был один из величайших городов мира в средние века, и это свидетельствует о том, насколько могущественными были норвежские правители Киева к середине десятого века, что Игорь мог осадить его, чтобы получить дань от тамошних императоров.
Княгиня Ольга встречает тело своего мужа — Василий СуриковВ 943 году Ольга родила ей и Игорю единственного сына Святослава. Однако вскоре после этого Игорь встретил кровавую смерть. В 945 году во время похода против древлян, соседнего славянского племени на Украине, он был взят в плен, подвергнут пыткам и убит.
Регентство Ольги – Месть древлянам
Со смертью Игоря Ольга стала регентшей Киева при своем сыне Святославе. Поскольку на момент смерти отца ему было всего три года, он был бы продолжительным меньшинством, и Ольга долгие годы правила Киевом от его имени.
Ее первая цель была ясна: отомстить древлянам, убившим ее мужа. Еще больше ее взбесило то, что они восстали после убийства князя, вторжения на киевские земли и даже прислали к Ольге эмиссара с предложением выйти замуж за их правителя, князя Мала.
Поначалу новая правительница Киева задумалась об этом, когда прибыли древлянские эмиссары, но на следующий день, когда они снова призвали ее двор, она на глазах унесла их и похоронила заживо.
Началась война между Киевом и древлянами. На протяжении всего этого Первичная хроника утверждает, что Ольга предприняла ряд двуличных действий и хитрых мер, чтобы обмануть древлян и напасть на них необычным образом.
Например, в ней рассказывается, как она напала на одно древлянское поселение, выпустив над ним стаю голубей, каждый из которых нес небольшой кусок серы и ткани, которые были подожжены перед тем, как выпустить их.
Затем голуби сбросили эти самодельные бомбы на дома древлян, подожгли их. Таким образом, она совершила свою месть древлянам, а когда они были окончательно побеждены, она продала тех, кто уже был жив, в рабство. Нетрудно понять, как Ольга приобрела репутацию мстительницы.
Обращение в христианство
Конечно, возникает вопрос, как Ольга стала почитаться как святая. Это связано с ее дальнейшей жизнью. В начале 950-х годов Ольга отправилась в Константинополь, город, который ее муж несколько раз осаждал.
Но Ольга пришла сюда по другой причине. Она была в гостях по приглашению императора Константина VII, и во время своего визита Ольга обратилась в христианство, отрекшись от многих скандинавских богов, которым она была воспитана для поклонения. Она также крестилась в византийской столице и вернулась в Киев, решив обратить свой народ.
Святая Ольга
Усилия Ольги по обращению своего народа увенчались переменным успехом. Ей, безусловно, удалось распространить христианство среди русов Восточной Европы, но это не было тотальным обращением, когда эти скандинавы мгновенно обращались в христианство. Действительно, даже ее сын Святослав, который начал самостоятельно править Киевом с конца 950-х годов, отказался принять христианство.
Романовская Императорская икона святой Ольги, созданная в 1895 году.Но Ольга добилась от него уступки, которая имела громадное значение. Хотя он и не обращался, Святослав пообещал своей матери, что не будет преследовать христиан на своих землях. Эта передышка от нетерпимости позволила христианской вере укорениться в Восточной Европе и расти в течение следующих двух или трех поколений.
К тому времени, когда Киев достиг своего расцвета в середине одиннадцатого века, о нем говорили как о новом Риме. Таково было его значение в том, что оно способствовало распространению восточного православия на землях нынешней Украины, Белоруссии и западной части России. И в честь ее роли в этом Ольга стала называться святой Ольгой. Ее праздник — 11 июля, и она считается покровительницей мести из-за мести, которую она отомстила древлянам за убийство ее мужа.
Ольга Киевская: самая мстительная святая в истории
Ольга Киевская правила Русью — средневековым народом в Украине, связанным с викингами — более 15 лет. В первую очередь она известна своим христианизирующим влиянием на русские земли в последние годы своего пребывания у власти. Но начало ее регентства — не менее захватывающая история.
Она стала предводительницей Руси, потому что ее муж, великий князь, был зверски убит древлянами, когда их сын был еще младенцем. Одержимая местью, раннее правление Ольги было поглощено систематической и безжалостной кампанией возмездия против древлян.
Впервые в теме?
Получите краткое введение в Киевскую Русь из нашего средневекового путеводителя.
Возьми меня туда
Киевская Русь
Территория, которая впоследствии стала Украиной, подвергалась частым нападениям в IX и X веках нашей эры. Когда эпоха викингов была в самом разгаре, скандинавские налетчики, известные как варяги, плыли по Днепру. Сначала они приезжали только торговать. Но всего через пару десятков лет эти торговые экспедиции переросли в агрессивные вторжения. Варяги напали на местное славянское население.
К 882 году варяги захватили Киев (Киев). Их лидер провозгласил себя великим князем Киевским и начал создавать империю в Восточной Европе. Государство, которое он основал и расширило, называется государством Киевская Русь — чтобы отличить его от России, которая является гораздо более молодой страной, восходящей своими величественными корнями к 13 веку нашей эры самое раннее.
Встреча варягов-варягов (слева) и славян (справа). Первые завоевали многих из вторых в 9-м и 10-м веках нашей эры. [картина начала ХХ века В.М. Васнецов]г. Одно из местных племен, древляне, было среди славян, покоренных Русью. Они даже сражались за своих новых повелителей, доходя до того, что вели за них войну против могущественной Византийской империи. Но когда в 912 году умер великий князь русский, древляне перестали сотрудничать и прекратили выплаты дани Киеву.
Новым великим князем Руси стал муж Ольги Игорь. Он провел большую часть своего правления, сражаясь со сверхдержавами своего времени. Игорь предпринял еще одно нападение Киевской Руси на византийцев, дважды достигнув их столицы Константинополя, но не сумев успешно его осадить. Позже он разграбил территории Аббасидского халифата вокруг Каспийского моря. Наконец, к 945 г. он счел настало время уладить внутренние дела: он напал на древлян, чтобы выбить с них новые дани.
Столкнувшись с гораздо большей армией Игоря, древляне сдались. Они согласились возобновить выплаты дани русам. Однако по дороге домой Игорь чувствовал себя неудовлетворенным. Он подумал, что у этого племени есть что вымогать, и вернулся, чтобы увеличить свои требования, на этот раз в сопровождении лишь небольшой свиты. Древляне были в ярости от его деспотичных приказов и, теперь уже не впечатленные его небольшим числом последователей, сокрушили его и тут же жестоко убили:
«Две березы пригнули к ногам князя и привязали к ногам его; затем они позволили деревьям снова выпрямиться, таким образом разорвав тело принца».
— византийский историк и летописец Лев Диакон (10 век н.э.) тогда было всего три года. Нуждаясь в новом руководстве, его мать Ольга правила Киевской Русью вместо него в качестве регента. Она будет руководить государством в течение 15 лет как великая принцесса.Ее первым делом было отомстить за убийство мужа. С другой стороны, древляне, воодушевленные своим, казалось бы, успешным восстанием, добавили оскорбления к обиде. К Ольге прислали делегацию, которая предложила ей выйти замуж за вождя древлян князя Мала.
Таким образом древляне надеялись добиться двух целей:
- предотвратить ответный контрудар Киева через брачный союз;
- и повысить свой статус в Русском государстве, добившись равноправия с варягами, а не оставаясь их подданными.
Ольга, почуяв возможность, ответила в посольство:
«Ваше предложение мне приятно, действительно, мой муж не может воскреснуть из мертвых. Но я желаю почтить тебя завтра в присутствии моего народа. Возвращайся теперь в свою лодку, (…) Я пошлю за тобой завтра, и ты скажешь: «Мы не будем ни ездить на лошадях, ни идти пешком, вези нас в нашей лодке». ».
— Ответ великой княгини Ольги древлянским эмиссарамНаутро Ольга встретила посыльных у реки, как и обещала. Когда они повторили слова, которые она велела им сказать, киевляне схватили древлянские лодки и с послами в них понесли их над головами. Когда их вели по столице Руси, древляне думали, что Ольга оказывает им большую честь. То есть до тех пор, пока процессия не достигла ее двора, где за ночь была вырыта глубокая траншея. Русы бесцеремонно опрокидывали лодки, бросали своих врагов в ров и закапывали их заживо.
Пока их засыпали землей и камнем, Ольга спросила их, «нашли ли они честь по вкусу».
Великий князь Игорь взимает дань с древлян. Его жадность стала его падением, нечаянно посадив на русский престол его жену Ольгу. [картина начала ХХ века К. Лебедева]Кровавый пир у древлян
Немедленно великая княгиня предприняла следующий шаг своего мстительного плана. Она послала послание князю Малу, находившемуся еще на древлянской родине. Ольга просила его прислать к ней в Киев своих «[наиболее] знатнейших мужей, чтобы она могла идти к их князю с должной честью» и выйти замуж за Мала.
Не зная о судьбе первой группы, принц Мал был в восторге от положительного ответа Ольги. Он собрал своих лучших людей и отправил их в столицу Руси. Когда они прибыли, великая княгиня приказала своим людям приготовить для гостей горячую ванну. Она попросила древлян встретить ее после того, как они искупаются. Утомленные дальней дорогой, эмиссары жадно вошли в баню.
Теперь Ольга сделала свой следующий трюк. Она приказала своим людям поджечь здание, начиная с дверных проемов. Послы были сожжены заживо внутри.
Ольга (справа) поджигает баню с древлянскими посыльными (слева). [изображение 15-го века]Повысив ставки, Ольга теперь отправила еще одно сообщение на родину древлян. Она приказала князю Малу «приготовить большое количество меда в городе, где ты убил моего мужа, чтобы я могла оплакать его могилу и устроить по нему поминки». Затем Ольга наконец отправилась в Коростень, столицу древлян.
Принц Мал, вероятно, счел довольно подозрительным, что обе его дипломатические группы не вернулись. Но, не желая отвергать свою будущую жену, он должным образом устроил по ней поминки, когда она приехала. Древляне жаждали всего собранного меда и вскоре запили. Ольга и ее фолловеры подыгрывали, но не злоупотребляли алкоголем. Когда все присутствовавшие древляне напились в стельку, великая княгиня приказала своей относительно трезвой свите перебить их хозяев, подстрекая их отомстить за убийство Игоря.
Это была настоящая резня.
Узнайте последние новости из Средневековья
– продолжение статьи ниже –
Осада Коростеня
Простительно думать, что к настоящему времени долг древлян был уплачен. Но не в глазах Ольги Киевской. Она вернулась домой и спешно собрала армию, чтобы сокрушить все, что осталось от древлянского племени.
Война началась крайне благоприятно для Киевской Руси. Они выиграли несколько сражений и прогнали древлян в их города. Однако именно тогда у Ольги начались проблемы: в частности, Коростень выдерживал осаду больше года.
Ольга, никогда не знавшая недостатка в творчестве, отправила жителям города еще одно сообщение:
«Почему вы упорно держитесь? Все ваши города сдались мне и подчинились подати, так что жители теперь спокойно возделывают свои поля и свои земли. Но лучше бы ты умер с голоду, не сдав дани».
— Послание Ольги в Коростень, древлянскую столицуКоростенцы ответили, что готовы снова платить дань, но — недаром — добавили, что опасаются, что Ольга все еще намерена отомстить за мужа смерть. Стараясь унять их опасения, Ольга ответила, что ей достаточно бойни двух посольств и событий тризны. Она добавила, казалось бы, небольшую просьбу: «Дайте мне по три голубя и по три воробья из каждого дома». Осажденные древляне, обрадованные тем, что великая княгиня проявила свою милосердную сторону, сделали так, как она просила, и послали ей птиц.
Ольга (слева) наблюдает за осадой Коростеня. [изображение из XV века Радзивилловская хроника ]В городе уже праздновали окончание войны – да еще за такую маленькую цену! Но в своем лагере рядом с городом Ольга приказала своим воинам привязать к лапкам птиц серу и кусок ткани. Ночью они подожгли ткань и выпустили птиц, которые должным образом улетели в свои гнезда в городе. Рой горящих птиц обрушился на Коростень, где в основном были деревянные постройки. Через несколько мгновений город запылал.
Как сказал один источник:
«Не было дома, который бы не сгорел, и было невозможно потушить пламя, потому что все дома загорелись сразу».
— Первичная летопись , сборник истории Киевской Руси XII векаКогда древляне бежали из своей горящей столицы, Ольга уничтожила тысячи из них. Других она отдала в рабство своим последователям. Кто остался, тот должен был еще раз отдать дань Руси.
Почему Ольга Киевская считается святой?
Хотя подавление древлянского восстания может изобразить Ольгу как мстительную вдову, ее историческая репутация совсем иная. Последние годы своей жизни она провела в укреплении и централизации молодого Русского государства. Примечательно, что она передала власть своему сыну Святославу, когда он достиг зрелости, продолжив династию Игоря.
Но что действительно утвердило положительный образ Ольги на века, так это ее религиозная деятельность. Во время посещения Константинополя – столицы Византии – в 9 в.50-х годов она обратилась в христианство. И она много сделала для распространения своей новой религии в Киевской Руси.
Обычный способ изображения Ольги Киевской: благочестивой святой. Однако ее подавление древлян рассказывает совершенно другую историю. [1892 г. картина М. Нестерова]Они сначала отнеслись к этой идее откровенно враждебно. Ее сын Святослав даже отказался креститься. Но Ольга продолжала, несмотря ни на что, и построила несколько церквей по всей Руси.
Тем не менее, большинство ее подданных оставались язычниками при ее жизни. Но после ее смерти миссия Ольги увенчалась большим успехом. Через двадцать лет после ее смерти ее внук великий князь Владимир Великий, как известно, обратился в христианство.
Из-за своего проповеднического влияния Ольга Киевская почитается как святая как в Римско-католической церкви, так и в Русской православной церкви. Последний даже почтительно называет ее «Равноапостольной».