Князь ярополк киевский: Ярополк Святославич, великий князь Киевский

Содержание

Ярополк Святославич, великий князь Киевский

Великий князь Ярополк Святославич.(история России в гравюрах от Рюрика до Екатерины II)

Ярополк I Святославич (ум. 11 июня 978) — великий князь киевский (972—978), старший сын князя Святослава Игоревича.

После гибели отца Ярополк предпринял попытку объединить под своей властью всю Русь. Он победил в междоусобной борьбе брата, Олега Древлянского, другого брата, Владимира Новгородского, заставил покинуть пределы страны и присоединил их земли к своим владениям, став верховным правителем Руси. Привлек к себе на службу печенежскую орду хана Илдеи. Заключил новый мирный договор с Византией. Вел дипломатические переговоры с Римом. По свидетельству Иоакимовской летописи, Ярополк дал христианам, жившим на Руси, “волю великую”, что вызвало недовольство язычников.

Дата рождения и мать Ярополка неизвестны. Впервые его имя упоминается в «Повести временных лет» в 968 году, когда во время набега печенегов на Киев княгиня Ольга заперлась в городе с 3 внуками, одним из которых был Ярополк.

Главным советником при молодом Ярополке был воевода Свенельд. В 975 году Олег Святославич убил на охоте сына Свенельдова, Люта. Оттого поднялась вражда между Ярополком и Олегом, говорит летописец, и постоянно подговаривал Свенельд Ярополка, стремясь отомстить за сына своего: «Пойди на своего брата и захвати волость его». В 977 году Ярополк пошел на брата своего Олега в Древлянскую землю. Олег вышел против него, и исполчились обе стороны. Но в битве Ярополк победил Олега, который погиб во время бегства. Ярополк горько переживал смерть брата, плакал над ним и говорил Свенельду: «Смотри! Этого ты хотел!» Когда похоронили Олега, Ярополк наследовал его волость.

Смерть Олега Святославича. 977 год. Ярополк укоряет Свенельда в смерти брата своего Олега. Гравюра Б. Чорикова

В 980 году Владимир вернулся на Русь с варяжским войском. Сначала он отбил Новгород, затем захватил Полоцк и после двинулся на Киев. В окружении Ярополка оказался изменник, воевода Блуд, который вступил в сговор с Владимиром. Блуд уговорил Ярополка покинуть Киев и укрыться в укреплённом городе Родне на реке Рось. После длительной осады в Родне начался голод, что заставило Ярополка под нажимом Блуда вступить в переговоры с Владимиром. Когда Ярополк прибыл на переговоры к брату, два варяга «подняли его мечами под пазухи».

Великий князь Ярополк Святославович. Верещагин В. Ярополк с Блудом (слева) и Варяжко (справа)

«Повесть временных лет» датирует гибель Ярополка и вокняжение Владимира 980 годом. Более ранний документ «Память и похвала князю Владимиру» (Житие князя Владимира от монаха Иакова Черноризца) приводит точную дату вокняжения — 11 июня 978 года. Из ряда хронологических соображений историки признают вторую дату более вероятной. Скорее всего, убийство Ярополка произошло именно 11 июня.

Убийство Ярополка. Б.Чориков

В 1044 году племянник Ярополка, Ярослав Мудрый, велел вырыть из могилы кости дядьёв Ярополка и Олега, крестить их останки (запрещённое христианскими канонами деяние) и перезахоронить их рядом с Владимиром в Десятинной церкви в Киеве.

Правление Ярополка — время дипломатических контактов с германским императором Оттоном II: русские послы посетили императора на съезде князей в Кведлинбурге в декабре 973 года. Согласно немецкой «Генеалогии Вельфов», родственник императора граф Куно фон Энингэн (будущий герцог Швабии Конрад I) выдал замуж свою дочь за «короля ругиев». По одной из версий, Кунигунда стала женой князя Владимира после смерти его супруги, византийской царевны Анны. Другая версия связывает помолвку дочери Куно с Ярополком.

С правлением Ярополка также связана чеканка первых найденных историками собственных монет Древнерусского государства, напоминающих арабские дирхемы — так называемые «псевдодирхемы Ярополка» (известно чуть более 10 экземпляров). Вместе с тем следует полагать, что ещё во времена Рюрика была потребность в чеканке монет.

По данным Никоновской летописи, к Ярополку приходили послы из Рима от папы. О симпатиях Ярополка к христианству сообщает известная по выпискам историка В. Н. Татищева Иоакимовская летопись.

Ярополк Святославич. Автор неизвестен

Карта. Правление Святослава

Лит.: Назаренко А. В. Русь и Германия в 70-е годы X века // Russia Mediaevalis. 1987. Вып. 6 (1). С. 38—89;
Ярополк I Святославич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Карпов А. Ю.. Владимир Святой. — М.: Молодая гвардия, 1997. — 446 с. — (Жизнь замечательных людей: Серия биографий; Вып. 738). — 10 000 экз.
Татищев В. Н. История Российская. Собрание сочинений // В 8 томах. — М.: Ладомир, 1994—1996. — Т. 1, Гл. 4. — С. 111—112.
О.Рапов «Ярополк Святославич»

Портреты деятелей сходных направлений деятельности:

Ярополк Святославич — Великий князь Киевский (972-978)

Великий князь Киевский (972-978). Старший сын князя Святослава Игоревича и Предславы.


Ярополк Святославич родился в 955 году в городе Киев, Украина. Являлся старшим сыном великого князя Святослава Игоревича и его жены Предславы. Впервые его имя упоминается в «Повести временных лет» в 968 году, когда во время набега печенегов на Киев княгиня Ольга заперлась в городе с тремя внуками.

 Князь Святослав, перед уходом на войну с Византией поручил в 970 году Ярополку управление Киевом. После того, как остатки русской дружины во главе со Свенельдом принесли в Киев весной 972 года известие о гибели князя в битве с печенегами у днепровских порогов, Ярополк стал киевским князем.

Правление Ярополка Святославича — время дипломатических контактов с германским императором Оттоном II: русские послы посетили императора на съезде князей в Кведлинбурге в декабре 973 года. С его правлением также связана чеканка первых найденных историками собственных монет Древнерусского государства, напоминающих арабские дирхемы.

В 977 году разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братьями, князем древлянской земли Олегом и новгородским князем Владимиром. Киевский князь, следуя уговорам воеводы Свенельда, напал на владения Олега. В борьбе за древлянский город Овруч Олег погиб, упав с моста во время бегства от киевской дружины и задавлен в крепостном рву другими воинами и лошадьми. После известия о начале междоусобицы Владимир бежал из Новгорода «за море», а Ярополк стал правителем всего Древнерусского государства.

В 978 году Владимир вернулся на Русь с варяжским войском. Сначала отбил Новгород, затем захватил Полоцк и после двинулся на Киев. В окружении Ярополка оказался изменник, воевода Блуд, который вступил в сговор с Владимиром. Блуд уговорил князя покинуть Киев и укрыться в укрепленном городе Родне на реке Рось. После длительной осады в Родне начался голод. Блуд уверял Ярополка в том, что ему следует вступить в переговоры с Владимиром, который не намерен причинить ему никакого зла.

В свою очередь отрок Варяжко убеждал своего князя Ярополка Святославича не выходить к Владимиру, так как его ожидает неминуемая гибель. Последний не внял предостережениям своего отрока, а Блуду все-таки удалось убедить его вступить в переговоры с Владимиром. Когда князь прибыл на переговоры к брату 11 июня 978 года два варяга 

«подняли его мечами под пазухи».

Память о Ярополке Святославиче

В кино

«Сага древних булгар. Лествица Владимира Красное Солнышко» (2004, Россия) режиссёр Булат Мансуров, в роли Ярополка Александр Филиппенко.

«Викинг» (2016, Россия) режиссёр Андрей Кравчук, в роли Ярополка — Александр Устюгов.

В мультфильмах

«Князь Владимир» (2006, Россия) режиссёр Юрий Кулаков, Ярополка озвучивает Анатолий Белый.

Семья Ярополка Святославича

Отец — Святослав Игоревич, князь Киевский. Сын Игоря Рюриковича и княгини Ольги
Мать — Предслава
Жена — греческая монахиня
Сын — Святополк Окаянный (979-1019), князь Киевский

07.09.2019

Русские земли

Из Полоцка Владимир двинулся с большим войском на Ярополка; тот не был в состоянии сопротивляться ему, и затворился в Киеве, а Владимир окопался на Дорогожичи, между Дорогожичем и Капичем. Это бессилие Ярополка легко объяснить: храбрая дружина ушла с Святославом в Болгарию, много ли возвратилось с Свенельдом? Ярополк мог и с малою дружиною одержать верх в сшибке с еще меньшею дружиною брата своего Олега, но ему нельзя было выйти с нею против войска Владимирова, которое летописец не один раз называет многочисленным, состоявшим из наемных варягов и северных племен. Притом известно, что народонаселение наших древних областей неохотно принимало участие в княжеских усобицах; далее, надобно заметить, что северное народонаселение — новгородцы, чудь и кривичи, которого ратники были под знаменами Владимира, сражалось за этого князя по тем же побуждениям, по каким после новгородцы с таким усердием отстаивали Ярослава против Святополка; Владимир был их князь, у них выросший; с его низложением они должны будут опять подчиниться посадникам Ярополка; но возвращение последних не могло быть выгодно для новгородцев, ибо трудно предположить, чтобы Владимир выгнал их без ведома и согласия последних, которые поэтому не могли быть в приязненных отношениях к киевскому князю; заметим еще и то, что северное народонаселение — новгородцы, чудь и кривичи — издавна было гораздо теснее соединено между собою, чем южное; мы видим эти племена действующими заодно при изгнании варягов, в призвании князей, следовательно, имеем право думать, что они относительно яснее понимали свои выгоды и дружнее могли отстаивать своего князя, чем племена южные, недавно только оружием князей приведенные в некоторую связь и зависимость от одной общей власти. Итак Ярополк, будучи не в состоянии биться с Владимиром в чистом поле, затворился в Киеве с людьми своими и с Блудом, воеводою. Этот Блуд является главным советником князя, главным действователем во время события; князь беспрекословно исполняет его внушения, что и понятно, если вспомним возраст Ярополка, если вспомним, что и при Владимире роль Блуда исполнял Добрыня. Следовательно, Владимиру или Добрыне нужно было иметь дело с Блудом, а не с Ярополком. И вот Блуд от имени новгородского князя получил предложение покинуть Ярополка, предать его младшему брату. Переманить Блуда можно было только обещанием, что он ничего не потеряет, что и при Владимире он будет иметь такое же значение, какое имел при Ярополке, т. е. значение наставника, отца при молодом князе; Владимир велел сказать ему: «Помоги мне; если я убью брата, то ты будешь мне вместо отца и получишь от меня большую честь». В летописи помещены тут же слова Владимира, в которых он оправдывает поведение свое относительно брата: «Не я, говорит он, начал избивать братию, но он, я пришел на него, побоявшись такой же участи». Блуд велел отвечать Владимиру, что он будет всем сердцем помогать ему. Летописец старается сложить всю вину на Блуда. По его рассказу, Блуд стал обманывать Ярополка, беспрестанно ссылаясь с Владимиром, советуя ему приступать к городу, а сам придумывал, как бы убить Ярополка; но посредством граждан нельзя было убить его. Тогда Блуд замыслил погубить князя лестью: он не пускал его на вылазки из города и говорил: «Киевляне ссылаются с Владимиром, зовут его на приступ, обещаются предать тебя ему; побеги лучше за город». Ярополк послушался, выбежал из Киева и затворился в городе Родне, на устье реки Рси. Владимир вошел в Киев и осадил Ярополка в Родне, где сделался большой голод, так что надолго осталась пословица: «Беда, как в Родне». Тогда Блуд начал говорить Ярополку: «Видишь, сколько войска у брата твоего? Нам их не перебороть, мирись с братом». Ярополк согласился и на это, а Блуд послал сказать Владимиру: «Твое желание сбылось: приведу к тебе Ярополка, а ты распорядись, как бы убить его». Владимир, получивши весть, вышел на отцовский теремный двор и сел тут с дружиною, а Блуд начал посылать Ярополка: «Ступай к брату и скажи ему: что мне дашь, то и возьму». Ярополк пошел, хотя один из дружины, именем Варяжко, говорил ему: «Не ходи, князь, убьют тебя; беги лучше к печенегам и приведи от них войско». Но Ярополк не послушал его, пошел к Владимиру и как стал входить в двери, то два варяга прокололи его мечами, а Блуд затворил двери и не дал своим идти за ним. Так был убит Ярополк. Варяжко, видя, что князь убит, бежал с двора к печенегам и много раз приходил с ними на Владимира, так что тот едва успел перезвать его к себе, поклявшись не делать ему никакого зла. Следовательно, из начальной киевской летописи оказывается, что Владимир был одолжен своею победою, во-первых, тому, что Ярополк не имел достаточно войска, чтобы стать против него в чистом поле: во-вторых, измене Блуда, который, стращая князя вероломством киевлян, не пускал его на вылазки и потом уговорил совершенно оставить Киев.

При рассказе об этом событии нельзя умолчать об известном отрывке из Иоакимовой новгородской летописи, сохраненном у Татищева; не заключая в себе никакого противоречия начальной Киевской летописи, летопись Иоакимова главною причиною Владимирова торжества выставляет борьбу христианства с язычеством; если бы даже это объяснение было выдумано, то и тогда нужно было бы упомянуть о нем, как о догадке, очень остроумной и вероятной. Известно, что отец Владимира Святослав по своему характеру не мог склониться на увещания св. Ольги и что поклонники Христа при нем подвергались ругательствам от поклонников Перуна, хотя собственно гонения не было. Но во время греческой войны, по свидетельству Иоакима, Святослав переменил свое поведение относительно христиан: поверив внушениям окружавших его язычников, будто виновниками неудач военных были христиане, находившиеся в дружине, князь воздвиг на них гонение, причем не пощадил даже своего брата Глеба и послал в Киев приказ разорить христианские храмы. Но, отказавшись от принятия христианства сам, Святослав между тем осгавил сыновей своих при бабке-христианке; ясно, какие внушения должны были получить от нее молодые князья. В Иоакимовской летописи читаем, что Ярополк был кроток и милостив, любил христиан и если сам не крестился, боясь народа, то по крайней мере другим не препятствовал. Те, которые при Святославе ругались над христианством, естественно, не любили князя, приверженного к враждебной религии: этим нерасположением к Ярополку воспользовался Владимир (т. е. Добрыня) и успел отнять жизнь и владение у брата. Ярополк, по словам Иоакимовой летописи, послал увещевать брата к миру и вместе войско в землю Кривскую. Владимир испугался и хотел было уже бежать к Новгороду, но дядя его Добрыня, зная, что Ярополк нелюбим язычниками, удержал племянника и послал в Ярополков стан с дарами к воеводам, перезывая их на сторону Владимира. Воеводы обещали передаться и исполнили свое обещание в битве при реке Друче, в трех днях пути от Смоленска. Последующие события описаны, согласно с начальной Киевской летописью.

Святославичи: первая междоусобица

Кто знает, как сложилась бы жизнь братьев, если бы планы Святослава сбылись, и по какому пути вообще пошла бы тогда мировая история. Но Святослав спустя три года после смерти Ольги погиб в битве с кочевниками у днепровских порогов. А его сыновья стали княжить в отведённых им землях.

К сожалению, из документов того времени мы не можем достоверно определить даты их рождения. Есть предположения, что к началу правления Киевом Ярополку было около пятнадцати-шестнадцати лет. Младшим его братьям — и того меньше. И вот что важно: без отца они, скорее всего, не чувствовали братских уз. Ведь у каждого из них была своя мать. Некоторые историки утверждают, что матерью Ярополка была венгерская княжна Ильдике. Матерью Владимира — некая Малуша, дочь древлянского князя, которая девочкой была взята в плен. И почти нигде чётко не говорится о матери княжича Олега. И если Великая княгиня Ольга всех своих внуков ещё могла позвать к себе, чтобы они были вместе, то без её властной руки подростки были разобщены.

Братья расстались ещё до известия о гибели Святослава.

Утвердившись в Киеве и набирая силу, Ярополк некоторое время не обращал внимания на то, чем занимались его подрастающие братья в своих вотчинах. Но однажды, как повествует летопись «Повесть временных лет», в лесах, принадлежавших Олегу, самовольно охотились люди Свенельда, воеводы Ярополка. Предводительствовал охотниками сын этого воеводы по имени Лют. Самоуправство, нарушение установленных обычаев кончилось печально: сын княжеского воеводы был убит дружинниками Олега. И Свенельд якобы затем всячески подогревал в Ярополке ненависть к братьям, которые могли, объединившись, захватить княжеский престол в Киеве. Злые слова наговора в конце концов достигли своей цели. И Ярополк в 977 году отправился, как и его дед Игорь, в Древлянскую землю. Так ли это было на самом деле, та ли причина стала основанием похода Ярополка — это ещё одна историческая загадка. Но результатом этой первой в Киевской Руси междоусобицы стала гибель Олега. Произошло это событие в Овруче — ныне небольшом украинском городке Житомирской области, а тогда — центре Древлянского княжества. Как говорит предание, юный князь упал в ров, окружавший стены Овруча, когда его отступавшая дружина застряла на мосту.

Ярополк, как утверждает легенда, не хотел смерти брата и очень сокрушался о кончине Олега. Но — это только легенда.

Похоронив брата, по языческому обычаю Ярополк насыпал в Овруче могильный курган и справил тризну.

Итак, первая часть умысла Свенельда — отомстить Олегу — была выполнена.

А что же сын Малуши Владимир? Едва до него дошли вести о гибели Олега, юный князь не стал дожидаться, когда в Великий Новгород нагрянет войско Ярополка, и по утверждению некоторых источников, скрылся в Швеции. Тут мы снова можем поразмышлять: почему Владимир не собрал дружину храбрых новгородцев и не выступил с нею навстречу старшему брату? Или же почему не послал к нему своего воеводу для того, чтобы уладить возникшую неприязнь? Возможно, Ярополк и согласился бы выслушать посланца. Ведь воеводой у Владимира был сподвижник Святослава по имени Добрыня. Храбрый и мужественный, авторитетный воин, который впоследствии в русских былинах стал Добрыней Никитичем.

Но снова нам остаётся только догадываться, почему не произошло ни того, ни другого.

Покинутый князем Великий Новгород стал неинтересен для Ярополка, и он вернулся в Киев.

Сколько времени провёл Владимир в гостях у шведского короля, сказать достоверно мы не можем. Но так или иначе — вернулся он в свою вотчину с войском шведских наёмников, которое собрал вместе с Добрыней, и снова воцарился в Великом Новгороде. Причём праздновать своё возвращение долго не стал, а тут же, чувствуя за собой силу викингов, двинулся в поход на Киев.

По дороге в стольный град Владимир захватил Полоцк, жители которого во главе с правителем Рогволдом не хотели принимать нового претендента на киевский престол. Наёмники жестоко расправились с непокорными. Из всей семьи Рогволда в живых осталась лишь его дочь Рогнеда, которую князь насильно взял себе в жёны.

Далее на Киев младший Святославич двигался стремительно, не встречая сопротивления в других городах.

И опять возникают вопросы. А где же войско Ярополка, которое так быстро расправилось с дружиной князя Олега? Почему оно не вступило в бой с ратниками Владимира? Каким образом Киев оказался окружённым? Почему Ярополк, которого считали способным дипломатом, не вступил в переговоры с братом?

Вот сколько загадок задаёт нам это время!

Одно объяснение как будто расставляет всё на свои места — в кругу ближних сторонников Ярополка оказался предатель, который умело плёл интриги, выгадывал себе тёпленькое местечко, в чью бы сторону ни склонилось впоследствии противостояние недружных сыновей Святослава. Некоторые источники даже называют его по имени — Блуд — и утверждают, что Владимир подкупил этого воеводу. Ряд исследователей русской истории отождествляют Блуда с тем самым Свенельдом, который подбил Ярополка на поход против Олега.

Дальнейшее развитие событий привело к трагической развязке.

Ярополк так и не сумел найти контакт с Владимиром. Некоторое время он прятался за стенами Киева, а потом, по настоянию Блуда, который нашептал, что киевляне готовы поднять мятеж против своего князя, перебрался в крепость Родня, что стояла на речке Рось. Однако и за стенами этой крепости Ярополку отсидеться не удалось. Его сторонников становилось всё меньше. Помощи ждать было неоткуда.

После длительной осады в Родне возник голод. Защитники крепости чувствовали безвыходность своего положения. Здесь опять ситуацию взял в свои руки Блуд, и Ярополк вынужден был согласиться на переговоры с Владимиром на самых невыгодных условиях.

Как сообщает «Повесть временных лет», произошло это событие в 980 году. Но есть более ранний документ, чем этот летописный свод, — «Память и похвала князю Владимиру» (Житие князя Владимира от монаха Иакова), который приводит другую дату восшествия на киевский престол младшего Святославича — 11 июня 978 года. «И сел в Киеве князь Владимир в восьмой год после смерти отца своего Святослава, 11 июня, в год 6486» (978 — по новому исчислению), — говорится в сочинении Иакова. Хотя мы тут же с вами, как наблюдательные исследователи хронологии, увидим, что возникает в таком случае несовпадение в датах гибели князя Святослава. Из ряда хронологических соображений историки склоняются к тому, что именно в день, упомянутый в рукописи монаха, и произошло убийство Ярополка.

Три сына было у князя Святослава — Ярополк, Олег и Владимир, которые во время походов отца находились под присмотром княгини Ольги вплоть до её смерти в 969 году. В ту пору Святослав ненадолго вернулся в Киев из болгарских земель, где, как вы помните, он хотел создать столицу своего государства. Великий князь выделил сыновьям разные наделы. Ярополку назначил в правление Киев. Среднего сына — Олега — посадил княжить в земле Древлянской, главным городом которой тогда был Овруч. А младшему — Владимиру — центром владений определил Великий Новгород.

Два вооружённых варяга из дружины Владимира поджидали безоружного Ярополка на подходе к ставке, где обосновался Владимир. Знал ли он, что не увидит брата живым, нет ли — об этом можно говорить с большой долей вероятности. И тем ярче предстаёт в таком случае коварство молодого князя, его жестокий нрав.

Предчувствовал ли свою гибель Ярополк? Древние историки называли этого князя кротким правителем, который хотел идти по пути христианского милосердия. Он, как и его братья, тоже был язычником, но некоторые документы утверждают, что Ярополк даже стал родственником германского императора Оттона Ш, взяв в жёны дочь одного из членов императорской фамилии. Ярополк, утверждают они, таким образом собирался одновременно с браком принять крещение (возможно, даже и успел креститься). По данным Никоновской летописи, к Ярополку приезжали послы из Рима, от католического папы. О симпатиях старшего сына Святослава к христианству сообщает и известная по выпискам русского историка В.Н. Татищева Иоакимовская летопись.

Возможно, что на встречу с братом Ярополк отправился спокойно, доверившись, как доверял и ранее, тем гарантиям, с которыми пришёл к нему от Владимира предатель-воевода Блуд.

Неподалёку от места встречи на князя внезапно напали двое убийц и, как пишет один из древних авторов, «подняли его мечами под пазухи».

Так в древней Руси завершилась первая междоусобная вражда трёх молодых сыновей Святослава. Во многом она стала результатом интриг, которыми оплели братьев более опытные, искушённые жизнью воеводы.

Воцарившись на киевском княжеском троне, Владимир правил более 35 лет.

Именно он получил «прописку» в русской былинной истории под именем Владимира Красное Солнышко, именно он стал Святым равноапостольным великим князем Владимиром, крестителем Руси, на века вперёд предопределившим духовные судьбы Русской Церкви и русского православного народа. 

Князь Ярополк Святославич и его братья

Быть обиженным — пустяк, если Вы не помните это.

Конфуций

После смерти киевского князя Святослава остались три сына: старший Ярополк, средний Олег, и младший Владимир. Первые двое были знатного происхождения. Владимир же был сыном Святополка от рабыни Ольги – Малуши. Еще при жизни Святополка дети его были наделены властью. Великий князь разделил свои земли между сыновьями и те правили страной, пока Святослав находился в походах. Ярополк управлял Киевом. Олег – территорией древлян. Младший же сын управлял Новгородом. Причем новгородцы сами избрали себе в князья этого юношу. Такой пример разделения власти между сыновьями был новым для Киевской Руси. Святослав первый ввел такой порядок. Но именно такой раздел уделов между сыновьями в дальнейшем будет настоящей бедой для страны.

Первая междоусобная война на Руси

В результате преждевременной смерти князя Святослава, а также из-за попытки его разделить власть между своими сыновьями, началась первая междоусобная война между князьями. Поводом для войны послужило следующее событие. Находясь на охоте в своих владениях, Олег встретил сына Свенельда, воеводы Ярополка. Недовольный эти фактом Олег приказывает убить незваного гостя. Получив весть о смерти сына своего воеводы, а также под натиском последнего, князь Ярополк Святославович решается идти войной на брата. Случилось это в 977 году.

После первого сражения Олег не выдержал натиска армии, которой руководил его старший брат, и отступил к городу Овруч. Суть этого отхода была вполне понятна: Олег хотел получить передышку после поражения и укрыть свое войско за стенами города. Здесь и произошло самое печальное. Спешно отступая в город, армия устроила настоящую давку на мосту, ведущем в город. В этой давке Олег Святославович упал в глубокий ров. Давка продолжалась и после этого. Много людей и лошадей тогда упали в этот ров. Князь Олег погиб раздавленный телами людей и лошадей, свалившихся на него сверху. Таким образом, киевский правитель одержал верх над своим братом. Войдя в завоеванный город, он отдает приказ доставить к нему труп Олега. Это приказание было выполнено. Увидав перед собой бездыханное тело брата, киевский князь пришел в отчаяние. Братские чувства восторжествовали.

В это время Владимир, находясь в Новгороде, получил весть о том, что произошло убийство брата, и решил бежать за море, испугавшись того, что старший брат может теперь захотеть властвовать единолично. Узнав о бегстве младшего брата, князь Ярополк Святославич отправляет в Новгород своих представителей, наместников, которым и предстояло управлять городом. В результате первой русской междоусобной войны Олег был убит, Владимир бежал, а Ярополк стал единоличным властителем Киевской Руси.

Завершение правления

Вплоть до 980 года находился в бегстве Владимир. Однако в этом году, собрав мощное войско из варяг, он возвращается в Новгород, смещает наместников Ярополка и отправляет их к брату с посланием о том, что Владимир собирает войско и идет войной на Киев. В 980 году начинается этот военный поход. Князь Ярополк, видя численную силу брата, решил открытого сражения избежать и со своим войском занял оборону в городе. И тут Владимир пошел на хитрую уловку. Тайно он вступил в союз с Киевским воеводой, который сумел внушить Ярополку, что киевляне недовольны осадой города и требуют Владимира на княжение в Киев. Князь Ярополк поддался этим уговорам и решил бежать из столицы в маленький город Ротню. Туда же отправились за ним и войска Владимира. Осадив город, они вынудили Ярополка сдаться и направиться в Киев к брату. В Киеве его отправили в жилище брата и закрыли за ним дверь. В комнате находилось двое варяг, которые и убили Ярополка.

Так в 980 году единоличным князем Киевской Руси стал Владимир Святославович.


Источники и дополнительный материалпо теме:

  • «Домонгольская Русь: князь и княжеская власть на Руси VI — первой трети ХШ вв» — Свердлов М.Б. Санкт-Петербург, 2003
  • «Киевская Русь. Очерки отечественной историографии» — Фроянов И.Я. Ленинград, 1990
  • «Власть в Древней Руси X-XIII вв» — Толочко П.П. Санкт-Петербург, 2011

самые важные деяния князя, запечатленные писателями.

Радзивилловская летопись — поздний, датируемый XV веком список Повести временных лет — один из ранних письменных источников, повествующих о жизни князя Владимира. Рассказываем о самых важных деяниях князя, запечатленных миниатюристами.

Князь Владимир Святославич жил в Х веке, и письменных источников, близких по датировке к той эпохе, сохранилось немного. Один из них — это Повесть временных лет, написанная в XII веке монахом Нестором, которая дошла до наших дней в нескольких более поздних списках. История Владимира подробно изложена в одном из наиболее известном из них — богато иллюстрированной Радзивилловской летописи XV века.

Согласно летописи, князь Владимир родился около 960 года. Он был правнуком Рюрика и сыном князя новгородского и киевского Святослава Игоревича от рабыни ключницы Малуши. Обычай того времени позволял Владимиру стать наследником престола, хотя он и не был рожден в браке.

У Святослава было трое сыновей: Ярополк, вероятно старший из троих, после смерти отца получил киевские земли, Олег — земли древлян, а Владимир — Новгород. Вскоре начался междоусобный конфликт за наследство Святослава. В ходе этой войны Олег погиб, а Владимир бежал в Скандинавию, откуда вернулся с дружиной. Сначала Владимир вернул себе Новгород, а затем захватил Полоцк и Киев. Киевский князь Ярополк был убит людьми Владимира. Таким образом, к 980 году князь Владимир стал правителем всех русских земель.

Владимир стал расширять границы государства, подчиняя племена вятичей, ятвягов, болгар.

Дружина князя преследует войска печенегов

«Нача нарубати мужи лучешии от словен, и от кривичь, и от чюди, и от вятичь и сех насели гради; бе бо рать от печенег. И бе бо воюяся ними и одоляя им».

Любопытный факт: князь изображен с нимбом, несмотря на то, что упомянутые военные походы произошли за несколько лет до крещения Владимира.

Поначалу Владимир хотел реформировать языческую религию славян. В правой части миниатюры на возвышении изображены идолы, которых князь приказал установить в Киеве и других землях. В XV веке, когда была создана летопись, с язычеством ассоциировалась в первую очередь религия древних греков и римлян, поэтому миниатюрист изобразил идола в виде античной статуи, которую, вероятно, увидел на западноевропейской гравюре своего времени.

Воздвижение по повелению Владимира на холме деревянных фигур бога Перуна

«И нача княжити Володимер в Кыеве един, и постави кумир на холме вне двора теремнаго: Перуна древяна, а глава ему серебряна, а ус золот…»

В древнерусской летописной традиции, как и в византийских источниках, Крещение Руси тесно связано с осадой Корсуни (ныне Херсонес) Владимиром в 988 году.

Читайте также:

В то время Византией правили братья Василий II Болгаробойца и Константин VIII. После нескольких месяцев осады Корсунь была взята, и Владимир предъявил византийским правителям ультиматум: город будет возвращен Византии, если он получит в жены сестру императоров Анну. Поскольку Анна не хотела выходить за иноверца, ее братья потребовали, чтобы Владимир принял православие. Также они попросили его прислать русские войска для подавления внутренних мятежей и помощи во внешних военных конфликтах. Оба условия Владимир выполнил.

Константин VIII и Василий II уговаривают Анну Византийскую выйти за князя Владимира

«И си слышавше царя ради быста, и умолиста сестру свою Анну, и посласта к Володимиру, глаголюща: «Крестися, тогда послеве к тобе сестру свою»

Требование византийских правителей о крещении было созвучно мыслям самого Владимира. До этого момента князь уже задумывался о выборе религии для своего народа — он хотел заменить язычество единобожием. Согласно летописям, Владимир беседовал с католиками, мусульманами и иудеями, но свой выбор остановил на православии.

«И отвещав же Володимер, рече: «Где крещение примем?» Они же реша: «Кде ти любо»

Совет Владимира Святославича с боярами и дружиной о месте и времени принятия христианства Русью

Князь крестился в Корсуни и получил при крещении греческое имя Василий. Первые князья-христиане носили два имени: родовое славянское и крестильное греческое. Двойные имена перестают использовать только на рубеже XI–XII веков.

«И повеле крестити ся. Епископ же корсуньскый с попы царичины, огласив, крести Володимира. И яко възложи руку на нь, и абие прозре. Видев же се Володимер напрасное исцеление, и прослави Бога, рек: «Теперво уведех Бога истинаго».

Крещение Владимира

Вернувшись в Киев, Владимир начал процесс христианизации славян. Он повелел свергнуть идолов и в 989 году заложил первую каменную церковь на Руси, фундамент которой сохранился до наших дней.

Освящение Десятинной церкви

«В лето 6497. И посем же Володимер… и помысли създати церковь Пресвятыя Богородица, и послав приведе мастераы от грек… украси ю иконами, поручив Анастасу Корсунянину, и попы корсуньскии, и пристави служити в ней…»

ЯРОПОЛК СВЯТОСЛАВИЧ — Русь Изначальная

ЯРОПОЛК СВЯТОСЛАВИЧ

  ЯРОПОЛК СВЯТОСЛАВИЧ (?-980) — великий князь киевский (972—978), старший сын князя Святослава Игоревича.

  Дата рождения и мать Ярополка неизвестны. Впервые его имя упоминается в «Повести временных лет» в 968 году, когда во время набега печенегов на Киев княгиня Ольга заперлась в городе с 3 внуками, одним из которых был Ярополк.

  Отец Ярополка, князь Святослав, перед уходом на войну с Византией поручил в 970 году Ярополку управление Киевом. После того, как остатки русской дружины во главе со Свенельдом принесли в Киев весной 972 года известие о гибели князя Святослава в битве с печенегами у днепровских порогов, Ярополк стал киевским князем. Другие сыновья Святослава, Олег и Владимир, удельно правили остальными частями Киевской Руси.

  Правление Ярополка — время дипломатических контактов с германским императором Оттоном II: русские послы посетили императора на съезде князей в Кведлинбурге в декабре 973 года. Согласно немецкой «Генеалогии Вельфов», родственник императора граф Куно фон Энингэн (будущий швабский герцог Конрад) выдал замуж свою дочь Кунигунду за «короля ругиев». По одной из версий, Кунигунда стала женой князя Владимира после смерти его супруги, византийской царевны Анны. Другая версия связывает помолвку Кунигунды с Ярополком.

  С правлением Ярополка также связана чеканка первых собственных монет Киевской Руси, напоминающих арабские дирхемы — т.н. «псевдодирхемы Ярополка» (известно чуть более 10 экземпляров).

  По данным Никоновской летописи, к Ярополку приходили послы из Рима от папы. О симпатиях Ярополка к христианству сообщает известная по выпискам историка В.Н. Татищева спорная Иоакимовская летопись: «Ярополк же был муж кроткий и милостивый ко всем, любящий христиан, и хотя сам не крестился народа ради, но никому не запрещал… Ярополк нелюбим у людей, потому что христианам дал волю великую.»

  В 977 году разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братьями, князем древлян Олегом и новгородским князем Владимиром. Ярополк, следуя уговорам воеводы Свенельда, напал на владения Олега. При отступлении в свою столицу Овруч Олег был раздавлен во рву падавшими лошадьми. Летопись представляет Ярополка сокрушающимся о гибели брата, убитого помимо его воли. После известия о начале междоусобицы Владимир бежал из Новгорода «за море», так Ярополк стал правителем всей Киевской Руси.

  В 978 году Владимир вернулся на Русь с варяжским войском. Сначала он отбил Новгород, затем захватил Полоцк и после двинулся на Киев. В окружении Ярополка оказался изменник, воевода Блуд, который вступил в сговор с Владимиром. Блуд уговорил Ярополка покинуть Киев и укрыться в укреплённом городе Родня на реке Рось. После длительной осады в Родне возник голод, что заставило Ярополка под нажимом Блуда вступить в переговоры с Владимиром. Когда Ярополк прибыл на переговоры к брату, два варяга «подняли его мечами под пазухи».

  »Повесть временных лет» датирует гибель Ярополка и вокняжение Владимира 980 годом. Более ранний документ «Память и похвала князю Владимиру» (Житие князя Владимира от монаха Иакова) приводит точную дату вокняжения — 11 июня 978. Из ряда хронологических соображений историки признают вторую дату более вероятной. Скорее всего, убийство Ярополка произошло именно 11 июня.

  Ярополк оставил вдову, бывшую греческую монахиню, похищенную для него отцом во время одного из походов. Её взял в наложницы Владимир, и она вскоре родила сына Святополка — дитя «двух отцов». По сообщению летописи не вполне ясно, была ли вдова беременна до гибели Ярополка, или забеременела от Владимира вскоре после пленения. По косвенным данным, Святополк считал себя сыном и наследником именно Ярополка, а Владимира — узурпатором (так, он брал в заложники «мачеху и сестёр» Ярослава Владимировича, что было бы странным, если бы Святополк полагал себя тоже Владимировичем).

  В 1044 году племянник Ярополка, Ярослав Мудрый, велел выкопать из могил кости своих дядей (Ярополка и Олега), крестить их останки (деяние, строжайше запрещённое христианскими канонами) и перезахоронить их рядом с Владимиром в Десятинной церкви в Киеве. Если Ярополк и был крещён при жизни (в любом случае это могло быть лишь незадолго до его гибели), об этом спустя почти семьдесят лет могли уже и не помнить.


Для более детального просмотра карты дважды «щелкните» по ней мышкой

 

 

Пантеон

  • Визуализации
  • Рейтинги
    • Люди
    • Места
    • Профессии
  • Профили
    • Люди
    • Места
    • Страны
    • Занятия
    • 9000
    • Данные
      • Разрешения
      • Скачать
      • API
    • Ежегодник
    • Главная страница
    • Визуализации
    • Рейтинг
    • Профили
      • Люди
      • 0003 Места
      • Эпох
    • Около
    • Данные
      • Разрешения
      • API
    • Ежегодник
    • API
    • Поиск
    • Оставить отзыв
    • Цитата об использовании

    Извините, страница не найдена.

    Вместо этого вы можете попробовать новый поиск или эти страницы:
    • Isaac Newton

      Physicist

      United Kingdom

      Rank 6

    • Walt Disney

      Producer

      United States

      Rank 82

    • 9
      Роджер Федерер

      Теннисист

      Швейцария

      Рейтинг 124

    • Racing Driver

      Занятие 16

      665 Физические лица

      Sports Domain

    • Agnez Mo

      Actor

    • Laozi

      Philosopher

      China

      Рейтинг 157

    • Винсент Ван Гог

      Painter

      Нидерланды

      Рейтинг 20

    • Fashion Designer
    • 5

      Профессия Fashion Designer 5

      Профессия

    • Васко да Гама

      Explorer

      Португалия

      Рейтинг 99

    • Знаменитость

      Занятие 40

      142 Физические лица

      Общественная фигура

    • Мари Кюри

      Физик

        Польша
      • Изучите
        • Визуализации
        • Рейтинги
      • Профили
        • Люди
        • Места
        • Страны
        • Профессии
        • Занятия / Страны
        • Eras
      • Условия
      • Условия службы
    • Данные
      • Разрешения
      • Загрузить
      • API
    • Приложения
      • Ежегодник
    3
  • Пантеон

    • Визуализации
    • Рейтинги
      • Люди
      • Места
      • Профессии
    • Профили
      • Люди
      • Места
      • Страны
      • Занятия
      • 9000
      • Данные
        • Разрешения
        • Скачать
        • API
      • Ежегодник
      • Главная страница
      • Визуализации
      • Рейтинги
      • Профили
        • Люди
        • 0003 Места
        • Места
        • Эпох
      • Около
      • Данные
        • Разрешения
        • API
      • Ежегодник
      • API
      • Поиск
      • Оставить отзыв
      • Цитата об использовании

      ខ្ញុំ សុំទោស, страница не найдена.

      Вместо этого вы можете попробовать новый поиск или эти страницы:
      • Isaac Newton

        Physicist

        United Kingdom

        Rank 6

      • Walt Disney

        Producer

        United States

        Rank 82

      • 9
        Роджер Федерер

        Теннисист

        Швейцария

        Рейтинг 124

      • Racing Driver

        Занятие 16

        665 Физические лица

        Sports Domain

      • Agnez Mo

        Actor

      • Laozi

        Philosopher

        China

        Рейтинг 157

      • Винсент Ван Гог

        Painter

        Нидерланды

        Рейтинг 20

      • Fashion Designer
      • 5

        Профессия Fashion Designer 5

        Профессия

      • Васко да Гама

        Explorer

        Португалия

        Рейтинг 99

      • Знаменитость

        Занятие 40

        142 Физические лица

        Общественная фигура

      • Мари Кюри

        Физик

          Польша
        • Изучите
          • Визуализации
          • Рейтинги
        • Профили
          • Люди
          • Места
          • Страны
          • Профессии
          • Занятия / Страны
          • Eras
        • Условия
        • Условия службы
      • Данные
        • Разрешения
        • Загрузить
        • API
      • Приложения
        • Ежегодник
      3
    • Ярополк II Владимирович (1082–1139), князь Переяславский (1114–1132), Великий князь Киевский (1132–1139) Stock Photo 1746-21119634: Superstock

      Superstock предлагает миллионы фотографий, видео и стоковых ресурсов для креативщиков по всему миру.Это изображение Ярополка II Владимировича (1082–1139), князя Переяславского (1114–1132), Великого князя Киевского (1132–1139) , сделанное Всемирным архивом истории / Всемирным архивом истории, доступно для лицензирования сегодня.

      Детали

      Номер изображения: 1746-21119634
      Управляемые права
      Кредит: Архив всемирной истории / Архив всемирной истории
      Версия модели: Нет
      Права собственности: Нет
      Подробная информация: 4464 x 4698px | 14.88 дюймов x 15,66 дюймов | 62.92MB | 300 точек на дюйм


      ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ EASY RM

      $ 250

      Издательское дело / образование

      $ 400

      Прямой маркетинг — внутреннее использование

      $ 1600

      Продлить лицензию

      Для индивидуальных тарифных планов со скидкой, без водяных знаков или пакетов изображений для частных лиц или корпораций нажмите кнопку
      НУЖНЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОПЦИИ ниже.


      В поисках материалов для подписки посетите наш дочерний сайт PURESTOCK .

      Добавить в корзину Нужны дополнительные параметры?


      Ключевые слова

      Пожалуйста, свяжитесь с

      Продажи и исследования SuperStock
      Эл. Почта: yourfriends @ superstock.com
      Телефон: 1-866-236-0087


      Как ненасытный принц стал покровителем — OZY

      Потому что, если языческий принц может перевернуть свою игру, что еще духовно возможно?

      Каяться никогда не поздно! Даже у некоторых из наиболее почитаемых святых было непослушное прошлое. Исследуйте тонкую грань между грехом и святостью в этой оригинальной серии OZY — Before They Were Holy: Saints Gone Wild.

      Киевский князь Владимир хотел большего.Младший сын великого князя Святосолава Игоревича, Владимир отнюдь не был бедным молодым человеком, но два его старших брата, Олег и Ярополк, стояли на пути того, чего он действительно хотел: короны.

      В то время как его братья вели ожесточенную гражданскую войну после смерти отца, Владимир бежал в Норвегию в 977 году, где собрал армию солдат. Всего через несколько месяцев после прибытия он отправил свои войска в Киев, где на престоле восседал Ярополк, убивший Олега. По пути в столицу Владимир и его люди оставили за собой след смерти и невзгод, но молодой князь приберег свой самый жестокий поступок напоследок.

      Войдя во дворец в Киеве, Владимир приказал убить своего брата, а затем взял в заложники свою новоиспеченную невестку. Несмотря на то, что он достиг своей цели, Владимир нанес последний жестокий удар: он изнасиловал свою невестку и заставил ее стать одной из своих наложниц.

      Когда Владимир крестился в 988 году, он променял своих наложниц и жен на единственную византийскую невесту.

      Такая жестокость обычно не ассоциируется с покровителем не одного, а двух народов, но это статус жестокого князя Владимира — покровителя Украины и России, известного сегодня как Святой Великий князь Владимир, равный апостолам.

      Родился в 956 году. Владимир был продуктом романа между его отцом, князем Святсолавом, и домработницей его отца Малушей. Согласно скандинавским сагам, Малуша была языческой пророчицей, которая жила в пещере, и ее часто вызывали в замок, чтобы предсказывать будущее — и, очевидно, чтобы совершить какое-то любовное действие. Владимир был также внуком маниакально настроенной на геноцид и ставшей святой княгини Ольги Киевской, которая, как известно, искала кровной мести за убийство своего мужа, убив все древлянское племя до своего обращения в христианство.

      Владимир определенно унаследовал кровожадность своей бабушки; ученые не уверены, от кого он получил свой ненасытный сексуальный аппетит. В начале своего правления Владимир был стойким язычником и многоженцем. В разгар этого периода жизни у князя было 800 наложниц и множество жен.

      Во время правления Владимира различные формы язычества доминировали в религиозном ландшафте его царства, Киевской Руси, которая оккупировала сегодняшнюю Украину и большую часть западной России.Чтобы создать единую нацию под верховным правителем, принц начал кампанию по объединению языческих верований многочисленных племен королевства, сделав их богов объектами национального почитания, хотя он положил глаз на бога грома Перуна на роль верховного божества. . «Он построил храм, в котором хранились идолы всех местных богов», — объясняет Томас Крэгуэлл, автор книг Святые, которые плохо себя ведут и Этот святой изменит вашу жизнь . «Он освятил его по старинке — человеческим жертвоприношением.”

      Когда попытки Владимира объединить свой народ через язычество потерпели неудачу, он обратился к религии, которая добивалась определенных успехов в регионе: христианству. Как и его бабушка Ольга, он приступил к миссии по обращению своего королевства. Его мотивация, скорее всего, была не божественным вдохновением, а скорее логикой: он предположил — и, как оказалось, правильно, — что религия с одним богом лучше согласовывалась с нацией, у которой был только один правитель.

      Когда Владимир крестился в 988 году, он променял своих наложниц и жен на единственную византийскую невесту.Он заставил своих подданных обратиться в христианство, разрушил языческие идолы и храмы, основал благотворительные организации и построил церкви, школы, библиотеки и церкви по всей Киевской Руси.

      Хотя Владимиру потребовались десятилетия, чтобы укрепить свою власть и власть христианства, он в конце концов преуспел там, где его бабушка потерпела неудачу — объединив восточных славян в своем королевстве и укрепив свои границы, чтобы предотвратить иноземные захватчики. Более того, насильственное обращение его народа в христианство послужило важной дипломатической цели, поскольку Россия вступала в союзы с другими влиятельными христианскими государствами.

      Владимир умер в 1015 году и почти сразу стал мифической фигурой средневековой Украины и России. О нем рассказывается множество героических баллад и легенд, он был канонизирован в середине 13 века, и как Римско-католическая, так и Восточно-православная церкви отмечают его праздник 15 июля.

      Сегодня юношеские преступления Владимира рассматриваются как свидетельство способности Христа обращать грешников в святых. Но бывший бабник-убийца остается провокационной фигурой в украинско-российских отношениях, поскольку обе страны называют его своим соотечественником.1000-летие со дня его смерти в 2015 году добавило еще одного аспекта к украинско-российскому конфликту, причем первый утверждал, что запланированное Россией празднование смерти Святого Владимира было попыткой украсть их историю.

      Даже после смерти мародерский княжеский святой разжигает конфликт в своем королевстве.

      язычник, мещанин, святой — Исторический сборник

      Изображение святого Владимира Великого в 1889 году.

      Святой Владимир Киевский, или Владимир Великий, как его еще называют, — один из самых неожиданных святых в христианском календаре.Его до сих пор почитают как отца христианства в России и на Украине, однако большую часть своей жизни он был стереотипом языческого царя: кровожадным, развратным и братоубийственным. Владимир родился в 956 году в семье киевского князя Святослава и его экономки Малуши. В норвежских сагах утверждается, что Малуша была пророчицей, дожившей до 100 лет. Святослав был правителем Киевской Руси, свободной федерации восточнославянских племен в Европе, существовавшей с конца 9 до середины 13 века.У Святослава также было два законных сына, Олег и Ярополк.

      Возможно, чтобы предотвратить семейные распри, Святослав решил при жизни передать часть своего владения своим сыновьям. Киев, как важнейший город, был отдан старшему сыну Ярополку, а Владимир получил вотчину Новгорода. Святославу действительно удалось сохранить мир со своими детьми — немалый подвиг в средневековой Европе, — но после его смерти в 972 году между Олегом и Ярополком вспыхнула гражданская война. Владимир был вынужден бежать в Норвегию в 977 году.Он собрал армию норвежских воинов, чтобы вернуть Новгород, но его амбиции не ограничивались повторным захватом собственной территории. Вероятно, он видел разобщенность своих братьев как шанс получить окончательный контроль над Киевской Русью. В его покушении ему невольно помог Ярополк, убивший Олега; теперь между Владимиром и короной стоял только один брат. Военная кампания Владимира против Ярополка оказалась очень успешной; в течение года ему удалось подчинить крупные города и захватить Киев.Он убил Ярополка и объявил себя правителем всей Киевской Руси.

      Золотая монета Владимира Великого

      . Хотя Владимир был незаконным узурпатором, ему удалось сохранить свою власть. Его раннее правление было отмечено распущенным поведением, жесткой экспансионистской политикой и преследованием христиан. По первому пункту его склонности к разврату в сочетании с высшей властью привели многих женщин к несчастным судьбам. Когда он собирался напасть на Ярополка со своими скандинавскими воинами еще в 977-8 годах, Владимир решил, что хочет жениться на Рогнеде, дочери Рогволода, князя Полоцкого.Она отказалась вступить в союз с человеком, рожденным от рабыни (имея в виду, конечно, его внебрачность), в результате чего Владимир напал на Полоцк, убил князя Рогволода и похитил Рогнеду. Его жестокое поведение продолжилось и по прибытии в Киев. После убийства Ярополка Владимир приступил к изнасилованию своей невестки, недавно овдовевшей. Поскольку язычество, практикуемое многими Киевской Русью, допускало многоженство, говорят, что за десять лет до обращения в христианство у Владимира было 800 наложниц и множество жен.После своего обращения Владимир казался довольным иметь одну жену за раз, но пока он пользовался всеми благами язычества. Хотя христианство распространялось в регионе в течение нескольких десятилетий, Владимир оставался бескомпромиссным язычником. Он воздвиг множество языческих статуй и святынь богам и закрыл глаза на периодические вспышки насилия толпы против христиан.

      Причудливое изображение похищения Владимиром Рогнеды. ~ Антон Лосенко (1770)

      Однако, похоже, что в конце 980-х годов Владимир начал обращать внимание на религию и обдумывать альтернативы язычеству Киевской Руси; отчасти, возможно, потому, что послы из окружающих королевств продолжали убеждать его обратиться в их особую веру.Таким образом, согласно раннеславянской Первичной летописи, после консультации со своей знатью Владимир отправил послов по всему цивилизованному миру, чтобы из первых рук судить об основных религиях того времени; Ислам, иудаизм, византийское православие и католицизм. «Первичная летопись» описывает результаты посольств следующим образом.

      Послы доложили о мусульманских болгарах Волги, что среди них нет радости, только печаль и великая вонь. Автор Primary Chronicle также отметил, что ислам — непривлекательная религия из-за табу на свинину и алкогольные напитки; Якобы Владимир по этому поводу заметил: «Пьянство — радость всей Руси.Мы не можем существовать без этого удовольствия ». Что касается иудаизма, нам говорят, что Владимир рассматривал потерю евреями Иерусалима как знак того, что они были оставлены Богом.

      Наконец, появились посольства в христианские земли. Русские эмиссары не видели красоты в мрачных римско-католических церквях Германии, но были очень впечатлены пышностью и величием Византийской православной церкви. Говоря о великолепной религиозной службе в соборе Святой Софии в Константинополе, они написали домой, чтобы сказать: «Мы больше не знаем, находимся мы на небе или на земле… такая красота, мы не знаем, как об этом рассказать.Мы знаем только, что Бог живет там среди людей, и их служение справедливее, чем обряды других народов ». Конечно, этот источник крайне ненадежен, поскольку он был написан христианским ученым после христианизации Киевской Руси, но, тем не менее, это интересная история. Во всяком случае, похоже, что Владимир считал византийское православие привлекательной перспективой, тем более, что союз с Византийской империей мог принести политические выгоды.

      Владимир выбирает религию.~ Иван Эггинк (1822)

      Фактические события, связанные с обращением Владимира в христианство, довольно туманны, и киевские и арабские летописцы дают совершенно разные отчеты. В «Первой летописи» говорится, что Владимир решил захватить византийский город Херсонес дерзким шагом, чтобы показать свою силу и силу руки Императора. Владимир начал требовать руки и сердца сестры императора Василия, Анны, угрожая наступлением на Константинополь, если его предложение будет отклонено. Ему была дарована рука Анны с условием, что он обратит и христианизирует свой народ.Арабские источники, с другой стороны, связывают Владимир с крупным восстанием, с которым Василий столкнулся в 987 году. Согласно многочисленным арабским летописцам, Василий обратился к своему давнему врагу Владимиру за помощью в подавлении восстания. Киевский правитель согласился помочь Василию при условии супружеской узы. Когда свадебные приготовления с Анной были завершены, он послал к императору 6000 солдат и крестился в Херсонесе.

      Крещение Владимира в Херсонесе. ~ Виктор Васнецов (1890)

      Как бы то ни было, тот факт, что Владимиру удалось жениться на собственной сестре императора, поистине поразителен.Никогда прежде языческий варвар не женился на византийской принцессе; супружеские иски французских королей и германских императоров до сих пор безоговорочно отклонялись. По общему мнению, 27-летняя Анна очень не хотела выходить замуж за Владимира. В конце концов, ей пришлось оставить роскошную жизнь в великолепном христианском городе, чтобы отправиться в дикие варварские земли с королем, который был только что крещен и уже имел сотни жен и наложниц (от которых он сразу отрекся) . Тем не менее, ее собственные наклонности были принесены в жертву интересам государственной политики, и она провела путь к своему новому дому в большом беде.

      Вернувшись в Киев, Владимир с большой энергией приступил к своей программе христианизации. Он приказал разбивать и сжигать языческие святыни и статуи с тем же энтузиазмом, с каким строил их изначально. Он крестил своих двенадцать сыновей и многих из знати. В культовой сцене из Первичных летописей Владимир однажды послал послание всем киевлянам, «богатым и бедным, нищим и рабам», прийти к реке Днепр, чтобы они не рискнули стать «врагами князя». .Пришло много людей, которые массово крестили православные священники, привезенные по этому случаю из Херсонеса.

      За великим крещением Киева последовали аналогичные церемонии в городских центрах по всей стране. Несмотря на официальную поддержку христианства, новая религия встретила сопротивление. Часто чиновников заставляли прибегать к насилию, чтобы заставить людей обратиться. Например, дядя Владимира, Добрыня, по всей видимости, вынужден был «огнем» принуждать новгородцев к христианству, а местный мэр «уговаривал» соотечественников обратить в христианство «мечом».Язычество сохранялось долгое время, всплывшее во время Верхневолжского восстания и других протестов.

      Крещение киевлян. ~ Клавдий Васильевич Лебедев (XIX век)

      Что касается Владимира, то он вложил свою энергию в расширение своих владений и основание многочисленных школ, монастырей и церквей. В последние годы жизни он жил в относительном мире со своими соседями в Польше, Венгрии и чешских землях. К сожалению, он не смог добиться гармонии в собственной семье; у него были постоянные проблемы со своими непослушными старшими сыновьями.Как и его отец, он уже разделил различные вотчины своим сыновьям, отдав Новгород своему старшему Ярославу. Однако по неясным причинам Ярослав восстал против своего отца и отказался оказывать ни услугу, ни дань. Несмотря на свой возраст в 57 лет, Владимир готовился выступить против своего непослушного сына и вернуть Новгород. Однако в дороге он заболел и умер. Владимир был канонизирован и до сих пор почитается как человек, который превратил Россию и Украину в христианские страны.

      Нравится:

      Нравится Загрузка …

      Почему киевский князь Владимир НЕ лучше Харви Вайнштейна | Катя Добромищева

      В летописях великого завоевателя и реформатора еще называют великим развратником. У принца было шесть жен и сотни наложниц. Он относился к женщинам как к власти — он жаждал и властвовал.

      В 972 году князь Святослав погиб в засаде кочевников у острова Хортица. Спустя пять лет его старшие сыновья — Ярополк и Олег — начинают первую в Киевской Руси междоусобную войну.

      Младший сын князя Владимир, рожденный от рабыни Малуши, решает не участвовать в конфликте и бежит в Скандинавию. Он возвращается после смерти Олега и с наемным войском варягов идет в Киев, где его ждет Ярополк.

      Оба они правнуки Рюрика, первого князя Руси, упомянутого в летописях. Потомки Рюрика будут контролировать Днепровский участок пути «от викингов до греков» еще на три века.Чтобы завладеть землей клана, получить всю власть и доходы от контроля над торговлей, Владимир испытает войну, ложь и любовь.

      «Он был ненасытен в блуде, как с замужними женщинами, так и с девственницами» — «Повесть временных лет» писал 150 лет спустя. Спустя столетие церковь признает князя святым.

      Это история трех самых известных женщин Владимира.

      От Скандинавии до Константинополя.

      Образ Владимира.Иллюстрация из Энциклопедии 1853 года.

      18-летней дочери Полоцкого князя пришлось сделать роковой выбор между двумя враждующими братьями. Ярополк и Владимир оба хотели жениться на Рогниде и заключить союз с ее отцом Рогволодом.

      Девушка отказалась выходить замуж за Владимира, сказав: «Я не хочу снимать обувь с ублюдка» — по славянскому обычаю я не хочу снимать обувь с сына раба . Она выбрала Ярополка — правителя Киева, законного сына Святослава.

      В ответ на такую ​​оскорбительную форму отказа Владимир разбил войско Рогволода и после непродолжительной осады взял город Полоцк. По совету командующего своим войском Добрыни и его дяди Владимир изнасиловал Рогниду на глазах у ее родственников, а затем убил ее отца и двух братьев. Женившись на девушке, князь дал ей новое имя — Горислава .

      После этого Владимир едет в Киев. Он подтвердит Ярополку попытаться вести переговоры и немедленно убьет противника.Новому правителю Киевской Руси нет еще и 20 лет.

      https://guideme.com.ua/tour-item/old-town-tour/

      Время не лечит Горислава-Рогнида. После десяти лет брака и рождения семерых детей она решает убить своего мужа, пока он спит, но каким-то образом ему удается выжить. Единственное возможное наказание за ее попытку убить князя — смерть, но сын Изяслав заступается за свою мать с мечом. Владимир якобы жалеет своего наследника и решает отправить их обоих править полоцкими землями.

      Потомки Изяслава позже стали называть себя Рогволодовичами, тем самым пытаясь забыть родство с проклятым семейством Рюриковичей.

      Брат Малуши, рабыня Владимира, также возможный прототип героя Добрыни Никитыча.

      Сейчас город Полоцк — районный центр Витебской области Беларуси.

      Попытки убийства Владимира Рогнидой, Изяслав стоит слева. Миниатюрная живопись из Радзивилловской летописи, XV век.

      • Читайте также про сына Владимира Ярослава ЗДЕСЬ .

      Владимир еще не святой и даже не христианин, поэтому о моногамии даже не думает. Рогнида — его вторая жена с живой первой, безымянной дочерью чешского принца. Однако ему этого мало. После убийства брата Владимир забирает и Юлию, беременную вдову своего брата. В 970 году Святослав привез монахиню на память своему сыну Ярополку из похода в Византию.Однако титул принцессы Юлии осталось недолго. Теперь она рабыня Владимира.

      « Владимир стал жить с женой брата, гречанкой, она была беременна, от нее родился Святополк. От греховного корня происходит злой плод: во-первых, его мать была монахиней, а во-вторых, Владимир жил с ней не в браке, а как любовник. Именно поэтому Святополк никогда не любил Владимир — так как он был сыном двух отцов: Ярополка и Владимира », — поясняет Повесть временных лет .

      Летописцы называют Святополка, сына монахини, «Проклятым». После смерти Владимира началась война, в которой он убил сразу троих своих братьев.

      В течение первых 8 лет своего правления Владимир успел возложить дань уважения народам, жившим на землях от Балтики до Черного моря. Он хочет с помощью веры объединить разлученные племена в одно государство.

      Когда Византия боролась с гражданской войной, Владимир послал свое войско варягов на помощь императору.В обмен на помощь принц требует высокую цену — тот, кто имеет право на престол, принцесса Анна — он хочет, чтобы она стала его женой. Для греческого монарха родство с неевреем было оскорбительным, но после примирения с Рогнидой принц знал, что путь к женскому сердцу иногда идет с мечом. Владимир захватывает Византийский Корсунь и угрожает атаковать Константинополь.

      Жест убедительный. В 988 году Владимир получил желаемое: крестился и сразу женился на Анне в Корсуне.Этот союз сделал принца законным претендентом на престол Восточной Римской империи.

      Отряд из 6000 воинов помог императору Василию II подавить восстание Варды Фоки Младшего.

      Анна Порфирогенита, современный портрет.

      «Повесть временных лет» описывает, как крещение и брак с Анной превратили Владимира в примерного семьянина. Став христианином, он освобождает всех своих языческих жен и наложниц. Юлия неоднократно принимала крещение, а Рогнида стала монахиней.

      Приехав в Киевскую Русь, Анна Порфирогеница также привозит каменные церкви и греческое духовенство, и навыки чтения и письма начинают распространяться. В дальнейшем монахи будут называть Владимира святыми и записывать его историю для потомков в библейском стиле.

      Узнайте больше об истории Киева и Украины на наших экскурсиях:

      • +380 66067 90 89 WhatsApp, Viber, SMS, звонки
      • [email protected]
      • Skype: Guide me UA
      • www .guideme.com.ua

      Также подписывайтесь на нас в Instagram, Twitter и Facebook.

      Российский исторический ревизионизм идет в кино

      Выручка рекордного миллиарда рублей в девять дней исторический российский фильм «Викинг». уверенно идет к первому место в кассе. Это может даже вытеснить самый кассовый российский фильм за всю историю — Федор Бондарчука — боевик «Сталинград» о Второй мировой войне. Хит на скандинавскую тематику был спродюсирован Константин Эрнст, генеральный директор российского Первый канал, режиссер Андрей Кравчук, известен своими биографическими фильмами об эпохе гражданской войны Белый русский лидер Александр Колчак и Советский культовый певец и автор песен Владимир Высоцкий.

      «Викинг» рассказывает историю князя Владимира, более известный сегодня как Владимир Великий, кому приписывают привнесение христианства в Киевская Русь в конце 10 века. Фильм открывается во время спонсируемого государством Князь Владимир лавфест. Средневековый лидер в последнее время стал одним из самых обсуждаемых Российские исторические деятели после власти поставили ему скандальный памятник в центр Москвы. Первоначальный план предусматривал установка 25-метровой статуи раннего вождя на Воробьевых горах (Воробьевы горы), но был отменен под давлением местных жителей.Действующий восьмиметровый памятник сейчас стоит у стен Кремля на Боровицкой Площадь, внесенная в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В Организация ООН еще не опубликовала заявление от воздействия статуи. А пока принц Владимир торжественно стоит в центре Москвы. перекресток как новейший древний герой России.

      Сыграл Данила Козловский, известный на западе зрителей за роли в «Академии вампиров» и прошлогодний российский блокбастер «Hardcore Генри », Владимир изображен как жестокий лидер, кто ни перед чем не остановится, чтобы стать великим Князь Киевский.В одной из сцен, где мы впервые увидев Владимира, он насилует невесту Рогнеда (играет восходящая звезда Александра Бортич) на глазах у родителей, прежде чем зверски убивая их.

      Затем он организовывает убийство своего брата Ярополка и занимает его место верховного вождь Киевской Руси. Но потом он встречает скромная Ирина, вдова Ярополка и бывшая христианская монахиня из Византии (играли Светланы Ходченковой, известной за пределами Россия за роли в ремейке «Тинкер, Портной, Солдат, Шпион »и« Росомаха »).Под ее влияние, Владимир постепенно становится другой человек, и в одной из финальных сцен он раскаивается в своих проступках и крестится в христианская вера.

      Фильм выпущен в двух вариантах: семейный. дружелюбный с возрастным ограничением 12+ и неразрезанная версия с ограничением 18+. В основные отличия в версии 12+ — отсутствие наготы и меньше запекшейся крови. Среди первых зрителей фильма были президентом России Владимиром Путин и министр культуры Владимир Мединский.«Определенно интересно. Я бы получил удовольствие посмотреть его еще раз », — сказал президент. процитировал как говорится.

      Media Furor

      Фильм был встречен крайне неоднозначно. обзоры в основных российских СМИ и вызвал необычное количество обсуждений в социальных сетях. Несмотря на президентскую общественность одобрения, многие зрители остались недовольны путь Киевской Руси и ее жителей были изображены в фильме. Группа активистов начал петицию об Изменении.сайт организации просят правительство запретить фильм. Они жаловался, что предки русских были показаны немытыми варварами в вечно грязная одежда, а Киев чуть больше небольшой городок, полный лачуг, а не настоящих зданий. В петиции также упоминаются сцены секса. и насилие как непригодное для юных зрителей.

      Конечно, практически нет свидетельств того, как люди жили в Киевской Руси 10 века или даже как выглядел Киев. Какая маленькая информация историки основаны на Первичном Летопись написана иноком Нестором более чем на через сто лет после событий, описанных в фильм.Мало что известно о жизни Владимира врозь из того, что описано в Первой летописи и многие из них кажутся довольно апокрифическими, например как он якобы выбрал православного христианина вера после отправки своих эмиссаров учиться все основные религии того времени.

      Продюсеры и сценаристы «Викинга». определенно позволил себе несколько вольностей с Первоначальным обществом Хроника. Главное несоответствие в том, что скандинав воин по имени Свенельд (играет грозный Максим Суханов) изображается как Наставник Владимира на протяжении всего фильма, а В «Первой летописи» упоминается князь по материнской линии. дядя Добрыня его наставником.Исторический Свенельд служил дедушке Владимира Игорю и отец Святослав и к тому времени уже давно умер о конфликте Ярополка и Владимира. Критики отметили еще несколько незначительных несоответствий в экранное изображение эпохи, например персонажей использование доспехов и оружия, которые не совпадают археологические находки того периода.

      Древняя Русь для современной России

      Но главная проблема фильма в том, что он упрощает сложные и в значительной степени неизвестные исторических событий в прямолинейного «грешника к святому », создавая четкую, черно-белую различие между грязными и жестокими язычниками и цивилизованные христиане.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *