Князь Игорь и его поход на половцев. Сочинение по литературе
«Начнём же, братия, эту повесть от старого
Владимира до нынешнего Игоря, который
укрепил свой ум, заострил сердце мужеством и,
исполненный ратного духа, повёл свои храбрые полки
на землю половецкую за землю Русскую»
(«Слово о полку Игореве»).
План.
- Вступление: историко-литературная справка о «Слове».
- Характеристика Игоря и описание похода.
- Выступление русского войска в поход.
- Мужество Игоря.
- Его патриотизм.
- Вступление на землю половецкую.
- Победа русских в первый день.
- Грозная сеча на другой день:
а) сражение и поражение русских,
б) благородство Игоря. - Политическое легкомыслие и честолюбие Игоря.
Героическая поэма «Слово о полку Игореве» — ценный памятник русской художественной литературы.
В нём рассказывается о походе новгород-северского князя Игоря на половцев и о поражении русских в этом походе. Главным героем поэмы является организатор похода князь Игорь. В 1185 году в Новгороде князь Игорь собрал своё войско, чтобы идти в поход на половцев. Перед самым выступлением началось затмение солнца. Игорь обратился к дружинникам с призывом дойти до великого Дона или сложить свои головы. Поведение Игоря перед походом говорит о его храбрости. «Братия и дружина! — сказал он. — Лучше быть убитыми, чем полонёнными». Дурные предзнаменования не пугают Игоря. Он остаётся верен своему делу. Смелость его показана на протяжении всего произведения. Киевский князь Святослав, например, говорит, что сердце Игоря выковано из твёрдого булата и закалено в мужестве.
Но Игорь был не только храбрецом, которому битва доставляет удовольствие. Эта черта средневекового рыцаря ему чужда. Игорю дорога цель похода, предпринятого на «землю половецкую за землю русскую». Он любит свою родину, он патриот Русской земли.
Воины Игоря, соединившись с дружиной его брата Всеволода, перешли границу. Далеко за курганом осталась Русская земля. Природа предостерегает смельчаков на каждом шагу: волки накликают грозу, орлы сзывают зверей на кости, лисицы лают на красные щиты. На другой день русские смяли половецкие полки, захватили много пленных и богатую добычу. Далеко зашло храброе русское войско. А на помощь половцам уже бежит Гзак серым волком.
На следующий день кровавая заря поднялась рано. Половцы идут со всех сторон: и от моря, и от Дона, и из степи. Они окружили дружину Игоря. С утра до вечера, с вечера до рассвета длилась грозная битва. Автор «Слова» так описывает её:
Тут не хватило кровавого вина; тут пир докончили храбрые русские: сватов напоили, а сами полегли за Русскую землю.
Войско Игоря было разбито, а сам он попал в плен. В этом бою проявилось благородство Игоря. Князь мог бы с частью войска убежать, однако он «заворачивает полки ведь жаль ему милого брата Всеволода!»
В тяжёлом поражении русских виноват сам Игорь.
Автор, отмечая эту отрицательную черту Игоря, высказывает, однако, мысль, что если Игорь поймёт свою ошибку, он соберёт новое войско, объединится с князьями и ещё поможет Русской земле.
На примере печального похода Игоря автор «Слова» показывает участь страны, силы которой не объединяются для борьбы с общим врагом. Автор призывает всех князей прекратить распри и вместе постоять «за землю Русскую, за раны Игоря».
Русско-половецкие войны: история неусвоенных ошибок
Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.
Ровно 825 лет назад войска князя Игоря Святославовича и его брата Всеволода выступили в поход против половецкого князя Кончака. Неудачная кампания братьев не имела особенного значения с военно-политической точки зрения, и могла бы остаться рядовым эпизодом многочисленных русско-половецких войн.
Но имя Игоря обессмертил неизвестный автор, описав поход князя в «Слове о полку Игореве».
Половецкая степь
В начале XI века тюркские племена, называемые в русских источниках половцами (единого самоназвания у них не было) вторглись в причерноморские степи, вытеснив оттуда печенегов, измотанных долгим противоборством с Русью и Византией. Вскоре новый народ распространился по всей Великой степи — от Дуная до Иртыша, а территория эта стала называться Половецкой степью.
В середине XI века половцы появились у русских границ. С этого момента начинается история русско-половецких войн, растянувшаяся на полтора столетия. Соотношение сил Руси и степи в XI веке было явно не с пользу последней. Население русского государства превышало 5 млн человек. А какими силами располагал противник? Историки говорят о нескольких сотнях тысяч кочевников. Да и эти сотни тысяч были раскиданы по Великой степи. Вопреки расхожему мнению, концентрация кочевников на ограниченной территории весьма проблематична.
Хозяйство кочевых народов лишь частично было воспроизводящим, и в значительной мере зависело от готовых продуктов природы — пастбищ и источников воды. В современном коневодстве считается, что одной лошади требуется пастбище в среднем в 1 гектар. Нетрудно подсчитать, что длительная концентрация на ограниченной территории даже нескольких тысяч кочевников (в распоряжении каждого было по несколько лошадей, не считая другого скота), была очень непростым делом. Не лучшим образом обстояли дела и с военными технологиями.
Металлургия и металлообработка никогда не были сильными сторонами кочевников, ведь для обработки металлов нужно овладеть технологией выжигания древесного угля, строительства огнеупорных печей и иметь достаточно развитое почвоведение. Все это мало вяжется с кочевым образом жизни. Не случайно даже в XVIII веке народы кочевых государств, например, джунгары, не только железные, но и медные изделия выменивали у китайцев и русских.
Впрочем, и нескольких тысяч, а порой и нескольких сотен, пусть плохо вооруженных, но закаленных в боях степняков было достаточно для совершения молниеносных набегов и лихих грабежей, от которых и страдали слабозащищенные деревенские поселения южнорусских княжеств.
Довольно быстро выяснилось, что противостоять превосходящему численно, а главное более оснащенному противнику кочевники не в состоянии. 1 ноября 1068 года черниговский князь Святослав Ярославич всего с тремя тысячами воинов на реке Снове разгромил двенадцатитысячное половецкое войско и взял в плен хана Шуркана. Впоследствии русские войска неоднократно наносили сокрушительные поражения степнякам, пленяя, либо уничтожая их предводителей.
Политика грязней войны
Есть поговорка — ее авторство приписывается разным известным военачальникам: «крепость сильна не стенами, а твердостью своих защитников». Мировая история довольно ясно свидетельствует о том, что кочевникам удавалось захватывать оседлые государства, лишь когда те находились в состоянии упадка, либо когда агрессоры находили поддержку в лагере противника.
С середины XI века Русь вошла в период раздробленности и междоусобиц. Враждующие друг с другом русские князья не прочь были прибегнуть к помощи половецких орд для сведения счетов с политическими конкурентами.
Пионером в этом не слишком благородном деле стала центральная власть: зимой 1076 года Владимир Мономах нанял кочевников для похода против Всеслава Полоцкого. Пример Мономаха оказался заразительным, и русские князья охотно использовали отряды половцев для разорения вотчин своих конкурентов. Больше всего от этого выигрывали сами половцы, они усилились настолько, что начали представлять реальную угрозу для всего Русского государства. Лишь после этого противоречия между князьями ушли на второй план.
В 1097 году Любеческий съезд князей постановил: «каждый да держит вотчину свою». Русское государство законодательно было разделено на уделы, но это не помешало удельным князьям объединить усилия для нанесения удара по общему врагу. В начале 1100 годов Владимир Мономах начал масштабную кампанию против кочевников, которая длилась более 10 лет и закончилась практически полным уничтожением половецкого государства. Половцы были вытеснены с территории Великой степи в предгорья Кавказа.
Кто знает, может на этом история народа, именуемого половцами, и закончилась бы.
Но после смерти Мономаха враждующим князьям вновь понадобились услуги кочевников. Почитаемый как основатель Москвы князь Юрий Долгорукий пять раз приводит половецкие орды под стены Киева. Его примеру следовали другие. История повторилась: приведенные и вооруженные русскими князьями, кочевые племена усилились настолько, что стали представлять угрозу для государства.
Ухмылка судьбы
Вновь, оставив разногласия, князья объединились, чтобы сообща отбросить врагов-союзников в степь. В 1183 году союзное войско под предводительством киевского князя Святослава Всеволодовича разгромило половецкое войско, пленив хана Кобяка. Весной 1185-го был разбит хан Кончак. Святослав отошел в черниговские земли собирать войско для летней кампании, но амбициозный новгород-северский князь Игорь и с его брат, черниговский князь Всеволод, хотели военной славы, а потому в конце апреля начали новый сепаратный поход против Кончака. На сей раз военная удача оказалась на стороне кочевников.
Целый день дружины братьев сдерживали напор численно превосходящего противника. «Ярый тур» Всеволод в одиночку сражался с целым отрядом врагов. Но храбрость русских оказалась тщетной: княжеские войска были разбиты, раненый Игорь и его сын Владимир попали в плен. Впрочем, бежав из плена, Игорь отомстил своим обидчикам, совершив серию победоносных походов против половецких ханов.
Трагизм русско-половецких войн в другом. После 1185 года половцы оказались ослаблены и уже не решались на самостоятельные действия против Руси. Тем не менее, степняки регулярно вторгались в русские земли в качестве наемных войск русских князей. А вскоре у половцев появится новый хозяин: они стали сначала добычей, а вскоре и главной ударной силой татаро-монгольского войска. И вновь Руси придется дорого заплатить за амбиции правителей, во имя корыстных целей делающих ставку на иноземцев.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Князь Игорь | Пермский театр оперы и балета им.
П. И. Чайковского
Sinossi
Язык:
Английский
Picture one
Город Путивль. Жители города собрались на площади перед собором. Они пришли проводить дружину князя Игоря и войско в поход на половцев. Народ и бояре величают князя, сына его Владимира, князей и дружинников и вразумляют их. Армия готова к движению, но вдруг меркнет свет — начинается солнечное затмение. Все в изумлении смотрят на небо. Народ видит в этом зловещее предзнаменование, но Игорь не намерен отступать от своего решения.
Снова светлеет. Игорь в сопровождении остальных князей и бояр идет вдоль рядов дружинников и дружинников. Двое из них, рога Скула и Ерошка, тихо ломаются и уходят.
Игорь прощается с женой Ярославной. Она умоляет мужа отказаться от похода, но Игорь тверд: долг и честь зовут его. Ему вторят его сын, князь Владимир, и брат Ярославны, князь Владимир Галицкий.
Игорь оставляет Галицкого временным губернатором в Путивле и поручает ему охранять княжну, быть ей защитой и опорой.
Att
I
Описание: Фото два
Край половецкого стана. Половцы, глядя вдаль, ждут прихода войск хана Гзака. Появляются воины с добычей и русские пленные. Хан Кончак выходит навстречу Гзаку, чтобы поприветствовать победителя. Пленные — князь Игорь, князь Владимир и русские воины — наблюдают за всем происходящим.
Кончак предлагает Игорю разнообразные развлечения: ястребиная охота, любая лошадь, любая палатка и заветный булат. Молчание — его ответ. Тогда Кончак приказывает привести красивых пленниц.
Игорь пожимает руку Кончаку: он и рад стать союзником хана, но не может. Как только он обретет свободу, то снова соберет свой отряд и выступит против врага.
Хан одобряет гордость и отвагу своего благородного пленника.
Входят половецкие невольницы и рабыни, за ними свита Кончака и приближенные. Половецкий танец начинается в честь хана Кончака.
Att
II
Описание: Изображение три
Княжеский двор Владимира Галицкого. Бродячие слуги во главе со Скулой и Ерошкой прославляют князя-наместника. Владимир Галицкий выходит из княжеской палаты. Власти, которая у него есть, ему недостаточно — вместо Игоря он хочет «сесть князем на Путивль», а сестру свою, княгиню Ярославну, закрыть в монастыре.
Девочки бегут во двор. Они просят Галицкого не уничтожать и освободить их девушку, которую по его приказу похитили и заперли в его камере. Галицкий в гневе и досаде прогоняет девушек под пьяный смех прислуги.
Картинка четвертая
Горница в башне Ярославны. Принцесса одна. Давно нет известий о князе Игоре, ее сыне Владимире и их дружине. Тяжёлые раздумья Ярославны прерывает няня, которая сообщает, что девушки пришли с жалобой на Галицкого.
Бояре готовятся к обороне.Att
III
Описание: Picture Five
Половецкий лагерь. Половецкие девушки развлекают ханскую дочь Кончаковну песнями и плясками. Она с нетерпением ждет встречи с пленным русским князем Владимиром Игоревичем.
Показано, как русские заключенные возвращаются с работы в заключении. Девушки приветствуют их и угощают питьем. Показан патруль, обходящий лагерь. Девочки расходятся.
Ночь окутывает лагерь мраком. Овлур остается один на страже.
Владимир Игоревич осторожно подходит к палатке Кончаковны. Возлюбленные не могут нарадоваться долгожданной встрече. Внезапно Владимир слышит шаги отца и, попрощавшись с возлюбленной, вскоре уходит в темноту.
Князю Игорю тяжело пережить поражение. Он чувствует вину за гибель войска, жаждет свободы, чтобы искупить позор и сохранить честь — ему придется вновь собрать полки и выступить против половцев. Мысли о родине сменяются мыслями о любимой жене.
Сам он идет в поход на Россию с армией.
Изображение шесть
Путивль сожжен. Ярославна, одна на городской стене, плачет, причитает, обращается к ветру, к Днепру, к солнцу, спрашивая об Игоре.
Внезапно на горизонте появляются два всадника. Они все ближе и ближе. Ярославна узнает в одном из них князя Игоря и бросается ему навстречу. Игорь спешивается и обнимает принцессу. Овлур отходит в сторону с лошадьми.
Игорь полон решимости собрать армию, чтобы противостоять врагу.
Опьяненные Ерошка и Скула поют о неудачном походе Игоря Святославича на половцев, но, увидев вдали возвращающихся князя и княгиню, обрывают песню. Подумав, как быть, они бьют тревогу, созывая народ на площадь и сообщая всем о возвращении князя.
Толпа растет. Из цитадели выходит князь Игорь с княжной Ярославной, за ними старцы и бояре. Князь Игорь кланяется народу — народ приветствует его.Улетай на крыльях ветра: Князь Игорь из Новой Оперы взлетает в Колизей
В данный момент ходит синдром бородинского автобуса; год ждешь постановку Князь Игорь , потом два подряд приходят.
Первым был Метрополитен-опера под управлением Дмитрия Чернякова, за которым последовала Новая Опера, постановка которой переносится из Москвы в Лондон в рамках Года культуры Великобритании и России. Музыка Бородина звучала в Колизее не так давно в форме Kismet в 2007 году, но мы накроем его тонкой шелковой вуалью. Относительно молодая труппа, основанная в 1991 году, постановка «Новой оперы» традиционна, но отличается прекрасным пением.
Когда он умер в 1887 году, единственная опера Бородина, основанная на неудавшемся походе Игоря на половцев в XII веке, находилась в плачевном состоянии. Николай Римский-Корсаков уже взял на себя роль редактора произведения и вместе с Александром Глазуновым собрал мозаику, чтобы опубликовать законченную версию. Римский взял на себя большую часть оркестровки, а Глазунов сочинил увертюру на темы из оперы (он рассказывал историю о том, как Бородин играл ее на фортепиано). Он также сочинил основную часть акта III, второго половецкого акта, где Игорь замышляет свой побег из плена.
Нам обещали партитуру в редакции Римского-Корсакова/Глазунова, что не совсем то, что мы получили. Режиссер Юрий Александров использовал ножницы, чтобы полностью вырезать III акт, в то время как конец IV акта был сильно вырезан. В своей недавней постановке Met Opera Дмитрий Черняков применил аналогичный подход к партитуре, удалив также третий акт, который сработал наиболее эффективно, и закончился на приглушенной ноте, когда Игорь возвращается из плена, готовый помочь восстановить Россию. Обрывая шутки никчемных гудокистов и зажигательный финальный припев, Александров также завершает на рефлективной ноте, на религиозном припеве, оплакивающем поражение Игоря. Это была такая приглушенная нота, что она застала публику врасплох, когда в зале зажегся свет.
Постановка Александрова «традиционна» в каком бы смысле это ни звучало. Это означало, что припев большую часть времени был статичен, а основным певцам пришлось перенять технику исполнения «парк и лай», если не считать некоторых неуклюжих скачек между Владимиром и Кончаковной во втором акте их свидания.
Однако отсутствие лихорадочного сценического действия позволяет больше сосредоточиться на пении, и «Новая» не разочаровала. Как славно слушать русский хор в полном кличе, басы проникают в подземные глубины!
Декорации для Пролога и I акта были простыми и эффектными, благовония кружили сцену, атмосферно освещала Ирина Вторникова. Помимо стандартных жестов, не все направления были убедительными. Арию I акта Ярославны подрывал невольно комический квартет суетящихся вокруг монахинь, одна из которых была горбата до такой степени, что постановки «Риголетто» было бы неловко рассматривать. Половецкий акт содержит лучшую музыку в партитуре, Бородин использует экзотический стиль, чтобы контрастировать с эпическим, тяжеловесным качеством русского сеттинга Путивля. На заднем плане виднелись навесы палаток, хотя чучело ястреба граничило со смехом. Хор был одет экзотически, чтобы создать красочное зрелище. А как они старались! Рекламный материал к этой постановке был посвящен «Половецким пляскам» — самой известной части партитуры, начинающейся с «Улетай на крыльях ветра» (мелодия, позже перенятая для «Чужого в раю»).
В постановках, которые я видел, это 20-минутное проявление силы для ассоциированной балетной труппы, но не здесь. Члены хора, всегда играя, пели и танцевали в различных номерах, включая дикие вращения и борцовские схватки, в энергичном подвиге многозадачности.
Великолепно спел Сергей Артамонов в главной партии, его темный бас-баритон впечатляюще провел длинные строки арии Игоря, когда он поет о своем позоре из-за того, что попал в плен. У сопрано Елены Поповской было несколько пронзительных моментов в первом действии, но ее печальная финальная ария, оплакивающая отсутствие Игоря, была передана благородно. Из басов был великолепен Галицкий Евгения Ставинского, буйный, хищный брат Ярославны, а Хан Кончак Владимира Кудашева был вокально менее внушительным, чем идеальным. У тенора Алексея Татаринцева была идеальная сладость тона в роли Владимира (сына Игоря, тоже пленного), хотя вокально он не подходил импозантной Кончаковне (ханской дочери) Агунды Кулаевой. Переключение передач в меццо Кулаевой было слишком очевидным, но ее дымчатые нижние ноты были впечатляюще мрачными.
