Князь Дмитрий Михайлович Пожарский
«Доколе название России, спасенной Княземъ Пожарскимъ, пребудетъ на Земном шаре знаемо, до техъ поръ и онъ послужитъ примеромъ геройства, правоты и бескорыстной любви к Отечеству»
А. Ф. Малиновский, 1817г.
В.Е. Шматов
Имя русского князя – Дмитрия Михайловича Пожарского, навсегда войдет в историю нашей Родины как имя человека, любившего великой любовью свою Отчизну и сделавшего все от себя возможное, чтобы не допустить ее порабощения иноземными захватчиками. Прослеживая весь его жизненный путь по дошедшим до наших дней источникам информации – летописям, сказаниям, разрядным книгам, государственным актам, высказываниям его современников и т.д., не перестаешь удивляться, как же многогранен был образ этого воистину замечательного человека, великого гражданина многострадальной Руси.
Родился Д.М. Пожарский в семье одного из потомков Рюриковичей. Его отец, Михаил Федорович Пожарский – потомок в 13 колене великого князя Суздальского и Владимирского, а затем и великого князя Киевского Юрия Владимировича Долгорукого.
Его мать, Евфросинья Федоровна Беклемишева, была из знатного старинного дворянского рода. Обвенчалась она с Михаилом Федоровичем в 1571 году. В то время на Руси правил царь Иван IV (Грозный). По-видимому, Михаил Федорович на государственной службе не служил, так как в разрядных книгах того времени, по отзывам историков, он нигде не просматривается. Прожил он вместе с Евфросиньей Федоровной сравнительно недолго, так как в августе 1587 года Михаил Федорович умер.
У Евфросиньи Федоровны и Михаила Федоровича было трое детей – дочь Дарья и два сына – Дмитрий и Василий. Когда умер отец, Дарье было пятнадцать лет, а Дмитрию – девять. Можно предположить, что незадолго до своей смерти Михаил Федорович со своей семьей жил в одном из своих имений, скорее всего в Суздальском уезде, так как и похоронен он был в родовой усыпальнице князей Пожарских – в Спасо-Евфимьевом монастыре Суздаля. Интересен тот факт, что на помин своей души князь завещал Спасо-Евфимьеву монастырю одну из своих деревень и купчую на эту деревню, переданную монастырю после смерти князя, подписал лично его сын Дмитрий, хотя ему было всего лишь девять лет.
Это говорит о том, что в семье Пожарских уделяли большое внимание образованию детей, в частности, обучению их с малых лет грамоте. И в девять лет Дмитрий умел уже и читать и писать.
После смерти Михаила Федоровича семья Пожарских переезжает в Москву, где на Арбате еще у деда Дмитрия Михайловича, Федора Ивановича Пожарского, был свой дом. И в 1593 году пятнадцатилетний Дмитрий поступает на государеву службу, хотя в разрядных книгах он упоминается лишь с 1598 года, в ранге «стряпчего с платьем». В этом же году он в числе других дворян подписывает соборное определение об избрании в цари Бориса Федоровича Годунова. Пожарский верно служит новому царю и в 1602 году получает чин стольника. Приближает царь и мать Д.М. Пожарского – Евфросинью Федоровну, которая становится сначала боярыней у дочери царя, Ксении, а затем, верховной боярыней у самой царицы, Марии Григорьевны Годуновой. После смерти царя Б.Ф. Годунова в апреле 1605 года, к власти пришел Самозванец, Лжедмитрий I, ставленник польского короля Сигизмунда III.
С приходом к власти Лжедмитрия I, которому присягнула и Москва, и боярская Дума, Пожарский продолжает находиться при дворе. В мае 1606 года Самозванца убивают и царем выкликают князя Василия Ивановича Шуйского, которому присягнул и Д.М. Пожарский. Однако с появлением на Руси второго Самозванца – Лжедмитрия II, на русские земли вторгаются отряды литовцев и поляков, которые, поддерживая Лжедмитрия II, начинают грабить и разорять русские города, села, деревни, церкви и монастыри. Царь Шуйский пытается организовать борьбу против нового Самозванца и непрошенных гостей, литовцев и поляков, мобилизуя все имеющиеся у него средства. И в числе других приближенных он отряжает на борьбу с литовцами и поляками и князя Д.М. Пожарского – сначала в качестве полкового воеводы в 1608 году, а затем назначает его воеводой в город Зарайск Рязанского уезда в феврале 1610 года.
За ревностную службу по защите Отечества от поляков Пожарский получил от царя В.И. Шуйского в 1610 году в вотчину из своего старого поместья в Суздальском уезде село Нижний Ландех и посадец Холуй с деревнями, починками и пустошами.
В жалованной грамоте было сказано, что он «многую службу и дородство показалъ, голодъ и во всемъ оскуденье и всякую осадную нужду терпелъ многое время, а на воровскую прелесть и смуту ни на которую ни покусился, стоялъ в твердости разума своего крепко и непоколебимо безо всякия шатости». И, действительно, за всю свою жизнь Д.М. Пожарский ни разу не изменил своему долгу ни перед государями российскими, ни пред своим Отечеством. И пользовался большим уважением не только у своих единомышленников, но и у своих противников. Ни разу в своей жизни Д.М. Пожарский не был уличен в какой-либо измене, подлоге, подлости, казнокрадстве, лицемерии, жестокости по отношению к кому-либо и каких-то других негативных поступках. Наоборот, он отличался мягким и добрым характером, вниманием к людским бедам, терпимостью к людям, великодушием. Он умел находить общий язык с людьми всех сословий, от холопа до боярина, что было очень удивительным для эпохи того времени. И совсем не случайно, что когда нижегородцы стали искать военачальника для второго народного ополчения, то остановились единодушно на кандидатуре князя Пожарского.
И лукавят некоторые из историков, говоря о том, что были и другие исторические личности в то время, способные возглавить второе народное ополчение. Но в том-то все и дело, что при формировании второго народного ополчения другого такого человека просто не было. Об этом очень убедительно написал известный российский историк И.Е. Забелин в своем историческом исследовании «Минин и Пожарский: Прямые и кривые в Смутное время», М., 1883, аппелируя в своей полемике о чертах характера Д.М. Пожарского к такому же известному российскому историку Костомарову Н.И. К большому сожалению точку зрения Костомарова Н.И. поддержало в то время издательское общество Брокгауза-Ефрона, опубликовав в выпущенном ими в 1890-1907 годах универсальном энциклопедическом словаре статью о Д.М. Пожарском, выставляющей нашего великого соотечественника каким-то никчемным, случайным человеком, хотя и наградив его эпитетом: «знаменитый деятель Смутного времени». И некоторые современные издания, например «Нижегородский край в Словаре Брокгауза и Ефрона», издательство «Нижегородская ярмарка», Н.
Новгород, 2000, составитель и научный редактор В.В. Ниякий, перепечатывают эту статью, невольно вводя своих читателей в заблуждение. И уже появляется подобная информация в Интернете и других средствах массовой информации со ссылками на эти издания, вводя в заблуждение еще больший круг пользователей этой информации. Не избежал этого и А.П. Шикман, составитель биографического словаря-справочника «Деятели отечественной истории», М., 1997г., представив Д.М. Пожарского как обычного заурядного воеводу. При этом ни слова не сказав о формировании в Нижнем Новгороде второго народного ополчения.
Правда, был еще один государственный деятель, который мог бы составить альтернативу Д.М. Пожарскому – это князь, боярин Михаил Васильевич Скопин-Шуйский, племянник царя Василия Ивановича Шуйского, выдающийся полководец Смутного времени. Но он был убит завистниками в апреле 1610 года. В той же работе И.Е. Забелина приводятся слова одного из летописцев, где он, после освобождения Москвы от литовско-польских захватчиков, славит всех героев Смутного времени, выделяя особо, в то же время, троих из них: » Бысть же во всей России радость и веселие, яко очисти Господь Богъ Московское царство от Безбожныя Литвы, початкомъ боярина Мих.
Вас. Шуйского-Скопина, а совершениемъ и конечнымъ радениемъ и прилежаниемъ боярина князь Дим. Мих. Пожарскаго и нижегородца Кузьмы Минина и иныхъ бояръ и воеводъ, стольниковъ и дворянъ и всяких людей. И за то имъ зде слава. А от Бога мзда и вечная память, а душамъ ихъ во ономъ веце неизреченная светлость, яко пострадали за православную христианскую веру и кровь свою проливали мученически. И на память нынешнимъ родомъ во веки аминь».
Сам князь Пожарский был чрезвычайно скромным человеком, и он сам о себе как-то с иронией сказал: «Был бы у нас такой столп, как князь Василий Васильевич Голицын – все бы его держались, а я к такому великому делу не придался мимо его; меня ныне к этому делу приневолили бояре и вся земля». Но князь В.В. Голицын в это время возглавлял посольство от московских бояр и находился в Польше в Варшаве у короля Сигизмунда III, чтобы просить его сына, королевича Владислава, быть царем на Руси, чему противилось все патриотически настроенное население Руси всех сословий.
То есть, по сути, В.В. Голицын встал на путь измены православию, поддержав решение «Семибоярощины» (верховная власть в Москве в период междуцарствования в 1610-1612 годах) призвать на русский престол королевича-католика. Вот в этих условиях князь Д.М. Пожарский оказался единственным человеком, способным по своим воинским, деловым и человеческим качествам возглавить второе народное ополчение, формировавшееся в Нижнем Новгороде.
При всем огромном моем уважении к биографу Д.М. Пожарского, историку XIX века Сергею Смирнову, и к его сочинению: «Биография князя Дмитрия Михайловича Пожарскаго», М., 1852, не могу согласиться с его утверждением о том, что: «Въ характере Князя Пожарскаго не видно особенныхъ черт, которыми бы онъ резко выдавался надъ современниками. … не было ни огромныхъ талантовъ правительственныхъ, ни большой силы воли… .» хотя далее, противореча самому себе, он пишет об удивительных чертах характера князя.
Писали о замечательных чертах характера князя и один из первых биографов Д.
М. Пожарского, знаменитый архивист-историк конца XVIII-начала XIX века Ф.М. Малиновский в своем труде: «Биографические сведения о кн. Д.М. Пожарском по документам Гл. Москв. Арх. М.И.Д.», М., 1817, и известный историк XIX века М.П. Погодин в своих работах о Д.М. Пожарском.
Следует отметить, что и все царствующие при жизни Д.М. Пожарского государи российские отмечали ревностную службу князя своему Отечеству, приближая и награждая его. Особенно чтил его молодой российский царь М.Ф. Романов, поручая Д.М. Пожарскому особо важные дела. Так в 1619 году он писал в своей жалованной грамоте: «… а онъ, бояринъ нашъ, Князь Дмитрий Михайловичъ, помня Бога и пресвятую Богородицу и православную Крестьянскую веру и наше крестное целованье, съ нами Великимъ Государемъ Царемъ и Великимъ Княземъ Михаиломъ Феодоровичемъ всея Русии на Москве в осаде сиделъ, и за православную Крестьянскую веру и за святыя Божии церкви и за насъ Великаго Государя противъ Королевича Владислава и Польскихъ и Литовскихъ и Немецкихъ людей стояль крепко и мужественно, и на боехъ, и на приступехъ бился, не щадя головы своей, и ни на какия Королевичевы прелести не прельстился, и многую свою службу и правду къ намъ и ко всему Московскому Государству показалъ, и будучи в осаде, во всемъ оскудение и нужду терпелъ».
Весьма чтил князя и отец царя, патриарх Московский и всея Руси Филарет, которого князь первым встречал при возвращении Филарета из польского плена в 1619 году. Когда в апреле 1642 года Д.М. Пожарский умер, «… царь Михаилъ Феодорович, чтя заслуги государственныхъ мужей, провожалъ гробъ сего незабвеннаго боярина и почтилъ оный слезами своими» (И.И. Голиков : «Деяние Петра Великаго», т. XII, 2е изд., СПб.,1837).
Статья опубликована в материалах межрегиональной научной конференции ″ПЕТРЯЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ″, Киров, 2005. С.135-139.
Дмитрий Пожарский — биография князя и роль в ополчении
Фото Все
Видео Все
Дмитрий Михайлович Пожарский — Русский герой народного ополчения, князь, боярин, политический деятель, освободитель Москвы от польских оккупантов. Он был справедлив и великодушен, щедр и честен. В трудные, смутные для родины времена он встал на защиту отечества. Его твёрдости духа, решимости и непримиримости к изменникам родины, можно только позавидовать.
Род князя Дмитрия Пожарского уходит своими корнями к основоположнику Москвы, Юрию Долгорукову. Он является потомком Василия Андреевича, который был уроженцем Стародубских князей, которые в свою очередь были прямыми потомками князя Владимирского, сына Юрия Долгорукова.
Детство
Имена князя Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина, известны в нашей стране каждому человеку. Многие видели памятник, стоящий рядом с собором Василия Блаженного в Москве. Это первый памятник, который был воздвигнут в столице. И не в честь царя, а в честь героев, спасших своё отечество. В настоящие время в нашей стране учреждён праздник «День народного единства», который отмечают 4 ноября.
Точное место рождение Дмитрия Пожарского не известно, но есть предположение, что он родился в имении Берсеневе, Клинского уезда, которое входило в приданое его матери. Князь Пожарский появился на свет первого ноября 1578 года. Отцом Дмитрия, был Михаил Фёдорович Пожарский, потомок Рюриковичей, матушка князя была дворянского рода Беклемишевых.
Звали её Мария Фёдоровна. Поместные земли князей Пожарских к тому времени конфисковал царь Иван Грозный, в пользу опричнины, так как семья Пожарских попала в опалу.
В княжеской семье родилось четверо детей. Старшая Дарья, второму при крещении дали имя Козьма, но в миру звали Дмитрий и младшие сыновья Василий и Юрий. Историки уверены, что мать Мария Фёдоровна была образованной женщиной, что было редкостью для того времени, есть предположение, что она с самого раннего детства обучала своих детей грамоте. Имеются исторические документы на собственность, написанные девятилетним Дмитрием, после смерти родителя. В том числе и на дом, наследство деда, который находился в Москве, на Сретенской улице. До наших дней сохранилась подвальная часть этого строения, это Лубянка 14.
Служение царям и отечеству
После смерти мужа Мария Фёдоровна перебирается с детьми в Москву. И начала службу боярыни при дочке Бориса Годунова. Со временем предприимчивая боярыня становится влиятельной особой при дворе.
А Дмитрий уже в пятнадцатилетнем возрасте, в 1593 году начинает дворцовую службу в чине «стряпчего с платьем». Неоднократно мать и сын попадали в опалу, но в 1602 году в период царствования Бориса Годунова он был произведён в стольники.
За время своего служения отечеству, Князю Пожарскому не раз пришлось наблюдать смену власти. Период службы пришёлся на смутное, и тяжёлое время для Руси. На царском троне сменялись цари, и власть переходила из рук в руки.
Свою службу при дворе Дмитрий Пожарский продолжил и при Лжедмитрии I, и при Василии IV Шуйском, которому он присягнул на верность. Количество Лжедмитриев росло, поляки с литовцами грабили города и сёла. Среди крестьян росло недовольство, и оно зачастую переходило в бунты. Пожарский был назначен полковым воеводой во борьбе с Лжедмитрием II.
Он принимал участие в подавлении одного такого восстания, под предводительством Ивана Болотникова. Клятва верности данная Шуйскому не позволила ему участие в перевороте, который затевали московские бояре.
А позднее за отличную и верную службу Василий Шуйский вернул ему поместье, которое ранее принадлежало его предкам. А в 1610 году Дмитрий Пожарский получает новое звание — воевода в городе Зарайске, в Рязанском уезде.
Жители Зарайска по примеру Каширы и Коломны уговаривали князя присягнуть самозванцу, но он упорно отказывался признавать Лжедмитрия II. И он разъяснял простому люду, что он знает только одного царя, и этот царь Василий Шуйский. Князь был верен своей присяге. В дальнейшим убеждённость его, благотворно повлияла на умы людей. И Коломна, и Кашира остались верны Василию Шуйскому.
Позднее он отверг предложение Боярской думы, принять участие в возведении на престол польского королевича Владислава. Солидарен с его мнением был и Рязанский воевода Прокопий Ляпунов. И князь Дмитрий Пожарский принимает участие в Первом ополчении, против польско-литовских захватчиков в Москве.
Освобождение Москвы
Патриарх Гермоген, заключённый в Чудовом Монастыре, написал грамоту, в которой обратился к русским людям с призывами изгнать иноземных захватчиков из Кремля.
Этот призыв был поддержан архимандритом Дионисием из Троице-Сергиевской лавры, жителями Нижнего Новгорода. Именно Нижегородцы отправили своих послов к князю Пожарскому с просьбой возглавить ополчение. Пожарский совместно с земским старостой Козьмой Мининым принял участие в формировании Второго ополчения, а позже возглавил его. В 1612 году, в ополчение входили ратники Костромы, Рязани, Владимира, Нижнего Новгорода, Казани. По пути они освободили Ярославль. А в конце августа они вышли к Москве и вступили в противостояние с поляками и литовцами. Они сражались с войсками литовского гетмана Ходкевича. Военные действия закончились 22 октября по старому стилю, по-новому 4 ноября, 1612 года, освобождением Москвы.
Дмитрий Михайлович Пожарский так же входил в состав Земского собора, и он предложил выбрать царя из родственников Рюриковича, сына Ивана Грозного. Им был двоюродный племянник Михаил Фёдорович Романов. В 1613 году, постановлением Земского собора он был и избран новым царём.
На подтверждающей избрание грамоте, подпись Пожарского на десятом месте. При венчании на царство Михаила Романова, князь Дмитрий Пожарский держал «державу». Это говорило о его высоком положении и признательности царя за то, что он во времена смуты, твёрдо стоял за правое дело, и объединил Русь в борьбе с врагом. За свои подвиги он был награжден чином боярина, и ему пожаловали вотчину с поместьями. Военную службу князь продолжал и при Михаиле Романове. Он занимался сборами налогов, был дипломатом, а затем возглавил Судный приказ.
Личная жизнь
Личная жизнь Дмитрия Михайловича так же была насыщена событиями. Он был дважды женат. Первой его супругой стала Прасковья Варфаламеевна. В браке родилось шестеро детей. Три сына Иван, Фёдор, Пётр и три дочери Елена, Ксения, Анастасия. Всех своих дочерей князь Пожарский удачно выдал замуж. А сыновья служили при дворе Романова. Его жена умерла в 1635 году.
Пожарский во второй раз берёт в жёны дочь стольника Андрея Ивановича Голицына, княжну Феодору Андреевну Голицыну.
Детей во втором браке у него не было. Он прожил с женой до самой смерти. Феодора пережила мужа на девять лет, и умерла в 1661 году.
Смерть
Умер Дмитрий Михайлович 30 апреля, 1642 году, в возрасте 64 лет. Точной причины смерти установить не удалось. Похоронили его в родовой гробнице Спасо-Евфимиевого монастыря города Суздаля. В 1765-1766 годах родовая усыпальница Пожарских была разрушена из-за своей ветхости.
Памятники Дмитрию ПожарскомуЭто произошло по причине пресечения рода князей. В 1851 археолог граф Уваров нашел склеп и гробницы. Позднее в 1885 году над ними построили мраморный мавзолей. Но в 1933 году его вновь разобрали, теперь по приказу Советской власти. Очередные археологические раскопки, которые проходили в 2008 году, показали, что гробница великого князя Пожарского каким-то чудом уцелела. А в 2009 году восстановили мраморный мавзолей.
Ссылки
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации.
Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам.
Пожарский Дмитрий Михайлович | Encyclopedia.com
буря
просмотров обновлено
(1578–1642), военачальник второй национально-освободительной армии 1611–1612 гг.
Князь Дмитрий Михайлович Пожарский принадлежал к стародубским князьям, относительно малочисленному роду. Получил известность как военачальник при Василии Шуйском. Оправляясь от ран, полученных во время службы в первой национально-освободительной армии 1611 г., Пожарский был приглашен возглавить новое ополчение, которое организовывал Кузьма Минин в Нижнем Новгороде. В марте 1612 г. он повел войско из Нижнего в Ярославль, где оставался в течение четырех месяцев главой Временного правительства, занимавшегося военно-политическими приготовлениями к освобождению Москвы от поляков. Столица была еще осаждена казаками под предводительством Ивана Заруцкого, которые поддержали притязания на престол царевича Ивана, малолетнего сына Второго Лжедмитрия и Марины Мнишек; другие, в том числе князь Дмитрий Трубецкой, присягнули Третьему Лжедмитрию, явившемуся в Пскове.
Сам Пожарский, возможно, чтобы нейтрализовать угрозу со стороны шведов, занявших Новгород, вроде бы благосклонно относился к шведскому принцу Карлу Филиппу. Пожарский покинул Ярославль только после того, как Заруцкий и Трубецкой отказались от своих кандидатов на престол. После бегства Заруцкого из подмосковных станов Пожарский и Трубецкой в октябре 1612 г. освободили столицу и возглавили Временное правительство, которое созвало Земское собрание, избравшее в январе 1613 г. царем Михаила Романова. коронации Михаила, и он выполнял ряд относительно второстепенных военных и административных ролей во время правления Михаила. Наряду с Мининым Пожарский впоследствии считался национальным героем и служил патриотическим вдохновителем в более поздних войнах.
См. также: собрание земли; казаки; минин, кузьма; романов михаил феодорович; Смутное время
Даннинг, Честер Л. (2001). Первая гражданская война в России: Смутное время и основание династии Романовых. Университетский парк: Издательство Пенсильванского государственного университета.
Перри, Морин. (2002). Самозванцы и народный монархизм в России раннего Нового времени: Лжецари Смутного времени, , изд. в мягкой обложке. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.
Скрынников Руслан Григорьевич (1988). Смутное время: Россия в кризисе, 1604–1618 гг., изд. и тр. Хью Ф. Грэм. Галф Бриз, Флорида: Academic International Press.
Морин Перри
Энциклопедия истории России
Еще из encyclopedia.com
Марина Мнишек , Смутное время
Смутное время
За полтора десятилетия до основания династии Романовых в 1613 году Россия пережила то, что было известно накануне… Борис Годунов , БОРИС ГОДУНОВ (РОССИЯ) (ок. 1551–1605; правил 159 г.8–1605), русский царь. Борис Федорович Годунов прославился при русском дворе в то время… Дмитрий Лжецарь России , Отрепев, Григорий
(ок. 1580–1606), русский монах, предположительно ставший лжецарем Дмитрием.
Юрий Богданович Отрепьев, сын пехотного офицера,… Принц Уэльский Чарльз , Чарльз, принц Уэльский
Чарльз, принц Уэльский и наследник британского престола, был, вероятно, самым фотографируемым и написанным о персоне… Бояре, Бояре
В самом широком смысле боярином мог называться всякий привилегированный помещик; в более узком смысле этот термин относится к старшему члену князя»… Владимир I, Владимир I (умер в 1015 г.
Об этой статье
Обновлено О encyclopedia.com content Распечатать статью
You Might Like
МИНИН 9 9 3 9 0004
0 02 Пожарский Дмитрий Михайлович, князь
Шуйский Василий Иванович
Лжедмитрий Первый (1582?–1606?; годы правления 1605–1606)
Глинская Елена (ок. 1506–
3)
Глинская Елена (ок. 1506–1538)
Болотников Иван Исаевич
ГОДУНОВ БОРИС ФЕДОРОВИЧ
90328 РЯДОМ- Организатор:
Музеи Московского Кремля
- Участники :
Музеи Московского Кремля, Государственный исторический музей
Пожарский Дмитрий Михайлович Князь
Pozen Inc.
Поздро, Джон (Вальтер)
Пожаревац, Договор
Пойсти, Тойни К.
Пойнтц, Джульетта Стюарт (1886–ок. 1937)
Пойнтон, Дороти (1915-)
Пойнтон15–)
Пойнтер, Уильям
Пойнтер, Джейн 1962-
Пойнтер, Амброуз
Пойнор, Робин
Пойнингс, Элеонора (ум.
1483)
Пойнингс’03 ard
Пойер, Джо
Пойер, Дэвид 1949- (Дэвид Чарльз Пойер)
Пойер, Дэвид 1949-
Пойдар, Нэнси
Поян
Пояис
Пой, достопочтенный. Вивьен, BA (с отличием), MA (Торонто)
POY
покси
поксвирус
Пожарский Дмитрий Михайлович
Познаньские рабочие бунты
Познанский Эдуард
Познанский Густав
2
2 Познер, Владимир
Позо, Чино (Франциско)
pozol
Pozsony
Pozzessere, Heather Graham
Pozzi, Antonia (1912–1938)
Pozzo di Borgo, Carlo Andrea
Pozzo, Modesta (1555–159)2)
пуццолан
пуццолан
Поццоли, Этторе
pp. 0002 ППБС
КПП
Бюллетень ППСС
ППКИ
ППЦС
Москва Музеи Кремля: — Князь Дмитрий Пожарский. История и легенда
Князь Дмитрий Пожарский. История и легенда
04 ноября 2021 г.
– 09 января 2022 г. Москва, Государственный исторический музей
Выставка артефактов, связанных с князем Дмитрием Пожарским, народным героем Смутного времени начала XVII века, организована Музеями Московского Кремля и Государственным Историческим музеем к одному из самых молодых государственных праздников современной России – День народного единства.
Смутное время – один из самых трагических и героических периодов в истории России, когда под угрозой уничтожения оказалась сама государственность, которую стране удалось отстоять ценой колоссальных усилий и жертв. Среди выдающихся политических и военных деятелей смутного времени особое место занимает личность князя Дмитрия Михайловича Пожарского: потомка Рюрика, доблестного воеводы и полководца Второго Отечественного движения, освободившего Москву от захватчиков.
, навсегда останется в народной памяти истинным героем и освободителем Отечества, подлинным примером самоотверженности и патриотизма. Россия пережила колоссальный подъем общественного интереса к истории страны в 19 веке. Характерной чертой культурного процесса того времени был активный поиск материальных свидетельств наиболее значительных страниц славного прошлого родины. Московская Оружейная палата стала местом сбора драгоценных реликвий русской истории. Среди предметов, переданных музею, есть предметы, связанные с личностью Дмитрия Пожарского, и предметы, приписываемые князю только на основании устных преданий.
Ключевым экспонатом выставки является знамя Дмитрия Пожарского, которое до поступления в музейное собрание хранилось в Спасо-Преображенской церкви села Пурех Нижегородской губернии, одной из княжеских усадьб. Знамя с изображением Пантократора с одной стороны и Архангелов Михаила и Иисуса Навина с другой передано в Оружейную палату по указу императора Николая I в 1826 г.
стальной клинок вуца и ножны с серебряными украшениями были переданы в Оружейную палату 26 марта 1830 года из Троице-Сергиевой Лавры с легендой о том, что они ранее принадлежали князю Дмитрию Пожарскому.
По царскому повелению в 1861 году в Оружейную палату поступила серебряная святая вода из собрания древностей князя Петра Салтыкова. На дне водоносницы изображение Богоявления Господня и надпись о ее вкладе князем Дмитрием Пожарским и его сыновьями Петром, Федором и Иваном в Троицкий собор Александро-Свирского монастыря в 1628/1629 гг.
Реликвии, связанные с именем Дмитрия Пожарского, пополняли коллекцию Государственного исторического музея с конца XIX в.век. Среди них выделяется княжеская парадная сабля, подаренная Соловецкому монастырю после его смерти и традиционно упоминаемая в числе его раритетов. Музей приобрел его в 1924 году. В экспозиции можно также увидеть одно из сокровищ Государственного Исторического музея – Евангелие с надписью князя Дмитрия Пожарского.




– 09 января 2022 г.