Апории это в философии: АПОРИЯ | это… Что такое АПОРИЯ?

АПОРИЯ | это… Что такое АПОРИЯ?

ТолкованиеПеревод

АПОРИЯ
АПОРИЯ

(от греч. aporia — затруднение, недоумение) — трудноразрешимая проблема, связанная с противоречием между данными опыта и их мысленным анализом. Наиболее известны А., сформулированные др.-греч. философом Зеноном Элейским. В А. «Ахилл» говорится о том, что быстроногий Ахилл не способен догнать медлительную черепаху, т. к., пока он пробежит разделяющее их расстояние, она проползет немного, пока он будет пробегать этот отрезок, она еще немного отползет, и т.д. А. «Дихотомия» говорит, что, прежде чем пройти весь путь, движущееся тело должно пройти его половину, а до этого — половину половины и т.д.; процесс такого деления бесконечен, поэтому тело вообще не может начать двигаться или, если оно уже движется, движение не может окончиться.


Эти и подобные им А. теперь признаются подлинными парадоксами, связанными, в частности, с описанием движения. А. близка к антиномии, но отличается от последней. Антиномия представляет собой обоснование двух несовместимых утверждений, одно из которых отрицает другое. А. же выдвигает и обосновывает положение, явно противоречащее опыту.
А. обычны и в современном мышлении. Всякий раз, когда принятая и хорошо апробированная теория вдруг резко расходится с достаточно твердо установленными фактами, можно говорить о возникновении затруднения, называвшегося в древности А. Напр., устойчивость мира является очевидным фактом. Одни и те же вещества постоянно выступают с одними и теми же свойствами, образуются одни и те же кристаллы, возникают одни и те же соединения и т.п. Вместе с тем, с т.зр. классической механики Ньютона, такая устойчивость является в принципе недостижимой. Н. Бор указывал, что именно размышление над данным затруднением заставило его отказаться от классической механики при объяснении внутреннего строения атома.
Это противоречие между тем, что дано в наблюдении, и тем, что предписывает ньютоновская механика, является типичной А.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

АПОРИЯ

        (греч. — затруднение, недоумение, от ? — отрицат. частица и — выход), трудноразрешимая проблема, связанная обычно с противоречием между данными наблюдения и опыта и их мысленным анализом. Наиболее известны А., восходящие к др.-греч. философу Зенону Элейскому. В А. «О множественности вещей» говорится о возможности мысленного представления вещей в виде множеств, причём Зенону приписывается мнение о противоречивости такого представления: поскольку для разделения двух вещей нужна третья вещь и

т. д., то каждая вещь может мыслиться в виде бесконечного множества вещей, но тогда она — вопреки очевидности — либо должна иметь бесконечные размеры (если составляющие вещи имеют размеры), либо вовсе не иметь размера (если таковы составляющие). А. «Дихотомия» (разделение на два): прежде чем пройти весь путь, движущееся тело должно пройти половину этого пути, а ещё до этого — четверть и т.д.; поскольку процесс такого деления бесконечен, то тело вообще не может начать двигаться (или движение не может окончиться). А. «Ахилл»: в противоречии с чувств. опытом быстроногий Ахилл не может догнать черепаху, т. к. пока он пробежит разделяющее их расстояние, она всё же успеет проползти некоторый отрезок, пока он будет пробегать этот отрезок, она ещё немного отползёт и
т.
д. А. «Стрела»: если считать, что пространство, время и процесс движения состоят из некоторых «неделимых» элементов, то в течение одного такого «неделимого» тело (напр., стрела) двигаться не может (ибо в противном случае «неделимое» разделилось бы), а поскольку «сумма покоев не может дать движения», то движение вообще невозможно, хотя мы его на каждом шагу наблюдаем.

        Эти и др. зеноновские А. подчёркивают относит. и противоречивый характер математич. описаний реальных процессов движения, необоснованность претензий на полную адекватность (изоморфизм; см. Изоморфизм и гомоморфизм) таких описаний и спорность привычных мнений об однозначной определённости фигурирующих в них понятий. Ни один из формализов. способов анализа и разрешения выявленных в А. противоречий, возникающих при отображении движения, не может претендовать на общепринятость. Проблематика, связанная с А., исследуется в тесной связи с

др. проблемами логики и теории познания.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

АПОРИЯ

(от греч. а – отриц. частица и porös – дорога, мост)

безвыходное положение, невозможность достигнуть разрешения проблемы, потому что в самом предмете или в употребляемых понятиях содержатся противоречия. См. также Антиномия, Скепсис.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

АПОРИЯ

(ἀπορία – затруднение, недоумение) – термин, часто обозначавший у древнегреч. философов трудно разрешимую или даже не могущую быть разрешенной проблему. У досократиков этот термин встречается редко и притом в смысле просто затруднения или трудности вообще. Впервые отчетливый филос. смысл этот термин получает у Платона (Phaed. 84 С; Phileb. 15 С), к-рый употребляет его и в смысле сомнения и затруднения, и в смысле постановки трудноразрешимой проблемы. Таковы, напр., места в Soph. 238 А, 249 D. У Аристотеля дается точное определение А.: она есть «равенство (равнозначность) противоположных заключений» (Тор. VI 6, 145 в 2). Аристотель понимал здесь под А. то, откуда начинается исследование предмета. Так, с А. он начинал исследование о душе (De an.

I 2, 403 в 20), о времени (Phys. IV 10, 217 в 30) или о месте (там же, V 1, 208 а 34). Для каждого исследования существуют свои собственные А. (Eth. Eud. Ι 3, 1215 а 3). Несколько другой смысл вносится в этот термин, когда говорят об апориях Зенона. Хотя у самого Зенона Элейского термин этот не употреблялся, но отнесение его к зеноновым доказательствам невозможности движения предполагает, что А. есть неразрешимое противоречие. В таком же смысле говорят и об А. у греч. скептиков (см. Скептицизм), отрицающих познаваемость вещей. Понятие А. явилось, т.о., одной из форм проявления диалектич. тенденции в др.-греч. философии.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

АПОРИЯ

    АПОРИЯ (греч. ?πορία—ηатруднение, безвыходное положение от ά — отрицательная частица и πόρος — выход) — понятие древнегреческой философии для обозначения трудно- или неразрешимой проблемы. Досократики употребляли термин “апория” как синоним затруднения, однако отчетливый философский смысл апория приобретает у Платона как постановка трудноразрешимой проблемы, а также у Аристотеля как “равенство противоположных друг другу доводов” (Топика, VI, 6, 145 b 2). Согласно последнему, каждое исследование должно начинаться со своей апории.

    В истории философии понятие “апория” оказалось неразрывно связано со знаменитыми рассуждениями Зенона Элеиского (хотя сам он этот термин не употреблял), которыми он доказывал немыслимость движения — “Дихотомия”, “Ахиллес и черепаха”, “Стрела”, “Стадион”. Напр., согласно апории “Дихотомия” движение не может начаться, потому что движущийся предмет, прежде чем дойти до конца пути, должен будет дойти до половины, но чтобы дойти до половины, он должен дойти до половины половины пути и так до бесконечности. Т. о., если пространство бесконечно и непрерывно делимо, то движение не сможет начаться. Но если пространство прерывно, движение все равно невозможно, что доказывает апория, “Стрела”: летящая стрела покоится, поскольку движущийся предмет всегда занимает равное самому себе место, т.

е. каждый данный момент в этом месте покоится, а потому и вообще неподвижен. Апории возникают на основе диалектического противоречия—прерывности и непрерывности пространства и времени. Особенно активно апории использовались скептиками для доказательства невозможности какого-либо суждения. См. ст. Зенон Элейский и лит. к ней.

    О. В. Суворов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

.

Нужен реферат?

Синонимы:

беспомощность, затруднение, парадокс, проблема, противоречие, смущение, трудность

  • АПОЛОГИЯ
  • АППЕРЦЕПЦИЯ

Полезное


АПОРИЯ — это что такое АПОРИЯ

(от греч. aporia — затруднение, недоумение, от а — отрицательная частица и poros — выход)

        термин, которым древнегреческие философы обозначали трудноразрешимые или неразрешимые проблемы (чаще всего связанные с противоречиями между данными наблюдения и опыта и попытками их мысленного анализа). Наиболее известны А., исходящие от Зенона Элейского (См. Зенон Элейский) (5 в. до н. э.) (излагаемые в различных позднейших редакциях, зачастую противоречащих одна другой, т.к. подлинные аргументы самого Зенона не сохранились). А. «против множественности вещей» ставит вопрос о возможности мысленного представления вещей в виде множеств. Зенону приписывается мнение, что подобное представление невозможно вследствие своей противоречивости: если вещь есть множество, то она есть бесконечное множество, т.к. для разделения двух вещей нужна третья вещь и т.д.; но тогда вещь конечных размеров должна либо иметь бесконечные размеры (если составляющие её вещи имеют размеры), либо не иметь размеров (если составляющие её вещи не имеют размеров). В этой А. проявляется т. н. «парадокс меры», указывающий на трудности логически непротиворечивого представления протяжённых величин в виде совокупности нульмерных точек, (В другой версии этой А. констатируется противоречие между утверждениями о конечности и бесконечности множества реально существующих вещей, причём оба утверждения в равной степени могут считаться мотивированными. ) А. «Дихотомия», «Ахиллес», «Стрела», «Стадий» посвящены трудностям, связанным с понятием движения. «Дихотомия» (разделение на два): прежде чем движущееся тело пройдет весь путь, оно должно пройти половину пути, а до этого — четверть и т.д.; но поскольку этот процесс мысленного деления бесконечен, то движение никогда не может начаться (другой вариант той же А. приводит к выводу, что движение не может закончиться). Возникшее противоречие ставит вопрос о корректности отображения понятий пространства, времени и движения посредством математической абстракций точки, отрезка и о спорности различных абстракций бесконечности, В одной из популярнейших А.— «Ахиллесе» анализируется противоречие между очевидными данными чувственного опыта и рассуждением, согласно которому быстроногий Ахиллес не может догнать черепаху, т.к. пока он пробежит разделяющее их расстояние, черепаха успеет все же пройти некоторый отрезок, пока Ахиллес будет пробегать этот отрезок, черепаха отползёт ещё немного дальше, и т. д. А. «Стрела» указывает на трудности отображения движения, возникающие с принятием «атомистических» концепций: если считать, что пространство, время и сам процесс движения состоят из некоторых «неделимых» элементов, то в течение одного такого «неделимого» тело не может двигаться (иначе «неделимое» «разделится») а значит, оно не сможет двигаться и вообще (сумма «покоев» не может образовать движения) т. е. летящая стрела «на самом деле» покоится.

         Зеноновские А. подчёркивают относительный и противоречивый характер математических описаний реальных процессов движения, необоснованность претензий на «адекватность» («изоморфизм») каких бы то ни было математических отображений физических процессов и, наконец, спорность устоявшихся мнений об однозначной определённости таких фигурирующих в них понятий, как, например натуральный ряд чисел. В частности, логические коллизии, зафиксированные в «Дихотомии» и «Ахиллесе» можно объяснить необоснованностью того «очевидного» допущения что последовательности точек фигурирующих в этих А. , и их мысленные образы, т. е. номера этих точек, задают один и тот же натуральный ряд (уверенность в бесспорности этого допущения была подорвана открытием т. н. нестандартных, т. е. неизоморфных друг другу, моделей арифметики натуральных чисел, см. Формальная арифметика).

         Ни один из предлагаемых в настоящее время путей разрешения возникающих в А. противоречий не может считаться общепринятым; проблематика, связанная с А., продолжает интенсивно обсуждаться, в том числе и в работах советских учёных. Влияние зеноновских А. отчётливо прослеживается, например, в тезисах античного Скептицизма, в т. н. Антиномиях чистого разума И. Канта. Вообще анализ А., являющихся своего рода отрицательным выражением диалектики взаимоотношения реального мира и его отражения в мышлении, оказал значит. воздействие на последующее развитие логики и теории познания.

         Лит: Яновская С. А., Апории Зенона Элейского и современная наука, в кн. Философская энциклопедия, т. 2, М., 1962, с. 170-74; её же, Преодолены ли в современной науке трудности, известные под названием «Апорий Зенона»?, в сборнике: Проблемы логики, М., 1963, с. 116—36; Петров Ю. А., Логические проблемы абстракций бесконечности и осуществимости, М., 1967; Френкель А. и Бар-Хиллел И., Основания теории множеств, пер. с англ., М., 1966, с. 23, 26-27 (библ. и прим. ред.).

         Ю. А. Гастев, В. А. Костеловский, Ю. А. Петров.

Апория – Теория литературы и критика

Автор НАСРУЛЛА МАМБРОЛ в • ( 0 )

Слово «апория» первоначально произошло от греческого, которое в философии означало философскую загадку или состояние загадки, а также риторически полезное выражение сомнения. В современном теоретическом языке этот термин больше ассоциировался с деконструктивной критикой, особенно с дерридовской теорией различия, как реакция на структуралистские интерпретации текстов, обозначая «точку неразрешимости, которая определяет место, в котором текст наиболее явно подрывает свою значимость».

собственную риторическую структуру, демонтирует или деконструирует саму себя» (Деррида).

Апория предполагает «тупик», узел или внутреннее противоречие, встречающееся в любом тексте, непреодолимый тупик или «двойную связь» несовместимых или противоречивых значений, которые «неразрешимы». Деррида, например, цитирует внутренние противоречия в использовании Жан-Жаком Руссо слов «культура» и «природа», демонстрируя, что чувство невинности Руссо в отношении «я» (в природе) уже испорчено концепцией культуры (и существования) и наоборот. Деррида также описал парадоксы, поражающие такие понятия, как даяние, гостеприимство, прощение и скорбь. Он утверждает, что условие их возможности одновременно является также и условием их невозможности.

Многие из апорий, «раскрытых» Деррида, как таковые уже давно встречались неогегелевскими философами, связывающими феномены с их различными абсолютами. Все тексты разрушают или демонтируют философскую систему, которой они придерживаются, обнаруживая свою парадоксальную природу; они подрывают все виды определенных прочтений, и столкновение между референциальным, или буквальным, и риторическим, или фигуративным, уровнями дискурса неизбежно приводит к апории. Другими словами, разрыв или лакуна между тем, что текст хочет сказать, и тем, что он должен означать, создает апорию.

Кристофер Норрис в своей широко обсуждаемой книге о Деррида представляет ключевую черту деконструкции как «поиск тех апорий, слепых пятен или моментов внутреннего противоречия, когда «текст невольно выдает напряжение между риторикой и логикой, между тем, что это явно означает сказать и то, что, тем не менее, оно должно означать». По мнению некоторых критиков, понятие апории соответствует седьмому типу вербальных трудностей Уильяма Эмпсона в литературе, который возникает, когда «в тексте существует непримиримый конфликт смысла».

Нравится:

Нравится Загрузка…


‹ Деконструкция

Йельские критики ›


Категории: Деконструкция, Лингвистика, Литературная критика, Теория литературы, Постструктурализм, Без рубрики

Статистика блога

  • 16 621 637 Просмотров

Статей/Электронных книг/Лекций

Научные статьи.

Научные статьи. 202) Канадская литература (3) Теория хаоса (1) Китайская литература (14) Комиксы (1) Теория сложности (2) Криминальная фантастика (4) Критическая расовая теория (2) Критическая теория (2) CUCET (4) Культурный материализм ( 4) Культурология (20) Киберкритика (2) кибернетика (4) Далитская литература (3) Деконструкция (21) Детективный роман (1) Детективные романы (14) Критика диаспоры (3) Цифровая теория (3) Исследования инвалидности (2) Дискурс (2)Драматическая критика  (129)Экокритика  (4)Экофеминизм  (3)Электронная литература  (1)ЭЛИЗАБЕХСКАЯ ПОЭЗИЯ И ПРОЗА  (2)Эпистолярные романы  (3)Шпионские романы  (1)Этнические исследования  (2)Европейская литература  (7)Экзистенциализм  (4)Экспериментальные романы (11) )Романы-фэнтези  (8)Феминизм  (45)Теория кино (6)Французская литература  (17)Романы о геях и лесбиянках  (6)Гендерные исследования  (37)Немецкая литература  (26)Исследования девичества   (2)Исследования глобализации  (1)Готическая литература ( 3) Историческая фантастика (1) История английской литературы (20) Литература о Холокосте (1) Романы ужасов (2) HSST (3) Исследования человека и животных (1) Венгерская литература (1) Индийская письменность на английском языке (6) Иранская литература ( 2)Ирландская литература  (14)Израильская литература  (1)Итальянская литература  (7)Японская литература (8)Журнал  (1)Университет Каннур  (2)Университет Кералы  (1)Латиноамериканская литература  (27)Юридический триллер (1)Лесбиянки и геи Критика  (1)Лингвистика  (15)Литературная критика  (61)Литературные термины и приемы  (22)Литературная теория  (62)Литература  (1 110)Магия Реализм (10)Марксизм  (25)MCQ  (2)Теория медиа  (2)Мужские исследования  (2)Миграционная литература  (1)Модернизм  (38)Дистективы  (21)Мифокритицизм  (5)Теория нарратива  (2)Натурализм  (2) Новая критика  (15)Новый историзм  (9)Новозеландская литература  (1)Анализ романов  (260)Исследования перформанса  (1)Феноменология  (3)Философия  (77)Пикаресные романы  (2)Поэзия  (93)Популярная культура  (4)Порноведение  (1)Постмарксизм (4) Постправда (1) Постколониализм (26) постгуманизм (7) Постмодернизм (27) Постструктурализм (12) PSC (1) Психоанализ (21) Психологические романы (13) Квир-теория (8) Расовая теория (2) Критика реакции читателя (13) )Реализм  (3)Исследования  (1)Романтизм  (19)Русский формализм  (5)Русская литература  (12)Наука  (6)Научная фантастика  (6)Саморефлексивные романы   (4)Семиотика  (11)Рассказ  (532)Социология (10) Испанская литература (6) Спектральная критика (1) Структурализм (18) Стилистика (1) Наблюдения (2) Технокритика (5) Технофеминизм (1) Телевизионные исследования (1) Текстуальная критика (2) Театроведение (2) Трансгендерность Исследования  (2)Переводоведение  (2)Теория травм  (2)Турецкая литература  (1)UGC CBSE NET  (21)Без категории  (38)Университет Каликута  (7)Утопическая литература  (1)Vampire Na ративы  (4)Викторианская литература  (3)Литература на идиш  (1)Художественная литература для молодежи  (3)

Архивы

Архивы Выберите Месяц Октябрь 2022 (155) Сентябрь 2022 (91) Август 2022 (2) Июль 2022 (22) Июнь 2022 (23) Май 2022 (13) Апрель 2022 (37) Февраль 2022 (3) Январь 2022 (2) Декабрь 2021 ( 1) октябрь 2021 (2) сентябрь 2021 (2) август 2021 (1) июль 2021 (2) июнь 2021 (52) май 2021 (126) апрель 2021 (28) март 2021 (5) февраль 2021 (82) январь 2021 ( 9) декабрь 2020 (12) ноябрь 2020 (29) октябрь 2020 (38) сентябрь 2020 (25) август 2020 (14) июль 2020 (136) июнь 2020 (62) май 2020 (11) апрель 2020 (38) январь 2020 ( 1) декабрь 2019 г. (6) ноябрь 2019 г. (12) октябрь 2019 г. (2) сентябрь 2019 г. (3) август 2019 г. (5) июль 2019 г. (10) июнь 2019 г. (8) май 2019 г. (61) апрель 2019 г. (48) март 2019 г. (33) февраль 2019 г. (2) январь 2019 г. (14) декабрь 2018 г. (16) ноябрь 2018 г. (6) октябрь 2018 г. (7) сентябрь 2018 г. (2) август 2018 г. (16) июль 2018 г. (32) июнь 2018 г. (33) май 2018 г. (30) апрель 2018 г. (8) март 2018 г. (16) февраль 2018 г. (14) январь 2018 г. (21) декабрь 2017 г. (25) ноябрь 2017 г. (31) октябрь 2017 г. (19) сентябрь 2017 г. (6) август 2017 г. (1) июль 2017 г. (11) июнь 2017 г. (18) май 2017 г. (20) апрель 2017 г. (15) март 2017 г. (3) февраль 2017 г. (4) декабрь 2016 г. (21) ноябрь 2016 г. (10) октябрь 2016 г. (11) сентябрь 2016 г. (2) июнь 2016 г. (1) май 2016 г. (6) апрель 2016 г. (37) март 2016 г. (59)

Апория — Citizendium


Основной артикул
Обсуждение
Статьи по теме   [?]
Библиография   [?]
Внешние ссылки   [?]
Версия для цитирования   [?]

   

   

Эта редактируемая основная статья в разработке и подлежит отказу от ответственности .

[изменить введение]

Содержание этой страницы создано в Википедии и еще не было значительно улучшено. Авторам предлагается заменить и добавить материал, чтобы сделать эту статью оригинальной.

Апория (греч. ἀπορία: тупик ; отсутствие ресурсов ; недоумение ) обозначает в философии философскую загадку или состояние замешательства, а в риторике риторически полезное выражение сомнения.

Философия

В философии апория — это философская загадка или кажущийся неразрешимым тупик в исследовании, часто возникающий как набор предпосылок, которые, хотя и правдоподобны по отдельности, противоречивы. Это может также означать состояние недоумения или растерянности из-за такой загадки или тупика. Понятие апории в основном встречается в греческой философии, но оно также играет роль в философии Деррида.

Ранние диалоги Платона часто называют его «апоретическими» диалогами, потому что они обычно заканчиваются апорией. В таком диалоге Сократ расспрашивает своего собеседника о природе или определении понятия, например добродетели или мужества. Затем Сократ посредством эленктической проверки показывает своему собеседнику, что его ответ неудовлетворителен. После ряда таких неудачных попыток собеседник признается, что находится в апории по поводу рассматриваемого понятия, что он не знает, что это такое. У Платона Meno (84), Сократ описывает очистительный эффект от доведения кого-либо до апории: он показывает того, кто просто думал, что знает что-то, чего он на самом деле не знает, и вселяет в него желание исследовать это.

В Метафизике Аристотеля апория играет роль в его методе исследования. В отличие от рационалистического исследования, которое начинается с 90 093 априорных 90 100 принципов, или эмпирического исследования, которое начинается с 90 093 tabula rasa 90 100, Аристотель начинает и направляет свое исследование в Метафизика , исследуя различные существующие апории, опираясь, в частности, на то, что озадачивало его предшественников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *