Княгиня ольга кого сожгла: Сказания о Русской земле. «Месть княгини Ольги древлянам»

«Взятие Царьграда» княгиней Ольгой / Православие.Ru

Приём Ольги Константином Багрянородным (миниатюра Радзивилловской летописи)

Древней Руси на заре ее истории повезло на умных и энергичных правителей. Это показал Олег. Это же подтвердил и Игорь.

После смерти великого воителя Олега непрочная Русь стала распадаться: восстали древляне, стремящиеся отложиться от Киева, к ее границам подошла новая тюркская орда печенегов. Но Игорь решительными действиями предотвратил обе опасности. Древляне были вновь завоеваны и обложены данью, так что Игорь стал для них главным врагом. С печенегами же князь сумел договориться. Прошли те времена, когда конница степняков беспрепятственно рыскала по славянским селениям. Теперь им навстречу вышла сильная русская рать, и печенеги почли за благо заключить мир.

При Игоре произошло дальнейшее объединение восточнославянских племен. В состав Руси вошло юго-западное племя уличей. В правление Игоря появилось и официальное название Руси – Русская земля. Именно так именовалось восточнославянское государство в договорах Руси с греками. Теперь все русские земли, кроме вятичей, платили дань Киеву.

К тому времени Игорь, уже зрелый человек, был женат на «варяжке» Ольге, которая принадлежала к знатной семье. В некоторых сказаниях говорится, что Игорь увидел ее, когда охотился в псковских лесах, совсем юной, и был пленен красотой и умом девушки. Тогда на Руси еще не было практики заключения княжеских браков с особами только княжеской или королевской крови, и Ольга стала женой великого князя. Поразительно и другое: при обычае на Руси многоженства, нет известий о том, что Игорь имел кроме Ольги и иных жен. Уже это говорит не только о его любви и преданности своей единственной жене, но и об их исключительных человеческих качествах.

Имя будущей просветительницы Руси и ее родину «Повесть временных лет» впервые называет в статье о женитьбе Игоря: «и привели ему жену из Пскова, именем Ольгу».

Иоакимовская летопись уточняет, что принадлежала она к роду князей изборских, одной из забытых древнерусских княжеских династий, которых было на Руси в X–XI веках не меньше двадцати, но все они со временем были вытеснены Рюриковичами или сроднились с ними посредством браков. Некоторые из династий были местного, славянского происхождения, другие – пришлые, варяжские. Известно, что скандинавские конунги, приглашенные на княжение в русские города, неизменно принимали русский язык, часто – русские имена и быстро становились настоящими русскими как по образу жизни, так и по мировоззрению и даже по физическому облику.

Так и супругу Игоря звали варяжским именем Хельга, в русском окающем произношении – Ольга, Вольга. Женское имя Ольга соответствует мужскому Олег, что значит «святой». Хотя языческое понимание святости совершенно отлично от христианского, но и оно предполагает в человеке особый духовный настрой, целомудрие и трезвение, ум и прозорливость.

Раскрывая духовное значение имени, народ прозвал Олега Вещим, а Ольгу – Мудрой.

Сразу же после гибели князя Игоря во время полюдья – сбора дани с древлян, его заклятых врагов, – могучее, казалось, государство, оказалось на грани развала. В Киеве оставалась жена Игоря Ольга (?–969) с малолетним наследником князем Святославом (?–972). Древляне отделились от Киева и перестали уплачивать дань. Однако русская верхушка сплотилась вокруг Ольги и не только признала ее права на престол, точнее регентство до совершеннолетия сына, но и безоговорочно поддерживала княгиню во всех ее начинаниях.

К тому времени Ольга находилась в расцвете своих физических и духовных сил. О ее красоте и уме рассказывали легенды и на Руси, и в окрестных странах, в том числе в Византии.

С первых шагов своего правления Ольга проявила себя как решительная, властная, дальновидная и суровая правительница. Прежде всего, она отомстила древлянам за смерть мужа – князя Игоря.

Летопись рассказывает, что древляне решили посватать вдовую княгиню за своего князя Мала и направили посольство в Киев. В этом предложении во времена племенного права был свой смысл. Вдове предлагали возмещение – нового мужа, с тем, чтобы она не мстила за убитого. И Ольга сделала вид, что принимает сватов с почестями. Она предложила им явиться на следующий день на княжеский двор, сидя в ладьях, которые торжественно должны были нести княжеские дружинники. Сама же заранее приказала выкопать близ своего дворца глубокую яму, и, когда кичившихся честью послов внесли на княжеский двор, приказала сбросить их в эту яму и закопать живьем.

Тут же Ольга потребовала присылки второго посольства. Его ждала не менее страшная участь. На Руси прежде, чем начать переговоры, послам зачастую предлагали принять баню, что было одновременно и знаком заботы – отдохновением от дальней дороги, и ритуальным очищением перед встречей с правителем. Едва послы приступили к омовению, как двери в баню были заперты и она запылала. Послов сожгли живьем.

Наконец, Ольга сама двинулась в древлянскую землю для того, чтобы, как она уверяла древлян, справить по мужу языческую тризну и поплакать на его могиле. Когда древлянские бояре изрядно выпили хмельного меда, Ольга приказала своим дружинникам зарубить их здесь же, у подножия кургана, где был захоронен ее муж.

Язычница Ольга отомстила язычникам-древлянам по-язычески, ритуально. Эта тройная месть воспроизводила восточнославянские погребальные обряды. Похороны в ладье издавна были приняты у руссов. Кремация – сжигание – в то время практиковалась по всем русским землям. Также в древности были приняты и человеческие жертвоприношения на поминальной тризне по вождю или князю.

Лишь после этого Ольга двинула на главный город древлян Искоростень свое войско. В открытом бою древляне были разгромлены. Летопись рассказывает, что сражение начал маленький Святослав, метнув свое копье в сторону врага. Древляне бежали и заперлись за стенами города. Несколько месяцев осаждали киевляне отчаянно сопротивлявшийся Искоростень и захватили его лишь при помощи хитрости. Они запросили у древлян легкую дань: по три воробья и по три голубя от каждого двора, обещая после этого уйти восвояси. Как только дань была доставлена, киевляне привязали к лапкам птиц тлеющие труты и выпустили их на волю, в свои гнезда – под крыши домов, сараев, амбаров. Скоро город запылал, и тут же осаждающие пошли на приступ.

Борьба за единство Руси, за подчинение единому центру – Киеву – раздираемых взаимной враждой племен и княжеств прокладывала путь к окончательной победе христианства в Русской земле. За Ольгой, еще язычницей, стояла церковная община и ее небесный покровитель пророк Божий Илия, пламенной верой и молитвой сводивший огонь с неба. И победа Ольги над древлянами, несмотря на суровость победительницы, была победой новых – христианских и созидательных сил в Русском государстве над силами языческими – темными и разрушительными.

На побежденных древлян Ольга вновь наложила тяжелую дань. Единство государства было восстановлено. Детей казненного князя Мала – Добрыню и Малушу – Ольга взяла к себе на воспитание.

Но не только жестокими наказаниями и силой утвердила свою власть Ольга на Руси. Как умная и дальновидная правительница она понимала, что прежнее полюдье с его насилиями, порой с неограниченными поборами вызывает в людях недовольство, а это грозит самому существованию молодого государства. И великая княгиня пошла на реформы – она изменила систему сбора дани, начав с древлянской земли. Теперь для подданных были определены твердые нормы дани и указаны специальные места – погосты, куда дань ежегодно должна была свозиться самим населением. Там ее принимали представители княжеской администрации и отправляли в Киев. Затем Ольга двинулась с дружиной по другим русским землям и повсюду устанавливала новые нормы, их на Руси назвали уроками, и учреждала погосты. Это был конец полюдья и начало организованной системы обложения налогами.

Так, согласно летописи, конфликт между властью и подданными завершился тем, что государство сделало еще один шаг в своем развитии.

Устроенные Ольгой погосты, являясь финансово-административными и судебными центрами, представляли прочную опору княжеской власти на местах. Будучи прежде всего, по самому смыслу слова, центрами торговли и обмена («гость» – купец), собирая и организуя вокруг себя население, погосты стали важнейшей ячейкой этнического и культурного объединения русского народа.

Позже, когда Ольга стала христианкой, по погостам стали воздвигать и первые храмы. После крещения Руси при святом Владимире погост и храм (приход) стали неразрывными понятиями. (Лишь впоследствии от существовавших возле храмов кладбищ появилось словоупотребление «погост» в смысле «кладбище».)

Много трудов приложила княгиня Ольга для усиления оборонной мощи страны. Города застраивались и укреплялись. Вышгороды (или детинцы, кромы) обрастали каменными и дубовыми стенами (забралами), ощетинивались валами, частоколами.

Сама княгиня, зная, сколь враждебно относились многие к идее укрепления княжеской власти и объединения Руси, жила постоянно «на горе», над Днепром, за надежными забралами киевского Вышгорода (Верхнего города), окруженная верной дружиной. Две трети собранной дани, по свидетельству летописи, она отдавала в распоряжение киевского веча, третья часть шла «к Ольге, на Вышгород» – на нужды ратного строения.

Установив порядок на Руси, Ольга обратилась к внешней политике. Ей надо было показать, что времена смуты не поколебали силу и международный авторитет Руси. Ко времени Ольги историки относят установление первых государственных границ России на западе, с Польшей. Богатырские заставы на юге сторожили мирные нивы киевлян от народов Дикого поля. Чужеземцы спешили в Гардарику («страну городов»), как называли они Русь, с товарами и рукодельями. Шведы, датчане, немцы охотно вступали наемниками в русское войско. Ширились зарубежные связи Киева. Это способствовало развитию каменного строительства в городе, начало которому положила княгиня Ольга.

Новое русское правительство стремилось подтвердить старые договоры с соседями, развивать торговые н политические отношения с другими странами и прежде всего с Византийской империей, одним из самых сильных и авторитетных государств в тогдашнем мире.

Но не только укрепление государственности и развитие хозяйственных форм народной жизни привлекало внимание мудрой княгини. Еще более насущным представлялось ей коренное преобразование религиозной жизни Руси, духовное преображение русского народа. Русь становилась великой державой. Лишь два европейских государства могли в те годы соперничать с нею в значении и мощи: на востоке Европы – древняя Византийская империя, на западе – королевство саксов.

Опыт обеих стран, обязанных своим возвышением духу христианского учения, религиозным основам жизни, показывал ясно, что путь к будущему величию Руси лежит не столько через военные, но прежде всего и преимущественно через духовные завоевания и достижения.

Поручив Киев подросшему сыну Святославу, княгиня Ольга летом 954 года отправилась с большим флотом в Царьград. Это было мирное «хождение», сочетавшее задачи религиозного паломничества и дипломатической миссии, но политические соображения требовали, чтобы оно стало одновременно проявлением военного могущества Руси на Черном море, напомнило гордым ромеям о победоносных походах как Аскольда, так и Олега, прибившего в 907 году свой щит на вратах Царьграда.

Результат был достигнут. Появление русского флота на Босфоре создавало необходимые предпосылки для развития дружеского русско-византийского диалога. Ольга была принята по самому высокому рангу. Знаменитый византийский император, писатель, крупный дипломат Константин VII Багрянородный дал в ее честь обед. Состоялся прием княгини и императрицей. В ходе бесед император и Ольга подтвердили действие прежнего договора, заключенного еще князем Игорем, и военный союз двух государств. Этот союз отныне был направлен против Хазарии и Арабского халифата, чьи армии наступали на Византию с Востока.

В свою очередь, южная столица поразила суровую дочь Севера разнообразием красок, великолепием архитектуры, смешением языков и народов мира. Но особенное впечатление производило богатство христианских храмов и собранных в них святынь. Царьград, «царствующий град» Византийской империи, еще при самом основании (точнее, возобновлении в 330 году) посвященный равноапостольным Константином Великим Пресвятой Богородице (это событие праздновалось в Константинопольской Церкви 11 мая и перешло оттуда в русские месяцесловы), стремился во всем быть достойным своей небесной покровительницы. Русская княгиня присутствовала за богослужением в лучших храмах Константинополя – святой Софии, Влахернской церкви и других.

Важным вопросом переговоров Ольги в Константинополе стало крещение русской княгини.

К концу IX – началу X века почти все крупные государства Западной Европы, а также часть народов Балканского полуострова и Кавказа приняли христианство. Одни сделали это под напором папского Рима, другие под воздействием Византийской империи, которые соперничали между собой в том числе и за право крестить народы, а значит распространять свое влияние. Христианство приобщало государства и народы к новой цивилизации, обогащало их духовную культуру, поднимало на более высокий уровень престиж крестившихся государственных деятелей. Не случайно народы Западной Европы, принявшие кущение на 300–600 лет раньше народов Восточной Европы, намного обогнали их и своем развитии. Но повсюду этот процесс был болезненным, так как означал отказ от языческой религии предков.

Ольга, будучи прозорливой правительницей, понимала, что дальнейшее укрепление страны невозможно без принятия христианства, без водительства Божия. Но она одновременно сознавала и силу язычества, приверженность к нему народа. Поэтому выбрала осторожный путь, решив креститься сама и тем самым подать пример остальным. Именно так сделали английские, а позднее шведские и норвежские короли. Вместе с тем ей было на кого опереться. В крупных городах среди купцов, горожан, части бояр было уже немало просвещенных людей, отошедших от язычества и ставших христианами.

К тому же для Ольги крещение было не только вопросом политики, но и ответом на многие вопросы совести. Она многое пережила: трагическую смерть мужа, кровавые расправу с врагами, сожжение столицы древлян – все это не проходит бесследно для человеческой души. А ведь Ольга всегда стремилась к праведности, старалась быть справедливой, гуманной, терпимой к людям.

Таинство крещения было совершено в Софийском соборе – главном храме Византии. Крестным отцом княгини Ольги стал сам император, а крестил ее Константинопольский патриарх Феофилакт. В крещении ей было наречено имя Елена в честь равноапостольной Елены, матери святого Константина, обретшей Честное древо креста Господня. Имя Елена носила и византийская императрица – жена Константина Багрянородного.

В назидательном слове, произнесенном по совершении обряда, патриарх Феофилакт сказал: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила свет. Благословят тебя русские люди во всех грядущих поколениях, от внуков и правнуков до отдаленнейших потомков твоих». Он наставил новопросвещенную княгиню в истинах веры, церковном уставе и молитвенном правиле, изъяснил заповеди о посте, целомудрии и милостыне. «Она же, – пишет преподобный Нестор Летописец, – склонила голову и стояла, словно губа напояемая, внимая учению, и, поклонившись патриарху, промолвила: “Молитвами твоими, владыко, да сохранена буду от сетей вражеских”».

Именно так, со слегка наклоненной головой, изображена святая Ольга на одной из фресок киевского Софийского собора, а также на современной ей византийской миниатюре в лицевой рукописи Хроники Иоанна Скилицы из Мадридской национальной библиотеки. Греческая надпись, сопровождающая миниатюру, называет Ольгу «архонтесою (то есть владычицей) руссов», «женою, Эльгою по имени, которая пришла к царю Константину и была крещена». В рукописи княгиня изображена в особом головном уборе, «как новокрещеная христианка и почетная диакониса Русской Церкви». Рядом с ней в таком же уборе новокрещеной – Малуша, впоследствии мать равноапостольного Владимира.

Такого ненавистника русских, каким был император Константин Багрянородный, непросто было заставить сделаться крестным отцом «архонтесы Руси». В русской летописи сохранились рассказы о том, как решительно и на равных разговаривала Ольга с императором и его окружением, удивляя собеседников духовной зрелостью и государственной мудростью, показывая, что русскому народу под силу воспринять и умножить высшие свершения греческого религиозного гения, лучшие плоды византийской духовности и культуры. Так святой Ольге удалось мирным путем «взять Царьград», чего до нее не смог сделать ни один полководец. По свидетельству летописи, сам император вынужден был признать, что «переклюкала» (перехитрила) его Ольга, а народная память, соединив предания о Вещем Олеге и Мудрой Ольге запечатлела эту духовную победу в былинном сказании «О взятии Царьграда княгиней Ольгой».

Константин Багрянородный в своем сочинении «О церемониях византийского двора», дошедшем до нас в единственном списке, оставил подробное описание церемоний, сопровождавших пребывание святой Ольги в Константинополе. Он описывает торжественный прием в знаменитой палате Магнавре под пение бронзовых птиц и рычание медных львов, куда Ольга явилась с огромной свитой из 108 человек (не считая людей из дружины Святослава), и переговоры в более узком кругу в покоях императрицы, и парадный обед в зале Юстиниана, где, по стечению обстоятельств, промыслительно встретились четыре «государственных дамы»: бабушка и мать равноапостольного Владимира (княгиня Ольга и ее спутница Малуша) восседали за одним столом с бабушкой и матерью его будущей супруги Анны (императрицей Еленой и ее невесткой Феофано).

Во время одного из приемов, рассказывает Константин Багрянородный, русской княгине было поднесено золотое, украшенное камнями блюдо. Святая Ольга пожертвовала его в ризницу Софийского собора, где его видел и описал в начале XIII века русский дипломат Добрыня Ядрейкович (впоследствии архиепископ Новгородский Антоний): «Блюдо великое златое служебное Ольги Русской, когда взяла дань, ходивши в Царьград; во блюде же Ольгином камень драгоценный, на том же камне написан Христос».

Что касается непосредственно дипломатического исхода переговоров, у святой Ольги были основания остаться недовольной ими. Добившись успеха в вопросах о русской торговле в пределах империи и подтверждении мирного договора с Византией, заключенного Игорем в 944 году, она не смогла, однако, склонить императора к двум важным для Руси соглашениям: о династическом браке Святослава с византийской царевной и об условиях восстановления существовавшей при Аскольде православной митрополии в Киеве.

После возвращения в Киев Ольга пыталась склонить к христианству и Святослава, но сын рос ярым язычником. Он, как и вся его дружина, поклонялся Перуну и отказал ей. Между матерью и сыном началось отчуждение.

Вместе с тем, несмотря на неудачу стараний об учреждении на Руси церковной иерархии, княгиня Ольга, став христианкой, ревностно предавалась подвигам христианского благовестия среди язычников и церковного строительства: «капища бесовские сокрушила и начала жить о Христе Иисусе». Она воздвигала храмы в Киеве, построила церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Витебске, а Живоначальной Троицы – в Пскове, над рекой Великой, на месте, указанном ей, по свидетельству летописца, свыше «лучом Трисиятельного Божества». Псков с того времени стал называться в летописях домом Святой Троицы.

Храм Софии – Премудрости Божией в Киеве был заложен вскоре по возвращении Ольги из Царьграда и освящен 11 мая 960 года. Этот день отмечался впоследствии в Русской Церкви как особый церковный праздник. Главной святыней Софийского храма стал святой крест, принесенный новой равноапостольной Еленой из Царьграда. Ее благословил им Константинопольский патриарх. Крест, по преданию, был вырезан из цельного куска Животворящего древа Господня. На кресте была надпись: «Обновися Русская земля святым крестом, его же прияла Ольга, благоверная княгиня».

Святая Ольга много сделала для увековечения памяти первых русских исповедников имени Христова: над могилой Аскольда она воздвигла Никольский храм, где была впоследствии и сама похоронена, над могилой Дира – Софийский собор, который, простояв полвека, сгорел в 1017 году. Ее потомок Ярослав Мудрый на этом месте построил позже, в 1050 году, церковь святой Ирины, а святыни Софийского Ольгиного храма перенес в каменный храм того же имени – доныне стоящую Софию Киевскую, заложенную в 1017 году и освященную около 1030 года. В Прологе XIII века об Ольгином кресте сказано: «Иже ныне стоит в Киеве во Святой Софии в алтаре на правой стороне». Разграбление киевских святынь, продолженное после татаро-монголов литовцами, которым город достался в 1341 году, не пощадило и его. При Ягайле в период Люблинской унии, объединившей в 1384 году Польшу и Литву в одно государство, Ольгин крест был похищен из Софийского собора и вывезен католиками в Люблин. Дальнейшая судьба его неизвестна.

Тем временем в Киеве среди бояр и дружинников нашлось немало людей, которые, возненавидели княгиню Ольгу, строившую храмы. Ревнители языческой старины все смелее поднимали голову, с надеждой взирая на подраставшего Святослава, решительно отклонившего уговоры матери принять христианство и даже гневавшегося на нее за это. Нужно было спешить с задуманным делом крещения Руси. Коварство Византии, не торопившейся дать Руси правильное христианское устроение, было на руку язычникам. В поисках решения святая Ольга обратила взоры на Запад. Никакого противоречия здесь нет. Ольга принадлежала еще к неразделенной Церкви и не имела возможности вникать в богословские тонкости греческого и латинского вероучения. Противостояние Запада и Востока представлялось ей прежде всего политическим соперничеством, второстепенным по сравнению насущной задачей – созданием Русской Церкви, христианским просвещением Руси.

Под 959 годом немецкий хронист, именуемый «продолжатель Регинона», записывает: «Пришли к королю послы Елены, королевы руссов, которая крещена в Константинополе, и просили посвятить для сего народа епископа и священников». Король Оттон, будущий основатель Германской империи, охотно откликнулся на просьбу Ольги, но повел дело не спеша, с чисто немецкой основательностью. Лишь на Рождество следующего, 960 года епископом Русским был поставлен Либуций, из братии монастыря святого Альбана в Майнце. Но он вскоре умер (в 961 году). На его место был посвящен Адальберт Трирский, которого Оттон, «щедро снабдив всем нужным», отправил, наконец, на Русь. Трудно сказать, что случилось бы, не промедли король так долго, но когда в 962 году Адальберт появился в Киеве, он «не успел ни в чем том, за чем был послан, и видел свои старания напрасными». Хуже того, на обратном пути «некоторые из его спутников были убиты, и сам епископ не избежал смертной опасности».

Оказалось, что за прошедшие два года, как и предвидела Ольга, в Киеве совершился переворот в пользу сторонников язычества и, не став ни православной, ни католической, Русь вообще раздумала принимать христианство. Язычники сплотились вокруг Святослава, которому к тому времени было уже около 20 лет. Языческая группа устранила Ольгу от влияния на дела Руси. Всю полноту власти взял молодой Святослав.

Языческая реакция проявилась настолько сильно, что пострадали не только немецкие миссионеры, но и некоторые из киевских христиан, крестившихся с Ольгой в Царьграде. По приказу Святослава был убит племянник княгини Ольги Глеб и разрушены некоторые построенные ею храмы. Здесь не обошлось без тайной византийской дипломатии: настроенные против Ольги и встревоженные возможностью усиления Руси за счет союза с Оттоном, греки предпочли поддержать язычников. Это произошло в том же 962 году. Но провал миссии Адальберта имел промыслительное значение для будущего Русской Православной Церкви, избежавшей папского пленения.

Святой Ольге оставалось смириться с происшедшим и полностью уйти в дела личного благочестия, предоставив бразды правления язычнику Святославу. С ней по-прежнему считались, к ее государственной мудрости неизменно обращались во всех трудных случаях. Когда Святослав отлучался из Киева, а он большую часть времени проводил в походах и войнах, управление государством вновь поручалось княгине-матери. Но вопрос о крещении Руси был временно снят с повестки дня, и это, конечно, огорчало святую Ольгу, считавшую Христово благовестие главным делом своей жизни.

Она кротко переносила скорби и огорчения, старалась помогать сыну в государственных и военных заботах, в его героических замыслах. Победы русского войска были для нее утешением, особенно разгром давнего врага Русского государства – Хазарского каганата. Дважды, в 965 и в 969 году, прошли войска Святослава по землям «неразумных хазаров», навсегда сокрушив могущество иудейских властителей Приазовья и Нижнего Поволжья. Следующий мощный удар был нанесен по мусульманской Волжской Болгарии, потом пришла очередь Болгарии Дунайской. Восемьдесят городов по Дунаю было взято киевскими дружинами. Одно беспокоило Ольгу: как бы, увлекшись войной на Балканах, Святослав не забыл о Киеве.

Весной 969 года Киев осадили печенеги, «и нельзя было вывести коня напоить – стояли печенеги на Лыбеди». Русское войско было далеко – на Дунае. Послав к сыну гонцов, святая Ольга сама возглавила оборону столицы. Святослав, получив известие, вскоре прискакал в Киев, «приветствовал мать свою и детей и сокрушался, что случилось с ними от печенегов». Но, разгромив кочевников, воинствующий князь вновь стал говорить матери: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – там середина земли моей». Святослав мечтал о создании огромной славянской державы от Дуная до Волги, которая объединила бы Русь, Болгарию, Сербию, Причерноморье и Приазовье и простерла свои пределы до самого Царьграда. Мудрая Ольга понимала, что при всем мужестве и отваге русских дружин им не справиться с древней империей ромеев – Святослава ждала неудача. Но сын не слушал предостережений матери. Тогда святая Ольга сказала: «Видишь, я больна. Куда хочешь уйти от меня? Когда похоронишь меня, отправляйся куда захочешь».

Дни ее были сочтены, труды и скорби подорвали ее силы. 11 июля 969 года святая Ольга скончалась, «и плакали по ней плачем великим сын ее, и внуки, и все люди». Последние годы, среди торжества язычества, ей, когда-то независимой владычице, принявшей крещение от самого патриарха в столице православия, приходилось тайно держать при себе священника, чтобы не вызвать новой вспышки антихристианского фанатизма. Но перед смертью она запретила совершать над ней языческие тризны и завещала открыто похоронить ее по православному обряду. Пресвитер Григорий, который был с нею в 957 году в Константинополе, в точности выполнил ее завещание.

Святая Ольга жила, умерла и была погребена как христианка. Бог прославил святую труженицу, «начальницу веры» в Русской земле чудесами и нетлением мощей. Иаков Мних через 100 лет после ее смерти писал в своей «Памяти и похвале Владимиру»: «Бог прославил тело рабы Своей Олены, и есть в гробе тело ее честное, и неразрушимое пребывает и до сих дней. Блаженная княгиня Ольга прославила Бога своими добрыми делами, и Бог прославил ее».

При святом князе Владимире, около 1007 года, мощи святой Ольги были перенесены в Десятинный Богородичный храм и положены в специальном саркофаге, в каких принято было класть мощи святых на православном Востоке.

Так и по кончине святая Ольга проповедовала вечную жизнь и воскресение, наполняя радостью верующих и вразумляя неверующих. Была она, по словам преподобного Нестора Летописца, «предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она первая из русских вошла в Царство Небесное, ее и восхваляют сыны русские – свою начинательницу, ибо и по смерти молится она Богу за Русь».

Что сделала княгиня Ольга с древлянами за убийство мужа

Русская семерка

Ольга, супруга князя Игоря, мать Святослава и бабка крестителя Руси Владимира вошла в нашу историю, как святая княгиня, первой принесшая на нашу землю свет христианства. Однако, прежде чем стать христианкой, Ольга была язычницей, жестокой и мстительной. Именно такой она вошла в летопись «Повесть временных лет». Что же сделала Ольга?

© Русская семерка

Поход Игоря

Видео дня

Начать следует с последнего похода ее мужа, князя Игоря. В записи за 945 год сказано, что дружина стала жаловаться Игорю на то, что «отроки Свенельда», то есть, люди, составляющие ближний круг его воеводы Свенельда, все «изоделись оружием и одеждой», в то время, как сами Игоревы дружинники «наги». Вряд ли княжьи дружинники были настолько «наги», чтобы об этом стоило говорить серьезно, но с дружиной в те времена старались не спорить, поскольку именно от нее зависело, усидит ли князь на киевском престоле. Поэтому Игорь отправился к древлянам – это племя, обитавшее на территории украинского Полесья – и учинил там форменный погром, прибавив к прежней дани еще новые выплаты, дабы прикрыть вопиющую наготу своих дружинников. Собрав эту дань, он отправился было восвояси, но по дороге, видимо, решил, что хитрые древляне еще где-то что- то припрятали. Отправив основную часть своих людей домой, сам он с малой дружиной вернулся в древлянскую столицу Искоростень, «желая большего богатства». Это было ошибкой. Древляне во главе со своим князем Малом дали ему отпор, перебили всех воинов, а самого Игоря подвергли страшной казни: разорвали его, привязав за ноги к вершинам двух согнутых деревьев.

Первая месть Ольги

Разобравшись таким образом с Игорем, древлянский князь послал делегацию в Киев, к беспомощной, как ему казалось, вдове. Мал предлагал Ольге свою руку и сердце, а так же защиту и покровительство. Ольга приняла послов ласково, наговорила любезностей в том духе, что Игоря, дескать, уже не вернешь, и почему бы и не выйти замуж за такого замечательного князя, как Мал. А чтобы свадебный сговор был еще более пышным, она пообещала послам оказать им великую честь, посулив, что завтра их с почетом принесут на княжий двор прямо в ладье, после чего им будет торжественно объявлена княжеская воля. Пока послы спали у пристани, Ольга распорядилась выкопать во дворе глубокую яму. Утром ладья с древлянами была поднята слугами Ольги на руки и торжественно пронесена по Киеву до самого княжьего двора. Здесь их вместе с ладьей бросили на дно ямы. Летописец сообщает, что Ольга, подойдя к краю ямы и склоняясь над ним, спросила: «Ну что, какова вам честь?», на что древляне отвечали: «Горше нам Игоревой смерти». По знаку Ольги свадебное посольство было засыпано землей живьем.

Вторая месть Ольги

После этого княгиня отправила к Малу посла с просьбой прислать ей для сватовства самых лучших людей, чтобы киевляне видели, какую ей оказывают честь. Иначе ведь могут и воспротивиться, не отпустить княгиню в Искоростень. Мал, не подозревая подвоха, тут же снарядил большое посольство. Когда сваты прибыли в Киев, Ольга, как и положено радушной хозяйке, велела приготовить им баньку, чтобы гости могли помыться с дороги. И как только древляне стали мыться, двери бани подперли снаружи, а саму баню запалили с четырех сторон.

Третья месть Ольги

Разобравшись со сватами, княгиня послала сказать Малу, что она идет к нему, но прежде свадьбы желала бы совершить тризну на могиле своего мужа. Мал принялся готовиться к свадьбе, приказав наварить медов для пиршества. Явившись к Искоростеню с небольшой свитой, Ольга в сопровождении Мала и самых знатных древлян пришла на могилу Игоря. Пир на кургане чуть не был омрачен вопросами Мала и его приближенных: а где, собственно, сваты, которых он засылал в Киев? Почему их нет в княгини? Ольга ответила, что сваты едут следом и вот-вот появятся. Удовлетворившись этим объяснением, Мал и его люди принялись за хмельные напитки. Как только они упились, княгиня дала знак своим дружинникам, и они положили на месте всех древлян.

Поход на Искоростень

После этого Ольга немедленно вернулась в Киев, собрала дружину и выступила в поход на Деревскую землю. В открытом бою древляне были разбиты, они бежали и спрятались за стенами Искоростеня. Осада длилась все лето. Наконец, Ольга отправила в Искоротстень посла, предложившего снятие осады на очень мягких условиях: Ольга ограничится изъявлениями покорности и данью: по три голубя и три воробья с каждого двора. Разумеется, запрошенная дань была немедленно отправлена. Тогда Ольга приказала привязать каждой птице зажженный трут и отпустить ее. Птицы полетели, само собой, в свои гнезда, и в городе начался пожар. Так пал Искоростень, столица древлянского князя Мала. На этом Ольга насытилась местью. Дальше, как сообщает летопись, она вела себя уже не как разъяренная женщина, а как мудрый государственный деятель. Она отправилась по обширным землям, подвластным киевским князьям, устанавливая «уроки и погосты» — то есть, размер дани и места ее сборов. Теперь никто не мог, подобно неразумному Игорю ходить за данью в одно и то же место по нескольку раз, произвольно устанавливая ее размеры. Княжеская дань из разбойничьей добычи стала превращаться в нормальное налогообложение.

Другое

Русская семерка: главные новости сегодня

  • Почему Прасковью Ангелину считали любовницей Сталина

  • Что необычного сделал сын Сталина после смерти отца

  • «Донос на Михаила Танича»: за что поэту дали 6 лет ГУЛАГа

Святой Покровитель Мести

Подписаться
Apple | Гугл | Спотифай | Амазонка | Player.FM | TuneIn
Castbox | Сшиватель | Подкаст Республика | RSS | Patreon


Княгиня Ольга Киевская была женщиной 10-го века, которая родилась в царской семье и вышла замуж за Игоря, князя Киевского.

Она вела незаметную жизнь, пока ее муж не был убит соседним племенем. После этого в ее жизни произошел поворот, и она стала покровительницей… мести.

Узнайте больше об Ольге Киевской, о том, как она принесла христианство на Русь и как отомстила своим врагам, в этом выпуске «Everywhere Everywhere Daily».


Женщина, которая впоследствии стала известна как Ольга Киевская, родилась где-то около 900 года. Оценки варьируются от 890 до 925 года. Она родилась в городе Пскове, который находится на территории современной России, а не далеко от границы с Эстонией.

Мало что известно о ее молодости до замужества с князем Игорем, наследником Киевской Руси. Если слово «Русь» звучит знакомо, то это потому, что русские люди были предками людей, которые станут русскими.

Ольга вышла замуж молодой, вероятно в 15 лет. Отцом Игоря был Рюрик, который основал династию Рюриковичей. Когда он умер, на престол взошел Игорь, но он был несовершеннолетним, а регентом был человек по имени Олег, объединивший многие племена на территории, ныне известной как Беларусь, Украина и западная Россия.

Одним из близлежащих племен были древляне. Древляне воевали с Киевской Русью против византийцев. Они же давали дань Киевской Руси, пока Олег был у власти.

Когда Олег умер, Игорь взял власть от своего имени. Древляне считали его пустяком и перестали платить ему дань.

Игорь, желая показать древлянам, кто в доме хозяин, подошел с полным войском и потребовал плату. Учитывая угрозу армии, древляне заплатили, и Игорь ушел.

Однако Игорь был не совсем доволен. Он вернулся к древлянам, чтобы потребовать больше денег, однако на этот раз он пошел только с небольшим эскортом личной охраны.

На этот раз древляне платить не собирались. Вместо этого они захватили всех и убили.

Игоря не просто так убили. Они убили его довольно жестоким способом.

Каждую ногу привязали к двум согнутым березам. Затем они выпустили деревья и, когда они встали на место, разорвали Игоря надвое.

Да, это было довольно противно.

Со смертью Игоря на престол вступил его малолетний сын Святослав, а его мать Ольга стала регентшей и правила от имени сына…. и об Ольге этот эпизод.

Убив только Игоря, древляне подумали, что это будет отличная возможность попытаться взять под контроль Киевскую Русь. Они предложили Ольге выйти замуж за предводителя древлян и виновника убийства ее мужа, князя Мала.

Предполагали, что Ольга будет пустяком.

О, как они собирались выяснить, насколько они были неправы.

Древляне отправили 20 человек на лодках вверх по Днепру в Киев, где рассказали Ольге об убийстве ее мужа и передали ей послание о замужестве с князем Малом.

Услышав известие о смерти мужа и услышав предложение руки и сердца, она якобы сказала следующее:

Ваше предложение мне приятно, действительно, мой муж не может воскреснуть из мертвых. Но я желаю почтить тебя завтра в присутствии моего народа. Теперь вернитесь в свою лодку и оставайтесь там с высокомерным видом. Я пошлю за тобой завтра, и ты скажешь: «Мы не поедем на лошадях и не пойдем пешком, везите нас в нашей лодке». И тебя повезут в твоей лодке.

Итак, древляне вернулись к своим лодкам, чтобы на следующий день официально заключить сделку.

Ольга имела в виду совсем другое.

В ту ночь, пока древляне были на лодках, Ольга велела вырыть длинную траншею.

На следующий день, когда древляне появились и ждали за дверями, Ольга дала слово, и киевляне окружили древлян толпой и потащили их ко рву, где они были заживо погребены.

Предположительно, она подошла к краю траншеи, когда их хоронили, и спросила их, нашли ли они честь по своему вкусу.

Похоронить 20 человек заживо, а потом насмехаться над ними — это довольно хладнокровно.

Ольга, однако, только начинала. Я бы сказал, что она собиралась стать средневековой на древлянах, но это было средневековье, так что все так и делали. Она собиралась впасть в ярость мести, которой Квентин Тарантино мог бы гордиться.

Похоронив 20 вестников, она отправила древлянам известие, что согласна на предложение, но хочет, чтобы почетная процессия доставила ее к ее новому князю.

Князь Мал, думая, что его план идет неплохо, отправил всех вождей древлянского племени в Киев, чтобы проводить к нему Ольгу.

Когда они прибыли в Киев, Ольга и киевляне встретили их с излиянием поддержки. Затем она пригласила вождей искупаться перед встречей с ней, поэтому их сопроводили в баню.

В то время как внутри двери были заперты, и здание было подожжено, сжигая их всех заживо.

Теперь она устранила верхний уровень Древлян, но это еще далеко не все.

Следующей ее уловкой было сообщить древлянам, что она собирается посетить место, где был убит ее муж, и устроить там поминки.

В ее сообщении говорилось: «приготовьте большое количество меда в городе, где вы убили моего мужа, чтобы я могла оплакать его могилу и устроить по нему поминки».

Итак, она и ее армия идут на похороны, и у них настоящие похороны и пир. Древляне присоединились и начали сильно пить. Через некоторое время, когда они были хороши и пьяны, Ольга дала мир, и русы начали резать пришедших древлян.

..и, конечно, она очень лично перешла ко всему этому делу и «пошла сама подстрекать свою свиту на расправу над древлянами».

Согласно записям, около 5000 древлян были убиты, взяв страницу из Вероломства длинных ножей, выполняя старую рутину «напои своих врагов, а затем убей их».

Теперь, в этот момент, вы можете подумать, что жажда мести Ольги утолена, но вы ошибаетесь. У нее все еще было в запасе для древлян.

Выведя из строя древлян, она со своим войском отправилась в каждый древлянский город и деревню, требуя трибуны. Учитывая известие о том, что она сделала раньше, везде, куда бы она ни пошла, они с радостью передавали дары в виде меда, мехов и других ценностей.

Так было до тех пор, пока она не попала в древлянскую столицу город Искоростень, место, где первоначально произошла пьяная бойня.

Ей отказали в выдаче трибуны, и она целый год осаждала город.

В конце концов она отправила им сообщение: «Почему вы упорно держитесь? Все ваши города сдались мне и подчинились подати, так что жители теперь спокойно возделывают свои поля и свои земли. Но вы скорее проголодались, не покорившись дани.

Они ответили, по сути, сказав, что беспокоятся о том, что она все еще недовольна тем, что она разделила своего мужа на две части, и что она все еще хочет отомстить.

Она такая: «Нет. Мне хватило и закапывания людей заживо, и сжигания людей заживо, и пьяной резни 5000 человек. Я в порядке. Собственно, вот что я вам скажу. Тебе не нужно отдавать мне дорогую дань уважения. Собери из каждого дома по три голубя и по три воробья и принеси мне. Тогда у нас все будет хорошо».

Древляне были в восторге от того, что их сорвали с крючка с такой маленькой трибуны, поэтому они собрали птиц и доставили их.

Той ночью воины Ольги привязали веревочки к лапкам всех птиц и привязали к ним кусочки ткани и серу. Затем, когда была дана команда, зажгли ткань и серу и выпустили птиц.


Все они улетели в свои гнезда в городе, впоследствии одновременно подожгая весь город.

Когда город горел, жители бежали через городские ворота. Те, кто бежал, были либо убиты, либо схвачены и превращены в рабов, оставив лишь небольшую часть населения, чтобы продолжать платить дань.

Однако на этом сага об Ольге не заканчивается.

Сегодня Ольга наиболее известна как Святая Ольга.

Вам может быть интересно, как получилось, что кто-то, кто провел свою собственную русскую версию «Убить Билла» темных веков, смог стать святым? Потребовалось бы много «Радуйся, Мария», чтобы компенсировать то, что она сделала.

Что ж, Ольга и все остальные в этой части мира в это время были еще язычниками.

Где-то через пять-десять лет после смерти мужа Ольга отправилась в Константинополь, чтобы встретиться с византийским императором Константином VII.

Находясь там, она обратилась в христианство по настоянию императора и патриарха и крестилась.


Вернувшись в Киев, она пыталась распространять христианство, но безуспешно. Ее сын Святослав так и не обратился в христианство, но согласился не преследовать тех, кто это сделал.

В конце концов ее внук Владимир Великий принял христианство и христианизировал Киевскую Русь.

Сегодня Владимир и Ольга считаются основателями Русской Православной Церкви за их роль в распространении христианства в России. В Восточной Православной Церкви она удостоена греческого титула Исапостолос, что означает «Равноапостольная». Она одна из пяти женщин в истории, удостоенных этого звания.

Трудно найти план, который имел бы столь катастрофические последствия, чем план древлян убить князя Игоря и жениться на Ольге Киевской.


Все потому, что они сильно недооценили женщину, которая, возможно, была единственной святой, с которой не хотелось связываться.


Ежедневно «Все повсюду» — это подкаст Airwave Media.

Ассоциированные продюсеры Тор Томсен и Питер Беннетт.

Сегодняшний обзор исходит от слушателя Funbobby1976 на ApplePodcasts в США. Пишут:

Лучший бар подкастов none

Я формулировал этот отзыв в голове уже около года и после эпизода с бухгалтерией наконец-то нажимаю на курок. Работая бухгалтером в течение двадцати лет, я иногда задаюсь вопросом, что важно в моей работе, и, честно говоря, это немного угнетает. Лучший способ закончить разговор на вечеринке — это когда кто-нибудь спросит, чем я зарабатываю на жизнь. Выслушав десять минут мудрости Гэри, я теперь не только понимаю, насколько важен бухгалтерский учет, но и могу сказать людям, что мы, бухгалтеры, ответственны за подъем цивилизации, какой мы ее знаем. Это то, что Гэри привносит в любую тему. Будь то распространение информации по такой сложной теме, которую я никогда не думал, что смогу понять (например, ядерная физика), взятие темы, которая кажется ошеломляюще скучной, и воплощение ее в жизнь (например, бухгалтерский учет), или расширение моих знаний в области Тема, о которой я думал, что уже знаю (привет, двигатели внутреннего сгорания), четкая и лаконичная подача Гэри делает каждую серию чем-то, чего можно с нетерпением ждать. Мало того, я обнаружил, что его содержание почти полностью основано на фактах и ​​лишено личного мнения, которое трудно найти в этом чрезвычайно поляризованном мире, в котором мы живем. Даже если это такой спорный вопрос, как коллегия выборщиков, его содержание — это просто факты. Информативно и непротиворечиво. В тех случаях, когда он высказывает личное мнение, это связано с ужасом чикагских медведей, которые, если у вас есть какие-либо сомнения, не нужно смотреть дальше, чем видео на YouTube о перетасовке Суперкубка, которое наверняка оскорбит любого. чувства разумного человека. Наконец, я люблю юмор. Не откровенный и бросающийся в глаза юмор, а остроумный юмор, тонко подброшенный в самый неожиданный момент. Гэри — абсолютный мастер бросать драгоценные камни в спокойной, невозмутимой манере, когда я меньше всего этого ожидаю. Я чуть не пролил кофе на лобовое стекло в конце эпизода с Джеймсом Гарфилдом. Я наткнулся на подкаст Гэри во время поиска подкастов о микрогосударствах и островных государствах, моей личной навязчивой идее. Я не только получил отличный контент практически о каждой островной нации (все еще с нетерпением жду Палау), но и открыл для себя мир знаний, о котором я никогда не подозревал. Спасибо, что заставлял меня с нетерпением ждать поездки на работу каждый день, Гэри. Каждый пассажир должен сделать себе одолжение и сделать этот подкаст частью своей повседневной поездки. Но приготовьтесь к концу эпизода с Гарфилдом.

Спасибо, Funbobby! Признаюсь, это самый длинный обзор подкаста, который я когда-либо видел. Не только для моего шоу, но и для любого шоу. Честно говоря, даже не думал, что можно так долго оставлять отзыв. Я подумал, что должно быть ограничение на количество символов или что-то в этом роде.

Рад сообщить вам, что вы заслужили место в Зале славы рецензий.

Помните, что если вы оставите отзыв или зададите вопрос, вы также сможете прочитать его в шоу.

Святая Ольга Киевская – покровительница Украины как сопротивления, так и мести

За последние несколько дней появилось множество видеороликов, на которых украинцы и их президент бросают вызов российской агрессии. Кого может не тронуть видео, на котором украинка противостоит вооруженному солдату в ботфортах и ​​говорит ему положить семечки в карманы, чтобы хотя бы там, где он умрет, выросли подсолнухи.

Или героические селфи президента Зеленского с киевской линии фронта, которые вдохновляют не только его земляков?

Украинцы привыкли к невзгодам, и у них есть особый средневековый образец для подражания, который олицетворяет их храбрость перед лицом невзгод. Монгольская орда разрушила ее могилу в Киеве в 1240 г., но только в 2010 г. там был освящен украинский православный собор, посвященный ей9.0025

Ольга Киевская, супруга Игоря, второго правителя династии Рюриковичей, сегодня признана одной из величайших святых восточного православия. Свирепая и гордая женщина, защитившая своего маленького сына и отомстившая за смерть мужа, она сыграла решающую роль в консолидации средневекового царства Киевская Русь как политической единицы и в обращении ее народов в христианство.

Ольга родилась в семье викингов в Пскове, на севере России, на рубеже 10-го века. Она вышла замуж за князя Игоря молодым, и, возможно, ей было всего 20 лет, когда древляне, соседнее племя, восстали против его правления и убили его.

Византийский летописец Лев Диакон приводит ужасные подробности убийства Игоря: его привязали к двум стволам деревьев, которые затем отпустили, так что его тело было расколото надвое. Рассказ Льва, возможно, был приукрашен (древний историк Диодор Сицилийский фактически рассказывает аналогичную историю), но смерть Игоря все же оставила его жену и трехлетнего сына одних и потенциально беспомощными в особенно опасном и жестоком уголке средневекового мира. .

Николая Бруни «Святая великая княгиня Ольга (1901)

Похоронить своих врагов

Легенда об Ольге родилась из ее действий в последующие недели и месяцы. Древляне послали к ней послов, чтобы предложить ей выйти замуж за их предводителя князя Мала. В «Первой летописи», рукописи XI века, которая является нашим основным источником для дальнейшего, записано, что Ольга обманчиво приветствовала их, очевидно, чтобы выждать время.

Счет может быть частично вымышленным или, по крайней мере, преувеличенным. Но дело не в этом: в средневековой агиографии важнее всего мораль сказки.

«Ваше предложение мне приятно», — сказала Ольга своим собеседникам. «Воистину, мой муж не может воскреснуть из мертвых. Но я желаю почтить тебя завтра в присутствии моего народа. Возвращайтесь теперь к своей лодке и оставайтесь там […] Я пошлю за вами завтра […]

Надменная древлянская делегация радостно поверила ей на слово. Но чего они не знали, так это того, что она распорядилась вырыть траншею, в которую бросили их и их лодку.

Их похоронили заживо.

Ольга вызвала второе древлянское посольство до того, как остальная часть племени успела узнать о судьбе первого. Когда они прибыли, она приказала своим людям приготовить для них ванну.

Древляне вошли в баню, но Ольга приказала запереть двери и поджечь здание.

Княгиня Ольга встречает тело своего мужа. Эскиз Василия Сурикова.

Для третьей расправы Ольга отправилась на место, где древляне убили ее мужа, сказав присутствующим, что желает устроить поминки в его память. Как только древляне были пьяны и выведены из строя, она приказала своим людям убить их.

Наконец, она осадила базу древлян в Искоростене (современный украинский город Коростень). Она обманула горожан предложением мира: им нужно было отдать только по три голубя и по три воробья из каждого дома.

Но когда у Ольги были птицы, она приказала своим людям привязать сернистую ткань к каждой ноге. Птицы улетели обратно в свои гнезда на ночь, и сера одновременно подожгла все здания.

Ольга приказала своим солдатам поймать всех, кто бежал из горящего города, чтобы их можно было истребить или взять в рабство.

Ее месть за смерть мужа наконец свершилась.

Николая Рериха «Святая Ольга» (1915).

Направление духа святой Ольги

Ольга прожила еще 25 лет, проживая в столице своего сына Киеве. Она сыграла важную роль в том, чтобы убедить его не покидать украинские земли ради «лучших перспектив» дальше на юг, на берегу Дуная.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *