кем они на самом деле были по национальности — Кириллица — энциклопедия русской жизни
2020-02-04 11:55:53
Майя Новик
Сторонники скандинавского происхождения княжеской власти на Руси считают, что и Вещий Олег, и княгиня Ольга были норманнами, так как их имена якобы произошли от мужского шведского имени Хельги. Но давайте посмотрим, что о родословной этих древних русских правителей говорят летописи.
Князь Олег – действительно русский
«Повесть временных лет» описывает Вещего Олега как новгородского князя, который после смерти Рюрика занял его место и стал воспитывать его сына Игоря. Он обложил данью народы, убил киевских князей Дира и Аскольда, заманив их в ловушку, и взошел на киевский престол, продолжив объединять славянские племена. У автора летописи сомнений по поводу национальности Олега не было. Он называет его только русским: «А от первого года царствования Михаила до первого года княжения Олега, русского князя, 29 лет…» – пишет летописец.
А вот Иоакимовская летопись утверждает, что Олег приходился Рюрику шурином – братом жены Ефанды, дoчери князя Урмaнскoгo, которого приверженцы норманнской теории относят к скандинавам. Так где же правда?
Если углубиться в топонимику Руси, то становится ясно, что урманом называли густые дебри на юге страны. Топоним «урман» до сих встречается на картах Причерноморья. В словаре Д. Н. Ушакова «урман» означает «хвойный лес».
Из статьи историка Лидии Павловны Грот «О летописных урманах и о титуле «князь Урманский» мы можем узнать, что во времена Вещего Олега на землях современной Польши и Пруссии, рядом с государством славян-ободритов, существовало древнее славянское княжество Вармия (Warmia; на латыни — Varmia, на старопрусском – Wormjan). Самым древним названием княжества было Урмия (Ormland), то есть правили в нем «урманские» князья.
Очевидно, что и Олег, и его сестра Ефанда, жена Рюрика, были западными славянами. Но как же тогда слова летописца о том, что Олег был «русским»? Оказывается, он тоже был прав, ведь речь шла о Балтийской Руси.
Литовский историк Теодор Нарбутт так определял ее местонахождение: «…На восток до Куришгафа; по всему восточному побережью, на север – до древней Югрии, на запад – до провинций Пруских Скиров и Сударгов». Он же писал, что река Неман прежде именовалась Русью. Ее восточный рукав называли Руссь, Руснит, Русна, или Русения, а западный – Варрус; такое же название имело древнее поселение на реке, в переводе с литовского — Варяжская Русь.
Что до попыток норманнистов связать между собой слова «норманны» и «урман», то их еще в XVII веке поставил на место Василий Никитич Татищев, указавший, что «мурема», «маурема» по-скифски означает «поморие» – приморская, многоводная земля: «…Отчего доднесь поморие северное около Двины и Колы имянуют Мауремани и Мурмани, яко и град Муром… от множества болот или от народа, пришедшаго с моря, имя получил».
Княгиня Ольга
Согласно «Повести временных лет» Ольга была уроженкой Пскова, а житие святой уточняло, что она появилась на свет в селении Выбуты под Псковом. Житие упоминает, что Ольга была незнатного варяжского рода, то есть из славян-ободричей или из руси.
Иоакимовская же летопись сообщает, что Ольга была знатного славянского рода. Звали ее в девичестве Прекрасой, просто позже Олег, выбрав ее в невесты Игорю, дал ей свое имя.
Таким образом, мы видим, что ни Вещий Олег, ни княгиня Ольга никакого отношения к норманнам не имели, а по происхождению были славянами – русью или варгами (варягами). И версия об их якобы норманнских корнях зиждется исключительно на том, что их имена — Олег и Ольга — вроде бы восходят к скандинавскому Хельги. Но было ли такое имя у шведов или норвегов?
Все началось с Хельги. А началось ли?
Вернемся к работам Лидии Грот, которая, будучи гражданкой Швеции, тщательно изучила памятники того времени. Выводы своего исследования она опубликовала в статье «Об имени Хельги: с него все началось».
Грот выяснила, что единственный литературный памятник с упоминанием данного имени – это могильный камень с рунами в Смоланде (Ноббельсхольм). Он представляет собой гранитный столбик, на котором высечена надпись: «Гуннкель установил этот камень в память своего отца Гуннара, сына Роде. Хельги, его брат сделал для него саркофаг и похоронил его по христианскому обряду в Англии, в Бате». Камень украшен христианским крестом и стоит на границе трех поселений. Шведский ученый Рагнар Кинандер полагает, что он имеет отношение к саркофагу, который был найден в XIX веке в соборе Св. Петра в Лондоне и в котором покоится викинг Гуннар. Кинандер датирует саркофаг серединой XI века, а камень – второй половиной XI века.
Это подтверждают шведские именословы – имя Гуннар фиксируется в рунических надписях только с XI века. Есть предположение, что камень появился еще позже – в XII веке. В пользу этого говорит тот факт, что устанавливал его христианин, а распространение христианства в Швеции связывают с походом короля Норвегии Сигурда Крестоносца в 1123 году. И то весьма немногие в те годы соглашались креститься.
Как же тогда могут происходить языческие имена русских князей Олега (который в 879 году сел на княжение) и Ольги (которая родилась около 893 года) от имени христианина-викинга, жившего в XI – XII веках?
Олег и Ольга – русские имена
О том что имена Олег и Ольга были истинно русскими, свидетельствует тот факт, что в летописях есть множество их вариантов. Например: Олъгъ, Олегъ, Олгъ, формы падежей — Олгомь и Олгови; Ольгá (Хронограф XVII века) и Ельга; Вольга, Волья, Волгъ, есть и такие как Легъ, Лга, Лжичи, Олжичи, Ольжичи.
Имена Олег и Ольга в разных вариантах встречаются в топонимике всей Руси. Это Волга – великая русская река, текущая с севера в Каспий, это Вологда и Волхов (города и реки), река Воложка – приток Вятки, река Волгарица с притоком Малая Волгарица. В XVI веке в Каргапольском уезде в озеро Лача впадали реки Волга и Воложка. Под Москвой в реку Нудоль впадает река Вельга. В Прионежье имеются сразу несколько рек Вилга.
По России течет множество рек с названиями Ольшанка, Елшанка, Ильшанка. Есть и реки, носящие имя Елга, – это притоки Цильни, Стерли и Вятки. Ипатьевская летопись упоминает реку Олег. А под Курском расположен город Льгов.
В бассейне реки Лабы (Чехия) имеется река Влга. И наконец, однокоренным с именами Вольгá/Олег и Вóльга/Ольга является имя древнего языческого божества славян Волоса/Велеса. Таким образом, очевидно, что имена князя Олега и княгини Ольги появились на Русской равнине в древние времена и являются истинно русскими.
Читайте наши статьи на Дзен
Князь Олег и княгиня Ольга: миф, сага и летопись
Рубрика : Легенды и были о княгине Ольге в Псковской земле
Олег Вещий летописи. — Смерть князя Олега. — Мифологическая таблица, летопись и сага.
— Славянские обычаи. — Четыре могилы Олега. — Олег и Орвар -Одд. — Яма с горящими углями. — Верх и низ в первой мести Ольги.
Как известно по летописи, просватал Ольгу за князя Игоря Олег, которого почти все летописи именуют не
иначе, как князь Олег, — одна из самых интересных и самых загадочных личностей раннего русского средневековья. История и миф переплелись здесь воедино. И уж поскольку князь Олег определил, по летописи, судьбу Ольги, то интересно было бы посмотреть, насколько мифологические представления об Олеге соотносятся с такими же или близкими представлениями о княгине Ольге.
Известный летописный сюжет о смерти князя Олега Вещего от своего коня много раз привлекался как в научных разработках, так и в художественной литературе. Однако, некоторые мифологические детали этого, одного из красивейших мест летописи, заставляют вернуться к нему ещё раз.
То есть, Олег наступил ногой на череп коня, из черепа выползла змея, ужалила его в ногу и Олег умер. Так вот, ряд моментов этого описания представляется вовсе не случайным.
По древнеиндийской традиции Упанишад, восходящей, видимо к индоевропейской, была составлена таблица соотношения классификационных рядов, то есть наглядно представлено соотношение между объектами, входящими в мифологию. И в этой таблице в разряде «скот» упоминаются козы, овцы, коровы, лошади и затем человек. И уж если Олег погиб «от коня своего», посмотрим какие мифологические представления относятся здесь к разделу «лошади». А в древнейшей индоевропейской системе представлений лошадь — не только военно-транспортное и хозяйственное, но и ритуально-культовое животное. Итак, в разделе «лошади» таблица даёт следующие позиции:
Таким образом, летописному тексту соответствуют позиции 2 («у тебе есть конь»), 5 («и приспе осень»), 6 («К Новогороду и оттуда в Ладогу») и 7 («кости его голы и лоб гол»). Не задействованными в летописном тексте остаются только позиции 3, 4 и отчасти 8. На самом деле, позиций не 7, а 8, поскольку каждый вид животных соотносится с различными варнами людей, из которых лошади соотносятся с кшатриями, то есть, с воинами. Таким образом, из 8 возможных мифологических позиций в коротком летописном тексте задействовано 5, поскольку соотнесение с позицией 8 спорно, так как она связана с божествами и небесными явлениями, но прямо не соотносится со звёздами. В Иоакимовской летописи под Тем же 912 годом упоминается следующее небесное явление: «Сея же зимы погоре небо, и столбы огненные ходили от Руси ко Греции сражающеся. Олег же принесе жертвы многи, умилостивляя богов своих нечистых».
В какую часть дня навестил Олег останки коня и из какой части черепа выползла змея (позиции 4 и 3) летопись не сообщает.
Случайны или нет эти совпадения? И насколько правомерно сопоставление древнеиндийской традиции с летописным сюжетом?
Для ответов на эти вопросы обратимся к историческим источникам. Один из самых внимательных арабских авторов, аль-Масуди, писавший в период от 20-30-х до 50-х годов X века, отмечает, что в землях славян есть обычай сожжения живой жены после смерти мужа, и считает, что «Это обычай Гинда», то есть, индусов, при том, что у них нужно на это желание самой жены, а у славян — нет. Упоминая сербов, он ещё раз отмечает, что эти племена имеют «обычаи, подобные обычаям Гинда», значит, предыдущее сопоставление не случайно.
Термоизоляционная планка универсальная.
Эта принцесса викингов сожгла город и убила тех, кто предлагал выйти замуж | Мария Милойкович, Массачусетс | Уроки истории
Эта принцесса викингов сожгла город и убила тех, кто предложил выйти замуж | Мария Милойкович, Массачусетс | Уроки истории | MediumОльга Киевская в одиночку защитила свое царство
Мария Милойкович, MA
·
Follow
Опубликовано в
·
Чтение: 9 мин.
90 004 ·11 августа 2021 г.
Святая Ольга, картина Николая Бруни (1901) | Изображение из Википедии, изменено авторомКогда-то в Средние века в Восточной Европе существовала федерация славянских и финно-угорских народов под названием Киевская Русь. Он охватывал части сегодняшней России, Белоруссии и Украины.
Автор Мария Милойкович, Массачусетс
4,1 тыс. подписчиков
·Писатель для
Сербский переводчик | Жизнь непредсказуема, но полезна. Творите, это вас спасет | Чтобы увидеть больше статей, подпишитесь на From Maria with Love 👉 https://bit.ly/3zcGLdE
Еще от Марии Милойкович, MA и уроки истории
Мария Милойкович, MA
в
17 странных фактов о Николе Тесле, человеке, который изобрел 20-е Century
И вдохновил Илона Маска и Ларри Страница
·12 минут чтения·7 декабря 2020 г.
Шон Кернан
в
Как сиамские близнецы справляются с близостью? История и руководство.
Взгляд на сложную сексуальную жизнь очень близких родственников.
·5 min read·12 ноября 2021
в
Пэрис Беннет, 13 лет, изнасиловал и убил свою 4-летнюю сестру
Мальчик совершил это чудовищное преступление потому что он хотел наказать свою мать .
·6 мин. чтения·2 сентября 2021 г.
Мария Милойкович, Массачусетс
в
Почему красоты недостаточно — От девушки в стиле пин-ап, которая вдохновила Джессику Рэббит 90 003
Викки Дуган так и не добралась до список А
·6 минут чтения·20 февраля
Просмотреть все от Марии Милойкович, Массачусетс
Рекомендовано Medium
Tim Andersen, Ph.D.
в
Вселенная может быть жива
Но мы, возможно, никогда не узнаем
·4 минуты чтения·5 дней назад
Неприлично
900 02 10 секунд, которые прервали мой 20-летний брак
Это Август в Северной Вирджинии жаркий и влажный.
Я до сих пор не принял душ после утренней пробежки. Я ношу свою домохозяйку…·4 минуты чтения·16 февраля 2022 г.
Кенни Минкер
в
Правительство Японии хочет бэби-бума — «Что мне не хватает?»
Снижение численности населения создает проблемы и возможности.
·8 мин. чтения·6 дней назад
Дебра Гроувс Харман, медик
в
Я старел не медленно — Это случилось сразу — но я восстанавливаю свое здоровье 900 03
Мы’ все были бы стройными с большими коленями, если бы это был наш выбор
·5 минут чтения·27 апреля
Каспер Мюллер
in
7 важнейших математических констант
Красота числа π, магия числа φ, загадка γ и степени e
·13 минут чтения·27 апреля
Преподобный Шери Хеллер, LCSW, RSW
в
От тяжелой работы к тяжелой работе
Упадок работы этика
·7 минут чтения· 5 дней назад
Смотреть больше рекомендаций
Статус
Карьера
Текст в речь
краткая биография и интересные факты из жизни.
Княгиня Ольга КиевскаяОсложнения во время беременности
После убийства князя Игоря древляне решили, что отныне их племя свободно и они не могут платить дань Киевской Руси. Более того, их князь Мал сделал попытку жениться на Ольге. Таким образом, он хотел захватить киевский престол и единолично править Россией. С этой целью было собрано посольство, которое было отправлено к княгине. Послы привезли с собой богатые дары. Мал надеялся на трусость «невесты» и на то, что она, приняв дорогие подарки, согласится разделить с ним киевский престол.
В это время Великая Княгиня Ольга воспитывала сына Святослава, который после смерти Игоря мог бы претендовать на престол, но был еще слишком мал. Попечительство над юным Святославом принял воевода Асмуд. Сама княгиня занялась государственными делами. В борьбе с древлянами и прочими внешними врагами ей пришлось полагаться на собственную хитрость и доказывать всем, что страной, которой раньше правил только меч, может править и женская рука.
Война княгини Ольги с древлянами
Принимая послов, великая княгиня Ольга проявила хитрость. По ее приказу катер, на котором плыли послы , подняли и по пропасти понесли в город. В какой-то момент лодку бросило в пропасть. Послов похоронили заживо. Тогда принцесса прислала сообщение о своем согласии на брак. Принц Мал поверил в искренность послания, решив, что его послы достигли своей цели. Он собрал в Киев знатных купцов и новых послов. По старинному русскому обычаю для гостей готовили баню. Когда все послы оказались внутри бани, все выходы из нее были закрыты, а само здание сожжено. После этого Малу было отправлено новое сообщение, что «невеста» едет к нему. Древляне приготовили для княжны роскошный пир, который, по ее просьбе, состоялся недалеко от могилы ее мужа Игоря. Княгиня потребовала, чтобы на пиру присутствовало как можно больше древлян. Князь древлян не возражал, считая, что это только повышает авторитет его соплеменников. Все гости были пьяны до отвала.
После этого Ольга дала сигнал своим воинам, и они убили всех, кто там был. Всего в тот день было убито около 5000 древлян.В 946 Великая княгиня Ольга организует военный поход против древлян. Суть этой кампании заключалась в демонстрации силы. Если раньше их наказывали хитростью, то теперь врагу предстояло ощутить на себе военную мощь России. В этот поход был взят и молодой князь Святослав. После первых боев древляне отступили к городам, осада которых продолжалась почти все лето. К концу лета защитники получили сообщение от Ольги о том, что она сыта по горло местью и больше не хочет ее. Она попросила только трех воробьев, а также одного голубя от каждого жителя города. Древляне согласились. Приняв подарок, команда принцессы привязала к лапам птиц уже зажженный серный трут. После этого всех птиц выпустили. Они вернулись в город, и город Искоростень погрузился в огромный пожар. Горожане вынуждены были бежать из города и попали в руки воинов Руси. Великая княгиня Ольга приговорила старейшин к смерти, некоторых к рабству.
Принятие Ольгой православия
Ольга была язычницей, но часто посещала христианские соборы, замечая торжественность их обрядов. Это, а также незаурядный ум Ольги, позволивший ей уверовать во Всевышнего, и послужили причиной крещения. В 955 году великая княгиня Ольга отправилась в Византийскую империю, в частности в город Константинополь, где произошло принятие новой религии. Сам патриарх был ее крестителем. Но это не было причиной смены веры в Киевской Руси. Это событие не отдалило русских от язычества. Приняв христианскую веру, княгиня оставила управление государством, посвятив себя служению Богу. Она также занялась помощью в строительстве христианских церквей. Крещение правителя еще не означало крещения Руси, но было первым шагом к принятию новой веры.
Великая княгиня скончалась в 969 году в Киеве.
Княгиня Ольга Святая
Годы жизни: ?-969
Царствование: 945-966
Великая княгиня Ольга , в крещении Елена. Святой Русской Православной Церкви, первый из правителей России принявший христианство еще до Крещения Руси. После смерти мужа, князя Игоря Рюриковича, она правила Киевской Русью с 945 по 966 год.
Крещение княгини Ольги
Издревле на Русской земле люди называли равноапостольную Ольгу «главой веры» и «коренью Православия». Патриарх, крестивший Ольгу, отметил крещение пророческими словами: « Блаженны вы в русских жёнах, ибо оставили тьму и возлюбили Свет. Русские сыны прославят тебя до последнего поколения! »
При крещении русская княгиня удостоилась имени святой равноапостольной Елены, много потрудившейся для распространения христианства на просторах Римской империи, но не нашедшей Животворящего Креста, на котором Господь был распят.
На бескрайних просторах Русской земли, подобно своей небесной покровительнице, Ольга стала равноапостольной провидицей христианства.
В летописи об Ольге много неточностей и загадок, но большинство фактов ее жизни, донесенных до нашего времени благодарными потомками устроительницы земли русской, не вызывают сомнения в своей достоверности.
История Ольги — княгини Киевской
Одна из древнейших летописей «Повесть временных лет» в описании
Позднейший Пискаревский летописец и типографская летопись (конец XV в.) сообщает слух, что Ольга была дочерью Вещего Олега, который стал править Киевской Русью как опекун младенца Игоря, сына Рюрика: « Нецы говорят, вроде дочь Ольги была Ольга » . Олег женился на Игоре и Ольге.
Житие святой Ольги повествует о том, что здесь, «на Псковщине», впервые произошла ее встреча с будущим супругом. Молодой князь охотился и, желая переправиться через реку Великую, увидел «некоторого человека, плывущего в лодке» и позвал его на берег. Отплыв от берега на лодке, князь обнаружил, что его везет девушка удивительной красоты. Игорь воспылал к ней похотью и стал склонять ее к греху. Перевозчик был не только красив, но целомудрен и интеллигентен. Она пристыдила Игоря, напомнив ему о княжеском достоинстве правителя и судьи, который должен быть «светлым примером добрых дел» для своих подданных.
Игорь расстался с ней, помня ее слова и красивый образ. Когда пришло время выбирать невесту, в Киев собрались самые красивые девушки княжества. Но ни одна из них ему не понравилась. И тут он вспомнил о «чудесной в девушках» Ольге и послал за ней родственницу своего князя Олега. Так Ольга стала женой князя Игоря, великой русской княгиней.
Княгиня Ольга и князь Игорь
Вернувшись из похода на греков, князь Игорь стал отцом: родился сын Святослав. Вскоре Игорь был убит древлянами. После убийства Игоря к его вдове Ольге древляне, опасаясь мести, подослали сватов звать ее замуж за своего князя Мала. Княгиня Ольга сделала вид, что согласна, и последовательно расправилась со старейшинами древлян, а затем привела народ древлян к повиновению.
Древнерусский летописец подробно описывает месть Ольги за смерть мужа:
1-я месть княгини Ольги: Сваты, 20 древлян, прибыли на лодке, которую киевляне перенесли и бросили в глубокую яму во дворе Ольгиной башни . Сваты-послы были заживо погребены вместе с лодкой. Ольга посмотрела на них с башни и спросила: « Вы довольны оказанной честью? » И кричали: « О! Мы хуже смерти Игоря » .
2-я месть: Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов от лучших мужей, что древляне охотно и сделали. Посольство знатных древлян было сожжено в бане, пока они мылись, готовясь к встрече с княгиней.
3-я месть: Княгиня с небольшой свитой пришла в земли древлян, чтобы, как обычно, отпраздновать пир на могиле мужа. Напоив древлян во время пира, Ольга приказала их срубить. Летопись сообщает о 5 тысячах убитых древлян.
4-я месть: В 946 году Ольга пошла в поход на древлян с войском. Согласно Новгородской Первой летописи, киевская дружина победила в бою древлян. Ольга прошлась по древлянской земле, установила дани и подати, а потом вернулась в Киев. В «Повести временных лет» летописец сделал вставку в текст Начального уложения об осаде древлянской столицы Искоростень. Согласно «Повести временных лет», после неудачной осады летом Ольга сожгла город с помощью птиц, к которым приказала привязать зажигательные средства. Часть защитников Искоростня была перебита, остальные покорились.
Царствование княгини Ольги
После расправы с древлянами Ольга г. стала править Киевской Русью до века Святослава, но и после этого оставалась фактической правительницей, так как ее сын наиболее отсутствовал в военных походах.
Летопись свидетельствует о ее неутомимом «хождении» по русской земле с целью построения политической и экономической жизни страны. Ольга ушла в Новгородскую и Псковскую земли. Установил систему «кладбищ» — центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно собирались налоги; затем вокруг кладбищ стали строиться храмы.
Россия росла и крепла. Города строились в окружении каменных и дубовых стен. Сама княгиня жила за надежными стенами Вышгорода (первые каменные постройки Киева — городской дворец и дача Ольги), окруженная верной свитой. Внимательно следила за благоустройством подвластных Киеву земель — Новгородских, Псковских, расположенных по реке Десне и др.
Реформы княгини Ольги
В России Великая княгиня возводила церкви Николая и Софии в Киев, Благовещение Богородицы в Витебске. По преданию, на реке Пскове, где она родилась, она основала город Псков. В тех краях, на месте виденья с неба трех светоносных лучей, воздвигнут храм Святой Живоначальной Троицы.
Ольга пыталась обратить Святослава в христианство. Он сердился на мать за ее уговоры, боясь потерять уважение дружины, но «он и не думал слушать это; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только издевался над ним.
Летописи считают Святослава наследником на русском престоле сразу после смерти Игоря, поэтому дата начала его самостоятельного княжения достаточно условна. Внутреннее управление государством он доверил своей матери, находясь все время в военных походах против соседей Киевской Руси. В 968 г. печенеги впервые совершили набег на русскую землю. Вместе с детьми Святослава Ольга заперлась в Киеве. Вернувшись из Болгарии, он снял осаду и не хотел надолго оставаться в Киеве. Уже в следующем году он собирался уехать в Переяславец, но Ольга его удержала.
« Видишь ли, я болен; куда ты хочешь уйти от меня? “ Потому что она уже больна. И сказал: « Когда будешь меня хоронить, иди куда хочешь “ . Через три дня умерла Ольга (11 июля 969 г.), и сын ее, и внуки ее, и весь народ оплакивали ее великим плачем, и несли и хоронили ее в избранном месте, Ольга завещала отпевания не совершать ей пиры, как у священника, — он погребал блаженную Ольгу.
Святая княгиня Ольга
Место захоронения Ольги неизвестно. При Владимире ее стали почитать как святую. Об этом свидетельствует перенесение ее мощей в Десятинную церковь. Во время нашествия монголов мощи были спрятаны под сводом церкви.
В 1547 году Ольга была причислена к лику святых равноапостольной. Только 5 других святых женщин в христианской истории удостоились такой чести (Мария Магдалина, первомученица Фекла, мученица Апфия, императрица Елена и просветительница Грузии Нина).
День памяти святой Ольги (Елены) стали отмечать 11 июля. Почитается как покровительница вдов и новообращенных христиан.
Официальная канонизация (общецерковное прославление) происходила позже — до середины XIII в.
Примерная дата рождения Ольги — 894 год. Различные летописи не дают однозначного ответа о ее происхождении. Одни источники говорят, что Ольга (Хельга) происходит из рода скандинавских князей, другие говорят, что Ольга — дочь Вещего Олега. Летописец Нестор, написавший «Повесть временных лет», считает, что Ольга родилась в простой деревенской семье под Псковом.
По некоторым данным, князь Игорь, будущий муж Ольги, познакомился с ней во время похода, она помогла ему переплыть реку. Игорь увидел всю красоту и мудрость будущей княжны и привез ее в Киев. Позже Игорь женился на девушке. Летописцы отмечают, что на момент замужества Ольге только что исполнилось 12 лет.
Ольга показала себя не только как заботливая жена, но и как прекрасный правитель. В отсутствие Игоря, пока он был в походах, Ольга решала политические вопросы Киевского государства.
В 945 году Игорь был убит, и княгиня Ольга стала регентшей при малолетнем сыне Святославе. Чтобы урегулировать конфликт и захватить Киевскую Русь, древляне прислали к Ольге 20 мужей, с предложением выйти замуж за князя Мала. Согласно летописи, все они были погребены заживо.
Позже Ольга сама обратилась к древлянам с просьбой прислать к ней 20 мужей, чтобы ее встретили с почетом на древлянской земле. Однако приехавших мужей запирали в бане и сжигали. Это была вторая месть Ольги древлянам за смерть мужа.
Военный поход княгини против древлян не увенчался успехом. Несмотря на то, что многие города были захвачены, город Коростень осадить не удалось. Однако, потребовав дань с каждого двора за тройку голубей и воробьев, она привязала к их лапам трут, и город был охвачен огнем.
Отомстив, Ольга занялась внутренней политикой государства. При ней была преобразована налоговая реформа, заключавшаяся в том, что теперь «погосты» (области) должны были платить «уроки» (фиксированную дань).
Внешняя политика Ольги также показала ее мудрость. Бизнес с другими государствами велся не через военные походы, а через дипломатию. Дружеские отношения были заключены с Византией и Германией.
Сношения с другими государствами, в частности с Византией, показали Ольге, что существует другая истинная религия, в отличие от язычества — христианство. В 957 году Ольга приняла христианство и получила имя Елена. Очарованный красотой Ольги, император Византии хотел взять ее в жены, но киевская княгиня сумела отказаться, не оскорбив чувств императора.
Ольга пыталась обратить сына в православие, но ее попытки были тщетны, Святослав остался язычником. По мнению историков, Святослав боялся возмущения своей дружины и именно поэтому отказался принять христианство.
Несмотря на это, крещение Ольги произвело неизгладимое впечатление на ее внука Владимира, который в 988 году крестил не только себя, но и всю Киевскую Русь.
Однако Ольга не дожила до этого события, она умерла в 969 году. И только в середине 16 века Киевская княгиня Ольга была признана святой.
3, 4, 6 класс для детей и школьников с интересными фактами
Интересные факты и даты из жизни
Княгиня Ольга стала править Древнерусским государством после трагической гибели мужа, князя Игоря Киевского, жестоко расправлялся с древлянами за самоуправство в сборе дани.
Молодое государство, собранное Вещим Олегом, представляло собой подчиненные его мечу отдельные земли, где проживали различные восточнославянские, финно-угорские и другие племена. Их дань Киеву формально означала, что в России сформировалась новая политическая система власти, но еще не сложился механизм взаимодействия центра с отдельными территориями. Киевская Русь 10 века занимала огромное пространство, где многими волостями управляли местные князья, хотя и признававшие верховную власть Киева, но продолжавшие жить по своим законам.
Став правительницей при юном наследнике Святославе, Ольга смогла заставить княжескую дружину во главе с могущественным воеводой Свенельдом служить себе. С его помощью она жестоко подавила восстание древлян, уничтожив практически всю родовую элиту и старейшин этого племени. Показав силу центральной власти, она сделала обход своих земель и занялась их «устроением». Организация Ольгой погостов для сбора дани и установление ею «уроков» — определенного размера платежей с населения — стали первым проявлением института государственной власти как таковой.
Правление Ольги резко отличалось от предыдущих: летописные рассказы о царствовании Вещего Олега и князя Игоря наполнены сообщениями о завоеваниях и многочисленных войнах. Ольга придерживалась миролюбивой внешней политики. В ее время на Русской земле царили тишина и покой. Совершив поход к древлянам, княгиня занялась внутренним обустройством страны. Государство получило мирную передышку почти на двадцать лет, что способствовало его экономическому укреплению. Приняв святое крещение в Константинополе, княгиня Ольга стала «предвестницей христианства» на Руси. Ее попытки распространения Православия в собственной стране не увенчались успехом, но подготовили почву для последующего крещения всей Русской земли.
ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ
945 Убийство князя Игоря древлянами. Начало правления Ольги в Киевской Руси.
946 весна — Прибытие древлянских послов в Киев с намерением сватать Ольгу за князя Мала. Расправа Ольги с древлянским посольством.
946 лето — Приезд в Киев к Ольге «лучших мужей» Древлянской земли. Сожжение древлянских сватов по приказу Ольги.
946 конец лета — Третья месть Ольги древлянам. Убийство представителей древлянских родов во время панихиды по Игорю.
946 Поход киевского войска во главе с воеводой Свенельдом вместе с княгиней Ольгой и князем Святославом на древлянскую землю. Осада, взятие и сожжение Искоростена. Убийство городских старейшин. Конец войны с древлянами. Возложение на них «дани тяжелой».
947 Объезд княгиней Ольгой волостей Киевской Руси. Устройство погостов и стойбищ для сбора дани в бассейне Меты и Луги и по Днепру и Десне. Определение фиксированного размера дани с подчиненных племен.
Середина X века Расселение половцев в степях Причерноморья и Кавказа.
Середина 10 века Присоединение к Киевскому княжеству земли Тиверцы.
Середина X века Отделение Полоцкого княжества.
Середина 10 века Первое упоминание в летописи Вышгород — город севернее Киева.
2 пол 10 век Образование Владимиро-Волынского княжества.
954 Участие византийцев (вместе с русскими) в битве при Аль-Хадасе.
955 Летописная ссылка на путешествие Ольги в Константинополь. Принятие киевской княгиней Ольгой крещения (с именем Елена).
957 9 сентября — Прием княгини Ольги в Константинополе византийским императором Константином VII Багрянородным.
959 осень — Сообщение немецкой хроники о посольстве княгини Ольги к немецкому королю Оттону I с просьбой прислать в русскую землю католического епископа.
Она была первой женщиной, ставшей правительницей одного из крупнейших, на тот момент, государств — Киевской Руси. Месть этой женщины была ужасной, а правление суровым. Принцессу восприняли неоднозначно. Кто-то считал ее мудрой, кто-то жестокой и хитрой, а кто-то настоящей святой. Княгиня Ольга вошла в историю как создательница государственной культуры Киевской Руси, как первая правительница, принявшая крещение, как первая русская святая..
Княгиня Ольга прославилась после трагической гибели мужа
Еще совсем юной девушкой Ольга стала женой великого князя киевского Игоря. Согласно легенде, их первая встреча была довольно необычной. Однажды молодой князь, желавший переплыть реку, позвал с берега человека, плывущего к нему в лодке. Он увидел свой эскорт только после того, как они отплыли. К удивлению принца, перед ним сидела девушка, притом невероятной красоты. Поддавшись чувствам, Игорь стал склонять ее к порочным поступкам. Между тем, поняв его мысли, девушка напомнила князю о чести правителя, который должен быть достойным примером для своих подданных. Пристыженный словами девицы, Игорь отказался от своих намерений. Заметив ум и целомудрие девушки, он расстался с ней, сохранив в памяти ее слова и образ. Когда пришло время выбирать невесту, ни одна из киевских красавиц не пришлась ему по сердцу. Вспомнив незнакомку с лодкой, Игорь послал за ней своего опекуна Олега. Так Ольга стала женой Игоря и русской принцессой.
Однако о принцессе стало известно только после трагической гибели мужа. Вскоре после рождения сына Святослава князь Игорь был казнен. Он стал первым правителем в истории России, погибшим от рук народа, возмущенного неоднократным сбором дани. Наследнику престола было в то время всего три года, поэтому фактически вся власть перешла в руки Ольги. Она правила Киевской Русью до совершеннолетия Святослава, но и после этого в реальности княгиня оставалась правительницей, так как ее сын большую часть времени отсутствовал в военных походах.
Получив власть, Ольга безжалостно отомстила древлянам
Первым делом она безжалостно отомстила древлянам, виновным в гибели ее мужа. Делая вид, что она согласна на новый брак с князем древлян, Ольга расправилась с их старейшинами, а затем подчинила себе весь народ. В своей мести принцесса использовала любые методы. Заманив древлян в нужное ей место, по ее приказу киевляне заживо закопали их, сожгли и кровожадно победили в бою. И только после того, как Ольга закончила свою резню, она стала управлять Киевской Русью.
Княгиня Ольга — первая русская женщина, официально принявшая христианство.
Княгиня Ольга основные силы направила на внутреннюю политику, которую пыталась осуществить дипломатическими методами. Путешествуя по русским землям, она подавляла восстания мелких местных князей и провела ряд важных реформ. Важнейшей из них была административно-налоговая реформа. Другими словами, она создала центры торговли и обмена, в которых упорядоченно собирались налоги. Финансовая система стала прочной опорой княжеской власти в далеких от Киева землях. Благодаря княжению Ольги оборонительная мощь Руси значительно возросла. Вокруг городов выросли крепкие стены, были установлены первые государственные границы России — на западе, с Польшей.
Княгиня укрепила международные связи с Германией и Византией, а отношения с Грецией открыли для Ольги новый взгляд на христианскую веру. В 954 году княгиня с целью религиозного паломничества и дипломатической миссии отправилась в Константинополь, где была с почетом принята императором Константином VII Багрянородным.
Прежде чем решиться на крещение, принцесса два года знакомилась с азами христианской веры. Посещая богослужения, она поражалась величию храмов и собранных в них святынь. Княгиня Ольга, получившая при крещении имя Елена, стала первой женщиной, официально принявшей христианство на языческой Руси. По возвращении она приказала построить храмы на кладбищах. За время своего правления великая княгиня возвела храмы Николая и Софии в Киеве, Благовещения Богородицы в Витебске. По ее указу был построен город Псков, где воздвигнут храм Святой Живоначальной Троицы. Согласно легенде, место будущего храма ей указали сходящие с неба лучи.
Крещение княгини Ольги не привело к установлению христианства на Руси
Княгиня пыталась ввести христианство в своего сына. Несмотря на то, что многие дворяне уже приняли новую веру, Святослав остался верен язычеству. Крещение княгини Ольги не привело к утверждению христианства на Руси. Но ее внук, будущий князь Владимир, продолжил дело обожаемой бабушки. Именно он стал крестителем Руси и основал в Киеве храм Успения Пресвятой Богородицы, куда перенес мощи святых и Ольги.