Римская мифология — презентация онлайн
РИМСКАЯ МИФОЛОГИЯ
лекция
Основными источниками римских мифов
являются Энеида Вергилия (I век до н.э.) и
первые несколько книг истории Ливия.
Другими важными источниками
являются Фасты (Календарь) Овидия,
шеститомная книга стихотворений,
структурированных под римский
религиозный календарь, и четвёртая
книга элегий Проперция. Сцены из римских
мифов появляются также в римской настенной
живописи, на монетах и в скульптуре, в частности,
на рельефах.
Мифы об основании Рима
Троянский царевич Эней (сын
Афродиты) женился на Лавинии, дочери
царя Латина, легендарного предка
латинян, от имени которого и произошло
название племени. Именно они через
запутанную ревизионистами генеалогию
являются предками Ромула и Рема. В
более широком понимании, троянцы
были приняты в качестве мифических
предков народа Рима.
Когда греки по предложению
хитроумного Одиссея, придумавшего
деревянного коня, проникли в Трою и
принялись избивать ее жителей, Эней,
увидевший, что война проиграна,
взвалил своего старого отца Анхиса на
плечи и увел сына Аскания и жену Креусу
из обреченного края. С собой он унес
также священные образы Пенат — боговхранителей города, вместе со статуей
Афины Паллады.
Федерико Бароччи «Бегство Энея из Трои», 1598
Батони Помпео Джироламо «Бегство Энея из Трои», 18 в.
• Достигнув близстоящей горы Ида, Эней
основал там новое поселение, но пробыл в
нем не долго, отплыв с флотом из двадцати
кораблей по направлению к Делосу, где хотел
узнать у оракула Аполлона о своем будущем.
Ему было дано указание отправиться на
поиски страны — прародительницы троянцев,
и герой решил отправится на Крит, остров, где
родился Тевкр, один из самых ранних
троянских царей.
Во время плавания, ночью, ему явились
Пенаты, повелевшие Энею плыть дальше, в
Италию, на древнюю родину троянского
народа.
Пенаты. Древнеримское изображение
Статуэтки ларов из дома Золотого Купидона в Помпеях. 1 в. н. э.
Ян Брейгель Младший «Эней и Сивилла в Царстве мертвых», 1630 г.
Эней поплыл в сторону Эсперии,
западного Средиземноморья, и на
этом пути ему встретились множество
трудностей и препятствий. Ужасный
шторм вынес его прямо к
Строфадским островам (Ионическое море),
где все продовольствие истощенного
экипажа было съедено гарпиями,
чудовищными птицами с женскими
головами.
Франс Перье «Энея атакуют гарпии», 17 век
Гарпия, средневековое изображение
Следующей стоянкой стал Эпир, где путешественники
повстречались с Геленом, одним из троянских царевичей,
женившимся на вдове Гектора Андромахе. Гелен, обладая
даром предвидения, знал о грядущем падении Трои и
добровольно перешел на сторону греков (или, по некоторым
мифам, был взят в плен) и сбежал из осажденного города.
(Как говорится, «вовремя предать, это — предвидеть». Стоит ли
удивляться падению Трои, если у нее были такие
защитники?).
Выйдя в Ионическое море, Эней и его спутники
отправились к восточному побережью южной Италии, но там
у них произошло столкновение с греческими поселенцами.
Тогда мореплаватели решили поплыть к западному
побережью, обогнув всю Сицилию из-за опасного
Мессинского пролива, который «контролировала» со стороны
Калабрийского побережья Сцилла, а со стороны Сицилии Харибда.
• На Сицилии Эней и его люди встретили
теплый прием, и именно на этом острове
престарелый Анхис, ослабленный тяжким
путешествием, скончался и был похоронен
Энеем в городе Дрепанон (современный
Трипани).
Когда Эней опять вышел в открытое море,
страшный шторм разметал его небольшой
флот. Корабль героя был отброшен к Ливии,
где он повстречал прекрасную финикийскую
царевну Дидону, правившую в основанном
ею Карфагене.
Доссо Досси Дидона
Пьер Нарсис Герен. Эней и Дидона, 1815.
Франсуа де Троя. Пир Дидоны и Энея, 1704
А после пира отправились Дидона и Эней со своими приближенными на
охоту.
Филиппо Фалькиаторе. Охота Дидоны и Энея, 1750
Томас Виллебортс Босхарт Дидона и Эней в пещере, 1646
И кто мог помешать их любви? Только
боги. Ибо были у богов большие планы
на Энея, готовили они ему великую
судьбу.
Однажды ночью пришел к Энею бог
Меркурий, вестник богов, и отдал ему
приказ покинуть Карфаген и плыть со
своими людьми дальше.
Не посмел Эней ослушаться богов. С
разбитым сердцем пришел он к Дидоне,
чтобы сообщить о своем отъезде.
Клод Лоррен Прощание Энея с Дидоной в Карфагене, 1675-1676
Гверчино. Смерть Дидоны, 1631
Джованни Баттиста Тьеполо. Смерть Дидоны, середина 18 века
Рубенс Смерть
Дидоны, 1635-1638
Через много месяцев пристали
корабли Энея к берегам Латины,
где и был основан вечный город
Рим.
Ведь именно Эней был
легендарным предком
основателей Рима Ромула и Рема.
Да, боги были правы. Они
готовили ему славную судьбу.
Когда Эней захотел узнать больше о судьбах своих
потомков, то сивилла предложила ему посетить
загробный мир. Вместе с прорицательницей они
спустились в загробный мир, где встретили Анхиса. Тот
показал своему сыну души ещё не родившихся потомков,
вплоть до Октавиана Августа. Также Энею предсказали,
что город будет основан там, где он увидит белую
свинью с тридцатью поросятами, а также там, где
троянцы съедят собственные столы.
Вскоре, когда троянцы сошли на берег в царстве Латина,
они испекли лепёшки и разложили их на свежесорванных
листьях сельдерея. Сначала они съели лепёшки, а затем
закусили сельдереем, тем самым выполнив часть
пророчества. Одновременно с этим, Асканий увидел
огромную белую свинью с выводком из тридцати поросят.
Эней, увидев исполнение пророчества, отправил послов к
царю Латину.
Латин принял троянцев весьма дружелюбно.
Эней (высадка со спутниками в Лации)
Карта скитаний Энея, согласно Вергилию
После смерти Латина Эней, как зять
последнего, становится царём объединённого
народа аборигенов и троянцев — латинов. Во
время войны Эней погибает, а царство наследует
Асканий, который основывает новый город
Альба-Лонгу, куда и переселяет латинов.
Логическое завершение мифа относительно
жизни Энея содержится в
«Метаморфозах» Овидия. Венера уговорила
своего отца Юпитера принять её сына в пантеон.
После проведения соответствующего ритуала
Эней превращается в божество, которого римляне
назвали Индигетом.
Венера посещает своего сына, 5 в.
Основание Рима
Ромул и Рем (Romulus и Remus) были
внуками законного рекса Альба-Лонги,
Нумитора.
Но их деда сверг младший брат — Амулий.
Убить брата он не захотел, но от его детей
избавился. Племянник тирана таинственно
исчез во время охоты — так никогда и не
нашли. А дочь Нумитора, Рею Сильвию,
заставили стать жрицей богини Весты —
весталкой. Если весталку заставали с
мужчиной, ее закапывали живой.
Казалось бы, Амулий может не опасаться
появления наследников Нумитора. Но
вмешались боги. Сам бог войны Марс явился
Рее Сильвии в священной роще. На пятом
году своего служения женщина родила двух
близнецов.
Возникла очень не простая ситуация.
Весталку надо убить страшной смертью. Но
ведь ее принудили силой стать весталкой.
Она родила двух детей. Но ведь этого хотел
сам бог Марс! Наверное, боги не приняли
жертвы весталки.
Рубенс Марс и Рея Сильвия, 1617
Рубенс Ромул, Рем и волчица, 1616.
• Амулий поступил половинчато — скорее всего,
казнить племянницу он и не мог, даже если
хотел. Он только бросил ее в тюрьму, а детей
приказал положить в корзинку и пустить корзину
по Тибру. По другой версии, он велел утопить
обоих детей, но его приказ не выполнили: Тибр
разлился, корзину пустили по воде.
• Постепенно воды спали, и корзину с детьми
прибило к подножию Палатинского холма. На
водопой бежала волчица, выкармливавшая
детенышей в пещере на склоне холма. По одной
версии, она унесла детей в свое логово, под
большой смоковницей, и там вскармливала
молоком.
В начале IX века от н. э. на склоне холма Палатина в Риме нашли
скульптуру волчицы. Великолепная работа изображает волчицу в
натуральную величину, высотой порядка 75 см. Никто не сомневался —
это и есть статуя знаменитой капитолийской волчицы! Тем более что
Цицерон упоминает, как в позолоченную волчицу ударила молния, а у
знаменитой скульптуры как раз повреждена лапа.
Скульптуру датировали V веком до н. э., а авторство приписывали
этрускам, даже конкретно этрусскому мастеру Веллу. Поколения
восхищались мастерством этрусков, верностью натуре, художественной
силой скульптуры. Уже в XV веке мастер Антонио дель Поллайоло добавил
к скульптуре волчицы скульптурки сосущих ее младенцев Ромула и Рема.
Ведь мы знаем, что на Форуме стояла именно такая скульптура — с
Ромулом и Ремом! Оставалось только «восстановить» изображение. А в
2006 году исследовательница Анна Мария Карруба впервые обратила
внимание на то, что волчица вылита из цельного куска бронзы. Древние
римляне, равно как и этруски, такой техники не знали, она появилась
гораздо позже. После этого провели радиоизотопный анализ, который
показал — волчица не древнее XIII века.
• Волчице помогали дятел и чибис. Уже много
позже детей нашел в лесу царский пастух
Фаустул. Они и его жена Акка Ларенция недавно
потеряли своего сына и взяли к себе близнецов.
• По другой версии, Фаустул нашел близнецов тут
же, на берегу Тибра. Волчица только успела их
покормить и вылизать языком. В этом случае не
очень понятно, где росла смоковница и при чем
тут дятел и чибис.
• С Аккой Ларенцией тоже все не так просто.
Ларенция — в буквальном переводе «мать
ларов», то есть богов — хранителей домашнего
очага. А ведь Рем и Ромул считались ларами
города Рима.
Миньяр Н. Пастух Фаустул приносит Ромула и Рема своей жена, 1654
• Еще на большие размышления наводит то, что
латинское слово lupa «волчица» имеет переносное
значение: «блудница», или проще — «потаскуха».
«Иные считают, что Ларенция звалась среди пастухов
«волчицей», потому что отдавалась любому, —
рассказывает Тит Ливий, — Отсюда и рассказ о
чудесном спасении».
• Впоследствии смоковница была у римлян священным
деревом, волк — священным животным, а дятел и
чибис — священными птицами. Сложность в том, что
эти животные, растения и птицы были священными
уже у этрусков и у большинства племен италиков. Так
что не легенда сделала их священными, а легенда
сложилась именно так благодаря священным
существам.
• Вот яркий пример того, как древние мифы
дополняются современными, входят в жизнь людей
других эпох.
Когда Ромул и Рем выросли, они
вернулись в Альба-Лонгу, где узнали
тайну своего происхождения. Они
убили Амулия и восстановили на
троне своего деда Нумитора. Спустя
четыре года, по воле своего деда,
Ромул и Рем отправились к Тибру
искать место для основания новой
колонии Альба-Лонга.
По легенде, Рем выбрал низменность
между Палатинским и Капитолийским
холмами, но Ромул настаивал на том, чтобы
основать город на Палатинском холме.
Обращение к знамениям не помогло,
вспыхнула ссора, в ходе которой Ромул убил
своего брата. Раскаявшись в убийстве Рема,
Ромул основал город, которому дал своё имя
(лат. Roma), и стал его царём. Датой основания
города считается 21 апреля 753 года до н. э.
(когда вокруг Палатинского холма плугом была
проведена первая борозда). По средневековой
легенде, сыном Рема — Сением был основан
город Сиена.
Основание Рима. Фреска Аннибале Карраччи, 1589—1592
Дом Ромула на Палантине
Похищение сабинянок
По рассказам римских историков, Рим был заселён одними
только мужчинами; соседние племена не хотели выдавать
своих дочерей замуж за бедное население Рима.
Тогда Ромул устроил праздник консуалий (в честь бога
Конса – бог-смотритель запасов зерна, подземных
хранилищ силоса, также отвечавший за посев зерновых
культур.) и пригласил соседей. Те явились со своими
семействами. Во время праздника римляне неожиданно
бросились на безоружных и похитили у них девушек.
Возмущённые соседи начали войну. Римляне
разбили латинян, напавших на Рим. Гораздо труднее была
война с сабинянами, которые потеряли особенно много
женщин. При помощи дочери начальника капитолийской
крепости Тарпеи сабиняне завладели Капитолием. Борьба
продолжалась очень долго. Сабиняне под начальством
царя Тита Тация наконец одолели римлян и обратили их в
бегство.
Ромул взывал к богам и обещал построить
храм Юпитеру Статору (Стабилизатору), если он
остановит бегущих. В эту решительную минуту
сабинские женщины, привязавшиеся уже к своим
римским мужьям и имеющие от них детей, с
распущенными волосами и в разорванных одеждах
бросились между сражавшимися и стали умолять их
прекратить битву.
Сабиняне согласились, и был заключён вечный мир, по
которому два народа соединились в одно государство
под верховным главенством Тита Тация и Ромула.
Римляне должны были носить, кроме своего имени,
ещё сабинское название — квириты. Религия
становилась общая.
Таким образом, женщины спасли Рим. В память об этом
Ромул учредил праздник Матурналий и дал женщинам,
свободно рожденным, много почётных прав.
Копия статуи Джамболоньи, 1583 «Похищение сабинянок», Лоджия
Ланци, Флоренция
Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами.
Картина Жака-Луи Давида, 1799 год
́ а Помпи́лий (Numa Pompilius) —
Нум
полулегендарный царь Рима (второй
по счёту). Правил с 715 по 673/672
годы до н. э.
Ему приписывается упорядочение
календаря, учреждение жреческих и
ремесленных коллегий, религиозных
культов и празднеств Агоналий (игры
в честь Януса).
Нума Помпилий учредил общий пантеон главных римских
богов, порядок их почитания, положил начало правового
регулирования религиозной жизни, которое позже
разовьется в идею существования двух видов права (фас –
божественное право, юс – человеческое), основал
культы Ромула, Термина (бог границ), Фидеса (бог мира и
честности), ввел в обиход религиозный календарь.
Также учредил важнейшие жреческие коллегии:
– понтификов – четырех верховных понтификов во главе
с Великим понтификом, в чье ведение входило управление
всей религиозной жизнью Рима, наблюдение за частными и
общественными богослужениями, контроль над
остальными жрецами;
– авгуров – жрецов, отвечающих за предсказание будущего
по полету птиц;
– весталок – жриц богини Весты (божество домашнего
очага и огня), в обязанность которых входило поддержание
священного огня в храме, жертвоприношения и культовая
деятельность;
– салиев – жрецов Марса, обслуживающих культ этого бога и
устраивающих мартовские торжественные шествия в его
честь с песнопениями и танцами;
– фециалов – жрецов, обязанных освящать религиозными
обрядами объявление войны (в этом случае она считалась
священной и справедливой) и заключение мира;
– фламинов – трех старших жрецов, обслуживающих культы
Юпитера, Квирина и Марса, и 12 плебейских жрецов,
обслуживающих народные культы Вулкана (бог огня и
кузнечного дела), Флоры (богиня цветов, юности и
удовольствия), Помоны (богиня плодов), Карменты (богиня
прорицательства) и т. д.
Все коллегии были подотчетны и подконтрольны
царю, сенату и народному собранию. Коллегия
понтификов избиралась сенатом и народным
собранием, члены всех остальных коллегий –
понтификами. Жреческие должности соответствовали
крупным государственным должностям, были весьма
почетны и прибыльны.
Капитолийская триада – Юпитер, Юнона, Минерва
Янус (Agonius) считался богом всех
совершавшихся событий и покровителем
всех человеческих начинаний; возможно
от названия приносимого в жертву
животного, которое, вместо «pecus»,
называлось «agonia». Считается также,
что название вошло в употребление из-за
того, что совершавший
жертвоприношение приступал к
закланию не иначе, как обратившись к
«царю»: — Agone? (приступать?).
Двуликий бог взирал на мир глазами старца и отрока
одновременно. Взор юноши проникал в будущее, а
глаза старика хранили знания прошедших лет. Все что
начиналось и кончалось удачно, было заслугой
удивительного божества. Первый месяц года
называется январем именно в честь Януса, так как это
«вход» года, начало цикла. В этом месяце несли в
храмы жертву — белого быка, стараясь всячески
задобрить покровителя.
Янусу поклонялись и пели гимны, когда начиналась
война. В его храмах давали присягу новички, идущие на
смерть. Ворота святилищ открывали, лишь только на
горизонте появлялся враг, и закрывали, когда
восстанавливался мир.
По некоторым поверьям числам, счету месяцев и лет
люди научились у Януса. На его ладонях стоят римские
цифры, соответствующие количеству дней в году. А едва
родившийся ребенок начинал исчисление своей жизни
под покровительством всемогущего бога.
Древнеримская Фортуна, или,
соответственно, древнегреческая
Тюхе (Fortuna, греч. Τύχη) — богиня
случая и удачи. Ее изображали
различным образом: то с рогом
изобилия как дарующую счастье; то с
рулем как руководительницу судеб;
то с шаром в знак переменчивости
счастья. Тюхе причисляли иногда к
мойрам.
Сальватор Роза Аллегория «Фортуна», 1658.
«Юпитер и Фетида» — Жан Огюст Доминик Энгр, 1811
Нимфа Фетида молит Юпитера (Зевса)
спасти своего сына Ахиллеса от смерит в
Троянской войне, но Юпитер
непоколебим, так как было предсказано,
что сын Фетиды свергнет отца. Он
приказывает выйти ей замуж на
эгинского царевича Пелея, чтобы он
считался отцом Ахилла.
Свадьба Фетиды с Пелеем — Корнелис Корнелиссен, 1592-1593 (Музей Франса
Халса)
Мифические существа (по Плинию Старшему)
Блеммии — вымышленная раса человекоподобных существ,
у которых нет головы, а глаза и рот расположены на груди
Кентавры — народ диких смертных существ с головой и
торсом человека на теле лошади
Фавны — козлоногие лесные божества
Вакханки — спутницы бога вина Вакха
Наяды — нимфы-воплощения источников
Дриады — нимфы лесов
Ореады — нимфы гор
Напеи — нимфы долин и полей
Лимониады — нимфы полян и лугов
Небулы — нимфы облаков
Ауры — духи ветра
Вентусы — духи шторма
Карпои — духи зерна
Рубенс Вакх, 1638/40
Бюст императора Вителлия, I г. н. э.
Рубенс Вакханалия, 1615
Пуссен Вакханалия 1634/35
Картина Дидона основательница Карфагена (картина)
Кто автор: Уильям Тёрнер
Как называется картина: Дидона, основательница Карфагена
Доп. информация (Год создания картины, чем написана, на чем написана и какие матералы использовались, размеры и где сейчас хранится картина):
- В каком году написана(когда): в 1815
- Оригинальное название картины на английском: Dido building Carthage, or the rise of the Carthaginian Empire
- Холст, масло.
- 155,5 на 230 см.
- Национальная галерея
Описание картины «Дидона, основательница Карфагена (картина)»
«Дидона, основоположница Карфагена» по другому «Дидона при основании Карфагена, либо Расцвет Карфагенской империи» (англ. Dido building Carthage, or the rise of the Carthaginian Empire) — картина Уильяма Тёрнера, написанная в 1815 году. С 1856 года хранится в Государственной галерее.
Сюжет
Сюжет взят из «Энеиды» Вергилия. Дидона, сестра Пигмалиона, царя тирийцев, и супруга Сихея, бежала в Ливию после того, как потерпела поражение в борьбе за власть. Тут, согласно легенде, она основала город Карфаген. Тёрнер нередко обращался к традиционным сюжетам, а история Дидоны и Энея была одной из возлюбленных: уже перед самой гибелью он окончил четыре картины на данную тему.
В «Дидоне» более много отражён идеалистический подход к отображению мира в искусстве, сформировавшийся у художника под воздействием Рейнолдса, лекции которого Тёрнер посещал в Царской академии.
Верный своим убеждениям, что живописное произведение должно нести заряд назидательности, живописец противопоставляет кипение жизни городка и погибель — в правой части картины изображена гробница Сихея .
Отплытие королевы Савской, Клод Лоррен, 1648
Непременно воздействие исторического пейзажа Лоррена «Отплытие королевы Савской», который произвёл неизменное воспоминание на Тёрнера ещё в 1799 году.
Лицезрев это полотно, принадлежавшее лондонскому собирателю Энгерстайну, живописец расплакался. На расспросы владельца Тёрнер воскрикнул: «Это поэтому, что я никогда не смогу нарисовать чего-нибудть схожее!». Живописец, считавший «Дидону» своим шедевром, в первой редакции собственного завещания поставил условие, чтоб его тело завернули в картину перед тем, как опустить в могилу. Но Тёрнер изменил завещание после замечания душеприказчика, что завещание будет исполнено, но тело здесь же вытащат, чтоб возвратить полотно. Тёрнер постоянно отвечал отказом на все предложения реализовать «Дидону». Он завещал картину Государственной галерее с условием, чтоб она экспонировалась рядом с «Отплытием королевы Савской».Может быть, что необыкновенное свечение солнца, изображённое на полотне, — итог наблюдений Тёрнером световых эффектов, порождённых извержением индонезийского вулкана Тамбора. В апреле 1815 года в итоге этой природной катастрофы в атмосферу было выброшено более 100 кубических км пепла.
Другие материалы в этой категории: « Картина Динарий кесаря (картина Тициана) Картина Диана и Каллисто (картина Тициана) »
Наверх
Выставочные залы
Художники России
Зарубежные художники
Пейзаж с Асканием, стреляющим в оленя Сильвии
- Введение Пейзаж с Асканием, стреляющим в оленя Сильвии
- Сюжет и композиция
- Фигуры
- Критическая оценка
- Pro Продажа и цены
- Примечания
- Ссылки
- Далее чтение
Дорогой Wikiwand AI, давайте будем краткими, просто ответив на эти ключевые вопросы:
Можете ли вы перечислить основные факты и статистические данные о пейзаже с асканиусом, стреляющим в оленя Сильвии?
Кратко изложите эту статью для 10-летнего ребенка
ПОКАЗАТЬ ВСЕ ВОПРОСЫ
Пейзаж с Асканием, стреляющим в оленя Сильвии эээ, традиционно просто «Клод» на английском языке), художник из герцогства Лотарингия, который провел свою карьеру в Риме. Он был написан в Риме для принца Лоренцо Онофрио Колонна (1637–1689), самого важного покровителя Клода в последние годы его жизни, и сейчас находится в Эшмоловском музее в Оксфорде. Он подписан, датирован годом и подписан предметом (в центре внизу), как Клод иногда делал со своими менее распространенными предметами.
Пейзаж с Асканием, стреляющим в оленя Сильвии , Эшмолейский музей Вид на Карфаген с Дидоной и Энеем , 1676, Кунстхалле, ГамбургЭто была последняя картина Клода, и, возможно, она не совсем закончена; поэтому он не появляется в Liber Veritatis , где он делал рисунки для записи своих законченных работ. Дата его рождения неизвестна, но когда он написал ее, ему было не меньше семидесяти, а возможно, и 82 года. Это была подвеска к его картине, законченной шестью годами ранее, Вид на Карфаген с Дидоной и Энеем
На картине изображена сцена из книги 7, стихи 483–499, эпической поэмы Вергилия Энеида . Сын Энея Асканий стреляет в оленя, который является домашним питомцем Сильвии, дочери «Тиррея, главного следопыта латийского царя» (перевод Джона Драйдена), провоцируя войну с Лацио за будущее место Рима. В рассказе Вирджила более 16 строк, большинство из которых описывает близость отношений между Сильвией и оленем. Показан момент неподвижности, когда Асканий прицеливается, а олень, слишком доверяющий своему особому статусу, смотрит на него. Как только стрела будет выпущена, безмятежный прибрежный пейзаж, простирающийся за ними, очень быстро будет нарушен войной, которую продолжает описывать Вергилий.
Необычно для Клода, небо затянуто грозовыми тучами, а деревья наклонены ветром, дующим слева.[6] Сложный храм коринфского ордера уже давно разрушается. На первый взгляд это, в сцене до основания Рима, является анахронизмом, который был бы очевиден даже в 17 веке, но он отражает состояние, до которого древнеримские памятники были доведены во времена Клода. Таким образом, картина охватывает всю траекторию римской цивилизации на протяжении всей истории, от ее начала до конца, и населяет идеализированный пейзаж времен Клода фигурами из ее ранней истории.
Выставка: «Клод Лоррен: Зачарованный пейзаж»
Из Эшмола:
Клод Лоррен: Зачарованный пейзаж
Эшмоловский музей искусства и археологии, Оксфорд, 6 октября 2011 г. — 8 января 2 012
Штедель Музей, Франкфурт, 3 февраля — 6 мая 2012 г.
Куратор Джон Уайтли
Клод Лоррен, «Пейзаж с Асканием, стреляющим в оленя Сильвии», 1682 г. (Оксфорд: Музей Эшмола)
Главной выставкой Эшмола этой осенью станет выставка Клод Лоррен: Зачарованный пейзаж , заново открывающая отца европейской пейзажной живописи Клода Желле (ок. 1600–1682), или Клода Лоррена, как он наиболее известен.
В сотрудничестве с Музеем Штеделя во Франкфурте выставка объединит 140 работ из международных коллекций, созданных в разные периоды творчества художника. Объединяя «пары» картин Клода и проводя всесторонний обзор его работ в различных средствах массовой информации, выставка предлагает новое исследование его методов работы, раскрывая нетрадиционную сторону Клода, которая ранее была малоизвестна.
Родившийся во Франции, Клод впервые отправился в Италию в возрасте 13 или 14 лет, а в 1627 году поселился в Риме на всю оставшуюся жизнь. Декорации его великих композиций были основаны на его исследованиях древних руин и холмистой местности. долины Тибра и римской Кампаньи. Умение Клода с помощью кисти передать свое видение сельской местности и величие естественного света снискало ему восхищение современников прежде всего как «живописцу-натуралисту». Именно его фирменное обращение с классическим пейзажем и литературой произвело впечатление на поколения художников и коллекционеров и сделало его имя синонимом великой пейзажной живописи.
ISBN: 9781848220928, $80
Культ Клода, возникший в 18-м и 19-м веках и начатый британскими «гранд-туристами», оставил глубокий след в нашей истории и ландшафте. Английские загородные дома хорошо снабжены как оригиналами Клода, так и копиями. Отвечая на аристократический вкус и моду, дизайнеры, такие как Кэпэбилидж Браун, Генри Хоар и Уильям Кент, воспроизвели его идеальные виды в парковых зонах великих домов от Бленхеймского дворца, Рушам-хауса и Стоу до Стоурхеда и Чатсуорта. Рисунки Клода с не меньшим энтузиазмом собирали английские ценители, в результате свыше 40% его рисунков сейчас находятся в Британском музее. Влияние Клода на более поздних художников проявляется в работах Гейнсборо, Тернера и Констебла, которые описали его как «самого совершенного пейзажиста, которого когда-либо видел мир».
Менее известная сторона Клода — эксцентричность его графики. Клод Лоррен: Зачарованный пейзаж будет представлено 13 картин наряду с соответствующими рисунками и гравюрами из международных и частных коллекций, а также из собственных обширных запасов Эшмола. Клод был увлеченным художником-графиком. Он рисовал не только ради познания мира природы, но и потому, что рисование было само по себе удовольствием. Многие из его рисунков были сделаны как самостоятельные произведения искусства. При жизни слава Клода быстро росла. Для защиты от подделок он сделал копии своих картин в книге Liber Veritatis ( Книга Истины ), которая к моменту его смерти содержала 200 рисунков. Книга также дала ему набор идей, которые он мог повторно использовать при необходимости. Хотя всего он сделал всего 40 гравюр, все из которых выставлены на обозрение, он серьезно интересовался гравюрой. Как и в случае с его рисунками, его основным направлением было изучение потенциала среды. Его исключительная техника — живописный стиль кисти и туши, воспроизводящий естественные эффекты, — была новинкой в современной гравюре. Захватывающая серия «Фейерверк», состоящая из десяти офортов, сделанных в течение недели фейерверков в Риме, иллюстрирует его экспериментальный стиль и будет представлена вместе на выставке Эшмола.
В отличие от современников, имевших академическое образование, стиль и художественный процесс Клода были для него уникальными. Он часто работал с существующими материалами, переходя от одной картины к другой в процессе вариаций и комбинаций. Его зарисовочные экскурсии дали ему набор мотивов, включая деревья, холмы, реки и античные руины, которые стали постоянными аксессуарами в его картинах. Группы рисунков переносились из одной композиции в другую. Пейзажи, как и сценические декорации, вывозились для повторного использования с другим набором персонажей. В других местах он разрезал композиции на две части или увеличивал их отдельными листами. Иногда он брал выброшенный этюд и добавлял детали, чтобы сделать его законченным произведением искусства, часто с необычными результатами.
Клод также был первым художником, который специализировался на рисовании пар. Примерно половина его композиций была создана как сопутствующие произведения, самыми ранними из которых, представленными здесь, являются Пейзаж с судом Париса и Вид на побережье (оба 1633 г. ). Идея пар также встречается среди его гравюр. Хотя многие из его пар демонстрируют композиционное соответствие, контраст играл не менее важную роль, чем сходство. Часто аркадский пейзаж сочетается с видом на море или утренняя сцена с вечерней обстановкой. Пары не всегда исполнялись одновременно: его самая последняя картина, великая девятка Эшмола.0060 Асканий и олень Сильвии (1682 г.) был сделан через 5 лет после своего компаньона, Прощание Энея с Дидоной в Карфагене (1676 г.), сейчас в Гамбурге.
Клод Лоррен: Зачарованный пейзаж выставит некоторые из величайших шедевров Клода, работы, которые сделали его искусство знакомым и любимым. Размещая их рядом с его графическим искусством и исследуя его уникальные методы работы, выставка стремится раскрыть неизведанное измерение одного из самых известных имен западного канона.
«Искусство Клода узнаваемо почти всеми нами, даже если мы менее знакомы с его именем, и эта важная выставка вновь познакомит нас с одним из величайших художников всех времен». Доктор Джон Уайтли, куратор выставки и старший помощник хранителя западного искусства, Ашмоловский музей.
Каталог: Мартин Соннабенд, Джон Уайтли и Кристиан Румелин, Клод Лоррен: Зачарованный пейзаж (Лондон: Lund Humphries, 2011), 200 страниц, ISBN: 9781848220928, 80 долларов.
◊ ◊ ◊ ◊ ◊
ВЫБОРНАЯ ПРОГРАММА
Колин Харрисон (старший помощник вратаря Западного искусства, Эшмоловский музей), Клод, Уилсон, Тернер
Суббота, 12 ноября, 11:00
Клод Пейзажи оказали глубокое влияние на британских художников 18 и 19 веков. Эта лекция посвящена его давнему вдохновению, наиболее ярко выраженному в работах Ричарда Уилсона (1714–1782) и Дж. М. У. Тернера (1775–1851).
Майкл Кларк (Директор Шотландской национальной галереи), Возвращение в Аркадию – Непреходящее наследие Клода
Среда, 16 ноября, 2:00
Общепризнанный основоположник европейской пейзажной традиции, Клод Лоррен вызывал восхищение многих великих европейских художников, особенно Констебля и Тернера.